Военное обозрение

Россия и Китай. Кто строит подлодки быстрее и важно ли это?

32
Недавно китайское агентство Sina выпустило статью, краткий смысл которой в следующем: Россия строит свои подлодки «Варшавянка» проекта 6363 быстрее всех в мире. Развитое государство тратит на неатомную подлодку от четырёх до семи лет, тогда как Россия управляется с отдельно взятой «Варшавянкой» примерно за два с половиной года.


В конце статьи китайское издание задаётся вопросом: а сможет ли Китай превзойти Россию? Сроки постройки китайских подлодок в Китае принято секретить, но не так давно Китай выиграл право поставить версию своей НАПЛ проекта 041 в Таиланд, и теперь скрыть сроки постройки подлодок не удастся.

Россия и Китай. Кто строит подлодки быстрее и важно ли это?

Подлодка проекта 677 шифр "Лада". Они должны были строиться для ВМФ, а не "Варшавянки". Но пока не получилось


Подскажем китайскому изданию: они примерно равны среднемировым для лодок такого класса и составляют от 3-х до 4-х лет. И так это будет с тайскими подлодками.

«Варшавянки» строятся действительно быстрее.

Но не всё так просто.

Массовая экспортная подлодка


Sina, правда напутало кое-что: лодки проекта 636 в СССР не строились, эти лодки являются развитием экспортного варианта проекта 877 и увидели жизнь уже после развала СССР. Но строили их действительно быстро. Впрочем, название «Варшавянка» родилось ещё применительно к 877-м лодкам и китайцы могли перепутать.

Проект 636 был в каком-то смысле прорывным. Во-первых, отечественные кораблестроители смогли добиться реально очень быстрых сроков строительства этих лодок. Во-вторых, это было сделано без ущерба для ТТХ – лодки получились по-настоящему хорошие. Для своего времени, конечно.

Не будем повторять пропагандистские штампы про «чёрные дыры в океане», прозвище, которое 636 проект унаследовал от своего предшественника – лодок проекта 877. Быть «чёрной дырой» — это нехорошо, это плохо, потому что зону с пониженным шумовым фоном противнику найти лишь немногим труднее, чем с повышенным – лодка не должна выделяться на фоне естественного акустического фона. Но признаем, при этом скрытность у этой ПЛ для своего времени была очень неплохая и реально даже сейчас позволяет в некоторых случаях выйти на дистанцию пуска торпеды по западной АПЛ, хоть и ненадолго.

«Варшавянки» получились простые в эксплуатации, с хорошей обитаемостью, с хорошим для своего времени гидроакустическим комплексом и серьёзным модернизационным потенциалом.

Это было тем более важно потому, что данный проект изначально предназначался на экспорт. Поэтому и строить их начали для китайцев. И действительно, экспортный потенциал у лодки оказался отличный.

На настоящий момент десять таких подлодок разных модификаций находится в строю ВМС Китая, четыре в ВМС Алжира, шесть в ВМС Вьетнама. Удачные «Варшавянки» повторили экспортный успех своего «родоначальника» — проекта 877.

Ещё шесть подлодок проекта 6363 построено для Черноморского флота ВМФ России, и столько же строится для Тихоокеанского флота.

И вот тут стоит задать простой вопрос — если лодка экспортная, то почему её строят для отечественного ВМФ?

А строят её потому, что проект, который предназначался для нашего флота – 677 «Лада», что называется «не пошёл».

Пока не состоявшийся прорыв


Пока для иностранных заказчиков строились лодки проекта 636, для ВМФ России создавался совсем другой корабль. Проект 677 (шифр «Лада») должен был стать настоящим прорывом в будущее, «на класс» превосходя предшествующие дизельные лодки во всём.

Однокорпусная конструкция. В отличие от «Варшавянок», «Лады» задуманы без традиционной двухкорпусной архитектуры, корпус у них один. Это позволило существенно снизить остроту такой проблемы, как заметность подлодок в условиях применения противником низкочастотного акустического «подсвета».

Волны большой длинны, создаваемые различными источниками, дойдя до двухкорпусной лодки, заставляют её лёгкие внешние конструкции колебаться и отражать волну обратно в толщу воды, и такая отражённая волна подобно исходной распространяется очень далеко. В таких условиях низкая шумность ничего не даёт – лодка может вообще не издавать никаких звуков, но будет обнаружена за десятки километров. Однокорпусная жёсткая конструкция способна поглотить намного больше энергии волны, не отражая её обратно, и её заметность при таком виде поиска намного ниже.

Меньшие размеры. Размеры лодки уменьшены, что также снижает заметность. Во-первых, чем меньше лодка, тем меньшее воздействие она оказывает на «раздвигаемую» при движении толщу воды – а это также порождает «вторичный» инфразвук, ведь движение масс воды не может не сопровождаться появлением волн. А их научились обнаруживать, и, в силу большой длины, они также распространяются очень далеко. «Лада» здесь выигрывает.

Вторым важнейшим качеством меньшей по размеру лодки, является менее выраженное проявление надводных волновых и электрических (оиентация ионов в морской воде под действием массы лодки) возмущений, вызываемых движущейся под водой лодкой. Об этом уже было написано (здесь и здесь). В настоящее время обнаружение подводной лодки по надводным волновым и электрическим проявлениям с помощью БРЛС противолодочного самолёта является в ВМС США и Японии основным видом поиска. Американцы даже отказались от технической возможности выставлять «поле» из гидроакустических буёв – им это просто не нужно, они банально «видят» при пролёте то место, под которым находится подлодка. То, что БПА ВМС США ушла на средние высоты тоже известно. Способов полностью исключить такое обнаружение не существует, однако, известно, что чем меньше подлодка, тем меньше поверхностные возмущения она вызывает. Мелочь, но в каких-то обстоятельствах это будет иметь решающее значение, поэтому сниженное подводное водоизмещение у «Лады» — важный шаг вперёд.

Всё это далеко не единственные передовые особенности проекта 677. Новая Автоматизированная система боевого управления, новая электроника, менее шумные торпедные аппараты, принципиально новый ходовой электродвигатель на постоянных магнитах – если без подробностей, то эту технологию также можно использовать для снижения физических полей лодки и её заметности.

И, конечно, воздухонезависимая энергетическая установка. ВНЭУ должна была придать лодке совершенно новые оперативные возможности. Если стандартная «Варшавянка» или «Палтус» при уходе из опасной зоны рывком, на предельном ходу, теряет заряд батарей менее, чем за несколько (обойдёмся без подробностей и тут) часов, то ВНЭУ позволяет не всплывать для зарядки батарей много дней. Лодка становится по своим свойствам похожа на атомную, за исключением подводной скорости.

«Лада» должна была быть одной из самых современных неатомных подводных лодок.

На беду проекта, в нашей стране шли 90-е годы.

Головная подлодка проекта 677 Б-585 «Санкт-Петербург» была заложена на Адмиралтейских верфях (там же, где рекордными темпами строят «Варшавянки») ещё в 1997 году. По настоящий момент корабль не может считаться полноценной боевой единицей и находится в опытной эксплуатации с 2010 года. Фактически можно сказать, что он до сих пор не закончен, и, видимо, уже теперь не будет.

Известно, что после огромного количества неудачных попыток довести «Санкт-Петербург» до боеготового состояния, проект 677 был кардинально переработан. Возможно, как и в случае с «Ясенями» И «Бореями» начиная со следующей лодки, «Кронштадт», мы просто увидим другую подлодку – в конце концов у «Борея-А» и «Ясеня-М» даже корпуса тотально другие, по сравнению с головными кораблями, почему бы первой серийной подлодке проекта 677 не быть переработанной также…

Проблем с лодкой была масса. Большая часть информации закрыта, но известно, что с новой схемой электродвижения что-то пошло не так, многие новейшие системы просто не работают как надо, а самое главное – не получилась ВНЭУ. Её просто не смогли сделать, до сих пор. Недавняя новость о том, что её на этих лодках вообще не будет, а вместо неё будут литий-ионные батареи – из этой серии.

Чуть ранее, при адмирале Высоцком, это чуть не стоило проекту жизни, впрочем, и сейчас раздаются голоса, требующие перестать вкладывать в «Ладу» деньги.

Это, однозначно, неправильно. Современная техника достигла такого уровня сложности, что не пройдя это поколение, не отработав все технические сложности, не изжив «детские болезни» в конструкции, не построив хотя бы небольшую серию, невозможно будет начать работать над следующим поколением. Отказ от доводки «Лады», произойди он на самом деле, означал бы для России вылет из клуба передовых строителей подводных лодок. К счастью, этого не случилось, но проблемы с ВНЭУ говорят о том, что расслабляться пока рано.

С огромным напряжением и мучениями, с ошибками и провалами, но этот проект движется вперёд. Будем надеяться, что со временем все вопросы по 677 проекту будут решены и лодка будет «доведена до ума» — у нас просто нет другого выхода, причём дело тут даже не во ВНЭУ и не в самих неатомных подлодках. Вернее – не столько в них.

Электродвижение в виде, похожим на тот, в котором его пытаются реализовать на «Ладе», было бы жизненно необходимо и для наших будущих атомных подлодок…

Отступать нельзя.

И вот со сроками стройки 677 проекта китайцам и стоило бы сравнивать себя и других – «Санкт-Петербург» заложен в 1997, спущен на воду в 2004-м, принят в строй в 2010-м. Тринадцать лет от закладки до поднятия Андреевского флага, и лодка не готова и никогда, возможно, не будет. Б-586 «Кронштадт» — заложен в 2005-м, спущен на воду спустя тринадцать лет и два месяца – сказалась полная переделка проекта. Лодка до сих пор в постройке, ориентировочно будет сдана в следующем году. Б-587 – «Великие Луки» — начали строить в 2006, пришлось перезакладывать (!) в 2015-м. Обещают достроить в 2021.

Надо понимать, что три этих несчастных корабля, скорее всего полноценными боевыми единицами не станут. Возможно только «Великие Луки», но не факт.

А вот следующие… на форуме «Армия-2019» министерство обороны подписало контракт на строительство пары лодок проекта 677. По всей видимости, это и будут первые полностью боеспособные «Лады». Но вопрос по ВНЭУ не разрешён и будет ли она на новых лодках – неясно. Насколько быстро лодки будут построены — тоже непонятно.

«Варшавянки» во спасение? Да, но есть вопросы


Именно эти драматические события и стали причиной того, что экспортные лодки проекта 6363 оказались в ВМФ. Решение оказалось спасительным – на ЧФ к тому времени оставалась одна единственная «Алроса» проекта 877В с туманными из-за технического состояния перспективами. Аналогичным образом имеется дефицит новых подводных лодок на Тихом океане. Надо понимать – «Варшавянки» никак не ровня японским «Сорю». Но такие подлодки лучше, чем никакие. Выбирая между ничем, и устаревшей подлодкой, стоит выбрать устаревшую подлодку. Это верно тем более, что каждая из «Варшавянок» попавшая в ВМФ, является носителем крылатых ракет «Калибр».

Для понимания – на Тихоокеанском флоте до сих пор ни одного носителя такого оружия нет. И это спустя четыре года после его первого боевого применения! Подлодки должны будут увеличить «суммарный залп» Тихоокеанского флота. Да и чисто для подводной войны, с её торпедами и минированием они нужны.

Но то, в каком виде «Варшавянки» поступают в ВМФ, вызывает вопросы.


ДЭПЛ "Ростов-на-Дону". Проект 6363 стал спасением для ВМФ, но время этих лодок стремительно уходит


Если на экспорт лодки идут с гибкой протяжённой буксируемой антенной (ГПБА), то у «наших лодок» её нет – конструкция упрощена. А это очень важное оборудование для своевременного обнаружения лодок противника. В отличие от тех же индийских пр.877, наши всё ещё оснащены недостаточным количеством допотопных приборов гидроакустического противодействия, что гарантировано сорвёт попытку уклонения от торпедной атаки противника. БИУС и электроника лодок крайне далеки даже от того, что мы сами умеем делать. Всё это снижает боевой потенциал новых подлодок, причём без каких бы то ни было объективных причин. Про то, что у ВМФ завал и с торпедами, и задержки с антиторпедамитоже уже не раз было написано, и объективных причин тут тоже нет, особенно с антиторпедами по которым Россия – мировой лидер. Их нет в значимом количестве на вооружении подплава только потому, что кто-то так решил. В итоге спасительное для боевого состава ВМФ решение о постройке серии «Варшавянок» для России оказалось половинчатым. И, стоит повториться, не потому, что не можем. Потому, что не хотим.

На вновь строящихся подлодках вполне могли бы быть и бортовые гидроакустические антенны.

В результате совсем новые подлодки уже нуждаются в обширной модернизации. Впрочем, ВМФ не привыкать делать вид, что всё и так нормально.

Совсем недавно в «Независимом военном обозрении» вышла статья М. Климова "Варшавянкам требуется апгрейд", посвящённая некоторым аспектам модернизации подлодок проектов 6363 и 877, имеющихся на вооружении ВМФ.

Хочется добавить к этому то, что часть работ по модернизации вполне можно выполнить, отталкиваясь от задела по экспортным лодкам, например те же ГПБА. Ещё одним важным шагом было бы оснащение и строящихся «Варшавянок» и уже построенных и эксплуатируемых флотом лодок проектов 6363 и 877 литий-ионными батареями. ВНЭУ в уже построенную лодку встроить очень сложно и неоправданно дорого (и долго). А вот замена батарей представляется куда более простым действием ,которое ещё и существенно увеличит длительность пребывания лодки под водой.

Будет ли это сделано? Посмотрим. Поводов для пессимизма в этом случае нет, но и для оптимизма – тоже. А вот в то, что наконец-то будет решена проблема наличия полноценного телеуправления торпедами и введения в боекомплект достаточного количества 324-мм антиторпед, уже и не верится совсем. Но повторять надо всё равно.

А что там у китайцев?


Основная находящаяся сейчас в серийном производстве китайская НАПЛ – проект 041, которую на Западе называют «тип 039А» или «Юань-класс». Именно эти подлодки будут поставляться и Таиланду, о котором упоминалось выше, и Пакистану (в последнем случае – путём совместной постройки). Известно, что как и наши «Варшавянки», 041 проект имеет двухкорпусную архитектуру.


НАПЛ проекта 041.


Известно также, что китайцы уже опережают нас по внедрению полноценного телеуправления торпедами – причём мы же им его и сделали (по китайским торпедам — статья "Торпеды Великого соседа" М. Климова). Это для себя у нас нет, а на экспорт – вполне. Также представляют интерес сообщения о наличии на китайских лодках ВНЭУ. По имеющимся западным экспертным оценкам, китайские ВНЭУ не показывают требуемых ТТХ и нуждаются в серьёзной доработке, которая активно ведётся. Не будем спекулировать на тему этих оценок – какой бы эта ВНЭУ не оказалась, а у китайцев она есть. Впрочем, другие источники сообщают, что ВНЭУ демонтированы из-за низких ТТХ. Так или иначе, у нас-то их нет вообще.

Также известны работы китайцев по копированию систем управления оружием и другими системами подводных лодок западного образца, в основном Thales.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что наши «Варшавянки», скорее всего, уступят в бою 041 проекту. И этому, повторимся нет объективных причин – только организационные, помноженные на злую волю отдельных личностей и жажду наживы других.

Какие выводы из этого всего можно сделать? Нам предстоит масса работы. По доведению до «серии» лодок проекта 677. По созданию ВНЭУ для них. По отладке серийного производства до уровня, позволяющего строить эти лодки хотя бы за четыре года. По обширной модернизации «Варшавянок» и «Палтусов». По внедрению антиторпед и модернизации управления торпедами.

Искренне будем надеяться на то, что всё это будет делаться. Даже если скорость строительства подлодок при этом чуть-чуть подрастёт — до среднемировых значений, например.

Ведь реально боеспособные подводные силы для нас куда важнее, чем похвала китайской газеты за быструю постройку уже устаревших подлодок.
Автор:
Использованы фотографии:
ЦКБ МТ Рубин, ckb-rubin.ru, АО "Адмиралтейские верфи", admship.ru, Минобороны России, flickr.com, Fregat RN
32 комментария
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бережливый
    Бережливый 2 июля 2019 05:38 Новый
    +2
    Вот, как всегда, грамотный анализ специалиста!И, хотелось бы возврозить, да, только слепой не видит, что с флотом у нас ещё хуже, чем с сухопутными войсками, если не дай бог война завтра! Так что субмарины -нового покаления -стране нужны действительно, как воздух! А то ведь в случае войны "воздух " который в наличии "иссякнет "очень быстро. ...
    1. Владимир61
      Владимир61 2 июля 2019 06:39 Новый
      +3
      А мне понравилось то, что статья не в стиле "Караул"! Да, есть проблемы, не все так как хочется, но осадка разочарования, после прочтения, нет!
      1. Fizik M
        Fizik M 2 июля 2019 16:11 Новый
        -1
        Цитата: Владимир61
        А мне понравилось то, что статья не в стиле "Караул"! Да, есть проблемы, не все так как хочется, но осадка разочарования, после прочтения, нет!

        если внимательно прочитать и подумать, то ситуация - "полный ПЭ", - на сегодня наши ДЭПЛ (в т.ч. строящиеся) являются фактически МИШЕНЯМИ
      2. Chaldon48
        Chaldon48 23 сентября 2019 02:18 Новый
        0
        Есть проблема с торпедами, но есть и кто-то кто не хочет её решить. Это как?
    2. Fayter2017
      Fayter2017 2 июля 2019 07:10 Новый
      -6
      Ложки нового покаления и чего это с утра я такой злой? Наверное из-за того, что покупатели некоторые чечётку в окно выбивают етить их налево)
  2. Klim Chugunkin
    Klim Chugunkin 2 июля 2019 06:46 Новый
    -8
    Да и Бог с ними с этими Ладами! Когда будут готовы тогда будут готовы. Варшавянки есть так что уже можно "работать". Плюс корветы. Ближний Восток, Восточная Африка, Юго-Восточная Азия - там нефть, газ. Ну а если требуется присутствие например в Каррибском бассейне то есть фрегаты и 885 проект. Не все так плохо!
    1. donavi49
      donavi49 2 июля 2019 08:40 Новый
      +9
      885 - одна на всех. Телепорт еще не построили, также ему необходимо проводить межпоходное обслуживание например. С МЦАПЛ ситуация гораздо хуже, чем с дизелюхами. На ТОФ вообще одна живая. Тут уже развертывание морской компоненты СЯС под большим вопросом, так то. Толку от дорогущего Борея если он заперт в базе по факту и вынужден стрелять с акватории? 20 подвижных Ярсов в том же районе дали бы даже большую эффективность (за счет более высокой мобильности и оперативности) - за гораздо меньшие деньги.

      Фрегаты - 4 на всех. КУГ на Кубу/Венесуэлу собрать то можно, но с напряжением всех флотов. Ну или одиночные походы, как Горшков сейчас.
      1. Klim Chugunkin
        Klim Chugunkin 2 июля 2019 11:36 Новый
        0
        Цитата: donavi49
        885 - одна на всех. Телепорт еще не построили, также ему необходимо проводить межпоходное обслуживание например.

        Ну еще одна на испытаниях и 5 на стапелях. Дай Бог спустят на воду еще парочку в ближайшие годы. Будут действовать в составе КУГ.

        Цитата: donavi49
        С МЦАПЛ ситуация гораздо хуже, чем с дизелюхами. На ТОФ вообще одна живая. Тут уже развертывание морской компоненты СЯС под большим вопросом, так то.

        Так а куда подевались все 971 и 949? Там же вроде какая-то программа модернизации была?

        Цитата: donavi49
        Толку от дорогущего Борея если он заперт в базе по факту и вынужден стрелять с акватории? 20 подвижных Ярсов в том же районе дали бы даже большую эффективность (за счет более высокой мобильности и оперативности) - за гораздо меньшие деньги.

        Да и пусть себе мочит из акватории если дальность Булавы позволяет? В чем проблема то?

        Цитата: donavi49

        Фрегаты - 4 на всех. КУГ на Кубу/Венесуэлу собрать то можно, но с напряжением всех флотов. Ну или одиночные походы, как Горшков сейчас.

        Еще один 22350 на испытаниях и 4 на стапелях. До 2025 может достроят с Божей помощью.
        1. donavi49
          donavi49 2 июля 2019 13:46 Новый
          +3
          все 971 и 949


          Все две ремонтопригодные 971 - на Севере. Ремонт так и не начали, ибо ждут пока индусы выберут себе Братск или Самару. Как выберут - то одну будут делать для индусов, другую для себя.

          От БМПД/Корабела:
          В сентябре исполнится пять лет с того дня, когда тихоокеанские "Самара" и "Братск" (К-391), пройдя по Севморпути на борту голландского транспортного судна, прибыли в ЦС "Звёздочка" для ремонта с модернизацией, который бывший гендиректор ЦСЗ и КГНЦ В. Никитин подписался выполнить за три года (ссылка 11). Иначе как позором это не назовёшь, но ремонт обеих лодок до сих пор так и не начался (за исключением, разве что, выборочной дефектации). Почти пять долгих лет они простояли у набережной "Звёздочки" ("Самара" − сначала в Беломорской ВМБ) в ожидании постановки на твёрдое основание. В конце концов они дождались индусов, которые приехали выбирать очередную 971, чтобы взять её в лизинг. Есть информация, что переговоры подходят к концу, цена согласована, остаётся только выбрать лодку − К-295 или К-391 (ссылка 12). Индусы − опытные и умелые переговорщики, и, скорее всего, они выберут "Самару", которая на 5,5 лет моложе "Братска", после чего ЦСЗ займётся её глубокой модернизацией с заменой ядерного реактора, которую предполагается закончить в 2025 г. В результате мы потеряем ещё одну "Щуку-Б", остро необходимую нам самим.

          Кашалот - труп по факту. Вот от БМПД/Корабела:
          С 2003 находится в консервации (на долговременном хранении) на Амурском СЗ (ссылка 4). В январе 2015 велись переговоры о передаче К-322 в лизинг Индии (ссылка 5), которые закончились безрезультатно. АСЗ не в состоянии выполнить ремонт "Кашалота" − компетенции утрачены, завод едва справляется с корветами, его статус понижен до уровня верфи-строителя "москитного" флота (МРК пр. 22800). О переводе лодки в ДВЗ "Звезда" или в ЦС "Звёздочка" не может быть и речи, поскольку они сами находятся в производственном ступоре. Поэтому 2015 год можно считать для ПЛАК своего рода точкой невозврата в море в составе ВМС Индии или Тихоокеанского флота.

          Вот видео с Кашалотом - где главу региона просили решить вопрос, чтобы сбросить ее с баланса и освободить заводские мощности:


          Магадан - имя уже отобрали - теперь Магадан это лодка 636 проекта серии для Тихоокеанского флота, которую строят на Адмиралтейке.

          Вот от БМПД/Корабела:
          По крайней мере с 28.09.2012 лодка находилась в ремонте с модернизацией на ДВЗ "Звезда" (по некоторым данным, с 03.2014 в ЦС "Дальзавод", что представляется довольно странным) (ссылка 6). В 2015 г. появилась информация, что К-331 вернётся в состав флота до конца года (ссылка 8), однако этого не произошло, а в 2017 г. наименование "Магадан" было присвоено третьей ПЛБ пр. 636.3, которая будет построена на Адмиралтейских верфях для ТОФ (ссылка 9). Что именно произошло с атомным "Магаданом" выяснить не удалось, но сам факт передачи наименования, присвоенного К-331 в 2001 г. приказом командующего Тихоокеанским флотом (а не командиром лодки в инициативном порядке, как это бывало в те годы) говорит о том, что от её ремонта в 2015 г. предпочли отказаться.

          Поэтому только Кузбасс сейчас в строю.

          949А - так по советским расписаниям, их как бы тоже должны охранять Щуки, которым надо отсекать Лосей дальнего прикрытия АУГ, чтобы Батоны смогли выйти на ударную и отстреляться.

          Да и пусть себе мочит из акватории если дальность Булавы позволяет? В чем проблема то?


          Ну зачем тогда строить лодку? Тратить 1000500 млн денег? Если можно заказать 20 Ярсов которые будут кататься по той же Камчатке. И еще, если в Вилючинск прилетит (а 100% прилетит - вопрос только успеют убежать/отстреляться с базы лодки или нет) - то это большие проблемы для всей составляющей СЯС. Зато по Камчатке хоть обстреляйся всем чем есть - Ярсы там могут километры наматывать в относительной безопасности и высокой оперативной мобильности.

          Итог - подвижные грунтовые комплексы, очень-очень-очень дешевле и эффективнее. Да они не смогут сделать кинжальный залп, но и ПЛАРБ в текущий реалиях также не могут, ибо заперты в акваториях.

          Еще один 22350 на испытаниях и 4 на стапелях.


          Но на данный момент 1х22350 и 3 царских Адмирала (11356).
          1. владимир1155
            владимир1155 2 июля 2019 21:38 Новый
            0
            очень грустно, провал по стратегическим АПЛ, ничем не закрыть, грунтовые комплесы тоже не всесильны, и им еще преодолевать ПВО....на ТОФ флот вместо охраны Вилючинска прохлаждается во Владике..... АПЛ и ПЛ вообще остро хватает, при И В Сталине за это бы давно расстреляли как руководство флота так и ОСК......но находят деньги на вертолетоносные транспорты для адмирала и суда связи для него же.и тем более всегда есть триллионы для отправки в Америку.
            1. VVAU
              VVAU 16 июля 2019 21:13 Новый
              +2
              Прохлаждается во Владике,так как обеспечить нечем.
              Жилье в Завойко-проблемы. Топливо, меж.ремонт-проблема.
              Обеспечить,допустим, ОВРа стратеги сможет.пл выходу и все.
              А "там за туманами" их уже Лосы и Вирджи ждут.
          2. Klim Chugunkin
            Klim Chugunkin 3 июля 2019 08:24 Новый
            0
            Цитата: donavi49

            Все две ремонтопригодные 971 - на Севере. Ремонт так и не начали, ибо ждут пока индусы выберут себе Братск или Самару. Как выберут - то одну будут делать для индусов, другую для себя. .
            ...
            Кашалот - труп по факту.
            ...
            Магадан - имя уже отобрали - теперь Магадан это лодка 636 проекта серии для Тихоокеанского флота, которую строят на Адмиралтейке.
            ...
            Поэтому только Кузбасс сейчас в строю.

            Хватит жути нагонять! Как насчет Пантеры? Волк? Леопард? Тигр? Вепрь? Гепард? Полюбому есть еще как минимум пол дюжины рабочих 971...





            Цитата: donavi49

            949А - так по советским расписаниям, их как бы тоже должны охранять Щуки, которым надо отсекать Лосей дальнего прикрытия АУГ, чтобы Батоны смогли выйти на ударную и отстреляться.

            Эта доктрина уже давно себя изжила. Предлагаю включать оставшиеся пол дюжины "батонов" вместе с фригатами в состав КУГ для действий в дальней морской зоне. Кстати сказать МинОбороны некоторое Время назад опубликовала видео стрельб 949 Гранитами по наземным целям.



            Цитата: donavi49

            Ну зачем тогда строить лодку? Тратить 1000500 млн денег? Если можно заказать 20 Ярсов которые будут кататься по той же Камчатке. И еще, если в Вилючинск прилетит (а 100% прилетит - вопрос только успеют убежать/отстреляться с базы лодки или нет) - то это большие проблемы для всей составляющей СЯС. Зато по Камчатке хоть обстреляйся всем чем есть - Ярсы там могут километры наматывать в относительной безопасности и высокой оперативной мобильности.

            Итог - подвижные грунтовые комплексы, очень-очень-очень дешевле и эффективнее. Да они не смогут сделать кинжальный залп, но и ПЛАРБ в текущий реалиях также не могут, ибо заперты в акваториях.

            Ну на данный момент обстановка и вправду не самая благоприятная, но все может изменится и Бореи выдут на оперативный простор.

            Цитата: donavi49

            Но на данный момент 1х22350 и 3 царских Адмирала (11356).

            И даже с этими мизерными силами уже можно решать какие-то задачи. Плюс еще несколько кораблей на подходе. Калибр - мощная штука! Представьте, что в одном из этих домов сидит Гуайдо, например…

            1. donavi49
              donavi49 3 июля 2019 08:29 Новый
              +3
              Звериная дивизия на Севере если что. Мы же про Вилючинск говорим. Там только Кузбасс. Позапрошлый главком из Вилючинска еще и дизелюхи во владик забрал. Поэтому там вообще голые, даже обеспечить ближнее развертывание и прикрытие нечем, кроме МПК.

              Итого новенькие Бореи по факту заперты. Ибо если так говорить, то американцы выделят достаточно Вирджиний и Лосей на блокаду поиск/уничтожение. Одним Кузбассом ничего не сделать.
              1. VVAU
                VVAU 16 июля 2019 21:16 Новый
                +1
                ДПЛ не участвуют в развертывании сил флотилии. У них свои задачи.
            2. Немчинов Вл
              Немчинов Вл 3 июля 2019 13:12 Новый
              0
              Цитата: Klim Chugunkin
              Ну на данный момент обстановка и вправду не самая благоприятная,
              . Нет, к сожалению donavi49 прав. На ТОФе она гораздо хуже, чем, - не самая благоприятная. Она уже достаточно давно критическая.
              Цитата: Klim Chugunkin
              но все может изменится и Бореи выдут на оперативный простор.
              . Вы право оптимист. Чтобы выйти, - на оперативный простор, необходимо иметь силы, которые бы обеспечивали выход в места развёртывания. И Вам donavi49, уже кажется объяснил, что их просто нет на данный момент. И что самое противное, их не видно в ближайшей перспективе (1-3 года). Вот в чём беда на ТОФе. При этом ВМФ и ОСК продолжают "играться в распасы между собой", и заказывают/контрактуют ещё 2 единицы, "Ясень-М". Это учитывая их дороговизну и связанную с этим малую скорость постройки ?! Не 3-4 новых 971М (типа "Гепард") для ТОФа, (с срочном восстановлением компетенций по их строительству в Комсомольске-на-Амуре, как это было раньше. Чтобы МЦАПЛ строились сразу параллельно на двух предприятиях: на Севмаше и в Комсомольске-на-Амуре) а ещё 2 "Ясень-М" (которые встанут в общую очередь строительства на Севмаше) ?! Сколько лет, таким образом, может понадобиться для "реанимации" ТОФа ??
  3. rocket757
    rocket757 2 июля 2019 07:53 Новый
    0
    Специалист, это всегда интересно!
    Но рулят программами, планы строят, даже не в МО!!! Поэтому будем ждать и получать новости из высоких кабинетов в другом месте.
  4. evgen1221
    evgen1221 2 июля 2019 07:54 Новый
    -2
    Ну скорость это итог технологичности и ритма поставок-еще к этому современных плюшек и вообще огонь.
  5. Alex_59
    Alex_59 2 июля 2019 09:01 Новый
    +5
    Об этом уже было написано (здесь и здесь). В настоящее время обнаружение подводной лодки по надводным волновым и электрическим проявлениям с помощью БРЛС противолодочного самолёта является в ВМС США и Японии основным видом поиска.
    На месте автора, я бы всё таки писал об этом в предположительном ключе. Автор к тому же озаботился цитированием самого себя, но не процитировал прочие материалы по теме, где убежденность в работоспособности неких "волновых" и "электрических" методов обнаружения ПЛ ставится под сомнение: https://topwar.ru/149631-o-kollapse-vmf-rf-i-novyh-sposobah-obnaruzhenija-podvodnyh-lodok.html
    1. Fizik M
      Fizik M 2 июля 2019 16:08 Новый
      -1
      Цитата: Alex_59
      На месте автора, я бы всё таки писал об этом в предположительном ключе. Автор к тому же озаботился цитированием самого себя, но не процитировал прочие материалы по теме, где убежденность в работоспособности неких "волновых" и "электрических" методов обнаружения ПЛ ставится под сомнение: https://topwar.ru/149631-o-kollapse-vmf-rf-i-novyh-sposobah-obnaruzhenija-podvodnyh-lodok.html

      если кому мало Сокерина, то и последнего замглавкома по кораблестрлоению и вооружению ВМФ СССР то же "мало"?!?!
      или их просто "очень не хочется видеть" ибо "глаз сильно колоть начинает"? - от ФАКТОВ
      причем очень неудобных и жестких фактов в отношении ВМФ РФ
  6. Livonetc
    Livonetc 2 июля 2019 10:09 Новый
    +2
    Быть «чёрной дырой» — это нехорошо, это плохо, потому что зону с пониженным шумовым фоном противнику найти лишь немногим труднее, чем с повышенным – лодка не должна выделяться на фоне естественного акустического фона

    Разъясниет пожалуйста, что это означает?
    По каким признакам и какими методами и средствами возможно обнаруживать объект с пониженным шумом, аккустическими методами, используя малошумность объекта как основопологающий признак?
    1. Pan_Hrabio
      Pan_Hrabio 2 июля 2019 13:59 Новый
      +1
      Не специалист, но судя по всему имеется ввиду, что если на фоне естественного акустического шума моря вдруг появится область с резко пониженным шумом, то это не менее подозрительно, чем если бы подлодка просто шумела.
    2. ser56
      ser56 2 июля 2019 14:59 Новый
      +1
      Цитата: Livonetc
      По каким признакам и какими методами и средствами возможно обнаруживать объект с

      да. достаточно спорное предположение автора, шумность моря остается... hi
    3. Fizik M
      Fizik M 2 июля 2019 16:09 Новый
      +1
      Цитата: Livonetc
      Разъясниет пожалуйста, что это означает?
      По каким признакам и какими методами и средствами возможно обнаруживать объект с пониженным шумом, аккустическими методами, используя малошумность объекта как основопологающий признак?

      эта проблема возникла уже на 3 и модернизированных ПЛА 2 поколения (например типа "Стреджен-М")
      когда на фоне помехи ПЛА реально обнаруживалась как "провал"
  7. Cats
    Cats 2 июля 2019 14:53 Новый
    0
    какой бы эта ВНЭУ не оказалась, а у китайцев она есть

    По ВНЭУ было много статей, и там тоже не всё так однозначно. У тех же японцев ВНЭУ довольно таки пожароопасна. А как смотрелось бы, допустим, такое выражение: "какой бы эта ЯЭУ не оказалась, а у ... она есть"?
  8. ser56
    ser56 2 июля 2019 14:58 Новый
    +2
    Спасибо за анализ ситуации, она не сильно радужная... request
    Хотя не очень понимаю томление по ВНЭУ - на мой взгляд это не очень хорошая опция - повышается дальность, но и шумность... Не раз писал, что ДЭПЛ нужен атомный реактор а-ля космическому на общую мощность 300-500кВт...
  9. mik193
    mik193 2 июля 2019 16:28 Новый
    +1
    Увы, воз и ныне там. Ни современной гидроакустики, ни средств ГПД, ни современных торпед. С атомными ПЛ проблемы, и с неатомными похоже то же самое. Куда катимся и с чем остаемся?
    1. Fizik M
      Fizik M 2 июля 2019 17:07 Новый
      -1
      Цитата: mik193
      Ни современной гидроакустики

      да вообще-то есть
      по технике у нас очень и очень неплохо (особенно с учетом объективных условий, в т.ч. технологического отставания)
      проблема в концептуальном оставании (и серьезном), но это в первую очередь к ВМФ

      ну и пресловутые "20+1%" резко замедлили внедрение нового и модернизацию ГАС и ГАК
  10. владимир1155
    владимир1155 2 июля 2019 21:28 Новый
    0
    Очень важную тему поднял Александр Тимохин, в 1941 у СССР было 200 подлодок, а теперь? Крайне важно не только иметь их больше но и лучше, это основа современного флота и без них флот вообще не нужен, а тем более бессмысленные крупные надводные супер эсминце-линкоры и суперо фрегато линкоры.
    1. val
      val 17 июля 2019 16:06 Новый
      +2
      Почему не нужен? Это ведь как-то в пропорции,по задачам должно быть.
  11. Комментарий был удален.
  12. Klim Chugunkin
    Klim Chugunkin 3 июля 2019 23:18 Новый
    -1
    Пользуясь случаем я бы хотел принести автору статьи свои глубочайшие и искренние извинения за то, что матерился в комментариях к статье "День Z". К сожалению не мог этого сделать раньше по определенным техническим причинам, хотя и часто вспоминал об этом постыдном инциденте с тяжелым осадком в душе. Поэтому делаю это сейчас. Обящаю, что этого больше никогда не повторится.
  13. VVAU
    VVAU 16 июля 2019 21:48 Новый
    +1
    877
    3 узл-72 часа
    10-2
    15-30 мин
    1. VVAU
      VVAU 17 июля 2019 16:19 Новый
      +1
      Хотя, зависит от производителя батарей. Помнится на БС снимали хорошие с лодки и ставили на автономную. Говорили,что удачная, заряд держит.
      Но это нужно у мехов спрашивать.я пользователь,а не эксплуатационник.:-)
      А по времени,как ранее написал, это есть памятка для расчетов. Ну для операторов, это осредненные данные.
      Там и по авиации и по надводным есть.