Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах

88
В первом материале мы рассмотрели возможность противодействия самолётам, оснащённым лазерным оружием, с использованием тактики массированных пусков ракет воздух-воздух (В-В) большой и средней дальности, для того чтобы перенасытить возможности лазерного оружия и противоракет по отражению удара. Также мы выяснили, что пилоты должны стараться уклоняться от ближнего воздушного боя с самолётом, оснащённым лазерным оружием. Однако с ростом мощности лазерного оружия этот сценарий ведения боевых действий может оказаться неэффективен, что потребует переосмысления облика боевых самолётов для завоевания господства в воздухе.





Какое влияние на облик боевых самолётов окажет серийное внедрение лазерного оружия? Одним из заявленных требования к самолётам шестого поколения является опциональная пилотируемость, то есть возможность эксплуатации самолёта как с пилотом, так и без него. Возможность создания искусственного интеллекта, способного принимать сложные решения в бою, вызывает гораздо больше вопросов, чем перспективы создания лазерного оружия, рельсовых пушек и гиперзвуковых летательных аппаратов вместе взятых, но что касается кабины пилота, то она скорее всего претерпит кардинальные изменения.

1. Кабина пилота


Наличие у противника лазерного оружия потребует спрятать пилота внутрь корпуса самолёта, без применения прозрачных конструкций. Пилотирование будет осуществляться с использованием технологии «прозрачная броня».

С реализацией данной технологии не должно возникнуть каких-то проблем, с учётом того, что фактически она уже применяется на истребителях семейства F-35 и судя по всему будет активно развиваться в дальнейшем. Помимо США работы по созданию «прозрачной брони» ведутся в Великобритании, Израиле, России и других странах.


Шлем пилота F-35


2. Средства разведки и наведения


Из-за отсутствия прозрачной кабины и высокой вероятности поражения оптических средств разведки лазерным оружием потребуются их многократное резервирование, с разнесением в разные точки корпуса и обеспечением защиты в виде высокоскоростных шторок, мгновенно закрывающихся при попадании лазерного излучения, или иных способов физической защиты чувствительных элементов оптики.

Основу средств разведки к 2050 году, скорее всего, составит радиооптическая фазированная антенная решетка (РОФАР). Пока неизвестны подробности о всех возможностях этой технологии, но возможно, что потенциально появление РОФАР поставит крест на всех существующих технологиях снижения заметности. В случае, если с РОФАР возникнут сложности, то на перспективных самолётах будут использоваться продвинутые модели радиолокационных станций с активными фазированными антенными решётками (РЛС с АФАР).

3. Размещение вооружения


Необходимость достижения крейсерской сверхзвуковой скорости, снижения заметности и защиты вооружения от поражения лазерным оружием потребуют его размещения во внутренних отсеках.

Современные самолёты имеют исключительно плотную компоновку. Это отрицательно влияет на удобство их последующей модернизации и ограничивает боекомплект. Особенно это заметно на примере истребителей, выполненных с внутренними отсеками вооружений. На другом конце «шкалы» можно поставить американский бомбардировщик B-52, который за счёт избыточной прочности и объёмов конструкции успешно модернизируется уже более полувека, и скорее всего значительно переживёт своих сверхдорогих малозаметных собратьев. В ситуации с лазерным оружием сверхплотная компоновка может стать дополнительным источником проблем, что потребует увеличения размеров перспективного боевого самолёта.


Внутренние отсеки вооружения современных многофункциональных истребителей


4. Противолазерная защита


Вопреки мнению о том, что защититься от лазерного излучения можно обычной «серебрянкой», для защиты от мощного излучения потребуется применение специальной обшивки, включающей несколько слоёв.

Например, это может быть внешний слой с высокой теплопроводностью, способный «размазать» тепловое воздействие лазера по корпусу, при этом сохраняющий свои свойства при высокотемпературном нагреве, и внутренний слой, обеспечивающий теплоизоляцию внутренних объёмов.

При этом надо учитывать, что такое покрытие должно быть стойким к многолетней эксплуатации в различных климатических условиях, выдерживать возникающие в полёте перегрузки, цикличные тепловые и вибрационные нагрузки. Создание такой защиты – это сложная научно-техническая задача, которая будет актуализироваться по мере роста мощности лазерного оружия. Можно предположить, что её толщина составит порядка или более сантиметра, что с учётом размеров самолёта и необходимости её крепления добавит массы всей конструкции планера.


Некачественное покрытие может создать массу проблем при эксплуатации самолёта


5. Лазерное оружие


Исходя из темпов развития ЛО, можно предположить, что в зависимости от размерности самолёта к 2050 году на нём может быть установлено 1-2 лазера мощностью 300-500 кВт, с возможностью вывода излучения в нижней и в верхней плоскости самолёта, что позволит реализовать практически круговую зону поражения.

Скорее всего, это будут волоконные лазеры инфракрасного диапазона, с совмещением мощности от нескольких излучателей. Осуществление наведения будет включать прицеливание взглядом пилота и автоматизированные алгоритмы выбора уязвимых точек цели.

6. Источники электроэнергии для лазерного оружия и других бортовых систем


Обеспечение лазеров электроэнергией скорее всего будет обеспечиваться отводом энергии от валов вращения газотурбинных двигателей.

Сама по себе технология отвода части мощности реализована в истребителе вертикального взлёта и посадки F-35B для обеспечения работы подъёмного вентилятора. Как уже упоминалось в предыдущей статье, именно по такой схеме может быть построен вариант F-35 с лазерным оружием. Снижение радиуса действия и грузоподъёмности в данном случае компенсируется исключительными возможностями, обеспечиваемыми наличием на борту лазерного оружия.


Двигатель F-35B с отбором мощности на подъёмный вентилятор


В рамках программы ASuMED в Германии создан прототип полностью сверхпроводящего синхронного авиационного двигателя, мощностью 1 мегаватт с плотностью мощности 20 киловатт на килограмм. Учитывая обратимость синхронных электрических машин, на базе данной технологии могут быть созданы компактные электрогенераторы для питания лазерного оружия с минимальными габаритами и высоким КПД.


Прототип сверхпроводящего синхронного авиационного двигателя


7. Массогабаритные характеристики


Необходимость установки лазерного оружия, электрогенераторов для него, наличие крупногабаритных отсеков вооружения и массивное противолазерное покрытие приведут в росту размеров и взлётной массы перспективных боевых самолётов.

В целом нельзя не заметить существующую тенденцию увеличения размеров и массы боевых самолётов. Например, масса F-35 в полтора раза превышает массу его предшественника F-16, аналогичная ситуация складывается с истребителями F-15 и F-22. Можно предположить, что взлётная масса перспективного многофункционального истребителя 2050 года может составить от 50 до 100 тонн, что сравнимо с таковой у барражирующего перехватчика Ту-128, не реализованного проекта многофункционального дальнего перехватчика МиГ-7.01 или бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3. Увеличение массы и размеров перспективных боевых самолётов приведёт к снижению их манёвренности. Однако, с учётом наличия лазерного оружия и высокоманевренных противоракет, собственная маневренность перспективных боевых самолётов уже не будет иметь существенного значения.

Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах

Барражирующий перехватчик Ту-128, проект многофункционального дальнего перехватчика МиГ-7.01, бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3


8. Двигатели


С высокой вероятностью можно утверждать, что перспективный самолёт будет двухдвигательным. Суммарная тяга двигателей должна обеспечивать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

В режиме отбора мощности для питания лазерного оружия лётные характеристики самолёта будут снижаться. К 2050 году возможно будут решены технические проблемы и на самолёты начнут ставить пульсирующие воздушно-реактивные двигатели (ПуВРД) или ротационные детонационные двигатели. Возможно, что на некоторых типах перспективных авиадвигателей не удастся реализовать прямой отбор мощности для питания лазерного оружия, что потребует установки для этой цели отдельного генератора с компактным газотурбинным двигателем.



Время от времени возникает информация о реализации на самолётах шестого поколения возможности полёта на гиперзвуковой скорости. Безусловно, на рубеже 2050 года гиперзвуковые летательные аппараты могут быть реализованы, но в настоящее время все проекты перспективных бомбардировщиков выполнены в дозвуковом варианте, не всем странам удаётся реализовать даже устойчивый крейсерский полёт самолётов типа «истребитель» на сверхзвуковой скорости, а все проекты гиперзвуковых летательных аппаратов преследуют значительные технические трудности. Таким образом, пока гиперзвуковые летательные аппараты толком не отработаны даже в виде одноразовых ракет и боевых блоков, сложно говорить о гиперзвуковой скорости полёта для перспективных пилотируемых боевых самолётов.

9. Аэродинамическая схема


Компоновка перспективного боевого самолёта будет оптимизирована исходя из необходимости установки противолазерной защиты и поддержания высокой крейсерской сверхзвуковой скорости. В случае, если на рубеже 2050 годов будут достигнуты успехи по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов, то это будет определяющим фактором при выборе компоновки самолёта.



Исходя из существующих тенденций можно предположить отказ от вертикального оперения, отсутствие переднего горизонтального оперения (ПГО). В настоящий момент это в первую очередь связано с реализацией технологий малозаметности, но в перспективе определяющим фактором может стать защита от тепловых нагрузок, возникающих в результате высокой скорости полёта и облучения лазерным оружием.

10. Вооружение


Подобно вооружению боевых кораблей, вооружение перспективных авиационных комплексов будет включать в себя оборонительные и наступательные системы. В качестве наступательного вооружения, для поражения самолётов противника на большой и средней дальности, будут использоваться гиперзвуковые ракеты В-В, оснащённые противолазерной защитой. Если не удастся обеспечить защиту РЛС ракеты от поражающих факторов лазерного излучения, то наведение ракет будет осуществляться носителем по защищённому радиоканалу или по «лазерной тропе».

В качестве оборонительного вооружения будут применяться малогабаритные высокоманевренные противоракеты. Также они могут применяться в ближнем воздушном бою против самолётов противника. Аналогичным образом будет применяться лазерное оружие – приоритетно для поражения атакующих ракет противника, или для поражения самолётов противника на ближней дистанции.

На рубеже 2050 годов может встать вопрос об оснащении авиационных комплексов ещё одним типом оружия на новых физических принципах – рельсовой пушкой (РП). В настоящий момент рельсовые пушки рассматриваются как элемент вооружения надводных кораблей. Изначально планировалось, что ими будут вооружены новейшие американские эсминцы типа Zumwalt, но возникшие технические сложности отложили внедрение этого вооружения. Тем не менее, испытания рельсовых пушек активно ведутся во многих странах мира, в том числе в США, Турции и Китае. В июне 2019 года прошли успешные испытания рельсовой пушки EMRG, разрабатываемой в интересах ВМС США. В ближайшее время планируется проведение испытаний непосредственно на кораблях ВМС США.


Рельсовая пушка EMRG


В отличие от кораблей, которым требуется крупный калибр 155 мм и дальность стрельбы порядка 400-500 километров, на боевых самолётах калибр рельсовой пушки может быть значительно уменьшен и составить порядка 30-40 мм. Стрельба должна вестись снарядами, управляемыми по технологии «лазерная тропа» на дальность порядка 100-200 км. Такое оружие позволит поражать самолёты противника, защищённые лазерным оружием, поскольку высокая скорость и малые размеры снаряда рельсовой пушки затруднят его обнаружение и уничтожение. Наличие системы управления в снаряде для РП обусловлено не необходимостью поражения высокоманёвренных целей, а необходимостью компенсации отклонения оси РП при выстреле, компенсации атмосферных условий и возможностью изменения курса цели в пределах порядка 5-15 градусов.

Рельсовая пушка может быть размещена вдоль оси самолёта, для получения максимальной длины разгонного участка ствола. Отдельный вопрос возникает по накопителям энергии для такого оружия, поскольку даже мощности генераторов 1-2 МВт, обеспечивающих питание лазерного оружия, скорее всего будет недостаточно для питания рельсовой пушки. Необходимо понимать, что рельсовая пушка является технологически более сложной, даже по сравнению с лазерным оружием. Если появление РП на кораблях практически не вызывает сомнений, то её адаптация для авиационных носителей может быть достаточно сложной.

Ближайшее будущее


Говоря о боевых самолётах будущего нельзя не упомянуть о двух перспективных проектах. В первую очередь это перспективный американский стратегический бомбардировщик B-21 Raider. Его предшественник – бомбардировщик B-2, разрабатывающийся в абсолютной секретности, принёс в мир авиации рекордно низкую для такой огромной машины эффективную площадь рассеивания (ЭПР). Возможно, что разрабатывающийся ему на замену B-21 также будет содержать в себе какие-либо прорывные решения. Например, он может быть оснащён оборонительным лазерным вооружением и возможностью поражения самолётов противника с использованием мощной бортовой РЛС с АФАР и дальнобойных ракет В-В. В случае реализации этих возможностей B-21 Raider концептуально будет близок к облику перспективного боевого самолёта, рассмотренного в настоящей статье (оборонительное ЛО, большой боекомплект).


B-21 Raider


В России периодически обсуждается разработка идеологического наследника МиГ-31 – перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП). Несуществующая пока машина в сети Интернет получила название МиГ-41. В настоящий момент облик ПАК ДП окончательно не сформирован. Предполагается что это будет тяжёлая машина со скоростью полёта свыше 3500 км/ч и дальностью полёта порядка 7000 км. По другим данным максимальная скорость может составить 4-4,5 М, то есть 5000-5500 км/ч. Вполне возможно, что с учётом прогнозируемых сроков разработки ПАК ДП – 2025-2030 годы, в его конструкции будут учтены потенциальные угрозы, исходящие от лазерного оружия, размещённого на самолётах противника.


Один из многочисленных концептов ПАК ДА


Выводы


Прогнозирование облика боевого авиационного комплекса на столь отдалённый срок достаточно затруднительно. Можно ли в 1920 году достоверно спрогнозировать облик МиГ-15 или МиГ-17 отталкиваясь от облика деревянных бипланов? Какие реактивные двигатели, радары, управляемое вооружение? Только винт, пулемёт, бинокль! Или спрогнозировать в 1945 году облик появившихся примерно через 30 лет машин типа МиГ-25 / F-15?

Сложность прогнозирования связана как с высокими техническими рисками, которые сопровождают разработку принципиально новых технологий, таких, как лазерное оружие, рельсовая пушка или детонационный двигатель, так и с непредсказуемым появлением абсолютно новых технологий, которые могут радикально изменить облик перспективных авиационных комплексов.

Предполагаемый облик боевого авиационного комплекса 2050 года сформирован исходя из экстраполяции возможностей существующих технологий, находящихся в настоящий момент на начальном этапе своего развития.

Фактором, во многом определяющим облик перспективного авиационного комплекса 2050 года является развитие лазерного оружия. Логическая цепочка при формировании облика перспективного авиационного комплекса получается примерно следующая:
— появление лазеров 100-300 кВт на существующих истребителях пятого поколения, в сочетании с малогабаритными противоракетами типа CUDA (2025-2035 годы);
— учебные и/или реальные воздушные бои самолётов, оснащённых ЛО;
— неизбежность БВБ как следствие малого боезапаса самолётов пятого поколения в сочетании с эффективным перехватом ракет В-В ЛО и противоракетами;
— высокая вероятность взаимного поражение самолётов ЛО в БВБ;
— необходимость укрытия пилота в закрытой кабине и резервирования датчиков;
— необходимость противолазерной защиты самолёта и вооружения;
— необходимость увеличения боекомплекта;
— рост габаритов и массы самолёта.

Как и в любом противостоянии «меча и щита», облик перспективных боевых самолётов будет определяться опережающим развитием или лазерного оружия, или средств защиты от него. В случае, если возможности лазерного оружия будут опережать возможности средств защиты от него (покрытий, обшивки), облик перспективных боевых самолётов будет сдвигаться к рассмотренному в настоящей статье. В обратном варианте облик перспективных боевых самолётов будет более приближен к существующим концептам относительно компактных и маневренных летательных аппаратов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    16 августа 2019 05:34
    А кто у нас будет готовить кадры для разработки этих прекрасных машин?
    Образование у нас осуществляется под лозунгом:
    Если хочется деньги зарабатывать??!!! Есть бизнес. Вы же не пошли в бизнес, правильно?

    То есть в образовании сейчас люди, которые не могут найти применение в других сферах, в бизнесе. Лекторы, бегающие между вузами. как говорит ДАМ.
    Ну молодец, спасибо , тебе, наномишка, за откровенность.
    1. -7
      16 августа 2019 11:04
      Вам, Анджело, это не грозит, так как летающие макароны не изобрели.
  2. +14
    16 августа 2019 06:08
    Автор, вы меня извените, но вам за ваш сборник фантазий от меня минус! -!!Вообще то 500 кВт мощность лазера это круто загнули , тем более что сейчас и 100 кВт на выходе , в виде импульса лазерной пушки получить огромная проблема! А чтобы получить даже 250 кВт импульс на выходе потребуется СОВСЕМ ИНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ! Так что, мечтайте и дальше! И , кстати, с каких это пор импульсное оружие вдруг стало "оружием на НОВЫХ физических принципах, или процессах "???Кто вообще этот бред всему миру навязывает? ??
    1. AVM
      +6
      16 августа 2019 06:47
      Цитата: Бережливый
      Автор, вы меня извените, но вам за ваш сборник фантазий от меня минус! -!!Вообще то 500 кВт мощность лазера это круто загнули , тем более что сейчас и 100 кВт на выходе , в виде импульса лазерной пушки получить огромная проблема! А чтобы получить даже 250 кВт импульс на выходе потребуется СОВСЕМ ИНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ! Так что, мечтайте и дальше!


      Это не мои фантазии, а фантазии ВВС США - https://topwar.ru/155386-lazernoe-oruzhie-perspektivy-v-voenno-vozdushnyh-silah-chast-2.html

      Посмотрите дорожные карты по развитию лазерного оружия. И речь идёт не об импульсных лазерах, а именно постоянного действия. Рейнметалл выпустил готовый лазерный модуль 100 кВт в наччале года.

      Цитата: Бережливый
      И , кстати, с каких это пор импульсное оружие вдруг стало "оружием на НОВЫХ физических принципах, или процессах "???Кто вообще этот бред всему миру навязывает? ??


      Это общепринятое название для группы новых типов вооружения. Я понимаю, что название лучше походит для машины времени или молекулярного дизентегратора, но уж как есть...

      Оружие на новых физических принципах
      Новые виды оружия, поражающие факторы которых основываются на ранее не использовавшихся в военных целях процессах и явлениях. На начало 21 столетия в различных степенях разработки и испытаний находятся: оружие направленной энергии (лазерное, ускорительное, сверхвысокочастотное, инфразвуковое); электромагнитное оружие (сверхвысокочастотное, разновидности лазерного); оружие не смертельного действия, т.н. не летальное; геофизическое оружие (сейсмическое, климатическое, озонное, экологическое); радиологическое и др. Особое место занимает оружие губительного действия на генетический аппарат людей - генетическое оружие.


      https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=13770@morfDictionary
      Министерство обороны Российской Федерации
      1. +6
        16 августа 2019 07:38
        Выпустить модуль мощностью 100 кВт на выходе, и, иметь те же 100 кВт на выходе две ОГРОМНЫЕ разницы! У лазерного оружия есть и будет вечно одна проблема -излишнее тепло, которое нужно или отвести иди аккумулировать в виде дополнительно го импульса! Чем больше тепла, тем меньше мощность импульса на выходе! Можно сделать пушку на 100 кВт, но насколько выстрелов ее хватит?Падение мощности неизбежно, ибо главная проблема -перегрев! Перегрев активной зоны лазера, перегрев фокусирующего зеркала, перегрев элементов конструкции, перегрев электронных компонентов! Проблема более сложная, чем об этом пишут, и, теория постоянно расходится с полученными де факто результатами.
        1. 0
          10 сентября 2019 11:57
          Дополню. Вот что пишет автор о кинетическом авиационном оружии:
          Отдельный вопрос возникает по накопителям энергии для такого оружия, поскольку даже мощности генераторов 1-2 МВт, обеспечивающих питание лазерного оружия, скорее всего будет недостаточно для питания рельсовой пушки.
          Не скорее всего, а наверняка!
          на боевых самолётах калибр рельсовой пушки может быть значительно уменьшен и составить порядка 30-40 мм. Стрельба должна вестись снарядами, управляемыми по технологии «лазерная тропа» на дальность порядка 100-200 км.
          Считаем. При калибре 30 мм масса снаряда - примерно 0,5 кг, длину ствола примем 10 м, скорость вылета не менее 2000 м/с (иначе и огород городить незачем). Кинетическая энергия снаряда - ровно 1 МДж, при дине ствола 10 м ускорение при разгоне снаряда до 2000 м/с составляет 200 000 м/с/с, а время разгона - 0,01 с. Отсюда, мощность накопителя должна быть 100 МВт, а с учетом того, что кпд меньше единицы, больше 1000 МВт. Но это еще полбеды: хотя удельная энергия лучших накопителей оставляет не более 0,036 МДж/кг, а удельная мощность - до МВт/кг, самые емкие накопители маломощны, а самые мощные - малоемки. Грубая оценка говорит о том, что изготовить накопитель массой менее 10 - 15 тонн на современных технологиях нельзя. На морское судно можно и 200 тонн не пожалеть, а вот на самолет... И не ждите тут прорыва.
    2. 0
      17 августа 2019 06:59
      использованием тактики массированных пусков

      Противник тогда будет использовать , ещё более массивные пуски, тогда это будет битва экономик, кто больше произведёт и тут первая проблема, экономика у противника, гораздо сильнее
      1. Комментарий был удален.
    3. +1
      18 августа 2019 14:44
      Цитата: Бережливый
      оружием на НОВЫХ физических принципах, или процессах

      Ага, забавный перл, типа "цифровой экономики". Непонятно только зачем автор ретранслирует чужую глупость? Может из чувства солидарности?
  3. +1
    16 августа 2019 06:17
    Рассмотрим концепт по пунктам. 1) кабина пилота задается аэродинамической схемой, т.е. девятым пунктом, поэтому в отдельности первый пункт концепта подразумевает пилота-камикадзе. 2) здесь следует изначально подходить, что концепт несется на скоростях гиперзвука в потоке окружающей плазмы со всеми исходящими из этого последствиями, в первую очередь, полной потери всякой радиосвязи. 3) гиперзвук требует размещения вооружения внутри концепта, а 4-5) – применения в потоке плазмы. 6-7) никаких карлсонов с моторчиком для преобразования энергии в электрическую, поэтому потребуется преобразование на эффекте Зеебека-Пельтье, что позволит уменьшить габариты, исключив карлсона с моторчиком. 8-10) выбор двигателя диктуется температурой плазмы, обтекающей концепт, поэтому, скорее всего, потребуется не внутреннее сгорание, а внешнее, соответственно температуре плазмы на обшивке концепта, откуда выбирается аэродинамическая схема и вооружение, в, том числе, из условия преобразования энергии для новых видов вооружений, причем, надо понимать, что концепт сам по себе является, снарядом-болванкой с огромной кинетической энергией, способной смять авианосец, как консервную банку.
    1. +3
      16 августа 2019 07:27
      здесь следует изначально подходить, что концепт несется на скоростях гиперзвука в потоке окружающей плазмы со всеми исходящими из этого последствиями, в первую очередь, полной потери всякой радиосвязи.

      технологии, позволяющие преодолеть потерю радиосвязи из за плазменного кокона уже есть. Не удивлюсь если они уже применяются на всяких "Авангардах" и иже с ними
      выбор двигателя диктуется температурой плазмы, обтекающей концепт, поэтому, скорее всего, потребуется не внутреннее сгорание, а внешнее, соответственно температуре плазмы на обшивке концепта

      выбор двигателя диктуется режимами полета ЛА при выполнении задач. На гиперзвуке ему летать постоянно нет нужды. А вот проводить активное и устойчивое маневрирование в атмосфере нужно точно. Ну если мы не говорим о летающем утюге, единственной задачей которого будет долететь с максимальной скоростью в точку G и сбросить в ней какой той то полезный груз. А дальше по маршруту пилотов Дулитлла
      1. -1
        16 августа 2019 11:01
        Переход с дозвуковых скоростей на гиперзвук, т.е. на большие числа Маха, требует применения высокотемпературных изоляционных материалов, иначе вся концепция пшик и сгорит в воздухе в собственной окружающей плазме, особенно, в плотных слоях атмосферы. Никаких способов управления низкотемпературной плазмой нет, ее даже удержать не могут, поэтому на гиперзвуке концепт представляет собой раскаленный летающий утюг, имеющий громадное количество движения, и кинетическую энергию.
        1. 0
          16 августа 2019 11:17
          Никаких способов управления низкотемпературной плазмой нет, ее даже удержать не могут

          не надо заявлять так категорично, если не владеете информацией. Три года назад немецкий аэрокосмический центр Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt экспериментально подтвердил образование устойчивого "окна" в потоке плазмы, достаточного для приема-передачи данных
          1. 0
            16 августа 2019 14:06
            Так то, немцы, а раз вы ставите их во главу угла, то предлагаете концепт ФАУ-22 в 21 веке, надо так понимать. Тем не менее, головная боль при высоких температурах плазмы является главным преткновением в разработке изоляции на высоких температурах. Поймите элементарно, что без изоляции внутри вашего концепта сначала всё сварится, как в консервной банке, а потом она лопнет, как фейерверк.
  4. +4
    16 августа 2019 07:39
    пункт 1. пилота в самолете не будет. Будет оператор на земле или ИИ
    остальное вариабельно
    1. +1
      16 августа 2019 08:39
      Ага, отсутствие пилота, соответственно кабины и ее бронирования - это естественный путь "эволюции". При всём уважении к лётчикам! Технология "прозрачная броня" - это по сути уже готовая технология для оператора на земле. Только в Вашем предположении "или" нужно заменить на "и". Т.е. оператор на земле и ИИ. Один контролирует задачу и дает указания ИИ, второй решает вопросы пилотирования, контролирует все параметры полета и тд. В 2050 году.. "Я так думаю")
  5. -3
    16 августа 2019 07:47
    Цитата: Анджело Проволоне
    А кто у нас будет готовить кадры для разработки этих прекрасных машин?

    Вопрос вопросов! Судя по действию верхних, им придётся нового\старого Сердюкова во главе ставить, когда обнаружиться, что изобретать, проектировать, технологию совершенствовать, да и высоко-классно работать будет просто НЕКОМУ. будут опять "молится" на забугорных. Это даже не печалька, это ....... а дальше пи-пи-пи ....
  6. +1
    16 августа 2019 08:58
    Для начала необходимы умы , чтобы понять ,что температура это производное вщаимодействия магнитных потоков. Поэтому проблема не в отводе нагрева ,а вопрос в организации такого процесса при котором потоки возмущения не будут противодействовать друг другу. К тому с рассеиванием луча необходимо работать на совершенно ином принципе. Точно так же с гидрогазодинамическими потоками .Струи нужно организовывать ,а не просто выдавливать .
  7. 0
    16 августа 2019 09:01
    Техническое замечание на: "это может быть внешний слой с высокой теплопроводностью", - "Роль теплопроводности в охлаждении слоя при этом несущественна." https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/068/349.htm
    Так же проблематично с движками для гиперзвука (законы физики (энергетику химического сгорания) не обманешь, а кпд уже почти всё выбрано).
    Но идея помечтать - понравилась.
  8. 0
    16 августа 2019 09:18
    Удачи Вам на гиперзвуке без вертикального оперения
    1. AVM
      -1
      16 августа 2019 09:44
      Цитата: Fike_oz
      Компоновка перспективного боевого самолёта будет оптимизирована исходя из необходимости установки противолазерной защиты и поддержания высокой крейсерской сверхзвуковой скорости. В случае, если на рубеже 2050 годов будут достигнуты успехи по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов, то это будет определяющим фактором при выборе компоновки самолёта.


      Компоновка перспективного боевого самолёта будет оптимизирована исходя из необходимости установки противолазерной защиты и поддержания высокой крейсерской сверхзвуковой скорости.

      В случае, если на рубеже 2050 годов будут достигнуты успехи по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов, то это будет определяющим фактором при выборе компоновки самолёта.
      1. 0
        16 августа 2019 15:10
        А в следующем абзаце вы говорите, что исходя из современных тенденций можно предположить отказ от вертикального оперения
  9. 0
    16 августа 2019 09:44
    Автору лавры Жюль Верна не дают покоя, похоже. Или Герберта Уэлса.
    1. AVM
      +2
      16 августа 2019 10:16
      Цитата: Undecim
      Автору лавры Жюль Верна не дают покоя, похоже. Или Герберта Уэлса.


      Не самые плохие примеры, но Вы мне льстите. Мне интересно сделать прогноз и посмотреть на сколько он будет соответствовать реальности.
      1. 0
        16 августа 2019 10:28
        Желание, конечно, совершенно нормальное. Правда фантазии на тему и прогноз, по моему пониманию, вещи несколько разные.
        Но это детали.
        1. +2
          16 августа 2019 10:33
          Правда фантазии на тему и прогноз, по моему пониманию, вещи несколько разные

          желательно чтобы прогнозы автора базировались на физических принципах, а не на принципах Николая Носова
          1. 0
            16 августа 2019 10:36
            Мы об одном и том же, но разными словами.
          2. AVM
            +1
            16 августа 2019 11:55
            Цитата: Ка-52
            Правда фантазии на тему и прогноз, по моему пониманию, вещи несколько разные

            желательно чтобы прогнозы автора базировались на физических принципах, а не на принципах Николая Носова


            Они базируются на открытых источниках по развитию вооружений ведущих вооружённых стран мира.
            1. +2
              16 августа 2019 12:38
              Они базируются на открытых источниках по развитию вооружений ведущих вооружённых стран мира.

              да? А как вы планируете обеспечить путевую устойчивость на больших скоростях без вертикального оперения? Это самый простой вопрос из всего, что можно написать. А управляемость? Элеронами и интерцепторами вы вряд ли обеспечите нормальную управляемость. Это вам не тихоходное корыто-бомбордировщик
              1. AVM
                0
                20 августа 2019 08:08
                Цитата: Ка-52
                Они базируются на открытых источниках по развитию вооружений ведущих вооружённых стран мира.

                да? А как вы планируете обеспечить путевую устойчивость на больших скоростях без вертикального оперения? Это самый простой вопрос из всего, что можно написать. А управляемость? Элеронами и интерцепторами вы вряд ли обеспечите нормальную управляемость. Это вам не тихоходное корыто-бомбордировщик


                Ничего, что большая часть проектов истребителей пятого поколения рассматривается без вертикального оперения? Отсюда и -
                Исходя из существующих тенденций можно предположить отказ от вертикального оперения, отсутствие переднего горизонтального оперения (ПГО). В настоящий момент это в первую очередь связано с реализацией технологий малозаметности

                Для этого создаются различные прототипы, исследуются различные схемы управления.

                И кстати, для меня это не догма и вообще не критично. Главная тенденция, о которой я говорю, это влияние появления ЛО на перспективы развития самолётов:

                — необходимость укрытия пилота в закрытой кабине и резервирования датчиков;
                — необходимость противолазерной защиты самолёта и вооружения;
                — необходимость увеличения боекомплекта;
                — рост габаритов и массы самолёта.
                1. 0
                  22 августа 2020 16:34
                  Цитата: AVM
                  Ничего, что большая часть проектов истребителей пятого поколения рассматривается без вертикального оперения?

                  Только все 5тые (истребители) с двумя килями и не одного без стабилизаторов, а некоторые еще и с ПГО.
                  Основное слово "проектов"
  10. +2
    16 августа 2019 09:52
    Лазер на земле всегда будет мощнее и броня у него будет лучше, чем у самолетного лазера.
    В то же время поражение со скорости света делает превосходство самолета в скорости ненужное.
    Так что ето будет конец боевой авиации - по меньшей мере пилотируемой.
    1. AVM
      0
      16 августа 2019 10:15
      Цитата: Костадинов
      Лазер на земле всегда будет мощнее и броня у него будет лучше, чем у самолетного лазера.
      В то же время поражение со скорости света делает превосходство самолета в скорости ненужное.
      Так что ето будет конец боевой авиации - по меньшей мере пилотируемой.



      Назначение лазерного оружия - в первую очередь оружие самообороны, т.е. и в составе авиационных комплексов, и в составе ПВО они будут поражать боеприпасы, но не носители. Точнее это возможно, но это будет скорее исключение из правил. От лазера ПВО самолёт может прятаться за рельефом местности и кривизной земной поверхности.
      1. +1
        16 августа 2019 10:29
        От лазера ПВО самолёт может прятаться за рельефом местности и кривизной земной поверхности.

        от лазера ВВ самолет может уйти в облака. И дальше как?
        1. AVM
          -1
          16 августа 2019 11:44
          Цитата: Ка-52
          От лазера ПВО самолёт может прятаться за рельефом местности и кривизной земной поверхности.

          от лазера ВВ самолет может уйти в облака. И дальше как?


          1. А если облаков нет?
          2. Их эффективность сильно преувеличена. На мощность лазера сильнее всего влияет туман в приземном слое, т.е. до 50 метров. На высоте всё очень сильно рассеяно, это только с земли облако кажется непроницаемым. По факту до 5-10 км по дальности потери через него будут 5-10%. Не забываем, что ИК излучение прекрасно проходит облака, на чём основан парниковый эффект. А большая часть лазеров работает в ИК диапазоне.

          Проницаемость атмосферы для ИК -
          1. +1
            16 августа 2019 12:30
            Не забываем, что ИК излучение прекрасно проходит облака, на чём основан парниковый эффект. А большая часть лазеров работает в ИК диапазоне
            .

            для yehat (Сергей) написал, для вас повторю:
            с ИК излучением вы конечно натянули сову на глобус. Потому что мощность в лазерном канале на порядки выше чем солнечное излучение на границе атмосферы. И чем выше мощность, тем сильнее режим квазистационарного испарения, вплоть до взрывного. При котором анизотропное испарение каждой микрокапли воды (из которой вы надеюсь знаете состоят облака) вызывает появление рассеивающей тепловой линзы. И соответственно показателей переломлений самого пучка. Поэтому физика процесса не такая простая как в ваших рекламных буклетах
            1. AVM
              -1
              16 августа 2019 12:46
              Цитата: Ка-52
              Не забываем, что ИК излучение прекрасно проходит облака, на чём основан парниковый эффект. А большая часть лазеров работает в ИК диапазоне
              .

              для yehat (Сергей) написал, для вас повторю:
              с ИК излучением вы конечно натянули сову на глобус. Потому что мощность в лазерном канале на порядки выше чем солнечное излучение на границе атмосферы. И чем выше мощность, тем сильнее режим квазистационарного испарения, вплоть до взрывного. При котором анизотропное испарение каждой микрокапли воды (из которой вы надеюсь знаете состоят облака) вызывает появление рассеивающей тепловой линзы. И соответственно показателей переломлений самого пучка. Поэтому физика процесса не такая простая как в ваших рекламных буклетах


              Это называется процесс саморасфусикосировки лазерного луча в плазме, он циклический, т.е. после саморасфокусировки тот-же очаг плазмы его фокусирует.

              1. +1
                16 августа 2019 13:57
                Это называется процесс саморасфусикосировки лазерного луча в плазме, он циклический, т.е. после саморасфокусировки тот-же очаг плазмы его фокусирует.

                Вы путаете два физических принципа.
  11. +4
    16 августа 2019 10:42
    Это поразительно!
    Как же человечеству не хватает супер-современных средств уничтожения самого себя.
    Как наивно сегодня выглядят бои на мечах и копьях, просто детские забавы какие-то.
    То ли дело, нажал кнопку и весь мир в труху....
    Причём, каждое очередное изобретение добавляет очередную проблему.
    А это правда, что человек существо разумное?
  12. 0
    16 августа 2019 11:02
    я все-таки очень скептически отношусь к боевой ценности лазерного оружия на самолетах в ближайшие 20 лет. На боинге может и можно поставить достаточно эффективную пушку, но на самолете поменьше - нет.
    Я уж не говорю о влиянии задымленности и погоды на эффективность лазера, а прикрыться облаком фольги +дыма, чтобы перекрыть сектор стрельбы проще простого.
    1. AVM
      0
      16 августа 2019 11:54
      Цитата: yehat
      я все-таки очень скептически отношусь к боевой ценности лазерного оружия на самолетах в ближайшие 20 лет. На боинге может и можно поставить достаточно эффективную пушку, но на самолете поменьше - нет.


      Это нормально, у всех разные точки зрения, На боинг ставили химический, мощностью более 1 МВт, он огромный. Новые лазеры волоконные. Боевые пока сделаны на 100 кВт, но до 300 точно доберутся. Ждать осталось не долго. К 2015 на F-35 точно испытают, до 2030 будет серийный. Для самообороны от ракет в-в это уже хорошо, и крайне опасно в БВБ.

      Цитата: yehat
      Я уж не говорю о влиянии задымленности и погоды на эффективность лазера, а прикрыться облаком фольги +дыма, чтобы перекрыть сектор стрельбы проще простого.


      Фольгу и дым стазу сдует. Самолёт летит на скорости порядка 1000 км/ч.
  13. 0
    16 августа 2019 11:03
    Цитата: Ка-52
    от лазера ВВ самолет может уйти в облака. И дальше как?

    ну во-первых, лазер не обязан быть в спектре светимости.
    можно подобрать частоты, которым будут облака по барабану.
    1. 0
      16 августа 2019 11:23
      ну во-первых, лазер не обязан быть в спектре светимости.
      можно подобрать частоты, которым будут облака по барабану.

      прочь из физики релеевское рассеивание и рассеивание на аэрозолях. Да здравствует битвы джедаев на световых мечах laughing
      1. 0
        16 августа 2019 11:45
        Цитата: Ка-52
        прочь из физики релеевское рассеивание и рассеивание на аэрозолях.


        как ни крути, а от частот лазерного луча зависит проникающая способность,
        приплетайте хоть 100 вариантов рассеивания.
        1. 0
          16 августа 2019 12:09
          можно подобрать частоты, которым будут облака по барабану.

          как ни крути, а от частот лазерного луча зависит проникающая способность,
          приплетайте хоть 100 вариантов рассеивания.

          Водяные капли тумана, поглощая энергию импульса луча, испаряются, что обусловливает нагрев межкапельной среды атмосферы. Повышение температуры газовой среды сопровождается ее тепловым расширением, которое приводит к уменьшению величины диэлектрической проницаемости среды в канале светового пучка и, как следствие, к явлению тепловой дефокусировки света. В результате просветления тумана мощным лазерным импульсом среда приобретает свойства рассеивающей тепловой линзы, что приводит к значительному падению плотности мощности в канале лазерного луча. И хоть как вы меняйте "частоту" взрывной режим испарения капель воды при значительной энергии импульса вам не избежать. А вашими картинками хорошо только волосы на ногах брить laughing
          1. 0
            16 августа 2019 12:23
            ослабление и экран - это разные вещи.
            понятно, что в вакууме лазер работает эффективнее.
          2. AVM
            0
            16 августа 2019 12:52
            Цитата: Ка-52
            можно подобрать частоты, которым будут облака по барабану.

            как ни крути, а от частот лазерного луча зависит проникающая способность,
            приплетайте хоть 100 вариантов рассеивания.

            Водяные капли тумана, поглощая энергию импульса луча, испаряются, что обусловливает нагрев межкапельной среды атмосферы. Повышение температуры газовой среды сопровождается ее тепловым расширением, которое приводит к уменьшению величины диэлектрической проницаемости среды в канале светового пучка и, как следствие, к явлению тепловой дефокусировки света. В результате просветления тумана мощным лазерным импульсом среда приобретает свойства рассеивающей тепловой линзы, что приводит к значительному падению плотности мощности в канале лазерного луча. И хоть как вы меняйте "частоту" взрывной режим испарения капель воды при значительной энергии импульса вам не избежать. А вашими картинками хорошо только волосы на ногах брить laughing

  14. +1
    16 августа 2019 11:40
    все эти лазеры не будут эффективны на самолетах . улетел в облака и все. или сделают систему постановки дымов под давлением по курсу полета. скорее уж гиперзвуковые самонаводящиеся ракеты для перехвата на большом удалении..
    ставить рельсотрон на самолет... зачем? для корабля понятно- снизить стоимость выстрела, а тут - чтобы повысить стоимость и массу самолета? интересно будет взглянуть на защиту электроники самолета при выстреле из рельсы... управляемые в полете снаряды для рельсотрона это вообще ненаучная фантастика... вся электроника выгорит при выстреле
    1. AVM
      0
      16 августа 2019 12:51
      Цитата: Last centurion
      все эти лазеры не будут эффективны на самолетах . улетел в облака и все. или сделают систему постановки дымов под давлением по курсу полета. скорее уж гиперзвуковые самонаводящиеся ракеты для перехвата на большом удалении..
      ставить рельсотрон на самолет... зачем? для корабля понятно- снизить стоимость выстрела, а тут - чтобы повысить стоимость и массу самолета? интересно будет взглянуть на защиту электроники самолета при выстреле из рельсы... управляемые в полете снаряды для рельсотрона это вообще ненаучная фантастика... вся электроника выгорит при выстреле


      Фантастика не фантастика, а именно под них РП и делают. Всегда, или почти всегда можно найти решение. Например, двойной металлизированный корпус, который открывается уже после выстрела + схемотехнические решения.
  15. 0
    16 августа 2019 11:56
    Цитата: Бережливый
    Выпустить модуль мощностью 100 кВт на выходе, и, иметь те же 100 кВт на выходе две ОГРОМНЫЕ разницы! У лазерного оружия есть и будет вечно одна проблема -излишнее тепло, которое нужно или отвести иди аккумулировать в виде дополнительно го импульса! Чем больше тепла, тем меньше мощность импульса на выходе! Можно сделать пушку на 100 кВт, но насколько выстрелов ее хватит?Падение мощности неизбежно, ибо главная проблема -перегрев! Перегрев активной зоны лазера, перегрев фокусирующего зеркала, перегрев элементов конструкции, перегрев электронных компонентов! Проблема более сложная, чем об этом пишут, и, теория постоянно расходится с полученными де факто результатами.


    Проблема с избыточным теплом - проблема кпд. На маломощных лазерах он высокий и соответственно они не греются. На мощных лазерах кпд падает. Но это лишь вопрос времени, пока кпд не будет повышен. Да и какая проблема на корабельной лазерной установке обеспечить водяной контур охлаждения? А на самолете воздушное охлаждение? Для мобильных наземных мобильных установок ограничение более серьезное, но опять-таки - вопрос времени.
    1. AVM
      0
      16 августа 2019 12:49
      Цитата: Демагог
      Цитата: Бережливый
      Выпустить модуль мощностью 100 кВт на выходе, и, иметь те же 100 кВт на выходе две ОГРОМНЫЕ разницы! У лазерного оружия есть и будет вечно одна проблема -излишнее тепло, которое нужно или отвести иди аккумулировать в виде дополнительно го импульса! Чем больше тепла, тем меньше мощность импульса на выходе! Можно сделать пушку на 100 кВт, но насколько выстрелов ее хватит?Падение мощности неизбежно, ибо главная проблема -перегрев! Перегрев активной зоны лазера, перегрев фокусирующего зеркала, перегрев элементов конструкции, перегрев электронных компонентов! Проблема более сложная, чем об этом пишут, и, теория постоянно расходится с полученными де факто результатами.


      Проблема с избыточным теплом - проблема кпд. На маломощных лазерах он высокий и соответственно они не греются. На мощных лазерах кпд падает. Но это лишь вопрос времени, пока кпд не будет повышен. Да и какая проблема на корабельной лазерной установке обеспечить водяной контур охлаждения? А на самолете воздушное охлаждение? Для мобильных наземных мобильных установок ограничение более серьезное, но опять-таки - вопрос времени.


      КПД уже подняли до 40-50%, в зависимости от мощности. Итоговую мощность повышают суммированием потоков дифрационной решёткой, чтобы не повышать мощность каждого блока, теряя КПД. Вроде как волоконный лазер может достичь КПД 70-80%

      Вот здесь - https://topwar.ru/index.php?do=go&url=aHR0cHM6Ly90b3B3YXIucnUvMTU3ODI0LWJyaXRhbmN5LXBva2F6YWxpLWdpYnJpZG51anUtamVuZXJnb3VzdGFub3ZrdS1kbGphLWJvZXZ5aC1sYXplcm92Lmh0bWw%3D - энергоустановка для лазера на 100 кВт с учётом охлаждения.
  16. +1
    16 августа 2019 12:12
    Цитата: AVM
    Мне интересно сделать прогноз и посмотреть на сколько он будет соответствовать реальности.

    В 1894 году в газете Times of London приводилась оценка, что к 1950 году каждая улица города будет покрыта конским навозом слоем толщиной почти в 3 метра.
    В Нью-Йорке в 1890 году было подсчитано, что к 1930 году слой лошадиного навоза на улицах города будет доставать до окон третьего этажа.
    1. AVM
      0
      16 августа 2019 12:40
      Цитата: 123456789
      Сложность прогнозирования связана как с высокими техническими рисками, которые сопровождают разработку принципиально новых технологий, таких, как лазерное оружие, рельсовая пушка или детонационный двигатель, так и с непредсказуемым появлением абсолютно новых технологий, которые могут радикально изменить облик перспективных авиационных комплексов.


      Они не могли учесть развитие принципиально новых технологий.

      Сложность прогнозирования связана как с высокими техническими рисками, которые сопровождают разработку принципиально новых технологий, таких, как лазерное оружие, рельсовая пушка или детонационный двигатель, так и с непредсказуемым появлением абсолютно новых технологий, которые могут радикально изменить облик перспективных авиационных комплексов.
  17. +2
    16 августа 2019 12:20
    "Или спрогнозировать в 1945 году облик появившихся примерно через 30 лет машин типа МиГ-25 / F-15? "
    ===============
    И кто в 1951году провожая в первый полет Б-52 мог предполодить, что эта машина будет составлять основу парка стратегической авиации через семьдесят лет?
    И что взлетевший в 1972 году Ф-15 пролетает полвека?
    1. AVM
      0
      16 августа 2019 12:39
      Цитата: Е.С.
      "Или спрогнозировать в 1945 году облик появившихся примерно через 30 лет машин типа МиГ-25 / F-15? "
      ===============
      И кто в 1951году провожая в первый полет Б-52 мог предполодить, что эта машина будет составлять основу парка стратегической авиации через семьдесят лет?
      И что взлетевший в 1972 году Ф-15 пролетает полвека?


      Надеюсь что Б-52 пролетает 100 лет, это будет крайне поучительно с точки зрения ресурса боевой авиации. Кстати его с высокой вероятностью оснастят лазерным оружием самообороны.
  18. 0
    16 августа 2019 13:10
    Кстати, в статье и обсуждении часто встречается слово "мощность", а что оно значит в приложении к лазерному оружию, или другими словами, а о чём вы вообще-то говорите?
    Просто как пример, если энергию сгорания спички, пусть ~1500 Дж, запихнуть в импульс длительностью в одну сотую секунды, то получим 150 кВт - этот укол может быть боевой силой? А если в одну миллионную и энергия спички преобразуется до гигаватта мощности - вы его на одежде заметите вообще?
    Но ладно, пусть даже будет непрерывная мощность в сто-двести спичек в секунду (150-300 кВт) - вы серьезно не знаете как от этого защищаться?
    1. AVM
      0
      16 августа 2019 14:33
      Цитата: srha
      Кстати, в статье и обсуждении часто встречается слово "мощность", а что оно значит в приложении к лазерному оружию, или другими словами, а о чём вы вообще-то говорите?
      Просто как пример, если энергию сгорания спички, пусть ~1500 Дж, запихнуть в импульс длительностью в одну сотую секунды, то получим 150 кВт - этот укол может быть боевой силой? А если в одну миллионную и энергия спички преобразуется до гигаватта мощности - вы его на одежде заметите вообще?
      Но ладно, пусть даже будет непрерывная мощность в сто-двести спичек в секунду (150-300 кВт) - вы серьезно не знаете как от этого защищаться?


      Ну вот как можно такое писать?Где есть хоть слово про импульсные лазеры?

      В конце статьи ссылки на серию про лазерное оружие. Сейчас не используются импульсные лазеры, только лазеры непрерывного действия, которые работают по цели 3-10 секунд, в течение которых луч держится на цели. Это ведь не мои выдумки.
      1. 0
        19 августа 2019 20:29
        Цитата: AVM
        Где есть хоть слово про импульсные лазеры?
        Мда..., а где у меня есть хоть слово про них? А ведь ваш пассаж примечателен тем, что он действительно указывает хороший пример (и вы сами его озвучили, заметьте, не я - у меня про спички написано, ибо иногда полезно померить в "попугаях", чтобы понимать масштаб "проблемы"), недостаточности применения одного показателя для оценки настоящей боевой работы. И остается спросить вашей цитатой:
        Цитата: AVM
        Ну вот как можно такое писать?

        Кстати, "3-10 секунд" да на 150 кВт - это аж горение 30 - 100 грамм спичек в течение 3-10 секунд. Вы серьёзно не знаете как от этого защищаться?
  19. 0
    16 августа 2019 13:12
    Цитата: AVM


    КПД уже подняли до 40-50%, в зависимости от мощности. Итоговую мощность повышают суммированием потоков дифрационной решёткой, чтобы не повышать мощность каждого блока, теряя КПД. Вроде как волоконный лазер может достичь КПД 70-80%

    Вот здесь - https://topwar.ru/index.php?do=go&url=aHR0cHM6Ly90b3B3YXIucnUvMTU3ODI0LWJyaXRhbmN5LXBva2F6YWxpLWdpYnJpZG51anUtamVuZXJnb3VzdGFub3ZrdS1kbGphLWJvZXZ5aC1sYXplcm92Lmh0bWw%3D - энергоустановка для лазера на 100 кВт с учётом охлаждения.


    Проблема с перегревом лазеров надуманная во многом. Если брать установку на морских платформах, то лазер у американцев меняет фаланкс, который больше 20-30 с непрерывного огня вести не может. Да, те же зрк "не греются", но у них лимитирован бк, который все одно ограничивает время ведения огня. А у лазера нет.
  20. +1
    16 августа 2019 13:46
    Думаю, что не оттуда отталкиваетесь.
    Основной рывок в наше вреся совершают информационные технологии, а это значит уже в обозримом будущем в машине ”завоевания превосходства в воздухе” не найдется места для пилота, причем ни в самой машине, ни в виде оператора на земле.
    А следовательно такую машину логичнее всего делать максимально дешевой и использовать как расходный материал, который не жалко.
    Отдельного упоминания заслуживает т.н. РОФАР. Автор статьи уверен, что эта гравицапа существует в нашем мире?
    1. +2
      16 августа 2019 14:04
      Тогда это не "машина завоевания превосходства в воздухе", а типичный современный дрон - носитель РВВ. Для прорыва ПВО сгодится.
      А вообще автор половину притянул за уши, половину сам додумал. Информативность статьи - ноль. Но для развлечения самое оно wink
      1. 0
        16 августа 2019 18:03
        типичный современный дрон - носитель РВВ
        и много вы знаете современных дронов с РВВ, да еще и автономных?
        А вообще автор половину притянул за уши, половину сам додумал. Информативность статьи - ноль. Но для развлечения самое оно wink
        Много действительно притянуто за уши, это да, но как дополнительная пища для ума сгодится. Например, многие приведенные тут факты я ранее не знал.
        1. +2
          16 августа 2019 19:02
          и много вы знаете современных дронов с РВВ, да еще и автономных?

          Странный вопрос.... Автор пишет о фантастической будущем, вы пишите о фантастическом будущем, а мне задаёте вопрос о реальности, да ещё и современной. what я имел в виду концепцию типичного дрона (того же mq1 в ударом варианте), используемого скорее как летающая платформа для РВВ, в составе роя. Дешёвый и беспилотный - две перспективные константы. Автономность программно задать ему будет не так уж и сложно
    2. AVM
      -1
      16 августа 2019 14:30
      Цитата: Кукуруза
      Думаю, что не оттуда отталкиваетесь.
      Основной рывок в наше вреся совершают информационные технологии, а это значит уже в обозримом будущем в машине ”завоевания превосходства в воздухе” не найдется места для пилота, причем ни в самой машине, ни в виде оператора на земле.
      А следовательно такую машину логичнее всего делать максимально дешевой и использовать как расходный материал, который не жалко.


      К сожалению а может и к счастью, пока создание полноценного ИИ (т.н. «сильный искусственный интеллект») чистая фантастика, а всё остальное это придатки к человеку. Деятельность упростят, но заменить не смогут.

      Цитата: Кукуруза
      Отдельного упоминания заслуживает т.н. РОФАР. Автор статьи уверен, что эта гравицапа существует в нашем мире?


      Не уверен, поэтому и уточняю:

      Основу средств разведки к 2050 году, скорее всего, составит радиооптическая фазированная антенная решетка (РОФАР). Пока неизвестны подробности о всех возможностях этой технологии, но возможно, что потенциально появление РОФАР поставит крест на всех существующих технологиях снижения заметности. В случае, если с РОФАР возникнут сложности, то на перспективных самолётах будут использоваться продвинутые модели радиолокационных станций с активными фазированными антенными решётками (РЛС с АФАР).
      1. -1
        16 августа 2019 18:06
        К сожалению а может и к счастью, пока создание полноценного ИИ
        дело даже не в ИИ, алгоритмы можно написать уже сейчас, компьютер обыграл человека в шахматы без всякого самообучения. Уже сейчас взлетать и садиться самолеты могут самостоятельно, производить ориентирование в пространстве, маловысотный полет с огибанием рельефа, поиск и захват цели, принимать контрмеры (например отстрел ик/уф ловушек) робот также может сам, и наверняка не далек тот день, когда в ПО будут прописывать полностью автономное выполнение полетного задания.
        1. +1
          16 августа 2019 19:32
          Автоматика сейчас достаточно продвинутая, если уж даёт возможность летать таким утюгам, как все последние детища американского ВПК начиная с найтхока. Но до полноценного управления машиной во время воздушного боя не хватит производительности никакому СК, даже с его весом. А если уж мы все человеческое хозяйство (со всем его скв, к36 и пр.) выкинем + вес пилота, то получим дополнительно кг этак 250-300. Не так уж и много чтобы втиснуть суперкомпьютер с такой бешеной производительностью. Не говоря уж о его цене
          1. 0
            16 августа 2019 20:13
            Но до полноценного управления машиной во время воздушного боя не хватит производительности никакому СК, даже с его весом.
            фигуры высшего пилотажа даже современные игрушки выполняют на раз-два, а как пропишут адекватные алгоритмы анализирования поступающей информации и отклика на нее, так и отпадет потребность в управлении человеком, никакого смерхвычислительного оборудования тут не требуется, как раз таки человеческий мозг не блещет скоростью реакции.
            А если уж мы все человеческое хозяйство (со всем его скв, к36 и пр.) выкинем
            кабина пилота с пилотом и всем сопутствующим оборудованием мало того, что весят не меньше полтоны и ухудшают аэродинамику, так еще и накладывают заничительные ограничение по перегрузкам и эксплуатационным требованиям. В свое время именно обязательное наличие пилота похоронило проекты летательных аппаратов вертикального взлета и посадки на хвост(т.е. без танцев с бубнами вокруг поворачивающихся сопел, илимногодвигательной компоновки), и вот сейчас появляется вевозможность к ним вернуться, т.е. отпадет сильная зависимость от уязвимой наземной инфраструктуры(аэродромы).
            1. +1
              16 августа 2019 20:51
              фигуры высшего пилотажа даже современные игрушки выполняют на раз-два

              Вам, знакомым с пилотажем только по игрушками, всегда кажется "на раз-два". О воздушном бое вы рассуждаете так же либо по игрушками либо рекламным буклетам. У летчиков со стажем это вызовет только улыбку smile
  21. -1
    16 августа 2019 15:56
    Цитата: AVM
    Фольгу и дым стазу сдует. Самолёт летит на скорости порядка 1000 км/ч.

    у лазера тоже не волна смерти, а тонкий луч.
  22. 0
    16 августа 2019 15:58
    Цитата: Кукуруза
    для пилота, причем ни в самой машине, ни в виде оператора на земле.

    до создания полноценного ии все еще очень далеко.
    так что операторов понадобится очень много. В армии США сейчас 25% нехватка этого личного состава.
  23. -1
    16 августа 2019 16:02
    Цитата: AVM
    Сейчас не используются импульсные лазеры, только лазеры непрерывного действия, которые работают по цели 3-10 секунд, в течение которых луч держится на цели. Это ведь не мои выдумки.

    используются, но не одноимпульсные, а выпускающие серию импульсов.
    Именно такой рентгеновский лазер высокой мощности есть и у нас и у американцев, разработанный в гонке по программе СОИ и насколько я знаю, такой есть в ЮАР.
  24. +2
    16 августа 2019 16:49
    я не думаю что пилота нужно будет *упаковывать* внутрь аппарата, он там будет вообще не нужен. Управлять таким самолётом будет либо ИИ , либо пилот- оператор с полным погружением в виртуальную реальность .те.пилот будет находиться как бы внутри самолёта и ощущать себя частью боевой машины, а не так как сейчас управляют дронами глядя на монитор. Тем более полет на гиперзвуке с живым пилотом внутри это такое себе, сам то полет ладно, но вот разгон до гиперзвука и связанные с ним перегрузки...Кроме того эти аппараты будут уже скорее аэрокосмическими. Те.будут обладать способностью к заатмосферному полету с выходом на низкую орбиту
    1. +1
      16 августа 2019 19:12
      Не нужно бредит ИИ в качестве управляющего пилотажем современного мфи. Мозг, способный воспринять и обработать все нагрузку воздушного боя будет либо очень не скоро (скорее всего не в этом веке) либо будет не нужен.
      1. +1
        16 августа 2019 20:51
        никто не бредит , но вы даже не заметите как это произойдет. Сначала это будут вспомогательные самообучающиеся программы-корректоры для виртуального оператора-пилота (для наглядности- аркадный режим в игровых воздушных боях где упреждение, скорость и другие параметры просчитываются компьютером за игрока в отличие от режима реалистичного где виртуальным самолётом управляем игрок а компьютер лишь просчитывает его действия)
        потом эти программы полностью вытеснят пилота- оператора так будут сами себя совершенствовать и превзойдут в этом человека. И совершенно не обязательно для такой программы обладать полноценным интеллектом. Достаточно уровня интеллекта насекомого. Не надо быть закостенелые скептиком.не стоит недооценивать прогресс. Вспомним раскладной коммуникатор экипажа Энтерпрайза из Star Trek 60-х годов. Прототипом чего был коммуникатор догадаетесь сами. Возможно вы держите его в руках))
        1. +1
          16 августа 2019 21:04
          Да не надо мне рассказывать про игрушки. Выше один игроман уже расписал все "прелести" игрового интеллекта в его воображении. Я достаточно отлетал в свое время оператором на 24ке, чтобы знать КАК порой развиваются события, которые не спрогнозирует ни один ваш компьютер.
          1. 0
            16 августа 2019 22:20
            Вы отлетали. Честь вам , хвала и уважение. Даже снимаю шляпу. Серьёзно и без сарказма, Ми-24 серьезная машина! Но будущее за операторами из разряда *геймеров* и ИИ, каким бы он не был, уж поверьте мне так и будет. Аналогия со смартфоном, ну вы поняли
        2. 0
          19 августа 2019 05:10
          Вспомним раскладной коммуникатор экипажа Энтерпрайза из Star Trek 60-х годов. Прототипом чего был коммуникатор догадаетесь сами. Возможно вы держите его в руках))

          вспоминаем все остальное в Star Trek (межпланетные полеты, адцкие лазеры, телепортация, защитные щиты итп) и понимаем, что единственное в чем продвинулось человечество - в создании гаджета, который на 99% для подавляющего числа пользователей служит лишь средством развлечения.
          Сначала это будут вспомогательные самообучающиеся программы-корректоры для виртуального оператора-пилота (для наглядности- аркадный режим в игровых воздушных боях где упреждение, скорость и другие параметры просчитываются компьютером за игрока в отличие от режима реалистичного где виртуальным самолётом управляем игрок а компьютер лишь просчитывает его действия)

          не надо фантазировать в стиле Остапа Бендера. Пилотирование, пилотирование с режимом уклонения, пилотирование с возможностью дальнего поиска и пуска ракет с больших и средних дистанций, массированный прорыв эшелонированной обороны противника и тп. - вот в принципе реальные задачи БПЛА, вооруженного интелектуальной системой управления. И в принципе этого достаточно! В ближайшие 100 лет никакой ИИ не сравнится с мозгом пилота по возможности прогнозирования и взаимодействия. Никакой ИИ не сможет в составе тактического звена выстроить те схемы, которые давно используются летчиками. Достаточно будет если БПЛА, наделенные выше указанными возможностями, но при этом не дорогие, смогут принять на себя наиболее опасные части воздушных операций, идти впереди пилотируемых ударников, принять на себя основной удар обороны, раскрыть и проредить ее. Оставив пилотируемым самолетам лишь добивание ослабленного противника.
          1. 0
            19 августа 2019 13:37
            100 лет назад были гаджеты, лазеры, вообще самолёты?
            а вы скептик, вот такие как вы мне кажется тормозят прогресс. Давайте проживем 100 лет и посмотрим кто прав
            а пока посмотрите вот это хотя бы:
            https://youtu.be/9mxL4hz6Gjo
  25. -1
    16 августа 2019 22:55
    Цитата: yehat
    Цитата: AVM
    Сейчас не используются импульсные лазеры, только лазеры непрерывного действия, которые работают по цели 3-10 секунд, в течение которых луч держится на цели. Это ведь не мои выдумки.

    используются, но не одноимпульсные, а выпускающие серию импульсов.
    Именно такой рентгеновский лазер высокой мощности есть и у нас и у американцев, разработанный в гонке по программе СОИ и насколько я знаю, такой есть в ЮАР.


    Одноимпульсные лазеры не работают, так как превращают облучаемую поверхность в ионизированную плазму, а дальше луч не проникает. Пульсирующий луч, в отличие от них, не прожигает, а как бы разрывает облучаемую поверхность множеством попаданийс с интервалами. Это эффективнее.
    Никакого отношения к сои современные лазеры не имеют. Там были тупиковые химические лазеры и даже ядерные. В основе современной технологии лежат гражданские твердотельные лазеры. Благодаря этому разработка дешево обходится.
  26. 0
    17 августа 2019 15:32
    Лазер выглядит скорее как вспомогательное средство (зондирование; ослепление и дезориентация средств наблюдения).
    Но, возможно, поражающий потенциал у него есть как у "последнего рубежа самообороны" ЛА, в радиусе десятков метров - для уничтожения атакующих боеголовок, снарядов и пр. Тут нет толстого слоя атмосферы, где луч поглощается/рассеивается и теряет свою эффективность. Но пригодится огромная скорость сканирования луча лазера (которая ныне достигается не обычными зеркалами с электромеханическим управлением, а активной бинарной оптикой и оптически активными средами). При угрозе (выявленной РЛС), лидар может сканировать пространство вокруг ЛА и мгновенно передавать целеуказание поражающему пучку (или множеству пучков).
    В идеале такой излучатель должен быть многорежимным - большую часть времени сканирует, а при обнаружении цели мощность повышается для поражения.
    Но все упирается в инженерную "прозу": создать такие лазеры, системы развертки/фокусировки для больших мощностей и бортовые источники энергии (в качестве фантастики: может это получится реализовать, если сами двигатели самолетов будущего превратятся в некие "аналоги" химических лазеров или мазеров. За что я топил в теме "Истребители шестого поколения для ВВС и ВМС США. Планы и желания", https://topwar.ru/159914-plany-i-zhelanija-istrebiteli-shestogo-pokolenija-dlja-vvs-i-vms-ssha.html, и при обсуждении квантонных-гравицап на http://vpk-news.ru).

    Да, и вопрос выживания фундаментальной/прикладной науки, образования - здесь, может быть, даже основной.
  27. -1
    17 августа 2019 16:20
    Космолет, который будет летать в ближний космос, похож на цистерну и майского жука одновременно. По размерам он больше современного истребителя и меньше современного бомбардировщика. У него крылья с изменяемым положением, крепящиеся, почти, так же, как крылья майского жука. Крылья при развороте будут очень эффективны для полёта на малой скорости или зависания у земли. У него будет семь импульсных двигателей, два для полетов в атмосфере, четыре для полетов в космосе и один для вертикального взлета и посадки. У космолетчиков будет герметичная бронированная капсула с катапультированием даже в космосе, как спускаемый аппарат с четырьмя импульсными двигателями, чтобы можно после аварии долететь до мест обитания цивилизации. Экипаж три человека. Кокпит, бронированный с обзором на 360 градусов во всех полусферах через видеокамеры. В нижней части фюзеляжа под кабиной расположена шлюзовая камера для выхода из аппарата и для стыковки с космической станцией. Вооружение – от лазерного оружия до пушек и пулемётов, способных вести эффективный огонь в атмосфере и космосе, как по наземным целям, так и по воздушным целям. Снаряжаться будет гиперзвуковыми крылатыми ракетами и высокоточными планирующими бомбами. Стрельба ракетами, как из подводных лодок из передней полусферы. Ну, и естественно он оборудован всеми системами РЭБ для подавления и обнаружения целей противника на всех уровнях. Полёт в атмосфере на больших скоростях будет проходить в облаке плазмы.
    1. 0
      17 августа 2019 16:47
      А где же гусеницы для передвижения по дну, таран и буравчики дырявить вражеское защитное энергетическое поле? :))
  28. 0
    19 августа 2019 08:38
    Запомните народ, все что показывают уже не является новинкой и секретным, если что-то показали, значит уже придумали лучше на замену, будь то с-500, новый самолет и т.п., не стоит поднимать истерику по их продаже, уже есть лучше))) и нам это не покажут ))
  29. 0
    19 августа 2019 08:49
    Есть прикол: захотело одно государство нанести внезапный удар по другому, отправило свои мол пассажирские самолеты во все аэропорты другого, только вместо пассажиров будет яд.оружие и усе, спасет ли ПРО от такого? ))) это просто юмор, разыгралась фантазия ))
  30. 0
    23 августа 2019 10:48
    Цитата: AVM
    Цитата: Костадинов
    Лазер на земле всегда будет мощнее и броня у него будет лучше, чем у самолетного лазера.
    В то же время поражение со скорости света делает превосходство самолета в скорости ненужное.
    Так что ето будет конец боевой авиации - по меньшей мере пилотируемой.



    Назначение лазерного оружия - в первую очередь оружие самообороны, т.е. и в составе авиационных комплексов, и в составе ПВО они будут поражать боеприпасы, но не носители. Точнее это возможно, но это будет скорее исключение из правил. От лазера ПВО самолёт может прятаться за рельефом местности и кривизной земной поверхности.

    Ето хорошо что самолет может прятаться от ПВО за релефом местности, за облаками, за дождями и так далее, но наземная машина еще лучше ето может. Наземная машина тоже может поражат лазером управлемие боеприпаси сбрасиваемие со самолета. Тогда самолету придется поражат цели на земле неуправляемими боеприпасами.
    Во всех случаях лазер делает основное предимство самолета ненужное.
    1. AVM
      0
      23 августа 2019 11:49
      Цитата: Костадинов
      Цитата: AVM
      Цитата: Костадинов
      Лазер на земле всегда будет мощнее и броня у него будет лучше, чем у самолетного лазера.
      В то же время поражение со скорости света делает превосходство самолета в скорости ненужное.
      Так что ето будет конец боевой авиации - по меньшей мере пилотируемой.



      Назначение лазерного оружия - в первую очередь оружие самообороны, т.е. и в составе авиационных комплексов, и в составе ПВО они будут поражать боеприпасы, но не носители. Точнее это возможно, но это будет скорее исключение из правил. От лазера ПВО самолёт может прятаться за рельефом местности и кривизной земной поверхности.

      Ето хорошо что самолет может прятаться от ПВО за релефом местности, за облаками, за дождями и так далее, но наземная машина еще лучше ето может. Наземная машина тоже может поражат лазером управлемие боеприпаси сбрасиваемие со самолета. Тогда самолету придется поражат цели на земле неуправляемими боеприпасами.
      Во всех случаях лазер делает основное предимство самолета ненужное.


      Как раз за облаками-дождями особо не попрячешься, наземной машине даже прятаться не надо, у неё гораздо меньше ограничения по весу. Танк никакой лазер не прожжёт в обозримой перспективе.

      Я вижу ситуацию так. Ни самолёт, ни ПВО не смогут работать лазерами друг по другу, но смогут перехватывать боеприпасы друг друга.

      Что это будет значить с практической точки зрения? То, что роль авиации снизится - она сможет поражать только наиболее важные цели тяжёлыми, крупными, дорогими боеприпасами (управляемыми по GPS, радиокомандному наведению Терком и т.д.). А вот малогабаритные дешёвые боеприпасы выпадут в осадок, т.е. роль наземного сражения, в т.ч. танков, возрастёт.
  31. +1
    20 сентября 2019 13:50
    Отсутствие решения по фундаментальному вопросу все эти мечты превращает в невыполнимые фантазии.
  32. 0
    18 апреля 2020 22:31
    Данная статья еще раз показывает как важно хорошо разбираться в обсуждаемом предмете. Не имея представления о тенденциях развития лазерной физики можно драматически не в ту сторону увлечь и развитие авиационной техники. Грубая ошибка в одном может привести к гигантским ошибкам в другом! А это сотни миллиардов и десятилетия.
  33. 0
    18 ноября 2021 08:45
    50 года говорите..хм....Маловато...а все выкладки и мысли автора это даже не 50-го года....потому что в 50-х годах будут летаь модернизированные версии Су-57...допустим Су-57СМ2 ...так что это вообще за 100 лет вперед.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»