Ядерная дубинка американского флота (часть 7)

28
Во второй половине 70-х стало совершенно очевидно, что ни одна из сторон не способна победить в глобальном ядерном конфликте. В связи с этим США начали активно продвигать концепцию «ограниченной ядерной войны». Американские стратеги считали возможным сценарий локального применения ядерного оружия на ограниченной географическими рамками территории. В первую очередь речь шла о Западной Европе, где СССР и страны ОВД имели существенное превосходство над силами НАТО в обычных вооружениях. Параллельно с этим велось совершенствование стратегических ядерных сил.

Как известно, в начале 70-х годов морская составляющая американских СЯС по количеству развёрнутых стратегических носителей практически сравнялась с числом боеголовок на межконтинентальных баллистических ракетах и дальних бомбардировщиках. Большим плюсом подводных ракетоносцев, находящихся на боевом патрулировании, является их неуязвимость к внезапному обезоруживающему ракетно-ядерному удару. Однако при сравнении американских МБР семейства «Минитмэн» с дальностью стрельбы 9300-13000 км и БРПЛ «Поларис А-3» и «Посейдон» с дальностью 4600-5600 км совершенно ясно, что ракетные лодки для успешного выполнения боевой задачи должны приблизиться к вражескому берегу. В связи с этим командование ВМС США продавило разработку системы стратегического вооружения ULMS (англ. Undersea Long-range Missile System - Подводная ракетная система дальнего действия). Основой системы должны были стать ПЛАРБ с новыми ракетами увеличенной дальности, которые можно было запустить сразу после выхода из базы.



На первом этапе для минимизации расходов, связанных с переоборудованием имеющихся стратегических ракетоносцев, в рамках программы EXPO (англ. Eхpanded «Pоseidon» – Расширенный «Посейдон») было решено создать новую БРПЛ в габаритах UGM-73 Poseidon C-3. Вполне предсказуемо тендер на разработку перспективной ракеты в 1974 году выиграла корпорация «Локхид» - создатель и производитель «Поларисов» и «Посейдонов».

Ядерная дубинка американского флота (часть 7)

Первый запуск ракеты «Трайдент I» с пусковой установки Восточного ракетного полигона


Лётные испытания ракеты, получившей обозначение UGM-96А Trident I (также использовались Trident I С-4), начались на Мысе Канаверал в январе 1977 года. А первый запуск с лодки USS Francis Scott Key (SSBN-657) типа «Бенджамин Франклин» состоялся в июле 1979 года. В октябре того же года эта ПЛАРБ стала первой атомной субмариной, вышедшей на боевое патрулирование с БРПЛ UGM-96А Trident I.


ПЛАРБ USS Francis Scott Key (SSBN-657)


Для увеличения дальности пуска ракета «Трайдент -1» была выполнена трёхступенчатой. При этом третья ступень размещается в центральном проеме приборного отсека. Для изготовления корпусов твердотопливных двигателей использовалась хорошо отработанная технология намотки волокна с проклейкой его эпоксидной смолой. В то же время в отличие от ракет «Поларис А-3» и «Посейдон», где применялось стекловолокно и углеволокно, на «Трайденте» с целью снижения массы двигателей использовали кевларовую нить. В качестве твёрдого топлива использовалось вещество «нитролан» в смеси с полиуретаном. Управление по тангажу и рысканью на каждом двигателе осуществлялось качающимся соплом, изготовленном из материала на основе графита. Достижения в области микроэлектроники позволили снизить массу блока электронного оборудования в системе наведения и управления, по сравнению с аналогичным блоком ракеты «Посейдон» более чем на половину. Применение более легких и прочных материалов для изготовления корпусов двигателей, сопел и элементов управления вектором тяги, а также использование ракетного топлива с большим удельным импульсом и введение третьей ступени позволили увеличить дальность стрельбы ракеты «Трайдент -1» по сравнению с «Посейдон» примерно на 2300 км – то есть на расстояние, равное дальности стрельбы первой американской БРПЛ «Поларис А-1».

Трёхступенчатая БРПЛ UGM-96А Trident I длиной 10,36 м и диаметром 1,8 м имела стартовую массу в зависимости от варианта снаряжения: 32,3 – 33,145 т. В качестве боевой нагрузки первоначально предусматривалось использование восьми боевых блоков Мk.4 с индивидуальным наведением снаряженных термоядерными боеголовками W76 мощностью по 100 кт каждая.


Разрез боевого блока Мk.4 с термоядерной боеголовкой W76


Термоядерная боеголовка W76 разработана Лос-Аламосской национальной лабораторией и находилась в производстве с 1978 по 1987 год. На Роккифлэтском атомном заводе в Голдене, штат Колорадо, компанией Rockwell International собрано 3400 боеголовок.

