Оружие Второй мировой. Тяжёлые истребители

123

Каке самолеты вы считаете лучшими?

1. Messerschmitt Bf-110 - 54 (17.48%)
17.48%
2. Bristol Beaufighter I - 17 (5.5%)
5.5%
3. Lockheed P-38D Lightning - 187 (60.52%)
60.52%
4. IMAM Ro.57 - 1 (0.32%)
0.32%
5. Potez 630 - 1 (0.32%)
0.32%
6. Петляков Пе-3 - 49 (15.86%)
15.86%
Как бы странно ни смотрелось это высказывание, но на появление ветви тяжелых истребителей в первую очередь сыграла противоречивая доктрина Дуэ. Именно господину Дуэ жители советских, немецких, японских и английских городов обязаны массированным бомбардировкам, так как именно Дуэ разработал теорию массированных бомбардировок городов с целью устрашения.

А армады бомбардировщиков потребовали защиты. Ибо в середине 30-х годов до появления «сверхкрепостей», способных отмахаться от любого истребителя, еще не дошло, а желание того же Гитлера поставить на колени англичан было вполне осязаемо.



А вот возможностей для сопровождения бомбардировщиков было мягко говоря, маловато. Так и начали появляться тяжелые машины, способные, в первую очередь, лететь далеко и поражать противника не за счет маневра и скорости, тут понятно, что более легкие одномоторные самолеты превосходили своих двухмоторных собратьев. Расчет делался на то, что в освободившейся носовой части можно будет разместить сильную батарею, способную нивелировать преимущество нападающих.

Кроме того, двухмоторные самолеты обладали большей дальностью или временем полета, и, если первое с течением войны стало не совсем актуально, то второе пригодилось, и двухмоторные истребители сопровождения переквалифицировались в основном своем большинстве в ночные истребители.

Но это совершенно другая история, а мы начнем наш экскурс в ангар с двухмоторными истребителями начала Второй мировой войны.

1. Messerschmitt Bf-110. Германия


Про этот самолет можно сказать только то, что первым всегда сложнее. Фактически 110-й стал первым из отряда двухмоторных истребителей со всеми выходящими из этого последствиями.



Если предшественник и донор в плане некоторых узлов, истребитель Bf-109, получил в Испании прекрасную рекламу, то с Bf-110 было наоборот: о нем все слышали, но никто не видел. Вот такой парадокс, но Люфтваффе совершенно не собиралось барыжить истребителем, а планировало исключительно для себя.

Боевое крещение 110-й принял в «Битве за Британию». Группы «охотников» с аэродромов во Франции должны были сопровождать бомбардировщики, сметая все на их пути. Так, по крайней мере, планировал Геринг.

Оружие Второй мировой. Тяжёлые истребители


Реальность оказалась более печальной, в принципе, как многие планы рейхсмаршала, сгорела фактически синим пламенем. А большая часть 110-х была уничтожена более маневренными «Спитфайрами, хотя, стоит отметить, что и «Харрикейн» оказался для «Мессершмитта» очень крепким орешком, хотя и уступал немцу в скорости.

В итоге самолет, созданный для эскорта бомбардировщиков, сам потребовал защиты от истребителей.

После откровенной неудачи в «Битве за Англию» 110-й был объявлен неудачной машиной, неспособной справится с возложенными на него задачами.



Согласимся с тем, что машина была не без недостатков, но в целом это был весьма выдающийся самолет. Возможно, даже лучший в своей категории. А весьма посредственные успехи в 1940 году в основном были обусловлены в первую очередь тем, что в Люфтваффе не сумели правильно определить и поставить задачи для Bf-110, который ни при каких условиях не смог бы завоевать превосходство в небе Англии в борьбе с одномоторными истребителями Королевских ВВС.

Дальше была Польша. В боях с не самыми современными польскими истребителями 110-й проявил себя вполне нормально. Однако намного более роскошно Bf-110 показал себя в боях с британскими «Веллингтонами», начавшими «ответные дружественные» визиты на территорию Германии. После Польши Bf-110 воевал в Норвегии, Франции, в Африке, на Восточном фронте (очень ограниченно).

В целом же самолет отлетал всю войну, «от звонка до звонка». Последние 110-е были выпущены в марте 1945 года. Правда, после 1943 года они воевали в основном в войсках ПВО в качестве ночного истребителя. Но это уже совершенно другая история.



Достоинства: вооружение, бронирование, универсальность

Недостатки: двигатели (на первом этапе), маневренность, как горизонтальная, так и вертикальная


2. Bristol Beaufighter I. Великобритания


Это вообще один из наиболее удачных боевых самолетов, использовавшихся кем-либо из участников Второй мировой войны. Причем, не результат планомерных разработок, а плод импровизации, причем весьма вольной. Почти джаз.



Но эта импровизация оказалась весьма многофункциональной машиной, которая провоевала, как и Bf-109 всю войну на всех ТВД, которые можно было измыслить для британской машины, от самой Британии до островов в Тихом океане. Единственное, где не воевали «Бофайтеры», это был Восточный фронт.

Итак, я сказал слово «импровизация». На деле все обстояло так: жил-был весьма посредственный бомбардировщик «Бленхейм».



О нем будет отдельный рассказ, этот несчастный бомбер достоин того, чтобы о нем поговорить. Но машина была так себе. Очень так себе. Что привело вполне очевидно, к попытке сделать из «так себе» хотя бы «что-то».

«Что-то» — это тяжелый истребитель. «Бофайтер» — это как раз переделка «Бленхейма» в истребитель, используя наработки по другому самолету – «Бизли». Bristol Bisley – это как раз первый шаг на пути переделки бомбардировщика в истребитель, довольно неудачный. Настолько, что «Бизли» лишили имени и назвали «Бленхейм» IV.

Откуда взялся тогда «Бофорт»? Все просто. «Бофорт» — это «Бленхейм», который собирали по лицензии в Австралии. Но так как в переделку первыми пошли самолеты австралийской сборки, то есть, «Бофорты», то отсюда и название: Beaufort-fighter, «Бофорт-истребитель». «Бофайтер».



Что сделали британцы для того, чтобы получилось «то самое» из «так себе»? Понятно, что убрали бомбы. Потом убрали топливо, которое перемещало бомбы. Потом убрали двух стрелков, ибо истребитель. Фактически – минус тонна.

Экипаж состоял из двух человек. Первый – понятно, пилот, а вот второй… Второй член экипажа должен был совмещать несколько функций, а именно радиста, штурмана, наблюдателя и заряжающего!

Основным вооружением «Бофайтера» были 4 пушки «Испано-Сюиза» с барабанным питанием! Ну не было у британцев других на тот момент!

И этот второй член экипажа в бою должен был открыв специальный люк, засунуться в носовую часть самолета и там, в дыму и пороховых газах перезаряжать пушки! Вручную!

Кстати, в том же отсеке размещались еще 4 пулемета калибром 7,7-мм, что однозначно делало задачу высшим пилотажем с примесью мазохизма. Но когда это крутых британских парней волновали такие мелочи?

Зато как можно было от души шарахнуть из восьми стволов…

Кстати, внезапно выяснилось, что «Бофайтер» летает намного лучше, чем «Бофорт» и «Бленхейм»! Он оказался намного более маневренным, что не мудрено, при такой развесовке и снижении веса.



Потом дополнительным бонусом оказалось то, что в пустой корпус в середине «Бофайтера» вполне нормально можно запихнуть радиолокатор AI Mk IV, что и было осуществлено. И «Бофайтер» стал ночным истребителем задолго до многих одноклассников. Правда, этот радар был, мягко говоря, сыроват и слабоват в плане мощности, так что основные победы «Бофайтеры» совершали без него. Но факт, Британия в 1940 году заимела ночной истребитель с радаром.

В общем, «Бофайтер» провел всю войну примерно так, как и был создан, то есть, не совсем понятно, но весело. Дрался с немецкими и японскими бомбардировщиками, мог отоварить и немецкий истребитель. Японцы брали маневренностью, но тут они вообще вне конкуренции были всю войну. Штурмовал баржи и катера, гонял японские танки и пехоту в Бирме, Таиланде, Индонезии.

В общем – как есть, воздушный рабочий войны. Многофункциональный и простой, как барабан.



Достоинства: вооружение, дальность, маневренность

Недостатки: скорость, сложность конструкции.


3. Lockheed P-38D Lightning. США


Отдаем честь! Самолет примечательный и замечательный уже тем, что на нем летал и погиб Антуан де Сент-Экзюпери, лучший из летавших писателей и парни, отправившие на то свет адмирала Ямамото. Ну и Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации (40 и 38 побед).



«Лайтнинг», несомненно, претендует на звание одной из лучших боевых машин Второй мировой. Очень сложно оценивать и сравнивать, но машина была приближена к совершенству. В конструкции Р-38 было реализовано очень много новинок технического характера.

С боевой составляющей было так: в Европе и Северной Африке «Лайтнинг» не блистал совершенно. Более того, учитывая, что американцы в отличие от советских летчиков четверкой на два десятка не ходили никогда, потери были весьма впечатляющими. На заявленные 2500 сбитых немецких и итальянских самолетов пилоты Р-38 потеряли около 1800 своих. Учитывая обязательные приписки – могли и один к одному разойтись.



