Военное обозрение

Кунги, «инженеры» и трак-триал: богатое портфолио «Урала»

19

[center]Тягач «Урал-44201» и активный полуприцеп «Урал-862» с кузовом-фургоном К-862. Фото: kolesa.ru


Что такое КУНГ?


«Уралы» с утепленными будками стали одними из самых узнаваемых образов в отечественной автомобильной истории и современности. Однако до сих пор разнятся варианты интерпретации аббревиатуры КУНГ. Попробуем немного отойти от главной темы цикла и разобраться с историей этого объекта, корни которого уходят в послевоенное время.

Кунги, «инженеры» и трак-триал: богатое портфолио «Урала»

"Урал" с КУНГом К-4320. Фото: gruzovikpress.ru

В конце 40-х годов в СССР появилась потребность в автомобильных кузовах, приспособленных к европейским железным дорогам. Как известно, на то время половина Европы была под советским контролем и вопрос безопасного перемещения на ж/д платформах был первостепенен. Российская, а позже и советская железнодорожная сеть базируется на колее 1520 мм, которая для остального мира является широкой. Напомним, «стефенсоновская» колея в 1435 мм сейчас в большей степени распространена на Западе. Отечественный габарит под колею 1520 мм во всех системах считается 1Т, поэтому необходимого обозначения для нового узкого европейского габарита не было. Подходил только ноль. Именно поэтому КУНГ расшифровывается как «кузов универсальный нулевого габарита». Но… Это не единственно верное определение! Упоминаемая «стефенсоновская» европейская колея еще в довоенное время носила имя нормальной колеи. То есть верным будет и второе прочтение аббревиатуры КУНГ – «кузов универсальный нормального габарита».

Первые советские КУНГи появились в Советском Союзе после 1953 года, когда Совет Министров поручил бумажной и деревообрабатывающей промышленности создать спецподразделение как раз для разработки и постановки в серию новых кузовов нулевого (нормального) габарита. До 1968 года на спецпредприятиях создали семейство универсальных кузовов: КУНГ-1 для машин ЗИС-150 и ЗИЛ-164, КУНГ-1М – для ЗИС-151 и ЗИЛ-157, КУНГ-1ММ – для ЗИЛ-131, КУНГ-2 – для ГАЗ-63, КУНГ-2М – для ГАЗ-66, КУНГ-П6М – для тяжелых МАЗ — 5207В, наконец, КУНГ-П10 – для МАЗ-5224В. Первым производителем серии КУНГов стал Шумерлинский мебельный комбинат, рассчитанный на сборку до 5 тыс. универсальных кузовов в год.


Тягач «Урал-44201» и активный полуприцеп «Урал-862» с кузовом-фургоном К-862. Фото: russianarms.ru

Если говорить об истории машин «Урал-4320», то самым распространенным обитаемым универсальным кузовом стал К-4320. Это был герметизированный (эхо возможной ядерной войны) отсек, монтируемый на специальное шасси 43203, обшитый снаружи дюралюминием или сталью, а внутри — фанерой или пластиком. Шасси «Урал-43203» отличалось от базовых исполнений удлиненной в заднем свесе рамой, на конец которой монтировали запасное колесо. Всего было три модификации фургонов, отличающихся расположением окон и дверей. При массе в 1460 килограммов кузов позволял грузить порядка 4,5 тонны – этого было достаточно для большинства ремонтных машин и мобильных штабов. Позже, в начале 1980-х годов, появилась каркасно-металлическая конструкция КМ-4320, главным плюсом которой стала возможность монтажа тяжелого оборудования на крышу. Именно на этих кузовах монтировали различные радиотехнические средства связи, разведки и управления.

Появившийся уже в 90-е годы двухосный «Урал-43206», о котором шла речь в предыдущей части цикла, оказался отличной базой для переноса универсальных кузовов со списывающихся шасси ЗИЛ-131. К примеру, на эти машины перенесли радиостанции Р161, ранее работавшие на шасси московского автомобильного завода имени Лихачева.


"Урал-44201" — основа для активных полуприцепов. Фото: koleso.ru

Особое место среди обитаемых кузовов машин семейства «Урал-4320» занимает активный автопоезд, состоящий из седельного тягача 44201 и полуприцепа «Урал-862А», на который устанавливался кузов-фургон КМ-862. Такая многосоставная конструкция выпускалась на Челябинском машиностроительном заводе автомобильных и тракторных прицепов (ЧМЗАП) малыми объемами с 1975 по 1990 год. Основной кузов полуприцепа имел внутреннюю длину 9 метров, оснащался 12 световыми окнами, двумя фильтровентиляционными установками ФВУА-100Н и двумя отопителями ОВ-65. Фургон был спроектирован во Всесоюзном проектно-конструкторском и технологическом институте мебели, а сборку проводили в Шумерлинском комбинате автофургонов в Чувашии. В подобных машинах размещали, к примеру, пункты служебной радиосвязи Р-362М «Орех» с радиорелейной станцией и набором антенн. Кроме этого, активный автопоезд использовался в качестве базы аэротранспортабельного подвижного реанимационно-операционного комплекса модульной конструкции. Четыре таких медицинских фургона образовывали единый медицинский пункт с 22 медработниками и пропускной способностью в 100 человек в день.

«Инженеры»


Конечно, серии «Урал-4320» далеко до машин Кременчугского завода в части востребованности в инженерных войсках, но и здесь грузовики из Миасса прочно заняли место в своей весовой категории.












Эвакуатор КТ-Л. Фото: harz110.com

Масса и тягово-сцепные возможности позволяли разрабатывать эвакуаторы легкого класса, способные буксировать технику массой до 12 тонн. Таким стал КТ-Л или ТК6А-04, выпускаемый ленинградским авторемонтным заводом №57. Машина внешне практически не отличается от обычного бортового 4320, но на задний свес к раме крепилось буксировочное приспособление, позволяющее перемещать технику методом полупогрузки.




КЭТ-Л. Фото: Егор Явников

Следующим в табеле о рангах спасателей из Миасса стоит КЭТ-Л – колесный эвакуационный тягач легкий, оснащаемый полуторатонным краном-стрелой и тяговым усилием в 15 тс. Эти машины входят в состав эвакуационных групп и уже успели немало повоевать. В Грозном в ходе контртеррористической операции в течение трех месяцев группа из одного БРЭМа, БТС и двух КЭТ-Л смогла без потерь эвакуировать 98 единиц повреждённой бронетехники.






МП-А2.1. Фото: fototruck.ru







МП-А2.1. Фото: russianarms.ru

Более современной является ремонтно-эвакуационная машина МТП-А2.1 с гидроманипулятором (грузоподъемность до 4 тонн), а также возможностью транспортировки поврежденной техники полупогрузкой и буксировкой. МТП-А2.1 очень универсальная инженерная машина: в её комплектации есть устройство для запуска автомобильных моторов, емкости для транспортировки ГСМ, кувалда и даже штангенциркуль ШЦ-11-250-0,05. Кстати, полное наименование шасси для этого военного эвакуатора соткано в лучших традициях отечественного автостроения – «Урал-4320-1060-31». МТП-А2.1 может базировать не только на капотных внедорожниках из Миасса, но и на КамАЗах, и бескапотных «Уралах».


Кран КС-3573. Фото: techstory.ru

Многие типажи инженерной техники пришли на дизельные «Уралы» с предыдущих шасси карбюраторной 375-й серии. Именно таким образом войсковой автокран КС-2573 в начале 80-х годов был незначительно переработан и установлен на шасси «Урал-43202». Позже появился знаменитый «Ивановец» в армейском исполнении КС-3574, способный поднимать двухсекционной телескопической стрелой до 12,5 тонн. Служит в армии также гигант от мотовилихинского завода КС-5579.3, способный поднимать до 22,5 тонны. Для такой машины пришлось предоставлять удлинённое шасси «Урал-4320-30». Несмотря на то, что «Урал» уступает в грузоподъемности КрАЗам, ему также досталось ноша в виде секций тяжелого механизированного моста ТММ-3. Причем имеется вариант с установкой пролетов моста на двухосные полуприцепы седельного тягача «Урала-44202».

Славное прошлое отечественного трак-триала


Если у КамАЗа спортивной гордостью, на которую работает весь автозавод, является команда «КамАЗ-Мастер», ставшая мировым лидером среди камионов в ралли-рейдах, то у «УралАЗа» в своё время тоже была своя спортивная икона. Это трак-триал, или гонки на полноприводных грузовиках по очень пересеченной местности. Основная задача экипажа в этом состязании — не просто пройти все этапы, оставив нетронутыми все ограничители на трассе, но и уложиться в отведенное время. Остановка дольше, чем на 3 секунды, повторный пуск мотора, выезда за пределы трассы караются штрафными баллами. Первые подобные соревнования были организованы во Франции тридцать лет назад в городке Штайнбурге. До этого триалом занимались на велосипедах, мотоциклах, джипах, но додуматься выпускать в овраги и грязевые ванны смогли только в 1990 году в Европе.




"Уралы" на трак-триале. Фото: carakoom.com

С тех пор в Старом Свете с различной периодичностью проводятся зрелищные соревнования, собирающие десятки основательно переработанных полноприводных грузовиков. При чем здесь вообще военная тема, спросите? Все дело в том, что в 1996 году трак-триал пришел в Россию, и одним из идейных вдохновителей и организатором выступил 21-й Научно-исследовательский институт ГАБТУ МО РФ. Собственно, и соревнования проводились поначалу на полигоне института в подмосковных Бронницах. На старт в 1996 году вышли 17 машин, основательно доработанных в заводских мастерских или просто руками энтузиастов. Были прототипы – к примеру, ГАЗ-3937 и ЗИЛ-390610, а также машины группы 6х6 из числа армейских семейств ЗИЛа, «Урала», КамАЗа и МАЗа. Группу 4х4 представляли ГАЗ-66, «Садко» и КамАЗ-4326. В соревнованиях принимали участие экипажи Вооруженных сил РФ из Рязанского автомобильного института и 21-го НИИ – это оказалось отличной школой как для профессиональных военных водителей, так и для армейских инженеров-испытателей. Рассказывать длинную и тернистую историю отечественного трак-триала не позволяет формат статьи, поэтому остановимся только на успехах уральских машин в этом непростом спорте.

Работами на заводе в этом направлении занимались в Экспериментально-исследовательском производстве Научно-технического центра еще с 1990 года. Основной рабочей лошадкой в трак-триале стал двухосный «Урал-43206» с форсированным ЯМЗ-236БЕ мощностью 250 л.с. Но в классе 8х8 выступал также тяжелый «Урал-53232». Шестиколесные полноприводники представлял бескапотный «Урал-6361».






Современные "Уралы" в тарк-триале не имеют отношения к заводу в Миассе. Фото: autoreview.ru

За годы существования отечественного трак-триала команда из Миасса стала самой титулованной. КамАЗ же, несмотря на его гораздо более весомые финансовые возможности, не смог добиться внятных успехов в этих соревнованиях. К чести уральских заводчан нужно отметить, что большая часть узлов машин для трак-триала производились в России. По крайней мере, в первые несколько лет. А теперь посчитайте, сколько исконно «камазовского» в знаменитых рейдовых машинах из Набережных Челнов. «Уралы» и в Европе на равных соревновались (нередко и побеждали!) с такими мировыми лидерами автопрома, как MAN и Mercedes. При этом на соревнования Europa Truck-Trial в Германию, Австрию, Италию и Францию спортивные грузовики с Урала добирались своим ходом. В итоге с трак-триала в конце 90-х — начале 2000-х годов уральцы ни разу не возвращались без призовых мест, а в 2002 году в Европе завоевали 1-е и 2-е место, на чемпионате Содружества России и Белоруссии получили два первых, два вторых и одно третье место. И сейчас в европейских трак-триальных покатушках «Уралы» играют не последние скрипки. Правда, гонщики теперь не из России, а машины к заводским командам Миасса никакого отношения не имеют.

Продолжение следует…
Автор:
Статьи из этой серии:
«Урал-4320»: пушки и броня
Краснокнижные «Уралы»: проект «Суша»
«Урал-4320»: трудный путь дизелизации[/u]
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. 30143
    30143 22 марта 2020 06:00 Новый
    +12
    Спасибо автору. Мне было интересно
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 22 марта 2020 08:38 Новый
      +6
      Всем нам было интересно! Присоединяюсь!
  2. Мур
    Мур 22 марта 2020 06:57 Новый
    +15
    Урал/КАМАЗ с КУНГом - основное средство добраться до службы в ракетный полк на протяжении многих лет. Час туда-час обратно. Байки, карты, домино, попытка доспать "невыспанное". Есть работающая ОВшка зимой - вообще супер, нет через пол-часа движения сорок юнитов всё равно создают приемлемый ТВР smile
    Свой штатный КУНГ под ракетным именем БМДС народ холил и лелеял, покупал ему запчасти, доставал дермантин для сидушек и т.п. - от него часто зависело как дивизион домой добираться будет...Спасибо вам, надёжные машинки...
  3. Бережливый
    Бережливый 22 марта 2020 07:42 Новый
    +5
    Я 1988 году на всю жизнь запомнил, как два Урала вытаскивали из болота мтлбэшку! За неимением лучшего их и использовали. За два часа, порвав два троса, все же вытащили! !!
  4. Вольный ветер
    Вольный ветер 22 марта 2020 08:18 Новый
    +2
    На последней фотке у машинки судя по всему мост задний отвалился. В принципе у Урала рессоры довольно крепкие. почему так случилось, не понятно. Уралы машинки конечно интересные, и не особо нагруженные ездят не плохо. При полной нагрузке он конечно не ходок, ну допустим на лесоповале. Откровенно плохой камазовский движок доставлял очень много проблем, на заводе там враги народа что ли завелись, обрыв шатунов и рука дружбы, шатун пробивал блок цилиндров, была постоянным явлением , движок приходилось выкидывать, Когда сгорел цех двигателей на камазе многие перекрестись, думали что начнут делать нормальные моторы, но.......... На Уралы ЯМЗ-236 самоделкины стали ставить еще в 70 годы. Потом и на заводе стали их ставить. Но получили другую проблему, откровенно плохую коробку передач ЯМЗешную, самоделкины не сдались и стали делать переходники и ставить камазовские коробки, но и камазовцы умудрились уханькать свою коробку, она стала ломучая. Урал конечно проблемная машина, тормоза только чего стоят, эта пневмо гидравлика, слов нет одни слюни, но главное чтоб стояночный тормоз держал. хотя некоторым нравилось, по крайней мере можно уехать с поврежденными тормозами, на камазе это сделать трудновато. Почему-то Уралы горели часто, проводка горела.
    1. Pashhenko Nikolay
      Pashhenko Nikolay 22 марта 2020 08:41 Новый
      +6
      На последней фотке просто управляемые задние мосты.Ну а на счет не ходок скажу вам что в горах Кавказа лесорубы с колунов на Уралы пересели в основном.С ЯМЗ конечно.Какой никакой показатель.При мне Пшиш форсировали как то по кабину в воде.
    2. Евгений Федоров
      22 марта 2020 08:55 Новый
      +4
      С машиной на фото все в порядке. Это прототип французской команды с полноуправляемым шасси.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 23 марта 2020 04:03 Новый
        0
        Цитата: Евгений Федоров
        Это прототип французской команды с полноуправляемым шасси

        Те ещё затейники ))). Помню была какая-то передачка, штатовская кажется, там на автосвалке три команды собирали средство передвижения из подручных материалов, так куратором постсоветской команды назначили французского инженера, он там такого навертел, что наши его напнули, со словами :"Проще надо быть, мон шер!".
    3. bar
      bar 22 марта 2020 09:18 Новый
      +3
      На последней фотке у машинки судя по всему мост задний отвалился.

      На последней фотке Урал, доработанный для соревнований. Их часто делали с управляемыми задними мостами для улучшения маневренности между вешками. Походу родного там только кабина осталась.
  5. Евгений Федоров
    22 марта 2020 09:09 Новый
    +5
    Кстати, вот итоговая таблица результатов соревнований по трак-триалу в Белоруссии в 1999 году. Уралы доминируют..

    Источник: "Авторевю"
  6. Trevis
    Trevis 22 марта 2020 09:53 Новый
    +1
    А домов на колесах нет?
    1. Trevis
      Trevis 22 марта 2020 10:03 Новый
      +1
      А вот нашел, домище!

      1. Скалендарка
        Скалендарка 22 марта 2020 19:44 Новый
        0
        Ну это теперешние,а раньше кунги на штабные машины устанавливали в Москве,Танковый переулок то ли 103, то ли 105 военный завод...
  7. ccsr
    ccsr 22 марта 2020 11:56 Новый
    +4
    Классная статья, автору уважение. Есть маленькая неточность:
    Автор:
    Евгений Федоров
    В подобных машинах размещали, к примеру, пункты служебной радиосвязи Р-362М «Орех» с радиорелейной станцией и набором антенн.

    Точное название - "Подвижный пункт управления радиоузлом Р-362М", гражданский шифр "Орех-2".
    Я его в 1987 году принимал на вооружение, так что помню точное название. К слову, самое главное вы забыли указать - в нем был КОНДИЦИОНЕР установлен вне кузова, что потрясло всех на госиспытаниях, проводившимися в Копчагайской бригаде СпН, потому что там жара стояла невероятная, и это было спасением.
    Ну и эксплуатацию еще больше потрясло то, как активный автопоезд зимой своими колесами ровнял площадку для развертывания других аппаратных радиоузла, где они просто не могли бы пройти из-за высоты снежного покрытия на поле.
  8. L-39NG
    L-39NG 22 марта 2020 13:38 Новый
    -11
    На свете нет ещё пока, машины лучшей, чем TATRA
  9. L-39NG
    L-39NG 22 марта 2020 19:21 Новый
    -10
    Аргументы, чудики, аргументы. Ну поди докажи, что я не прав, Олимпийскую деревню строили Магирусы и Татры. И Сибирь осваивали, Сами то только понты в ТВ умеете. Прошу простить, если кого оскорбил. Двигатель то для гражданского смолёта уже сделали?
  10. Скалендарка
    Скалендарка 22 марта 2020 19:40 Новый
    +1
    Цитата: Trevis
    А домов на колесах нет?

    Есть на базе Урала МШ и ПШ-машина штабная+ прицеп штабной.В машине 4 спальных места+ стол+ прихожая(умывальник+ шкаф), встроенный генератор(220/380 вольт).Прицеп по компановке такой же.Как никак,а МШ и ПШ предназначены были для высшего командного состава.Правда давно это было 77/79 года прошлого века,сам в них ни одну ночь коротал...
  11. serezhasoldatow
    serezhasoldatow 20 апреля 2020 23:00 Новый
    0
    Грамотная интересная статья. Про Урал можно писать очень много.
  12. Dzafdet
    Dzafdet 31 мая 2020 18:47 Новый
    0
    КУНГ- КУЗОВ УНИФИЦИРОВАННЫЙ НУЛЕВОГО ГАБАРИТА. Вот как-то так. Про ПАРМы автор не написал на базе Урала, а жаль...18 лет там проработал в совокупности. С него и на пенсию ушёл в 2018 году...