Рыцарские и не рыцарские доспехи Венского императорского арсенала

61
Собрав же за ними оружие и сняв доспехи с врагов…
Вторая книга Маккавейская 8:27)


Военные музеи Европы. Мы продолжаем знакомиться с коллекцией доспехов и оружия, выставленных в Венском императорском арсенале, и сегодня у нас опять будут доспехи «эпохи заката». То есть те, что появились после 1500 года. Но на этот раз мы познакомимся с доспехами парадными (главным образом) и лишь отчасти с боевыми, теми, что пришли на смену доспехам рыцарей. Ну а закат в развитии доспехов и доспешного ремесла наступил, когда они достигли максимального совершенства. Вот только толку от этого совершенства стало немного. Пули мушкетов, ядра и картечь не оставили рыцарству шансов на выживание. Ведь вся рыцарская наука строилась вокруг рыцарского же оружия – причем копье и меч считались в рыцарском арсенале оружием наиглавнейшим. Но пятиметровые пики швейцарцев и ландскнехтов оказались длиннее царских копий, а прорубиться через них всаднику мечом было чем-то и области фантастики. Другое дело, что можно было стрелять в этих пехотинцев из пистолетов и аркебуз. Но… такая тактика сразу же изменила все требования предъявлявшийся к кавалеристу. Виртуозом он мог теперь и не быть. Достаточно было умения держаться в седле, скакать по полю боя и кое-как стрелять по врагу по команде. Но таких воинов можно было набрать за куда более низкую плату, чем отряд рыцарей-копейщиков. А раз так, то рыцарей очень быстро на полях сражений заменили опять же латники, да, латы еще могли послужить, но рыцарями эти всадники уже не являлись – земли и замков не имели, на турнирах не сражались, а доспехи у них были, как и оружие, не свои. Им все это выдавали вместе с жалованием.




Парадные доспехи эрцгерцога Фердинанда II Тирольского (1529-1595). Были изготовлены по случаю свадьбы эрцгерцога Фердинанда II с Анной Катериной Гонзага в 1582 году (изображены в «Свадебном кодексе» Фердинанда II (инв. №: KK_5270). Записаны в инвентарной книге замка Амбрас (1596 г.). Открытый шлем бургиньот украшен драконом и покрыт изнутри оригинальной подкладкой из красного атласа. Наплечники в виде чеканных львиных голов, которые позолочены. Присутствуют декоративные элементы римских доспехов. В этих доспехах эрцгерцог Фердинанд мог вообразить себя, скажем, героем Троянской войны, или даже легендарным прародителем Рима Энеем. Мастер-изготовитель: Якоб Топф (1573 – 1597 гг. Инсбрук). Материалы и технологии: «белое железо», травление, позолота, чернь, медь, бархат, атлас, серебряная парча

Доспехи по моде


Командиры – те, да, происходили из дворян, принадлежали к старой феодальной знати и могли позволить себе приобретать доспехи, сделанные на заказ. Однако и они стали сильно отличаться конструктивно от доспехов предшествующего времени. Так, уже в 1550 году появляются кирасы с раздельными набедренниками до колен. Нагрудник же кирасы удлинился и превратился в «гусиное брюхо» (что поделаешь, мода есть мода!), хотя на многих доспехах талия на уровне поясницы сохранялась.


Типичный парадный доспех с круглым щитом для несения придворной службы.


Около 1580 года появляются набедренные щитки округлой формы, и все потому, что под ними стали носить короткие, но округлые по форме и вдобавок жесткие штаны. Появляются «доспехи под античность», с рельефной мускулатурой на кирасе, но просуществовали они недолго (хотя память по себе в музеях и оставили!), и уже около 1590 года исчезли.


Проще всего было доспехи позолотить! Вот, например, доспех императора Максимилиан I. (1459 – 1519 гг.), изготовленные доспешником Франческо да Мерате (1480 – 1508 гг.). Материал: железо, сусальное золото, латунь, кожа. Высота 184 см. Вес доспеха — 34,6 кг. Вид спереди



Этот же доспех – вид сзади. Кстати, перед нами типичные миланские доспехи конца XV – начала XVI в.


«Железные костюмы»


Интересно, что все в том же XVI веке произошло очень забавное превращение рыцарских доспехов в… парадную одежду феодальной знати. Теперь в доспехах стали щеголять не только на турнирах, но и во дворцах. У дверей королевских покоев встала охрана в доспехах и с круглыми щитами в руках, потерявших уже всякий смысл, но зато очень красивых, доспехи стали средством капитализации, одним словом свое практическое значение они в это время полностью потеряли. Кстати, в той же Японии этот процесс запоздал ровно на 100 лет. Битва при Сэкигахаре в 1600 году стала рубежом между старой и новой Японией, где доспехи сделались своего рода парадной одеждой для церемоний во дворце сёгуна.


Полудоспех великого маршала литовского, князя Николая IV Радзивилла, по прозвищу Черный, 1555 г. Выполнены мастером Кунцем Лохнером (1510-1567 гг.)



А теперь посмотрим на фото этого доспеха из Венской оружейной палаты, и познакомимся с ним поподробнее. Изготовил их нюрнбергский платтнер Кунц Лохнер, один из самых известных мастеров этого крупного немецкого центра по производству оружия в середине XVI века, причем сделал два доспеха с очень похожей отделкой. Один из них попал к польскому королю Сигизмунду II Августу (1520-1572), последнему королю Ягеллону, и сейчас экспонируется в Оружейной палате в Стокгольме. Другой был сделан для Николая IV, Чёрного Радзивилла. Вся поверхность доспеха была украшена неизвестным художником-гравировщиком, который покрыл ее чрезвычайно красочным орнаментом с позолотой и черно-красной эмалью. Узор покрывает доспехи как ковер. Данный доспех мог служить полевым, турнирным и парадным одновременно, и он превосходит богатством отделки доспехи короля Сигизмунда II Августа не только богатством колористических деталей, но и большим количеством фигур. Это обстоятельство, вероятно, отражает реальные соотношения властей в Польше, поскольку Николай IV Радзивилл, которого называют Черным, был герцогом Несвезским и Оликским, принцем империи, великим канцлером и маршалом Литвы, воеводой Вильно и прочее, и прочее. То есть это был очень могущественный магнат Польши. Его доспехи выставлялись в Амбрасе, но там их часто путали с доспехами Николая Кристофа Радзивилла (1549-1616), сына Николая IV. Детали этого доспеха, находящиеся сейчас в Париже и Нью-Йорке, вероятно, были потеряны во время наполеоновских войн. Выставлен в зале №3. Материал: травленое железо, кожа, бархат

То есть главной теперь стала парадная функция рыцарского доспеха. На них исчез копейный крюк, и даже отверстия для его крепления делать перестали. Доспехи стали теперь только симметричными, поскольку защитная асимметрия была больше уже не нужна и, конечно, доспехи теперь начали исключительно богато украшать!


Нравятся мне вот такие доспехи «в лицах», особенно если лицо сделано очень хорошо. Перед нами доспех Филиппа II. Император Карл V заказал его в 1544 году как часть великолепного «Великого гарнитура» для своего сына Филиппа II Испанского. Доспех изготовили мастер Дезидериус Хельмшмидт и аугсбургский гравер Ульрих Хольцманн. Доспех очень тонко украшен широкими черными протравленными продольными полосами в виде узора из переплетенных завитков и листвы, который сопровождается узкими полосами, наведенными золотом. На доспехах выгравирована дата "1544". Известен как муж королевы Марии-католички, дочери Генриха VIII. После отречения отца в 1555 году, он стал его преемником в Нидерландах и Милане, а в 1556 году сделался королем Испании, Неаполя, Сицилии и «обеих Индий». В 1580 году он наконец-то стал еще и королем Португалии. Экспонируется доспех в зале №3. Изготовители: Дезидериус Хельмшмидт (1513 – 1579 гг, Аугсбург), Ульрих Хольцманн (травление) (в 1534 – 1562 гг, Аугсбург). Материалы и технологии: «белый металл», позолота, травление, чернь, латунь, кожа

Справа от него фигура в доспехах кавалериста пистольера с кирасой «гусиная грудь».

И состязались теперь не в том, кто лучше сделает доспех в смысле защищенности, а чей доспех будет богаче и более изысканно, в соответствии с требованиями моды, украшен. Ну и, конечно, декор доспехов тоже прошел определенный путь и тоже развивался.


Похожий на предыдущий доспех императора Максимилиана II. К сожалению, ни имя мастера, ни гравер, создавший прекрасную сине-золотую декорировку этого доспеха неизвестны. Известно лишь, что он был изготовлен около 1557 года. Металл окрашен в темно-синий цвет, золотой декор строго симметричного расположения. Образцом здесь явно послужил утонченный черный испанский придворный костюм с продольной золотой тесьмой. Экспонируется в зале №5

Генезис декора


Так, в 1510-1530 гг. появились первые по-настоящему парадные «костюмные доспехи» с прорезанными на них ажурными полосами. С точки зрения защиты — это вообще нонсенс – иметь на доспехах сквозные прорези, но зато через них очень красиво проглядывал красный или синий бархат надетого под них поддоспешного камзола. Соответственно рифленые доспехи украшают полосами гравировки, идущими вдоль желобков. В 1550 году в Аугсбурге делают первые доспехи, украшенные чеканкой. Входит в моду воронение доспехов. Сначала синеватое, на раскаленных углях, затем черное, когда металл обжигается в горячей золе, и наконец, коричневое, введенное в употребление миланскими оружейниками еще в 1530 году.


