Экспедиция к предкам. Трудные дороги через два материка

135
Экспедиция к предкам. Трудные дороги через два материка
Кадр из кинофильма «Борьба за огонь» (1981)


Ибо все народы ходят,
каждый во имя своего бога;
а мы будем ходить во имя
Господа Бога нашего во веки веков.

Книга пророка Михея, 6:8

Мигранты и миграции. Наш прошлый материал мы закончили на том, что около 15 тысяч лет назад древние люди перебрались по сухопутному мосту на землю Северной Америки, а уж дальше двинулись с севера на юг. То есть, если мы возьмемся изучать древнюю историю Американского континента, то это будет одна сплошная миграция, длившаяся… тысячи лет!



Мы уже успели поудивляться тому, как предки древних американцев прошли через «бутылочное горлышко» между двумя ледниками. Считается, что его ширина свободной ото льда тундры была примерно 500 км. Возможно, что с севера им в спину дул сильный ветер и таким образом их подгонял, но это же надо себе только представить, сколько времени они вот так шли?!

Правда, есть и такая точка зрения, что какая-то часть азиатских мигрантов продвигалась по береговой кромке, между океаном и Кордильерским береговым щитом. Однако тамошний берег – одни сплошные камни и утесы, а сильные штормы с ледяным ветром и вовсе не вызывают никого желания мигрировать этим путем. Хотя, разумеется, что по этому поводу думали тогдашние мигранты, мы никогда не узнаем!


Карта заселения Америки. Конечно, изображены все маршруты с долей условности, однако точно известно, что в обоих случаях их было два. Рис. А. Шепса

До долинам, по загорьям...


Зато можно не гадая представить себе, куда двинулись все эти люди, когда этот тысячекилометровый путь остался позади. Одни пошли дальше на юг, добрались до Мексики, а затем, миновав Панамский перешеек, направились дальше.

Другая часть азиатских мигрантов направилась на восток вдоль кромки ледника, где были самые богатые места для охоты и вдоволь чистой пресной воды. После этих людей осталось довольно много их стоянок на территории восточных штатов США и даже во Флориде.

Кстати, те мигранты, что проникли в Южную Америку, тоже разделились. Один поток двинулся через территорию Бразилии, опять-таки «строго на юг», а второй – пошел «по горам, по долам» Андского хребта или по тонкой полоске побережья. Встретились эти два потока возле Огненной Земли (хотя, скорее всего, подходили они туда в разное время).

Зачем-то переправились через бурный Магелланов пролив и поселились ещё и на этом острове, можно сказать, на самых задворках цивилизации! Кстати, там нашли одну стоянку древних людей, равно как и в других местах Южной Америки, так что их древние пути-дороги можно считать установленными.

Понятно, что освоение джунглей в районе Амазонки потребовало от них столько сил, что их обитатели до сих пор живут там практически в условиях каменного века. Вот только далеко не все в этих джунглях остались, а пошли ещё дальше в пампасы!

Но как и в какой форме стала развиваться человеческая популяция на территории прежде всего той же Северной Америки, куда добраться древним мигрантам от ледникового прохода было легче всего?

Культура и время


Считается, что первой на американском континенте была некая культура, которую можно условно называть пре-кловис, которую затем сменила довольно хорошо известная культура Кловис.

Находки изделий этой культуры в США имеют разную датировку: от
13 400–12 800 лет тому назад на западе, и от 12 800–12 500 лет на востоке. Самый старый артефакт, найденный в Техасе, был изготовлен 13 400 лет тому назад. То есть если считать, что первые переселенцы прибыли в Америку 15 000 лет тому назад, то на расселение и распространение своей культуры каменного века у них было примерно около 2 000 лет. То есть не так уж и много по известным нам историческим меркам!


Кремневый наконечник копья, принадлежащий культуре Кловис. Возраст, ок. 11 000 лет до н. э. Найден в штате Аризона. Длина 2,98x8,5x0,7 см. Британский музей, Лондон

Более того, за это время они успели настолько «отточить» технологию изготовления каменных орудий, что сегодня их считают самыми красивыми каменными изделиями, не только по всей территории Соединенных Штатов, но и в северной Мексике, и в южной Канаде.

Им даже название дали – «кловисы», настолько они внешне отличаются от подобных изделий. Особенно хорошие были наконечники копий характерной ланцетовидной формы, причем даже с канавками для закрепления на деревянном древке.

Характерные канавки...


Кстати, археологи попробовали закрепить наконечники этого типа в древках, и выяснилось, что они не только хорошо вставляются в расщепы, но и обмотанные кожаным ремешком с копытным клеем позволяют получить очень прочное и надежное соединение.

А ещё они также делали изделия из обсидиана и халцедона, и кварца. Причем место, где нашли наконечник, иногда расположено в сотнях километров от места добычи таких минералов. Отсюда следует вывод – что люди-кловисы или кочевали, или же между их племенами шла активная торговля. И если это так, то это говорит о существовании определенной системы разделения труда и наличия современно определенных социальных институтов и коммуникаций.

Более того, в музеях всего мира находятся буквально тонны различных каменных наконечников. Но... только кловисы додумались делать их с выемками, что, несомненно, повышало их трудоемкость. Но и потребительские свойства такого наконечника тоже были выше.


Наконечники копий культуры Кловис. Офис государственной археологической коллекции штата Огайо

Надо заметить, что американским ученым есть, что изучать на своих землях, хотя древность их находок не идет ни в какое сравнение с находками в Африке и Европе.

Пещерные люди везде одинаковы. Как и пещеры...


Впрочем, как и в Старом Свете, целый ряд стоянок древних людей был обнаружен именно в пещерах. Например, это пещеры Пэйсли – комплекс из четырёх пещер в центральной части штата Орегон в засушливом и пустынном районе, к северу от города Пэйсли.

Обнаружили их ещё в 1930-е годы, однако сегодня, благодаря современным методам исследования, тамошние находки рассказали куда больше интересного, чем раньше. В частности, как раз здесь нашли артефакты культуры, предшествовавшей культуре Кловис.


Комплекс пещер Пэйси. Одна из пещер…

Пещерное жилище Мармс впервые раскопали в 1962 году. Возраст находок, начиная с эпохи около 11 230 лет назад, при этом сама эта пещера была обитаема… более 8 тысяч лет!

Судя по костям, жители пещеры употребляли в пищу мясо лосей и оленей, бобров, а еще собирали речных моллюсков. Интересно, что следы от дротиков на костях добычи показали, что летели они с большой скоростью, что означает, что бросали их при помощи палки-копьеметалки – атлатля. То есть уже в то время это метательное приспособление местным аборигенам было известно!

Интересно, что анализ пыльцы растений из пещеры показал, что после отступления ледника около 13 000 лет назад эти места были степью. Степь сменили смешанные сосново-еловые леса, а зато сейчас вся эта местность представляет собой прерию, заросшую полынью.


Пещера Форт-Рок. Фотография экспедиции Орегонского университета

Известна ещё и пещера Форт-Рок – природный и археологический заповедник.

Древняя обувка столь же древних американцев!


В этой пещере археологов поджидала ещё одна крайне интересная находка: сандалии возрастом в 10 тыс. лет, и, как признано, это самая древнейшая сохранившаяся обувь в мире. Причем, сандалии эти были не одни, их нашли несколько! То есть уже тогда обитатели этой пещеры ценили комфорт и босыми по камням и колючкам не бегали!

Еще в 1938 году здесь были найдены следы человеческого обитания возрастом около 13 200 лет тому назад. Причем здесь же был обнаружен и слой вулканического пепла, который нанесло в пещеру в результате извержения вулкана около 7 600 лет назад. Здесь же нашли и каменные орудия труда, а кроме сандалий, ещё и… плетеные корзины, то есть плетение людьми той эпохи уже вполне было освоено!


Наконечник копья культуры Кловис (Британский музей, Лондон)

На помощь археологии приходит палеогенетика...


В 2013 году международная группа ученых наконец-то прочитала геном единственного известного на сегодня представителя культуры Кловис – двухлетнего мальчика Анзик-1 (это его обнаружили в погребении засыпанным желтой охрой), который жил 12,5 тысяч лет назад на территории современного штата Монтана. Оказалось, что его Y-хромосома принадлежит гаплогруппе Q-L54, а митохондриальная – к гаплогруппе D4h3a. Поскольку его ДНК сохранилась удивительно хорошо, прочитать геном смогли 14 раз, что позволило практически полностью исключить ошибку. Впрочем, особо ничего нового узнать не удалось. То есть люди культуры Кловис в генетическом отношении оказались как родственниками ныне живущих в Северной и Центральной Америки индейцев, так и жителей Азии.

А спустя год был также исследован скелет 15-летней девочки, которая, как предполагают, жила 13 тыс. лет назад и которую нашли в 2007 году на полуострове Юкатан в затопленной пещере Ойо-Негро. Ее митохондриальную ДНК получили из ее коренных зубов, изучение ее показало, что американские индейцы относятся к гаплогруппе D1, к которой принадлежат и древние первобытные кловисы, и некоторые современные народы, живущие на Чукотке и в Сибири!

Так что шли они, шли… И наконец, дошли и обрели для своих потомков целый огромный континент. Только вот вряд ли тогда они сами об этом знали…

Впрочем, мы тоже не знаем, куда пропали все представители этой культуры. Какие только гипотезы не придуманы, чтобы объяснить их исчезновение, но вот только о том, какая же из них самая достоверная, ученые спорят до сих пор!

Продолжение следует…
135 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 октября 2023 05:03
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Если за 8 тысяч лет обитатели пещеры переживали смену ландшафтов от степи к лесам, то кости лосей, оленей и моллюски относятся к «лесному» периоду. А от “степного» следы, чем питались остались?

    Если дичь уходила вслед за сменой ландшафта, то два выхода - либо за ней следовать. Либо меню кардинально менять.
    1. +4
      1 октября 2023 05:33
      Цитата: Korsar4
      А от “степного» следы, чем питались остались?

      По-моему, никакого степного периода не было - там просто нечем прокормиться. Во всяком случае в то время...
      1. +7
        1 октября 2023 06:33
        Не интересовался плотно сменой ландашафтов после ледника в Северной Америке, но и в степи еда есть.
      2. +10
        1 октября 2023 06:55
        Цитата: Luminman
        По-моему, никакого степного периода не было - там просто нечем прокормиться. Во всяком случае в то время...

        Бизоны очевидно не первый вид, который уничтожили люди. Археологи ведут обсуждение. Часть считает, что кловис съели американских мастодонтов, колумбийских мамонтов и местных лошадей как раз к "тому времени", примерно 11-12 тыс. лет назад. wink smile
        1. +5
          1 октября 2023 07:07
          Цитата: Толстый
          Бизоны очевидно не первый вид, который уничтожили люди

          Бизоны проживали не только в степях и прериях. Леса и горы - тоже их ареал обитания. И помножили их на ноль прибывшие европейцы со своими лошадьми и огнестрельным оружием. Степь - это огромное пространство, заросшее травой. Во всяком случае, я видел такую степь. И без лошади там много не наохотиться, а в статье речь идет именно о том времени, когда лошадь не была приручена.
          1. +5
            1 октября 2023 07:21
            Для примера: Американский мастодонт обитал в Северной Америке, от Аляски до Мексики. Отдельные находки известны в странах Центральной Америки, в частности, в Гондурасе. Наиболее многочисленные находки сделаны в восточной части США, в основном в районах Флориды и Великих озёр. Жил в течение всего плейстоцена, вымер примерно 12 тыс. лет назад. Самые многочисленные находки датируются поздним плейстоценом. Причины вымирания мастодонтов находятся в стадии обсуждения. Одной из главных причин могла быть охота людей первобытной культуры Кловис, так как леса из болотного кипариса, ветками которого питалось это животное, сохранились на больших площадях до наших дней. Обитал в лесных массивах.
            Огнестрельное оружие - замечательно. Атлатль (который использовали и кловис) позволяет метнуть дротик примерно на 200 метров
            По состоянию на 2021 год мировой рекорд принадлежит американцу Дэйву Ингваллу, который в 1995 году при помощи копьеметалки метнул копьё на 848.56 футов (около 259 метров).
            1. +3
              1 октября 2023 07:54
              Цитата: Толстый
              Одной из главных причин могла быть охота людей первобытной культуры Кловис, так как леса из болотного кипариса, ветками которого питалось это животное

              Леса из болотного кипариса - это не степь. Здесь можно напасть незаметно...
              1. +6
                1 октября 2023 08:02
                Цитата: Luminman
                Цитата: Толстый
                Одной из главных причин могла быть охота людей первобытной культуры Кловис, так как леса из болотного кипариса, ветками которого питалось это животное

                Леса из болотного кипариса - это не степь. Здесь можно напасть незаметно...

                Дробышевский, Хараре и др антропологи говорят, что, не знавшие людей животные мегафауны Америки и Австралии, вообще человека не опасались. Их забивали как стеллеровых коров, в упор. Хоть в степи, хоть в лесу
              2. +5
                1 октября 2023 08:22
                Болотный кипарис (таксодиум) сейчас растет в исключительно переувлажненной местности. Он проявляет даже большую гидрофитность, чем наша черная ольха.
                А ветви покрыты тиляндсией уснеевидной («испанским мхом»), который тоже нуждается во влаге.

                Есть экземпляры в Краснодарском крае, но видеть не приходилось.
            2. 0
              6 октября 2023 20:49
              "Атлатль (который использовали и кловис) позволяет метнуть дротик примерно на 200 метров"
              Здесь важна не максимальная, а убойная дальность.
          2. +4
            1 октября 2023 07:23
            В лесу тоже бывают открытые пространства. Как и наши зубры, лесные бизоны этому способствуют.

            А так - корова коровой. Но большая и лохматая.
          3. +5
            1 октября 2023 07:41
            В ютубе полно видео, где и сейчас бизона добывают с 10-30 метров. Безо всякой лошади.Скрадом или загоном в засаду. Лук, атлатль или рогатка. А буйволов и копьем
            1. +3
              1 октября 2023 07:45
              Цитата: тлауикол
              В ютубе полно видео, где и сейчас бизона добывают с 10-30 метров. Безо всякой лошади

              Такое возможно, но не на открытой местности, вроде степи. Как к нему подкрасться и как устроить засаду?
              1. +4
                1 октября 2023 08:05
                Цитата: Голландец Михель
                Цитата: тлауикол
                В ютубе полно видео, где и сейчас бизона добывают с 10-30 метров. Безо всякой лошади

                Такое возможно, но не на открытой местности, вроде степи. Как к нему подкрасться и как устроить засаду?

                Бозоны со временем стали шугаться. А до этого их, и пр мегафауну забивали просто подойдя к ним поближе. Ну а потом и гнать научились на застрельщиков.Выше написал
              2. +5
                1 октября 2023 08:23
                Цитата: Голландец Михель
                Такое возможно, но не на открытой местности, вроде степи.

                Индейцы охотились на бизонов в прерии до того, как сели на лошадь. Есть рисунки европейских художников, которые это зарисовали! Я приведу их позднее...
                1. -2
                  1 октября 2023 09:45
                  Цитата: kalibr
                  Индейцы охотились на бизонов в прерии

                  Это все из ковбойских фильмов про Дикий Запад wink
                  1. +4
                    1 октября 2023 10:16
                    Цитата: Голландец Михель
                    Это все из ковбойских фильмов про Дикий Запад

                    Это все из работ исследователей этнографов благодаря которым мы знаем, как жили индейцы Великих равнин до 1800 г. года. Но это большая и сложная тема не для короткого комментария.
                  2. +2
                    1 октября 2023 19:37
                    Напрасно поставили смайлик иронии. И бледнолицые и индейцы охотились на бизонов. Причем индейцы традиционно делали это еще задолго до появления белых. Сокращение ореола бизонов не раз вызывало между охотниками многочисленные конфликты и приводило к открытой конфронтации. Навскидку:
                    В июне 1874 г. огромный отряд команчей и шайенов атаковал белых охотников на бизонов, засевших в строениях Эдоуби-Уоллс. Это послужило началом кровопролитной войны, названной «Войной на Ред-Ривер» или «Войной за бизонов»
                    1. +3
                      1 октября 2023 20:08
                      Картинок охоты индейцев на бизонов полно - инет вам в помощь. Специально для вас исключу конных охотников индейцев
                      рис. худ.John Clymer картина "Schoen Herding the Buffalo"

                      рис . гравюра худ. Thomas Hendricks 1869г. "Нunting tricks of the Comanche Indians"
                      1. +3
                        1 октября 2023 20:19
                        Как-то на сайте уже обсуждали характеристики Луков индейцев применительно к бизонам.

                        Маскировка под шкурой на рисунке - восхитительна.
                    2. 0
                      1 октября 2023 20:33
                      Цитата: Ричард
                      Сокращение ореола бизонов не раз вызывало между охотниками многочисленные конфликты

                      Чего, простите, сокращение? Могло бы быть: численности, или (менее вероятно) - ареала обитания. Ореол бизонов - это нечто новое для меня, отсюда и вопрос.
                      1. +3
                        1 октября 2023 21:06
                        Естественно численности. Спасибо за поправку.
        2. +4
          1 октября 2023 07:18
          Здесь вообще интересно. Считается, что шерстистые носороги и тому подобные гиганты активно формировали открытые пространства.
          1. +4
            1 октября 2023 07:27
            Цитата: Korsar4
            Считается, что шерстистые носороги и тому подобные гиганты активно формировали открытые пространства

            До появления в степях и прериях лихих наездников, да еще и с огнестрельным оружием, им там никто не угрожал. Травы для прокорма, в степи даже более чем достаточно
            1. +6
              1 октября 2023 09:25
              Цитата: Голландец Михель
              До появления в степях и прериях лихих наездников, да еще и с огнестрельным оружием, им там никто не угрожал.
              К появлению в Америке белых людей с огнестрелом на лошадях, шерстистый носорог уже несколько тысячелетий как вымер, как равно и мамонты и их прочие хоботные родственники. Да и на бизонов массовая охота пошла только с появлением многозарядного нарезного огнестрела. С дульнозарядным мушкетом или даже двустволкой-переломкой такого не сделать.
              1. +1
                1 октября 2023 09:46
                Цитата: Наган
                С дульнозарядным мушкетом или даже двустволкой-переломкой такого не сделать

                Вот именно!
    2. +14
      1 октября 2023 06:37
      Просто нужно понимать, что люди не жили непрерывно в этой пещере 8000 лет подряд. Данный материал составлен таким образом, что создает массу ложных впечатлений у человека незнакомого с вопросом.
      1. +6
        1 октября 2023 07:19
        Антон, вот это способен понять.
        «Вечного пещерного человека» в литературе не встречал.
        1. +6
          1 октября 2023 08:25
          Цитата: 3x3zsave
          Просто нужно понимать, что люди не жили непрерывно в этой пещере 8000 лет подряд. Данный материал составлен таким образом, что создает массу ложных впечатлений у человека незнакомого с вопросом.

          Цитата: Korsar4
          Антон, вот это способен понять.
          «Вечного пещерного человека» в литературе не встречал.

          В принципе любая пещера или даже грот это как минимум стены с трех сторон и крыша над головой. Учитывая миграционных характер добывания пропитания первобытного человека (не потопаешь, не полопаешь) грех не использовать природой созданные укрытия как временные стоянки.
          Современный человек тоже этим не брезгует.
          К сожалению не получается выложить фотографию гоота в устье р. Большой Тиг со следами пребывания современного «хомосапиенс». laughing
          1. +7
            1 октября 2023 08:38
            Мало где в пещерах был. Наверное, роль гнома мало подходит.

            Вот господа студенты стенгазету нарисовали.
            1. +3
              1 октября 2023 20:31
              Я бы, Сергей, брать такой кубок поостерегся. Уж больно его верхушка что то смутно напоминает smile

              Это конечно шутка, а если серьезно - примите искренние поздравления с очередным профессиональным успехом! drinks
              1. +1
                1 октября 2023 21:31
                Спасибо, Дмитрий!

                Очень похоже. Сначала - ловушка. А потом - пылесборник.

                Результат не всегда важен. Дорога важнее.
                1. +1
                  1 октября 2023 22:17
                  Результат не всегда важен. Дорога важнее.

                  городок Удоев встретил концессионеров плакатами "Добро пожаловать!", "Привет участникам автопробега!", "Результат не важен. Дорога важнее!" и "Главное не победа - главное участие!". Остап достал из своего саквояжа коробку с медовыми красками, длинную полоску желтоватой бязи и вывел на ней печатными буквами " Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!" Плакат укрепили над автомобилем на двух хворостинах. Пассажиры антилопы приосанились...(с). smile
                  1. +1
                    1 октября 2023 23:06
                    Результат не всегда важен. Дорога важнее.

          2. +5
            1 октября 2023 09:46
            В принципе любая пещера или даже грот это как минимум стены с трех сторон и крыша над головой.

            Пещерность людей, особенно северян - очередное умственное построение типа учёных. Ибо пещера конечно защищает от осадков - но зимой там те же -40 что и на улице. И протопить - мёрзлый камень физически невозможно. Так что жить там можно в одном случае - если поставить палатку, вигвам или там ярангу. В которой реально поддерживать необходимую температуру. Вот тогда - от холода спастись есть шанс и обитание в пещере обретает смысл.

            Так же как любят рисовать например неандертальцев в меховых труселях и шкуре через плечо. А нет чтобы поставить эксперимент - взять одеяло, этак завернуться и выйти зимой на улицу. И минут через 5 станет кристально ясно и понятно - без добротной правильно сшитой меховой одежды на северах человеку делать нечего. Нашли вы там костяные иголки на стоянках, нет - это ничего не меняет. Одежда обязана быть. Как и соответствующие ей навыки.
            1. 0
              6 октября 2023 20:52
              Севера северам рознь. Да и юга разные бывают. Огнеземельца не дадут соврать. Живя рядом с Антакрктидой, ходили в очень примитивной одежке, а то и вовсе голышом. Так что с одежной у неандеров - большой вопрос. Они ведь и вообще могли быть шерстью покрыты, на старых рисунках их так и изображали.
      2. +4
        1 октября 2023 08:26
        Цитата: 3x3zsave
        создает массу ложных впечатлений у человека незнакомого с вопросом

        Антон! Если писать по другому, то это будет заумная научная статья, которую будет просто невозможно читать.
        1. +4
          1 октября 2023 08:50
          Здравствуйте, Вячеслав Олегович!
          Ну почему же "заумная"? Вот, практически на ту же тему, только более обстоятельно.
          https://topwar.ru/187066-shturmuja-vysokie-shiroty-osvoenie-pervobytnym-chelovekom-arktiki-i-subarktiki.html
          1. +4
            1 октября 2023 10:20
            только более обстоятельно.
            https://topwar.ru/187066-shturmuja-vysokie-shiroty-osvoenie-pervobytnym-chelovekom-arktiki-i-subarktiki.html[/quote]
            И сколько таких статей ещё было?
            1. +4
              1 октября 2023 11:06
              И сколько таких статей ещё было?
              Еще одна.
              1. +3
                1 октября 2023 16:07
                Цитата: 3x3zsave
                Еще одна

                Вот! Я знаю, что их было две и на большее автора не хватило. А здесь будет вполне приличный цикл, охватывающий многие вопросы. И, понятно, что кому-то этого будет маловато. Но для 80% читателей, а то и для всех 90 - в самый раз.
    3. +2
      1 октября 2023 08:04
      Цитата: Korsar4
      А от “степного» следы, чем питались остались?

      Рад бы ответить на Ваш вопрос, но не могу. Нет информации. А искать в их изданиях... это надо столько времени. И найдешь ли?
    4. +4
      1 октября 2023 08:32
      Цитата: Korsar4
      Если дичь уходила вслед за сменой ландшафта, то два выхода - либо за ней следовать. Либо меню кардинально менять.


      Птицы живут и в степи. Кроме того тогда активно кушали...лошадей. Ведь в Новом Свете были свои лошади и тогда они ещё не успели вымереть.
    5. +7
      1 октября 2023 12:51
      Так где и главное - чем же питались люди культуры Кловис в периоде степного ланшафта?

      Ох уж мне этот яндекс-поиск с привязанной геолокацией lol : Набрал в поисковике "чем питались первобытные люди в степном ландшафте". Моментально получил ответ от которого чуть не подавился сигаретой, а потом долго хохотал laughing wassat
      в столовой на ул. Кутузова. laughing Вкусно и не дорого. Возможна бесплатная круглосуточная доставка еды на дом. Хорошие отзывы. Адрес: Ставропольский край. Степновский МО, с. Степное, ул. Кутузова, 56. От вас по прямой всего 360 км. Построить вам маршрут?
      1. +6
        1 октября 2023 13:03
        Здравствуйте, Дмитрий!
        Напомнило бессмертную фразу из х/ф "Спортлото-82": "А как первобытные люди консервы открывали?"
        1. +5
          1 октября 2023 13:16
          Приветствую, Антон!
          Судя по всему у них были живые консервы - ранее отловленные и содержавшиеся в примитивных загонах дикие свиньи, козы и пр. Которых в дальнейшем они стали разводить.
          1. +2
            1 октября 2023 13:59
            Сильно сомневаюсь, что культура "кловис" отметилась успехами в одомашнивании животных. Это вообще не характерно для коренных жителей этого континента.
            1. +3
              1 октября 2023 14:35
              Цитата: 3x3zsave
              Это вообще не характерно для коренных жителей этого континента.

              Антон, ты забываешь о собаках!
              Собаки коренных американцев, или доколумбовые собаки, были собаками, жившими с людьми, коренными жителями Америки. Появившись около 10 000 лет назад вместе с палеоиндейцами, сегодня они составляют небольшую часть пород собак, которые варьируются от аляскинского маламута до перуанской безволосой собаки.
              Собак "доконтактные" коренные американцы разводили со следующими целями:
              Для охоты
              Для выпаса скота в Андах - (нет успехов в одомашнивании?)
              Некоторые племена использовали собак для таскания волокуш
              Декоративные собаки.
              В конце концов некоторые группы индейцев ели собак.
              1. +3
                1 октября 2023 14:57
                Антон, ты забываешь о собаках!
                Борисыч, собаки - это последнее домашнее животное, о котором я забуду!
            2. +2
              1 октября 2023 17:55
              Сильно сомневаюсь в их успехах в одомашнивании животных. Это вообще не характерно для коренных жителей этого континента.

              Напрасно, Антон. По ВВС можно посмотреть документалку об аборигенах южной Америки. Их жизнь и сегодня мало чем отличается от первобытной



              Так вот интересно, что во время охоты они ловят свинок пекари и обезьян,


              1. +2
                1 октября 2023 17:56
                Но сразу их не едят, а откармливают а загонах на черный день, как живые консервы. Ученые считают, что это ничто иное как первый шаг к одомашниванию животных -путь подобный тому, который в прошлом прошло все человечество

        2. +4
          1 октября 2023 13:19
          «У них и консервов не было» (с).

          В детстве этот эпизод - один из самых запомнившихся был.
          1. +1
            1 октября 2023 21:40
            как первобытные люди консервы открывали

            Грустная ирония в том, что сегодня многие далеко не первобытные, а вполне современные люди пытаются открыть кирпичами найденные в земле "консервы".
      2. +5
        1 октября 2023 13:07
        А от “степного» следы, чем питались остались?

        А если серьезно, то ответ прямо на поверхности. В сухой степной зоне рационом людей культуры Кловис видимо было мясо получаемое от примитивного про-скотоводства и свежая дичь (добытая на охоте). А также видимо собирательство и про-земледелие - выращивали прежде всего просо, ячмень и полбу. Просо-это один из самых засухоустойчивых злаков, что для степняков немаловажно.
        1. 0
          6 октября 2023 21:03
          А также видимо собирательство и про-земледелие - выращивали прежде всего просо, ячмень и полбу. Просо-это один из самых засухоустойчивых злаков, что для степняков немаловажно.

          Кловисцы и протоземледелие? Вы делаете открытия глобального масштаба! Правда, при протоземледелии растения не выращивают, а собирают то, что дает мать-природа в больших масштабах. И да, просо, ячмень и полбу бедные кловисцы забыли где то по дороге в Азии, в Америке их нет, пришлось довольствоваться (и то не кловисцам, а их наследникам, когда поздний дриас закончился и потеплело) теосинте, который вообще к сьедобным растениям можно отнести весьма условно. Хорошо еще росли предки перца и тыквы, ну и пленника или сородича можно было сварить или зажарить.к гарниру.
      3. +5
        1 октября 2023 13:18
        Спасибо за рекламу!

        Сразу уверенности прибавилось, что в селе Степное не пропаду.
        1. +4
          1 октября 2023 13:39
          А чего там делать? Лучше сразу к нам приезжай - и отдохнешь, и заодно на сад посмотришь, который мы по твоим онлайн-указаниям пересадили. В этом году на пересаженных яблонях Голден Делишес у нас впервые появились плоды! Спустя четыре года!!!

          А яблони Айдаред прижились почти сразу -уже второй год плодоносят
          1. +3
            1 октября 2023 18:23
            Как на яблоки радостно смотреть.
            Октябрь начался. Столько еще все сделать предстоит, что об отпуске и не думаю.

            А командировки в ваши края - маловероятны.

            Но за приглашение большое спасибо!
            Хорошо, когда есть не просто точка на карте.
  2. +2
    1 октября 2023 05:39
    Краснокожих из-за постоянных кровавых междуусобиц выдавила в Америку жёлтая раса.
    1. +6
      1 октября 2023 07:18
      Цитата: Above_name
      Краснокожих из-за постоянных кровавых междуусобиц выдавила в Америку жёлтая раса.

      Сомнительно, что 15 тыс.лет назад «желтая расса» существовала и являлась автохонтом на территории современного Китая, Кореи и Японии. Даже индоевропейская экспансия на восток проходит значительно позже.
      Думаю заселению Америки способствовали климатические, а не какие либо другие причины. Возможно они были но выступали сопутствующим фактором.
    2. +5
      1 октября 2023 07:28
      Цитата: Above_name
      Краснокожих из-за постоянных кровавых междуусобиц выдавила в Америку жёлтая раса.

      Не было ещё в то время краснокожих, как не было и желтокожих wink
      1. +5
        1 октября 2023 07:57
        Цитата: Голландец Михель
        Не было ещё в то время краснокожих

        hi Краснокожими европейцы стали называть индейцев благодаря "гриму" воинов-могавков (самоназвание: ганьенгэха, Kanien’kéha / Kanyen’kéha, "народ кремня" из лиги ирокезов.) К расе это не имеет никакого отношения.
        1. +6
          1 октября 2023 10:08
          Краснокожими европейцы стали называть индейцев благодаря "гриму" воинов-могавков
          Я встречал пару раз настоящих североамериканских индейцев. Они именно краснокожие- кожа имеет медный оттенок.
          1. +4
            1 октября 2023 11:42
            hi Приветствую, Алекс. Когда-то часто общался с азиатами, в последнее время с китайцами. Они люди смуглые, а при наличии загара вполне себе "меднокожие". Я никак не могу до конца понять с какого перепугу азиатов называют "желтой" расой. Стереотипное мышление наверно.
            Тот же стереотип и Вас "придавил"... request
          2. +2
            1 октября 2023 15:47
            Цитата: Болторез
            Я встречал пару раз настоящих североамериканских индейцев. Они именно краснокожие- кожа имеет медный оттенок

            Поддержу. Кожа у них не совсем медная, а какая-то смуглая, но смуглая не как у арабов, а какая-то другая. Да, наверное, все же какой-то темно-медный оттенок. Говорю об индейцах Вест Вирджинии. Возможно, индейцы из другой части страны имеют другой цвет кожи. Видел никарагуанца (индеец), так он скорее похож на вьетнамца...
      2. +2
        1 октября 2023 21:21
        Не было ещё в то время краснокожих

        Согласен. С "огненной водой" аборигены познакомятся уже значительно позже wink
  3. +5
    1 октября 2023 05:40
    Статья навеяла воспоминания о детстве...
    Рони-старший: «Борьба за огонь», «Пещерный лев», «Вамирэх»...
    good
    1. +4
      1 октября 2023 07:37
      Рони-старший: «Борьба за огонь», «Пещерный лев»,
      В детстве раз по десять перечитал, потом под впечатлением,взялся за "Плутонию", "Землю Санникова", "Затерянный мир".......
    2. +2
      1 октября 2023 11:56
      Цитата: ROSS 42
      Статья навеяла воспоминания о детстве...
      Рони-старший: «Борьба за огонь», «Пещерный лев», «Вамирэх»...
      good

      В детстве, без интернета)), все никак не мог понять, как устроена эта копьеметалка у "людей без плеч". Представлял её себе как дощечку, в углубление которой вставлен короткий отрезок тетивы))
  4. +6
    1 октября 2023 06:24
    hi Вечеслав Олегович. Доброго утра, коллеги.
    Следует сделать одно важное замечание по "датировке"
    "До нашей эры" - это датировка по принятому нами календарю, то есть до рождества Христова.
    "До нашего времени", "до наших дней" ("лет тому назад") - это до 1950 года включительно. В этом году уже были подготовлены все условия для проведения достаточно точного радиоуглеродного анализа (так решили специалисты археологи)
    Поэтому д.н.э и д.н.в. имеют разницу 1950 лет. Читайте и считайте внимательно. yes
    С Уважением.
    1. +6
      1 октября 2023 07:18
      Браво, Борисыч!
      На карте миграций указано "до н.э.", в тексте этого нету. Таким образом создается впечатление, что представители культуры "кловис" были первыми людьми на континенте.
    2. +4
      1 октября 2023 08:06
      Цитата: Толстый
      Андрей Борисович

      Спасибо, Андрей Борисович! Совсем забыл про это обстоятельство. Хорошо, что обратили на него внимание.
  5. +5
    1 октября 2023 07:21
    Правда, есть и такая точка зрения, что какая-то часть азиатских мигрантов продвигалась по береговой кромке, между океаном и Кордильерским береговым щитом. Однако тамошний берег – одни сплошные камни и утесы, а сильные штормы с ледяным ветром и вовсе не вызывают никого желания мигрировать этим путем.

    Зато рядом океан с его «морепродуктами».
    Всем доброго утра!
    1. +7
      1 октября 2023 07:38
      Зато рядом океан с его «морепродуктами».
      Всем доброго утра!

      Всем доброе утро!!!
      Прямо какие то "Галапогосы" Ванегута laughing laughing laughing
      1. +4
        1 октября 2023 08:44
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Зато рядом океан с его «морепродуктами».
        Всем доброго утра!

        Всем доброе утро!!!
        Прямо какие то "Галапогосы" Ванегута laughing laughing laughing

        Утро доброе Эдуард!
        Человек существо далеко не уникальное, при мне некоторые представители «хомосапиенс» в процессе копания могилы при употреблении спиртосодержащей жидкости (очень сомнительного качества) червяками закусывали.
        Тогда для меня это было полный «абзац»! Спустя четверть века - просто курьезный способ избавится от конкурентов на бутылку самопала. Впрочем, до сих пор благодарю бога, что мой желудок в тот момент был пустой.
        Хотя институт «табуирования» пищевых ресурсов в истории тоже присутствовал. В случае с Гренландией окончился фатально.
        Без шуток, даже сегодня у моих земляков не приветствуется ходить в лесу в ряд мест. Причины никто вразумительно пояснить не может. Дед в свое время говорил просто - «не принято».
        К слову, в современной культуре формируются аналогичные мифы, но уже из-за криминальной составляющей.
        Р.s. От хорошей жизни никто, никуда не ходит.
        С уважением, Влад!
        1. +7
          1 октября 2023 09:00
          Р.s. От хорошей жизни никто, никуда не ходит.

          ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
          laughing
        2. +4
          1 октября 2023 09:04
          Ага. Заселяется человек в «хорошую жизнь». Истощает ресурсы. Или другим способом делает ее невыносимой.

          Перенаселение, например, подталкивает к расширению пространства.
          1. +3
            1 октября 2023 09:30
            Цитата: Korsar4
            Ага. Заселяется человек в «хорошую жизнь». Истощает ресурсы. Или другим способом делает ее невыносимой.

            Перенаселение, например, подталкивает к расширению пространства.

            Утро доброе Сергей, даже в этом случае, насиженные места покидают слабейшие. Сильные пойдут только в страну «Бразилию», «Эльдорадо» или «Земли обетованные».
            Впрочем «постоянное место обитания» для первобытного человека понятие условное, он как и хищники шел вслед за «объектом своего пропитания», который в свою очередь следовал сезонным циклами миграции. Даже на заре земледелия человечество мигрировало путем реализации подсечного землепользования. Не удивительно, что первые очаги цивилизации возникают в местах супер благоприятного земледелия: в междуречье или дельтах рек.
            1. +4
              1 октября 2023 10:01
              Добрый день, Владислав!
              «Младшие сыновья». Даже среди растений выделяют Виоленты - растения-львы, патиенты - растения-верблюды, и эксплеренты: растения-шакалы.
            2. +2
              1 октября 2023 12:00
              первые очаги цивилизации возникают в местах супер благоприятного земледелия: в междуречье или дельтах рек

              Чатал-Хююк? Иерихон? Гёбекли-Тепе?
        3. +2
          1 октября 2023 14:07
          даже сегодня у моих земляков не приветствуется ходить в лесу в ряд мест. Причины никто вразумительно пояснить не может. Дед в свое время говорил просто - «не принято».

          Такое встречается повсеместно. В моих краях тоже. С детства помню. что станичники ни когда не собирали грибы в Дунькиной роще. Спрашивал у стариков почему так. Но в семидесятые уже никто не помнил почему. Отвечали просто - «не принято, грех». На мой вопрос почему грех? Отвечали "Да кто его теперь знает. Испокон так считается"
          Приветствую, Влад!
  6. +2
    1 октября 2023 07:33

    Пробивная способность каменного наконечника
    1. +3
      1 октября 2023 09:56
      Удивительно другое - каменный наконечник вещь фактически одноразовая. И наконечник Кловис настолько же функционален на охоте как и наконечник мустье. Так за каким же хреном тратить такие усилия на его тщательную обработку??

      Тем более что во многих местах найдены свидетельства того, что в общем-то люди это отлично понимали. Например в Костёнках среди вполне продвинутых кроманьонских изделий имеются несколько вполне себе мустьерских наконечников. И таких примеров - достаточно.

      Так зачем? Понимаю, что это голимая альтернативщина, но мне кажется логичным только одно объяснение - это заповеданное типа богами и обычаями копирование некоего металлического прототипа... На каковой они все здорово и смахивают.

      И тому есть примеры - все мы знаем тщательно шлифованные каменные топоры раннего медного века. Причём на некоторых - даже литейный шов сымитирован.. Ибо медь - штука редкая и дорогая, вот и делали статусные имитации..

      1. +3
        1 октября 2023 10:23
        Цитата: paul3390
        Так за каким же хреном тратить такие усилия на его тщательную обработку??

        Вот кто бы это знал бы?
      2. +3
        1 октября 2023 10:52
        Как знать. Пусть наконечники Кловис потребуют столько же человекочасов как два Мустье, но зато и копьё можно будет кинуть дальше, и оно не отскочил. А вблизи глубже вонзится. Т. е. прогресс в обработке камня и поиск новых модификаций был выгоден
        1. +1
          1 октября 2023 11:05
          Не думаю. Ещё раз - наконечник изделие одноразовое, доводить его до совершенства смысла нет. И в большинстве регионов планеты - этим и не заморачивались. Фактически - только в Европе и культуре Кловис. Нет - качественные каменные изделия делали и в других местах иногда, но там - это были уже конкретно ритуальные изделия во вполне себе уже сложившихся протогосударственных сообществах.
          1. +2
            1 октября 2023 11:32
            Ещё раз: с наконечником Кловис вы убьете животное с большей вероятностью. И на большем расстоянии. А оба мустье просто сломаете, зверь убежит
            1. +2
              1 октября 2023 14:35
              Нет. Скорее вы сломаете Кловис - он таки ощутимо тоньше. Насчёт большего расстояния - с чего это вдруг?? Неужели вы думаете что от формы наконечника зависит дальность реального полёта копья?

              1. +3
                1 октября 2023 15:08
                Епрст.. От формы наконечника зависит пробивная способность. Стало быть и дальность эффективного броска. И глубина ранения.
                Так что есть смысл сделать один наконечник, который убьет зверя и сломается, чем два наконечника, которые сломаются, не пробив шкуры
                1. +3
                  1 октября 2023 15:15
                  Да с чего вы решили что практически серрейторная заточка Кловиса - эффективнее при уколе чем сколотая мустьерская-то?? Вы посмотрите на него - там же острие фактически тупое! В отличие от полученного крупным сколом. Сами сравните.



                  Видите ли - я в юности несколько сезонов шлялся с археологами, посему - о свойствах различных типов каменных орудий знаю отнюдь не по наслышке.
                  1. +3
                    1 октября 2023 16:02
                    Форма, толщина клинка и заточка это разные вещи. Можно и об кирпич порезаться, но пробивать мясо лучше тонким наконечником.
                    Дяденьки, которые этим занимаются, делают каменные ножи с таким сколом, чтобы снять шкуру и резать мясо с бизона. Причем иногда прямо возле туши быстро колят кусочки для резки от камня. А вот добывают его тонким кловисом, с которым дома возились. Тупые наверное ( в смысле дяденьки)
                    1. +1
                      2 октября 2023 02:42
                      Вы вообще понимаете разницу между резом и уколом? Ещё проще - между ножом для мяса и копьём?

                      А про дяденек - мне тут не надо, как уже говорил - я с такими всю юность провёл в экспедициях.
                      1. +1
                        2 октября 2023 05:31
                        Цитата: paul3390
                        Вы вообще понимаете разницу между резом и уколом? Ещё проще - между ножом для мяса и копьём?

                        А про дяденек - мне тут не надо, как уже говорил - я с такими всю юность провёл в экспедициях.

                        Конечно понимаю, поэтому не пытаюсь бриться шилом. А серейторная заточка это не острие, А кромка.
                        А еще дяденьки не рассказывают сказки про то, что кроманьонцы тупее неандертальцев, А берут тушу бизона и метают в неё копья с каменными наконечниками. Разной формы, разный материал (порода). Десятки раз, и все это фиксируют. В ютубе. Кстати, Кловис не каждый раз ломается, даже при попадании в кость - тогда его и второй, и третий раз метают, и все снимают.
                        Да, Кловис тоже сколом изготавливается, при меньшем сечении наконечника yes , А у мустье та же серейторная заточка
      3. +5
        1 октября 2023 11:00
        Цитата: paul3390
        каменный наконечник вещь фактически одноразовая...
        ...Так за каким же хреном тратить такие усилия на его тщательную обработку??

        А за каким хреном покрывать позолотой шпагу и украшать ее эфес драгоценными камнями? Зачем первые танки Т-34 драили наждачкой до блеска? Я сам и отвечу: для бо́льших понтов... wink
        1. +3
          1 октября 2023 11:09
          Понты - они хороши на редких статусных изделиях. Вроде каменных топоров, о которых я выше говорил. Но в массовом каждодневном сугубо утилитарном производстве??? Сомневаюсь я что-то... На фейхоа?
        2. +3
          1 октября 2023 18:50
          Зачем первые танки Т-34 драили наждачкой до блеска? Я сам и отвечу: для больших понтов

          Имеется ввиду представление двух танков Кошкина, выдержавших пробег Харьков-Москва, Сталину на Красной Площади?
          Ну тут скорее не понты, а необходимость.
          По воспоминаниям Эдуарда Герасименка на вопрос вождя - "Почему они блестят?" мы ответили, что участвовавшие в пробеге танки не прошли заводскую грунтовку и окраску и за время в пути получили налет оксидов железа -ржавчины. Поэтому перед представлением танков И.В.Сталину они были приведены в "божеский вид" - вымыты, ржа зачищена, машины покрыты защитной смазкой. Сталин был доволен ответом, танки ему понравились, особенно наши виражи по Красной площади. Летают как ласточки - сказал он (с)

          Этот эпизод вошел в художественный фильм 1980г. «Главный конструктор» с ролях Борисом Невзоровым и Юрием Каюровым в главных ролях.

          А вот современный ремикс этого фильма "Танки" традиционно не обошёлся без киноляпов - Сталин и его окружение там в погонах, которые введут только через три года. laughing
          1. 0
            6 октября 2023 14:40
            Фильм 1980 года тоже не без греха. Там сами танки в виде более поздней модификации Т 34-85, до которой еще 4 года
      4. +4
        1 октября 2023 12:41
        Тем более что во многих местах найдены свидетельства того, что в общем-то люди это отлично понимали. Например в Костёнках среди вполне продвинутых кроманьонских изделий имеются несколько вполне себе мустьерских наконечников. И таких примеров - достаточно.

        Так зачем? Понимаю, что это голимая альтернативщина, но мне кажется логичным только одно объяснение - это заповеданное типа богами и обычаями копирование некоего металлического прототипа... На каковой они все здорово и смахивают.

        Привет Павел!
        Тщательная отделках наконечников - возможно придание товарного вида. Меновая торговля уже существовала, так что как вариант.
        По поводу ритуальных обрядов. На реке Чусовой есть несколько гротов на высоте от 5 до 20 метров от поверхности воды. Их раскопки выявили тысячи наконечников разных эпох (из кремня, кости рыб, меди, бронзы и железа), а также пуль, дроби, рубленной картечи и даже чугунных ядер караванных пушечек (басов). Ученые считают, что на протяжении тысячелетий у местных жителей существовало поверье о привлечении удачи если попадешь в данную «мишень».
        Со слов альпинистов, которые лазили с металлоискателем в Ермакову пищеру два года назад они нашли две пули от нарезного оружия и два десятка пулек и шариков от пневматики. Хотя последнее озорство.
        1. +3
          1 октября 2023 12:47
          И, что характерно, пули отличаются друг от друга и эволюционируют. Хотя, казалось бы, вещь утилитарная и одноразовая. Чудеса! Загадка археологии
          1. +6
            1 октября 2023 13:58
            И, что характерно, пули отличаются друг от друга и эволюционируют. Хотя, казалось бы, вещь утилитарная и одноразовая. Чудеса!

            Никаких чудес в эволюции пули нет. Как и в эволюции снаряда, торпеды, ракеты, мины, гранаты, которые тоже предметы одноразовые. Даже такая одноразовая вещь, как презерватив, постоянно эволюционирует.
  7. +7
    1 октября 2023 07:45
    Карта заселения Америки

    Долго искал информативную карту по теме цикла, к сожалению нашел только к третьей статье.

    1. +5
      1 октября 2023 08:09
      Цитата: Dekabrist
      Карта заселения Америки

      Хорошая карта. Мне не попадалась. А цифры на ней это тысяч лет, да?
      1. +6
        1 октября 2023 08:33
        А цифры на ней это тысяч лет, да

        Да цифры это тысяси лет "до наших дней". Пунктирные линии - примерные границы оледенения во время последнего ледникового периода.
        Карта из книги шведского археолога Буренхульта (Burenhult) Die ersten Menschen. Правда она на немецком языке.

    2. +7
      1 октября 2023 09:03
      hi Приветствую, Виктор. Очень наглядная карта. По ней люди достигли Берингии 25 тыс. лет назад. Там и зависли почти на 9000 лет. Явно эту карту готовил сторонник гипотезы "Берингийского застоя", ну или "Берингийского стояния". Если эту карту совместить с картой изменения "уровня моря", то все "пути-дорожки" экспансии обретут еще более стройную логику.
      Опять же видно, что переселенцы преодолели "бутылочное горлышко" коридора Маккензи за пару-тройку тысячелетий до датировки "культуры кловис". good drinks
      1. +3
        1 октября 2023 10:24
        Цитата: Толстый
        преодолели "бутылочное горлышко" коридора Маккензи за пару-тройку тысячелетий до датировки "культуры кловис".

        !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  8. +2
    1 октября 2023 07:48


    Копьеметалки каменного века. Дальность 100 и 120м
  9. +2
    1 октября 2023 07:54


    Реконструкция копьеметалки каменного века. Точность на 90 и 20м
  10. +4
    1 октября 2023 08:25
    пещеры Пэйсли – комплекс из четырёх пещер в центральной части штата Орегон в засушливом и пустынном районе, к северу от города Пэйсли

    В частности, как раз здесь нашли артефакты культуры, предшествовавшей культуре Кловис

    Несколько курьезный момент. Артефакт, которому по данным радиоуглеродного анализа 14 400 лет археологи называют копролиты, то есть окаменевшие экскременты, в данном случае - человеческие.
    Кроме того, найденные наконечники копий по форме оличаются от "кловисовских".

  11. +2
    1 октября 2023 09:34
    плетение людьми той эпохи уже вполне было освоено

    Плетение похоже знали ещё неандертальцы.. Как и фиксацию наконечника на клей и верёвку.

    Археологи, копавшие в Абри ду Марас, продолжали искать, и их поиски дали наконец результат.

    Напомню, что слоям этого памятника среднего палеолита от 90 до 40 тыс. лет, и с 2006 года здесь нашли несколько тысяч каменных орудий. Особый подход археологов заключался вот в чём: найденные архефакты не очищали от земли, а сразу же помещали в герметичные самозаклеивающиеся пакеты и отправляли в лабораторию, а там изучали под микроскопом. Находка, ставшая жемчужиной памятника — невзрачный шестисантиметровый кремневый отщеп G8 128, а точнее — белое пятнышко на его нижней стороне, которое оказалось кусочком скрученных волокон длиной 6 мм и толщиной 0,5 мм. Орудие обнаружили на глубине 3 м, в слое возрастом 41—46 тыс. лет. То, что волокна находились с нижней стороны находки, означает, что они попали в слой или вместе с отщепом, или до него. О древности волокон говорила и покрывавшая их сцементированная осадочная порода.
  12. +4
    1 октября 2023 09:45
    Голландец Михель (михель), в степи любая корова (бизон - та же корова) будет искать водопой, там охотники и устроят засаду.
    1. 0
      1 октября 2023 13:47
      Цитата: Тестов
      Голландец Михель (михель), в степи любая корова (бизон - та же корова) будет искать водопой, там охотники и устроят засаду

      Мне тоже об этом подумалось, да только в степи совсем нет ни рек, ни озёр. А если и есть, то животное всегда будет настороже. Пример, в африканских водоемах всегда травоядных подстерегают крокодилы и прежде чем подойти к воде, животное сто раз оглядится wink
  13. +6
    1 октября 2023 11:36
    Коте пане Коханка (Владислав), уважаемый,поддержу Вас про море-океан!
    В родной моей Архангельской области наконец-то разрешили добывать горбушу. Но не в нерестовых реках сёмги. Горбуша даёт всплеск поголовья через год. В реках Мезенского района снимали лет 5 назад ролики, где вся река забита тушками дохлых горбуш. Идёт в реки на нерест по срокам раньше сёмги, молодь сёмги в море пожирает с удовольствием. Вредитель, в общем-то. Но прижилась, будучи переселённой с Дальнего Востока. А 100-150 лет назад Беломорьё во многом жило за счёт промысла сёмги, кумжа - так, баловство. Для истории 200 лет миг, но как всё за эти 200 лет всё изменилось!
    Так же стали в этом году в Белом море добывать краба-стригуна, что переселён был с Дальнего Востока в Баренцево море у Мурманска. Размножился там краб и перешёл границу СССР и Норвегии, стал активно расселяться южнее, к норвегам. А лет 20 назад что-то краба заставило пройти вдоль Кольского полуострова на восток и проникнуть в Белое море. А ведь их не было ещё 100 лет назад в Белом море.
    Бобров в начале 20 века в Архангельскую область везли из Воронежа. Наши бобры были почти все выбиты. А сегодня на них никто не охотится и они запруды строят всё на новых речках. Зато в голодные 90-е выбили почти всех диких северных оленей на правом берегу Северной Двины. Крупное стадо только в Шиловском заказнике в Красноборском районе на юге области осталось. За последние 200 лет природа изменилась до неузнаваемости, а уж 1000 - 3000 лет назад что было - мы сегодня можем лишь предполагать...
    Первые люди в Северной Америке, на Тихоокеанском побережье с ранней весны до поздней осени, были обеспечены разными видами лососёвых, идущих на нерест. Как эти рыбы были распространены хотя БЫ 1000 лет назад - наука не знает. Ядерными испытаниями и сбросами вредных веществ в реки человечество ту же нельму почти истребило. И почему кижуч в Северной Америке вырастает до 15 кг, а в Азии до 7 - загадка до сих пор...Думаю, рыба могла прокормить первых поселенцев в Северной Америке. Плюс морские котики, моржи, киты, моллюски, утки и гуси, кулики, чайки. Да, ондатру добыть легче, чем бобра, а родина ондатры как раз Северная Америка.... Странствующих голубей стаи небо закрывали ещё в 19 веке. Доходили границы их миграций до побережья Тихого океана 3000 лет назад или нет - мы не знаем. Как морские черепахи мигрировали 3000 лет назад мы тоже можем только предполагать....
    Да, в Южной Америке водились крупные ленивцы (кости их находят в изобилии), исследователи фольклора считают, что водились эти гиганты ещё лет 800 назад. Ленивцы - для людей совсем не трудная добыча.
    1. +5
      1 октября 2023 12:46
      Спасибо за развёрнутый коментарий! hi
      По себе знаю, что летом - осенью найду, что захомячить в лесу даже если буду с одним ножом. Зимой-весной сложнее.
    2. +3
      1 октября 2023 13:51
      Первые люди в Северной Америке, на Тихоокеанском побережье с ранней весны до поздней осени, были обеспечены разными видами лососёвых, идущих на нерест. Как эти рыбы были распространены хотя БЫ 1000 лет назад - наука не знает.

      Видно представителям науки забыли сообщить о том, что они не знают, поэтому они смело описывают распространение лосося не только 1000 лет назад, но и 15 000 лет назад, как раз в период заселения Северной Америки.
      https://www.historylink.org/File/20263
  14. +1
    1 октября 2023 11:39
    Карта заселения Америки.
    А что, на юге (самом юге, а не у экватора) ледников не было? И если да, то почему?
    1. 0
      6 ноября 2023 08:34
      Погоду северная Атлантика делает, исчез Гольфстрим, замёрзла Европа и Северная Америка, а юга это не касалось.
  15. +3
    1 октября 2023 12:16
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Однако позволю себе не согласиться с одним тезисом:
    Пещерные люди везде одинаковы. Как и люди...


    Вот насчёт людей не могу ничего сказать, а вот насчёт пещер не соглашусь! Каждая пещера имеет свою высоту от низа до верха, ширину, глубину. Понятное дело, что характеристики пещер менялись, но никогда не было такого, чтобы все пещеры были одинаковыми по высоте, глубине и ширине. Да и находятся все пещеры в разных местах...

    С уважением, Ваш Артём.
  16. +3
    1 октября 2023 15:08
    Хм-м. С утра думаю стоит ли заострять внимание на одном скандале. Речь о Кенневикском человеке.
    Останки были обнаружены двумя подростками 28 июля 1996 года в реке Колумбия около города Кенневик (оттуда и название) Сначала эксперты предположили, что скелет принадлежит человеку погибшему в 19 веке.
    Однако радиоуглеродный анализ показал возраст - примерно 9200 лет д.н.в...
    Лишь после девяти лет боев на юридическом фронте ученые наконец получили право изучать один из самых древних и самых полных скелетов, когда-либо найденных в Северной Америке. Задержка произошла из-за того, что несколько северо-западных индейских племен (уматилла, йакама, колвилл и нез-персэ) потребовали оставить "их предка" в покое, ссылаясь на соответствующий "Акт о защите захоронений коренных американцев" (Native American Graves Protection and Repatriation Act of 1990, NAGPRA). К счастью, после нескольких апелляций федеральный суд всё же заключил, что эти кости столь стары, что уже невозможно установить однозначную их связь с современными "коренными американцами", и специалистам наконец-то дали шанс поработать с костями, которые до того хранились "на нейтральной территории" - в Музее естествознания и культуры Бурка при Университете Вашингтона (University of Washington's Burke Museum of Natural History and Culture).
    Вот что удалось установить антропологам из Смитсоновского университета.
    Этот человек уже был однажды похоронен, течение реки размыло могилу. Был ранен копьем или дротиком в бедро спереди (в тазовой кости застряла часть каменного наконечника)
    Кенневикский человек умер, когда разменял свой четвертый десяток, хотя прежние оценки делали его существенно более старым. Ну а вот удар копья, от которого охотник далеко не сразу оправился и хромал, он получил между 15 и 20 годами — то есть еще в молодости.
    И самое главное - первые обследования очертаний черепа Кенневикского человека показали серьезные отличия от того, что характерно для индейцев, ныне считающихся истинными коренными американцами. Палеогенетики позже установили, что этот человек много ближе к айнам и, возможно, при жизни носил густую бороду и усы...

    1. +6
      1 октября 2023 15:24
      И самое главное - первые обследования очертаний черепа Кенневикского человека показали серьезные отличия от того, что характерно для индейцев, ныне считающихся истинными коренными американцами. Палеогенетики позже установили, что этот человек много ближе к айнам и, возможно, при жизни носил густую бороду и усы.


      Первый важный вопрос, который мы попытались решить, заключался в том, с какой современной популяцией наиболее тесно связан человек из Кенневика. совершенно ясно, что последовательность генома показывает, что он наиболее тесно связан с современными коренными американцами.

      «На самом деле мы также получили данные по всему геному айнов от японского вождя, и у нас также были полинезийские (данные) для сравнения, а также то, что доступно по всему миру, и Кенневикский человек не показал никакого значения с точки зрения наличия большего количества айнов. или полинезийская ДНК, чем у других современных коренных американцев.

      С этой точки зрения, я думаю, мы можем очень четко заключить, что он наиболее явно связан с современными коренными американцами

      Профессор Эске Виллерслев из Центра геогенетики Датского музея естественной истории Копенгагенского университета
      Интервью тут - https://www.bbc.co.uk/news/science-environment-33170655
      статья тут - https://www.nature.com/articles/nature14625
      1. +4
        1 октября 2023 16:07
        Спасибо, Виктор. Принято. моя информация подустарела yes
        Однако из статьи по твоей ссылке понятно что племя Коллвил - возможно потомки Кенневикского человека и:
        Мы приходим к выводу, что доступное в настоящее время количество независимых фенетических маркеров слишком мало, а внутрипопуляционные краниометрические вариации слишком велики, чтобы обеспечить надежную реконструкцию биологического популяционного сходства кенневикского человека.
        1. +4
          1 октября 2023 17:13
          племя Коллвил




          Древние индейцы рассматривают вариант обеда. Возможно один из ник - тот самый "Кенневикский человек".
          1. +1
            1 октября 2023 22:37
            Вряд ли на этой картинке люди племя Коллвил. feel Картинка явно в их ареал обитания не вписывается. ЕМНИП, коллвил - один из первых народов, живших в районе Скалистых гор
            1. +1
              1 октября 2023 22:51
              Есть еще индейская резервация в северо-центральной части штата Вашингтон с очень похожим названием -Колвилл, созданная 9 апреля 1872 года указом президента США У. Гранта для 12 сахаптинских и салешских племён Северо-Запада: т.к. - Колвилл, Неспелем, Санпойл, Синикст, Венатчи, Шелан, Энтиат, Метоу, Оканоган, Синкьюс-Коламбия, Не-персе и Палусы
              1. +1
                2 октября 2023 11:13
                Приветствую, Дмитрий. Когда я писал о Коллвил как раз имел ввиду племена проживающе в этой резервации, а не какое-то определенное племя с таким вот названием. Генетические образцы взятые в этой резервации оказались наиболее "родственными" к тем фрагментам ДНК, что удалось извлечь из Кенневикского костяка.
                1. +1
                  2 октября 2023 17:32
                  К вашему посту - ни каких претензий, я просто удивлен картинкой ВикНика
                  1. Комментарий был удален.
  17. +2
    1 октября 2023 15:53
    Вот человек везде сам побывал, лично знакомился и брал интервью на камнях и фото на скалах. А вот про баскетбол, который создали таки там, ни слова.
  18. +2
    1 октября 2023 20:10
    Dekabrist (Виктор), уважаемый, геологи-то точно не могут рассказать Берингия когда образовалась и когда точно пропала. Пишут употребляя слова "примерно", "около", ""вероятно", "по-видимому". Пишут, что около 17-20 000 лет назад уровень Тихого океана был ниже, метров, примерно, на 100-110. Тёплое течение Куросио, по-видимому, обогревало побережье Аляски. А по мере таянья ледников уровень океана стал подниматься и, около, 6 000 лет назад Берингия пропала. И вспоминают про вулканы, которых почему-то нет в штате нынешнем Калифорния, где палеонтологи нашли останки гигантских 3 метровых лососей с огромными зубами. Но ихтиологи все даты ставят точно и точно всё про рыб знают...Вы же сами карту разместили, где переход, в штат нынешний Аляска, бывших жителей Азии был 25 000 лет назад, а Северную Америку всю прошли 16 000 лет назад. Точность цифр не смущает? Почему не 17 000 лет назад? Наверное, связано это с датировкой стоянок людей, тех, что смогли археологи найти... А если предположить, что часть стоянок в Северной Америке погребены вулканами и землетрясениями (вспомним Тихоокеанское кольцо). А они (стоянки) и 18, и 20 000 лет назад были...
    Как меняются проходные и не проходные формы лососей - известно многим. Кстати, бяки-коммунисты решили сделать жизнь киргизов не выносимой при советской власти и в Иссык-куль, в 30-е годы 20-го века, переселили севанскую форель. Она стала расти длиной в 90 см (в Армении была - 60) и весом до 10 кг (в Армении - до 4кг), вес набирала много быстрее, стала хищником, изменились пропорции тела и цвет рыбы. Ихтиологи про это точно ничего сказать не могут. Только предположения, только гипотезы...
    Ихтиологи не могут решить загадку, почему тихоокеанские лососи (кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, сима), кроме стальноголового лосося, он же камчатская сёмга, он же микижа, после нереста погибают. А атлантический лосось, он же сёмга, нерестится много раз. Гипотеза есть, что всё дело в личинках ракушки жемчужницы, что живёт в капсуле на жабрах сёмги и микижи в холодных водах. Но это только гипотеза, точно ихтиологи ответить не могут.
    1. +2
      1 октября 2023 21:31
      Цитата: Тестов
      бяки-коммунисты решили сделать жизнь киргизов не выносимой при советской власти и в Иссык-куль, в 30-е годы 20-го века, переселили севанскую форель. Она стала расти длиной в 90 см (в Армении была - 60) и весом до 10 кг (в Армении - до 4кг), вес набирала много быстрее, стала хищником, изменились пропорции тела и цвет рыбы. Ихтиологи про это точно ничего сказать не могут.

      hi Евгений. Ихтиологи говорят, что севанская форель (ишхан) самая крупная форель, встречавшаяся в СССР: зимний бахтак достигает 90 см (бывали случаи ловли зимнего бахтака длиной до 104 см), весит до 17 кг. Всего их 4 подвида включительно и все они (форель) - хищники независимо от размера.
      Вообще для многих рыб бывает сложно определить хищники они или водорослей пожевать вышли. От сезона зависит, от климата.
      На Волге по осени и лещ, и плотва гуляют - хищничают, только "чешуя заворачивается". Идут на стример или микроблесну-вращалку при ловле спиннингом.
    2. +2
      1 октября 2023 22:05
      в Иссык-куль, в 30-е годы 20-го века, переселили севанскую форель. Она стала расти длиной в 90 см (в Армении была - 60) и весом до 10 кг (в Армении - до 4кг), вес набирала много быстрее, стала хищником, изменились пропорции тела и цвет рыбы. Ихтиологи про это точно ничего сказать не могут.

      Да я бы не сказал, что не могут. Судя по этой публикации -
      https://www.zin.ru/journals/trudyzin/doc/vol_312_1_2/TZ_312_1_2_Dorofeeva.pdf - ничего загадочного в процессе они не видят.
  19. +2
    1 октября 2023 20:24
    Голландец Михель (михель), уважаемый, не пугайте меня так. Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр, Дон, Волга, Урал, Обь, Енисей, Селенга и Амур только по тундре текут?
  20. +1
    2 октября 2023 09:44
    Толстый (Пестриков Андрей Борисович), уважаемый, в Иссык-Куль перевозили оплодотворённую икру гегаркуни (не самый крупный подвид севанской форели). Про то, что вроде как не совсем хищные рыбы при определённых условиях становятся совсем хищниками и каннибалами знаю с детства.
    1. +2
      2 октября 2023 11:34
      hi Евгений. Намеренно не заострил внимания на "подвиде" переселенной севанской форели. Деленеие на подвиды достаточно условное. Очень часто это вариации одного вида. Вы же прекрасно знаете, что окуней не делят на подвиды несмотря на то что в любом, заселенном окунями, достаточно крупном водоеме присутствуют две формы этого вида. Это "травяной" (прибрежный) и "горбач" (глубинный). request
      С Уважением.
  21. +1
    2 октября 2023 09:57
    Dekabrist (Виктор), уважаемый, ссылку, что Вы дали на работу Дорофеевой, никак открыть не смог. Основной вывод у неё какой? Изменения севанской форели в Иссык-Куле произошли, в основном, из-за более высокого содержания кислорода в воде?
    Верить безоговорочно госпоже Дорофеевой не могу. Она, вместе с г-ном Салмановым, в начале 2000-ых годов в ряде работ предлагала кумжу бассейна Белого моря, возможно, выделить в отдельный подвид. В ряде работ генетиков, в 80-90-е годы прошлого века, установлено, что качественных генетических отличий кумжи бассейна Белого моря от других северо-европейских популяций не отмечено, хотя популяции этого бассейна выделяются высоким уровнем разнообразия по генам, кодирующим белки.
    1. +2
      2 октября 2023 10:02
      Попробуйте ссылку скопировать, вставить в поис, потом открыть.
      Верить безоговорочно госпоже Дорофеевой не могу.

      Вы ихтиолог?