БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр

71 808 74

БТР-60ПА на Красной площади

БТР-60 открыл новую страницу в создании колесных бронетранспортёров, став первой в мире серийной четырехосной боевой машиной в своем классе. Разработанный в 1956-1959 году БТР-60П стал прародителем многочисленных боевых машин, построенных на его базе, а также дальнейших модификаций БТР-70 и БТР-80, которые до сих пор остаются на вооружении российской армии и полиции. Всего за время серийного производства с 1960 по 1987 год на различных заводах было собрано от 10 до 25 тысяч БТР-60 всех модификаций.

История создания БТР-60


В 1950-е годы основным бронетранспортёром, находившимся на вооружении Советской Армии, являлся трехосный БТР-152, разработанный инженерами завода ЗИС на базе шасси грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Машина отличалась высокой надежностью, но у военных были к ней претензии. Данный бронетранспортёр не мог преодолевать широких траншей и рвов, а также отличался недостаточной проходимостью, его возможности по взаимодействию с танками на пересеченной местности были ограничены. Одной из попыток решения проблемы стали работы по совершенствованию БТР-152, который должен был получить новое шасси с равномерным расположением мостов, что считалось эффективным способом повышения проходимости. Такой БТР действительно был создан. Испытания опытной машины, известной под обозначением БТР-Э152В, проходили в начале 1957 года. Машина действительно продемонстрировала ощутимый прирост проходимости, но всплыла новая проблема с управляемостью.



Параллельно еще в 1956 году на Горьковском автомобильном заводе приступили к работе по созданию нового БТР. Машина получила рабочее обозначение БТРП – бронированное транспортное средство плавающее. Создавая новый образец колесной бронетехники, разработчики рассчитывали обеспечить машине высокую проходимость, а также среднюю скорость, которая позволяла бы двигаться по пересеченной местности вместе с танками, используя проложенную танками колею. Исходя из этих требований, формировался и облик нового БТР, который должен был обладать большим дорожным просветом, танковой колеей, высокой удельной мощностью двигателя. Планировалось создать бронетранспортёр с таким клиренсом, чтобы контакт днища машины с грунтом был кратковременным и не препятствовал бы передвижению по местности. Одновременно конструкторы рассчитывали наделить новый БТР хорошими амфибийными свойствами: остойчивостью, ходкостью, непотопляемостью и управляемостью на водоемах.

БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр

Экспериментальный БТР-Э152В

Первый прототип новой боевой машины, созданный специалистами конструкторского бюро завода ГАЗ, получил обозначение ГАЗ-49 и был готов к середине 1958 года. Непосредственно работы над новой машиной возглавлял Владимир Алексеевич Дедков, который ранее уже зарекомендовал себя как создатель целой линейки советской бронетехники: БТР-40, БРДМ-1 и БРДМ-2. Созданный в Горьком (сегодня Нижний Новгород) бронетранспортёр отвечал всем требованиям военных. БТР был построен на полностью оригинальной колесной базе с четырьмя равнорасположенными по базе мостами. При этом конструкторы обратились к нетрадиционной для БТР компоновке. В передней части находилось отделение управление, далее следовало десантное отделение, а в корме был расположен моторно-трансмиссионный отсек.

От первых серийных образцов будущего БТР-60 прототип отличался установкой одного бензинового двигателя ГАЗ-40П максимальной мощностью всего 90 л.с. Всем было очевидно, что мощности двигателя явно недостаточно для машины с боевой массой 10 тонн. Однако попытка поставить на место карбюраторного двигателя ГАЗ-40П дизельный двигатель ЯАЗ-206Б, выдававший 205 л.с., оказалась неудачной – такая силовая установка выходила слишком тяжелой, а БТР получал значительный перевес на корму. Так как других подходящих отечественных двигателей в распоряжении конструкторов просто не было, выходом из сложившегося положения стала установка спарки из двух бензиновых двигателей ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями. Каждый из двигателей работал на два моста боевой машины. Оба двигателя разместили на единой раме, но сблокированы были не сами моторы, а лишь их приводы управления.

Модифицированный образец бронетранспортёра с двумя карбюраторными двигателями ГАЗ-40П был полностью готов к осени 1959 года. Здесь стоит отметить, что в это же время в Советском Союзе разрабатывались и другие БТР, проекты которых предлагали ЗИЛ, Алтайский тракторный завод, Мытищинский машиностроительный завод, а также СКБ Кутаисского автомобильного завода. Из разнообразия проектов военные выбрали именно ГАЗ-49, модель посчитали самой дешевой, простой, надежной и технологичной в производстве. БТР легко можно было серийно производить в больших количествах. Любопытно, что военным понравилось и решение с силовой установкой, которое внутренняя комиссия Минавтопрома открыто называла «безграмотным» и «авантюрным». Военных же в спарке двигателей радовал тот факт, что при выходе из строя одного из моторов бронетранспортёр сохранял способность двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч. В результате именно ГАЗ-49 был принят на вооружение Советской Армии. Соответствующий приказ Минобороны был подписан 13 ноября 1959 года. На вооружение новую боевую машину приняли под обозначением БТР-60П, где буква «П» означала «плавающий».


