Высшая школа СССР и России. Итоги перемен

116
Сегодня мы подведем итог всем предыдущим пяти материалам, посвященным современной высшей школе. Надеюсь, что информация, в них изложенная, поможет читателем «ВО» по крайней мере представить те сложности, которые имеют место в ее работе, а также и имеющие место успехи. Кроме того, это был взгляд на ВШ изнутри, а разве многие из читателей ВО могут похвастаться таким знанием? Да, получили высшее образование многие, но разве его «кухня» им была знакома? В то время она их вовсе не интересовала.

Я думаю, что многие уже поняли, что преподавательская среда, как, кстати, и офицерская, в советское время представляла собой касту. Своего рода феодальное сословие… Нет, путь в него снизу в советское время был открыт, как открыт в принципе (и даже в большей степени!) и сейчас. И в советское время, опять-таки, как и сейчас, и уборщица, и дочь сварщика вполне могли стать и докторами наук, и профессорами, и получить место заведующих кафедрами. Почему нет? Но для этого они, как и офицеры из рабочих и крестьян, должны были «пройти определенным путем». Испытать тяготы труда ассистента, ведущего 14-15 групп в неделю, потом аспирантуру вдали от семьи и «поливание грязью», как до защиты диссертации, так и на самой ее защите, и многое другое. Все это вырабатывало у людей определенную ментальность и, конечно, чувство самоуважения и элитарности.





За хорошо прочитанную лекцию теперь студенты стали преподавателю аплодировать. Приятно, особенно когда ты, рассказывая о взаимодействии различных культур, сможешь прочитать им наизусть и «с выражением» поэму Р. Киплинга «Баллада о Западе и Востоке». Совет преподавателям ВШ, посещающим «ВО»: попробуйте так сделать. Хлопать вам будут долго. Вопрос лишь в том, что выучить ее наизусть от начала и до конца. Это нелегко. Большинству хватает сил лишь на первые два предложения. А цитировать только их… неправильно! И читать нужно никуда не заглядывая, и не бубнить себе под нос, а артистично, обращаясь то к одному, то к другому студенту!

Кстати, в СССР элитарность ВШ была даже сильнее развита, чем сейчас. Например, когда на нашей кафедре истории КПСС одна дама вышла замуж за рабочего, в глаза ей, понятно, никто ничего не сказали, но… за глаза… ох, как только ее не «обсуждали»! И общий тон «обсуждения» был негативным! А ведь пролетариат был тогда «гегемон». Радоваться надо было бы подобной смычке умственного и физического труда. Ан, нет. Было иначе…

Не так сейчас. Выходит, одна моя знакомая дама за… рабочего. Ее коллеги хором: «Как хорошо, что не за доцента! А какая у него зарплата? Ах, такая… Ура! Ну, тебе повезло!» Более того, сейчас в вузы в обязательном порядке приглашаются специалисты «от станка». То есть на кафедре рекламы должны обязательно работать практики-рекламисты, а на кафедре журналистики – практикующие газетчики. По совместительству! То есть самые лучшие! Но… не имея ученой степени получают они у нас гроши (на Западе столько же, сколько и остепененные!) и получается, что это либо… «коекакушки», для которых и такой приработок – манна небесная, либо для них это что-то вроде развлечения, или в этой их работе присутствует некий личный интерес. Вот вам и недостаток слепого копирования западного опыта. Там человек «от станка» приходит в вуз и получает достойную плату за то, что делится своим профессиональным мастерством. На лекциях многих таких преподавателей запрещено пользоваться фотосъемкой, настолько ценной является их информация. У нас… будь ты хоть кто – если ученой степени нет и зарплата у тебя будет… фиговая. Но закон обязывает – «нужны практики». И… кого только в результате на кафедры не приглашают!

Таким образом, элитарность ВШ сегодня размывается буквально на глазах, хотя я бы не сказал, что качество образования от этого повышается. Да, оно становится более практически ориентированным, но… сам уровень таких «прикладников» все же не так высок, как бы того хотелось. Сужу опять же по опыту хотя бы своей бывшей кафедры. То есть в принципе, в принципе НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ! Как было 80% «преподов» и 20% преподавателей, так оно и осталось. Как было 80% студентов «так себе», так они «так себе» и сейчас, только они с «мобильниками» в руках. А 20% - это те, кто потом все будут двигать. Разница в чем? В распространении информации. Сейчас ее легче получить, и люди больше… нет, не знают, а «слышали». Только и всего. Есть уровень «воспроизведения», а есть «узнавания» и многие их путают.

А вот что действительно плохо, так это все возрастающая бюрократизация образования. От преподавателя в 90-ые годы (как только отменили общую программу для всех!) стали требовать программы читаемых курсов, разработанные в индивидуальном порядке. И они с каждым пятилетием стали расти в объеме! На сегодня она состоит примерно из 30 листов А4, причем это без текстов лекций. К программе добавляется еще и ФОС – фонд оценочных средств (то есть описание того, за что ты студенту ставишь те или иные баллы), еще страниц на 25. Все это объединяется в папку под названием УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК), куда еще надо вложить твои методические печатные пособия, учебники, а если их нет – распечатанные тексты лекций. Вы представляете объем всей этой писанины? А кто оплатит бумагу, картриджи?

Вот, например, дисциплина культурология. По своему содержанию для всех остальных кафедр, кроме профильной, она, по идее должна быть одна. И программа для всех может быть одна, не так ли? А изменения в ней «для врачей» и «для инженеров», конечно, должны быть, но… могут решаться, так сказать, «в рабочем порядке». Логично? А вот и нет! Сейчас компетенции по твоей дисциплине выбирает ВЫПУСКАЮЩАЯ КАФЕДРА. То есть компетенции по культурологии на медфаке выбирают… медики, а на кафедре физики – физики! И получается, что, хотя ты читаешь одну дисциплину, программ нужно столько же, сколько у тебя и групп: отдельно физикам, отдельно математикам, отдельно крановщикам, отдельно юристам, отдельно врачам. Несовпадения по компетенциям существенные. Физики поставили себе две, врачи… семь! А каждая компетенция требует своего подхода, раздела в ФОС, методического обеспечения и… бумаги на распечатку.

На мой взгляд, было бы рациональнее сделать одну общую программу, указав в ней, какие изменения в часах и компетенциях в ней сделаны теми кафедрами, где ты читаешь курс, и все, хватит бумаг. Преподаватель и так знает, какой крен куда сделать и где, и как, и чем заинтересовать студентов той или иной специальности.

Но это моё суждение. Министерство требует на каждую группу свою отдельную программу! Во что это выливается, посмотрим на конкретном примере. Проходила весной прошлого года моя кафедра переаттестацию за пять лет. Пройдешь – хорошо, нет – специальность закрывается, студентов кого куда на эту же специальность (!) разгоняют, в том числе и в другие города(!), а преподавателей… тоже… кого куда. За пять лет читалось множество курсов. Многие преподаватели уволились. Многие специальности закрылись. Но программы все до единой надо было подать! Значит, надо было их писать «за того парня». Лишь бы были! Вылилось же это «творчество» в… 520 (!!!) папок с ботиночными тесемками и по 50-60 стр. в каждой. Почему так много? А потому, что в связи с переходом на бакалавриат за эти пять лет сменилось ТРИ стандарта обучения, а значит нужно было иметь ТРИ УМК на каждую группу, отличавшихся иногда всего лишь только на ОДНУ КОМПЕТЕНЦИЮ и несколькими часами. В одной 17, в другой 18. Так это принципиально, не правда ли? В итоге лично мне, например, потребовалось сделать 45 программ (!) только по одной культурологии – 15 групп по три программы. Плюс мои программы по ПР и рекламе, то есть где-то более 50 программ. Есть тут от чего сойти с ума, не правда ли?

Причем, самое смешное, что программы у нас были. Но… сделанные по старому образцу. Ну и проверяли бы этот «старый образец». Ан нет! ВСЕ программы должны быть сделаны по новому образцу, причем изменения в него «сверху» присылались… в процессе работы! Это вам как? Только все напишешь, а тебе говорят – внесите вот этот абзац про обучение инвалидов… А текст уже сверстан и распечатан. В нем масса таблиц. Вносишь абзац и весь текст «рассыпается». Да, его можно сверстать опять и… распечатывать его опять заново тоже можно. Все можно. Но получается, что требовалось огромное количество «бумажной» работы, которая в принципе никому не нужна. И вот сделали мы ее, и что? Можно «отдыхать» следующие пять лет, то есть заниматься наукой, писать научные статьи, учебники, получать гранты… Ан нет! Принят уже новый стандарт, нужно опять разрабатывать и печатать программы, а все эти папки сразу же стали макулатурой, которую, правда, следует хранить еще целых пять лет. А вдруг кто-нибудь из студентов подаст на вуз в суд за ненадлежащий уровень образования?

Кстати, все эти 520 папок нужно было распечатывать за… свой счет! Университет давал нам «премии», в какой-то степени компенсирующие эти расходы. Но… расходы всегда были больше этих компенсаций!

То есть чиновники там, наверху, с одной стороны, требуют, чтобы преподаватель вуза был ученым, читал своим студентам не предмет, а свою науку, получал гранты на свой вуз, а с другой стороны делают все возможное, чтобы в этом ему помешать. Удивительно, не так ли?

Требуется, например, после каждого занятия в ЭИОС (Электронную информационно-образовательную среду) университета вносить данные о посещаемости и успеваемости студентов и это вроде бы хорошо. Родители теперь всегда могут посмотреть, как учится их дитятко и учится ли оно вообще. Плохо то, что делать это должен опять же сам преподаватель. А теперь представьте, что у вас 14 групп по 20-25 человек в каждой. На ввод данных в таблицу уходит по две минуты на каждого «студента». Проверено. Понятно, что в одну неделю семь групп и в другую семь, но… ты тратишь на ерунду по 50 минут на группу, а сколько таким образом будет потеряно всего часов? Не тем должны настоящие ученые заниматься – другим! Это если мы ведем речь о подлинной интенсификации труда вузовских ученых…

Я, например, предлагал у себя на кафедре поручить это дело какой-нибудь лаборантке. Чтобы преподаватели сдавали ей свои журналы после занятия и вот пусть она сидит и тупо «вбивает» данные в этот самый ЭИОС. Но… а ей это зачем? У нее своей работы много. «Давайте сложимся и ей будем доплачивать, если мы живем в бедной стране, которая не может выделить своей высшей школе денег на подобное рабочее место». Но… у нас мало студентов. По 20-25 студентов только в госбюджетных группах, а таких немного. Поэтому 80% доцентов получают полставки, а кто-то и четверть… А есть же еще и практики «от станка»… без степени. Им от своих грошей отрывать вообще практически нечего, и так, можно сказать, работают из любви к искусству. Получается, что доплачивать никто не хочет.

Так что опять вся нагрузка на доцента: 45 программ составляй и распечатывай, в ЭИОС данные вбивай, к занятиям готовься, проводи их, статьи научные (25 минимум, 5 в изданиях ВАК) пиши, пиши учебники, пиши методички, ходи по школам, агитируй за поступление в твой университет, получай гранты (оформить заявку на которые совсем непросто, а потом ведь по гранту работу делать надо, это тебе не «доброхотное даяние» от РАН), посещай занятия коллег, разрабатывай новые курсы, составляй ФОС… Уф, не много ли? И вдобавок все это за… полставки! Да, подите вы, так и хочется сказать, и многие так и говорят, и просто уходят из ВШ, потому что могут на хлеб с маслом заработать и без этого, и совсем не напрягаясь.

В одном университете перед такой вот проверкой уволилась целая кафедра! Мол, проверка уедет, а мы потом в двухнедельный срок наши заявления об увольнении возьмем назад. Но ректор так разгневался, что на работу этих беглецов распорядился не брать. Так вуз лишился целой кафедры. Возможно, не самых лучших доцентов, но все-таки специалистов, и неплохих. И кем их теперь заменят, вот в чем вопрос?

Так что проблем у нашей отечественной высшей школы по-прежнему очень много. Многое сделано и сделано хорошо, но еще многое нужно сделать, прежде всего для того, чтобы в ней было бы комфортно и студентам, и преподавателям, а не только одним чиновникам от образования.

P. S. Недавно читал статью о перспективах ВШ. И там было написано, что профессия преподавателя претерпит серьезные изменения в ближайшие 25 лет. 80% «преподов» заменят электронные учебники, тесты, обучающие программы. «Вживую» работать со студентами будут лишь те, кто «умеет артистично и интересно подать материал» (как раз самая для меня работа!) или «обладает уникальными практическими знаниями». То есть тупо бубнить текст, включив за 50 минут лекции 3 слайда с названием лекции, основными вопросами и парой положений, будет невозможно. Дай бог, чтобы так стало скорее…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

116 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    19 мая 2019 05:35
    Поняла из статьи только одно - что в современной высшей школе большой чиновничий беспредел и управляемый бардак и вредительство!
    Но это, видимо, всё-таки больше по гуманитарным дисциплинам. А по техническим и точным дисциплинам такого, вероятно, всё-таки нет. Во всяком случае я на это надеюсь.

    А вообще такой формализм в ВШ, видимо, сознательно направлен на свёртывание не только качества образования в нашей стране, но и на сокращение количества его носителей.

    Вспомнила при этом своих вузовских преподавателей. Хорошие у меня были преподаватели - можно сказать, ЗОЛОТО!
    До сих пор их забыть не могу.
    Недавно у нас была встреча выпускников из нашей группы. Приехали даже из других городов. Собрались в кафе и даже не заметили, как 7 часов в совместных разговорах пролетело. Вспомнили по жизни с благодарностью своих преподавателей самым добрым словом.
    1. +22
      19 мая 2019 06:53
      Цитата: Татьяна
      Поняла из статьи только одно - что в современной высшей школе большой чиновничий беспредел и управляемый бардак и вредительство!

      Убедился ещё раз, что в при капитализме нужны не думающие таланты, а полуграмотные исполнители указов, директив, инструкций, планов. А вся высшая школа должна быть предоставлена тем, кто сможет оплатить расходы на обучение...
      1. +12
        19 мая 2019 08:08
        при капитализме нужны тупые потребители, что с успехом и производит система образования
      2. +4
        19 мая 2019 10:15
        Цитата: ROSS 42
        Убедился ещё раз, что в при капитализме нужны не думающие таланты, а полуграмотные исполнители указов, директив, инструкций, планов.

        С точностью наоборот. Капиталисту нужен СПЕЦИАЛИСТ. Таланту капиталист платит соответствующе.Содержать штат дармоедов хозяин не будет.

        Цитата: ROSS 42
        А вся высшая школа должна быть предоставлена тем, кто сможет оплатить расходы на обучение...

        Так и не так. Деньги конечно все любят, но отличники учатся бесплатно. Мне за успеваемость еще и стипендию платили. Середнячки платят по полной. Тупые не смогут учиться низа какие деньги.
        1. +6
          19 мая 2019 11:41
          Цитата: профессор
          Капиталисту нужен СПЕЦИАЛИСТ

          на сегодня капиталисту нужно приложение к машине а не специалист, пример с последней авиакатастрофой Вам в пример
        2. 0
          27 мая 2019 20:05
          А недавний скандал в США, в марте? Фальшивые резул. экзаменов, фальшивые спорт. свидетельства, подкуп преподавателей. Сотни тыс. долларов. Фигурировали Стэнфордский, Йельский и Калифорнийские университеты. Так что не все так просто, Олег. Не надо идеализировать.hi
      3. +3
        20 мая 2019 13:34
        Цитата: ROSS 42
        Убедился ещё раз, что в при капитализме нужны не думающие таланты,

        В древних Афинах талантом называлась стоимость раба специалиста! smile А если серьезно то ценность ВШ в связке с производством! производства нет. Капитализма, позволю себе это утверждать, тоже нет! есть капиталистический тип отношений, но капитализм без товарного производства существовать не может! А если нет капитализма то никому спецы и не нужны!
        1. +1
          20 мая 2019 18:13
          Цитата: aybolyt678
          В древних Афинах талантом называлась стоимость раба специалиста!

          Талантом называлась мера серебра. hi
          1. +1
            20 мая 2019 20:25
            Цитата: Ингвар 72
            Талантом называлась мера серебра. hi

            одно не исключает другого... Гораздо более интересно ваше мнение о том что есть ли в нашей стране капитализм или его нет?
            Есть такой роман И.Ефремова "Таис Афинская" не помню какого издания и там применялся термин талант и расшифровывался в примечаниях как стоимость раба специалиста.
            1. +1
              20 мая 2019 21:06
              Цитата: aybolyt678
              есть ли в нашей стране капитализм или его нет?

              Сложно ответить однозначно. Вроде есть, но какой то дикий и клановый. Больше напоминает феодальный строй.
              Цитата: aybolyt678
              Есть такой роман

              Читал, дважды. Про талант серебра помню, про про раба специалиста ценою в талант серебра не помню. request А таланты означали вес, и были разными в разных странах.
              http://e-pasp.ru/article/talant.html
              1. +2
                20 мая 2019 21:14
                Цитата: Ингвар 72
                Вроде есть, но какой то дикий и клановый. Больше напоминает феодальный строй.

                вообще то Ленин называл такое - Неоколониализмом
        2. +1
          23 мая 2019 12:49
          но капитализм без товарного производства существовать не может! А если нет капитализма то никому спецы и не нужны!


          Ну, это перебор у Вас. Есть страны, производящие услуги. Страна- курорт, страна- публичный дом. Страна-бензоколонка. Средства производства соответствующие - отель, пляж, скважина, труба. Частная собственность на эти средства и определяет строй . Так что у нас капитализм. Ну, и спецы нужны соответствующие производству . Зачем в публичном доме библиотекарь или технолог металлообработки ?
          Вы просто упустили разделение труда в современном мире.
          1. 0
            24 мая 2019 19:42
            Цитата: dauria
            Ну, это перебор у Вас.

            капитализм подразумевает наличие капитала - стоимости воспроизводящей новую стоимость. Капитал бывает финансовый и промышленный. А это банки и заводы. Без промышленного капитала банки невозможны. Хоть сколько их будет, сколько будет публичных домов, скважин, пляжей! нет промышленного производства материальных вещей - нет полноценного капитализма. Там где делают бусы для дикарей там и метрополия. А все пляжи и бордели это колония. Посмотрите как живет базовое население стран пляжей, отелей, и борделей?!
            Американцы запустили этот фейк про мировое разделение труда - сейчас Трамп пытается его отменить!
    2. +6
      19 мая 2019 08:04
      Цитата: Татьяна
      А по техническим и точным дисциплинам такого, вероятно, всё-таки нет. Во всяком случае я на это надеюсь.

      ЗРЯ!
      1. +6
        20 мая 2019 17:08
        Многое сделано и сделано хорошо, но еще многое нужно сделать, прежде всего для того, чтобы в ней было бы комфортно и студентам, и преподавателям

        Куда уж больше...
        Наука начинается не с АН и даже не с ВУЗа, а со школьной скамьи. Но учителей вот уже три десятка лет шельмуют, обирают, а школу насилуют все, кому не лень. Вот и идут в пединституты те, кому больше податься некуда, заранее зная о будущих нищенских зарплатах, бесправии и отсутствии перспектив. Многие учителя не блещут талантами - но все равно нужно отдать должное им, потому что не их вина, а их беда и в том, что они такие, и в том, что приходится работать в собачьих условиях. Урезаны программы по математике, физике, химии, а астрономии не стало вообще. Зато введен идиотский ЕГ. На выходе имеем неучей.

        Далее – поступление в ВУЗ. Зарплата университетского профессора в провинции такова, что стыдно и сказать – она унизительна. Зато к каждому педагогу приставлены вертухаи из администрации, требующие гор отчетных бумаг. Нищета порождает коррупцию – взяточничество в ВУЗах процветает. Еще одна причина взяточничества - нищета студентов. Стипендий-то, как правило, нет, да и те что есть - чистой воды издевательство (от 1500 рублей в месяц - и только для тех, кто учится на бюджетном, а таких в некоторых ВУЗах нет вовсе). Вот и вынужден студент с первого курса идти работать. Нет, не по специальности: курьером, разносчиком, в кафе, секретаршей… Только так он может прокормиться, снять жилье и «отстегивать» за зачеты и экзамены. Причем это не всякий студент: парень или девчонка из провинции, оттуда, где низкие зарплаты, вовсе не может поступить в ВУЗ: родители не потянут. Вот и получается, что вертикальной мобильности в обществе нет, что нормально учиться могут только относительно обеспеченные, и социальная база для отбора талантливых ребят сильно урезана. Но если у чада родитель имеет бизнес, то пойдет ли чадо в науку – к нищете? Нет, оно пойдет к предку под крылышко.
        А какой уровень знаний у студента, три-четыре дня в неделю пропускающего занятия? Правильно,никакой. И только на взятках он дотягивает до защиты диплома - убогого диплома, на три четверти написанного кем-то и за деньги. Вот таковы реалии.

        Еще одна беда, у нынешних ВУЗов, особенно в провинции, сильно подорвана (а по сути - уничтожена) материальная база. Заехал как-то в университет, в котором учился: приборы из семидесятых, стены облупленные, приятель – зав. кафедрой – в пиджачишке с протертыми локтями… Грустно. Зато во дворе университета за счет бюджета ВУЗа отгрохали церковь. Стыдоба.

        Едем дальше.

        Вот окончил студент ВУЗ – нужно думать о достатке, а не только о высоких материях. На науку он уже нагляделся: чем-то таким во всех ВУЗах занимаются, он понимает, что этим и самому не прокормиться, а тут еще и пора о своей семье подумать. И ищет он что-то хоть чуть-чуть денежное. И находит, если не совсем . А что же НИИ? А в НИИ доживают век мамонты вроде меня: давным-давно на пенсии, сделал бы что-то – да руки коротки, мозги заскорузлые, работать отучили в лихие девяностые, двухтысячные, десятые… И опыт передать некому, потому что молодые, которых черт занес в науку, не тянут. Их впору в школу снова отдавать. Нет, бывают самородки – но их невероятно мало, и жизнь быстро уносит их в коммерческие фирмы.

        Но есть и еще одна беда: наши научные школы уже вымерли. Напомню: Германия дала миру Гейзенберга, Вейерштрасса, Герца, Эйнштейна, Гельмгольца, Байера, Гильберта, Макса Борна, Бухнера, Бунзена, Кирхгоффа, Вина, Отто Гана, Гаусса, Клаузиуса, Зоммерфельда, Клейна, Рентгена, Лауэ, Мебиуса, Минковского, Нернста, Оствальда, Ома, Планка, Штерна, Римана, Штерна, Маркса, тьму философов – и ничего от великой немецкой науки не осталось. Во время второй мировой войны все великие ученые либо бежали, либо погибли - и несмотря на последующие денежные вливания до былого уровня немцы не доросли. Но стремительно рванула вперед американская наука, ибо именно в Америке ученая братия и осела. Это дает основания для сильного скепсиса относительно перспектив науки. Кстати сказать, большевики после революции в разоренной и нищей стране создали более чем благоприятные условия для ученых и толковых инженеров. Спрашивали, правда, по-драконовски, но и платили: в конце тридцатых зарплата инженера примерно в 4 раза превосходила зарплату рабочего, а профессура вообще жила роскошно. И в этом – одна из причин стремительной индустриализации: много давали, много спрашивали.
        Такое положение во всей образовательной системе не дает надежд на возрождение производства (по крайней мере, на базе собственных технологий). Честно говоря, я думаю, что и наша наука померла окончательно и бесповоротно. Слишком много нужно сделать для реанимации ее трупа, слишком далеко мы отстали. Пока труп будут эксгумировать, гальванизировать, реанимировать и дезодорировать, другие уйдут бесконечно далеко, и нам (вернее, уже нашим внукам) придется довольствоваться чужими объедками.

        Вт как-то так.
        1. 0
          20 мая 2019 19:50
          Уважаемый astepanov, Вы забыли в список немецких ученых включить Лизу Майтнер. Ее надо было поставить рядом с Отто Ганом. ))))
          1. +2
            20 мая 2019 21:32
            Депрессант, я не ставил целью перечислить всех великих немецких естественников - но Мейтнер, безусловно, заслуживает уважения, причем бОльшего, чем Ган.
    3. +7
      19 мая 2019 08:06
      Цитата: Татьяна
      А вообще такой формализм в ВШ, видимо, сознательно направлен на свёртывание не только качества образования в нашей стране, но и на сокращение количества его носителей.

      прочтите генеральный план "Ост" очень интересные параллели
    4. +7
      19 мая 2019 08:30
      Татьяна,в современной высшей школе платят не за знания,а за посещение...экзаменов.
      А если сравнить не советской,а с царской.то картина вообще неприглядная.
      Приведу (может не по теме) несколько моментов:
      -англичане переходят на СОВЕТСКУЮ систему обучения.
      -ряд западных педагогов признали систему ПТУ одним из выдающихся достижений советской системы образования.
      Как то,на втором курсе, наша математичка устроила экзамен "по французски": перед тем.как вытянуть билет,ассистент(вел практические занятия) раздал бумажки с диф.уравнениями. Кто не решил-в деканат,за "хвостовкой".
      1. +10
        19 мая 2019 09:48
        Обращаюсь к Автору.
        Вадим... Вопрос, который Вы ставите, --он, так сказать, из разряда "специализации", а на самом деле шире, глубже и трагичнее. Вот выходят две статьи на "ВО". Одна из них --- ваша, а другая в разеле "Вооружение". Называется "Самая постыдная проблема ВМФ: экс-адмиралы --- высокопоставленные лоббисты". Казалось бы, статьи никак не связаны одна с другой. На самом деле они об одном и том же. Их смысл -- мертвый хватает живого. Этот мертвый высовывает свою руку из могилы, чтобы нас утащить в нее. Могилы, в которую нас начала когда-то запихивать целая плеяда условных "хрущевых". И почти запихнула. Вопрос в том, как остановить процесс и далее повернуть его вспять. Невежество руководства как признак лояльности к еще более высокому руководству, не умея создавать полезные мысли и продукты, вынуждает умных людей продуцировать тонны бумаг. А ВПК ---- создавать не то, что полезно флоту, а значит защищает страну, а то, что наполняет чей-то карман.Решая при этом и другую задачу: а чтоб было не продохнуть! Чтоб привыкли не заморачиваться высокими идеями, жили сегодняшним днем. Чтоб не было времени мысль крамольную завести в голове насчет компетентности руководства ВШ, ВМФ и далее повыше. А ежели таковая мысль заведется, то можно развязать ботиночные шнурки какой-нибудь энной по номеру папке и на странице 2019 найти несоответствие стандарту под номером"эм" . Либо критичную конструктивную недоработку на той же странице и в папке под тем же номером, но уже --- конструкторского проекта. С соответствующими последствиями. Агрессивное невежество одних подавляет разум других, погружая его либо в бумажное море, либо продукт разума -- в неподходящее место реального моря, где он и гибнет...
        Речь -- о способе, с помощью которого разум может дать достойный бой вертикальному невежеству.
        1. +1
          19 мая 2019 10:58
          Я извиняюсь, тема про лоббизм --- на "Аналитике", запарка у меня.
        2. +1
          20 мая 2019 13:41
          Цитата: депрессант
          Агрессивное невежество одних подавляет разум других, погружая его либо в бумажное море, либо продукт разума -- в неподходящее место реального моря, где он и гибнет...

          сильно сказано! Я в восторге.
          Цитата: депрессант
          Речь -- о способе, с помощью которого разум может дать достойный бой вертикальному невежеству.

          Вертикаль у нас от Путина или от ЦБ? Если бы знать точно откуда порочная вертикаль растет, Воронка Зла куда засасывает! было бы видно с чем бороться! Одно знаю точно - необходима ответственность за предвыборные обещания. Необходимо признать что обещания выборного кандидата это оферта, и ее неисполнение есть мошенничество!
    5. +8
      19 мая 2019 09:31
      М-да. Статья - крик души. Одного не могу понять. Если раньше все гуманитарии изучали в обязательном порядке научный коммунизм (1-2 года), политэкономию (2 года), научный атеизм (1 год) философию (2 года) и вместе с этим получали профильное высшее образование за 4 года (институт) и 5 лет (универ), то сейчас без этого за 4 года обучается всего лишь бакалавр - заготовка для дальнейшего получения высшего образования. Чего они там учат, если в разговоре пару слов связать не могут? С айфоном сильно то не разговоришься. И они приходят управлять производством, государством и лезут в депутаты! recourse
      1. AUL
        +6
        19 мая 2019 14:04
        Цитата: сибиралт
        Если раньше все гуманитарии изучали в обязательном порядке научный коммунизм (1-2 года), политэкономию (2 года), научный атеизм (1 год) философию (2 года)

        А историю КПСС забыли? Ай-ай, как можно! Кстати я, как физик-математик, тоже все это постигал, так что не только гуманитарии мучились этой блажью.
        1. +2
          20 мая 2019 13:43
          Цитата: AUL
          Кстати я, как физик-математик, тоже все это постигал

          И я ветеринар, кандидат наук, тоже! laughing
    6. +3
      19 мая 2019 15:27
      Цитата: Татьяна

      Вспомнила при этом своих вузовских преподавателей. Хорошие у меня были преподаватели - можно сказать, ЗОЛОТО!.. ... Вспомнили по жизни с благодарностью своих преподавателей самым добрым словом.


      Были когда-то и на Украине выдающиеся преподаватели...
      28 июня 2013 года, в возрасте 81 года, умер выдающийся математик, заслуженный учитель Украины, Владимир Иванович Лысов..
      "Первый урок Лысов начал с того, что сразу объявил: “Я буду давать задачи для тех, кто хочет знать математику и для “балласта"...
      ...Он не воспитывал у нас конкуренцию, наоборот, он хотел чтобы мы умели работать в команде. Мы постоянно занимались творчеством, мы занимались им все вместе, а он нам просто в этом помогал...
      ...Еще Владимир Иванович очень не любил, когда у него спрашивали: а какую оценку я сегодня получил? Он просто органически не выносил он такие вопросы, нас об этом предупреждали заранее..."
      http://www.childneurologyinfo.com/about_us-Lisov.php
      1. +1
        20 мая 2019 13:49
        Цитата: Minato2020
        Он не воспитывал у нас конкуренцию, наоборот, он хотел чтобы мы умели работать в команде. Мы постоянно занимались творчеством, мы занимались им все вместе, а он нам просто в этом помогал...

        главный принцип социализма это и есть взаимопомощь и планирование. При позднем СССР предатели из верхов стали внедрять социалистическое соревнование, которое было чуждо социализму. Они просто не понимали куда идти.
        1. +3
          20 мая 2019 13:56
          Цитата: aybolyt678

          ...При позднем СССР предатели из верхов стали внедрять социалистическое соревнование, которое было чуждо социализму. Они просто не понимали куда идти.


          Скорее всего понимали, к чему это приведёт и в конце концов привели страну куда им было нужно.
    7. +3
      19 мая 2019 21:25
      К сожалению добрались и до технических вузов — так что о вредительсте полностью с вами согласен !
    8. +1
      21 мая 2019 11:33
      в технических и естественно-научных намного хуже. Почему? С бумагами все те же проблемы, что и у всех, но гуманитарным специальностям нужны только люди, бумаги, компьютеры и аудитория, а естественно-научным часто нужно дорогое зарубежное оборудование, которое не всегда купишь за гранты.
      Например, одной кафедре органической химии нужны реактивы, часто импортные, (реактивы для обучения студентов и для научных работ), нужен жидкостной хроматограф с масс-спектрометром (стоит минимум 10 млн рублей), ЯМР-спектрометр - стоит больших денег и периодически требует жидкий гелий и жидкий азот, а так же дейтерированные растворители, ИК-спектрометр. Кроме этих приборов желательно иметь дифрактометр для рентгеноструктурного анализа, да и газовый хроматограф с масс-спектрометром тоже нужен, если этого требует задача. Если какого-то прибора из первых трех (ЯМР, ВЭЖХ-масс, ИК) у вас нет, то нужно искать и договариваться за деньги или участие в статье, посылать свои образцы почтой России в другой город. Если договориться не удалось (своей работы хватает или просто недоговороспособные люди), то вашу статью не примут в приличный журнал. А если вы подделаете данные, то можете попасться, если вас попросят выходные файлы прибора.
      На сайте РФФИ можно посмотреть гранты
      https://www.rfbr.ru/rffi/ru/contest
      .
      В среднем можно в случае выигрыша гранта получить 1-3 млн рублей. Часть заберет университет, часть отдашь тем, чьими приборами воспользовался, остальное делится на участников статьи и покупаются реактивы, оборудование и т.д. Отчитываются за грант статьей в реферируемом журнале.
      В итоге, на реактивы и посуду, на расходники хватает средств, в приборы купить очень тяжело и остается выход только покупать старые, БэУшные из других стран.
      1. 0
        21 мая 2019 11:52
        Архонт
        ……………….

        Насчёт технического обеспечения учебного процесса и технико-технологических исследований абсолютно с Вами согласна!
        А насчёт повального формального соавторства научных статей и научных разработок согласна с Вами в особенности! В научный журнал со 100%-ной новизной без "нахлебников"- соавторов с учёными степенями просто в печать не пролезть!
  2. +11
    19 мая 2019 06:47
    Скандалы, интриги, расследования?
    Я, конечно, не преподавал в ВУЗе, но за плечами учёба в одном из них, поэтому, думаю, надо говорить о конкретном учебном заведении или о гуманитарном профиле. Мой дядя работал ст.преподавателем в строительном ВУЗе и я, сколько его знал ни разу не слышал об интригах на кафедре. Может, конечно, это было не для моих ушей, но это никак не проявлялось. Думаю, что в техВУЗах, люди были "проще" и им было не до грызни между собой.
    А основная масса "обличителей" Советского Союза и переписывания его истории, как раз "гуманитарии", а не "технари".
    1. +8
      19 мая 2019 07:00
      Цитата: kvs207
      Мой дядя работал ст.преподавателем в строительном ВУЗе

      А мой сын не смог издать учебник (одно время) только потому, что в соавторстве не было кандидатов и докторов...А некоторые директора учебных заведений - просто "эффективные менеджеры" без умения и навыков преподавательской работы.
      Но это не значит, что даже при таком образовании из стен медицинской академии не может выйти знающий, тактичный, порядочный и доброжелательный доктор...Не так давно судьба позволила встретиться с таким доктором - Валентиной Хачатуровной.
    2. +10
      19 мая 2019 09:37
      Посмотрите наши ток-шоу где мечут словесную икру преподы из ВШЭ и РГГУ. Это же убожество, сплошь одни топорнины. Чему они могут студентов обучить? winked
  3. +9
    19 мая 2019 07:03
    Поздравляю всех с днем Пионерии!
    И хай ловко буде спэрэди!
  4. +15
    19 мая 2019 07:04
    Интриги периодов в гуманитарных вузах сходни с интригами в культурных учреждениях и редакциях. Воспитание в Алма- матер видимо сказывается. Мой отец всю жизнь проработал в ВУЗе, немного наслышан. Да и в школах те ещё страсти. Мать учительницей была. В технических вузах препод конечно стихи не читает,не помню такого. Сопромат и теормех и теплотехника к поэзии не располагает. Да и аплодисментов не было. Там преподы были сама солидность. В основном все русские преклонных годов. Я до сих пор чувствую к ним уважение за их труд. Хотя гоняли они нас не хило,но всегда справедливо. Были объективны.
    1. +4
      19 мая 2019 09:11
      В технических вузах препод конечно стихи не читает,не помню такого. Сопромат и теормех и теплотехника к поэзии не располагает.
      Еще как располагает!

      О сколько нам открытий чудных
      Готовят просвещенья дух
      И опыт, сын ошибок трудных,
      И гений, парадоксов друг,
      И случай, бог изобретатель.

      Это для гуманитария, или для технаря?
      Так что вы не совсем правы.
      Все зависит от интеллекта преподавателя. hi
  5. +18
    19 мая 2019 07:22
    Про 80% и 20% абсолютно верно. Наблюдаю, как учатся мои выпускники. 20% - реально "грызут гранит", думают о профессии, пытаются зарабатывать, участвуют в общественной жизни. "Восьмидесятники" - просто "красиво живут" профукивая бюджетные и родительские деньги. "Преподов" вроде поменьше 80%, но больше чем спецов своего дела.

    п.с. Эту страну погубят юристы и бухгалтеры. Принцип управления в РФ - прикрыть бумагой тыл начальника.
    1. +4
      19 мая 2019 08:14
      Цитата: samarin1969
      п.с. Эту страну погубят юристы и бухгалтеры

      думаю что интелегенщина
      1. +1
        20 мая 2019 14:15
        Цитата: Бармалейка
        думаю что интелегенщина

        слово интеллигент применяется иногда в ругательном смысле - как например и слова собака или . Советская интеллигенция служащая обществу, имела в своих рядам довольно сильных личностей. К сожалению, самостоятельно причисляли себя к интеллигенции и многие диссиденты и откровенные шпионы. По определению Сталина интеллигенция это обслуживающий элемент господствующего класса. если интеллигент обслуживает интересы современных эксплуататоров недр, то конечно, они уже сделали из страны сырьевой придаток и разрушают остатки национальной идентичности - а это и есть стремление к социалистическим идеям у тех кто считает себя русским.
  6. +7
    19 мая 2019 07:43
    Цитата: kvs207
    А основная масса "обличителей" Советского Союза и переписывания его истории, как раз "гуманитарии", а не "технари".

    Естественно. Иное было бы странно.
  7. +6
    19 мая 2019 07:45
    Цитата: samarin1969
    Принцип управления в РФ - прикрыть бумагой тыл начальника.

    Хорошо сказано!
  8. +10
    19 мая 2019 08:07
    С Днем рождения пионерская организация!
    Поздравьте, пожалуйста, своих родных с этим праздником детства.
    1. +2
      19 мая 2019 12:45
      Мы сами поздравили !
  9. +14
    19 мая 2019 08:14
    По крайней мере в Советское время любой ученик из любой семьи, мог поступить практически в любое учебное учреждение и учится там.
    1. -4
      20 мая 2019 12:49
      Это вы рассказывайте тем, кто не жил в советское время. При поступлении в ВУЗ коррупция процветала и не надо тут сказки рассказывать, отличники конечно поступали, а остальные соревновались с тем, кто круче из знакомых или родственников позвонит декану, ректору или члену приемной комиссии и взятки давали тоже, но это в престижные ВУЗЫ, а в остальные поступали конечно и середняки.
      1. 0
        20 мая 2019 13:07
        Так ты не слушай эти сказки, читай другие комментарии, в чем тогда проблема.
        1. -2
          21 мая 2019 17:36
          А не надо "тыкать", я жил в это время, а вы видно недоучились и сейчас свою "компетентность" демонстрируете.
          1. +2
            22 мая 2019 05:43
            Кто хотел тот поступал, а Вы видать по своему опыту пишите, видать Вы недоучились, а сейчас со злобой пишите.По крайней мере на сварщика, крановщика и ряду других профессий любой смог без проблем поступить, а сейчас и за деньги туда непросто так поступить.
      2. +2
        20 мая 2019 20:30
        Трудно было поступить в театральный - там дарование нужно, и на факультет журналистики в МГУ. В любые другие можно было. При хорошем аттестате конечно.
  10. +8
    19 мая 2019 08:43
    "То есть чиновники там, наверху, с одной стороны, требуют, чтобы преподаватель вуза был ученым, читал своим студентам не предмет, а свою науку, получал гранты на свой вуз, а с другой стороны делают все возможное, чтобы в этом ему помешать. Удивительно, не так ли?"

    "Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит." М.Е. Салтыков-Щедрин
    1. +1
      20 мая 2019 20:42
      Цитата: Plantagenet
      "Если на Святой Руси человек начнет удивляться

      Удивление это процесс смены психологической установки. Например вы видите гирю, и напрягшись пытаетесь ее поднять, но она сделана из папье маше, и вы не зная этого слишком сильно дернули и шлепнулись, крепко ударившись затылком smile вот это состояние и называют удивлением! laughing
      таких вот проблем, с виду одних а внутри других , у нас море, а все дело в великом и могучем русском языке. Вот например Культура и ее министерство. Что есть Культура? это народная самодеятельность? или Система внутренних ограничений? и чем должно заниматься это ведомство? увеличивать количество культурных людей? а что такое культурный человек? это наряженный в национальный костюм и бьющий в бубен распевающий чукотские песни? или имеющий внутренний стержень которому подчиняет свои поступки и дела человек? Двойственность и многозначность наших слов и терминов рождает двусмысленность наших целей. Политик обещает - я сделаю государство сильным! В итоге избыточные полномочия получают внутренние органы, а мы то думали что он хочет сделать нас богаче!!!
  11. +17
    19 мая 2019 08:58
    как учившийся в СССР и работавший в новое время доцентом на кафедре скажу одно: бардак и показуха, разрушение научных школ, падение уровня подготовки преподавательских кадров ниже плинтуса и многое другое. Жаль, но рыба гниет с головы и какой быть кафедре и ВУЗу зависит от зав. кафедрой и ректора. А их назанчают так же как и адмиралов (соседняя ветка). Хотя, может быть, мне не повезло с ВУЗом и где-то лучше.
    1. +1
      19 мая 2019 23:32
      Практически нигде..... Ежели где-то и имеет быть приличный завкаф - либо с кафедрой проблемы, либо божьим попущением и начальственным недосмотром. Но даже если и выйдет хоть как-то обученный "молодой специалист" и попадет в большую жизнь - взвоет. Ибо мест, где можно нормально научиться работать - у той самой гульки клювик больше....
    2. +1
      20 мая 2019 20:46
      Цитата: Silvestr
      бардак и показуха, разрушение научных школ, падение уровня подготовки преподавательских кадров ниже плинтуса и многое другое

      В 2000... я столкнулся с тем что понял - наука перестала интересоваться наукой! Она стала интересоваться - на что дадут денег? в 2004 после защиты, ушел.
  12. +13
    19 мая 2019 09:06
    К сожалению, автор не пишет о том, что КИМ в современной ВШ устроены так, что поставить незачёт студенту невозможно, при условии, что он посещать будет лекции и занятия, а в курсовой или дипломной работе найдутся слова близкие к заявленной теме.
    Автор не пишет, что современный студент обычно туп, ленив и злопамятен.
    Автор не пишет, что ВШ доведена до абсурда инклюзивным образованием (это когда в одной группе учатся обычные студенты, инвалиды и люди с умственными проблемами, вдовесок - особи из психдиспансера).
    Автор не пишет, что кафедры на пустом месте создают факультеты.
    Автор не пишет, что часто дисциплины ведутся преподавателями не имеющими профильного образования.
    Автор не пишет, что при оценке дипломной работы грамотность не учитывается.
    1. +12
      19 мая 2019 09:30
      тетка преподает в ВУЗе, рассказывает какой берд происходит
      студента НЕЛЬЗЯ отчислить за неуспеваемость, деньги за его обучение переводятся в полном объеме (за все 5 курсов) при его поступлении и соответственно при отчислении деньги за оставшийся период должны быть возвращения, что категорически не устраивает руководство ВУЗа, у неё есть пятикурсники с "хвостами" за второй курс и как говорит скорее всего они получат диплом не закрыв "хвосты", а после они будут строить дома, конструировать самолеты и лечить людей
      1. +2
        19 мая 2019 09:53
        У меня жена преподает РКИ, Теорию литературы, Журналистику, общественные связи, рекламу, какую-то политическую хрень, массмедиа, интернет-журналистику. Иногда просит прочитать дипломы и их оценить, проверить на плагиат. Так вот, три года назад попался мне полностью списанный диплом, но имеющий 100% уникальность. Начал искать подвох. Нашёл. При увеличении текста на 1000% между букв появились "еврейские точки". Причем студентка заказывала где-то это безобразие и платила деньги. Был скандал в вузе, её отчислили, не не за плагиат. Задали вопрос по теме диплома "провокативная реклама". Простой вопрос: "какие отличия у провокативных и провокационных действий?" Училась она платно.
        1. +3
          19 мая 2019 11:51
          Цитата: Medvezhya lapa nad Ki
          Простой вопрос: "какие отличия у провокативных и провокационных действий?" Училась она платно.

          так отчисленная уже все оплатила, ПОЛНОСТЬЮ
        2. -1
          19 мая 2019 16:54
          Medvezhya lapa nad Ki (Дмитрий Санин) Подарите Вашей супруге мой учебник по интернет=журналистике и ПР-продвижению. На 5 лет хватит вставлять в УМК и студентов она порадует...
          1. -5
            19 мая 2019 18:09
            Название учебника?
            1. -3
              19 мая 2019 19:08
              Выбирайте любую, не ошибетесь!


              Единственная просьба, попросите ее пожалуйста потратить хотя бы немного времени и мне в личку написать ее профессиональное мнение.
  13. +14
    19 мая 2019 09:13
    Цитата: Татьяна
    А по техническим и точным дисциплинам такого, вероятно, всё-таки нет. Во всяком случае я на это надеюсь.

    Зря надеетесь. Еще хуже. Работал доцентом 15 лет в области естественных и точных наук, в 17 году ушел по причинам того, что изложено в статье (последняя часть). Однажды делал и оформлял ок.80 программ за неделю, другой раз - более сотни. Перед уходом за кафедрой "висело" всего то 1200 программ (!!!) - на 30 человек, из которых половина - карьеристы, бюрократы и бездельники, но как преподаватели и ученые - нули с первой значащей цифрой далеко за запятой.
    А уже после моего ухода расцвел плюс к этому и "электронный" маразм. Оставшаяся коллега рассказала, сколько времени тратит на эту формальную ерунду и как к этому относятся студенты.
    Все так, как написано, только еще хуже.
  14. +3
    19 мая 2019 10:13
    Для начала необходимо ответить на вопрос, а для чего нужна наука? На этот вопрос невозможно ответить пока мы не поймём что мы хотим построить, оставить после себя детям.

    Судя по тому, что творится со школьным и высшим образованием, мы строим рабовладельческое общество, где ненужны не образованные люди и тем более наука.

    1. +8
      19 мая 2019 11:50
      Цитата: Boris55
      Для начала необходимо ответить на вопрос, а для чего нужна наука? На этот вопрос невозможно ответить пока мы не поймём что мы хотим построить, оставить после себя детям.

      ------------------------
      В России в данный момент наука нафиг не нужна. Через лет 15-20 добьют остатки промышленности и все на этом закончится. Капиталисту проще купить готовый товар и перепродать, не заморачиваясь на кадрах, фондах и оборудовании. И уж тем более на обучении. Жаль мало народу это видит. Отставные военные думают, что им пенсия с неба сыпется, а оружие им великие сказочники придумают. Они еще думают, что в государстве все здорово, ну а олигархи с яхтами-это просто сопутствующие издержки. Главное, вовремя скрутить пионеров Навального, коммунистов, протестующих против московского мусора и вообще протестующих, отбить земные поклоны начальству и можно жить дальше.
      P.S. И какая наука, Борис? Если в СССР массово строили и считали коэффициент надежности. А в современной России строят штучные экземпляры и на старте венчиком и кадилом в добрый путь отправляют. Авось вторую ступень правильно отстрелит и она не затронет грузовой модуль.
      1. -1
        19 мая 2019 17:04
        А при чем тут пионеры,навальные и прочая ?и зря Вы считаете военных пенсионеров недалекими людьми
      2. -3
        20 мая 2019 13:00
        Вот только не понятно, чего вы добиваетесь своими комментариями, чего хотите добиться? "Всепропальщики" уже давно не в моде, пора перестраиваться, все эти ваши посылы к СССР, олигархам и власти уже становятся смешными. Есть реальная Россия и все, что в ней происходит - это реальная жизнь и люди именно ее знают, со всеми успехами и недостатками, а вы как инопланетянин, но по всем вопросам специалист, что наука, что ВМФ, вам самому то не надоело господин Altona (Евгений)?
  15. +4
    19 мая 2019 10:43
    Все правильно написано, да только "а Васька слушает, да ест ..."
    Не меняется ничего. А если и меняется, то в худшую сторону.
  16. +6
    19 мая 2019 11:46
    Век живи-век учись. Всё равно учиться надо постоянно. Что-то забывается, что-то приобретается в процессе. А капиталистическое государство оно априори бюрократическое, потому что все это сопряжено с возможными судебными исками и все надо фиксировать в договорном порядке. В Германии до сих пор вся официальная переписка на бумаге.
  17. +5
    19 мая 2019 12:06
    Поразил P.S.
    ... 80% «преподов» заменят электронные учебники, тесты, обучающие программы. ... Дай бог, чтобы так стало скорее…

    Вы вообще понимаете что говорите?!
    1. 0
      20 мая 2019 21:05
      Лучшее образование - самообразование
  18. +6
    19 мая 2019 12:09
    Высшее образование и научные школы разгромлены по требованию "наших партнёров", которым не нужны конкуренты. Всё, что в СССР представляло интерес для "наших партнёров" выкачано. Оставшимся приходится имитировать процесс ради физического выживания. Слово "элитарность" применительно к ВШ и её обитателям неуместно. Студенты - троечники (с большой натяжкой). Ректор лишь управляет денежными потоками. Решая задачу о бассейне в который входит одна труба, а выходит другая труба, он делит переменный и постоянный контингент на две категории: 1) кто приносит деньги, 2) кто требует денег. "Преподы" относятся к категории №2. Вторая категория бесправна. Это и есть главный итог.
    1. +8
      19 мая 2019 14:09
      Вдогонку к вашим словам, iouris.
      Не далее как позавчера возник и разгорается скандал, устроенный некоей фирмой по доставке еды на дом, а именно Delivery Club. К доставщикам еды плохо относятся заказчики. Не то принес, не в то время, товар -- почти просрочка, несвежий, не по той цене и так далее... Грубят и хамят. Не выдержав, доставщики увольняютя. Чтобы исправить положение, фирма обратилась к пиар-компании Look At Media. Компания создала бильборды, которые развесили по всей Москве. На них -- приятные, улыбающиеся лица доставщиков с подробностями их биографии. Я учитель русского языка... Я бывший офицер... Я многодетный отец... Я казак... А я бывший предприниматель...
      Общественность поняла рекламу по-своему и возмутилась: это такое теперь у нас будущее? Получается, скоро нас всех в лучшем случае ждет работа по доставке еды?
      Потому уместно спросить: вот кто обучал этих пиарщиков и служащих доставочной фирмы? Наверняка они выпускники крутых ВУЗов, наверняка с красными дипломами. Как можно было не учесть, что человек, способный заказать еду на дом, -- это не совсем то, что человек с улицы. Что массовый читатель этой броской рекламы по большей части не может позволить себе заказать принос еды из-за цены вопроса. Получается, у создателей рекламы --- никакого понимания реальности, что не может не расцениваться как некомпетентность. Либо рекламщики берут в расчет только обеспеченную прослойку населения, а на остальных им плевать. Нищеброды для тонкой благополучной прослойки будто в природе не существуют. Что дополнительно накаляет внутриполитическую обстановку в стране. Получается, эти неумные господа, как и их бывшие институтские преподаватели, сами себе роют могилу.
      1. +4
        19 мая 2019 15:44
        Цитата: депрессант
        "...Общественность поняла рекламу по-своему и возмутилась: это такое теперь у нас будущее? Получается, скоро нас всех в лучшем случае ждет работа по доставке еды?.."

        Более того - на всех выпускников такой работы не хватит. Уже дворниками устроится на лето студентам проблематично - раздают листовки с рекламой.
        1. +7
          19 мая 2019 17:52
          Да, был вчера такой разговор на теме о Рослякове. На reddit мне удалось кое-что узнать о положении дел в США. Сегодня выяснилось, что все еще хуже, чем казалось ранее. Теперь, как в США, --- по всему миру. Пока что держится только Япония с своеобразным менталитетом ее населения. Так вот, в США, к примеру, выпускника ВУЗа нанимают на полную рабочую неделю, но поскольку он не знаком с спецификой конкретного производства, за час ему платят мало, хотя и достаточно, чтобы худо-бедно существовать. А потом, когда его квалификация под чьм-либо руководством или без такового достигает необходимого уровня, и надо бы повысить человеку зарплату, его занятость снижают до 4-х часов в неделю, оставляя почасовую оплату прежней. И поскольку работник не уволен, фирма, его нанявшая, в суде выигрывает процесс, обьяснив свои действия трудными временами и недостаточностью финансовых возможностей. Зная это, никто с фирмами не судится, просто люди либо увольняются, либо ищут дополнительную работу, как правило, низкой квалификации и не одну. На такие -- конкурс, в котором приходится участвовать наряду с мигрантами. А фирма, сократившая человеку рабочие часы, снова нанимает такого же бедолагу. Оказыаается, так во многих случаях уже поступают и у нас, нанимая работников на какой-либо проект. Его начинают одни, а доделывают другие. И начавших проект, и последних увольняют под любыми надуманными предлогами, но такими, что и не придерешься. Либо создают невыносимую обстановку, и люди увольняются сами хоть в середине проекта, хоть в конце. И все это ради того, чтобы не повышать зарплату данным работникам при переходе к новому проекту. Просто берут новых, изголодавшихся хоть по какой-то зарплате. Судя по статье Вадима, то же самое творится и в высшей школе. Какая-то предгрозовая атмосфера. Видимо, действительно надвигается эпоха тотальной роботизации. Для создания которой много умников не требуется. Ни сами люди в массовом количестве, ни уровень их образования уже ненужны. За счет потребления нами материальных благ мы превращаемся всего лишь в механизм передачи денег от одних компаний к другим и обратно, и каждая из них тянет денежное одеяло на себя, соревнуясь с остальными в размере нажитого капитала. Видимо, сложившийся образ жизни скоро уйдет в прошлое.
  19. +6
    19 мая 2019 12:12
    Цитата: ROSS 42
    Цитата: Татьяна
    Поняла из статьи только одно - что в современной высшей школе большой чиновничий беспредел и управляемый бардак и вредительство!

    Убедился ещё раз, что в при капитализме нужны не думающие таланты, а полуграмотные исполнители указов, директив, инструкций, планов. А вся высшая школа должна быть предоставлена тем, кто сможет оплатить расходы на обучение...

    Исполнители указов, директив, инструкций и планов было и в советское время. Это, к сожалению неотъемлемая часть работы кафедры.

    Цитата: сибиралт
    М-да. Статья - крик души. Одного не могу понять. Если раньше все гуманитарии изучали в обязательном порядке научный коммунизм (1-2 года), политэкономию (2 года), научный атеизм (1 год) философию (2 года) и вместе с этим получали профильное высшее образование за 4 года (институт) и 5 лет (универ), то сейчас без этого за 4 года обучается всего лишь бакалавр - заготовка для дальнейшего получения высшего образования. Чего они там учат, если в разговоре пару слов связать не могут? С айфоном сильно то не разговоришься. И они приходят управлять производством, государством и лезут в депутаты! recourse

    Институт был 5 лет, универ, не знаю, не сталкивался в то время. Нынешняя система, ХЗ, лучше или хуже, дочь отучилась 5 лет (специалитет), потом еще 2 года магистратура. Могла бы начать работать и после специалитета, и после бакалавриата, и после магистратуры.

    Цитата: kvs207
    Скандалы, интриги, расследования?
    Я, конечно, не преподавал в ВУЗе, но за плечами учёба в одном из них, поэтому, думаю, надо говорить о конкретном учебном заведении или о гуманитарном профиле. Мой дядя работал ст.преподавателем в строительном ВУЗе и я, сколько его знал ни разу не слышал об интригах на кафедре. Может, конечно, это было не для моих ушей, но это никак не проявлялось. Думаю, что в техВУЗах, люди были "проще" и им было не до грызни между собой.
    А основная масса "обличителей" Советского Союза и переписывания его истории, как раз "гуманитарии", а не "технари".

    были, Валерий, были! Может не на всех, но были. Я 3 года проработал на кафедре сначала старшим техником, потом учебным мастером. Было все. И по мелочам, когда доцент, появляясь не "на разводе" младшего персонала, мог подойти потом у лаборанту, которого ади другому человеку (инженеры, или преподавателю), и сказать: "брось ты этого чудака (на букву М), пошли со мной, будешь сегодня работать у меня" и заканчивая условиям аспиранту: "Внесешь меня в список соавторов - "черных шаров" на защите не будет. Нет - будут "черные шары". Так что бывало и в советское время, может быть конечно не в таком количестве...
  20. +8
    19 мая 2019 12:47
    Опять калибр растекся мыслью. Верней ее отсутствием. Что сказать то хотели? Что кафедры марксизма и прочих превратились в свое время рассадник местечковости, некомпетентности и предательства? Так вы этому самый характерный пример. Особенно ваши опусы о том как Гитлер Москву взял. А остальная часть статьи это только стоны о том какой калибр замечательный и почему же его не превозносят на каждом углу. А за что русофоба и германофила славить ?
    1. -1
      19 мая 2019 16:51
      alex71 (Алексей) Сегодня, 09:13
      +9
      Цитата: Татьяна
      А по техническим и точным дисциплинам такого, вероятно, всё-таки нет. Во всяком случае я на это надеюсь.

      Зря надеетесь. Еще хуже. Работал доцентом 15 лет в области естественных и точных наук, в 17 году ушел по причинам того, что изложено в статье (последняя часть). Однажды делал и оформлял ок.80 программ за неделю, другой раз - более сотни. Перед уходом за кафедрой "висело" всего то 1200 программ (!!!) - на 30 человек, из которых половина - карьеристы, бюрократы и бездельники, но как преподаватели и ученые - нули с первой значащей цифрой далеко за запятой.
      А уже после моего ухода расцвел плюс к этому и "электронный" маразм. Оставшаяся коллега рассказала, сколько времени тратит на эту формальную ерунду и как к этому относятся студенты.
      Все так, как написано, только еще хуже.
  21. +2
    19 мая 2019 13:05
    "Я, например, предлагал у себя на кафедре поручить это дело какой-нибудь лаборантке. Чтобы преподаватели сдавали ей свои журналы после занятия и вот пусть она сидит и тупо «вбивает» данные в этот самый ЭИОС".
    А автор не пробовал потратить несколько дней на освоение Autohotkey, Autoit или чего-нибудь в этом роде, чтобы сэкономить тем самым свои драгоценные часы. Если уж преподаватель не хочет осваивать что то новое, что же тогда со студентов спрашивать.
  22. +6
    19 мая 2019 13:33
    Читаю - вроде Шпаковский. Гаденько, мерзенько, в его стиле. Дочитал, смотрю - ан нет, точно Шпаковский)))) Я тебе открою тайну, дорогой автор: плевать при Союзе было, кто за кого замуж выходил, кто на ком женился. Если у тебя в коллективе было принято заглядывать в чужие трусы, то не надо проецировать ето на всю страну. А опубликовав такое, ты просто себя на всеобщее обозрение выложил, кто ты есть. Неприглядная картина.
  23. +4
    19 мая 2019 15:36
    "В одном университете перед такой вот проверкой уволилась целая кафедра!
    Мол, проверка уедет, а мы потом в двухнедельный срок наши заявления об увольнении возьмем назад..."

    Примечательная задумка, только увольняться надо было сразу всеми преподавателями университета.
    Профсоюзы могут защитить преподавателей? Пускай тоже подключаются.
  24. -3
    19 мая 2019 16:39
    Цитата: депрессант
    Агрессивное невежество одних подавляет разум других, погружая его либо в бумажное море, либо продукт разума -- в неподходящее место реального моря, где он и гибнет...

    Глупых в обществе 80%, умных 20. отсюда все проблемы!
    1. +5
      19 мая 2019 20:35
      Цитата: kalibr
      Глупых в обществе 80%, умных 20. отсюда все проблемы!

      Вячеслав Олегович, а себя Вы, наверняка, относите к умным? И действительно считаете, что самостоятельно можете сказать: вот этот - умный, а тот - глупец? Не слишком ли самонадеянно?
    2. +2
      20 мая 2019 13:07
      Цитата: kalibr
      умных 20. отсюда все проблемы!

      Британские учёные доказали: лишь 2% способны думать, 5% - думают, что они думают, остальные скорее лишат себя жизни, чем заставят себя думать.
      Видимо, вот эти 2% и создают все проблемы ( в Вашем понимании)
      1. 0
        20 мая 2019 16:45
        Проблемы в моем понимании как раз создают все остальные!
  25. -2
    19 мая 2019 16:40
    Цитата: Дальний В
    Я тебе открою тайну, дорогой автор: плевать при Союзе было, кто за кого замуж выходил, кто на ком женился.

    У всех свой жизненный опыт. Напишите про свой...
    1. +1
      19 мая 2019 23:21
      Не хочу. Мой жизненный опыт исключительно мой))))
      1. -2
        20 мая 2019 16:44
        Тогда зачем открывать "тайны"? Так при себе и держите...
  26. -3
    19 мая 2019 16:43
    Цитата: Алсеерз
    Особенно ваши опусы о том как Гитлер Москву взял.

    Разошлось два тиража. Опусы так не расходятся.
  27. -5
    19 мая 2019 16:43
    Цитата: Алсеерз
    Что кафедры марксизма и прочих превратились в свое время рассадник местечковости, некомпетентности и предательства?

    А почему так? Не знаете? Кто виноват?
  28. +5
    19 мая 2019 16:53
    "когда на нашей кафедре истории КПСС" одного этого выражения достаточно, чтобы понять кто здесь писатель.
    "Чукча не читатель - чукча писатель". История КПСС к ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ не относится.
    Кто учился в вузе в 80-х тот это понимает.
    1. -4
      19 мая 2019 17:00
      То, что Вы чукча, я уже заметил.
  29. -2
    19 мая 2019 16:56
    Если писать еще и об этом, то 6 материалов не хватит. А у нас все-таки ВО. И не поймут многие... Ведь и этот материал здесь поняли не все!!!
  30. -1
    19 мая 2019 16:58
    Цитата: Silvestr
    Хотя, может быть, мне не повезло с ВУЗом и где-то лучше

    У нас ректор генерал полиции!!!
  31. -1
    19 мая 2019 17:00
    Цитата: demo
    Все зависит от интеллекта преподавателя.

    Очень верно замечено!
  32. +8
    19 мая 2019 18:22
    Представляю себе Аристотеля, который, вместо того, чтобы гулять по саду в легкой задумчивости и рассуждениях с любознательными учениками, скучно матерясь скребет стилом на восковых табличках никому не нужные отчеты, чтобы обосновать неведомо каким Аидом придуманные баллы, и получить за них лишние два обола.
  33. +1
    19 мая 2019 18:56
    Цитата: депрессант
    Видимо, сложившийся образ жизни скоро уйдет в прошлое.

    К 2040 году!
    1. 0
      19 мая 2019 19:40
      Браво! Про 2040 год,
      Вячеслав Олегович,
      прочитал Ваш цикл, для человека стоящего рядом с ВШ, а не внутри, очень интересный анализ.
      1. -1
        19 мая 2019 19:48
        Я был внутри, уважаемый Эдуард. 36 лет. С 1982 года и до апреля прошлого года. Но так все осточертело, что ушел на пенсию. Я особо никогда в дела вузовские не влезал, написал исключительно на основе своих личных впечатлений.
        1. +3
          19 мая 2019 19:53
          36 лет - большой срок для осмысления, спасибо за них!
  34. Комментарий был удален.
  35. 0
    19 мая 2019 21:32
    Цитата: sergo1914
    про касту «историков КПСС»

    Разве статья об этом...
  36. -2
    19 мая 2019 21:36
    Цитата: Полимер
    себя Вы, наверняка, относите к умным? И действительно считаете, что самостоятельно можете сказать: вот этот - умный, а тот - глупец? Не слишком ли самонадеянно?

    Не слишком И к тому есть много совершенно объективных доказательств. У Вас вот много учебников по которым учатся студенты, грантов РГНФ, книг в Англии и Германии, Вы издавали собственный журнал, ставший брендом... до Чубайса мне, далеко, конечно. Но на самой нижней страте этих 20% я уж точно.
  37. +1
    19 мая 2019 21:44
    Цитата: Полимер
    И действительно считаете, что самостоятельно можете сказать: вот этот - умный, а тот - глупец?

    Есть очень интересный тест на наличие творческих способностей. А они как известно очень во многом определяют интеллект. Я проходил его у Б.П.Никитина, известного в 80-ые педагога и автора... книг и креативных программ. Набрал тогда 98 баллов из 100, но понятно, что доказать не могу. Но могу дать Вам тест который много лет проверял на своих студентах и который может очень много сказать о творческих способностях человека. Вы пишите сочинение, рассказ, неважно как назвать. На темы: 5-ое время года, 4 цвета времени и Мир 4-х горизонтов. Минимальный объем не ограничен, максимальны 2,5 стр. 14 шрифт 1,5 интервал. Попробуйте, пришли мне в личку. Можете многое узнать про себя чего и сами не знаете.
    1. +3
      19 мая 2019 22:40
      4 цвета времени

      напомнило smile
  38. +2
    20 мая 2019 06:15
    Не совсем понял про поливание грязью аспирантов, в моей практике все было нормально. Но то, что "дух науки" почти ушел из вуза я согласен. Понятно, что не совсем и не навсегда. кто знает?...
    1. 0
      24 мая 2019 09:49
      думаю поколение ЕГЭ потеряно навсегда. В 5-м классе никто! не смог ответить на вопрос: Почему Герасим назвал собачку Муму?
  39. -2
    20 мая 2019 06:23
    Цитата: Amur
    Не совсем понял про поливание грязью аспирантов,

    Как-нибудь расскажу и об этом...
  40. 0
    20 мая 2019 06:26
    Avior (Сергей) С этим тестом не знаком. Их много... Но мой лучше многих, потому, что писать умеют все, а вот рисовать нет. И если человек сколько не старается не может написать 5-ое время года и говорит - "Такого нет", то... кто он будет? Слово правилами сайта запрещенное!
    1. +2
      20 мая 2019 14:23
      На темы: 5-ое время года, 4 цвета времени и Мир 4-х горизонтов

      Сочинение на такие темы покажет только умение "растекаться мыслью по древу". Какое это имеет отношение к креативности?
  41. 0
    20 мая 2019 16:42
    Цитата: Гнусный скептик
    Сочинение на такие темы покажет только умение "растекаться мыслью по древу". Какое это имеет отношение к креативности?

    Долго объяснять,но имеет. Кляксы Роршаха... вообще кляксы, не так ли, а имеют значение...
  42. +2
    20 мая 2019 17:13
    Цитата: ROSS 42
    Но это не значит, что даже при таком образовании из стен медицинской академии не может выйти знающий, тактичный, порядочный и доброжелательный доктор...
    К перечисленному набору качеств в прежние времена добавили бы: профессионально подготовленный. Теперь высокий уровень подготовки автоматически полагается излишним.
  43. 0
    20 мая 2019 18:26
    Цитата: kalibr
    Долго объяснять,но имеет. Кляксы Роршаха...

    О, тест Роршаха! Ja-ja! Встаньте на одну ногу, руки вытяните перед собой (раньше у ОРУД и ГАИ не было трубочки, куда подуть...). Кто завалил тест Роршаха - тот клякса-плакса! А не водитель грузовика или автобуса!
  44. +2
    21 мая 2019 00:49
    ВШ СССР - это сеть учреждений профессионального образования. За подготовку кадров отвечал профильный министр. Министерство промышленности и торговли (!) не является профильным. Минобраз не способен организовать такую подготовку, поэтому в ВУЗе идёт процесс "дипломирования", хотя такой диплом раньше можно было просто купить в подземном переходе. Например англичане сильно возбудились по поводу Р. Абрамовича, когда он судился с ББ, но не потому что он так быстро сколотил капитал, а потому, что он как-то быстро получил диплом о высшем образовании.
    Современная система образования в РФ родилась в результате контрреволюционных преобразований.Большевистская политическая революция с 1991 года считается ошибкой. А ведь она повлекла социальную революцию, промышленную, культурную, образовательную, научную... ВШ СССР - результат политических ошибок населения. ВШ РФ - результат исправления этих ошибок "элитой". В этом суть.
  45. 0
    22 мая 2019 20:49
    насчет бюрократизации поддерживаю, насчетпограмм, да пишите их под копирку , только титульные лисьы заменяте, "а балочку мы выберем деревянненькую потому что все равно никто этого не прочитает"
  46. 0
    23 мая 2019 12:30
    Цитата: владимир1155
    потому что все равно никто этого не прочитает"

    У нас читают, и очень внимательно!
  47. 0
    24 мая 2019 09:40
    Поддержу та же бодяга. Сейчас обучить грамотного инженера в разы труднее чем успешного трейдера. я поработал и там и там. И еще чтоб получить зачет или оценку за экзаменпервая стадия: подкуп.отказываешься тогда могут и шантаж применить.... Как то 5-й курс попросил ПГС дать определение косинуса или синуса полгруппы умудрилось написать только обозначение cos@ и sin@. Уточняю: мне нужно определение а не обозначение! Полный (северный пушной зверек). Почему я 40 лет назад закончивший школу определение могу дать в любом состоянии а они не могут не понимаю!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»