SpaceX — на острие копья, по лезвию ножа

4 962 52
SpaceX — на острие копья, по лезвию ножа

Судя по количеству просмотров и комментариев к опубликованной 8 сентября этого года статье «Успешный полёт Starship-Super Heavy: новая реальность, которая изменит всё», интерес к развитию космической отрасли у нас в стране по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне.

Однако верно и то, что до сих пор существуют полярные мнения на развитие этого направления, в частности, в ответ на указанную статью Дмитрием Верхотуровым были опубликованы статьи Открывает ли нам космические дали суборбитальный прыжок Starship-Super Heavy? и Сколько стоит полететь на Falcon 9, в которых выбранное компанией SpaceX направление развития и достигнутые ими успехи ставятся под сомнение, а перспективы кажутся надуманными.



Что ж, давайте ещё раз вернёмся к этой теме, поскольку моё мнение на этот счёт однозначное – кто будет владеть космосом, тот будет владеть миром, а это значит, что стать аутсайдером в этой гонке мы просто не имеем права.

Через тернии к звёздам


Практически вся история создания многоразовых ракет-носителей (РН) компанией SpaceX – это озвучиваемый скептиками перечень причин, по которым им не удастся то или иное достижение, и точка «вы здесь», когда очередная вершина вновь была взята.


Конечно, сейчас накал страстей несколько стих, всё-таки отрицать очевидное становится всё сложнее, но что творилось в самом начале...

Помнится, лет 15 тому назад мне попалась статья некоего «эксперта с опытом работы в космической сфере», который заявлял, что ничего у Илона Маска с ракетой Falcon не получится: не то соотношение габаритов ступеней, корпус слишком тонкий — переломится при посадке, и так далее, и тому подобное. К сожалению, тогда эту статью не сохранил, а теперь не получается её найти — скорее всего, «эксперт» её попросту удалил.


Falcon-9 – многие вообще не верили, что эта ракета будет летать, а тем более, что станет частично многоразовой

Сколько их было, таких «экспертов» — и американскую пилотируемую космонавтику хоронили, да и вообще всю их космическую отрасль, дескать, что они будут делать без наших ракетных двигателей РД-180 — особенно «турбопатриотам» зашла издевка насчёт батута.

А ещё очень широко было распространено два мнения: первое, что Илон Маск всё украл, наследие Советского Союза у России, дескать, именно за этим он сюда и приезжал, и второе, что бизнес компании SpaceX не был бы успешным без господдержки США.

Да, Илон Маск действительно приезжал в Россию на проведение неких переговоров, но были ли они успешными? Судя по всему, нет, в противном случае об этом вещали бы все официальные российские СМИ, но они молчат, потому что по факту «предъявить» попросту нечего, даже для внутреннего рынка.

Если же в конструкциях ракет компании SpaceX и прослеживаются какие-то технические решения, схожие с реализованными в СССР, то это вполне логично, ведь это нормально — изучать ранее накопленный опыт и выбирать из него лучшее, никто не предъявляет претензий какому-нибудь стартапу по производству велосипедов за то, что он не сделал свой байк с треугольными колёсами, да и сам Илон Маск не отрицает, что внимательно изучал успехи советской / российской космонавтики и относится к нашим достижениям с большим уважением.


Как знать, возможно, что инженеры компании SpaceX черпали вдохновение, изучая советский опыт лунной ракеты Н-1

Кстати, у SpaceX свои ракетные двигатели, как на «рабочей лошадке» РН Falcon-9, так и на разрабатываемой системе Starship-Super Heavy, причём на последней они тоже достаточно революционные – закрытого цикла с полной газификацией компонентов топлива, на топливной паре «метан + кислород», причём топливо используется переохлаждённое для увеличения его плотности.

Из статьи Дмитрия Верхотурова:

...Дальше — интереснее. Тяга нашей «керосинки» РД-191 — 196 тс. Четырех таких хватает, чтобы обеспечить вывод 24 тонн на низкую околоземную орбиту. Про Raptor сначала говорилось в 2014 году, что у него будет тяга от 705 до 840 тс, потом в 2015 году Маск снизил планку до 230 тс, в 2019 году нам заявили, что достигнута тяга в 172 тс. Теперь вроде как у него три варианта двигателя с тягой от 185 до 280 тс. Вроде бы помощнее нашего.

Но теперь нам говорят, что у них есть ракета-носитель с суммарной тягой 1400 тс (при 32 двигателях это дает всего 42 тс на двигатель), а по другим данным даже 7680 тс, которая с нагрузкой всего 16 тонн (в 10 раз меньше обещанного!!) в «историческом» запуске делает только суборбитальный прыжок. На чем они там вообще летают?!

Не стану сейчас делать расчеты тяги для такого прыжка, но реальная тяга изделий Маска не менее чем на порядок меньше заявленных характеристик...

Возможно, потому, что двигатели используют не на максимальную мощность, как раз для того, чтобы повысить их ресурс? Двигатель какого автомобиля прослужит дольше: того, на котором ездили на дачу на скорости 60 км/ч, или того, на котором «стритрейсили», не выходя из красной зоны тахометра?

Да и вообще, куда должна была полететь эта ракета в ходе испытательного полёта — сразу на Марс? Самолёты вообще на испытаниях просто по аэродромам катаются, но никто же не утверждает, что это от недостатка мощности их двигателей...



Ни одного внятного материала с обоснованной критикой РД Raptor мне найти не удалось

Что касается государственной поддержки – а без неё можно вообще реализовать проекты такого масштаба? Да и что это за государственная поддержка? Прямые безвозвратные субсидии? Льготные кредиты? Или же просто заказы на вывод полезной нагрузки (ПН) на орбиту?

Что-то мне подсказывает, что в основном это последнее, и в этом нет ничего необычного, как будто другие подрядчики не получают заказы и субсидии от правительства США. Скорее верно обратное, что в условиях меньшей стоимости вывода ПН на орбиту власти США не отдают все заказы SpaceX, а диверсифицируют запуски, поддерживая разные компании, впрочем, ниже мы к этому вопросу ещё вернёмся.

По лезвию ножа


В упомянутой выше статье Дмитрия Верхотурова определена примерная стоимость вывода полезной нагрузки (ПН) на орбиту в размере 3991 доллара и 42 центов США.

Вопрос в том, как эта стоимость оценивается – дескать, ничего особенного, ведь всё равно реальная-то стоимость у SpaceX ненамного ниже рыночной, вот капиталисты проклятые!

Для понимания ценовой политики SpaceX необходимо учитывать ряд ключевых факторов.

Первый фактор — это то, что стоимость товара / услуги всегда формируют как минимум два показателя — она должна быть выше себестоимости, но ниже стоимости аналогичной продукции / услуги у конкурентов. Исключением может быть ситуация, когда кто-то готов реализовывать продукцию по стоимости ниже рыночной, готов терпеть убыток ради того, чтобы передавить всех конкурентов и захватить рынок.

Кстати, клиенту не так уж и важно, б/у ракета-носитель или не б/у, это больше должно волновать страховые компании, а с ними у SpaceX проблем нет, значит, оценивают они их надёжность как вполне достаточную.

Так почему бы Илону Маску не монополизировать рынок?

Да потому что госструктурам США это не понравится. Антимонопольное законодательство в США работает достаточно эффективно – кто-нибудь помнит, как Intel заставили поделиться своими наработками по процессорам на архитектуре x86 с AMD? А ведь эта архитектура была собственностью именно Intel, зачем им с кем-то делиться? Заставили...


В США хорошо понимают, что монополия до добра не доводит, и не обманываются наличием внешней конкуренции, нам бы то же следовало об этом помнить

Так что компания SpaceX фактически ходит по лезвию ножа, ведь при желании у них имеются вполне реальные шансы стать монополистом как минимум в двух сферах – в выводе ПН на орбиту и в предоставлении услуг высокоскоростной спутниковой связи.

Антимонопольная служба США такого не потерпит и вполне может разделить монополиста на несколько компаний, а это, в свою очередь, может уничтожить оба направления, поскольку они друг друга взаимно дополняют – без низкой стоимости вывода ПН на орбиту не будет десятков тысяч спутников связи, а без необходимости вывода на орбиту десятков тысяч спутников связи не будет загрузки у многоразовых РН, по крайней мере вначале.

Даже если бы Илон Маск и мог снизить цену почти до себестоимости запуска, то зачем ему это делать? Какой кретин так поступит, откажется от значительной части прибыли? Такие альтруисты в бизнесе не выживают... Не лучше ли вложить сверхприбыли в перспективные проекты для того, чтобы ещё сильнее вырваться вперёд?

И SpaceX, судя по всему, вкладывает, иначе на какие «шиши» они смогли бы строить такое количество прототипов сверхтяжёлых ракет системы Starship-Super Heavy, да ещё не переживать по поводу того, что они бьются на испытаниях, получая с кучи датчиков огромное количество информации, позволяющей быстро оптимизировать конструкцию, в то время как другие потратили бы десятилетия, отрабатывая компоненты системы на наземных стендах.


Возможно, самый дорогой фейерверк в истории...

Кстати, а сколько сверхтяжелых РН было запущено за период разработки системы Starship-Super Heavy другими компаниями или даже целыми странами?

На острие копья


Реализованные компанией SpaceX производственные мощности по конвейерному изготовлению высокотехнологичных спутников связи и ракет-носителей сами по себе поражают воображение – ничего подобного ни у кого пока просто нет, но именно по этому пути уже идёт Китай, который собирается производить ракеты-носители и космические аппараты «как автомобили».

Из статьи Дмитрия Верхотурова:

...Вот теперь пусть адепты Илона Маска и пояснят, зачем нужны эти паузы в запусках, да еще неравномерные по протяженности, и что в это время со ступенью делают. Разумеется, что-то делают, не любуются же на нее месяцами.

Единственное объяснение таким паузам в запусках возвращаемых ступеней — разборка. Ступень разбирают и собирают снова. Завод-изготовитель, к примеру, получив вернувшийся двигатель, довольно быстро его перебирает, заменяя неудовлетворительные части новыми. Разница в сроках оборота разных ступеней связана с изготовлением запчастей. Некоторая часть узлов и агрегатов, несомненно, заменяется на новые после каждого же запуска...

И что в этом такого? Вы представляете разницу в сложности, стоимости и сроках между сборкой и разборкой какого-либо сложного изделия, пусть и с диагностикой, и с частичной заменой, по сравнению с полным изготовлением всех узлов и агрегатов?

Да и вообще вся инфраструктура SpaceX по запуску и приёму ракет внушает, включая собственный космодром. Напомнить, как строили наш «Восточный»? А у них всё просто: «Эй, а не построить ли нам ещё один космодром?» Такое ощущение, что их не поддерживают, а скорее сдерживают, в первую очередь с помощью экологических организаций с их запредельными требованиями.


А ещё у SpaceX есть специальные суда, башни «Мехадзила», инфраструктура заправки переохлаждённым топливом и окислителем и многое, многое другое...

Если раньше сомнения вызывал тонкий и ломкий корпус ракет Falcon, то теперь прицепились к «метёлке» ракетных двигателей системы Starship-Super Heavy, дескать, почему нельзя было сделать три-четыре «больших и мощных» ракетных двигателя?

Существует такая штука, как закон квадрата-куба, не позволяющий осуществлять прямое масштабирование каких-либо объектов без потери их свойств. Нельзя увеличить человека в три раза, точнее, условно можно, но он тут же сломается пополам, не может существовать гигантских насекомых в наших физических условиях (соотношение температуры, атмосферного давления, влажности, гравитации и т. д.), нельзя взять реактивный двигатель от истребителя, пропорционально его увеличить и засунуть в бомбардировщик.

А как же ракетные двигатели лунной ракеты «Сатурн-5»?

Далеко не факт, что ракетные двигатели таких габаритов и такой мощности можно сделать многоразовыми и обеспечить эффективное дросселирование их тяги, что, безусловно, необходимо для многоразового применения. А может, что и возможно, но значительно сложнее, так что к этому инженеры SpaceX придут постепенно, модернизируя РД Raptor, повышая их мощность и оптимизируя конструкцию.

Ну а что касается надёжности «метёлки» ракетных двигателей, то здесь вопрос скорее лежит в технологиях производства и контроле качества, так что посмотрим на статистику аварийности Starship-Super Heavy – происходит-то всё практически на наших глазах, взрыв сверхтяжёлой РН скрыть сложно.


Сравнение РН Н-1 с 30-ю двигателями НК-33 и РН Super Heavy с 33 двигателями Raptor. Источник Space Room | Космос

Что касается применения парашютной системы для частично многоразовых ракет, то кто-то реально считает, что после приземления парашютным способом двигатели не придётся тестировать и перебирать? Особенно учитывая то, что ветер – это штука непредсказуемая, и приземляющиеся ракетные двигатели могут влететь в какую-нибудь конструкцию, а не плавно приземлиться на ракетной тяге – попробуйте сами прыгнуть с парашютом, оцените силу удара лично.

Особенно это относится к «махине» двигателей для «сверхтяжа». Парашютные системы применяют, но лишь для сверхлёгких ракет, да и там стараются поймать их вертолётом в воздухе, чтобы минимизировать ущерб при падении-приземлении.

Выводы


Отрицание реальности, отрицание той революции, которую уже совершает компания SpaceX, и которую может произвести, и, скорее всего, произведёт система Starship-Super Heavy, приведёт к тому, что мы не интенсифицируем усилия в этом направлении.

В Китае вот чётко осознают потенциал полностью многоразовых ракет-носителей и вкладывают огромные средства, прикладывают значительные усилия для развития этого направления. Для этого применяется стратегия First Assembly Pull, которая направлена на массовое производство компонентов спутников и ракет с более низкой себестоимостью при сохранении высоких стандартов качества, используются схемы снабжения, аналогичные используемым при производстве автомобилей.


А нам зачем суетиться, если и так всё хорошо? Правда, рынок космических запусков потеряли, но это не из-за того, что у нас стоимость вывода ПН на орбиту выше, чем у конкурентов, а из-за санкций. А раз всё хорошо, то и делать ничего не надо – идём своим путём, как шли, главное ракету правильно покрасить, как-нибудь скрепно, духовно, под гжель или под хохлому, а то Мизулина лететь не разрешит...
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    Вчера, 04:32
    Антимонопольное законодательство в США работает достаточно эффективно – кто-нибудь помнит, как Intel заставили поделиться своими наработками по процессорам на архитектуре x86 с AMD?

    Но есть исключение и имя ему Boeing. Boeing монополизировал производство пассажирских самолетов и как то антимонопольные органы позволили ему купить MD. Антимонопольные органы закрыли глаза на выявленный факт воровства Boeing технологий LM, ограничились наказанием исполнителей, мол руководство компании не знало... Более того, заставили создать монополиста в виде ULA, который внаглую задрал цены на запуск до небес.
    Антимонопольная служба США такого не потерпит и вполне может разделить монополиста на несколько компаний

    Могут заставить вывести Starlink на IPO полагаю, но не более.
    не переживать по поводу того, что они бьются на испытаниях

    Это метод С.П. Королёва, пусть больше взрывается ракет. И когда некоторые стенают, мол Н-1 провалился, то не понимают, что Н-1 зарезали как создателя. 4 испытательных запуска? Вы серьезно? Да их должно было быть не менее 20...
    но именно по этому пути уже идёт Китай, который собирается производить ракеты-носители и космические аппараты «как автомобили»

    Он пока не идет, а только говорит. Китай (что для него не характерно) упустил много времени и не разглядел перспективность многоразовых ракет. Слишком долго наблюдали, выгорит у Маска или нет. За это время они вложились в Cz-10, сделав на нее ставку как на "лунную ракету" и сейчас просто не могут переключиться.
    В Китае вот чётко осознают потенциал полностью многоразовых ракет-носителей и вкладывают огромные средства, прикладывают значительные усилия для развития этого направления.

    В Китае на многоразовость бросили мелкие ответвления от "государственного космоса" и все что они могут, это пытаться копировать Falcon-9, в то время когда уже нужно уже пытаться копировать Starship. Поэтому не вижу перспектив у китайской космонавтики. Они даже переход не произвели от гептила к керосину, в смысле не произошла смена поколений ракет.
    1. +2
      Вчера, 14:12
      и тем не менее антимонопольное законодательство понимает что у Boeing есть конкурент - это Airbus. Он летает даже на внутренних рейсах США, а часть производственных площадок среднемагистральных Airbus - располагается в США. В итоге Регулятором для Boeing является европейский концерн.
      Второй регулятор - это конгломерат Lockheed Martin с которым у Boeing сложные отношения. В рамках космоса - они друзья потому что совместно держат концерн ULA. А вот в сфере авиации они разделили между собой рынки - гражданский сектор Боингу, а военный Локхидам. При этом отдельные экземпляры техники, могут выпускаться и на "не своей нише". И Boeing знает что если сильно перегнёт палку - правительство отберёт часть рынка в пользу локхид.
    2. 0
      Вчера, 16:10
      Но есть исключение и имя ему Boeing.

      Боинг не является монополистом на рынке пассажирских перевозок США. Если брать общий парк коммерческих пассажирских самолетов в США, то у Боинга нет и 50 процентов.
  2. +3
    Вчера, 04:38
    П.С:
    А нам зачем суетиться, если и так всё хорошо?
    "Больному человеку" суета только во вред. Раз в три года испытывать Ангару? Да куда торопиться то... "Союз" наше все, еще и потомкам хватит, спасибо Сергею Павловичу...
    1. +2
      Вчера, 05:15
      Цитата: Дырокол
      П.С:
      А нам зачем суетиться, если и так всё хорошо?
      "Больному человеку" суета только во вред. Раз в три года испытывать Ангару? Да куда торопиться то... "Союз" наше все, еще и потомкам хватит, спасибо Сергею Павловичу...

      Да, куда там этому Маску до нашего Роскосмоса? wink
      Вон Мантуров собрался АЭС на Луне строить. fool
      Я не знаю зачем нужна АЭС на Луне. no Но денег она будет стоить немеряно. yes
      А на батутах теперь Рогозин летает. laughing
      1. 0
        Вчера, 05:24
        Цитата: Бородач
        Но денег она будет стоить немеряно.

        Тут ситуация двоякая... Если не планировать развитие, то денег не дадут. Поэтому нужно рекламировать свои возможности (пусть и не соответствующие действительности) делая громкие заявления. С другой стороны полученные средства будут освоены, но кроме красивой презентации показать будет нечего. Зато до исполнителей какая то часть средств дойдёт и позволит им существовать, а это значит, что хоть что-то запускать будут.
        1. +2
          Вчера, 05:49
          помнится кще история с тем что в 00х-10х годах у нас частники чтот собирались делать и роскосмос тогда начал им откровенно палки в колеса вставлять тип все контракты через нас согласования тоже и в таком роде (чесно не помню всю историю целиком но закончилось я погологаю тем что ребята обанкротились предварительно распродав технологии а их остатки купил роскосмос скорее всего) вспоминается ватная поговорка про с300 „сам не летает и другим не дает“ только без с300
        2. +1
          Вчера, 07:46
          Цитата: Дырокол
          Цитата: Бородач
          Но денег она будет стоить немеряно.

          Тут ситуация двоякая... Если не планировать развитие, то денег не дадут. Поэтому нужно рекламировать свои возможности (пусть и не соответствующие действительности) делая громкие заявления. С другой стороны полученные средства будут освоены, но кроме красивой презентации показать будет нечего. Зато до исполнителей какая то часть средств дойдёт и позволит им существовать, а это значит, что хоть что-то запускать будут.

          У Рогозина тоже планов громадье было - закончилось громадным распилом и воровством.
          1. +2
            Вчера, 07:49
            Цитата: Бородач
            У Рогозина тоже планов громадье было - закончилось громадным распилом и воровством.

            Его задача была не прекратить воровство, а навести порядок в плане контроля качества. Что он собственно и сделал. Ну как минимум за это ему можно сказать спасибо. Языком конечно он много лишнего ляпнул, ну так то его натура такая...
            1. +2
              Вчера, 12:05
              Цитата: Дырокол
              Его задача была не прекратить воровство, а навести порядок в плане контроля качества.

              Как журналист может навести порядок с качеством при строительстве ракет.
              Решительно не понимаю.
              1. +1
                Вчера, 12:26
                Цитата: Алексей Зоммер
                Как журналист может навести порядок с качеством при строительстве ракет.
                Решительно не понимаю.

                Образование тут не на первом месте. Учитывая то, что ранее все было норм, то причиной бардака было нарушение установленного регламента и выполнение инструкций. Т.е. нужно было добиться соблюдения всеми своих обязанностей и следование регламенту.
                1. +1
                  Вчера, 12:29
                  Цитата: Дырокол
                  .е. нужно было добиться соблюдения всеми своих обязанностей и следование регламенту.

                  И журналист в этом разбирается лучше всех?
                  Очень сомневаюсь. Да и результатов я что то от Рогозина не заметил. Как то тихо его высадили, без позора, но и без почестей.
                  Рогозин и Роскосмос, это яркий пример человека не на своем месте. ИМХО.
                  1. +3
                    Вчера, 12:35
                    Цитата: Алексей Зоммер
                    И журналист в этом разбирается лучше всех?

                    Нет конечно, но и семи пядей во лбу иметь не нужно. Нужно иметь зычный голос, высокий рост и большую массу чтобы нависать над сотрудником которого потрошишь. Орать "Всех уволю! Вы у меня ... будете строем ходить и за каждый чих отчитываться!" Ну и все в таком духе. Ну иметь несколько шнырей, кто будет докладывать кто саботирует мероприятия...
                    1. +3
                      Вчера, 12:39
                      Цитата: Дырокол
                      Нужно иметь зычный голос, высокий рост и большую массу чтобы нависать над сотрудником которого потрошишь. Орать "Всех уволю! Вы у меня ... будете строем ходить и за каждый чих отчитываться!"

                      Думаю у Королева, было, что то еще кроме перечисленного.
                      1. +1
                        Вчера, 12:47
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        Думаю у Королева, было, что то еще кроме перечисленного.

                        Несомненно. Хотя выражаться он умел как никто. У Королева было видение будущего, в каком направлении идти. Ну и он так то Главный Конструктор, а не приглашенный менеджер с высоким окладом. Он отец современной космонавтики.
                      2. +2
                        Вчера, 12:52
                        Цитата: Дырокол
                        У Королева было видение будущего, в каком направлении идти

                        По тому, что он был профессионалом. Он понимал, то что он делал и куда толкал людей. Уверен, что Королев был очень жесткий руководитель, но он имел на это профессиональное право. Потому что разбирался в теме хорошо.
                        Кто такой Рогозин? Самодур, который берется за все?
                        Думаю назначение таких людей руководителями, это позорная страница Роскосмоса. И говорит о квалификации тех менеджеров, которые его туда поставили.
                      3. 0
                        Вчера, 13:29
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        По тому, что он был профессионалом

                        Что вы имели в виду? Он так-то не оканчивал "ракетостроительную академию", его знания были на уровне выпускника политеха.
                      4. +1
                        Вчера, 13:31
                        Цитата: Дырокол
                        Что вы имели в виду?

                        Я имею ввиду, то что и написал. Он разбирался технически в порученном вопросе очень глубоко. Это он мог в академии преподавать.
                        Чему его в академии могли научить?
                      5. 0
                        Вчера, 18:45
                        Рогозин не был генеральным конструктором, как Королёв. Он скорее был куратором от правительства, как какой-нибудь Берия для атомного проекта
                      6. 0
                        Вчера, 22:37
                        Не сравнивайте эффективность этих людей.
                        Рогозин рядом даже не стоял.
                      7. 0
                        Вчера, 22:52
                        Разумеется. Но его назначили козлом отпущения буквально за всё, хотя у нас в то же время руководил всеми любимый Шойгу, который парадно разваливал армию. И у него нет такого заряда ненависти, хотя бед от него в тысячу раз больше
          2. -5
            Вчера, 11:43
            вообще-то Рогозин порядок навел в Роскосмосе
            1. -1
              Вчера, 12:30
              Цитата: Nastia Makarova
              вообще-то Рогозин порядок навел в Роскосмосе

              По этому его перевели на тихую работу? Чем он сейчас занимается?
              Последнее упоминание о нем, это его ранение в ягодицу во время празднования своего дня рождения в Донецке.
              Я что то забыл?
              1. 0
                Вчера, 14:01
                Роскосмос до него и после, небо и земля
                1. +1
                  Вчера, 14:48
                  Цитата: Nastia Makarova
                  Роскосмос до него и после, небо и земля

                  Ну, то что после - земля как бы не удивляет. За что бы у нас не брались в стране сплошная земля в итоге.
                  1. -1
                    Вчера, 14:51
                    кто то видит каку а кто то мед))))
                    1. +1
                      Вчера, 14:53
                      Цитата: Nastia Makarova
                      кто то видит каку а кто то мед))))

                      А кто-то дальше своего носа не видит потому что ему так удобнее. В Багдаде все спокойно.
                      1. -1
                        Вчера, 15:01
                        ну а вы и дальше плачьте и нервничайте, а у нас все спокойно)))))))
                      2. -1
                        Вчера, 15:05
                        Цитата: Nastia Makarova
                        а у нас все спокойно)))))))

                        Оно и видно. Что до вас пока шумерский беспилотник не долетел.
                      3. 0
                        Вчера, 15:23
                        сегодня прилетало, все сбито, каждые несколько дней к нам в город прилетает
            2. 0
              Вчера, 16:15
              А Борисов то продолжил наводить этот "порядок"!
  3. +1
    Вчера, 05:59
    Может, если Маск со товарищи сначала достигнет Марса, а потом улетит на Проксиму Центавра, планета вздохнёт с облегчением?
  4. 0
    Вчера, 06:24
    Помнится, лет 15 тому назад мне попалась статья некоего «эксперта с опытом работы в космической сфере», который заявлял, что ничего у Илона Маска с ракетой Falcon не получится:

    Помню и более подробные разборы доказательства "невозможно". Так как и сам "с опытом работы в космической сфере" помню и в те годы были дискуссии - и вполне доказательно оказывалось невыгодным и трудновыполнимым. Это было мнение не "экспертов", а экспертов.
    Проблема была в граничных условиях - какие задачи, на чем и т.д. В частности резкое падение выводимого веса при неиспользовании двигателей на 110% без оглядки на многоразовость и синхронизацию даже 8 двигателей... Но это 80-е годы...
    Илона нашел правильную комбинацию. И электроника не ламповая...
    А насчет "господдержки" - она у него была в виде передачи ему (и другим частным фирмам) документации НИР, ОКР от NASA и переход талантливых несогласных с супербюракротической осторожностью NASA в его фирму.
    1. -1
      Вчера, 06:46
      Цитата: tsvetahaki
      была в виде передачи ему (и другим частным фирмам) документации НИР, ОКР от NASA

      Ну прекратите, что НАСА могло передать? НАСА ракетами не занимается вообще, в смысле разработок. По заказу НАСА создано всего две ракетные системы, Сатурн-5 и Спейс Шаттл, т.е. именно по этим ракетам НАСА может передавать технологии. Они это передали на пример Boeing для создания SLS. Что они могли "передать" SpaceX? Почему все решили, что для создания ракеты обязательно нужен "многолетний опыт"? НАСА предоставляет свои стартовые площадки и испытательные стенды со своим штатом, что несомненно важно ибо частник не способен в короткое время создать такую инфраструктуру, без этого ракету не создать. Но сама концепция ракеты и двигателя это все на создателе.
      1. 0
        Вчера, 21:44
        НАСА является владельцем НИР и ОКР проведенных на ее деньги. В том числе много по метановым двигателям.
        В принципе я не открыл америку - все это в свободной печати, подробно, когда забыл кто из прездентов и повелел открыть эту информацию (учитывая, что НАСА государственная и ее достижения пренадлежат всем).
        Покопайтесь чуть и найдете. Да и посмотрите кто создавал двигатели.
        1. 0
          Вчера, 22:00
          P.S. самому лень лазить, советую спросить ChatGPT например. Вот кусочек его выдачи -
          🔍 Вывод

          Когда SpaceX только начинала (2002–2006 гг.), она:

          не имела собственной НИОКР-базы,

          но получила открытый доступ к огромному массиву НИР и ОКР NASA (через NTRS, Software Catalog, лицензионные программы и консультации NASA Ames),

          и воспользовалась политикой NASA по Technology Transfer и Commercial Partnerships, закреплённой в законе и внутренних директивах.

          Хочешь, я подберу конкретные технические отчёты NASA, на которые могла опираться SpaceX в ранней разработке Falcon 1 и Dragon (например, по двигателям Merlin, композитным бакам и абляционным покрытиям)?

          Кому интересно - может домучать.
          Я просто помню те времена и что делалось, мне копаться для собственных выводов - ни к чему! laughing
    2. +1
      Вчера, 12:07
      Цитата: tsvetahaki
      В частности резкое падение выводимого веса при неиспользовании двигателей на 110%

      Так эта проблема решена, или все так и осталось?
      1. +3
        Вчера, 19:13
        А как ее можно решить?
        Falcon 9:
        Масса полезной нагрузки на НОО без возвращения 22,8 тонн, с возвращением 17,4 тонн.
        Очевидно, что для разовых пусков многоразовость будет дороже. При серийных пусках картина меняется. Но со скольки пусков многоразовая ракета станет выгоднее одноразовой - 3, 5, 10 - зависит от многого.
  5. -3
    Вчера, 08:05
    Главное, что они "подсмотрели" у нас - это, видимо, технология окислительного газогенератора. В США неплохо получались восстановительные газогенераторы (как на RS-25), а вот сделать окислительный газогенератор не получалось. А у нас - наоборот (РД-180). Для схемы с полной газификацией (Раптор) нужны оба.
  6. -1
    Вчера, 09:29
    какая-то статья религиозная из секты свидетелей Илона Маска
    производственные мощности по конвейерному изготовлению высокотехнологичных спутников связи и ракет-носителей сами по себе поражают воображение – ничего подобного ни у кого пока просто нет

    да ладно! никто никогда не делал ракеты или спутники на конвейере??? серьезно?
    Что касается моей позиции, то Маск опять в стиле менеджера манипулирует, как с теслой, расходами по проекту, просто не показывая всех вложений в проект или откладывая необходимые траты.
    Я не сомневаюсь, что у него с почти безграничным финансовым и материальным рычагом и при возможности нанимать сотни топовых специалистов что-то получится, но вовсе не уверен, что получится круто, потому что в компании часто практикуется "хипстерский" дизайн без оглядки на требования, выработанные в отрасли десятилетиями - поэтому у него столько взрывов и аварий, поэтому за кучу лет, проектов и инвестиций по факту только 1 реальное достижение - массовый вывод на орбиту спутников.
    Хочу напомнить, что Маск потратил уже на свои программы несколько бюджетов лунной программы СССР, при этом получив очень широкую поддержку от НАСА как кадрами и документацией, так и мат.базой.
    1. +3
      Вчера, 10:13
      Автору зачет, молодец! Только ответ надо искать в менталитете, интересно Маск – протестант? Ведь он в ЮАР не остался, а в США двинул. К величайшему сожалению скорость принятия технических решений у американцев на порядке быстрее чем у нас. Почему у них НТП идет плавно, а у нас только после пинка. Американцам интересно этим заниматься. Да в Маска денег вложили немерено, только кто вкладывал (ли) понимали перспективность этого дела, т.е. уровень технической культуры достаточно высок. Посмотрите какое разнообразие технических видов спорта в США? А у нас? Это общий уровень технической культуры. Маск не на пустом месте поднимается, под ним ментальный фундамент.
      1. -3
        Вчера, 10:18
        Цитата: DWG1905
        Почему у них НТП идет плавно

        Главный фактор НТП - это окупаемость после внедрения новинки. Маск окупает авансом, т.к. получает заказы от правительства и Пентагона.
        А вообще главный фактор - это способность капитала к мобилизации (не путать со спекуляцией) и доступ к рынкам и продажам, включая логистику морем. Всё это у амеров есть в избытке. А к примеру нашему государству пришлось последние веков 15 воевать за логистику торговли.
  7. +3
    Вчера, 10:04
    Ключевой момент в создании экстремальной техники - это отладка и доводка идеи. Для этого нужно понимать и стараться предвосхищать проблемы - нужна диагностика. Под это дело в начале 60-х у нас было создано НИИ Физических Измерений. Там примерно в 1966 пришел к власти Волков, царек-долгожитель с весьма хреновым образованием. Чего он сразу сообразил - сделать зачистку верха НИИ от умников - своих потенциальных конкурентов. Далее, верх НИИФИ сосредоточился на "правильной организации работы" - отчетные талоны, спец.сектор, огромная пирамида иерархии..
    Структура раскололась на две касты - верхи, которые бесконечно и откровенно пусто-порожне совещались, и низы, которые не чурались жульничества и фальсификаций.
    Ну и куда после этого полетел наш космос?
    1. +4
      Вчера, 12:14
      Цитата: JustMe
      Чего он сразу сообразил - сделать зачистку верха НИИ от умников -

      Это основа основ в России. Принцип отрицательной эволюции.
  8. -1
    Вчера, 10:33
    Что-то статья ни о чём. Просто можно сократить до "а я же говорил". Думал будет какая-то оценка супертяжа, но нет, просто опять споры споры о том что сможет... бесполезное чтиво вышло, увы
    1. +5
      Вчера, 12:44
      Цитата: vargo
      Думал будет какая-то оценка супертяжа

      На сколько помню автор ранее касался этой темы. Не в техническом плане, а в преимуществах и открывающихся возможностях. 11 испытание показало, что все косяки исправлены, новые аномалии не выявлены, конструкция показала высокую надежность. На Старшип перед полетом на ряде участков было удалено защитное покрытие, в этих местах был зафиксирован прогар корпуса вызвавший утечки топлива, но не смотря на это аппарат не разрушился, а благополучно приводнился в расчетной точке.
      Первая ступень Суперхэви летала повторно и для нее полет прошел практически без замечаний, при торможении не запустился один двигатель, но это не критично.
      Вероятность того, что система Старшип-Суперхэви поступит в эксплуатацию очень высока. А это значит, что система Старлинк начнет работать с спутниками 3 поколения обеспечив телефонную связь (на этом месте мобильные операторы могут начать вешаться), закончится развертывание системы Старшилд, начнется развертывание системы Золотой купол.
  9. -1
    Вчера, 11:08
    Увы. Чтото делать поздно. Подобное инерционно сильно ,вон на наследии СССР сколько продержались.
    Даже если сейчас все сделать идеально ,то успех увидят в основном наши дети.

    Идеально? смешно. У нас рулят все теже. Рогозины, Медведевы, Сердюковы, и прочие из команды Самого!!!
  10. +3
    Вчера, 12:48
    Цитата: Nastia Makarova
    вообще-то Рогозин порядок навел в Роскосмосе


    Вы забываете про трехлетний цикл производства РКТ.
    Если при приходе Рогозина ракеты "сразу" перестали падать - это значит, что всю работу провел его предшественник, Комаров.
    А за падения ракет при Комарове надо говорить "спасибо" Остапенко.
  11. 0
    Вчера, 12:55
    Цитата: красноглазка
    помнится кще история с тем что в 00х-10х годах у нас частники чтот собирались делать и роскосмос тогда начал им откровенно палки в колеса вставлять тип все контракты через нас согласования тоже и в таком роде (чесно не помню всю историю целиком но закончилось я погологаю тем что ребята обанкротились


    Лин? Они с припоем в газогенераторе не разобрались, только убили постороннего человека на своих "гаражных испытаниях".
    SR? Которые пытались тупо повторить геофизическую ракетку "Новатора"?
  12. 0
    Вчера, 13:35
    Цитата: Дырокол
    4 испытательных запуска? Вы серьезно? Да их должно было быть не менее 20...

    Простите, 20 - это норматив для космических ракет, или ваши личные соображения?
  13. AVM
    +4
    Вчера, 14:48
    SpaceX совершила 500-ю посадку Falcon 9, это был 130-й запуск Falcon 9 в 2025 году.

    Первая успешная посадка первой ступени РН Falcon 9 состоялась в 2015 году.
  14. +2
    Вчера, 16:24
    Практически вся история создания многоразовых ракет-носителей (РН) компанией SpaceX – это озвучиваемый скептиками перечень причин, по которым им не удастся то или иное достижение, и точка «вы здесь», когда очередная вершина вновь была взята.

    Никто никогда не отрицал техническую возможност создават самих разних и прекрасних многоразових ракет носителей. Кстати одна многоразовая система уже била в експлоатации на долгое время. Ето бил непрежалимий всеми нами Шатл. Летал он на славу своих создателей и бил настоящее техническое достижение без никакого сомнения.
    Весь вопрос, если кто то еще не понял, не в технической возможности создават многоразових систем, а только в их економической целесообразности и превосходство над одноразових систем.
    По какой технологии килограм на орбиту будет дешевле - в етом вся дискусия.
    Про етом и многоразовие и одноразовие технологии бивают разние. К примеру при многоразових можно спасат только самих дорогих елементов ракет, а при одноразових делат ракет как можно дешевле (из канализационих труб).