Боевые корабли. Крейсера. Арриведерчи, белле!

40

И вот на этой ноте (пока сложно сказать, радостной или траурной), мы начинаем обозрение последней пары итальянских легких крейсеров типа «Кондотьери», тип Е. Да, после них были еще корабли типа F, но, как говорится, пороху не нюхавшие.

А вот тип Е… Спорно, но позволю себе высказаться так: это были весьма и весьма хорошие корабли. Ничем не уступающие одноклассникам из других стран, более того, в чем-то даже превосходившие. И то, сколько прослужили эти корабли, есть лучшее тому подтверждение.



Но давайте по порядку.

Слава. Не знаю точно кому, но глория по латыни тем, кто в итальянском морском командовании додумался и убедил остальных отказаться от довольно бредовой идеи крейсера-скаута, который способен гоняться за эсминцами и быть грозой для них и для лидеров эсминцев.

Наверное, самая умная мысль после мысли о капитуляции была именно о строительстве нормальных легких крейсеров, а не натягивания осьминога на глобус в попытке сделать хотя бы что-то из проекта «Кондотьери» в целом.

Осьминог, простите, не сова, на глобус запросто налезает. Но легче от этого не становится никому. И когда до итальянских морских командиров дошло, что легкий крейсер можно построить и нужно, тогда у них наконец-то получились весьма интересные корабли.

«Джузеппе Гарибальди» и «Луиджи ди Савойя дюка дельи Абруцци».


Идея крейсера-скаута без брони, но способного гоняться с эсминцами, утонула, а на ее основе получились легкие крейсера «Кондотьери» тип Е. Весьма сбалансированные и универсальные корабли без заскоков.

Естественно, водоизмещение пришлось увеличивать. Снова. И не просто увеличивать, а еще на 1 000 тонн, если сравнивать с «Дюка ди Аоста». За водоизмещением несколько увеличили размеры корабля. Крейсер стал шире на 1,4 метра. Это повлекло за собой множество изменений в конструкции. Причем изменения пошли только на пользу кораблю.

Увеличенная ширина корпуса позволила перекомпоновать котлы, разместив их попарно. Это повлекло за собой уменьшение длины энергетического отсека. Далее уменьшение длины отсека позволило сместить артиллерийские башни ближе к центру корабля. Разгрузка оконечностей (носовой и кормовой частей корабля) позволила сократить длину бронепояса с одной стороны и увеличить его толщину с другой. Бронепояс был увеличен на 30 мм.

Но главное, что позволили эти меры, – увеличить количество орудий главного калибра до десяти.

Стало похоже внешне на американский тяжелый крейсер типа «Пенсакола», у которого так же была размещена артиллерия, две трехорудийные башни, две двухорудийные.


Скорость ожидаемо упала, до 31 узла. Однако это был уже другой корабль, под несколько иные задачи.

Получился корабль с весьма интересным профилем. Силуэт был очень похож на новые линкоры типа «Джулио Чезаре», естественно, в уменьшенном масштабе.


В итоге водоизмещение «Гарибальди» достигло 11 295 тонн, «Абруцци» — 11 760 тонн.

Механизмы крейсеров состояли из 8 котлов «Ярроу», 2 турбин «Парсонс» общей расчетной мощностью 100 000 л.с. Они обеспечивали запрошенную скорость хода — 31 узел. Запас топлива равнялся 1 680 тонн, он гарантировал дальность плавания 4 125 миль с крейсерской скоростью 12,75 узла.

На испытаниях «Абруцци» развил мощность 103 990 л.с. и показал скорость 34,8 узла. Но я уже упоминал не раз, что итальянцы обычно жульничали при замерах, и «Абруцци» был облегчен до 8 500 тонн. «Гарибальди» при водоизмещении 10 120 тонн и мощности механизмов 101 050 л.с. — 33,6 узла.

Но обычной скоростью была скорость в 31 узел.

Бронирование


Бронирование по сравнению с первыми «Кондотьери» было роскошным. Вообще, по плану оно должно было держать удар 203-мм снарядов, но это позволю поставить под сомнение. А вот снаряды меньших калибров – вполне.

Наружный пояс толщиной 30 мм смыкался под углом 12 градусов с внутренним поясом толщиной 100 мм. Палуба была толщиной 40 мм, боевая рубка имела толщину стен 140 мм, крыша — 75 мм. Башни главного калибра бронировались в лобовой части броней 145 мм, крыша 60 мм, боковые стенки — 35 мм. Барбеты башен имели броню 100 мм. Щиты орудий универсального калибра имели толщину 8 мм. Общий вес брони корабля — 2 131 тонна.

Вооружение


На крейсерах типа Е установили новые 152-мм орудия. Такие же, как противоминные орудия линкоров типа «Литторио». Орудия фирмы «Ансальдо» образца 1934 года имели длину 55 калибров и лучшие данные. Снаряд весом 50 кг орудие могло отправить на дальность более 25 км. Учитывая, что к проекту «Кондотьери» тип Е конструкторы отошли от практики двух орудий в одной люльке, точность огня существенно возросла.

Боевые корабли. Крейсера. Арриведерчи, белле!

Универсальный калибр был представлен все теми же 100-мм орудиями в установках системы Минизини. 4 спаренных установки, 8 стволов. Но установили башни более рационально, так что огнем можно было охватывать более широкий сектор. Система управления стрельбой тоже осталась прежней.

Малокалиберная зенитная артиллерия состояла из восьми 37-мм зенитных автоматов и восьми 13,2-мм пулеметов. И пушки, и пулеметы устанавливались в спарках.

В торпедное вооружение входили 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, размещенных побортно, с боекомплектом из 12 торпед, противолодочное вооружение состояло из двух бомбометов. Крейсера могли принять на борт 120 мин.

Интересно был решен вопрос с авиационной группой. Когда перепланировали главный и вспомогательный калибры, стало понятно, что как на крейсерах ранних типов, катапульту, которая могла бы действовать на оба борта, установить не получится. Да и ангар в таком исполнении мешал бы стрельбе одной из кормовых башен.

И было принято весьма оригинальное решение: установить по обе стороны дымовой трубы №2 две катапульты. От ангара пришлось отказаться. Теоретически крейсер мог взять четыре самолета (все те же RO.43), но, чтобы не устраивать бардака на палубе с запасными самолетами, не крепить их и так далее, ограничивались той парой, что сразу устанавливалась на катапультах.


Вообще, этот RO.43 был весьма так себе самолетик, с небольшим радиусом действия и слабо вооруженный. А разведчиков реально достаточно было и одного.

Экипаж крейсера состоял из 692 человек.


О модификациях. Модификаций было очень много, но в основном они происходили после войны. У обеих крейсеров вообще жизнь удалась в плане долголетия.

Что касается периода Второй мировой, то тут все было просто: нечего улучшать то, что уже неплохо вышло. Так что основной упор итальянцы сделали на улучшения крейсеров первых типов, а тип Е вниманием обошли.

В 1943 году убрали бесполезные 13,2-мм пулеметы, а вместо них установили пять спаренных установок 20-мм зенитных автоматов.

«Абруцци» от немецких союзников перепала РЛС. Со своими у итальянцев было все очень плохо.

Все остальные модернизации происходили после выхода Италии из войны, так что о них мы поговорим в конце.

Служба



Здесь тоже получилось… по-итальянски. Головным, то есть первым заложенным, был «Джузеппе Гарибальди». Но верфь CRDA в Триесте не отличалась быстротой работы, поэтому «Абруцци», который строили на верфи фирмы ОТО в Специи, построили раньше. Так что головным кораблем можно именовать любой, но в основном именуют именно по «Гарибальди», хотя прав у «Абруцци» не меньше.

Итак, «Луиджи ди Савойя Дюка делльи Абруцци».


Заложен 28 декабря 1934, спущен на воду 21 апреля 1936 года, вошел в состав флота 1 декабря 1937 года.

По вступлении в строй корабль прошел курс подготовки экипажа и вошел в состав 8-й дивизии крейсеров. Успел принять участие в Гражданской войне в Испании, поддерживал войска генерала Франко, но без особо значимых событий.

Пожалуй, главной операцией, в которой принял участие «Абруцци», стала оккупация Албании в 1939 году. Вообще, захватывать Албанию итальянцы пошли силою не то что грозною, а способной испугать кого угодно. 2 линкора, 4 тяжелых крейсера, 4 легких крейсера, 12 эсминцев, 4 миноносца, 7 вспомогательных судов. И еще полсотни транспортов с экспедиционным корпусом.

В общем, для такой страны, как Албания, – выше крыши.

«Абруцци» и 4 эсминца геройски прикрывал десант, захватывающий город Санти Кваранти. Несколько залпов по городу, бомбежка итальянских ВВС – и город был захвачен.

Далее началась Вторая мировая. «Абруцци» со товарищи искал французские и британские корабли в июне 1940 года, но не нашел. Принимал участие в бою у Пунто Стило, но, как и все итальянские крейсера, просто обозначил участие.

С декабря 1940 года по март 1941 года крейсер действовал в Адриатическом море, патрулируя акваторию и эскортируя конвои. 4 марта «Абруцци» вместе с «Гарибальди» обстреляли греческие позиции у Пакерасы. Можно сказать, что крейсер принял участие в претензиях Италии на греческую территорию. Далее были попытки срыва снабжения британских войск в Греции, но даже в бою у Гавдоса участие крейсера было невыразительным. Стрелял по британским кораблям.


Затем «Абруцци» получил приказание идти на базу, что, можно сказать, стало провидением, потому что в окончательной фазе сражения у Матапана итальянцы потеряли 3 тяжелых крейсера и 2 эсминца, а линкор «Витторио Венето» получил серьезные повреждения.

Прикрытие конвоев снабжения в Северную Африку заняло весьма много времени, до середины 1941 года. Надо сказать, что сделав Мальту своей опорной базой, британцы фактически нарушили снабжение германо-итальянских войск в Северной Африке. И в конце 1941 года ситуация стала не очень приятной. В штабе итальянского флота приняли решение провести несколько конвоев, снабдив их сильным соединением прикрытия. «Абруцци» попал в состав сил прикрытия… Попал по полной программе.


21 ноября корабли вышли в море, а 22 числа все началось не так. Сперва британская подводная лодка удачно попала торпедами в тяжелый крейсер «Триесте», а потом прилетела британская авиация с Мальты. Первым, кто поймал торпеду от летчиков, был «Абруцци». Случилось это сразу после полуночи.

Понятно, что конвой пошел своей дорогой, оставив крейсер и два эсминца решать проблемы на месте. Естественно, британцы решили добить поврежденный крейсер. Надо сказать, что торпеда попала очень удачно, в корму, заклинив рули. Прямо как «Бисмарку».

Но, в отличие от экипажа немецкого линкора, итальянцы рук не опустили. 4 часа одни отбивали атаки британской авиации, а вторые откачивали воду, расклинивали валы и чинили рули.

Упорство награждается. Сперва экипаж смог дать ход в 4 узла. Это ни о чем с одной стороны, а с другой – как только стало светать, самолеты точно добили бы стоящий на месте корабль.

Рули еще не починили, так что «Абруцци» мог только описывать медленные и широкие круги. Но и этого хватило на первое время, чтобы отбиться от самолетов. Вообще, картина должна была быть весьма сюрреалистичной, как британские летчики в свете осветительных бомб и ракет пытались добить поврежденный корабль, а тот не сдавался.

В общем, все были сильными и мужественными воинами, и итальянские моряки, и британские пилоты. Просто итальянцы были на секунду дольше сильнее. И чудо произошло: рули починили, и крейсер медленно, но уверенно пополз в Мессину. И дошел-таки!

Крейсер вернулся в строй только летом 1942 года, когда итальянский флот был фактически парализован топливным кризисом. И до капитуляции Италии «Абруцци» в море не выходил.

А потом Италия закончила войну и союзники решили припахать крейсер в патрулированиях Атлантики для борьбы с немецкими рейдерами и блокадопрорывателями. В Атлантику «Абруцци» выходил на патрулирование пять раз и занимался этим делом до апреля 1944 года, после чего вернулся в Италию и до конца войны использовался как транспорт.


После окончания войны «Абруцци» был оставлен в составе итальянского флота. Повезло еще раз, могли и отдать кому-то по репарациям.

В 1950—1953 годах «Абруцци» прошёл ряд модернизаций. Количество 100-мм спаренных установок сократили до двух, все итальянские зенитные автоматы заменили на лицензионные 40-мм автоматы «Бофорс». Четыре счетверенных установки и четыре спаренных.


Затем убрали вторую дымовую трубу и два котла из восьми. Скорость упала, но незначительно, до 29 узлов. Зато освобожденное пространство позволило оснастить корабль комплексом американских РЛС.

В качестве артиллерийского крейсера «Абруцци» прослужил до 1961 года, когда все-таки был выведен из состава флота и в 1965 году разобран на металл.

«Джузеппе Гарибальди».


Заложен 1 декабря 1933 года на верфи CRDA в Триесте, спущен на воду 21 апреля 1936 года, вошел в состав флота 20 декабря 1937 года.

После прохождения испытаний и курса боевой подготовки принимал участие в операциях по поддержке мятежников генерала Франко и в апреле 1940 года во вторжении в Албанию.

«Гарибальди» попал в группу, целью которой был крупнейший албанский порт Дураццо. В это соединение также входили линкор «Джулио Чезаре», 4 тяжелых крейсера типа «Пола», легкий крейсер «Луиджи Кадорна» и 10 эсминцев. И им пришлось поработать по полной программе.

Когда началась высадка, албанские береговые батареи смели первую волну десанта. Конечно, в дело пошел главный калибр линкора и крейсеров, и батареи смолкли. Была высажена вторая волна десанта, и город оказался в руках итальянцев.

Далее боевой путь «Гарибальди» протекал вместе с систершипом «Абруцци». Патрулирования, конвойные операции…


Во время одной из таких операций, летом 1941 года, когда задача была уже выполнена и крейсер возвращался на базу, случилась ситуация, которая лишний раз подтверждает, что на войне расслабляться нельзя.

Неподалеку от острова Меретимо «Гарибальди» был торпедирован британской подводной лодкой «Апхолдер». Это произошло 28 июля 1941 года. Торпеда попала в носовую часть у первой башни главного калибра. Крейсер принял больше 700 тонн воды, но экипаж справился и корабль дошел до базы.

Уже в ноябре 1941 года «Гарибальди» оказался в подобной ситуации с крейсером «Абруцци», который был торпедирован британской авиацией. «Гарибальди» пришел к поврежденному собрату и помогал отбивать атаки вражеских самолетов. А потом сопровождал до Мессины.

До середины 1943 года «Гарибальди» занимался проводкой конвоев в Северную Африку и прочей рутинной службой.


После капитуляции Италии крейсер совершил переход на Мальту. Союзное командование хотело использовать крейсер для патрулирования в Атлантике, но затянувшийся ремонт не дал осуществиться этим планам.

До мая 1945 года «Гарибальди» использовался как транспорт, а после войны его оставили в составе итальянского флота. В первые послевоенные годы на нем усилили зенитное вооружение и установили новые РЛС.


Но самое интересное началось в 1957 году, когда было принято решение перестроить «Гарибальди» в ракетный крейсер. И перестроили.

Основной ударной силой стали четыре американские баллистические ракеты «Поларис А1» первой серии, без ядерных боеголовок, но с возможностью установления оных при необходимости.


Кроме «Поларисов», вооружение крейсера составляли спаренная установка ЗРК «Терьер» с б/к из 72 ракет. Артиллерийское вооружение состояло из четырех универсальных орудий 135-мм и восьми зенитных автоматов 76-мм. На корме разместили противолодочный вертолет.


В таком виде “Гарибальди” прослужил 10 лет, после чего 20 февраля 1971 года был выведен в резерв. Последний итальянский легкий крейсер времен Второй мировой войны разобрали в 1979 году.


Что можно сказать в качестве итога? Хороший корабль служит долго. Стоило итальянцам отказаться от явных переборов в плане создания крейсеров-скаутов, как у них получился реально хороший легкий крейсер, ничем не уступающий аналогам из других стран.

Путь, который прошли крейсера «Кондотьери», только подтверждает то, что в Италии умели строить корабли. Данное семейство кораблей не может полностью служить примером, но… «Гарибальди» и «Абруцци» действительно были очень хорошими кораблями.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    29 июля 2020 05:49
    Орудия ГК, насколько я понимаю, наконец, поставили на лафеты с раздельным наведением и, очевидно, бронированными перегородками между ними. Как все нормальные. А то одно попадание - и башня замолчала целиком. Правда, потом "исправились", т.к. в век ракет данное решение стало бесполезным. История с "Поларисами" - это было вообще нечто. Пытались получить "и швеца, и жнеца, и на дуде игреца." (С) bully
    1. +3
      29 июля 2020 09:33
      Цитата: Лексус
      Орудия ГК, насколько я понимаю, наконец, поставили на лафеты с раздельным наведением и, очевидно, бронированными перегородками между ними. Как все нормальные.

      Эк Вы американцев приложили. smile
      Они как раз в это время строили "Новые Орлеаны" со строенными орудиями ГК. Раздельное наведение стволов получил только последний довоенный КРТ - "Уичита".
      А в классе КРЛ раздельным вертикальным наведением стволов мог похвастаться только послевоенный "Вустер". На предшествовавших им "Бруклинах" и "Кливлендах" американцы извратились по-полной: люльки были раздельными, но привод ВН был общим.
  2. +10
    29 июля 2020 06:31
    Не моряк, но продолжаю читать данный цикл. Интересно. Спасибо автору.
  3. +5
    29 июля 2020 07:31
    Основной ударной силой стали четыре американские баллистические ракеты «Поларис А1» первой серии, без ядерных боеголовок, но с возможностью установления оных при необходимости.
    Сами ракеты Италии никогда не предоставлялись, ни с боеголовками, ни без. Разработка итальянской баллистической ракеты Альфа началась в 1971 году.
    1. +9
      29 июля 2020 08:49
      Ну это не помешало поставить задел и даже провести испытания. Если бы потребовалось (война на носу) этот крейсер вполне бы стал компонентой МСЯС.

      1. +6
        29 июля 2020 09:37
        В районе Специи, в конце 1961 г. и в начале 1962 г. были предприняты первые попытки запустить макеты «Поларис». Первые настоящие ракеты были выпущены на полигоне ВМС США в водах Карибского моря в ноябре 1962 г. Баллистические ракеты не были приняты на борт «Гарибальди» во время обычной службы.

        Меня интересует сильный наклон корабля во время запуска ракеты.

        В общем-то красивые (конечно, не в версии ракетного крейсера) и успешные корабли. Одни из лучших легких крейсеров, когда-либо построенных до Второй мировой войны - если не лучшиe.
        1. +4
          29 июля 2020 09:49
          Если легкие - то Бруклины без всех альтернатив. Кстати, последний вывели из состава в 1985, а последние бои этих крейсеров 1982 год.



          1. +6
            29 июля 2020 10:01
            Бруклин это... мягко говоря, далеко не самый удачным КРЛ
            1. 0
              17 сентября 2020 20:56
              А простите вопрос вообще ни разу не моряка, а чем Вам "Бруклины" не понравились? 15 6 дюймовок это сериозный аргумент, 127мм бронепояс, 51мм бронепалуба 165мм броня лба башен и 152мм барбеты, рубка вроде 127мм. В 30е крома японцев к Бруклинам вообще никто подойти не мог. Да, универсалок 8 а не 12 как на кливленде, да 28мм не удались. Но к 1943му Бруклины получили 20+ 20мм и 28+ 40мм. 32 узла скорость. Да ни у кого кроме японцев не было легкого крейсера способного противостоять "Бруклинам" в середине 30х. Про Мк32 радар тоже не забываем. Если я чегось не знаю, пожалуйста, расскажите. Бруклинами восхищаюсь аж с того момента как прочитал о них адетстве, в "моделисте конструкторе". Сейчас в США, тут тоже о Бруклинах,иначе как с восторгом не пишут. Мол революционные крейсера, основоположники новоц школы кораблестроения.
              1. +1
                18 сентября 2020 08:44
                Цитата: Baron Pardus
                15 6 дюймовок это сериозный аргумент,

                На короткой дистанции в ночном бою - да. А вот днем и на больших дистанциях из за малой начальной скорости полета снаряда и, соответственно, большого рассеивания, попасть в цель можно было бы разве что случайно.
                Цитата: Baron Pardus
                127мм бронепояс, 51мм бронепалуба 165мм броня лба башен и 152мм барбеты, рубка вроде 127мм. В 30е крома японцев к Бруклинам вообще никто подойти не мог.

                Спрашивали - отвечаем:)))) Для того, чтобы оценить защищенность корабля, мало знать толщины брони - надо еще смотреть схемы этой защиты. Посмотрев на которые мы увидим, что 127 мм брнепояс простирался всего на треть длины корпуса и защищал только машинные и котельные отделения, а нос и корма практически не имели защиты (в корме, например, были защищены только погреба). То есть если мы Сравним Бруклин, к примеру, с Чапаевым по броне, то Бруклин вроде как круче, потому как 127 мм борт и 50 мм палуба против 100 мм борт и 50 мм палуба. Но у Бруклина такая защита имелась на протяжении 56 метров, а у Чапая - на протяжении 133 метров.
                Немного подробнее - тут https://topwar.ru/100890-kreysera-tipa-chapaev-chast-2-dovoennyy-proekt.html
                Цитата: Baron Pardus
                и 152мм барбеты

                Только часть. Снаряд, попав в незащищенный борт под барбет грозил гибелью кораблю, потому что американцы умудрились хранить часть боезапаса именно в барбетах... А снизу они не были ничем защищены.
                Цитата: Baron Pardus
                Да ни у кого кроме японцев не было легкого крейсера способного противостоять "Бруклинам" в середине 30х.

                Напоминаю, что Бруклин вошел в строй в 1938 г:))))) И тот же "Белфаст" был куда более совершенен
                Цитата: Baron Pardus
                Про Мк32 радар тоже не забываем.

                радары - да, тут американцы впереди планеты все были. Но наличие радара все же трудновато отнести к конструкции корабля
                Цитата: Baron Pardus
                Да, универсалок 8 а не 12 как на кливленде, да 28мм не удались.

                Вопрос в том, что ставшие знаменитыми универсалки 127-мм/38 получили только 2 последних "Бруклина", остальным пришлось довольствоваться 127-мм/25 орудиями, и это, мягко выражаясь, были совсем не лучший вариант для ВМВ.
                Цитата: Baron Pardus
                32 узла скорость.

                До всех модернизаций (в т.ч. ПВО). Потом - ниже
                1. +1
                  19 сентября 2020 19:44
                  THANK YOU VERY MUCH, SIR.
                  1. +1
                    19 сентября 2020 19:54
                    Всегда пожалуйста! hi
            2. 0
              17 сентября 2020 20:56
              А простите вопрос вообще ни разу не моряка, а чем Вам "Бруклины" не понравились? 15 6 дюймовок это сериозный аргумент, 127мм бронепояс, 51мм бронепалуба 165мм броня лба башен и 152мм барбеты, рубка вроде 127мм. В 30е крома японцев к Бруклинам вообще никто подойти не мог. Да, универсалок 8 а не 12 как на кливленде, да 28мм не удались. Но к 1943му Бруклины получили 20+ 20мм и 28+ 40мм. 32 узла скорость. Да ни у кого кроме японцев не было легкого крейсера способного противостоять "Бруклинам" в середине 30х. Про Мк32 радар тоже не забываем. Если я чегось не знаю, пожалуйста, расскажите. Бруклинами восхищаюсь аж с того момента как прочитал о них адетстве, в "моделисте конструкторе". Сейчас в США, тут тоже о Бруклинах,иначе как с восторгом не пишут. Мол революционные крейсера, основоположники новоц школы кораблестроения.
          2. +1
            29 июля 2020 10:03
            Вы правы. Я на самом деле забыл о них. Действительно уникален, когда дело доходит до вооружения и брони, и особенно дальности с таким же или даже меньшим смещением. Возможно, только небольшие проблемы со стабильностью,. Xотя они, конечно, не красивее :-)
            1. +2
              29 июля 2020 12:28
              Цитата: Кonstanty
              Действительно уникален, когда дело доходит до вооружения и брони

              При том что первое очень специфично, а второе - откровенно слабо.
          3. +2
            29 июля 2020 11:07
            Ну "легкий" он только формально, по критерию ГК
          4. +2
            29 июля 2020 12:43
            Цитата: donavi49
            Если легкие - то Бруклины без всех альтернатив

            )))
            Не назову ни одного удачного американского корабля 1/2 20 века до Гиринга. Разве Флетчер, если на его цену не смотреть. Остальные плохие или очень плохие.

            Бруклин - где-то посередине между этими двумя категориями.
        2. +3
          29 июля 2020 11:21
          Цитата: Кonstanty
          В районе Специи, в конце 1961 г. и в начале 1962 г. были предприняты первые попытки запустить макеты «Поларис». Первые настоящие ракеты были выпущены на полигоне ВМС США в водах Карибского моря в ноябре 1962 г. Баллистические ракеты не были приняты на борт «Гарибальди» во время обычной службы

          Откуда инфа?
          Первый запуск макета ракеты Полярис-31 августа 1963 года в заливе Ла Специя.Боевые ракеты никогда не загружались и не запускались.
          11 ноября 1962 в San Juan di Porto Rico запускалист Терьеры а не Полярисы.
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            29 июля 2020 16:14


            Naval Strategy and Power in the Mediterranean: Past, Present and Future, John B. Hattendorf, стр. 222, сноска 27.
            1. +2
              29 июля 2020 19:06
              Скажем так-итальянцам ничего про это неизвестно.США так и несогласились передать ни одного экземпляра Поляриса.По разным причинам,в том числе несогласие Аннлии и Франции.А также изза решения базировать БР только на подлодках.До этого амер канцы интересовались темой размещения БР на надводные корабли(на Лонг Бич) и даже прикидывали возможность размещения на гражданские корабли.В тот период (до 62 года) и интересовались итальянскими разработками по теме.Их техники присутствовали на запусках макетов.Но до реальной ракеты дело так и не дошло
  4. +2
    29 июля 2020 09:10
    Да, хорошая статья. Спасибо.
  5. +2
    29 июля 2020 09:40
    Большое спасибо, Роман!
    Все как всегда содержательно, но замечу, что у "Пенсаколы" трехорудийные башни расположены над двухорудийными.
    "Гарибальди" и "Абруцци" еще одна итерация в сторону настоящего крейсера. Как всегда не хватило еще полтысячи тонн, полного комплекта трехорудийных башен и двух 100-мм спарок. Но что было - то было, а корабли недурно послужили своей родине.
    1. +1
      29 июля 2020 10:11
      С почти аналогичной энергоустановкой и схожим теоретическим чертежом 500 тонн бы не хватило. КРЛ пр. 68К, тип Чапаев, при 4х3 152мм и 4х2 100мм имел 14000т полного водоизмещения. Правда, МЗА была куда как более мощная, а 100мм установки стабилизированные. А добавка ещё 2 универсальных установок (ну и много ещё чего) увеличила водоизмещение до 16300т в проекте 68бис. С сварным корпусом.
      Спасибо за публикацию, интересное изложение.
      1. +4
        29 июля 2020 10:55
        Спасибо за комментарий, но 68К - переросток из послевоенного достроя. Силовая установка - предыдущего типа (клон "Эмануэле Филиберто дюка д'Аоста"), а у "Джузеппе Гаррибальди" - новые тонкотрубные компактные котлы и турбины. А 500 т стандартного водоизмещения это + 200 т на трехорудийные башни + 55 т на дополнительный боекомплект к ним, + 40 т на две "минизини" с подкреплениями и 45 т на дополнительный боекомплект к ним. Остальное - дополнительный экипаж, снабжение и компенсация верхнего веса.
        1. 0
          29 июля 2020 20:09
          А на корпус, бронирование, увеличение мощности механизмов не хотите потратиться? Для размещения 500т полезной нагрузки на вооружение и экипаж придется добавить ещё более тысячи тонн. Или что-то снять. Или уйти бронепоясом под воду, с изменением остойчивости. На Чапаеве сняли ТА, авиационное вооружение. И это только для увеличение числа автоматов В-11.
          1. +1
            30 июля 2020 10:38
            Корпус прежний или от не построенных кондотьери F. Просто подрастет осадка и корабль потеряет 0,3 узла скорости. Т.е. стандартное водоизмещение должно быть порядка 9 800 - 10 000 Т. А у "Луиджи ди Савойя Дюка делльи Абруцци" по жизни достигало 9 900 Т и ничего страшного не случилось.
  6. +4
    29 июля 2020 11:04
    Осьминог, простите, не сова, на глобус запросто налезает

    Роман так дает отпор критикам??
    По крайней мере отдельным bully
  7. +1
    29 июля 2020 11:21
    "...на новые линкоры типа «Джулио Чезаре»...."- какие же они новые в конце 30х то? Модернизированные, бо построены то были еще в ПМВ.
  8. +2
    29 июля 2020 17:09
    Не проще бы было вместо 2-х 3-х орудийных и 2-х 2-х орудийных башен ГК установить 3-х 3-х орудийные, а "съэкономленное" таким образом водоизмещение и место использовать на усиления ПВО?
    1. 0
      29 июля 2020 21:39
      На время проектирования и строительства этих крейсеров ПВО было вполне адекватным. Ровесники - англичане типа Town 1-й серии, также 1937г, имели стволов: 8-102мм, 8-40мм, 8-12,7мм.
      1. 0
        30 июля 2020 16:33
        Цитата: Гончар
        На время проектирования и строительства этих крейсеров ПВО было вполне адекватным. Ровесники - англичане типа Town 1-й серии, также 1937г, имели стволов: 8-102мм, 8-40мм, 8-12,7мм.


        У итальянцев не было своих авианосцев. В связи с этим более мощное ПВО было бы не лишним. Производство и "эксплуатация" только 3-х ствольных башен дешевле и проще. Это тоже не маловажно.
  9. +5
    29 июля 2020 19:22
    Наружный пояс толщиной 30 мм смыкался под углом 12 градусов с внутренним поясом толщиной 100 мм.

    Автор почему-то умолчал о специфической конструкции бортового бронирования.
    1. 0
      30 июля 2020 17:58
      Цитата: Macsen_Wledig
      Наружный пояс толщиной 30 мм смыкался под углом 12 градусов с внутренним поясом толщиной 100 мм.

      Автор почему-то умолчал о специфической конструкции бортового бронирования.


      Не только французы извращались как могли.
  10. +2
    29 июля 2020 21:39
    Совершенно неглубокая статья.
    Автор совершенно не понимает причины появления этого проекта.
    Не даром, в комментарии к предыдущей статье цикла об итальянских легких крейсерах, я употребил выражение, что "Гарибальди" - это вообще тяжелый случай.
    Нужно объяснять ?
    Линия итальянских легких крейсеров ,начавшаяся как последовательное,от серии к серии, совершенствование крейсера - скаута, завершилась своим венцом - типом "Монтеккуколи".
    Следующая серия , "кондотьери" тип Д была избыточна.
    Тип "Монтеккуколи" имел стандартное водоизмещение, массу КТУ и массу брони очень близкую к аналогичным параметрам идеального легкого крейсера типа "Ла Галиссоньер".
    Но,при этом уступал и в горизонтальном бронировании, и в вертикальном.
    То есть, даже в этом стандартном водоизмещении было куда совершенствоваться.
    Тип Д по массе брони уже превзошел француза, но в защите,по прежнему не превзошел.
    Зато, стандартное водоизмещение выросло на 900 т.
    Поэтому, в комментарии к предыдущей статье я и отметил, что этот тип был не нужен.
    Вместо него следовало продолжать строить крейсера типа "Монтеккуколи".
    Опыт войны доказал,что их характеристик для этого театра оказалось вполне достаточно.
    На этом линия развития крейсеров-скаутов прервалась.
    Проект "Гарибальди" совершенно уникален.
    Ничего подобного в других странах не проектировалось.
    Нужно объяснять ?
    1. Артиллерия.
    Руководство флота не только потребовало увеличить количество орудий до десяти,но,главное, придать им дальность стрельбы СОПОСТАВИМУЮ с ДАЛЬНОСТЬЮ СТРЕЛЬБЫ орудий тяжелых крейсеров.
    Конечно, опыт ВМВ показал, что тяжелому крейсеру очень непросто справиться с легким крейсером последнего поколения,так как огневая производительность двенадцатиорудийных крейсеров была выше.
    Но,только на тех дистанциях,на которых легкий крейсер мог достать до тяжелого.
    А зачем,вообще,легкому крейсеру нужна дальность стрельбы как у тяжелого ?
    Примеры есть ?
    Есть.
    Сражение в Яванском море.
    У японцев два тяжелых крейсера и два легких.
    У союзников два тяжелых и три легких.
    Японцы открыли огонь с 27 км.
    Ответить им смогли лишь "Эксетер" и "Хьюстон".
    Дальность стрельбы "Перта" - 23 км.
    Дальность стрельбы "Де Рейтера" и "Явы" - 21 км.
    Конечно, в тех же условиях, и "Гарибальди" бы не достал.
    Но, 25,74 км. все таки больше,и времени,чтобы сократить дистанцию понадобиться меньше.
    А размещение орудий в отдельных люльках не только улучшало точность стрельбы,но и позволяло перейти на стрельбу полными залпами.
    Такую дальность стрельбы имели еще только немецкие легкие крейсеры, недостроенные голландцы типа "Де Зевен провинсиен", и достроенные после войны шведы типа "Тре Крунур".
    Дальность стрельбы полностью сопоставимую с дальностью стрельбы тяжелых крейсеров имели только крейсера типа "Чапаев".
    2. Бронирование.
    Оно изначально проектировалось для защиты от орудий тяжелых крейсеров.
    По массе брони "Гарибальди" оставил позади себя не только все легкие крейсера,но и ВСЕ ТЯЖЕЛЫЕ крейсера ( включая и "Алжир" ),за исключением крейсеров типа "Де Мойн",которым он уступил всего 58 т., и абсолютных рекордсменов - крейсеров типа "Зара".
    Как обычно,итальянцы намудрили со схемой бронирования.
    Пример "Алжира" свидетельствует,что и здесь,в той же массе брони они могли добиться лучших результатов.
    Проект "Гарибальди" совершенно уникален.
    Он дал начало совершенно новой линии развития легких крейсеров.
    Легких крейсеров ,изначально спроектированных для противодействия тяжелым крейсерам.
    Учитывая,что и Италия и Франция,основной противник на Средиземном море,имели одинаковое количество тяжелых крейсеров,и увеличить их количество в обозримом будущем не могли,то итальянцы со своими легкими "антитяжелыми" крейсерами получали преимущество.
    То,что итальянцы не смогли использовать свое преимущество тактически,то это проблема управления.
    1. +1
      30 июля 2020 18:32
      Цитата: ignoto
      Совершенно неглубокая статья.

      Просто с первоисточниками плохо... :)
    2. 0
      1 августа 2020 21:11
      Легкие "антитяжелые" крейсера - так было в ТТЗ этого типа крейсеров? Что сами итальянцы пишут? Мы с вами можем что угодно думать и додумывать...
      1. 0
        2 августа 2020 06:31
        Не надо додумывать.
        Руководство Королевского итальянского флота потребовало при разработке крейсеров программы 1932-1933 годов : ОБЕСПЕЧИТЬ им ЗАЩИТУ от 203 мм снарядов, увеличить количество орудий до десяти, и ПРИДАТЬ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ СОПОСТАВИМУЮ с дальностью стрельбы орудий тяжелых крейсеров.
        Итальянцы поступили честнее,чем японцы.
        Те проектировали легкие крейсеры,которые,в процессе достройки можно было перестроить в тяжелые.
        Итальянцы спроектировали и построили настоящие легкие крейсеры,но которые могли успешно противостоять тяжелым.
  11. 0
    3 сентября 2020 13:31
    Эта Статья Романа Скоморохова мне очень Понравилась! good
    С детства влюблён( может быть это из-за схожих южных темпераментов и детского увлечения художественным творчеством итальянских мастеров Возрождения?! winked ) в изящный дизайн итальянской школы кораблестроения и наши советские аналоги-лидер эсминцев "Ташкент( "голубой крейсер")" и лёгкие крейсера 26, 26-бис проектов, и более поздние, тоже несущие в своём облике "итальянские" черты, например, "классический" эсминец 56 проекта! yes
    ИМХО
  12. 0
    13 октября 2020 09:47
    Реально не понял аллегории с осьминогом и глобусом. Видимо такого рода мысли приходят на ум морякам после нескольких месяцев автономки.
  13. 0
    14 марта 2021 19:03
    Цитата: Виктор Ленинградец
    Корпус прежний или от не построенных кондотьери F. Просто подрастет осадка и корабль потеряет 0,3 узла скорости. Т.е. стандартное водоизмещение должно быть порядка 9 800 - 10 000 Т. А у "Луиджи ди Савойя Дюка делльи Абруцци" по жизни достигало 9 900 Т и ничего страшного не случилось.


    От типа F не подошёл бы.
    Итальянцы внезапно раскопали, что F не был развитием кондотьеров: 8000 тонн, увеличенная автономность в ущерб ходу, обратно картонная бортовая броня, зато усиленная горизонтальная, 8 орудий 152 мм и совершенно хтоническая "башня ПВО" с 4 спарками 20мм в единой стабилизированной установке.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»