Арса-Артания — древняя держава русов
Арса-Артания в арабских источниках
Арабский географ Абу Исхак аль-Истахри (X в.) отмечал (А. П. Новосельцев. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI‒IX вв. — В кн.: Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.):
Багдадский географ и путешественник Ибн Хаукаль (X в.) фактически повторяет выше сказанное: «Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужестранцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою».
Географический трактат 982 года неизвестного персоязычного автора – «Худуд аль-алам», отмечает:
Арабский географ Мухаммад аль-Идриси (XII в.) пишет:
Также аль-Идриси составил карту, на которой изображена и Арса.
Особенности Арсы-Руси. От Балтики до Кавказа
Можно выделить несколько особенностей Арсы. Очевидно, Арса – это «Руса-Русь». Это таинственность Арсы-Артании. Она решительно отгородилась от проникновения извне. Неудивительно, что некоторые исследователи стали искать Артанию на Балтике. На острове Руян располагался важнейший священный центр западных русов (ругов, руян). Храм западнорусского (венедского) бога Святовита (Световита). Здесь за столетия скопились огромные сокровища. Кроме того, остров был одним из важнейших торговых центров славян-русов. Храм охраняла особая дружина, состоявшая из лучших витязей-богатырей. И русы самым жестким образом отвечали на любые попытки проникновения на остров.
При этом Арса-Русь лежала в пределах досягаемости купцов. Сами русы вывозили меха и оружие. Однако эти товары поставлялись в страны Востока и из других русских земель, куда доступ иноземным торговцам был открыт. То есть экспорт этих товаров не мог породить столь суровые ограничения. А вот наличие важного святилища славян-русов могло. Либо здесь были разработки то ли свинца, то ли олова (олово и свинец по-арабски пишутся одинаково).
По карте аль-Идриси понятно, что загадочная Арса располагалась к западу от Волги-Итиля, что исключает рудники Урала. Также очевидно, что Арса-Артания располагалась восточнее Дона-Русии («Русская река»). На юге располагаются области Алания, часть Хазарии, Северного Кавказа (Дербент). Также южнее Арсы-Арты находится и горная система, которую можно отождествить с Главным Кавказским хребтом.
Известно, что на Кавказе добывали свинец, самые богатые рудники — месторождения Садона (Алания – Осетия). Месторождения Северного Кавказа кроме свинца, как правило, содержат и серебро. Тот же Садон своей славой обязан больше серебру, нежели свинцу. На Садоне серебро добывалось и в средневековье. Известия о разработке садонских серебряных руд ставят вопрос, не добывали ли серебро русы Арсы. О добыче серебра у русов сообщает ал-Масуди:
Поэтому было высказано предположение (В. В. Грицков. Киммерийский центр. Выпуск 3. Русы. Часть II. Исчезнувший материк. 1992.), что русы-арсы проживали в районе Северного Кавказа и были родственны аланским племенам (аланам-асам). И русы-арсы и аланы были потомками скифов, которые рядом исследователей считаются прямыми предками славян-русов. Они жили в этом регионе со времен Великой Скифии. О присутствии русов в этом регионе говорят и другие факты. Так среди войска хазарского кагана были русы-язычники. Позже главную роль в армии Хазарского каганата стали играть некие мусульманские наемники-арсии, которых Масуди выводит из окрестностей Хорезма. Восточные источники сообщают и о том, что среди русов были мусульмане (Как русы принимали ислам), которые были профессиональными воинами, и могли служить восточным владыкам. Возможно, что мусульманские воины кагана и были частью принявших ислам воинственных горцев русов-арсов, которые были связаны с Хорезмом не происхождением, а религией.
Тмутаракань или Рязань?
Вопрос о местоположении третьего русского рода вызвал в русской историографии многочисленные и противоречивые предположения. Во многом этот вопрос о трёх государственных центрах Руси был связан с другой проблемой – о происхождении Руси и русов (русских) вообще.
Так, авторы XIX столетия (Френ и др.) предполагали, что Артания — это Эрдзянь (мордовское племя эрзя), имя, сохранившееся в названии Арзамаса. Этой же точки зрения придерживался и Щеглов, считавший жителей Артании финским племенем, но Арту искавший не в Арзамасе, а в Рязани: ««Рязань — это славянская, ославяненная форма этого имени (Арзания). Перестановка букв, согласной наперед, гласной назад — дело обыкновенное у славян в таких случаях». Эту же точку зрения поддержал и великий исследователь русских летописей Шахматов (А. А. Шахматов. Древнейшие судьбы русского племени). Упоминание персидского историка и географа Гардизи XI в. о том, что «в стране славян есть город Вантит», дало повод Шахматову сблизить Вантит с вятичами и объявить Артанию как Рязань, важнейший город славянского племени вятичей. Кроме того, высказывалось мнение, что Артания – это Пермь.
Л. Нидерле предложил, что в слове «Артания» «р» стоит ошибочно вместо «н», и связал Арту-Артанию с именем «антов». Анты жили в IV – VII вв. в Северном Причерноморье, в междуречье Днепра и Днестра. Анты сформировали население Киевщины, Черниговщины и Полесья. Той же точки зрения придерживался и Б. А. Рыбаков. С именем антов связывал Артанию и Пархоменко, но он пошёл дальше, и высказал предположение, что Артания — это Тмутаракань. Ещё раньше эту же идею высказал и Иловайский (Д. Иловайский. Разыскания о начале Руси). Эта теория получила значительную поддержку, так как доказывала существование южного центра государственности русов и давность поселения славян в Подонско-Азовской области. Так эту идею поддерживали исследователи С. В. Юшков, А. И. Соболевский и др.
Некоторые данные позволяют назвать Рязанщину как минимум одним из центров Арсы-Артании. Археологические данные показывают, что Старая Рязань в IX— X вв. уже существовала как город и, следовательно, могла быть одним из центров Руси. Арабские авторы признавали вятичей одним из главных славянских племен. На территории племенного союза вятичей имеется много находок дирхемов (арабская серебряная монета). И эти находки сосредоточены по главной реке вятичей — Оке. Из Артании вывозили чёрных лис и олово — охота на «черных лис» производилась в Рязани еще в XV в., и вблизи Старой Рязани, в районе с. Бестужеве, найдены выходы оловянной руды, в древности разрабатывавшейся. Оловянные изделия известны из Маклаковских курганов этого района XII в.
Таким образом, Арса-Артания, как и Куявия и Славия, была славнорусской державой, созданной в IV в. н. э. Судя по всему, первоначально Артания состояла из нескольких княжеств и занимала большую территорию от Кубани, части Северного Кавказа на юге до Верхнего Поволжья (Рязанщина, земли вятичей), от Днепра на западе и Волги на востоке. В VIII веке Артания под давлением хазар распалась. Часть славян-русов стала частью населения Хазарии (Тайна Русской Хазарии). Очевидно, что некоторые государственные образования (княжества) Артании уцелели. Одно из них, по сообщениям восточных авторов, располагалось между Хазарией и Волжской Булгарией. Позднее, когда Рюрикович объединили Новгород (Славия) и Киев, часть Артании (включая Тмутараканское княжество и земли вятичей) также была включена в новую русскую державу.
Информация