БТР-60П

Технические особенности бронетранспортёра БТР-60П


Созданный на оригинальной базе бронетранспортёр стал первым в мире серийным БТР на четырехосном шасси с колесной формулой 8х8 (все колеса ведущие). Особенностью новой советской боевой машины была нехарактерная для БТР компоновка с передним расположением отделения управления, средним – десантного отделения, в котором в зависимости от модификации могло свободно разместиться от 8 до 14 человек, и кормовым расположением МТО. При преодолении небольших водных преград на броне БТР мог перевезти еще до 10 бойцов, запаса плавучести хватало. Во всех модификациях экипаж боевой машины состоял из двух человек – механика-водителя и командира.

Силовая установка БТР-60 представляла собой спарку шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П, выдававших общую мощность 180 л.с. Двигатели позволяли мехводу разогнать БТР боевой массой 10 тонн до 80 км/ч по шоссе, на плаву – до 10 км/ч. Двигатели питались бензином Б-70, который заливался в два бака общей емкостью 290 литров. Запаса топлива хватало, чтобы преодолеть по шоссе до 500 км. Новое шасси обеспечивало машине легкое преодоление траншей и рвов шириной до двух метров.

Корпус БТР-60П сваривался из бронелистов толщиной от 5 до 9 мм, он обеспечивал машине весьма условное противопульное бронирование, даже несмотря на то, что многие бронелисты корпуса были расположены под хорошими углами наклона к вертикали. Корпус являлся несущим, его нижняя часть имела обтекаемую форму, а днище было плоским. На модели БТР-60П корпус был открытым сверху, на марше для защиты экипажа и десанта от непогоды можно было натянуть брезентовый тент, который входил в укладку бронетранспортёра. Десант размещался на деревянных поперечных скамьях, для облегчения покидания боевой машины в верхних частях борта располагались откидывающиеся в сторону дверцы. На версии БТР-60ПА в крыше появились два специальных прямоугольных люка для высадки десанта, а на БТР-60ПБ к ним добавились еще и два боковых люка. У такого варианта расположения десанта были очевидные недостатки. Покидать машину солдаты должны были через борта, оказываясь на высоте два метра под огнем противника, на БТР-60ПА ситуация усугубилась еще больше, так как люков стало всего два. При этом раненным солдатам выбраться из БТР и до этого было очень сложно, а с крышей над головой ситуация в этом плане только ухудшилась. На БТР-60ПБ проблема решилась за счет размещения бортовых люков, но только частично.


Солдаты ведут огонь по воздушной цели из БТР-60П

Основным вооружением бронетранспортёров моделей БТР-60П и БТР-60ПА был 7,62-мм пулемет СГБМ. На версии БТР-60П имелось три вертлюжных кронштейна, предназначенных под установку пулемета: лобовой (это основной вариант крепления), два боковых (на левом и правом борту). Боекомплект пулемета состоял из 1250 патронов. Специально для повышения кучности стрельбы в конструкцию СГБМ был введен плечевой упор. Десантники также могли вести огонь по противнику поверх бортов корпуса из личного оружия. Также в укладку БТР входил гранатомет РПГ-7, один автомат АКМ, 9 ручных гранат Ф-1, а также сигнальный пистолет.

Три основные модификации БТР-60


БТР-60 серийно выпускался в СССР с 1960 по 1987 год. С 1960 по 1976 год сборка осуществлялась в Горьком на родном заводе, а с 1976 года БТР выпускали только в Кургане на мощностях КЗКТ – Курганского завода колесных тягачей (передача части производства на КЗКТ началась уже в 1967 году). Также серийное производство лицензионной версии бронетранспортёра под обозначением TAB-71 осуществлялось в Румынии. Первая версия боевой машины, получившая обозначение БТР-60П, выпускалась в Горьком с 1960 по 1963 год. За это время работники ГАЗа собрали 2626 машин. Главным отличием данных бронетранспортёров было открытое сверху десантное отделение, в котором могли свободно разместиться 14 мотострелков.


БТР-60ПБ

Достаточно быстро на сцену вышла следующая модификация БТР-60ПА, основным отличием которой стало наличие крыши над десантным отделением и полностью закрытый корпус. Данная версия серийно выпускалась на заводе ГАЗ с июня 1963 года по 1966 год, за это время с конвейера завода сошли 2348 БТР-60ПА. При этом для сохранения боевой массы БТР на том же уровне численность десанта уменьшилась до 12 человек. К варианту с бронированной крышей военные перешли под влиянием боевых событий в Венгрии в 1956 году, уже тогда было решено выпускать часть БТР с закрытым десантным отделением. Но главной причиной была переориентация сухопутных войск в начале 1960-х годов на возможность действий в условиях применения противником тактического ядерного оружия. В условиях применения оружия массового поражения, действия стрелков, находившихся в открытом корпусе, признавались невозможными.

Самой массовой, узнаваемой и дошедшей до наших дней версией является БТР-60ПБ, который помимо полностью закрытого корпуса отличался наличием бронированной башни с мощным пулеметным вооружением. Боевая машина была создана на базе БТР-60ПА в период с 1962 по 1964 год и выпускалась вплоть до завершения серийного производства, оказавшись самым удачным представителем серии. БТР-60ПБ не только мог перевезти пехотное отделение, но и оказать ему в бою мощную огневую поддержку. При этом количество перевозимых десантников в очередной раз уменьшилось, на этот раз до 8 человек, один из них выполнял роль стрелка. Благодаря наличию полностью герметичного корпуса и установке специальной фильтро-вентилиционной установки обеспечивалась надежная защита экипажа и десанта от поражающих факторов ОМП.

От выпускавшихся ранее моделей БТР-60ПБ отличался улучшенной защитой (лоб корпуса держал бронебойную 7,62-мм пулю Б-32), наличием башенной установки и более мощным вооружением. В башне, которая была аналогична той, что ставилась на БРДМ-2, устанавливался крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ, спаренный с 7,62-мм пулеметом ПК. Наличие 14,5-мм пулемета позволяло бронетранспортёру вести огонь по целям на удалении до 2000 метров. На этой дистанции 14,5-мм патрон не оставлял шансов небронированной технике и некоторым образцам легкобронированной техники, а также обеспечивал поражение солдат и офицеров противника в любых средствах индивидуальной защиты, в том числе находящихся за легкими укрытиями.


БТР-60ПБ в наши дни

Разработанный в Горьком колесный бронетранспортёр должен был сначала дополнить, а в перспективе и заменить все советские БТР первого поколения, созданные в нашей стране в послевоенные годы. С этой задачей БТР-60 хорошо справился. В отличие от всех своих предшественников «Шестидесятый» получил новое оригинальное шасси с колесной формулой 8х8. Четырехосная машина отличалась высокой проходимостью и динамическими качествами, хорошей плавностью хода и быстро стала очень массовой. Следуя за танками, БТР мог легко преодолевать окопы, ряды траншей, различные рвы, а также водные преграды. БТР-60 активно поставлялся на экспорт, успев принять участие в арабо-израильских войнах, ирано-иракской войне и других конфликтах второй половины XX века. В десятках стран мира данные бронетранспортёры по-прежнему остаются на вооружении как армии, так и полицейских формирований.
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    5 декабря 2019 18:14
    Культовая машина и, если честно, до того момента, как я познакомился с "кулибиными" с Острова Свободы, я считал, что БТР устарел и годен лишь для переплавки. Но кубинцы показали всему миру, что страничек ещё послужит в других ипостасях!
    1. 0
      5 декабря 2019 18:42
      Что такое -- страничек ? what
      1. +10
        5 декабря 2019 19:04
        Проклятый Т9! Вообще то подразумевалось "старичек"!))
        1. +2
          5 декабря 2019 19:05
          А ! Этот умеет ! И может .
        2. 0
          7 декабря 2019 16:19
          Вообще-то - "старичОк".
    2. +3
      5 декабря 2019 20:12
      Цитата: Вождь краснокожих
      Но кубинцы показали всему миру,

      Вы еще евреев не видели, что они с любой техникой творят. Их как-то в одном журнале назвали-"признанные мастера модификаций и модернизаций".
      1. +4
        5 декабря 2019 21:13
        Цитата: Альф
        Цитата: Вождь краснокожих
        Но кубинцы показали всему миру,

        Вы еще евреев не видели, что они с любой техникой творят. Их как-то в одном журнале назвали-"признанные мастера модификаций и модернизаций".

