Военное обозрение

Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 5)

24
К началу 1980-х годов стало ясно, что лёгкий однодвигательный истребитель c треугольным крылом J-7 не может конкурировать с американскими и советскими истребителями 4 поколения. По маневренности, тяговооруженности, характеристикам БРЛС и вооружения китайские версии МиГ-21 безнадёжно отставали от F-16 и МиГ-29. Хотя совершенствование и серийное производство J-7 в КНР продолжалось до 2013 года, разработка нового лёгкого истребителя в Китае началась приблизительно 30 лет назад.


Первоначально предполагалось создать самолет "с опорой на собственные силы". Однако вскоре стало ясно, что столь сложную задачу при приемлемых сроках китайские специалисты способны решить лишь в кооперации с зарубежными коллегами, в чьём распоряжении имелись соответствующие наработки и технологии. Незадолго до принятия этого решения, в 1987 году, в Израиле под давлением США была прекращена разработка лёгкого истребителя 4 поколения IAI Lavi (иврит: Львёнок). Проектирование этого самолёта началось во второй половине 1982 года, а первый полёт опытной машины состоялся в декабре 1986 года. Работы шли высокими темпами, начало поставок первых серийных экземпляров было запланировано на 1990 год. Однако американцы, опасаясь, что «Лави» составит конкуренцию «Сражающемуся Соколу», заблокировали финансовую поддержку этой программы. В итоге многие наработки по израильскому лёгкому истребителю были использованы при создании китайского J-10. По всей видимости, американское руководство было в курсе китайско-израильского контракта и не препятствовало ему, что стало своеобразной компенсацией за отказ Израиля от запуска в серийное производство истребителя собственной разработки.

В основу проекта нового китайского самолета были положены основные компоновочные решения израильского истребителя, но считать J-10 полной копией «Лави» нельзя. Хотя китайско-израильское сотрудничество на первом этапе осуществлялось в обстановке глубокой секретности, передавать в КНР американский ТРДДФ Pratt & Whitney PW1120 израильтяне не рискнули. В начале 90-х к программе присоединились российские разработчики, и в качестве силовой установки был предложен ТРДДФ АЛ-31Ф, устанавливаемый на экспортные Су-27СК. Также на J-10 испытывалась БРЛС Н010Э «Жук». Впрочем, как минимум на одном прототипе установили израильский радар Elta EL / M ELM-2021.

Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 5)

Прототип J-10


Первая информация о новом китайском истребителе появилась в открытой печати осенью 1994 года, когда со ссылкой на американские разведывательные органы было сообщено, что на авиазаводе в Ченду средства космической разведки зафиксировали самолет, своими очертаниями и размерами напоминающий истребители Eurofighter EF-2000 Typhoon или Dassault Rafale.


Спутниковый снимoк Gооglе Eаrth: истребители J-10 на заводском аэродроме в Ченду


Первый полёт прототипа J-10 состоялся 23 марта 1998 года. Официальные фотографии истребителя были представлены в 2007 году. До этого в интернете публиковались фотографии, сделанные китайскими споттерами, после чего некоторые из них попали за решетку. Именно на основании этих нелегальных фотоснимков стало понятно, что J-10 выполнен по аэродинамической схеме "утка" с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу ПГО и однокилевым вертикальным оперением. Воздухозаборник расположен под фюзеляжем. Позже в китайских СМИ была опубликована информация о том, что в конструкции планера, выполненном на основе алюминиевых сплавов, велика доля композитных материалов. Серийный истребитель J-10A выполнен статически неустойчивым, что должно обеспечить высокий уровень маневренности. Это потребовало применения электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием и современной вычислительной техники.


Серийный истребитель J-10A


В китайских источниках сказано, что истребитель J-10A оснащён БРЛС Type 1473 собственной разработки. Эта станция способна на встречном курсе обнаружить самолёт МиГ-21 на дальности до 100 км. Разработчик утверждает, что БРЛС Type 1473, с цифровой системой управления вооружением может одновременно сопровождать до 10 воздушных целей и обстреливать ракетами средней дальности две из них. То есть характеристики станции Type 1473 немного превосходят советскую БРЛС БРЛС Н001Э, устанавливавшуюся на истребителе Су-27СК. В состав БРЭО J-10A также входит: навигационное оборудование GPS/INS с цифровым вычислителем параметров полета, ИЛС и система оповещения о радиолокационном облучении ARW9101. Внутренний запас авиационного керосина составляет 4950 л. На внутренних подкрыльевых и центральном подфюзеляжном пилоне могут подвешиваться дополнительные топливные баки. Для увеличения радиуса действия и продолжительности полета самолёты J-10A с 2006 года оснащаются системой приема топлива в полете.



Истребитель J-10A вооружен встроенной 23-мм пушкой Type 23 (китайская копия ГШ-23). Для борьбы с воздушным противником могут применяться УР ближнего боя с ИК ГСН PL-8 (лицензионные израильские Python 3) или российские Р-73. Для ракетных дуэлей или перехвата вражеских бомбардировщиков на средней дальности изначально были предназначены УР с радиолокационной ГСН PL-11 (лицензионная итальянская УР Aspide Mk.1). Максимальная дальность пуска PL-11 составляет 55 км. В общей сложности на J-10A имеется 11 внешних узлов подвески, на которых может быть размещена полезная нагрузка массой 7250 кг. Сообщается, что с целью повышения боевых возможностей в состав вооружения введены современные высокоманёвренные ракеты ближнего боя PL-10, которые якобы превосходят имеющиеся в КНР российские Р-73. Повысить огневые возможности на большей дальности должны УР PL-12 с активной радиолокационной ГСН.



Согласно рекламным данным, представленным на аэрокосмических салонах, истребитель J-10А с максимальной взлётной массой 19 277 кг, оснащённый ТРДДФ АЛ-31ФН, имеет боевой радиус до 800 км. Максимальная скорость полёта на большой высоте 2340 км/ч. Крейсерская – 970 км/ч. Сообщается, что без включения форсажа самолёт может совершать полёт со скоростью 1110 км/ч. Потолок – 18000 м. Тяговооруженность при снаряженной массе 18000 кг – 0,7.


Учебно-боевой двухместный истребитель J-10АS


Одновременно с принятием J-10A на вооружение, в Ченду началась серийная постройка двухместной учебно-боевой модификации J-10АS. Эта модель оснащена полным комплектом бортового оборудования и вооружения, но имеет меньшую дальность полёта.



В 2008 году стартовали испытания усовершенствованного J-10В, а во второй половине 2013 года в китайском интернете появились фотографии серийного самолёта с бортовым номером «101», сделанные на аэродроме в Ченду. В 2013 году было официально объявлено, что налажен серийный выпуск истребителей J-10В. К концу 2015 года было построено уже 50 самолётов J-10В.


Истребитель J-10В


Основным отличием истребителя J-10В от J-10А является использование в составе БРЭО новой БРЛС с АФАР. Благодаря отсутствию тяжелого механизма вращения антенны имеется возможность снизить массу радара и сделать самолёт легче. Также J-10В получил высокоэффективную оптоэлектронную станцию, для обнаружения целей по их тепловому излучению.



В качестве силовой установки на серийных J-10В используется турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31ФН российского производства. Однако в СМИ просочилась информация, что с 2011 по 2015 год велись испытания истребителя с двигателем WS-10А, и в настоящее время модификация с китайским двигателем готова для массового производства.

В июне 2017 года в китайском интернете были опубликованы фотографии истребителя J-10С с УР PL-10 ближнего боя и с новейшими дальнобойными PL-15. С учётом того, что по американским данным дальность пуска ракет PL-15 может достигать 150 км, на истребителе J-10С должен быть радар с очень высокими энергетическими показателями.


Истребитель J-10С


Также в конструкции планера J-10С реализован ряд технических решений, направленных на снижение радиолокационной заметности, главным образом за счёт изменения конструкции воздухозаборника и широкому использованию композитных материалов.
В мае 2017 года китайская корпорация АVIC официально заявила о создании первого в мире радиолокатора LKF601E с АФАР воздушного охлаждения. Предположительно эта радиолокационная станция предназначена для установки на истребители J-10С.


БРЛС LKF601E


Согласно информации, озвученной на авиационно-космическом салоне в Чжухае, БРЛС LKF601E способна сопровождать до 15 целей типа «истребитель» на дальности 170 км. Станция работает на частоте 3 ГГц. Мощность – 4 кВт. Масса – около 145 кг.

Первым строевым полком ВВС НОАК, перевооружившимся с J-7 на J-10 в 2004 году, стал 131-й иап дислоцированный на авиабазе Luliang в окрестностях города Куньмин провинции Юньнань на юге КНР.


Спутниковый снимoк Gооglе Eаrth: истребители J-10 на авиабазе Luliang в окрестностях города Куньмин

В настоящее время истребители J-10 играют заметную роль в обеспечении противовоздушной обороны Китая. Так, 131-й иап на J-10А совместно с 125-м иап на J-7G и 6-м иап на Су-30МКК и J-11В осуществляют прикрытие границы КНР с Вьетнамом. В данный момент на авиабазе Luliang на постоянной основе также базируются самолеты ДРЛО KJ-500, что говорит о том, что в ВВС НОАК налажено успешное взаимодействие воздушных радарных постов и пунктов управления с новыми лёгкими истребителями.



В целом J-10A является твёрдым середнячком в классе лёгких истребителей. Но даже сейчас самолёты первых серий, с двигателем от нашего Су-27, по ряду параметров превосходят американские F-16 и европейские Eurofighter EF-2000.



Уже в первых учебных воздушных схватках с Су-27СК и их китайскими клонами J-11 выяснилось, что в силу высокой манёвренности в горизонтальной плоскости, J-10A являются сложными противниками. Ожидается, что после доводки авиационного двигателя WS-10 с управляемым вектором тяги, он будет установлен на серийных истребителях семейства J-10. Прототип истребителя с УВТ, известный как J-10В ТVC, демонстрировался на авиакосмических салонах.



Ряд авиационных экспертов считает, что именно в связи с успешным созданием собственного самолёта J-10 Китай отказался от приобретения в России лёгких истребителей МиГ-29. В настоящее время J-10А/В серьёзно потеснили в ВВС НОАК устаревшие лёгкие истребители J-7 и перехватчики J-8. В общей сложности на предприятии Chengdu Aircraft Industry Corporation построено более 350 самолётов J-10 всех модификаций. Объём годового производства может достигать 40 экземпляров.

Помимо совершенствования истребителей 4 поколения в КНР ведётся создание боевых самолётов, способных вывести ВВС НОАК на новый уровень. Более 10 лет назад появилась информация о работах по созданию тяжелого китайского истребителя с широким использованием технологий малой радиолокационной заметности, способного совершать полёт на крейсерской сверхзвуковой скорости. Прототип истребителя 5 поколения J-20 создавался на предприятии Chengdu Aircraft Industry Corporation в городе Ченду, где уже была налажена сборка лёгких истребителей J-10.


Спутниковый снимoк Gооglе Eаrth: истребитель 5 поколения J-20 на заводском аэродроме в Ченду


Первый полёт опытного экземпляра J-20 cостоялся 11 января 2011 года. Внешне J-20 сильно напоминает опытный российский истребитель МиГ 1.44, в то же время его отдельные части имеют сходство с американскими самолётами F-22 и F-35. Для испытаний было построено 8 прототипов, отличавшихся составом БРЭО и двигателями.

