Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234

В 1943 году четырехосный полноприводный бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 был заменен новой машиной, имеющей аналогичную колесную формулу — Sd.Kfz. 234. Один из бронеавтомобилей данного семейства - Sd.Kfz.234/2 Puma – стал самым известным немецким тяжелым бронеавтомобилем Второй мировой войны и самой лучшей бронемашиной данного периода.

В 1940 г. командованием вермахта были разработаны требования к новым четырехосным полноприводным бронеавтомобилям на базе бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad). Новые машины должны были иметь кузов типа «монокок» (то есть цельносварной, кузов Sd.Kfz.231 крепился к раме) и более мощный двигатель, лучше приспособленный к условиям жаркого климата. Фирмы Buessing-NAG, «Фридрих Шихау» и «Даймлер-Бенц» (руководство осуществляла Buessing-NAG) в соответствии с этим заданием приступила к проектированию. Первые два прототипа изготовили к ноябрю 1941 года, a 8 июня следующего года начались испытания усовершенствованного образца бронеавтомобиля. Шасси новой машины было присвоено обозначение ARK.

Новая серия машин получила обозначение schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.234 (тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz 234). От Sd.Kfz.231 (8-Rad) данные машины отличались обтекаемыми формами и низким силуэтом, имели увеличенные запас топлива и толщину брони, а также более мощные двигатели с улучшенными характеристиками. Первоначально планировалось, что ежемесячный выпуск составит 5 машин с постепенным увеличением до 30 единиц. В июне 1943 года было заказано 80 машин и 120 двигателей. Заказ еще на 300 бронеавтомобилей поступил во второй половине 1943 года. Всего в период с сентября 1943 года по март 1945 года было выпущено 478 тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz 234 различных модификаций.


Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234


Несмотря на свое внешнее сходство со своим предшественником бронеавтомобиль Sd.Kfz. 234 являлся новой машиной и имел существенные конструктивные отличия. Главное отличие заключалось в применении самонесущего корпуса вместо опорной рамы как в Sd.Kfz.231. Все восемь колес автомобиля приводные управляемые. При этом подвеска частично независимая, каждое из колес с корпусом было связано простыми коромыслами. Вертикальный ход коромысел амортизировался установленной внутри корпуса полиэлиптичной рессорой. Каждое колесо оснащалось пневматическим тормозом. На бронеавтомобиле Sd.Kfz.234 установи колеса большего диаметра с шинами низкого давления и самозатягивающейся резиной.

На машинах данной серии, как и на предшественнике, устанавливались дизельные двигатели «Tatra» с воздушным охлаждением. Это объяснялось тем, что данные тяжелые бронемашины предполагалось использовать на североафриканском театре боевых действий. По этой же причине значительно увеличили запас хода и установили мощные пылевые фильтры. Высокоэкономный V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель Tatra 103 развивал при 2250 об/мин мощность 210 л.с. Скорость движения по шоссе машина могла составлять 80 км/ч при запасе хода 900 км. Подвеска и мощный двигатель позволяли на пересеченной местности преодолевать рвы шириной 1,35 метра, стенки высотой 50 см, а также форсировать без предварительной подготовки брод до 1,2 метра.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234


Двигатель Tatra 103 был установлен в задней части бронеавтомобиля. Передача на трехскоростную коробку передач осуществлялась при помощи сухого фрикциона. Благодаря использованию дифференциала Sd.Kfz.234 могла двигаться с одинаковой скоростью вперед и назад, и переключаться в режим движения по полю. В машинах данной серии для повышения живучести, как и бронеавтомобили Sd.Kfz.231, имелось два поста управления (для управления машиной в состав экипажа входил второй водитель).

Корпус Sd.Kfz.234 формировался из плоских бронеплит, устанавливаемых под рациональными углами наклона к вероятному направлению обстрела. Толщина брони составляла: лоб – 30 мм; корма и борт – от 8 до 10 мм, башня — до 30 мм. Лобовая броня обеспечивала защиту от противотанковых ружей и 20-миллиметровой противотанковой артиллерии. Кроме того для повышения бронезащиты впереди корпуса устанавливалась дополнительная 8-мм бронеплита.

Внутреннее пространство тяжелого бронетранспортера Sd.Kfz.234 разделялось на два отсека - двигатель находился в заднем, а передний отсек представлял собой боевой отделение с вращающейся башней. Для наблюдения за дорогой у переднего водителя имелось единственное наблюдательное отверстие, закрываемое в боевых условиях бронированным люком с отверстием малой ширины. Подобные же отверстия были выполнены в боковых стенках корпуса. У заднего водителя кроме наблюдательного отверстия перед ним в левой стенке корпуса имелось дополнительное отверстие. Перед креслом переднего водителя справа размещался эвакуационный люк.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234


На высоте кресла второго водителя с обеих сторон корпуса размещались выходные люки, закрываемые кромальерами, которые размещались в верхней части люков.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz 234 выпускался в четырех модификациях отличающихся главным образом башней и используемым вооружением:

Sd.Kfz.234/1 — разведывательная бронемашина, вооруженная пулеметом MG 34 и 20-миллиметровой пушкой KwK20 или KwK38. Вооружение устанавливалось во вращающейся шестигранной открытой сверху башне, унифицированной с двухосными легкими бронемашинами Horch Sd.Kfz.222. Верх башни, как правило, прикрывался проволочной сеткой, которая защищала от попадания ручных гранат. Впоследствии пушку заменили 20-миллиметровой авиационной пушкой MG 151/20 имеющую большую скорострельность. Данная пушка была приспособлена для ведения огня по воздушным целям (при поднятии на специальном станке). Масса Sd.Kfz.234/1 - 11500 кг. Габаритные размеры: длина - 6000 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2100 мм. Экипаж – 4 человека. В качестве радиостанции устанавливалась FuSprGer A или FuGer 12 SE. Было построено 200 единиц.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234