Для наведения боевых блоков на цель использовался так называемый "принцип автобуса". Его суть заключается в следующем: головная часть ракеты, проведя астрокоррекцию своего местоположения, нацеливается на первую цель и выстреливает боевой блок, который по баллистической траектории летит к цели, после этого проводится повторная коррекция местоположения двигательной установкой системы разведения боевых блоков, и происходит нацеливание на вторую цель и отстрел следующего боевого блока. Подобная процедура повторяется для каждой боевой части. Если все боеголовки нацеливаются на одну цель, то в систему наведения закладывается программа, которая позволяет нанести удар с разносом во времени. Максимальная дальность стрельбы составляет 7400 км. Благодаря использованию астрокоррекции, для чего на борту ракеты имелись оптический телескоп и звёздный датчик на видиконе, КВО находилось в пределах 350 м. При отказе аппаратуры астрокоррекции предусматривалось наведение с помощью инерциальной системы, в этом случае КВО увеличивалось до 800 м.

Процедура запуска UGM-96А Trident I ничем не отличалась от уже состоящих на вооружении БРПЛ. Примерно через 15 минут после получения соответствующего приказа первая ракета могла стартовать с борта лодки, находящейся в подводном положении. После того как давление в пусковой шахте выравнивается с забортным и открывается прочная крышка шахты, ракета, находящаяся в пусковом стакане, оказывается изолированной от воды только тонкой разрушаемой куполообразной мембраной из фенольной смолы, армированной асбестовым волокном. В процессе запуска ракеты мембрана разрушается с помощью установленных на её внутренней стороне профилированных зарядов взрывчатого вещества, что позволяет ракете свободно выйти из шахты. Выброс ракеты происходит газопаровой смесью, вырабатываемой пороховым генератором давления. Образовавшиеся пороховые газы проходят через водяную камеру, охлаждаются и разбавляются конденсированным паром. После выхода из воды, запуск двигателя первой ступени происходит на высоте 10-20 м. Вместе с ракетой за борт выбрасываются элементы пускового стакана.


Подводный старт БРПЛ UGM-96А Trident I


Как уже говорилось в предыдущих частях обзора, первые американские ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон», созданные на базе торпедных АПЛ типа «Скипджек», испытывали серьёзные трудности с поддержанием заданной глубины в ходе ракетных пусков. Этот недостаток был во многом устранён на лодках типа «Этен Аллен», но окончательно избавиться от нестабильного положения по горизонтали в ходе ракетных пусков удалось на ПЛАРБ типа «Лафайет», модернизированных типа «Бенджамин Франклин» и «Джеймс Мэдисон». Решить задачу стабильного поддержания заданной глубину удалось после создания специальных автоматов, управляющих работой гироскопических стабилизирующих устройств и перекачкой водного балласта, удерживает лодку от провала на глубину или резкого всплытия.

Как уже было сказано, новая ракета создавалась в основном для повышения ударных возможностей атомных ракетных лодок, уже находящихся в строю. Надо сказать, что принципиальным отличием при проектировании американских ПЛАРБ от подхода, принятого в СССР, была стандартизация в создании комплекса «БРПЛ – пусковая шахта». В советских конструкторских бюро для каждой новой ракеты проектировалась своя лодка. Изначально в США было установлено три типоразмера диаметров ракетных шахт для БРПЛ:
«А» - с диаметром 1,37 м.
«С» - с диаметром 1,88 м.
«D» - с диаметром 2,11 м.

При этом изначально шахты на ПЛАРБ проектировались и изготавливались несколько большей высоты, чем БРПЛ, состоящие на вооружении, так сказать, «на вырост». Первоначально ракетами увеличенной дальности планировалось перевооружить 31 ПЛАРБ с 16 БРПЛ «Посейдон» каждая. Также в строй должны были войти 8 лодок нового поколения типа «Огайо» с 24 ракетами. Однако из-за финансовых ограничений эти планы подверглись существенной корректировке. В ходе капитальных ремонтов БРПЛ UGM-96А Trident I перевооружили шесть лодок типа «Джеймс Мэдисон» и шесть типа «Бенджамин Франклин».


ПЛАРБ USS Ohio (SSВN-726) во время ходовых испытаний


Ракетами «Трайдент -1» как и планировалось вооружили первые восемь лодок нового поколения типа «Огайо». На момент создания в этих стратегических ракетоносцах были сконцентрированы все достижения американского подводного судостроения. Исходя из опыта эксплуатации ПЛАРБ первого и второго поколения, инженеры компании Electric Boat не только повысили скрытность и ударную мощь, но и постарались обеспечить максимальный комфорт для экипажа. Особое внимание было также уделено увеличению срока службы реактора. Согласно данным, опубликованным разработчиком реактора S8G, корпорацией General Electric, его ресурс без замены активной зоны составляет примерно 100 тыс. часов активной работы, что эквивалентно примерно 10 годам использования реактора. На лодках типа «Лафайет» это показатель примерно в 2 раза меньше. Увеличение времени работы реактора без замены ядерного топлива позволило продлить межремонтный интервал, что в свою очередь положительно сказалось на количестве лодок, находящихся на боевой службе, и позволило снизить эксплуатационные расходы.

Ввод головной лодки USS Ohio (SSВN-726) в боевой состав флота состоялся в ноябре 1981 года. На лодках этого типа имеется рекордное количество ракетных шахт – 24. Впрочем, и подводное водоизмещение ПЛАРБ «Огайо» внушает уважение - 18 750 т. Длина субмарины – 170,7 м, ширина корпуса – 12,8 м. Таким образом, при значительном увеличении геометрических размеров, подводное водоизмещение ПЛАРБ «Огайо» по сравнению с ПЛАРБ типа «Лафайет» возросло почти в 2,3 раза. Использование специальных марок стали: HY-80/100 - с пределом текучести 60—84 кгс/мм позволило довести максимальную глубину погружения до 500 м. Рабочая глубина – до 360 м. Максимальная подводная скорость – до 25 узлов.

Благодаря применению ряда оригинальных конструктивных решений лодки типа «Огайо» по сравнению с ПЛАРБ типа «Лафайет» снизили шумность с 134 до 102 дБ. Среди технических новинок, позволивших добиться этого: одновальная движительная установка, гибкие муфты, различные соединительные устройства и амортизаторы для изоляции гребного вала и трубопроводов, множество шумопоглощающих вставок и звукоизоляция внутри корпуса, использование малошумного режима минимального хода с исключением из работы циркуляционных насосов и применение низкооборотного малошумного винта специальной формы.

При впечатляющих характеристиках лодки стоимость тоже впечатляла. Без комплекса ракетного вооружения головная лодка обошлась американскому военному бюджету в $1,5 млрд. Однако адмиралы сумели убедить законодателей в необходимости строительства двух серий общим числом 18 субмарин. Постройка лодок продолжалась с 1976 по 1997 год.



Справедливости ради надо сказать, что подводные атомные ракетоносцы типа «Огайо» и впрямь очень неплохи. Благодаря высокому техническому совершенству, большому запасу прочности и значительному модернизационному потенциалу все построенные лодки до сих пор находятся в строю. Первоначально все ПЛАРБ типа «Огайо» были размещены на военно-морской базе Бангор (штат Вашингтон), на Тихоокеанском побережье. Они вошли в состав 17-й эскадры и заменили списанные ракетные лодки типа «Джордж Вашингтон» и «Этен Аллен» с ракетами «Поларис А-3». ПЛАРБ типа «Джеймс Мэдисон» и «Бенджамин Франклин» базировались в основном на атлантической базе Кингс-Бей (штат Джорджия), и эксплуатировались до середины 90-х. Надо сказать, что интенсивность использования лодок, вооруженных ракетами «Трайдент -1», была высокой. Каждая лодка в среднем выходила на три боевых патрулирования в год, продолжительностью до 60 суток. Последние ракеты UGM-96А Trident I сняты с вооружения в 2007 году. Демонтированные боеголовки W76 использованы для оснащения ракет Trident II D-5 или переданы на хранение.


Загрузка БРПЛ UGM-96А Trident I с борта корабля снабжения


Для среднего ремонта, пополнения запасов и боекомплекта могла использоваться военно-морская база на острове Гуам. Здесь помимо ремонтной инфраструктуры на постоянной основе имелись корабли снабжения, в чьих трюмах также хранились баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Подразумевалось, что в случае обострения международной обстановки и повышении угрозы начала глобального конфликта, корабли снабжения в сопровождении эскорта покинут базу на Гуаме. После израсходования боекомплекта американские ПЛАРБ должны были встретиться в море или в портах дружественных государств с плавучими арсеналами и пополнить запасы. В этом случае лодки, находящиеся в море, сохраняли свою боеспособность, даже при разрушении основных американских военно-морских баз.

Закупка последней партии «Трайдент - 1» состоялась в 1984 году. В общей сложности корпорация «Локхид» поставила 570 ракет. Максимальное число развёрнутых БРПЛ UGM-96А Trident I на 20 лодках составляло 384 единицы. Первоначально каждая ракета могла нести восемь 100-килотонных боеголовок. Однако в соответствии с положениями договора СНВ-1 количество боеголовок на каждой ракете было ограниченно шестью единицами. Таким образом, на американских ПЛАРБ, носителях БРПЛ «Трайдент - 1» могло быть развёрнуто более 2300 блоков с индивидуальным наведением. Однако на лодках, находящихся в боевом патрулировании и способных запустить свои ракеты через 15 минут после получения соответствующего приказа, имелось не многим более 1000 боеголовок.

Создание и развёртывание UGM-96А Trident I хорошо демонстрирует принятую в ВМС США стратегию строительства морской составляющей СЯС. В результате комплексного подхода и кардинальной модернизации уже существующих лодок и строительства новых, и за счёт увеличения дальности стрельбы удалось резко снизить эффективность советских противолодочных сил. Снижение КВО боевых блоков дало возможность добиться достаточно высокой вероятности поражения укреплённых точечных целей. Согласно сведениям, опубликованным в американских СМИ, военные эксперты в области ядерного планирования при «перекрёстном» наведении нескольких боеголовок разных ракет «Трайдент - 1» на одну цель типа ШПУ МБР, оценивали возможность добиться её уничтожения с вероятностью 0,9. А такой расклад при предварительном выводе из строя советской системы раннего ракетного предупреждения (СПРН) и развертывании космических и наземных компонентов противоракетной обороны, уже позволял надеяться на победу в ядерной войне и минимизации ущерба от ответного удара. Кроме того, баллистические ракеты подводных лодок с межконтинентальной дальностью имели важные преимущества перед МБР, развёрнутыми на американской территории. Пуск БРПЛ «Трайдент - 1» можно было осуществлять с участков Мирового океана и по траекториям, которые затрудняли своевременное обнаружение советскими радиолокаторами СПРН. При ведении патрулирования в районах, которые являлись традиционными для американских ПЛАРБ с ракетами «Поларис» и «Посейдон», подлётное время БРПЛ «Трайдент - 1» к целям, расположенным в глубине советской территории, составляло 10-15 минут, против 30 минут для МБР «Минитмэн».

Однако даже для самых ярых американских «ястребов» к середине 80-х было очевидно, что при наличии в СССР на стратегических носителях более 10 000 развёрнутых ядерных зарядов, надежды на победу в глобальном конфликте не реалистичны. Даже при самом удачном для США развитии событий и ликвидации в результате внезапного кинжального удара 90% советских ШПУ МБР, РПКСН, дальних бомбардировщиков, всех центров управления стратегическими силами и высшего военно-политического руководства выживших советских СЯС с лихвой хватало для нанесения противнику неприемлемого ущерба.

Так, согласно расчетам американских военных аналитиков, залп одного советского ракетного подводного крейсера стратегического назначения пр. 667БДР «Кальмар» с 16 межконтинентальными жидкостными баллистическими ракетами Р-29Р, мог поразить до 112 целей, убив при этом более 6 млн. американцев. Также в Советском Союзе успешно разработали и поставили на боевое дежурство грунтовые и железнодорожные стратегические ракетные комплексы, которые благодаря своей мобильности имели возможность избежать уничтожения.

Для предотвращения внезапного обезглавливающего и обезоруживающего удара, в СССР в начале 80-х наряду со строительством новых радиолокаторов СПРН и развертывании сети искусственных спутников земли, предназначенных для своевременной фиксации ракетных пусков, была создана и испытана система «Периметр» (на Западе известна как англ. Dead Hand - «Мёртвая рука») - комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. Основой комплекса стала вычислительная система, в автоматическом режиме анализирующая такие факторы, как: наличие связи с командными центрами, фиксация мощных сейсмических толчков, сопровождаемых электромагнитными импульсами и ионизирующим излучением. На основании этих данных должен был осуществляться запуск командных ракет, созданных на базе МБР УР-100У. Вместо штатной боевой части на ракетах устанавливалась радиотехническая система, которая транслировала сигналы боевого применения на командные пункты РВСН, находящиеся на боевом дежурстве РПКСН и стратегические бомбардировщики с крылатыми ракетами. Судя по всему, в середине 80-х в СССР была организована преднамеренная утечка на Запад информации, касающейся системы «Периметр». Косвенным подтверждением этого является то, как остро американцы прореагировали на наличие в СССР системы «Судного дня» и как настойчиво они добивались её ликвидации в ходе переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений.

Ещё одним советским ответом на увеличение ударной мощи американской компоненты СЯС стало усиление противолодочных сил ВМФ СССР. В декабре 1980 года в строй вступил первый БПК пр. 1155, чьи противолодочные возможности по сравнению с кораблями пр. 1134А и 1134Б были существенно расширены. Также в 80-е годы в составе советских подводных сил имелись уникальные лодки-истребители пр.705 с титановым корпусом и реактором на жидкометаллическом теплоносителе. Высокие скоростные и манёвренные характеристики этих субмарин позволяли им быстро занимать выгодное положение для атаки и успешно уклоняться от противолодочных торпед. В рамках концепции повышения возможностей противолодочной обороны страны особое внимание уделялось повышению поисковых возможностей многоцелевых подводных лодок третьего поколения пр. 945 и 971. Лодки этих проектов должны были прийти на смену атомным многоцелевым субмаринам пр. 671. Субмарины пр. 945 и 971 по своим возможностям были близки. Но ввиду того, что корпус лодок пр. 945 (945А) строился из титана, они имели большую глубину погружения и минимальный уровень таких демаскирующих признаков, как шумность и магнитные поля. В результате чего эти АПЛ являлись самыми малозаметными в ВМФ СССР. В то же время высокая стоимость титановых лодок препятствовала их массовой постройке. Гораздо более многочисленными стали АПЛ пр. 971, которые по характеристикам заметности фактически сравнялись с американскими лодками 3-го поколения.

Так как самолёты Бе-12 и Ил-38 не могли контролировать удалённые участки Мирового океана, в середине 70-х пилоты советской морской авиации освоили дальние противолодочные Ту-142. Эта машина была создана на базе дальнего морского разведчика Ту-95РЦ. Однако ввиду несовершенства и ненадёжности противолодочного оборудования первые Ту-142 использовались главным образом как дальние разведчики, патрульные и поисково-спасательные самолёты. Противолодочный потенциал удалось довести до приемлемого уровня на Ту-142М, принятом на вооружение в 1980 году.

Из всего вышеизложенного следует, что разработка и принятие на вооружение БРПЛ «Трайдент – 1», несмотря на значительное качественное усиление американских СЯС, не позволило добиться превосходства над СССР. Но в то же время, новый виток «гонки вооружений», навязанный США, крайне отрицательно сказался на состоянии советской экономики, чрезмерно обременённой военными расходами, что в свою очередь привело к разрастанию негативных социально-политических процессов.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.designation-systems.net/dusrm/m-96.html
http://plrc.org/docs/011117D.pdf
https://fas.org/blogs/security/2018/10/new-start-sep/
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1421
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 ноября 2018 06:10
    Наконец-то,дождался продолжения,а то читать нечего,и радует что есть продолжение.Спасибо большое.
  2. +1
    10 ноября 2018 07:47
    -Противолодочный потенциал удалось довести до приемлемого уровня на Ту-142М, принятом на вооружение в 1980 году. -

    Таких надо строить и строить.Хотя бы пару полков.Особенно на КТОФ.
    1. +6
      10 ноября 2018 09:30
      Цитата: gunnerminer
      Таких надо строить и строить.Хотя бы пару полков.Особенно на КТОФ.

      Самый новый Ту-142М3 сдан заказчику в 1994 году. Ресурс планера у этих машин ещё велик, но противолодочная аппаратура во многом устарела. В лётном состоянии на аэродроме Каменный ручей под Совгаванью в лётном состоянии дай бог осталось с десяток машин.
  3. +6
    10 ноября 2018 08:25
    Сергей,спасибо. Настолько интересно и увлекательно что пришлось зайти на соседний сайт. Правильно говориться, что нельзя объять необъятное, ты и так проделал очень большую работу.Да и сама ракета имеет кучу прорывных решений: Кевлар в элементах корпуса двигателя, новое твёрдое топливо, да всё не перечислишь, но самое интересное-это:Система наведения БРПЛ "Trident-1" осуществляет управление полетом ракеты как на этапе работы ее маршевых двигателей, так и на этапе разведения боеголовок. Основными элементами системы навeдения являются гиростабилизированная платформа, на которой размещены гироприборы и астродaтчик, а также бортовая ЭВМ, формирующая управляющие сигналы. Для обеспечения нормальной работы системы наведения в ней используется подсистема термостатирования, которая включает датчики температуры и обогреватели инерциальных приборов, а также водяное охлаждение.
    Применение на БРПЛ "Trident-1" новых достижений в области микроэлектроники позволило снизить массу блока электронного оборудования в системе наведения и управления попетом на 50% по сравнению с аналогичным блоком на ракете "Poseidon-СЗ". В частности, показатель интеграции электронного оборудования на ракетах "Поларис-АЗ" составил 0,25 условных элементов в 1 см3, на "Poseidon-СЗ" - 1, на "Trident-1" в - 30 (благодаря использованию тонкопленочных гибридных схем). Сергей, эти дополнения я вял с сайта "Ракетная Техника. Ещё раз спасибо.
    http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/trident1/trident1.shtml
  4. +3
    10 ноября 2018 09:08
    Примерно через 15 минут после получения соответствующего приказа первая ракета могла стартовать с борта лодки, находящейся в подводном положении.

    Почему так долго? Полетное задание уже загружено, гироскопы раскручивать не надо... request
    1. +4
      10 ноября 2018 09:34
      Привет!
      Цитата: профессор
      Почему так долго? Полетное задание уже загружено, гироскопы раскручивать не надо...

      Насколько я знаю, на ракетах находящихся на борту ПЛАРБ гироскопы крутятся постоянно. Но дело не в этом... no Довольно сложной является процедура принятия решения о боевом применении БРПЛ, кроме того необходимо точно определить свои координаты, провести тестирование ракет, всплыть на необходимую глубину, открыть крышки шахт и уравнять в них давление с забортным.
      1. +4
        10 ноября 2018 09:42
        Цитата: Bongo
        Довольно сложной является процедура принятия решения о боевом применении БРПЛ, кроме того необходимо точно определить свои координаты, провести тестирование ракет, всплыть на необходимую глубину, открыть крышки шахт и уравнять в них давление с забортным.

        А может "15 минут" это американская деза? Как бывший офицер Краснознаменного ЧФ э не вижу комплекса мероприятий занимающего 15 минут. ладно раньше надо было раскручивать гироскопы, но сейчас... request
        1. +5
          10 ноября 2018 09:50
          Цитата: профессор
          Цитата: Bongo
          Довольно сложной является процедура принятия решения о боевом применении БРПЛ, кроме того необходимо точно определить свои координаты, провести тестирование ракет, всплыть на необходимую глубину, открыть крышки шахт и уравнять в них давление с забортным.

          А может "15 минут" это американская деза? Как бывший офицер Краснознаменного ЧФ э не вижу комплекса мероприятий занимающего 15 минут. ладно раньше надо было раскручивать гироскопы, но сейчас... request

          Сложный вопрос... request Но в составе ЧФ РПКСН не было, да и запуск ракеты с подводной лодки всё же куда более сложная процедура чем из подземной шахты. А по большому счёту, что это меняет - 5 или 15 минут? Ведь более 90% американских ПЛАРБ абсолютно не уязвимы в российским средствам ПЛО.
          1. +4
            10 ноября 2018 09:59
            Цитата: Bongo
            Но в составе ЧФ РПКСН не было, да и запуск ракеты с подводной лодки всё же куда более сложная процедура чем из подземной шахты.

            Каково время старта ракеты из шахты после получения приказа?

            Цитата: Bongo
            А по большому счёту, что это меняет - 5 или 15 минут?

            Если учитывать подлетное время то да, но носитель вещь уязвимая и ей необходимо отстреляться быстро, да и речь вроде шла о обезоруживающем ударе, а здесь важно нанести удар быстро, скрытно и одновременно.

            Цитата: Bongo
            Ведь более 90% американских ПЛАРБ абсолютно не уязвимы в российским средствам ПЛО.

            Это правда.

            За статью конечно 5 баллов тебе, но с малюсеньким минусом. За это:
            Но в то же время, новый виток «гонки вооружений», навязанный США, ...

            1. Политика в статье о матчасти это "минус".
            2. О том кто кому навязал гонку вооружений можно поспорить. Как будут спорить о нынешней гонке вооружений утверждая, что начала её не Россия.

            Но это офтопик. Не для обсуждения. hi
            1. +3
              10 ноября 2018 10:10
              Каково время старта ракеты из шахты после получения приказа?

              Для сухопутной МБР Р-36М2 Воевода-62 секунды.
            2. +3
              10 ноября 2018 11:25
              Цитата: профессор
              Каково время старта ракеты из шахты после получения приказа?

              В публикации об этом сказано (по американским данным).
              Цитата: профессор
              Если учитывать подлетное время то да, но носитель вещь уязвимая и ей необходимо отстреляться быстро, да и речь вроде шла о обезоруживающем ударе, а здесь важно нанести удар быстро, скрытно и одновременно.

              Да без разницы по большому счёту. Какую часть американских ПЛАРБ реально могли потопить советские лодки-охотники и силы ПЛО?
              Цитата: профессор
              1. Политика в статье о матчасти это "минус".
              2. О том кто кому навязал гонку вооружений можно поспорить. Как будут спорить о нынешней гонке вооружений утверждая, что начала её не Россия.

              К сожалению, военное планирование вообще и ядерное в частности - неразрывно связаны с политикой. Гонка вооружений была категорически не в интересах СССР, так же как и сейчас не в интересах России.
              1. 0
                10 ноября 2018 13:04
                Цитата: профессор
                За статью конечно 5 баллов тебе, но с малюсеньким минусом. За это:

                Вынужден присоединиться. Весьма неприятно видеть, как один из немногих оставшихся адекватных авторов опускается до политоты (кто там чего навязал) и голословных заявлений (насколько можно судить, с советской ПЛО автор в деталях не разбирался).
                И проблема не в том, правда это или нет, а в том, что это не Ваша тема. Из текста работы ничего подобного не следует. Достойная аналитика в этой части превращается в болтовню на кухне.
                1. jjj
                  +2
                  10 ноября 2018 14:17
                  В СССР было принято принимать виды вооружений именно в ответ. Деньги на оборону тратились огромные. НИОКР велись по различным темам. Но системы оружия начинали производить именно в ответ. Так было дешевле. СССР деньги тоже считать умел
                  1. +2
                    10 ноября 2018 19:46
                    Цитата: jjj

                    В СССР было принято принимать виды вооружений именно в ответ.

                    Как то это не связывается с постоянными заявлениями о "впервые в мире" и "они отстали от нас на хх лет".
                    1. 0
                      10 ноября 2018 20:44
                      Эти заявления относятся к РФ (Посейдон, Буревестник, Авангард) - ответ за США.
      2. +3
        10 ноября 2018 10:28
        Доброе утро Сергей,у меня к Вам вопрос.Когда ПЛАРБ возвращается на базу,то часть боекомплекта БРПЛ меняется на другие ракеты из арсенала хранения,и снятые ракеты проверяются и отправляются на хранение,но я читал что янки после проверки эти ракеты ставят на боевое дежурство,в шахтные ПУ арсенала,по крайней мере для Трайдент-1 и 2,то есть при арсенале есть типа сухопутные ПУ и хранятся они на боевом режиме,в случае чего то можно их запустить,особенно это актуально если ПЛАРБ на ремонте,это правда или нет,просветите если не трудно.
        1. +4
          10 ноября 2018 11:26
          Цитата: merkava-2bet
          Доброе утро Сергей

          Добрый вечер, Андрей!
          Цитата: merkava-2bet
          Когда ПЛАРБ возвращается на базу,то часть боекомплекта БРПЛ меняется на другие ракеты из арсенала хранения,и снятые ракеты проверяются и отправляются на хранение,но я читал что янки после проверки эти ракеты ставят на боевое дежурство,в шахтные ПУ

          Это не так... no
          Цитата: merkava-2bet
          особенно это актуально если ПЛАРБ на ремонте,это правда или нет,просветите если не трудно

          Об этом будет в заключительной части. hi
          1. jjj
            -1
            10 ноября 2018 14:25
            Огромные по водоизмещению лодки типа "Огайо" могли базироваться только в двух глубоководных базах ВМС. В СССР пошли иным путем. Пр. 941 сделали столь водоизмещающим, что при откачивании балласта, наши лодки могли заходить практически во все базы ВМФ. Но потом все равно же пришлось строить БДРМы. Да и проект 955 получился достаточно компактным. Интересно куда конструкторская мысль заведет американцев?
            1. +5
              10 ноября 2018 14:41
              Цитата: jjj
              Огромные по водоизмещению лодки типа "Огайо" могли базироваться только в двух глубоководных базах ВМС.

              Не повторяйте чего-то бреда. Огайо имеет далеко не рекордную осадку и может зайти в любой порт, куда может зайти крупный транспорт вроде T-AKR типа Гордон. А вот инфраструктура для них - хранилища оружия, тренировочные комплексы, ангары, мастерские - есть только на двух базах, Бангор и Кингс-Бэй. Этого вполне достаточно. На весь российский флот не наберется инфраструктуры и на одну такую базу.
    2. +3
      10 ноября 2018 21:09
      Цитата: профессор
      Почему так долго? Полетное задание уже загружено, гироскопы раскручивать не надо...

      Коллега, гироскопы раскручиваются перед стрельбой, за исключением лазерных конечно. Машина не может все время сжирать свой ресурс. К тому же идет тестирование БЦВМ, а их, если мне не изменяет склероз -6! Время уходит на вскрытие блистера с кодами, получение подтверждения достоверности полученного сигнала , занятие стартового коридора, получение навигационных данных стрельбы, готовности систем к пуску...только потом -- "ключ в гнездо!" А вот после этого все далее идет по циклограмме.
      А вот как описывается алгоритм работы после получения приказа на пуск:
      С получением сигнала-приказа на пуск ракет командир лодки объявляет боевую тревогу. После проверки подлинности приказа командир дает команду на приведение подводной лодки в техническую готовность ISy, которая является высшей степенью готовности. По этой команде уточняются координаты корабля, скорость снижается до значений, обеспечивающих пуск ракет, лодка подвсплывает на глубину около 30 м. По готовности навигационного поста, а также поста подсистемы контроля и выброса ракет из шахт командир ПЛАРБ вставляет пусковой ключ в соответствующее отверстие пульта управления стрельбой и переключает его. Этим действием он подает команду в ракетный отсек лодки на непосредственную предстартовую подготовку ракетного комплекса. Перед пуском ракеты давление в пусковой шахте выравнивается с забортным, затем открывается прочная крышка шахты. Доступ забортной воде после этого преграждает лишь расположенная под ней сравнительно тонкая мембрана. Непосредственный пуск ракеты осуществляет командир боевой части оружия (ракетно-торпедной) с помощью пускового механизма с рукояткой красного цвета (для учебных пусков - черного), который подключается к ЭВМ с помощью специального кабеля. Затем включается пороховой аккумулятор давления. Генерируемые им газы проходят через камеру с водой и частично охлаждаются. Образовавшийся при этом низкотемпературный пар поступает в нижнюю часть пускового стакана и выталкивает ракету из шахты.

      Опять же, если склероз не подводит, то янки до сих пор стреляют сериями по 4 ед, при условиях старта: V пларб= до 5,0уз; H погр = до 30,0м; T^старта = 15-20 сек, волнение моря - до 6 баллов.
      Наши показатели получше! yes bully
      1. +2
        10 ноября 2018 23:07
        Коллега, гироскопы раскручиваются перед стрельбой, за исключением лазерных конечно. Машина не может все время сжирать свой ресурс.
        Почему не могут,старые добрые МБР Минитмен-2,3 стоят на боевом дежурстве с полностью включёнными гироскопами,годами,так как у них гироскопы на электростатическом подвесе в вакуумной камере,и ничего,это кстати и была одна из главных проблем первых отечественных МБР и БРПЛ,длительная подготовка к пуску,но потом эту проблему решили.
        1. +3
          11 ноября 2018 00:47
          Цитата: merkava-2bet
          старые добрые МБР Минитмен-2,3 стоят на боевом дежурстве с полностью включёнными гироскопами,годами

          1. Минитмэн-2 уже давно не стоят...
          2. Наземный комплекс это все-таки не морской. Наземный стоит не колышется и через месяц его меняет другой...А морской , как не странно, маневрирует. Трайдент-2 Д5 вообще-то в приборном отсеке (помимо всего прочего) имеет два блока управления БО
          В первом блоке (размером 0,42X0,43X0,23 м, массой 30 кг) размещены ЭВМ, формирующие управляющие сигналы, и управляющие цепи. Во втором блоке (диаметр 0,355 м, масса 38,5 кг) размещена гиростабилизированная платформа, на которой установлены два гироскопа, три акселерометра, астродатчик, а также оборудование термостатирования...

          3. По мере роста напряженности ПЛАРБы переводятся на более короткие программы связи. При переходе на 1 часовую, как правило, гироскопы разгоняются...По крайней мере, это логично...
          Да, оптические гироскопы могут работать очень долго... но зачем, если ничего не предвещает обострения обстановки? Другое дело, если идет эскалация кризиса, тогда наши с открытыми крышками ходили...
          Так что, не все здесь по феншую! Однако...
      2. +1
        11 ноября 2018 10:45
        Цитата: Удав КАА
        Коллега, гироскопы раскручиваются перед стрельбой, за исключением лазерных конечно.

        Дык на Трайдене раскручивать вроде нечего:
        http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/1019554.pdf
        Interferometric Fiber-Optic Gyro, может акселерометры...
        Alternate Pendulous Integrating Gyro Accelerometer

        Нигде не нашел цифры в 15 минут от получения приказа до запуска ракеты.
        Сергей, зато нашел вот это:
        CEP: Requirement: 90–120 metres (300–390 ft). That demonstrated by flight tests is significantly better.
        КВО: Требование: 90-120 метров (300-390 футов). Летные испытания продемонстрировали значительно лучшие показатели.
        http://www.scienpress.com/Upload/JCM/Vol%204_1_15.pdf
        hi
    3. +1
      11 ноября 2018 20:03
      Цитата: профессор
      Почему так долго? Полетное задание уже загружено, гироскопы раскручивать не надо...

      кроме всплытия на глубину пуска, открытия шахт, выравнивания забортного давления и температуры, надо,прежде, чем по команде от системы управления задействовать энергетическое средство старта (катапультирующее устройство):

      - определить на участке движения ракеты после выхода из шахты с помощью *******,элемента системы управления текущее значение параметров среды, для введения корректировок в ПЗ пройденного ракетой расстояния,и скорости его преодоления.
      - сравнивать расчётную вертикальную скорость с минимально допустимой, которую выбираЛИ (когда,то) в процессе проектирования ракеты,
      - вычислить дистанцию, которую пройдёт ракета от подводной лодки, до точки выхода на раздел двухфазных сред, и сравнить его с допустимым расстоянием, выбранным из энергетических возможностей используемого катапультирующего устройства (выбрано в процессе разработки ракеты),
      - с помощью измерителей углового положения ракеты (датчиков углов и угловых скоростей) определяют текущие параметры углового движения ракеты,
      - сравнивают замеренные параметры углового движения с допустимыми по условиям стабилизации ракеты после задействования маршевого двигателя ( выбрано в процессе проектирования ракеты),
      Так как, в момент выполнения любого из трех условий - либо достижения вертикальной скоростью своего минимально допустимого значения, либо достижения параметрами углового движения соответствующих предельно допустимых значений, либо достижения пройденным ракетой расстоянием заданного значения вырабатывают команду на включение маршевого двигателя ракеты,
      ....далее ракета осуществляет управляемое движение с работающим маршевым двигателем по заданной программе, с учётом введённых поправочных коэффициентов
      Иначе КВО будет +/- 100500
  5. +7
    10 ноября 2018 11:21
    hi День добрый. Спасибо.
    Процедура запуска UGM-96А Trident I ничем не отличалась от уже состоящих на вооружении БРПЛ.


    ...Добавлю: неудачные испытательные пуски некоторых БРПЛ: recourse
  6. +4
    10 ноября 2018 15:08
    Сергей hi отличный цикл статей good . единственное,мне кажется,что лодки проекта 705 все же являлись больше обузой для вмф,чемкаким то тактическим преимуществом.причем злую шутку с ними играли как яэу и жидкометаллическим теплоносителя,так и сам корпус,а про высокий уровень шумности можно было б целую статью написать.главное ее достоинства,скорость до 40 узлов,и маневренность,которые якобы позволяли ее уйти от атаки торпеды стоящей на тот момент на вооружение флота США,нивелировалось дальностью ее обнаружения,а соответственно и недопущения ее на дуэльную дистанцию.с ама задумка проекта весьма неплоха,новот исполнение и степень нововведений вызывает большие сомнения.как полигон для отработки ряда конструкторских решений-лодки этого проекта подходили более чем,как боевая единица-сомнительно.но в любом случае эффективность их можно определить только в бою,а мы можем строить только предположения опираясь на характеристики.в любом случае пишите еще и желательно побольше и почаще feel жаль только что освещение событий на Украине и в Америке привлекает больше народа,чем по настоящему стоящие и познавательные статьи.
  7. +5
    10 ноября 2018 22:59
    Как приятно в субботний день почитать хорошую статью! hi
    И комментарии к ней интересные! hi
    Отдельное спасибо за упоминание о том, что"Надо сказать, что принципиальным отличием при проектировании американских ПЛАРБ от подхода, принятого в СССР, была стандартизация в создании комплекса «БРПЛ – пусковая шахта». В советских конструкторских бюро для каждой новой ракеты проектировалась своя лодка." Мне кажется, что в чем-то этот принципы были аналогичны и для надводных кораблей (УВП Mk41 тому пример). И за "Периметр" спасибо.
    Мне кажется, что наша "противолодочная история" грустная и стала еще грустней, уж не надо соль на раны... crying
    Вот бы было хорошо почитать про "Ядерную дубинку России"... feel
    Мечты, мечты... feel
  8. 0
    28 декабря 2018 13:41
    Цитата: профессор
    Почему так долго? Полетное задание уже загружено, гироскопы раскручивать не надо...



    Полётное задание вводится при команде на пуск. Гироскопы крутятся постоянно. Надо получить доступ 3-х человек для разрешения пуска. Потом открытие крышки шахты, заполнение водой, команда на задействование аккумуляторов, отключение борта и пуск..