«Русский поход» Карла XII

118

В 1706 году международный авторитет Карла XII был непререкаем. Папский нунций, упрекнувший Иосифа I, императора Священной Римской империи германской нации, в том то, что он по требованию Карла в 1707 г. дал гарантии религиозных свобод протестантам Силезии, услышал удивительные слова:

«Вы должны быть очень счастливы, что шведский король не предложил мне принять лютеранство, ибо, если бы он этого захотел… я не знаю, что бы я сделал».

Следует сказать, что этот император, подобно многим другим монархам, был истинным «хозяином своего слова»: забрал своё обещание религиозных свобод сразу же после получения известия о поражении Карла XII под Полтавой.



«Русский поход» Карла XII
Иосиф I Габсбург, король Венгрии с 1687 г., император Священной Римской империи германской нации с 1705 г.

Самоуверенность Карла дошла до того, что 6 сентября он в одиночку заехал в Дрезден, где явился к своему смертельному врагу Августу Сильному, заставив того показать ему крепостные укрепления. Даже любовница курфюрста графиня Козел требовала арестовать шведского короля, но Август не решился, и Карл благополучно возвратился к ожидавшей его свите.

«Я положился на мою счастливую судьбу» – так объяснил он своё поведение через несколько дней.

13 (24) сентября 1706 года шведский король принудил саксонского курфюрста Августа подписать Альтранштедтский мирный договор, согласно которому тот, помимо сдачи Кракова и некоторых других крепостей и выплаты огромной контрибуции, согласился разместить шведские гарнизоны в саксонских городах, а также отрекался от польской короны.


Обед после подписания мирного договора в Альтранштадте 7 декабря 1706 г. Средневековая гравюра на меди

Новым королём Польши Карл назначил Станислава Лещинского.


Антуан Пэн. Портрет Станислава Лещинского, короля польского и великого князя литовского

Во время одной из бесед со своим ставленником Карл назвал Петра I «несправедливым царём» и заявил о необходимости сместить его с престола.

В армии самого Карла в это время насчитывалось 44 тысяч человек, причём 25 тысячи из них были драгунами, которые, в случае необходимости, могли сражаться и в пешем строю. Армия была в прекрасном состоянии, полки были полностью укомплектованы, солдаты успели отдохнуть, и, казалось, ничто не предвещало беды.


Солдаты армии Карла XII

В сентябре 1707 года шведский король выступил в поход, названный историками Русским. Ожидалось, что в пути к нему примкнёт Курляндская армия шведов, командовал которой генерал Левенгаупт.


David von Krafft. Adam Ludvig Lewenhaupt, count, general

Начало Русского похода Карла XII


На военном совете в Жолкве (близ Львова) русскими было принято решение «баталии в Польше не давать», а «оголожением провианта и фуража, томить неприятеля».

Эта тактика практически сразу же начала приносить плоды: поход шведской армии был тяжёлым, а осенняя распутица, из-за которой Карл вынужден был задержаться в разорённой войной Польше, усугубила ситуацию. К тому же шведы шли по северу Польши – лесистой и болотистой Мазурии, где приходилось рубить просеки в лесах и мостить дороги, а местные крестьяне не желали делиться своими и без того скудными припасами. Карлу приходилось посылать по окрестностям фуражиров, которые с поляками не церемонились: требуя указать тайники с продовольствием, они пытали мужчин и женщин, и мучили детей на глазах у родителей.

27 января 1708 года шведы достигли Немана и Карл, узнав, что Пётр I находится в Гродно, без раздумий, всего лишь с 800 кавалеристами, ворвался на мост, который, вопреки приказу, не уничтожил перешедший на сторону шведов бригадир Мюленфельд. На этом мосту Карл XII лично сражался с русскими и убил двух офицеров. Следуя своему плану «скифской войны», русские отступили: последние русские части вышли из Гродно через северные ворота в тот момент, когда через южные в город уже входили первые отряды шведской армии.

Перешедшие на сторону шведов наёмники россиян – капитаны Сакс и Фок, предложили захватить Петра I, который часто находился без охраны, но Карл сам едва не погиб, когда той же ночью русские кавалеристы, уничтожив шведские посты, ворвались в город. Король, разумеется, не смог отказать себе в удовольствие подраться на улицах города, и лишь осечка направленного на него мушкета спасла его тогда.

В начале февраля армия Карла достигла Сморгони и на месяц остановилась там для отдыха. В середине марта шведы возобновили своё движение, и дошли до Радошковичей, где оставались на протяжении трёх месяцев, разорив все окрестные деревни и городки. Шведы к тому времени научились находить крестьянские тайники: метод оказался прост и эффективен – они просто раскапывали места с проталинами.

6 июня Карл снова двинул свою армию на восток. «Теперь мы идем по дороге на Москву, и если только будем продолжать, то, конечно, дойдем», – сказал он.

Своему «карманному» королю Станиславу для защиты Польши он оставил 8 тысяч новобранцев, которыми назначил командовать генерала Крассау – потому что коронный гетман Сенявский держал сторону России, только разбив его, Лещинский мог оставить Польшу и придти на помощь к Карлу XII.

Перед расставанием шведский король спросил мнение Станислава о князе Якубе Людвике Собесском (сын польского короля Яна III, претендент на польский престол, находившийся в плену у Августа Сильного с 1704 по 1706 г.г.), который, по его мнению, мог стать «отличным царем России». Так что настроен был Карл XII очень серьёзно.


Henri Gascar. Якуб Людвик Собесский

В июне 1708 г. армия Карла XII переправилась через Березину, а 3 июля при Головчине шведы в последний раз одержали победу в бою против русских. При этом у них было некоторое превосходство в силах: 30 тысяч шведов под командованием самого Карла против 28 тысяч, которыми распоряжались Шереметев и Меньшиков.


Сражение при Головчине

Удар шведов по левому флангу русских привёл к бегству дивизии Репнина, который за это был разжалован и вынужден был возместить стоимость оставленных пушек (после битвы при Лесной Репнина восстановили в чине).

Потери сторон в этом сражении оказались примерно равными, что должно было бы насторожить Карла, но шведский король упорно не замечал очевидных вещей, продолжая считать русскую армию столь же, слабой, что и в памятной битве под Нарвой.

В этом бою Карл снова чуть не погиб, но не от русской сабли либо пули – он едва не утонул в болоте. Но судьба хранила короля для Полтавского позора и «цирковых выступлений» в Османской империи (о которых рассказано в статье «Викинги» против янычар. Невероятные приключения Карла XII в Османской империи).

Следующим боевым столкновений русских и шведских войск стало сражение у села Доброго, которое произошло 29 августа 1708 г. Здесь авангардные части генерала Рооса были разбиты отрядом князя Голицына. Соотношение потерь для шведов было просто удручающим: они потеряли около 3000 человек, в то время, как русские – всего 375. Об этом бое Пётр I писал:

«Я как и почал служить, такого огня и порядочного действа от наших солдат не слыхал и не видал... И такого еще в сей войне король швецкий ни от кого сам не видал».

Наконец, 10 сентября 1708 г. шведский Остготландский кавалерийский полк вступил в бой с отрядом русских драгун у деревни Раевка. Этот бой примечателен тем, что в нём приняли участие и Карл XII, и Пётр I, который говорил, что смог разглядеть лицо шведского короля.


Чемесов Е.П. Портрет Петра I (гравюра с оригинал Нантье), 1717 год



Карл XII

Под Карлом была убита лошадь, и рядом с ним в решающий момент оказалось всего 5 драбантов, но свежие кавалерийские части шведов успели выручить своего короля.

Между тем трудности в снабжении шведской армии лишь возрастали. Французский поверенный в делах Польши при Станиславе Лещинском де Безанваль сообщал в Версаль, ссылаясь на своего осведомителя в армии Карла XII, что шведы используют селитру вместо соли, не имеют вина даже для причащения умирающих, а раненые говорят, что у них всего три лекарства: вода, чеснок и смерть.


Swedish soldier of the Great Northern War. Раскрашенная оловянная фигурка

Корпус Левенгаупта в это время находился всего в 5 переходах от основной армии, но голод вынудил Карла XII повернуть свои войска на юг – это решение стало очередной и весьма крупной ошибкой короля.

В ночь на 15 сентября первым на юг, к городу Мглин, двинулся отряд генерала Лагеркроны (2000 пехотинцев и 1000 кавалеристов с четырьмя орудиями), но шведы заблудились и вышли к Стародубу. Но даже и этот город генерал-бюрократ отказался брать, заявив, что не имеет на то приказа короля. А к Мглину пришла лишь кавалерия генерала Коскуля – без пушек и без пехоты. А 1 октября до Карла дошли известия о сражении, которое, поистине, стало для шведов роковым, и оказало огромное влияние на ход их боевой кампании в России.

Сражение при Лесной


В сентябре 1708 года у Лесной (деревня в современной Могилёвской области) русскими был разбит корпус генерала Левенгаупта.


«Изображение баталии при деревне Лесной сентября в 28 день 1708». Раскрашенная гравюра Н. Лармессена (по рисунку П. Д. Мартена Младшего). Первая четверть XVIII века

Это сражение Пётр I называл «матерью» Полтавской «виктории» (от 28 сентября 1708 года до 27 июля 1709 – ровно 9 месяцев) и до конца жизни отмечал годовщину этой битвы. Значение его для русской и шведской армий было столь велико, что Карл XII отказывался верить известиям о нём.

Идущий на соединение с основной армией Левенгаупт, должен был привести с собой обоз с продовольствием и боеприпасами, количество которых было рассчитано на три месяца. Другими командирами шведского корпуса были генералы Шлиппенбах и Стакельберг, которые попадут в плен во время сражения у Полтавы (Сам Левенгаупт сдастся у Переволочной). В распоряжении Левенгаупта было 16 тысяч лучших воинов Европы – «природных» шведов, и 16 артиллерийских орудий. Пётр I ошибся, считая, что их вдвое меньше, может быть, именно потому русские (которых было около 18 тысяч человек, но в сражении принимали участие 12 тысяч) действовали столь смело и решительно. Вначале шведов атаковали авангардные части, численностью всего 4 тысячи человек. Они были отбиты, но следующая атака, в которой приняли участие 12 батальонов пехоты и 12 эскадронов конницы, к которым позже присоединились драгуны генерал-поручика Р.Боура, вынудила Левенгаупта отступить, бросив половину обоза. На следующий день шведы были настигнуты у Пропойска отрядом генерала Германа Флуга и бежали, не слушая приказов командиров. Левенгаупт, приказав утопить пушки и поджечь подводы обоза, отступил, приведя к своему королю лишь 6700 усталых и морально подавленных солдат.


Жан-Марк Наттье. «Сражение при Лесной»

Разгром шведов был невиданным: около 6000 человек были убиты или ранены, 2673 солдата и 703 офицера попали в плен. К тому же удалось потушить и спасти большую часть повозок с продовольствием и снаряжением: всего трофеями русских стали 5000 повозок из 8000.

Потери русских составили 1100 человек убитыми и 2856 ранеными.


Мемориальный комплекс в деревне Лесной, Белоруссия

В этом сражении получил тяжёлое ранение генерал-поручик русской армии Р. Боур, у него была парализована правая сторона тела, но к лету 1709 года он выздоровел и принял участие в Полтавской битве.


Генерал-поручик от кавалерии Рудольф (Родион) Боур. Ротмистр шведской армии, который 30 сентября 1700 года после дуэли бежал от Нарвы в расположение русской армии. Его имя упоминается в поэме А. С. Пушкина «Полтава»:
«Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин».



В. Савенков. «Вступление русских войск в Смоленск после разгрома шведов у Лесной»

Пленные шведские генералы после Полтавы сообщили Петру о предупреждении Левенгаупта, явившемуся к Карлу после битвы у Лесной: «Россия пред всеми имеет лучшее войско».

Но, по их словам, ни они, ни король тогда не поверили ему, продолжая считать, что российская армия не лучше той, что была знакома им по сражению у Нарвы.

Карл XII объявил это очевидное всем поражение победой, отправив в Стокгольм бюллетень, в котором говорилось что Левенгаупт «успешно отбил атаки 40 тысяч московитов». Но генерал-квартирмейстер шведской армии Аксель Гилленкрок (Юлленкрук) писал, что король напрасно «старался скрыть свою скорбь о том, что все его планы разрушены».

Шведская армия голодала, Северская земля перед ней была опустошена, в тылах действовал корпус Меньшикова, и Карл был вынужден продолжать движение на юг, надеясь получить продовольствие и фураж от гетмана Ивана Мазепы.

Гетман Мазепа



Иван Степанович Мазепа-Колединский визиту «союзника» совсем не обрадовался. По тогдашним понятиям он был уже глубоким стариком (родился в 1639 году, гетманом стал ещё при царевне Софье), и жить ему оставалось около года. А старики обычно не склонны рисковать, ставя на кон «синицу в руках» против «журавля в небе».

В молодости Мазепа находился на службе у польского короля Яна II Казимира. Об этом периоде его жизни Байрон в 1818 году написал поэму «Mazeppa», в которой пересказал принадлежащую перу Вольтера легенду о том, как молодого «казачка», пажа польского короля Яна II Казимира, за постыдную связь с женой пфальцграфа Фальбовского привязали к лошади, которую отпустили в дикое поле. Но лошадь оказалась «украинкой», и потому привезла его в родные степи.


Louis Boulanger. Картина «Le Supplice de Mazeppa», иллюстрирующая поэму Джорджа Байрона «Mazeppa»


Теодор Шассерио. «Казачка находит Мазепу»

На Украине Мазепа служил гетманам Дорошенко и Самойловичу, а в 1687 г. и сам получил гетманскую булаву. В одном из писем Мазепа сообщает, что за 12 лет своего гетманства он совершил 11 летних и 12 зимних походов в интересах России. На Украине Мазепа был не очень популярен именно из-за подозрений в том, что он «делает всё по воле московской», и потому, не слишком полагаясь на лояльность своего окружения и запорожцев, гетман вынужден был держать при себе целых три полка сердюков (наёмники, жалованье которым платилось из гетманской казны).

Сердюки на картине неизвестного польского художника конца XVII века

У него сложились прекрасные отношения с Петром I, который подарил ему город Янполь. В 1705 году Мазепа отклонил предложения Станислава Лещинского, но позже он, всё же, вступил в переписку, пообещав не вредить, ни в чем интересам Станислава и шведским войскам. От польской «протекции» он отказался по причине «природной антипатии» к полякам всего населения Украины.

Но в 1706 году на пиру захмелевший Меньшиков в присутствии казацких полковников, указав на них, завёл с Мазепой разговор о необходимости искоренения «внутренней» крамолы. Пётр I осадил его, но впечатление слова Меньшикова на всех произвели самое неблагоприятное. К тому же появились слухи, что Александр Данилыч и сам желает стать гетманом – а это уже очень не нравилось самому Мазепе.

Кроме того, гетман и казацкие старшины знали, что Пётр I вёл переговоры с Августом и был готов оплатить украинскими землями участие Польши в войне против Карла. Оказаться под властью католиков-поляков и снова стать людьми второго сорта никому на Украине не хотелось, а богатые старшины вполне обоснованно опасались перераспределения уже полученных ими земель. И шёл глухой ропот, что русский царь «даёт полякам не то, что сам взял… не саблей нас взяли».

Запорожцы (люди, которые не почувствовали бы себя чужими и лишними ни в Порт-Ройале, ни на Тортуге) тоже волновались: они были недовольны, что московские власти ограничивают их свободу «ходить за зипунами», а работать на земле эти «лыцари», в отличие от казаков Донского войска, считали ниже своего достоинства.

Мазепа был совсем не прочь стать «самостийным» правителем Украины, но вёл двойную игру, надеясь, что всё обойдется без его участия. Польша уже была ослаблена и разорена войной, России, в случае поражения, тоже будет не до него, а Швеция далеко и с королём Карлом можно будет поторговаться о короне вассального царька. А в случае победы Петра, он, в сущности, ничего не теряет: верноподданнически поздравит его с успехом и присоединится к победителю. Поэтому, узнав, что Карл XII повернул на Украину, Мазепа не смог скрыть своего страха:

«Дьявол его сюда несет! Все мои интересы перевернет, войска великороссийские за собой внутрь Украины спровадит на последнюю ее руину и на погибель нашу».

Теперь Мазепа оказался перед тяжелейшим выбором: следовало либо сохранять верность России и Петру, либо окончательно встать на путь прямой и явной измены, со всеми вытекающими последствиями.

Воинский авторитет шведского короля был ещё высок, и потому Мазепа, выбрал измену: послал Карлу XII письмо, в котором нижайше просил «протекции себе, Войску Запорожскому и всему народу освобождения от тяжкого ига московского». Но от активных действий уклонился, притворившись больным (даже причастился) и ничего более не предпринимая.

Однако 23 октября к нему явился бежавший от Меньшикова полковник Войнаровский, который передал ему какие-то слухи («один немецкий офицер говорил другому»), что Александру Данилычу известно об измене гетмана, и, завтра же, он (Мазепа) «будет в кандалах». Вот тут нервы у гетмана и не выдержали: он бежал в Батурин, а оттуда – дальше, за Десну. 29 октября Мазепа встретился с Карлом XII. За ним последовало всего 4 тысячи казаков (из обещанных 20 тысяч), остальные отнеслись к шведам крайне враждебно. Чему, кстати, изрядно поспособствовали сами шведы, с презрением относящиеся и к унтерменшам-союзникам, и к местному населению, которому за продовольствие они, обычно, платили следующим образом: останавливаясь в какой-нибудь деревне или городке, покупали провизию, но когда уходили – отбирали заплаченные деньги, угрожая сжечь дом и даже убить его обитателей. Украинцам такое поведение «освободителей от московского ига» очень не нравилось.

Меньшикову тогда доносили:

«Черкасы (то есть, казаки) собрася конпаниями, ходят и шведов зело много бьют и в лесах дороги зарубают».

Густав Адлерфельд, камергер Карла XII, оставил такие записи в своём дневнике:

«10 декабря полковник Функ с 500 кавалеристами был командирован, чтобы наказать и образумить крестьян, которые соединялись в отряды в различных местах. Функ перебил больше тысячи людей в маленьком городке Терее (Терейской слободе) и сжег этот городок, сжег также Дрыгалов (Недрыгайлово). Он испепелил также несколько враждебных казачьих деревень и велел перебить всех, кто повстречался, чтобы внушить ужас другим».
«Мы постоянно находились в драке с обитателями, что в высшей степени огорчало старого Мазепу».

2 ноября войсками Меньшикова был взят Батурин, и, вместе с его стенами, рухнули надежды Карла захватить склады, находившиеся в этом городе. Мазепа, узнав о падении своей столицы, сказал:

«Знаю теперь, что Бог не благословил моего намерения».

А когда полковник Бурляй без боя сдал Д.М.Голицыну Белую Церковь с гетманской казной, Мазепа окончательно впал в уныние, проклиная и шведского короля, и своё решение примкнуть к нему.

Отношение к Мазепе казаков, пошедших было за ним, характеризует такой факт: в ноябре 1708 года Пётр I получил письмо от миргородского полковника Д.Апостола, который предлагал доставить к царю гетмана. Ответа от Петра он так и не дождался, но позже ушел от Мазепы и получил прощение.

Неизвестный художник. Портрет гетмана Войска Запорожского Даниила Апостола (вторая половина XVIII века). Гетманом Данила Апостол был выбран 1 октября 1727 года

Полковник Апостол привёз письмо Мазепы, который, в свою очередь, обращался к Петру с предложением выдать короля Карла и его генералов. Вот такие союзнички встретили шведского короля на Украине – лучших для него здесь не нашлось.

Предложение Мазепы было очень заманчивым, и Пётр согласился простить его, но гетман продолжал вести двойную игру: он написал также письмо к Станиславу Лещинскому, в котором призывал того придти на Украину, называя её «отчиной» (наследственным владением) польских королей. Он уже не думал ни о своих соратниках, ни о казаках, ни о простых людях Малороссии, единственное, о чём просил – сохранение имущества и поста гетмана. Русские драгуны перехватили это письмо Мазепы, и Пётр отказался от дальнейших переговоров с ним.

Путь к Полтаве


Теперь русские и шведы параллельными курсами двинулись на юг. Оставшиеся верными России казаки и калмыки в степях Украины чувствовала себя так уверенно, что к 16 ноября 1708 года Карл XII остался без генерал-адьютантов: пять были убиты, один попал в плен. В одной из стычек с казаками чуть не погиб «брат по оружию» Карла – «Маленький Принц» Максимилиан (о нём было рассказано в статье Карл XII и его армия).

17 ноября шведы заняли городок Ромны, и это неожиданно вызвало пересуды в королевских войсках. Дело в том, что в армии Карла XII уже давно распространилось неведомо откуда взявшееся пророчество о том, что «король и его армия будут непобедимы до тех пор, пока не захватят Рим». Созвучие названий «Вечного города» и ничтожной малороссийской крепости произвело на шведских солдат неприятное впечатление.

Зима в том году по всей Европе была необычайно суровой (замёрзли Рона и каналы Венеции), но морозы ударили по русским не менее сильно, чем по их противникам: сами же шведы сообщают, что по дороге на Лебедин они насчитали больше 2 тысяч трупов замёрзших русских солдат. При этом Пётр I, как говорили, «берёг людей меньше, чем лошадей», а Карл XII – «не берёг ни тех, ни других». Утверждают, что в городе Гадяч за одну только ночь на 28 декабря замёрзло 4 тысячи шведов. Всего же, по шведским данным, в декабре обморожения в их армии получили от четверти до трети солдат. Голодные каролинеры требовали от Карла «хлеба или смерти».

В начале января 1709 года Карл привёл свою армию к укреплённой лишь валом маленькой крепости Веприк, гарнизон которой насчитывал около 1100 человек.

Шаховцов А. «Бой казаков Харьковского полка со шведами Веприком»

Шведский король, не став ожидать подхода артиллерии, бросил на штурм 4 полка, потеряв 1200 солдат. Фельдмаршал Рёншильд тогда получил ранение, от последствий которого до конца так и не оправился. Отразив 3 атаки, гарнизон крепости покинул её.

Своей сестре Ульрике Элеоноре Карл писал:

«Здесь в армии все идет очень хорошо, хотя солдатам приходится переносить трудности, всегда сопряженные с близостью неприятеля. Кроме того, зима была очень холодна; она казалась почти необыкновенной, так что многие у неприятеля и у нас замерзли или потеряли ноги, руки и носы… Зато, к нашему удовольствию, от времени до времени на нашу долю выпадало некоторое развлечение, так как шведские отряды имели маленькие стычки с неприятелем и наносили ему удары».

Это «молодечество» имело свою цену: в начале похода у Карла XII была 35-тысячная армия, к которой присоединились остатки корпуса Левенгаупта. Всего 41 тысяча человек. В апреле 1709 года к Полтаве он привел всего 30 тысяч.

Об осаде Полтавы и великой битве у этого города будет рассказано в следующей статье.
118 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    17 января 2020 05:51
    Но лошадь оказалась «украинкой», и потому привезла его в родные степи.
    Вот, вот даже тогда, даже лошади , украинские лошади, были на "заработках" в ЕС... А Вы говорите
    1. +10
      17 января 2020 08:23
      Там не только лошади, судя по всему там вся войсковая старшина колебалась между ЕС, Россией и самостийностью. Самостийности очень хотелось, но никто её не спешил давать, а самим взять кишка тонка. Вот и колебались как г-но в проруби. 300 лет прошло, а вна Украине так ничего и не поменялось, ну разве что территориями приросли за счет России.
      1. 0
        18 января 2020 14:07
        Цитата: Александр Суворов
        так ничего и не поменялось, ну разве что территориями приросли за счет России

        Ждать благодарности от ... Глупо и недальновидно... Предательство буквально основа психологии "старейшины" Незалежной. История прямо "вопиет" об этом...
  2. +6
    17 января 2020 06:32
    Пропойск чисто русское название города smile
    1. +11
      17 января 2020 07:53
      Он сейчас находится в Могилевской области Белоруссии и называется Славгород.
      Кстати, в Германии была в 1941 году выпущена
      памятная медаль 3-й роты Вермахта "За захват мостов в Пропойске 14 июля 1941 года".
      1. +5
        17 января 2020 08:28
        Спасибо интересно,кстати город Славгород есть в Алтайском крае,на границе с Казахстаном.
      2. +15
        17 января 2020 10:18
        Он сейчас находится в Могилевской области Белоруссии и называется Славгород.

        на Вархеде была статья в свое время "Страх и алкотрип в Пропойске" laughing
        https://warhead.su/2018/01/14/strah-i-alkotrip-v-propoyske-ili-kak-russkie-shvedov-odoleli
        И генерал (Левенгаупт) отдал приказ: обоз бросить, но спасать всё, что можно спасти!
        А в обозе было вино.
        Много вина. И водки.
        Очень много вина и водки. И пива. Ведь выбор у военного в те времена был прост — или пить спиртное, или помереть от какой-нибудь кишечной инфекции.
        Естественно, перепуганные и смертельно уставшие шведские солдаты первым делом принялись спасать самое ценное. Посредством потребления. И очень при этом старались. Ведь приказ есть приказ!
        Согласно мемуарам самого Левенгаупта, не менее тысячи отборных шведских воинов той ночью по дороге к Пропойску разбрелись по окрестным лесам пьяные, как сапожники, где замёрзли насмерть или попали в руки русских.

        В смысле, что наши потом набрали в плен целую кучу пьяных "настоящих шведов" fellow drinks

        Очень хорошая картинка из этой статьи, шведская армия. Тут есть детали, про которые напрочь забывают создатели фильмов! wink А именно - отличительное оружие офицеров и унтер-офицеров. У командира - эспонтон (в армии Петра же у офицеров были протазаны), у сержанта - алебарда. Командир должен распоряжаться, а не из ружжа палить, зато по такому оружию его всегда можно разглядеть в пылу боя. soldier
        Валерий - кланяюсь за статью, Пане Коханку! hi drinks
        1. +6
          17 января 2020 11:15
          Николай, привет. hi А вот Вы сможете мне объяснить отчего шведская форма имеет "жовто-блакитную" окраску? laughing
          1. +2
            17 января 2020 11:46
            А вот Вы сможете мне объяснить отчего шведская форма имеет "жовто-блакитную" окраску?

            Константин, привет! drinks не могу! Виктор Николаевич - точно сможет. hi
            1. +4
              17 января 2020 11:46
              Ну ему на месте виднее. laughing drinks
              1. +6
                17 января 2020 12:37
                Я могу сказать так - мало кто может так искать информацию, как он... good drinks за что ему я всегда буду благодарен. hi
                1. +5
                  17 января 2020 15:22
                  А уж это верно на 200 процентов! good
              2. +2
                17 января 2020 15:21
                Ну ему на месте виднее.
                Вы считаете, что я из Швеции?
                1. +5
                  17 января 2020 15:24
                  Нет, я полагал, что Вы с Украины. Ошибся?
                  1. +6
                    17 января 2020 15:38
                    Я с Украины, но вопрос то у Вас о цветах шведских мундиров.
                    Синий (Azure) и золотой ( Or) - старинные геральдические цвета, используемые как минимум с XI века, когда и родилась геральдика как таковая.
                    Почему флаг Швеции составлен из этих цветов - не известно.
                    1. +2
                      17 января 2020 20:25
                      Почему флаг Швеции составлен из этих цветов - не известно.
                      Там свои легенды. Впрочем, как и везде.
                      1. +5
                        17 января 2020 20:27
                        Я и не стал приводить версии, так как официально принятой по этому вопросу нет. Согласитесь, что установить сегодня, почему в XIII веке король Магнус III выбрал для своего герба синий и золотой цвета, затруднительно.
                      2. +3
                        17 января 2020 20:31
                        Совершенно верно! В обоих случаях. В связи с этим, и я не стал.
                    2. +5
                      18 января 2020 06:19
                      ... нашёл ответ на твой вопрос о цветах шведского флага.Так вот:они впервые появились в 16 веке.Основная версия их появления такова:король Эрик 9 во время молитвы увидел над собой в ярко-голубом небе золотой крест. С тех пор и пошло. эта инфа из шведского сайта*Всё о Швеции*.

                      Доброе утро, Вик Николаич. hi Это сообщение прислал мне в личку один из наших друзей. В личку потому, что не захотел ни с кем спорить и нарываться на оскорбления.
                      А я всё же решил выложить здесь. smile
                      1. +3
                        18 января 2020 09:17
                        Это одна из легенд, не подтверждаемая никакими свидетельствами. О самом Эрике Святом сведений тоже практически нет.
                  2. +4
                    17 января 2020 20:20
                    Константин, миллиметр за миллиметром, теряете замечательного товарища и собеседника.
                    1. +3
                      18 января 2020 06:22
                      Антон, ей-богу не понял в чём у меня здесь прокол. И в мыслях не было кого-нибудь задеть, или обидеть. request
          2. +3
            17 января 2020 12:45
            Цитата: Морской Кот
            А вот Вы сможете мне объяснить отчего шведская форма имеет "жовто-блакитную" окраску?

            Украина -самая древняя страна в мире.

            Кто-то почел за честь использовать ее символы. yes
            1. +5
              17 января 2020 15:33
              И даже древней Древней Греции, кто б сомневался. good
            2. +1
              19 января 2020 00:49
              Наверное, ещё у шумеров был жовтно-блакытный флаг.
          3. +5
            17 января 2020 12:52
            Цвета шведского государственного флага.
            1. +4
              17 января 2020 15:27
              Украина и Швеция с одинаковыми цветами государственных флагов. smile Так Мазепе ничего и менять не пришлось. Истинными шведами являются запорожские казаки... или наоборот. laughing
              1. +2
                17 января 2020 17:13
                Не думаю, что стоит проводить аналогии, тем паче привязывая их к одному историческому субъекту. Слишком разные народы и история возникновения государственных символов. Гораздо интересней относительная идентичность флагов Кубы и Каталонии.
        2. +1
          17 января 2020 17:57
          в кино показывают в том 18м веке тактика выяснения на поле там они плечо к плечу полки эти даже целиться не надо просто в направлении стреляй не промажеш а еще ядро в середину прилетит ...в чем плюс такой тактики? позже считалось не нормальным идти в полный рост сомкнутыми рядами... так же французы с британцами бились за Америку . видал кстати на стрельбище два чувака интересных принесли это ружье оно огроменное и здоровенное зарядили с дула как бабахнет все в дыму ждали пока рассеится - на 50м стрелял дальше можно не целиться))
          1. +1
            17 января 2020 22:41
            Цитата: Sadam
            в кино показывают в том 18м веке тактика выяснения на поле там они плечо к плечу полки эти даже целиться не надо просто в направлении стреляй не промажеш а еще ядро в середину прилетит ...в чем плюс такой тактики?

            Цитата: Sadam
            видал кстати на стрельбище два чувака интересных принесли это ружье оно огроменное и здоровенное зарядили с дула как бабахнет все в дыму ждали пока рассеится - на 50м стрелял дальше можно не целиться))

            Вы сами себе ответили.
          2. 0
            17 января 2020 23:36
            Цитата: Sadam
            в чем плюс такой тактики

            до изобретения и внедрения рассыпного строя--подобный строй был принят почти везде.
            Что можно сказать--Древний Рим как изобрел так Европа и пользовалась чуть видоизменяя.
            Всякие строи хороши для чего то особенного. Там фаланги, манипулы и пр...
            Как только скорострельность огнестрельного оружия достигла необходимого минимума-так тут же появился рассыпной строй. Иначе потери как при Алме(рассыпной строй против сомкнутого)
            Ну или в РЯВ--где японцы чего то решили что они самые умные в колоннах.Против шрапнели и пулеметов...
            1. +1
              18 января 2020 00:01
              да . и нам эти дядьки давай рассказывать какие стандарты в армии в то время время на заряжание у бритов и французов 20 сек против 30 сек или что то рядом - 10 сек разницы и континент отжали . вообще как то шокируще смотреть как грудью останавливают залп .
        3. +1
          17 января 2020 22:39
          Цитата: Пане Коханку
          В смысле, что наши потом набрали в плен целую кучу пьяных "настоящих шведов"

          Почти побоище на Пьяне, но наоборот. laughing
    2. +4
      17 января 2020 08:24
      Пессимист22 (Игорь)
      Пропойск чисто русское название города smile
      Не надо всех русских по себе судить! Пропоиц у нас мизер, по крайней мере на Юге.
      1. +8
        17 января 2020 14:47
        Только на юге? В Югре тоже пропойцы долго не живут!!! Немного не по дресс-коду оделся, за воротник навернул и .... только весной найдут родимого!!!
        laughing
        1. +9
          17 января 2020 15:31
          Если судить по нашим окрестным деревням, то вся замулдрынная алкашня вымерла уже лет десять тому назад, как минимум, а то и раньше. Остались только истинные борцы за веру. На том и стоИм! drinks
          1. +7
            17 января 2020 15:48
            Позвольте Константин с Вами согласиться!
            С уважением, Влад!
  3. +7
    17 января 2020 06:39
    Спасибо автору
    Прошу заметить что не много в мировой истории предателей которые из своего кармана оплачивали собственное предательство (обычно платят предателю, ну или обещают заплатить). Мазепа в этом не столь многочисленном ряду, наряду с Горбачёвым.
  4. -1
    17 января 2020 07:51
    Очень жаль, что про "африканскую чуму свиней" нам пишут чаще, чем про "атипичный насморк бобра" или "склероз зайца". Где истинные герои той войны - Шереметьевы, Меньшиковы, русский солдат, на конец? Про "лыцарей", конечно, интереснее писать, чем про про Ваню-лапотника. Очень закрытая война. Видимо, с точки зрения последующих "немцев" - герои были "не правильные".
    1. +9
      17 января 2020 11:30
      Цитата: pmkemcity
      Видимо, с точки зрения последующих "немцев" - герои были "не правильные".

      Вот ведь "последующие немцы" подлые - про Меньшикова, Шереметьева, Репнина, Голицына, Волконского не забыли рассказать, а фамилии истинных героев от нас гнусно скрывали. Пришло время раскрыть правду. Вот эти фамилии, не все, правда, но уже кое-что.
      Генрих фон дер Гольц
      Гебхард Карлович Флуг
      Людвиг Николай фон Алларт
      Джеймс Дэниэл Брюс
      Самуил Ренцель
      Отто Рудольф фон и цу Шауенбург
      Карл Эвальд фон Ренне
      Христиан Феликс Баур
      Иоганн Гейнскин
      Иван Ильич Скоропадский
      Справедливость восстановлена? Посрамили мы врага?
      smile
      1. 0
        17 января 2020 11:43
        Не стоит передергивать. Вы прекрасно поняли, о чем я хотел сказать, в том числе имея в виду "немцев", как представителей послепетровской исторической науки.
        И развивая поднятую Вами тему, отмечу, что на одного "фона" приходилось много -овых, -иных и, несомненно, -ко.
        1. +8
          17 января 2020 12:19
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Не стоит передергивать.

          Ни в малейшей степени.
          Просто надоела эта глупейшая мантра о "немцах", переписывавших нашу историю. Этим "немцам" надо сказать большое спасибо за то, что они сделали для русской науки (и, в первую очередь для исторической науки), в том числе и за то, что они обучили и воспитали такого знакового деятеля этой самой русской науки, как М.В. Ломоносов. Кто были его учителями? Георг Вольфганг Крафт, Хри́стиан фон Вольф, Иога́нн Фри́дрих Ге́нкель, русский учитель (В. Е. Адодуров) у него был только по словесности.
          Пресловутые Миллер, Байер и Шлёцер объективно и беспристрастно исследовали доступный им корпус источников по истории России, впервые систематизировали его и обобщили полученные сведения в своих работах, дав толчок развитию исторической науки в России, за что им также большое спасибо. В чем-то они могли ошибаться, но никакой ангажированности в их трудах нет. Из всех историков того времени политически ангажированным был исключительно упомянутый Ломоносов, который и историком-то собственно, не был.
          Цитата: pmkemcity
          на одного "фона" приходилось много -овых, -иных и, несомненно, -ко.

          Приблизительно в таком же соотношении, как в моем комментарии, если брать высшее командное звено, где больше половины были все-таки иностранцы. Солдаты и младшие офицеры - там, понятно, соотношение другое.
          1. -2
            17 января 2020 12:31
            Нет оснований с Вами не соглашаться. Но, все таки, в передаче "В мире животных", я бы хотел видеть лису-огневку или какую ни будь пеночку, вместо съеденного кошками утконоса. Истории России нет. Еще меньше истории Китая. Такого субконтинента как Индия вообще не существует. Есть только история Запада, как похитителя у израиля "священного грааля".
            1. +7
              17 января 2020 13:12
              Цитата: pmkemcity
              я бы хотел видеть лису-огневку

              А это уже больше дело личного вкуса. С моей точки зрения знания всегда полезны, тем более, что в данном случае шведы - непосредственные участники нашей родной истории. Как мы сможем оценить важность и почетность победы над Карлом, если будем о нем знать только то, что он был разбит Петром?
              Так что с моей стороны автору "респект и уважуха".
              1. 0
                17 января 2020 13:27
                Вот и Вы слова толерантные подобрали - респект и уважуха! И тем и этим! Низкий поклон Шведам, учителям нашим. Но, еще более низкий поклон тем ученикам, что превзошли учителя своего.
          2. +7
            17 января 2020 12:50
            Иван Ильич Скоропадский. Справедливость восстановлена? Посрамили мы врага?

            Михаил, если мы берем Скоропадского (как не-немца!), я бы еще добавил татарские и кавказские фамилии. Представители тамошней знати тоже достойно воевали. Отцом генерала Григория Юсупова был татарский мурза. Испанский посол так писал про генерала: Князь Юсупов, генерал от инфантерии, татарского происхождения, родной брат которого был в то время еще магометанином; человек хороший, хорошо служивший и довольно хорошо знавший свое дело; он был покрыт ранами; любил чужеземцев, весьма привязан к своему государю, — словом, был одним из тех людей, кои идут прямою дорогою...
            А при Нарве в шведский плен попал царевич Имеретинский, Но, опять же, это - наш генерал! soldier
            Самуил Ренцель

            Герой Фрауштадта. После сражения Реншильд приказал переколоть наших пленных; а Ренцель же вывел остатки нашего корпуса в Россию. Более, чем достойный военный в нашей истории!
            Шлёцер

            это, часом... не его ли не любил Михаил Васильевич Ломоносов? wink так не любил, что готов был придушить? drinks
            1. +3
              17 января 2020 13:28
              Цитата: Пане Коханку
              Герой Фрауштадта.

              Да, там он проявил себя. Принял командование в такой ситуации, что другие предпочли бы застрелиться, устоял в бою, прорвался через окружение, вывел солдат к своим. И под Полтавой не потерялся. Безусловное украшение русского воинского пантеона.
              Цитата: Пане Коханку
              не его ли не любил Михаил Васильевич Ломоносов?

              Про то не ведаю. Ломоносов умер, когда Шлёцеру было 30 лет, так что вряд ли. Ломоносов с Миллером, вроде как не ладил.
  5. BAI
    +1
    17 января 2020 09:09
    около 6000 человек были убиты или ранены, 2673 солдата и 703 офицера попали в плен.

    Даже если прдположить, что среди убитых одни солдаты, то получается один офицер на 10 солдат. А если смотреть
    2673 солдата и 703 офицера попали в плен
    , то получается 1 офицер на 4 солдата. Не слишком много офицеров?
    1. +7
      17 января 2020 11:33
      Цитата: BAI
      Не слишком много офицеров?

      Офицеров старались брать живыми. Солдат - не очень.
      1. +7
        17 января 2020 11:42
        Да, вот в Нарве, например, в 1704 году после штурма такое ожесточение было, что Петру пришлось своих солдат с шпагой в руках останавливать. И в Полтавском сражении гарантированно в плен брали только офицеров, а солдат - кому как повезет.
        1. +7
          17 января 2020 11:45
          И в Полтавском сражении гарантированно в плен брали только офицеров, а солдат - кому как повезет.

          До этого Реншильд запятнал себя военным преступлением - перебил наших пленных при Фрауштадте. По большому счету, его нужно было вздернуть после того, как он попал в плен под Полтавой... angry
          1. +7
            17 января 2020 13:49
            Цитата: Пане Коханку
            нужно было вздернуть

            Я так и сделал бы, честное слово. Но тогда на это смотрели иначе. Для Петра, как и для всего его окружения этот Реншильд был более свой, чем уничтоженные им русские солдаты. А своих не вешают. Фактически, в социальной иерархии того времени Реншильд занимал место всего на одну ступень ниже чем члены царствующих фамилий.
            1. +2
              20 января 2020 10:16
              Фактически, в социальной иерархии того времени Реншильд занимал место всего на одну ступень ниже чем члены царствующих фамилий.

              Мы как-то с Доктором спорили, и пришли к единому мнению, что "знать" (или "верхи бизнеса") - понятие вненациональное и внеконфессиональное. Что бы ни произошло - они меж собой договорятся... ну, почти всегда! hi
              Я так и сделал бы, честное слово.

              угу.... и я бы тоже.. angry
              1. +1
                20 января 2020 11:41
                Цитата: Пане Коханку
                угу.... и я бы тоже..

                Поэтому такая возможность нам вряд ли когда-нибудь предоставится...
        2. BAI
          0
          17 января 2020 19:54
          Даже если в плен солдат не брали. Я же и такой вариант считал:
          то получается один офицер на 10 солдат.

          Все равно много офицеров.
        3. 0
          17 января 2020 23:45
          Цитата: ВлР
          в 1704 году после штурма такое ожесточение было, что Петру пришлось своих солдат с шпагой в руках останавливать

          Ну осада была серьезной. Горн упорно сопротивлялся. Кирпичные бастионы не устояли против современного оружия(на тот момент)...все таки им было немало лет.
          Да и голодали..Но это же шведы.Упорные и дисциплинированные.
          А штурмующие немало потеряли.(вообще в Прибалтике при штурме крепостей Шведов-немало было погибших, а уж горе побежденным было обеспеченно в виде насилия)
          Ничего-Петр насколько помню назначил Меньшикова комендантом и велел ему наладить порядок. Тот быстро навел(вероятно тоже насилием)
          Конечно штурмующие перешли к фазе опьянения и насилия(грабеж и изнасилования). Ну и убийства.
          При Полтаве уже привыкли брать шведов в плен. Стадия жесткого противостояния с неясным концом давно закончилась. Да и в плен уже брали от рядовых до адъютантов.
  6. +7
    17 января 2020 10:15
    Валерию спасибо за интересную статью. hi
    Вот читал и не мог отделаться от впечатления, что история этой войны, это история сплошных предательств с той и с другой стороны. Взять хотя бы того же Боура - прихлопнул кого-то на дуэли и перебежал к неприятелю, которому потом и служил верой и правдой. Да и остальные были не лучше, как-то простенько было у них с этим в то время. request
    1. +5
      17 января 2020 10:47
      Мышление у людей было несколько иное: до классического национализма и тотальных войн было еще далеко. Профессиональные солдаты меняли по 5-6 армий за службу и ничего особенно странного или зазорного в этом никто не видел. Еще и в Семилетнюю войну довольно часто были подобные случаи, хотя уже и больше по стечению обстоятельств: того же Блюхера вспомните: начинал военную карьеру, сражаясь в рядах шведской армии против пруссаков..
      1. +7
        17 января 2020 10:56
        У меня вообще такое ощущение, что и "мышления" не было там никакого, всё шло на уровне первобытных инстинктов: пожрать, выжить и поиметь. Правда и сейчас люди не очень-то изменились, но всё-таки не прёт так резко в глаза. hi
        1. +4
          17 января 2020 11:20
          Не соглашусь, вполне были четкие установки: присяга сюзерену, а не стране, общая корпоративная солидарность дворян "шпаги", определенный кодекс чести и правил + война сравнительно небольшими армиями профессионалов. Это, конечно, касалось офицерского корпуса. Могли вполне себе отпустить под "честное слово". Хотя на практике случаи были, разумеется, самые разнообразные.
        2. +6
          17 января 2020 11:26
          "мышления" не было там никакого, всё шло на уровне первобытных инстинктов: пожрать, выжить и поиметь.

          Вы слишком суровы. Ведь действительно тогда стоял вопрос биологического выживания индивидуума. Напомню что всего за 50 лет до это завершились Тридцатилетняя и Восьмидесятилетняя войны. Плюс голодные годы, когда жители практически каждой страны практиковали оставление детей в лесу из-за невозможности прокормить. У нас в России было не легче. Тягло, правеж, государевы повинности. Парадигма была одна - жить хочу.
          1. +7
            17 января 2020 11:52
            Никакой суровости, Денис. hi
            Вопрос биологического выживания стоял всегда, а ныне стоит ышчо актуальней. Ибо:
            ... и сейчас люди не очень-то изменились...
            yes
            1. +4
              17 января 2020 11:54
              Сейчас по-моему нет. Ну я надеюсь, по крайней мере. Сейчас все же актуальнее более высокие ступени пирамиды Маслоу. Практичность стала менее циничной и т.д.
              1. +3
                17 января 2020 15:21
                Практичность стала менее циничной

                Ой, как бы не так...
                1. +4
                  17 января 2020 15:40
                  Ну может быть я не прав. Просто посещая Найроби и Икитос думал: " А ведь триста-четыреста лет назад такое было в Москве". Мне хочется думать что социальная эволюция все-таки играет роль.
              2. +3
                17 января 2020 23:20
                Цитата: Engineer
                Практичность стала менее циничной и т.д.

                Более исскуственной, вследствие более виртуальных (менее связанных с физическим выживанием) правил игры, но никак, не менее циничной.
        3. +7
          17 января 2020 11:42
          Цитата: Морской Кот
          "мышления" не было там никакого

          Мышление было, но было оно, если можно так выразиться, "корпоративным", когда не важна национальность, а важно профессиональное мастерство. Капитану было все равно кому принадлежит его корабль, генералу - на каком языке говорят солдаты, купцу - кто чеканил монету и т.п. И присягали, в конце концов, не стране, а монарху.
          1. +4
            17 января 2020 16:20
            Наиболее яркий пример самоидентификации и национального осознания - это к казакам и крестьянам!
            «гляди басурман, а крестится по нашему?» (с)
            «ну горемычный перекрестись?» (с)
            Причём под «казаками» надо понимать вольных и «охотчих» людей, которые из-за характера своей деятельности или места жительства постоянно сталкивались с проблемой идентификации «свой, чужой».
            Это на бытовом уровне «водку пьёшь»?
            Или солдатском - «братья славяне»!
            Россия времён Петра болезненно переживалась последствия реформы Никона. Как раз разрыв самосознания, когда «как ты веруешь» стало уходить на второй план, перед «на каком ты языке говоришь»! Именно при раннем Пётре начинает зарождаться идиома «братья славяне», которое лейтмотивом шло с нами напротяжении трёх веков!!!
            1. +7
              17 января 2020 17:55
              которое лейтмотивом шло с нами напротяжении трёх веков!!!
              Ага, и тяжким бременем легло на плечи российского народа! Ибо, когда "братушкам" фигово, сразу вспоминают про "великое славянское братство", когда все хорошо, открещиваются от нас (вплоть до анафемы)!
              А мы уже 300 лет носимся с дурацкой идеей народа-богоносца. Сто лет назад добавился еще один "комплимент" - мы стали "интернационалистами".
              1. +5
                17 января 2020 18:22
                Цитата: 3x3zsave
                А мы уже 300 лет носимся с дурацкой идеей народа-богоносца.

                Чу, Антон!
                Как можно забыть, что со времен бореального мира мы таковыми являемся? Кто первым овладел огнем? Кто придумал колесо? Кто взял в руки первую палку? В чьих жилах арийская кровь течет гуще всего? Кто, наконец, является прямыми потомками Белых Богов?
                А вы тут про 300 лет... wassat laughing
                А если серьезно, то русские - самый многочисленный народ среди славян. Было бы странно, что осознав этот факт, русские не попытались бы претендовать на главенствующую роль в славянском мире, присвоив себе звание "старшего брата" славянских народов. Поляки могли бы быть на нашем месте, но не получилось. И этого они нам простить не могут, да и не смогут, наверное. smile
                А быть интернационалистами - насущная наша необходимость. Иначе многонациональному государству не выжить. Точно также, как не выжить всяким Эстониям, Израилям, Польшам и прочим маленьким мононациональным государствам без культивации махрового национализма.
                1. +4
                  17 января 2020 18:49
                  Знаете, Михаил, а я вот как-то не заметил "махрового национализма" в Израиле, кроме "неофитов", из "бывших наших", и то, далеко не всегда.
                  Кто первым овладел огнем? Кто придумал колесо? Кто взял в руки первую палку? В чьих жилах арийская кровь течет гуще всего? Кто, наконец, является прямыми потомками Белых Богов?
                  1. Русские неандертальцы
                  2. Русские древние египтяне
                  3. Русские австралопитеки
                  4. В русских индийцах
                  5. Русские инки
                  1. +6
                    17 января 2020 19:25
                    Цитата: 3x3zsave
                    не заметил "махрового национализма" в Израиле

                    Не знаю, в Израиле не бывал... Но вот наши коллеги из Израиля здесь на сайте нет-нет, да и демонстрируют этот самый национализм периодически... Впрочем, если им не оградиться от окружающего мира, то в том виде, в каком они существуют сейчас, себя не сохранить. Их можно понять. Отчасти. smile
                    Да даже если не брать Израиль (хотя я все-таки настаиваю smile ), ряд небольших мононациональных государств, культивирующих сугубо националистическую политику, можно продолжать долго. Национализм - своеобразная форма протеста против глобализации. Люди думают, что они сохраняют свою "самость", там, чистоту крови, народные обычаи... На самом деле они сохраняют исключительно капиталы и исключительно для тех у кого они есть. Грубо говоря, все сводится к лозунгам типа "покупайте квас, а не кока-колу", "ешьте блины, а не гамбургеры".
                    1. +6
                      17 января 2020 19:49
                      . Но вот наши коллеги из Израиля здесь на сайте нет-нет, да и демонстрируют этот самый национализм периодически...
                      "Ой, таки я Вас умоляю, Миша! Забудьте за этих шлимазлов! То ж не евреи, то ж jиды! "laughing
                      1. +5
                        17 января 2020 20:23
                        Вот из-за вас, jидов и нас, евреев не любят...

                        smile
                        Не помню, кто сказал, но мне нравится... smile
                      2. +4
                        17 января 2020 20:42
                        Михаил, жутко извиняюсь, но это стандартная ловушка на ксенофоба. К моему великому сожалению, сечас она сработала на Вас.
                        Еще 90 лет назад бессарабские иудеи оскорблялись когда их называли евреями: "Какие мы евреи? Мы - jиды!!!"
                      3. +4
                        17 января 2020 20:46
                        А я как раз погуглил узнать кого процитировал smile
                        Иосиф Раскин, "Энциклопедия хулиганствующего ортодокса".
                        В каждой нации есть подонки, которые всем своим поведением позорят свой народ. Как часто сами евреи своим поведением способствуют проявлению антисемитизма! Когда-то, в далекой молодости, я придумал такую фразу:
                        - Из-за вас, жидов, нас, евреев, не любят!

                        smile
                      4. +3
                        17 января 2020 21:03
                        Ха! Как-то, в далеком забугорье, стоял над бренным тельцем соотечственника, отходящего от нокаута, удерживая, при этом , другого от механических воздействий. При этом последний, не оставлял воспитательную работу: "Вот за это, чудак, нас, русских, везде и не любят!"
                      5. +2
                        17 января 2020 21:09
                        Блин, Антон! Я всегда был уверен, что нас, русских, везде любят!
                        Мир для меня теперь не будет прежним... sad
                        Мир - боль... Я только сейчас осознал, что за всю свою жизнь бил морды только русским... Во всяком случае, говорили они все по-русски. Я русофоб, да? Оператор был прав? belay
                      6. +3
                        17 января 2020 21:15
                        Хотя нет, вспомнил... Был один случай с кавказцами... Уф-ф... отлегло...
                      7. +3
                        17 января 2020 21:34
                        У меня тоже был. Краями разошлись, спасибо Иисусу из Назарета, они его тоже почитают.
                      8. +3
                        17 января 2020 21:20
                        Михаил! Открою страшную тайну: русских нигде не любят!!! Если Андрей (Оператор) начнет качать свои русские права где-нибудь в Бирюлево - огребет по полной программе, сначала от местной среднеазиатской диаспоры, а потом в отделении полиции от их единоверцев в погонах.
                      9. +5
                        18 января 2020 07:52
                        Антон!!!Очень обидные слова говорим.У нас в Бирюлёво можно сколько угодно *качать свои русские права*.Как таковая *среднеазиатская община* ведёт себя тихо-мирно.В моём доме *гостей* вообще не наблюдается.Да и в милиции в основе славянский контингент.Так что извините,но с этим у нас всё нормально. hi
                      10. +3
                        18 января 2020 08:05
                        Сергей! Приношу свои извинения! Могу Бирюлево заменить на Купчино. hi
                      11. +4
                        18 января 2020 08:15
                        Да нет,не в этом дело.Просто раньше до закрытия *овощанки* в Западном Бирюлёво,да были проблемы с этим контингентом.После известного события,когда народ поднялся и пошумел,её закрыли.Сейчас там тихо,ну как везде их конечно хватает,но ведут себя прилично.У нас,в Восточном вообще таких проблем не было.Да и от компактного проживания дело,слава богу,не доходит. hi
                      12. +2
                        18 января 2020 18:56
                        Антон,дружище!Это всё мелочи!А вот позвольте поздравить Вас,как жителя Города на Неве,с памятной датой!18 января 1943 года была прервана блокада Ленинграда!!!!Слава нашим героическим дедам!
                      13. +2
                        18 января 2020 19:31
                        Спасибо, Сергей!!! Я что-то забегался и забыл request Но мне уже напомнили.
                      14. +3
                        18 января 2020 19:38
                        Удивительно,что на ВО по этому поводу статьи нет!Не всё-таки нужна рубрика*Календарь памятных дат*. hi
                      15. +2
                        18 января 2020 19:40
                        Вероятно, да. Но с этим вопросом к Смирнову.
                      16. +4
                        18 января 2020 19:56
                        Ну и слова чудесной песни!
                        "Выпьем за тех кто командовал ротами,кто умирал на снегу.
                        Кто в Ленинград пробивался болотами,
                        горло ломая врагу!"
                      17. +2
                        18 января 2020 20:49
                        "Сто двадцать пять блокадных грамм,
                        С огнем и кровью пополам" (С)
                2. +3
                  17 января 2020 19:36
                  А быть интернационалистами - насущная наша необходимость
                  Внутри своего государства - вероятно, да, с ограничениями. А поддержка всяких чернозадых обезьян, это, извините, мимо меня. Мне хватило "пятачков солидарности", в моем пионерском детстве. Сбор которых, кстати , чередовался с "цинками" из Афгана.
            2. +7
              17 января 2020 17:58
              Проблема идентификации "свой-чужой" в человеческом общество заслуживает, наверное, многотомного исследования, начиная с времен каменного века, и заканчивая современным обществом. Тут и сословия с кастами, и имущественно расслоение, и профессиональные гильдии, и конфессиональные различия, и родственные связи и этническая, а в некоторых случаях, даже расовая принадлежность. Не забываем также и про личные симпатии и антипатии, основанные на каких-то подсознательных причинах.
              Многое зависит и от окружающей обстановки. Если в каких-нибудь африканских джунглях среди исключительно негров встретятся канадский моряк и белорусский учитель начальных классов (оба европеоиды), они, с большой долей вероятности, сразу признают друг в друге своего. Если та же встреча произойдет на улице, скажем, в кафе в Буэнос-Айресе, шансов, что они выделят друг друга из остальных значительно меньше. В Минске или Монреале они друг друга если и заметят, то сразу введут в категорию "чужого".
              Кого считал своим русский дворянин, аристократ, купец, поп или крестьянин в рассматриваемую эпоху - тоже вопрос интересный, особенно если взять для сравнения представителей тех же сословий в, например, Польше, Испании и, допустим, Англии. Вот посадить их всех в одну комнату и посмотреть как они на группы разобьются. Почему-то мне кажется, что как тогда, так и сейчас разбивка на группы произойдет не по этническому признаку. smile
              1. +6
                17 января 2020 18:22
                Браво, Михаил! Просто, браво!!!
              2. +2
                17 января 2020 19:22
                Кого считал своим русский дворянин, аристократ, купец, поп или крестьянин в рассматриваемую эпоху - тоже вопрос интересный, особенно если взять для сравнения представителей тех же сословий в, например, Польше, Испании и, допустим, Англии. Вот посадить их всех в одну комнату и посмотреть как они на группы разобьются. Почему-то мне кажется, что как тогда, так и сейчас разбивка на группы произойдет не по этническому признаку.

                Уверен на 100% что разобьются именно по национальному признаку. Хотя формально это будет прикрыто не только национальным фактором. Русские вспомнят царя и православие и т.д.
                Вообще Англия, Германия, Испания-Кастилия начиная с Нового Времени и даже ранее это махровейшая ксенофобия и убежденность в своем превосходстве и мессианстве. Более мелких (по населению) стран это тоже касается- Польша, Португалия. Будет ли испанскому идальго английский джентри ближе чем испанский же крестьянин? Тысячу раз нет. Испанского крестьянина он может презирать, но англичан он ненавидит без разбора.
                1. +4
                  17 января 2020 19:37
                  Цитата: Engineer
                  Уверен на 100% что разобьются именно по национальному признаку.

                  Завидую такой уверенности. У меня она проявляется крайне редко. smile
                  Возможно, в плане дона и сэра вы правы, им было бы не подружиться. Но если к ним присоединятся герр и месье, а также господин из России, то вполне возможно, что сэра (или кого-то другого, это неважно) сначала общими силами убьют, а потом будут дружить между собой, но никак не со своими крестьянами.
                  1. +2
                    17 января 2020 19:42
                    Господин из России в допетровскую эпоху будет по упертости-упоротости конкурировать с польским паном, если и проиграет, то на тоненького, по очкам). Послепетровская эпоха сложнее- там были и гуманистические тенденции объединяющие сословия в рамках одной нации течения так и приступы англомании, франкомании и тд.
                    1. +3
                      17 января 2020 20:36
                      Я сейчас больше рассуждаю об общем принципе.
                      Конкретная национальность персонажей или эпоха, из которой они взяты, не столь важны. Взять тех же персонажей из XIV в., XVI, или XXI - с небольшими нюансами, обусловленными конкретной политической ситуацией и личными особенностями каждого, результат, на мой взгляд, должен быть в общем одинаковый. Скучкуются по интересам, а не по национальному признаку.
                      Хотя, моделирование конкретной ситуации тоже может быть интересно. Но это, скорее, работа для драматурга. smile
    2. +1
      17 января 2020 22:24
      И сейчас так, уважаемый Морской Кот...Во все времена линия фронта - ,,проходной двор,,. Хождение ,,туда-сюда,, - в порядке вещей. ,,Накосячил,, здесь- перебрался туда. И вообще...Каких только мотивов нет!В 60-х годах в СССР судили предателей, которые вместе с нацистами обслуживали немецкие машины - т.н.,,душегубки,,. Было там такое ,,чадо,,(во время ВОВ, на момент предательства ему было лет 16)которое пошло трудиться ,,во славу третьего рейха ,, потому, что ...,,форма ему понравилась,,. Работа тяжелая была у ,,бедолаг,,. Жерты от испуга...марали кузов машины. Они все это убирали...в красивой форме. А сколько т.н. ,,хиви,, трудилось в вермахте ездовыми, саперами, водителями!Такие ,,миляги-гостарбайтеры,,...Были летчики Советской Армии, которые, прельстившись ,,западным образом жизни,, перелетали на Запад в победном 45-м.
      После окончания войны в Афганистане не все пленные, которых в свое время захватили ,,духи,,, захотели возвращаться в Союз... И кровушки на них было много и ,,переобулись,, они ,,идейно,, уже основательно. Дрались ,,плечом к плечу,, с моджахедами против СА вчерашние пионеры. Воспитывать надо было не на брежневских ,,Малая Земля,, , ,,Возрождение,, , ,,Целина,,... ПУСТОТА не работает НИКОГДА! Ни в XVIII веке, ни в XX , ни в XXI. В Чечне, на стороне ,,дудаевцев,, воевали украинцы. Православные славяне?.С территории России в 2014-м российские граждане ,,призывного возраста,, добровольно поехали не только в Новороссию, но и в Киев. Если он, человечек, ,,без Царя в голове,, , что ты ему обьяснишь, что ты ему докажешь? Нет у человека внятных представлений о Главном - он так и будет болтаться , как известный предмет в проруби. Тем более, если говорим о Малороссии -Украине. Мощнейшее влияние Запада!Тогда - Швеция, Турция, Польша, сейчас - США, Великобритания, Германия, Польша...Сама Россия должна быть сильной, ВНЯТНОЙ , преданной своей Традиции. Не в глобалистские(,,сатанинские,, , ,,инопланетянские,, , ,,масонские,,, ,,соросятинские,, и пр.),,игрушки,, играть, а быть хорошим, добротным, основательным ,,Третьим Римом,,. ,,...И народ потянется,,. А предатели и перебезчики станут редкостью
  7. -1
    17 января 2020 10:30
    Самоуверенность Карла дошла до того, что 6 сентября он в одиночку заехал в Дрезден, где явился к своему смертельному врагу Августу Сильному, заставив того показать ему крепостные укрепления. Даже любовница курфюрста графиня требовала арестовать шведского короля, но Август не решился, и Карл благополучно возвратился к ожидавшей его свите.

    «Я положился на мою счастливую судьбу» – так объяснил он своё поведение через несколько дней


    Сглазил..... yes
  8. +4
    17 января 2020 10:40
    любовница курфюрста графиня Коз-л .
    Графиня Козель звучало бы лучше , или Козельска . В крайнем случае -Коза .
    Хотя , еще большой вопрос , кто там был козлом .
    1. +4
      17 января 2020 15:01
      Учитывая количество любовниц у Августа Сильного, то оо-ее-ей какой «козлик поскакун»!
    2. 0
      18 января 2020 00:00
      Цитата: sivuch
      любовница курфюрста графиня Коз-л .
      Графиня Козель звучало бы лучше , или Козельска

      Графиня Анна Констанция фон Козель, урожденная фон Брокдорф, в браке фон Хойм
      Когда сама Анна развелась с мужем, император даровал ей титул графини Козельской (1706).
      Козель (нем. Kosel) — коммуна в Германии, в земле Шлезвиг-Гольштейн.
      Это очень красивая женщина была поверенным в делах своего короля.

      Добавлю что требовать она конечно могла. Но король не всегда делал так как хотела фаворитка. Она же сама ехала к Карлу перед началом осады Нарвы(второй раз). С письмом. Ну и о сепаратных переговорах.
      Хорошее сочетание знание языков(французский международный) и красоты. Правда Карл че то после Аталии Десмонт охладел к прекрасным девам..Весь свой тестостерон направил в военные дела..
      Закончила графиня Козельска(по польски) весьма плохо..Обвинена в госизмене.
  9. +6
    17 января 2020 10:53
    При этом Пётр I, как говорили, «берёг людей меньше, чем лошадей», а Карл XII – «не берёг ни тех, ни других»

    В армии Чингисхана Карл не поднялся бы выше сотника laughing
    «Нет военачальника храбрее Есутая, — говорил Чингисхан. — Ни у одного военачальника нет таких качеств, как у него. Он не устает от долгих походов. Никогда не чувствует ни голода, ни жажды. Но он думает, что его воины тоже отличаются теми же качествами. Поэтому он не годится в большие военачальники.
  10. +7
    17 января 2020 11:23
    Я правильно понял, что русская армия равной (а иногда и меньшей численности) перед Полтавой многократно надрала задницы супер-пупер скандинавам во главе с "самим" Карлой?
    1. 0
      18 января 2020 00:04
      Цитата: Оператор
      что русская армия равной (а иногда и меньшей численности) перед Полтавой многократно надрала задницы супер-пупер скандинавам во главе с "самим" Карлой?

      ну оголодавшие, без провианта и пороха, уставшие и обессиленные во главе самоуверенного короля-который думал что победит всегда и везде..
      Тем более после Лесной когда корпус шведов не страдал как основная армия. Но там нюансы(никто не знал численность врага).
      Осада Полтавы показала что шведы беззубы.Их положение сродни Нарве образца 1700 года для русских.
  11. +2
    17 января 2020 11:23
    13 (24) сентября 1706 года шведский король принудил саксонского курфюрста Августа подписать Альтранштедтский мирный договор
    Новым королём Польши Карл назначил Станислава Лещинского.
    Станислава Лещинского Карл XII назначил королем за два года до Альтранштедтского мира, в 1704 году.
    1. +4
      17 января 2020 11:30
      Но до Альтранштедта легитимным королем был, все-таки, Август. Станислав же, несмотря на волю Карла XII, являлся до этого времени, скорее, претендентом.
      1. +4
        17 января 2020 12:25
        4 октября 1705 года Станислав Лещинский был официально коронован королем Польши в соборной церкви св. Иоанна Крестителя в Варшаве архиепископом Львовским.
        Поэтому в 1706 году со Стороны Августа речь шла не об отречении, а о признании Лещинского королем.
  12. -1
    17 января 2020 13:36
    На счет битвы при Лесной до сих пор нет ясности: Левенгаупт кого вел? "Настоящих отборных" шведов или всякий "сброд" в виде набранных в окрестных областях местных поляков, прибалтов и проч.?
  13. +2
    17 января 2020 17:23
    Спасибо, Валерий! Хороший рассказ!
  14. +2
    17 января 2020 21:04
    Карл 12 был "хорошим ПОЛКОВНИКОМ", но "плохим ПОЛКОВОДЦЕМ". Карл 12 "...стойко переносил все тяготы и лишения..." , но "не видел поля" - не осознавал стратегическую обстановку.
  15. +1
    18 января 2020 08:16
    Как бы узнать, что делал шведский король в Европе? Кто управлял страной в его отсутствие? Как такая большая армия переправилась в Европу?
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  16. +1
    18 января 2020 08:36
    Карл был малообразован и в географии не очень разбирался...по этому вообще мало себе представлял куда и зачем идет сам и ведет свою армию...
    ну ещё и "друг"Мазепа...хочешь попасть в беду - свяжись с шумерами
    1. +2
      18 января 2020 12:26
      Там ещё была любопытная история. Мазепа при встрече льстиво поздравил Карла с тем, что он оказался на границе Азии. Карл "загорелся" и решил "войти в шведскую историю", вписав в свой послужной список "завоевание" хоть маленького кусочка Азии. И даже о Петре и войне
      с ним чуть не забыл. Еле убедили его, что до Азии ещё далеко. А Мазепе потом выговаривали, чтобы "поосторожнее в выражениях" был.
  17. +1
    18 января 2020 12:03
    недавно перечитал книгу "Дипломатия Петра Великого"...
    ничего не меняется в европах - как были двуличные лицимеры так и остались!
    Король Польский и курфюрст Саксонский Август - это была ещё та животина,которая нарушала договоры через три минуты после их заключения...даже Мазепа на фоне европейцев -белый и пушистый
  18. +3
    18 января 2020 13:19
    Цитата: Σελήνη
    оголодавшие, без провианта и пороха, уставшие и обессиленные

    А русские - все как на подбор отъевшиеся, с огромным запасом ветчины, плюшек и варенья, бочками пороха, возимые исключительно гужевым транспортом и в обязательном порядке посещающие перед боем спа-салоны laughing
  19. 0
    20 января 2020 12:24
    Спасибо Валерий за интересный цикл статей, вопрос к Вам: насколько я помню, правда смутно, в сражении при Лесной участвовали и довольно большие контингенты традиционной дворянской конницы и сыграли при этом довольно важную роль в битве: было такое или я что-то путаю?
  20. 0
    5 апреля 2020 20:15
    Гениальность Карла 12-го как полководца сильно преувеличивается. В том числе за счёт умелой дезинформации, начало которой положил он сам или его штаб. Битву при Головчине сам Карл считал лучшей своей победой. Якобы, потеряв 200 убитыми и 1000 ранеными шведы убили 6 тыс. русских. На эта тему я написал статью-исследование "Поход шведов в Полтаве: сражение при Головчине", где чётко доказывается, что шведы только безвозвратно потеряли более 1,5 тыс. бойцов. Есть также аналогичная статья-исследование про битву при Добром, где доказано, что Петр правильно оценил в ней потери шведов. Есть статья "Поход к Полтаве: сколько шведских солдат сложили головы в России", где доказательно оценивается численность шведской армии и её потерь во время "Русского похода". Шведы и тогда и теперь значительно занижают численность того и другого.