«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано». Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари

22

Копия «Битвы при Ангиаре» работы Питера Пауля Рубенса (Лувр, Париж)

Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты — предвестник
Еще неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров, —
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек —
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.

Дмитрий Мережковский




Искусство и история. Цикл статей, рассказывающих о доспехах и оружии, изображенных на полотнах великих мастеров, вызвал в целом положительную реакцию посетителей «ВО», а многие начали просить рассказать о тех или иных картинах, что привлекли их внимание. Но не всегда получается. Однако есть темы, мимо которых просто невозможно пройти. Это касается некоторых картин, принадлежащих самым выдающимся художникам прошлого. И сегодня мы рассмотрим сразу две таких: картину Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» и творение живописца и биографа великого Леонардо Джорджо Вазари – фреску «Битва при Марчиано».

Начнем с битв, поскольку обе они не слишком-то у нас известны, ведь это «разборки» между итальянцами, произошедшие на рубеже Средних веков и Нового времени, о которых в наших отечественных учебниках истории ничего не сообщалось.

Итак, начнем с первой. Она представляла собой сражение между армиями Милана и Итальянской лиги, которую возглавляла Флорентийская республика. Она произошла 29 июня 1440 года возле города Ангиари во время Ломбардских войн и закончилась победой войск лиги. Вторая случилась позже, а именно 2 августа 1554 года. Это было сражение самой последней из многочисленных Итальянских войн, имевшее место у Марчиано-делла-Кьяна. Последствием ее стало поглощение Сиенской республикой Флорентийским герцогством.

В тот день войска лиги находились у Ангиари, маленького городка в Тоскане, и насчитывали четыре тысяч войск папского престола, которыми командовал кардинал Людовико Тревизан, примерно такого же количества флорентинцев и 300 всадников-венецианцев под предводительством Микелетто Аттендоло. Некоторые из жителей Ангиари также решили выступить под знаменами Папы.

Армия миланского герцога Филиппо Мария Висконти, которой командовал знаменитый кондотьер Никколо Пиччинино, подошла к месту битвы на день раньше. Причем к миланцам присоединились еще две тысячи мужчин из города Сансеполькро, лежавшего поблизости. Пиччинино был уверен, что у него больше войск, чем у противника, и приказал атаковать его во второй половине следующего дня. Но когда миланцы шли из Сансеполькро в Ангиари, они подняли на дороге столько пыли, что Микелетто Аттендоло заметил их продвижение и успел привести войска в состояние боевой готовности.

Дорогу миланцам преграждал канал. Но через него шел мост. Однако венецианские всадники успели подойти к нему раньше миланцев. Они некоторое время сдерживали врага, и, хотя, подкреплениям капитанов Франческо Пиччинино и Асторре II Манфреди и заставили их отступить, папские войска успели за это время полностью подготовиться к битве и даже начать ответную атаку на правом фланге миланцев. Битва была очень упорной и продолжалась уже четыре часа. Однако это было лишь видимой частью этого боя. Дело в том, что, пока все это происходило, часть войск лиги совершала окружной маневр — с тем, чтобы отрезать треть миланской армии, которая переправилась через канал и оставила его у себя за спиной. Миланцы этого не заметили. В результате, хоть сражение и продолжалось до самой ночи и даже в темноте, миланцы, несмотря не свой численный перевес, сражение проиграли. Войска папкой лиги одержали полную победу.


«Битва при Марчиано» работы Джорджо Вазари, 1563 г. (Музей Палаццо Веккьо. Флоренция)

Что же касается битвы при Марчиано, то здесь все началось с того, что в 1554 году герцог Флоренции Козимо Медичи, заручившись поддержкой императора Карла V, решил выступить против своего последнего соперника - Сиенской республики, получавшую в свою очередь помощь от Франции, с которой воевал Карл V. Флорентийской армией командовал Джанджакомо Медегино — «маленький Медичи», как его называли. Причем в нее входили три корпуса. Первый – Федерико Барболани ди Монтауто, имевший 800 солдат (его целью был город Гроссето), второй – Родольфо Бальони, имевший 3000 солдат (он должен был взять Пьенцу), и основные силы под командованием самого Медегино, включавшие 4500 пехотинцев, 20 пушек и 1200 саперов. Главная атака должна была осуществляться против Сиены и вестись с трех направлений.

Сиенцы доверили защиту родного города генералу французской службы Пьеро Строцци. В боевых действиях на стороне сиенцев приняли участие французские войска, а также отколовшиеся от Медичи тосканцы.

Флорентийские войска подошли к Сиене в ночь на 26 января 1554 года. После провала первой атаки Джанджакомо Медичи начал осаду, хотя у него не было достаточно людей для полной блокады города. Бальони и Монтауто не смогли взять Пьенцу и Гроссето, а французские суда угрожали флорентийской линии снабжения, проходящей через Пьомбино. В ответ Козимо нанял Асканио делла Корния с 6000 пехоты и 300 конников, и стал ждать подхода имперских подкреплений.

Чтобы ослабить давление противника на Сиену, Строцци предпринял 11 июня вылазку. Оставив в городе часть французских войск, он двинулся на Понтедеру, чем вынудил Медегино снять осаду и пойти следом за ним, что, однако, не помешало Строцци соединиться у Лукки с французским контингентом из 3500 пехотинцев, 700 всадников и четырех пушек. 21 июня Строцци захватил городок Монтекатини-Терме, но не рискнул ввязываться в бой с Медичи, а решил выждать подхода французских подкреплений из Виареджо. У Строцци на тот момент было 9500 пехотинцев и около 1200 всадников, а у Медичи – 2000 человек испанских, 3000 германских и 6000 итальянских пехотинцев и 600 всадников, при этом на соединение с ним двигались еще и новые подкрепления из Испании и Корсики.

Тем временем Строцци возвратился в Сиену, поскольку положение со снабжением города стало критическим. Пьомбино взять не удалось, поэтому помощь со стороны французов в город не поступала. Было решено выйти из города и нанести поражение противнику в полевом сражении. В ближайшие три дня сиенцы заняли несколько близлежащих городков и вынудили противника собрать все свои силы для генерального сражения.

1 августа Строцци узнал, что имперско-флорентийские войска наконец-то подошли и готовятся к бою. Поутру войска противников построились друг против друга следующим образом: на правом фланге сиенцев встали 1000 франко-сиенских кавалеристов, 3000 ландскнехтов сформировали центр, 3000 швейцарцев – резерв, вставший позади, ну а 3000 французов расположились на левом фланге. Кроме того, здесь же находилось 5000 итальянских пехотинцев под командованием Паоло Орсини. Войско расположилось на пологом холме, что было удобно во всех отношениях.

Медичи на левом фланге поставил 1200 всадников легкой кавалерии и 300 тяжелой под командованием Маркантонио Колонна. В центре находилась пехота: 2000 испанских ветеранов и 4000 германских ландскнехтов, которыми командовал Никколо Мадруццо. Правый фланг был самым сильным: 4000 флорентийских пехотинцев, 2000 испанцев и 3000 итальянцев. Однако эти пехотинцы высокими боевыми качествами не отличались. Позади трех рядов пехоты стояла артиллерия, которая должна была вести огонь через головы своих солдат. В резерве находились еще 200 испанских солдат-ветеранов и еще рота неаполитанских конных аркебузиров.


«Битва при Марчиано» Дж. Вазари без обрамления

Бой начался атакой всадников Медичи на левом фланге. Они рассеяли франко-сиенских кавалеристов, бежавших с поля сражения. В ответ Строцци атаковал в центре. Ландскнехты быстро побежали с холма под уклон, но имперская артиллерия своими ядрами успела нанести им серьезные потери. В свою очередь Медичи также двинул вперед центр, что вызвало в войсках Строцци панику. А тут еще возвратилась тяжелая кавалерия Колонны и напала на германскую пехоту с тыла. Кончилось тем, что весь центр сиенцев бросился спасаться. И только французская пехота не только сохранила свой боевой порядок, но и, даже будучи окруженной со всех сторон, сражалась до конца. Сам Строцци был трижды ранен и был вынесен из боя телохранителями. Сама битва длилась всего два часа. Потери сиенцев были очень значительными: 4000 убитыми и 4000 ранеными или пленными.

Что касается интересующих нас картин, то «Битву при Ангиаре» должен был рисовать признанный к тому времени Леонардо, а вот фреску на противоположной стороне «Битва при Кашине» – молодой Микеланджело (27 лет). Обе фрески Флорентийская республика заказала для украшения Зала Совета дворца Сеньории во Флоренции, чтобы на века прославить свое могущество. Такова была цель заказчика, но оба мастера к этому времени испытывали острое чувство соперничества и прежде всего хотели доказать друг другу, кто из них, так сказать, «первее» во всех отношениях. За их работой следил третий гений – Рафаэль, которому в то время был 21 год.


Еще одна копия фрески Леонардо кисти Рубенса (Лувр, Париж)

Для своей амбициозной картины Леонардо использовал технику энкаустики («закрепление теплом»), о которой он прочитал в книге Плиния, и, увы, его постигла жесткая неудача. Да, картон с эскизом фрески он нарисовал, и комиссия Сеньории его одобрила. Да, и он, и картон его «противника» были выставлены на публике и заслужили всеобщее восхищение. По замыслу художника, эта фреска должна была стать его самым масштабным творением. Ее размеры составляли 6,6 на 17,4 метра, то есть она в три раза была больше «Тайной вечери». И Леонардо очень тщательно подготовился к ее созданию, изучал описание битвы и даже сконструировал особые раскладные леса, которые могли поднимать и опускать живописца на требуемую высоту. Да и сюжет он выбрал весьма необычный. Показал не всю битву с массами людей и коней, а лишь один из ее ключевых эпизодов— сражение нескольких всадников за знамя.

Продолжение следует…
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 марта 2020 09:36
    Сильно Вячеслав Олегович! Очень и очень интересная статья, жаль, но нужно ждать продолжения.
    Италия ХVI в. и ее войны - интересная страница Истории, а в том ключе, котором рассматриваете Вы - вдвойне.
    hi
    1. +5
      13 марта 2020 09:49
      Доброе утро, Эдуард. Продолжение написано, на модерации и выйдет вслед за этим материалом. Нельзя было уложить в один. Получался очень уж большой, трудно читаемый.
      1. +4
        13 марта 2020 10:04
        Доброе утро!
        Нельзя было уложить в один.

        Как это знакомо.
    2. 0
      20 марта 2020 21:59
      Любопытно то, что в результате этой битвы было феноменально мало погибших. Если и были таковые, то лишь в результате несчастных случаев. А причина была в том, что в наёмных армиях кондотьеров не было принято убивать врага в сражении. Ведь сейчас враг, а завтра союзник. Принято было брать в плен для последующего выкупа. Об этой порочной практике писал и акцентировал свое внимание ещё великий Н. Маккиавелли.

      Потом, когда итальянцы столкнулись с настоящими противниками в лице французов и испанцев, то они были шокированы тем, что эти иностранцы стреляют по ним из пушек на поражение, а не просто попугать.

      Кстати рожи у персонажей на картине вышли на редкость уродливыми. На мой взгляд.
  2. +5
    13 марта 2020 09:56
    Учитывая, что "продолжение следует", есть опасение, что мой комментарий может "опередить события", но как по мне, история создания этих двух картин сама по себе очень интересна и драматична.
    Копия «Битвы при Ангиаре» работы Питера Пауля Рубенса (Лувр, Париж)
    Да и сюжет он выбрал весьма необычный. Показал не всю битву с массами людей и коней, а лишь один из ее ключевых эпизодов— сражение нескольких всадников за знамя.
    На самом деле копии картины "Битва при Ангиаре" не существует и как она выглядела на самом деле мы пока не знаем.
    Работа Рубенса - это всего лишь центральная часть картины, притом выполнена она по гравюре другого итальянского художника - Заккия Лоренцо иль Джоване. В свою очередь, уверенности в том, что он выполнил свою гравюру с оригинала тоже нет.
    Тем более, что свою картину Леонардо так и не закончил, в незавершенном виде она просуществовала примерно пятьдесят лет и была уничтожена не кем иным, как Джорджо Вазари, который руководил реконструкцией Зала пятисот и на месте картины да Винчи нарисовал свою - «Битва при Марчиано».
    Поэтому картина "Битва при Ангиаре" имеет второе название - "Потерянный Леонардо".
    А вот "потеряна" ли картина на самом деле - вопрос так до конца и не выяснен. Существует предположение, что Вазари свою картину нарисовал поверх картины да Винчи. Детектив этот пока не закончен и вполне заслуживает отдельной статьи.
    Кстати, Микеланджело свою картину тоже бросил не законченной и уехал в Рим по приглашению Папы Юлия второго. А его незаконченную картину уничтожил из зависти к его мастерству итальянский же художник Бартоломео Бандинелли.
    1. +8
      13 марта 2020 12:20
      А его незаконченную картину уничтожил из зависти к его мастерству итальянский же художник Бартоломео Бандинелли.

      Люди не меняются. По крайней мере, мне в университете преподавали, что Платон скупал и сжигал труды своего оппонента Демокрита. Википедия пишет, что это миф. Так или нет - Бог знает, но ни один труд Демокрита до нас не дошел! hi
    2. +3
      13 марта 2020 15:10
      Ничего у людей святого нет winked
      1. +6
        13 марта 2020 16:20
        Цитата: Yamato1980
        Ничего у людей святого нет winked

        Тут как раз святое у человека было причём настолько много, что он не приемлил чужие работы в принципе!!!
        Мудр был Сократ, которые свои работы не писал!
        1. +5
          13 марта 2020 21:06
          Видел "червоточинку" в Платоне! laughing
          1. +3
            14 марта 2020 00:30
            Видел "червоточинку" в Платоне!

            Глистов, что ли? laughing
            1. +2
              14 марта 2020 08:13
              "Опытный дятел поможет Буратино избавится от глистов"
          2. +3
            14 марта 2020 05:11
            "Англия то ему чем не угодила?" (с).
        2. +4
          14 марта 2020 00:35
          Мудр был Сократ, которые свои работы не писал!

          а зачем, если есть Платон, который все опишет в красках? good
          1. +3
            14 марта 2020 06:28
            Цитата: Пане Коханку
            Мудр был Сократ, которые свои работы не писал!

            а зачем, если есть Платон, который все опишет в красках? good

            Так вся слава и вся грязь досталась последнему!!!
      2. +6
        13 марта 2020 19:55
        Цитата: Yamato1980
        Ничего у людей святого нет winked

        В нонешние времена из Леонардо и Микеланджело сделали святых, вплоть до черепашек. Тогда их вряд ли такими уж светочами считали. А незаконченные произведения нужно было заканчивать. Позорище же - в главном зале, на глазах уважаемых людей...
        Это сейчас за Леонардо бумажки, которыми он подтирался, готовы собирать и продавать на аукционах. Тогда люди были проще. Может, оно и правильно.
        1. +5
          13 марта 2020 21:06
          В нонешние времена из Леонардо и Микеланджело сделали святых, вплоть до черепашек. Тогда их вряд ли такими уж светочами считали.
          Вот тут Вы заблуждаетесь. "Божественным" Микеланжело называли уже современники и он был первым художником, чью биографию опубликовали еще при жизни. Тот же Вазари, о котором в статье, считал его не только лучшим художником, но и лучшим скульптором и архитектором.
          1. +3
            13 марта 2020 22:11
            Цитата: Undecim
            "Божественным" Микеланжело называли уже современники

            Интересно, не знал о таком. Тогда действительно удивительно, что его произведение было уничтожено, и Бандинелли за это не пострадал.
            1. +4
              13 марта 2020 22:46
              Отношения Микеланджело и Бандинелли - тоже своеобразный детектив эпохи Ренессанса, своего рода Моцарт и Сальери, только в живописи. Там все лихо закручено. Уже упомянутый нами Вазари, всегда восхищавшийся Микеланджело, был учеником Бандинелли, который всю жизнь ненавидел Микеланджело.
        2. +5
          14 марта 2020 00:33
          Это сейчас за Леонардо бумажки, которыми он подтирался, готовы собирать и продавать на аукционах.

          Михаил, я готов продавать свои в астрономических объемах! Поможете? Пиаром? drinks и от котика - бонусом!
          1. +2
            14 марта 2020 12:55
            В качестве художественных инсталляций?Разочарую,турок Шакир Гоксебар Вас обогнал,но....Ох,уж это-но!Он для своего творчества использует неиспользованную бумагу.Так что шанс всё-таки присутствует! laughing
        3. +1
          14 марта 2020 14:03
          Соглашусь с Вами yes
  3. +2
    13 марта 2020 18:21
    итальянских пехотинцев и 600 всадников, при этом на соединение с ним двигались еще и новые подкрепления из Испании и Корсики.

    другие расстояния -поляки и немцы познали их --от Смоленска до Москвы--400км , до Ярославля еще 250 .правда из Кракова к Смоленску надо тащиться 1000км!!!
    а от Неаполя до Рима -230 и еще 200 до Сиены. и дороги мощенные