Военное обозрение

БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр

70

БТР-60ПА на Красной площади


БТР-60 открыл новую страницу в создании колесных бронетранспортёров, став первой в мире серийной четырехосной боевой машиной в своем классе. Разработанный в 1956-1959 году БТР-60П стал прародителем многочисленных боевых машин, построенных на его базе, а также дальнейших модификаций БТР-70 и БТР-80, которые до сих пор остаются на вооружении российской армии и полиции. Всего за время серийного производства с 1960 по 1987 год на различных заводах было собрано от 10 до 25 тысяч БТР-60 всех модификаций.

История создания БТР-60


В 1950-е годы основным бронетранспортёром, находившимся на вооружении Советской Армии, являлся трехосный БТР-152, разработанный инженерами завода ЗИС на базе шасси грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Машина отличалась высокой надежностью, но у военных были к ней претензии. Данный бронетранспортёр не мог преодолевать широких траншей и рвов, а также отличался недостаточной проходимостью, его возможности по взаимодействию с танками на пересеченной местности были ограничены. Одной из попыток решения проблемы стали работы по совершенствованию БТР-152, который должен был получить новое шасси с равномерным расположением мостов, что считалось эффективным способом повышения проходимости. Такой БТР действительно был создан. Испытания опытной машины, известной под обозначением БТР-Э152В, проходили в начале 1957 года. Машина действительно продемонстрировала ощутимый прирост проходимости, но всплыла новая проблема с управляемостью.

Параллельно еще в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе приступили к работе по созданию нового БТР. Машина получила рабочее обозначение БТРП – бронированное транспортное средство плавающее. Создавая новый образец колесной бронетехники, разработчики рассчитывали обеспечить машине высокую проходимость, а также среднюю скорость, которая позволяла бы двигаться по пересеченной местности вместе с танками, используя проложенную танками колею. Исходя из этих требований, формировался и облик нового БТР, который должен был обладать большим дорожным просветом, танковой колеей, высокой удельной мощностью двигателя. Планировалось создать бронетранспортёр с таким клиренсом, чтобы контакт днища машины с грунтом был кратковременным и не препятствовал бы передвижению по местности. Одновременно конструкторы рассчитывали наделить новый БТР хорошими амфибийными свойствами: остойчивостью, ходкостью, непотопляемостью и управляемостью на водоемах.

БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр

Экспериментальный БТР-Э152В

Первый прототип новой боевой машины, созданный специалистами конструкторского бюро завода ГАЗ, получил обозначение ГАЗ-49 и был готов к середине 1958 года. Непосредственно работы над новой машиной возглавлял Владимир Алексеевич Дедков, который ранее уже зарекомендовал себя как создатель целой линейки советской бронетехники: БТР-40, БРДМ-1 и БРДМ-2. Созданный в Горьком (сегодня Нижний Новгород) бронетранспортёр отвечал всем требованиям военных. БТР был построен на полностью оригинальной колесной базе с четырьмя равнорасположенными по базе мостами. При этом конструкторы обратились к нетрадиционной для БТР компоновке. В передней части находилось отделение управление, далее следовало десантное отделение, а в корме был расположен моторно-трансмиссионный отсек.

От первых серийных образцов будущего БТР-60 прототип отличался установкой одного бензинового двигателя ГАЗ-40П максимальной мощностью всего 90 л.с. Всем было очевидно, что мощности двигателя явно недостаточно для машины с боевой массой 10 тонн. Однако попытка поставить на место карбюраторного двигателя ГАЗ-40П дизельный двигатель ЯАЗ-206Б, выдававший 205 л.с., оказалась неудачной – такая силовая установка выходила слишком тяжелой, а БТР получал значительный перевес на корму. Так как других подходящих отечественных двигателей в распоряжении конструкторов просто не было, выходом из сложившегося положения стала установка спарки из двух бензиновых двигателей ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями. Каждый из двигателей работал на два моста боевой машины. Оба двигателя разместили на единой раме, но сблокированы были не сами моторы, а лишь их приводы управления.

Модифицированный образец бронетранспортёра с двумя карбюраторными двигателями ГАЗ-40П был полностью готов к осени 1959 года. Здесь стоит отметить, что в это же время в Советском Союзе разрабатывались и другие БТР, проекты которых предлагали ЗИЛ, Алтайский тракторный завод, Мытищинский машиностроительный завод, а также СКБ Кутаисского автомобильного завода. Из разнообразия проектов военные выбрали именно ГАЗ-49, модель посчитали самой дешевой, простой, надежной и технологичной в производстве. БТР легко можно было серийно производить в больших количествах. Любопытно, что военным понравилось и решение с силовой установкой, которое внутренняя комиссия Минавтопрома открыто называла «безграмотным» и «авантюрным». Военных же в спарке двигателей радовал тот факт, что при выходе из строя одного из моторов бронетранспортёр сохранял способность двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч. В результате именно ГАЗ-49 был принят на вооружение Советской Армии. Соответствующий приказ Минобороны был подписан 13 ноября 1959 года. На вооружение новую боевую машину приняли под обозначением БТР-60П, где буква «П» означала «плавающий».


БТР-60П

Технические особенности бронетранспортёра БТР-60П


Созданный на оригинальной базе бронетранспортёр стал первым в мире серийным БТР на четырехосном шасси с колесной формулой 8х8 (все колеса ведущие). Особенностью новой советской боевой машины была нехарактерная для БТР компоновка с передним расположением отделения управления, средним – десантного отделения, в котором в зависимости от модификации могло свободно разместиться от 8 до 14 человек, и кормовым расположением МТО. При преодолении небольших водных преград на броне БТР мог перевезти еще до 10 бойцов, запаса плавучести хватало. Во всех модификациях экипаж боевой машины состоял из двух человек – механика-водителя и командира.

Силовая установка БТР-60 представляла собой спарку шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П, выдававших общую мощность 180 л.с. Двигатели позволяли мехводу разогнать БТР боевой массой 10 тонн до 80 км/ч по шоссе, на плаву – до 10 км/ч. Двигатели питались бензином Б-70, который заливался в два бака общей емкостью 290 литров. Запаса топлива хватало, чтобы преодолеть по шоссе до 500 км. Новое шасси обеспечивало машине легкое преодоление траншей и рвов шириной до двух метров.

Корпус БТР-60П сваривался из бронелистов толщиной от 5 до 9 мм, он обеспечивал машине весьма условное противопульное бронирование, даже несмотря на то, что многие бронелисты корпуса были расположены под хорошими углами наклона к вертикали. Корпус являлся несущим, его нижняя часть имела обтекаемую форму, а днище было плоским. На модели БТР-60П корпус был открытым сверху, на марше для защиты экипажа и десанта от непогоды можно было натянуть брезентовый тент, который входил в укладку бронетранспортёра. Десант размещался на деревянных поперечных скамьях, для облегчения покидания боевой машины в верхних частях борта располагались откидывающиеся в сторону дверцы. На версии БТР-60ПА в крыше появились два специальных прямоугольных люка для высадки десанта, а на БТР-60ПБ к ним добавились еще и два боковых люка. У такого варианта расположения десанта были очевидные недостатки. Покидать машину солдаты должны были через борта, оказываясь на высоте два метра под огнем противника, на БТР-60ПА ситуация усугубилась еще больше, так как люков стало всего два. При этом раненным солдатам выбраться из БТР и до этого было очень сложно, а с крышей над головой ситуация в этом плане только ухудшилась. На БТР-60ПБ проблема решилась за счет размещения бортовых люков, но только частично.


Солдаты ведут огонь по воздушной цели из БТР-60П

Основным вооружением бронетранспортёров моделей БТР-60П и БТР-60ПА был 7,62-мм пулемет СГБМ. На версии БТР-60П имелось три вертлюжных кронштейна, предназначенных под установку пулемета: лобовой (это основной вариант крепления), два боковых (на левом и правом борту). Боекомплект пулемета состоял из 1250 патронов. Специально для повышения кучности стрельбы в конструкцию СГБМ был введен плечевой упор. Десантники также могли вести огонь по противнику поверх бортов корпуса из личного оружия. Также в укладку БТР входил гранатомет РПГ-7, один автомат АКМ, 9 ручных гранат Ф-1, а также сигнальный пистолет.

Три основные модификации БТР-60


БТР-60 серийно выпускался в СССР с 1960 по 1987 год. С 1960 по 1976 год сборка осуществлялась в Горьком на родном заводе, а с 1976 года БТР выпускали только в Кургане на мощностях КЗКТ – Курганского завода колесных тягачей (передача части производства на КЗКТ началась уже в 1967 году). Также серийное производство лицензионной версии бронетранспортёра под обозначением TAB-71 осуществлялось в Румынии. Первая версия боевой машины, получившая обозначение БТР-60П, выпускалась в Горьком с 1960 по 1963 год. За это время работники ГАЗа собрали 2626 машин. Главным отличием данных бронетранспортёров было открытое сверху десантное отделение, в котором могли свободно разместиться 14 мотострелков.


БТР-60ПБ

Достаточно быстро на сцену вышла следующая модификация БТР-60ПА, основным отличием которой стало наличие крыши над десантным отделением и полностью закрытый корпус. Данная версия серийно выпускалась на заводе ГАЗ с июня 1963 года по 1966 год, за это время с конвейера завода сошли 2348 БТР-60ПА. При этом для сохранения боевой массы БТР на том же уровне численность десанта уменьшилась до 12 человек. К варианту с бронированной крышей военные перешли под влиянием боевых событий в Венгрии в 1956 году, уже тогда было решено выпускать часть БТР с закрытым десантным отделением. Но главной причиной была переориентация сухопутных войск в начале 1960-х годов на возможность действий в условиях применения противником тактического ядерного оружия. В условиях применения оружия массового поражения, действия стрелков, находившихся в открытом корпусе, признавались невозможными.

