Military Review

SOUTH AFRICA. White outlaws, or who awaits Russian officers in Africa (part 5)

21
Who were our volunteers who participated in the second Boer War? I mean not a few generalized answers about their political views or professions. For example, political views were very different and even mutually exclusive - from monarchists to supporters of the republic and even hotheads with a touch of populism, characterized by open-mindedness.


In my humble opinion, it is not a sin to remember at least some Russian volunteers by name. And no matter how hard the network experts, who visited South Africa on a tour with a cocktail tube in that place, talked about the country and its conditions, the memoirs of the fighters who wrote their names in blood, not the keyboard, are somewhat more valuable.

Unfortunately, a thorough registration of volunteers Transvaal government spent only the first months of the war. Later, the authorities simply did not have such an opportunity. Russian recorded naturally only by name and surname, without specifying the patronymic, unaccepted in many countries. Therefore, it is impossible to name the exact number of Russian volunteers, just as it is impossible to indicate the exact number of the dead.

SOUTH AFRICA. White outlaws, or who awaits Russian officers in Africa (part 5)


True, the most famous Russian volunteer was Yevgeny Maximov. Born Eugene 4 March 1849, in Tsarskoye Selo in the family of a naval officer. He studied at the St. Petersburg gymnasium, then at the Technological Institute, from which he transferred to the law faculty of St. Petersburg University. As a result, he entered the military service. At the age of 26, Maximov retired with the rank of lieutenant colonel, using the reputation of an immaculate but strong-willed and very independent officer. But Eugene, oddly enough, stubbornly did not want to leave the war without his person. First, he went to war in Serbia, continued fighting in Bosnia and the mountains of Herzegovina, was awarded the Serbian silver medal "For Bravery". With the beginning of the Russian-Turkish war 1877 of the year, having no other opportunity to get into theater, he returned to service.

In 1890, he fought as a part of General Skobelev's troops in Central Asia, for which he was awarded the Red Cross Badge. During the Italo-Ethiopian War of 1895, the indefatigable officer fought as part of the Ethiopian army as a military commissioner in the Russian Red Cross unit. With the beginning of the war of Greece and Turkey, Maximov, who has the strength, rushed to this fight, but was just late for the war.



Evgeny Maximov and General Kolbe

In 1900, he arrived in Transvaal. At first he commanded the “Foreign Legion” (a team of volunteers from different countries), but as a regular military quickly got tired of all kinds of squabbles inside the legion, when each national squad honored themselves and despised the rest (greetings from the marauding Ricardi), and handed over command to the legion to Commander De la Ray (brother of the famous general). Soon, Maximov took the helm of the “Dutch Corps”, which was distinguished by discipline against the rest of the detachments. Actively participated in many bloody battles, was contused, besides was wounded in the temple and scapula. In May, 1900, he was promoted to the title of fencing general (combat general).

As a seasoned military man of war, he was extremely difficult with romantic young men and especially with the then “golden youth” from among the aristocrats, whom he considered unnecessary in battle. For example, Maksimov called Prince Bagration-Mukhransky, who came to South Africa in a kuladzha and Circassian circle, as a clown. In fact, despite the prince’s desperate courage, his Georgian national arrogance, which on the battlefield did not mean anything, looked like some posturing. This clinical intolerance to the rich and thirsty adventures of young people eventually led Maximov to the dock. In 1902, the battle general was summoned to a duel by Prince Sain-Wittgenstein-Berleburg. Maksimov avoided a duel with a young, arrogant aristocrat in every way, but the prince nevertheless achieved a meeting in which, naturally, he was safely shot. After that, the fencing general was tried, but taking into account his merits and the whole iconostasis of orders and medals, he was first sentenced to 2 years, and later completely released.



Maximov in Manchuria with a hand lion on a leash

The battle officer, who devoted all years of his life to defending the Motherland and justice in the literal sense, October 1 of the year in the battle of Mukden, will lay down his wild head.

Many memories of the Anglo-Boer War left Eugene Augustus, who came from the peasants of the Courland province. Born 4 December 1874, graduated from the course of the cadet school, becoming a second lieutenant of the Belgorai reserve regiment. About six months he fought in the Transvaal with the Boers against the British, participated in night raids, was part of the Boer commandos. In the ranks of these squads he was promoted to the rank of lieutenant. According to reviews of the Boers themselves, he was extremely enterprising and was distinguished by courage.

During the tragic defense of Pretoria against the superior forces of the British, he was wounded and captured. After returning to Russia, he was again accepted to military service in the 192-th Reserve Vavr regiment. At the time of stay in South Africa, Augustus was in the reserve. Later he participated in the Russo-Japanese War, and 1908-1909 performed reconnaissance missions as part of a special detachment of the Siberian Regiment in Mongolia. He published several works on the Boer War - "Memories of the participant in the Boer War 1899-1900 of the year." Further, his path is lost.

The tragic fate went to Boris Andreevich Strolman, who was born on July 18, 1972 in the Moscow province. After graduating from the Naval School (Naval Cadet Corps), he became a naval officer, rising to the rank of lieutenant fleet. In January 1900, a career officer who served on a number of ships from the Boyarin corvette to the Pamyat Azov cruiser resigned and was immediately sent to Transvaal.



The grave of Boris Strolman, near two Boer professors

Despite the fact that many volunteers after the fall of Pretoria began to go home, seeing no point in fighting, Strolman did not even think about it. He joined a partisan detachment under the general administration of Christian Devet (De Veta), where he quickly earned a reputation as a literate and desperate fighter. An English bullet hit a Strolman in the vicinity of Lindley. Boris returned to the front line right after he took the wounded Dutchman from him. An attack followed, the body of a brave volunteer to his comrades Shulzhenko and Guchkov (one of the famous brothers, most likely Alexander) could not be taken out. Strolman was buried by a Boer woman from a neighboring farm. What kind of prestige and love Strulman enjoyed is indicated by the fact that in 1906, he was reburied with all honors in Pretoria.

An extremely interesting and already somewhat comical fate fell to the lot of a certain Nikolaev. His biography is foggy. Nikolaev arrived in South Africa, apparently, under a fictitious surname from Kiev. In Kiev, he served in a commercial institution. Nikolayev whistled a large sum of money from the general cash register, but instead of squandering them on the Paris confused and liters of champagne, this strange rogue knew where the Montenegrin detachment gathered, armed them, released a generous salary, and drove off to the war in Africa.

Burov, and our volunteers, was introduced into a stupor by the very appearance of a somewhat obese person with timid eyes, in front of whom a hefty athletic Montenegrins were building up their hats. Nikolaev by nature made an impression of a romantic and impetuous man, who was simply impressed to wear the title of commander of a separate detachment, and not a state clerk, and even in Kiev. Returning home, he, of course, was arrested and sent to the Kiev district court.



Another hero of Transvaal was Alexander Shulzhenko. Before the war, Shulzhenko served in the landmine company in the rank of captain. He took an active part in the device minefields in Vladivostok, Port Arthur and in the Crimea. Like many military in order to take part in the war in the Transvaal, went to the reserve. First he fought in the Russian detachment of Captain Ganetsky, and later, after the collapse of the detachment, he continued the war in the partisan detachment of the famous Boer Commander Theron.

Shulzhenko will enter history as the last Russian partisan. Distinguished by infinite courage on the verge of recklessness in the heat of battle, Alexander won fame among the Boer commandos. 5 May 1901 was captured by the British after all and spent a whole year in British dungeons, which differed little from the concentration camps for the Boers. According to some reports, he died in the Russian-Japanese war.



Detachment of the Russian Red Cross Society

In total, our volunteers were over 250 people (often the number 225 appears), not counting the doctors and sisters of mercy of the Russian-Dutch marching infirmary. It is difficult to describe the amazing, full of warmth and courage of the fate of our volunteers within the framework of this material. Yes, and how to choose who is more worthy if almost everyone is worthy. Worthy and Alexei Diatroptov, a former railway officer of the Tver province, freethinker and a brave fighter who was injured. And the former lieutenant, and in the Boer army, the captain of the partisan detachment, Leonid Pokrovsky, who died from a severe injury to 25 on December 1900 of the year on Paardeport farm. And Sergei Dreyer, a lieutenant who fought in the Transvaal and was contused in the defense of Pretoria. And Second Lieutenant Vasily Nikitin, an outstanding officer, who returned to his homeland after the fighting, but did not enjoy peace for long, will die in battles with the Hunhuzi in China.



Commemorative marble slab dedicated to Leonid Pokrovsky, whom the Boers knew as Leo

Let's not forget the unloved Maximov Prince Nikolai Bagration-Mukhransky, who, not being a military man, was an excellent shooter and a strong man, while he inspired only by his appearance of the Boers, who took him for the Cossack. Niko, as his friends called him, a desperate proud man, even in captivity brought the British to white heat with eternal accusations of war crimes, perfidy and militarism.



Nikolai Bagration-Mukhransky with his family

About half a year of their lives were given to the Transvaal by the Guchkov brothers, Alexander and Fedor, who fought in the well-known company commandos Krugersdorp.



Alexander Guchkov during the war in South Africa

There were a lot of volunteers undeservedly forgotten - high school student Kalinovsky and peasant Kumantsev, Lyapidevsky and second lieutenant Dashkov, Akoshkin and Duplov who died in battle, also dead Petrov and engineer Semyonov, who later became the main architect of Moscow and the author of plans to restore Sevastopol and Stalingrad, Rostov -on-don and Smolensk.



Young engineer, future architect Vladimir Semenov

Every year, these names are erased and forgotten. The modern government of South Africa, which overthrew the Ministry of Education, like many other ministries, turning them into tribal fiefdoms, these people are nobody. The only ones to whom they are dear are the Boers themselves, who have had a good education, such as the writer and publicist Dan Roodt (more about him next time), who is well acquainted with the history of Maximov and the Guchkov brothers. Unfortunately, even our home-grown clever people are poorly aware of the need to know their history and the importance of at least keeping in mind the presence of such promising allies as white South Africans in a strategically important region, through whose ports hundreds of ships pass.





And the last detail. October 6 2013 in Johannesburg was consecrated a chapel in the name of St. Equal-to-the-Apostles Grand Duke Vladimir, erected in memory of the Russian volunteers who died in South Africa during the Anglo-Boer War 1899-1902. The laying of the chapel and its consecration took place at the confluence of the small Russian diaspora and even fewer survivors of the white South Africans after democratization.

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
White outlaws, or who awaits Russian officers in Africa (part 1)
SOUTH AFRICA. White outlaws, or who awaits Russian officers in Africa (part 2)
SOUTH AFRICA. White outlaws, or who awaits Russian officers in Africa (part 3)
SOUTH AFRICA. White outlaws, or who awaits Russian officers in Africa (part 4)
21 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Olgovich
    Olgovich April 20 2018 05: 50
    +7
    Russians have always been everywhere and are on the side of Truth.
    Thanks to the author for the interesting biographies of our compatriots.
  2. antivirus
    antivirus April 20 2018 08: 13
    +1
    interesting Churchill wrote about this war
  3. Aviator_
    Aviator_ April 20 2018 08: 15
    +4
    Interesting material, thanks to the author. In the Orenburg region in the Perevolotsky district there is the village of Pretoria, so named at the beginning of the twentieth century
    1. Monarchist
      Monarchist April 20 2018 11: 06
      +1
      Presumably it was a "coincidence" ?. I wonder how it "survived" when the Soviet Union patronized the "white and fluffy" of the ANC?
      1. Aviator_
        Aviator_ April 20 2018 13: 56
        +1
        In these remote steppes you can still find something else. Once upon a time, AN-2 flew to our Pretoria from Orenburg three times a week.
  4. Evil543
    Evil543 April 20 2018 09: 04
    +1
    Next year I will go to Johannesburg
    1. voyaka uh
      voyaka uh April 20 2018 16: 22
      +4
      Be careful there. Always carry a small amount of money in your upper pocket in case of a robbery to give away immediately. Always keep your right hand in your trouser / jeans pocket -
      imitation of weapons. Hotels - in the City. It’s safe there during the day, but don’t hang around the streets in the evening. The women are all infected with Aids. And white b ... - too. Jobburg's surroundings are very beautiful, nature, climate, steaks, beer - great!
      1. Evil543
        Evil543 April 20 2018 19: 51
        +3
        Thanks for the care, but I was already there laughing even drove into Sueto by mistake, I thought everything, kapets, but it carried
        1. voyaka uh
          voyaka uh April 22 2018 00: 36
          +1
          Well, then you are experienced. Good luck! Soweto is not the worst place. The main street is well guarded by the police. Do not enter Alexandra by mistake!
  5. Monarchist
    Monarchist April 20 2018 09: 18
    +3
    Maximov is 26 years old and is already a lieutenant colonel! Wind, I have a question: "was awarded the Red Cross Badge" "was he in the Skobelev detachment as a military or medical officer?
    "Even fewer surviving after the democratization of the representatives of the white South Africans" as you are not ashamed: to praise the white colonialists. Joke
    1. Eastern wind
      April 20 2018 14: 58
      +2
      He fought as part of Skobelev's troops, but he was authorized by the Russian Red Cross as a manager, Maksimov was not a medic. Apparently, the choice fell on him for the disciplined evacuation of Russian hospitals from the Bulgarian Burgas. His career is generally worth a separate book, so not all the facts could be mentioned in the material.
    2. moskowit
      moskowit April 21 2018 10: 02
      0
      In 1890, he fought with General Skobelev in Central Asia, for which he was awarded the Red Cross Badge.

      Mikhail Dmitrievich Skobelev died in the year 1882. What kind of Skobelev troops can we talk about in 1890 year ???
      1. Eastern wind
        April 21 2018 11: 02
        0
        You're right. Error - 1880 year. Thank.
  6. Monarchist
    Monarchist April 20 2018 11: 36
    0
    Quote: Evil543
    Next year I will go to Johannesburg

    And do not be afraid that they will eat you there: “do not go to Africa for children to walk”, otherwise the evil Barmaley eats. Joke. But seriously, then: FIG knows what order there is now. Personally, I would not very willingly go there.
    1. voyaka uh
      voyaka uh April 20 2018 16: 29
      +1
      I wrote to him. There you need to ask in advance where you can go, and which route, and where not. And do not mix up! And all will be well. And the country is very beautiful.
      I recently looked at Google maps, the house and the area where I lived in the 90th - already completely black people in the pictures. And then the area was white ....
      1. Evil543
        Evil543 April 20 2018 19: 55
        +1
        He lived in a hotel on Mandela Square, they say she belonged to the late Qadafi. And in San city was, but not in the prison of the same name repeat
        1. voyaka uh
          voyaka uh April 22 2018 00: 45
          +1
          This is in Sandton! It's safe there. Beautiful areas.
          Take a break to Broome. Bruma. Bruma Lake. This is within the city. Cafes
          trade fairs. White place, fun. Greeks, Italians.
          1. Evil543
            Evil543 April 24 2018 12: 44
            0
            Thanks if there is time and I will not forget, I will call
  7. Des10
    Des10 April 20 2018 11: 50
    0
    ... and even more of the few South African white survivors after democratization.
    that's because --- and the state of South Africa remains, and the power has changed dramatically - and not even economically, but by color. What kind of policies does the current black government pursue?
  8. Altona
    Altona April 20 2018 14: 41
    +1
    Quote: Olgovich
    Russians have always been everywhere and are on the side of Truth.
    Thanks to the author for the interesting biographies of our compatriots.

    --------------------------------
    The constant craving for justice has led and leads our volunteers to deadly places. Unfortunately, we got our "Boer" war at the present time, if we take the analogy with the DNI and LC.
  9. goloigor
    goloigor 11 May 2018 18: 08
    0
    Wonderful loop, thanks to the author. Ask to correct the birth date of Boris Andreevich Strolman in the text.

Военное обозрение

ЮАР. Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 5)

21
Кем же были наши добровольцы, участвовавшие во второй англо-бурской войне? Я имею в виду не несколько обобщённые ответы по поводу их политических взглядов или профессий. К примеру, политические взгляды были самыми различными и даже взаимоисключающими – от монархистов до сторонников республики и даже горячих голов с налётом народничества, характеризующегося открытым свободомыслием.


По моему скромному мнению, не грех вспомнить хотя бы некоторых русских добровольцев поимённо. И как бы ни ярились сетевые эксперты, побывавшие в ЮАР по турпутёвке с коктейльной трубочкой в оном месте, рассуждая о стране и её условиях, мемуары бойцов, вписавших свои имена кровью, а не клавиатурой, несколько ценнее.

К сожалению, тщательную регистрацию добровольцев правительство Трансвааля проводило только первые месяцы войны. Позже власти попросту не имели такой возможности. Русских записывали естественно только по имени и фамилии, без указания отчества, непринятого во многих странах. Посему назвать точное количество русских добровольцев невозможно, как и невозможно указать точное количество погибших.

ЮАР. Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 5)


Верно, самым известным русским добровольцем был Евгений Максимов. Родился Евгений 4 марта 1849 года в Царском селе в семье морского офицера. Учился в Петербургской гимназии, затем в Технологическом институте, с которого перевёлся на юридический факультет Петербургского университета. В итоге же поступил на военную службу. В возрасте 26 лет Максимов вышел в отставку в звании подполковника, пользуясь репутацией безукоризненного, но волевого и очень самостоятельного офицера. Но Евгений, как это ни странно, упорно не желал оставлять войну без своей персоны. Сначала он отправился на войну в Сербию, продолжил боевые действия в Боснии и горах Герцеговины, был награждён сербской серебряной медалью «За храбрость». С началом русско-турецкой войны 1877 года, не имея другой возможности попасть на ТВД, вернулся на службу.

В 1890 году воевал в составе войск генерала Скобелева в Средней Азии, за что был награждён Знаком Красного Креста. Во время итало-эфиопской войны 1895 года неугомонный офицер сражался в составе эфиопской армии в качестве военного уполномоченного при отряде Российского Красного Креста. С началом войны Греции и Турции Максимов что есть сил рванул и на эту драку, но просто опоздал на войну.



Евгений Максимов и генерал Кольбе

В 1900 году прибыл в Трансвааль. Сначала командовал «Иностранным легионом» (сборным отрядом добровольцев из разных стран), но как кадровый военный быстро устал от всевозможных дрязг внутри легиона, когда каждый национальный отряд почитал себя и презирал остальных (привет от мародёрствующего Рикарди), и передал командование легионом команданту Де ла Рею (брату знаменитого генерала). Вскоре Максимов встал у руля «Голландского корпуса», отличавшегося дисциплиной на фоне остальных отрядов. Активно участвовал во многих кровопролитных сражениях, был контужен, к тому же получил ранение в висок и лопатку. В мае 1900 года его повысили до звания фехт-генерала (боевого генерала).

Как бывалый трудяга военного дела он был крайне неуживчив с романтическими юношами и особенно с тогдашней «золотой молодёжью» из числа аристократов, коих он считал ненужными в бою. К примеру, князя Багратион-Мухранского, явившегося в Южную Африку в куладже и черкеске, Максимов называл клоуном. В самом деле, несмотря на отчаянную храбрость князя, его грузинская национальная спесь, которая на поле боя не значила ничего, выглядела неким позёрством. Эта клиническая непереносимость богатой и жаждущей приключений молодёжи в итоге привела Максимова на скамью подсудимых. В 1902 году боевого генерала вызвал на дуэль князь Саин-Витгенштейн-Берлебург. Максимов всячески избегал дуэли с молодым зарвавшимся аристократом, но князь всё же добился встречи, на которой, естественно, и был благополучно пристрелен. После чего фехт-генерала судили, но учитывая заслуги и целый иконостас орденов и медалей, сначала приговорили к 2-м годам, а позже вовсе выпустили на свободу.



Максимов в Маньчжурии с ручным львёнком на поводке

Сложит свою буйную голову боевой офицер, посвятивший защите Родины и справедливости все годы своей жизни в буквальном смысле, 1 октября 1904 года в бою под Мукденом.

Много воспоминаний об англо-бурской войне оставил Евгений Августус, выходец из крестьян Курляндской губернии. Родился 4 декабря 1874 года, окончил курс юнкерского училища, став подпоручиком Белгорайского резервного полка. Около полугода сражался в Трансваале вместе с бурами против англичан, участвовал в ночных рейдах, входил в состав бурских коммандос. В рядах этих отрядов дослужился до звания лейтенанта. По отзывам самих буров, был крайне предприимчив и отличался храбростью.

Во время трагической обороны Претории против превосходящих сил англичан был ранен и попал в плен. После возвращения в Россию был снова принят на военную службу в 192-й резервный Ваврский полк. На время нахождения в Южной Африке Августус числился в запасе. Позже участвовал в русско-японской войне, а 1908-1909 годах выполнял разведывательные задания в составе особого отряда Сибирского полка в Монголии. Опубликовал несколько трудов об англо-бурской войне – «Воспоминания участника англо-бурской войны 1899-1900 года». Далее его путь теряется.

Трагическая судьба досталась Борису Андреевичу Строльману, родившемуся 18 июля 1972 года в Московской губернии. Окончив Морское училище (Морской кадетский корпус), стал военным моряком, дослужившись до лейтенанта флота. В январе 1900 года кадровый офицер, служивший на целом ряде кораблей от корвета «Боярин» до крейсера «Память Азова», выходит в отставку и немедля отправляется в Трансвааль.



Могила Бориса Строльмана, рядом два бурских профессора

Несмотря на то, что многие добровольцы после падения Претории стали разъезжаться по домам, не видя смысла в борьбе, Строльман даже не думал об этом. Он вступил в партизанский отряд под общим управлением Христиана Девета (Де Вета), где быстро заработал репутацию грамотного и отчаянного бойца. Английская пуля сразила Строльмана в окрестностях Линдлея. Борис возвращался на передовую позицию, сразу после того как на себе вынес с неё раненного голландца. Последовала атака, тело храброго добровольца его товарищам Шульженко и Гучкову (один из известных братьев, скорее всего Александр) вынести не удалось. Строльмана похоронила бурская женщина с соседней фермы. Каким авторитетом и любовью пользовался Строльман, говорит тот факт, что в 1906 году его со всеми почестями перезахоронили в Претории.

Крайне интересная и уже несколько комичная судьба выпала на долю некоего Николаева. Его биография туманна. Приехал в Южную Африку Николаев, видимо, под вымышленной фамилией из Киева. В Киеве он служил в каком-то коммерческом учреждении. Николаев свистнул из общей кассы крупную сумму денег, но вместо того, чтобы промотать их на парижских путан и литры шампанского, этот странный жулик невесть откуда набрал отряд черногорцев, вооружил их, отпустил щедрое жалованье и укатил на войну в Африку.

Буров, да и наших добровольцев, вводил в ступор сам вид несколько тучного человека с робкими глазами, перед которым строились в шеренгу и снимали шляпы здоровенные атлетические черногорцы. Николаев по натуре производил впечатление человека романтического и порывистого, которому просто импонировало носить звание командира отдельного отряда, а не заштатного клерка, да ещё и в Киеве. Вернувшись на Родину, он, конечно, был арестован и отправлен в Киевский окружной суд.



Ещё одним героем Трансвааля был Александр Шульженко. Перед самой войной Шульженко служил в крепостной минной роте в звании штабс-капитана. Принимал активное участие в устройстве минных заграждений во Владивостоке, Порт-Артуре и в Крыму. Как и многие военные для того, чтобы принять участие в войне в Трансваале, вышел в запас. Сначала воевал в русском отряде капитана Ганецкого, позже, после распада отряда, продолжил войну в партизанском отряде известного бурского командира Терона.

Шульженко войдёт в историю как последний русский партизан. Отличавшийся бесконечной храбростью на грани безрассудства в пылу битвы, Александр завоевал славу среди бурских коммандос. 5 мая 1901 года всё-таки был захвачен англичанами в плен и целый год провёл в британских застенках, которые мало чем отличались от концлагерей для буров. По некоторым данным погиб в русско-японской войне.



Отряд Российского общества Красного Креста

Всего наших добровольцев было свыше 250 человек (часто фигурирует число 225), не считая врачей и сестёр милосердия Русско-голландского походного лазарета. Описать удивительные, полные горячности и смелости судьбы наших добровольцев сложно в рамках данного материала. Да и как выбрать, кто более достоин, если достойны почти все. Достоин и Алексей Диатроптов, бывший железнодорожный служащий Тверской губернии, вольнодумец и смелый боец, получивший ранение. И бывший поручик, а в бурской армии капитан партизанского отряда, Леонид Покровский, скончавшийся от тяжелого ранения 25 декабря 1900 года на ферме Паардепорт. И Сергей Дрейер, поручик, сражавшийся в Трансваале и попавший контуженным в плен при обороне Претории. И подпоручик Василий Никитин, выдающийся офицер, после боёв вернувшийся на Родину, но наслаждавшийся покоем недолго – погибнет в боях с хунхузами в Китае.



