Самые дорогие шлемы. Часть седьмая. Шлемы с рогами

Цикл статей про «самые дорогие шлемы» вызвал интерес среди читателей ВО. Многие начали предлагать свои варианты развития этой темы. Кто-то просил рассказать о каких-то конкретных образцах, что, однако, не всегда возможно, хотя дорогих шлемов, стоящих иногда целое состояние, хоть пруд пруди. Сегодня в продолжении темы мы расскажем о шлемах с рогами, поскольку именно «рогатый шлем» стал, к сожалению, неотъемлемой частью нашей культуры, вернее – наших «знаний» о прошлом. Особенно досталось викингам. В шлемах с рогами они изображены на памятниках, на живописных полотнах, в кино. И, наверное, если выйти на улицу в любом российском городе и спросить: «Какое главное отличие шлемов викингов от шлемов всех прочих народов?», то ответ будет один – «рога». Однако, «рогатый шлем» был известен в бронзовом веке, причем, как по его изображениям, так и по археологическим находкам.


Самый известный «шлем с рогами», безусловно, вот этот – шлем английского короля Генриха VIII, который с 1994 года экспонируется в Королевском арсенале в городе Лидс.


Самые дорогие шлемы. Часть седьмая. Шлемы с рогами

Стела царя Нарам-Сина XXIII в. до н. э. Аккад. Розовый известняк, барельеф. Высота 2 м, ширина 1,05 м. (Лувр, Париж)

Начнем с того, что изображение воина в шлеме с рогами можно увидеть на барельефе Нарам-Сина из Лувра, на котором изображено, как он наносит поражение неким луллубеям. На нем шлем явно украшен рогами, причем весьма характерной формы. Затем нам известны две бронзовые статуэтки, относящиеся к XII веку до н. э., которые нашли на Кипре при раскопках в Энкоми. На них изображены воины (или по крайней мере на одной изображен воин) в шлемах с рогами.


«Рогатый бог из Энкоми» (Археологический музей в Никосии).


Вторая (или первая?) статуэтка из Энкоми.


Два бронзовых шлема, относящихся к более позднему времени (1100—900 гг. до н. э.), археологи нашли возле городка Вексо в Дании в 1942 году. Но это явно небоевые шлемы, а ритуальные, да и к викингам (и даже к кельтам!) отношения они не имеют. (Национальный музей Дании, Копенгаген)


Кельтский бронзовый шлем – так называемый «Ватерлоо шлем» (150—50 гг. до н. э.), обнаруженный на дне Темзы в центре Лондона у моста Ватерлоо в 1868 году. Шлем изготовлен из очень тонкого металла (бронзы) и, скорее всего, являлся ритуальным головным убором.


Обнаженный кельтский воин в рогатом шлеме. III век до н.э. Находка сделана в северной Италии. (Берлинский музей)


Рога можно было встретить в качестве украшения даже на шлемах древних греков.


Изображение воина в рогатом шлеме есть на «котле из Гундеструпа» - серебряном чеканном сосуде латенской культуры (около 100 года до н. э.), найденном в Дании (Северная Ютландия) в торфяном болоте около поселка Гундеструп в 1891 году. И это явно кельтская работа. Так что вполне возможно, что именно у кельтов «рогатые шлемы» использовались, но все-таки не были характерным атрибутом их военной культуры.


Вот оно - изображение на котле из Гундеструпа». Пластина С. (Национальный музей Дании, Копенгаген)


Также кельтской культуре принадлежал и известный конский налобник с рогами. (Королевский музей Шотландии, Эдинбург)

Нашлемные украшения маедатэ, имевшие вид плоских рогов из металлических пластин, украшали многие шлемы японских самураев, однако они располагались над козырьком. Однако были и шлемы с огромными рогами водяного буйвола, укреплявшиеся, как и положено по бокам. Такие «рогатые шлемы» носили как правило победоносные полководцы.


Изображений самураев в таких шлемах, как и самих шлемов, сохранилось ну просто очень много. Вот это, например, изображение самурая в шлеме с рогами маэдатэ находится в Библиотеке Конгресса США, отделе эстампов и фотографий.


А вот и один из японских рогатых шлемов типа судзи-кабуто, XVIII в. Медь, золото, лак, шелк, дерево. Вес 3041.9 г. На нем и нашлемное украшение маедатэ, и самые настоящие рога по бокам! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Индо-персидские воины также носили рогатые или украшенные шипами шлемы. Шлем, которой находится перед вами, является экспонатом Государственного Эрмитажа в С. Петербурге. (Фото Н.Михайлова)


О нем известно, что это шлем под названием кухах худ, середины XIX в. Сталь, медь; ковка, золотая насечка. Рога, как видите, прикреплены так, чтобы по ним было бы трудно нанести сильный боковой удар. (Фото Н.Михайлова)


Таких шлемов было, очевидно, достаточно много. Поэтому их много и в музеях. Шлем из Центрального музея в Джайпуре, Индия.

Ну, а то, что в массовой культуре викингов изображают в рогатых шлемах, неудивительно. Этот миф возник благодаря стараниям католической церкви, поскольку это она являлась основным поставщиком информации о викингах. Священники и монахи объявляли их «отродьем дьявола», описывали их «дьявольскую хитрость», «дьявольскую жестокость» - словом, создавали крайне отталкивающий образ врагов христианской веры. А потом в 1820-е годы шведский художник Август Мальмстрём нарисовал рога на шлемах викингов на иллюстрациях к поэме «Сага о Фритьофе» шведского поэта Есайаса Тегнера. Книгу переиздавали много раз, причем на разных языках, и миф этот понемногу распространился. В той же Германии, например, художник Карл Доплер пользовался именно этими рисунками, когда разрабатывал эскизы костюмов для оперы Вагнера «Кольцо Нибелунга».


Деревянная панель с изображением викинга в шлеме из церкви в Сетесдале, в Норвегии (XII в.). (Музей викингов в Осло)

В XIII-XIV веках рыцарские шлемы типа топфхельм, как боевые, так и турнирные (что хорошо видно из миниатюр средневековых манускриптов), также иногда имели нашлемные украшения в виде «рогов».


Максимилиановский шлем армэ 1525 г. Германия. Вес 2517.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что же касается шлема английского короля Генриха VIII, то он появился в эпоху «максимилиановских доспехов» (то есть рифленых), однако выглядит весьма специфически. Считается, что этот странный рогатый шлем вместе с доспехами Генриху VIII подарил Максимилиан I, император Священной Римской империи, который как раз и придумал эти доспехи и способствовал их распространению. Что он хотел этим подарком сказать или показать? То, что Генрих — шут, а не король? Или что-то другое? Во всяком случае, по стоимости это был истинно королевский, вернее, императорский подарок, и Генрих, даже если что-то плохое о нем и подумал, тем не менее не мог его не принять.


Шлем в экспозиции Королевского арсенала в Лидсе.


Тот же шлем крупным планом.

Шлем по конструкции типичный армэ, хотя и отличается от обычных шлемов этого типа наличием ряда специфических деталей. Ну, прежде всего, это позолоченные рога барабана, грубо прикрепленные двумя большими и одной маленькой заклепками. «Щеки» повторяют форму черепа, и аналогично окаймлены заклепками. На обеих ушах имеется гравированная цветочная розетка с шестью пробитыми отверстиями. Маска – забрало шлема, имеет оригинальную конструкцию с петлей, закрепленной на лобной части. Оно изображает лицо с длинным крючковатым носом, причем на нем проделано множество отверстий, несомненно служивших для вентиляции. Гравировка на «лице» изображает щетину, складки в углах глаз, брови и волосы над верхней губой. Столь тщательное воспроизведение таких деталей вполне могло быть рассчитано на юмористический эффект. И, разумеется, на нем бросаются в глаза бронзовые очки. Левое кольцо оправы склепано из двух половин, правое – цельное. Стекла в оправе не предусматривались изначально.

Одно время считалось, что это были доспехи для королевского шута Сомерса, однако нужно себе представить их стоимость, а потом уже решать – мог ли король (пусть даже и король!), заказывать доспехи для шута, либо сам шут, пусть даже и знатного рода, имел бы такую возможность.


Как видите, на шлеме воспроизведены такие детали, которые, в общем-то, для боевого шлема совсем не нужны…

Шлем достаточно тяжел, его вес 2.89 кг. Сделал его мастер из Инсбрука Конрад Зойзенхофер в 1512 году. Позднее, а именно уже в XVII веке этот шлем был показан на выставке в Тауэре, где о нем сообщалось, что это часть «доспехов Уилла Сомерса», придворного шута Генриха VIII. Долгое время вообще никто не знал, кому он принадлежал в действительности. Недавно возникли серьезные научные сомнения в подлинности этого шлема. Например, были ли рога барана и очки по-настоящему его частью, или же их добавили позже? Но самое главное, почему столь причудливый предмет должен был стать подарком одного монарха другому? В любом случае этот шлем по-настоящему уникален, и дорог, как исторически «бесценная» реликвия.

П.С. Автор и редакция сайта ВО выражают признательность Н. Михайлову за проведенную им съемку экспонатов Эрмитажа и предоставленные им фотографии.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

135 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти