Гибель транспорта «Армения». Виновники трагедии

22
Гибель транспорта «Армения». Виновники трагедии
Сухогруз «Капитан Плаушевский»

Отдельно процитирую из спецсообщения:

«Проверкой установлено, что вылетевшее звено истребителей имело ряд недочетов. На самолете мл. л-та Степанова не работало 3 пулемета (мое прим. из 4-х), не работала рация, не было карты».

Низкое техническое состояние самолетов, их вооружения и плохая подготовка большинства летчиков отмечается в 1943 году в «Отчете о боевой работе частей ВВС ЧФ 62-й АБ». О чем было сказано выше.



Дело «Боевые действия 6-го Гвардейского истребительного авиаполка»:

«7.11.41 года в районе города Ялта был торпедирован теплоход «Армения», этот теплоход прикрывался 2-мя самолетами И-153, которые ходили на высоте 500 метров над облаками 2–3 балла. Торпедоносец зашел со стороны берега и на бреющем полете с дистанции 600 метров сбросил торпеду, после чего ушел в облака и скрылся. Корабль затонул. Истребители в этом случае допустили неосмотрительность, ходили далеко в стороне».

В апреле 1942 года главный прокурор ВМФ направляет обращение на имя народного комиссара ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова, в котором на основании докладной записки начальника 3-го отдела ЧФ Кудрявцева указывается на либеральный подход в определении ответственных должностных лиц. Результатом чего становится заведение уголовного дела по факту гибели транспорта «Армения».

Судьбы И. А. Бурмистрова и командира сторожевого катера 0122 Н. Ф. Воловикова восстановить частично удалось. Судьбы летчиков мне неизвестны. Фамилии и судьбы спасшихся 6–8 человек мне неизвестны (по состоянию на весну 2020 года).

При этом в архиве ВМФ хранится дело, имеющее и сегодня гриф «Совсекретно», где на 84–95 страницах есть донесение о гибели теплохода «Армения». В архиве ФСБ есть материалы касательно этой трагедии. Но к моему глубокому сожалению, согласно ответу Архивной службы Министерства обороны «на секретном хранении остаются архивные документы (шифрограммы), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, о деятельности военной прокуратуры и военных судов».

В приватной беседе был проинформирован, что в этом деле нет ФИО спасшихся и что-то, помимо обнаруженного мною в других делах хранения. Тем не менее вопрос о рассекречивании документов запущен, и он находится на рассмотрении Главного командования ВМФ. Мои неоднократные письменные обращения в Архивную службу ФСБ практически ни к чему не привели, общие отписки.

Почти лирическое отступление.

В конце 2012, заполнив через сайт Федерального Военного архива ФРГ анкету, где указал ФИО и цель исследования, получаю допуск к работе в читальном зале. Прибыв в январе 2013 года в город Freiburg, обнаруживаю две здоровенные тележки с заранее запрошенными документами, отдельный кабинет, стойку под карты, чайник, сахар и крекеры.

Через некоторое время имел разговор на русском языке за чашкой чая с «человеком в штатском». Так, о том о сем, с основным упором – я точно исследую материалы не для коммерческой цели? Поскольку если да, то выдача материалов становится оплачиваемой.

Я развеял его опасения и, конечно, высказал свое приятное удивление легкости, с которой был допущен к архивным документам. Мой собеседник вначале даже не понял суть моего удивления, а потом, подумав, сказал – «в архиве хранится такой огромный массив документов, что штатными сотрудниками его никогда не изучить. Поэтому они безмерно благодарны всем тем, кто приходит в архив и знакомится с документами. Ведь после этого они расскажут изученные истории своим родственникам, друзьям, те – своим друзьям. И даже если из этих 100 родственников-друзей к ним потом в архив прейдут 2–3 человека за своими историями, они будут счастливы.

И еще. Это был год 70-летия Сталинградской битвы. В просторном холле читального зала были выставлены большого формата фотографии из фондов архива. Фотографы талантливо до осязаемости и интуитивного восприятия запахов и звуков запечатлели невообразимо нечеловеческие условия жизни женщин, детей, стариков, их библейские страдания на фоне военной техники, разрывов снарядов, солдат вермахта.

Я всматривался в эти фотографии и понимал, что тот, кто делал эти снимки, был не сотрудник пропагандистской машины Геббельса, он и тогда был раздавлен видимым, и он был не на стороне солдат, своих соплеменников, но принесших этим мирным людям страдания и смерть.

Это я не об «обелении» фашизма, это я об отношении к своей истории. Ко всему содеянному – грешному и праведному.

Что после?


Эскадренный миноносец «Сообразительный» 6 ноября 1941 в 22:00 снялся со швартовых и вышел из Севастополя в Керчь. 8 ноября в 8:52 зашел на внутренний рейд Туапсе.

Тральщик «Груз» после обследования района гибели транспорта «Армения» проследовал по назначению в Туапсе, где 8 ноября в 15:17 встал на якорь.


Артиллерийская 100-мм установка Б-24 (Набережная Новороссийска)

Согласно Оперативной сводке ОВРа, на 9.11.41 СКА № 051 выходил в море для встречи и конвоирования транспорта «Украина» от Херсонеского маяка. На 11.11.41 в сводке упоминается о боевом дежурстве СК № 0122 в море.

То есть все течет и развивается по своим военным законам.

И о военных законах для нас нынешних, мирно живущих, рассуждающих о морали, сидя дома на уютном диване, и превозносящих ценность человеческой жизни выше долга Родине. В качестве примера вахтенный журнал сторожевого катера № 055.

Двадцать четвертого ноября 1941, уже две недели как Севастополь находится в полном окружении врага, на стоящий катер в Балаклаве взошла жена командира с целью дальнейшей эвакуации на Кавказ. До этого выбравшаяся правдами и неправдами из оккупированной Одессы. Далее цитаты:

«В 22:00 прибыл командир дивизиона ст. л-т Вершавин и приказал немедленно выбросить пассажирку. Так как, мол, командир наводит на катере всякое (нецензурное). И отослать ее туда, откуда прибыла, то есть в Одессу».

В 22:05:

«Прибыл начальник штаба и также приказал немедленно выбросить».

26.10.41:

«06:00 с борта снята пассажирка».

Вот кто сейчас отважится поставить себя на место этого капитана, мужа, мужчины – защитника мирных граждан, своей семьи.

Так что у войны свой взгляд на мораль и долг.

Размышления


Думаю, необходимо обсудить разночтение в марках самолетов виновников трагедии.

Согласно докладу командира сторожевого катера № 0122, это были «Хейнкели»-торпедоносцы. А по докладу летчиков – это Ю-88. Немецкие архивные документы однозначно говорят о HE-111 и о торпедах. Напомню, что за потопленный корабль экипажу самолета полагались денежная премия, грамота и право нанести на фюзеляж знак победы. Поэтому просто так чужую победу не присвоишь, ее просто не отдадут.

Следовательно, логичней полагаться на немецкие архивные документы, тем более они совпадает с докладом командира СК.

Далее. Степень облачности и высота нижнего края не позволяли проводить бомбометание в пикировании – основного и более результативного метода негрупповой атаки на корабли при переходе морем. Погодные условия были наиболее благоприятны к тактическим приемам торпедоносцев: полет, барражирование на высоте 100–200 метров, атака с бреющего полета.

Конечно, не надо забывать о факте, подтвержденном записями в журналах боевых действий ЧФ и воспоминаниях капитана т/р «Ворошилов», торпедной атаки на транспорты «Ворошилов» и «Коммунист» в районе мыса Сарыч.

Касательно версии летчиков. Как мне видится, здесь могут быть две основные причины этого утверждения.

Во-первых, эти два двухмоторных самолета были весьма схожи межу собой. В скоротечные минуты воздушного боя с недостаточным летным опытом, наверно, нетрудно и перепутать. Это, так сказать, объективная предпосылка.

Но есть еще и субъективная. Летчики не учли обстоятельств и выбрали для охранения эшелон над облаками, что было нарушением «Инструкции по прикрытию кораблей». В этом их прямая вина.

А если говорить о бомбардировщиках, то их выбор эшелона был оправданным, следовательно, вина не столь очевидна.


В качестве оправдания пилотов можно сказать о том, что защита от налета авиации корабля, не специализирующегося на противовоздушной обороне, является весьма непростой боевой задачей, требующей тщательного планирования, значительных сил и средств.

Ярким примером этого является печальная история набеговой операции кораблей Черноморского флота под названием «ВЕРП» на порты Керчь, Ялта в октябре 1943 года, когда задействованные в операции лидер эсминцев «Харьков», миноносцы «Беспощадный» и «Способный», несмотря на сильное авиационное прикрытие, были потоплены немецкой авиацией. И это в середине 1943 года, когда баланс сил на фронтах Великой Отечественной войны и моральный дух были уже на стороне Советского Союза.

Поставить точку в споре: торпеда или бомба послужила причиной гибели «Армении», может, конечно, ее дообследование. Но вот стоит ли это делать, «топтаться» по праху тысячи невинно убиенных, у меня здесь большие сомнения.

Другой путь – это исследование летных книжек 6./KG 26 и 1./KG 28. По моим сведениям, они в большей части сохранились. На исследуемый период командиром 26-й эскадры был Oberst Ernst-August Roth, командир II группы – Obstlt. Horst Beyling, командир 6-й эскадрильи – Oblt. Horst Krupka. Но, согласно немецкому законодательству, они относятся к персональным данным. Знакомиться с ними могут беспрепятственно только родственники. Для всех остальных нужны веские причины и масса согласований.




Хочу заметить, что сопровождавший «Армению» на маршруте Ялта – Туапсе сторожевой катер № 0122 был менее вооружен (СК № 051 после прихода «Армении» в Ялту вернулся в Севастополь). И что особенно важно, за счет валкости не имел возможности вести прицельную стрельбу при волнении моря свыше 3 баллов. Фактически было 6–7 баллов, что в свою очередь являлось максимальной проектной мореходностью для СК.

Основное вооружение «Армении» и сторожевого катера – пушки «К-21» калибра 45-мм – не отвечали в полной мере задачам противовоздушной обороны. Так что охрана «Армении» сторожевым катером в сложившихся обстоятельствах была чисто формальной и не несла большого практического толка.

Вот как ситуацию с гибелью «Армении» описывает сын Ивана Алексеевича Бурмистрова Анатолий в своей книге «Флагман», основанной на воспоминаниях и записях отца.

Считаю свидетельства очевидца очень важными, поэтому привожу длинную цитату. Тем более что они описывают события с начала ноября. Выписки из нее мне предоставили в ставропольской библиотеке, носящей имя Героя Советского Союза И. А. Бурмистрова.

При этом нужно отдавать отчет, что это воспоминания, а не архивные документы, и что книга писалась в советские годы, когда горькую правду о тех военных событиях открыто говорить было не принято. На описываемый период И. А. Бурмистрову было 38 лет, В. Я. Плаушевскому – 39.

«Когда над Феодосией нависла угроза захвата ее фашистами, Бурмистров, собрав разрозненно отступающие подразделения частей Приморской армии в сводный батальон, прорвался с боем через район Судака в Ялту.

Собственно Ялта тоже была обречена, ее падение ожидалось со дня на день. По дороге в Севастополь двигались замыкающие части отступавших от Перекопа войск, за ними по пятам шли немцы. В городе слышались взрывы, перестрелка, стоял смрад от горевших предприятий. На причале и набережной толпилась беспокойная масса людей, ожидающая прибытия судов.

Связь еще работала. В штабе Черноморского флота Бурмистрову подтвердили его полномочия старшего морского начальника по Ялте, и он без промедления включился в работу. 4 ноября из порта ушла плавбаза подводных лодок «Волга», где среди эвакуированных находилась группа ученых во главе с Курчатовым.

Курсы всех кораблей, уходящих из Крыма на Кавказ, прокладывались строго на юг до территориальных вод Турции, а далее на Батум и Поти. Делалось это с тем, чтобы максимально обезопасить морские суда от налетов фашисткой авиации.

К сожалению, военная охрана судов была слабой. Это обстоятельство и сыграло роковую роль в трагедии, которая произошла с теплоходом «Армения».

Красавец теплоход, который еще не так давно совершал круизы вдоль побережья Черного моря с беззаботными туристами на борту, вошел в Ялтинский порт поздним вечером шестого ноября. На его борту уже находились около 3 000 раненых, медицинский и хозяйственный состав Севастопольского военно-морского госпиталя и несколько других частей Севастополя.

Сопровождал «Армению» символический конвой из двух сторожевых катеров. Началась погрузка. Первыми поднимали раненых. Как ни торопились санитары и их добровольные помощники из экипажа, время неумолимо приближалось к рассвету. Тяжелый груз ответственности и реальной опасности давил на капитана «Армении» Владимира Яковлевича Плаушевского. Но прервать погрузку и уйти, бросив людей на произвол судьбы, он не мог.

К утру на борт теплохода были приняты, кроме раненых, медицинские и хозяйственные подразделения эвакогоспиталей. Место нашлось для всех, кого страх перед врагом собрал на причале в те дни.

Бурмистров подошел к Плаушевскому:

– Когда планируешь выходить, Владимир Яковлевич?

– Вот закончим погрузку и сразу отчалим, – ответил тот. Бурмистров с сомнением покачал головой:

– Не советовал бы. Опасно больно. Лучше дождаться темноты.

Плаушевский устало прикрыл глаза ладонью, помассировал лоб.

– Понимаю, Иван Алексеевич. Но приказа ослушаться не могу. Получил радиограмму от начальника штаба адмирала Елисеева: выходить сразу после погрузки. К тому же у нас развернут флаг Красного Креста. Не верю, что они способны на такое варварство.

– Ну, насчет этого не особенно-то обольщайся, Владимир Яковлевич, – возразил ему Бурмистров. – Фашизм на милосердие не способен.

– Остаться до вечера? В город вот-вот ворвутся немцы. А вы сами знаете, что, кроме горстки пограничников, в Ялте больше войск нет. Из двух зол надо выбирать меньшее…

– Ну что ж, – вздохнул Бурмистров. – Тогда, как говорится, с Богом.

В 8:00 «Армения» отвалила от причальной стенки Ялтинского порта и взяла курс на 43-ю параллель. Бурмистров находился на одном из катеров, сопровождавших теплоход. Погода была ненастной, море штормило.

Однако плохая погода не помешала фашистским самолетам-торпедоносцам вылететь в очередной разведывательный полет. В начале двенадцатого немецкие летчики засекли «Армению» и сбросили свои торпеды. Сторожевики ничем не могли помешать, так как прицельный огонь невозможно было вести из-за сильной качки.

Одна торпеда попала в носовую часть корабля. Взрыв был такой силы, что от полученной пробоины «Армения» продержалась на плаву едва ли с десяток минут. За это время на борт своего катера Бурмистров успел подобрать всего несколько человек…

Потрясенный случившимся, Иван Алексеевич возвратился в Ялту и через телефонистку горкома партии, каким-то чудом еще продолжавшую работать, доложил в штаб флота о гибели «Армении». А потом возвратился на катер и рванул в Севастополь…

Командира катера охраны старшего лейтенанта Кулашова особисты взяли в оборот с ходу. Но его стойкость и заступничество боевых товарищей не позволили свершиться беззаконию. Много нервов контрразведчики потрепали и Бурмистрову, хотя его вины в происшедшей трагедии не было абсолютно никакой.

Что и говорить, последствия этой катастрофы были огромны. Погибло около 5 000 человек, спаслось лишь восемь. Ряды ведущих военных медиков поредели.

Гибель «Армении» побила печальный рекорд первых месяцев войны, когда теплоход «Ленин» унес в пучину две с половиной тысячи эвакуируемых жителей Одессы».

А теперь о быстром затоплении «Армении» и малом количестве спасенных


Ниже, может, несколько излишне подробная информация о теории и практике борьбы за живучесть корабля. Но, я считаю, без нее не получится объяснить причины, развеять удивление относительно быстрого затопления корабля и малого количества спасшихся.

Первое мое образование судовой электромеханик – промысловые полугодовые рейсы без захода в порт от Керченской Юг-Рыбпромразведки в Индийский океан на РТМ «Керченский комсомолец», позже Севморпуть на ледоколе «Петр Пахтусов», крайний раз переход – итальянский порт Кьоджа (Chioggi) – Севастополь в декабре 2014 на пароходе река-море «Русса».

Непотопляемость корабля обеспечивается во время проектирования разными решениями, в том числе за счет разделения корпуса корабля вертикальными переборками на несколько водонепроницаемых отсеков. Палубные проходы в этих переборках оснащаются клинкетными массивными дверями – сдвижными по рельсовым направляющим, с электрическим или аварийным механическим приводом с редуктором.

Размер/объем водонепроницаемых отсеков рассчитывается таким образом, что при единовременном затоплении некоторого количества (на пассажирских судах минимум 2, в том числе смежных) судно остается не только на плаву, но и сохраняет остойчивость (не переворачивается – оверкиль).

Как правило, объем воды, поступающей внутрь корпуса из пробоины ниже ватерлинии, настолько большой, что оснастить корабль откачивающими насосами должной производительности не представляется возможным. Поэтому сначала предполагается заделка пробоины, а потом уж откачка поступившей забортной воды.

Если площадь пробоины достаточно велика, то снаружи на нее приходится заводить «мягкий пластырь» – толстый, многослойный, плотнотканный из канатов, весьма громоздкий и тяжелый. Это помимо заделки пробоины изнутри корабля с использованием деревянных щитов, брусьев, распорок, войлока.

Постановка пластыря – в высшей степени трудоемкая операция, требующая не только большого физического труда, но и слаженности команды. При этом задействованные в постановке пластыря члены экипажа должны протягивать его под днищем за подкильные концы побортно, не видя и не слыша друг друга. А если это при сильном волнении моря и загромождённой палубе? При этом каждая минута промедления – это кубометры принятой в корпус воды.

В случае с «Арменией» мы можем предположить, во-первых, большую площадь пробоины ниже ватерлинии от взрыва торпеды, во-вторых, невозможность вовремя установить мягкий пластырь/заделать пробоину, в-третьих, затопление двух носовых водонепроницаемых отсеков (согласно строительным чертежам, на «Армении» в носовой части располагались первый и ближе к машинному отделению второй, под ходовым мостиком, грузовые трюмы) или большего количества, если не успели/не смогли задраить клинкетные двери, в-четвертых, потерю судном остойчивости от большого объема принятой забортной воды и сильного перегруза, и наконец, деферент на нос и затопление.

Принимая во внимание, что «Армения» стоит на грунте на ровном киле без разлома корпуса корабля, нетрудно понять, что все эти события произойти за четыре минуты не могут. Поэтому хронометраж – 45 минут, полученный на основании данных летчиков, ближе к действительности.

Отсюда возможность видеть с СК 0122 попытки спуска шлюпок. При этом обозначенные моряками четыре минуты можно отнести только к моменту получения деферента и до затопления, а не с момента попадания в борт торпеды.

Интересным считаю упоминание в воспоминаниях И. А. Бурмистрова о сильном взрыве. Кто-кто, а подводник, прошедший Испанскую гражданскую войну, разницу во взрывах торпедной атаки и бомбардировки понимал.

Тогда, если сильный взрыв и, принимая во внимание, что грузовые трюмы на «Армении» располагались в носовой части, то можно предположить: попадание торпеды привело к детонации боеприпасов в трюме, разрушению днищевой обшивки и поступлению критических объемов воды.

Этот вариант объясняет:

а) отсутствие на ныне существующей видеосъемке видимых значительных повреждений бортов «Армении», по крайней мере, выше ватерлинии;
б) быстрое затопление;
в) видимые разрушения конструкций надстройки, в том числе ходового мостика, поскольку он располагался над трюмами и был поврежден взрывной волной, частично направленной вверх.

Основным средством спасения на кораблях в то время были деревянные шлюпки, размещенные побортно и спускаемые на воду на «свободно весящих» талях (система тросов и блоков) заваливающихся шлюпбалок.

Во время сильного волнения моря спускаемая шлюпка неминуемо разбивается о борт судна – это страшная аксиома. Поскольку корабль и спускаемая шлюпка имеют не только несоизмеримо разные массы, но и разные оси качения от набегающих волн. Что приводит к неизбежным соударениям.

Представьте на минуту свою попытку поцеловать качающуюся как маятник кувалду, двигающуюся навстречу. Любой, кто в штормовом море вынужден был бункероваться борт в борт, это подтвердит.

Вдобавок спуск на воду требует не только теоретических знаний, но и практического умения. На судах и кораблях для этого по «Судовому расписанию по тревогам» назначаются обученные ответственные члены команды, которые, конечно, в связи с перегруженностью «Армении», элементарно могли вовремя не прибыть к шлюпкам.

Сопровождавший сторожевой катер, хотя и мог принять на борт до 40 бойцов десанта со штатным вооружением, но, как было подчеркнуто выше, сильно заваливался на волне. Так что к огромным физическим трудностям подъема человека в промокшей зимней одежде на высоту борта 1,5 метра (плюс леерное ограждение около 80 сантиметров) добавлялся качающийся с разной амплитудой борт катера, который, конечно, стал причиной гибели немалого числа плавающих людей.

И то, что не довершили корпуса «Армении» и СК, закончила непогода – волны 6–9 метров (6–7 баллов), сильный ветер, температура воздуха около +5°C и удаленность от берега около 25 км. Все это с учетом низкой облачности делало невидимой линию берега вместе с Крымскими горами. А, следовательно, было просто неизвестно, куда, собственно, плыть. Да и само «плавание», например, со спасательным кругом, заняло бы не менее суток. Учитывая, что смертельное переохлаждение организма при температуре воды +5 °С наступает через 15–20 минут, мы понимаем, что шансы на спасение равны нулю.

Конечно, история порой демонстрирует нам фантастическую выносливость людей, но даже в этом случае спасшийся человек попал бы в руки врага – на 8–9 ноября весь южный берег Крыма вплоть до Балаклавы был уже занят немецко-румынскими войсками.

Несомненно, большая часть пассажиров не смогла покинуть переполненные, сильно загромождённые помещения и проходы «Армении», ставшие для всех подводным склепом. Все это, конечно, теория, но она дает понять, что утонуть на море значительно проще, чем спастись.

В отношении действительно немалого количество воспоминаний жителей Ялты о якобы видимости затопления транспорта «Армении».

Здесь несколько моментов.

Мы уже знаем, что «Армения» лежит где-то в 25–30 км от берега (порта Ялты, как место выхода с курсом 160 градусов). Вначале обратим внимание на видимость линии горизонта на море. Если брать человека, стоящего на набережной Ялты, то высоту глаз наблюдателя примем за 8 метров над уровнем моря. Тогда видимая линия горизонта будет на удалении всего около 11 километров.

Если для этого случая учтем еще высоту надстройки «Армении» над водой в условных 13 метров, то получим видимость ее верхних элементов 24 километра. Вроде выходит, что «очевидец» мог видеть трагедию. Тем более, если он находился не на набережной, а в городе, который расположен на южном склоне Крымских гор. Следовательно его высота наблюдения могла быть и 50, и 70 метров над уровнем моря.

При этом нужно иметь в виду, что Ялта в 1941 году представляла собой небольшой курортный городок, застроенный вдоль набережной и чуть выше нынешней улицы Кирова. Дарсановский холм (как возвышенность, близко примыкающая к набережной) был лишен жилых домов. Поселок Ай-Василь (нынешняя Васильевка) был застроен, но он расположен в дополнительных 3–4 км от набережной.

Конечно, в этом случае нужно задаться вопросом – а что, собственно, мог разглядеть этот «свидетель» в увиденном. Поскольку человеческий глаз не всесилен, и он совместно с мозговой деятельностью образного мышления способен различить отдельно стоящие деревья до 2 000 метров, в 8 000–10 000 метрах он перестает видеть и осознавать большие дома.

Поэтому, что можно разглядеть на удалении 25 000 метров, тем более в пасмурную погоду при сильном эмоциональном стрессе из-за событий, происходящих вокруг, пусть каждый для себя решит сам.

Но есть что сказать и в защиту «очевидцев».

И это гибель тральщика «Работник» на внешнем рейде порта Ялта 2 ноября 1941 года при более щадящих погодных условиях и условно еще при «мирной» жизни города на расстоянии почти в два раза ближе, чем «Армения».

Читаем в журнале боевых действий тральщика «Груз», того самого, кто сопровождал теплоход «Армению» в его последнем рейсе из Туапсе:

«2 ноября 41 переход Феодосия – Ялта, сопровождаем транспорт «ИНГУЛ». 10:14 Зашли в порт Ялта. 15:00 по правому борту курсом 150° на высоте 200 метров восемь Ю-88 и два истребителя. 15:15 группа самолетов атакует тральщик «Работник». 15:28 «Работник» имеет деферент на нос и крен на правый борт. 15:30 мы получили разрешение идти на спасение «Работника». 16:21 «Работник» затонул. На поверхности воды плавают люди. 16:30 спустили обе шлюпки. 16:32 Маневрируем у места гибели ТЩ «Работник» и принимаем людей на борт. Шлюпки и катера также подвозят людей к борту. 17:48 спасено 64 человека».

Добавим. Тральщик «Работник» шел совместно с СК № 042 из Севастополя в Туапсе с грузом ОВРа, с семьями начальствующего состава ЧФ и 80 пассажирами.

И особенно обращаю внимание. Что для спасения тральщик «Груз» спускает на воду шлюпки, и именно на них поднимают находящихся на плаву людей, с дальнейшей передачей спасенных на борт тральщика. Это возвращаясь к причинам малого количества поднятых на борт сторожевого катера непосредственно с воды и при очень сильном волнении моря через пять дней во время трагедии транспорта «Армении».

Но когда-то,
но когда-то
кто-то в мире помнил имя
Неизвестного
солдата!..
Помните!
Через века, через года,
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

(Р. Рождественский «Реквием»).

Посвящается всем детям войн, прошедших и нынешних!


Моя Мама Любовь Евгеньевна Спасенкова, в девичестве Жевноватюк, 8–11-летним кубанским ребенком (село Молдаванское, Крымского района) пережила все ужасы Великой Отечественной войны. Три года немецкой оккупации ютилась со своей мамой Натальей Дмитриевной Непокрытавой и младшей сестрой Галей в вырытой ими землянке, поскольку немецкие солдаты выгнали их из хаты. Питались остатками с их стола и картофельной шелухой. Потом фашистский концлагерь в городе Пятихатки, Днепропетровской области. Потом послевоенный голод и разруха. Потом «комсомольские» стройки сибирского Кузбасса.

В начале 2000-х годов у меня стали появляться командировки в Германию, после которых Мама почти всегда спрашивала – «а немцы и сейчас носят железные бляхи на груди?», и начинала рассказывать, как немец входил к ним в хутор с горки по дороге из Крымска. А еще плакала и рассказывала о хрусте крошившихся зубов и крови, хлынувшей из рта ее мамы, от удара фашиста прикладом карабина. Не позволявшего ей, ради смеха сослуживцев, идти к колодцу за водой для них – детей. Я слушал и с содроганием задумывался – это какую нечеловеческую травму должно получить сознание ребенка, чтобы и по прошествии 70 лет вспоминать это и плакать!

Забыли, забыли мы, нынешние, пожелание наших матерей, отцов и дедов – «лишь бы не было войны». Вот и заполыхали пожары по землям еще не так давно нашего общего дома. Теперь хруст выбиваемых прикладом зубов становится частью скелета нынешних детей, обделенных мирным небом над головой.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    29 ноября 2023 07:18
    Потрясающий материал! Во всех отношениях. "Мои неоднократные письменные обращения в Архивную службу ФСБ практически ни к чему не привели, общие отписки." И вот это тоже. Мы много говорим о любви к Родине, о сохранении памяти, воспитании патриотизма. и ДО СМЕШНОГО МАЛО ДЕЛАЕМ в открытии документов, которые как раз и могут оживить эту память. Абстрактная память забывается быстро!
  2. +3
    29 ноября 2023 08:46
    груз ответственности и реальной опасности давил на капитана «Армении» Владимира Яковлевича Плаушевского. Но прервать погрузку и уйти, бросив людей на произвол судьбы, он не мог.
    -Шапка Мономаха, тяжелее некуда.
    Не нынешние финансовые отчеты о эфективности и крi
  3. +5
    29 ноября 2023 09:37
    Цитата: kalibr
    Мы много говорим о любви к Родине, о сохранении памяти, воспитании патриотизма. и ДО СМЕШНОГО МАЛО ДЕЛАЕМ в открытии документов, которые как раз и могут оживить эту память. Абстрактная память забывается быстро!


    Есть многочисленные разговоры с высоких трибун о патриотизме и его воспитании, но, кроме разговоров, ничего не делается.

    Иногда мне начинает казаться, что, вместо воспитания патриотизма, делается его дискредитация - неумелыми, лубочными фильмами, неправдивыми передачами, непродуманными заявлениями.
  4. -7
    29 ноября 2023 10:32
    Прибыв в январе 2013 года в город Freiburg, обнаруживаю две здоровенные тележки с заранее запрошенными документами, отдельный кабинет, стойку под карты, чайник, сахар и крекеры.

    Крекеры, ну-ну. Это же преславутые "печеньки от Госдепа."
    1. +6
      30 ноября 2023 00:45
      Александр,
      вообще-то "печеньки" Нуланд раздавала народу на киевском майдане с целью поддержать их в протесте против пророссийских сил Украины. То есть привлечь к себе, к Западу, и предать Украину.
      В моем случае "крекеры" мне давали для чего? Для того чтобы привлечь к работе в немецком архиве по трагедии русского парохода от немецкой торпеды? Так себе предположение))).
      А про "печеньки" мне есть что Вам рассказать.
      Сам архив в Гатчине находится на отшибе городка, хоть и рядом с Павловским дворцом. Но точек общепита в округе нет! Как нет пищеблока в самом архиве, даже для сотрудников. При этом посетители читального зала это почти все прикомандированные, в лучшем случае из Питера. У них уходит уйма времени на передвижение. Поэтому для них время работы в архиве архиценное. Вот и приносят они с собой нехитрые бутерброды для перекуса. Благо в читальном зале на подоконнике стояли пару чайников, подключенных к тем же тройникам, что ноутбуки. Заваришь принесенный чай/кофе, выйдешь в коридор и перекусишь бутербродиком. И опять по-быстрому за работу. В 16:30 будут уже требовать сдавать дела.
      Все бы хорошо было, мы не роптали. Приезжаю я как-то опять в архив поработать. А тут выясняется, что была проверка и был очень большой чин-проверяющий. И он приказал исключить это безобразие - чайники. Я грешным делом хорошо подумал об этом большом чине-проверяющем и предположил - что наверно из-за нарушений требований пожаробезопасности? Что было близко к ситуации. - Нет говорят мне служащие архива, по причине экономии потребляемой э\энергии Министерством обороны! Надо сказать, что наверно % 20 в читальном зале это служащие МО, откомандированные по нуждам их в/ч.

      Вот такие печеньки/крекеры.
      И эта история не моя шутка.
  5. +5
    29 ноября 2023 10:53
    Согласно докладу командира сторожевого катера № 0122, это были «Хейнкели»-торпедоносцы. А по докладу летчиков – это Ю-88. Немецкие архивные документы однозначно говорят о HE-111 и о торпедах.... В случае с «Арменией» мы можем предположить, во-первых, большую площадь пробоины ниже ватерлинии от взрыва торпеды

    К сожалению автор по какой-то причине убедил себя в том, что причиной гибели были торпеды и просто отбрасывает все доказательства, противоречащие его версии. К Армении были погружения, судно обнаружено, исследование его останков подтвердило, что в носовую часть попали бомбы, имеются характерные разрушения. Следов торпедного попадания в Армению не обнаружено.
    Судьбы И. А. Бурмистрова и командира сторожевого катера 0122 Н. Ф. Воловикова восстановить частично удалось.

    Что касается виновных, установленных следствием, то список их известен и не велик. Так, по результату расследования предлагалось привлечь к ответственности Героя Советского Союза Бурмистрова, начальника штаба флота контр-адмирала Елисеева и командира звена 32-го иап ВВС ЧФ старшего лейтенанта Феоктистова, арестовать и предать суду командира тральщика «Груз» старшего лейтенанта Кроля, оперативных дежурных штаба ЧФ капитан-лейтенантов Иванова и Дьяченко, а также командира СКА-051 лейтенанта Кулашева.

    Никто из списка к ответственности привлечен не был. Кулашев был временно понижен в должности, далее назначен командиром звена, он погиб в 1943 в Керченском проливе на борту того самого СКА-0122, который сопровождал Армению, вместе с его командой.
    Но при этом посадили практически сразу Воловикова, фактически отдельно от общего дела гибели Армении.
    Командир катера СКА-0122 лейтенант Николай Федотович Воловиков. В ноябре 1941 года был арестован и в марте 1942 года осуждён к 10 годам ИТЛ без поражения в правах с лишением воинского звания, 4 июля 1942 года был уволен из ВМФ со снятием с учёта. Отбывал наказание в Воркуте. Отсидев год, воевал в пехоте на Волховском фронте. После ранения и госпиталя возвращён на флот. Ушёл в отставку 11 января 1955 года в звании капитана 3-го ранга

    Воловиков, напротив, войну переживёт. После года отсидки в Воркуте он рядовым пойдёт воевать в пехоту, будет снайпером, получит ранение. В конце 1944 года ему вернут звание лейтенанта и возвратят на флот. В качестве минёра он будет обеспечивать Ялтинскую конференцию, после войны дослужится до капитана 3-го ранга, получит все положенные за выслугу лет награды, а также медаль «За оборону Севастополя». Уйдёт с военной службы в 50-х и осядет в Феодосии, где его следы и потеряются.

    По гибели Армении снят документальный фильм «Черноморский цугцванг. Гибель теплохода «Армения» (2021 г.).
    https://www.youtube.com/watch?v=1OMPt1rf4vA
    Съемки на месте гибели Армении, сделанные с помощью подводного аппарата
    https://www.youtube.com/watch?v=sdARgClpDx8&t=98s
    1. 0
      30 ноября 2023 17:45
      Сергей,
      касательно "К сожалению автор по какой-то причине убедил себя в том, что причиной гибели были торпеды" могу сказать следующее.
      Я действительно склоняюсь к торпедированию. При этом не утверждаю что это на 100 %. Для меня эта версия более реальна. Для удобства восприятия аргументы я свел в табличную форму.

      При этом. Обращаю Ваше внимание, что в фильмах говорится о заиливании корпуса теплохода по ватерлинию – проектная средняя линия осадки плавсредства. При этом судно может погрузиться как несколько ниже ватерлинии, так и несколько выше, в зависимости от района плавания и сезона. Что определяют грузовые марки.
      Вот фото судна в балласте. Вы конечно это знаете. Но полагаю что найдутся и несведущие.

      Как видно на фото при полной проектной загрузке судна значительная часть оказывается под водой – осадка. По «Армении», я не имею чертежей, но есть основания полагать, что проектная осадка у ней может быть не менее 4,5 метров. Плюс нужно учитывать дополнительную осадку от перегруза.

      Теперь о принципах торпедирования (мои соображения как инженера). Для торпед перед сбросом экипаж торпедоносца устанавливал глубину хода торпеды – глубину поражения борта корабля относительно ватерлинии. Зачем? Полагаю для того чтобы торпеда поразила борт как можно ниже ватерлинии. Поскольку: а) на глубине 4,5 метра имеем дополнительное давление поступающей в корпус корабля 0,45 атм. (10 метров + 1 атмосфера); б) корабль имеет бортовую и вертикальную качки, поэтому в случае попадания торпеды в левый борт в район ватерлинии при левом крене бортовой качки и нижней точке вертикальной качки пробоина в противофазе качек будет находиться в не воды на теоретические 50 %. Поэтому атаковать торпедой нужно в обязательном порядке значительно ниже ватерлинии. Но именно эта нижняя часть борта нам и не видна, она заилена.
      От сюда, то, что мы не видим сейчас повреждений в корпусе «Армении» абсолютно не говорит, что их нет ниже ватерлинии.

      С уваженим,
  6. +3
    29 ноября 2023 11:54
    Спасибо Вам , Алекс Крымов . За Ваш труд . Тяжело заниматься трагедией годами, да ещё и на подкожном уровне с детства понимая и ощущая горе и боль войны по рассказам матери . Ещё раз огромная благодарность . И хотелось бы сказать : "Лишь бы не было войны" , но увы ...
  7. +2
    29 ноября 2023 12:00
    Как это не звучит печально, но судно шло в составе вооруженного конвоя и авиационного сопровождения. То есть даже теоретически на них не распространялись нормы касательно Красного Креста. Кому, как не капитану, знать это - морское право как оно есть.

    Следовательно, версия о детонации боеприпасов имеет место быть. Это был войсковой транспорт, а люди так, дополнительный груз. Это есть смотреть не с точки зрения "фашисты сволочи", а худо-бедно с нейтральной
    Впрочем, этим страдаем не только мы. Даже в художественном кино американцы снимают тоже самое (Мидуэй). Вот, смотрите, японцы бомбят мирных граждан. И крупным планом - колонна партизан с винтовками, сзади два китайца толкают тележку с барахлом
    1. 0
      29 ноября 2023 17:08
      Боеприпасы (бк для зениток) в трюме? Сомневаюсь. Во время боя замучаешься снаряды из трюма к орудиям подавать.
      1. +2
        30 ноября 2023 00:13
        Доброго времени суток.
        Когда я говорил о БК я не имел ввиду БК для орудий К-21. Которыми была вооружена АРМЕНИЯ. А о перевозимых ею неких взрывчатых веществах (снаряды к иным артустановках и т.п.). БК и вооружения "Армения" перевозила постоянно. О чем свидетельствуют архивные документы.
        О вооружении "Армении". В архиве я знакомился с проектом установки на "Армению" вооружения - "проведены работы по устройству технологических проемов, переоборудованию помещений и подкреплению корпуса, в результате которых на шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоутов устанавливаются две полуавтоматические пушки типа „21-К“ калибра 45-мм на расстоянии 1.150 мм от борта. Одно орудие размещено на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоутов в диаметральной плоскости. В помещениях офицерской ванны и канцелярии устраиваются артиллерийские погреба на 1.420 снарядов, плюс три кранца первых выстрелов по 60 снарядов для каждого орудия. Загрузка артпогребов и подача боеприпасов предусмотрена вручную". То есть все же вручную))). В материалах других исследователей мелькал документ, по-моему ведомость службы РАВ, о 5-ти орудиях. В чем я сомневаюсь. Есть проект, просто так еще две "дырки" в палубе не проковыряешь, нужен как минимум расчет прочности корпуса. Плюс в ведомости по дополнительному штату числится арт.персонал на три орудия. Но конечно могут быть нюансы.
        1. +1
          30 ноября 2023 07:10
          Спасибо за разъяснение и за саму статью об этойтрагедии.
    2. +4
      29 ноября 2023 21:25
      Увы на Армению никаких норм не распространялось, даже если бы наши ее раскрасили под госпитальное судно красного креста сняли вооружение, не пускали на него вооруженных бойцов, и известили о нем немцев, мало помогло, пример разбомбленных госпиталей и санитарных поездов. В ПМВ немецкие подводные лодки потопили в черном море два "правильных" госпитальных судна, при идеальных условиях видимости, суда были окрашены и шли с заженными огнями.
      1. +2
        30 ноября 2023 22:18
        Даже чисто технически сложно себе представить высадку досмотровой команды с борта подводной лодки. Шлюпок на ней нет, а подходить вплотную к борту - потенциальное самоубийство. Молчу про авиацию... Все эти Гаагские конвенции писались под реалии начала 20го века
        1. 0
          11 декабря 2023 13:14
          Немцы уже этим не занимались, В Атлантике в начале подводной войны с США и Великобританией экипажи немецких подводных лодок досматривали торговые суда на предмет оружия. Но после того, как торговые суда сообщали о встречах с подводными лодками Крингсмарине, подводные лодки уже топили всех подряд, нейтралов и не нейтралов.
  8. +2
    29 ноября 2023 15:33
    этот теплоход прикрывался 2-мя самолетами И-153

    ,,,на прикрытие вылетало звено И-153 32 ИАП в составе:
    старший лейтенант Феоктистов (ведущий),
    младший лейтенант Яковенко, младший лейтенант Степанов (позывной звена – «Нева-3»).
  9. +2
    29 ноября 2023 16:08
    Судьбы летчиков мне неизвестны


    Феоктистов Михаил Сергеевич,1914г.
    Дата поступления на службу: 23.08.1934

    ЧФ: 32, 8 / 6 Гв., 11 Гв
    ст.ле-т,. гв. капитан ; гв. майор ; подполковник.

    засчитано побед 8 (6 + 2)

    Орден Отечественной войны I степени
    Медаль «За боевые заслуги»
    Орден Красного Знамени
    Орден Александра Невского
    Орден Красной Звезды
    Медаль «За оборону Севастополя»
    Медаль «За оборону Кавказа»
    Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
    Медаль «За победу над Японией»
    Дата окончания службы: 29.01.1958
    1. +2
      29 ноября 2023 16:46
      Степанов Василий Михайлович 1917г.
      лейтенант ; майор
      Орден Красного Знамени
      Медаль «За боевые заслуги»
      Орден Красной Звезды
      Медаль «За оборону Севастополя»
      Медаль «За оборону Одессы»
      Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
  10. +4
    29 ноября 2023 17:51
    С.З. (Сергей), уважаемый, а если ещё вспомнить уголовное дело в отношении заведующего кафедрой отечественной истории «Поморского государственного университета» (сегодня САФУ им. Ломоносова) доктора исторических наук Михаила Николаевича Супруна, который признан виновным в незаконном сборе и распространении сведений о частной жизни лиц, составляющих их личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 137 УК РФ)... Суд признал в 2011 году виновным Супруна в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК РФ, но освободил его от наказания в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности...Остаётся только перед автором снят шляпу! Ведь захочет "палкоруб" поставить палку на возбуждённом уголовном деле по аналогии - поставит. Ведь со всех потомков погибших и умерших, уже после войны, письменных разрешений на разглашение личных данных не получено...
    "...согласно ответу Архивной службы Министерства обороны «на секретном хранении остаются архивные документы (шифрограммы), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, о деятельности военной прокуратуры и военных судов».- как такое прочёл, так в очередной раз порадовался за секретчиков в РФ. Без работы они точно не останутся! Сколько ещё десятилетий надо подождать, чтобы сведения эти рассекретили? Видимо, спецслужбы Гондураса пронзили в СССР органы военной прокуратуры и военных судов своей агентурной сетью в период 1941-45 годов. Или не могли военные прокуроры и военные судьи быть агентами спецслужб Гондураса потому, что гондурасского языка не знали?
  11. +2
    30 ноября 2023 07:54
    Цитата: Тестов
    Сколько ещё десятилетий надо подождать, чтобы сведения эти рассекретили?


    Это время может никогда не наступить. Дело не в прошедших годах, а в отношениях государства и народа, а отношение это пока не меняется и не видно причин, по которым бы оно поменялось.
  12. +3
    1 декабря 2023 19:38
    Спасибо! Этот цикл - один из лучших за несколько лет на ВО.
  13. 0
    10 февраля 2024 07:55
    Спасибо за статью. Всё по полочкам.