В феврале 2014 года поднялся в воздух самолёт с бортовым номером «2011», конструкция которого имела серьёзные отличия от предшествующих лётных прототипов. Изменению подверглись воздухозаборники, получившие меньшее сечение, стала другой форма задних кромок крыла и оперения. С целью снижения радиолокационной заметности изменилась конфигурация створок внутреннего отсека вооружений и шасси, а также геометрия хвостовых балок и расположенных на них подфюзеляжных гребней. В дополнение к этому под остеклением фонаря появилась силовая дуга. На самолёте установлена убираемая во внутрь штанга топливоприёмника.


Предсерийный экземпляр J-20 с бортовым номером "2011"


Сообщается, что данный экземпляр с полным набором вооружения и БРЭО стал эталонным образцом для партии истребителей, предназначенных для войсковых испытаний. В октябре 2017 года китайские СМИ сообщили, что самолет готов для серийного производства и эксплуатации в войсках. Предсерийная партия, направленная на войсковые испытания, составила 20 самолётов. В западных источниках со ссылкой на китайских представителей говорится, что модификация J-20А официально принята на вооружение ВВС НОАК.

Согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках, истребитель J-20 имеет максимальный взлётный вес около 37000 кг. Масса пустого – 13900 кг. Длина — 20,4 м, размах крыла — 13,5 м. Дальность полёта – более 5000 км. На первых опытных экземплярах и самолётах, предназначавшихся для войсковых испытаний, установлены двигатели АЛ-31Ф российского производства. В китайском интернете пишут, что на самолёте с бортовым номером «2016» используются ТРДДФ китайского производства с изменяемым вектором тяги. Скорей всего речь идёт о двигателях WS-10G, но в перспективе серийные J-20А должны получить ТРДДФ WS-15 с тягой на форсаже более 190 кН. Максимальная скорость полёта – около 2,2 М.

Истребитель J-20 оснащён весьма совершенным БРЭО китайского производства. В прошлом западные эксперты писали, что на самолёте будет установлена БРЛС с АФАР Type 1475 (KLJ-5). Но недавно выяснилось, что этот радар предназначен для истребителя J-11D, а на J-20 планируют установить более мощную радиолокационную станцию. В носовой части самолёта расположена оптоэлектронная станция, ещё шесть дополнительных датчиков размещены на планере. Аппаратура связи с высокоскоростными линиями обмена цифровой информацией позволяет взаимодействовать с наземными командными пунктами, самолётами ДРЛО, другими истребителями и управлять беспилотными летательными аппаратами. Самолёт имеет «стеклянную кабину» с многофункциональными цветными жидкокристаллическими сенсорными дисплеями. Прицельная и тактическая информация может отображаться с помощью голографического проектора.



Вооружение истребителя J-20 размещается на внешних узлах подвески и во внутренних отсеках, закрываемых створками. Для ведения ближнего боя предназначены УР PL-10. Дальние ракетные дуэли предполагается вести с помощью УР PL-12 и PL-15. Специально для китайского истребителя 5 поколения создана дальнобойная ракета PL-21. Испытания УР PL-21 начались в 2012 году. По американским данным, эта ракета весит около 300 кг и имеет максимальную дальность пуска до 200 км.

По мнению американских экспертов, с момента формального принятия J-20А на вооружение должно пройти 3-4 года, после чего китайский истребитель 5 поколения начнёт поступать в строевые авиаполки. Вряд ли серийному истребителю J-20A удастся превзойти по лётным и боевым характеристикам американский F-22A и российский Су-57. Тем не менее, J-20A с боевым радиусом около 2000 км, оснащённый мощной БРЛС с АФАР, вооруженный дальнобойными ракетами с активной радиолокационной системой наведения и способный совершать длительные полёты на сверхзвуковой крейсерской скорости, существенно повысит возможности ПВО КНР. По мнению американских экспертов, в течение ближайшего десятилетия в КНР может быть построено до 300 истребителей J-20A. Таким образом, ВВС НОАК сможет численно компенсировать превосходство американских и российских истребителей 5 поколения в лётных данных. Как известно, производство Lockheed Martin F-22A Raptor завершено в 2011 году, и всего построено 187 серийных самолётов. Что касается российского Cу-57, то он пока не принят на вооружение, и вряд ли до 2028 года объёмы его производства превысят 100 единиц.