А вот на Тихом океане самолет «зашел». Да еще как! Двухмоторный Р-38 не был таким скоростным, как одномоторные самолеты и таким же маневренным. Более того, с маневренностью у него в некоторых режимах вообще беда была, которая могла закончится срывом хвостового оперения.

Но именно «Лайтнинг» с его конструкцией обеспечивал одновременно высокую огневую мощь, большую дальность и безопасность дальних рейдов над морем за счет двухмоторной схемы.

Р-38 использовали все так же в качестве многофункционального самолета: истребителя-перехватчика, истребителя сопровождения, истребителя-бомбардировщика, разведчика, самолета-лидера. Были вообще уникальные модернизации, например, самолет-постановщик дымовых завес для кораблей или санитарный эвакуатор раненых в подвесных контейнерах.

P-38 был единственным самолётом, выпускавшимся в США на всём протяжении войны. Это говорит об очень многом.



Достоинства: вооружение, скорость, легкое управление, живучесть

Недостатки: нестабилен на высоких скоростях, отсутствие защиты задней полусферы.


4. IMAM Ro.57. Италия


Муссолини, реализуя свои амбициозные планы, потребовал от авиапроизводителей создания тяжелого истребителя для сопровождения бомбардировщиков. Кроме того, самолет предполагалось использовать в качестве перехватчика и барражирующего истребителя, на что одномоторные истребители явно не годились по запасу топлива.



В итоге появился герой нашего короткого рассказа: IMAM Ro.57.

Сказать, что самолет был выдающимся, в общем и целом нельзя. Однако, как и все итальянские самолеты того времени он обладал весьма приличной аэродинамикой и управляемостью. Двигатели, которые устанавливались на самолет, не были способны дать истребителю выдающуюся скорость. Очень сильно подкачало вооружение, которое состояло всего из двух 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части фюзеляжа.



В целом самолет получился «на отвали». Особенно в плане вооружения. Если сравнить с одноклассниками, то IMAM Ro.57 был слабейшим в этом плане в своем классе. Несмотря на это Regia Aeronautica не собиралась отказываться от этого проекта и предложила фирме IMAM доработать самолёт.

В результате в 1941 году была создана модифицированная версия IMAM Ro.57bis, оснащенная двумя 20-мм пушками и тормозными решетками, что дало самолету возможность сбрасывать бомбы с пикирования. К сожалению силовая установка осталась прежней (два Fiat A.74 RC.38, мощностью 840 л.с. каждый), что привело к дальнейшему снижению летных характеристик.

Это имело серьезные последствия для судьбы самолета: первоначальный заказ на 200 самолетов Ro.57 был пересмотрен в сторону уменьшения до 90 самолетов. Планировалось, что выпуск Ro.57 составит 50-60 машин, но было уже ясно, что этот самолет уже не нужен: в 1939 году это еще был хороший перехватчик со слабым вооружением (два 12,7-мм пулемета), четыре года спустя (за время от опытного образца до серийного производства) это была уже устаревшая машина даже с усиленным до двух 20-мм пушек вооружением.



Самолет принял участие в боевых действиях, но из-за откровенно слабого вооружения не показал каких-либо результатов. В результате боевых действий до капитуляции Италии дожили всего четыре экземпляра Ro.57.

Достоинства: маневренность

Недостатки: вооружение, которое не позволило машине стать реальным истребителем


5. Potez 630. Франция


Французы не остались в стороне от разработки двухмоторных истребителей, и, в принципе, шли почти параллельно с немцами. Французское военное ведомство задумало в 1934 году разработать многофункциональный самолет, который мог бы использоваться как лидер истребителей, с которого по радио руководили бы группой истребителей в бою, дневного истребителя-штурмовика, способного также сопровождать бомбардировщики, и ночного истребителя.



Первая машина планировалась трехместной, вторая и третья – двухместными. Вообще сама по себе идея этакого летающего КП была свежа и довольно интересна, особенно учитывая то, что радары в те годы только находились в стадии разработки и испытаний.

Основным требованиям к самолетам была высокая (более 4 часов) продолжительность полета и манёвренность, сопоставимая с одномоторными самолетами. Отсюда очень резкое ограничение по массе (до 3,5 тонн) и довольно небольшой выбор моторов.

Технологически получился очень примечательный и простой самолет. На изготовление одного такого истребителя уходило всего 7500 человеко-часов. Это практически столько, сколько требовал Девуатин D.520 и почти вдвое меньше, чем на устаревший Моран-Солнье MS.406.

Касаемо боевых действий. Как и все французские самолеты, «Потэ 630» воевал сразу на все стороны света одновременно.



Самолёты ВВС Франции использовались в Битве за Францию с мая по июнь 1940 года. В январе 1941 они же применялись против войск Таиланда в Камбодже. В ноябре 1942 года самолёты, принадлежавшие на тот момент правительству Виши воевали с английскими и американскими самолетами при высадке союзников на побережье Северной Африки, а одновременно самолеты, принадлежавшие ВВС Франции на территории африканских колоний, применялись против самолетов Германии и Италии.

Как воевали «Потэ 630». Сложно. Вообще легкий и маневренный самолет с реально длительным временем полета был до ужаса медленным и практически безоружным. На момент свое краха Франция не смогла решить вопросы по выпуску авиапушек «Испано-Сюиза» в должном объеме, потому основная масса «Потэ-630» выпускалась в варианте разведчика, с тремя пулеметами 7,62-мм пулеметами.

На таком некоторое время воевал Антуан де Сент-Экзюпери. И положительных отзывов в книге «Военный летчик», честно говоря, немного.

Хотя иногда даже получалось сбивать самолеты противника, что с помощью не самых хороших пулеметов МАС.34 уже было подвигом.



А идея летающих командных пунктов была все-таки реализована, и 630-е в некотором роде заменяли современные самолеты ДРЛО, только в оптическом диапазоне, глазами наблюдателя-диспетчера. Так как Р.630 и Р.631 по продолжительности полета значительно превосходили одномоторные истребители, это получилось использовать по полной программе.

Иногда летающие КП пытались атаковать самостоятельно. И даже получалось сбивать немецкие самолеты, но это было редко.

По большому счету, кроме разведывательных вылетов и корректировки огня артиллерии, большого вклада у «Потэ 630» не вышло. Слишком медленный и слишком слабый. Кроме того, был еще один неприятный момент: французский самолет волею судьбы был очень схож визуально с немецкими Bf 110C. Потому экипажам французских истребителей и разведчиков перепадало от своих, наверное, чаще, чем от немцев. По ним стреляли и с земли, и с истребителей, как французских, так и английских.

Была попытка улучшить отчаянное положение с вооружением, и появилась модификация «Потэ Р.631», на котором пулеметы были заменены на 20-мм пушки «Испано-Сюиза» с боекомплектом 90 снарядов на ствол. В войска поступило чуть больше 200 таких самолетов и какого-то значительного влияния на ситуацию в общем они не смогли оказать.



Здесь, справедливости ради, стоит отметить, что виноват не столько самолет, сколько бардак в разваливающейся армии Франции.

Достоинства: простота конструкции, прекрасная маневренность, длительность полета

Недостатки: скорость, вооружение.


6. Петляков Пе-3. СССР


Наверное, не стоит напоминать, что «сотка», прототип Пе-2 и Пе-3 проектировался именно как высотный истребитель. Так распорядилась ситуация, что истребитель временно отложили в сторону, и в серию пошел переделанный из него пикирующий бомбардировщик.



С целью максимальной унификации с серийно строившимся Пе-2 было принято решение изменить лишь самый минимум узлов и агрегатов. Заново пришлось спроектировать только гермокабину и мотогондолы для моторов М-105Р с турбокомпрессорами. И высотный истребитель был готов.

Наступательное вооружение разместили на месте прежнего бомбоотсека: две пушки ШВАК и два пулемета ШКАС в единой батарее. Оборонительное вооружение полностью взяли от Пе-2, то есть, 12,7-мм пулемет БТ для верхней полусферы и ШКАС для нижней.

Кроме того, многие машины выпускались в качестве ночного истребителя, с двумя прожекторами в подкрыльевых каплевидных контейнерах. Подтверждений эффективных действий Пе-2, оснащенных прожекторами, в немецких документах найти не удалось. Однако по свидетельствам наших летчиков, зачастую немцы предпочитали не искать приключений, попадая в лучи прожекторов на самолетах и уходили, сбрасывая бомбы куда попало.

Свою основную роль Пе-3, пожалуй, сыграл при обороне Москвы как ночной истребитель. Немецкие бомбардировщики шли к Москве без истребительного прикрытия. В этих условиях очень полезен был истребитель с большой продолжительностью полета, сильным залпом и хороший обзором, позволяющим засекать вражеские самолеты.

Стоит напомнить, что с радарами у нас все было очень печально.



Однако, если сравнивать технические данные Пе-3 с характеристиками близкого по конструкции и назначению немецкого истребителя Bf.110C с моторами DB601A, то как бы все становится не так радужно.

При практически одинаковой дальности, скорости полета у земли (445 км/ч) и времени набора высоты 5000 м (8,5-9 мин), «Мессершмитт» был на 1350 кг легче и обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости (он выполнял вираж на высоте 1000 м за 30 с, а Пе-3 — за 34-35 с).

Вооружение у 110-го тоже было посильнее: четыре пулемета 7,92-мм и две 20-мм пушки MG/FF против одной пушки 20-мм и двух пулеметов 12,7-мм у нашего самолета. Такая комплектация обеспечивала «Мессершмитту» массу секундного залпа примерно в полтора раза большую, чем у Пе-3.

Пе-3 был несколько быстрее, но только до того момента, как на вооружение люфтваффе начал поступать Bf.110E с более мощными моторами DB601E, и тут уже немец начал иметь превосходство.

Многие Пе-3 воевали в качестве воздушных разведчиков. Самолеты вооружались аэрофотоаппаратами АФА-1 или АФА-Б и находились в составе полков дальней разведки (ДРАП). Таких полков в ВВС РККА было пять.



Кроме работы ночным истребителем и разведчиком, Пе-3 в составе различных полков занимались поисками и атаками подводных лодок противника, нанесением штурмовых ударов, лидированием самолетов, поступающих по ленд-лизу через Аляску.

Под Сталинградом действовала отдельная эскадрилья перехватчиков Пе-3 с установленными на них радиолокаторами «Гнейс-2». Экипажи самолетов осуществляли обнаружение и наводку на транспортные самолеты противника основных истребительных сил.

Многие Пе-3 закончили свою службу в составе ВВС Северного флота, где прикрывали действия топмачтовиков и торпедоносцев.

К концу лета 1944 года во всех частях ВВС РККА осталось на ходу не более 30 экземпляров Пе-3 разных вариантов. В основном самолёты применялись для визуальной и фотографической разведки.



Достоинства: простота в производстве, надежность, дальность действия

Недостатки: слабые моторы, скорость, маневренность.




Что можно сказать в итоге? Несмотря на то, что двухмоторный истребитель как таковой не состоялся как класс, тем не менее, машины стали основателями другого класса: многоцелевых универсальных ударных самолетов. И несмотря на то, что после окончания Второй мировой войны двухмоторные истребители сошли с арены, их воплощения работают в небе и по сей день.

Кстати, кого-то может удивить отсутствие здесь японских истребителей. Все в порядке, пользу этих самолетов японцы поняли позже всех, и они стали появляться ближе к концу войны. Но это были весьма достойные машины, так что к ним, так же, как и к другим двухмоторным истребителям второй половины той войны, мы обязательно вернемся.
123 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 июля 2019 18:11
    Проголосовал за Р-38, безусловно, самый выдающийся в представленном ряду. Ме-110 безусловно второй, у него были и успехи, и провалы, самую большую своб роль он играл как ночник в отражении налётов на Германию. По совокупности ТТХ Пе-3 третий, в соответствии с номером, но их выпущено крайне мало, и использовалось по назначению ещё меньше. Пе-3 просто не повезло. Самолёт был нужен как дальний истребитель на флоте.
    1. +3
      1 июля 2019 18:17
      Цитата: Гончар
      Самолёт был нужен как дальний истребитель на флоте.

      Не только. Этот самолет еще хорошо себя показывал как дальний истребитель сопровождения, лучше чем дальние Яки
      Цитата: Гончар
      Проголосовал за Р-38, безусловно, самый выдающийся в представленном ряду.
      Согласен.
      Дождемся второй части статьи, так как во второй половине ВМВ в качестве тяжелых ночных истребителей использовали переоборудованные бомбардировщики и у немцев лучшим таким оказался Ю-88
      1. +1
        1 июля 2019 19:03
        Как тяжёлый ночной истребитель в системе ПВО ему также было место, и он среди немногих оснащался РСЛ Гнейс, в таком оснащении немало попиратствовал на коммуникациях снабжения окруженной 6 ТА немцев под Сталинградом. Но сам характер войны задал выпуск основной массы самолётов Петлякова в варианте Пе-2, пикирующего фронтового бомбардировщика.
        1. 0
          1 июля 2019 19:07
          Цитата: Гончар
          Но сам характер войны задал выпуск основной массы самолётов Петлякова в варианте Пе-2, пикирующего фронтового бомбардировщика.

          Была попытка, уже с Мясищевым, как главным конструктором, по выпуску тяжелого истребителя Пе-2И, но серия не пошла, а ее наработки пошли на модернизацию бомбера Пе-2 серийного
    2. +3
      2 июля 2019 12:45
      Цитата: Гончар
      Проголосовал за Р-38, безусловно, самый выдающийся в представленном ряду. Ме-110 безусловно второй, у него были и успехи, и провалы, самую большую своб роль он играл как ночник в отражении налётов на Германию. По совокупности ТТХ Пе-3 третий

      В целом поддерживаю. "Лайтнинг" был замечательным самолётом, самым удачным из всех вышеперечисленных при умелой тактике использования.

      Bf-110 - выдающийся самолёт, рабочая лошадка Люфтваффе, как ночной истребитель воевал вообще с 1939 по 1945 годы (все остальные "ночники" дойчей - их было мало и они были "сырыми"), а так универсал с широкими специализациями (у меня была статья о них среди ранних материалов).

      Пе-3 - не согласен; да, их было немного, и они часто использовались без учёта специализации, ну и что ? Единственный их более-менее серьёзный специализированный успех - участие в "Битве за Москву". По показателям боевой эффективности "Бофайтеры" рулят, твёрдое 3е место, они вполне надёжно прикрыли небо Британии от ночных рейдов немецких бомбардировщиков.
  2. +4
    1 июля 2019 18:11
    :Жаль, что в СССР не смогли наладить выпуск Та-3, это был бы очень достойный тяжелый истребитель
    1. 0
      2 июля 2019 17:16
      Как обычно проблема с двигателями.
      1. +1
        2 июля 2019 17:20
        Цитата: rOpe
        Как обычно проблема с двигателями.

        Не так с двигателями, как гибель Главного Конструктора и "подковерные игры"
        1. +3
          2 июля 2019 17:26
          К августу 1942 года испытания Та-3бис были закончены. Крупных претензий к планеру и системам не было, но хронические неприятности с моторами М-89 не позволили рекомендовать самолет в серию. Решением, по-видимому, была бы замена двигателей на уже вполне доведенные М-82. Однако нужда в двухмоторном одноместном истребителе почти перестала ощущаться. Примерно так.
          1. +2
            2 июля 2019 17:31
            Цитата: rOpe
            Однако нужда в двухмоторном одноместном истребителе почти перестала ощущаться.

            Фраза которая для 44-го года звучит смешно, а уж для 42-го так вообще. Как будто не было необходимости вести бои на севере и прикрывать караваны.
            1. +1
              2 июля 2019 17:39
              Летом 1942 года был снят с производства Пе-3бис, и лишь ВВС Военно-Морского Флота выразили сожаление в связи с этим. Позднее, в 1943 году, потребность в двухмоторном истребителе вновь признали. Он был необходим для ночного перехвата, блокирования вражеских аэродромов при налетах Дальней Авиации, а также в качестве истребителя-бомбардировщика. Пе-3бис уже не соответствовал требованиям времени, а имевший великолепные потенциальные возможности поликарповский ТИС был абсолютно новой машиной, для которой не оказалось подходящих серийных моторов. В общем то вы правы гибель гибель Главного Конструктора не дала возможности Та-3 встать на крыло.
              1. +1
                3 июля 2019 00:44
                Гр-1 Грушина на мой взгляд мог получится куда более удачной машиной чем Та-3
                http://www.airwar.ru/enc/fww2/gr1.html

                1. 0
                  3 июля 2019 01:44
                  Даже если не рассматривать тот факт, что тех.документация на самолёт была потеряна во время эвакуации и был повреждён прототип . В 41 было произведено всего 29 моторов ам-37. После эвакуации недостатки мотора не смогли исправить. Производство не возобновлялось.
                2. 0
                  3 июля 2019 02:54
                  Извините, но судить вот так очень сложно. Без эксплуатации. Многие модели показали себя очень неплохо хотя читая о недостатках ужасаешься кому оно вообще нужно. И наоборот - на земле или в проекте достоинство на деле в выполнении задач могло оказаться недостатком.
                3. 0
                  3 июля 2019 13:44
                  Мы сейчас гадать будем какой МОГ БЫ быть лучше???
                  Тогда давайте сюда "до кучи" и ТИС Поликарпова с ДИСом Микояна-Гуревича, он же МиГ-5...
                  Если уж вы начали "гадать", то давайте уже тогда "по полной программе"!
                  1. +1
                    3 июля 2019 14:10
                    А зачем гадать то? Просто смотрим какая машина была ближе по характеристикам к лучшим двухмоторным истребителям Второй Мировой, а это "Москито" FB.VI, "Лайтинг", Ме -410, плюс "ночник" He-219, главное качество делавшее их лучшими это высокая скорость, а если сравнивать ТИС, ДИС и Гр-1, то наивысшая проектная скорость была именно у машины Грушина, 650 км/час, такая же как у "Москито".
                    1. 0
                      3 июля 2019 15:20
                      Я выше писал, что перспективный мотор, под который проектировался Гр-1, так и не смогли довести. Так, что да в основном получается, что мы гадаем) И это касается практически всех самолётов проектировавшихся под перспективные моторы в предвоенном СССР.
                    2. 0
                      4 июля 2019 11:35
                      Знаете, а вот Ме-410 как-то не является "лучшим двухмоторным" истребителем...
                      "Тевтонский авиагений Вилли" так его и не довел до ума, и именно из-за неудачи с Ме-210/410, он и попал в опалу фюрера...
  3. +6
    1 июля 2019 18:25
    Как увидел заголовок, сразу, почему-то вспомнились американские "Тандерболты", "Корсары" и пр. На фоне наших и европейских самолетов - реальные тяжелые истребители. Мне кажется, их вполне можно сравнивать с вышеперечисленными. И количество двигателей тут ни причем.
    1. 0
      1 июля 2019 19:23
      Цитата: DimanC
      Корсары"

      Корсар тяжёлый? belay
      1. +4
        1 июля 2019 22:39
        Цитата: Ингвар 72
        Цитата: DimanC
        Корсары"

        Корсар тяжёлый? belay

        Тяжелый в смысле массы. Все-таки 5600 кг-не баран чихнул.
      2. +7
        1 июля 2019 23:46
        Корсар - тяжелый неповоротливый ударный истербитель... там один движок под 2 тонны весил, я уж молчу что як3 имел вес 2,6 тонны, Bf109F 2,3 тонны пустой, 3,1 на старте.

        Вот и прикиньте гипотетически кто бы кого, легко первертел в манвренном бою.

        У амеров везде куда не кинь тяжелые истербители неповоротливые что р47, что р51, р38 . Разве что Р39 / P63 более или менее легкие и р40 - эти легкие по американским стандартам.
        1. +1
          2 июля 2019 14:57
          Цитата: EXPrompt
          У амеров везде куда не кинь тяжелые истербители неповоротливые что р47, что р51, р38

          Это связано с расстояниями на театрах боевых действий.
          Вообще P51 и P40 вполне себе легкие истребители.
          1. +1
            2 июля 2019 18:15
            Я бы не сказал что и Р51 легкая машина.
            Масса пустого: 3466 кг
            Нормальная взлётная масса: 4585 кг
            Максимальная взлётная масса: 5493 кг

            Я примеры уже приводил, взлётных масс --- 3,1 тонны Bf109.... 2,6 Тонн Як3
            3,1 тонна или 4,5 это огромная разница.
            Потом я читал что у Р51 был отвратительный профиль крыла, он сделан для максимальной скорости, но для маневренного боя профиль его крыла очень плох.
            Короче быстрый, тяжёлый и топор не маневренный.
            1. 0
              2 июля 2019 20:41
              Цитата: EXPrompt
              и топор не маневренный.

              У земли. А на 7620 метрах ?
              1. 0
                2 июля 2019 21:33
                И чего?
                Большая часть боев 2й мировой проводилось на высоте до 5км.
                На нашем фронте даже ниже.
                1. +2
                  2 июля 2019 21:41
                  Цитата: EXPrompt
                  Большая часть боев 2й мировой проводилось на высоте до 5км.

                  Над Западной Европой рабочая высота полета и драки колебалась от 6 до 8 тысяч, так что ламинарное крыло Кобылы было вне конкуренции.
            2. -1
              3 июля 2019 14:20
              Цитата: EXPrompt
              Я примеры уже приводил, взлётных масс --- 3,1 тонны Bf109.... 2,6 Тонн Як3
              3,1 тонна или 4,5 это огромная разница.

              Масса P-51 сравнима с Bf109G, только двигатель полегче. Максимальная взлетная масса не отражает легкость самолета. Можно весь бензин не заливать.
              Покрышкин как-то писал о пользе хорошего запаса топлива в исходе воздушных боев. Многие маневренные И-15, И-16 и Як-1 были сбиты только потому, что не имели достаточно топлива для ведения воздушного боя, - их сбили на выходе из боя. Управление авиацией не позволяло гибко подбрасывать резервы.
              Ламинарный профиль крыла и его прочность позволяли эффективно бум-зумить с большой высоты, что давало тактическое преимуществу этому самолету относительно маневренных самолетов типа Як-1, Як-3, Ла-5, P-39
              1. +1
                3 июля 2019 19:46
                Цитата: goose
                Масса P-51 сравнима с Bf109G,

                109Г6. Пустой 2675 кг, взлетный-3150., максимальный-3400.
                П-51Д. Пустой 3232 кг, взлетный-4581, максимальный-5262.
                Совсем сравнима. Разница в ПОЛТОРЫ ТОННЫ !
                1. -1
                  4 июля 2019 09:39
                  Цитата: Альф
                  Совсем сравнима. Разница в ПОЛТОРЫ ТОННЫ !

                  Повторяю еще раз, необходимо сравнивать самолеты со схожим оборудованием и топливом
                  С Bf109G-6 нужно сравнивать P51B, масса пустого 3100. Немец имеет дальность действия 560 км без ПТБ, американец 1340 без ПТБ. Это значит, что в американца для сравнения нужно заливать втрое меньше топлива. В результате взлетная масса будет иметь разницу всего в 500 кг. Учитывая разницу в мощности двигателя и качестве нагнетателя, примерно паритет по энерговооруженности, с той разницей, что у немца это всего на 10 минут, а у американца на целых 30.
                  Воздушные бои в Венгрии и Румынии не подтвердили даже равенства между ними, американец всегда имел преимущество за счет ТТХ.
                  Модификация D весила на 200 кг больше, имела на 70 л.с. больше мощность и дальность больше еще на 200 км дальше без ПТБ + еще 2 пулемета М2, т.е. не нагрузилась бесполезным весом точно, и BF109G-6 с ним было нисколько не легче.
  4. +1
    1 июля 2019 18:40
    У Пе-3 не было лобового бронирования вроде.
    1. +3
      1 июля 2019 18:54
      Цитата: alien308
      У Пе-3 не было лобового бронирования вроде.

      На первых моделях - да.
      Отсутствие бронирования спереди означало полную незащищенность экипажа от оборонительного огня противника. В докладе командира 95-го СБАП полковника С.Пестова отмечалось, что если броню не установить, то "полка не хватит и на две атаки". Такую же точку зрения отстаивал и командир эскадрильи капитан А.Жатьков, направивший письмо прямо секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову.

      Исправлять положение начали только на Пе-3бис.
  5. +2
    1 июля 2019 18:59
    А где "Москито"? Где Ме-410?
    1. +3
      1 июля 2019 19:08
      Цитата: Никомед
      А где "Москито"? Где Ме-410?

      Продолжение следует...
      1. 0
        1 июля 2019 19:13
        Понял, спасибо!
      2. +1
        1 июля 2019 20:35
        чет я не понял логики: "Москито" - ночной истребитель, его тогда к "Хе-219",
        410-й - тяжелый, его сюда надо бы
        и вообще-то если тяжелый о двух движках - где "Ме-262" ?!
        а если по массе, то ниче, что Р47 потяжелее некоторых двухмоторных был?
        каша какая-то
        1. 0
          1 июля 2019 22:41
          Цитата: андрей шмелев
          чет я не понял логики: "Москито" - ночной истребитель, его тогда к "Хе-219",
          410-й - тяжелый, его сюда надо бы
          и вообще-то если тяжелый о двух движках - где "Ме-262" ?!
          а если по массе, то ниче, что Р47 потяжелее некоторых двухмоторных был?
          каша какая-то

          Тяжелый в данном случае имеется в виду многоцелевой.
          И, вообще, не стреляйте в пианиста, играет как умеет.
          1. 0
            1 июля 2019 23:28
            ага, Р47 не многоцелевой ни разу laughing
            а про не совсем легкий и совсем многоцелевой "Корсар" )
            1. +1
              1 июля 2019 23:50
              Почему р47 не многоцелевой?
              Истребитель сопровождения, высотный истребитель-- ударный истребитель... вполне себе много целевая машина.
              1. 0
                1 июля 2019 23:52
                вот и я про то, что его тоже можно сюда
                с сарказмом
                1. 0
                  2 июля 2019 00:08
                  Ну если только шютка)))
                  Шутить так уж по полной....
                  - Хе177a1-u2 в серию конечно не пошёл, но это тоже дальний тяжелый истребитель можно его с петялковым-3 и Bf110 сравнить ))
                  Хотя мое мнеие пе-3 это высотный истребитель --- как он у аффтора тяжем внезапно стал, для меня БОЛША, очень болша загадка )))))))
      3. -1
        2 июля 2019 12:58
        Что-то не видно приписки-продолжение следует.Вообще-то лучшим был Москито.
  6. +9
    1 июля 2019 19:28
    Кстати, кого-то может удивить отсутствие здесь японских истребителей. Все в порядке, пользу этих самолетов японцы поняли позже всех, и они стали появляться ближе к концу войны

    Kawasaki Ki -45 Toryu - двухмоторный японский истребитель, разработка которого началась в 1937 году, первый полет - 1939 год. С 1941 по 1945 год выпущено 1701 машина разных модификаций.
    Использовался в той же роли, что и его европейские собратья.
    1. +7
      1 июля 2019 20:48

      Еще один японский двухмоторный истребитель начального периода войны - .Накадзима J1N. Первый полет 1941 год. До 1945 года произведено 479 ед.
  7. +4
    1 июля 2019 19:49
    Более того, с маневренностью у него в некоторых режимах вообще беда была, которая могла закончится срывом хвостового оперения.

    Это как, пардон?!! "Срыв хвостового оперения!" - это что-то новенькое в нашем любовном лексиконе (Герцогиня Мальборо (к/ф "Стакан воды"))
    1. 0
      1 июля 2019 21:59
      очевидно, речь про то, что на некоторых режимах полета могло произойти разрушение задней части самолета вместе с оперением.
  8. +4
    1 июля 2019 19:52
    большую дальность <...> за счет двухмоторной схемы

    Это, блин, как?!!
    Вы, батенька, какую кафедру-то заканчивали?
  9. +2
    1 июля 2019 20:03
    А почему из немецких Ме-110? Других тяжелых истребителей у фрицев не было? Некорректно....вообще!
    1. 0
      1 июля 2019 20:38
      Автор взял для примера самые известные, про японцев вообще однако ни слова например Ки-45
  10. +2
    1 июля 2019 20:08
    Потэ

    Вот, насколько я знаю "Potez" по-русски произносится как "Потез", а для "Потэ" на конце должно стоять "s".
    Ну, это мелочи, конечно... Но дьявол, как известно, "кроется в мелочах"!
    1. 0
      1 июля 2019 20:27
      "Potez" по-русски произносится как "Потэ"
      1. 0
        1 июля 2019 20:35
        Правда? А цитатку из русско-французского словаря можно привести?
        1. 0
          1 июля 2019 20:47
          Я правильно понял, что вот это:
          nez
          Вы читате как "нез"?
      2. +1
        1 июля 2019 23:27
        Potez - Потез
        Potes - pote - приятель
        Так и рождаются "БЛЕНХЕЙМЫ"...
        1. 0
          1 июля 2019 23:32
          приятель "pote", "potes" - множественное число, не? может, в школу?
          1. +1
            1 июля 2019 23:34
            В аглицком -ДА! В хранцузском не в курсе! Но переводчик глаголит - POTES - читается, как ПОТЭ (pote)!
            Или вы РЕНО читаете, как РЕНАУЛТ?
            1. 0
              1 июля 2019 23:40
              Как бы сказать, сэр, моего французского мне впритык хватило на сдачу экзаменов там в универе. Потому не эскперт ни разу.
              Зы. Однако, в Вики написано "Анри Потэ", так, если что.
              Зы.Зы. Яндекс-переводчик выдает "pote" = pɔt wassat request
              1. +1
                1 июля 2019 23:57
                Что взять с французов -дикари! Не могли придумать язык с таким принципом - как пишется, так и произносится! Ну да ПАРАШЮТ им в паруса!
  11. +2
    1 июля 2019 20:17
    Несмотря на то, что двухмоторный истребитель как таковой не состоялся как класс, тем не менее, машины стали основателями другого класса: многоцелевых универсальных ударных самолетов. И несмотря на то, что после окончания Второй мировой войны двухмоторные истребители сошли с арены, их воплощения работают в небе и по сей день.

    Ну, вот не стал бы я так далеко закидывать уду... Силенок не хватит, леска запутается, и т.д., и т.п. ... Современные двух-двигательники с "Лайтнигом" и Ме-110 ничего общего не имеют!
    Да и "как класс" последние вполне состоялись, раз автор такую статью про них "забабахал". А ещё бы сюда "Москито" добавить - для полноты картины...
  12. -2
    1 июля 2019 20:17
    Неудачная статья. Настоящая статья, должна после начала каждого обзора писать - не имеющий аналогов нигде.
  13. +2
    1 июля 2019 20:30
    Цитата: Гончар
    Проголосовал за Р-38, безусловно, самый выдающийся в представленном ряду. Ме-110 безусловно второй, у него были и успехи, и провалы, самую большую своб роль он играл как ночник в отражении налётов на Германию. По совокупности ТТХ Пе-3 третий, в соответствии с номером, но их выпущено крайне мало, и использовалось по назначению ещё меньше. Пе-3 просто не повезло. Самолёт был нужен как дальний истребитель на флоте.

    Солидарен с Вами, что касаемо Пе-3, то было просто не до него.
  14. 0
    1 июля 2019 20:33
    у немцев было много подобных модификаций с разными движками и вооружением, например Bf-410 , у японцев были Ki -45, Ki-108
    1. +2
      2 июля 2019 12:24
      Цитата: Klingon
      у немцев было много подобных модификаций с разными движками и вооружением, например Bf-410

      Такого небыло; ранние модели Мессершмидтов писали именно по названию завода Bf, а потом, когда товарищ Вилли стал владельцем концерна, то стал давать наименования по своей фамилии - и поэтому пошли уже Ме-210 и Ме-410 (не Bf !).
      1. 0
        2 июля 2019 16:49
        Ок. Я его и имел ввиду. Ме 410 .Завод тем не менее один и тот же ( это который сейчас БМВ)
        1. 0
          2 июля 2019 16:54
          Цитата: Klingon
          Ок. Я его и имел ввиду. Ме 410 .Завод тем не менее один и тот же ( это который сейчас БМВ)
          Между прочим, не факт. Двигатели с завода BMW в Баварии ставились на самолёты Фокке-Вульф, а на самолёты концерна Мессшершмидта ставились движки Даймлер-Бенц, который сейчас Мерседес (ну и Мерседесы тоже тогда выпускали).
          1. -1
            2 июля 2019 17:00
            Вам это принципиально? Лично мне нет. Суть в том что было много различных модов Ме (Bf)-110 вот и всё что я хотел сказать
  15. +5
    1 июля 2019 20:33
    Достоинства: вооружение, бронирование, универсальность

    Недостатки: двигатели (на первом этапе), маневренность, как горизонтальная, так и вертикальная

    Und so weiter, und so fort...

    Да простят меня, уважаемые читатели этого материала, но я подобных рейтингов - са-а-а-фсем в других сферах - насоставлял уже очень много.
    С чего я начинал? - 1. С четкой декларации целей рейтинга (зачем он мне сейчас конкретно нужен). 2. С подбора тех параметров, которые обеспечивают эти мои конкретные нужды. 3. С определения реально ценных границ для каждого из этих параметров (зачем мне сверхзвук, если театр военных действий ограничен 200 км?!!). 4. С определения весовых коэффициентов для каждого их выбранных параметров (зачем мне высокая максимальная скорость, если надо штурмовать танковые колонны с "бреющего" полета?!!).
    Вот только после составления - и опубликования! - такой Декларации можно уже собственно приступать к составлению Рейтинга. И Рейтинг этот должен быть представлен читателям в полном объеме: то есть по каждому образцу даются все его учитываемые параметры, дается место по каждому из этих параметров и итоговый Рейтинг. Так я привык работать (мне за это деньги платят).
    А тут... Сплошное "бла-бла-бла"...
    1. 0
      1 июля 2019 20:48
      А тут... Сплошное "бла-бла-бла"...


      drinks good
  16. +1
    1 июля 2019 20:42
    Ещё был такой Як-2 wink
  17. +2
    1 июля 2019 20:49
    Цитата: андрей шмелев
    Я правильно понял, что вот это:
    nez
    Вы читате как "нез"?

    Я беру "Potez" и смотрю, как его надо читать. "Z" на конце произносится как русское "з"
    1. 0
      1 июля 2019 20:52
      Думаю, там где Вы смотрели банальная ошибка. Ну, или это слово-исключение, так как обычно "-ez" читается как [ -e]
    2. 0
      1 июля 2019 21:03
      мне тут подсказали, что родного окончания "-ez" во французском нету, потому заимствованное имя собственное читается как пишется, если иное не установлено особо (однако, если оно ассимилировано, то по правилам читается),
      гугл и яндекс выдали "Потез", а транскрипция "поте",
      сорян, если что
      хотя, надо разбираться, всю жизнь терпеть не мог французский язык )
  18. +1
    1 июля 2019 21:00
    Цитата: андрей шмелев
    Думаю, там где Вы смотрели банальная ошибка. Ну, или это слово-исключение, так как обычно "-ez" читается как [ -e]

    Вот одна такая ошибка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Potez_IX
    Вот другая: https://translate.yandex.ru/?clid=9403&lang=fr-ru&text=Potez
    Хотя во многих других случаях "z", действительно, не произносится. Но не в этом...
    1. 0
      1 июля 2019 21:10
      Но не в этом...


      хз. я по старинке читаю - без электронных переводчиков
      наверное, все-таки "заимствованное имя собственное читается как пишется" или что-то типа того
  19. +2
    1 июля 2019 21:00
    Bf110 в атаке. Новороссийск, осень 1942 года
    Bristol Beaufighter. Летая с 19 июля 1939 года, самолет успешно использовался в самых разных ролях, как ночной истребитель или морской ударный самолет. Он стал первым ночным истребителем, который был оснащен действительно эффективным радаром и использовался не менее чем в 52 эскадрильях RAF.... hi
  20. +2
    1 июля 2019 21:05
    ....Lockheed P-38D Lightning. США
    Отдаем честь! Самолет примечательный и замечательный уже тем, что на нем летал и погиб Антуан де Сент-Экзюпери... soldier
    Наверное, не стоит напоминать, что «сотка», прототип Пе-2 и Пе-3 проектировался именно как высотный истребитель... soldier

  21. 0
    1 июля 2019 22:26
    Цитата: PilotS37
    Цитата: андрей шмелев
    Думаю, там где Вы смотрели банальная ошибка. Ну, или это слово-исключение, так как обычно "-ez" читается как [ -e]

    Вот одна такая ошибка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Potez_IX
    Вот другая: https://translate.yandex.ru/?clid=9403&lang=fr-ru&text=Potez
    Хотя во многих других случаях "z", действительно, не произносится. Но не в этом...

    Судя по всему, Анри ПотеЗ был коренным французом: https://fr.wikipedia.org/wiki/Henry_Potez
    Спрошу у знакомых французов.
    1. 0
      1 июля 2019 23:35
      Ржу ни магу

      Цитируем Вашу Вики:
      "Потэ (фр. Potez) — французская авиастроительная компания, основанная Анри Потэ в 1919 году под именем Aéroplanes Henry Potez"

      вот и я думаю, нафик учился-стажировался, гугль и не надо ничего больше )
  22. +2
    1 июля 2019 22:32
    Цитата: Tochilka
    очевидно, речь про то, что на некоторых режимах полета могло произойти разрушение задней части самолета вместе с оперением.

    Или происходил срыв потока с хвостового оперения, и оно утрачивало свою эффективность...
    Что более вероятно. Но если пишешь - пиши грамотно!
  23. +5
    1 июля 2019 22:35
    Во это автора накрыло !
    Все просто. «Бофорт» — это «Бленхейм», который собирали по лицензии в Австралии.

    Если самолет собирают в другом месте, то на оригинал он должен быть похож как две капли воды.
    Это Бленхейм.

    А это Бофорт.

    Кроме формы киля-ничего общего.
    Bristol Bisley – это как раз первый шаг на пути переделки бомбардировщика в истребитель,

    Автор ! Бисли-это развитие Бленхейма как бомбардировщика, но никак не истребителя.
    Настолько, что «Бизли» лишили имени и назвали «Бленхейм» IV.

    Бисли-это Бленхейм Mk-V, Бленхейм-4-это вариант Бленхейма-1 с длинным носом.
    Бленхейм-4.

    А это Бисли.

    Он оказался намного более маневренным, что не мудрено, при такой развесовке и снижении веса.

    Бофайтер из этой троицы был самым тяжелым.
    Теперь по Молнии.
    С боевой составляющей было так: в Европе и Северной Африке «Лайтнинг» не блистал совершенно. Более того, учитывая, что американцы в отличие от советских летчиков четверкой на два десятка не ходили никогда, потери были весьма впечатляющими. На заявленные 2500 сбитых немецких и итальянских самолетов пилоты Р-38 потеряли около 1800 своих.

    Не блистал. Потому как в Африке и Европе его использовали как истребитель сопровождения. При этом применении он терял свое единственное преимущество в виде скорости. А вот на Пацифике он применялся именно как истребитель, отчего и прекрасно себя показал.
    Двухмоторный Р-38 не был таким скоростным, как одномоторные самолеты и таким же маневренным.

    С применением боевых закрылков Молния совершал вираж по радиусу и времени равный Фоккеру.
    Скорость наиболее массовой модификации P-38J составляла 672 км/ч, что было на уровне и 109-го и 190-го.
    срывом хвостового оперения.

    Без комментариев....Может, это был все-таки бафтинг ?
  24. +3
    1 июля 2019 22:54
    Определение « тяжелый истребитель» изначально неправильное. В РККА с конца 30-х годов существовало весьма условное деление на скоростные и маневренные истребители, пока не отказались от машин бипланной схемы, а изменения в оснащении пилотских кабин и тактике воздушного боя поставили на первое место скорость и скороподъемность на вертикалях в сочетании с огневой мощью и приемлемой дальностью полета.
    В тех. заданиях НКАП после 1938 года нет упоминания о тяжелых истребителях. Упоминаются: истребитель ( одномоторный или многомоторный) , высотный истребитель-перехватчик ( дневной или ночной), дальний истребитель сопровождения, ближний и дальний разведчик –корректировщик и т.п.
    Правильнее, на мой взгляд, вести речь о двухмоторных истребителях и эволюции их развития применительно к конкретному театру военных действий. Тогда становится более понятным замысел конструктора, воплощенный в элементах конструкции машины. Чем больше соответствовала конструкция машины предъявляемым требованиям ( даже с учетом модификаций), тем больше таких машин было выпущено за период войны, либо за иной выбранный отчетный период до замены на новую модель.
    Из поставленных на голосование образцов двухмоторных истребителей наиболее удачным, на мой взгляд, является немецкий Ме-110. Задуманный изначально, как «zerschtorer» -т.е. «разрушитель», а по факту, барражирующий многоцелевой истребитель, он пригодился на западном и восточном фронте, в Заполярье и в Северной Африке, днем и ночью. Ме-110 вовсе не был идеальным, но каждая его модификация существенно повышала эффективность и потенциал боевого применения.
  25. +2
    1 июля 2019 23:05
    «Бленхейм».
    До каких пор будет гулять подобный перевод на немецкий лад?
    blenheim - бленем
    Самолёт то был БРИТАНСКИЙ, а никак не немецкий!
    РЕНО не зовём же РЕНАУЛТОМ (Renault)!
    1. +1
      1 июля 2019 23:41
      По немецки "блэнхайм". Почему я стараюсь писать названия техники и имена собственные на языке оригинала.
    2. 0
      1 июля 2019 23:48
      «Бленхейм».
      До каких пор будет гулять подобный перевод на немецкий лад?
      blenheim - бленем

      belay

      я, может, тупой, но транскрипция [`blenɪm]
      1. 0
        1 июля 2019 23:53
        Читается и БЛЕНИМ и БЛЕНЕМ! Город в Новой Зеландии!
        Авиалетопись журнала
        "МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР"
        Бомбардировщик Bristol Blenheim
        БЫСТРЕЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
        МК №7.1992
        Википедия
        Бле́нем (англ. Blenheim; маори Waiharakeke) — город на Южном острове в Новой Зеландии, административный центр региона Марлборо. Расположен в 28 км от Пиктона.
        1. 0
          1 июля 2019 23:56
          Бленхейм (англ. Blenheim, правильнее — Бле́ним [ˈblenim][1]) — английское название местечка Блиндхайм в Германии, где герцог Мальборо одержал величайшую победу в своей карьере. В честь этой баталии англичанами были названы:

          Бленхейм — родовое имение герцогов Мальборо в Оксфордшире, малая родина сэра У. Черчилля
          Бленем — город в новозеландском регионе Марлборо
          Бленхейм (Онтарио) (англ.)русск. — город в Канаде
          Бристоль Бленхейм — британский бомбардировщик периода Второй мировой войны.

          Ну, это так, для тех, кто по-английски не очень
          1. 0
            2 июля 2019 00:03
            Но английская транскрипция отличается от германской! Так, что БЛЕНЕМ, он и в АФРИКЕ - БЛЕНЕМ!
            1. +1
              2 июля 2019 00:08
              В Англии он должен быть именно [ˈblenim], в Африке - не знаю )
              "е" смещено к "э", а "и" смещено к "е"
              1. +1
                2 июля 2019 00:11
                На том порешим! drinks
    3. +2
      2 июля 2019 12:32
      Цитата: hohol95
      «Бленхейм».
      До каких пор будет гулять подобный перевод на немецкий лад?
      blenheim - бленем
      Самолёт то был БРИТАНСКИЙ, а никак не немецкий!
      РЕНО не зовём же РЕНАУЛТОМ (Renault)!

      Вся эта дискуссия идёт от малограмотности и от исторических корней. Дело в том, что многие термины исторически "заходили" в русский язык видимо с ошибками первых переводчиков - и дальше сложилась "историческая традиция написания", противоречащая правильному произношению.

      Пример "Потеза" (который правильно именовать "ПотЭ" - во французском всегда ударение на последний слог) и "Бленхейма" (который действительно произносится как Бленэйм!) - очень показательны. Проблема в том, что я встречал в советских документах 30-40 годов, а потом и в книгах по авиации, изданных в послевоенное время, наименование Поте 630 именно как "Потез". Так и пошло...
      1. +3
        2 июля 2019 13:31
        "Баллада о доблестном рыцаре Иванхое." Вальтер Скотт lol было - было такое ещё до революции
      2. +2
        4 июля 2019 10:47
        Вряд ли стоит сегодня упражняться в лингвистике и доказывать друг другу, как правильно называть тот или иной иностранный самолет. На фронте от Баренцева до Черного моря шла тяжелая и кровопролитная война. Где было взять в стране достаточное количество специалистов-переводчиков, тем более, что их потом легко могли объявить английскими шпионами и отправить в лагеря. Девчонки-студентки МГУ в сентябре 1941 года прибыли в Вологду и на аэродроме «Сокол» спешно переводили английские инструкции и наставления по эксплуатации самолетов, поступающих в СССР через Мурманск и Архангельск.
        Я уже рассказывал в своих комментариях о встречах с нашими и немецкими ветеранами войны – летчиками, техниками, авиамеханиками. Наши ветераны называли мне самолеты ленд-лиза так, как было в этих инструкциях:
        1.Хаукер Харрикейн ( не Хокер Харрикайн или Хэррикэн, как встречается в современных изданиях).
        2.П-40 «Томагавк ( не «Томахок», «Томахаук»). Помню в 70-х годах мальчик на «задах» «Детского мира» продавал мне с рук модель самолета «Куртисс Вархаук», а я говорил ему: «Ты хоть в школу-то ходишь? Это Кёртисс «Уорхок» --модификация П-40 «Томагавк».
        3. «Киттихаук или «Киттигаук».
        4. А-20 «Бостон» или Б-3 «Бостон» ( но никак не «Хэвок»).
        5. «Аэрокобра П-39»,»Кингкобра П-63» ( но не «Эракобра», как встречается в литературе ).
        6.»Дуглас Си-47» ( а не Ли-2 или ДС-3).

        Не нужно ничего сегодня вокруг этого «городить».
    4. 0
      2 июля 2019 20:49
      Цитата: hohol95
      «Бленхейм».
      До каких пор будет гулять подобный перевод на немецкий лад?
      blenheim - бленем

      Согласен. Но..почему-то у нас есть КиттиХОК и есть томаХАУК, хотя, по аналогии, должен быть томаХОК.
      1. +2
        2 июля 2019 23:30
        Гуляет «Бленхейм» ну и пусть себе дальше гуляет. За 70 лет он вполне уже стал именем собственным в русском языке. Какой смысл подлаживаться под формальные транскрипции если произношение слова в языке уже сложилось?
  26. +1
    1 июля 2019 23:41
    Тут даже думать нечего.. Лайтнинг Р38 - лучший.
    Только автор вывставил очень кривое сравнение. Разных по концепции машин.
    Как можно сравнивать Р38 Лайтнинг- истребитель с зерштерером БФ110 тем более с ПЕ3 высотным истербителем?
  27. 0
    2 июля 2019 00:07
    Цитата: андрей шмелев
    вот и я про то, что его тоже можно сюда
    с сарказмом

    Ну если только шютка)))
    Шутить так уж по полной....
    - Хе177a1-u2 в серию конечно не пошёл, но это тоже дальний тяжелый истребитель можно его с петялковым-3 и Bf110 сравнить ))
    Хотя мое мнеие пе-3 это высотный истребитель --- как он у аффтора тяжем внезапно стал, для меня БОЛША, очень болша загадка )))))))
  28. +1
    2 июля 2019 00:34
    Дальше была Польша. В боях с не самыми современными польскими истребителями 110-й проявил себя вполне нормально.

    А это как? Сначала получается 110-й повоевал в небе Великобритании а потом начался захват Польши? Круто...
  29. -7
    2 июля 2019 00:45
    Все советские самолёты - реплики иностранных. Пе-3 - реплика Bf-110, который был закуплен в Германии делегацией, которую возглавлял А.С.Яковлев. Но какой смысл сравнивать Пе-3 с Bf-110, если они не противостояли друг другу. Гораздо интереснее провести анализ эффективности Пе-3 по сравнению с другими советскими самолётами-истребителями при выполнении задач ПВО.
    Голосовать можно за что угодно, но сравнивать технологический уровень P-38 и Пе-3 некорректно.
    1. +2
      2 июля 2019 10:56
      Пе-3 - самолёт совершенно другой конструктивно, создавался как высотный истребитель ПВО/истребитель сопровождения тяжёлых бомбардировщиков. По стечению обстоятельств основной версие5й Пешек стал пикировщик Пе-2.
      110-й создавался как многоцелевой самолёт, его применение в качестве ночного истребителя стало вынужденной импровизацией.
      Говорить о Пе-3 как о реплике Ме-110 - натягивание совы на глобус.
      Вопрос - репликой какого иностранного самолёта стали ИЛ-2 и ИЛ-10?
    2. 0
      2 июля 2019 12:37
      Цитата: iouris
      Все советские самолёты - реплики иностранных. Пе-3 - реплика Bf-110, который был закуплен в Германии делегацией, которую возглавлял А.С.Яковлев. Но какой смысл сравнивать Пе-3 с Bf-110, если они не противостояли друг другу.

      Отчасти согласен, особенно касаемо периода 20х-30х годов. Но Пе-3 - это не реплика 110го, а творческая переработка. Как, собственно, немцы творчески переработали и более удачно воплотили в металле французскую идею, между прочим.

      А настоящей советской копией Bf-110 были крайне малоизвестные машины Як-2 и Як-4, выпущенные малыми сериями. Про них вообще мало кто знает и они быстро "кончились" в 41 году...

      Противостояли Пе-3 и Bf-110 в очень редких случаях, и, к сожалению, частенько эти случаи были не в пользу наших самолётов (хотя и по описаниям советских пилотов фиксировались и сбития Bf-110 предположительно).
      1. +1
        2 июля 2019 20:55
        Цитата: Ратник2015
        А настоящей советской копией Bf-110 были крайне малоизвестные машины Як-2 и Як-4,

        Что общего ?
        Цитата: Ратник2015
        Но Пе-3 - это не реплика 110го, а творческая переработка.

        И чего только ночью не приснится...
    3. +2
      2 июля 2019 20:54
      Цитата: iouris
      Все советские самолёты - реплики иностранных.

      Разумеется, ведь и у ПЕ-3 и у Ме-110 по два мотора и разнесенный киль. Доказательства железные...
      Чьи реплики ПЕ-8, Ла-5, И-16, СБ, ТБ1, ТБ-3 ? Продолжать список, "знаток" авиации ?
  30. +3
    2 июля 2019 01:05
    А где целая линейка тяжелых истребителей: P-61, Do-217,Ta 154,Do-335, Me-410, Whirlwind, Mosquito, Ki-45, Ki-108/9, Ki-83?
    1. +5
      2 июля 2019 13:16
      вы так не пугайте неокрепшие умы, а то решат еще, что ki-83 вырос из москито, который в свою очередь вырос из та-154.
  31. +1
    2 июля 2019 07:11
    Кроме работы ночным истребителем и разведчиком, Пе-3 в составе различных полков занимались поисками и атаками подводных лодок противника,
    Автор, хочу добавить, что самолёты ПЕ-3 применялись для защиты Северных конвоев, для чего была создана ОМАГ( Особая Морская Авиационная Группа). Проводка конвоев была задачей государственной важности, и для защиты кораблей от вражеских торпедоносцев на севере была создана Отдельная морская авиагруппа (ОМАГ) из трёх полков — 95, 13 и 121 ИАП, все на Пе-3 и Пе-3бис. https://masterdl.livejournal.com/1019594.html
    Хорошо о действиях этой группы написал Павел Цупко в своей книге "Над просторами северных морей"
  32. 0
    2 июля 2019 10:34
    Цитата: Undecim
    [i]
    Kawasaki Ki -45 Toryu - двухмоторный японский истребитель, разработка которого началась в 1937 году, первый полет - 1939 год. С 1941 по 1945 год выпущено 1701 машина разных модификаций.
    Использовался в той же роли, что и его европейские собратья.

    Ну, в очередной раз какой-то "Картофельно-Тундровый" опрос.
    Ресурс серьезный, кчему эти игровые обзоры ?
  33. +2
    2 июля 2019 13:13
    Соглашусь со многими комментаторами. Подбор машин и их сравнение довольно странные. Такое ощущение что речь идет просто о визуально схожих машинах об двух двигателях.
    И я понимаю что это статья, в ней все не уложить. Просто мне кажется оценку так делать нельзя. Должны быть установлены критерии и задачи именно тяжелых истребителей, их особенности и специфика. Плохо себя показали на одном театре действий но хорошо на другом - это не оценка техники, потому что в одном случае их использовали правильно, а в другом нет.
    Так же иногда оценка техники идет со слов летчиков. Но насколько она репрезентативна. Вернее идет ссылка даже не на слова летчиков а их интерпретация. В этом плане гораздо информативнее комментарии. Причем у этого же автора в статьях про наши истребители подобного было гораздо больше.
    В рассказе про английский истребитель больше рассуждения про название чем о самом истребителе.
    В итоге статья в чем то интересная, но узнать что то об этих истребителях кроме совсем общих фактах нечего.
    Если я правильно понял, то смысл статьи - вот были такие истребители и как они себя показали или что с ними стало во время войны. Что вообще никак не вяжется с заголовком.
  34. +2
    2 июля 2019 13:13
    автор кое-что не уточнил насчет лайтнингов и их потерь
    эти самолеты активно использовали в одиночных разведывательных полетах, самолеты были не вооружены
    и их успели посбивать. А основные потери он понес в боях сопровождения, до массового появления мустангов.
    1. +2
      2 июля 2019 14:05
      Цитата: yehat
      автор кое-что не уточнил насчет лайтнингов и их потерь
      эти самолеты активно использовали в одиночных разведывательных полетах, самолеты были не вооружены
      и их успели посбивать. А основные потери он понес в боях сопровождения, до массового появления мустангов.
      Не совсем так. Главная причина потерь "Лайтнингов" в Средиземноморье - такая же, что и машин данного типа в начале "Войны на Тихом океане" - неправильная тактика.

      Самолёт отличался не только высокой скоростью, но очень большой плавностью управления и был достаточно быстр даже в манёвренном бою, - и это создавало у пилотов в начальный период ложное чувство превосходства даже над одиночными истребителями. Но итальянские и тем паче японские самолёты отличались ещё большей скоростью горизонтального манёвра - и результат - массовое сбитие американских "Молний" на обоих ТВД.

      Однако далее произошёл "сдвиг в умах" - и американские пилоты стали использовать иную тактику (типа "узора Тэтча" и т.д.) - в результате чего динамика потерь изменилась в их пользу.

      Параллельно с этим пилоты-ветераны противника (что у итальянцев в Средиземноморье, что у японцев на Тихом океане) были относительно быстро выбиты и качество пополнения стало заметно хуже - при постоянно высоком (и даже возраставшем!) качестве обучения пилотов в США - что также сказалось на снижении потерь у USAAF при резком росте потерь противника.
      1. +1
        2 июля 2019 14:14
        я в симуляторах против лайтнинга летал - самое опасное - это было идти на него в лоб, а перевод в маневр, часто даже все равно в вертикальный или горизонтальный не оставлял ему шансов.
        единственный шанс был отрываться на скорости и бум-зум.
        bf-109g,bf-109k, macci VIIC, WF-190A4, wf-190D - везде у лайтнинга шансов в собачьей свалке очень мало. еще был шанс в бое с большим количеством машин - сказывалась его огневая мощь и возможность больно попасть издали.
        хотя вы правы - опыт пилота решает.
        1. 0
          2 июля 2019 22:39
          W4F (War for fields) - знакомы?
  35. 0
    2 июля 2019 22:38
    Британские de Havilland Mosquito (F и NF) весьма достойные представители ночных истребителей
  36. 0
    2 июля 2019 23:01
    Цитата: Klingon
    Вам это принципиально? Лично мне нет. Суть в том что было много различных модов Ме (Bf)-110 вот и всё что я хотел сказать

    Дело не в "нашей" принципиальности, а в правильности обозначения техники. Есть общепринятые обозначения, которые выдумали не мы. А, (как вариант), производители техники или армии государств, корректное (общепринятое) названия конкретной единицы позволяет избежать домыслов и разночтений... Что касаемо Ме-410 и более раннего его предшественника Ме-210 - говорить о том, что это "моды" как-то
    не корректно. Можно с уверенностью сказать, что разработка данных машин велась с основы Bf-110, это так, но основывались на концепции. Ме-210 и Ме-410 - это другие машины, с другими техническими решениями. "Модами", т.е. модификациями можно назвать различные модификации конкретной машины, которые специально меняют характеристики прототипа в определенную сторону. При этом конструкция фюзеляжа, планера или основных элементов конструкции самолета не претерпевает значительных изменений, и то не всегда. Так, к примеру, модификации самолетов у Люфтваффе обозначались при помощи букв и цифр, что характеризовало отличия в оснащении самолета. Как вариант "модов" Bf-110A и Bf-110D-2 это и есть разные модификации одного самолета...
    1. 0
      4 июля 2019 17:20
      а как вы оцениваете bf-110E? Усилил-ли он линейку после 110с или ничего не изменилось?
      1. 0
        4 июля 2019 22:04
        Вот прям назрел вопрос, какую конкретно модификацию? А они были от Е-0 до Е-3... "Hесмотря на сокращение производства Bf 110, в конце весны - начале лета 1941 г были выпущены еще две модификации истребителя-бомбардировщика - серии E и F. По мимо нового оборудования, некоторого усиления конструкции и улучшения бронезащиты Bf 110E получил четыре подкрыльевых держателя ЕТС 50, так что максимальная бомбовая нагрузка достигала 1200 кг. Hо под консолями можно было подвесить и 300-л сбрасываемые баки. Предсерийные Bf 110E-0 и первые партии Bf 110E-1 сохранили двигатели DB 601A, но потом ставился DB 601N. Существовали варианты: Bf 110E-1/U1 - ночной истребитель с теплопеленгатором; Bf 110E-1/U2 с третьим членом экипажа - офицером управления; Bf 110E-1/R2 без консольных держателей ЕТС 50, но с подфюзеляжными ЕТС 1000 на пару 1000-кг бомб. В 1942 г в серию пошли истребитель-бомбардировщик Bf 110E-2 и дальний разведчик Bf 110E-3. Первый отличался от Е-1 установкой в хвостовой части спасательной лодки по образцу D-3, а последний получил вместо пушек и подфюзеляжных держателей фотокамеру, установленную на полу кабины. Bf 110E-3 мог нести либо два 300-л, либо 900-л бака. Кроме того на нем впервые была предпринята попытка усилить оборонительное вооружение путем установки по бокам фюзеляжа двух направленных назад 7,92-мм пулеметов MG 17."(если нужно могу дать ссылку на сайт).
        Далее исключительно мое ИМХО - поддавшись идее развития тяжелых двухмоторных истребителей Германия на стадии разработки, видела их в качестве этакого стратегического истребителя. Предназначенного для сопровождения бомбардировщиков и по возможности нанесения бомбо-штурмовых ударов самостоятельно или в составе смешанных групп. Где, в общем, прослеживалась тенденция к увеличению дальности истребителей. Кстати, данная идея была не только у Германии, это заняло и многие другие государства, и не только Европы. (Вспомнить можно к примеру "Аэрокуду" или приснопамятный "Поте(з)"). На мой взгляд, сложилась ситуация, при которой одномоторные истребители не обладали требуемой дальностью для сопровождения стратегических бомбардировщиков (доктрина Дуэ в действии!), и как вариант был выбран этакий компромиссный вариант. Увеличенные размеры и наличие двух двигателей позволяли запихать как можно больше топлива, да и в плане надежности/боевых повреждений два двигателя, все-же дают больше шансов экипажу. В принципе это подтверждается и по результатам Битвы за Британию, где "Эмили" имели 10-20 минут активного боя, после чего были вынуждены отходить обратно из-за недостатка топлива. А 110ки мало, что могли противопоставить "Харрикейнам" и уж тем более "Спитфаерам", проигрывая последним всем, кроме мощности бортового залпа. Неудачный дебют Bf-110 в БзБ и заставил с одной стороны искать возможности модернизации самолета с целью приспособить его под иные функции, с другой сподвигнул к разработки крайне неудачного Ме-210 и куда как более удачного Ме-410. К тому-же разработки подвесных топливных баков давали возможность более легким однодвигательным истребителям поднять запас топлива до необходимого, что полностью нивелировало преимущества Bf-110 перед одномоторными истребителями.
  37. 0
    3 июля 2019 00:36
    Британские "Москито" выпускались и в истребительном варианте, как ночник, и как истребитель-бомбардировщик FB.VI, и они наголову превосходили представленные здесь машины.


    "Москито" FB.VI
    У Японцев в конце Войны появился Mitsubishi Ki-83 который не успели довести до серии, и без сомнений это была бы очень не плохая машина - ( http://alternathistory.com/neozhidannyi-shedevr-samuraev-dalnii-istrebitel-mitsubishi-ki-83/ ).

    Mitsubishi Ki-83
    У немцев если не считать "ночника" He-219, был еще один отличный двухмоторный истребитель-бомбардировщик фирмы Мессершмитт, это Ме-410.
    .
    1. 0
      5 июля 2019 17:51
      Цитата: Pancer_Hrek
      У немцев если не считать "ночника" He-219, был еще один отличный двухмоторный истребитель-бомбардировщик фирмы Мессершмитт, это Ме-410.

      Обе этих машины были "сырыми", трудными в производственном цикле, и выпускались в мизерных количествах, поэтому собственно Bf-110 и выпускали аж до весны 1945 года. Хотя если бы He-219 появился бы в 1943 году и выпускался бы в бОльших количествах, то эта действительно страшная машина вполне могла бы остановить воздушное наступление западных союзников на Европу.
  38. 0
    5 июля 2019 10:07
    Цитата: Pancer_Hrek
    и они наголову превосходили представленные здесь машины.

    не мелите чепуху.
    москито был деревянным, плохо переносил нагрузки, маневренность тоже очень так себе.
    в бою как истребитель тому же лайтнингу проигрывал, выигрывая только в горизонтальной скорости на большой высоте.
    1. 0
      6 июля 2019 19:54
      Все двухмоторные истребители проигрывали одномоторным в маневренности, другое дело что Москито - истребитель в бои с германскими одномоторниками не вступал, и использовался как ночной истребитель, и истребитель-бомбардировщик - https://topwar.ru/152624-boevye-samolety-dvuhmotornye-istrebiteli-bombardirovschiki-vtoroj-mirovoj-vojny.html .
      1. 0
        25 января 2020 16:40
        "Все двухмоторные истребители проигрывали одномоторным в маневренности[quote][/quote]"

        Нет не все.
        1. 0
          29 февраля 2020 14:38
          Какой не проигрывал?
  39. 0
    7 июля 2019 00:15
    Слова "касаемо" в русском языке нет. По крайней мере пока. Употребляются "касательно" и "что касается". А сама статья весьма поверхностная.
  40. 0
    28 июля 2019 16:22
    . Bf-110, который ни при каких условиях не смог бы завоевать превосходство в небе Англии в борьбе с одномоторными истребителями Королевских ВВС.

    Дальше была Польша.


    Не понял. Авторы убеждены, что немцы сначала воевали с Британией, а уж потом с Польшей???