Military Review

Kungi, “engineers” and truck trial: Ural’s rich portfolio

19

[Center]The Ural-44201 tractor unit and the Ural-862 active semi-trailer with a K-862 box body. Photo: kolesa.ru


What is KUNG?


"Urals" with insulated booths have become one of the most recognizable images in the domestic automobile stories and modernity. However, there are still different interpretations of the abbreviation KUNG. Let's try to move away a little from the main topic of the cycle and deal with the history of this object, whose roots go back to the post-war period.

Kungi, “engineers” and truck trial: Ural’s rich portfolio

Ural with Kung K-4320. Photo: gruzovikpress.ru

At the end of the 40s in the USSR there was a need for car bodies adapted to European railways. As you know, at that time half of Europe was under Soviet control and the issue of safe movement on railway platforms was paramount. The Russian, and later the Soviet railway network is based on a 1520 mm track, which is wide for the rest of the world. Recall that the Stephenson track of 1435 mm is now more common in the West. The domestic dimension under the 1520 mm gauge is considered 1T in all systems, so there was no necessary designation for the new narrow European dimension. Only zero fit. That is why KUNG stands for “universal zero-size body”. But ... This is not the only true definition! The mentioned "Stephenson" European gauge was in the name of the normal gauge even before the war. That is, the second reading of the abbreviation KUNG - “universal body of normal size” will be true.

The first Soviet KUNGs appeared in the Soviet Union after 1953, when the Council of Ministers instructed the paper and woodworking industries to create a special unit just to develop and put into a series of new bodies of zero (normal) size. Until 1968, a special family of universal bodies was created at special enterprises: KUNG-1 for ZIS-150 and ZIL-164, KUNG-1M for ZIS-151 and ZIL-157, KUNG-1MM for ZIL-131, KUNG-2 for GAZ-63, KUNG-2M - for GAZ-66, KUNG-P6M - for heavy MAZ - 5207V, finally, KUNG-P10 - for MAZ-5224V. The first producer of the KUNG series was the Shumerlinsky furniture factory, designed to assemble up to 5 thousand universal bodies per year.


The Ural-44201 tractor unit and the Ural-862 active semi-trailer with a K-862 box body. Photo: russianarms.ru

If we talk about the history of Ural-4320 cars, the K-4320 became the most common inhabited universal body. It was a sealed (echo of a possible nuclear war) compartment mounted on a special chassis 43203, sheathed on the outside with duralumin or steel, and inside - with plywood or plastic. The Ural-43203 chassis differed from the basic versions by a frame extended in the rear overhang, at the end of which a spare wheel was mounted. There were three modifications of the vans, differing in the arrangement of windows and doors. With a mass of 1460 kilograms, the body allowed loading about 4,5 tons - this was enough for most repair cars and mobile headquarters. Later, in the early 1980s, the KM-4320 frame-metal structure appeared, the main advantage of which was the ability to mount heavy equipment on the roof. It was on these bodies that various radio engineering communications, intelligence and control devices were mounted.

The biaxial Ural-90, which had already appeared in the 43206s, which was discussed in previous part of the cycle, turned out to be an excellent base for the transfer of universal bodies from the decommissioned chassis ZIL-131. For example, P161 radios, previously operated on the chassis of the Likhachev Moscow Automobile Plant, were transferred to these machines.


Ural-44201 is the basis for active semi-trailers. Photo: koleso.ru

A special place among the inhabited bodies of machines of the Ural-4320 family is occupied by an active road train consisting of a 44201 truck tractor and a Ural-862A semi-trailer, on which a KM-862 box body was installed. Such a multi-component design was produced at the Chelyabinsk Machine-Building Plant of Automobile and Tractor Trailers (ChMZAP) in small volumes from 1975 to 1990. The main body of the semi-trailer had an internal length of 9 meters, was equipped with 12 light windows, two FVUA-100N filter and ventilation units and two OV-65 heaters. The van was designed at the All-Union Design and Engineering Institute of Furniture, and the assembly was carried out at the Shumerlinsky combine of motor vans in Chuvashia. In such machines, for example, R-362M Orekh service radio communication points with a radio relay station and a set of antennas were placed. In addition, the active road train was used as the base of the airborne mobile resuscitation-operational complex of a modular design. Four of these medical vans formed a single medical center with 22 paramedics and a capacity of 100 people per day.

"Engineers"


Of course, the Ural-4320 series is far from the cars of the Kremenchug plant in terms of demand in the engineering troops, but here, trucks from Miass have firmly taken their place in their weight category.












Tow truck KT-L. Photo: harz110.com

Mass and towing capabilities allowed the development of lightweight tow trucks capable of towing vehicles weighing up to 12 tons. That was KT-L or TK6A-04, manufactured by the Leningrad Car Repair Plant No. 57. Outwardly, the machine practically does not differ from the usual onboard 4320, but a towing device was attached to the rear overhang to the frame, allowing you to move the equipment by half-loading.




KET-L. Photo: Egor Yavnikov

The next in the report on the ranks of rescuers from Miass is KET-L - a lightweight wheeled evacuation tractor equipped with a one and a half ton boom crane and a towing force of 15 tf. These vehicles are part of the evacuation groups and have already managed to fight a lot. During a three-month counterterrorism operation in Grozny, a group of one ARV, BTS and two KET-L was able to evacuate 98 units of damaged armored vehicles without loss.






MP-A2.1. Photo: fototruck.ru







MP-A2.1. Photo: russianarms.ru

The MTP-A2.1 repair and recovery vehicle with a hydraulic manipulator (lifting capacity up to 4 tons), as well as the possibility of transporting damaged equipment by semi-loading and towing, is more modern. MTP-A2.1 is a very versatile engineering machine: in its configuration there is a device for starting automotive engines, containers for transporting fuel, sledgehammers and even the ShTs-11-250-0,05 vernier caliper. By the way, the full name of the chassis for this military tow truck is woven in the best traditions of the domestic auto industry - “Ural-4320-1060-31”. MTP-A2.1 can be based not only on bonnet SUVs from Miass, but also on KamAZ trucks and bonnetless Urals.


Crane KS-3573. Photo: techstory.ru

Many types of engineering equipment came to the diesel "Urals" from the previous chassis of the 375 carburetor series. It was in this way that the KS-2573 military truck crane was slightly redesigned and installed on the Ural-80 chassis in the early 43202s. Later, the famous "Ivanovets" appeared in the army KS-3574, capable of lifting a two-section telescopic boom to 12,5 tons. A giant from the Motovilikhinsky plant KS-5579.3, capable of raising up to 22,5 tons, also serves in the army. For such a machine had to provide an extended chassis "Ural-4320-30." Despite the fact that Ural is inferior to KrAZ in carrying capacity, it also got a burden in the form of sections of the heavy mechanized bridge TMM-3. Moreover, there is an option with the installation of bridge spans on biaxial semi-trailers of the Ural-44202 truck tractor.

The glorious past of the domestic truck trial


If KamAZ sports pride, for which the entire automobile plant works, is the KamAZ-Master team, which has become the world leader among camions in rally raids, then UralAZ also had its own sports icon in its time. This is a truck trial, or all-wheel drive truck racing over very rough terrain. The main task of the crew in this contest is not just to go through all the stages, leaving all the limiters on the track intact, but also to meet the allotted time. A stop longer than 3 seconds, restarting the motor, leaving the highway limits are punishable by penalty points. The first such competitions were organized in France thirty years ago in the town of Steinburg. Prior to this, they tried trials on bicycles, motorcycles, jeeps, but they could only think of releasing them into ravines and mud baths in 1990 in Europe.




"Urals" on the truck trial. Photo: carakoom.com

Since then, spectacular competitions have been held in the Old World at various intervals, collecting dozens of thoroughly redesigned all-wheel drive trucks. What does the military theme have to do with it, ask? The thing is that in 1996 the truck trial came to Russia, and the 21st Scientific-Research Institute of the State Academic Technical University of the Ministry of Defense of the Russian Federation acted as one of the ideological inspirers and organizer. Actually, the competitions were held at first at the institute's training ground in Bronnitsy, Moscow Region. At the start in 1996 came 17 cars, thoroughly modified in the factory workshops or simply by the hands of enthusiasts. There were prototypes - for example, GAZ-3937 and ZIL-390610, as well as 6x6 vehicles from the army families ZIL, Ural, KamAZ and MAZ. The 4x4 group was represented by GAZ-66, Sadko and KamAZ-4326. The competition was attended by crews of the Armed Forces of the Russian Federation from the Ryazan Automobile Institute and the 21st Research Institute - this turned out to be an excellent school for both professional military drivers and army test engineers. The format of the article does not allow to tell the long and thorny history of the domestic truck trial, so we will dwell only on the successes of the Ural vehicles in this difficult sport.

Work at the plant in this direction was carried out in the experimental research production of the Scientific and Technical Center since 1990. The main workhorse in the truck trial was the biaxial Ural-43206 with a forced YaMZ-236BE with a power of 250 hp. But in the 8x8 class, the heavy Ural-53232 also performed. Six-wheel all-wheel drive was represented by the bonnetless Ural-6361.






Modern "Urals" in the Tark trial are not related to the plant in Miass. Photo: autoreview.ru

Over the years the domestic truck trial has existed, the Miass team has become the most titled. KamAZ, despite its much more significant financial capabilities, could not achieve any tangible success in these competitions. To the credit of the Ural factory workers, it should be noted that most of the machine components for the truck trial were made in Russia. At least in the first few years. And now count how many native KAMAZ vehicles are in the famous raid cars from Naberezhnye Chelny. "Urals" and in Europe competed on equal terms (often won!) With such world leaders in the automobile industry as MAN and Mercedes. At the same time, sports trucks from the Urals traveled on their own to Europa Truck-Trial competitions in Germany, Austria, Italy and France. As a result, the Urals never returned without prize places from the truck trial in the late 90s and early 2000s, and in 2002 they won 1st and 2nd places in Europe, and two were awarded at the Commonwealth of Russia and Belarus Championships first, two second and one third place. And now in the European traktrialny pokatushkas "Urals" play not the last violins. True, the racers are now not from Russia, and the cars have nothing to do with the factory teams of Miass.

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
Ural-4320: guns and armor
The Red Book Urals: The Susha Project
Ural-4320: The Difficult Way to Diesel[/at]
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. 30143
    30143 22 March 2020 06: 00 New
    12
    Thanks to the author. It was interesting to me
    1. Kote Pan Kokhanka
      Kote Pan Kokhanka 22 March 2020 08: 38 New
      +6
      We were all interested! I am joining!
  2. Moore
    Moore 22 March 2020 06: 57 New
    15
    Ural / KAMAZ with KUNG - the main means of getting to service in a missile regiment for many years. An hour there, an hour back. Tales, cards, dominoes, trying to sleep the "sleepy". There is a working OVshka in winter - generally super, there is no movement after half an hour, forty units still create an acceptable TVR smile
    People cherished and cherished their full-time KUNG under the BMDS missile name, bought him spare parts, got dermantine for sidushki, etc. - it often depended on him how the division will get home ... Thank you, reliable cars ...
  3. Thrifty
    Thrifty 22 March 2020 07: 42 New
    +5
    In 1988, for the rest of my life, I remembered how two Urals pulled an MTB from a swamp! For want of a better one, they were used. In two hours, breaking two cables, they still pulled out! !!
  4. Free wind
    Free wind 22 March 2020 08: 18 New
    +2
    In the last photo of the machine, apparently the rear axle fell off. In principle, the Urals have pretty strong springs. why this happened is not clear. Urals cars are certainly interesting, and not very loaded drive is not bad. At full load, he certainly is not a walker, well, let's say at a logging. The frankly bad KAMAZ engine caused a lot of problems, at the factory there were enemies of the people there, a breakage of the connecting rods and a friendship arm, a connecting rod pierced the cylinder block, it was a constant occurrence, the engine had to be thrown out, When many engines crossed in the KAMAZ burned down, they thought they would start doing normal motors, but .......... In the Urals, YaMZ-236 began to put homemade guns back in 70 years. Then they began to put them at the factory. But they got another problem, a frankly bad YaMeshny gearbox, the self-made women did not give up and began to make adapters and put KAMAZ boxes, but KAMAZ men managed to snag their box, it became fragile. Of course, the Ural was a problem car, the brakes are just what it takes, this pneumatic is hydraulic, there are no drooling words, but the main thing is that the parking brake should be held. although some liked it, at least you can leave with damaged brakes, it’s difficult to do this on KAMAZ. For some reason, the Urals burned often, the wiring burned.
    1. Pashhenko Nikolay
      Pashhenko Nikolay 22 March 2020 08: 41 New
      +6
      In the last photo, the rear axles are simply steered. Well, but not about the walker, I’ll tell you that in the Caucasus mountains lumberjacks mainly moved to the Urals from the cleavers. With YaMZ, of course. What is no indication. When I got Przysz, they forced the cabin in the water.
    2. Evgeny Fedorov
      22 March 2020 08: 55 New
      +4
      With the car in the photo everything is in order. This is a prototype of the French team with a fully-controlled chassis.
      1. Vladimir_2U
        Vladimir_2U 23 March 2020 04: 03 New
        0
        Quote: Evgeny Fedorov
        This is a prototype of the French team with a fully-controlled chassis.

        Those are still entertainers))). I remember there was some kind of transfer, it seems from the state, there at the dump three teams assembled a vehicle from improvised materials, so a French engineer was appointed the curator of the post-Soviet team, he got such a thing there that ours reminded him, with the words: "It should be easier, mon cher ! ".
    3. bar
      bar 22 March 2020 09: 18 New
      +3
      In the last photo of the machine, apparently the rear axle fell off.

      In the last photo, the Urals, modified for the competition. They were often made with steered rear axles to improve maneuverability between the towers. There was only a cabin left for the native’s campaign.
  5. Evgeny Fedorov
    22 March 2020 09: 09 New
    +5
    By the way, here is the final table of the results of the truck trial in Belarus in 1999. Urals dominate ..

    Source: "Auto Review"
  6. Trevis
    Trevis 22 March 2020 09: 53 New
    +1
    Are there no motor homes?
    1. Trevis
      Trevis 22 March 2020 10: 03 New
      +1
      But I found it, home!

      1. Sklendarka
        Sklendarka 22 March 2020 19: 44 New
        0
        Well, these are the current ones, but before the kungs were installed on staff cars in Moscow, Tank Lane was either 103, or 105 military plant ...
  7. ccsr
    ccsr 22 March 2020 11: 56 New
    +4
    Cool article, respect to the author. There is a small inaccuracy:
    Author:
    Evgeny Fedorov
    In such machines, for example, R-362M Orekh service radio communication points with a radio relay station and a set of antennas were placed.

    The exact name is "R-362M mobile control center", civil code "Orekh-2".
    I took it into service in 1987, so I remember the exact name. By the way, you forgot to indicate the most important thing - the CONDITIONER was installed in it outside the body, which shocked everyone at the state tests conducted in the Kopchagai brigade of the Special Forces, because the heat was incredible there, and it was a salvation.
    Well, the operation was even more shocked by how an active road train in winter leveled its platform for the deployment of other hardware radio nodes, where they simply could not get through because of the height of the snow cover on the field.
  8. L-39NG
    L-39NG 22 March 2020 13: 38 New
    -11
    There isn’t yet a better car than TATRA
  9. L-39NG
    L-39NG 22 March 2020 19: 21 New
    -10
    Arguments, cranks, arguments. Well, prove that I'm wrong, the Olympic village was built by the Magiruses and the Tatras. And they mastered Siberia, they themselves can only show off on TV. I apologize if I offended anyone. Have you already done an engine for civilian smolt?
  10. Sklendarka
    Sklendarka 22 March 2020 19: 40 New
    +1
    Quote: Trevis
    Are there no motor homes?

    There is a MSH and a staff machine + a staff trailer on the basis of the Urals. There are 4 berths + a table + a hallway (wash basin + cabinet), an integrated generator (220/380 volts) in the car. The trailer for the layout is the same. PSh were intended for senior command staff. True, it was for a long time 77/79 of the last century, he himself spent a single night in them ...
  11. serezhasoldatow
    serezhasoldatow April 20 2020 23: 00 New
    0
    Competent interesting article. You can write a lot about the Urals.
  12. Dzafdet
    Dzafdet 31 May 2020 18: 47 New
    0
    KUNG-BODY UNIFIED ZERO SIZE. Something like that. The author did not write about Parma on the basis of the Urals, but it is a pity ... He worked there for 18 years in total. He retired from him in 2018 ...

Военное обозрение

Кунги, «инженеры» и трак-триал: богатое портфолио «Урала»

19

[center]Тягач «Урал-44201» и активный полуприцеп «Урал-862» с кузовом-фургоном К-862. Фото: kolesa.ru


Что такое КУНГ?


«Уралы» с утепленными будками стали одними из самых узнаваемых образов в отечественной автомобильной истории и современности. Однако до сих пор разнятся варианты интерпретации аббревиатуры КУНГ. Попробуем немного отойти от главной темы цикла и разобраться с историей этого объекта, корни которого уходят в послевоенное время.

Кунги, «инженеры» и трак-триал: богатое портфолио «Урала»

"Урал" с КУНГом К-4320. Фото: gruzovikpress.ru

В конце 40-х годов в СССР появилась потребность в автомобильных кузовах, приспособленных к европейским железным дорогам. Как известно, на то время половина Европы была под советским контролем и вопрос безопасного перемещения на ж/д платформах был первостепенен. Российская, а позже и советская железнодорожная сеть базируется на колее 1520 мм, которая для остального мира является широкой. Напомним, «стефенсоновская» колея в 1435 мм сейчас в большей степени распространена на Западе. Отечественный габарит под колею 1520 мм во всех системах считается 1Т, поэтому необходимого обозначения для нового узкого европейского габарита не было. Подходил только ноль. Именно поэтому КУНГ расшифровывается как «кузов универсальный нулевого габарита». Но… Это не единственно верное определение! Упоминаемая «стефенсоновская» европейская колея еще в довоенное время носила имя нормальной колеи. То есть верным будет и второе прочтение аббревиатуры КУНГ – «кузов универсальный нормального габарита».

Первые советские КУНГи появились в Советском Союзе после 1953 года, когда Совет Министров поручил бумажной и деревообрабатывающей промышленности создать спецподразделение как раз для разработки и постановки в серию новых кузовов нулевого (нормального) габарита. До 1968 года на спецпредприятиях создали семейство универсальных кузовов: КУНГ-1 для машин ЗИС-150 и ЗИЛ-164, КУНГ-1М – для ЗИС-151 и ЗИЛ-157, КУНГ-1ММ – для ЗИЛ-131, КУНГ-2 – для ГАЗ-63, КУНГ-2М – для ГАЗ-66, КУНГ-П6М – для тяжелых МАЗ — 5207В, наконец, КУНГ-П10 – для МАЗ-5224В. Первым производителем серии КУНГов стал Шумерлинский мебельный комбинат, рассчитанный на сборку до 5 тыс. универсальных кузовов в год.


Тягач «Урал-44201» и активный полуприцеп «Урал-862» с кузовом-фургоном К-862. Фото: russianarms.ru

Если говорить об истории машин «Урал-4320», то самым распространенным обитаемым универсальным кузовом стал К-4320. Это был герметизированный (эхо возможной ядерной войны) отсек, монтируемый на специальное шасси 43203, обшитый снаружи дюралюминием или сталью, а внутри — фанерой или пластиком. Шасси «Урал-43203» отличалось от базовых исполнений удлиненной в заднем свесе рамой, на конец которой монтировали запасное колесо. Всего было три модификации фургонов, отличающихся расположением окон и дверей. При массе в 1460 килограммов кузов позволял грузить порядка 4,5 тонны – этого было достаточно для большинства ремонтных машин и мобильных штабов. Позже, в начале 1980-х годов, появилась каркасно-металлическая конструкция КМ-4320, главным плюсом которой стала возможность монтажа тяжелого оборудования на крышу. Именно на этих кузовах монтировали различные радиотехнические средства связи, разведки и управления.

Появившийся уже в 90-е годы двухосный «Урал-43206», о котором шла речь в предыдущей части цикла, оказался отличной базой для переноса универсальных кузовов со списывающихся шасси ЗИЛ-131. К примеру, на эти машины перенесли радиостанции Р161, ранее работавшие на шасси московского автомобильного завода имени Лихачева.


"Урал-44201" — основа для активных полуприцепов. Фото: koleso.ru

Особое место среди обитаемых кузовов машин семейства «Урал-4320» занимает активный автопоезд, состоящий из седельного тягача 44201 и полуприцепа «Урал-862А», на который устанавливался кузов-фургон КМ-862. Такая многосоставная конструкция выпускалась на Челябинском машиностроительном заводе автомобильных и тракторных прицепов (ЧМЗАП) малыми объемами с 1975 по 1990 год. Основной кузов полуприцепа имел внутреннюю длину 9 метров, оснащался 12 световыми окнами, двумя фильтровентиляционными установками ФВУА-100Н и двумя отопителями ОВ-65. Фургон был спроектирован во Всесоюзном проектно-конструкторском и технологическом институте мебели, а сборку проводили в Шумерлинском комбинате автофургонов в Чувашии. В подобных машинах размещали, к примеру, пункты служебной радиосвязи Р-362М «Орех» с радиорелейной станцией и набором антенн. Кроме этого, активный автопоезд использовался в качестве базы аэротранспортабельного подвижного реанимационно-операционного комплекса модульной конструкции. Четыре таких медицинских фургона образовывали единый медицинский пункт с 22 медработниками и пропускной способностью в 100 человек в день.

«Инженеры»


Конечно, серии «Урал-4320» далеко до машин Кременчугского завода в части востребованности в инженерных войсках, но и здесь грузовики из Миасса прочно заняли место в своей весовой категории.












Эвакуатор КТ-Л. Фото: harz110.com

Масса и тягово-сцепные возможности позволяли разрабатывать эвакуаторы легкого класса, способные буксировать технику массой до 12 тонн. Таким стал КТ-Л или ТК6А-04, выпускаемый ленинградским авторемонтным заводом №57. Машина внешне практически не отличается от обычного бортового 4320, но на задний свес к раме крепилось буксировочное приспособление, позволяющее перемещать технику методом полупогрузки.




КЭТ-Л. Фото: Егор Явников

Следующим в табеле о рангах спасателей из Миасса стоит КЭТ-Л – колесный эвакуационный тягач легкий, оснащаемый полуторатонным краном-стрелой и тяговым усилием в 15 тс. Эти машины входят в состав эвакуационных групп и уже успели немало повоевать. В Грозном в ходе контртеррористической операции в течение трех месяцев группа из одного БРЭМа, БТС и двух КЭТ-Л смогла без потерь эвакуировать 98 единиц повреждённой бронетехники.






МП-А2.1. Фото: fototruck.ru







МП-А2.1. Фото: russianarms.ru

Более современной является ремонтно-эвакуационная машина МТП-А2.1 с гидроманипулятором (грузоподъемность до 4 тонн), а также возможностью транспортировки поврежденной техники полупогрузкой и буксировкой. МТП-А2.1 очень универсальная инженерная машина: в её комплектации есть устройство для запуска автомобильных моторов, емкости для транспортировки ГСМ, кувалда и даже штангенциркуль ШЦ-11-250-0,05. Кстати, полное наименование шасси для этого военного эвакуатора соткано в лучших традициях отечественного автостроения – «Урал-4320-1060-31». МТП-А2.1 может базировать не только на капотных внедорожниках из Миасса, но и на КамАЗах, и бескапотных «Уралах».


Кран КС-3573. Фото: techstory.ru

Многие типажи инженерной техники пришли на дизельные «Уралы» с предыдущих шасси карбюраторной 375-й серии. Именно таким образом войсковой автокран КС-2573 в начале 80-х годов был незначительно переработан и установлен на шасси «Урал-43202». Позже появился знаменитый «Ивановец» в армейском исполнении КС-3574, способный поднимать двухсекционной телескопической стрелой до 12,5 тонн. Служит в армии также гигант от мотовилихинского завода КС-5579.3, способный поднимать до 22,5 тонны. Для такой машины пришлось предоставлять удлинённое шасси «Урал-4320-30». Несмотря на то, что «Урал» уступает в грузоподъемности КрАЗам, ему также досталось ноша в виде секций тяжелого механизированного моста ТММ-3. Причем имеется вариант с установкой пролетов моста на двухосные полуприцепы седельного тягача «Урала-44202».

Славное прошлое отечественного трак-триала


Если у КамАЗа спортивной гордостью, на которую работает весь автозавод, является команда «КамАЗ-Мастер», ставшая мировым лидером среди камионов в ралли-рейдах, то у «УралАЗа» в своё время тоже была своя спортивная икона. Это трак-триал, или гонки на полноприводных грузовиках по очень пересеченной местности. Основная задача экипажа в этом состязании — не просто пройти все этапы, оставив нетронутыми все ограничители на трассе, но и уложиться в отведенное время. Остановка дольше, чем на 3 секунды, повторный пуск мотора, выезда за пределы трассы караются штрафными баллами. Первые подобные соревнования были организованы во Франции тридцать лет назад в городке Штайнбурге. До этого триалом занимались на велосипедах, мотоциклах, джипах, но додуматься выпускать в овраги и грязевые ванны смогли только в 1990 году в Европе.




"Уралы" на трак-триале. Фото: carakoom.com

С тех пор в Старом Свете с различной периодичностью проводятся зрелищные соревнования, собирающие десятки основательно переработанных полноприводных грузовиков. При чем здесь вообще военная тема, спросите? Все дело в том, что в 1996 году трак-триал пришел в Россию, и одним из идейных вдохновителей и организатором выступил 21-й Научно-исследовательский институт ГАБТУ МО РФ. Собственно, и соревнования проводились поначалу на полигоне института в подмосковных Бронницах. На старт в 1996 году вышли 17 машин, основательно доработанных в заводских мастерских или просто руками энтузиастов. Были прототипы – к примеру, ГАЗ-3937 и ЗИЛ-390610, а также машины группы 6х6 из числа армейских семейств ЗИЛа, «Урала», КамАЗа и МАЗа. Группу 4х4 представляли ГАЗ-66, «Садко» и КамАЗ-4326. В соревнованиях принимали участие экипажи Вооруженных сил РФ из Рязанского автомобильного института и 21-го НИИ – это оказалось отличной школой как для профессиональных военных водителей, так и для армейских инженеров-испытателей. Рассказывать длинную и тернистую историю отечественного трак-триала не позволяет формат статьи, поэтому остановимся только на успехах уральских машин в этом непростом спорте.

Работами на заводе в этом направлении занимались в Экспериментально-исследовательском производстве Научно-технического центра еще с 1990 года. Основной рабочей лошадкой в трак-триале стал двухосный «Урал-43206» с форсированным ЯМЗ-236БЕ мощностью 250 л.с. Но в классе 8х8 выступал также тяжелый «Урал-53232». Шестиколесные полноприводники представлял бескапотный «Урал-6361».






Современные "Уралы" в тарк-триале не имеют отношения к заводу в Миассе. Фото: autoreview.ru

За годы существования отечественного трак-триала команда из Миасса стала самой титулованной. КамАЗ же, несмотря на его гораздо более весомые финансовые возможности, не смог добиться внятных успехов в этих соревнованиях. К чести уральских заводчан нужно отметить, что большая часть узлов машин для трак-триала производились в России. По крайней мере, в первые несколько лет. А теперь посчитайте, сколько исконно «камазовского» в знаменитых рейдовых машинах из Набережных Челнов. «Уралы» и в Европе на равных соревновались (нередко и побеждали!) с такими мировыми лидерами автопрома, как MAN и Mercedes. При этом на соревнования Europa Truck-Trial в Германию, Австрию, Италию и Францию спортивные грузовики с Урала добирались своим ходом. В итоге с трак-триала в конце 90-х — начале 2000-х годов уральцы ни разу не возвращались без призовых мест, а в 2002 году в Европе завоевали 1-е и 2-е место, на чемпионате Содружества России и Белоруссии получили два первых, два вторых и одно третье место. И сейчас в европейских трак-триальных покатушках «Уралы» играют не последние скрипки. Правда, гонщики теперь не из России, а машины к заводским командам Миасса никакого отношения не имеют.

Продолжение следует…
Автор:
Статьи из этой серии:
«Урал-4320»: пушки и броня
Краснокнижные «Уралы»: проект «Суша»
«Урал-4320»: трудный путь дизелизации[/u]
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. 30143
    30143 22 марта 2020 06:00 Новый
    +12
    Спасибо автору. Мне было интересно
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 22 марта 2020 08:38 Новый
      +6
      Всем нам было интересно! Присоединяюсь!
  2. Мур
    Мур 22 марта 2020 06:57 Новый
    +15
    Урал/КАМАЗ с КУНГом - основное средство добраться до службы в ракетный полк на протяжении многих лет. Час туда-час обратно. Байки, карты, домино, попытка доспать "невыспанное". Есть работающая ОВшка зимой - вообще супер, нет через пол-часа движения сорок юнитов всё равно создают приемлемый ТВР smile
    Свой штатный КУНГ под ракетным именем БМДС народ холил и лелеял, покупал ему запчасти, доставал дермантин для сидушек и т.п. - от него часто зависело как дивизион домой добираться будет...Спасибо вам, надёжные машинки...
  3. Бережливый
    Бережливый 22 марта 2020 07:42 Новый
    +5
    Я 1988 году на всю жизнь запомнил, как два Урала вытаскивали из болота мтлбэшку! За неимением лучшего их и использовали. За два часа, порвав два троса, все же вытащили! !!
  4. Вольный ветер
    Вольный ветер 22 марта 2020 08:18 Новый
    +2
    На последней фотке у машинки судя по всему мост задний отвалился. В принципе у Урала рессоры довольно крепкие. почему так случилось, не понятно. Уралы машинки конечно интересные, и не особо нагруженные ездят не плохо. При полной нагрузке он конечно не ходок, ну допустим на лесоповале. Откровенно плохой камазовский движок доставлял очень много проблем, на заводе там враги народа что ли завелись, обрыв шатунов и рука дружбы, шатун пробивал блок цилиндров, была постоянным явлением , движок приходилось выкидывать, Когда сгорел цех двигателей на камазе многие перекрестись, думали что начнут делать нормальные моторы, но.......... На Уралы ЯМЗ-236 самоделкины стали ставить еще в 70 годы. Потом и на заводе стали их ставить. Но получили другую проблему, откровенно плохую коробку передач ЯМЗешную, самоделкины не сдались и стали делать переходники и ставить камазовские коробки, но и камазовцы умудрились уханькать свою коробку, она стала ломучая. Урал конечно проблемная машина, тормоза только чего стоят, эта пневмо гидравлика, слов нет одни слюни, но главное чтоб стояночный тормоз держал. хотя некоторым нравилось, по крайней мере можно уехать с поврежденными тормозами, на камазе это сделать трудновато. Почему-то Уралы горели часто, проводка горела.
    1. Pashhenko Nikolay
      Pashhenko Nikolay 22 марта 2020 08:41 Новый
      +6
      На последней фотке просто управляемые задние мосты.Ну а на счет не ходок скажу вам что в горах Кавказа лесорубы с колунов на Уралы пересели в основном.С ЯМЗ конечно.Какой никакой показатель.При мне Пшиш форсировали как то по кабину в воде.
    2. Евгений Федоров
      22 марта 2020 08:55 Новый
      +4
      С машиной на фото все в порядке. Это прототип французской команды с полноуправляемым шасси.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 23 марта 2020 04:03 Новый
        0
        Цитата: Евгений Федоров
        Это прототип французской команды с полноуправляемым шасси

        Те ещё затейники ))). Помню была какая-то передачка, штатовская кажется, там на автосвалке три команды собирали средство передвижения из подручных материалов, так куратором постсоветской команды назначили французского инженера, он там такого навертел, что наши его напнули, со словами :"Проще надо быть, мон шер!".
    3. bar
      bar 22 марта 2020 09:18 Новый
      +3
      На последней фотке у машинки судя по всему мост задний отвалился.

      На последней фотке Урал, доработанный для соревнований. Их часто делали с управляемыми задними мостами для улучшения маневренности между вешками. Походу родного там только кабина осталась.
  5. Евгений Федоров
    22 марта 2020 09:09 Новый
    +5
    Кстати, вот итоговая таблица результатов соревнований по трак-триалу в Белоруссии в 1999 году. Уралы доминируют..

    Источник: "Авторевю"
  6. Trevis
    Trevis 22 марта 2020 09:53 Новый
    +1
    А домов на колесах нет?
    1. Trevis
      Trevis 22 марта 2020 10:03 Новый
      +1
      А вот нашел, домище!

      1. Скалендарка
        Скалендарка 22 марта 2020 19:44 Новый
        0
        Ну это теперешние,а раньше кунги на штабные машины устанавливали в Москве,Танковый переулок то ли 103, то ли 105 военный завод...
  7. ccsr
    ccsr 22 марта 2020 11:56 Новый
    +4
    Классная статья, автору уважение. Есть маленькая неточность:
    Автор:
    Евгений Федоров
    В подобных машинах размещали, к примеру, пункты служебной радиосвязи Р-362М «Орех» с радиорелейной станцией и набором антенн.

    Точное название - "Подвижный пункт управления радиоузлом Р-362М", гражданский шифр "Орех-2".
    Я его в 1987 году принимал на вооружение, так что помню точное название. К слову, самое главное вы забыли указать - в нем был КОНДИЦИОНЕР установлен вне кузова, что потрясло всех на госиспытаниях, проводившимися в Копчагайской бригаде СпН, потому что там жара стояла невероятная, и это было спасением.
    Ну и эксплуатацию еще больше потрясло то, как активный автопоезд зимой своими колесами ровнял площадку для развертывания других аппаратных радиоузла, где они просто не могли бы пройти из-за высоты снежного покрытия на поле.
  8. L-39NG
    L-39NG 22 марта 2020 13:38 Новый
    -11
    На свете нет ещё пока, машины лучшей, чем TATRA
  9. L-39NG
    L-39NG 22 марта 2020 19:21 Новый
    -10
    Аргументы, чудики, аргументы. Ну поди докажи, что я не прав, Олимпийскую деревню строили Магирусы и Татры. И Сибирь осваивали, Сами то только понты в ТВ умеете. Прошу простить, если кого оскорбил. Двигатель то для гражданского смолёта уже сделали?
  10. Скалендарка
    Скалендарка 22 марта 2020 19:40 Новый
    +1
    Цитата: Trevis
    А домов на колесах нет?

    Есть на базе Урала МШ и ПШ-машина штабная+ прицеп штабной.В машине 4 спальных места+ стол+ прихожая(умывальник+ шкаф), встроенный генератор(220/380 вольт).Прицеп по компановке такой же.Как никак,а МШ и ПШ предназначены были для высшего командного состава.Правда давно это было 77/79 года прошлого века,сам в них ни одну ночь коротал...
  11. serezhasoldatow
    serezhasoldatow 20 апреля 2020 23:00 Новый
    0
    Грамотная интересная статья. Про Урал можно писать очень много.
  12. Dzafdet
    Dzafdet 31 мая 2020 18:47 Новый
    0
    КУНГ- КУЗОВ УНИФИЦИРОВАННЫЙ НУЛЕВОГО ГАБАРИТА. Вот как-то так. Про ПАРМы автор не написал на базе Урала, а жаль...18 лет там проработал в совокупности. С него и на пенсию ушёл в 2018 году...