Дворец Ховбург. Эфесские мрамор и бронза
Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра…
Гомер. Гимн Артемиде
Античная цивилизация. Воздух Турции в самом прямом смысле этого слова пропах морем и солнцем. И так было всегда, еще когда ни о каких турках здесь даже никто и не слышал. Но все слышали о греках. И вот тут-то их было в избытке, по сути, вся Малая Азия принадлежала именно им, а уж побережье было греческим еще до греко-персидских войн. И именно здесь стоял когда-то город Эфес, являвшийся одним из важнейших городов древности. Именно здесь стоял Храм Артемиды, являвшийся одним из семи чудес света. Город этот был также родиной философа Гераклита, а также одной из крупнейших раннехристианских общин. В римские времена Эфес стал столицей провинции Азии с населением около 200 000 человек. Однако если вам случится побывать на месте, где стоял этот город, то ни руин легендарного храма, ни каких-то впечатляющих развалин вам не увидеть. Одна-единственная колонна посреди поля, а на вершине ее – гнездо семьи аистов. Вот и все, что осталось от всего этого древнего великолепия по целому ряду причин. Однако для того чтобы посмотреть на памятники древнего Эфеса, сегодня вовсе не обязательно ехать в Турцию. Сегодня познакомиться с ними можно в центре Европы, в Вене, где в музее дворца Ховбург сегодня выставлена уникальная коллекция древних антиков из этого города. Ну а о том, что они из себя представляют и как именно они попали именно в Вену, мы вам сегодня и расскажем.
А было так, что после открытий Шлимана в Европе проснулся массовый интерес к культуре Древней Греции, так что и Грецию, и Турцию европейские археологи буквально наводнили. Но если Шлимана вдохновляла бессмертная «Илиада» Гомера, то нашелся среди археологов человек, которого еще за несколько лет до него столь же сильно воодушевили сообщения историков прошлого о храме… Артемиды в Эфесе.
И вот воодушевленный своими знаниями о размерах, значении и богатстве храма Артемиды, британский археолог Джон Тертл Вуд, сотрудничавший с Британским музеем, сумел в 1869 году заново открыть это древнее место. Но вопреки ожиданиям список найденных предметов оказался настолько скромным, что раскопки здесь очень скоро были прекращены. И почему так, понятно. Нет находок – нет денег! То есть англичанам там не повезло. Но… зато им в скором времени повезло в других местах, Шлиман успешно занимался раскопками Трои, и вышло так, что австрийским археологам, которые, естественно, тоже ринулись в Грецию, достался лишь остров Самофракия, который они, весьма, кстати, успешно, исследовали в 1873 и 1875 годах.
Однако прошло целых двадцать лет, прежде чем австро-венгерская монархия решила провести широкомасштабные исследования в регионе Восточного Средиземноморья, получила от турецкого правительства карт-бланш на проведение раскопок, и с 1895 года, то есть намного позже других европейских стран, приступила к исследованиям на месте древнего Эфеса. Но самое интересное это то, что данная работа продолжается здесь и сегодня, причем усилиями все тех же австрийских ученых историков. И эти раскопки, идущие здесь уже более века (хотя они и прерывались двумя мировыми войнами), по-прежнему продолжают давать ответы на очень многие вопросы относительно этого древнего города.
То, что австрийцы сумели на столь долгое время обосноваться в районе Эфеса и работать там планомерно и тщательно, разумеется, принесло свои плоды. До 1906 года в Вену были привезены многочисленные находки исключительной ценности, которые сегодня можно увидеть в Эфесском музее — приложении к коллекции греческих и римских древностей.
Наиболее интересные артефакты: парфянский памятник, амазонка с алтаря Артемиды, бронзовая статуя спортсмена, очищающегося себя после состязаний и ребенок с гусем.
Но это лишь часть обширной коллекции эфесских мраморов, выставленных в Эфесском музее в Новом замке дворца Ховбург.
Впрочем, помимо финансирования этих работ, дополнительной мотивацией их проведения было соглашение между Османской империей и Австрией. Дело в том, что султан Абдул Хамид II официально сделал императору Францу Иосифу щедрый подарок: несколько обнаруженных учеными древних предметов он подарил его императорскому дому, что позволило вынести их из Турции совершенно официально и… пополнить коллекции Ховбурга в Вене.
Ценность находок была столь велика, что доставка их из Турции в Австрию осуществлялась судами австрийского военно-морского флота. Сначала они хранились (и периодически выставлялись!) в Храме Тесея в Фольксгартене. Однако после провозглашения закона о турецких древностях 1907 года вывоз предметов старины из Турции был запрещен; таких находок в Вену больше не поступало.
После того как коллекция хранилась в различных импровизированных помещениях в течение многих лет, в декабре 1978 года был открыт Венский Эфесский музей в его нынешнем виде в секции «Нового замка» комплекса Хофбург. Посетителям здесь представлена очень интересная подборка римских скульптур, которые когда-то украшали общественные здания Эфеса римской эпохи, включая обширные термальные ванны и эфесский театр. Ряд архитектурных элементов позволяют получить полное представление о том великолепии, с которым отделывались римские здания, обычно имевшие богато украшенные фасады, а макет древнего города позволяет лучше понять соответствующее расположение объектов в его топографии. Наряду со всем этим изюминкой коллекции является так называемый парфянский памятник, и серия римских рельефов, уникальных как по размеру, так и по мастерству их изготовления.
Научное изучение находок из Эфеса сегодня ведется в тесном сотрудничестве между Венским университетом, Австрийской академией наук и Австрийским археологическим институтом. Кстати, в самой Турции развалины Эфеса и местный музей посещают около двух миллионов туристов ежегодно. И на сегодня это самое популярное место страны после Собора Святой Софии и дворца Топкапы в Стамбуле. Ну а местный Эфесский музей представляет собой важное дополнение к австрийской экспозиции в Вене.
Так что Эфесский музей в Новом замке венского дворца-музея Ховбург – это удовольствие для настоящих ценителей античной скульптуры и архитектуры. Дело в том, что в его больших помещениях размещена лишь небольшая часть коллекции, поэтому каждый из ее экспонатов можно рассмотреть самым детальным образом.
P. S. Администрация сайта и автор высказывают признательность директору музея доктору Георгу Платтнеру за разрешение использовать фотоматериалы Художественно-исторического музея Вены.
- Вячеслав Шпаковский
- Воины с колонны Марка Аврелия
Аргонавты доисторической эпохи
Загадка: всадники на барельефах с дубинками в руках
«Минойские Помпеи»: таинственный город на таинственном острове
Античная керамика и оружие
Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор
Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1
Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2
Информация