        Финны круче!
        1. +3
          5 декабря 2019 21:46
          Ну, хоть бы фото что ли выложили!))
  2. +5
    5 декабря 2019 18:17
    Напомню, статья на ВО, про Sd.Kfz.234
    https://topwar.ru/120706-kolesnaya-bronetehnika-vremen-vtoroy-mirovoy-chast-12-nemeckie-tyazhelye-broneavtomobili-sdkfz231-8-rad-i-sdkfz234.html
    1. +3
      5 декабря 2019 18:24
      И что не так? Это не моя идея, а вывод одного из историков бронетехники мира. К сожалению, не вспомню Барятинский, Свирин или кто то иной.
      1. +3
        5 декабря 2019 18:26
        Я ни чего против не имею. Отчасти согласен с Вами. Мой комментарий появился когда вашего еще не видел. И вашему комменту поставил +
  3. +5
    5 декабря 2019 18:22
    Родоначальник! его "потомки" конечно разные, но очень узнаваемые, в принципе!
  4. +3
    5 декабря 2019 18:28
    БТР-60

    СССР в очередной раз , в своё время , совершил революцию в технике.
  5. +14
    5 декабря 2019 18:38
    БТР-60 открыл новую страницу в создании колесных бронетранспортёров, став первой в мире серийной четырехосной боевой машиной в своем классе.
    Автор решил провести границу между бронетранспортерами и бронеавтомобилями, хотя в техническом плане таковую провести крайне сложно. Это касательно "первый в мире".

    Sd.Kfz.231 (8-Rad) - 1936 год.
    1. +12
      5 декабря 2019 18:45
      Цитата: Undecim
      хотя в техническом плане таковую провести крайне сложно

      А чего там сложного?
      Есть "десант" на пехотное отделение- БТР.
      Нет- иное

      Цитата: Undecim
      Sd.Kfz.231 (8-Rad) - 1936 год.

      У него совсем другие "наследники"
    2. +7
      5 декабря 2019 20:51
      Привет, Вик ! Я прочёл заголовок и сразу подумалось, а вспомнит кто-нибудь германский четырёхосник, а был ведь ещё и австрияк, броневик с четырьмя осями. Но всё же оба они не могли выполнять функции БТР, не то целевое назначение.
      1. +5
        5 декабря 2019 23:32
        Я говорил не о целевом назначении, а об устройстве.
        В техническом плане между бронеавтомобилем и бронетранспортером нет никакой разницы. Многие БТРы, как и бронеавтомобили, делались на базе серийных автомобилей.
        Но если хочется обязательно чтоб в духе времени - "вмиренебылоаналогов", то тут можно, конечно, техническими вопросами пренебречь и сосредоточиться, как товарищ внизу пишет, что "был именно БТРом".
      2. +5
        6 декабря 2019 00:05
        Так с австрийского "тяни-толкая" ( почти симметричный спереди и сзади) все и началось! Немцы позаимствовали у австрияк, мы у немцев, а те пошли своей веткой, делясь, параллельно с союзниками по блоку тех решениями!
        1. +1
          6 декабря 2019 22:17
          Цитата: Вождь краснокожих
          Так с австрийского "тяни-толкая"

          Вот еще одно такое ''чудо'', на этот раз голландское-ADGZ.
      3. -1
        6 декабря 2019 03:25
        Как сказать
        Назначение БТР не только перевозка пехоты, но и перевозка матчасти, для чего немец использовался- как радийный с радиостанцией большой дальности
        Так что вполне БТР, получается?
    3. +4
      5 декабря 2019 20:58
      Вот, нашел. И назывался он просто ADGZ,и имел два поста управления, передней и задний.
    4. +4
      5 декабря 2019 22:07
      Вы текст внимательно читали? В статье сказано, что БТР-60 стал первым четырехосным в классе именно БТРов, а не первым вообще четырехосным.
  6. +2
    5 декабря 2019 18:43
    БМП , как класс , тоже Союз родил !
    1. 0
      5 декабря 2019 18:46
      Цитата: ФЕОДОР
      БМП , как класс , тоже Союз родил !

      Британцы, в Первую Мировую. БТР тоже они в это же время.
      1. +5
        5 декабря 2019 19:18
        Ну как обычно! Весь мир считает БМП-1 первой в своём классе. И только на её родине находятся уникумы со своим "особым" мнением. Ссылку на британскую БМП периода ПМВ можно? А также на наличие тогда же ядерного оружия у воюющих сторон.
        1. +7
          5 декабря 2019 19:55
          Цитата: Ponchik78
          Ссылку на британскую БМП периода ПМВ можно?

          В танк Mk V они врезали дополнительную секцию длиной 1.82 метра. И назвали Mk V*
          Эта БМП перевозила кроме экипажа 24 пехотинца.
          И произвели таких ТБМП из серийных "пятёрок" 200 "самцов" и 432 "самки"
          Такие дела...

