Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск

Накануне Второй Мировой войны Советская страна располагала самыми мощными в мире бронетанковыми силами. Под стать им были и возможности отечественной промышленности, доказавшей способность к выполнению самых грандиозных планов и успевшей дать армии десятки тысяч машин. Танковая мощь, насчитывающая в несколько раз больше единиц бронетехники, чем все остальные армии мира, вместе взятые, была сведена в крупные ударные соединения - корпуса и дивизии, была разработана тактика их применения и получен известный боевой опыт. Все они просуществовали недолго, сгорев в пламени боев первых месяцев Великой Отечественной войны, но оставили заметный след в ее истории. В данной работе делается попытка рассмотреть короткую историю механизированных корпусов 1940-1941 гг. формирования, их структуру и опыт боевого применения, прослежены судьбы входивших в них танковых и моторизованных дивизий, на основе архивных материалов, боевых донесений, сводных отчетов, формуляров частей и соединений, свидетельств очевидцев и участников боев.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Танкетки T-27 на первомайском параде 1934 г. на Красной площади. Хорошо видны приоткрытые бронеколпаки


Первые танки появились в Красной армии в годы гражданской войны. Это были трофейные машины, захваченные в боях и использовавшиеся затем против бывших владельцев. Впервые в бою они были применены в ходе советско-польской войны 4 июля 1920 г., когда в районе Полоцка наступление 33 СД поддержали 3 танка “Рикардо” (такое наименование получили в РККА английские Мk.V) 2-го автобронетанкового отряда. К концу 1920 г. в составе Красной армии насчитывалось уже 55 автомобильных и 10 автотанковых отрядов, имевших на вооружении английские Mk.V, французские Renault FT.17 и бронеавтомобили. В мае 1921 г. приказом РВС было создано Управление начальника бронесил РККА, которому также были подчинены бронепоезда, количество которых было в пределах 105-120 единиц. Всего Броневые Силы республики имели около 29 тысяч личного состава в 208 отрядах. В ходе послевоенного перехода на штаты мирного времени летом 1923 г. Броневые Силы были расформированы. Отряды бронеавтомобилей передали в кавалерию, а танки и бронепоезда в пехоту и артиллерию, соответственно.


В том же году все автотанковые отряды сведены в Отдельную эскадру танков (само название говорит о том, что многие военные специалисты видели большое сходство между танками и боевыми кораблями и способами их применения). В 1924 г. эскадра была переведена на полковую систему. Танковый полк имел в своем составе 2 танковых батальона (линейный и учебный) и подразделения обслуживания, всего 356 человек, 18 танков. В последующие годы было развернуто еще несколько танковых полков трехбатальонного состава. Начался период поиска наиболее эффективных организационных форм танковых сил, который затянулся на 20 лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. Да и в ходе войны и после нее организационная структура бронетанковых войск еще неоднократно претерпевала многочисленные изменения.

Развитие автобронетанковых войск тормозило отсутствие собственных образцов бронетанковой техники. Так, к 1927 г. танковый парк РККА был представлен всего 90 машинами трофейных марок “Рикардо”, “Тейлор” и “Рено”.

Но трофейные машины уже порядком износились, а так как новых поступлений из-за границы не было, встал вопрос о создании собственных образцов бронетанковой техники. С этой целью в апреле 1924 г. создается Военно-техническое управление (ВТУ) РККА. 22 ноября 1929 г. ВТУ преобразовано в Управление Механизации и Моторизации Армии (УММА). Возглавил его командарм 2-го ранга (с 1935 г.) И.А.Халепский. Позже его должность стала называться - начальник Автобронетанкового Управления (АБТУ) РККА. Это Управление сделало очень много для создания танковых войск СССР, хотя судьба самого Халепского была печальной - в 1937 г. он был арестован, а в 1938 г. расстрелян.

Еще в 1927 г. под руководством начальника Генштаба РККА М.Н.Тухачевского был разработан 5-летний план развития вооруженных сил до 1932 г., но, как ни странно, первоначально танки в нем не упоминались. Впрочем, тогда еще было не ясно, какими им быть и насколько скоро промышленность освоит их производство. Ошибку исправили, и в окончательном варианте плана намечалось в течение пятилетки выпустить 1075 танков.

18 июля 1928 г. Реввоенсовет принял за основу "Систему танко-, тракторо-, авто-, броневооружения РККА", составленную под руководством заместителя начальника Генштаба В.К.Триандафилова, известного как убежденного сторонника “броневого дела”. Она действовала до конца 30-х годов в нескольких последовательных редакциях на каждую пятилетку.

30 июля 1928 г. Совнарком утвердил первый пятилетний план развития и реконструкции Вооруженных Сил СССР на 1928-32 гг. Согласно ему, к концу пятилетки, помимо выпуска 1075 танков, необходимо было сформировать дополнительно 3 новых танковых полка. В июле 1929 г. этот план был пересмотрен в сторону увеличения - к концу пятилетки в Красной Армии должно было быть 5,5 тысяч танков. В действительности за 1929-1933 гг. промышленность выдала 7,5 тысяч танков.

К 1932 г. Реввоенсовет уже предусматривал иметь в составе бронетанковых войск: 3 механизированные бригады (МБР), 30 смешанных танковых батальонов (32 легких и 34 средних танка в каждом), 4 тяжелых танковых батальона (35 танков в каждом) Резерва Главного Командования (РГК) и 13 механизированных полков в кавалерии.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Пулеметные двухбашенные Т-26, известные как танки образца 1931 г. На вооружение РККА они были приняты приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 г.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Двухбашенные Т-26 с частично сварными башнями. Выпускавшиеся ленинградским заводом "Большевик" Т-26 в первую очередь поступили в части ЛенВО.


Появление в больших количествах собственных образцов бронетехники позволило приступить к созданию новых организационных структур танковых войск. 17 июня 1929 г. Реввоенсовет по предложению В.К.Триандафилова принимает постановление, в котором говорилось: “Принимая во внимание, что новый род оружия, каким являются броне силы, недостаточно изучен как в смысле тактического его применения (для самостоятельного и совместно с пехотой и конницей), так и в смысле наиболее выгодных организационных форм, признать необходимым организовать в 1929-1930 гг. постоянную опытную механизированную часть.” Через месяц документ был утвержден ЦК ВКП(б), причем помимо прочего оговаривалась и минимальная программа выпуска 3,5 тысяч танков в годы первой пятилетки.

Во исполнение постановления в 1929 г. был сформирован опытный механизированный полк, состоявший из батальона танков МС-1, автобронедивизиона БА-27, мотострелкового батальона и авиаотряда. В этом же году полк принял участие в учениях Белорусского военного округа (БелВО).

В мае 1930 г. полк развертывается в 1-ю механизированную бригаду, в дальнейшем получившую имя К.Б.Калиновского - первого командира бригады. Её первоначальный состав - танковый полк (двухбатальонного состава), моторизованный полк пехоты, разведывательный батальон, артиллерийский дивизион и специализированные подразделения. На вооружении бригада имела 60 МС-1, 32 танкетки, 17 БА-27, 264 автомашины, 12 тракторов. В 1931 г. организационно-штатная структура была усилена. Теперь 1-я МБР включала в свой состав:

1) ударную группу - танковый полк, состоявший из двух танковых батальонов и двух дивизионов самоходной артиллерии (из-за отсутствия САУ оснащены буксируемыми 76-мм пушками на автотяге);

2) разведывательную группу - батальон танкеток, автоброневой дивизион, автопулеметный батальон и артиллерийский дивизион;

3) артиллерийскую группу - 3 дивизиона 76-мм пушек и 122-мм гаубиц, дивизион ПВО;

4) батальон пехоты на автомашинах.

Численность личного состава составляла 4700 человек, вооружение: 119 танков, 100 танкеток, 15 бронеавтомобилей, 63 самоходные зенитно-пулеметные установки, 32 76-мм пушки, 16 122-мм гаубицы, 12 76-мм и 32 37-мм зенитных орудия, 270 автомашин, 100 тракторов.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Батальон Т-26 на полевых учениях. Ближний танк образца 1932 г. с пушечно-пулеметным вооружением, отличающийся установкой 37-мм орудия в правой башне. Хорошо видна клепаная конструкция башен и устройство смотровых щелей.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Двухбашенный Т-26 образца 1931 г. преодолевает брод. Белые полосы на башнях служили для быстрого определения принадлежности танка и означали машину второй роты. Такие же прерывистые полосы красного цвета наносились на танки первой роты, черные -третьей роты.


В это же время (1932 г.) были сформированы 4 танковых полка трехбатальонного состава: 1-й в Смоленске, 2-й - в Ленинграде, 3-й - в МВО, 4-й - в Харькове, 3 отдельных территориальных танковых батальона. В кавалерийских соединениях было создано 2 механизированных полка, 2 механизированных дивизиона и 3 механизированных эскадрона. Однако все это было только началом. В духе тогдашнего подъема предусматривались гораздо более масштабные меры.

1 августа 1931 г. Совет Труда и Обороны СССР принял “Большую танковую программу”, в которой говорилось, что достижения в области танкостроения (рост производства танков - 170 ед. в 1930 г., появление новых образцов БТТ) создали прочные предпосылки к коренному изменению общей оперативно-тактической доктрины по применению танков и потребовали решительных организационных изменений автобронетанковых войск в сторону создания высших механизированных соединений, способных самостоятельно решать задачи как на поле сражения, так и на всей оперативной глубине современного боевого фронта. Новая быстроходная материальная часть создала предпосылки к разработке теории глубокого боя и операций.” Планы были под стать названию: в первый же год предполагалось дать армии 10 тысяч машин. Этим же постановлением была создана комиссия для разработки организации автобронетанковых войск (АБТВ), которая на совещании 9 марта 1933 г. рекомендовала иметь в РККА механизированные корпуса, состоящие из мехбригад, танковые бригады РГК, механизированные полки в кавалерии, танковые батальоны в стрелковых дивизиях.

Наряду с изменениями оргштатной структуры АБТВ менялись и взгляды на применение танков. В 20-е годы основным принципом боевого применения танков считалось их тесное взаимодействие с пехотой. Вместе с тем, уже во “Временной инструкции по боевому применению танков” 1928 г., предусматривалось использование танков и в качестве так называемой свободно маневрирующей группы передового эшелона, действующего вне огневой и зрительной связи с пехотой. Это положение было включено в Полевой устав РККА в 1929 г.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Двухбашенные Т-26 11 -го мехкорпуса на площади Урицкого в Ленинграде во время празднования 14-й годовщины Октябрьской революции.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Демонстрация одного из первых Т-26 в Наро-Фоминске.


В конце 20-х годов благодаря трудам В.К.Триандафилова и главного инспектора танковых войск (1-й замначальника УММА) К.Б.Калиновского была сформулирована “Теория наступления современных армий в современной войне” (более известна как “Теория глубокого боя и операций”), суть которой выражалась решением двух задач:

1. Взлом фронта противника одновременным ударом на всю его тактическую глубину.

2. Немедленный ввод в прорыв механизированных войск, которые во взаимодействии с авиацией должны наступать на всю глубину оперативной обороны противника до поражения всей его группировки.

Вместе с тем эта военная доктрина, при всей ее прогрессивности, была очевидным отражением царивших тогда настроений и “пролетарской стратегии сокрушения”, провозглашенной Сталиным и Ворошиловым, не предполагая другой картины событий, что и сыграло трагическую роль спустя десятилетие.

Гибель Триандафилова и Калиновского в 1931 г. в авиакатастрофе прервала их плодотворную деятельность.

С начала 30-х годов начинается новый этап развития теории применения АБТВ. Эти проблемы обсуждались на страницах журналов “Механизация и моторизация РККА”, “Автобронетанковый журнал”, “Военная мысль” и других. Активное участие в дискуссии приняли С.Н.Аммосов, А.Е.Громыченко, П.Д.Гладков, А.А.Игнатьев, П.А.Ротмистров, И.П.Сухов и другие. Результатом ее стало создание официальной теории, закрепленной в наставлениях по боевому применению АБТВ 1932-1937 гг. и в Полевых уставах РККА 1936-1939 гг. Ими предусматривались три основные формы боевого применения танковых войск:

а) в тесном взаимодействии с пехотой или конницей в качестве групп их непосредственной поддержке (танковые группы НПП, НПК);

б) в тактическом взаимодействии со стрелковыми и кавалерийскими частями и соединениями в качестве групп их дальней поддержки (танковые группы ДПП);

в) в оперативном взаимодействии с крупными общевойсковыми объединениями (армия, фронт) в составе самостоятельных механизированных и танковых соединений.

Масштабные задачи требовали новых организационных структур. Крупным шагом стало появление качественно новых более мощных тактических соединений - механизированных корпусов, позволявших реализовать выдвинутые требования. 11 марта 1932 г. Реввоенсовет принял решение сформировать два мехкорпуса следующего состава:
- механизированная бригада на Т-26:
- 3 танковых батальона;
- стрелково-пулеметный батальон (СПБ);
- артиллерийский дивизион;
- саперный батальон;
- зенитно-пулеметная рота.
- механизированная бригада на БТ (состав тот же);
- стрелково-пулеметная бригада (СПБР);
- разведывательный батальон;
- саперный батальон;
- огнеметный батальон;
- зенитно-артиллерийский дивизион;
- техническая база;
- рота регулирования движения;
- авиаотряд.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Пулеметно-пушечный Т-26 на занятиях по вождению.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Практические занятия по вождению танков на тренажерах проводят старший лейтенант Г.В.Лей (в центре) и Н.С.Громов. Май 1937 г.


В апреле 1932 г. Комиссия Обороны при СНК СССР по докладу Реввоенсовета приняла постановление по формированию мехкорпусов. Первый механизированный корпус был развернут в ЛенВО на базе 11-й Краснознаменной Ленинградской стрелковой дивизии (СД) осенью 1932 г. В состав 11-го МК вошли 31, 32 МБР и 33-я СПБР. Одновременно в Украинском ВО на базе 45-й Краснознаменной Волынской СД началось формирование 45-го МК (133, 134 МБР, 135 СПБР).

В том же, 1932 г. началось формирование пяти отдельных МБР - 2-й - в Украинском ВО; 3, 4, 5-й - в БелВО; 6-й - в ОКДВА; двух танковых полков, четырех механизированных дивизионов кавалерии, 15 танковых и 65 танкетных батальона для стрелковых дивизий.

Из-за обострения обстановки на Дальнем Востоке 11-й мехкорпус, вернее одна 32-я МБР (31-я МБР и 33-я СПБР остались в ЛенВО), был переброшен на советско-монгольскую границу в Забайкалье, где в его состав вошла 20-я МБР, сформированная в 1933 г. в МВО и переведена затем в район Кяхты - ставший местом дислокации всего 11-го МК.

К 1 января 1934 г. в РККА имелось 2 мехкорпуса, 6 мехбригад, 6 танковых полков, 23 танковых батальона и 37 отдельных танковых рот стрелковых дивизий, 14 мехполков и 5 мехдивизионов в кавалерии. Укомплектованность их всех была на уровне 47% от штатной.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Экипаж занимается обслуживанием Т-26. Несмотря на всю картинность снимка, напоминающего соцреалистические скульптуры, ремонт ведется отнюдь не бутафорским инструментом -большинство работ на матчасти требовало использования пудовых ломов и кувалд. Лето 1934 г.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Т-26 на учениях преодолевает перелесок. Танк принадлежит 1 -й роте 1 -го батальона. Лето 1936 г.


В 1933 г. был принят план развития РККА на 2-ю пятилетку, который предусматривал иметь к 1 января 1938 г. 25 механизированных и танковых бригад (переформировывались из танковых полков). Поэтому в 1934 г. было сформировано еще два мехкорпуса - 7-й в ЛенВО на базе 31-й МБР и 32 СПБР, 5-й МК в МВО был переформирован из 1-й МБР, с оставлением имени К.Б.Калиновского. В следующем, 1935 г., мехкорпуса были переведены на новые штаты, поскольку опыт показал, что они малоподвижны и плохо управляемы из-за недостатка средств связи. Низкая надежность матчасти и плохая обученность личного состава приводили к выходу из строя большого количества танков на марше. Было сокращено число корпусных частей, а функции снабжения и техобеспечения передавались в бригады, что было весьма существенным для сопровождения деятельности и покрытия всех потребностей эксплуатации боевых частей.

Для повышения подвижности танки Т-26 в корпусах с февраля 1935 г. были заменены более быстроходными колесно-гусеничными БТ. Теперь мехкорпус состоял из управления, двух МБР, СПБР, отдельного танкового батальона (разведывательного) и батальона связи. По штату он должен был иметь 8965 человек личного состава, 348 танков БТ, 63 Т-37, 52 химических танка (так тогда именовались огнеметные танки) ОТ-26. Всего 463 танка, 20 орудий, 1444 автомашины. Эти меры позволили повысить мобильность мехкорпусов, но проблем управления частями не решили.

Отдельные мехбригады стали иметь в своем составе:
- три танковых батальона;
- стрелково-пулеметный батальон;
- батальон боевого обеспечения;
- ремонтно-восстановительный батальон;
- автотранспортную роту;
- роту связи;
- разведывательную роту.

По штату в бригаде имелось 2745 человек, 145 Т-26, 56 артиллерийских и химических танков, 28 БА, 482 автомашины и 39 тракторов.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Без участия танков - воплощения мощи и силы Красной Армии - в 30-е гг. не обходился ни один праздник, от революционных торжеств до чествования передовиков. На фото - батальон Т-26 ЛенВО перед Зимним дворцом 7 ноября 1933 г.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Двухбашенный Т-26 преодолевает заграждение из бревенчатых надолбов. Май 1932 г.


К 1936 г. АБТВ выросли качественно и количественно - и если в 1927 г. в их составе имелось 90 танков и 1050 автомобилей, то в 1935 г. было уже более 8 тысяч танков и 35 тысяч автомашин.

В 1936 г. танковый парк АБТВ РККА состоял из следующих машин:
- разведывательный плавающий танк Т-37 - основной танк службы обеспечения всех мехсоединений и средство боевой разведки пехоты;
- общевойсковой танк Т-26 - основной танк количественного усиления РГК и танк общевойсковых соединений;
- оперативный танк БТ - танк самостоятельных мехсоединений;
- Т-28 - танк качественного усиления РГК, предназначенный для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос;
- Т-35 - танк качественного усиления РГК при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных полос;
- химические танки;*
- саперные танки;
- танки управления и телетанки с радиоуправлением.
* Так тогда именовались огнеметные машины и танки, предназначенные для ведения химической войны с заражением местности ОВ и её дегазации.

Большой вред развитию автобронетанковых войск принесли сталинские репрессии, нанесшие огромный урон командным и техническим кадрам. Были арестованы и расстреляны: командир 45-го МК комдив А.Н.Борисенко, командир 11-го МК комдив Я.Л.Давидовский, командир 8-й МБР комдив Д.А.Шмидт, командир МБР Уральского ВО комдив М.М.Бакши, начальник АБТВ ОКДВА комдив С.И.Деревцов, первый начальник АБТУ РККА И.А.Халепский, сменивший его на этом посту комдив Г.Г.Бокис и многие, многие другие.

В 1937 г. был принят 3-й пятилетний план развития и реконструкции РККА на 1938-42 гг. Им предусматривалось:

1) сохранение имеющегося числа танковых соединений - 4 корпуса, 21 танковая бригада, а также три отдельные МББР на бронемашинах (сформированные в 1937 г. в Забайкальском ВО для действий в условиях пустынно-степной местности, затем передислоцированные в Монголию, в каждой имелось по 80 БА. Базировались (1939 г.) 7-я МББР - Дзамин-Уде, 8-я - Баин-Тумен, 9-я - Ундурхан).

2) создание вместо учебных бригад - одиннадцати учебных танковых полков.

3) переход на усиленные танковые взводы с пятью машинами вместо прежних трех.

4) установить штатную численность танков на уровне: легкотанковая бригада - 278 танков БТ, танковая бригада - 267 Т-26, тяжелотанковая бригада - 183 (136 Т-28, 37 БТ, 10 химических), бригада Т-35 - 148 (94 Т-35, 44 БТ и 10 химических), танковый полк - от 190 до 267 танков.

5) ввести в состав каждой стрелковой дивизии танковый батальон двух ротного состава (Т-26 и Т-38), а в кавалерийскую дивизию - танковый полк.

6) устранить деление названий на механизированные и танковые части, сохранив одно название - танковые.

7) легкотанковые бригады (в том числе и в составе танковых корпусов) перевести на новую организацию:
- 4 танковых батальона по 54 линейных и 6 артиллерийских танков в каждом;
- разведывательный;
- мотострелковый батальоны;
- подразделения обеспечения.

В 1938 г. все мехкорпуса, бригады, полки были переименованы в танковые со сменой нумерации - к примеру, 32-я МБР ЗабВО превратилась в 11-ю ТБР. К началу 1939 г. в РККА имелось 4 танковых корпуса (ТК) - 10-й - в ЛенВО, 15-й - в ЗапВО, 20-й - в ЗабВО, 25-й - в КВО. По штату корпус имел 560 танков и 12710 человек личного состава.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Пулеметный Т-26 образца 1931 г. с одной башней на учениях БелВО 1936 г.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Т-26 нарофоминской бригады во время летних учений 1936 г.


В августе 1938 г. танкистам ОКДВА пришлось вступить в бой. Во время конфликта в районе озера Хасан, в боях с японцами участвовала 2-я МБР (сформирована в апреле 1932 г. в Киеве, в 1934 г. переброшена на Дальний Восток, в октябре 1938 г. преобразована в 42-ю ЛТБР).

Летом 1939 г. в конфликте на реке Халхин-Гол приняли участие 6-я и 11-я танковые бригады ЗабВО в составе 1-й армейской группы. Они сыграли главную роль в окружении и разгроме 6-й японской армии, показав высокие боевые качества. Были и потери - так 11-я ТБР потеряла в боях 186 танков, из них 84 - безвозвратно. За эти бои 11-я ТБР была награждена орденом Ленина и ей присвоили имя комбрига Яковлева, погибшего в бою. 6-я ТБР стала Краснознаменной.

Боевые действия 1938-1939 гг. показали недостатки в организации войск. 8-22 августа 1939 г. эти вопросы обсуждала специальная комиссия под председательством заместителя НКО Г.И.Кулика. В нее входили - С.М.Буденный, Б.М.Шапошников, Е.А.Щаденко, С.К.Тимошенко, М.П.Ковалев, К.А.Мерецков и другие. Она решила:

“1. Танковый корпус оставить, исключив из его состава стрелково-пулеметную бригаду. Исключить стрелково-пулеметный батальон из состава танковой бригады.

2. В наступлении при развитии прорыва танковый корпус должен работать на пехоту и кавалерию. В этих условиях, танковые бригады действуют в тесной связи с пехотой и артиллерией. Танковый корпус иногда может действовать и самостоятельно, когда противник расстроен и не способен к обороне.”

Было рекомендовано использовать для самостоятельных действий танковые бригады, вооруженные танками БТ, а для усиления стрелковых войск - бригады танков Т-26 и Т-28. Нетрудно заметить в этом усиление в руководстве РККА роли “кавалеристов” сталинского окружения, пришедших на смену выбитым командным кадрам. Как бы то ни было, вскоре следующая военная компания позволила проверить возможности танковых войск почти в полном соответствии с первоначальным назначением и едва ли не в полигонных условиях.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Вручение ордена Красного Знамени Броневым Курсам усовершенствования комсостава. Ленинград, 1934 г.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Т-26 образца 1933 г. стал самым массовым вариантом танка, выпущенным в количестве 6065 штук, в том числе 3938, оборудованных радиостанцией 71 -ТК-1 с поручневой антенной. На остальных танках средством связи оставались сигнальные флажки.


В сентябре 1939 г. в походе на Западную Украину и Западную Белоруссию участвовали: в составе Белорусского фронта - 15-й танковый корпус (2-я, 27-я ЛТБР, 20-я МСБР) под командованием комдива М.П.Петрова, 6-я легкотанковая бригада п-ка Болотникова и другие части; в составе Украинского фронта - 25-й танковый корпус (4-я, 5-я ЛТБР, 1-я МСПБР) п-ка И.О.Яркина, 23-я, 24-я, 26-я легкотанковые бригады.

Поход показал, что командиры корпусов с большим трудом руководили действиями танковых бригад, а их подвижность оставляла желать большего. Особенно это касалось соединения п-ка И.О.Яркина, танкисты которого отставали даже от пехоты и кавалерии, из-за нераспорядительности командования оказывались в их тылах, а порой скоплением своих машин забивали дороги преграждали путь другим частям. Очевидной была необходимость “разгрузки” громоздких объединений и переход на более “управляемые” и подвижные в оперативном отношении формы. На основании этого Главный военный совет 21 ноября 1939 г. признал необходимым расформировать управления танковых корпусов и стрелково-пулеметные бригады. Вместо корпусов была введена более гибкая структура - моторизированная дивизия (очевидное влияние опыта германского “союзника” по польской компании - соединения вермахта быстро доказали свою эффективность). В 1940 г. планировалось сформировать 8 таких дивизий, а в 1941 г. - следующие 7, которые предполагалось использовать для развития успеха общевойсковой армии или в составе конно-механизированной группы (фронтовая подвижная группа). Управления танковых корпусов и корпусные части расформировывались к 15 января 1940 г. Вместе с тем сохранялись танковые бригады. Еще 22 августа 1939 г. НКО К.Е.Ворошилов направил доклад Сталину, в котором предложил сформировать 16 танковых бригад, оснащенных танками БТ, 16 ТБР Т-26 РГК по 238 танков в каждой, 3 ТБР Т-28 РГК по 117 Т-28 и 39 БТ, 1 ТБР Т-35 РГК из 32 Т-35 и 85 Т-28. Эти предложения были утверждены и в качестве основной единицы автобронетанковых войск принята танковая бригада. Количество танков по штату позднее было изменено - в легкотанковой бригаде - 258 машин, в тяжелых - 156. К маю 1940 г. было развернуто 39 танковых бригад и 4 моторизированные дивизии - 1, 15, 81, 109-я.

Зимой 1939-1940 гг. танкистам выпало еще одно испытание - советско-финляндская война, где им пришлось действовать в самых неподходящих для танков условиях. Начало войны прервало начатое реформирование и ликвидацию корпусов. На Карельском перешейке вели боевые действия 10-й танковый корпус (1, 13 ЛТБР, 15 СПБР), 34-я ЛТБР, 20-я танковая бригада и другие соединения. 20-я бригада в сентябре 1939 г. была переброшена из Слуцка в ЛенВО и имела в своем составе 145 Т-28 и 20 БА-20, с 13.12.1939 г. в ней проходили испытания новые тяжелые танки - КВ, СМК и Т-100. Потери бригады в боях составили 96 Т-28.

Общие потери Красной Армии на Карельском перешейке в период с 30.11.1939 г. по 10.03.1940 г. составили 3178 танков.

К маю 1940 г. в РККА имелось 39 танковых бригад - 32 легкотанковые, 3 - оснащенные танками Т-28, одна (14-я тяжелая ТБР) - танков Т-35 и Т-28 и три, на вооружении которых имелись химические танки. В 20-ти кавалерийских дивизиях имелось по танковому полку (всего 64 батальона), а в стрелковых дивизиях - 98 отдельных танковых батальонов.

Но на этом преобразования не закончились. Наоборот, в 1940 г. началась новая кардинальная перестройка организационных форм АБТВ. В июне 1940 г. в НКО СССР был рассмотрен опыт применения танков на Халхин-Голе, боевых действий немецких танковых войск в Европе. Новое руководство НКО во главе с С.К.Тимошенко решило в кратчайшие сроки догнать и перегнать Вермахт по количеству и качеству бронетанковых войск. Основной ударной силой их должны были стать танковые дивизии, объединенные в мехкорпуса.

Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Т-26 на маневрах УкрВО летом 1935 г. Белый верх башен с красной звездой, введенный на этих учениях, означал принадлежность танков к одной из сторон.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Т-26 преодолевает пролом в кирпичной стене.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Танки, конница и артиллерия на площади Урицкого во время приема первомайского парада 1936 г. командующим ЛенВО. Построение рот соответствует принятому переходу на усиленные танковые взводы по пять машин вместо прежних трех.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
"Стахановский экипаж" бронеавтомобиля БА-6 2-й роты 2-го батальона 18-й туркестанской горной кавдивизии, награжденной орденом Красного Знамени. ТуркВО, 1936 г.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Осмотр Т-26 после марша. К началу войны нередко танкисты вместо амортизационных шлемов носили суконные буденовки.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Огнеметный танк ОТ-26. В "химических батальонах" мехкорпусов насчитывалось по 52 огнеметных танка, необходимых при прорыве вражеской обороны. К концу 1939 г. были сформированы и три отдельных бригады "химических танков" по 150 машин в каждой.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Два ближних танка БТ-5 на фото 1936 г. имеют сварные башни (первый - командирский с поручневой антенной радиостанции), следующие два -с клепаными башнями.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Военные атташе иностранных государств наблюдают за БТ-5 на киевских маневрах. 1935 г.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Чистка орудия БТ-7 после стрельб.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Танкисты красноградского лагеря им. Фрунзе ЛенВО встречают прибывших в гости челюскинцев. Лето 1934 г.


Железный кулак РККА. Создание автобронетанковых войск
Тягачи "Коминтерн" буксируют орудия на первомайском параде 1937 г.


Продолжение следует...

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. avt 19 марта 2013 09:59
    Фотографии хорошие good ,а вот статья ....ну такая главпуровская ,что ли request ,сразу обовсем и ни о чем конкретно .,, В данной работе делается попытка рассмотреть короткую историю механизированных корпусов 1940-1941 гг. формирования, их структуру и опыт боевого применения, прослежены судьбы входивших в них танковых и моторизованных дивизий, на основе архивных материалов, боевых донесений, сводных отчетов, формуляров частей и соединений, свидетельств очевидцев и участников боев. "----------Замах на рубль ,удар на копейку , вот так в одной статье и все рассмотреть ? request По моему не получилось ,не минусую , в общем на любителя .Не зацепила статья request .
    avt
    1. Смирнов Вадим 19 марта 2013 10:10
      Это первая часть.

      Продолжение следует...
      1. avt 19 марта 2013 10:31
        Цитата: Смирнов Вадим
        Это первая часть.

        Для первой части слабо отражены , на мой взгляд ,недостатки в структуре мехкорпусов на которые указывал , например Шапошников в части управления такими получившимися очень громоздкими соединениями. Выбор Тухачевским довольно слабых конструкций ,таких например как Т-27 ,Т-26 ,особенно в двухбашенном исполнении .А ремонтная база? А количество реальных боеспособных танков в строю на период перед военными действиями и подлежащих списанию? Где ,если дается общая численность парка ,учет по боеспособным и укомплектованным экипажами машинам ? Ну а подготовка кадров разве не должна быть отражена при так заявленной теме ? Сложная тема , без детального рассмотрения положения в промышленности то же нельзя составить правильного мнения о возможностях и упущениях в строительстве бронетанковых войск . Заявленная тема тянет на целую книгу . А так пока все в одну кучу . Подождем ,может будет лучше , но первое впечатление не очень request ,Но это мое мнение .
        avt
        1. Смирнов Вадим 19 марта 2013 10:35
          Вы выводы очень рано делаете по статье.
          Дождитесь продолжения. а потом критикуйте статью!
          1. avt 19 марта 2013 11:44
            Цитата: Смирнов Вадим
            Дождитесь продолжения. а потом критикуйте статью!

            Да не вопрос .Только вот несколько смущает опять же вектор заданной статьи ,ну например.--------,,В наступлении при развитии прорыва танковый корпус должен работать на пехоту и кавалерию. В этих условиях, танковые бригады действуют в тесной связи с пехотой и артиллерией. Танковый корпус иногда может действовать и самостоятельно, когда противник расстроен и не способен к обороне.”

            Было рекомендовано использовать для самостоятельных действий танковые бригады, вооруженные танками БТ, а для усиления стрелковых войск - бригады танков Т-26 и Т-28. Нетрудно заметить в этом усиление в руководстве РККА роли “кавалеристов” сталинского окружения, "----------------Вот объясните мне причем здесь ,,кавалеристы сталинского окружения '' Если изначально Тухачевским Т-26 лоббировался как танк сопровождения пехоты? Даже сохранились его высказывание о предпочтении двухбашенной конструкции при прорыве :,,...касаемо осмотренного мною танка Виккерса,нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп.....Расположение башен танка бок-о-бок выгодно позволяет разить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей ..." . Опять кровавый Сталин и лошадиные маршалы виноваты или все таки объективно начнем разбираться во всем ,согласно заявленной теме? Извините ,но пока все медленно сводится к такому панегирику о том что---------------,,Накануне Второй Мировой войны Советская страна располагала самыми мощными в мире бронетанковыми силами. " ------а ---------,,Большой вред развитию автобронетанковых войск принесли сталинские репрессии, нанесшие огромный урон командным и техническим кадрам. Были арестованы и расстреляны:" ----------Уж если браться за эту тему с этого бока ,то будьте любезны предоставить и статистику ,включающую и список репрессированных по политическим и иным статьям и списки тех кто пришел на их место . С учетом их военного образования ,что бы было видно кто к примеру получил военное образование ,ну а кто как утверждалось десталинизаторами прыгнул из лейтенантов в комдивы . Тогда как то правильнее будет ,объективнее что ли .
            avt
            1. BigRiver 19 марта 2013 13:20
              Цитата: avt
              ...Вот объясните мне причем здесь ,,кавалеристы сталинского окружения '' Если изначально Тухачевским Т-26 лоббировался как танк сопровождения пехоты? Опять кровавый Сталин и лошадиные маршалы виноваты...
              ... пока все медленно сводится к такому панегирику о том что---------------,,Накануне Второй Мировой войны Советская страна располагала самыми мощными в мире бронетанковыми силами.

              Виккерс 6 тонн, вроде, благодаря расстрелянному Халепскому появился.
              Да, для поддержки пехтуры. Но, тот же Халепский, привез из Америки Кристи - будущий БТ, для дальнего действия.
              Ваще, да. Дроговоз - неплохое справочное издание, показывающее развитие штатов. Но, стока пустот в нем:(((
              Как можно говорить о становлении АБТВ, не говоря о теории применения оных:// В этом была большая дыра все 30-е. Отсюда и каждые два года "пляска" с штатами: полки-бригады-корпуса-бригады, т.д. А тов. Дроговоз выбрал легкий путь - Сталин был виноват, он танковых командиров расстрелял.
              Ну, блин, взял бы да рассказал подробно, о всей практике использования АБТВ в 30-х. Начиная с конфликта на КВЖД. Ведь, ни одного случая грамотного и эффективного использования. Даже в Польском походе, без БД планово и в сроки, простые марши не могли реализовать.
              А читатель смотрит на цифры и думает: о, да... Вот это была мощА...
              1. avt 19 марта 2013 13:58
                Цитата: BigRiver
                Виккерс 6 тонн, вроде, благодаря расстрелянному Халепскому появился.

                Я и не спорю ,но зам наркома по вооружению всетаки Тухачевский был ,ведь не впоследню очередь от него зависело что будет принято на вооружение .Я вот привел его слова о Т-26 . Ну а вот на фотографии Карден Ллойд , продавленный тем же Тухачевским с открытыми бронеколпаками ,потому что даже на параде нихрена не видно ,водить невозможно .Ведь он лично писал сценарий фильма пропагандирующее это чудо ,их налепили 3295 штук и быстро списали в учебные .И это в 1931-1934 годах ! Когда все за золото и хлеб покупали за рубежем! И что ? Опять ,,лошадиные сталинцы " лоханулись !?
                avt
                1. BigRiver 19 марта 2013 14:16
                  Цитата: avt
                  ...а вот на фотографии Карден Ллойд , продавленный тем же Тухачевским с открытыми бронеколпаками ,потому что даже на параде нихрена не видно ,водить невозможно. И что ? Опять ,,лошадиные сталинцы " лоханулись !?

                  ИМХО, дело не только во вчерашнем подпоручике Тухачевском. В целом, вся военная наука Страны Советов слабенькая была. И исходила из вчерашней посылки: преодоление позиционного кризиса. Ну, да. Теоретически, танковая бригада в 250 танков, при поддержке тра-ля-ля.., и взаимодействии с та-та-та, способна проломить эшелонированную оборону противника. Ну, выйдут они в оперативный тыл километров на 50. А дальше чего? Предполагалось, что серия таких ударов по фронту способна сама по себе обрушить оборону противника. Любой маневр на местности, а тем более согласованный и увязанный по времени с соседями - для нас был фантастикой.
                  Немцы, чего греха таить, показали нам класс. Хорошо, что мы учениками хорошими были.
                  1. anip 20 марта 2013 08:12
                    Цитата: BigRiver
                    ИМХО, дело не только во вчерашнем подпоручике Тухачевском.

                    Не только. Но во многом благодаря именно Тухачевскому наклепали десятки тысяч танков, которые оказались несостоятельны в 1941 году без машин обеспечения, эвакуаторов, рембаз и т.п. А он ещё хотел наклепать 100 тыс. танков и 100 тыс. самлётов. Ладно, Сталин не дал ему это сделать, правильно мотивировав, что экономика страны не выдержит. В заслугу Тухачевскому ставят, что якобы он разработал стратегию танковых ударов танковыми корпусами, ну да, разработал, теми корпусами, которые без обеспечения. То есть все его разработки были авантюрными, такими же авантюрными, как его поход на Варшаву в 1920 году. Плюс ещё его участие впоследствии в заговоре военных.
                    Так что ещё неизвестно, как закончилась бы ВОВ, выиграл бы СССР и, если выиграл, то с какими потерями, если бы Тухачевского не расстреляли.
              2. bask 19 марта 2013 22:08
                Цитата: BigRiver

                Цитата: avt
                ...Вот объясните мне причем здесь ,,кавалеристы сталинского окружения '' Если изначально Тухачевским Т-26 лоббировался как танк сопровождения пехоты? Опять кровавый Сталин и лошадиные маршалы виноваты...
                ... пока все медленно сводится к такому панегирику о том что---------------,,Накануне Второй Мировой войны Советская страна располагала самыми мощными в мире бронетанковыми силами.
                Виккерс 6 тонн, вроде, благодаря расстрелянному Халепскому появился.
                Да, для поддержки пехтуры. Но, тот же Халепский, привез из Америки Кристи - будущий БТ, для дальнего действия.
                Ваще, да. Дроговоз - неплохое справочное издание, показывающее развитие штатов. Но, стока пустот в нем:(((
                Как можно говорить о становлении АБТВ, не говоря о теории применения оных:// В этом была большая дыра все 30-е. Отсюда и каждые два года "пляска" с штатами: полки-бригады-корпуса-бригады, т.д. А тов. Дроговоз выбрал легкий путь - Сталин был ви

                bask
          2. Сынок 19 марта 2013 20:24
            Ждем-с..! Это пока не выводы, а подтверждение изложенного Вами мнения, на соответствующий комментарий...
            Сынок
    2. Kars 19 марта 2013 15:30
      дроговоз этим отличаетса.Но почитать для ознакомления можно.
      Писатель в принципе антисоветский,с небольшим комплексом заподнопоклониичества.
      Интересная критическая серия--
      Танковый меч страны Советов
      Большой флот страны Советов
      Воздушный щит страны Советов
  2. Alone 19 марта 2013 11:06
    Кол-во конечно впечатляет.Интересная статья.
  3. BigRiver 19 марта 2013 14:06
    [quote=avt][quote=BigRiver]...И что ? Опять ,,лошадиные сталинцы " лоханулись !?[/quote]
    Дроговоз писал при Ельцине:))) Кажись, 1999 год.
  4. valerei 19 марта 2013 14:38
    Прочитал все комменты. Хорошо комментировать, зная историю, а тогда новый вид войск только создавался и как его применять толком не знал никто. Если прочитать мемуары Гудериана, то у них проблемы были те же. Только мы, в отличие от немцев, имели танковую промышленность в зачаточном состоянии (не нужно обманываться количеством построенных танков) и танкистов с четырьмя классами начальной школы. А попробуй танк "запороть", даже на учениях, так сразу пришивают вредительство. А уж НКВД всегда сможет "доказать" этот факт. Конечно, были какие-то показушные танковые части, но они погоду не делали. Так что, в начале войны СССР имел танковые части соответствующие и промышленности и населению.
    1. avt 19 марта 2013 14:56
      Цитата: valerei
      Прочитал все комменты. Хорошо комментировать, зная историю,

      Ключевоя фраза - ,,зная историю" .Вот для этого подобные статьи и пишутся ,анализируются и делают выводы . Причем качество выводов прямо пропорционально объективному анализу достоверных фактов .А не исторических анекдотов аля рядовой Чонкин , слишком дорого нам стоила наука побеждать .
      avt
    2. bairat 19 марта 2013 15:29
      Цитата: valerei
      Только мы, в отличие от немцев, имели танковую промышленность в зачаточном состоянии (не нужно обманываться количеством построенных танков)

      К началу войны было столько нашлепано 34-ок и КВ что при грамотном использовании не было бы нам равных. Так что с танковой промышленностью все в порядке. Проблемы были в области тактики и стратегии применения.
      1. avt 19 марта 2013 16:43
        Цитата: bairat
        К началу войны было столько нашлепано 34-ок и КВ что при грамотном использовании не было бы нам равных. Так что с танковой промышленностью все в порядке. Проблемы были в области тактики и стратегии применения.

        Вы глубоко заблуждаетесь . Все было не так радужно . Т-34 41го это не Т-34 85 44го ,как и КВ это были еще сырые машины ,большие проблемы были с дизелем ,а у КВ с трансмиссией . К тому же танк -это еще и обученный экипаж и собственно подразделение ,если можно так выразиться ,,скатанное" .Я уж не говорю про применение в составе мехкорпусов .Немцы к глубокому сожалению более грамотно и быстрее нас решали такие же проблемы.
        avt
        1. Skavron 20 марта 2013 01:25
          Цитата: avt
          КВ это были еще сырые машины

          интересно посмотреть на "сырой" немецкий аналог КВ, КВ-2 и Т-34....
          Skavron
          1. Kars 20 марта 2013 02:07
            Цитата: Skavron
            интересно посмотреть на "сырой" немецкий аналог КВ, КВ-2 и Т-34...

            Да пожалуйста Пантера в 1943--из 200 наличных половина в бой не пошла сламалась.
            Кингтигр 1944 большую часть времени были не в боях а в ремонте.
            1. BigRiver 20 марта 2013 02:55
              Цитата: Kars

              Да пожалуйста Пантера в 1943--из 200 наличных половина в бой не пошла сламалась.

              Причем, у значительной части бригады Пантер было самовозгорание двигателя.
            2. Skavron 20 марта 2013 10:45
              В 1939 - 1941 я имел ввиду.
              Skavron
      2. Несвет Незаря 19 марта 2013 17:06
        Да мы вообще никчемные. Вот американцы , а до них немцы - молодцы. А у нас зато с грамматикой и правописанием все чудесно ))))))
        Несвет Незаря
        1. avt 19 марта 2013 19:02
          Цитата: Несвет Незаря
          Да мы вообще никчемные. Вот американцы , а до них немцы - молодцы.

          А вы почитайте не мои комментарии а документы ,акты комиссии АБТУ по танкам и двигателям тех лет, благо проблем сейчас уже нет с доступом к ним и глядишь поговорим предметно ,а там может сами разберетесь прав резун или самому головой желательно думать .
          avt
          1. Сынок 19 марта 2013 20:15
            Согласен с Вами полностью, читывал 4-х томник о танках, к сожалению не запомнил ни автора, ни точного названия... Там рассматривается производство и применение танков, за разные годы.. Например, Том-1(предвоенные) и т.д.
            Описывается и приводятся документы о способности промышленности Страны к производству танков, и Армии к эксплуатации....
            Можно сказать на коленке, в ручную делали, промышленность -только-только начали создавать... И фантазеров с проектами, на гос. средства поэкспериментировать... Тот же, Тухачевский - Даешь тысячи танкеток!
            Призывной состав, образован слабо...
            Сынок
            1. avt 19 марта 2013 22:21
              Цитата: Сынок
              Согласен с Вами полностью, читывал 4-х томник о танках, к сожалению не запомнил ни автора, ни точного названия.

              Наверное Свирин Михаил ,очень толковый good Он в танках реально разбирается ,много документов пролопатил .Еще по бронеавтомобилям Коломиец хорошо прошелся .
              avt
              1. BigRiver 20 марта 2013 09:25
                Цитата: avt

                Наверное Свирин Михаил ,очень толковый good .

                ИМХО, лучший спец по истории советского танка и танкостроения. У него есть и томик по самоходам.
                Жалко он с это дело прекратил. По слухам, вообще перестал заниматься темой.
                1. Skavron 20 марта 2013 13:30
                  А Барятинский?
                  Skavron
                  1. Skavron 22 марта 2013 21:14
                    Судя по минусу, Барятинский не в авторитетете...
                    Skavron
        2. BigRiver 20 марта 2013 06:00
          Цитата: Несвет Незаря
          Да мы вообще никчемные. Вот американцы , а до них немцы - молодцы.

          "Кчемность", сила народа, в том числе, и в способности делать выводы: из своих ошибок, из положительного и отрицательного опыта противника, и способности меняться в соответствии с полученными выводами.
          Мы это продемонстрировали.
  5. Несвет Незаря 19 марта 2013 14:43
    Резун хоть и предатель, но близок к истине. Готовились мы экспортировать революцию. Танки на колесном ходу Европу завоевали бы быстрее чем гитлер к Москве подошел. Зря сталин тянул. После Франции надо было бить гитлера на его территории согласно теории глубокого прорыва. А теперь нас учат те кто всю жизнь нам в рот заглядывал ))))
    Несвет Незаря
    1. d.gksueyjd 19 марта 2013 14:54
      Да, сердюков, по примеру резуна тоже хотел завоевать Европу и требовал танки на колесном ходу!
      1. Несвет Незаря 19 марта 2013 17:04
        Спасибо вам за ваше мнение. Оно очень важно для меня.
        Несвет Незаря
  6. d.gksueyjd 19 марта 2013 15:01
    Танки на колесном ходу- тяжелые бронемашины.( танки на гус.ходу)
    Бронетанковые войска России прошли эволюцию, как и танковые войска других государств, при этом был период, когда на них равнялись др. государства.
  7. 416сд 19 марта 2013 16:11
    Это моя последняя модель Т-26А.
    Те самые что на некоторых изображениях...
    Надеюсь зацените.
    Несколько отличается - у меня фонарь передний скрыт под колпаком защитным, и сзади решетка без воздухозаборника, там есть вариант с и без, выбрал без...
    416сд
    1. Нагайбак 19 марта 2013 17:27
      416сд"Надеюсь зацените."
      Заценил! Уважаю! Ай-Молодца!
    2. anip 20 марта 2013 08:13
      Цитата: 416сд
      Надеюсь зацените.

      Плюсище.
  8. 416сд 19 марта 2013 16:11
    Вот еще фото
    416сд
  9. 416сд 19 марта 2013 16:12
    И еще одно фото...
    Основа - папье-маше, снег имитирован мокрой содой.
    416сд
  10. 416сд 19 марта 2013 16:21
    А это еще до того как на подставку поставил
    416сд
    1. laurbalaur 19 марта 2013 18:12
      в таком виде мне больше понравился ,все-таки не место диораме в цветочном горшке ! +
      laurbalaur
      1. 416сд 19 марта 2013 22:40
        Насчет горшка - второй уже человек от которого слышу, потому непременно приму к сведению!
        416сд
  11. Газпром 19 марта 2013 18:57
    странно, что ни слова(или я пропустил) нет про ОБТУ- орловскую бронетанковую школу им. М.В.Фрунзе.
    Кузницу советских танкистов, первую ! бронетанковую школу РККА
    Газпром
  12. вася 20 марта 2013 00:19
    Главное - применение и укомплектованность. В 1941 не было ни чего.
    1. Skavron 20 марта 2013 01:28
      Цитата: вася
      применение и укомплектованность. В 1941 не было ни чего.

      т.е. в 41 и до него ничего не применяли?
      или ничего не было укомплектованно?
      вы уж разъясните
      Skavron
      1. BigRiver 20 марта 2013 03:16
        Цитата: Skavron

        т.е. в 41 и до него ничего не применяли?
        или ничего не было укомплектованно?

        Применяли. Первая попытка на КВЖД. Далее: Монголия, Испания, Финская, Польша. Везде было неудачное использовние, после которого, взгляды на роль и место АБТВ пересматривалась.
        На 41-й была определенная укомплектованность мехкорпусов крайней формации.
        Но.
        Не было отработанных рациональных оргштатов, проверенных боевыми действиями. А крайний оргштат отражал ошибочные взгляды на использование и задачи МК, был перегружен и по сути делал корпуса небоеспособными. Поэтому в июне-июле 41-го и раздергали их на полки и дивизии, которые к началу августа все "сгорели".
        И пришла команда.., переходить на формирование бригад.
        В общем, действительно, легко быть умным апосля:))
        1. Rainger 20 марта 2013 07:58
          Ну с мехкорпусами 1941-го года тут интрига вырисовывается когда начальника АБТУ Павлова задвинули на командование ЗапОВО чтобы протолкнуть идею о мехкорпусах об 1941 г. против которых возражал Павлов...
          Rainger
          1. BigRiver 20 марта 2013 09:17
            Цитата: Rainger
            Ну с мехкорпусами 1941-го года тут интрига вырисовывается когда начальника АБТУ Павлова задвинули на командование ЗапОВО чтобы протолкнуть идею о мехкорпусах об 1941 г. против которых возражал Павлов...

            Дык, какая разница, как соединение назвать - корпусом, дивизией или бригадой? Главное это приложимость, адекватность оргштата, теории и практике боевых действий.
            В войну, мы набрав опыт действия бригад, постепенно пришли к корпусу, который по сути был дивизией.
            Про Павлова.
            Известно, что в конце 1940 года в КоВО состоялась военная игра.
            "Синими" (немцами) командовал Жуков, "красными" (РККА) Павлов.
            И павловская сторона проиграла.
            На разборе игры Сталин спрашивает Павлова. Не дословно, по памяти:
            - В чем кроются причины неудач "красных"?
            А тот отделывается шуткой, типа:
            - Ну, в военных играх всякое бывает...
            Одним словом, большой стратег был. Война через полгода, а он шутит.
        2. Skavron 20 марта 2013 10:56
          Цитата: BigRiver
          Монголия, Испания, Финская, Польша

          И где кроме Испании Красная Армия потерпела поражение?
          Skavron
          1. BigRiver 20 марта 2013 11:46
            Цитата: Skavron

            И где кроме Испании Красная Армия потерпела поражение?

            Я где-то сказал про поражение РККА?
            Речь про опыт применения частей и соединений АБТВ.
            Ему, в общем-то, и появиться было неоткуда.
            Дело в том, что фантастически эффективное применение танковых клиньев Вермахтом (в первые годы 2-й мировой), было обусловлено.., невозможностью вести Германией затяжную войну. Т.е., идеология операций была такой - надо быстро, с минимумом затрат, "повыкусывать" и переварить армию противника.
            Поэтому Адольфу так понравилась технология блицкрига Гудериана.
            1. Skavron 20 марта 2013 12:46
              Цитата: BigRiver
              Речь про опыт применения частей и соединений АБТВ.Ему, в общем-то, и появиться было неоткуда.

              Как? На Халкин-Голе не применяли танки?
              При штурме линии Маннергейма не применяли танки?
              А в Польше вообще войны не было как таковой с массовым применнием танков.
              Цитата: BigRiver
              что фантастически эффективное применение танковых клиньев Вермахтом (в первые годы 2-й мировой)

              Да, такое было против армий европы которые собственно и не оборонялись. Назовите хотя бы одно достойное сражение в европе с массовым применением танков? Обход линии Мажино? Ну разве что это. В еропе нигде не было достойных сражений, по сравнениею с СССР - это была прогулка для вермахта. Так что про немецкий опыт катания на танках по европе как-то не пригодился в войне с СССР.
              Skavron
              1. BigRiver 21 марта 2013 06:37
                Цитата: Skavron

                Как? На Халкин-Голе не применяли танки?
                При штурме линии Маннергейма не применяли танки?
                А в Польше вообще войны не было как таковой с массовым применнием танков.

                Назовите хотя бы одно достойное сражение в европе с массовым применением танков? Обход линии Мажино? Ну разве что это. В еропе нигде не было достойных сражений, по сравнениею с СССР - это была прогулка для вермахта. Так что про немецкий опыт катания на танках по европе как-то не пригодился в войне с СССР.

                Отвлекитесь от обобщенного образа «танки».
                Воюют, выполняют боевые задачи организационные структуры.
                Структуры:
                - оптимально построенные, в соответствии с теорией и отработанной практикой боевых действий;
                - имеющие высокую боевую устойчивость;
                - качественно управляемые на всех уровнях;
                - эффективно взаимодействующие с родами войск;
                - имеющие рациональную полноту снабжения.
                Опыт действия таких механизированных структур РККА в 30-х показывал недостатки по всем перечисленным позициям. Поэтому шел непрерывный процесс «нащупывания» самого главного начала – оптимальной структуры.
                К примеру, почти бескровный Польский поход показал чрезвычайно хреновое управление, логистику, обеспечение танковых соединений, делающих длинный марш.

                Относительно Второго.
                Целью танковой группы Вермахта, как инструмента блицкрига, было не столкновение с противоборствующими танковыми частями и соединениями противника, но развитие тактического успеха в оперативный.
                Целью было нарушение целостности, свертывание обороны противника, с замыканием танковых клещей глубоко в тылу, и последующим «перевариванием» образованного котла совместно с авиацией и пехотными соединениями.
                Этот немецкий опыт полученный в Польше и во Франции повторился с успехом и в России.
                Но, для того, чтобы такой опыт появился нужны наличные мобильные соединения, способные действовать автономно в глубине обороны противника.
                Таких соединений РККА к началу войны не имел. Они появились только к «Сталинграду».
                1. Skavron 22 марта 2013 21:13
                  А может причина просто в том, что Красная армия не оборонялась?
                  Skavron
  13. Газпром 20 марта 2013 11:39
    Цитата: Kars
    Цитата: Skavron
    интересно посмотреть на "сырой" немецкий аналог КВ, КВ-2 и Т-34...

    Да пожалуйста Пантера в 1943--из 200 наличных половина в бой не пошла сламалась.
    Кингтигр 1944 большую часть времени были не в боях а в ремонте.

    да и бычный тигр с проблемами шел
    Газпром

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня