Самурайские доспехи из… Торопца!

58

Здание Торопецкого краеведческого музея находится в церкви Богоявления Господня

Что за шум во дворе?
Это пугало загрохотало,
свалившись с грядки!
Бонтё


Доспехи и оружие самураев Японии. Наконец-то у нас в стране в области музейного дела стали происходить значимые изменения. Ты обращаешься, а тебя не отфутболивают, поскольку «витрину трудно открывать», и не заламывают бешеных цен, а просто реально помогают. Впрочем, тут не обошлось без научно-технического прогресса. Раньше было трудно сфотографировать объекты экспозиции и людям часто просто не хотелось с этим связываться, тогда как сегодня сделать фотографии на мобильный телефон может практически каждый. Да и Интернет нам всем в помощь: в прошлый раз в комментариях кто-то написал про самурайские доспехи в музее Торопца. Я заглянул в Сеть: да, такие доспехи там есть, и есть их фото, пусть и плохого качества.




Вблизи видно, что здание церкви/музея требует хорошего ремонта, но издали… Издали оно очень красиво

Осталось только написать в администрацию музея, что я и сделал. И вскоре получил ответ от заведующей Торопецким филиалом ГБУК ТГОМ Покрашенко Е.Н. с прекрасно сделанными фотографиями и даже приложенным текстом статьи, посвященной имеющимся в их экспозиции доспехам. Что ж, отлично, всегда и везде бы так, потому что именно так музеи и должны работать. Всюду не наездишься, я, например, в тот же Торопец никогда не поеду, однако о доспехах, что там экспонируются, мы все, читатели «ВО», благодаря этому узнаем.


И сверху тоже! Настоящая русская природа во всем своем естественном и рукотворном очаровании!

Ну а начнем мы с истории, с того, как эти доспехи появились в старинном русском городе Торопце. Оказывается, в музей они поступили в 1973 году от потомков военного министра Российской империи и главнокомандующего Маньчжурской армией в 1904 -1905 гг. генерал-адъютанта Н.А. Куропаткина. В 1903 г. он побывал в Японии с официальным визитом, где их ему, скорее всего, и подарили. Именно так они попали в его тверское имение Шешурино, а из него, уже в наши дни, — в музей. Более подробной информации по поводу их появления в музее нет.

Самурайские доспехи из… Торопца!

Самурайский доспех в Торопецком краеведческом музее. Вид спереди

Из доспехов достаточно хорошо сохранились кираса, шлем, лицевая маска, набедренники – кусадзури, наручи, поножи и наплечники отсутствуют. Вне всякого сомнения, это так называемые «современные доспехи» – тосей гусоку, изготовленные в эпоху Эдо, то есть до середины XIX в. Кираса собрана из длинных горизонтальных пластин, поэтому полное название такого доспеха по-японски будет достаточно замысловатым: бё-тодзи-ёкохаги окегава-до. На кирасе хорошо видны головки заклепок, поэтому это еще и тип какари-до.


Этот же доспех. Вид сзади

Обе секции кирасы, передняя и задняя, целы и тоже имеют свое название: передняя – это ёрой-но-саки, а задняя – ёрой-но-ато. Такие пластины обычно делались из стали толщиной 2 мм и покрывались знаменитым японским лаком в несколько слоев (до восьми!). Вместе с гэссан (название «юбки» кусадзури у доспехов тосей гусоку) вес такой кирасы мог составлять 7,7—9,5 кг.


Кираса. Вид спереди. Обратите внимание на верхнюю кованую пластину они-домари (прежнее название муна-ита), края которой выгнуты наружу, причем не только внешние, но даже закраины отверстий. Все это служило цели повышения защитных функций доспеха: попав на такую пластину, наконечник копья если с нее и соскальзывал, то уходил в сторону


Кираса крупным планом. Очень хорошо видны головки заклепок – какари

На спине кирасы тосей гусоку обычно устанавливалась такая деталь, как гаттари – особая скоба для крепления коси-саси (у офицеров) и сасимоно (у рядовых), знака опознавания, который мог иметь и вид флажка на длинном бамбуковом древке и… вообще не походить ни на что, что было бы понятно европейцам. Например, это могла быть тщательно изготовленная… репа (намек на упорство), подвешенная на шесте молитвенная табличка, веер из перьев или три разноцветных меховых шара, хотя, если говорить о флажке, то на нем обычно изображали просто мог (герб) своего сюзерена.


Кираса. Вид сзади. На верхней пластине боко-но-ита (прежнее название осицукэ-но-ита), к которой прикрепляются наплечные ремни ватагами, хорошо заметен след от удара чем-то острым. Видны и небольшие вмятины на пластинах самой кирасы. В квадратное отверстие гаттари вставлялся лакированный «пенал» с круглым отверстием для флагштока – укэ-дзуцу. Нижняя деталь крепления, мати-укэ, отсутствует. Осталось лишь маленькое отверстие…

На кирасе можно заметить следы повреждений: на верхней передней пластине, в левой ее части, имеется явный след от удара, который, однако, не причинил доспехам особого вреда. А на задней секции кирасы и также вверху есть вмятины, которые могли произойти при падении с коня на камни или от ударов копьем.

«Современные доспехи» обычно имели «юбку» гэссан, состоявшую из 7-8 трапециевидных секций кусадзури, в каждой из которых было пять полос пластин. Все они прикреплялись к кирасе с помощью плотной шнуровки кэбики-одоси. В данном доспехе гэссан состоит из семи секций (три секции спереди и четыре сзади) с пятью рядами пластин в каждой.


Кусадзури. Вид спереди. Справа следы починки: шнуры пытались заменять


Шнуровка цвета кон крупным планом

Все шнуры темно-синего цвета (по-японски – кон), для получения которого использовалась краска индиго. Указанный цвет был наиболее популярным в более поздние периоды, так как эта краска была стойкой к выцветанию. А вот такие цвета, как красный (окраска мареной) и фиолетовый (окраска соей), хоть и выглядели эффектно, но не были очень популярны из-за вредного влияния этих красок на ткань шнуров. И та, и другая краски быстро выцветали, а шнуры, ими пропитанные, рвались, поэтому их приходилось часто заменять, а это было весьма дорогое удовольствие.


Вид на кусадзури сзади

Обратите внимание на длину шнуров между кирасой и пластинами гэссан. Они были длинными, чтобы не снижать подвижности воина. Однако под шнурами было незащищенное пространство, куда можно было нанести удар. Поэтому некоторые самураи стали пришивать к нижнему краю кирасы куски ткани, покрытые кольчугой, чтобы его закрыть.


Крепление нижних пластин набрюшника кирасы (накагава) на шнурах


Кожаные пластины накагава и шнуровка кэбики-одоси

Интересно, что пластины гэссан, выглядящие «совсем» металлическими, на самом деле изготовлены из кожи. Так делали, чтобы облегчить вес доспеха. Но кожа не просто выделанная. Она еще и лакированная, так что какой перед тобой материал, так сразу и не скажешь. При этом пластинки гэссан все равно имеют верхнюю часть, похожую на гребенку, как если бы все они были составлены из мелких пластинок. Такова была сила традиций, тут уж ничего не поделаешь! Кстати, сами пластины несколько изогнуты. Для этого к ним перед лакировкой пришнуровывался железный прут сикиганэ.


Кольчужный рукав котэ (тип ода-готэ)


Кольчужный рукав котэ крупным планом. Хорошо видны пластинки икада и японское плетение кольчуги – со-гусари, при котором одно крупное кольцо соединялось с другими такими же при помощи четырех более тонких колец. Такое плетение имело смысл, так как позволяло легко вплетать в кольчужную ткань дополнительные детали


Локтевая пластина хидзи-ганэ и четыре пластинки мацуба-ва с радиальными желобками

И кираса, и пластины гэссан имеют темно-коричневый цвет натурального японского лака. Причем отлакированы в этом доспехе не только пластины, но даже и кольчуга, что, впрочем, неудивительно, учитывая то, в каком климате использовались такие доспехи.

Наплечники на доспехе не сохранились, но можно сказать, что они были небольшими и изогнутыми, чтобы лучше закрывать плечо. Обычно они состояли из 5-6 цельнометаллических выгнутых пластин. К концу XVI в. они часто состояли всего из 2-3 пластин, прикрывавших только само плечо. Между собой пластины соединялись шнурами, причем использовались оба типа плетения и частое плетение кэбики-одоси и редкое, с перекрестными узлами, сугакэ-одоси. На содэ данного доспеха должен был использоваться первый тип шнуровки, поскольку он применялся и на других его деталях.


Шлем госёдзан-судзи-кубуто. Вид слева


Шлем. Вид справа

Шлем сохранился в достаточно приличном состоянии, хотя у него и не хватает нашейника сикоро и чеканной розетки вокруг отверстия тэхэн на макушке. Посмотрим на него в профиль. Очевидно, что по типу он относится к шлемам госёдзан-судзи-кубуто, поскольку его задняя часть выше, чем передняя. Ну а «судзи» означает, что он ребристый, но заклепки на его поверхности не видны. Тулья шлема сделана из 32 пластин, что говорит о том, что принадлежать он мог только офицеру, поскольку у рядовых количество пластин начиналось с 6 и заканчивалось 12 и 16 максимум, а вот у офицеров могло быть и 32, и 64, и 72, и даже доходить до 120! Какие на этом шлеме могли располагаться украшения, сказать, увы, невозможно. Японцы, его создавшие, были людьми с безграничной фантазией.


Вид шлема сзади


Судзи-кабуто с тульей из 62 пластин. Датируется 1538 годом. Токийский национальный музей

Маска к шлему тоже имеется и относится к типу полумасок – хоатэ. То есть она не закрывает лицо целиком, а оставляет открытыми нос, глаза и лоб. Темный цвет маски и светлый обнаженной кожи делал похожим лицо человека в хамбо на… морду обезьяны. Японцы это заметили и дали этой маске второе название – сару-бо, или «морда обезьяны». У всех масок, называвшихся мэн-гу, имелось шейное прикрытие ёдарэ-какэ, но в данном доспехе оно отсутствует. Видимо, потерялось.


А вот на этом фото хорошо видны еще и ватагами – крепления кирасы на плечах, которые на «современных доспехах» тосэй гусоку стали делать металлическими и крепить на петлях

Сама по себе маска хоате очень интересна. Изнутри она покрыта красным лаком, а вот в подбородке ее сделано специальное отверстие аса-нагаси-но-ана, через которое вытекал… пот! Предусмотрены на ней были и специальные крючки для шнуров. Маска крепилась на лице опять-таки шнурами, которые шли от шлема и которые, если их правильно завязать, соединяли шлем с маской буквально намертво. Существовало множество способов и наставлений насчет того, как лучше всего завязывать шнуры на тех или иных масках, и часто можно было определить по тому, как эти шнуры завязаны, к какому клану принадлежит тот или иной воин.


Обратимся к Мицуо Курэ и посмотрим на эту иллюстрацию, взятую из его книги «Самураи. Иллюстрированная история»

Интересно, что этот доспех все-таки обратил на себя внимание… студента 4-го курса исторического факультета Тверского госуниверситета А.М. Снегирева, написавшего по нему интересную работу «Доспехи «тосэй гусоку» для сборника научно-практической конференции 2004 года, посвященного 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг.


Обложка сборника научно-практической конференции 2004 года, посвященного 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг.

Как уже отмечалось, статья, представленная А.М. Снегиревым для этого сборника, была подготовлена очень хорошо. Использован солидный список источников, состоящих из работ известных авторов. К сожалению, помещенный в ней в качестве иллюстрации рисунок оставляет желать лучшего. То есть на нем изображен совсем не тот доспех, какой наличествует в музее! Но это беда многих наших авторов, которым приходится использовать не то, что следует, а то, что имеется под рукой.


Иллюстрация из статьи

В статье подробно рассматривается этот доспех, причем интересно, что автор упоминает горловое прикрытие, у которого отсутствовало примерно 25 процентов. Но на фотографиях прикрытия нет вообще никакого, так что за прошедшие 16 лет оно, видимо, просто потерялось. Ну а как мог бы выглядеть этот доспех, если бы за ним ухаживали и вовремя реставрировали? Об этом, как и о многом другом, касающемся самурайских доспехов и оружия, мы расскажем в следующий раз.

Литература

1. Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история. М.: АСТ/Астрель, 2007.
2. Брайант Э. Самураи. М.: АСТ/Астрель, 2005.


P. S. Администрация «ВО» и автор выражают глубокую признательность заведующей Торопецким филиалом ГБУК ТГОМ Елене Покрашенко за предоставленные фотографии и материалы.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    10 июля 2020 06:17
    Вячеслав Олегович, спасибо!
    Присоединяюсь к благодарности Торопецку, так держать!!!
    С уважением, Влад!
  2. +17
    10 июля 2020 06:47
    Неожиданно,а от того еще более интересно...Спасибо за труд!!!
  3. +8
    10 июля 2020 06:55
    Индиго, очень ценная краска, привозилась из Индии. Может правда и в японии индиго выращивали, хотя это растение тропическое. Хотя в испании его тоже выращивали.
  4. +10
    10 июля 2020 07:29
    Уже не раз упоминали. И хочется ещё раз - насколько интересными бывают краеведческие музеи районных центров.