          Был у них и БТР под названием Mk IX. До 30 человек десанта.
          Правда, на войну они не успели, до прекращения боевых действий успели произвести 36 машин из 200 заказанных
          1. -2
            5 декабря 2019 20:09
            Секцию врезали для улучшения преодоления рвов и окопов, а не для десанта. И возили там в основном припасы, а не солдат. При этом он как был танком официально, так и остался. Его да же современные британцы прообразом БМП не называют. Ну и про ядерное оружие что то я не увидел)
            1. +1
              5 декабря 2019 20:13
              Цитата: Ponchik78
              Секцию врезали для улучшения преодоления рвов и окопов, а не для десанта.

              Тем не менее факт остаётся фактом. 27 человек десанта.
              И очень сложно сделать вид, что такого не было.



              Цитата: Ponchik78
              Ну и про ядерное оружие что то я не увидел)

              Это исключительно Ваши проблемы.
              1. +4
                5 декабря 2019 20:22
                По вашей логике прообразом БМП вполне можно назвать "вагенбург" гуситов или "гуляй-город" Ивана Грозного. Тоже с пушками и с солдатами на борту)
                А то что основная причина создания БМП это необходимость преодоления зон радиоактивного заражения при наступлении тоже Моя проблема?
                1. +1
                  5 декабря 2019 20:30
                  Цитата: Ponchik78
                  По вашей логике прообразом БМП вполне можно назвать "вагенбург" гуситов или "гуляй-город" Ивана Грозного. Тоже с пушками и с солдатами на борту)

                  Вы уверены. что "солдаты а борту", а не пешком?

                  Цитата: Ponchik78
                  А то что основная причина создания БМП это необходимость преодоления зон радиоактивного заражения при наступлении тоже Моя проблема?

                  Естественно.
                  Потому что основной причиной создания БМП на самом деле стали пулемёты и заградительный огонь артиллерии, что в Первую Мировую присутствовало в полном объёме.

                  Кстати, Mk IX имел специальные лючки для ведения огня пехотой.
                  Которые некоторые считают неотемлемой и важной частью БМП.
                  1. 0
                    5 декабря 2019 20:42
                    Боевая машина пехоты, БМП — класс бронированных боевых машин, основным назначением которых является огневая поддержка и транспортировка личного состава отделения стрелков (пехоты) к месту выполнения боевой задачи с возможностью десанта вести огневой бой с машины, повышение его мобильности и защищённости на поле боя в условиях применения противником ядерного оружия и для совместных действий с танками в бою. Это официальное определение. Где здесь про пулемёты и заградительный огонь артиллерии? И да, почему на порядок более мощный заградительный огонь артиллерии и пулемётов во время ВМВ не привёл к созданию БМП?
                    Mk IX изначально разрабатывался как БТР. Так он официально и назывался всегда.
                    1. +1
                      5 декабря 2019 21:09
                      Цитата: Ponchik78
                      Где здесь про пулемёты и заградительный огонь артиллерии?

                      Во фразе "транспортировка личного состава отделения стрелков (пехоты) к месту выполнения боевой задачи"

                      Цитата: Ponchik78
                      И да, почему на порядок более мощный заградительный огонь артиллерии и пулемётов во время ВМВ не привёл к созданию БМП?

                      Финансы, ресурсы.
                      Их даже на танки не хватало.

                      Цитата: Ponchik78
                      Mk IX изначально разрабатывался как БТР. Так он официально и назывался всегда.

                      Да ну?
                      1. -2
                        5 декабря 2019 21:36
                        Первое! Это ваши домыслы и не более. А военные предпочитают точные формулировки и определения.
                        Второе! В Советском Союзе уже в второй половине 1944 с конвейеров сходило до 100 танков в сутки(!) Союзники танков делали по меньше. Зато иной бронетехники выпускали столько, что представить сложно. И тем не менее ни у нас, ни у союзников не появилось ничего похожего на БМП. Сумрачного тевтонского гения мысль о БМП тоже не посетила.
                        Третье! А вот представьте себе)) https://en.m.wikipedia.org/wiki/Mark_IX_tank
                      2. -1
                        5 декабря 2019 21:55
                        Цитата: Ponchik78
                        Первое! Это ваши домыслы и не более.

                        "Домыслы" то, что "транспортировка личного состава отделения стрелков (пехоты) к месту выполнения боевой задачи" то есть к рубежу спешивания, предусматривает обязательную защиту от пулемётного огня и заградительного огня артиллерии???
                        Я даже не знаю, что ответить на Ваш пассаж...
                        Посмешили...

                        Цитата: Ponchik78
                        Второе! В Советском Союзе уже в второй половине 1944 с конвейеров сходило до 100 танков в сутки(!)

                        Ура!!!!
                        Вы лучше скажите, сколько СССР был вынужден произвести САУ вместо танков


                        Цитата: Ponchik78
                        Третье! А вот представьте себе)) https://en.m.wikipedia.org/wiki/Mark_IX_tank

                        Там нет ничего, подтверждающего Ваши слова.
                        Есть упоминание того, что его называли ""Infantry Carriers" , видимо по аналогии с "Gun Carriers". Есть упоминание про "The Pig"

                        Ничего в подтверждение того, что он официально назван БТР, то есть на местном APC (Armoured Personnel Carrier), там не написано.
                      3. 0
                        6 декабря 2019 08:21
                        Цитата: Ponchik78
                        до 100 танков в сутки(!) Союзники танков делали по меньше. Зато иной бронетехники выпускали столько, что представить сложно. И тем не менее ни у нас, ни у союзников не появилось ничего похожего на БМП. Сумрачного тевтонского гения мысль о БМП тоже не посетила.

                        ну танков они клепали ничуть не меньше... И БТРов хватало, и ТБТРов (кенгуру те же), и даже что-то вроде БМП было - М3 с пушкой (у немцев тоже такие были), и "универсалы" с бойсом еще в начале войны (хоть и с натяжкой, но БМП - бойс мог бороться с легкой техникой, а в начале войны и с танками), и пушечный БРДМ в лице М-8 Грейхаунд у них был....
              2. +3
                7 декабря 2019 12:32
                Цитата: Лопатов
                Тем не менее факт остаётся фактом. 27 человек десанта.
                И очень сложно сделать вид, что такого не было.

                Да ничего не сложно! wassat Многие люди постоянно закрывают глаза и на уровне психики tongue отрицают неугодные их личным тараканам факты. Или, опять же велению психики, пытаются манипулировать трактовкой этих фактов. hi
            2. +2
              6 декабря 2019 04:41
              А если ядро накалить, то будет термоядерное оружие!
      2. -1
        6 декабря 2019 11:46
        Цитата: Лопатов
        Британцы, в Первую Мировую. БТР тоже они в это же время.

        Если так рассуждать, то автомат Калашникова придумали китайцы (порох же!), танк придумал Пороховщиков, сотовую связь Попов, Т-34 американец Кристи, и так далее.
        Может там сумрачный британский гений и родил какую-то банзай-повозку в ПМВ, но сделали рабочую массовую машину, которая стала новым значимым видом оружия - в Союзе с БМП-1.
    2. +1
      7 декабря 2019 12:28
      Немцы. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/HS.30 1958 год.
      Хотя сама идея смутно витала с 1945 и в СССР, и в Германии, и... во Франции.
  7. +3
    5 декабря 2019 18:48
    [quoteОднако попытка поставить на место карбюраторного двигателя ГАЗ-40П дизельный двигатель ЯАЗ-206Б, выдававший 205 л.с., оказалась неудачной – такая силовая установка выходила слишком тяжелой, а БТР получал значительный перевес на корму.][/quote]
    Интересно, а почему бы не поставить дизель продольно за водителем? Длинный узкий, место для прохода остается и центровка не нарушается (наверное...)
    1. +4
      6 декабря 2019 13:38
      Тут скорее всего все просто - сначала на ГАЗе сделали из своих комплектующих и поэтому дизелем не заморачивались, а потом все машину по сути с нуля переделывать пришлось бы, а зачем если заказчика и так устраивает? Да и вряд ли тогда кто думал что эта схема проживет столько лет.
      1. 0
        22 мая 2024 02:32
        Да нет, тут было ещё проще. Просто на ГАЗе БТР проектировали кретины, а принимали эту жуть на вооружение садисты с большими погонами.
  8. +9
    5 декабря 2019 19:33
    Мой отец был водителем радиомашины на базе БТР-60. Не очень хорошо отзывается о системе из двух двигателей.
    1. +7
      5 декабря 2019 22:01
      Я очень много сотен км. сделал на БТР60 ПУ , это как раз машина с радиостанциями , штабная . Мое мнение такое же , два двигателя было ошибкой . Они работали чаще всего не синхронно , между двигателями проходила тяга газа от одного карбюратора к другому . Водители при обслуживании часто ложились грудью на эту тягу , она сгибалась и в результате один двигатель получал больше горючего чем другой .
      Я ее снимал если не к спеху было .
      Естественно один дизель был бы лучше , но по указанной в статье причине ставили два бензиновых .
      1. +2
        6 декабря 2019 06:38
        Читал что причина была в основном в нежелании ГАЗа ставить на свои машины "чужие" движки. А своего не было. У ЗиЛа был двигатель подходящей мощности. Правда бензиновый, но ведь и газовский тоже не разу не дизель. И ЗиЛ-153 как раз был с этим движком.
        Вообще ИМХО конечно, но ЗиЛ-153 был лучше чем ГАЗ-49!
  9. +2
    5 декабря 2019 19:35
    В топку его!
    1. +2
      5 декабря 2019 20:15
      Цитата: panzerfaust
      В топку его!

      Кого ? what
      1. +3
        5 декабря 2019 21:17
        Оба двигателя наверное! laughing
  10. Комментарий был удален.
  11. Eug
    +2
    5 декабря 2019 23:12
    На какой рост пехотинца рассчитан об'ем десантного отделения? Нигде не встречал этой информации.
    1. +5
      6 декабря 2019 00:29
      Как и вся советская техника - 168 см. Средний рост советского мужчины в 1960-ых
      1. +2
        6 декабря 2019 10:43
        Как и заднее сиденье у девятки. Если росточком удался- сидишь потом, согнув голову smile
    2. +4
      6 декабря 2019 01:08
      Цитата: Eug
      На какой рост пехотинца рассчитан об'ем десантного отделения?

      Вся военная техника рассчитывалась на рост бойца 175 см +/-
      Так было раньше, как сейчас не знаю. Возможно, что по росту стандарт тот же, а вот по объёму должны добавить, так как экипировки всякой добавилось (тот же бронежилет в габаритах добавляет не мало).
      1. +1
        6 декабря 2019 13:51
        176 сантиметров это стандарт более поздний.
    3. 0
      22 мая 2024 02:33
      Салон БТР рассчитан на карлика-акробата, способного сложиться в три погибели и вылезти из бортового судового люка, сделав сальто Делчева по ходу движения.
  12. 0
    5 декабря 2019 23:19
    "Один автомат АК-47"... Сергей, ну как так?
  13. +1
    6 декабря 2019 00:54
    Цитата: Undecim
    БТР-60 открыл новую страницу в создании колесных бронетранспортёров, став первой в мире серийной четырехосной боевой машиной в своем классе.
    Автор решил провести границу между бронетранспортерами и бронеавтомобилями, хотя в техническом плане таковую провести крайне сложно. Это касательно "первый в мире".

    Sd.Kfz.231 (8-Rad) - 1936 год.

    Это - БА !!!
    Бронеавтомобиль!
    Разницу сами почитайте в ВИКИ laughing
  14. 0
    6 декабря 2019 03:09
    БТР 60ПБ должен был плавать, но в фильме Ответный ход он быстро утонул
    Как же так? winked
    1. +6
      6 декабря 2019 04:43
      Это было необходимо для раскрытия характера героев! Очевидно же. Вы ещё спросите почему кольцо в вулкан с орлов не сбросили!
      1. +1
        6 декабря 2019 07:03
        Цитата: Владимир_2У
        Вы ещё спросите почему кольцо в вулкан с орлов не сбросили!

        Меня это удивляло еще при первом прочтении.
        1. +1
          6 декабря 2019 08:14
          Орлы птицы гордые - хотят летят, не хотят не летят! hi
          Или летят но низенько...
      2. +1
        6 декабря 2019 10:41
        Орлы не настоящие, а выдуманные
        А БТР настоящий.
        Никак иначе нельзя было характер проявить без этого?
    2. 0
      6 декабря 2019 08:18
      А почему в фильме "Строгая мужская жизнь" утопили ПТ-76? От ведь так-же "водоплавающий"!
    3. +5
      6 декабря 2019 10:14
      Тонула в основном наша плавающая техника по прозаической причине - пробки в днище, предназначенные для слива воды, водителями выкручивались, чтобы не застаивалась дождевая вода, а потом о них забывали. Мои старшие товарищи так тонули на ГТТ при переправе через Зею, на строительстве БАМа. К счастью, все выплыли, до берега было уже не так далеко, а машину с имуществом потом доставали с помощью водолазов мостового батальона.
    4. +2
      6 декабря 2019 10:50
      Цитата: Avior
      БТР 60ПБ должен был плавать, но в фильме Ответный ход он быстро утонул
      Как же так?

      Так ведь одно дело, когда БТР въезжает постепенно в воду и совсем другое когда он влетает в неё мордой вниз и уходит целиком под воду. Жалюзи охлаждения двигателя открыты, через них в корпус поступает сразу большой объём воды после чего он плавучесть и потерял.
      1. 0
        6 декабря 2019 16:51
        Тогда быстро затопить до верха должно было под водой
        Но не затопило
    5. +1
      6 декабря 2019 22:13
      Цитата: Avior
      БТР 60ПБ должен был плавать, но в фильме Ответный ход он быстро утонул
      Как же так? winked

      Слышал байку, что несколько товарищей офицеров по появлению в части ГАЗ-46 поехали на нем на рыбалку, заплыли на середину небольшой реки и плавающий автомобиль стал тонуть. Они выплыли, получили дыню от командира и, наконец-то, ПРОЧЛИ инструкцию, в которой было сказано, что перед тем, как на нем лезть в воду, его надо в нескольких местах загерметизировать специальными пробками, шедшими в комплекте.
      Но..особенностью нашего менталитета является тот факт, что наш человек читает инструкцию ПОСЛЕ того, как механизм сломался.
      1. -1
        7 декабря 2019 08:50
        Да, это традиция smile
    6. 0
      22 мая 2024 02:36
      Потому что кретины из ГАЗ создали сухопутную 8 колёсную недолодку, которая одинаково ужасно плавала, ездила, перевозила и защищала. Т.е.не выполняла ни одной функции на приемлемом уровне.
  15. +2
    6 декабря 2019 10:06
    БТР-60 победил в нечестной борьбе своего основного конкурента ЗИЛ-153. Сергей рассказал об БТР-Э152В, модернизации БТР-152, но затем на ЗИЛе Грачев разработал уже плавающую трёхосную машину, рассчитанную на перевозку 16 человек десанта. Силовая установка - бензомотор в 180 л.с., как на БАЗах и УРАЛах. На испытаниях ЗИЛ-153 показывал наилучшие результаты, была уже заказана партия в 10 машин для войсковых испытаний. Но, последовало волюнтаристское решение о постановке на вооружение БТР-60П, возможно, лобби ГАЗа было сильнее, возможно, военных привлекала мнимая большая живучесть двухмоторной машины. Так и пошел в серию этот БТР, а буковки ПБ расшифровывались служившими на них как "п....ь боец", так как обслуживать 2 мотора, две трансмиссии на 4 оси было многократно тяжелее, чем у трехосной одномоторной машины.
  16. -1
    6 декабря 2019 10:13
    любите вы русские громкие названия, первый в мире, неимеющий аналогоф и тд и тп laughing
    1. +2
      6 декабря 2019 11:06
      А не в России, что, по другому ? Возьмите любую энциклопедию, написанную не у нас и по авторству изобретений Россия практически не встречается. БОльшая часть придуманного у нас не упоминается.
      Для примера, почитайте историю создания сотовой связи, кто её придумал и где она появилась впервые.
      1. 0
        6 декабря 2019 17:00
        А что вы имели в виду?
        Белл придумали, в Штатах появилась первая служебная , в Японии первая коммерческая
        В СССР служебная тоже была
        1. +2
          6 декабря 2019 19:15
          Цитата: Avior
          А что вы имели в виду?
          Белл придумали, в Штатах появилась первая служебная , в Японии первая коммерческая
          В СССР служебная тоже была

          Имел ввиду именно сотовую связь (не радиотелефоны). Первенство приписывают Мотороле (1973г) , хотя у нас аналог испытывался ещё в 1957 году, а сотовая система «Алтай», была введёна в опытную эксплуатацию в 1963 году.

          https://politikus.ru/articles/history/73912-9-aprelya-1957-goda-v-sssr-byl-izgotovlen-pervyy-v-mire-mobilnik.html
          И так во всём:
          первенство многослойной брони на танках приписывают англичанам, хотя у нас она стояла ещё на Т-64,
          первый газотурбинный танк приписывают Абрамсу, а не Т-80,
          англичане свой паром на воздушной подушке рекламируют как самое большое в мире судно на воздушной подушке (сам видел этот фильм), Хотя наш "Зубр" по водоизмещению перекрывает его вдвое (самый крупный из английских Mark 3 имеет 320 тонн, наш "Зубр" - 555 т (при высоте 21 метр)
          и тд и тп .....
  17. 0
    22 мая 2024 02:29
    Кретины из МО очень хотели сухопутную 8-ми колёсную лодку с картонной бронёй, которая очень плохо плавает, плохо ездит и ещё хуже перевозит личный состав с грузами. За компоновку салона и двери нужно было посадить в каталажку как врагов народа всех, кто участвовал в проектировании и принятии на вооружение этой недолодки. Такое ощущение, что шасси сделали нормальные инженеры, а компоновку делали полные кретины, набранные из ближайшей психбольницы. Вплоть до начала 1984 г.не могли приладить нормальный дизель на эту линейку садомазо транспорта. Хвалить это недоразумение может только полный профан или настоящий садист, которому нравится мучить солдат.