Последние дни и гибель транспорта «Армения» 7 ноября 1941 года

15
Последние дни и гибель транспорта «Армения» 7 ноября 1941 года
Эсминец «Способный»


Глава 6.
Последние дни «Армении», начиная с 03.11.41


Отдельного дела по теплоходу «Армения» в государственных архивах нет! Поэтому крупицы информации приходилось выискивать путем изучения сотни и сотни дел хранения.



Я, абсолютно далекий от архивного дела, столкнулся с интереснейшим явлением, наверно сродни наркотической эйфории – прикасаясь к документу, чаще всего рукописному, его чтение затягивает, ты теряешь ощущение времени, голода, жажды. Ни с чем не передаваемое чувство заполняет тебя от осознания, что ты порой первый кто читает то, что десятки лет назад писал человек (к каждому делу прикладывается вкладыш, где видно кто и когда знакомился с эти делом). Ты пальцами осязаешь письменную информацию, возникает пугающее ощущение присутствия автора этих строк.

Конечно, мне хотелось осветить историю теплохода «Армения» начиная с 22 июля 1941. Но времени, отпущенного по жизни на одного человека слишком мало. Я смог выделить на это всего своих 12 лет. Поэтому ниже…

События, непосредственно связанные с последними днями теплохода «Армения», для лучшего восприятия изложены в табличном виде.
























Фотокопии архивных дел федерального военного архива Германии в городе Фрайбург (Freiburg).

Дело 15 SKL A27 «Обзор боевых действий по районам».


По состоянию на 07.11.1941. Восточный фронт. Боевые действия против транспорта противника. В Черном море южнее Ялты затоплен с использованием торпедной атаки пароход 8 000–10 000 тонн.

Дело RL 29_14 «Журнал штаба морской аварийной службы Luftwaffe».


По состоянию на 07.11.1941 года.

09:35 – Радиодоклад от Балчик: 08.15 HE-111, T5+XH вылетел. Посадка 13.00 в Констанц.
10:45 – SI докладывает: вылет в 07.08–07.21 1-го HE-111 1.KG/28 и 1-го HE-111 6.KG. 26 для торпедной разведки.


15:55 – Доклад от HE-111, T5+XH из Балчик: Юг и Восток Крыма с 9.15 до 11.30 часов. В 9.40 30 км южнее Ялта 1 скоростной катер. 11.50 40 км южнее Севастополь 2 парохода 4 000–6 000 рег. тонн. Курс 290°. Погода: юго-восток, граница облачности 400 м, видимость 5 км. Приземлился в Балчик 14.20 часов.

Послесловие


Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны № 187 от 17.07.41 третьи отделы военных частей и третьи управления фронтов преобразуются в особые отделы с подчинением Управлению особых отделов НКВД (с включением института политработников, как надзорного органа ВКПб в подразделениях и частях РККА, ВМФ).

Особый отдел ЧФ проводит дознания по факту гибели транспорта «Армения» для установления причин и виновных.

Результатом этого расследования стали два документа (находящиеся на момент написания работы в распоряжении), датированные 8 ноября:

Спецсообщение начальника 3-го отделения 62-й авиабригады, самолеты которой прикрывали «Армению», батальонного комиссара Мартыненко на имя начальника 3-го отдела ЧФ бригадного комиссара Кудрявцева; и

Рапорт старшего уполномоченного 2-го отделения 3-го отдела ЧФ политрука Лежнева на имя начальника 2-го отделения 3-го отдела ЧФ батальонного комиссара Кузнецова.












Полагаю, каждый заинтересованный в правде, может соотнести вышеприведенные фактические данные из Журналов боевых действий, погодные условия, тактику применения вооружения, описания оперативной обстановки по городу Ялта с выводами, сделанными в процессе расследования работниками 3-х отделов.

Продолжение следует…
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    27 ноября 2023 07:46
    Вы провели исключительно важную и ответственную работу на очень высоком уровне. если Вы профессиональный историк - снимаю шляпу, если нет, но все это сделали - дважды!
  2. +1
    27 ноября 2023 08:03
    ,,,не совсем понятно,командир СК 0122 говорит торпеды, лётчик Феоктистов что бомбы-так чем потопили?
    1. +11
      27 ноября 2023 10:38
      В следующей части будут мои размышления и на этот вопрос.
      Есть только Фектистов, как первоисточник, говорит о бомбометании потом это стало фигурировать в части вышестоящих документах. Все остальные первоисточники о торпедировании
      1. +1
        27 ноября 2023 10:44
        ,,,да вот непонятно,лётчики говорят одно:

        Из донесения мл. лейтенанта Степанова:
        На расстоянии 30-40 км от Ялты по курсу 140 наблюдал зенитный огонь с теплохода и с сопровождающего катера. Заметив бомбар. Ю-88, атаковали его. В момент наблюдал падение бомбы в носовую часть и дым в место попадания бомбы. Преследовали Ю-88, который скрылся. Возвратились на место бомбардировки корабля, наблюдал теплоход, погружавшийся носовой частью в воду. Кормовой винт не работал. Вблизи теплохода видел много плавающих предметов, каких именно не разобрал. Сторожевой катер находился поблизости. После нескольких виражей потерял из вида теплоход. Катер оставался. Пошел вслед за ведущим на аэродром.
        И по самолётам это был Ю88 или Не111?
        1. +2
          27 ноября 2023 11:43
          ,,,хотя немцы пишут что торпедами.

          ,,,как то все запутано request
          1. +4
            27 ноября 2023 13:25
            Сергей,
            в предыдущих главах я не зря описывал тактику применения торпед и бомб. А так же неоднократно делаю ссылки на погоду. Кратко повторюсь.
            Погода: волнение моря 6-7 баллов (средняя высота волны 5 м), нижний край облачности 400-500 метров, сильный ветер.
            Применение бомб.
            Если свободное бомбардирование (производится с высоты 4-4.500 м), то АРМЕНИЯ не видна за облаками. Если с пикирования то в начале пикирования (те же 4-4.5000 м) АРМЕНИЯ должна длительное время видна, для расчета курса и тангажа пикирования. Сброс бомб в пикировании 1.500 - 1.200 АРМЕНИЯ опять не видна из-за низкой облачности. Конечно возможен вариант сброса бомб выше облачности на авось. Но в этом случае фашистские самолеты были бы обнаружены нашими самолетами прикрытия. Которые ходили выше облачности.
            Применение торпед.
            Выход на боевой курс с высоты 100-200 метров над уровнем воды. Сброс торпеды с высоты 15-20 метров.

            Какой вид оружия объективно подходит к применению для наших метеоусловий?
            И это не беря в расчет, что только Феоктистов, первоисточник, говорит о бомбах.
            1. +3
              27 ноября 2023 13:55
              Погода: волнение моря 6-7 баллов (средняя высота волны 5 м),

              Применение торпед.
              Выход на боевой курс с высоты 100-200 метров над уровнем воды. Сброс торпеды с высоты 15-20 метров.

              ,,,врать не буду,но как бы даже современные авиационные торпеды не используются при волнении 6 баллов.
              1. +2
                28 ноября 2023 11:28
                Сергей, в отношении ограничения применения торпед по волнению моря я не нашел информации. Не в том смысле, что ограничений нет, а в том, что не встречал. Иногда пишется, что из-за волнения торпеда не выходила на ход- "разбивалась".
                У меня есть из немецкого архива инструкция по эксплуатации и тех. обслуживанию. А не "наставление по применению".
                Но мы имеем следующие факты: а) вылет двух торпедоносцев на торпедную атаку, б) торпедная атака двух торпедоносцев со сбросом торпед в районе м. Сарыч, это 40-45 км перед Ялтой. То есть волнение моря не помешала атаковать ВОРОШИЛОВ и КОММУНИСТ. Я отмечал в тексте статьи, что перед сбросом летчики могли устанавливать глубину хода торпеды. Для чего это я не знаю. Могу строить догадки, что как раз для нивелирования волнения. По этому вопросу было-бы здорово получить консультации специалистов.
  3. 0
    27 ноября 2023 11:56
    Выше толпы только звезды подиума.
    Сопричастность к расследованию.
    И неск лет тому, когда шойгу только собирался найти армению-инфокомпания такая же была. Известный вывод:никто не винтват. Все все нарушили, все и тпк погибли бы в плену и конц лагкрях, гестапо. Эвакуация за гранью разумного была шансом(не проскочИли на тоненького). Шанс использовали на 95, а в оставшиеся 5%попала торпеда(?) с одинокого самолета.
    Белетристика-не выводы.
    А потом выводы-позиция государства - иски-жесткость, переходящий в жестокость- в компенсации. Но шнурки о чужых ботинок за мирдружбажвачка.
    Даже базирования констанцы имеется шанс накрячить латинян.
    Понять и пхрааастить.
    С нато воевать неззя.
    Далее сами все добавьте оправдание отказа от давления на бывш врагов и убийц народов ссср. Им оправданий нет, но и отвественности-газнефт лишь бы купили. Если выводов не будет, то мы остаемся в прошлом, без взгляда и перспективы в будущее
  4. +9
    27 ноября 2023 12:52
    Автору респект и уважение за работу с первоисточниками.

    По сути - это война, когда ситуация неясная, доклады не всегда достоверны, команды не всегда выполняются...

    Была ли то бомба или торпеда, или их было несколько... Бомба с топмачтовика, ИМХО, иногда пострашнее торпеды. Да и перепутать с самолета, что делал бомбардировщик, запуска торпеду или проводил топмачтовое бомбометание, наверное, не всегда можно, особенно в горячке боя. Тем более, что немцы использовали одни и те же типы бомбардировщиков для того и другого.
  5. +5
    27 ноября 2023 19:40
    К Армении было погружение и не одно.
    "Надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений - леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего, это последствия взрывов от попадания авиационных бомб", - сообщил исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, участник экспедиции Сергей Фокин, которого цитирует пресс-служба...По полученным данным, характер повреждений свидетельствует, что корабль был потоплен не торпедами, как предполагалось ранее, а вследствие атак немецкой авиации.
    "Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии "РТ", что позволило получить первые видеокадры", - сообщили в РГО.

    https://www.interfax.ru/russia/706259
    Шлюпки с Армении были спущены, что с ними было дальше- неизвестно.
    По гибели Армении снят документальный фильм «Черноморский цугцванг. Гибель теплохода «Армения» (2021 г.).
    https://www.youtube.com/watch?v=1OMPt1rf4vA
    В фильме ответы на многие вопросы что в статье, что в обсуждениях, советую посмотреть. Например

    В фильме есть информация, чем было обоснована светграмма командира тральщика, тральщик получил светограмму с эсминца Сообразительный о том, что о том, что всё побережье Крыма от Ялты до мыса Чауда на восточном берегу Феодосийского залива занято противником, о чем в деле ни слова (4 ноября 1941 года начальник штаба ЧФ дал оповещение по флоту о том, что всё побережье от Ялты до мыса Чауда занято врагом, о чем в деле тоже ничего нет. Более того, командир Сообразительного капитан 3 ранга Ворков был уверен, что тральщик и Армения входят в конвой, который он сопровождает, о чем те не имели представления)
    Да, кстати, Кроль командовал тральщиком Груз, а не Восток. Наглядно показывает, как в те времена велись такие дела. Кроля, кстати, в конечном итоге оправдали.
    1. 0
      28 ноября 2023 11:34
      Сергей, доброго дня.
      Когда Вы пишите "о чем в деле не слова" какое дело имеете ввиду?
  6. +1
    28 ноября 2023 16:22
    Да, работа проведена большая и интересная.
    К сожалению она ни на шаг не приближает к действительным событиям, происходившим в Ялте и Севастополе.
    Ответить могут только реальные участники событий, и то не всегда. Проводилось расследование, сохранились протоколы допросов, но и из них, наверное, мало чего достоверного можно почерпнуть. В сорок первом в Севастополе попасть под трибунал означало верную смерть. Однако! В предварительных результатах расследования есть Главное. Оперативный дежурный штаба флота НИКОГДА не давал "добро" на выход "Армении"!
    Команды на выход "Армении" из Ялты адмирал Елисеев не давал.
    Почему же т/х вышел из Ялты?
    Причины не в Севастополе, а в Ялте.
    Кто мог заставить или вынудить командира (капитана) без команды выйти в море?
    На эти вопросы могут ответить очевидцы, а их нет.
    А почему вынудили командира так поступить?
    Что реально происходило в Ялте утром 6 ноября?
    То, чего нет в архивах...
    Ключом к разгадке могут или не могут быть слова, "часть партийного руководства и члены их семей..."
  7. 0
    25 декабря 2023 19:09
    Дак вроде очевидцы происшедшего сообщали- что пароход накрыли одной удачной бомбой наши германские партнёры...
    После чего перегруженный пароход разломился по миделю и козе понятно- весьма скоро заполнился водой. С последующим уходом на дно.
    1. 0
      7 апреля 2024 21:53
      Дак вроде очевидцы происшедшего сообщали- что пароход накрыли одной удачной бомбой наши германские партнёры...

      По результатам обследования лежащей на дне "Армении" было высказано предположение, что развороченный ее корпус может свидетельствовать о том, что на судне были также боеприпасы, которые сдетонировали при попадании бомбы - одна бомба не могла привести к таким разрушениям и столь быстрому затоплению судна.