Самой массовой, узнаваемой и дошедшей до наших дней версией является БТР-60ПБ, который помимо полностью закрытого корпуса отличался наличием бронированной башни с мощным пулеметным вооружением. Боевая машина была создана на базе БТР-60ПА в период с 1962 по 1964 год и выпускалась вплоть до завершения серийного производства, оказавшись самым удачным представителем серии. БТР-60ПБ не только мог перевезти пехотное отделение, но и оказать ему в бою мощную огневую поддержку. При этом количество перевозимых десантников в очередной раз уменьшилось, на этот раз до 8 человек, один из них выполнял роль стрелка. Благодаря наличию полностью герметичного корпуса и установке специальной фильтро-вентилиционной установки обеспечивалась надежная защита экипажа и десанта от поражающих факторов ОМП.

От выпускавшихся ранее моделей БТР-60ПБ отличался улучшенной защитой (лоб корпуса держал бронебойную 7,62-мм пулю Б-32), наличием башенной установки и более мощным вооружением. В башне, которая была аналогична той, что ставилась на БРДМ-2, устанавливался крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ, спаренный с 7,62-мм пулеметом ПК. Наличие 14,5-мм пулемета позволяло бронетранспортёру вести огонь по целям на удалении до 2000 метров. На этой дистанции 14,5-мм патрон не оставлял шансов небронированной технике и некоторым образцам легкобронированной техники, а также обеспечивал поражение солдат и офицеров противника в любых средствах индивидуальной защиты, в том числе находящихся за легкими укрытиями.


БТР-60ПБ в наши дни

Разработанный в Горьком колесный бронетранспортёр должен был сначала дополнить, а в перспективе и заменить все советские БТР первого поколения, созданные в нашей стране в послевоенные годы. С этой задачей БТР-60 хорошо справился. В отличие от всех своих предшественников «Шестидесятый» получил новое оригинальное шасси с колесной формулой 8х8. Четырехосная машина отличалась высокой проходимостью и динамическими качествами, хорошей плавностью хода и быстро стала очень массовой. Следуя за танками, БТР мог легко преодолевать окопы, ряды траншей, различные рвы, а также водные преграды. БТР-60 активно поставлялся на экспорт, успев принять участие в арабо-израильских войнах, ирано-иракской войне и других конфликтах второй половины XX века. В десятках стран мира данные бронетранспортёры по-прежнему остаются на вооружении как армии, так и полицейских формирований.
Автор:
Статьи из этой серии:
M113. Самый массовый бронетранспортёр в истории
БТР-50П. По земле и по воде
Настоящий боевой автобус. БТР-152
БТР-40. Первый советский серийный бронетранспортёр
Самый массовый бронетранспортёр Второй мировой войны
Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»
Первый бронетранспортёр из Скандинавии. Terrangbil m/42 KP
Бронетранспортёр из «Шермана»
Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier
Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX
OT-64 SKOT. Бронетранспортёр, который превзошёл БТР-60
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 5 декабря 2019 18:14 Новый
    +8
    Культовая машина и, если честно, до того момента, как я познакомился с "кулибиными" с Острова Свободы, я считал, что БТР устарел и годен лишь для переплавки. Но кубинцы показали всему миру, что страничек ещё послужит в других ипостасях!
    1. ФЕОДОР
      ФЕОДОР 5 декабря 2019 18:42 Новый
      0
      Что такое -- страничек ? what
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 5 декабря 2019 19:04 Новый
        +10
        Проклятый Т9! Вообще то подразумевалось "старичек"!))
        1. ФЕОДОР
          ФЕОДОР 5 декабря 2019 19:05 Новый
          +2
          А ! Этот умеет ! И может .
        2. pro100y.belarus
          pro100y.belarus 7 декабря 2019 16:19 Новый
          0
          Вообще-то - "старичОк".
    2. Альф
      Альф 5 декабря 2019 20:12 Новый
      +3
      Цитата: Вождь краснокожих
      Но кубинцы показали всему миру,

      Вы еще евреев не видели, что они с любой техникой творят. Их как-то в одном журнале назвали-"признанные мастера модификаций и модернизаций".
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 5 декабря 2019 21:13 Новый
        +4
        Цитата: Альф
        Цитата: Вождь краснокожих
        Но кубинцы показали всему миру,

        Вы еще евреев не видели, что они с любой техникой творят. Их как-то в одном журнале назвали-"признанные мастера модификаций и модернизаций".

        Финны круче!
        1. Вождь краснокожих
          Вождь краснокожих 5 декабря 2019 21:46 Новый
          +3
          Ну, хоть бы фото что ли выложили!))
  2. igordok
    igordok 5 декабря 2019 18:17 Новый
    +5
    Напомню, статья на ВО, про Sd.Kfz.234
    https://topwar.ru/120706-kolesnaya-bronetehnika-vremen-vtoroy-mirovoy-chast-12-nemeckie-tyazhelye-broneavtomobili-sdkfz231-8-rad-i-sdkfz234.html
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 5 декабря 2019 18:24 Новый
      +3
      И что не так? Это не моя идея, а вывод одного из историков бронетехники мира. К сожалению, не вспомню Барятинский, Свирин или кто то иной.
      1. igordok
        igordok 5 декабря 2019 18:26 Новый
        +3
        Я ни чего против не имею. Отчасти согласен с Вами. Мой комментарий появился когда вашего еще не видел. И вашему комменту поставил +
  3. rocket757
    rocket757 5 декабря 2019 18:22 Новый
    +5
    Родоначальник! его "потомки" конечно разные, но очень узнаваемые, в принципе!
  4. lucul
    lucul 5 декабря 2019 18:28 Новый
    +3
    БТР-60

    СССР в очередной раз , в своё время , совершил революцию в технике.
  5. Undecim
    Undecim 5 декабря 2019 18:38 Новый
    +14
    БТР-60 открыл новую страницу в создании колесных бронетранспортёров, став первой в мире серийной четырехосной боевой машиной в своем классе.
    Автор решил провести границу между бронетранспортерами и бронеавтомобилями, хотя в техническом плане таковую провести крайне сложно. Это касательно "первый в мире".

    Sd.Kfz.231 (8-Rad) - 1936 год.
    1. Лопатов
      Лопатов 5 декабря 2019 18:45 Новый
      +11
      Цитата: Undecim
      хотя в техническом плане таковую провести крайне сложно

      А чего там сложного?
      Есть "десант" на пехотное отделение- БТР.
      Нет- иное

      Цитата: Undecim
      Sd.Kfz.231 (8-Rad) - 1936 год.

      У него совсем другие "наследники"
    2. Морской Кот
      Морской Кот 5 декабря 2019 20:51 Новый
      +7
      Привет, Вик ! Я прочёл заголовок и сразу подумалось, а вспомнит кто-нибудь германский четырёхосник, а был ведь ещё и австрияк, броневик с четырьмя осями. Но всё же оба они не могли выполнять функции БТР, не то целевое назначение.
      1. Undecim
        Undecim 5 декабря 2019 23:32 Новый
        +5
        Я говорил не о целевом назначении, а об устройстве.
        В техническом плане между бронеавтомобилем и бронетранспортером нет никакой разницы. Многие БТРы, как и бронеавтомобили, делались на базе серийных автомобилей.
        Но если хочется обязательно чтоб в духе времени - "вмиренебылоаналогов", то тут можно, конечно, техническими вопросами пренебречь и сосредоточиться, как товарищ внизу пишет, что "был именно БТРом".
      2. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 6 декабря 2019 00:05 Новый
        +5
        Так с австрийского "тяни-толкая" ( почти симметричный спереди и сзади) все и началось! Немцы позаимствовали у австрияк, мы у немцев, а те пошли своей веткой, делясь, параллельно с союзниками по блоку тех решениями!
        1. Альф
          Альф 6 декабря 2019 22:17 Новый
          +1
          Цитата: Вождь краснокожих
          Так с австрийского "тяни-толкая"

          Вот еще одно такое ''чудо'', на этот раз голландское-ADGZ.
      3. Avior
        Avior 6 декабря 2019 03:25 Новый
        -1
        Как сказать
        Назначение БТР не только перевозка пехоты, но и перевозка матчасти, для чего немец использовался- как радийный с радиостанцией большой дальности
        Так что вполне БТР, получается?
    3. Морской Кот
      Морской Кот 5 декабря 2019 20:58 Новый
      +4
      Вот, нашел. И назывался он просто ADGZ,и имел два поста управления, передней и задний.
    4. MORDVIN13rus
      MORDVIN13rus 5 декабря 2019 22:07 Новый
      +4
      Вы текст внимательно читали? В статье сказано, что БТР-60 стал первым четырехосным в классе именно БТРов, а не первым вообще четырехосным.
  6. ФЕОДОР
    ФЕОДОР 5 декабря 2019 18:43 Новый
    +2
    БМП , как класс , тоже Союз родил !
    1. Лопатов
      Лопатов 5 декабря 2019 18:46 Новый
      0
      Цитата: ФЕОДОР
      БМП , как класс , тоже Союз родил !

      Британцы, в Первую Мировую. БТР тоже они в это же время.
      1. Ponchik78
        Ponchik78 5 декабря 2019 19:18 Новый
        +5
        Ну как обычно! Весь мир считает БМП-1 первой в своём классе. И только на её родине находятся уникумы со своим "особым" мнением. Ссылку на британскую БМП периода ПМВ можно? А также на наличие тогда же ядерного оружия у воюющих сторон.
        1. Лопатов
          Лопатов 5 декабря 2019 19:55 Новый
          +7
          Цитата: Ponchik78
          Ссылку на британскую БМП периода ПМВ можно?

          В танк Mk V они врезали дополнительную секцию длиной 1.82 метра. И назвали Mk V*
          Эта БМП перевозила кроме экипажа 24 пехотинца.
          И произвели таких ТБМП из серийных "пятёрок" 200 "самцов" и 432 "самки"
          Такие дела...

          Был у них и БТР под названием Mk IX. До 30 человек десанта.
          Правда, на войну они не успели, до прекращения боевых действий успели произвести 36 машин из 200 заказанных
          1. Ponchik78
            Ponchik78 5 декабря 2019 20:09 Новый
            -2
            Секцию врезали для улучшения преодоления рвов и окопов, а не для десанта. И возили там в основном припасы, а не солдат. При этом он как был танком официально, так и остался. Его да же современные британцы прообразом БМП не называют. Ну и про ядерное оружие что то я не увидел)
            1. Лопатов
              Лопатов 5 декабря 2019 20:13 Новый
              +1
              Цитата: Ponchik78
              Секцию врезали для улучшения преодоления рвов и окопов, а не для десанта.

              Тем не менее факт остаётся фактом. 27 человек десанта.
              И очень сложно сделать вид, что такого не было.



              Цитата: Ponchik78
              Ну и про ядерное оружие что то я не увидел)

              Это исключительно Ваши проблемы.
              1. Ponchik78
                Ponchik78 5 декабря 2019 20:22 Новый
                +4
                По вашей логике прообразом БМП вполне можно назвать "вагенбург" гуситов или "гуляй-город" Ивана Грозного. Тоже с пушками и с солдатами на борту)
                А то что основная причина создания БМП это необходимость преодоления зон радиоактивного заражения при наступлении тоже Моя проблема?
                1. Лопатов
                  Лопатов 5 декабря 2019 20:30 Новый
                  +1
                  Цитата: Ponchik78
                  По вашей логике прообразом БМП вполне можно назвать "вагенбург" гуситов или "гуляй-город" Ивана Грозного. Тоже с пушками и с солдатами на борту)

                  Вы уверены. что "солдаты а борту", а не пешком?

                  Цитата: Ponchik78
                  А то что основная причина создания БМП это необходимость преодоления зон радиоактивного заражения при наступлении тоже Моя проблема?

                  Естественно.
                  Потому что основной причиной создания БМП на самом деле стали пулемёты и заградительный огонь артиллерии, что в Первую Мировую присутствовало в полном объёме.

                  Кстати, Mk IX имел специальные лючки для ведения огня пехотой.
                  Которые некоторые считают неотемлемой и важной частью БМП.
                  1. Ponchik78
                    Ponchik78 5 декабря 2019 20:42 Новый
                    0
                    Боевая машина пехоты, БМП — класс бронированных боевых машин, основным назначением которых является огневая поддержка и транспортировка личного состава отделения стрелков (пехоты) к месту выполнения боевой задачи с возможностью десанта вести огневой бой с машины, повышение его мобильности и защищённости на поле боя в условиях применения противником ядерного оружия и для совместных действий с танками в бою. Это официальное определение. Где здесь про пулемёты и заградительный огонь артиллерии? И да, почему на порядок более мощный заградительный огонь артиллерии и пулемётов во время ВМВ не привёл к созданию БМП?
                    Mk IX изначально разрабатывался как БТР. Так он официально и назывался всегда.
                    1. Лопатов
                      Лопатов 5 декабря 2019 21:09 Новый
                      +1
                      Цитата: Ponchik78
                      Где здесь про пулемёты и заградительный огонь артиллерии?

                      Во фразе "транспортировка личного состава отделения стрелков (пехоты) к месту выполнения боевой задачи"

                      Цитата: Ponchik78
                      И да, почему на порядок более мощный заградительный огонь артиллерии и пулемётов во время ВМВ не привёл к созданию БМП?

                      Финансы, ресурсы.
                      Их даже на танки не хватало.

                      Цитата: Ponchik78
                      Mk IX изначально разрабатывался как БТР. Так он официально и назывался всегда.

                      Да ну?
                      1. Ponchik78
                        Ponchik78 5 декабря 2019 21:36 Новый
                        -2
                        Первое! Это ваши домыслы и не более. А военные предпочитают точные формулировки и определения.
                        Второе! В Советском Союзе уже в второй половине 1944 с конвейеров сходило до 100 танков в сутки(!) Союзники танков делали по меньше. Зато иной бронетехники выпускали столько, что представить сложно. И тем не менее ни у нас, ни у союзников не появилось ничего похожего на БМП. Сумрачного тевтонского гения мысль о БМП тоже не посетила.
                        Третье! А вот представьте себе)) https://en.m.wikipedia.org/wiki/Mark_IX_tank
                      2. Лопатов
                        Лопатов 5 декабря 2019 21:55 Новый
                        -1
                        Цитата: Ponchik78
                        Первое! Это ваши домыслы и не более.

                        "Домыслы" то, что "транспортировка личного состава отделения стрелков (пехоты) к месту выполнения боевой задачи" то есть к рубежу спешивания, предусматривает обязательную защиту от пулемётного огня и заградительного огня артиллерии???
                        Я даже не знаю, что ответить на Ваш пассаж...
                        Посмешили...

                        Цитата: Ponchik78
                        Второе! В Советском Союзе уже в второй половине 1944 с конвейеров сходило до 100 танков в сутки(!)

                        Ура!!!!
                        Вы лучше скажите, сколько СССР был вынужден произвести САУ вместо танков


                        Цитата: Ponchik78
                        Третье! А вот представьте себе)) https://en.m.wikipedia.org/wiki/Mark_IX_tank

                        Там нет ничего, подтверждающего Ваши слова.
                        Есть упоминание того, что его называли ""Infantry Carriers" , видимо по аналогии с "Gun Carriers". Есть упоминание про "The Pig"

                        Ничего в подтверждение того, что он официально назван БТР, то есть на местном APC (Armoured Personnel Carrier), там не написано.
                      3. parma
                        parma 6 декабря 2019 08:21 Новый
                        0
                        Цитата: Ponchik78
                        до 100 танков в сутки(!) Союзники танков делали по меньше. Зато иной бронетехники выпускали столько, что представить сложно. И тем не менее ни у нас, ни у союзников не появилось ничего похожего на БМП. Сумрачного тевтонского гения мысль о БМП тоже не посетила.

                        ну танков они клепали ничуть не меньше... И БТРов хватало, и ТБТРов (кенгуру те же), и даже что-то вроде БМП было - М3 с пушкой (у немцев тоже такие были), и "универсалы" с бойсом еще в начале войны (хоть и с натяжкой, но БМП - бойс мог бороться с легкой техникой, а в начале войны и с танками), и пушечный БРДМ в лице М-8 Грейхаунд у них был....
            2. Рядовой-К
              Рядовой-К 7 декабря 2019 12:32 Новый
              +3
              Цитата: Лопатов
              Тем не менее факт остаётся фактом. 27 человек десанта.
              И очень сложно сделать вид, что такого не было.

              Да ничего не сложно! wassat Многие люди постоянно закрывают глаза и на уровне психики tongue отрицают неугодные их личным тараканам факты. Или, опять же велению психики, пытаются манипулировать трактовкой этих фактов. hi
          2. Владимир_2У
            Владимир_2У 6 декабря 2019 04:41 Новый
            +2
            А если ядро накалить, то будет термоядерное оружие!
    2. Alex_59
      Alex_59 6 декабря 2019 11:46 Новый
      -1
      Цитата: Лопатов
      Британцы, в Первую Мировую. БТР тоже они в это же время.

      Если так рассуждать, то автомат Калашникова придумали китайцы (порох же!), танк придумал Пороховщиков, сотовую связь Попов, Т-34 американец Кристи, и так далее.
      Может там сумрачный британский гений и родил какую-то банзай-повозку в ПМВ, но сделали рабочую массовую машину, которая стала новым значимым видом оружия - в Союзе с БМП-1.
  7. Рядовой-К
    Рядовой-К 7 декабря 2019 12:28 Новый
    +1
    Немцы. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/HS.30 1958 год.
    Хотя сама идея смутно витала с 1945 и в СССР, и в Германии, и... во Франции.
  • mark1
    mark1 5 декабря 2019 18:48 Новый
    +3
    [quoteОднако попытка поставить на место карбюраторного двигателя ГАЗ-40П дизельный двигатель ЯАЗ-206Б, выдававший 205 л.с., оказалась неудачной – такая силовая установка выходила слишком тяжелой, а БТР получал значительный перевес на корму.][/quote]
    Интересно, а почему бы не поставить дизель продольно за водителем? Длинный узкий, место для прохода остается и центровка не нарушается (наверное...)
    1. soloveyav
      soloveyav 6 декабря 2019 13:38 Новый
      +4
      Тут скорее всего все просто - сначала на ГАЗе сделали из своих комплектующих и поэтому дизелем не заморачивались, а потом все машину по сути с нуля переделывать пришлось бы, а зачем если заказчика и так устраивает? Да и вряд ли тогда кто думал что эта схема проживет столько лет.
  • Ponchik78
    Ponchik78 5 декабря 2019 19:33 Новый
    +9
    Мой отец был водителем радиомашины на базе БТР-60. Не очень хорошо отзывается о системе из двух двигателей.
    1. Кузнец 55
      Кузнец 55 5 декабря 2019 22:01 Новый
      +7
      Я очень много сотен км. сделал на БТР60 ПУ , это как раз машина с радиостанциями , штабная . Мое мнение такое же , два двигателя было ошибкой . Они работали чаще всего не синхронно , между двигателями проходила тяга газа от одного карбюратора к другому . Водители при обслуживании часто ложились грудью на эту тягу , она сгибалась и в результате один двигатель получал больше горючего чем другой .
      Я ее снимал если не к спеху было .
      Естественно один дизель был бы лучше , но по указанной в статье причине ставили два бензиновых .
      1. Ponchik78
        Ponchik78 6 декабря 2019 06:38 Новый
        +2
        Читал что причина была в основном в нежелании ГАЗа ставить на свои машины "чужие" движки. А своего не было. У ЗиЛа был двигатель подходящей мощности. Правда бензиновый, но ведь и газовский тоже не разу не дизель. И ЗиЛ-153 как раз был с этим движком.
        Вообще ИМХО конечно, но ЗиЛ-153 был лучше чем ГАЗ-49!
  • panzerfaust
    panzerfaust 5 декабря 2019 19:35 Новый
    +2
    В топку его!
    1. Альф
      Альф 5 декабря 2019 20:15 Новый
      +2
      Цитата: panzerfaust
      В топку его!

      Кого ? what
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 5 декабря 2019 21:17 Новый
        +3
        Оба двигателя наверное! laughing
  • Комментарий был удален.
  • Eug
    Eug 5 декабря 2019 23:12 Новый
    +2
    На какой рост пехотинца рассчитан об'ем десантного отделения? Нигде не встречал этой информации.
    1. Zeev Zeev
      Zeev Zeev 6 декабря 2019 00:29 Новый
      +5
      Как и вся советская техника - 168 см. Средний рост советского мужчины в 1960-ых
      1. Avior
        Avior 6 декабря 2019 10:43 Новый
        +2
        Как и заднее сиденье у девятки. Если росточком удался- сидишь потом, согнув голову smile
    2. Bad_gr
      Bad_gr 6 декабря 2019 01:08 Новый
      +4
      Цитата: Eug
      На какой рост пехотинца рассчитан об'ем десантного отделения?

      Вся военная техника рассчитывалась на рост бойца 175 см +/-
      Так было раньше, как сейчас не знаю. Возможно, что по росту стандарт тот же, а вот по объёму должны добавить, так как экипировки всякой добавилось (тот же бронежилет в габаритах добавляет не мало).
      1. Zeev Zeev
        Zeev Zeev 6 декабря 2019 13:51 Новый
        +1
        176 сантиметров это стандарт более поздний.
  • VENOM
    VENOM 5 декабря 2019 23:19 Новый
    0
    "Один автомат АК-47"... Сергей, ну как так?
  • Protos
    Protos 6 декабря 2019 00:54 Новый
    +1
    Цитата: Undecim
    БТР-60 открыл новую страницу в создании колесных бронетранспортёров, став первой в мире серийной четырехосной боевой машиной в своем классе.
    Автор решил провести границу между бронетранспортерами и бронеавтомобилями, хотя в техническом плане таковую провести крайне сложно. Это касательно "первый в мире".

    Sd.Kfz.231 (8-Rad) - 1936 год.

    Это - БА !!!
    Бронеавтомобиль!
    Разницу сами почитайте в ВИКИ laughing
  • Avior
    Avior 6 декабря 2019 03:09 Новый
    0
    БТР 60ПБ должен был плавать, но в фильме Ответный ход он быстро утонул
    Как же так? winked
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 6 декабря 2019 04:43 Новый
      +6
      Это было необходимо для раскрытия характера героев! Очевидно же. Вы ещё спросите почему кольцо в вулкан с орлов не сбросили!
      1. Грица
        Грица 6 декабря 2019 07:03 Новый
        +1
        Цитата: Владимир_2У
        Вы ещё спросите почему кольцо в вулкан с орлов не сбросили!

        Меня это удивляло еще при первом прочтении.
        1. hohol95
          hohol95 6 декабря 2019 08:14 Новый
          +1
          Орлы птицы гордые - хотят летят, не хотят не летят! hi
          Или летят но низенько...
      2. Avior
        Avior 6 декабря 2019 10:41 Новый
        +1
        Орлы не настоящие, а выдуманные
        А БТР настоящий.
        Никак иначе нельзя было характер проявить без этого?
    2. hohol95
      hohol95 6 декабря 2019 08:18 Новый
      0
      А почему в фильме "Строгая мужская жизнь" утопили ПТ-76? От ведь так-же "водоплавающий"!
    3. Гончар
      Гончар 6 декабря 2019 10:14 Новый
      +5
      Тонула в основном наша плавающая техника по прозаической причине - пробки в днище, предназначенные для слива воды, водителями выкручивались, чтобы не застаивалась дождевая вода, а потом о них забывали. Мои старшие товарищи так тонули на ГТТ при переправе через Зею, на строительстве БАМа. К счастью, все выплыли, до берега было уже не так далеко, а машину с имуществом потом доставали с помощью водолазов мостового батальона.
    4. Bad_gr
      Bad_gr 6 декабря 2019 10:50 Новый
      +2
      Цитата: Avior
      БТР 60ПБ должен был плавать, но в фильме Ответный ход он быстро утонул
      Как же так?

      Так ведь одно дело, когда БТР въезжает постепенно в воду и совсем другое когда он влетает в неё мордой вниз и уходит целиком под воду. Жалюзи охлаждения двигателя открыты, через них в корпус поступает сразу большой объём воды после чего он плавучесть и потерял.
      1. Avior
        Avior 6 декабря 2019 16:51 Новый
        0
        Тогда быстро затопить до верха должно было под водой
        Но не затопило
    5. Альф
      Альф 6 декабря 2019 22:13 Новый
      +1
      Цитата: Avior
      БТР 60ПБ должен был плавать, но в фильме Ответный ход он быстро утонул
      Как же так? winked

      Слышал байку, что несколько товарищей офицеров по появлению в части ГАЗ-46 поехали на нем на рыбалку, заплыли на середину небольшой реки и плавающий автомобиль стал тонуть. Они выплыли, получили дыню от командира и, наконец-то, ПРОЧЛИ инструкцию, в которой было сказано, что перед тем, как на нем лезть в воду, его надо в нескольких местах загерметизировать специальными пробками, шедшими в комплекте.
      Но..особенностью нашего менталитета является тот факт, что наш человек читает инструкцию ПОСЛЕ того, как механизм сломался.
      1. Avior
        Avior 7 декабря 2019 08:50 Новый
        -1
        Да, это традиция smile
  • Гончар
    Гончар 6 декабря 2019 10:06 Новый
    +2
    БТР-60 победил в нечестной борьбе своего основного конкурента ЗИЛ-153. Сергей рассказал об БТР-Э152В, модернизации БТР-152, но затем на ЗИЛе Грачев разработал уже плавающую трёхосную машину, рассчитанную на перевозку 16 человек десанта. Силовая установка - бензомотор в 180 л.с., как на БАЗах и УРАЛах. На испытаниях ЗИЛ-153 показывал наилучшие результаты, была уже заказана партия в 10 машин для войсковых испытаний. Но, последовало волюнтаристское решение о постановке на вооружение БТР-60П, возможно, лобби ГАЗа было сильнее, возможно, военных привлекала мнимая большая живучесть двухмоторной машины. Так и пошел в серию этот БТР, а буковки ПБ расшифровывались служившими на них как "п....ь боец", так как обслуживать 2 мотора, две трансмиссии на 4 оси было многократно тяжелее, чем у трехосной одномоторной машины.
  • 32363
    32363 6 декабря 2019 10:13 Новый
    -1
    любите вы русские громкие названия, первый в мире, неимеющий аналогоф и тд и тп laughing
    1. Bad_gr
      Bad_gr 6 декабря 2019 11:06 Новый
      +2
      А не в России, что, по другому ? Возьмите любую энциклопедию, написанную не у нас и по авторству изобретений Россия практически не встречается. БОльшая часть придуманного у нас не упоминается.
      Для примера, почитайте историю создания сотовой связи, кто её придумал и где она появилась впервые.
      1. Avior
        Avior 6 декабря 2019 17:00 Новый
        0
        А что вы имели в виду?
        Белл придумали, в Штатах появилась первая служебная , в Японии первая коммерческая
        В СССР служебная тоже была
        1. Bad_gr
          Bad_gr 6 декабря 2019 19:15 Новый
          +2
          Цитата: Avior
          А что вы имели в виду?
          Белл придумали, в Штатах появилась первая служебная , в Японии первая коммерческая
          В СССР служебная тоже была

          Имел ввиду именно сотовую связь (не радиотелефоны). Первенство приписывают Мотороле (1973г) , хотя у нас аналог испытывался ещё в 1957 году, а сотовая система «Алтай», была введёна в опытную эксплуатацию в 1963 году.

          https://politikus.ru/articles/history/73912-9-aprelya-1957-goda-v-sssr-byl-izgotovlen-pervyy-v-mire-mobilnik.html
          И так во всём:
          первенство многослойной брони на танках приписывают англичанам, хотя у нас она стояла ещё на Т-64,
          первый газотурбинный танк приписывают Абрамсу, а не Т-80,
          англичане свой паром на воздушной подушке рекламируют как самое большое в мире судно на воздушной подушке (сам видел этот фильм), Хотя наш "Зубр" по водоизмещению перекрывает его вдвое (самый крупный из английских Mark 3 имеет 320 тонн, наш "Зубр" - 555 т (при высоте 21 метр)
          и тд и тп .....