Military Review

Mortars 2B9M "Cornflower". Flower with its history

13



Continuing the theme of modern mortars, we continue to delve into the flowerbed. Needless to say, subtle humor from our gunsmiths. All these "Carnations", "Acacia", "Peonies", "Hyacinths", "Lilies of the Valley", "Cornflowers", "Tulips" ... To enumerate everything that grows and grows on our "flowerbed" is not so difficult how much requiring specific knowledge not only in the field of botany.

To be honest, the authors had an opinion that the majority of designers in the institutes played KVN. At least with a sense of humor, they are all right. Tank T-72B2 - Slingshot. In memory of the hooligan childhood? How is the hint of broken glass at the neighbors? Or anti-missile "Metis". With a sight "Mulat". Perhaps an echo of the festival of youth and students in Moscow.

Today we decided to consider one “flower” that our Tula flower growers have grown. And there are no analogues to which, with the exception of those "seeds" that we sold. Today we will talk about "Cornflower". Tom "Cornflower", from which, for example, our air base in Syria was fired, according to the conclusions made by experts after analyzing the situation.

Even during the period of the Great Patriotic War, it became clear that the troops needed an automatic mortar. Moreover, the mortar is of medium caliber. Large caliber is used to destroy more or less fortified positions. But 82-mm can be used as weapon scare. To drive the enemy "to the bottom of the trenches" and storm the position.

In principle, conventional 82-mm mortars coped with this task. But to create the necessary density of fire, not even platoons were needed, but batteries. And this time. This is a position search. A mortar was needed that would replace the battery when running a quick fire. Such a task was set by the Soviet designers.

By 1946, such a mortar was developed. 82-mm casemate automatic mortar (KAM) with a loading mechanism that uses the recoil energy of the gun. After all the tests, in the 1955, KAM is adopted for service. Moreover, on the basis of KAM a field version of the mortar was created - F-82 (project manager V. Filippov).

However, the mortar was adopted for service. The reason is commonplace. N.S. Khrushchev and his thirst for rocket armament. The USSR will no longer fight in the field, which means that artillery is not needed. Rockets will solve all the issues. All work on automatic mortars was stopped for long 8 years ...

In the 1967 year, the idea of ​​automatic mortars nevertheless returned. It is understood that war with the use of huge armies on both sides in the modern world is unlikely, but the number of small, regional conflicts only increases every year.

Naturally, the work on the automatic mortar was headed by V. K. Filippov, while the head of KBTZHM (KB chemical transport engineering).

It is also natural that when developing the new portable mortar complex 2K21 "Cornflower", technical solutions were used that appeared during the development of F-82. And not only F-82, you should look at another development of that time: the mountain cannon:



And compare with the mortar ...



In the future, work on the mortar headed the chief designer of "Cornflower" V. G. Gradov. It was under his leadership that the 2K21 complex was put into service in 1970 year.

They took exactly portable complex, and not specifically a mortar. The complex included: 82-mm mortar 2Б9 and car 2Ф54 (based on the car GAZ-66-05).

Now we need to return to the original task, which we talked about above.

Most readers know "Cornflower" in the modern version of 2B9M. But the first mortars were designed strictly in accordance with the requirements of the 1945-46 army of the years. The maximum number of shots in the minimum time.

That is why Gradov and decided to use the experience of designing machine guns.

Mortar quick-fire. Air cooling will not be enough. Therefore, a sufficiently efficient system with a water heat exchanger was used to cool the barrel. It was this system that provided the rate of fire up to 300 shots per minute!

In the future, when modernizing the mortar, they decided to abandon water cooling. The official version is frequent system breakdowns. The authors lean towards a more prosaic explanation. The same thing happened as happened with automatic small arms.

The high rate of fire harmed, however strange it may sound.

Mortars 2B9M "Cornflower". Flower with its history


When the radius of a continuous defeat by fragments of one mine in 6 meters (90% struck), the extra mines only reduced the effectiveness of the weapon. They were just not needed.

That is why the mortar barrel thickened, supplemented with ribs to obtain a larger area of ​​blowing. Thus the mortar was transferred to air cooling. At the same time, the rate of fire was mechanically reduced to 100-120 shots per minute. Hence the appearance of the letter "M" in the marking "Cornflower".

So, about the mortar itself. The smooth-bore gun has a cooled mortar barrel, a carriage on wheels with pneumatic tires and an automatic trigger. Shooting is conducted with standard 82-mm mines in cassettes for 4 pieces.

The mortar is guided manually using the handles of the lifting and turning mechanisms located on the left side of the mortar. An optical sight PAM-1 is used with a Luch-PM2М illuminating device (for firing at night).

The recoil device spring type. It has three piston rods with springs. One of them is installed on top, the other two - from the bottom of the bolt box. The bolt and the piston rods of the recoil device attached to it constitute the moving part of the mortar.











When moving to the fighting position, the wheels of the mortar are hung out, and the mortar itself rests on the jack and the openers of the divorced beds. Mortar jack can be in a raised or lowered position (height of the line of fire 670 and 970 mm, respectively). In the lowered position, shooting is possible at elevation angles -1 ... + 78 °, and for shooting at angles greater than 40 °, a pit is dug under the butt, in the raised position, the elevation angle + 7 ... + 85 °.

The transition time from marching to martial position and from marching to marching is up to 90 seconds. The calculation is made by the 4 of the person: the system commander, the gunner, the loader and the carrier (he is the driver of the 2F54 transport vehicle).


TTX mortar:

Weight, kg: 632 (for 2B9-622)
Crew, prs: 4
Caliber, mm: 82
Mina, weight, kg: 3,1
Initial mine speed, m / s: 270
Shooting range, m: 4270
Rate of fire, rpm: 100 — 120

As you can see, the mortar is really quite mobile. But there is no end to perfection. Officially, Cornflower began shipping to CA in 1983. However, those who once visited “behind the river” could see it already in 1982. And those who arrived later saw already the “Afghan version” of the “Cornflower”. This is not a notion of designers, namely the initiative of soldiers and officers. I must say, successful self-activity.



The battalions had a mortar battery in the 1-2 platoon "Cornflowers". 3-6 pieces per battalion. And very soon the commanders of the GAZ-66, who were supposed to be in the state, replaced the good old MT-LB. However, even in this case, the mortar required a half minutes to bring into combat. And in a battle of such luxury, the commander can not afford. The battle in the mountains is transient.

Worked army savvy. As before, it worked with ZSU-23-2. It is this installation settled in the bodywork "KamAZ" in the Afghan columns. “Cornflower” got on the aft part of the MT-LB. So he rolled on the Afghan roads, shooting from short stops. It can be said that the warring army itself has designed a new type of mobile rapid-fire weapons.

How good is this scheme can tell the younger fighters who participated in the conflicts on the territory of the former USSR, in the Chechen war, in the civil war in the Donbas.







But officially, “Cornflower”, more precisely, the mortar complex 2K21, is located on a transport vehicle of the type 2Ф54 on the chassis of a two-axle cross-country vehicle “Ural-43206”.

And now about the sad. At the beginning of the article we wrote about the "seeds" that were sold in the 90-s of the last century. So, they sprouted. And, probably, many have already guessed where. In China! Sprouted in the form of its own mortar W99.

Today, the number of Chinese clones of the Soviet "Cornflower" already exceeds the number of original mortars. All the PLA mountain brigades are equipped with Ture-99 automatic mortars. And the Afghan experience of placing mortars on tracked vehicles took root in Kazakhstan. Only instead of MT-LB, BMP-1 is used there.





Copy - it means there is something. Of course, if a weapon lives for a long time, that says a lot. One can cite as an example a lot of one-day models, but what can not be taken away is the fact that all Soviet mortars turned out to be more than long-lasting.
Author:
Articles from this series:
Mortars Death family aunts "Nona" and Uncle Basil
"Condenser" and "Transformer". About almost mortars
Mortars: the evolution of large caliber
Daily rival Kalashnikov assault rifle
His Majesty weapons of mass destruction
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 18 May 2018 15: 53
    +2
    Harmoniously blends in with the Arillille bouquet "flower")))
  2. Curious
    Curious 18 May 2018 16: 41
    +7
    "And now about the sad. At the beginning of the article we wrote about the" seeds "that were sold in the 90s of the last century. So, they sprouted. And, probably, many have already guessed where. In the PRC! Sprouted in the form of our own mortar W99. "
    Why only in China?

    On April 6, 2018, the U.S. Army demonstrated an automated mortar system during a multinational training on joint operations at the Grafenvoer training ground in Germany as part of a demonstration of the Robotic Complex Breach Concept.
    An 81-mm automatic mortar system, called the Automated Direct Indirect-fire Mortar (ADIM), is installed on the HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) tactical machine.
  3. bouncyhunter
    bouncyhunter 18 May 2018 17: 23
    +3
    Just as yesterday, “Cornflower” was mentioned in the discussion. And today is an article. good
  4. YELLOWSTONE
    YELLOWSTONE 18 May 2018 18: 49
    0
    hand grenades are probably also a deterrent weapon, yes
    bad when there is no good trench nearby
  5. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 18 May 2018 18: 54
    +6
    Some trivia forgot to mention: that the cumulative mine is also included in the ammunition ... maybe a “single-shot” loading from a “barrel” ... wink
  6. kravch67k
    kravch67k 19 May 2018 08: 30
    +1
    Maybe ZU-23-2?
  7. polpot
    polpot 19 May 2018 09: 42
    +4
    Thank you for the article reminded the youth of the 23mm anti-aircraft guns and "Cornflowers" in Afghanistan did a great job
  8. 113262a
    113262a 19 May 2018 23: 47
    +1
    In the summer of 14, garbage trucks with cornflowers installed in them drove around the cities of Donbass. Ukrainians instantly got their bearings and sent saboteurs to them to nightmare the beggars of Lugansk and Donetsk. Queues of 4 mines are unforgettable!
    1. John22
      John22 17 July 2018 08: 27
      0
      Shoot at civilians - they are the masters. I did disgust and washed off.
  9. Jerk
    Jerk 21 May 2018 07: 22
    +1
    The weapon is just wonderful! And Baumanki made it a graduate who worked mainly in space :) The author mentioned it, Filippov
    1. domokl
      domokl 21 May 2018 14: 44
      +1
      Did not mention, but called. Great designers are remembered or called ... and Filippov is really a great designer ... Too many have experienced this in their own skin. good
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 21 May 2018 18: 29
      +2
      Actually, there was a "relative" at "Cornflower" ....: "Astra": 120-mm; 6-charging cassette ..... has not been adopted
  10. Sergey Aleksandrovich
    Sergey Aleksandrovich 19 March 2021 11: 45
    0
    They would have put it on a 4-wheeled vehicle like anti-aircraft guns before, equipped with folding armor shields, so there is an immediate readiness to open fire. And the drive on a towed chassis can be made an additional, electric, or just an electric booster, from a tractor or your own diesel generator.
    And making an open ACS out of it on the MTLB chassis or in the back of a truck is somehow strange.

Миномёты. 2Б9М «Василёк». Цветочек со своей историей



Продолжая тему современных минометов, продолжаем копаться в клумбе. Нечего сказать, тонкий юмор у наших оружейников. Все эти "Гвоздики", "Акации", "Пионы", "Гиацинты", "Ландыши", "Васильки", "Тюльпаны"... Перечислять всё, что растет и росло на нашей "клумбе", — занятие не столько трудное, сколько требующее специфических знаний не только в области ботаники.

Если честно, то у авторов возникло мнение, что большинство конструкторов в институтах играли в КВН. По крайней мере, с чувством юмора у них все в порядке. Танк Т-72Б2 — "Рогатка". В память о хулиганском детстве? Как намек на разбитые стекла у соседей? Или противотанковая ракета "Метис". С прицелом "Мулат". Возможно, отголосок фестиваля молодежи и студентов в Москве.


Сегодня мы решили рассмотреть один "цветок", который вырастили наши тульские цветоводы. И аналогов которому, за исключением тех "семян", которые продали мы, нет. Сегодня речь пойдет о "Васильке". Том самом "Васильке", из которого, к примеру, была обстреляна наша авиабаза в Сирии, по выводам, сделанным специалистами после анализа ситуации.

Ещё в период Великой Отечественной стало понятно, что войскам необходим автоматический миномет. Причем миномет именно среднего калибра. Крупный калибр используется для уничтожения более или менее укрепленных позиций. А вот 82-мм можно использовать как оружие устрашения. Загонять противника "на дно окопов" и штурмовать позиции.

В принципе, с такой задачей справлялись и обычные 82-мм минометы. Но для создания необходимой плотности огня, нужны были даже не взводы, а батареи. А это время. Это поиск позиции. Необходим был миномет, который заменил бы батарею при ведении беглого огня. Именно такая задача и была поставлена советским конструкторам.

К 1946 году такой миномет был разработан. 82-мм казематный автоматический миномет (КАМ) с механизмом заряжания, использующим энергию отката орудия. После проведения всех испытаний, в 1955 году КАМ принимается на вооружение. Более того, на базе КАМа был создан и полевой вариант миномета — Ф-82 (руководитель проекта В. Филиппов).

Однако миномет на вооружение принят не был. Причина банальна. Н.С. Хрущев и его тяга к ракетному вооружению. СССР больше не будет воевать в поле, значит, артиллерия не нужна. Ракеты решат все вопросы. Все работы по автоматическим минометам были прекращены на долгих 8 лет...

В 1967 году к идее автоматических минометов все-таки вернулись. Пришло понимание того, что война с использованием огромных армий с обеих сторон в современном мире маловероятна, а вот количество мелких, региональных конфликтов, с каждым годом только увеличивается.

Естественно, работы по автоматическому миномету возглавил В. К. Филиппов, в то время руководитель КБТЖМ (КБ транспортно-химического машиностроения).

Естественно и то, что при разработке нового возимого минометного комплекса 2К21 "Василек" использовались технические решения, появившиеся при разработке Ф-82. И не только Ф-82, стоит посмотреть на еще одну разработку того времени: горную пушку:



И сравнить с минометом...



В дальнейшем работы над минометом возглавил главный конструктор "Василька" В. Г. Градов. Именно под его руководством комплекс 2К21 был принят на вооружение в 1970 году.

Принимали именно возимый комплекс, а не конкретно миномет. В состав комплекса входили: 82-мм миномет 2Б9 и автомобиль 2Ф54 (на базе автомобиля ГАЗ-66-05).

Теперь необходимо вернуться к первоначальной задаче, о которой мы говорили выше.

Большинство читателей знают "Василек" в современном варианте 2Б9М. Но первые минометы были спроектированы строго в соответствии с требованиями армии 1945-46 годов. Максимальное количество выстрелов в минимальное время.

Именно потому Градов и решил использовать опыт проектирования станковых пулеметов.

Миномет скорострельный. Воздушного охлаждения будет недостаточно. Потому для охлаждения ствола использовалась достаточно эффективная система с водяным теплообменником. Именно эта система обеспечивала скорострельность до 300 выстрелов в минуту!

В дальнейшем при модернизации миномета от водяного охлаждения решили отказаться. Официальная версия — частые поломки системы. Авторы склоняются к более прозаическому объяснению. Случилось то же, что происходило и со автоматическим стрелковым оружием.

Большая скорострельность вредила, как бы странно это ни звучало.

Миномёты. 2Б9М «Василёк». Цветочек со своей историей


При радиусе сплошного поражения осколками одной мины в 6 метров (90% поражено) лишние мины только уменьшали эффективность оружия. Они было просто не нужны.

Именно поэтому ствол миномета утолщили, дополнили ребрами для получения большей площади обдува. Таким образом перевели миномет на воздушное охлаждение. При этом скорострельность механически уменьшили до 100-120 выстрелов в минуту. Отсюда и появление буквы "М" в маркировке "Василька".

Итак, о самом миномете. Гладкоствольное орудие имеет охлаждаемый минометный ствол, лафет на колесах с пневматическими шинами и автоматический спусковой механизм. Стрельба ведется стандартными 82-мм минами в кассетах по 4 штуки.

Наведение миномета осуществляется вручную с помощью рукояток подъемного и поворотного механизмов, расположенных с левой стороны миномета. Используется оптический прицел ПАМ-1 с осветительным прибором "Луч-ПМ2М"(для ведения огня ночью).

Противооткатное устройство пружинного типа. Имеет три поршневых штока с пружинами. Один из них установлен сверху, два других – снизу от затворной коробки. Затвор и присоединенные к нему поршневые штоки противооткатного устройства составляют подвижную часть миномета.











При переходе в боевое положение колеса миномета вывешиваются, а сам миномет опирается на домкрат и сошники разведенных станин. Миномет на домкрате может быть в поднятом или опущенном положении (высота линии огня 670 и 970 мм соответственно). В опущенном положении стрельба возможна под углами возвышения -1…+78°, причем для стрельбы под углами более 40° под затыльником вырывают яму, в поднятом положении угол возвышения +7…+85°.

Время перехода из походного в боевое положение и из боевого в походное составляет до 90 секунд. Расчет составляет 4 человека: командир системы, наводчик, заряжающий и подносчик (он же водитель транспортной машины 2Ф54).


ТТХ миномета:

Масса, кг: 632 (для 2Б9-622)
Экипаж, чел: 4
Калибр, мм: 82
Мина, вес, кг: 3,1
Начальная скорость мины, м/с: 270
Дальность стрельбы, м: 4270
Скорострельность, в/мин: 100—120

Как видите, миномет действительно достаточно мобилен. Но нет конца совершенству. Официально "Василек" начал поставляться в СА в 1983 году. Однако те, кто в своё время побывал "за речкой" могли видеть его уже в 1982-м. А те, кто приехал позже, видели уже "афганский вариант" "Василька". Это не придумка конструкторов, а именно самодеятельность солдат и офицеров. Надо сказать, удачная самодеятельность.



В батальонах имелась минометная батарея в составе 1-2 взводов "Васильков". 3-6 штук на батальон. И очень скоро "положенные по штату" ГАЗ-66 командиры заменили старым добрым МТ-ЛБ. Однако даже в этом случае миномет требовал полторы минуты на приведение в боевое положение. А в бою такой роскоши командир себе позволить не может. Бой в горах скоротечен.

Сработала армейская смекалка. Как до этого она сработала с ЗСУ-23-2. Именно эта установка поселилась в кузовах "КамАЗов" в афганских колоннах. "Василек" же забрался на кормовую часть МТ-ЛБ. Так и раскатывал по афганским дорогам, стреляя с коротких остановок. Можно сказать, воюющая армия сама сконструировала новый тип мобильного скорострельного вооружения.

Насколько хороша эта схема, могут рассказать более молодые бойцы, которые участвовали в конфликтах на территории бывшего СССР, в чеченской войне, в гражданской войне на Донбассе.







Но официально "Василек", точнее, минометный комплекс 2К21, размещается на транспортной машине типа 2Ф54 на шасси двухосного автомобиля повышенной проходимости «Урал-43206».

А теперь о грустном. В начале статьи мы писали о "семенах", которые продавали в 90-е годы прошлого столетия. Так вот, они проросли. И, наверное, многие уже догадались, где. В КНР! Проросли в виде собственного миномета W99.

Сегодня количество китайских клонов советского "Василька" уже превышает количество оригинальных минометов. Все горные бригады НОАК оснащены именно автоматическими минометами Туре-99. А афганский опыт размещения минометов на гусеничных машинах прижился в Казахстане. Только вместо МТ-ЛБ там используют БМП-1.





Копируют – значит, есть за что. Конечно, если оружие живет долго, – это говорит о многом. Можно привести в пример много моделей-однодневок, но вот чего не отнять, так это того, что все советские минометы оказались более чем долгоиграющими.

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Вождь краснокожих (Назарий) 18 мая 2018 15:53
    Гармонично вписывающийся в арьиллерийский букет "цветок" )))
  2. Curious (Victor) 18 мая 2018 16:41
    "А теперь о грустном. В начале статьи мы писали о "семенах", которые продавали в 90-е годы прошлого столетия. Так вот, они проросли. И, наверное, многие уже догадались, где. В КНР! Проросли в виде собственного миномета W99."
    Почему только в КНР?

    6 апреля 2018 года Армия США продемонстрировала автоматизированную минометную систему во время многонационального тренинга по совместным операциям на Графенвоерском учебном полигоне в Германии в рамках демонстрации концепции Robotic Complex Breach Concept.
    81-мм автоматическая минометная система, называемая Автоматизированный миномёт для стрельбы прямой и непрямой наводкой ADIM (Automated Direct Indirect-fire Mortar), установлена на тактической машине HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle).
  3. bouncyhunter (Паша) 18 мая 2018 17:23
    Не далее как вчера "Василька" в обсуждении упоминали . А сегодня - статья . good
  4. YELLOWSTONE (Supervolcano) 18 мая 2018 18:49
    ручные гранаты наверное тоже оружие устрашения, yes
    плохо когда хорошего окопа рядом нет
  5. Nikolaevich I (Владимир) 18 мая 2018 18:54
    Кое-какие мелочи забыли упомянуть:что в боекомплект входит и кумулятивная мина,...возможно "однозарядное" заряжание с "дула"... wink
  6. kravch67k (Юрий) 19 мая 2018 08:30
    Может ЗУ-23-2 ?
  7. polpot (Andru) 19 мая 2018 09:42
    Спасибо за статью напомнили молодость зенитки 23мм и "Васильки" в Афгане большую работу делали
  8. 113262а (Владимир) 19 мая 2018 23:47
    Летом 14 по городам Донбасса колесили мусоровозы с установлнкнными в них Васильками. украинцы мгновенно сориентировались и засылали диверсантов на них кошмарить мирняк Луганска и Донецка.Очереди по 4 мины незабываемы!
  9. Jerk Сегодня, 07:22
    Оружие просто замечательное! А сделал его Бауманки выпускник, работавший в основном по космосу :) Автор его упомянул, Филиппов
    1. domokl (Александр) Сегодня, 14:44
      Не упомянул, а назвал. Великих конструкторов вспоминают или называют..а Филиппов действительно великий конструктор...Слишком многие это испытали на собственной шкуре. good
    2. Nikolaevich I (Владимир) Сегодня, 18:29
      Вообще-то была и "родственница" у "Василька"....:"Астра" :120-мм ; 6-зарядная кассета.....не было принято на вооружение
Картина дня