Легенда о цуба-цубе (часть 5)

19
За праздничный стол
по-свойски уселась кошка –
старый год проводить…
Исса


Разные народы, разные цивилизации, разные культуры… А кошки везде одинаково садятся с хозяевами за стол, как в праздник, так и в будни. Моя нынешняя кошка, например, имеет собственную табуретку за кухонным столом и сидит на ней, любопытничает: «А что вы едите!» Причем не просит. Еда в двух мисочках на выбор ждет ее на полу. А до нее была кошка, которая ела с уголка стола… манную кашу и сгущенное молоко. Такое кошки не едят, это им вредно!!! Да, наверное, вот только прожила она 19,5 лет – для кошек срок более чем приличный…




«Фазан и хризантемы». Цуба, подписанная мастером-цубако Гото Мицуакира, ок. 1816–1856 гг. Вся поверхность оформлена в технике нанако. Материал: сякудо, золото, серебро, медь. Длина 7 см; ширина 6,5 см; толщина 0,8 см; вес 124,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Та же цуба – реверс.

Ну а вступление это, как и эпиграф, лишний раз показывают, что при всей нашей несхожести, мы, люди, «все с одного корабля», одинаково любим, одинаково ненавидим… Хотя естественно-географические условия и наложили на их культуры очень сильный отпечаток. Для японцев таким последствием проживания на своих островах стал крайний минимализм во всем и прежде всего в искусстве.

Проявился он и в мастерстве кузнецов цубако. Технологии, которыми они владели, были многочисленны, владели они ими в совершенстве, но… при этом все они сводились к одной главной цели, как при минимуме средств добиться максимума впечатления. К тому же им и работать приходилось точно так же, как и жить. А именно в «совершенно экстремальных условиях». О жизни японцев среди гор, непроходимых бамбуковых зарослей, болот и горных речек, а также тайфунов, вулканических извержений и ежедневных землетрясений мы уже говорили. Однако и мастерам цубако было так же нелегко. Дело в том, что им нужно было создать «говорящую картинку» на куске металла весьма ограниченного размера. Мало того, на нем еще были и отверстия. Так что изображение на цубе было серьезно ограничено по площади. Добро бы на ней было бы всего одно отверстие под клинок, а то ведь сразу целых три, причем вполне определенного размера. А еще нельзя было занимать поверхность сеппадаи. То есть в принципе (если не брать всякие экзотического вида цубы) мастеру только и оставалось, что пространство дзи, которое располагалось как раз между сеппадаи и мими – краем цубы.

Конечно, можно было «зайти за край», сделать «бесформенную» цубу (и мы в предыдущих выпусках цикла такие уже видели), но… все это нетипично. «Типично» было так: вот край, вот отверстия для клинка, когая и кодзуки и… радуйся мастер, демонстрируй свое мастерство.


Цуба неправильной формы с изображением дракона. Нарочито грубая поверхность, обработанная молотком. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, золото. Длина:10,8 см; ширина 9,8 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Та же цуба – реверс.

Вот почему именно техника обработки поверхности цубы имела столь большое значение для японцев. То есть опять-таки – «у меня все, как и всех, цуба самая традиционная и простая, но вот технология ее оформления такова, что я… самый-самый, могу себе позволить даже такое!»

Итак, какие же техниками обработки поверхности цуб пользовались японские мастера цубако для создания своих маленьких шедевров?\

• Самой простой была техника микаги – это простая полированная поверхность, вот только японцы ее не слишком любили.
• Техника хари («игла») – более, так сказать, японская. Суть ее в том, что поверхность, обработанная таким образом, смотрелось так, словно ее искололи иглой.
• Поверхность наси («груша») была покрыта мелкой и равномерной шероховатостью.
• Годзамэ (циновка из соломы») – поверхность, напоминающая плетение из соломы.
• Техника кокуин («печать») предусматривала штамповку узоров на раскаленной поверхности.
• Очень популярной и любимой японцами была поверхность цутимэ («молоток»), то есть носящая на себе следы ковки.
• Якитэ-ситатэ («обжиг») – поверхность специально оплавлялась.
• Исимэ («каменное зерно»), то есть обработка под камень, причем во множестве вариантов, каждый из которых имел собственное название.
То есть исимэ бывает самым разным и всякий раз получается новая поверхность.
• Например, тиримэн-исимэ – это когда поверхность металла выглядит словно мятая ткань.
• Хари-исимэ – «поверхность, исколотая иглой».
• Кава-исимэ – «кава» – значит кожа. Следовательно, внешний вид поверхности смотрится так, словно она из кожи.
• Но кожа бывает разная. Так, гама-исимэ – имитирует жабью кожу.
• Цути-исимэ – поверхность, носящая следы молотка.
• Цуя-исимэ – поверхность, носящая следы от острой стамески, причем углубления должны блестеть.
• Орекути-исимэ, напротив, имеет поверхность обработанную тупой стамеской.
• Годзамэ-исимэ – поверхность-плетенка.

Легенда о цуба-цубе (часть 5)

Цуба-мокко, оформленная в технике нанако. (Вулвергэмптонская галерея искусств, Вулвергэмптон, Англия)

Однако самой впечатляющей, является техника нанако или «рыбья икра», известная также в Индии и во Франции, но нигде не достигавшая таких высот, как в Японии. На железе она применялась редко (и дальше будет понятно, почему!), а вот на цубах из мягких металлов ее можно увидеть очень часто. Суть ее в том, чтобы покрыть всю поверхность цубы очень мелкими выпуклостями, напоминающими половинку рыбьих икринок. Для этого имелся специальный штамп-перфоратор, по которому мастер раз за разом ударял молотком и таким образом «закрывал» этими полусферами всю нужную ему поверхность. При этом их диаметр мог быть от 0,2 до 1 мм. Сами нанако могли покрывать всю поверхность цубы, идти по ней полосами, а также занимать квадраты или ромбы с резко очерченными гранями.


Очень редкая цуба-чашка, напоминающая европейскую чашку-гарду для рапиры. Вид изнутри. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, лак, золото, серебро, медь. Диаметр: 7,8 см; толщина 1,7 см; вес 56,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

По мнения японцев, это очень изысканный, хотя и простой способ оформления цуб. Поэтому его считали достойным богатых самураев.

Для более дешевых нанако использовался один штамп. Для дорогих – целых три. Первым полусфера намечалась, вторым – она углублялась, и, наконец, третий штамп, самый острый, использовался для получения хорошо очерченного края. А ведь таких полусфер на цубе были тысячи, и все наносились на глаз!

Специально для даймё в XVII в. придумали стиль оформления цубы, само название которого подчеркивало его предназначение – даймё-нанако. В этом стиле на цубах ряды полос нанако чередовались с полосами полированного металла.

Использовалась и техника нанако-кин, когда поверхность покрывалась золотой фольгой и перфоратор работал по позолоченной поверхности. Но японцы не были бы японцами, если бы их удовлетворило бы только это. Нет, позолоченную поверхность еще и протравливали так, что в углублениях золото растворялось, а вот на верхушках полусфер сохранялось и таким образом «икринки» на черно-фиолетовой поверхности сплава сякудо блестели теплым золотым блеском!


«Сокол и воробей». Очень оригинальная цуба, поверхность которой имитирует дерево. Подписана мастером Хамано Масанобу. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)


Эта же цуба – реверс.

Однако самое главное заключается в том, что очень часто с покрытием поверхности цубы зернами нанако работа над ней только лишь начиналась. И на нее еще крепились отдельно отлитые и гравированные фигурки людей и животных, предметы и растения.

Оригинальным способом оформления поверхности цубы являлась техника нэко-гаки или «кошачьих когтей». Острым инструментом на поверхности цубы или хабаки, а также обратной стороны рукояти кодзуки делались штрихи, постепенно расширявшиеся и углубляющиеся так, как если бы это кошка запустила в этот материал свои острые когти. Причем, там, где они заканчивались и где обычно оставался заусенец, его не убирали, а оставляли. Видимо только для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что это так сделал не мастер, а… кошка!

Ясуримэ – это тоже косые линии, которые обычно наносили на хвостовик японского меча. Но и на цубах такие штрихи тоже встречаются и могут, например, имитировать косые струи дождя, которые назывались сигурэ.


«Хризантема под дождем». Время изготовления:1615–1868 гг. Материал: железо, сентоку, золото, серебро, медь. Длина 8,3 см; ширина 7,3 см; толщина 0,8 см; вес 167,3 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


О технике плетения, мукадэ-дзоган нам пришлось рассказать в прошлом материале, так что туда вполне можно заглянуть еще раз… Но вот эта цуба стоит того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Она сделана в стиле симэнава («веревка из рисовой соловы»). Это важный атрибут в религии Синто, означает очищение и святость. Знаменитый японский полководец Такэда Сингэн, не проигравший за свою жизнь ни одной битвы, считал такие веревки оберегами. Естественно, что это нашло свое отражение и в творчестве цубако, в результате чего появились вот такие «плетеные» цубы, и даже получили собственное наименование – стиль «Сингэн». Время изготовление данной цубы: XVII в. Материал: медь и бронза. (Национальный музей дизайна Купера-Хьюита, Нью-Йорк)

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 января 2019 06:09
    Интересная штука. Вот смотрю на японские изображения хризантем и нахожу, что они сильно отличаются от того что мы видим в цветочных магазинах. Больше похоже на пионы. Спасибо за статью!
    1. +5
      25 января 2019 09:17
      Интересная штука. Вот смотрю на японские изображения хризантем и нахожу, что они сильно отличаются от того что мы видим в цветочных магазинах. Больше похоже на пионы.
      А может это в самом деле пион! В Японии пион не менее популярен, чем хризантема или сакура.
      В Японию пионы попали в VIII веке из Китая, откуда их привезли буддийские монахи. Цветок очень скоро получил всенародное признание и стал элитной культурой, которую изначально можно было встретить лишь в садах высшей знати. Его начали всячески культивировать, повсеместно создавались клубы, где занимались селекцией своих уникальных сортов и строго соблюдали и охраняли.

      Утагава Кунисада. Триптих "Ночное созерцание цветущих пионов".
      Дикие пионы,
      Сейчас — их время.
      В чудесном полном цветении:
      Разве можно сорвать?
      Как можно не сорвать?

      Рёкан
      1. +5
        25 января 2019 11:43
        Цитата: Decimam
        "Ночное созерцание цветущих пионов"

        Делать им нечего, этим азиатам. Приличные люди по ночам спят, а не пионы созерцают. Тем более, в темноте, в лучшем случае, при свете полной луны, когда можно различить только оттенки серого, не буду говорить про их количество. smile
        - Прекрасная Митико-сан, позвольте пригласить вас сегодня ночью в мой сад - смотреть пионы...
        - Ночью? В сад? Пионы? Теперь это так называется? Оригинально... Я согласна!
        laughing
  2. +6
    25 января 2019 08:31

    Очень оригинальная цуба, поверхность которой имитирует дерево
    Конечно оригинальная. Это же техника мокумэ-ганэ - одна из интереснейших и очень сложных технология работы с металлом, заслуживающих на отдельную статью.
    Иногда еще называют касумиути или итамэганэ. Технология разработана в конце XVII века Денбеем Шоами.
    Несколько листов различных металлов (листов бывает до 40) - золото, серебро, медь, латунь, имеющих разную толщину, складывают слоями в определённой очерёдности и соединяются кузнечной сваркой. Затем мастер, вскрывая разные слои, создает узор.
    1. +3
      25 января 2019 08:49
      В основе мокумэ-ганэ гораздо более древняя техника гурибори, когда слои разных металлов наносились последовательно.
    2. +2
      25 января 2019 09:38
      Интересная информация!
      Только возможно не
      Затем мастер, вскрывая разные слои, создает узор.
      , а делает срез заготовки под разными углами и получает разные узоры...
      1. +6
        25 января 2019 11:33
        Я немного некорректно выразился, не описав процесс "вскрытия".
        Когда листы надёжно «склеились», полученную заготовку прессуют, проковывают, скручивают. Иногда прорезаются углубления сквозь контрастные слои, а затем "слиток" снова подвергают ковке.
        Главная задача мастера — "вывести наружу", "вскрыть" все оттенки, соединив их в единый узор. Насколько интересным получится рисунок, зависит только от мастерства человека.
        1. +4
          25 января 2019 11:50
          Уважаемый Виктор Николаевич! Спасибо за очень интересные комментарии и дополнения.
          1. +4
            25 января 2019 13:01
            Когда интересная статья, то к ней комменарии писать интересно.
  3. +2
    25 января 2019 08:46
    Продолжаю чтение любимой статьи.
    автор любой нюанс превращает в конфетку
    Спасибо)
  4. +3
    25 января 2019 09:32
    Спасибо за статью!
    Замечаю у себя интерес к теме идёт по нарастающей.
    1. +3
      25 января 2019 11:49
      Будет Вам еще один материал, потом перерыв. "Рука бойцов колоть устала", потом тема возобновиться еще на 2-3 материала.
  5. +3
    25 января 2019 11:54
    Дело в том, что им нужно было создать «говорящую картинку» на куске металла весьма ограниченного размера.

