Универсальный боец инженерных войск. Часть третья

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья


Во второй части мы рассмотрели основные модификации ИМР-2. Но усовершенствование машины и ее оборудования не прекращались. Они продолжаются по сей день.

В середине 1980-х гг. на ИМР испытывали экспериментальный образец тралящего устройства. Это было связано с тем, что ножевой трал машины (как и трал КМТ-6 для танков) не обеспечивал надежного траления мин, заглубленных более 30 см, — она составляла 20%. В ходе работ было разработано тралящее устройство в виде рамы, которая навешивалась на универсальный бульдозер. В результате общий вес всех компонентов трала был уменьшен, но надежность траления мин при заглублении до 50 см удалось повысить всего на 10%.


Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Экспериментальное тралящее устройство на бульдозере ИМР-2


Также в последние десятилетия проводилось много робот по модернизации и усовершенствованию рабочих органов ИМР. Для примера приведем патент на интересную модернизацию (или изменение) захвата-манипулятора ИМР-2М:

Инженерная машина разграждения (Патент RU 2072088):

F41H13 — Средства наступления или обороны, не отнесенные к другим группам. Авторы патента: Кондратович А.А., Афанасьев В. Е., Примак Л.В., Черепанов В.Д., Купцов В.И.

Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности лесных и каменных завалов. Инженерная машина разграждения содержит базовое шасси 1, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган 2 и поворотная платформа 3 с телескопической стрелой 4. Новым в машине является то, что телескопическая стрела снабжена захватом 5 с гидроцилиндрами управления 6, выполненным в виде двух шарнирно соединенных между собой челюстей, одна — в виде бульдозерного отвала 7 с закрепленными на нем шипами 8, другая — в виде рамы 9 с жестко закрепленными на ней зубьями 10.

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Фиг.1


Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности, лесных и каменных завалов.

Известна инженерная машина разграждения ИМР-2М, содержащая гусеничное шасси, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган и поворотная платформа с телескопической стрелой, на которой установлен рабочий орган в виде захвата-манипулятора. Недостатком этой машины является низкая производительность при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение производительности машины при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.

Проведенный сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с прототипом показывает возможность повышения производительности машины при устройстве проходов в каменных и лесных завалах в 2-3 раза.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена инженерная машина разграждения (ИМР), вид сбоку; на фиг. 2 захват в раскрытом положении, вид сбоку; на фиг.3 захват в закрытом положении, вид сбоку; на фиг.4 захват в раскрытом положении, вид спереди; на фиг.5 захват в закрытом положении, вид спереди.

ИМР работает следующим образом. При проделывании проходов в завалах, где преобладает мелкая фракция, а также при устройстве въезда на крутой грунтовый откос, челюсти захвата 5 сомкнуты (фиг. 3 и 5).

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Фиг.3


Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Фиг.5


Опуская телескопическую стрелу 4, внедряют захват 5 в завал (откос), затем втягивая телескопическую стрелу и поворачивая захват в вертикальной плоскости, зажимают элементы завала между захватом и опущенным на грунт отвалом бульдозерного рабочего органа 2, после чего движением базовой машины перемешивают элементы завала в нужном направлении (грунт из откоса между захватом и отвалом бульдозерного рабочего органа не зажимается, а перемещается в направлении машины, за счет чего образуется въезд).

При проделывании проходов в завалах, где преобладает крупная фракция (бревна, железобетонные плит и т.п.), захват 5 раскрыт (фиг.2 и 4). Опуская телескопическую стрелу 4 и поворачивая захват 5 в вертикальной и горизонтальной плоскостях для придания ему необходимой ориентации, внедряют его зубьями 10 в завал, одновременно смыкая челюсти 7, 9 и зажимая элементы завала между ними. Затем, управляя телескопической стрелой 4 и поворотной платформой 3, перемещают элементы завала и нужном направлении.

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Фиг.2


Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
]Фиг.4


При необходимости указанные циклы повторяют.

За счет применения предлагаемого технического решения появляется возможность повышения в 2-3 раза производительности машины при проделывании проходов в завалах, остальные функциональные возможности машины при этом сохраняются.

Возможно при разборе завала такой захват и более выгоден. Но при нем теряется универсальность машины. Ведь иногда надо выкопать траншею или канаву, убрать сыпучий материал в сторону от пути, а не перемещать его и т. п. Новым захватом этого на сделаешь

Зарубежные аналоги


В армиях других стран мира (не считая республик бывшего СССР — там ИМР) также есть инженерные машины подобные ИМР-2. Именуются они по-разному: саперный танк, бронированная (боевая) инженерная машина, инженерная машина разграждения. Состав оборудования у них также может отличаться от того, что на ИМР-2, но спектр выполняемых задач практически тот же. Ниже — несколько представителей этого семейства.

Великобритания:

Саперный танк «CHIEFTAIN» AVRE. «Чифтен» предназначен для обеспечения высокой мобильности танковых боевых групп путем расчистки для них путей движения в условиях массового применения противником заграждений, в том числе минных. Вместо башни смонтирована грузовая опрокидывающаяся платформа для размещения рабочего оборудования. Танк оснащен колейным ножевым минным тралом EMP с гидравлической системой управления, бульдозерным оборудованием UDK1, навешиваемое вместо трала за 10 мин, до трех пакетов фашин из пластмассовых труб для преодоления противотанковых рвов, одним-двумя комплектами удлиненных зарядов разминирования на прицепах L8, гибким дорожным покрытием класса 60, лебедкой с усилием 10 т, крановым оборудованием. Всего было заказано 46 саперных танков.

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Саперный танк "Чифтен"


С 2008 г. а инженерных войсках Великобритании для решения задач сопровождения войск применяют машину «Троян». На вооружение инженерных частей поступило 33 такие машины для замены находящихся на вооружении бронированных инженерных машин «Чифтен». Шасси боевой инженерной машины (БИМ) «Троян» выполнено на основе узлов и агрегатов основного боевого танка «Челленджер-2». Машина «Троян» оснащена мощной модульной броневой защитой аналогичной базовому танку, что должно обеспечить защиту экипажа от взрыва противотанковой мины, а также от огня большинства противотанковых средств. Поскольку машины этого типа нередко вынуждены выполнять задачи инженерного обеспечения, связанные с риском для жизни экипажа, предусмотрена возможность их использования в режиме дистанционного управления. В качестве вооружения на ней используется 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением.

В стандартном исполнении «Троян» оснащен установленным в носовой части бульдозерным отвалом с гидравлическим приводом. Отвал может использоваться как для разрушения препятствий, так и быстрой подготовки огневых позиций. При необходимости проделывания прохода в минно-взрывных заграждениях предусмотрена его оперативная замена в полевых условиях ножевым минным тралом или минным тралом плужного типа. Проделывание проходов в минном поле возможно и взрывным способом. Для этого «Троян» может буксировать на прицепе установку разминирования «Питон». При необходимости на этой машине может быть установлен электромагнитный минный трал для уничтожения мин, оснащенных неконтактными взрывателями. Задняя платформа предназначена для перевозки различного инженерного оборудования, например фашин. На правом борту БИМ «Троян» смонтирована стрела экскаватора с гидравлическим управлением. На сегодняшний день лишь эта инженерная машина в максимальной степени приспособлена к использованию в современных конфликтах.

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Инженерная машина "Троян"


С 2010 г. на вооружение английских инженерных войск стали поступать боевые инженерные машины разграждения Terrier от британской компании BAE Systems. «Терьер» может выполнять широкий спектр работ, в том числе — прокладку колонных путей, обеспечивать продвижение войск через зоны разрушений, рыть траншеи, противотанковые рвы, создавать инженерные заграждения, заниматься погрузкой и укладкой фашин. Combat engineering vehicle Terrier оснащается системой электродистанционного управления, которая позволяет управлять машиной на расстоянии до одного километра. Машина способна транспортировать 5 тонн материалов, вооружена 7,62-мм пулеметом, а также пусковыми установками дымовых гранат для создания дымовой завесы, оснащена системой РХБ защиты, инфракрасными камерами. Полная масса Terrier составляет 32 тонны, она имеет цельносварной бронированный корпус и может дополнительно оснащаться навесной броней. Экипаж состоит из 2 человек.

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
ИМР "Терьер"


Германия:

Немецкий саперный танк «Pionierpanzer 2» предназначен для оказания помощи тяжелым боевым машинам при форсировании ими водных преград, а также для выполнения земляных и грузоподъемных работ в передовых районах. Является дальнейшим развитием саперного танка «Pionierpanzer 1», выполнен на базе танка «Leopard 1». Машина оснащена телескопической экскаваторной стрелой, бульдозерным оборудованием, комплектом оборудования для электрической резки и сварки, работающим от встроенного электрогенератора, лебедкой-кабестаном с механизмом натяжения троса. Вооружение включает 7,62-мм пулемет. Система дистанционного управления экскаваторным оборудованием позволяет более точно выполнять земляные, грузоподъемные и другие работы. Коробчатая стрела треугольного сечения размещается на правом борту в передней части корпуса и в походном положении укладывается на крышу. Бульдозерное оборудование может оснащаться закрылками, увеличивающими ширину резания до 3,75 м. На задней стороне отвала шарнирно укреплены зубья рыхлителя. На саперный танк может быть установлено оборудование для подводного вождения, обеспечивающее преодоление водных преград глубиной до 4 м.

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Саперный танк "Пионерпансер2"


Франция:

Саперный танк АМХ-30 EBG создан на шасси танкового мостоукладчика АМХ-30, но с новым двигателем, подвеской и трансмиссией модификации АМХ-30В2. Он оснащен бульдозерным оборудованием производительностью 120 м3 в час. Имеется также скреперное оборудование. При его использовании машина медленно движется задним ходом вдоль дороги, выравнивая ее. Машина оснащена четырьмя трубчатыми направляющими для дистанционного минирования местности, а также пусковой установкой удлиненного заряда разминирования. Основное вооружение — 142-мм пушка, для стрельбы из которой применяются 17-кг снаряды.

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Саперный танк АМХ-30 EBG


США:

Инженерная машина разграждения ИМР M1 Grizzly. Инженерная машина разграждения «Гризли» (по другому «Бричер») разрабатывалась с 1992 г. и предназначена для проделывания проходов в минных заграждениях, растаскивания завалов, оборудования переходов через противотанковые рвы и подходов к местам переправы через водные преграды и суходолы, отрывки котлованов под укрытияпо (правому борту, смонтирована телескопическая стрела) и устройства окопов для боевых машин. Выполнена на базе танка M1 Abrams. Машина оснащена экскаваторным оборудованием, минным двухотвальным ножевым тралом с аппаратурой автоматического регулирования глубины траления. На 10-м телескопической коробчатой стреле треугольного сечения можно крепить ковш емкостью 1,5 куб. м, грузовой крюк или захват. Вооружение включает 7,62-мм пулемет и 40-мм гранатомет.

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
ИМР-"Гризли"


Однако неудовлетворительные результаты испытаний и высокая стоимость опытных образцов послужили причиной приостановки финансирования программы «Ассалт Бричер». Тем не менее, в 2007 г. 33 такие машины были закуплены для морской пехоты США. Основным инженерным оборудованием БИМ «Бричер» является плуговой минный трал, навешенный на носовую часть машины. С помощью этого оборудования машина может проделывать сплошной проход шириной 4,5 м в минном поле из противотанковых и противопехотных мин, оснащенных контактными взрывателями, со скоростью около 5 км/ч. На машине предусматривается размещение двух удлиненных зарядов разминирования «Миклик». Экипаж БИМ два человека. Мест для размещения саперов, дополнительного оснащения и оборудования не предусмотрено. Кроме того, эта машина оснащена несколькими видеокамерами и системой дистанционного управления по радиоканалу.

Вместо заключения

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
ИМР-2М армии Казахстана


Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
ИМР-3. В передней части корпуса хорошо виден противотанковый трал КМТ-Р3


Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
ИМР за разборкой завала


ИСТОЧНИКИ:
Барятинский М. Т-72. Русская броня против НАТО. М.: Коллекция, Яуза, 2008.
В бой с невидимым врагом. ИМР-2Д, чернобыльский "динозавр" // http://strangernn.livejournal.com/ 869308.html.
—Войсковая часть А 2070 Конструкторско-технологический центр (КТЦ МО Украины) // http://armor.kiev.ua/dtc/history.htm.
Достопримечательности Чернобыля: знаменитая машина ИМР-2 — незаменимая техника ликвидации // http://eco-turizm.net/dostoprimechatelnosti-chernobyilya-znamenitaya-mashina-imr-2-nezamenimaya-tehnika-likvidatsii-ch-3-3.php.
ИМР — инженерная машина разграждения // http://chornobyl.in.ua/imr.html
—ИМР-1 объект 616а — http://hobby-models.ru/walkaround/imr-1-obekt-616a.html.
ИМР-2 (в/ч в г. Новоград-Волынский) // https://photo.qip.ru/users/coast70/150500371/ 161300080/ #mainImageLink.
Инженерная машина разграждения ИМР. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Военное издательство, 1972.
Инженерная машина разграждения ИМР-2М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Военное издательство, 1990.
Инженерная машина разграждения (патентное бюро РФ) // http://www.findpatent.ru/.
Инженерная машина ИМР-2 // http://karopka.ru/forum/forum188/topic14675/.
Инженерная машина разграждения ИМР-2. Львовский бронетанковый ремонтный завод // http://11332.ua.all.biz/inzhenernaya-mashina-razgrazhdeniya-imr-2-g952203.
История отечественных минных тралов // Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра. №6. 2012.
«Как это было. Вспоминая катастрофу на ЧАЭС». Сайт «Глобальная катастрофа» // http://www.avanturist.org/forum/5-military/1208/.
Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии — Атомстрой // http://expodigital.ru/?m1=Инновационная среда
— ОАО «Научно-производственная корпорация «УРАЛВАГОНЗАВОД» // http://www.uvz.ru/product.
Рунов В.А. Афганская война. Боевые операции. М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Рыжий лес: Ликвидация // http://chornobyl.in.ua/redforest-likvidacia.html.
Современное оружие мира. Инженерные машины // http://rpg1.ru/view201.html.
Фещук М. Бронированный кулак СССР. Основные советские танки и специальная техника на их базе. (1961—1991 гг.).
Чернобыль // http://chornobyl.in.ua/imr.html.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 5
  1. m262 29 апреля 2014 09:36
    Спасибо за обзор, хотелось- бы больше информации по иностранным образцам, и другим инженерным машинам, тема не менее интересна чем основные танки.
    1. профессор 29 апреля 2014 12:02
      Цитата: m262
      Спасибо за обзор, хотелось- бы больше информации по иностранным образцам, и другим инженерным машинам, тема не менее интересна чем основные танки.

      Поддерживаю. Интересно было бы прочесть обзор про буржуинские включая дистанционно управляемые инженерные машины, роботы и микророботы. Я освещал парочку, но их гораздо больше.

      Наземный тактический микроробот MTGR MICRO


      Робототехника на поле битвы


      Плавающий бульдозер AZMIM


      Боевая инженерная машина Buffalo


      Израильский неуязвимый 60-тонный робот-бульдозер удваивает свои силы


      Роботизированный Bobcat



      Машина разминирования FFG Minebreaker
  2. Aleks тв 29 апреля 2014 13:29
    ИМР-3М:
    - телескопическая стрела до 8м, с рабочим органом,
    - универсальный бульдозер,
    - ножевой колейный минный трал с электромагнитной приставкой КМТ-РЗ.
    Герметизирована, наличие системы жизнеобеспечения экипажа (нам бы такую в танки - горячего поесть и все такое прочее...).
    Что еще нужно ?

    Грузоподъемность стрелы бы ей увеличить немного...
    Хороша мафынка.

    Спасибо автору за заключительную часть, было интересно посмотреть варианты новых захватов а также зарубежные аналоги этой машины.

    Название фото: "Гостей не ждали ? А зря..."
    кликабельно.
  3. beard999 29 апреля 2014 15:01
    Часть информации в статье ошибочна. В частности у американцев, на сегодняшний день, аналога российской ИМР нет вообще. Дело в том, что автор путает две разные инженерные машины на шасси ОБТ «Abrams» - M1 «Grizzly» который выглядит так http://th03.deviantart.net/fs10/PRE/i/2006/136/1/5/M1_Abrams_Grizzly_by_DarkWiza
    rd83.jpg и M1 «Assault Breacher Vehicle» (ABV) которая выглядит так http://home.comcast.net/~superchicken308/ILOC/abvfront.JPG .
    Это две совершенно разные по функционалу машины - «Grizzly» это действительно инженерная машина разграждения, которую можно считать аналогом российской ИМР. Но выпущена она всего в количестве 2-х штук, на вооружение не принималась и не закупалась. А вот «Assault Breacher Vehicle» это вообще машина разминирования, аналогом которой являются российские БМР-3 «Корт-Б» и БМР-3МА «Вепрь». КМП США закупил около 40 ед. ABV. Главным недостатком AVB считается масса - более 72 тонн.
    beard999
  4. Klim2011 1 мая 2014 12:47
    Михаил, спасибо за про деланную работу!
    Прочтение заключительной статьи отложил на выходные, как десерт.
    Присоеденюсь к просьбе камрадов по поводу обзора зарубежных образцов.
    Всех с Праздником!
  5. Комментарий был удален.
  6. Михаил_59 2 мая 2014 22:08
    Цитата: автор
    За счет применения предлагаемого технического решения появляется возможность повышения в 2-3 раза производительности машины при проделывании проходов в завалах, остальные функциональные возможности машины при этом сохраняются.

    Возможно при разборе завала такой захват и более выгоден. Но при нем теряется универсальность машины. Ведь иногда надо выкопать траншею или канаву, убрать сыпучий материал в сторону от пути, а не перемещать его и т. п. Новым захватом этого на сделаешь


    И как все-таки ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня