Новый русский флот: первые УДК, фрегаты и подводные лодки
20 числа впервые в российской истории заложили универсальные десантные корабли — всего два УДК проекта 23900. Кроме этого, были заложены две новейшие многофункциональные атомные субмарины проекта 885М, а также два фрегата проекта 22350. Нужно сказать, начало строительства немного запоздало. Якобы единый день закладки новых кораблей и подводных лодок должен был пройти еще 16-го числа: по крайней мере, об этом ТАСС сообщил осведомленный источник в оборонно-промышленном комплексе. Впрочем, это мало что меняет. В любом случае, июль 2020-го можно считать датой начала отсчета истории нового российского флота, обладающего принципиально иными возможностями.
УДК проекта 23900
Характеристики (предположительные):
Изготовитель: судостроительный завод «Залив».
Водоизмещение (полное): более 25 000 тонн.
Длина: 220 метров.
Ширина: 33 метра.
Экипаж: 320 человек.
Десант: до одной тысячи человек, до 70-75 единиц техники.
Вооружение: одно 100-миллиметровое орудие А-190, три зенитных ракетно-артиллерийский комплекса «Палаш», два зенитных ракетных комплекса «Панцирь-МЕ».
Авиагруппа: более 20 вертолетов Ка-29, Ка-27 или Ка-52К.
Самым важным моментом можно считать закладку универсальных десантных кораблей. Они получат имена «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Ранее страна (это касается как РФ, так и Советского Союза) не имела таких боевых единиц, хотя различные десантные корабли, конечно, строили в интересах флота.
Стоит сказать, что сама концепция УДК берет свое начало из опыта вьетнамской войны, когда в Пентагоне отчетливо осознали, что им не хватает боевых единиц, сочетающих в себе качества различных десантных кораблей и судов обеспечения.
Россия решила не отставать. Французские Mistral по известным причинам страна не получила, поэтому пришлось рассчитывать на свои собственные возможности. Напомним, о подписании контракта на строительство новых российских кораблей стало известно в мае этого года. Сумма соглашения, по словам источника, составила приблизительно 100 миллиардов рублей (80 миллиардов, по другим данным). Есть мнение, что цена двух российских кораблей в два раза больше стоимости французских Mistral. С учетом того, что страна не имеет опыта создания таких кораблей, исключать этого не стоит, хотя имеется и альтернативная точка зрения. Первый из кораблей, согласно ранее представленным данным, может войти в состав флота в 2027 году, второй — в 2028-м.
Многоцелевая атомная субмарина проекта 885М «Ясень-М»
Характеристики (предположительные):
Изготовитель: Северное машиностроительное предприятие.
Водоизмещение (подводное): 13800 тонн (проект 885).
Длина: 139 метров (проект 885).
Ширина: 13 метров.
Экипаж: 64 человека.
Вооружение: восемь торпедных аппаратов и десять пусковых установок. Лодка может нести противокорабельные ракеты «Оникс», крылатые ракеты «Калибр», торпеды, мины и переносные зенитные ракетные комплексы.
Закладку новых субмарин можно считать вторым по важности событием: с учетом того, что стратегические подлодки четвертого поколения проекта 955 не имеют достойного прикрытия, важность строительства лодок четвертого поколения сложно переоценить. «Атомные подводные лодки названы в честь городов воинской славы: "Воронеж" и "Владивосток", — заявил президент страны Владимир Путин.
Напомним, сейчас Россия имеет в строю только одну субмарину проекта 885 — К-560 «Северодвинск». Все последующие (К-561 «Казань», К-573 «Новосибирск», К-571 «Красноярск», К-564 «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск» и заложенные 20 июля субмарины) относятся к модернизированному проекту «Ясень-М». Они меньше головной субмарины. Предположительно эти лодки имеют не десять торпедных аппаратов, а восемь, а число пусковых установок, наоборот, увеличилось: их стало не восемь, а десять.
К вооружению новых субмарин (это касается всех российских лодок) имеются вопросы. Не совсем понятно, удалось ли флоту побороть пресловутый «торпедный кризис» и заменить старые торпеды УСЭТ-80 на что-то более совершенное. По некоторым данным, процесс идет. В разное время СМИ говорили про оснащение российских субмарин торпедами «Физик» и «Футляр». Первая должна развивать скорость 50 узлов и поражать цели на дальности 50 километров. Для сравнения: показатель дальности УСЭТ-80 — 18 километров, что существенно меньше, чем у современных западных аналогов.
Еще более любопытен вопрос вооружения «Ясеней» гиперзвуковой ракетой «Циркон», о чем в последнее время говорят очень часто. По некоторым данным, ракета сможет развивать скорость до 8 Махов, а ее дальность будет составлять 400-600 километров.
Фрегат проекта 22350
Характеристики:
Изготовитель: «Северная верфь».
Водоизмещение (полное): 5400 тонн.
Длина: 135 метров.
Ширина: 16,4 метра.
Экипаж: 180-210 человек.
Вооружение: до шестнадцати ракет «Оникс» и «Калибр», 130-миллиметровое орудие А-192М, зенитная артиллерия, зенитные ракеты, противолодочное вооружение и минно-торпедное вооружение.
Авиагруппа: один вертолет Ка-27.
Еще одним важным событием стала закладка двух фрегатов проекта 22350: «Адмирала Юмашева» и «Адмирала Спиридонова». Они будут, соответственно, седьмым и восьмым кораблем проекта 22350.
Речь идет об одной из ключевых программ современного российского судостроения. Она серьезно «буксует»: напомним, головной корабль «Адмирал флота Советского Союза Горшков» заложили еще в 2006-м, а в строй ввели только в 2018-м. Помимо него, флоту передали первый серийный корабль — «Адмирал флота Касатонов». Третий корабль, «Адмирал Головко», в настоящий момент проходит испытания.
Стоит сказать, что ранее появились сведения о модернизации фрегата проекта 22350. Водоизмещение корабля проекта 22350М намерены увеличить до 7000 тонн, а боекомплект ракет «Оникс» и «Калибр» — до 48 единиц. Предполагается также, что фрегаты проекта 22350 и модернизированные корабли смогут нести гиперзвуковые «Цирконы». Несомненное, гиперзвуковое оружие способно резко повысить боевой потенциал российских надводных кораблей, однако для того, чтобы они превратились в грозную по-настоящему силу, понадобится авиационное прикрытие. А с этим дела обстоят явно неважно.
Впрочем, стоит повториться, закладка сразу шести мощных современных кораблей — новая веха в истории российского флота. Их ввод в строй существенно укрепит потенциал ВМФ.
Информация