Возвращение «небесных крепостей»: авиационный стрелково-пушечный комплекс бортовой обороны

189 912 37
Возвращение «небесных крепостей»: авиационный стрелково-пушечный комплекс бортовой обороны
Кадр из анимационного короткометражного фильма «Последний день войны»


В предыдущем материале Авиапушки на самолётах бомбардировочной и транспортной авиации: бесполезный балласт или шанс на выживание? мы рассмотрели причины, по которым авиапушки перестали устанавливать на вновь разрабатываемые самолёты бомбардировочной и транспортной авиации, а также, в ряде случаев, даже демонтировать имеющиеся в ходе модернизации. Однако, как мы упомянули в конце вышеупомянутого материала, век авиапушек на самолётах бомбардировочной и транспортной авиации может быть ещё не окончен.



Основной угрозой для самолётов бомбардировочной и транспортной авиации являются ракеты «воздух-воздух», запускаемые истребителями противника, а также зенитные управляемые ракеты (ЗУР), запускаемые зенитными ракетными комплексами (ЗРК) противника.

Существующие авиапушки, их системы наведения и боекомплект не обеспечивают поражение ракет «воздух-воздух» и ЗУР с приемлемой вероятностью, но что, если эту вероятность повысить?

Повышение вероятности


Повысить вероятность поражения высокоскоростных малоразмерных целей, к коим относятся ракеты «воздух-воздух» и часть ЗУР, можно двумя способами.

Первый – это установка на снаряды неконтактных датчиков цели (НДЦ), однако обычно это реализуется в снарядах более крупных калибров, чем те, что используются в авиапушках.

Второй вариант — использовать дистанционный подрыв снарядов на траектории полёта — именно этот вариант сейчас получает всё большее распространение применительно к скорострельным автоматическим пушкам.

Американцы даже замахивались на разработку управляемых снарядов для скорострельных автоматических пушек калибром от 20 мм и более, однако пока информации о каких-либо подвижках в этом направлении нет – ранее мы говорили на эту тему в материале «30-мм автоматические пушки: закат или новый этап развития?».

Резкое увеличение интереса к снарядам с дистанционным подрывом на траектории во многом связано с масштабным применением противоборствующими сторонами дронов всех типов в ходе проведения российской специальной военной операции (СВО) на Украине.

Проблема в том, что стоимость снарядов с дистанционным подрывом на траектории достаточно высока, например, по открытым данным, стоимость немецких снарядов калибра 35 мм с дистанционным подрывом на траектории достигает 10 тыс. долларов за штуку, что значительно больше стоимости одного или даже нескольких FPV-дронов. А очередь из 5–6 таких снарядов может быть уже сопоставима по стоимости со стоимостью 3УР и превышать стоимость беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе большой дальности типа «Герань-2».


Работа 35-мм снаряда с воздушным подрывом на траектории по БПЛА

При этом снаряды с дистанционным подрывом на траектории являются далеко не универсальным решением – скорее всего, они будут бесполезны для поражения таких целей, как противокорабельные ракеты (ПКР) или оперативно-тактические ракеты (ОТР) – осколкам снарядов калибра 20-35 мм просто не хватит энергетики, необходимо прямое попадание самого снаряда, желательно с закалённым подкалиберным бронебойным сердечником – тогда есть шанс на детонацию боевой части (БЧ) ПКР или ОТР.

Однако, что касается, например, ракет «воздух-воздух» или 3УР, то здесь всё иначе – относительно небольшие размеры и высокая скорость полёта делают их сложной целью для прямого попадания из скорострельных автоматических пушек, однако они должны быть вполне уязвимы для осколков снарядов калибра 20-35 мм.

Кроме того, цель, атакуемая ракетами «воздух-воздух» или ЗУР, обычно быстро движется и маневрирует, так что любое повреждение управляющих поверхностей, их приводов или головки самонаведения сразу приведёт к промаху, поскольку летящие самолёты – это вам не медлительные надводные корабли или стационарные наземные цели, до которых даже подбитая ПКР или ОТР долетит просто по инерции, конечно, если при поражении не сдетонирует их БЧ.

Да и по критерию «стоимость-эффективность» применение снарядов с дистанционным подрывом на траектории выглядит вполне неплохо, ведь даже если на одну ракету «воздух-воздух» или ЗУР будет выпущен десяток – два десятка снарядов стоимостью по 10 тыс. долларов каждый, то это будет всё равно значительно меньше стоимости атакующей ракеты и на несколько порядков ниже стоимости защищаемого самолета.


Таким образом, применение снарядов с дистанционным подрывом на траектории для повышения защищённости самолётов бомбардировочной и транспортной авиации вполне оправданно и целесообразно.

Выбор оружия


Итак, на западе существуют и активно эксплуатируются 35-мм и 30-мм снаряды с дистанционным подрывом на траектории.

А как с этим дела обстоят в России?

Какое-то время назад активно говорилось о том, что 57-мм снаряды с дистанционным подрывом на траектории станут основным оружием зенитного артиллерийского комплекса (ЗАК) «Деривация-ПВО» – в некоторых источниках и вовсе говорилось о применении в составе комплекса «Деривация-ПВО» управляемых снарядов калибра 57 мм. Однако с тех пор о применении в зоне СВО 57-мм снарядов с дистанционным подрывом на траектории, да и комплекса «Деривация-ПВО» в целом, информации не поступало.


ЗАК «Деривация-ПВО»

Также ещё в 2019 году в открытых источниках говорилось о том, что в НПО «Прибор», входящее в состав концерна «Техмаш», разработаны 30-мм снаряды с дистанционным подрывом на траектории, выполненные по той же технологии, что и ранее упомянутые 57-мм снаряды.

Инициация дистанционного подрыва на траектории в данных боеприпасах обеспечивалась с помощью лазерной системы управления, при этом комплекс от НПО «Прибор» позволяет обойтись минимальными переделками носителя. Впрочем, с тех пор об отечественных 30-мм снарядах с дистанционным подрывом на траектории также ничего не известно.

Однако на форуме «Армия-2024» компаниями «Туламашзавод» и «НТЦ Элинс» был представлен ЗАК-23Э, выполненный на базе БТР-82А, с двумя 23-мм зенитными автоматами 2А7М калибра 23х152 мм.


ЗАК-23Э

По открытым данным, указанный комплекс должен работать снарядами с дистанционным подрывом на траектории. Установка программатора осуществлена вблизи казенной части ствола с программированием взрывателя до ввода снаряда в патронник, ввод данных осуществляется по радиочастотному каналу.

Основная цель ЗАК-23Э – это малоразмерные БПЛА противника, однако, как мы уже говорили выше, для снарядов с дистанционным подрывом на траектории вполне реальной целью являются и ракеты «воздух-воздух», а также зенитные управляемые ракеты.

Характерно, что авиапушки отечественных самолётов бомбардировочной транспортной авиации также имеют калибр 23 мм, правда, есть одна загвоздка – если в автоматических пушках 2А7М из состава ЗАК-23Э используются снаряды калибра 23х152 мм, то в авиационных пушках АМ-23 и ГШ-23 используются снаряды калибра 23х115 мм, они же используются в шестиствольной авиапушке ГШ-6-23.


Снаряд 23х152 мм (вверху) и снаряды 23х115 мм (внизу)

Сам факт реализации снарядов с дистанционным подрывом на траектории, пусть и для снарядов калибра 23х152 мм, говорит о том, что такая же работа потенциально может быть выполнена и для снарядов калибра 23х115 мм, что позволит с соответствующими доработками пушечных установок использовать их для самообороны российских самолётов бомбардировочной и транспортной авиации от ракет «воздух-воздух» и ЗУР противника.

Однако для того, чтобы поразить такими снарядами ракеты «воздух-воздух» или зенитные управляемые ракеты, необходимо вначале обнаружить их приближение и выдать целеуказание пушечным установкам.

Обнаружение и наведение


Сам процесс первичного обнаружения пусков ракет «воздух-воздух» и ЗУР уже достаточно хорошо отработан и осуществляется с помощью детекторов инфракрасного (ИК) и ультрафиолетового (УФ) излучения, также соответствующими системами осуществляется обнаружения активного радиолокационного и лазерного излучения, которое может быть использовано самолётом или ЗРК противника в ходе атаки.

В настоящий момент в состав ряда российских самолётов и вертолётов боевой и вспомогательной авиации входит бортовой комплекс обороны Л-370 «Витебск».


Комплекс Л-370 «Витебск» осуществляет автоматическое обнаружение пусков ракет противника с помощью аппаратуры обнаружения лазерного излучения и ультрафиолетовых пеленгаторов, после чего активируются станции оптико-электронного подавления (СОЭП), работающие в инфракрасном и радиоволновом диапазонах, а также устройства выброса пассивных помех – ложных тепловых целей и дипольных отражателей.

Однако, скорее всего, для выдачи целеуказания и сопровождения подлетающих ракет «воздух-воздух» и ЗУР дополнительно потребуются активные средства радиолокации, лазерные дальномеры, а также увеличенное количество УФ и ИК датчиков.

Аппаратура обнаружения и сопровождения ракет «воздух-воздух» и ЗУР противника в сочетании с авиапушками, работающими снарядами с дистанционным подрывом на траектории, будет представлять собой авиационный стрелково-пушечный комплекс бортовой обороны (АСПКБО).

Реализация


Можно рассмотреть три варианта реализации АСПКБО.

Первый — это наиболее простой вариант, когда на защищаемых самолётах дорабатывается их кормовая пушечная установка и устанавливается аппаратура обнаружения и сопровождения ракет «воздух-воздух» и ЗУР противника с ограниченным сектором обзора.

Второй вариант — наиболее сложный, когда на защищаемый самолёт устанавливаются дополнительные малоразмерные башенные пушечные установки в верхней и нижней части корпуса, как это делалось в ранних версиях Ту-95 или на бомбардировщиках Ту-4. На Ту-22М3 такой вариант реализовать невозможно, на Ту-95, скорее всего, нецелесообразно, поскольку эти самолёты уже находятся в конце отрезка своего жизненного пути, хотя и не исключено, а вот на перспективных самолётах семейства Ил-76 в ходе их глубокой модернизации — вполне возможно.


Башенные установки с 23-мм авиапушками на бомбардировщике Ту-4 – не так уж и много места они занимают

Нельзя полностью исключать и целесообразность размещения АСПКБО на ПАК ДА, те же авиапушки вполне могут быть выполнены в конформном варианте или даже полностью убирающимися в корпус, для того чтобы не увеличивать эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) и аэродинамику планера ПАК ДА.

Третий вариант – это доработка подвесных пушечных контейнеров типа СППУ-22/СППУ-6-23 с обеспечением отклонения стволов авиапушек ГШ-23/ГШ-6-23 как по вертикали, так и по горизонтали в ограниченном диапазоне углов.

Третий вариант потенциально позволит применять АСПКБО не только на самолётах бомбардировочной и транспортной авиации, но и на самолётах тактической авиации, а также на боевых и транспортных вертолётах.

В зависимости от грузоподъёмности носителя на подкрыльевых и/или подфюзеляжных пилонах могут размещаться 2-4 подвесных контейнера АСПКБО, ориентированных вперёд и назад и закрывающих от атаки, соответственно, переднюю нижнюю и заднюю нижнюю полусферы. Разумеется, необходимо понимать, что в таком варианте размещения АСПКБО защита от атаки сверху отсутствует, разве что сам носитель будет изменять курс в направлении «к цели» или «от цели», обеспечивая расширение углов работы контейнеров АСПКБО.


Подвесные пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-6-23

Возможно, что оптимальным решением для самолётов бомбардировочной и транспортной авиации станет комбинация кормовой пушечной установки и подвесных контейнеров, а возможно, что и башенной пушечной установки в верхней части корпуса.

Разумеется, все эти мероприятия имеют смысл только в том случае, если авиапушки со снарядами с дистанционным подрывом на траектории покажут хорошие результаты по поражению ракет «воздух-воздух» и ЗУР на предварительных испытаниях в автономном варианте, ещё до того, как начнутся какие-либо работы по модернизации самолётов.

Выводы


У существующих самолётов бомбардировочной и транспортной авиации практически нет шансов в случае прямого столкновения с истребителями или ЗРК противника, единственный шанс выжить – это находиться вне зоны их досягаемости. Снижение заметности и средства РЭБ лишь уменьшают дальность поражения ракет «воздух-воздух» и ЗУР.

Применение авиационных стрелково-пушечных комплексов бортовой обороны потенциально позволит значительно повысить выживаемость самолётов бомбардировочной и транспортной авиации, а возможно, что и самолётов тактической авиации, а также боевых и транспортных вертолётов.

Конечно, маловероятно, что даже по максимуму модернизированный АСПКБО бомбардировщик Ту-95 сможет «висеть» над Киевом, работая десятками тонн неуправляемых авиабомб, когда по нему будут «очередями» работать несколько комплексов ЗРК Patriot, но от одиночных или парных пусков ЗУР бомбардировщики Ту-95 с АСПКБО должны быть защищены достаточно хорошо.

То же самое касается и истребителей противника – одно дело тяжёлый истребитель F-15EX, способный нести два десятка ракет «воздух-воздух», а другое дело малозаметный истребитель F-35A, боекомплект которого включает всего то четыре-шесть ракет «воздух-воздух» во внутренних отсеках.

В конечном итоге перспективы разработки и внедрения АСПКБО будут зависеть от того, способны ли снаряды калибра 23х152 мм с дистанционным подрывом на траектории обеспечить поражение таких целей, как ракеты «воздух-воздух» и ЗУР, что может быть выяснено путём проведения автономных испытаний, без установки авиапушек на самолёты-носители, а также от того, будут ли разработаны снаряды с дистанционным подрывом на траектории в калибре 23х115 мм.

По мнению автора, развитие средств активной самообороны от атакующих боеприпасов противника – это единственный способ обеспечения выживаемости перспективной боевой техники в войнах и вооружённых конфликтах XXI века.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    16 мая 2025 05:00
    Очередная "митрофановшина", но на этот раз с элементами паранойи.
    Конечно, маловероятно, что даже по максимуму модернизированный АСПКБО бомбардировщик Ту-95 сможет «висеть» над Киевом, работая десятками тонн неуправляемых авиабомб,
    1. -1
      16 мая 2025 08:03
      Цитата: Дилетант
      Очередная "митрофановшина"

      Чтож вы сразу ярлыки клеите. Идея вполне здравая. Хотя по мне средства РЭБ куда эффективнее.
      1. 0
        16 мая 2025 08:57
        Вам нравятся опусы Митрофанова? Так и напишите, что Вам нравятся. А мне НЕ нравятся, о чем я и написал. А вот то, что мне нравится или не нравится я буду решать, извинете, без Ваших советов и тем более ярлыков.
        1. -1
          Вчера, 00:38
          Давайте так, он пишет. Он излагает свои мысли. Вы много написали статей, чтобы мы могли-бы обсудить?
          Любой, кто пишет и выкладывает свои идеи достоин уважения. А тот кто просто критикует ничего не предлагая сам, просто критикан, без собственных мыслей, но любитель нагадить, втихую, чтобы его не трогали laughing
          Либо напишите лучше, либо... просто балабол. Я вас поздравляю love
  2. +1
    16 мая 2025 06:16
    а также от того, будут ли разработаны снаряды с дистанционным подрывом на траектории в калибре 23х115 мм
    К ним даже и попроще будет создать взрыватель, потому что навеска пороха, а значит и баллистика пониже чем у 23*152, а это в свою очередь позволяет и стенки снаряда потоньше сделать, и элементы взрывателя менее живучими.
    1. +4
      16 мая 2025 06:50
      Цитата: статья
      Сам факт реализации снарядов с дистанционным подрывом на траектории, пусть и для снарядов калибра 23х152 мм, говорит о том, что такая же работа потенциально может быть выполнена и для снарядов калибра 23х115 мм, что позволит с соответствующими доработками пушечных установок использовать их для самообороны российских самолётов бомбардировочной и транспортной авиации от ракет «воздух-воздух» и ЗУР противника.

      Это пожалуй самый логичный момент во всей статье. Только можно было бы тогда уж добавить открытым текстом, что снаряды в этих выстрелах идентичные, и никакая работа там не требуется вовсе. Потому как выстрел 23х115 был создан еще во время войны путем совмещения снаряда от 23х152 пушки ВЯ-23 и гильзы от 14,5х115 патрона ПТРД (ПТРС). Но что-то вообще терзают смутные сомнения по поводу способности нашей промышленности произвести такое в таком калибре (да и целесообразность морочиться с 200 граммовым снарядиком) - 57-мм и то не видно что-то. Хотя если новые снаряды делать, то можно подойти и комплексно: несколько увеличить снаряд по длине, что само по себе уменьшит объем в гильзе для пороха.
      1. 0
        21 мая 2025 01:41
        Я тоже очень сомневаюсь, что наш ВПК может (и хочет) сделать хотя бы 30-мм и 57-мм снаряды с дистанционным/программируемым подрывом. Общее впечатление, что это просто никому не интересно, а весь "белый шум" в прессе насчет этого создают журналисты-пропагандисты, высасывающие оптимизм у себя из пальца. Пример этой статьи: https://ria.ru/20230818/zenitka-1890735694.html прям характерный! Там хитро написано: "... автоматическая зенитная установка ЗУ-23АЭ могут получить новейшие боеприпасы калибра 23 миллиметра с управляемым подрывом ..." - якобы анонимный "информированный" источник сказал.
        А может и сам журналист это выдумал. Не важно.
        Важно другое: могут получить, а могут и не получить...
        Так и живем.
  3. 0
    16 мая 2025 06:23
    Что-то делать придётся и человек- стрелок не поможет в решении данного вопроса
    1. +4
      16 мая 2025 06:57
      Цитата: свой1970
      Что-то делать придётся и человек- стрелок не поможет в решении данного вопроса