Памятная мраморная плита, посвящённая Леониду Покровскому, которого буры знали как Лео

Не будем забывать и нелюбимого Максимовым князя Николая Багратион-Мухранского, который не будучи военным, был превосходным стрелком и выносливым человеком, при этом он воодушевлял лишь своим видом буров, принимавших его за казака. Нико, как его называли друзья, отчаянный гордец, даже в плену довёл англичан до белого каления вечными обвинениями в военных преступлениях, вероломстве и милитаризме.



Николай Багратион-Мухранский с семьёй

Около полугода своей жизни отдали Трансваалю братья Гучковы, Александр и Фёдор, воевавший в известной роте коммандос Крюгерсдорп.



Александр Гучков во время войны в Южной Африке

Добровольцев незаслуженно забытых было много – гимназист Калиновский и крестьянин Куманцев, Ляпидевский и подпоручик Дашков, Акошкин и погибший в бою Дуплов, также погибший Петров и инженер Семёнов, который позже станет ни много ни мало главным архитектором Москвы и автором планов восстановления Севастополя и Сталинграда, Ростова-на-Дону и Смоленска.



Молодой инженер, будущий архитектор Владимир Семёнов

С каждым годом эти фамилии стираются и предаются забвению. Современной власти ЮАР, которая опрокинула министерство образования, как и многие другие министерства, превратив их в племенные вотчины, эти люди никто. Единственные, кому они дороги – это сами буры, успевшие получить хорошее образование, такие как писатель и публицист Дан Роодт (о нём подробнее в следующий раз), хорошо знакомый и с историей Максимова и братьев Гучковых. К сожалению, и до наших доморощенных умников плохо доходит необходимость знания своей истории и важность хотя бы иметь в виду наличия таких перспективных союзников, как белые южноафриканцы в стратегически важном регионе, через порты которого проходят сотни судов.





И последняя деталь. 6 октября 2013 года в Йоханнесбурге была освящена часовня во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, возведённая в память о русских добровольцах, погибших в Южной Африке во время англо-бурской войны 1899-1902 годов. Закладка часовни и её освящение прошли при стечении немногочисленной русской диаспоры и ещё более немногочисленных оставшихся в живых после демократизации представителей белых южноафриканцев.

Продолжение следует…
Автор:
Статьи из этой серии:
Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 1)
ЮАР. Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 2)
ЮАР. Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 3)
ЮАР. Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 4)
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ольгович
    Ольгович 20 апреля 2018 05:50
    +7
    Русские всегда и везде были и есть на стороне Правды.
    Спасибо автору за интереснейшие биографии наших соотечественников.
  2. антивирус
    антивирус 20 апреля 2018 08:13
    +1
    интересно УЧерчиль что писал о этой войне
  3. Авиатор_
    Авиатор_ 20 апреля 2018 08:15
    +4
    Интересный материал, спасибо автору. В Оренбургской области в Переволоцком районе есть село Претория, названное так в начале ХХ века
    1. Монархист
      Монархист 20 апреля 2018 11:06
      +1
      Надо полагать это было" случайное совпадение"?. Интересно как оно "уцилело", когда Советский Союз опекать" белых и пушистых" из АНК?
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 20 апреля 2018 13:56
        +1
        В этих глухих степях и не то можно ещё найти. Когда-то в нашу Преторию из Оренбурга летал АН-2 три раза в неделю.
  4. Злой543
    Злой543 20 апреля 2018 09:04
    +1
    В следующем году поеду в Йоханнесбург
    1. voyaka uh
      voyaka uh 20 апреля 2018 16:22
      +4
      Аккуратнее там. Всегда носите небольшую сумму денег в верхнем кармане на случай ограбления, чтоб сразу отдать. Правую руку всегда держите в кармане брюк/джинсов -
      имитация оружия. Гостиницы - в Сити. Днем там безопасно, но вечером по улицам не шляйтесь. Бабы все заражены эйдсом. И белые б... - тоже. Окрестности Джобурга очень красивые, природа, климат, стейки, пиво - супер!
      1. Злой543
        Злой543 20 апреля 2018 19:51
        +3
        Спасибо за заботу, но я там уже был laughing даже в Суэто по ошибке заехал, думал все, капец, но пронесло
        1. voyaka uh
          voyaka uh 22 апреля 2018 00:36
          +1
          Ну, значит, Вы опытный. Удач! Соуэто - не самое страшное место. Главная улица хорошо охраняется полицией. Не въезжайте по ошибке в Александру!
  5. Монархист
    Монархист 20 апреля 2018 09:18
    +3
    Максимов в 26 лет и уже подполковник! Ветер, у меня вопрос:" был награжден Знаком Красного Креста""он в отряде Скобелев был в качестве военного или медика?
    " Еще более немногочисленных оставшихся в живых после демократизации представителей белых южноафриканцев" как Вам не совестно: восхвалять белых колонизаторов. Шутка
    1. Восточный ветер
      20 апреля 2018 14:58
      +2
      Он сражался в составе войск Скобелева, но при этом был уполномоченным Российского Красного Креста в качестве управленца, медиком Максимов не был. Видимо, выбор пал на него за дисциплинированную эвакуацию русских госпиталей из болгарского Бургаса. Его карьера вообще стоит отдельной книги, поэтому не все факты удалось упомянуть в материале.
    2. moskowit
      moskowit 21 апреля 2018 10:02
      0
      В 1890 году воевал в составе войск генерала Скобелева в Средней Азии, за что был награждён Знаком Красного Креста.

      Михаил Дмитриевич Скобелев умер в 1882 году . О каких войсках Скобелева может идти речь в 1890 году???
      1. Восточный ветер
        21 апреля 2018 11:02
        0
        Вы правы. Ошибка - 1880-й год. Спасибо.
  6. Монархист
    Монархист 20 апреля 2018 11:36
    0
    Цитата: Злой543
    В следующем году поеду в Йоханнесбург

    А не боитесь,что Вас там скушают:" не ходите дети в Африку гулять" а то злой Бармалей скушает. Шутка. А если серьезно то: фиг его знает какие там сейчас порядки. Лично я бы по доброй воле не очень туда стремился.
    1. voyaka uh
      voyaka uh 20 апреля 2018 16:29
      +1
      Я написал ему. Там надо заранее спрашивать, куда можно ходить, и каким маршрутом, а куда нет. И не перепутывать! И все будет хорошо. А страна очень красивая.
      Я недавно разглядывал по Гугл-мэпс, тот дом и район, где жил в 90-м - уже сплошь черные люди на фотках. А тогда район был белый....
      1. Злой543
        Злой543 20 апреля 2018 19:55
        +1
        Жил в гостинице на площади Манделы, говорят она принадлежала покойному Кадафи. И в Сан сити был, но не в одноименной тюрьме feel
        1. voyaka uh
          voyaka uh 22 апреля 2018 00:45
          +1
          Это в Сандтоне! Там безопасно. Красивые районы.
          Съездите отдохнуть в Брума. Bruma. Bruma Lake. Это в черте города. Кафешки,
          ярмарки. Белое место, веселое. Греки, итальянцы.
          1. Злой543
            Злой543 24 апреля 2018 12:44
            0
            Спасибо если будет время и не забуду, заеду
  7. Des10
    Des10 20 апреля 2018 11:50
    0
    ... и ещё более немногочисленных оставшихся в живых после демократизации представителей белых южноафриканцев.
    вот ведь --- и осталось государство ЮАР, а власть кардинально поменялась - и не даже экономически, а по цвету кожи. Какую политику проводит нонешнее темнокожее правительство ?
  8. Altona
    Altona 20 апреля 2018 14:41
    +1
    Цитата: Ольгович
    Русские всегда и везде были и есть на стороне Правды.
    Спасибо автору за интереснейшие биографии наших соотечественников.

    --------------------------------
    Неизменная тяга к справедливости вела и ведет наших добровольцев в смертельно опасные места. Мы, к сожалению, получили свою "англо-бурскую" войну уже в нынешнее время, если принять аналогию с ДНР и ЛНР.
  9. goloigor
    goloigor 11 мая 2018 18:08
    0
    Замечательный цикл, спасибо автору. Попросите поправить в тексте дату рождения Бориса Андреевича Строльмана.