    Поклон хранителям. И тем, кому это интересно.
    1. +7
      10 июля 2020 10:14
      Салют Сергей!
      Хочу поделиться печалью...
      Нижнесергинский в краеведческий музей принадлежавший одноименному металлургическому заводу (НСММЗ) в 90-е годы был вывезен в город Ревда и о судьбе последнего в настоящее время ничего не известно. Здание, где находился последний (бывший дом приказчика заводоуправления) ещё в конце 80-х одно из красивейших в городе, сегодня разрушается и стоит в запустении.
      Вот где-то так.
      С уважением, Влад!
      1. +3
        10 июля 2020 15:34
        Вот часто на каких-то хранителях и держится.
        А если уходят люди, да еще и место меняется.

        И Торопец - ведь княжеством когда-то был. а сколько сейчас городков маленьких с уменьшающимся населением в Тверской области. да и не только в ней.
  5. +7
    10 июля 2020 07:53
    С пасибо, Вячеслав Олегович! Приятно удивили.
    Тулья шлема сделана из 32 пластин, что говорит о том, что принадлежать он мог только офицеру, поскольку у рядовых количество пластин начиналось с 6 и заканчивалось 12 и 16 максимум, а вот у офицеров могло быть и 32, и 64, и 72, и даже доходить до 120!

    Не могу понять этой страсти японцев к шпангенхельмам из огромного числа пластин. Клепанная каска, даже четырехчастная, по определению, уступает в прочности цельнокованой. А тут 120... Это же, просто, мечта шестопера! Хотя, возможно, утонченные японские самураи, в отличие от грубых европейцев, не имели дурной привычки молотить по головам ближних дубинами и алебардами.
    1. +7
      10 июля 2020 09:46
      Цитата: HanTengri
      не имели дурной привычки молотить по головам ближних дубинами и алебардами.

      Имели! Но об этом будет позже...
    2. +6
      10 июля 2020 09:48
      Это же, просто, мечта шестопера! Хотя, возможно, утонченные японские самураи, в отличие от грубых европейцев, не имели дурной привычки молотить по головам ближних дубинами и алебардами.

      Игорь, булавы у японцев были, но, как и топоры, не получили большого распространения. what вот тэцубо:

      Булава тецубо — тоже из металла и с тупыми шипами была очень короткой, длиной не больше боевого веера!
      Булава, похожая на европейские и ближневосточные образцы в Японии хотя и была известна, но большой популярностью не пользовалась и символом военачалия, как в Европе, никогда не считалась! Следует заметить, что каждый самурай ко всему прочему должен был уметь сражаться длинным деревянным посохом — бо, владение которым было приравнено к умению владеть копьем и алебардой!

      Взято из статьи Вячеслава нашего Олеговича 2015 года. drinks
      Автору - поклон. yes Я присоединюсь к Сергею-Корсару - иногда в небольших краеведческих музеях есть редчайшие экспонаты! good
      В качестве примера приведу "цвайхендер" из музея г.Кингисепп (бывший "блоскпост с посадом" - Ям).

      В табличке под ним написано "меч рыцарский двуручный, Ливония, XIV-XVI в.в. Металл, ковка". Фотом мое, но, увы, не самое удачное... recourse
      1. +5
        10 июля 2020 11:12
        Цитата: Пане Коханку
        Булава тецубо — тоже из металла и с тупыми шипами была очень короткой, длиной не больше боевого веера!

        Ну, этот кусок арматуры и велосипедный шлем выдержит. )))
        1. +5
          10 июля 2020 11:14
          этот кусок арматуры

          именно, что с виду - арматура и есть! laughing drinks
        2. +6
          10 июля 2020 11:30
          этот кусок арматуры

          Анекдот: вызвал Д'Артаньян на дуэль Илью Муромца. Сам со шпагой, Илья - с мечом-кладенцом. Ушли в лес драться.
          Через некоторое время оттуда дикий вопль, возвращается Илья один, кладенец травой вытирает, и приговаривает: "Ууу, хулиганье... Чуть проволокой глаз не выколол...." angry
    3. +6
      10 июля 2020 15:04
      Цельнокованный шлем значительно сложнее изготавливать в том числ и потому что любая ошибка приводит к порче всего изделия. А тут запорол секцию- ну и ладно.
      Второй момент- многие недооценивают продуманность сегментов кабуто. Я уже выкладывал видео- удар спереди лезвием по шлему привел к тому что немного разошлись пластинки в затылочной части. Настолько умело была перераспределена нагрузка
    4. 0
      14 июля 2020 08:17
      Ну, что вы в самом деле. Это же не боевой доспех, а кабинетный. Доспехи эпохи эдо, это как викторианские доспехи в англии. Внешне на доспех похожи и ладно
  6. +5
    10 июля 2020 09:09
    Вячеслав Олегович, спасибо! Отдельная благодарность Торопецку!
    1. +6
      10 июля 2020 12:26
      Да, их директор проявила редкую оперативность и отзывчивость!
  7. +6
    10 июля 2020 09:49
    В статье подробно рассматривается этот доспех, причем интересно, что автор упоминает горловое прикрытие, у которого отсутствовало примерно 25 процентов. Но на фотографиях прикрытия нет вообще никакого, так что за прошедшие 16 лет оно, видимо, просто потерялось.

    Это 2017 год. Елена Покрашенко рассказывает о доспехе. Горловое прикрытие - ёдарекаке - присутствует.
    1. +8
      10 июля 2020 10:09

      Эти же доспехи крупным планом.
      Ну а начнем мы с истории, с того, как эти доспехи появились в старинном русском городе Торопце. Оказывается, в музей они поступили в 1973 году от потомков военного министра Российской империи и главнокомандующего Маньчжурской армией в 1904 -1905 гг. генерал-адъютанта Н.А. Куропаткина. В 1903 г. он побывал в Японии с официальным визитом, где их ему, скорее всего, и подарили. Именно так они попали в его тверское имение Шешурино, а из него, уже в наши дни, — в музей. Более подробной информации по поводу их появления в музее нет.

      Тут интересный момент. Специально просмотрел "Японские дневники" Куропаткина, где он очень подробно описывает свое пребывание в Японии, но о вручении ему доспехов ничего не пишет.
      Возможно не посчитал нужным, хотя, как коллекционер, должен был отметить.
      В Шешурино у Куропаткина была собрана большая коллекция оружия, разграбленная в 1917 году, как и огромная по тем времена библиотека примерно в 10 000 томов.
      1. +5
        10 июля 2020 10:35
        Тут интересный момент. Специально просмотрел "Японские дневники" Куропаткина, где он очень подробно описывает свое пребывание в Японии, но о вручении ему доспехов ничего не пишет.

        Виктор Николаевич, есть у меня вопрос к Вам, но не по поводу самураев, а по поводу отечественной формы времен РЯВ. drinks
        Вот фото из Артиллерийского музея.

        Слева - рядовой 145-го стрелкового Новочеркасского полка, 1904-1905 год. Он еще в белой гимнастерке. В центре старший унтер-офицер 7-го Восточно-Сибирского полка, а справа - полковник этого же полка в сюртуке (у него на шее "Анна" 2-й степени с мечами - вояка опытный!). Оба - 1904-1905 годы, судя по подписи на стенде. Сами фигуры сделаны в 2016-м, скульптор В.А. Беленец.
        Вот картина Рубо 1907 года, "Атака Новочеркасского полка не реке Шахе", висит там же. Бойцы уже в защитном.

        Вопрос: наша армия получила защитную форму во время войны? Или представленные экспонаты - домыслы? Насколько мне помнится, начинали еще в белых гимнастерках, на радость японцам... hi
        1. +7
          10 июля 2020 10:46
          Начинали в белом. Потом ввели защитное. Купили французскую краску. Покрасили... А с французским плохо. Это только в романах все наши офицеры свободно говорят по-французски и пьют шампанское. И вышло... пятнами, серо-буро-малиновое. Куропаткин приехал смотреть что вышло. И сказал: "толпа шаромыжников". Но потом научились...
          1. +7
            10 июля 2020 10:49
            Купили французскую краску. Покрасили...

            То есть, красили сами? belay в походных условиях? Да уж.. Жить захочешь - еще и не то сотворишь. request Но, в принципе, решение верное.
            И вышло... пятнами, серо-буро-малиновое.

            Напоминает "жертву Титаника" Кису Воробьянинова. Как он себе усы красил... what
            1. +5
              10 июля 2020 10:56
              Был приказ по войскам: стирать гимнастерки пореже, "дабы были более естественного цвета". А некоторые восприняли его совсем радикально и велели мочить их в глинистых лужах и, не выжимая, сушить! Читал обо всем этом в издании 1906 года посвященного этой войне. Было много интересного и в газетах того времени, особенно в статьях о процессах над Рождественским и Небогатовым...
              1. +4
                10 июля 2020 11:07
                А некоторые восприняли его совсем радикально и велели мочить их в глинистых лужах и, не выжимая, сушить! Читал обо всем этом в издании 1906 года посвященного этой войне.

                О таком быстром и радикальном способе пишет и Степанов в "Порт-Артуре", но роман художественный, поэтому на веру его принимать нельзя. Видимо, он перед написанием тоже листал те же газеты! yes
                Было много интересного и в газетах того времени, особенно в статьях о процессах над Рождественским и Небогатовым...

                Было бы очень интересно почитать, если Вы сделаете подобные "выжимки" из них. hi
                1. +5
                  10 июля 2020 12:23
                  Это можно, но нужно, чтобы открылся архив!
                  1. +4
                    10 июля 2020 12:43
                    Это можно, но нужно, чтобы открылся архив!

                    Откуда основная часть нас знает про Цусиму? Новиков-Прибой (честно, я не читал...) и Пикуль - "Три возраста Окини-сан". То есть, из художественных произведений. И это нормально - мало кто читает научные статьи. request
                    Если Вы подбросите нам исторических сведений, настоящих - мы будем благодарны. hi
                    1. +4
                      10 июля 2020 13:21
                      Как всегда это сопряжено... Не везде к твоим просьбам относятся как в Торопце. Иной раз это так хлопотно, что нет ни малейшего удовольствия... а труда, ну очень много.
                      1. +4
                        10 июля 2020 13:23
                        Иной раз это так хлопотно, что нет ни малейшего удовольствия...

                        Угу. Знаю, проходил. Иной раз внутренняя бюрократия столько палок навтыкает, что хоть не обращайся! request
            2. +3
              10 июля 2020 15:11
              "Киса,вся контробанда делается на Малой Арнаутской"из" Золотого теленка"
              1. +5
                10 июля 2020 15:20
                "Киса,вся контробанда делается на Малой Арнаутской"из" Золотого теленка"

                Вера, не совсем - из "Двенадцати стульев" wink love
                Хм.. тут на прошлых выходных почитывал википедию. Оказывается, в 1948-м роман был запрещен к публикации! what Интересно также, что во многих других странах, включая нацистскую Германию, он был экранизирован задолго до нас! hi
                Вот плакат немецкого фильма "13 стульев", снятого в 1938-м, с сюжетом, с изменениями перенесенным в Германию.
          2. +6
            10 июля 2020 13:01
            вышло... пятнами, серо-буро-малиновое
            Так был изобретен камуфляж! laughing
            1. +5
              10 июля 2020 14:06
              Если брать на суше, то это, как минимум, наполеоновские войны. Если на море,
              средиземноморские пираты красили свои корабли в серо-голубой цвет в III веке.
              1. +6
                10 июля 2020 15:28
                Если брать на суше, то это, как минимум, наполеоновские войны.

                Поясните, Виктор Николаевич! what Мне казалось, с красными эполетами, киверами и белыми штанами особенно (я так, навскидку) сильно с природой не сольешься визуально... wink
                1. +3
                  10 июля 2020 16:21

                  Такую форму имели уже в 1800 году стрелки английского "Экспериментального стрелкового корпуса, вооруженные винтовками Бейкера. В 1803 году из них сформировали "The 95th Regiment of Foot (Rifles)".
                  1. +5
                    10 июля 2020 16:23
                    drinks
                    Такую форму имели уже в 1800 году стрелки английского "Экспериментального стрелкового корпуса, вооруженные винтовками Бейкера.

                    Ого! Не знал! Спасибо!
                    1. +3
                      10 июля 2020 20:55
                      Цитата: Пане Коханку
                      drinks
                      Такую форму имели уже в 1800 году стрелки английского "Экспериментального стрелкового корпуса, вооруженные винтовками Бейкера.

                      Ого! Не знал! Спасибо!

                      Тоже первый раз слышу
              2. +2
                10 июля 2020 21:07
                На предмет второго, где-то читал.
        2. +5
          10 июля 2020 10:57
          Японцы тоже были в синем и с белыми гетрами.
          1. +4
            10 июля 2020 10:59
            Японцы тоже были в синем и с белыми гетрами.

            Да, и они тоже поменяли обмундирование, видимо, во время войны.

            Фигуры слева и в центре - летняя полевая форма 1904 года, справа - японский пехотинец уже в 1905 году.
        3. +5
          10 июля 2020 11:50
          Вот картина Рубо 1907 года, "Атака Новочеркасского полка не реке Шахе", висит там же. Бойцы уже в защитном.
          На реке Шахе (это уже октябрь) "бойцы" в зимней форме, которая никогда белой не была, была серо-синей (средняя фигура на вашем фото из музея).
          Белая гимнастерка была летней походной формой.
          Официально защитный цвет ввели по итогам РЯВ в 1907 году.
          1. +4
            10 июля 2020 12:48
            На реке Шахе (это уже октябрь) "бойцы" в зимней форме, которая никогда белой не была, была серо-синей (средняя фигура на вашем фото из музея).

            Огромное спасибо, но прошу дополнительного моего просвещения!drinks
            По средней фигуре. Пункт 2 на подписи.

            Пишут - летняя. Равно, как и у награжденного "Анной" полковника. Ошибка?
            Вопрос еще по картине Рубо, мессир! Они в гимнастерках. Не холодно? Октябрь, все же...
            Просветите меня! drinks
            1. +5
              10 июля 2020 12:57
              Унтер - офицеры белые гимнастерки, очевидно, не носили, это была форма нижних чинов.
              Что касается октября, по старому стилю - еще сентябрь.

              Слева направо: рядовой 16-го гренадерского Мингрельского полка Алексей Семёнович Усачёв, рядовой 1-го Кавказского саперного батальона Михаил Бочкарёв, рядовой 16-го гренадерского полка Михаил Борисов. 1903 год.
              1. +6
                10 июля 2020 13:17
                Я понял только одно, по той форме - мозги сломаешь. Правда, и по современной тоже...
                Виктор Николаевич, последний вопрос - какие были головные уборы у нижних чинов тогда? Где-то фуражки, где-то фуражки-бескозырки, насколько я понимаю.

                Барашковая шапка "а-ля Александр III" в той войне, видимо, не использовалась, а заменялась нормальной папахой. Данная шапка и вправду сомнительна, ибо уши в ней отморозить - ничего не стоит. Черный мундир, похоже, тоже не использовался.
                1. +6
                  10 июля 2020 13:26
                  Мозги сломаешь по любой форме. Вот, например, классическая форма хаки, описанная Буссенаром. Все ясно вроде... Но... была еще и континентальная форма хаки совсем другого цвета и с большим количеством цветных кантов и и околышей. Ее так и называли "цветная хаки". Все хочу про нее написать и... не хватает материала!
                  1. +4
                    10 июля 2020 13:45
                    Ее так и называли "цветная хаки". Все хочу про нее написать и... не хватает материала!

                    Возможно, кто-то из присутствующих, кто в теме, сможет помочь. Я же, если честно, про такую форму не слышал! hi
                    1. +5
                      10 июля 2020 15:47
                      Даже в Англии про нее мало что известно!!! Читал статью про нее в журнале Милитари моделлинг в 1995-ом. Хотел перевести... но было так трудно, что отложил, а потом все это попало в "мусор". А уж какие там были цветные рисунки...
                2. +6
                  10 июля 2020 13:32
                  Как ни странно, но доступного, систематического и подробного описания эволюции военной формы Русской армии я не нашел.. Все разбросано, иногда одна информация противоречит другой.
                  С уверенностью могу ответить, что фуражка с козырьком для нижних чинов в качестве повседневного убора введена вместе с защитной формой в 1907 году.
                  1. +6
                    10 июля 2020 13:39
                    Как ни странно, но доступного, систематического и подробного описания эволюции военной формы Русской армии я не нашел.. Все разбросано, иногда одна информация противоречит другой.

                    Наверно, последним это делал Висковатов! request
                  2. +4
                    10 июля 2020 20:48
                    Цитата: Undecim
                    Как ни странно, но доступного, систематического и подробного описания эволюции военной формы Русской армии я не нашел.. Все разбросано, иногда одна информация противоречит другой.
                    С уверенностью могу ответить, что фуражка с козырьком для нижних чинов в качестве повседневного убора введена вместе с защитной формой в 1907 году.

                    Обращу Ваше внимание на книгу А. Бегуновой «Путь через века». Написана для детей старшего школьного возраста, как раз форменному обмундированию от Киевской Руси до 1917 года. Иллюстрации просто изумительные!!!
          2. +3
            10 июля 2020 21:02
            Не официально во время войны. Сейчас не помню,а искать в лом, но С. Витте чиновников пограничной стражи в хаки одел накануне РЯВ?
            1. +2
              13 июля 2020 09:30
              Сейчас не помню,а искать в лом, но С. Витте чиновников пограничной стражи в хаки одел накануне РЯВ?

              По крайней мере, так пишет Степанов в "Порт-Артуре". hi
      2. +3
        10 июля 2020 13:57
        Аналогично обратился к японским запискам Куропаткина во время его визита в Японию с мая по июль 1903 на крейсере "Аскольд":

        "ДНЕВНИК

        с 16 июня 1903 г. по 1 июля 1903 г.

        16 июня 1903 г. Крейсер «Аскольд»

        Наше пребывание в Японии происходило в следующем порядке:

        26 мая отъезд из Владивостока.

        28 утром приход в Симоносеки.

        29 утром с курьерским поездом в Токио.

        30 утром (7 ч. 30 м.) прибытие в Токио. Остановка в летнем дворце. Завтрак у барона Розена. Парадный обед у нас во дворце.

        31 мая представление императору. Завтрак у императора. Обед у японского военного министра.

        1 июня парад войск. Завтрак у принца Фусими. Обед у японского министра иностранных дел.

        2 июня осмотр кадетской и военной школ, арсенала. Завтрак в арсенальном саду у начальника Главного Штаба Ояма. Обед у нашего посланника.

        3 июня отъезд в Киото. Приезд туда. Осмотр города.

        4 июня осмотр Киото. Вечером отъезд в Кобе и приезд туда.

        5 июня осмотр выставки в Осака.

        6 июня осмотр Кобе, переезд в деревню Шивая.

        7-11 июня в дер. Шивая. Ловля рыбы. Осмотр окрестностей.

        июня отъезд из Кобе на «Аскольде» в Нагасаки средиземным морем.

        июня приезд к 5 часам по полудни в Нагасаки.

        июня в Нагасаки.

        июня отъезд из Нагасаки.

        июня в море.

        17 июня приезд в Порт-Артур."

        Куропаткин обращает внимание на каждую мелочь, в военном деле, или гражданской жизни.
        Про подарок, скорее всего отметил бы в дневнике.
        Возможно, его записи опубликованные были в не полном объеме...
  8. +7
    10 июля 2020 14:55
    Вячеслав Олегович ,как по Вашему ,когда изготовлены доспехи ?
    Никак не представляла,что в русской глубинке будет самурайский доспех
    1. +5
      10 июля 2020 15:42
      Такая броня могла быть изготовлена где-то начиная с 1575 года и кончая 1867-ым. Поэтому, может быть и старым, и "новым". Точно определить можно лишь рассмотрев клеймо мастера, а оно было не всегда.
      1. +1
        14 июля 2020 08:25
        Это без сомнения 19й век
        1. 0
          15 июля 2020 12:39
          Скорее всего "да"!
  9. +5
    10 июля 2020 19:28
    У меня официальная версия вызывает сомнения: 1) Куропаткин в дневнике не отметил,что купил или ему подарили доспехи.
    2) у него была прекрасная коллекция оружия и библиотека насчитывала 10 000книг и 9 к 10,что разграбили. Конечно , что-то чудом могло уцылеть,:с десяток книг, какие-то бумаги, какой-нибудь нож или сексе, где-то завалялся за комодом,но 8 кг.доспехи ?
    3) сын был расстрелян в 1920 ,невестка осталась с 2 маленьким детьми. Кстати в Вике указано: как сложилась их судьба? Вряд ли она будет беречь какие-то железяки.
    Возможно, в послевоенные годы кто-то разбирал старый хлам и нашел эти доспехи. Возможно, фантазировать так фантазировать,было семейное придание типа: дедушка стрибзил у какого-то генерала,а наследник был любитель-краевед и знал,что там было имение Куропаткина.
    В любом случае спасибо тому человеку,что доспехи отнес в музей
  10. +2
    12 июля 2020 00:45
    Японцам очень повезло, что они далеко от Европы. По меркам европейского военного дела уже 14-15 веке этот доспех просто ничего не защищал:)
    1. +1
      14 июля 2020 08:26
      И не должен был, он для красоты в кабинете стоял