    Для них это дело привычное. Начнем с того, что удивительно как они сами все на своих островах размещаются в таком количестве.
    У них все делается как-то компактно. Неудивительно, что так хорошо с электроникой выходит - национальные традиции. Всегда в тесноте, всегда всё миниатюрно. Не удивлюсь, если узнаю, что какой-то японский мастер, чтобы порадовать любимую, вырезал ее портрет в полный рост, например, на семечке одуванчика, при этом, не повредив пушинки. smile
    А вот Церетели у них не в почете. smile
    1. +6
      25 января 2019 13:42
      На семечке одуванчика не встречал, а на зерне риса - пожалуйста.

      Искусство микроакварели в Японии и Китае известно очень давно. В свое время оно даже существовало как цеховое производство. Микроакварели выполнялись на зернах, тонких деревянных дощечках, шелке. Одна из акварелей, выполненная на рисовом зерне тринадцать веков назад, еще в эпоху китайской императорской династии Тан, хранится в Лувре. Жаль не нашел фото.
      Японский художник Хокусаи Кацусика, который нарисовал знаменитые «Сто видов Фудзи», однажды, демонстрируя свое умение, бегая по площади с ведром туши и делая на ходу мазки метлою, за несколько минут нарисовал на городской площади образ божества величиной в 200 квадратных метров. Рисунок можно было рассмотреть лишь с крыши находящегося рядом храма. А потом за такое же время он нарисовал пару воробьев на зерне кукурузы.
      1. +3
        25 января 2019 15:27
        Цитата: Decimam
        Искусство микроакварели в Японии и Китае известно очень давно.

        Нисколько не сомневался, тем более, что даже где-то читал про это. Именно потому и вспомнил про семечки, хотя даже не задумался, растут ли в Японии одуванчики smile
        Каждому своё. Одни изобретают червячную передачу, другие рисуют на рисовых зернышках, третьи, тем временем, ничего не делают, а просто блаженствуют в нирване. smile
        В любом случае, настоящее мастерство, тем более, основанное на творческом подходе, не может не восхищать.
        1. +5
          25 января 2019 15:43
          Японцы не только рисуют на зернышках. Например, благдаря японцам население СССР, которое проживало вне обласных центров, многие годы имело возможность смотреть телепередачи, ибо антена типа "волновой канал" - непременный атрибут сел, райцентров и ПГТ СССР - их изобретение.
          1. +3
            25 января 2019 17:11
            Цитата: Decimam
            антена типа "волновой канал" - непременный атрибут сел, райцентров и ПГТ СССР - их изобретение.

            Ну, не всем же на зернышках рисовать... smile У каждого народа есть свои Яги.
            Я тут вот написал, что японцы предпочитают все миниатюрное, а потом вспомнил про линкор Ямато... Так что и Церетели им не чужд.
            У меня есть приятель. Вот, что-то в нем такое японское есть. Может часами разглядывать и восхищаться какой-нибудь маленькой финтифлюшкой, для него это целый мир. Купил новую японскую катушку для спиннинга, тут же разобрал, все шестереночки перебрал, каждую, наверное с нежностью погладил, любовно смазал, убрал катушку в коробку и на рыбалку ходит со старой. А новую достает дома, чтобы похвастаться и, как я подозреваю, крутануть и слушать звук, наслаждаясь и релаксируя. В быту редкостный зануда и перфекционист. Если бы наградила его природа-мать фантазией и творческим мышлением - точно на рисовых зернышках рисовал бы. Для него предметы, имеющие размеры больше миллиметра, просто скучны и примитивны.
    2. +2
      26 января 2019 00:45
      Не такая уж и маленькая Япония,почти на 77000 кв.км больше Италии
      1. 0
        26 января 2019 07:49
        Да, но 75% - горы, часть которых покрыта непроходимым бамбуковым лесом, население ютится на 25% территории и здесь же выращивается 75% риса. 25% выращивается в горах. Очень много рек и ручьев, а они тоже занимают место. Много озер - очень крупное озеро Бива. Много островов, где никто не живет - велики транспортные расходы. Так что проблем у них много...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»