Sd.Kfz.234/2 «Пума» — самый знаменитый немецкий тяжелый бронеавтомобиль периода Второй Мировой войны. Признание к данной машине пришло благодаря удачному сочетанию значительной огневой мощи, живучести и подвижности. На данной модификации была установлена бронированная (впереди – 30 мм, и с боков и тыла – 14,5 мм) башня компании Daimler-Benz, первоначально предназначавшаяся для танка VK 1602 Leopard. В башне была установлена 50-миллиметровая пушка KwK39/1 длиной 60 калибров, первоначально предполагавшаяся к установке на разведывательном легком танке PzKpfw II «Leopard». Поскольку башня Sd.Kfz.234/2 имела меньший размер на пушке установили дульный тормоз, уменьшающий откат орудия. Справа от пушки был смонтирован пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Угол обстрела пушки составлял 360 градусов по горизонтали, и -10 .. +20 градусов по вертикали. Боекомплект пушки - 55 снарядов (28 осколочных и 27 противотанковых), пулемета – 1950 патронов. Подкалиберный снаряд данной пушки весом 1,09 кг на дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 44 мм (бронепробиваемость на 100 метрах увеличивалась до 89 миллиметров). С обоих боков башни было смонтировано по три гранатомета выстреливающих дымовыми шашками. В обоих люках башни имелись перископы кругового обзора. На этих машинах в качестве радиостанции устанавливалась FuSprGer A или FuGer 12 SE. Машины оборудовались двумя антеннами – "метелкой" в гнезде, размещенной за башней в левой части корпуса и штыревой длиной 2 метра в задней части башни. Масса - 11740 кг. Габаритные размеры: длина - 6800 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2280 мм. Экипаж – 4 человека. Выпущена 101 бронемашина Sd.Kfz.234/2 «Puma».

Sd.Kfz.234/3 — самоходная установка, созданная на базе «234/1» и призванная заменить SdKfz 233. Основное вооружение самоходной установки Sd.Kfz.234/3 – пушка KwK 51 калибра 75 мм с длиной ствола 24 калибра. Как и в Sd.Kfz.233 (8 Rad) орудие устанавливалось в открытой сверху низкопрофильной рубке за штатным бронещитком. Сектор горизонтального обстрела составлял 24 градуса. Впоследствии эту гаубицу в войсковых ремонтных депо, в связи с неспособностью бороться с танками противника, стали заменять противотанковой пушкой РаК 40 калибра 75 мм. Боекомплект 50 выстрелов. Довольно часто пушка дополнялось пулеметом на шкворне. Масса - 11500 кг. Габаритные размеры: длина - 6000 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2100 мм. Радиостанция – FuSprGer A. Экипаж – 4 человека. До 1945 года было произведено 88 единиц.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234


Sd.Kfz. 234/4 — самоходная установка вооруженная противотанковой пушкой РаК 40 калибра 75 мм установленной в открытом боевом отделении. Боекомплект состоял из 12 выстрелов. Масса, габаритные размеры и количество членов экипажа такие же, как и у Sd.Kfz.234/3. Было произведено 89 машин.

Немецкие полноприводные четырехосные бронеавтомобили, созданные в период Второй мировой войны, опередили значительно свое время. Правда, при сравнительно большой боевой массе (для своего класса), мощном артиллерийском вооружении и удобном расположении экипажа, данные машины обладали такими недостатками, как сравнительно большая высота и сложная конструкция шасси. Использованный в них движитель был революционной новинкой для того времени, когда и полноприводные двухосные бронеавтомобили были довольно редким явлением.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234


Подготовлено по материалам:
http://voenoboz.ru/
http://www.e-reading-lib.org/
http://www.thetankmaster.com/
http://tankimira.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. omsbon 21 января 2013 11:13
    Помните кадры немецкой кинохроники, как колона фашисткой техники завязла в грязи по борта ? Туда и эти вражеские броневики!
  2. biglow 21 января 2013 11:16
    два водителя это весьма оригинально,хотя насколько такое решение усложняет всю механику.Любят гансы все усложнять до самых невероятных решений,а потом ломать голову как это исправить
    biglow
    1. borisst64 21 января 2013 16:02
      Цитата: biglow
      два водителя это весьма оригинально

      Не удивился бы если оказалось, что были помощники водителя для поворота направо и налево.
      borisst64
    2. Лопатов 22 января 2013 00:10
      Это не "гансов" решение, а австрияков.

      http://www.tank2.ru/country/germany/broneavtogerm/ADGZ
  3. AK-47 21 января 2013 12:28
    У заднего водителя кроме...

    Цитата: biglow
    Любят гансы все усложнять до самых невероятных решений...

    Это сделано для того, что - бы не подставлять на поле боя слабозащищенный борт машины при маневрировании или отступлении.
    AK-47
  4. gizz 21 января 2013 16:18
    Второй (задний) пост управления и у некоторых наших броневиков был.
  5. 77bor1973 22 января 2013 08:57
    У немцев и после войны о таких машинах не забывали.
    77bor1973
    1. Dikremnij 25 января 2013 11:36
      Да, у этой БРМ Лукс 2 водителя, причем задний - водитель-радист, а машина двигается и вперед и назад с одинаковой скоростью, так что 2 мехвода для разведывательных машин довольно-таки интересное решение.
      Dikremnij

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня