Military Review

Battle of Golymin

2
14 (26) December 1806, simultaneously with the battle of Pultusk, the battle of Golymin took place. The combined detachment of Prince Golitsyn and Dokhturov withstood the blow of the main forces of Napoleon (the corps of Augereau, Davout and Soult). Despite all the attacks, the French could not destroy the Russian detachment, which was in perfect order able to escape from the blow of the enemy and unite with the main forces of the Russian army.


Situation before the fight

During an attempt to organize a strike on the enemy, Field Marshal Kamensky sent the commander of the 4 Division, Prince Dmitry Golitsyn, with Kostroma Musketeers, Order of Cuirassier and Pskov Dragoon Regiments, 18 battery guns to the town of Slubov as a reserve of the Benningssen corps. Arriving at Slubovo, Golitsyn went to Novemeasto, where the field marshal’s main apartment (headquarters) was to be, but found no one except the wounded. The troops have already gone to Stregochin. The prince returned to Slubovo. He was ordered to remain in Slubov and watch the enemy.

At night and in the morning of 13 (25) of December, Dneprovsky Musketeer, Tavrichesky Grenadier and Little Russian Cuirassier Regiments, two squadrons of Sumy Hussars arrived in Slubovo after falling behind their divisions. It soon became clear that Stregochin was occupied by the French, and an enemy also appeared on the road from Lopachin. Thus, the detachment of Prince Golitsyn was among the enemies. Golitsyn decided to go to Golymin, where he hoped to unite with the Dokhturov division. Moving slowly, heavy guns tied up in impassable mud. As a result, more than half of the guns had to be thrown, riveting them.

Dokhturov, having received the order of the commander-in-chief to go to Pułtusk via Macs, sent a division to the main forces of the army. Only the Moscow Dragoon and Moscow Musketeer Regiments did not have time to speak. Dokhturov remained with them to wait for Golitsyn. On the morning of December 14 (26), the Golitsyn squad arrived in Golymin. People and horses were completely exhausted by the difficult road, so our troops were forced to stop to rest. In total, the Russian detachment consisted of 16-18 thousand fighters.

Meanwhile, the French corps under the command of Augereau, Davout and Soult were on the march to Golymin, from where the French were planning to turn on the Macs in the flank and rear of our army. The thaw and the rains turned the roads into a swamp, so the French also moved slowly. The first to reach the city was the Corps Augereau, but not with all the forces, part of the troops were still on the way.

Battle of Golymin

Russian commander Dmitry Vladimirovich Golitsyn (1771 — 1844)

Battle

Golitsyn raised troops. Prince Shcherbatov with the Kostroma regiment and 4 cannons occupied the forest on the left flank. Three squadrons of the Pskov dragoons and order cuirassiers settled to the right. In the center in the first line are located the Tauride Grenadier, Dnieper Musketeer regiments, reinforced by dragoons and cuirassiers. The reserve was the Little Russian Cuirassier Regiment, two squadrons of hussars and two regiments of the Dokhturov division.

Initially, the battle broke out in the forest, where the advancing French faced the Kostroma infantry regiment. At first the regiment faltered; it consisted of recruits and was not yet in combat. However, General Shcherbatov, with the banner of his hands, rushed to the attack and the soldiers followed the commander. The order has been restored. After that, the Kostroma people bravely fought all day, not yielding to an experienced enemy.

Continuing the battle in the forest, the French troops turned left and when they entered the open space they came under the blow of our guns. The French cavalry attempted to capture the guns, but the attack of our dragoons and cuirassier overturned the enemy. Acerius needed to capture the Russian artillery, since with its strong fire it did not allow his corps to turn on the plain for a decisive blow. He threw the 1 Infantry Division into the attack. However, this French attack was repelled. According to Augereau, “The Russian canister and impassable swamp forced the division to retreat.”

In the meantime, the Orgero corps was reinforced by the backward forces and forward columns of the Davout corps. Golitsyn strengthened the left wing of Prince Shcherbatov with two battalions from the Tauride Grenadier and Dneprovsky Musketeer Regiments. From the reserve in their place was nominated Moscow Musketeers Regiment. The right flank strengthened the Moscow Dragoon Regiment. The Russian right wing was attacked by the French cavalry, but without success, then the Moscow dragoons and Little Russian cuirassiers counterattacked.

Russian troops under the command of Golitsyn and Dokhturov fought hard. The goal of our commanders in this situation was to wait for darkness, so as to retreat unnoticed before the superior forces of the French. Our troops contributed to the fact that the French artillery bogged down in the mud and lagged behind. And those batteries that came to the battle, did not have time to move from place to place. The roads were so ruined that the guns simply sank in the mud. Therefore, the Russian squad had an advantage in artillery. In 15 hours, unexpectedly for the Russians, reinforcements approached them — detachments of Count Palen and Chaplits cut off during the French movement.

As part of the detachment of Palen were: 21 th rangers regiment, 8 squadrons of Sumy Hussars and a company of horse artillery. The detachment under the command of Peter Palen was located on the extreme right wing. Not having received the order of the command, and finding that the rest of the troops were retreating, Palen also began to withdraw towards Pultusk. But with Lopachina, the Russians stumbled upon the superior forces of the French. Reflecting the attack of the enemy, and not seeing the opportunity to go to Pultusk this road, Palen moved to Ciechanov. On the way, the squad had to repel the strong onslaught of the enemy. In Tsekhanov Palen met the detachment of Major General Yefim Chaplitsa - Pavlograd hussars of the regiment with a horse artillery company. Chaplits was sent for reconnaissance by Buxgevden. The French cut off the detachment from the main forces, but Chaplitz slipped away. From Tsekhanov, Palen and Chaplits went to Golymin.

The unexpected arrival of these reinforcements allowed our troops to survive until the evening. At dusk, our troops, not having suffered defeat, began to retreat. At this time, the advanced forces of Soult's corps came to the battlefield and Napoleon himself arrived, who ordered the continuation of the offensive. The French broke in after our retreating troops in Golymin, where a bloody battle began in the dark, soldiers fought hand-to-hand combat, with bayonets and butts. But, despite all efforts, it was not possible to prevent the enemy from successfully retreating Golitsyn.



Results

In this battle, the Russians and the French lost approximately 1 thousand people. Despite the double advantage of the enemy, the Russian troops under the command of Golitsyn restrained the attacks of the main forces of the French during the day and only in the evening began to withdraw. Russian regiments moved in perfect order. The French did not pursue them. 15 (27) December, a detachment of Golitsyn and Dokhturov united with the troops of Buxgevden in Makow. Thus, under Glymin and Pultusk, Napoleon’s hopes for the encirclement and destruction of the Russian army were broken.

December 15 Bennigsen began to withdraw troops to Ostrolenka. December 17 our troops crossed the Narew. In this case, Bennigsen and Buksgevden avoided each other until the question of who was in charge was resolved. Then the troops of Bennigsen and Buksgevden marched towards Novogrod, they marched along the left and right banks of the Narew. December 19 Buxgewden arrived at Novogrod. Here passed the military council, which decided to send troops to the north, in the Prussian lands. December 28 troops came to Tykochin. December 30 Russian army headed for Johannesburg. On the march came the order, which appointed Bennigsen commander, and Count Buksgevden was appointed Riga military governor.

The December battles influenced the morale of the enemy. The French in battles with the Russian avant-gardes, in the battle of Pultusk and Golimin, faced not fallen Prussians, but fresh and persistent Russian regiments. Within one year, the French army crushed the Austrian and Prussia armies that were considered the strongest in Western Europe. The French believed in the lucky star of Napoleon, the invincibility of the French army under his command. However, fighting with stubborn and fierce Russian regiments shook their confidence. The French did not achieve a clear victory in any case, everywhere the Russians held a blow, went over to tough counterattacks and retreated in order. The Russian commanders, despite the contradictory instructions of Field Marshal Kamensky, often took responsibility, were not afraid to engage in battle with the superior forces of the enemy. The glorious battles of December 1806 overshadowed the pogrom of Austerlitz, showed the true strength of the Russian army.

As Mehring wrote: “Both sides were gripped by the unpleasant feeling that opponents faced here, invincible to each other. French troops have never fought in such a harsh and inhospitable terrain; the art of their shooters, who were able to shoot down thin and long lines of a mercenary army with their accurate fire, was powerless against the strong, one after another endless rows of Russian infantry, accustomed to all the hardships of the northern climate; Napoleon was forced ... to return to the old method of war he had rejected, placing his troops in winter quarters and starting to take the fortresses that were in his rear. ”

Militarily, at the first stage of the war, the advantages of the new organization of the Russian army were clearly revealed. With the transition to the divisional system in 1806 in the hands of the division commander, 15-20 had thousands of people, and the division could conduct an independent battle for up to reinforcements during 1-2 days. This was a surprise to Napoleon.

The prospect of a protracted war did not suit Napoleon, so he made an attempt to start peace negotiations, but failed. Opponents went to winter apartments. December 18 Napoleon went to Warsaw. The French emperor, not daring to pursue the Russian army in the winter, decided to establish himself on the Vistula, pull up reinforcements from France and prepare for further campaign. The Lanna Corps is located between the Narew and the Bug; Davout building in Pultusk; Soult's case - at Makov; the case of Auger - at Vyshgorod; Ney - at Mlava; Bernadot at Elbing. The German troops of the Rhine Union and the Polish forces, recruited by Napoleon, were concentrated at Thorn, they were intended for the siege of Danzig and Graudenz. Napoleon hoped to stay in Warsaw until spring, where he was rapidly developing an affair with Valevska, but already in early January he learned that the Russian troops had begun a movement, and hastily left for the army. As a result, soon the active hostilities continued.

European capitals closely followed the clash between the Russian and French armies. Vienna was particularly interested in the campaign. The Vienna court was divided into two parties. Part of the Austrian elite, including the Emperor Franz and the Chief Minister of the Stadium, wanted a break with Napoleon. The Austrians were eager for revenge for the previous defeats. However, the Austrians were afraid of the relics of Napoleon’s empire, the nobles were afraid that the war would take place on Austrian territory and their estates would be threatened with ruin. The peace party was headed by the Generalissimo, the Archduke Charles, he wanted to complete the military transformations so that Austria would be well prepared for war. In general, the Austrians were inclined to believe that the conflict between Russia and France is beneficial to Austria. Napoleon, who will exhaust strength in the fight, will have no time for Austria. The weakening of Russia was also beneficial to Austria. The Russians at that time entered another war with Turkey, and the activity of Russia in the Balkan direction worried the Austrians and affected their strategic interests. Thus, the war of Russia and France suited Vienna. The Austrians negotiated with both the Russians and the French, they promised, they bargained and waited, whose will they take. Therefore, the attempts of Russian diplomacy to incline Austria to their side were fruitless.
Author:
Articles from this series:
Russian-Prussian-French War 1806 – 1807

Russian-Prussian-French War 1806 – 1807.
As a military psychosis led Prussia to a military-political catastrophe
How Napoleon destroyed the Prussian army
Campaign in Poland. How Napoleon tried to crush the Russian army
Battles at Sokhochin-Kolosomb and Charnovo
The victory of the Russian army in Pultusk
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. V.ic
    V.ic 16 December 2016 06: 57
    0
    (C) The Austrians negotiated with both the Russians and the French, promised, haggled, and waited for anyone to take it.

    Typical jackal tactics. Seven years earlier, A.V. Suvorov had been "framed", who was forced to retreat through the Alps with battles. (which only Hannibal and Julius Caesar succeeded before him). Russia did not need this war with Bonaparte! Fight for the interests of Britain ...
  2. Cartalon
    Cartalon 16 December 2016 11: 17
    +1
    Here is the scribble of Mehring did not have to be inserted here, what are the endless ranks of the Russian infantry?

Битва при Голымине

14 (26) декабря 1806 года одновременно с битвой при Пултуске произошло сражение при Голымине. Сводный отряд князя Голицына и Дохтурова выдержал удар основных сил Наполеона (корпуса Ожеро, Даву и Сульта). Несмотря на все атаки, французы не смогли уничтожить русский отряд, который в полном порядке смог уйти из-под удара противника и соединиться с главными силами русской армии.

Обстановка перед боем

Во время попытки организовать удар по врагу, фельдмаршал Каменский направил командира 4-й дивизии князя Дмитрия Голицына с Костромским мушкетерским, Орденским кирасирским и Псковским драгунским полками, 18 батарейными орудиями к г. Слубову как резерв корпуса Беннигсена. Прибыв в Слубово, Голицын поехал в Новемясто, где должна была быть главная квартира (штаб) фельдмаршала, но никого не обнаружил, кроме раненых. Войска уже ушли к Стрегочину. Князь вернулся в Слубово. Ему приказали оставаться в Слубове и наблюдать за противником.


Ночью и утром 13 (25) декабря в Слубово прибыли отставшие от своих дивизий Днепровский мушкетерский, Таврический гренадерский и Малороссийский кирасирский полки, два эскадрона сумских гусар. Вскоре выяснилось, что Стрегочин занят французами, на дороге от Лопачина также появился противник. Таким образом, отряд князя Голицына оказался посреди врагов. Голицын решил идти к Голымину, где надеялся соединиться с дивизией Дохтурова. Двигались медленно, тяжелые пушки увязали в непролазной грязи. В итоге больше половины орудий пришлось бросить, заклепав их.

Дохтуров, получив приказ главнокомандующего идти к Пултуск через Маков, отправил дивизию к главным силам армии. Не успели выступить только Московский драгунский и Московский мушкетерский полки. С ними Дохтуров остался ждать Голицына. Утром 14 (26) декабря отряд Голицына прибыл в Голымин. Люди и лошади были полностью обессилены тяжелой дорогой, поэтому наши войска вынуждены были остановить на отдых. Всего русский отряд насчитывал 16-18 тыс. бойцов.

Тем временем французские корпуса под командованием Ожеро, Даву и Сульта были на марше к Голымину, откуда французы планировали повернуть на Маков во фланг и тыл нашей армии. Оттепель и дожди превратили дороги в болото, поэтому французы также двигались медленно. Первым к городу вышел корпус Ожеро, но не всеми силами, часть войска была ещё в пути.

Битва при Голымине

Русский полководец Дмитрий Владимирович Голицын (1771—1844)

Сражение

Голицын поднял войска. Князь Щербатов с Костромским полком и 4 пушками занял лес на левом фланге. Правее расположились по три эскадрона псковских драгунов и орденских кирасиров. В центре в первой линии расположились Таврический гренадерский, Днепровский мушкетерский полки, усиленные драгунами и кирасирами. В резерве был Малороссийский кирасирский полк, два эскадрона гусар и два полка дивизии Дохтурова.

Вначале бой разгорелся в лесу, где наступающие французы столкнулись с Костромским пехотным полком. Сначала полк дрогнул, он состоял из новобранцев и ещё не был в бою. Однако генерал Щербатов со знаменем руках бросился в атаку и солдаты последовали за командиром. Порядок был восстановлен. После этого костромцы весь день мужественно дрались, не уступая опытному врагу.

Продолжая бой в лесу, французские войска повернули налево и при выходе на открытое место попали под удар наших орудий. Французская конница попыталась захватить пушки, но атака наших драгун и кирасир опрокинула противника. Ожеро необходимо было захватить артиллерию русских, так как она своим сильным огнём не давала возможности его корпусу развернуться на равнине для решительного удара. Он бросил в атаку 1-ю пехотную дивизию. Однако и эта французская атака была отражена. По словам Ожеро: «Русская картечь и непроходимое болото принудили дивизию отступить».

Тем временем корпус Ожеро был подкреплен отставшими войсками и передовыми колоннами корпуса Даву. Голицын укрепил левое крыло князя Щербатова двумя батальонами из состава Таврического гренадерского и Днепровского мушкетерского полков. Из резерва на их место был выдвинут Московский мушкетерский полк. Правый фланг укрепили Московский драгунский полк. Русское правое крыло было атаковано французской кавалерией, но без успеха, затем московские драгуны и малороссийские кирасиры контратаковали.

Русские войска под командование Голицына и Дохтурова упорно дрались. Целью наших командиров в сложившейся обстановке стало дождаться темноты, чтобы незаметно отступить перед превосходящими силами французов. Нашим войскам способствовало то, что французская артиллерия увязла в грязи и отстала. А те батареи, которые подоспели к битве, не успевали вовремя перебрасывать с места на место. Дороги до такой степени были испорчены, что пушки просто тонули в грязи. Поэтому русский отряд имел преимущество в артиллерии. В 15 часов неожиданно для русских к ним подошли подкрепления — отрезанные в ходе движения французами отряды графа Палена и Чаплица.

В составе отряда Палена находились: 21-й егерский полк, 8 эскадронов Сумского гусарского полка и рота конной артиллерии. Отряд под началом Петра Палена располагался на крайнем правом крыле. Не получив приказа командования, и обнаружив, что остальные войска отступают, Пален также начал отход в сторону Пултуска. Но у Лопачина русские наткнулись на превосходящие силы французов. Отразив нападение противника, и не видя возможности пройти в Пултуск этой дорогой, Пален двинулся в Цеханов. По пути отряду пришлось отражать сильный натиск противника. В Цеханове Пален встретил отряд генерал-майора Ефима Чаплица — Павлоградский гусарский полк с конной артиллерийской ротой. Чаплиц был послан на разведку Буксгевденом. Французы отсекли отряд от основных сил, но Чаплиц ускользнул. Из Цеханова Пален и Чаплиц пошли к Голымину.

Неожиданное прибытие этих подкреплений позволило нашим войскам выстоять до вечера. В сумерках наши войска, не потерпев поражения, начали отход. В это время к месту битв вышли передовые силы корпуса Сульта и прибыл сам Наполеон, который приказал продолжить наступление. Французы ворвались вслед нашим отступающим войскам в Голымин, где в темноте началась кровавя битва, солдаты бились в рукопашную, штыками и прикладами. Но, несмотря на все усилия, помешать успешному отступлению Голицына врагу так и не удалось.



Итоги

В этом сражении русские и французы потеряли примерно по 1 тыс. человек. Невзирая на двойное преимущество неприятеля, русский войска под командованием Голицына сдерживали атаки главных сил французов в течение дня и только к вечеру начали отход. Русские полки отошли в полном порядке. Французы их не преследовали. 15 (27) декабря отряд Голицына и Дохтурова соединился с войсками Буксгевдена в Макове. Таким образом, под Глымином и Пултуском были разбиты надежды Наполеона по окружению и уничтожению русской армии.

15 декабря Беннигсена начал отводить войска к Остроленке. 17 декабря наши войска переправились через Нарев. При этом Беннигсен и Буксгевден избегали друг друга, пока не решится вопрос кто главный. Затем войска Беннигсена и Буксгевдена двинулись к Новогроду, они шли по левому и правому берегу Нарева. 19 декабря Буксгевден прибыл к Новогроду. Здесь прошел военный совет, который решил направить войска на север, в прусские земли. 28 декабря войска вышли к Тыкочину. 30 декабря русская армия направилась к Йоханнесбургу. На марше пришёл приказ, который назначил Беннигсена командующим, а граф Буксгевден был назначен Рижским военным губернатором.

Декабрьские сражения оказали влияние на моральный дух противника. Французы в боях с русскими авангардами, в битве при Пултуске и Голымине столкнулись не с упавшими духом пруссаками, а со свежими и стойкими полками русских. В течение одного года французская армия громила считавшиеся сильнейшими в Западной Европе армии Австрии и Пруссии. Французы верили в счастливую звезду Наполеона, непобедимость французской армии под его началом. Однако бои с упорными и яростными русскими полками поколебали их уверенность. Французы ни в одном деле не добились явной победы, везде русские держали удар, переходили в жесткие контратаки и отходили в порядке. Русские же командиры, несмотря на противоречивость указаний фельдмаршала Каменского, чаще всего брали на себя ответственность, не боялись вступать в бой с превосходящими силами врага. Славные сражения декабря 1806 года заслонили Аустерлицкий погром, показали истинную силу русской армии.

Как писал Меринг: «Обе стороны были охвачены неприятным ощущением того, что здесь столкнулись противники, непобедимые друг для друга. Французские войска еще никогда не сражались в такой суровой и негостеприимной местности; искусство их стрелков, умевших сбивать своим метким огнем тонкие и длинные линии наемного войска, было бессильно против крепких, стоявших друг за другом бесконечных рядов русской пехотной массы, привычной ко всем невзгодам северного климата; Наполеон был принужден... возвратиться к старому, отвергнутому им методу войны, расположив свои войска на зимних квартирах и начав брать крепости, находившиеся у него в тылу».

В военном отношении уже на первом этапе войны достаточно ясно выявились преимущества новой организации русской армии. С переходом в 1806 году к дивизионной системе в руках командира дивизии находилось 15-20 тысяч человек, и дивизия могла в течение 1-2 суток вести самостоятельный бой до подхода подкреплений. Это было неожиданностью для Наполеона.

Перспектива затяжной войны не устраивала Наполеона, поэтому он сделал попытку приступить к мирным переговорам, но неудачно. Противники разошлись на зимние квартиры. 18 декабря Наполеон уехал в Варшаву. Французский император, не решившись преследовать русскую армию в зимнее время, принял решение утвердиться на Висле, подтянуть подкрепления из Франции и подготовиться для дальнейшей кампании. Корпус Ланна расположился между Наревом и Бугом; корпус Даву в Пултуске; корпус Сульта — у Макова; корпус Ожеро — у Вышгорода; Нея — у Млавы; Бернадота — у Эльбинга. Германские войска Рейнского союза и польские формирования, набираемые Наполеоном, концентрировались у Торна, они предназначались для осады Данцига и Грауденца. Наполеон рассчитывал пробыть в Варшаве до весны, где у него бурно развивался роман с Валевской, но уже в начале января он узнал, что русские войска начали движение, и спешно уехал в армию. В итоге вскоре активные боевые действия продолжились.

Европейские столицы внимательно следили за схваткой русской и французской армий. Особенный интерес к кампании проявляла Вена. Венский двор был разделен на две партии. Часть австрийской элиты, включая императора Франца и главного министра Стадиона, хотели разрыва с Наполеоном. Австрийцы жаждали реванша за прежние поражения. Однако австрийцы боялись мощи империи Наполеона, знать опасалась, что война будет идти на австрийской территории и их поместья подвергнутся угрозе разорения. Партию мира возглавлял генералиссимус эрцгерцог Карл, он хотел завершить военные преобразования, чтобы Австрия хорошо подготовилась к войне. В целом австрийцы склонялись к мнению, что конфликт России и Франции выгоден Австрии. Наполеону, который истощит силы в борьбе, будет не до Австрии. Ослабление России также было выгодно Австрии. Русские в это время вступили в очередную войну с Турцией, и активность России на Балканском направлении беспокоила австрийцев, затрагивала их стратегические интересы. Таким образом, война России и Франции устраивала Вену. Австрийцы вели переговоры и с русскими, и с французами, обещали, торговались и выжидали, чья возьмёт. Поэтому попытки русской дипломатии склонить Австрию на свою сторону были бесплодны.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. V.ic 16 декабря 2016 06:57
    (С)Австрийцы вели переговоры и с русскими, и с французами, обещали, торговались и выжидали, чья возьмёт.

    Типичная тактика шакалов. Семью годами ранее "подставили" А.В.Суворова, вынужденного отступить через Альпы с боями. (что удалось до него только Ганнибалу и Юлию Цезарю). Не нужна была России эта война с Бонапартом! Воевать за интересы Британии...
  2. Cartalon 16 декабря 2016 11:17
    Вот писанину Меринга сюда вставлять не надо было, какие ещё бесконечные ряды русской пехоты?
Картина дня