Арса-Артания — древняя держава русов

Тайны древних русов. В средневековых восточных источниках неоднократно упоминается один из трёх центров русов, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород), держава русов — Арса-Арта-Артания. Попытки определить её расположение предпринимались неоднократно. География поиска при этом была широкой, включала всю Восточную Европу и доходила даже до Дании. Наиболее часто Арсу-Артанию размещают в землях Северо-Восточной Руси.


Арсания на карте Идриси (в крайнем левом кружке). Черное и Азовское моря сверху. Источник: https://ru.wikipedia.org/



Арса-Артания в арабских источниках


Арабский географ Абу Исхак аль-Истахри (X в.) отмечал (А. П. Новосельцев. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI‒IX вв. — В кн.: Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.):
«…русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба (считается, что это Киев – Автор), и он больше Булгара. И группа самая верхняя из них, называемая ас-Славийа (земля словен. – Авт.), и царь их в городе Салау (Слав, возможно предшественник Новгорода, Старая Ладога – Автор), и группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и окрестностей её. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо тамошние убивают всех чужеземцев, к ним приходящих. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах, и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их. …Вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов».


Багдадский географ и путешественник Ибн Хаукаль (X в.) фактически повторяет выше сказанное: «Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужестранцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою».

Географический трактат 982 года неизвестного персоязычного автора – «Худуд аль-алам», отмечает:
«Артаб — город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму».


Арабский географ Мухаммад аль-Идриси (XII в.) пишет:
«Город Арса некрасивый на укрепленной горе и расположен между Силаком и Кукианией, и что касается Арсы, то, согласно шейху ал-Хаукалго, никто из чужеземцев не входит туда, ибо там убивают всякого иноземца. И не позволяют они (жители Арсы) никому входить для торговли в свою страну. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов и черных лисиц и олово. И вывозят это оттуда торговцы из Кукианы».


Также аль-Идриси составил карту, на которой изображена и Арса.

Особенности Арсы-Руси. От Балтики до Кавказа


Можно выделить несколько особенностей Арсы. Очевидно, Арса – это «Руса-Русь». Это таинственность Арсы-Артании. Она решительно отгородилась от проникновения извне. Неудивительно, что некоторые исследователи стали искать Артанию на Балтике. На острове Руян располагался важнейший священный центр западных русов (ругов, руян). Храм западнорусского (венедского) бога Святовита (Световита). Здесь за столетия скопились огромные сокровища. Кроме того, остров был одним из важнейших торговых центров славян-русов. Храм охраняла особая дружина, состоявшая из лучших витязей-богатырей. И русы самым жестким образом отвечали на любые попытки проникновения на остров.

При этом Арса-Русь лежала в пределах досягаемости купцов. Сами русы вывозили меха и оружие. Однако эти товары поставлялись в страны Востока и из других русских земель, куда доступ иноземным торговцам был открыт. То есть экспорт этих товаров не мог породить столь суровые ограничения. А вот наличие важного святилища славян-русов могло. Либо здесь были разработки то ли свинца, то ли олова (олово и свинец по-арабски пишутся одинаково).

По карте аль-Идриси понятно, что загадочная Арса располагалась к западу от Волги-Итиля, что исключает рудники Урала. Также очевидно, что Арса-Артания располагалась восточнее Дона-Русии («Русская река»). На юге располагаются области Алания, часть Хазарии, Северного Кавказа (Дербент). Также южнее Арсы-Арты находится и горная система, которую можно отождествить с Главным Кавказским хребтом.

Известно, что на Кавказе добывали свинец, самые богатые рудники — месторождения Садона (Алания – Осетия). Месторождения Северного Кавказа кроме свинца, как правило, содержат и серебро. Тот же Садон своей славой обязан больше серебру, нежели свинцу. На Садоне серебро добывалось и в средневековье. Известия о разработке садонских серебряных руд ставят вопрос, не добывали ли серебро русы Арсы. О добыче серебра у русов сообщает ал-Масуди:
«Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному руднику, находящемуся в горе Банджгира, в земле Хорасана». О серебряном, а также золотом руднике русов упоминают и другие средневековые мусульманские авторы. Известны серебряные рудники русов были и Марко Поло (XIII в.): Росия большая страна на севере... На границе тут много труд­ных проходов и крепостей… Много у них серебряных руд; добывают они много серебра».