Еще один полудоспех с золочеными полосами


Самым простым способом превратить практически любые доспехи в парадные было их золочение. Применялись разные способы, но самым доступным было огневое золочение при помощи ртутной амальгамы. Золото растворяли в ртути, потом покрывали получившимся составом детали доспеха и нагревали. Золото прочно соединялось с железом, но пары ртути представляли немалую опасность для тех, кто применял этот метод. Кстати, очень красивые золоченые доспехи делал опять-таки миланский мастер Фиджино в 60-е годы XVI века. Другим способом золочения была плакировка: детали доспехов нагревали и покрывали золотой или серебряной фольгой, после чего разглаживали специальным «гладильником». Получалась прочное «золотое» покрытие. Причем, в Аугсбурге мастера применяли этот способ уже в 1510 году.


Бургиньот и щит из гарнитура в античном стиле. Изготовлены около 1560 года в Милане для Фердинанда II Тирольского. Стиль работы соответствует творчеству миланского оружейника Лусио Пиччино (около 1575 – 1595 гг., Милан). Материалы и технологии: полированная сталь, фольгированное серебрение и золочение, насечка золотом (в запаснике)


Тем временем полосы гравировки, идущие по доспехам вертикально, в 1560- 1570 гг. начиная с Франции становятся диагональными. А в Италии в 1575 году появляются вертикальные гравированные полосы, между которыми гравировалась сплошная узорчатая поверхность. Немецкие мастера в это же время придумали интересный способ отделки: покрывать вороненый металл воском и процарапывать по нему рисунок. Затем изделие мочили в уксусе и воронение с очищенных мест удалялось. Получался светлый рисунок на темно-синем, коричневом или черном фоне. Что было не слишком и трудоемко, но красиво.

Творения безудержной фантазии


Из смеси серебра, меди и свинца делалась так называемая чернь, которую сначала втирали в углубления доспехов, а потом их нагревали. Технология эта пришла в Европу с Востока, и применялась довольно широко, но вот именно в XVI веке ее стали использовать меньше. Зато в том же веке, причем с самого его начала, в Европе, и прежде всего в Толедо, Флоренции и Милане распространилась техника инкрустации. Тоже очень простая и вроде бы всем доступная технология. На поверхности доспеха делаются канавки в форме узоров, после чего в них вбивается золотая, серебряная или медная проволока. Затем изделие нагревается, отчего происходит прочное соединение проволоки с основой. Выступающую проволоку можно было сточить заподлицо, а можно оставить выступающей над поверхностью металла. Такой способ называется рельефным. А теперь представьте, что у нас в руках черные вороненые доспехи, которые мы инкрустируем (еще этот способ называется «насечкой») золотой проволокой, образующей на черной поверхности красивые узоры.


Доспех в римском стиле Франческо Мария I ди Джованни делла Ровере, герцога Урбино (1490 – 1538 гг.) Типичный стиль итальянского Ренессанса. Изготовлен известным миланским мастером-доспешником Филиппо Негроли около 1532 года. Шлем сделан в виде головы мавра с локонами и натуралистическими ушами, в которые можно даже подвесить серьги. Сам доспех – по сути представляет собой бригандину – из множества пластинок, нашитых (или наклепанных) на ткань или под ней, отчего снаружи на поверхности дорогой ткани могли быть видны головки заклепок. Мастер-изготовитель: Филиппо Негроли (около 1510 – 1579 гг., Милан)

Далее опять-таки выдумщики итальянцы ввели в моду кроме насечки еще и чеканку по железу и начиная с 1580 года стали выпускать удивительные по красоте чеканные позолоченные доспехи, украшенные еще и резьбой, и чернью. Наконец, 1600 году в Милане доспехи и щиты к ним начали украшать большими медальонами в венках из листьев и цветов, ну а в самих медальонах изображали и подвиги Геракла, и эротические сцены из «Декамерона», а то и свои собственные портреты (вернее портреты заказчиков доспехов), обычно в профиль.

Чем проще, тем лучше!


Доспехи для всадников тяжелой конницы – копейщиков, кирасиров и рейтаров, распространившихся опять-таки в середине XVI века, были подчас не легче рыцарских лат (у копейщиков легче!), а подчас даже и тяжелее, поскольку они часто имели дополнительные нагрудники на кирасу, чтобы предохранить себя от пуль при помощи… «разнесенной брони». Их тоже отделывали, но максимально просто – не полировали, а красили черной масляной краской и на этом все украшательство заканчивалось. Ну, а в следующую эпоху у всадников тяжелой кавалерии одни только кирасы и остались: либо черные, крашенные, либо полированные, металлические, хотя иной раз их даже специально носили под камзолом.


Сразу же после начала Тридцатилетней войны (1618-1648) эрцгерцог Леопольд V из Тироля приказал своему доспешнику Гансу Якобу Топфа из Инсбрука изготовить вот этот чрезвычайно тяжелый полудоспех, обеспечивший ему превосходную защиту во время осады в Шанцграбене. На нем есть следы от пуль: на шлеме, груди и спине, что подтверждает его высокие защитные качества. Но вот вес более 40 килограммов позволял находиться в нем даже тренированному человеку только в течение короткого времени. Экспонат находится в зале №8. Мастер-изготовитель: Ганс Якоб Топф (1605 – 1628 гг. Инсбрук). Материалы: железо синего воронения, сусальное золото, кожа, черный бархат


Похожий доспех, только с черной отделкой и шлемом, обтянутым черной тканью



Еще один доспех всадника латной кавалерии с отметкой от пули, работы мастера Франческо Диодо (1518 – 1592 гг.) Изготовлен около 1570/1580 гг. Находится в зале №8



Кстати, обтяжка тех же шлемов тканью практиковалась достаточно давно. Вот шлем саллет (салад, шаллер) середины XV века, как раз обтянутый тканью



В XVII веке латные перчатки достигли своего совершенства, потому, что всаднику теперь приходилось держать в руках пистолет и стрелять из него. Перед нами латные перчатки императора Леопольда I (1640-1705 гг.)


P. S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 сентября 2019 05:41
    Красиво !
    "..сиянье шапок этих медных, насквозь простреленных в бою..." В данном случае не пробитых конечно.
    А почему нет упомянутых сцен из Декамерона? Вам же никто теперь не поверит wink
  2. +4
    30 сентября 2019 06:24
    С большим интересом слежу за тем, как раскрываются рыцарские сокровища Венского арсенала.
    Автор искреннее спасибо!
    1. +6
      30 сентября 2019 06:49
      Будут еще материалы...Сейчас не могу даже сказать, сколько...
      1. +4
        30 сентября 2019 07:03
        Главное что будут. И даст Бог побольше.
        Присоединяюсь, спасибо Вячеслав Олегович hi
  3. +3
    30 сентября 2019 06:47
    Цитата: тлауикол
    А почему нет упомянутых сцен из Декамерона?

    Да уж... Но придется. Во-первых, это взято из материалов музея. Во-вторых, Вы только представьте, как приходится там работать. Немецкого не знаешь, русского аудиогида нет. И не около каждой фигуры он есть. Залов много. Фигур еще больше... Все снять физически невозможно. Снимать выборочно? Вопрос - что. Я же не знаю всех доспехов, всех мечей и всю их историю. Плюс жена и внучка, которым все это... не так интересно и которые тянут .в "свои залы". А потом время... Вот ты и мечешься туда-сюда, читаешь короткие подписи на англ.яз.Это уж я потом связался с сотрудниками Арсенала и договорился о помощи. А там на месте... какой Декамерон... Думалось только о том, как сфотографировать то, что можно без проблем. Мы с внучкой работали как одержимые там - вот оно как!
  4. +8
    30 сентября 2019 06:49
    Справа от него фигура в доспехах кавалериста пистольера с кирасой «гусиная грудь».
    Это доспех 3/4 для копейщика. Пистольеры не носили армэ - обзор никакой для стрельбы из пистолетов. Шлем чисто для копейной сшибки. За отсутствием на вооружении копья, на кирасе у пистольера не было фокра. По этой же причине (отсутствие копья, которое необходимо зажимать подмышкой, наплечники пистольера (как впрочем и кирасиров) были симметричны.
    Доспех в римском стиле Франческо Мария I ди Джованни делла Ровере, герцога Урбино (1490 – 1538 гг.) ... Сам доспех – по сути представляет собой бригандину – из множества пластинок, нашитых (или наклепанных) на ткань или под ней, отчего снаружи на поверхности дорогой ткани могли быть видны головки заклепок.
    Это вообще не бригандина. От слова совсем. Это корацена (на западный манер) или бехтерец (по восточному и по нашему) - то есть набор пластин с наложением, скрепленных между собой кольчужными кольцами.
    Для большинства читателей различать эти тонкости конечно фиолетово. Но у вас же куча статей и даже книга по доспешной тематике. Это как для офицера путать АКМ и М16, например. Или ПВОшнику путать типы ЗРК. Странно видеть такие огрехи в пределах собственной специализации. no
  5. +2
    30 сентября 2019 07:14
    Цитата: abrakadabre
    Странно видеть такие огрехи в пределах собственной специализации.

    Ничего странного. Просто иногда не видишь того, что снимаешь. Потом читаешь описание и оно... такое, как на подписи. А поскольку работы много, радуешься, что кто-то тебе ее облегчил. И просто переписываешь написанное. Вот и все. Потом оказывается, что за всеми нужно проверять... И за специалистами Арсенала и за собой тоже. А жить-то когда?
  6. +2
    30 сентября 2019 07:18
    Цитата: abrakadabre
    скрепленных между собой кольчужными кольцами.

    Сейчас на фото с увеличением посмотрел -да, кольца, да бахтерец, да... нет ни головок заклепок, ни ткани снаружи... Зато перевод точен абсолютно, не так ли?
  7. +1
    30 сентября 2019 08:54
    Вот интересно сколько по деньжатам стоит доспех. Не новодел,а именно работы старого мастера. Хотя скорей всего они по музеям стоят и не продаются. Может какие-нибудь отпрыски старых дворянских фамилий иногда распродают латы своих славных предков / а то и целые замки со всем имуществом.../ ? Вот было бы здорово--- купил графский замок,пошёл колодец копать , а там сокровище тамплиеров было прикопано. Т.с. Общак ... winked
    1. +4
      30 сентября 2019 09:27
      Как уже отмечал один из камрадов, новоделы тоже нехило стоят. Ценник на заказную авторскую работу доходит до 50 тысяч евро. В то время как стандартный доспех можно приобрести за 3-5 еврокосарей. Ирония, на мой взгляд, заключается в том, что соотношение цен на эксклюзивное изделие и ширпотреб за 500 лет не поменялось.
      PS. О, это золото тамплиеров - алчные фантазии Филиппа Красивого! laughing
      Вячеславу Олеговичу - благодарность за статью
      Виктору Николаевичу - благодарность за информацию о состоянии европейского рынка "реконструкторских услуг".
      1. +3
        30 сентября 2019 10:42
        Вот интересно сколько по деньжатам стоит доспех
        Вопрос сложный, так как разброс цен очень большой. Узнать цену уникальных экземпляров из музейных коллекций можно только в какой нибудь Huntington T. Block , где они застрахованы. Но сотрудники таких компаний не отличаются разговорчивостью.
        Цены на уникальные экземпляры не поддаются какому-то ранжированию. Это примерно как с брильянтами. До какого то веса цена за карат формируется рынком, а уникальные брильянты оцениваются совсем по другому.
        Для примера, "Steinmetz Pink" или "Pink Star", найденный в 1999 году и весящий 59,60 карата, оценивается в $71,2 млн, хотя цена карата на рынке - примерно 2500$.
        А вот Sancy, выставленный в Лувре, вес имеет близкий, 55,23 карата, а статус - бесценный.
        Еще надо учитывать, что доспехи продаются, чаще всего, как и другие предметы искусства, на аукционах и конечная цена может взлететь до небес.
        На немецком аукционе Hermann Historica в Мюнхене в прошлом году были выставлены германские турнирные доспехи XVI века и стартовая цена была 30 000$.
        А в декабре этого года в Брюсселе будет распродаваться коллекция известного немецкого скульптора и коллекционера Карстена Клингбейла. Один из предметов - миланский доспех XVI века мастера Pompeo Della Cesa.

        Стартовая цена - 300 000$. А какая будет конечная - узнаем в декабре.
    2. +6
      30 сентября 2019 10:14
      Цитата: Громобой
      а там сокровище тамплиеров было прикопано

      Скорее всего, никаких сокровищ тамплиеров в природе не существовало. Богатство тамплиеров составляли не груды золота, а, в основном, вексели, расписки и т.п. Золото, конечно, тоже было, но его запас, скорее всего, был весьма ограничен и рассредоточен по прецепториям.
      Давайте лучше мечтать, что вы купите графский замок, пойдете копать колодец, а там древняя крипта с огромным количеством прекрасно сохранившихся рукописей, хроник и иных документов, типа купчих, жалованных грамот и международных договоров, начиная с эпохи меровингов... Вот это было бы да... А золото тамплиеров - фигня. smile
    3. +1
      30 сентября 2019 18:42
      Громобой, у меня вопрос: зачем Вам колодец? В каждом замке были свои источники водоснабжения. Если мне не изменяет память, одна из башен Кремля называется "Колодезная" там находился колодец.
      1. +2
        30 сентября 2019 22:16
        Колодец находился в Тайницкой башне московского Кремля. Непосредственно Колодезная башня входит в ансамбль Ивангородской крепости и замка Карлштейн (Чехия).
  8. +5
    30 сентября 2019 10:31
    Цитата: Хозяин Трилобита
    там древняя крипта с огромным количеством прекрасно сохранившихся рукописей, хроник и иных документов, типа купчих, жалованных грамот и международных договоров, начиная с эпохи меровингов...