Ещё одним разрабатываемым в КНР истребителем 5 поколения является J-31. На Западе этот самолёт склонны рассматривать как функциональный аналог американского Lockheed Martin F-35 Lightning II. Самолёт, созданный на предприятии Shenyang Aircraft Corporation, совершил первый полёт 31 октября 2012 года.


Прототип J-31


На авиационно-космическом салоне Чжухай-2014 были объявлены предварительные лётные данные J-31. На самолёте с максимальным взлётным весом 28000 кг в качестве силовой установки используются два ТРДДФ российского производства РД-93 с тягой на форсаже 85 кН. Эти двигатели изначально разрабатывались для истребителя МиГ-29 и используются в КНР на китайском экспортном истребителе JF-17. В перспективе российские РД-93 должны быть заменены китайским WS-13Е, с форсажной тягой 90 кН. Проектная максимальная скорость полёта 2200 км, боевой радиус без дозаправки в воздухе 1200 км.

На J-31 установлена БРЛС с АФАР Type 1478. На фоне земли, на дальности 90 км эта станция способна обнаружить цель с ЭПР 3 м² и одновременно сопровождать 10 целей. Масса радиолокатора 120 кг. Также в состав БРЭО должен войти стандартный набор оптоэлектронных датчиков и современная авионика. Не известно, есть ли на J-31 внутренние отсеки вооружения, но если даже они имеются, объём их не велик. При подвеске бомб и ракет на наружных пилонах, меры по снижению радиолокационной заметности во многом будут обесценены.

Хотя программа создания J-31 финансируется из государственного бюджета, судя по всему она не находится в числе приоритетных и её развитие идёт не высокими по китайским меркам темпами. В настоящее время построено всего два лётных экземпляра. В перспективе место истребителя J-31 в ВВС НОАК не определено. Этот самолёт не сможет превзойти более крупный J-20А, а по своим лётным данным, и при гораздо более высокой стоимости в воздушном бою не будет иметь превосходства над серийными китайскими J-11В/D и российскими Су-30МКК и Су-30МК2.

Продолжение следует…

По материалам:
https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR1400/RR1416/RAND_RR1416.pdf
http://geimint.blogspot.com/2007/10/chinas-j-10-imagery-analysis.html
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/yanliang.htm
http://mil.news.sina.com.cn/2015-11-25/0848844774.html
http://airwar.ru/enc/fighter/lavi.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/4612-mnogocelevoi-istrebi.html
http://bastion-karpenko.ru/j-10/
https://thaimilitaryandasianregion.wordpress.com/2015/10/25/
https://defense-update.com/20181106_j10b_tvc_testbed.html
http://chinesemilitaryreview.blogspot.com/2011/11/china-replaces-al-31fn-with-ws-10a.html
Автор:
Статьи из этой серии:
Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 1)
Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 2)
Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 3)
Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 4)
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Zaurbek
    Zaurbek 9 февраля 2019 09:23
    +5
    МиГ-29 является более прогрессивным истребителем (особенно на момент создания) , но пойди МиГ по пути J-10 мы бы сейчас имели собрата Су35С в одномоторном исполнении...и меньше проблем с производством.
    1. Николай Иванов_4
      Николай Иванов_4 11 февраля 2019 02:34
      +1
      Когда наших конструкторов спросили почему легкий истребитель Миг-29 с целью удешевления не сделан однодвигательным как F-16, то те ответили если бы могли обеспечить на одном двигателе такую надежность которой добились американцы, то конечно с удовольствием бы сделали( это к слову для любителей фразы " не имеющий аналогов" и бла бла бла) кстати вот выдержка о американце-Pratt & Whitney F100 – семейство американских авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой. Установлены на F-15, F-16. Выпущено более 7200 двигателей, общий налёт которых с 1974 г. составил более 24 млн. лётных часов, то есть в среднем более чем 3000 часов на двигатель. Единственный двигатель в ВВС США, ресурс которого может достигать 6000 термических циклов (TAC) запуска двигателя (цикл — запуск-работа-выключение-охлаждение). Разработка и опытно-конструкторские работы велись в рамках совместной программы ВВС и НАСА.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 11 февраля 2019 09:43
        +1
        Помимо этого не было тяговитого ТРД типа Ал-41 и , видимо, хотели получить преимущество перед Ф-16 в тяге и маневренности... Но и сейчас в планах на легкий истребитель говорят про 2х моторные истребители.
        1. Bongo
          11 февраля 2019 11:09
          +1
          Цитата: Zaurbek
          Помимо этого не было тяговитого ТРД типа Ал-41 и , видимо, хотели получить преимущество перед Ф-16 в тяге и маневренности... Но и сейчас в планах на легкий истребитель говорят про 2х моторные истребители.

          Все зависит от массы самолёта. На китайском J-10 используется один РД-93 от МиГ-29. И вроде не жалуются. В середине 90-х под предлогом повышения безопасности полётов спешно избавились от достаточно свежих истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 и МиГ-27К/М. В итоге в наших ВВС образовался острый дефицит ударных машин, и блоки НАР пришлось цеплять на Су-27.
          1. Lozovik
            Lozovik 11 февраля 2019 12:13
            +2
            Цитата: Bongo
            На китайском J-10 используется один РД-93 от МиГ-29. И вроде не жалуются.

            Это прямо противоречит статье. Ну и РД-93 все же не от МиГ-29.

            Цитата: Bongo
            В итоге в наших ВВС образовался острый дефицит ударных машин, и блоки НАР пришлось цеплять на Су-27.

            Вряд ли такие задачи ставились, без доработок машин применять подобные АСП невозможно, в КБП ИА ПВО соответствующих упражнений не было.
            1. Bongo
              11 февраля 2019 12:27
              +2
              Цитата: Lozovik
              Это прямо противоречит статье. Ну и РД-93 все же не от МиГ-29.

              Вы правы. Прошу прощения, на J-10A конечно же АЛ-31ФН.
              Цитата: Lozovik
              Вряд ли такие задачи ставились, без доработок машин применять подобные АСП невозможно, в КБП ИА ПВО соответствующих упражнений не было.

              В 23-м иап такие задачи отрабатывались. Впрочем, это сугубо вынужденная практика и для применения НАР С-8 нужно было производить замену блоков в системе управления вооружением.
          2. Zaurbek
            Zaurbek 11 февраля 2019 16:39
            +1
            АЛ-31 ..от Су27. Вы путаете с китайско-пакистанским FT-17...вот там РД-93...
      2. Lozovik
        Lozovik 11 февраля 2019 12:41
        0
        Ко времени разработки ТТТ к будущему МиГ-29 был накоплен большой опыт эксплуатации и боевого применения однодвигательных фронтовых истребителей, выбор двухдвигательной схемы не был вынужденным.

        Что касается F-16, из всех потерянных самолетов, более трети разбились по причине отказа двигателя.
        1. Николай Иванов_4
          Николай Иванов_4 11 февраля 2019 13:19
          +1
          ну так ясно что 2 надежнее, чем один( у ф-15 на том же двигателе- только их два) какие потери?
  2. Улиточник N9
    Улиточник N9 9 февраля 2019 10:26
    +7
    Одному мне кажется, что российское военное самолетостроение "топчется на месте", в то время как китайское движется вперед "семимильными шагами"?
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 9 февраля 2019 10:38
      +10
      Цитата: Улиточник N9
      Одному мне кажется, что российское военное самолетостроение "топчется на месте", в то время как китайское движется вперед "семимильными шагами"?

      Не одному...впрочем, у нас вся страна топчется на месте. Нышешняя власть на большее не способна. no
      1. Mister X
        Mister X 9 февраля 2019 10:54
        +4
        Здравствуйте, Ольга!
        Цитата: zyablik.olga
        у нас вся страна топчется на месте

        Зато в области балету мы впереди планеты всей wink
        Правда, российский футбол не шибко радует...
    2. Mister X
      Mister X 9 февраля 2019 10:47
      +3
      Цитата: Улиточник N9
      Одному мне кажется, что российское военное самолетостроение "топчется на месте"

      hi Гром не грянет - мужик не перекрестится...
    3. Zaurbek
      Zaurbek 9 февраля 2019 12:05
      +1
      МиГ-29 летает уже лет 30....а это прямой аналог. Вот с 35м мы тормозим....
      1. Bongo
        9 февраля 2019 12:38
        +6
        Цитата: Zaurbek
        МиГ-29 летает уже лет 30....а это прямой аналог. Вот с 35м мы тормозим....

        МиГ-29 в ВКС РФ осталось очень немного. Достаточно новых МиГ-29СМТ у нас 44 единицы. Из них 28 самолётов из той партии, что вернул Алжир, то есть их могло и не быть.
        1. Zaurbek
          Zaurbek 9 февраля 2019 12:52
          +4
          Сам КБ МиГ в штопоре....я имел ввиду сам самолет. Фактически МиГ35, который сейчас запускают - только догоняет крайние версии J-10...но двигатели старые и кода они обновятся мы не знаем.
          1. Bongo
            9 февраля 2019 12:55
            +6
            Цитата: Zaurbek
            Сам КБ МиГ в штопоре....я имел ввиду сам самолет. Фактически МиГ35, который сейчас запускают - только догоняет крайние версии J-10...но двигатели старые и кода они обновятся мы не знаем.

            По составу БРЭО и вооружения J-10C и МиГ-35 сравнивать трудно. Вопрос в том насколько достоверны данные по БРЛС и вооружению заявленные китайцами и нашими представителями. request
            1. Zaurbek
              Zaurbek 9 февраля 2019 17:06
              +2
              Думаю, пр БРЭО + и - равные машины...если АФАР на МиГ-35 установят. По маневренности и тяге МиГ впереди (мне кажется)
  3. юра-19
    юра-19 9 февраля 2019 11:38
    +1
    для войны с россией у китайся все готово а технологии подарил путин как сталин ядерное оружие
  4. NN52
    NN52 9 февраля 2019 12:12
    +5
    На J 31 есть внутренний отсек вооружения (но обьём и правда небольшой..)..

  5. reveny
    reveny 9 февраля 2019 13:31
    +5
    Автору как всегда 5+ Скоро мы будем читать как Китай все больше наращивает отрыв в технологиях!
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 10 февраля 2019 00:13
      +4
      Цитата: reveny
      Автору как всегда 5+ Скоро мы будем читать как Китай все больше наращивает отрыв в технологиях!

      В наших СМИ очень неохотно рассказывают о достижениях КНР в высокотехнологичных областях, а рост китайской военной мощи как правило замалчивают. Даже на Военном обозрении многие считают, что китайская армия до сих пор оснащена техникой и вооружением поколения 60-70-х годов.
  6. амурец
    амурец 9 февраля 2019 16:48
    +3
    Сергей, спасибо, пока что сложилось мнение, С миру по нитке- голому верёвка. Я имею ввиду последние ОКР с использованием иностранных наработок. Не думаю что долго будет продолжаться технологическое отставание в области производства высококачественных и жаропрочных материалов и Китай быстро сократит отставание.
  7. Wildcat
    Wildcat 11 февраля 2019 01:14
    +2
    Как же приятно вечером в воскресенье почитать хорошую статью! smile
    Спасибо!
    hi