Танки серии Е

38
Во многих источниках, как отечественных, так и зарубежных, встречаются упоминания о танках серии Е, а также их чертежи и рисунки. Существуют и пластиковые модели этих боевых машин. По мнению большинства авторов, Е-серия должна была в перспективе заменить в производстве «тигры», «пантеры» и т.п. попытаемся разобраться, как же обстояла ситуация на самом деле.

В мае 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп создал специальную исследовательскую группу, которую возглавил лично. Эта группа должна была разработать ряд проектов боевых машин, в которых предполагалось учесть весь полученный к этому времени боевой опыт в области бронетехники. Работа эта была личной инициативой Книп-кампа, и, естественно, шла довольно медленно - основные силы отдела испытаний танкового вооружения были задействованы на обеспечение серийного производства танков и разработку новых образцов по заказам армии. Тем не менее, к апрелю 1943 года группа сформулировала основные требования, которые следовало воплотить в новых боевых машинах. Весь проект получил обозначение «серия Е» (Е обозначает «разработка», от немецкого «Entwicklung»). В машинах серии Е предусматривалось реализовать следующие принципы:
- максимально усилить защиту лобовой части корпуса, усилить вооружение и возимый боекомплект;
- создать единый блок для трансмиссии и обеспечить его простой монтаж и демонтаж в корпусе для упрощения обслуживания и ремонта;
- для увеличения внутреннего объема корпуса и снижения общей высоты машин использовать подвеску с размещением упругих элементов снаружи корпуса, а также изменить компоновку, разместив двигатель с трансмиссией в корме;
- конструкция подвески должна обеспечить возможность натяжения гусеницы при сорванном ленивце или части катков для возможности отвода танка в тыл;
- использовать максимальное количество одинаковых узлов и агрегатов на всех боевых машинах, для облегчения производства, обслуживания и ремонта.


Легкий истребитель танков Е 10, вид слева и спереди


Всего предусматривалось создать пять различных гусеничных шасси различной массой:
Е 10 - легкая боевая машина массой 10-15 тонн;
Е 25 - машина среднего класса, массой 25-30 тонн;
Е 50 - машина массой 50 тонн, с характеристиками, превосходящими «Пантеру»;
Е 75 - тяжелая машина в 75-80 тонн, которая могла бы рассматриваться как замена «Тигра»;
Е 100 - сверхтяжелый танк массой в 130-140 тонн.

Кстати, в некоторых источниках можно встретить информацию о машине Е 5, представлявшую собой самоходную установку 88-мм реактивных гранатометов «Панцершрек» на шасси танкетки B-1V «Боргвард». Однако эта информация не подтверждается документально, и является фантазией некоторых авторов.

Из-за того, что основные «танковые» компании были перегружены выполнением текущих задач, Книпкамп добился в управлении вооружений сухопутных войск разрешения привлечь к проектированию фирмы, не занятые в танковом производстве.

В отличие от всех немецких танков того времени, на машинах серии Е (кроме Е 100) планировалась компоновка с задним расположением двигателя и трансмиссии. По мнению некоторых представителей отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), ведущее колесо заднего расположения являлось более защищенным при обстреле или подрыве танка на минах.

Ниже приводится информация по проектам машин серии Е за исключением Е 100, о котором будет рассказано ниже.

ПРОЕКТ Е 10

В апреле 1943 года договор на разработку самой маленькой боевой машины Е-серии массой до 15 тонн заключили с компанией Klockner-Humboldt-Deutz Magirus Werke в городе Ульм. Руководил проектированием Е 10 главный конструктор Magirus Хассельгрубер. До этого компания никогда не занималась проектированием танков, но имела некоторый опыт в «смежной» области, занимаясь выпуском гусеничных тягачей RSO.

По заданию предполагалось разработать танковое шасси массой 10-12 тонн, на котором провести отработку новых образцов узлов и агрегатов — двигателей, трансмиссий, систем подвески и т.п. Вопрос о принятии этой машины на вооружение не рассматривался, ее можно было считать скорее испытательным стендом для испытания новых агрегатов, которые в перспективе можно было использовать на танках. При этом многие элементы, которые требовалось создать, параллельно проектировались и для проекта Е 25 фирмой Argus. Чертежи и эскизные проработки Е 10 были представлены на рассмотрение отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) в конце лета 1944 года.


Примерно так мог выглядеть легкий истребитель танков Е 10, вооруженный 75-мм пушкой Рак 39 L/48 (модель изготовлена С. Федоровым)


Машина представляла собой истребитель танков, вооруженный 75-мм пушкой Рак 39 L/48. Однако это не был окончаельно утвержденный тип вооружения, и вопрос о том, какую артсистему устанавливать на Е 10 так и оставался открытым до конца войны. Броневой корпус машины предполагалось собирать из броневых листов, установленных под большими углами наклона: верхний лобовой 60 мм (под углом 60 градусов), нижний лобовой - 30 мм (60 градусов), борта - 20 мм (10 градусов), кормовые - 20 мм (15 и 33 градуса), крыша и днище - 10 мм.

Как и все остальные машины Е-серии, Е 10 имел компоновку с задним расположением и трансмиссии. Для удобства обслуживания задние кормовые листы были деланы откидными на петлях, что значительно облегчало обслуживание и ремонт машины.

В качестве силовой установки планировалось использование двигателя Maybach HL 100 мощностью 400 л. с. В перспективе планировалось рассмотреть возможность установки на Е 10 другого варианта двигателя - 550-сильного Maybach HL 101 с впрыском топлива непосредственно в цилиндры. Использование таких мощных двигателей на относительно легкой машине (расчетная масса Е 10 составляла 15-16 тонн в зависимости от типа выбранного для нее вооружения) являлось «немецким ответом» на американский истребитель танков М18 «Хел-кат», который при массе 17,7 тонны развивал скорость по шоссе до 90 км/ч. Этот момент был дополнительно оговорен представителями отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) с инженерами Magirus уже после того, как вермахт познакомился с самоходками «Хелкат» в ходе боев во Франции. В результате этого, расчетная скорость Е 10 по шоссе составляла более 70 км/ч.

В ходовой части Е 10 использовались четыре опорных катка диаметром 1000 мм с резиновыми бандажами (на каждый борт). Каждый из них крепился к борту отдельно, что облегчало обслуживание и ремонт. В качестве упругого элемента подвески использовались пружины Бельвиля (пружина, состоящая из тарельчатых шайб), установленные в цилиндрических кожухах. Такая система подвески, разработанная доктором технических наук Лером, стала своеобразной «изюминкой» всех проектов серии Е. При проектировании этих машин решили отказаться от использования поперечных торсионных валов над днищем корпуса, как на «пантерах» и «тиграх». Это позволяло не только снизить общую высоту машины, но и предусмотреть в днище танка аварийный люк для экипажа, о чем неоднократно просили танкисты. Катки на Е 10 были смещены один относительно другого так, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы.


Вид сбоку среднего истребителя танков £ 25 с 75-мм пушкой Рак L/70. Однако вариант вооружения этой машины окончательно так и не был определен


Однако проект Е 10 имел отличие от всех остальных машин Е-серии - элементы подвески оснащались дополнительным гидравлическим приводом, при помощи которого самоходка могла изменять клиренс (по некоторым данным, Е 10 мог «приседать» на 200 мм). Использование в ходовой части гусениц шириной 400 мм обеспечивало низкое удельное давление на грунт и, следовательно, хорошую проходимость. А благодаря отношению длины к ширине, составлявшему для Е 10 1,04, машина должна была иметь хорошую маневренность. По своим габаритам (длина с пушкой 6,91 м, длина корпуса 5,35 м, ширина 2,86 метра, высота 1,76 м) истребитель танков Е 10 был сопоставим с «Хетцером».


Одна из эскизных проработок истребителя танков Е 25, на которой видна конструкция элементов подвески



Узел подвески истребителя танков Е25


После рассмотрения проекта отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) заключил с компанией Magirus договор на изготовление трех опытных образцов и проведение их испытаний. При этом никаких сроков по окончанию работ не устанавливалось. Так как Magirus не занимался броневым производством, бронекорпуса для Е 10 заказали на заводе компании Linke-Hofmann в Бреслау, которые занимались изготовлением бронекорпусов САУ «Хетцер». К моменту окружения города частями Красной Армии в феврале 1945 года их изготовление завершить не удалось.

ПРОЕКТ Е 25

Договор на разработку шасси Е 25 массой 25-30 тонн весной 1943 года заключили с компанией Argus Werke в городе Карлсруэ. Здесь проектирование машины велось под руководством доктора Г. Клауе.

Предварительный проект машины, представлявшей собой истребитель танков, был представлен на рассмотрение военных осенью 1944 года. Он имел много общего с Е 10 (компоновка, общая схема), но был тяжелее. В представленном фирмой Argus варианте вооружение Е 25 состояло из 75-мм пушки Рак L/70. Однако это был не окончательный вариант, так как военные рассматривали и другие варианты, например орудие калибра 105-мм. Но до конца войны выбор вооружения так и не был окончательно определен.

Как и у Е 10 , корпус Е 25 собирался из бронелистов, установленных под большими углами наклона: верхний лобовой 50 мм (под углом 50 градусов), нижний лобовой 50 мм (55 градусов), борт корпуса 30 мм (верхняя часть под углом 52 градуса, нижняя вертикальная), корма 30 мм (под углами 40 и 50 градусов соответственно), крыша и днище 20 мм.

Машина имела следующие габариты: длина корпуса 5,66 м, ширина 3,41 м, высота 2,03 метра, клиренс 0,51 м. Истребитель танков имел отношение длины к ширине 1,08, что должно было обеспечить ему хорошую маневренность.

В ходовой части использовались такие же опорные катки, как и на Е 10 , но теперь их было по пять на один борт. Механизм регулирования высоты клиренса на Е 25 не предусматривалось. На машине планировалось использовать широкие 700-мм траки, расчетное удельное давление - порядка 0,65 кг/см2.

По заданию Е 25 должен был иметь удельную мощность не менее 20 л. с. на тонну. Поэтому в качестве его силовой установки планировался тот же двигатель, что и на Е 10 - 400-сильный Maybach HL 100, с возможной заменой на более мощный Maybach HL 101 в 550 л.с, завершение испытаний которого ожидалось в конце марта 1945 года. Из-за задержек с отработкой указанных моторов велись проработки монтажа в Е 25 600-сильного двигателя Argus воздушного охлаждения (его планировалось разместить поперек корпуса), а также авиационного мотора Otto в 400 л. с. Но и эти варианты оказались неудачными. В результате, на опытных образцах решили установить освоенный в производстве Maybach HL 230.

Сначала на Е 25 планировалось использовать механическую коробку перемены передач. Но по заданию отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) фирма Zahnradfabrik в Фридрихсхафене с 1 июля 1944 года начала разработку полуавтоматической коробки передач для Е 25. Ее планировалось изготовить к началу 1945 года.


Схема устройства упругих элементов подвески истребителя танков Е 25 с пружинами Бельвиля


В январе 1945 года комиссия по развитию танков приняла решение об изготовлении трех опытных образцов Е 25 и проведения их испытаний. При их успешном завершении эта самоходка могла рассматриваться как перспективная в классе 25-тонных истребителей танков. Три корпуса для Е 25 начали собирать на заводе фирмы Alkett в Берлин-Шпандау, но до конца войны закончить их не удалось.

Проекты Е 50 и Е 75

Разработку шасси для машин Е 50 и Е 75 поручили компании Weserhutte в Бад-Эйнхаузене. Проекты Е 50 и Е 75 были запланированы в качестве так называемых стандартных танков. Предполагалось, что они будут иметь одинаковые двигатели, систему охлаждения, топливные баки, ведущие и направляющие колеса, траки, механизм натяжения гусениц и ряд других узлов. Корпуса должны были иметь одну форму и одинаковые габаритные размеры. Внутренний объем у Е 50 был несколько больше за счет использования более тонких броневых листов.

Таким образом, этот проект предусматривал одновременное изготовление двух типов танков - машины могли собираться на одной и той же сборочной линии, с использованием тех же инструментов и приспособлений.

В качестве силовой установки на Е 50 и Е 75 планировалось использовать двигатель Maybach HL 233 Р, который планировали запустить в серийное производство в начале 1945 года. Это был модернизированный вариант Maybach HL 230, в котором использовали другие подшипники, усилили конструкцию коленчатого вала и шатунов. Кроме того, была до 900 л. с. повышена мощность двигателя за счет установки нагнетателя, разработанного профессором Каммом. Но так как работы по созданию нагнетателя были еще далеки от завершения, рассматривался вариант установки на Е 50/75 двигателя Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Предполагалось, что этот движок достигнет мощности в 900 л. с. при 3000 об/мин. Правда, до конца войны работы по Maybach HL 234 так и не удалось завершить.

Разработка трансмиссии, тормозов и механизмов управления велась с таким расчетом, чтобы их можно было установить в корпуса обеих танков без особых проблем. Предусматривалось использование гидромеханической 8-скоростной коробки перемены передач с многорадиусным механизмом поворота. Расчетная скорость движения для Е 50 составляла 60 км/ч, для Е 75—40 км/ч.

Помимо этого, рассматривались и другие варианты силовой установки и трансмиссии, например использование 8-цилиндрового дизельного двигателя фирмы Klockner-Humboldt-Deutz, гидромеханической коробки передач компании Voith и механической фирмы Mech-Hydro.

На машинах Е 50 и Е 75 предусматривалось использовать в подвеске тележки, каждая из которых состояла из двух катков, закрепленных на подпружиненных балансирах. Катки были смещены один относительно другого так, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы. В качестве упругих элементов использовались пружины Бельвиля, смонтированные в цилиндрические кожухи, расположенные параллельно днищу машины. В подвеске Е 50 использовалось по три тележки опорных катков на борт, а в Е 75 — по четыре. При этом траки Е 50 планировались использовать в качестве транспортных гусениц для более тяжелого Е 75. В конце 1944 года на заводе Dortmund-Hoerder Huttenverein предполагалось провести испытание элементов подвески машин Е 50/75 на корпусе танка «Королевский тигр», однако сделать это не удалось.


Поперечный разрез ходовой части Е 25 - слева направляющее колесо, справа опорный каток подвески


Что касается вооружения Е 50 и Е 75, то разработкой башен для этих машин занималась фирма Krupp. Однако до конца войны вопрос о том, какое вооружение устанавливать на эти танки так и не был окончательно решен. Так что приводимые во многих публикациях схемы танков Е 50 и Е 75 с башнями не соответствуют действительному положению дел.


Один из возможных вариантов истребителя танков Е25-С 75-мм пушкой Рак L/70 и башенкой с пулеметом на крыше корпуса. Такой вариант также встречается среди эскизных проработок машины (модель изготовлена С. Федоровым)


Следует сказать, что до конца войны проектные работы по машинам Е 50 и Е 75 были очень далеки от завершения. Не могло идти речи не только об изготовлении опытных образцов, но и даже о подготовке полного комплекта чертежей. Компания Adler занималась отработкой отдельных элементов буду-

щих танков, таких как элементы подвески, трансмиссия и тормоза, но дело не дошло даже до изготовления натурных образцов. Все ограничилось проведением расчетов, ряда испытаний и постройкой необходимых для этого макетов и стендов.

Проект Е 100

Как ни странно, ближе всего к завершению оказался самый тяжелый танк серии Е. Его разработка началась компанией Adler в городе Франкфурт-на-Майне в июне 1943 года. Руководил работами технический директор и главный конструктор Adler К. Еншке.

Проект был готов к весне 1944 года. В отличие от других машин Е-серии, Е 100 имел классическую для немецких танков компоновку с размещением двигателя сзади, а коробки перемены передач спереди. Корпус машины предлагалось изготовить из брони значительной толщины: лоб 200-150 мм (угол наклона 30 и 45 градусов соответственно), борт 120 мм, корма 150 мм. Кроме того, верхняя часть борта и верхняя ветвь гусеницы закрывались 50-мм броневыми фартуками, которые снимались при перевозке танка.

Е 100 оснащался двигателем Maybach HL 230, «майбаховской» коробкой перемены передач OLVAR OG 401216 и рулевым управлением Henschel L 801. В перспективе планировалось использовать более мощный двигатель Maybach HL 234 и гидромеханическую
коробку перемены передач компании Voith или механическую фирмы Mech-Hydro. По расчетам фирмы Adler, с этими агрегатами 140-тонный Е 100 должен был развивать по шоссе скорость до 40 км/ч (что вообще-то представляется маловероятным).

В ходовой части использовались обрези-ненные опорные катки диаметром 900 мм, имевшие в качестве упругих элементов спиральные пружины. Гусеница имела ширину 1000 мм, кроме того, планировалось разработать для Е 100 более узкую транспортную.

Окончательное решение о вооружении танка Е 100 так и не было принято. Существовало два варианта - орудия калибром 150 или 174-мм. Башня имела диаметр погода в свету 3060 мм, ее разработку поручили компании Кшрр. Также рассматривался вариант использования шасси Е 100 в качестве базы для самоходной установки.

Несмотря на то, что в июне 1944 года Гитлер распорядился прекратить все опытные работы по тяжелым танкам, изготовление Е 100 продолжалось, хотя и медленно. Сборка опытного образца велась в Хаустенбеке, недалеко от Падерборна. К началу 1945 года на шасси установлены двигатель, элементы трансмиссии и ходовой части. В конце войны машина была хвачена союзниками.

Без сомнения, Е 100 никак нельзя рассматривать как перспективный вариант тяжелого танка. Машина была настолько дорогой и нетехнологичной, что вопрос о ее серийном производстве вообще не рассматривался. Кроме того, несмотря на толстую броню и мощное вооружение, вопрос о высоких боевых качествах Е 100 также вызывает серьезные сомнения.

Вероятнее всего, изготовление Е 100 велось лишь «в пику» танку «Маус», спроектированному Ф. Порше. Известно, что главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп крайне негативно отзывался о танке Порше. Возможно, пользуясь своим положением он «пропихнул» финансирование постройки Е 100, пытаясь доказать, что эта машина будет лучше «Мауса».


Шасси тяжелых танков проектов Е 50 (вверху) и Е75 (внизу), которые отличались лишь толщиной бронелистов и числом тележек подвески




Возможные варианты вооружения 88-мм пушкой танков Е 50 (вверху) и Е 75 (внизу). На Е 50 установлена «узкая» башня (по типу той, которая была разработана для «Пантеры» Ausf F), а на Е 75 башня, аналогичная по конструкции башне «Королевского тигра» (модели изготовлены С. Федоровым)



Фрагмент заводских чертежей сверхтяжелого танка Е 100


Таким образом, проекты серии Е вряд ли можно рассматривать в качестве перспективных боевых машин, которые могли бы появиться на вооружении панцерваффе в ближайшем будущем. В этом отдавали себе отчет и многие сотрудники, задействованные в программе серии Е. Например, советник по вопросам строительства Августин, работавший в отделе испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), сказал, что «разработка танков по этой программе являлась чисто исследовательской задачей, не имея ничего общего с серийным выпуском танков. Эти разработки не следует принимать всерьез».

Таким образом, машины серии Е никогда серьезно не рассматривались как проекты, которые должны заменить находившиеся в производстве танки «Пантера», «Королевский тигр» или самоходные установки. Это была, так сказать научно-исследовательская работа по танковой тематике, и что из нее в конечном итоге вышло бы, никто сказать не мог. Таким образом, Е-серия ни в коей мере не является некой перспективной серией боевых машин различной массы, которые планировалось принять на вооружение панцерваффе. Эта информация не соответствует действительности и является плодом воображения различных авторов. Подтверждением этому, помимо прочего, служит тот факт, что проекты Е были поручены компаниям, весьма далеким от вопросов танкостроения. Если бы речь шла о разработке перспективного танка, который планировалось принять на вооружение, заказ наверняка получила бы какая-то крупная компания, имевшая опыт проектирования и выпуска танков, например, Daimler-Benz, Krupp, MAN, Alkett или Henschel.

Кроме того, для изготовления опытных экземпляров Е-серии, их испытания и организации серийного производства в случае принятия на вооружение требовалось не менее полутора - двух лет. Помимо отработки двигателей, часть из которых существовала только в единичных образцах и испытывалась на стендах, и новых коробок перемены передач, серьезные вопросы вызывает система подвески машин серии Е.

Расчеты показали, что предложенный вариант с использованием пружин Бельвиля получится легче торсионной и будет выдерживать значительную нагрузку. Кроме того, новая подвеска получалась более удобной в обслуживании и ремонте - снять один каток или тележку было значительно проще, чем демонтировать половину катков при «шахматной» подвеске.


Американские военные осматривают корпус танка Е 100, захваченный на сборочном заводе в городе Хаустенбек (СЗ)


Вместе с тем, производство балансиров и осей катков на предложенных вариантах серии Е требовало большого времени на механическую обработку на токарных и фрезерных станках. Кроме того, нужно было подобрать материал для тарельчатых пружин и отработать технологию их изготовления. В результате могло получиться так, что по стоимости в производства новая подвеска могла оказаться дороже торсионной, потребовав использования дефицитных материалов и дорогих станков.

Таким образом, если обобщить все изложенное, то машины серии Е можно рассматривать, говоря автомобильным языком как «концепт-танки».


Корпус танка Е 100 с установленными опорными катками, вид слева. Корпус уже вывезен из сборочного цеха (СЗ)



Общий вид корпуса танка Е 100 с установленными опорными катками (СЗ)



Элементы подвески сверхтяжелого танка Е 100: хорошо видны опорные катки и балансиры (СЗ)



Вид сзади на корпус Е 100 - хорошо видны буксирные рымы и направляющее колесо



Вид на переднюю часть корпуса Е 100 - хорошо видно ведущее колесо (зубчатый венец не установлен), а также способ соединения броневых листов
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +10
    25 декабря 2013 10:25
    И хорошо, что дальше опытных образцов не пошло, сколько жизней наших солдат сохранилось....
    1. +1
      25 декабря 2013 15:38
      Да ну? А что 5-6 Pz-IV, которые были в реале наклепаны с тем же расходами, что и на получение одного E-25 с учетом переделги полностью производства, менее опасны.
  3. +3
    25 декабря 2013 11:04
    с Дона.
    И всё-таки оригинально,чёрт возьми!
    1. -1
      12 января 2014 19:05
      Это точно. И вообще немецкие разработки тех лет задали "тренды" по многим направлениям: в авиации, ракетостроении, подводном кораблестроении и другим. Чем и воспользовались, и правильно сделали, все победители.
    2. Комментарий был удален.
  4. +1
    25 декабря 2013 11:33
    Начни войну чуть позже, хана была бы Евразии...
    1. Uhe
      Uhe
      +5
      25 декабря 2013 22:14
      Наши тоже без дела не сидели. Сталин рассчитывал, что немцы нападут не ранее 43-его. К этому времени они должны были завершить подготовку к войне с СССР, но и у нас были планы завершить реформу армии к этому году. Так что тут бабушка на двое сказала. Скорее всего, мы бы их порвали гораздо с меньшими потерями. Ведь и по технике, и по перспективным наработкам, и по стратегии мы шли нога в ногу. Не даром многое разрабатывали сообща.
  5. Волхов
    0
    25 декабря 2013 12:02
    Это танки для следующего Рейха, этим и объясняется парадокс более раннего изготовления сверхтяжёлого - лёгкие было достаточно спроектировать, а изготавливать их можно было уже на базах, а тяжёлой промышленности в эвакуации ещё не было, поэтому изготавливали в Германии.
    По идее эти машины должны быть сейчас на ходу и по мере развития мировой войны могут проявиться где-нибудь. В Африке появлялись Т-34 захваченные в Керчи в 42 и попавшие в СС, в Сирии недавно появились МЛ-20 из немецких трофеев - когда трофеи кончатся должны вылезти Тигры и другие звери.
  6. Прохор
    +1
    25 декабря 2013 13:13
    Вот интересно: почему немцев (да, в принципе, и наших) так "заклинило" на самоходках? Ну ладно, 152 мм в танк до сих пор засунуть не могут, а 75 - 85 - 100 мм? Мне кажется, танк всяко лучше самоходки.
    Цена и трудоёмкость? Не сильно, наверное, СУ-85 дешевле Т-34/85 была.
    Не понимаю...
    1. +2
      25 декабря 2013 15:39
      Да, именно трудоемкость и цена, отсутсвие башни и механизма еее поворота ОЧЕНЬ упрощали и удешевляли конструкцию. ЕМНИП StuG раза в полтора дешевле Pz-IV
    2. 0
      25 декабря 2013 16:47
      потому что дешево
    3. Комментарий был удален.
  7. +1
    25 декабря 2013 14:13
    Цитата: Прохор
    Вот интересно: почему немцев (да, в принципе, и наших) так "заклинило" на самоходках?
    Ну почему же,как наши союзники,как и союзники нацистов тоже в этом деле(выпуск САУ),преуспели.
    Цитата: Прохор
    Не сильно, наверное, СУ-85 дешевле Т-34/85 была.

    Время,драгоценное время.3,а то и 4 самоходки за 2 танка.Да и применяют самоходки не так ,как танки.Поэтому,когда "Вермахт" начал пятиться,потребность в САУ резко выросла.
  8. 0
    25 декабря 2013 14:31
    Проект Е был ответом на наши ИСУ-152 и ИС-2,"Фердинанд" в противоборстве с ними был слабоват, хотя "тридцатьчетверкам" от него досталось.Концепцию этого проекта в жизнь воплотили частично шведы на своем STRV-103B.
    1. 0
      25 декабря 2013 14:55
      Во во,глядя на таких монстров понимаешь что не для слабого противника их готовили...
    2. 0
      25 декабря 2013 15:41
      "Федя" ваншотил любой танк тех лет, но их было 90 шт, собрали из уже сделанных корпусов Tiger-P. Помимо него имелась еще масса машин с длинноствольными 75 мм и страшной 88 L/71. Прокет E иначе как бредом, назвать нельзя.
      1. sapran
        0
        25 декабря 2013 18:14
        Проект Е слава богу что шел изначально в инициативном порядке. Придай значение тем задумкам даже на год раньше то испытание атомного оружия пришлось бы по Германии, а не по Японским Нагасаки и Хиросимы.
        1. 0
          7 января 2014 02:45
          По Германии!?? Германия была с отрывом впереди по созданию атомного оружия и продлись война ещё хотя бы пол года и атомный удар нанесли бы уже немцы по Лондону, а зключив мир с западом, без напряга долбала бы ракетами фау2 с атомными боеголовками советские города.
          1. 0
            21 июля 2015 15:00
            Не могло быть у них ядерного оружия - у них была другая концепция, больше похожая на реактор, а не взрывное устройство. Да и урана не было в нужных количествах. Разве что одну грязную бомбу бы собрали.
  9. +1
    25 декабря 2013 15:29
    на их Е, У НАС были Т-44,ИС-3 вот так!! wink
  10. +1
    25 декабря 2013 16:35
    Автору- респект. Интересный материал.
  11. 0
    25 декабря 2013 18:02
    Визуально какой примерно калибр?
    1. sapran
      +1
      25 декабря 2013 18:07
      128 мм (это не 88\71)
  12. 0
    25 декабря 2013 18:07
    Визуально какой примерно калибр? У яги был 128 мм, все яги были на западном фронте, вроде как все до единой уничтожены с воздуха или артиллерией. Про федю: на меньше чем 100 машин приходится 5000 уничтоженной технике, а 200 лба никто не брал тогда. Федор был убер тачкой, половина на курской была уничтожена на минах. У нас за его уничтожение сразу орден давали, так что!
    1. sapran
      0
      25 декабря 2013 18:10
      Наверно Вы хотели сказать что на мины приходится половина потерянных Элефаетов на Курской дуге?
    2. +1
      25 декабря 2013 19:08
      Цитата: CruorVult
      200 лба никто не брал тогда

      фугас 152 мм, 203 мм. Фактов уничтожения 122 мм фугасам не нашел, но думаю тоже хватит
      1. 0
        26 декабря 2013 01:44
        Последствия одной,всем известной игры...
        1. 0
          26 декабря 2013 03:53
          Таблица повреждений штурмовых орудий «Фердинанд», брошенных немецкими войсками в районе станции Поныри и совхоза «1 Мая»
          http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0
          %B4_(%D0%A1%D0%90%D0%A3)
          Номер САУ: 701 - Характер повреждения: Разрушено боевое отделение - Причина повреждения: Попадание 203-мм снаряда
          И читаем чуть ниже:
          Из четырёх обследованных машин, оставленных немецкими войсками у посёлка Тёплое, у двух была повреждена ходовая часть, одна была выведена из строя огнём 152-мм орудий (был сдвинут лобовой лист корпуса, но броня пробита не была), и одна застряла на участке с песчаным грунтом (экипаж взят в плен)
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    25 декабря 2013 18:58




    Приблизительно вот так.У немцев желания не совпадали с возможностьями
  15. 0
    25 декабря 2013 19:29
    Цитата: sapran
    Наверно Вы хотели сказать что на мины приходится половина потерянных Элефаетов на Курской дуге?


    А я что написал? Элефант модернизированный федя, улучшена маска орудия, появляется командирская башенка и курсовой пулемет.

    Фугас 152 откуда выпущенный то, если вы хотите сказать про су 152 то ето либо засада либо везение, 152 снаряды и тиграм башни срывали и раскалывали, но буквально в упор. Федя мог поразить любой танк на дистанции 1.5 км, а су 152 больше позиционировалась как штурмовое орудие, применялась против дотов. В дальнейшем на ису отказались от 152 мм и перешли на 122.
    1. 0
      26 декабря 2013 01:56
      Цитата: CruorVult
      Фугас 152 откуда выпущенный то, если вы хотите сказать про су 152 то ето либо засада либо везение, 152 снаряды и тиграм башни срывали и раскалывали, но буквально в упор. Федя мог поразить любой танк на дистанции 1.5 км,

      А федя типа не из засад работал это-ж САУ а не танк. 200 у него только во лбу а вборта шьется только в путь и маневренности никакой. 152 мм снаряд весом 46 кг(мл-20) по моему мнению может сильно огорчить любой современный танк ,если не пробить так вывести из строя однозначно. Кстати откуда такие сведения что каждый федя уничтожил по 50 танков? И что это были за танки? Если т-60,т-80 то незачет.
    2. 0
      26 декабря 2013 04:21
      От МЛ20 не отказывались. В определенный момент появился дефицит этих орудий зато в избытке были 122 мм орудия. А с завода требовали САУ. Война все таки. Вот и стали на заводе ставить то что есть. Получилось вполне удачно.
      Фугасу все равно в упор или нет. Главное попасть
      Бронебойным согласен. там почти в упор надо стрелять. Попадание такого тяжелого снаряда броню не пробивало, но башню срывало или заклинивало напрочь.
      Да и экипажу здоровья не прибавлял обстрел такими снарядами. Там контузию схлопотать на раз можно
  16. 0
    25 декабря 2013 19:48
    И зачем тут публиковать всякую муть, которую мечтали воплотить в жизнь немецкие недалекие конструктора? Почему недалекие - потому, что еслиб они что то стоили, то их изделия бы воевали и побеждали, а так их удел "махать кулаками после драки". Думаю пора прекратить публиковать подобную муть, а лучше публиковать описания и оружия победы, его создания и достижений ... Достали уже это "супер оружие заднего ума".
  17. +1
    25 декабря 2013 19:51
    А я с несколько другой стороны - пример того, что излишнее разнообразие в типах (моделях) бронетанковой (и не только...) техники ни к чему хорошему не приводит - здесь уже высказывалась точка зрения, что сосредоточение промышленности на выпуске Pz IV было бы для Германии эффективнее производства Пантер и Тигров - так же, как нашей "рабочей лошадкой" был Т-34 при всех его недостатках, а не ИС при всех его достоинствах.
    И всё это я не к прошлому, а к настоящему - очень уважая (и не рассматривая качества каждого в отдельности) все послевоенные модели отечественных танков, хотелось бы иметь на вооружении меньшее количество типов (пусть будут на складах, людей с практикой их применения пока хватает) - в идеале должен быть один тип, поставляемый промышленностью, и один тип, выводимый в резерв.
    Не очень наивно?...
  18. +1
    25 декабря 2013 20:14
    152мм попадание в лоб и не пробитие приводило экипаж к глубочайшей контузии.Зверобоями не случайно САУ назвали.
    1. 0
      26 декабря 2013 04:38
      Немцы тоже не плохо прозвали. Dosenoffner (открыватель консервных банок)
  19. -2
    25 декабря 2013 20:22
    Ололошеньки. Тигр машина спорная канечно же, но все таки давайте не забывать что немецкие танковые аасы настреляли по сотне другой машин. Пазик 4ре никак не годился как основной танк, так как слабое шасси не позволяло больше его апгредйить ни по броне, ни по пушке. А то что они гигантизмом болели сыграло нам наруку :)
    1. 0
      26 декабря 2013 01:47
      Насчет настрелов сотнями немало копьев сломано,как и в авиации только у немцев были такие убер ассы с сотнями побед.
    2. 0
      26 декабря 2013 02:00
      Цитата: CruorVult
      немецкие танковые аасы настреляли по сотне другой машин.

      Опять двадцать пять,а кто считал то ,немцы? Они и самолетов по триста штук сбивали. Если все их подвиги сложить боюсь что у нас тупо техники не хватит даже вместе с союзниками.
  20. 0
    25 декабря 2013 20:33
    Цитата: Flatter
    152мм попадание в лоб и не пробитие приводило экипаж к глубочайшей контузии.Зверобоями не случайно САУ назвали.


    дак базару нет, динамический удар таких пушек прсто сминает корпус, но 152 как пт сау была мало эффективна, ИСУ потом перешли на 122мм. у 152 малый боекомплект, малая прицельная дальность, короткий ствол=плохая настильность.
    1. 0
      26 декабря 2013 04:43
      Доля истины есть. НО! На участках фронта где появлялись ИСУ Тигров сразу убирали подальше в тыл. Это ли не эффективность ПТ САУ? Скорострельностью ИСУ не страдала это факт. Так тигры сотнями в атаку тоже не ходили. А для танков поменьше СУ 100 была (тоже с интересным прозвищем smile ). Про 122 мм орудие уже писал выше. Не переходили на него специально
  21. +1
    25 декабря 2013 21:28
    Цитата: CruorVult
    Ололошеньки. Тигр машина спорная канечно же, но все таки давайте не забывать что немецкие танковые аасы настреляли по сотне другой машин

    Так и с танками в немецких тяжелых танковых батальонах носились как с "малыми дитятями". Старались вводить в бой только когда известна ситуация от разведки. Перевозили преимущественно по Ж/Д дороге чтобы не дай бог матчасть не поломалась. Требовали эти "кошачьи" техобслуживания на уровне самолетов Люфтваффе. Чего бы в такой ситуации и не настрелять. Зато легко посмотреть на эффективность Тигров в Арденской операции, когда их применяли не в "тепличных" условиях, а внаступлении, когда тя самого все что хош спалить может. Или как в операции Багратион немцы потеряли несколько тяжелых танковых батальонов Тигров из-за стремительности наступления РККА. Так же само немецкие воздушные асы "настреляли" по сотне другой машин - действуя тактикой не перехвата стратегической инициативы, а методом ударил и удрал. Итог - куча палок на килях и потеря господства в воздухе.
  22. Крэнг
    0
    25 декабря 2013 22:27
    Один "Фердинант" получил попадание 406мм снаряда с британского линкора "Родней". И несмотря на то, что снаряд броню не пробил "Фердинант" просто развалился бедняга.
    1. 0
      26 декабря 2013 02:02
      Ну раз развалился значит засчитываем пробитие.
  23. 0
    26 декабря 2013 02:35
    Цитата: Крэнг
    Один "Фердинант" получил попадание 406мм снаряда с британского линкора "Родней". И несмотря на то, что снаряд броню не пробил "Фердинант" просто развалился бедняга.


    Ого, не знал! Это очень жёско!!

    Слышал так же, что были случаи попадания реактивных "мин" с Катюши в Тигры. Вроде как броню не пробивали, но выводили машину из строя (тогда мины были фугасные). А экипаж получал сильнейшие контузии. Думаю не стоит забывать, что тогда танки не были с защитой от ОМП и как следствие, герметизации, как таковой не было. Как следствие, взрыв добротного фугаса, даже не пробив броню, мог вывести экипаж из строя. Где то даже писали, что при испытании Т34 (то ли Американцы, то ли Немцы), отмечали неудовлетворительную герметизацию (мол при дожде вода заливала электроприводы башни, что вызывало замыкание).
  24. 0
    26 декабря 2013 07:44
    Есть таккая старая русская погворка, кто старое пмняет - глаз вон, а кто забудет - оба.

    Историй много всяких, есть аткая что легкий танчик типа т60 или т70 катлся вокрут и КТ расстреливал, в итоге фрицы не выдержали и здались.

    Неудачно примеров применения бронетехники можно кучу откапать. Тигр был далеко не шедевром инженерной мысли, если рассматривать его в целом, но все таки благаря орудию и немецкой педантности машина была самая серьезная. А на счет феди и 400 м снаряда, там ПТ просто раздавило, тут вообще оворить о пробитии неуместно.