    Это было бы дороже любого золота!
  9. +5
    30 сентября 2019 11:19
    Цитата: Хозяин Трилобита
    сохранившихся рукописей, хроник и иных документов, типа купчих, жалованных грамот и международных договоров, начиная с эпохи меровингов...

    Сиречь, часть архива тамплиеров laughing
    На мой взгляд, архив любого городского прево гораздо интересней. Там судебные тяжбы, доносы, жалобы, уголовные дела, нормативные документы - в общем обыденная жизнь простых Хозяев Запада.
    1. +4
      30 сентября 2019 14:15
      Антон, а если , фантазировать так фантазировать,Вы найдете секретный архив гауляйтера Восточной Пруссии, где указано местонахождение "Янтарной комнаты"?
      Шутки шутками, архивы ВМВ и сейчас могут быть опаснее всех ядовитых тварей вместе взятых
      1. +3
        30 сентября 2019 14:42
        "Индиана Джонс и Янтарная комната"
        1. +2
          30 сентября 2019 17:01
          Не видел такого фильма
    2. +3
      30 сентября 2019 14:16
      Цитата: 3x3zsave
      обыденная жизнь простых Хозяев Запада

      Ну, не знаю...
      А давайте тогда лучше откопаем в каком-нибудь древнем монастыре свинцовый ящик битком набитый древнерусскими текстами с погодной летописью правления Рюрика, подробным описанием древних славянских языческих ритуалов времен Владимира Святого и личной перепиской князя Мстислава Великого со всеми европейскими дворами того времени. А обыденную жизнь простых русо-ариев будем изучать по берестяным грамотам, как это сейчас и делают... smile
      1. +2
        30 сентября 2019 14:40
        Давайте! Где копать будем? Я лопаты привезу.
        1. +4
          30 сентября 2019 15:22
          Может быть следующей осенью у меня на картофельном поле? feel Там наверняка чего-нибудь найдем. Лопаты и вилы у меня свои. Мешки и ящики для находок подготовлю.
          laughing
          Нет, все-таки моя крестьянская сущность во мне не умерла, происхождение дает о себе знать. laughing
          1. +2
            30 сентября 2019 15:52
            Предполагал такой ответ. drinks
            А вилы зачем? Картошку гуртовать? recourse laughing
            1. +2
              30 сентября 2019 16:07
              Цитата: 3x3zsave
              Предполагал такой ответ.

              Думал сначала предложить рыть нефтяную скважину, но мелкособственнические инстинкты возобладали над мечтой о глобальном обогащении. laughing Лучше синица в руке. smile
              А по поводу вил и лопат, так мы картошку испокон века именно вилами копали - удобнее. smile
              1. +3
                30 сентября 2019 17:00
                И мы вилами картошку копаем . Вот только в этом году урожая нет - жара
                1. +2
                  30 сентября 2019 20:41
                  Цитата: vladcub
                  в этом году урожая нет

                  Да, в этом не очень... Сухо было. Картошка мелкая. Моя бабушка в таких случаях говорила: "Не картошка, а бисер. Я такого бисера вам полпуда вы(с)еру"... smile
                  1. +1
                    1 октября 2019 01:20
                    Не повезло Вам с картошкой в этом году, а у нас на Рязанщине, как ни странно, достаточно крупная, пополам с мелочью. smile
                  2. +2
                    1 октября 2019 13:53
                    В прошлом году у меня пополам с улитками картошку обжирали, а в этом засуха. Уже думаю, а может завязать с картошкой? Здоровье уже не то и если посчитать то на то и выходит, что купить готовый, что вырастить. Когда молодой то ещё азарт, а сейчас.....
              2. +2
                30 сентября 2019 18:53
                Бабушка копала деревянным заступом (Владимирская обл.), родители - штыковой лопатой с отрезанным острием (Мурманская обл.)
                1. +1
                  1 октября 2019 13:55
                  У нас обычный лопатой копали , а потом перешли на вилы
              3. +1
                30 сентября 2019 19:14
                Цитата: Хозяин Трилобита
                мы картошку испокон века именно вилами копали - удобнее.

                А как по мне - лопатой удобней. Правда у нас почти все лопаты из нержавейки были, отполированные, к ним земля почти не прилипает, как по маслу копается. Из пяти штук одна осталась, все поворовали, гады. Больно хорошие они. Лопаты сами делали, штамп был. А вилами не люблю, из-за того, что картошка застревает в вилах часто.
          2. +4
            30 сентября 2019 18:52
            Антон, Михаил решил, чтобы Вы ему картофель выкопали. Скажет примерно так:"Антон, видишь это поле,оно в каких-то 5-7га,. где-то тут зарыто сокровище. Если найдешь то делим 5 на 5, а если одна картошка. Сварим котелок картошки"
            1. +3
              30 сентября 2019 19:24
              Зато мне дадут трилобита погладить!
              1. +1
                30 сентября 2019 20:58
                Цитата: 3x3zsave
                Зато мне дадут трилобита погладить!

                Если угостите его розовым лепесточком, он для вас даже панцирем пошуршит. smile
        2. +2
          30 сентября 2019 20:21
          3x3zsave
          Сегодня, 15:
          hi
          Копай-копай! Здесь его много.
          Прокурор! Только глубже копай.
          1. +1
            30 сентября 2019 21:21
            "И шуточку: "Даешь стране угля!"
            Мы чувствуем на собственных ладонях" (с)
      2. +4
        30 сентября 2019 16:55
        Михаил, Фоменко и Ко уже нашли эти документы. Так, что Вы опоздали
        1. +2
          30 сентября 2019 21:16
          Цитата: vladcub
          Фоменко и Ко уже нашли эти документы.

          Я думал у нас Чудинов по этой части - документы находить во всем, на что глаз упадет, даже в кучке на газоне... А эта банда, вроде, только толковательством занималась... Что, кушать стало нечего и они новые "источники" в псевдонаучный оборот вводят или как и раньше Велесову книгу полощут? laughing
          Нет, серьезно, у нас тут в последнее время с новохроноложцами как-то туговато, живем как на Камчатке в XVIII в. не в курсе всех новелл фольхисторической науки, а специально интересоваться, верите ли, как-то не тянет... Может вы случайно в курсе (простите за такие подозрения, не хочу вас обидеть), действительно есть новости по поводу древнего язычества от вышеуказанных деятелей или все-таки существенно продвинуть истинную патриотическую историю вперед пока не удается? laughing wassat
          1. +2
            1 октября 2019 13:40
            Михаил, Вы бы об этом в Самсонова спросили,у него есть такие интересы, а мы с Вами ретрограды это в лучшем случае, а в худшем мы злодеи.
  10. +4
    30 сентября 2019 13:42
    Цитата: 3x3zsave
    в общем обыденная жизнь простых Хозяев Запада.

    Проблема в знании языка!
    1. +2
      30 сентября 2019 14:13
      О, мы уже начали решать, что делать с внезапно свалившимся сокровищем! laughing
  11. +5
    30 сентября 2019 14:25
    "есть следы то пуль: на шлеме, груди и спине" ,видимо, эрцгерцог Леопольд 5 был человек не робкого десятка : тогдашние ружья не отличались дальнебойностью не более 100м. Выходит он был почти в эпицентре сражений?
    1. +3
      30 сентября 2019 15:52
      Видимо так.Одна отметина - это всегда клеймо, знак качества, что доспех прошел испытание и "вот смотрите, пуля его не пробила". Но много отметин - это всегда следы использования в бою.
      1. +3
        30 сентября 2019 16:00
        Цитата: kalibr
        Одна отметина - это всегда клеймо, знак качества

        О, Вячеслав Олегович, теперь вы у меня с языка сняли. smile
        Квиты. hi smile
    2. +4
      30 сентября 2019 15:52
      Часто следы пуль на доспехах являлись своеобразным знаком качества. Мастер после окончания работ, чтобы продемонстрировать качество доспеха стрелял в него - этакий ОТК. Покупатель видел след от пули, не пробившей доспех, и за свою драгоценную жизнь был более спокоен.
      А что касается Леопольда, то ведь это тот самый, что в 1613 г. согласился стать русским царем и, сложись обстоятельства чуть иначе, мог бы оказаться на русском престоле вместо Михаила Романова по приглашению князя Пожарского.
      Это к слову о том, что Романовы - ставленники Хозяев Запада. smile
  12. +1
    30 сентября 2019 15:05
    Шикарные изделия.
  13. 0
    30 сентября 2019 16:19
    Парадные доспехи потому такие приталеные и "худосочные", что под них не было необходимости надевать более плотную "подложку" ?
  14. +1
    30 сентября 2019 16:31
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Думал сначала предложить рыть нефтяную скважину, но мелкособственнические инстинкты возобладали над мечтой о глобальном обогащении. Лучше синица в руке.

    Мудрое решение, а то бы еще нефтепровод до Киришей пришлось строить.
  15. +1
    30 сентября 2019 16:32
    спасибо большое автору, прочитал и просмотрел всё с большим интересом, буду ждать следующей статьи
  16. +1
    30 сентября 2019 18:04
    Именно. В них не сражались. Поэтому одежды надевали самый минимум. Железо это же термос. Ветер не освежает, обмена воздуха нет... Сам находишься в помещении либо следуешь в кавалькаде за королем...
    1. -1
      30 сентября 2019 19:48
      Цитата: kalibr
      Поэтому одежды надевали самый минимум. Железо это же термос

      Вы это серьезно написали? Это на югах его солнышко греет, а у нас такие доспехи не прижились почему то, предпочитали кольчугу несмотря на то, что она вся в дырках. Вы хоть погуглите, как термос устроен. Там вакуум. Сосуд Дьюара. Что то я не помню в доспехах вакуума. Вы в каком классе физику за углом скурили? crying
  17. +2
    30 сентября 2019 18:09
    Цитата: vladcub
    И мы вилами картошку копаем . Вот только в этом году урожая нет - жара

    А я закинул сажать картошку. Видимо земля неподходящая. Растут помидорки, перец, кабачки, капуста всех видов, зелень всякая... руккола там. Часть на земле, часть в теплицах с автоматической вентиляцией. И все растет, всего вдоволь. Некоторых овощей, сущеных и замороженных хватает на год от урожая до урожая.
  18. +1
    30 сентября 2019 18:11
    Цитата: 3x3zsave
    На мой взгляд, архив любого городского прево гораздо интересней. Там судебные тяжбы, доносы, жалобы, уголовные дела, нормативные документы

    Антон! Готовый сюжет для романа, а... а документы из известных Вам книг!!! Нашли ящик и... что дальше...
    1. +3
      30 сентября 2019 18:47
      Схема проста, Вячеслав Олегович, если нас интересуют знания, а не обогащение. Ящик - на оценку антикварам, после на любой антикварный аукцион. На вырученные деньги нанимаем специалистов по старофранцузскому (нужный язык подставить) объявляем мировому историческому сообществу об уникальном открытии, мимоходом получаем Нобелевку. Далее Вы едете осматривать Метрополитен-музей, а я (по незнанию английского) еду копать картошку к Михаилу.
      1. +1
        30 сентября 2019 22:04
        Дело за малым!
        1. +1
          30 сентября 2019 22:25
          Абсолютно верно! Нужно чтобы камрад "Громобой" прикупил какую развалюху.
  19. +1
    30 сентября 2019 18:30
    Коллеги, а вы заметили у кирасира" пистольеро"красный мешочек под поясом? Знаете,что это такое. Подобные мешочки"гуфики" просуществовали практически до начала 20 в. Мне интересно: они не мешали ползать, ведь , и тогда войнам приходилось ползать
    1. +1
      30 сентября 2019 22:32
      Знаете , что это такое?
      Конечно знаем. Это "пуш ап".
  20. +4
    30 сентября 2019 18:40
    Цитата: Astra wild
    Коллеги, а вы заметили у кирасира" пистольеро"красный мешочек под поясом? Знаете,что это такое. Подобные мешочки"гуфики" просуществовали практически до начала 20 в. Мне интересно: они не мешали ползать, ведь , и тогда войнам приходилось ползать

    Астра - не гуфик, а гульфик! И Позать он не мешал, потому, что тогда воины НЕ ПОЛЗАЛИ от слова СОВСЕМ. Прятаться от пуль и стрел считалось позором! Люди смело шли прямо на выстрелы, да еще и кричали, что предоставляют право первого выстрела противной стороне. Даже в франко-прусской войне офицеры гнали солдат в атаку цепями под барабан! Ползать начали только в ходе англо-бурской войны! А к этому времени уже были кальсоны и трусы на резинке!
  21. +3
    30 сентября 2019 18:42
    Цитата: kalibr
    у кирасира" пистольеро"красный мешочек под поясом

    Кстати, про эти мешочки будет отдельный материал. Готовится!
  22. 0
    1 октября 2019 14:21
    Цитата: мордвин 3
    Вы хоть погуглите, как термос устроен. Там вакуум. Сосуд Дьюара. Что то я не помню в доспехах вакуума. Вы в каком классе физику за углом скурили?

    Что ж Вы так серьезно ко всему относитесь,а? И посмеяться-то нельзя никак, сразу обвинения в том, что "скурил". Ох... Да пофигу мне, как термос устроен. В любом случае в доспехе из металла очень жарко, особенно, если под него всего надеть и... солнце.