Воины с колонны Марка Аврелия

133

Характерные изображение сцен войны Рима с германцами: римские легионеры в однотипном вооружении в походе; захвачены пленные, захвачен скот, через реки наведены мосты с крепкими перилами, всадники римской кавалерии восседают на попонах, свешивающихся весьма низко, но у них нет стремян…

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.
Марк Аврелий, римский император


Античная цивилизация. Интерес к античной цивилизации всегда был очень высок. Достижения цивилизаций, существовавших до нее, то есть бронзового века, может быть, с ней даже и сравнимы, но они не оставили для нас письменных памятников. Ее творения с ними не говорят, «все улики», как сказали бы современные следователи, исключительно косвенные. Не так с античной историей. До нас дошли ее памятники в камне, керамике и металле, в золоте и серебре, из свинца и меди, и даже хрупкого стекла; до нас также дошли письменные тексты. Сделанные на камнях и на глине, папирусе и пергаменте. Они все говорят о разном, и их много. Например, до нас дошли дневники римского императора Марка Аврелия. И ценность их настолько велика, что было сказано: «Будь они настольной книгой каждого чиновника и каждого правителя, мир бы был другим!» Кроме того, письменные источники этого времени дополняют найденные и сохранившиеся артефакты, и они начинают с нами разговаривать, то есть свидетельства их куда более значимы, чем молчаливых мегалитов предшествующих эпох. Однако, кроме множества текстов, до нашего времени сохранились статуи и барельефы, глядя на которые мы можем воочию себе представить ну, скажем, облик тех же римских воинов времен войны Рима с племенами варваров-маркоманов. Памятник, о котором идет речь, называется колонной Марка Аврелия. И вот как раз о ней мы вам сегодня и расскажем.



Воины с колонны Марка Аврелия

Колонна на площади Колонны

Начнем с того, что это за памятник. где он находится, что собой представляет. Итак, колонна Марка Аврелия – это монументальная колонна дорического типа, которая стоит в Риме на площади Колонны, и эта площадь названа в ее честь. Построили ее между 176 и 192 годами, как памятник о событиях Маркоманской войны. Прототипом ее послужила известная колонна императора Траяна. Известно, что Марк Аврелий жил в 121—180 годы нашей эры, а правил с 161 по 180 год нашей эры. То есть строить ее начали еще при жизни императора и, безусловно, с его одобрения, но закончили уже спустя 12 лет после его смерти. И это неудивительно, поскольку работа над этим памятником потребовала много сил, времени и затрат. Дело в том, что всю поверхность колонны, как и в случае с колонной Траяна, покрывают идущие по спирали барельефы, рассказывающие о событиях Маркоманской войны. И сделать их все было, несомненно, делом достаточно сложным и продолжительным.


Ее устройство…


Основание колонны. Джованни Баттиста (или Джамбаттиста) Пиранези (1720—1778), итальянский художник, изобразивший в графике барельефы колонны

Высота колонны равна 29,6 м, высота пьедестала — 10 м. Общая же высота этого монумента равнялась 41,95 м, но со временем 3 метра от ее основания после проведенной в 1589 году реставрации оказались ниже поверхности земли. Ствол колонны изготовлен из блоков каррарского мрамора (28 блоков) диаметром 3,7 метра. Также, как и колонна Траяна, колонна Марка Аврелия внутри полая и там устроена винтовая лестница, в которой примерно 190—200 ступеней, которые ведут на ее вершину. На квадратной площадке там когда-то стояла скульптура самого Марка Аврелия. Освещение лестницы осуществляется через небольшие вертикальные окна.


Нижняя часть колонны. Джованни Пиранези


Самая верхняя часть колонны. Джованни Пиранези

Но самое главное, конечно, ее барельефы. Причем все, что изображено на них, весьма заметно отличается от рельефов на колонне Траяна. Отличается прежде всего намного большей экспрессивностью. Игра света и тени на поверхности колонны Марка Аврелия заметна намного сильнее, так как резьба по камню здесь выполнена более глубокой, чем на колонне Траяна, где фигуры более плоские. Кроме того, здесь головы фигур несколько увеличены, что, видимо, было задумано изначально для большей точности в передаче выражения лиц. Но при этом мы видим одновременно и снижение качественного уровня проработки деталей одежды, и оружие персонажей. Правда, понять скульпторов можно, ведь фигур, изображенных на колонне, буквально тысячи!


А вот так ее верхняя часть выглядит на фото…

Сохранность фигур на этой колонне несколько хуже, чем на колонне Траяна, но, так как резьба здесь использована более глубокая, то есть это по сути горельеф, впечатление они производят значительно более сильное. То есть колонная Траяна кажется более гладкой, а колонна Аврелия – более рельефной, и так это есть и на самом деле.


Легионеры переходят Дунай по наплавному мосту. Очень хорошо видно снаряжение коня на переднем плане. Легионеры представлены в доспехах трех типов: пластинчатых лориках, кольчуга (показанных на барельефе просто «дырками») и чешуйчатых панцирях. Шлемы – одни с кольцом на макушке, другие с небольшим султанчиком. Щиты овальные

Интересно, что в средние века подъем по лестнице на вершину колонны был таким популярным развлечением, что право получать за это входную плату в Риме ежегодно выставляли на аукцион. Со временем, а именно уже к XVI веку, статуя Марка Аврелия была уже потеряна, и в 1589 году папа Сикст V решил колонну отреставрировать. Поручено это было архитектору Доменико Фонтана, который решил водрузить на нее скульптуру апостола Павла, замазал разрушившиеся рельефы (о чем на пьедестале была сделана соответствующая надпись), однако в ней он допустил ошибку и назвал монумент «колонной Антонина Пия».


Поход продолжается. Мы видим знаменосцев в чешуйчатых панцирях, но не в шлемах, а с капюшонами на голове, и всадника – в очень короткой кольчуге с фестонами по подолу, аналогичной очень коротким кольчугам с колонны Траяна. То есть этот вид доспеха за прошедшие 80 лет не претерпел абсолютно никаких изменений! Мечи в ножная висят слева, кинжалов пугио нет ни у кого, нет и солдатских поясов (кингулум). Теперь эти виды снаряжения в прошлом!

Кстати, разница между этими двумя колоннами, траянской и аврелиевой, составляет лишь восемьдесят лет, однако бросается в глаза не только смена рельефа на горельеф, но и общая художественная манера. Если присмотреться, то видно, что сцены войны на колонне Марка Аврелия показаны менее пафосно, чем на колонне Траяна. Специалисты считают, что стиль колонны Марка Аврелия ближе к знаменитой Арке Константина Великого, чем опять-таки к колонне Траяна. Забавным можно считать и тот факт, что героизировать римские легионы, состоящие теперь уже из наемников, а не только коренных жителей Рима, во времена Марка Аврелия перестали, что и нашло свое отражение в их изображении на колонне. То есть считается, что и Арка Константина, и колонна Марка Аврелия демонстрируют нам переход от античного, героизирующего своих персонажей искусства, к искусству более простому, реалистичному, христианскому. И это было, понятно, еще начало, которое позднее получило свое полное развитие.


Римляне поджигают дома германцев, а те с кривыми ножами и щитами в руках пытаются защищаться. Графические изображения барельефов из книги «Колонна Марка Аврелия, императора Рима» 1704 года издания. Джованни Пьетро (1613-1696 гг.) и Бартоли, Пьетро Санти (1635-1700 гг.)

Ну а что касается батальных сцен, то о них можно сказать следующее: в нижней части колонны мы видим схватки римлян с германскими племенами, а на верхних – они бьются уже против сарматов. Опять же очевидно, что в изображении воинов римских легионов, состоявших уже в основном из наемников, во времена Марка Аврелия стала отсутствовать их героизация. Более того, скульпторы вроде бы даже больше сочувствуют побиваемым германцам: те с самым примитивным оружием в руках сопротивляются легионерам, закованным в пластинчатые латы и в кольчугах, а те жгут их дома и нивы и уводят в рабство женщин. В общем-то, мы не видим в германцах и сарматах разбойников, а вот римляне именно таковыми на этой колонне как раз и предстают.


Римская конница атакует германцев. Обратите внимание, что на римлянах надеты узкие штаны типа бриджей, заходящие за колено. Германцев скульпторы изобразили высокими и красивыми людьми! Штаны на них более широкие и достигают щиколоток. Забавно, хотя и объяснимо, что кольчуга у римских всадников даже ягодицы не прикрывает. А ты поезди сидя на металлических-то кольцах!



Конный бой

Отдельные изображения с колонны неоднократно использовались в качестве иллюстраций для книг по истории Древнего Рима. Но тут следует иметь ввиду время создания этого памятника: конец II века нашей эры, и, соответственно, только о воинах этого времени он нам и может рассказать!


Римляне построили «черепаху» и под ее прикрытием осаждают укрепление германцев. Те бросают в них что подвернется под руку: тележные колеса, горящие факелы, камни, мечи и даже сосуды с водой, видимо, горячей. Но никакого зла римлянам причинить не могут!


Конные германцы бегут с поля боя и умирают, лежа на земле. Римские всадники их преследуют, угоняют скот и кирками разрушают германские жилища и какие-то каменные стены. Такие кирки археологами найдены…


Очень натуралистическое изображение слева вверху: римский воин вонзает свой меч в глаз германца. «Горе побежденным!» — одно слово!

Уже в XVII веке с барельефов колонны были сделаны исключительно точные зарисовки, авторами которых были известный художник и антиквар Беллори, Джованни Пьетро (1613-1696 гг.) и Бартоли, Пьетро Санти (1635-1700 гг.). Известна книга «Колонна Марка Аврелия, императора Рима» 1704 года издания этих авторов, изображения из которой сегодня оцифрованы университетом Эмори и библиотекой Роберта В. Вудраффа, благодаря чему ими теперь можно пользоваться, не обращаясь, собственно, к этому старинному изданию.


А вот так надпись на постаменте колонны выглядит сегодня
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

133 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 октября 2020 06:08
    «Будь они настольной книгой каждого чиновника и каждого правителя, мир бы был другим!»
    Только если при этом каждый чиновник и каждый правитель захочет стать другим))) Без этого дневники Марка Аврелия останутся просто красивым аксессуаром, а вышеприведенная цитата - просто красивой фразой.
    1. -2
      8 октября 2020 09:13
      Игра света и тени на поверхности колонны Марка Аврелия заметна намного сильнее, так как резьба по камню здесь выполнена более глубокой, чем на колонне Траяна, где фигуры более плоские


      "резьба по мрамору" на самом деле оказывается лепниной по мрамору и это уже доказано.



      и так далее.
      https://semislov.livejournal.com/578118.html
      1. 0
        2 декабря 2020 06:06
        Алеппо? Надо полагать на фото гнус с ИГИЛ?
  2. +2
    8 октября 2020 06:16
    А вот любопытно, сколько лет эти барельефы изготавливали. Судя по качеству изображений, работа на долгие годы.
    1. +6
      8 октября 2020 07:04
      Ее же несколько лет строили. Причем у римлян уже применялся "бригадный подряд".
  3. -17
    8 октября 2020 06:21
    Ствол колонны изготовлен из блоков каррарского мрамора
    Как то все забыли срок долговечности каррарского мрамора всего 1300 лет! она должна развалиться лет так 500 назад..ан нет стоит! шедевр и все такое!....это обычной новодел которому лет 250-300 от силы..
    1. +11
      8 октября 2020 06:51
      Цитата: vomag
      это обычной новодел которому лет 250-300 от силы..

      А как же о нем могли писать древние? И описывать как ее строили...То есть и Древнему Риму тоже 250-300 лет?
      1. +12
        8 октября 2020 07:28
        Все верно, Вячеслав Олегович! Товарищ прав, только, как обычно забыта "незначительная" деталь. Данные сведения верны для облицовочного камня, толщина которого редко превышает 50мм.
    2. +19
      8 октября 2020 11:48
      Цитата: vomag
      Как то все забыли срок долговечности каррарского мрамора всего 1300 лет! она должна развалиться лет так 500 назад..ан нет стоит! шедевр и все такое!....это обычной новодел которому лет 250-300 от силы..

      Комментарий - просто классика жанра фолькхистори. Буквально все каноны соблюдены и изложены в лаконичной и законченной форме. Очень хочется разобрать его детально, по пунктам, поскольку по этой схеме в той или иной форме строится большинство утверждений новохроноложества и прочих подобных бредовых идей.
      Смотрите - вот основное утверждение:
      Цитата: vomag
      срок долговечности каррарского мрамора всего 1300 лет

      Четко. Однозначно. С обязательной ремаркой
      Цитата: vomag
      Как то все забыли

      Далее - арифметика, с которой не поспоришь: 192+1300=1492 - дата, когда колонна должна была рассыпаться. 2020-1492=528 лет, ну, 28 лет мы великодушно опускаем, остается 500 лет. Логично. Математично. Должна была упасть и рассыпаться.
      Цитата: vomag
      ан нет стоит! шедевр и все такое!

      Противоречие, ха-ха! Противоречие логике и математике! Шах и мат, историки!
      Теперь главный вывод.
      Цитата: vomag
      это обычной новодел которому лет 250-300 от силы..

      Красиво.Убедительно. Но не совсем, на мой взгляд. smile
      Первое, что вызывает сомнения - основная посылка о долговечности мрамора. Мрамор лежит в горах Каррары многие миллионы лет и ничего ему не делается. Добывают - как новенький. Значит уже "не все так однозначно". В горах срок его хранения неограничен, а будучи добыт и обработан как он сохраняется? Безусловно, это зависит от того, как именно обработан и в каких условиях находится. Если где-то есть исследования о мраморе - его устойчивости ко времени в зависимости от размера куска, качества и способа его обработки, климата, и в этих исследованиях именно для изделия, аналогичного колонне Марка Аврелия применительно к климату, имеющемуся в Риме, приведена цифра в 1300 лет, вопросов у меня не будет - соглашусь. Но пока цифра в 1300 лет кажется мне высосанной из пальца и никак не обоснованной. Так что опровергнуть это утверждение также легко, как и его произнести. Я просто скажу: "Неправда. Срок долговечности каррарского мрамора 4200 лет, а не 1300. Ещё 2350 лет простоит."
      Второе, что я отмечу - ремарка "все забывают". Это, как бы, дополнительное подтверждение истинности последующего утверждения. Все знают, но просто забывают. Вы не знали? Ну, что вы, батенька, это же всем известно, вы просто подзабыли немного. Вот мы вам напоминаем. Такую вводную можно использовать и в других формах, например, такой как "специалистам известно". Главное, чтобы если "все" (в том числе и в первую очередь, собственно, читатель) - то "подзабыли", а если "известно" - то "специалистам", "экспертам" и т.п. Однако, в последнем случае более-менее вдумчивый читатель может задуматься о ссылках на труды этих "специалистов", что нежелательно. "Забывают" - более универсально и не требует дополнительной аргументации.
      Математических раскладов касаться не буду, поскольку они базируются на изначально порочном утверждении, все вычисления, сколь бы они не были верны, приведут к порочному же заключению.
      Третье, на что хотел обратить внимание - финальный вывод. Он вообще фееричен - не основан абсолютно ни на чем. Конкретные цифры "250-300 лет" автор комментария даже не пытается как-то обосновать. Собственно, тем же грешат и авторы трудов по фолькхистори и посолиднее. Расчет простой - мы только что безусловно "опровергли" построения "традиционной истории", создав, тем самым, некий "вакуум" в историческом знании читателя, а любая пустота требует заполнения. Вот мы ее тут же и заполним - предложим читателю собственную версию - сразу, как только пошатнем его веру в истинность предыдущей. Ключевое слово - сразу. Главное - не дать задуматься.
      Представьте себе, что автор комментария последнюю фразу не написал бы. Ошарашенные его откровением читатели ощутили бы дискомфорт от некой пустоты, образовавшейся в их сознании, благодаря этому "разоблачению", и стали бы искать чем заполнить ее самостоятельно, то есть, задумываться. Некоторые даже могли бы вернуться назад и задуматься об обоснованности самого разоблачения, а этого допускать нельзя. Поэтому - свою версию, пусть необоснованную, пусть слабо аргументированную, главное - сразу поместить на освободившееся место и утвердить ее там.
      Автор комментария не удосужился аргументацией, но можно было втиснуть в этот комментарий, например, пассаж о том, что "уровень обработки мрамора, продемонстрированный мастерами, изготавливавшими колонну, был достигнут только в XVIII в., поэтому... " и далее по тексту про 250-300 лет. Сам Фоменко влепил бы еще что-нибудь по типу "шлемы легионеров напоминают шлемы солдат кайзеровской Германии", например. Впрочем, такая аргументация - дело опасное. Тут надо подобрать что-то очень наглядное и простое, бесспорное, иначе - опять сомнения. Так что, в некоторых случаях лучше обойтись без нее - нечего будет скептикам опровергать, а если что-то не опровергнуто - значит оно истинно, так ведь? smile wassat
      Короче, на примере короткого комментария можно увидеть всю суть фолькхистории. Опровергать так каждый их тезис никаких сил и времени не хватит, но сделать это можно и во многих случаях это даже уже сделано, стоит только поискать что говорят по тому или иному вопросу настоящие ученые.
      Да, совсем забыл.
      Вячеслав Олегович, спасибо за статью. Было интересно. smile hi
      1. +6
        8 октября 2020 12:07
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Было интересно.

        Искренне рад. Про мрамор еще будет и очень подробно...
      2. +4
        8 октября 2020 19:15
        1492 - дата, когда колонна должна была рассыпаться
        Михаил, на святое покушаетесь! Это ж сакральная дата!
        1. +5
          8 октября 2020 20:23
          Цитата: 3x3zsave
          на святое покушаетесь!

          А могло бы быть красиво... С мачты колумбовой каракки доносится крик "Земля!" и в ту же секунду на другом конце Земли, в Европе падает колонна, стоявшая 1300 лет...
          Это могло бы быть весьма эпично...
          1. +4
            8 октября 2020 20:29
            Упавшая колонна обрывает оковы, рвущегося к жизни Возрождения и погребает своими обломками Средневековье! Наступает Эпоха Всевластия Хозяев Запада!
            1. +3
              8 октября 2020 21:17
              Или самого Колумба расстреливают по возвращении - ибо не фиг.
              Колонну восстанавливают из русского гранита и она стоит вечно.
              На макушке колонны - Иван Грозный убивает последнего мореплавателя - ибо, опять же, не фиг.
              Ну почему всё вышло не так? crying
      3. +6
        8 октября 2020 19:51
        Браво! Прям краткое руководство "Как распознать воинствующего шарлатана"!
      4. +1
        8 октября 2020 20:34
        Плоскоземельщикам войну еще не обьявляли?
        1. +3
          8 октября 2020 21:02
          Только дуракам.
          1. +1
            8 октября 2020 21:16
            Каждому свое.ДонКихот вот борьбе с ветряными мельницами посвятил лучшую часть своей жизни.Хотя на самом деле он больше не знал чем заняться
            1. +4
              8 октября 2020 21:22
              На самом деле Дон Кихот - плод фантазии Сервантеса, если вы не знали. А я просто получаю удовольствие.
              1. +1
                8 октября 2020 21:32
                Цитата: Хозяин Трилобита
                плод фантазии Сервантеса

                Хорошо что не Капитана Очевидность.
                Зря кстати Бара оскорбляете,он не .Он просто себе на уме.И без него исчезнут 90% ваших обьемных постов.
                А воевать надо с умными,это держит в тонусе.Война с дурака неизбежно расслабляет и приводит к собственной деградации.
                1. +3
                  8 октября 2020 21:42
                  С умными у меня конфликтов нет, чтобы воевать. Кстати, имейте в виду - денег вам за науку жизни я платить не собираюсь. Так что стараетесь даром.
                  1. 0
                    8 октября 2020 22:03
                    Вы уже намекали на днях о финансовых затруднениях,так что не переживайте,бедность не порок,а я движим не корыстью а исключительно самаританскими побуждениями.
                    Сдает что то старая гвардия раздела..Уже которую статью ни от Вас ни от обоих Котов-ни строчки по темам.Только сладострастные фотки пинапок и монашек в чулках,да килотонны сотрясения воздуха в адрес Фоменко..говорю же-Бар вас погубит
                    1. +5
                      8 октября 2020 22:25
                      Ага, вот вы сейчас тут меня тормошите по теме статьи, наверное... laughing
                      Я тогда тоже вас поучу - бесплатно.
                      Хотите общаться по теме статьи - пишите комментарии по теме статьи.
                      Хотите общаться с людьми - будьте человеком.
                      Хотите общаться с умными людьми - не стройте из себя дурака, невинную девицу или что-то подобное...
                      Знаете, когда мне захочется выпустить пар, например, нахамив кому-нибудь неприятному, я к вам обращусь - в этом деле вы проявили себя вполне профессионально. А другой пользы от нашего общения я пока не вижу, к сожалению.
        2. +4
          8 октября 2020 22:50
          Цитата: Liam
          Плоскоземельщикам войну еще не обьявляли?

          А чего с ними воевать? Всегда существует ненулевая вероятность того, что каждый плоскоземельщик, рано или поздно, дойдет до края Земли и, непременно, с него сверзится. Так, что: садимся на берегу чего нибудь, запасаемся попкорном и ждем-с.
          1. +4
            9 октября 2020 23:00
            Игорь! Оставьте попкорн нищим!
            Особо продвинутые "плоскоземельцы" знают, что земля шарообразна. Их теория гласит: Когда-то земля была плоской и имела форму диска. На одной стороне жили люди, на другой - динозавры. В один "прекрасный" момент огромный метеорит ударил в центр динозавровой плоскости, образовав гигантскую вмятину, которая вследствии центробежных сил преобразовалась в шар. Таким образом, динозавры оказались на внутренней поверхности сферы, а люди, на внешней, иначе, каким образом доказать то, что мы откапываем их останки, а не они наши? laughing
      5. +2
        8 октября 2020 20:42
        Михаил, вечер добрый, рад,что Вы здоровы. Если бы были больны то Вам было бы до фени весь бред новохроноложцев. А раз до печёнки разбираете то есть:" еще порох в в пороховницах ". Как говорил Тарас Бульба.
        Камрады,а все ли знают псевдоним Гоголя?
      6. +3
        8 октября 2020 21:39
        "Шлемы легионеров напоминают шлемы солдат кайзеровской Германии", вероятно, кайзер у римлян шлемы спионерил.
        Знать бы ,где римский арсенал, возможно, кайзер не всё от туда выгреб? Ему шлемы приглянулись и он их стырил, а мне нравятся римские мечи. Мне много не надо, а один или два и больше не надо
        1. +2
          8 октября 2020 21:51
          Да что в этих мечах хорошего? Плоские железяки низкого качества. Берите кельтские, они лучше. Красивее, во всяком случае.
          1. +3
            9 октября 2020 04:40
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Да что в этих мечах хорошего? Плоские железяки низкого качества. Берите кельтские, они лучше. Красивее, во всяком случае.

            А ведь Влад отметил интересный момент в отношении к оружию в Риме, особенно в эпоху республики - прагматизм помноженный на эффективность!
            Вооружение римского легионера построено вокруг пилума и скутума. Доспех, меч - вторичны. Статус римского гражданина, линия где ты стоишь в манипуле!
            Система союзничествам, изначально до такой степени сложная, что постоянно эволюционировала к упрощению!!!
          2. 0
            10 октября 2020 15:55
            Где то читал, что там и металл лучше был, но остриё перетачивали
      7. +2
        9 октября 2020 15:07
        Михаил, отличная отповедь поклонникам псевдоисторических бредней. Добавлю: как то пришлось прочесть у одного фолкхисториста, что Колизей - новодел, потому что его блоки скреплены цементом, а цемент изобрели только в 19 веке. Тут моя душа не вынесла, и я ответил, что блоки Колизея скреплены не цементом, а бетоном. И если цемент действительно появился только в первой половине 19 века, то бетону по меньшей мере 4 тысячи лет, так что во времена строительства Колизея он был вполне известен и широко применим. У ниспровергателей истории дикое невежество успешно соседствует с огромным самомнением и неуемным желанием дать отлуп "официальным историкам".
        1. +1
          9 октября 2020 16:01
          Цитата: Андрей Красноярский
          дикое невежество успешно соседствует с огромным самомнение

          В большинство своем, именно так, хотя, думаю, имеются и исключения.
          Мне всегда было интересно - а есть ли среди сторонников псевдоисторических теорий такие, которые получили первый толчок к вступлению на этот путь не от прочтения труда какого-либо гуру этого направления, типа Фоменко, а, начав сомневаться в чем-то самостоятельно.
          Ну, вот, например, берем школьный учебник по истории, написанный для детей. Взрослый человек, при желании, исходя из собственного жизненного опыта (всегда субъективного) может найти в нем много недообъясненного, со многим может не согласиться. Отсюда, кстати, и появляется питательная среда для псевдоистории - то, что невозможно объяснить ребенку школьного возраста (а других объяснений, более подходящих взрослому человеку, "в шаговой доступности" нет) недобросовестные авторы объясняют этому взрослому по-своему.
          Так вот: найдется ли хоть один убежденный сторонник псевдоисторических теорий, который с чистой совестью, абсолютно не кривя душой, сможет сказать: "Сначала я засомневался сам, попытался найти объяснение у официальной науки, не нашел и только потом обратился к... " далее идет фамилия - Фоменко, Клесову, Чудинову, Петухову и прочим?
          1. +1
            10 октября 2020 07:22
            Наверное, есть.

            Знаю одного коллегу. Очень эрудированного. И состоявшегося в профессиональной деятельности. С ним - действительно интересно.

            Но... Если не касаться истории. А там набор:

            «Ярославль - это Новгород.
            В могиле Пушкина - не Пушкин.
            Автор «12 стульев» - Булгаков и т. д.»

            Не очень интересно. Хотя прекрасно знает историю своего Дальнего Востока, ум цепкий, наблюдательность - есть, красноречие отменное.

            Откуда тяга к конспирологии? Просто речь на иное перевожу.
          2. 0
            10 октября 2020 13:21
            Добавлю, любители поразоблачать "официальную историю", как правило, ничего из этой истории не читали, а судят либо по высказываниям фолк-хистористов, либо исходя из собственных фантазий. Бесполезно спрашивать, каких конкретно "официальных историков" они прочли, какие монографии или статьи этих историков могут хотя бы назвать? И какие конкретно положения там неправильные? Любимый прием подобных "разоблачителей" - не читал, но осуждаю.
    3. 0
      22 ноября 2020 14:04
      Цитата: vomag
      Ствол колонны изготовлен из блоков каррарского мрамора
      Как то все забыли срок долговечности каррарского мрамора всего 1300 лет! она должна развалиться лет так 500 назад..ан нет стоит! шедевр и все такое!....это обычной новодел которому лет 250-300 от силы..

      Долговечность естественная или под воздействием внешних факторов? А как насчет найденных голов и скульптур,остатков Афинских колонн?
  4. +5
    8 октября 2020 07:00
    Мечи в ножная висят слева,
    Изображение говорит об обратном. На приведенных фрагментах присутствют разные варианты ношения меча, но правостороннее превалирует.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +3
      8 октября 2020 11:56
      По идее - гладиусы справа, спаты - слева.
      1. +3
        8 октября 2020 12:04
        Я смотрел со своей стороны. Антон со стороны воинов...
  5. +5
    8 октября 2020 07:07
    Как строитель я не устаю удивляться многим произведениям старины. Как в архитектурном, так и в художественном ( скульптурном) смысле. Многие из них и сейчас со всеми нынешними технологиями вызывали бы определенные производственные трудности.
    А данная колонна - сочетание и первого, и второго.
    Кстати, не знал, что она полая и имеет ступени для поднятия на верх.
    Спасибо, Вячеслав Олегович.
    1. +6
      8 октября 2020 07:11
      Кстати, Пантеон в Риме тоже построен из мрамора, хотя и не весь!
      1. +4
        8 октября 2020 12:06
        Цитата: kalibr
        Кстати, Пантеон в Риме тоже построен из мрамора, хотя и не весь!

        Не совсем так: построен из кирпича, купол - бетонная заливка, облицован мрамором.

    2. +7
      8 октября 2020 07:21
      Многие из них и сейчас со всеми нынешними технологиями вызывали бы определенные производственные трудности.
      Игорь! hi
      Просто, многие навыки, сильно облегчавшие жизнь и деятельность нашим коллегам в древности, забыты в процессе НТР.
      1. +3
        8 октября 2020 07:25
        Да я больше даже не про камнетесов, сколько о тех же грузоподъёмных механизмах. Сейчас понятно - можно и в центр города вызвать мобильный башенный кран. А тогда? Тоже делали, но с какими трудностями...
        1. +9
          8 октября 2020 07:49
          Еще 100 лет назад, ежедневный уход за лошадью был повседневной обыденностью. Для современного человека: это ж столько геморроя!!!
          1. +8
            8 октября 2020 08:54
            Зато сколько времени было подумать, пока коня на водопой ведёшь.

            Изменение уклада в каждой детали меняет и саму жизнь.
          2. +9
            8 октября 2020 08:54
            Еще 50 лет назад написание для меня текста ручкой с пером, которое я обмакивал в черную тушь и промакивал написанное промокашкой было обыденностью. А сегодня я даже гелевой ручкой писать разучился, потому, как пишу исключительно на компьютере...
            1. +8
              8 октября 2020 09:10
              Лень - двигатель прогресса!
              Спасибо за статью Вячеслав Олегович!!!
              1. +6
                8 октября 2020 10:42
                Цитата: Коте пане Коханка
                Лень - двигатель прогресса!

                Именно!
                1. +4
                  8 октября 2020 20:51
                  Так выпьем за лень. Которая двигает прогресс!
                  1. +4
                    8 октября 2020 23:15
                    Цитата: vladcub
                    Так выпьем за лень. Которая двигает прогресс!

                    Лень!
        2. +3
          8 октября 2020 10:45
          Тогда краны тоже были. Стрела из бревен, закрепляется наверху сооружения. Внизу колесо вроде беличьего, в котором ходят люди + система полиспастов. Тросы идут наверх, по команде люди переступают в колесе и так осуществляется подъем. А в Золотом дворце Нерона были лифт!
          1. +4
            8 октября 2020 10:55
            в Золотом дворце Нерона были лифт!
            А Отис, бедолага, мнил себя изобретателем! laughing
            1. +3
              8 октября 2020 12:00
              В журнале "Нива" не помню за какой год была гравюра по фото, демонстрировавшая драматическое испытание лифта "Отис", с каменным блоком над головой его создателя. Трос перекусывался ножницами и блок падал ему на голову, но... должна была сработать система зажима троса и его спасти. И она сработала и все убедились, что кабина лифта в случае обрыва троса не разобьется!
            2. +3
              8 октября 2020 12:32
              Цитата: 3x3zsave
              в Золотом дворце Нерона были лифт!
              А Отис, бедолага, мнил себя изобретателем! laughing

              В Зимнем насколько я помню, тоже устанавливали нечто подобное.
            3. +2
              8 октября 2020 19:55
              Цитата: 3x3zsave
              А Отис, бедолага, мнил себя изобретателем!
              Отис не лифт разработал, кои знали не одну тыШЧу лет, а ловитель, который сделал безопасным перемещение людей.
              1. +3
                8 октября 2020 20:01
                Я в курсе, а Вы не знакомы с моим амплуа.
          2. +5
            8 октября 2020 12:04
            С колонной, думаю, могло быть еще проще - можно было сделать насыпь. Для штурмов крепостей под огнем противника делались многометровые примёты к стенам, для строительства колонны в мирной обстановке сделать насыпь, по которой доставлять очередной блок наверх (да хоть закатывать, как колесо smile ) - не велик труд.
  6. +7
    8 октября 2020 09:13
    Забавно, хотя и объяснимо, что кольчуга у римских всадников даже ягодицы не прикрывает. А ты поезди сидя на металлических-то кольцах!

    Это не проблема если сделать разрезы. Кангюйцы и прочие степняки скакали в пластстинчатх кафтанах почти до земли. Но на колонне и пехотинцы голозадые, в том числе на последнем изображении. Скорее всего преобладает некий изобразительный канон.
    1. +4
      8 октября 2020 12:17
      Цитата: Engineer
      Но на колонне и пехотинцы голозадые, в том числе на последнем изображении. Скорее всего преобладает некий изобразительный канон.

      Вполне вероятно. К скульпторам и художникам всегда есть вопросы по изображению вооружения.
      Классические штаны всадника с вырезом (поздняя Индия):
      1. +5
        8 октября 2020 12:23
        Вы пожалуйста с шоссами аккуратнее). Тем более для другого периода и региона
        На колонне Траяна сарматы в чешуйчатых чулках или комбинезонах. И их кони тоже laughing . Ученые такое клеймят как ересь. И говорят о художественной стилизации)
        1. +4
          8 октября 2020 12:47
          Цитата: Engineer
          Вы пожалуйста с шоссами аккуратнее). Тем более для другого периода и региона
          На колонне Траяна сарматы в чешуйчатых чулках или комбинезонах. И их кони тоже . Ученые такое клеймят как ересь. И говорят о художественной стилизации)

          Как раз об этом подробно было в моих предыдущих статьях про эту колонну.
        2. +3
          8 октября 2020 12:48
          Цитата: Engineer
          На колонне Траяна сарматы в чешуйчатых чулках или комбинезонах. И их кони тоже laughing . Ученые такое клеймят как ересь. И говорят о художественной стилизации)

          С языка сняли, как раз про это думал
          1. +5
            8 октября 2020 12:56
            По- моему, Нефедкин и Рафаэль Д"Амато восприняли мысль чешуйчатых шоссах всерьез. Надо бы освежить вечерком , могу подзабыть. Но остальные нет.
            Симоненко (известный спец по сарматам) прямо в своей монографии назвал опус Нефедкина "fantasy" .
            Российское историческое профессиональное коммюнити весьма токсично laughing
            1. +1
              8 октября 2020 14:06
              Цитата: Engineer
              Нефедкин и Рафаэль Д"Амато восприняли мысль чешуйчатых шоссах всерьез.

              Ладно шоссы, о бедной лошади подумайте laughing
              1. +2
                8 октября 2020 14:10
                А чем сарматская лошадь лучше сармата? Пусть тоже страдает
                1. +2
                  8 октября 2020 14:18
                  Цитата: Engineer
                  А чем сарматская лошадь лучше сармата? Пусть тоже страдает

                  Насколько помню сарматы судя по костякам самые "пострадавшие" из всех: до 20% с травмами, самый высокий показатель!
                  1. 0
                    8 октября 2020 14:23
                    Как по костяку отличить сармата от несармата?
                    1. +2
                      8 октября 2020 14:26
                      Цитата: Оператор
                      Как по костяку отличить сармата от несармата?

                      Я имел в виду погребения идентифицируемые как сарматские: в них выявлено самый высокий процент травм, вероятно в основном боевых. Написал по памяти, может быть ошибся
                      1. 0
                        8 октября 2020 14:31
                        Одновременно с сарматами на одной и той же территории оперировали скифы и даки, позже готы и гунны.

                        Скорее всего, травмы были характерны для всех верхоконных кочевников, не знавших седла и стремена.
                      2. +1
                        8 октября 2020 22:19
                        Цитата: Оператор
                        Одновременно с сарматами на одной и той же территории оперировали скифы и даки, позже готы и гунны

                        Тип сарматских захоронений отличается от других. Кстати, на карте Причерноморья, по типам захоронений хорошо видно, что те же готы жались к рекам, но степь принадлежала сарматам.
                      3. 0
                        8 октября 2020 22:27
                        Тем не менее - чем сарматские захоронения отличаются от, например, скифских?
                      4. +2
                        8 октября 2020 23:13
                        Ну например широтная ориентировка положения, ровики вокруг курганов, обычай втыкать оружие в дно могилы, мясная пища, кинжалы с костяной рукояткой, все это характерно для скифов.
                        Это для 4-5вв, до н.э.
                        А какой период вас интересует?
                      5. 0
                        9 октября 2020 01:21
                        Скифо-сарматский - с 4 по 1 век до н.э.
                      6. +2
                        9 октября 2020 11:08
                        Есть такая замечательная книга Е.Черненко еще советских времен. Можно скачать из Сети. Очень рекомендую...
                      7. +2
                        9 октября 2020 12:12
                        Есть такая замечательная книга Е.Черненко еще советских времен.

                        Можно еще порекомендовать более современное исследование, которые выше по ветке упоминал Engineer (Denis):

                        Тоже есть в сети
                      8. +2
                        9 октября 2020 15:18
                        Просто Черненко - классика. Он был первым советским автором которого пригласили напечататься в Оспрей, а это дорогого стоит.
                      9. +1
                        9 октября 2020 15:50
                        Цитата: kalibr
                        Просто Черненко - классика. Он был первым советским автором которого пригласили напечататься в Оспрей, а это дорогого стоит.

                        Классика есть классика, "но в доме должны быть и мясные закуски" laughing , так сказать свежие веяния в "сарматоведение".
                        Названия издательства понравилось - "Наукова думка". wink
                      10. +1
                        9 октября 2020 16:42
                        Цитата: Mihaylov
                        Названия издательства понравилось - "Наукова думка"

                        Украинское издательство времен СССР
                      11. 0
                        9 октября 2020 21:57
                        Вопрос остался без ответа: так чем же захоронения сарматов отличались от захоронений скифов (кроме как наличием экземпляров книги Е.Черненко)? laughing
                      12. 0
                        10 октября 2020 07:36
                        Андрей! Так ведь память человеческая несовершенна. Я помню, что отличались, потому, что в свое время знал эту книгу чуть ли не наизусть. Там и картинки есть и они стоят перед глазами... Но вот точно сказать... Не могу. Не помню. А сканы ее я выброслил. В интернете же есть...
                      13. 0
                        10 октября 2020 10:38
                        Я дико извиняюсь, но тезис доказывает автор тезиса laughing
                  2. +3
                    8 октября 2020 14:25
                    Я как-то постил ссылку на статью, констатировавшую обилие не только травм, но и дегенеративных изменений, в том числе указывающих на преждевременное старение.
                    1. +2
                      8 октября 2020 14:36
                      Цитата: Engineer
                      Я как-то постил ссылку на статью, констатировавшую обилие не только травм, но и дегенеративных изменений, в том числе указывающих на преждевременное старение.

                      Вероятно, смутные сведения, отложившееся в моей памяти по этому вопросу, восходят к этой статье, но опосредованным путем, потому что статьи я не читал
                      1. +3
                        8 октября 2020 14:44
                        Если захотите разобраться самостоятельно
                        http://annales.info/sarmat/small/nav6b.htm
                        Реконструкция социальной организации поздних сарматов по антропологическим данным
                      2. +3
                        8 октября 2020 14:46
                        Цитата: Engineer
                        Если захотите разобраться самостоятельно
                        http://annales.info/sarmat/small/nav6b.htm
                        Реконструкция социальной организации поздних сарматов по антропологическим данным

                        Благодарю, поставил в избранное, почитаю на днях.
                      3. +4
                        8 октября 2020 15:28
                        До кучи
                        Статья Поздние сарматы нижнего поволжья(по данным палеопатологии)
                        Из 121 мужского костяка следы травм у 56 (46 %)
                        Любопытно, у мужчин порой находят лобный гиперостоз . Это связывают с переизбытком андрогенов.
                      4. +2
                        8 октября 2020 15:38
                        Цитата: Engineer
                        Статья Поздние сарматы нижнего поволжья(по данным палеопатологии)
                        Из 121 мужского костяка следы травм у 56 (46 %)

                        Не удержался, прочитал статью, благо небольшая, с 20% я явно погорячился.
                        Цитата из статьи: "На позднесарматских скелетах зафиксирован большой процент травматических повреждений (более 70 %)."
                        Любопытно, у мужчин порой находят лобный гиперостоз

                        Так это наверное наследственное?
                      5. +3
                        8 октября 2020 15:43
                        Вряд ли
                        Изучаемая выборка сарматов II–IV вв. н. э. обнаруживает относительно высокие показатели встречаемости лобного гиперостоза. По сравнению со среднесарматской серией, в которой данное отклонение чаще фиксируется у женщин, что соотносится с палеопатологическими и клиническими данными (Hershkovitz еt al., 1999. P. 322), лобный гиперостоз у поздних сарматов зафиксирован девять раз и только у мужчин (табл. 4).

                        Скорее что-то в образе жизни провоцировало
                      6. +3
                        8 октября 2020 15:49
                        Цитата: Engineer
                        Скорее что-то в образе жизни провоцировало

                        Заглянул в интернет: он вообще гораздо чаще у женщин встречается чем у мужчин. Еще причина может быть инфекционная, но в силу специфики выборки (зафиксировано 9 раз и только у мужчин) наверное была действительно какая-то специфическая причина.
  7. +4
    8 октября 2020 10:48
    Цитата: Бар1
    "резьба по мрамору" на самом деле оказывается лепниной по мрамору и это уже доказано.

    На колонне Аврелия? Там указывается, что во время реставрации было сделано заново ... В статье об этом есть. Но данная картинка никакого отношения к колонне не имеет. Это бойцы Аль-Каиды (запрещена в РФ) что-то ломают у себя на Востоке, так что это не доказательство!
  8. +8
    8 октября 2020 11:05
    Кстати, разница между этими двумя колоннами, траянской и аврелиевой, составляет лишь восемьдесят лет, однако бросается в глаза не только смена рельефа на горельеф, но и общая художественная манера.
    Уже в XVII веке с барельефов колонны были сделаны исключительно точные зарисовки
    Тут Вы, Вячеслав Олегович, запутались в рельефах - скульптурных изображениях на плоскости. Колонна Траяна - это барельеф или низкий рельеф - вид скульптурного рельефа, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма изображенного объекта или объектов.
    Колонна Марка Аврелия - это горельеф или высокий рельеф, вид скульптурного рельефа, отличается от барельефа тем, что изображаемый объект может выступать из фона более чем на половину своего объёма.
    Изображение на горельефе получается глубже, объемнее и сложнее чем на барельефе, что позволяет более детально изображать многофигурные сцены и пейзажи.
    Что касается "общей художественной манеры", у колонны Траяна - патрицианская, у колонны Марка Аврелия - плебейская.
    1. +5
      8 октября 2020 12:03
      У меня так все и написано, только другими словами. Но также написано, что глубже и что горельеф... Как я не люблю этих мелочных придирок, ей Богу...К чему это?
      1. +9
        8 октября 2020 12:28
        Как я не люблю
        Я не люблю
        Распутывать узлы.
        Я их рублю
        Вячеслав Олегович, критика в любых ее проявлениях - непременный атрибут публичного творчества. Представьте себе - даже Толстого и Пушкина критиковали и имена их критиков тоже остались в истории!
        Представляете, лет через двести на сайте спросят: "Кто такой Undecim?"
        А в комментариях напишут: "Как Вы не знаете, он же критиковал самого Шпаковского!"
        1. +2
          8 октября 2020 12:46
          Я не против критики, тем более от Вас, Виктор Николаевич. Мне мелкая критика не по душе... Для Вас это не тот "калибр" критики!
          1. +6
            8 октября 2020 12:59
            "Кто из вас без греха?" - сказал неизвестный переписчик Нового Завета.
            Мелкая критика, она всего лишь оттеняет достоинства произведения. А крупная грозит обернуться разгромной. На последнюю у меня сегодня нет вдохновения, потому ограничился мелкой.
            Буду исправляться.
        2. +7
          8 октября 2020 13:07
          Представляете, лет через двести на сайте спросят: "Кто такой Undecim?"
          А в комментариях напишут: "Как Вы не знаете, он же критиковал самого Шпаковского!"

          " Чертовски умен и ужасно скромен!"
          1. +4
            8 октября 2020 13:53
            Цитата: 3x3zsave
            " Чертовски умен и ужасно скромен!"

            Это Вы верно подметили!
          2. +4
            8 октября 2020 13:56
            Два выхода - или основать научную школу, которую и спустя 200 лет чтить будут. Или заселить Землю своим потомством.
          3. +3
            8 октября 2020 20:51
            Цитата: 3x3zsave
            " Чертовски умен и ужасно скромен!"

            Характер правда не нордический)
        3. +3
          8 октября 2020 20:57
          В. Н,браво хорошо сказано
  9. -7
    8 октября 2020 15:35
    Цитата: Хозяин Трилобита
    В горах срок его хранения неограничен, а будучи добыт и обработан как он сохраняется? Безусловно, это зависит от того, как именно обработан и в каких условиях находится.

    вам бы ,когда нибудь научится хоть какой нибудь незатейливой логике.
    ЛЮБОЙ МАТЕРИАЛ ,хоть мрамор ,хоть гранит,хоть железо подвергается старению т.е. выветриванию ,растрескиванию,изменению цвета,коррозии.Поэтому даже любой камень одна половина ,которого лежит в земле,а вторая на поверхности эти части будут отличаться друг от друга.Та что в земле будет в сохранности ,что на поверхности постареет.


    Колона Траяна в Риме ,уже началось отпадение кусков типа резьбы,на самом деле лепнины.
    1. +7
      8 октября 2020 18:19
      Цитата: Бар1
      вам бы ,когда нибудь научится хоть какой нибудь незатейливой логике.

      Вам бы читать научиться для начала.
      Цитата: Хозяин Трилобита
      В горах срок его хранения неограничен, а будучи добыт и обработан как он сохраняется? Безусловно, это зависит от того, как именно обработан и в каких условиях находится.

      Осилили?
      По поводу лепнины:
      в 1589 году папа Сикст V решил колонну отреставрировать. Поручено это было архитектору Доменико Фонтана, который решил водрузить на нее скульптуру апостола Павла, замазал разрушившиеся рельефы (о чем на пьедестале была сделана соответствующая надпись)

      Это из самой статьи.
      Знаете, Бар, если произойдет чудо и вы вдруг внезапно поумнеете, вот так - раз! - и станете значительно умнее, для вас это может обернуться серьезной трагедией. Если внезапно поумневший Бар решит перечитать свои творения на ВО, или где там еще вы оставляете свои ментальные следы, он, увидев то, что вы сейчас кропаете, просто застрелится от стыда... crying
      1. -6
        8 октября 2020 18:29
        Цитата: Хозяин Трилобита
        В горах срок его хранения неограничен,


        а я и сказал,что ваша сентенция про то в горах материал почему то не портится-это тупость высшей марки.В горах ,как раз таки камень очень подвержен разрушению. И то чудо-юдо -главное слово, ещё что то там гундит напротив.
        1. +5
          8 октября 2020 21:01
          Цитата: Бар1
          В горах ,как раз таки камень очень подвержен разрушению

          Хоть стой, хоть падай!

          Дыроватый камень (Средний Урал). Да-да друг наш, в горах горы портятся именно так, и никак иначе!!
          Теперь покажите «подобную дыру» в колонне Трояна?
  10. +2
    8 октября 2020 16:46
    не знал, что римляне так точно выполняли рисунки на камне.
    надо съездить, посмотреть в живую.
    1. +3
      8 октября 2020 18:02
      Они были мастера. Причем реализм ставили во главу угла. Достаточно сравнить бюсты греческие и римские...
  11. +1
    8 октября 2020 17:43
    Великий памятник истории. И очень хорошо, что шаловливые христианские ручки до него не добрались... В целом.
  12. +1
    8 октября 2020 20:48
    однако в ней он допустил ошибку и назвал монумент «колонной Антонина Пия»
    .
    Никакой ошибки он не совершал.В то время считалось что эту колонну Марк Аурелий и Лучио Веро построили в честь Антонина Пия.Ее так и называли тогда-Колонна Антонина.
    Ошибка вскрылась только в 1704 году когда обнаружили постамент настоящей колонны Антонина.
  13. +1
    8 октября 2020 21:05
    Камрады, я не перестаю удивляться мастерству древних архитекторов. Подумать только сколько времени прошло, а колона стоит. Это как надо было рассчитать пропорции, чтобы она стояла! А тогда всё в голове считали.
    Ниже Вождь с точки зрения строителя восхищается,а я как обыватель балдею от уровня знаний древних архитекторов
    1. +3
      8 октября 2020 21:12
      Цитата: vladcub
      А тогда всё в голове считали

      Ну считали они с помощью известного и поныне агрегата по имени Абак.И с математикой тожевсе было на уровне в античности.Теорема Пифагора,геометрия,Эуклид,радиус земного шара..вот это все
  14. +1
    9 октября 2020 00:48
    Щиты у всех одинаковые. Точно новодел...
    1. +3
      9 октября 2020 04:56
      Цитата: bzbo
      Щиты у всех одинаковые. Точно новодел...

      Армия Рима строилась вокруг манипулярноного строя, точишь щита и пилума. Так что не удивительно, что именно щиты одинаковы.
      1. +2
        9 октября 2020 09:58
        Армия Рима строилась по-разному в разное время. Манипулярный строй, его расцвет, приходится все-таки на времена республики.
        Это, впрочем, не отменяет глупости предыдущего комментария. Человек просто не представляет как комплектовалась, вооружалась и готовилась армия Римской империи. Одинаковы, кстати, были не только щиты, но и всё остальное - вооружение легионов было единообразным, разве что в кавалерии и легкой пехоте позволялись какие-то вольности с экипировкой. Легионеры же, ведшие бой в плотном строю, плечо к плечу, щит к щиту позволить себе хоть какое-то разнообразие в экипировке просто не могли. В дисциплине и единообразии действий была их главная сила. Да, к тому же и вооружались они за счет государства, а не за собственный, как в наемники или рыцари Средневековья, то есть стандартно.
        Кстати, по поводу щитов. Из приведенных изображений на одном я увидел классические скутумы - там, где изображена черепаха. Интересно, это дань художников древней традиции или действительно во времена Марка Аврелия сохранялись подразделения, вооруженные этими щитами, характерными, скорее, именно для манипулярного строя, не практиковавшегося в римской армии со времен как бы не Юлия Цезаря.
        1. +3
          9 октября 2020 11:04
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Интересно, это дань художников древней традиции или действительно во времена Марка Аврелия сохранялись подразделения, вооруженные этими щитами, характерными, скорее, именно для манипулярного строя, не практиковавшегося в римской армии со времен как бы не Юлия Цезаря.

          Да, вот такие нам загадки преподносят артефакты тех времен и кто знает, как наних ответить. Щиты явно не в масштабе. Это так и было или элемент героизации? Кольчуги коротки уж слишком... Так было или так было принято изображать? Масса вопросов, но нет ответов.
        2. +2
          9 октября 2020 11:25
          Я полагаю дань традиции, считается, что скутумов во время Аврелия уже не было
        3. +3
          9 октября 2020 13:30
          Вытеснение скутума овальными щитами началось позже, с 3 века н.э.
          Именно в это время началась подвижка к дивергенции лимитаны- комитаты.

          источники указаны под видео
          Питер Коннолли тоже пишет что отказ от скутума произошел в 3 веке
          1. +2
            9 октября 2020 14:27
            Цитата: Engineer
            Питер Коннолли тоже пишет что отказ от скутума произошел в 3 веке

            Банников тоже пишет о первой половине III века: А.В. Банников Римская армия в IV столетии стр. 65.
            1. +3
              9 октября 2020 14:45
              Мне не очень нравится объяснение в видео , но хронологическая канва передана достаточно четко
              1. +1
                10 октября 2020 12:54
                Я по древнему Риму не спец. Так читал кое что, наверное Вы правы, просто где то попадалось, что со второго века началось. Во всяком случае вики с Вами согласна)))
        4. +3
          9 октября 2020 19:20
          Одинаковы, кстати, были не только щиты, но и всё остальное - вооружение легионов было единообразным, разве что в кавалерии и легкой пехоте позволялись какие-то вольности с экипировкой. Легионеры же, ведшие бой в плотном строю, плечо к плечу, щит к щиту позволить себе хоть какое-то разнообразие в экипировке просто не могли. В дисциплине и единообразии действий была их главная сила. Да, к тому же и вооружались они за счет государства, а не за собственный, как в наемники или рыцари Средневековья, то есть стандартно.

          Михаил, практически все спорно.
          Из жалованья легионеров вычитали стоимость снаряжения. Это достаточно известный факт
          «Душа и тело оцениваются десятью ассами в день: на них же приходится покупать оружие, одежду, палатки, ими же откупаться от свирепости центурионов, ими же покупать у них освобождение от работ

          Да экипировка была в основном стандартизованной , но унификации в современном смысле быть не могло. В статье на картинке, изображающей переправу через Дунай среди воинов в сегментатах есть один в кольчуге и один в чешуйчатой броне.
          В оружейных центрах в Риме делали массово доспехи и прочее снаряжение. Но от центру к центру производственные формы отличались.
          Сейчас читаю Бишопа, у него аж четыре реконструкции сегментат базирующихся на сответствующих находках.
          В любом случае мы имеем аж три основных вида доспехов (ламинарный, кольчужный чешуйчатый) для 1-3 веков. Поэтому даже снаряжение легионеров уже не было единообразным
          Что касается ауксилий- вспомогательных войск, то они включались в армию целыми отрядами.
          Первоначально все вооружение таких отрядов было местным и лишь потом заменялось на произведенное в Риме. Батавы, тунгры, сирийские лучники все имели свой национальный колорит и вооружение
          Например, 5500 сарматских всадников после Маркоманской войны были отправлены в Британию. Судя по надгробию сигнифера в Англии они сохранили по крайней мере свои доспехи и значки-драконы.
          В 3-м веке грань между ауксилиями и легионами стерлась. Стандарты становились все более локальными а вооружение армии все более пестрым.
          1. +2
            9 октября 2020 21:07
            Знаете, Денис, ради спортивного интереса можно было бы поспорить. smile
            Ну а так, в общем, вы правы, хотя, по честному сказать, не вижу особых расхождений с моим комментарием.
            Согласен, разные легионы, сформированные в разных концах империи могли кардинально отличаться и по вооружению и по экипировке и даже по тактике. Но в рамках одного легиона все-таки старались придерживаться единообразия.
            Согласен, доспехи могли и украшаться по-разному, и вообще быть разными, но щиты, мечи, пилумы и другие предметы, пользоваться которыми обучали по единым "методичкам" должны были быть предельно одинаковыми, разве что могли быть какие-то модернизации под конкретного владельца.
            Ну и так, по мелочи, тоже со многим согласен. smile
            Нет у меня сегодня полемического задора. smile
          2. 0
            9 октября 2020 21:35
            Михаил под манипулярным строем я имел ввиду плотные пешие построения.
            Тут без разницы, фаланга, кагорта или центурия. Самое главное единообразие в щите! Греки выбирали круглый щит, римляне - скутум и т.д. Плутарх к слову указывал, что скутум римляне заимствовали у потомков спартанцев.
            Во времена Республики снаряжение приобреталось за свой счёт, от государства в счёт жалования начали получать со времён Гаркхов. Окончательно этот порядок закрепился после реформ Мария, который фактически убрал ценз гражданства и позволил служить пролетариям.
            Так что «условно единообразие» вооружения начинается с появления кагорт. Однако они также существовали длительный период одновременно. При этом, повторюсь все строилось вокруг, скутума, пилума и гладиуса. Единообразие позволяло биться в плотном строю. В дальнейшем изменялся щит, но он оставался одинаковым (пуская условно) так что построение я считаю шло вокруг его. Как швейцарские баталии строй формировали вокруг пики (копья)!
  15. +2
    9 октября 2020 10:11
    Цитата: Коте пане Коханка
    Лень - двигатель прогресса!
    Спасибо за статью Вячеслав Олегович!!!

    Поддерживаю!
    Спасибо!
  16. +1
    9 октября 2020 11:27
    Вячеслав Олегович, а где знаменитые римские военные "рогатые" сёдла? Это я плохо вижу, или их на барельефе нет?
    1. +3
      9 октября 2020 15:22
      Они есть на барельефах, но я не стал давать... Объем статьи лезет просто в никуда. Вот только что закончил материал про эфесские мраморы. Было изначально 9500 знаков - оптимальный размер. Но... понравились еще две скульптуры и объем стал просто безудержно расти. А ведь "там" их не две, а много больше. Кто же будет читать материал в 30-тыс знаков, пусть и с картинками?
      1. +2
        10 октября 2020 05:22
        . Кто же будет читать материал в 30-тыс знаков, пусть и с картинками?

        Я прочитаю с удовольствием, прикну и буду ещё клянчить!!!
        1. +2
          10 октября 2020 07:32
          Проблема в том, Владислав, что журналист должен ориентироваться на средний потребительский уровень аудитории.
  17. +2
    10 октября 2020 07:33
    Цитата: Icelord
    где знаменитые римские военные "рогатые" сёдла?

    Наверное про них надо будет отдельно написать. Тема интересная!
    1. 0
      10 октября 2020 14:39
      Это будет очень интересно. Но всё же странно, разве такие сёдла не у всех кавалеристов были?
      1. +1
        10 октября 2020 14:40
        Нет, не у всех!
        1. 0
          10 октября 2020 14:41
          Вот и напишите у кого были а у кого нет. Ждем с нетерпением. Заранее благодарю
          1. +2
            10 октября 2020 14:56
            Игорь, я напишу, но книга французского автора, перевод на англ. яз. Поэтому читать трудно. Картинки - ч/б графика, то есть работы много.
  18. 0
    12 октября 2020 17:57
    Цитата: kalibr
    Ее же несколько лет строили. Причем у римлян уже применялся "бригадный подряд".
    И что, у вас есть данные о дате начала строительства и о дате окончания строительства ? А ФИО бригадира у вас нет ? Может наряды какие,а ? В смысле наряды - не одежда, а наряды на закрытие выполненных работ.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»