      РЛ-прицел КОУ Ту-95/ Ил-76 ещё в 70-е имел режим автоматического наведения пушек на цел, в т.ч. и ракеты.
  4. +4
    16 мая 2025 07:26
    Может всё-таки развивать не пушки, утяжеляющие самолёт, а противоракеты? С земли такое работает, а с самолёта почему нет? Уж ракета со своей системой наведения точно собьёт подлетающую, и бч больше и разгружает самолёт после старта. А пушка просто балласт
    1. 0
      21 мая 2025 02:05
      Американцы такое разрабатывают, называется эта противоракета CUDA. Чисто кинетического действия. Цена её будет скорее всего просто офигительная...
      Запускается вроде вперед по курсу: https://topwar.ru/34151-perspektivnaya-raketa-vozduh-vozduh-cuda.html https://riss.ru/analitica/o-sozdanii-v-ssha-mnogotselevoy-rakety-cuda/
      1. 0
        8 июля 2025 11:29
        Кинетический снаряд подразумевает прямое попадание, а значит точность наведения, и маневренность на конечном участке пути до цели, что сразу говорит о необходимости мощных и точных датчиков, фиксирующих окружающую обстановку, рули, двигатели, и мозги, которые этим всем будут руководить. Дистанционный подрыв, это таймер до взрыва и дальномер, который выставляет время на таймере. Вот и почувствуйте разницу в цене.
  5. +6
    16 мая 2025 08:01
    Первый – это установка на снаряды неконтактных датчиков цели (НДЦ), однако обычно это реализуется в снарядах более крупных калибров, чем те, что используются в авиапушках

    В калибре 40 мм. существуют.
    Сам факт реализации снарядов с дистанционным подрывом на траектории, пусть и для снарядов калибра 23х152 мм, говорит о том, что такая же работа потенциально может быть выполнена и для снарядов калибра 23х115 мм

    Это избыточно. Обороняющемуся самолету не нужна дальность 4-5 км., достаточно сбивать на расстоянии 500-1000 м., соответственно меньше заряд пороха, меньше нагрузка на снаряд, меньше нагрев ствола. Ну и масса пушки меньше, т.к. отдача меньше. Типа немецкой 30 мм. авиапушки, но не для истребителя, а наоборот.
    А так идея неплоха.
    1. +1
      23 мая 2025 15:12
      А не лучше установить лазер,ослепляющий ГСН? Энергия на самолете есть,лазеры подобного типа или уже есть,или на подходе. Никакой отдачи и никакого боекомплекта.
      1. 0
        8 июля 2025 11:31
        А если ГСН не оптического или теплового спектра?
  6. +9
    16 мая 2025 08:28
    скорость зенитной ракеты около 3-4 махов или около 1000-1200 м/с, скорость снаряда 23 мм примерно 800 м/с, итого скорость их сближения примерно 2 км/с, на встречных курсах будет немного больше, на догонных меньше, за счет скорости самого самолета, снаряду нужно умудрится взорваться где-то не дальше 2-3 метров причем спереди от ракеты, так как при таких взаимных скоростях пучок осколков будет направлен больше вперед, в самый невыгодный для перехвата профиль, ибо ракета с фронта это круг 150 мм диаметром, также надо учесть что снаряд летит по баллистической траектории (парабола) и его скорость постоянно падает, а еще надо учесть что и ракета летит не по прямой и тоже с переменной скоростью, а еще и самолет летит не всегда по прямой, а теперь посчитайте количество вводных данных которые нужно передать исполняющим механизмам, тем же турелям и какой точностью должны обладать датчики в 23 мм снарядах чтобы точно взорваться в заданной области при таких скоростях взаимного сближения, лазеры в данном контексте выглядят более перспективным средством перехвата....
    1. +4
      16 мая 2025 09:06
      Добавлю что ракеты илушие на 2 М по умолчанию должны быть прочными и с зашитой от перегрева. Хватит ли у осколков энергии повредить ракету???
      Вопрос.
    2. +1
      18 мая 2025 15:13
      Считаем, точность 2 м на скорости 2 км - точность датчика должна быть 1 милисекунда. Простое дело для электроники.
  7. +4
    16 мая 2025 08:50
    по открытым данным, стоимость немецких снарядов калибра 35 мм с дистанционным подрывом на траектории достигает 10 тыс. долларов за штуку

    Цифра удивляет. Там ведь только магнитный счетчик оборотов. Почему так дорого? Что может там столько стоить?
    1. +4
      16 мая 2025 09:27
      Цитата: Saxahorse
      Что может там столько стоить?

      маржа производителей.
      1. +2
        16 мая 2025 21:46
        Цитата: cpls22
        маржа производителей.

        Вот точно! Причем даже не производителя микросхем, закажут на обычном китайском (или тайванском) заводе. Скорее правообладатели, вендор т.е. Они и накрутят 1000% не моргнув глазом.
    2. +3
      16 мая 2025 13:35
      Электроника и малый выпуск...
      Вы представляете сколько стоит производство... А если чипы импортные, а они импортные, то там еще маржа китайцев...
      Если бы производство было бы миллиардами снарядов в год, а не кучкой для демонстрации возможностей, то там и цены были бы другие, но всеравно большими...
      Именно по этой причине никто, даже ы не потянут их...
      Проще вместой одной пушки с такими снарядами поставить 10 обычный... Будет дешевле и эффективнее, а главное на случай реальной войны нарастить производство обычных снарядов можно кратно нарастить, а зенитные пушки к каждому кусту поставить...
      А тут надо чтоб электронный дальномер был... Уже к любому кусту не прикрутишь, только на технику, да еще с солидной электро сетью... Оператором туда любого бойца после недельных курсов не посадишь...
      По этому все эти деривации вещь очень специфичная и в реально малоприменимая... Панцирь просто будет дальнобойнее за счет ракет и толковее... А по коптерам ни до ни другое работать не будет...
      Снаряды с радиоподрывом интересны например на танках... Там и так уже есть лазерный дальномер, программно "поженить" с снарядом его можно, получив эффективный шрапнельный снаряд, которым можно будет попадать и пехоту и банально теиже вертушки или "бабаяги". И в теории тоже самое для морских 100/130 мм орудий... Тогда ими реально будет бороться с Бэками, на значительном удалении от судов.
      1. +2
        16 мая 2025 21:54
        Цитата: Георгий Свиридов
        Вы представляете сколько стоит производство...

        Примерно представляю. Конструктивно это магнитный датчик (как на любом смартфоне с компасом), простенький счетчик, пара триггеров логики и микробатарейка или кондер. Все это склеить в одну гибридную схему и заказать на любом китайском заводе что пластины печет. Заказ на нестандарт там примерно от 10 тыс. штук. Посмотрите на цены наших Эльбрусов\Байкалов, их так же заказывают. 200-300 баксов но процессор в 100 раз более сложная микросхема.. В общем по моему просто не брались толком за этот вопрос. К сожалению.
    3. +1
      18 мая 2025 15:14
      Ничего не может стоить так дорого. Тем более элрктронный взрыватель. Автор ошибается на три порядка, в тысячу раз.
    4. 0
      21 мая 2025 01:46
      А есть тут специалисты по снарядам таких калибров?
      По нашим или по зарубежным...
      Вопрос к ним: а сколько стоит обычный разрывной (осколочно-фугасный) снаряд с контактным взрывателем? У нас и у них в ЕС к примеру?
  8. -2
    16 мая 2025 09:17
    Подобная идея мной предлагалась лет 13 назад.
    https://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-vzglyad/o-koncepcii-boevogo-vertolyota/
    Вернусь к упомянутой уже попытке разместить пулемётчика в радиоотсеке Ми-24. Но от этого быстро отказались по ряду причин (одна из них – это то, что ноги пулемётчика оказались с наружи в неком подобии штанов). Тем не менее, проблема защиты задней полусферы осталась. Конечно, можно набрать высоту более 500 м над рельефом и проблема стрелкового огня отпадёт сама собой. Но в этом случае увеличивается вероятность поражения от ПЗРК, что отнюдь не лучше. Вот здесь и нужна РЛС мм диапазона. Если разместить её под днищем вертолёта, причём работать не кратковременно, а постоянно сканировать пространство под вертолётом, то засечь пуск ПЗРК – никаких проблем.

    А теперь представим, что на вертолёте размещен довольно мощный бортовой компьютер (это же не армейский вертолёт, никаких проблем с электромагнитными импульсами от ядерного взрыва) получающий сигналы и от РЛС, и от спутниковой системы навигации. В этом случае экипаж практически мгновенно получит на мониторе (электронной карте) точку пуска. Что же касается ракеты, то о ней автоматически позаботится компьютер, включив отстрел ИК ловушек. Но гораздо эффективней разместить (там где пытались разместить пулемётчика) управляемую тем же компьютером СППУ (башню) с пулемётом типа 9А622 (своего рода 7,62-мм вариант ЯКБ). В этом случае ракета будет элементарно уничтожена.

    В принципе, возможно даже засекать точки, откуда ведётся огонь стрелковым вооружением. Для РЛС мм диапазона пуля – довольно крупный объект
  9. +4
    16 мая 2025 10:10
    Большинство снарядов малого калибра с програмируемым подрывом по сути имеют очень слабый заряд ВВ. Призванный просто раскрыть оболочку. ГПЭ приобретают энергию не от подрыва снаряда а от его скорости и по сути продолжают лететь вперед по траектории снаряда с небольшим отклонением градусов в 20. Получается в калибре 23 мм мы будем иметь ну пусть 10 ГПЭ весом 10 грамм и скоростью примерно 650м/с.
    Этого будет достаточно? Дрону да. Тяжелей ракете нет.
  10. +1
    16 мая 2025 10:30
    А системы типа Президент, наверно , можно адаптировать под пуск ракет от ПЗРК...и Бомбер сможет пускать такие ракеты навстречу ЗР
  11. +2
    16 мая 2025 11:20
    Альтернативой для снарядов с дистанционным подрывом могут служить снаряды с простыми взрывателями а ля "лазерный дальномер". Окно с лазером и приёмником располагается под углом к продольной оси, в направлении движения, в результате чего при полёте и вращении будет реализован ометаемый лазерным лучом конус, при пересечении которого ракетой произойдёт подрыв. Поскольку радиус эффективного действия осколков небольшой, то и большая мощность лазера тут не нужна - где-то даже меньше, чем для брелка с лазерной указкой.
    Аналогичные взрыватели уже давно существуют и предназначены для подрыва крупнокалиберных снарядов и ракет на определённом расстоянии от земли. По размеру они как раз в самой широкой части примерно соответствуют 30мм снаряду (по крайней мере, один из вариантов, который мне лет 30 назад попал на экспертизу). Надо полагать, что на современной элементной базе их можно сделать ещё миниатюрнее, что даст возможность увеличить боекомплект за счёт уменьшения калибра снарядов.
  12. +6
    16 мая 2025 11:46
    Ну вообще то никаких особенных проблем с поражением ракет из турельных установок нет... Это обеспечивал ещё древний "Аргон" на Ту-16. Да и сложность снарядов с "дистационным подрывом" сильно преувеличена. Ведь его вовсе не обязательно делать "программируемым" а с остальным вполне справится старая добрая "дистанционная трубка" - заряжаем в ленту последовательно снаряды поставленные на подрыв на разных дистанциях и получаем на подлёте сплошное осколочное поле. (особенно если снаряды будут с готовыми поражающими элементами) - таковых к сожалению сейчас не делают в этих калибрах (из за этого осколочное действие ОФЗ снаряда крайне мало.) Вопрос в другом - турели (а главное боекомплект) надо размещать на этапе проектирования самолёта - всё остальное палиативы чреватые ограниченностью углов обстрела, нарушением центровки и лётных данных. Но у нас нет сейчас тяжёлых машин даже в проекте... (бумажный ПАК ДА не рассматриваем) - в общем вопрос то простой - турельные установки как аналог бронетанковой "активной защиты" поставить не проблема, вопрос на что ставить?
  13. 0
    16 мая 2025 14:48
    Ну что же, тезисно:
    1. Интегрировать турели в конструкцию уже существующих самолетов вряд ли кто будет, поэтому имеет смысл рассматривать только турели в подвесных контейнерах.
    2. Для поражения ракет не нужен снаряд с дистанционным подрывом - это только все усложняет. Оптимальным тут будет шрапнельный снаряд с фиксированным подрывом на расстоянии метров 200 от самолета: даешь очередь в сторону ракеты, и она сама прилетит в облако поражающих элементов.
    3. Существующие подвесные пушечные контейнеры к этому приспособить не получится, и есть сомнения, что вообще получится сделать подвесной контейнер нормальных размеров с пушкой, наводящейся в двух плоскостях, особенно под существующие боеприпасы: большой размер боеприпаса и орудия плюс большая отдача. Поэтому на роль подходящего оружия вижу пулеметы под 7,62х39 (как вариант 5,45х39) с пулей или 12,7х55 (от АШ-12) со шрапнелью.
    Таким образом, на выходе представляю себе подвесной контейнер с двумя пулеметами (вперед и назад), расположенными в самонаводящихся автоматических турелях с ИК-прицелами и лазерными дальномерами с вынесенными в кабину экраном и органами управления. Для всеракурсной обороны самолета надо 2 таких контейнера: справа и слева на законцовках крыла (чтобы крыло не перекрывало верхний сектор), на вертолетах один под фюзеляжем (крыльев нет и сверху винт).
  14. +2
    16 мая 2025 20:20
    Автор, вы правда думаете, что идея расстреливать ракеты никому в голову не приходила?
    Вы помните почему в авиации отказались от пушек и стали морочится с ракетами? Потому что они оказались малоэффективны против целей, движущихся со скоростями, приближающимися к скорости звука. А вы собираетесь ими сбивать ракеты, которые движутся со скоростью в разы выше скорости звука. Одна из проблем (цель летит со скоростью сопоставимой со скоростью снаряда) нивелируется тем, что ракета летит навстречу орудию, но остальные-то остаются.
    Далее, вы предлагаете для перехвата использовать 23-30 мм орудия, оснастив их дорогущими снарядами. Цену, впрочем можно снизить перейдя к снарядам с радиовзрывателем. Его еще во вторую мировую амеры сделали и успешно применяли против камикадзе. Но у малокалиберных снарядов мало и фугасное, и осколочное воздействие. И сбить ими ракету не сильно проще, чем рассчитывая на прямое попадание.
    Подходите к вопросу творчески: предложите сбрасывать с самолета корректируемый железный лист с моторчиками от дронов или сеть, которые должны занять место между самолетом и ракетой, об которые ракета должна разиться сама (ну или привязать к ней немного взрывчатки).
    1. +2
      21 мая 2025 01:55
      Во время Второй Мировой у американцев и британцев были "воздушные бомбы" - выбрасываемые за бомбардировщиком на парашютах осколочные бомбы с задержкой взрыва в 8-15 секунд, чтобы сбивать (пугать) преследующие бомбардировщик истребители противника. Точности никакой, эффективность низкая, но иногда помогало.
      У нас делали подобные "воздушные гранаты" или "авиационные гранаты" - Авиационная граната АГ-2 - https://www.airwar.ru/weapon/ab/ag2.html

      Чаще их применяли на Ил-2, пачками по 5 или 10 штук.
      Иногда срабатывало, если вражеский истребитель не успевал среагировать - есть данные о сбитых этой системой истребителях противника.
  15. -1
    17 мая 2025 01:05
    А Если обвесить Ту-95 динамической защитой,на крыле расположить мотострелков с дробовиками,а для прикрытия,перед прилётом бомбера долбануть ЯО,чтобы сбить прицелы ПЗРК и Пэтриотов,то можно особо и не бомбить,наверное.
  16. +1
    17 мая 2025 19:50
    Сбивать зенитную ракету летящую со скоростью 3-5 М с помощью стрелковки? Лихо.
    Но вряд ли получится.
  17. 0
    20 мая 2025 13:42
    Я, не особо специалист по боеприпасам. Но попробую предложить. Все знакомы с телефоном на сим карте- при поступлении сигнала происходит звонок. Сигнал способна давать любая РЛС ПВО, так как на основе измерения дальности до цели происходит расчет точки встречи снаряда с целью. Для более технологичной работы, разместить в гранате снаряда в сим карту с конденсатором переменной емкости (в качестве управляемой линии задержки), меняющим емкость по внешнему сигналу от датчика на срезе ствола. Датчик запитать от СРП. Вот вам снаряд с программируемым подрывом, с минимальными габаритами и безотказной работой. Почему таких боеприпасов нет? Сколько лет уже применяется диверсантами данный метод отложенного подрыва заряда. Что нужно для КБ и МО-наверное только увесистый пинок в якорную точку пятой опоры.
  18. 0
    7 июня 2025 20:54
    а чем ловушки хуже пушки ? у нас же задача не убить ракету, а чтобы она не попала.
    Мне кажется, такие системы намного проще и компактнее, чем артиллерия.
    А почему пушки устарели? Выросли крейсерские скорости, сложнее не просто попасть, а вложить очередь, чтобы проняло.