Великие исламские адмиралы Средиземного моря

99
Великие исламские адмиралы Средиземного моря

В предыдущих статьях «Исламские пираты Средиземного моря» и «Ученики» Хайр-ад-Дина Барбароссы» мы вспомнили об Арудже-реисе и его младшем брате Хайр-ад-Дине Барбароссе, Великом еврее из Смирны Синане-паше и Тургуте-реисе. В этой будет рассказано о некоторых других знаменитых корсарах и адмиралах Магриба и Османской империи, а также о великом сражении при Лепанто.

Преемники Барбароссы


Официальным преемником Хайр-ад-Дина Барбароссы на посту бейлербея Северной Африки первоначально был объявлен его сын Хасан (матерью которого была женщина из семьи, изгнанных из Испании евреев-сефардов). Однако тот несерьёзно относился к союзу Порты с Францией и, вопреки воле султана, нападал на корабли этой страны. Поэтому в 1548 году он был заменён на уже известного нам Тургута-реиса. Позже Сулейман Великолепный всё-таки вернул сыну Барбароссы должность наместника Северной Африки, правда, ненадолго. В 1552 году, под предлогом того, что Хасан не предпринимает достаточных усилий для завоевания Марокко, он снова был отрешён от должности, которую занял теперь Салах-реис (Sala Reis) – получивший турецкое воспитание араб, семья которого перебралась на Эгейское побережье Турции из Александрии. Но Сулейман, видимо, питал какие-то особые чувства к семье знаменитого пирата и адмирала, потому что он назначил Хасана правителем Алжира ещё раз – в 1557 году, и снова сместил его в 1558. Наконец, он был послан в Алжир в 1562 году и оставался там до 1567, когда был отозван в Константинополь, некоторое время был командующим османским флотом и принимал участие в несчастной для Османской империи битве при Лепанто (1571 год).




Битва при Лепанто

А в Алжире его снова заменил Салах-реис.

Салах-реис


В европейских источниках его иногда называли Кейл Arraez (от арабского – «вождь»). Карьеру корсара он начинал ещё у старшего брата Барбароссы – Аруджа. Особенно прославила его битва у острова Форментера (1529 год), в которой османы разбили испанский флот адмирала Rodrigo Portundo (погибшего в бою). Салах тогда командовал 14 галиотами, его корабль захватил галеру, на которой находился сын испанского адмирала.

В 1535 году он принимал участие в защите Туниса, который атаковала 30-тысячная армия императора Карла V (об этом было рассказано в статье «Ученики» Хайр-ад-Дина Барбароссы»).

В битве при Превезе (1538 год) Салах командовал правым флангом эскадры Барбароссы (24 галеры).

Что было дальше, не совсем понятно: источники расходятся во мнениях, рассказывая о судьбе этого корсара.

Некоторые турецкие авторы утверждают, что в 1540 году Салах находился на Корсике с Тургутом-реисом, вместе с ним попал в плен к генуэзцам, и вместе с ним был выкуплен Барбароссой в 1544 году (смотрите статью «Ученики» Хайр-ад-Дина Барбароссы). А европейцы говорят, что в 1543 году Салах находился в эскадре Барбароссы и участвовал в нападении на побережье Испании. Но дальше разночтений уже нет.

В 1548 г. Салах, командуя 18 галиотами, напал на сицилийский город Капо-Пассеро, после чего присоединился к Тургуту-реису, их объединённые эскадры атаковали остров Гоцо.

Осенью 1550 года посланники адмирала Андреа Дориа предлагали Салаху перейти на испанскую службу – успеха эти переговоры не имели.

В 1551 году он участвовал в завоевании Триполи (вместе с Тургутом-реисом и Синаном-пашой). В следующем году присоединился к Тургуту-реису, и, вместе с ним, атаковал побережья Италии в Неаполитанском заливе и в регионах Лацио и Тоскана, затем – самостоятельно захватил остров Майорка.

В 1555 году Салах, во главе эскадры из 22 галер, действовал против Испании в союзе с французами, и, после возвращения в Константинополь, был удостоен аудиенции у султана. Он дважды неудачно пытался захватить Оман – в 1556 году самостоятельно и в 1563 году вместе с Тургутом-реисом.

В 1565 году Салах принимал участие в Великой осаде Мальты (во время которой у форта святого Эльма был смертельно ранен Тургут-реис) – во главе 15 тысяч солдат он штурмовал форт святого Михаила.

В конце концов, как мы уже говорили, Салах-реис был назначен бейлербеем Северной Африки, но, вскоре умер от чумы – в 1568 году.

Курдоглу-реис


Об этом адмирале мы уже говорили в первой статье, когда рассказывали о поражении госпитальеров на острове Родос. Kurtoğlu Muslihiddin Reis был уроженцем Анатолии. В 1508 году он, в обмен на пятую долю добычи, получил разрешение сделать базой своей эскадры Бизерту. Одной из первых громких его операций стало нападение на побережье Лигурии, в котором участвовало 30 судов. В 1509 году он во главе эскадры из 17 кораблей принимал участие в неудачной осаде Родоса, на обратном пути ему удалось захватить папскую галеру. В 1510 году по очереди захватил два острова – венецианский Андрос и генуэзский Хиос, взяв на обоих неплохой выкуп.

С 1510 по 1514 гг. он действовал в районе между Сицилией, Сардинией и Калабрии, по свидетельству современников, почти парализовав там торговое судоходство.


Лоренцо Кастро. «Морской бой с берберийскими корсарами»

В 1516 году принял предложение султана перейти на турецкую службу. Тогда же он и получил звание «реис».

Курдоглу-реис принял участие в походе на Египет, со своими кораблями дошёл от Александрии до Каира, после победы был назначен командующим Египетского флота, который под его руководством был переведён в Суэц и стал флотом Индийского океана. Адмиралом этого флота позже стал его сын Хизир (названый в честь Хайр-ад-Дина Барбароссы), который водил свои корабли даже к Суматре.

Вернувшись на Средиземное море, Курдоглу-реис действовал в тесном контакте с Пири-реисом, совместно с ним патрулируя Эгейское море между островами Имврос (Гёкчеада) и Хиос. Затем он участвовал в походе на Родос, закончившемся изгнанием оттуда госпитальеров. Именно Курдоглу-реис был назначен санджакбеем завоёванного Родоса. В марте 1524 г. ему было поручено подавить мятеж янычаров в Александрии, что он и выполнил – в апреле того года. И уже в августе, командуя эскадрой из 18 судов, разорил побережья Апулии и Сицилии и захватил 8 кораблей.

В мае 1525 года Курдоглу-реис взял на абордаж 4 венецианских судна у острова Крит, в августе – прибыл в Константинополь, где получил от Сулеймана I три больших корабля и десять галер с приказом противостоять на море рыцарям-госпитальерам и «христианским пиратам».


Оттоманские галеры в XVI столетии

Начиная с 1530 года он, базируясь на Родосе, действовал, в основном, против Венеции.

Умер Курдоглу-реис в 1535 году.

Итальянский герой Магриба и Османской империи


Уже упоминавшийся нами в статье Ученики Хайр-ад-Дина Барбароссы Улудж Али (Улуч Али, Кылыч Али-паша) с рождения носил имя Джованни Диониджи Галени.


Kılıç Ali Pasha (Occhiali), Italian Origin Grand Admiral of the Ottoman

Он родился в 1519 году в калабрийской деревне Ле Кастелла и в возрасте 17 лет, во время набега берберийских пиратов, был взят в плен Али Ахмедом – одним из капитанов знаменитого Хайр-ад-Дина Барбароссы. На протяжении нескольких лет он был рабом на пиратской галере – пока не принял Ислам, став, таким образом, членом команды. Корсаром он оказался очень лихим – настолько, что произвёл хорошее впечатление на самого Тургута-реиса, да и турецкий адмирал Пийале-паша был о нём весьма лестного мнения. Уже в 1550 году Улудж Али занял пост губернатора острова Самос, к 1565 году дослужился до бейлербея Александрии.


Александрия на одной из карт «Книги морей» Пири-реиса

Он участвовал в осаде Мальты, во время которой погиб Тургут, и занял его место в Триполи. В должности паши Триполитании возглавлял нападения на берега Сицилии и Калабрии, грабил окрестности Неаполя. В 1568 году был «повышен в должности», став бейлербеем и пашой Алжира. В октябре 1569 года он изгнал из Туниса султана Хамида из династии Хафсидов. В том же году он разгромил эскадру из 5 галер ордена Госпитальеров: 4 были взяты на абордаж, адмиралу Франсиско де Сант-Клемент удалось уйти на пятой – чтобы быть казнённым на Мальте за трусость.

В 1571 году Улудж-Али принял участие в одном из самых великих морских сражений мировой истории.

Сражение при Лепанто


Историки считают битву при Лепанто одним из четырёх крупнейших морских сражений Мировой истории и последним крупным сражением эпохи гребного флота. Христианский флот Священной лиги состоял из 206 галер (108 венецианских, 81 испанских, 3 мальтийских, 3 савойских, галеры папы римского), 6 огромных венецианских галеасов, 12 больших испанских кораблей, а также около 100 транспортных судов. Численность их экипажей достигала 84 тысяч человек (в том числе 20 тысяч солдат, среди которых был и Мигель Сервантес де Сааведра, получивший три ранения в этом бою, а также его брат Родриго).


Венецианские боевые корабли


Галеас – буквально «большая галера»: судно, более длинное и широкое, чем галера, с более многочисленным экипажем, имевшее высокие борта и три мачты с косыми парусами. Вёсла на галеасе использовались, в основном, для маневрирования во время сражения. Галеасы уступали галерам в маневренности, но имели сильное артиллерийское вооружение. Следующим шагом этой эволюции (галера – галеас) стал галеон

Командовал этим огромным флотом сводный брат испанского короля Филиппа II дон Хуан Австрийский (внебрачный сын Карла V).


Juan de Austria, der Sieger von Lepanto. Портрет неизвестного художника, вторая половина XVI века

Адмиралом испанских кораблей был уже упоминавшийся нами Джованни Андреа Дориа, родственник знаменитого адмирала (это он потерпел поражение у острова Джерба, где он сражался против Пийале-паши и Тургута-реиса – смотр и статью «Ученики» Хайр-ад-Дина Барбароссы). Венецианскими судами командовал Себастьяно Веньер (самый пожилой из христианских адмиралов – ему было 75 лет), галерами папы римского – Марк Антонио Колонна.

В османском флоте было от 220 до 230 галер и 50-60 галиотов, на которых разместилось до 88 тысяч человек (в том числе около 16 тысяч в абордажных командах).

Капудан-пашой в то время был Али-паша Муэдзинзаде – ага янычар, человек, безусловно, храбрый, но, совершенно неопытный в морских делах, этот пост он получил после очередного мятежа своих подчинённых, сопутствовавшего восхождению на престол султана Селима II. Турецкий историк XVII века Мехмед Солак-заде Хамдеми так отозвался о нём:

«Он не видел ни одного морского сражения и не был осведомлён о науке пиратства».

Али-паша Муэдзинзаде шёл во главе кораблей центра (91 галера и 5 галиотов). Наместник Александрии Мехмет Сирокко (Сулик-паша), грек по происхождению, возглавил правый фланг (53 галеры и три галиота). Улудж-Али, бейлербей Алжира, командовал кораблями левого фланга (61 галера, три галиота) – в основном, это были суда берберийских корсаров. Помимо самого Улуджа, среди алжирских капитанов было ещё три европейца: Хассан из Венеции, француз Джафар и албанец Дали Мами.

В резерве османского флота были оставлены 5 галер и 25 галиотов.


Plan of the Battle of Lepanto

Сражение при Лепанто состоялось 7 октября 1571 года в Патрасском заливе, и флоты противостоящих сторон столкнулись там достаточно случайно: и османы, и европейцы не знали о движении противника. Европейцы первыми увидели мачты турецких кораблей, и первыми построились для боя. В центре шли 62 галеры Хуана Австрийского, впереди которых следовали мощные «плавучие крепости» – галеасы. Правым крылом (58 галер) командовал Дориа, левым (53 галеры) – венецианский адмирал Агостино Барбариго, который, судя по фамилии, был потомком принявших христианство арабов Северной Африки (не «венецианский мавр Отелло», конечно, но мог бы стать его «внуком» или правнуком» в новой трагедии Шекспира).


Агостино Барбариго, портрет работы одного из учеников Веронезе

Ещё 30 галер были оставлены в резерве, командовал ими маркиз Санта-Крус.

Турецкий флот двигался навстречу, выстроенный в линию.


Фернандо Бертелли. «Битва при Лепанто», фреска в Ватиканской Галерее карт, 1572 год

Исход боя был решен битвой центров, в которой командующие приняли личное участие.

Али-паша Муэдзинзаде был непревзойдённым лучником, испанский бастард Хуан – «мастером мечей» (прямо эльф Леголас против Арагорна), и флагманская галера христиан «Реал» сошлась в жестоком бою с османской «Султаной».


Современная реплика галеры «Реал», Морской музей, Барселона


Турецкая галера, построенная в начале XVII века – самая старая из сохранившихся до нашего времени. Морской музей, Стамбул

На помощь своим адмиралам бросились другие корабли – и победу, в конце концов, одержал «Арагорн». Дело в том, что на кораблях Священной лиги было больше солдат – в абордажном бою у османов не было шансов. Отрубленную голову Али-паши водрузили на шест, и это угнетающе подействовало на экипажи соседних турецких кораблей.


Антонио Бругада. «Морское сражение при Лепанто между Священной лигой и турками в 1571 году», Museu Maritim de Barcelona

На правом фланге османы имели все шансы победить: европейские капитаны, не имея лоцманов, держались подальше от берега, это позволило Мехмету Сирокко обойти их корабли, и атаковать с тыла. Османов опять подвело малое число солдат на кораблях – в завязавшихся абордажных схватках они были в меньшинстве и терпели поражение.


Османский флот, фрагмент картины Томмазо Долабелло (1632 год)

Во время сражения командовавший этой эскадрой Барбариго поднял забрало, и турецкая стрела попала в его глаз: от последствий этого ранения он умер через 2 дня. В его честь в разное время были названы три итальянских военных корабля.


Подводная лодка ВМФ Италии «Agostino Barbarigo», построена в 1938 году

Мехмет Сирокко также погиб в бою.

На левом фланге турецкого флота удачно действовали корабли Улуджа-Али. Знаменитый адмирал сумел отрезать эскадру Дориа от основных сил, потопил несколько вражеских галер и захватил флагманский корабль гроссмейстера госпитальеров. Затем, с 30 галерами, он кинулся на помощь капудан-паше, но бой в центре уже утихал: командующий был убит, османы потерпели поражение.

Улудж-Али достойно отступил, уведя с собой 40 галер. По пути в Константинополь, он нашёл в море и присоединил к своей эскадре ещё 47 бежавших с поля боя судов. Штандарт гроссмейстера Госпитальеров он подарил султану, который назначил его адмиралом турецкого флота и пожаловал титул «Кылыч» (Меч). Улудж добился строительства крупных судов по образцу венецианских галеасов, кроме того, предложил ставить на галеры более тяжелые орудия, а матросам выдавать огнестрельное оружие.


Венецианский галеас, участвовавший в сражении при Лепанто


Турецкий галеас (мавна) – комбинация венецианского галеаса и кога. Репродукция с турецкого манускрипта

Победа христианского флота была блестящей: были потоплены 107 турецких кораблей, захвачены – 117, взяты в плен около 15 тысяч османских матросов и солдат, освобождены 12 тысяч христиан-гребцов (еще около 10 тысяч христианских невольников погибли на утонувших турецких судах). Союзники потеряли 13 галер, от 7 до 8 тысяч убитыми, ранения получили около 8 тысяч человек.

Несмотря на поражение в этой грандиозной морской битве, победа в той войне осталась за Османской империей. Священная лига развалилась, Улудж-Али построил для султана новый флот, в 1573 году Венеция уступила туркам Кипр и выплатила контрибуцию в миллион дукатов.

Сражение при Лепанто смело можно сравнивать с битвой на Куликовском поле. С одной стороны, для победителей эти битвы практически не имели политического значения. Через два года после Лепанто Венеция подписала мир на османских условиях, и через два года после Куликовской битвы Тохтамыш сжёг Москву и добился возобновления выплаты дани в прежних размерах. От унизительных последствий этого поражения Москву избавил разгромивший Золотую Орду Тамерлан – об этом написано в статье «Железный Тимур. Часть 2».
Но в то же время эти победы оказали огромное влияние на моральное состояние населения Руси и стран католической Европы.

После сражения при Лепанто было написано множество стихов и поэм. Победе при Лепанто посвящены картины многих художников, в том числе два аллегорических полотна Тициана, написанных по заказу испанского короля Филиппа II.


Тициан. «Испания приходит на помощь религии». Музей Прадо, Мадрид


Тициан. «Филипп II после победы при Лепанто вручает Небу дона Фернандо». Музей Прадо, Мадрид

Папа Пий V стал инициатором введения нового католического праздника, который в 1573 году (уже при Григории XIII) получил название Девы Марии – Царицы Розария.

Впрочем, этой победе христианского флота тогда в Европе радовались не все. Посвящённая битве при Лепанто поэма шотландского короля-протестанта Якова (сын Марии Стюарт), написанная в 1591 году, вызвала взрыв возмущения на родине. Хуана Австрийского непримиримые лидеры протестантов назвали «иностранным папистским бастардом», а короля – «наёмным поэтом». Это уже потом, в ХХ веке, Честертон назовёт дона Хуана «Последним рыцарем Европы».

Но вернёмся к нашему герою – Улуджу-Али. В 1574 году он захватил Тунис и крепость Ла Голетту (Хальк-эль-Уэд), потерянные в 1535 г., а в 1584 году водил свои корабли к побережью Крыма.

Умер этот адмирал 21 июня 1587 года в Константинополе, и был похоронен в тюрбе (гробница-мавзолей) мечети Кылыч Али-паши.


Мечеть Кылыч Али-паши, Стамбул

Возможно, это покажется удивительным, но памятник этому османскому адмиралу стоит и на его родине, в итальянском городке Ла Кастелла:


Памятник Джованни Диониджи Галени — Кылыч Али-паше, La Castella, Calabria, Italy

В следующих статье мы продолжим рассказ о знаменитых исламских корсарах и адмиралах XVI столетия.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    21 марта 2020 07:08
    Валерий спасибо за статью! Восхитительно!!!
    Единственный недостаток по эволюции кораблей.
    С уважением, Влад!
  2. +9
    21 марта 2020 07:22
    Замечательный цикл!
    Спасибо, Валерий!
  3. +3
    21 марта 2020 07:45
    Возможно, это покажется удивительным, но памятник этому османскому адмиралу стоит и на его родине, в итальянском городке Ла Кастелла:
    Удивительным кажется другое. Я могу назвать только один народ, который с упорством, достойным лучшего применения, делит свою историю на "черное и белое". С некоторых пор, к этой "русской национальной забаве" присоединились американцы.
    1. +4
      21 марта 2020 19:34
      Антон, Вы хотите сказать,что в Америке стали делить историю на чёрную и белую, а раньше различали и другие цвета?
      На сайте читала,что у них Митчелл '"Унесённые ветром" уже запрещена. Они шараханьями даже нас превзойдут
      1. +1
        21 марта 2020 19:44
        Ужас!Ужас,что творится!!!!А *Хижина дяди Тома*?Под запретом!А *Приключения Гекльберри Финна*?Да,там же! laughing request
  4. +5
    21 марта 2020 07:57
    Ну чё сказать, в натуре... читал и радвался. Во, круто загибает мужик, ей-ей! И как только всех этих "рейсов" запомнил...
    1. +1
      21 марта 2020 13:05
      Фу, Вячеслав Олегович!
      Неуклюжая попытка перейти на "конкретный базар пацанчика с района", Вам непристала. "В рамочках держитесь!"
      Мы Вас уважаем таким, какой есть! Не стоит "давить" из себя маргинала. Оставьте это поле мне.
      1. +3
        21 марта 2020 13:48
        Да вот, Антон,с чего-то понесло в ту степь...
        1. 0
          21 марта 2020 14:00
          Бывает, Вячеслав Олегович.... Возможно, для этого и нужны "питерские мизерабли", впрочем, как и днепропетровские энцкклопедисты...
          И вообще: зачем еще нужны друзья?!?!?!?
          PS Я не перешел границ вежливости в последнем предложении?
          1. +1
            21 марта 2020 20:05
            Антон, не переживайте,, у Вас всё в приделах нормы
    2. 0
      21 марта 2020 19:46
      Ай,да Вы!!!Вот загнули! laughing Саша Белый в сторонке нервно покуривает и слова запоминает!Примите залуженный *+*!!!!
  5. -4
    21 марта 2020 08:14
    Великие исламские адмиралы Средиземного моря


    а великих исламских адмиралов мраморного или чёрного морей нет? Может есть "великие исламские адмиралы" ионического или эгейского" морей? Ну и название статьи.
    Средиземное море -Белое море-1660км .Скорость галеона 16века-от 15-18узлов ,значит галеон пройдёт Средиземное море в среднем за 100 часов т.е. около 4 суток.Вполне себе ясно ,что такие суда ,как галеоны/галены строились не для Средиземного моря ,а для океанской зоны.
    Про в начале 18 века священник Лукъянов писал так



    т.е. галеоны/галены у турков были.Упоминал так же Царьград вместо Константинополя и Белое море вместо Средиземного.

    Существуют более старые гравюры 16 века боёв турецких и венецианских кораблей.Как видим у турков корабли ещё больше венецианских.



    А теперь разберёмся ,что же такое галеон ,что это за корабль и для чего он создавался.

    Галео́н (исп. galeón, также галион[1], от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями[2].

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Галеон
    итак иметь у себя на флоте галеоны и плавать по Средиземному морю просто глупо,но это официальная история,можно даже сказать официальная история от Рыжова.
    1. +7
      21 марта 2020 09:52
      Скорость галеона 15-18 узлов?Откуда?Скорость чайного клипера едва-едва подходила к 15 узлам.
      1. +6
        21 марта 2020 10:49
        Началось в деревне утро!
        Скорость галеона 16века-от 15-18узлов ,значит галеон пройдёт Средиземное море в среднем за 100 часов т.е. около 4 суток

        Средняя скорость клипера «Китти Старк» - 17,5 узлов!
        Бар, если с Ваших слов пить воду «турецкие галеоны» болиды 16 века!!! А теперь «друг мой» назовите мне хоть один турецкий «галеон»?
        lol
        К слову, на Вашей иллюстрации нет ни одного галеона, ну если только в Вашей реальности генуэзские когги на стоянке в бухте Золотой Рог галеоны? Соотношение корпуса 1 к 3 как раз для 16 узлов!!! laughing
        1. +6
          21 марта 2020 12:04
          Цитата: Коте пане Коханка
          Средняя скорость клипера «Китти Старк» - 17,5 узлов!

          Катти Сарк. У Вас опять автозамена глючит... )))
          1. +4
            21 марта 2020 12:48
            Да! Есть грех. recourse
          2. +2
            21 марта 2020 13:09
            Это Влад никак не может "убить" Т9 на мобильном гаджете. laughing
            1. +2
              21 марта 2020 13:39
              Антон, а Т9 - это что?
              1. +3
                21 марта 2020 13:43
                Принципиально или в частности?
                1. +2
                  21 марта 2020 13:48
                  Вообще. Но можно и так, и этак. drinks
                  1. +2
                    21 марта 2020 14:06
                    Ок. Попозже, в личке, я разовью эту мысль
                2. +2
                  21 марта 2020 14:18
                  *Павел Андреевич,вы шпион?
                  Видите ли Юра...* laughing
                  Приветствую Антон!Красиво,изящно Вы выразились!Отличный ответ!
                  1. +1
                    21 марта 2020 14:35
                    Мое почтение, Сергей!
                    Я жутко извиняюсь, но за сегодняшнее утро, я был столько раз "утонченнен и пизантен", что уже даже матом ругаться не хочется! Уточните, за что столь лестные отзывы в мой адрес?
                    1. +2
                      21 марта 2020 14:47
                      Вот вернусь с работы,буду думать над ответом! laughing hi
                      1. +2
                        21 марта 2020 14:51
                        Вам повезло, я уже давно вернулся с бесплодной попытки поработать в этот прекрасный весенний день!
                      2. +2
                        21 марта 2020 14:58
                        Что могло сложиться и что помешало?
                      3. +3
                        21 марта 2020 15:19
                        Мог сложиться мой маленький ежедневный ответ мировой истерии, противостоял - навесной замок на служебном входе ТРК.
                      4. +2
                        21 марта 2020 15:50
                        У меня "выходное пленение" уже данность с сегодняшних выходных.
                      5. +1
                        22 марта 2020 06:45
                        Доброе утро Антон!А у нас всё нормально,ещё и заработать дают/ну выход в выходной/.Первое время на входе висел *диспенсер* со спирто содержащим раствором,но...быстро кончился!А сейчас какая-то хрень,типа жидкого мыла.Ну и температурный режим конечно.Плюс ещё ежегодная медкомиссия начинается.
                      6. +1
                        22 марта 2020 07:23
                        Приветствую, Сергей! Просто служебный вход был закрыт, а тащить мешки с сыпучкой через центральный нам не дали бы "тюлени".
                      7. +1
                        22 марта 2020 07:41
                        О как!Нет у нас более либеральные порядки на внос.Сопровождающее лицо,предварительный звонок и всё.Вот на вынос,да!, приходиться с бумажками побегать. hi
                      8. +1
                        22 марта 2020 07:44
                        У нас на "Крупской" возможно такие же, но речь идет о торгово-развлекательном комплексе.
        2. +1
          21 марта 2020 20:17
          Цитата: Коте пане Коханка
          К слову, на Вашей иллюстрации нет ни одного галеона, ну если только в Вашей реальности генуэзские когги на стоянке в бухте Золотой Рог галеоны?

          а я считаю ,что турецкое судно -это и есть галеон.
          1. +5
            21 марта 2020 21:24
            Уважаемый Бар!
            Для информации, Упрощенная схема развития военно-морской мысли высокого средневековья.
            Галера - Большая (или королевская) галера - Галеас - Галеон.
            Галеасы - эпохи битвы при Лепанто имели выраженные башни (надстройки) в которых размещалась орудия. Бортовую артиллерию галеасы получили во второй четверти 17 века. Прямое парусное вооружение имели только испанские и английские галеасы и то со второй половины 17 века. Турецкий флот, строил галеасы со смешанным вооружением иногда четырёх мачтовые. Первые две мачты с полным парусным вооружением, последние с косыми парусами. Галеонов турки не строили. Имея бесплатную рабскую силу и оперируя в основном в Средиземном море, овчинка выделки не стоила. К концу 17 века основу их флота состояли каторги (большие галеры с бортовой артиллерией).
            Валерий описывая турецкий четырехмачтовый галеас ошибся сославшись на когг, аналогичную ошибку сделали вы приводя иллюстрацию с коггами назвав их галеасами.
            Эволюция когга иная. Когг - хольк - Конор - каравелла - пинас.
            В Голландии на основе каравеллы создали флейт, это уже была «инженерная революция»!
            В Средиземном море основой эволюции стали не галеасы, а средиземноморские галеоты и многочисленные доу! Последние описывать не буду, там черт ногу сломит. А галеоты послужили основой множества морских судов. Самое известное из которых - бригантина.
            1. +2
              22 марта 2020 07:03
              Цитата: Коте пане Коханка
              Галеонов турки не строили.

              а я привожу документ (священник Лукъянов) и вот гравюра 16 века ,Космография 16 века,что турки строили галеоны.
              1. +2
                22 марта 2020 07:37
                Бар у Вас не получилось выложить гравюру Лукьянова.
      2. +4
        21 марта 2020 11:55
        Сергей, привет и наилучшие пожелания! drinks
        Точно, со скоростью галеонов наш коллега Тимур явно хватил через край, для этих кораблей и десять узлов было недостижимой мечтой, как правило скорость при хорошем ветре под парусами 6 - 8 узлов, а под вёслами и того меньше.

        Ну и как из такой "бандуры" выжать хотя бы десять узлов? smile request
        1. +3
          21 марта 2020 12:32
          Приветствую Константин!Конечно!Этот класс как раз и отличался невысокой скоростью и далёкой от идеала манёвренностью.Зато с огневой мощью у них был порядок.Да,Тимур похоже погорячился.Ну,а по поводу гонок клиперов, то не менее известен и клипер*Фермопилы* соперник *Катти Сарк*. hi
        2. -1
          21 марта 2020 21:49
          Ха, ха, ха, ресторан на плаву,...
    2. +2
      21 марта 2020 16:50
      а вот руский Бус ,который ходил "только по Каспийскому морю"


      http://astrakhan-musei.ru/t_menu/t_menu/category/258

      очень похож ,как на каравеллу,так и на галеон.

      1. 0
        21 марта 2020 17:41
        таблица расстояний до европейских столиц дьяка Виниуса ,который служил в Посольском приказе при петре .Так что всё сделано со знанием дела.
        Кандийский остров (Крит) в Бело море (Средиземное) в расстоянии от Москвы #Б-2000

      2. +1
        21 марта 2020 18:02
        Байда/Вайда корабль Чёрного Сэма



        интересно само название Байда такие названия попадаются у нас -Байдарацкая губа,отсюда байдара,были такие названия и на Серной Африки -Байда.
        1. +2
          21 марта 2020 21:02
          Бар, мне лень искать этимологию этого слова, но думаю,что это случайное совпадение в звучание
          1. +6
            21 марта 2020 22:02
            Вечер добрый!
            Вышеприведённый рисунок Бара к «байде» никакого отношения не имеет.
            Иллюстрация отсебятина полного парусного вооружения 18 века и обшивки корпуса 16 века!!! Бушприт компиляция второй половины 17века и она на марсовым гнездом первой половины 16века, а не под ним!!!
            Ну последний вопрос, судно пиратское, а где орудия?
      3. +3
        21 марта 2020 21:44
        Цитата: Бар1
        а вот руский Бус ,который ходил "только по Каспийскому морю"


        http://astrakhan-musei.ru/t_menu/t_menu/category/258

        очень похож ,как на каравеллу,так и на галеон.


        Бар, постараюсь на пальцах!
        Во-первых реконструкция Казакова очень неудачная. Русский бус имел трёх составную грот мачту и менее выраженные марсовые площадки. Соотношение корпуса 4 к 1, а не 3 к 1 как на рисунке Автора. Кроме того бушприт имел выраженный углетарь. На бизани косой парус также был не треугольной, а более современной трапецевидный формы.
        А теперь принципиальное отличие буса от каравеллы изображённой на Вашей второй иллюстрации! На обшивку корпуса обратите внимание!!! Подобный рудимент достался каравеллам от коггов. Галеоны имели Средиземноморскую обшивку в стык, а также артиллерию в настройках (и закрытой палубе.(вместо гребцов).
        Плохо, стоя не могу выкладывать рисунки.
        1. 0
          22 марта 2020 07:06
          Цитата: Коте пане Коханка
          Во-первых реконструкция Казакова очень неудачная

          ну у вас то вообще никакой нет,одни слова.
          1. +2
            22 марта 2020 08:14
            Бар у меня проблемы с выкладкой иллюстраций.
            Если кратко из истории появления (эволюции) Русского буса.
            Речная ладья (набойный насад), струг, бус, волжская расшива, беляна.
            Казаков ошибочно связывает бус с поморской ладьей котчем. Это не верно. Поморские суда имели округлую форму ниже ватерлинии, струги и бусы плоскодонные! Именно от них плоскодонную форму днища получили новоизобретённые корабли Азовской флотилии.
            Иная форма днища не позволяла оперировать в районе дельты Волги. Эта проблема доказана на галеотах (типы данных кораблей спорные) Фредерик(возможно галера) и Орёл. Возможно бусы имели накладные или составные кили (в русском флоте это повторили на Гото Предестанции). Кроме того бусы и расшивы не имели ярко-выраженных кормовых и носовых надстроек. На корме была каюта (Приказная) по образцу струга. В основном имели двух или одно мачтовое парусное вооружение. На счёт бизани я глубоко сомневаюсь. Если она и была, то имела не треугольный, трапецевидный косой (его растягивали между задним углетарем и мачтой для курсовой остойчивости) или прямой парус. Развитых Марсовых площадок на бусах быть не могло. Современное парусное вооружение появляется только при Петре. До этого все без исключения суда имели парусное вооружение близкое к средиземноморскому (паруса не имели рифов, гиков и т.д.). Аналогичная ситуация с рулевым пером. До середины 17 века, только потесы (рулевые вёсла). Ну и последнее - бус, расшива, струг имели обшивку в нахлёст, а не встык. То есть внешних шпангоутов они не могли иметь в принципе.
            Все устал писать. Доброго дня.
            1. +1
              22 марта 2020 18:41
              Котя, Вы знаток парусного флота! А я волновалась,что без Андрея из Челябинска,мы остались без знатоков флота
              1. +1
                22 марта 2020 19:55
                А он ещё и пишет красиво,и рассуждает оч.логично! laughing
                1. +2
                  22 марта 2020 20:23
                  Ребята и девчата, не перехвалите. Я любитель, до Андрея из Челябинска мне «пехом как до Луны».
                  Просто с детства я болею флейтами, нифами, триремами, галеотами, скампавеями и всем остальным, что ходило под парусами.
                  При жестком дефиците во время СССР информации о парусном и гребном флоте собирал ее буквально по крупицам. Так что банально имею своё видение и мнение, почему и не люблю когда несут бред сивой кобылы.
                  С искреннем уважением, Ваш блохастый Котище!
                  1. 0
                    22 марта 2020 20:28
                    Ой,да ладно Вам,Влад!Что есть о том и пишу!А я вот *болею* трансатлантическими лайнерами, и началась эта болезнь с одного журнала *Техника-молодежи* начала 70-х,где была статья о гибели *Титаника*.Так что для меня это корабль номер один.
  6. +4
    21 марта 2020 10:07
    Очень хорошая статья! Спасибо огромное
  7. +5
    21 марта 2020 10:31
    Сколько турки крови пролили все Балканы подмяли
    1. +6
      21 марта 2020 10:49
      И не только!
      1. +4
        21 марта 2020 10:52
        В большинстве своём и ещё весь лес извели на корабли в сев Африке и на ближнем востоке
        1. +6
          21 марта 2020 11:29
          Цитата: Дядя Изя
          В большинстве своём и ещё весь лес извели на корабли в сев Африке и на ближнем востоке

          Есть более футуристическая версия - «все съели козы»!
          1. +4
            21 марта 2020 13:17
            Одно другому не мешает.
            Деревья все же отборные вырубали. А коза - вреднейшее создание.
        2. 0
          21 марта 2020 21:47
          Ух, а пустыня потом оброзавалась, и то что вокруг +60 по Цельсию, конечно никак не влияет на обстановку, молодец.
  8. +7
    21 марта 2020 11:09
    Аналогии между сражением при Лепанто и Куликовской битвой представляются вполне убедительными.
    1. -1
      21 марта 2020 21:45
      Ну да, Москва там рядом на островах в эгейских шкерах, ага...
  9. +4
    21 марта 2020 11:26
    Подводная лодка ВМФ Италии «Agostino Barbarigo», построена в 1938 году
    ,,,потонула лодочка, с технологиями и оборудованием в Сингапур плыла в 1943г.
    1. +4
      21 марта 2020 11:37
      Добрый день Сергей!
      Ну туда ей и дорога!!!
      1. +3
        21 марта 2020 13:51
        Привет Владиславу! hi Сэр, откуда в Вас столько кровожадности!? belay
    2. +4
      21 марта 2020 13:47
      Из кораблей с именем «Agostino Barbarigo», кроме субмарины нашел только одноимённый авизо.
      1. +6
        21 марта 2020 14:00
        Было еще грузовое судно с таким именем.потоплено англичанами 15.07.41
        http://www.naviecapitani.it/Navi%20e%20Capitani/LE%20NAVI%20DELLA%20GRANDI%20IMPRESE/BARBARIGO/Barbarigo.htm
  10. +2
    21 марта 2020 11:36
    Валерий, добрый день и большое спасибо! good
    Очень надеюсь, что превосходный пиратский цикл никогда не прервётся.
    Тут у меня возник один вопрос по ходу "пьесы", Вы пишите:
    ... после победы был назначен командующим Египетского флота, который под его руководством был переведён в Суэц и стал флотом Индийского океана.

    Каким образом корабли были переведены в Красное море? Ну, лёгкие галеры, полагаю, можно было где волоком, где по рекам, а что касается более крупных кораблей, с этим как? Или турки всё-таки обошли вокруг Африки?

    Карта 1535 года.
    1. +5
      21 марта 2020 11:42
      Часть, самые лёгкие, волоком, часть - разобрали и собрали в Суэце, остальные строили на месте.
      1. +3
        21 марта 2020 11:58
        Спасибо за быстрый ответ. hi Но какого класса, по мощности артиллерии, они могли построить корабли в Суэцэ и как у них было с галеонами в шестнадцатом веке.
        1. +4
          21 марта 2020 13:24
          Галеры и лёгкие галиоты. Галеонов, конечно, не было.
          В следующей статье будет рассказ об одном из адмиралов флота Индийского океана.
          Который, вообще-то, больше прославился книгой и, в меньшей степени, стихами.
          1. +2
            21 марта 2020 13:42
            *Бахрийе*?Пири Рейс?
            1. +3
              21 марта 2020 14:42
              О Пири-реисе - тоже в этой статье, но он у меня идёт, как адмирал и картограф, а тот, которого я имел в виду - как адмирал и путешественник.
              1. +3
                21 марта 2020 14:48
                Ого! Всерьёз заинтриговали!!! hi
          2. +2
            21 марта 2020 17:44
            По поводу галеонов: возможно такое название и не употреблялось, но в 1453г во время осады Константинополя, генуэзцы прислали огромный высокобортный чисто парусный корабль с подкреплениями, который из-за штиля застрял у входа в бухту Золотой Рог и подвергся бесплодной атаке турецких галер, поскольку высота борта не позволяла провести абордаж. Корабль сумел дойти до цели, хотя сам султан Мехмед в ажиотации на коне заехал в море, пытаясь криком давать советы атакующим. А перед Великой осадой Мальты 1565г Госпитальеры захватили подобный корабль у турок, что стало дополнительным поводом для атаки Мальты, ибо на корабле, везшем для султанского Сераля сокровища из Египта, находилась и престарелая кормилица самого Султана.
            1. +3
              21 марта 2020 20:21
              Спасибо за Ваш интересный ответ
              Султан не попробовал на лошади догнать корабль?
              1. +2
                21 марта 2020 20:37
                Да его за фалды держали, а то бы он сам включился, хотя и староват уже был для рукопашной.
    2. +2
      22 марта 2020 19:49
      Турки не только обошли Африку,их корабли плыли до Индонезии,и не раз.История Ислама в Индонезии связано с тюрками.
      Османские истории - помощь османов мусульманам Индонезии
       Сулейману Великолепному помог, отправив флот мусульманам Хинд,(Индия) которые просили помочь против атак португальского флота. Когда этот флот преследовал португальцев из этих морей и вернулся в Египет, Хайреддин Мехмед Рейс, командовавший флотом во флоте, был направлен для исследования восточных морей двумя кораблями, командующим этим флотом Сулейман-пашей. Османские моряки впервые пришли в Сиам (Таиланд) и были хорошо приняты королем. Король сказал, что они могут остаться в Сиаме и их гостях столько, сколько захотят. Они оставались здесь ровно 15 лет и получали 12 000 золотых в год. За это время они открыли 7 мечетей в столице Аютии (недалеко от сегодняшней столицы Бангкока). В одной только столице 30 000 семей были удостоены чести быть мусульманинами из-за их примерных моральных ценностей. Это происхождение 2,5 миллиона мусульман в Таиланде сегодня. В этот раз португальский флот, изгнанный из Индии, напал на Индонезию. В это время на этих островах правили многие мусульманские государства. Один из них, султан государства Ачех Алаеддин Риает Шах, расположенный на северной оконечности острова Суматра, послал послов в Стамбул и попросил помощи у османского султана против нападений португальцев. Он написал в своем письме: «На островах, которыми я управляю, читается проповедь от имени вашего султана. Цейлонский правитель - неверные. Но на острове Цейлон есть мусульманская община и 14 мечетей, которые являются одними из ваших лучших друзей. Там проповедь читается как ваше имя. Малабарские расы в ценубе Индии тоже неверные. Мусульмане в 25 мечетях от вашего имени. Опять же, визирем из доклада Гюцерата в Индии является Караманоглу Абдуррахман-бей, и даже там имя вашей жертвы читается в проповедях в мечетях. Все они просят вас о моряках и артиллерии. Я несу 8 стрелков, которых ты в последний раз послал через мою голову. Теперь мы просим у вашего изумительный порога, чтобы посылать морских инженеров, которые умеют делать галеры, и инженеров-строителей, которые знают, как строить замок. Он также отправился в Малайзию, что позволило быстро распространить ислам. После султана II он стал султаном. Селим Хан также отправил еще один флот в Индонезию под командованием адмирала по имени Осман бей. Болит султан, II. В своем письме Селим Хану он сказал: «Мой тронный город - османская деревня, а весь тибам - слуги моего султана». С другой стороны, османские экспериментаторы, которые пришли сюда, не вернулись и женились на индонезийских девушках и принцессах и жили там с честью и достоинством. В 1898 году султан II. Абдулазиз Эфенди, один из агентов, отправленных Абдулхамидом Ханом в Индонезию, посетил здесь турецкое кладбище и встретился с индонезийцами, которые сказали, что они турецкие, но не говорят по-турецки. Османский флаг, посланный Кануни Алаеддину, считался святым и уважался в Индонезии на протяжении веков.
  11. +1
    21 марта 2020 14:30
    венецианский адмирал Агостино Барбариго, который, судя по фамилии, был потомком принявших христианство арабов Северной Африки (не «венецианский мавр Отелло», конечно, но мог бы стать его «внуком» или правнуком» в новой трагедии Шекспира).

    Барбариго-старинная фамилия венецианских аристократов родом из Muggia рядом с Триесте.Фамилию получили от прозвища одного из предков по имени Arrigo,который в 880 году победил сарацинов в одной из битв и устроил себе голoвной убор из их бород . Борода по итал.-barba
    1. +2
      21 марта 2020 19:17
      Брил мертвых? Бррр жуткие были времена
      1. +1
        21 марта 2020 20:05
        Вера!А кто сказал,что бороды он экспроприировал у мёртвых сарацинов?Для живых-то это ещё большее оскорбление,а *мёртвые сраму ни имут* как метко подметил князь Святослав Игоревич.
        1. +2
          21 марта 2020 20:56
          Мой хоккейный лев, Вы же не станете отрицать, что тогда изуверство было в порядке вещей?
          Я безмерно счастлива, что эти мрачные времена уже в прошлом
          1. 0
            22 марта 2020 08:50
            Я не лев,я скорее кот! laughing Нет отрицать не буду,но давайте сделаем небольшую скидку на время в котором они жили.Время было абсолютно другое!И то что сегодня считается дикостью,и зверством тогда было в порядке вещей.Вот к примеру публичная казнь?Сегодня это пережиток прошлого,ну и своего рода педагогика в некоторых странах.А тогда?Неминуемая расплата за деяние и.... аттракцион для простого народа. hi
            1. -1
              22 марта 2020 18:56
              1) Эспозито был отважный хокеист ( читала недавно), а традиционное определение:"отважный лев". Если хотите буду говорить "хоккейный кот",но лев романтичнее.
              2)"атракцион для простого народа" и что значит это правильно? Вы ещё вспомните:"хлеба и зрелищ"
              1. 0
                22 марта 2020 19:52
                А я и не утверждаю,что это правильно.Просто в ТО ВРЕМЯ были вот именно такие развлечения.И люди жившие ТОГДА наверное находили их правильными.Можно ещё вспомнить,что творилось в римских амфитеатрах.Время,Вера,время!И как написано поэтом:*Времена не выбирают,в них живут и умирают.*
                1. 0
                  22 марта 2020 21:40
                  Повторюсь: я счастлива,что те времена ПРОШЛИ
      2. +2
        21 марта 2020 20:39
        Голову капудан-паши в битве при Лепанто христиане-победители насадили на шест, что уж о бородах говорить.
  12. +4
    21 марта 2020 15:07
    Автору спасибо, как всегда интересно и увлекательно.
    Просьба администрации: не выкладывайте, пожалуйста, статьи Рыжова и Шпаковского в один день. smile
    1. +4
      21 марта 2020 20:37
      Михаил, добрый вечер. С языка сняли: Валерий и В. О.яркие авторы и сразу в один день-перебор. Получается как в пословице:" то пусто то густо".
      Это такие авторы которых я читаю дважды: 1 раз"глотаю",а 2 начинаю "пережевывать" и обдумывать.
      Даже если не согласен с автором то все равно надо внимательно читать и обдумывать. Я не могу одновременно обдумывать разные материалы
      1. +1
        21 марта 2020 20:57
        Именно об этом я и хотел сказать. Написать комментарий - думать надо. smile
  13. -4
    21 марта 2020 16:44
    "принял Ислам" - как у самого автора обстоит дело с религиозной ориентацией? laughing
    1. +3
      21 марта 2020 20:50
      Оператор, у нас свобода слова и религии. Многие атеисты , вероятно,и автор.
      ПС.Болота и всех мусульманских камрадов поздравляю с весенним праздником Навруз.
      Аналог нашей Пасхи: праздник мира и добра .
  14. -3
    21 марта 2020 16:48
    Цитата: 3x3zsave
    к этой "русской национальной забаве" присоединились американцы

    "Удивительнее" другое - оба эти народа не ваши.
    1. 0
      21 марта 2020 21:50
      Андрей, мне очень жаль, но Вы больны.
  15. +2
    21 марта 2020 19:13
    Валерий, Ваш цикл читаю как роман,а по романы я люблю читать.
    У меня вопрос : гроссмейстер госпитальеров Дориа,, погиб?
    Вы довольно часто упоминали фамилию : Дориа, возможно, найдете время, чтобы рассказать о Дориа?
    1. +3
      21 марта 2020 19:31
      Андреа Дориа - знаменитый генуэзский адмирал на испанской службе. О нем - в первой статье (противник Барбароссы). Джованни Дориа, который сражался при Лепанто - сын его племянника. Андреа Дориа - заболел и умер в 1560 г., когда узнал о поражении Джованни, который командовал христианским флотом у острова Джерба (об этом в прошлой статье). Джованни умер в Генуе в 1606 году.
    2. +2
      21 марта 2020 21:33
      Кстати Вам будет интересно.В середине века итальянцы построили замечательный, роскошный лайнер и назвали его...?Правильно *Андреа Дориа*.Так вот судьба ему выпала тоже скорбная:взял и столкнулся со шведским *Стокгольмом* в тумане.Ну и утонул.Печаль.
  16. +1
    21 марта 2020 21:07
    Цитата: Фил77
    Средняя

    Я и говорю,что они в шараханье нас превзошли. Чего доброго ещё начнут публично сжигать " неправильные" книги
  17. +3
    21 марта 2020 21:24
    Коллеги, я и раньше интересовалась историей и потому пришла на этот сайт. Много интересного узнаю.
    Особенно мне нравится дружеское коллег. Когда читаю как Михаила,"Трилобит" или Константин"Морской кот", Сергей Фил и другие общаются друг с другом как старые друзья. Жаль,что подобное на других"ветках" не встречается. Иногда мне страшно становится:от дикой ненависти какую какая охватывает некоторых коллег. Если бы на других ветках пусть не дружеское общение, а корректное было. Как было бы здорово
    1. +4
      21 марта 2020 21:28
      Цитата: Astra wild
      Если бы на других ветках пусть не дружеское общение, а корректное было. Как было бы здорово

      А вот это единственно правильное заключение! hi
  18. -1
    21 марта 2020 21:42
    И так сначала, вообщем не важно, потом служили в советской армии, потом были где то, а фиг знает успели в компартии вступить, потом пионеров оттуда выгнали, а по фиг им, и приняв католичество православные иудеи, а по фиг, вообщем опять в компартию вступили. Как то вот так подача материала воспринимается, понятно, что копир и сампереиздат, но всё же.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»