Поэтому было высказано предположение (В. В. Грицков. Киммерийский центр. Выпуск 3. Русы. Часть II. Исчезнувший материк. 1992.), что русы-арсы проживали в районе Северного Кавказа и были родственны аланским племенам (аланам-асам). И русы-арсы и аланы были потомками скифов, которые рядом исследователей считаются прямыми предками славян-русов. Они жили в этом регионе со времен Великой Скифии. О присутствии русов в этом регионе говорят и другие факты. Так среди войска хазарского кагана были русы-язычники. Позже главную роль в армии Хазарского каганата стали играть некие мусульманские наемники-арсии, которых Масуди выводит из окрестностей Хорезма. Восточные источники сообщают и о том, что среди русов были мусульмане (Как русы принимали ислам), которые были профессиональными воинами, и могли служить восточным владыкам. Возможно, что мусульманские воины кагана и были частью принявших ислам воинственных горцев русов-арсов, которые были связаны с Хорезмом не происхождением, а религией.

Тмутаракань или Рязань?


Вопрос о местоположении третьего русского рода вызвал в русской историографии многочисленные и противоречивые предположения. Во многом этот вопрос о трёх государственных центрах Руси был связан с другой проблемой – о происхождении Руси и русов (русских) вообще.

Так, авторы XIX столетия (Френ и др.) предполагали, что Артания — это Эрдзянь (мордовское племя эрзя), имя, сохранившееся в названии Арзамаса. Этой же точки зрения придерживался и Щеглов, считавший жителей Артании финским племенем, но Арту искавший не в Арзамасе, а в Рязани: ««Рязань — это славянская, ославяненная форма этого имени (Арзания). Перестановка букв, согласной наперед, гласной назад — дело обыкновенное у славян в таких случаях». Эту же точку зрения поддержал и великий исследователь русских летописей Шахматов (А. А. Шахматов. Древнейшие судьбы русского племени). Упоминание персидского историка и географа Гардизи XI в. о том, что «в стране славян есть город Вантит», дало повод Шахматову сблизить Вантит с вятичами и объявить Артанию как Рязань, важнейший город славянского племени вятичей. Кроме того, высказывалось мнение, что Артания – это Пермь.

Л. Нидерле предложил, что в слове «Артания» «р» стоит ошибочно вместо «н», и связал Арту-Артанию с именем «антов». Анты жили в IV – VII вв. в Северном Причерноморье, в междуречье Днепра и Днестра. Анты сформировали население Киевщины, Черниговщины и Полесья. Той же точки зрения придерживался и Б. А. Рыбаков. С именем антов связывал Артанию и Пархоменко, но он пошёл дальше, и высказал предположение, что Артания — это Тмутаракань. Ещё раньше эту же идею высказал и Иловайский (Д. Иловайский. Разыскания о начале Руси). Эта теория получила значительную поддержку, так как доказывала существование южного центра государственности русов и давность поселения славян в Подонско-Азовской области. Так эту идею поддерживали исследователи С. В. Юшков, А. И. Соболевский и др.

Некоторые данные позволяют назвать Рязанщину как минимум одним из центров Арсы-Артании. Археологические данные показывают, что Старая Рязань в IX— X вв. уже существовала как город и, следовательно, могла быть одним из центров Руси. Арабские авторы признавали вятичей одним из главных славянских племен. На территории племенного союза вятичей имеется много находок дирхемов (арабская серебряная монета). И эти находки сосредоточены по главной реке вятичей — Оке. Из Артании вывозили чёрных лис и олово — охота на «черных лис» производилась в Рязани еще в XV в., и вблизи Старой Рязани, в районе с. Бестужеве, найдены выходы оловянной руды, в древности разрабатывавшейся. Оловянные изделия известны из Маклаковских курганов этого района XII в.

Таким образом, Арса-Артания, как и Куявия и Славия, была славнорусской державой, созданной в IV в. н. э. Судя по всему, первоначально Артания состояла из нескольких княжеств и занимала большую территорию от Кубани, части Северного Кавказа на юге до Верхнего Поволжья (Рязанщина, земли вятичей), от Днепра на западе и Волги на востоке. В VIII веке Артания под давлением хазар распалась. Часть славян-русов стала частью населения Хазарии (Тайна Русской Хазарии). Очевидно, что некоторые государственные образования (княжества) Артании уцелели. Одно из них, по сообщениям восточных авторов, располагалось между Хазарией и Волжской Булгарией. Позднее, когда Рюрикович объединили Новгород (Славия) и Киев, часть Артании (включая Тмутараканское княжество и земли вятичей) также была включена в новую русскую державу.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти