Гибель транспорта «Армения». Поиск места гибели и биографические справки

15
Гибель транспорта «Армения». Поиск места гибели и биографические справки


Глава 5
Биографические справки
Плаушевский Владимир Яковлевич





Год рождения: 1902.
Дата и место гибели: 7 ноября 1941, Черное море, район г. Ялта
Русский, беспартийный, участник Гражданской войны.
Место рождения: неизвестно.
Место призыва: Ильичевcкий районный военкомат (Одесса).
Дата призыва: 08.08.1941. Совпадает с датой мобилизации т/х «Армения».
Семейное положение: жена Плаушевская Нина Сергеевна (1904 г. р.), дочь Плаушевская Елена Владимировна (1925 г. р).
На момент гибели был в звании капитан-лейтенанта или капитана 3-го ранга (согласно другому документу).
Награждения: согласно Приказу № 28 „с“ от 7 мая 1942, посмертно.
Даты подвига: 22 сентября, 9 октября, 16 октября 1941 года.


Плаушевский Владимир Яковлевич – капитан транспорта «Армения». Аутентичность фото еще не подтверждена









Супруга Нина Сергеевна до войны работала в Одесском областном комитете радиовещания техническим контролером. В начале войны эвакуировалась с дочерью из Одессы в Туапсе. Работала радиотехником Черноморского флота. Получила инвалидность. После войны возвратилась на Украину в г. Черновцы.

Дочь Елена Владимировна работала преподавателем мировой литературы в Нежинском государственном университете. Награждена множеством наград, член национального союза журналистов Украины. Умерла в 2007 году. Была одинокой, без детей, братьев и сестёр. Хоронили соседи, которые за ней присматривали.


Теплоход «Капитан Плаушевский»[/center
Теплоход «Капитан Плаушевский».
Заложен в г. Херсон 19 января 1970 г.
Сдан в эксплуатацию 30 июня 1970 г.
Списан в июле 1996.
Тип судна: теплоход, сухогруз.
Конструктивный тип: двухпалубное, двухостровное, с удлиненным баком,
с надстройкой и МО смещенными в корму, с наклонным носом и крейсерской кормой.
Назначение: перевозка генеральных грузов.
Работал в Черноморском морском пароходстве, г. Одесса.

Бурмистров Иван Алексеевич


[center]
Бурмистров Иван Алексеевич – ответственный за погрузку «Армении» в порту г. Ялта

Дата рождения: 27 июня 1903 г.
Место рождения: г. Ставрополь.
Дата смерти: 28 августа 1962 г. Захоронен на родине в городе Ставрополь.
Русский, партийный, участник Гражданской войны.
Участвовал в гражданской войне в Испании под именем Луис Мартинес, был командиром подводных лодок С-1, С-4, С-6.

В 1938 году по представлению Испанского народного правительства за мужество и героизм, проявленные при выполнении военного интернационального долга, присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Таким образом, И. А. Бурмистров стал первым флотским офицером, удостоенным столь высокой награды.

В начале Отечественной войны командовал дивизионом строящихся и ремонтируемых подводных лодок в г. Николаев. В октябре 1941 года был назначен на должность Старшего морского начальника г. Феодосия, через который в то время шла перевалка грузов в Крым и на Кавказ.

3–7 ноября 1941 года – морской начальник порта Ялта. Был назначен командиром перехода «Армении» из Ялты в Туапсе, будучи на борту сторожевого катера № 0122.

Привлекался в качестве свидетеля в процессе расследования гибели транспорта «Армения». Позже активно участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 – январе 1942, после которой был назначен на должность старшего морского начальника порта Геленджик. Был ранен, на лечение направлен в Среднюю Азию, где по окончании лечения стал слушателем эвакуированной в г. Самарканд Военно-Морской академии.

В 1946 году перешел на преподавательскую работу в системе ВМФ.

Награжден, помимо звания Героя Советского Союза, 2 орденами Ленина и 2 орденами Красного Знамени.

Почётный гражданин Ставрополя (1984, посмертно).

Именем И. А. Бурмистрова названы улица, средняя школа, библиотека-музей в его родном Ставрополе.




Воловиков Николай Федотович


Воловиков Николай Федотович – командир сторожевого катера № 0122, сопровождавшего «Армению».


Дата рождения: 25 августа 1908 г.
Место рождения: Крымская АССР, ст. Грамотиково.
Место призыва: Феодосийский ГВК, Крымская АССР.
Дата поступления на службу: 20 октября 1930 г.
Воинское звание: капитан 3-го ранга.
Наименование воинской части: 640 п 147 сд 7 ДМО ОВР СЗМОР ЧФ, ВС ЧФ.
Дата окончания службы: 11.01.1955.
Дата и место смерти: неизвестны.

После первичного разбирательства о причинах трагедии «Армении» Воловиков как командир катера эскортирования наказан не был, поскольку его вины в случившемся не было. Но в апреле 1942 года главный прокурор ВМФ на основании докладной записки начальника 3-го отдела ЧФ комиссара Кудрявцева обратился к народному комиссару ВМФ адмиралу Н. Г. Кузнецову с замечанием о слишком либеральном подходе должностных лиц в поиске и наказании виновных.

Результатом этого обращения становится, что достоверно известно, взятие под стражу командира сторожевого катера 0122 ст. л-на Н. Ф. Воловикова. Скоротечное следствие и приговор Трибунала Туапсинской военно-морской базы № 90 от 25.03.1942 – 10 лет исправительно-трудовых лагерей, позже замененных направлением на фронт.

С весны 1942 по май 1944 года участвовал в боях на сухопутном фронте в звании лейтенанта на должностях командира отделения автоматчиков, минометчиков. Был ранен. С боями прошел до Тернополя. С 25 января по 15 февраля 1945 года участвовал в обеспечении безопасности работы Ялтинской конференции союзных держав на должности минера 7-го дивизиона морских охотников.

За проявленный героизм и верность долгу был награжден:

– в ноябре 1944 медалью «За боевые заслуги»;
– в мае 1945 орденом Красного Знамени;
– в июле 1945 медалью «За оборону Севастополя»;
– в апреле 1947 орденом Красного Знамени;
– в феврале 1953 орденом Красной Звезды.

Из его послужного списка исчезла запись о судимости.






Найти родственников Н. Ф. Воловикова в Феодосийском районе не удалось.

Сторожевой катер (СК) № 0122 погиб в 1943 году в районе мыса Эльтиген, г. Керчь.

Тральщик (ТЩ) «Груз» погиб 27 февраля 1943 года в районе мыса Мысхако, г. Новороссийск во время боев на Малой Земле.


Артиллерийская 100-мм установка и винт т/щ «Груз»

Набережная Новороссийска
Эскадренный миноносец (ЭС) «Сообразительный» после Великой Отечественной войны был модернизирован и служил до 1960 года, в 1963 переоборудован в судно-цель, в 1966 году пущен на иголки.

Глава 6
История поиска места гибели транспорта «Армения»



Скорее всего, мне надо было в самом начале публикации обозначить то, что практически весь текст данной статьи был набран мною к концу 2019 года. Но в силу ряда обстоятельств положен на полку в 2020 году.

После идентификации «Армении» на дне Черного моря коллективом Центра подводных исследований Русского географического общества и Елизаветой Листовой была проделана большая работа (со всеми я знаком), которая дополнила описанное мною. Наверное, она где-то и опровергла выводы, сделанные мною. Но, размещая свой материал, я осмыслено не приводил данные из работ других исследователей. Пусть будет больше мнений.

Итак, в 2011 году, в семидесятилетнюю годовщину трагической гибели транспорта «Армения», основным источником данных был, конечно, Интернет. Существовавшие в те годы наиболее популярные и широко обсуждаемые версии гибели заключались в следующем:

• «Армения» перевозила/вывозила атомные секреты из Балаклавы.
• Фашисты специально охотились за «Арменией».
• «Армения» из Ялты возвращалась в Севастополь.
• Все документы по расследованию причин гибели были уничтожены по приказу командующего ЧФ Ф. С. Октябрьского.
• В. Я. Плаушевский, в нарушение приказа, вышел из Ялты днем, хотя должен был дождаться вечера 7 ноября.
• В. Я. Плаушевский самостоятельно зашел в Ялту, что тоже стало причиной трагедии.


Порой даже приводились ссылки на некое дело № 9096 фонда 10 в архиве ВМФ, как первоисточник нужных данных (по факту – фонд 10 «Тыл Военно-Морского флота», в котором всего 1 161 дело хранения, никакого отношения к «Армении» не имеет).

Также называлось имя немецкого летчика, виновника трагедии – Ernst-August Roth (1898–1975 гг.). Я был сторонником его причастности вплоть до 2013 года, когда из книг немецких исследователей KG 26 выяснилось, что Oberst Roth был командиром всей 26 эскадры и то только со 02.12.41, штаб которой базировался в конце 1941 в норвежском Stavanger.

Эти данные, конечно, полностью не исключают причастность A. Roth к гибели «Армении», но делают ее маловероятной. Полную ясность можно получить из летной книжки A. Roth, но это личные данные, доступ к которым, не будучи его родственником, получить в зарубежном архиве невозможно.

С моей точки зрения, необходимость изучения летной книжки Roth идентична необходимости изучения летных книжек всех летчиков KG 26, скорее всего, единственного сохранившегося блока информации об эскадре, хоть и фрагментарного, поскольку журнал боевых действий KG 26 есть только до 1939 года.

Конечно, это я сильно забежал вперед. Но для того, чтобы больше не возвращаться к теме немецких архивов, скажу.

В архиве города Freiburg к каждому фонду хранения есть история его формирования. В отношении Luftwaffe времен гитлеровской Германии дел хранения очень мало. И связано это не с происками вездесущего НКВД/КГБ, а с банальными законами войны и в силу объективных предпосылок – нахождения штабов авиационных эскадр на территории стран Восточной Европы. Поэтому документация с групп попадала в штаб Luftwaffe весьма оперативно, где накапливалась. Часть документов еще в 1943 году была перевезена в Дрезден, где позже была уничтожена особо варварскими бомбардировками города союзниками.

С апреля по май 1945 непосредственно немцами в Берлине уничтожено, согласно актам, «где-то 50–60 тон Luftwaffenakten». Какое-то количество документов, эвакуированных ближе к западным границам Германии, попало к англичанам и с конца 1950 годов возвратилось в ФРГ, где было исследовано совместной группой в городе Karlsruhe.

Что-то попало в частные руки. Возможно, что-то досталось трофейным частям Красной Армии.

(Отступление: уже в ноябре 2023 года один из читателей (Сергей П.) статьи на сайте «Военного обозрения» сбросил мне ссылку на интернет-ресурс «Российско-Германский проект по оцифровке германских документов в архивах Российской Федерации», в котором он нашел дело «Оперативные сводки штаба Luftwaffe» – другой экземпляр дела, обнаруженного мною в 2016 году в немецком федеральном архиве города Freiburg и полученного мною в феврале 2017 на компакт-дисках.

Дела по содержанию совпадают, отличаются сопроводительными штампами на титульном листе и бумагой. Так что предыдущую мою фразу «возможно, что-то досталось трофейным частям КА» нужно перефразировать в утверждение – «досталось трофейным частям КА»).

Но никакого целенаправленного уничтожения архивов Luftwaffe для того, чтобы скрыть историю гибели транспорта «Армения», конечно, не было.

Знакомясь с историями из Интернета, я был особенно задет ничем не подкрепленными обвинениями капитана В. Я. Плаушевского. Мне было непонятно, как можно голословно обвинять кого-либо в таком огромном количестве человеческих жертв.

Я решил докопаться до истины, изучить архивные документы. Тогда я и не догадывался, сколько времени и средств это потребует.

Так, найдя в Интернете материалы по «Армении», которые отослали в библиотеку земли Baden-Württemberg в городе Stuttgart, как первоисточник данных, я списался с ее научным руководителем. Он выслал мне копию листа Журнала Боевых действий вермахта на 7 ноября 1941 – первого архивного документа, послужившего основой всех будущих фактических данных об «Армении».

При этом он сообщил, что сама библиотека не располагает какими-нибудь материалами, и нужно обращаться в Германский Федеральный Военный архив в городе Freiburg. Конечно, в то время возможность работы в этом архиве даже не рассматривалась, настолько это было малореальным, практически фантастичным.

Поэтому я решил начать с ближайшего архива в городе Симферополь. Обращаясь в архив, наивно полагал, что вот зайду, попрошу дело о гибели транспорта «Армения», и мне тут же его вынесут, как томик стихов Пушкина. Действительность оказалась суровее.

Нигде нет никакого дела о гибели транспорта «Армения». Существуют десятки фондов, где есть описи, а в описях сотни и сотни дел хранения. И сначала нужно выработать критерии поиска по неким ключевым словам, временному периоду, месту события. Потом всего лишь запастись свободным десятком лет и работать, работать, жадно выискивая только лишь сочетание – теплоход «Армения».

Отдельного поклона заслуживают работники архивов, особенно те, кто напрямую соприкасаются с архивными документами. Своим спокойным, рассудительным характером они подспудно помогали мне в ходе всей моей работы. Безропотно и честно трудясь за грошовую заработную плату, они стали неразрывной частью архивных сокровищ и внесли неоценимый вклад в мое исследование.

Надо заметить, что архивные документы, особенно рукописные, особенно когда видишь по карточке учета использования, что они никогда никем не были востребованы для ознакомления с момента их помещения в архив, производят ощущение сродни путешествию во времени и твоему присутствию рядом с автором читаемых тобой строк. Трепет пронизывает от осязания кончиками пальцев пожелтевшей от времени бумаги.

2011 год заканчивался. Были совместно с А. Марковым проанализированы предоставленные им воспоминания жителей Ялты, в том числе партизан, и бывших соседей его родителей. Начиналась работа в Государственном архиве Республики Крым, с проблесками дела со списком эвакуированных на «Армении». Формировались версии причастных к трагедии и вероятных мест затопления.

В декабре нас с Алексеем Марковым приглашает журналист Наталья Брайко на телепередачу «Севастопольские встречи» канала «Черноморка», в те времена финансируемого Черноморским флотом РФ. Результатом этого прямого эфира стали не только звонки в студию родственников очевидцев, но и предоставление в феврале 2012 года письменных, от руки написанных, свидетельств «очевидцев» гибели транспорта «Армения», которые начинались словами: «Я, такая-то, 1918 года рождения, свидетельствую, что я была очевидцем потопления теплохода «Армения» у скал Адалары…». И дальше следовало подробное описание события, места, с которого оно наблюдалось – Гурзуфская музыкальная школа.

Выехав на указанное место, я увидел, что школа до нашего времени сохранилась и действует. И сразу стало понятно, что рельеф места четко определяет возможный сектор обзора в центре со скалами Адалары, к которым, по воспоминаниям «очевидцев», устремилась «Армения», маневрируя от налета немецких самолетов.

Данное место, конечно, не позволяло видеть гибель «Армении» из Ялты, но укладывалось в «воспоминание» Ялтинских партизан, с их слов, 7 ноября поднимавшихся в Крымские горы, и многочисленные рассказы моряков ялтинских рыбколхозов, которые говорили о нередком порыве тралов во время лова рыбы как раз в этом районе.

Версию, что «Армения» была затоплена недалеко от скал Адалары подтверждал полученный чуть позже документ из немецкого архива, в котором говорилось о затоплении 7.11.41 корабля южнее Гурзуфа.

Вообще-то, работу в немецком Федеральном архиве в городе Freiburg я начал в 2012 году не напрямую, а через немецкого гражданина, который был официально зарегистрирован в архиве как исследователь и имел расширенный допуск. То ли мною задача была нечетко поставлена, то ли существенную роль сыграло то, что оплату он получал от количества исследованных страниц, но вся его работа свелась к обнаружению вышеназванной страницы, сотен отсканированных копий абсолютно непричастных к событию документов и каких-то многостраничных отчетов.

Продолжение следует…
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    8 декабря 2023 11:00
    Автору hi! проделанна такая колосольная работа, столько лет исследований,просто поражает.! Спасибо за прекрасную серию,посвященную столь трагическому событию нашей истории.

    Р.S.
    один из читателей (Сергей П.)
    feel
  2. +5
    8 декабря 2023 12:08
    [quote]Теплоход «Капитан Плаушевский».
    Заложен в г. Херсон 19 января 1970 г.
    Сдан в эксплуатацию 30 июня 1970 г./quote]
    ...если нет ошибки - вот это сроки строительства!!!...вот реальные "цели" для современных корабелов...
    1. +1
      14 декабря 2023 13:40
      Добрый день,
      касательно срока сдачи судна. С моей стороны опечатки нет. Два интернет ресурса подтверждают этот срок. При том и к другим судам данной серии. Я в свое время пытался получить более полную информацию о теплоходе "Капитан Плаушевский" в Одесском музее Черноморского морского пароходства и в Херсоне. Телефонными звонками не получилось, нужно выезжать на место.
  3. +4
    8 декабря 2023 13:32
    Огромное спасибо за статью! Проделана колоссальная работа. С нетерпением буду ждать продолжения!
  4. +1
    8 декабря 2023 18:20
    WBond (Виталий, Москва), уважаемый, при СССР лозунг был: "План- закон, выполнение - долг, перевыполнение - честь". И спрос был со всех- начиная от бригадира и мастера, до директора завода и секретаря обкома КПСС по промышленности. А сегодня специалист по автомашинам и тракторам г-н Алексей Рахманов в 2019 году стал кавалером ордена Александра Невского. "Северной верфью" рулит бывший губернатор Архангельской области г-н Орлов, ему давно на зоне прогулы ставят, но у него-то хоть, в отличии от Рахманова, за плечами великолепная школа в НИПТБ "Онега" и на "Звёздочке" в замах у товарища Калистратова...Вот из статьи про "Варшавянки" в Википедии:"374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш 01701 заложена 29.05.2003 ввод в строй 17.11.2005 Китай В составе ВМС НОА Китая
    375 Yuan Zhend 75 Hao Севмаш 01702 заложена 29.05.2003 ввод в строй 24.11.2005 Китай В составе ВМС НОА Китая." Это учитывая, что СЕВМАШ много десятилетий не строил ДЭПЛ, а строил АПЛ. В это время ещё делал авианосец "Викрамадитья" для ВМФ Индии и строил МЛСП "Приразломная". И, пожалуйста, оцените "Адмиралтейские верфи" и срок постройки ДЭПЛ "Краснодар " и "Магадан".
    1. -1
      9 декабря 2023 18:07
      при этом брак гнали массово особенно с 70-х. годов.
      1. 0
        10 декабря 2023 14:40
        ВЗЭМ100 (Владимир), голубчик, Вы про что? Про то, что офицеры военной приёмки только "шило жрали"? Про недоделки конструкторов, что люди с "Дубравы", "Лазурита", "Рубина" исправляли в морях и у достроечной набережной? Про косяки, что представители "Паруса" переделывали? Про тех, кто трудился на заказах из не больших городов Ливны и Подольск, Каспийск и Миасс, Реутов и Загорск, из больших городов: Ленинград, Казань, Горький, Омск, Томск, Новосибирск, Одесса, Киев, Таллин? Про тотальную коррупцию в ОТК СЕВМАШа? Про командировки в Северодвинск с завода, почти забытого сегодня, с названием "Шяуляйский телевизионный завод"? А может быть, брак был из приборов, что установили электромонтажники "Эры", не имея прав залезать внутрь прибора, а чинить его могли люди, приехавшие на СЕВМАШ из Тирасполя? К прокату из Череповца и Магнитогорска Ваши претензии? Что-то испытали не так в Феодосии и Пржевальске, а Вы переделали за 3 часа в море и стрельбы приёмная комиссия посчитала успешными? Процент массового брака это сколько? А определял этот процент кто? На каком заказе и на каких проектах? В 60-е годы брак чего и насколько процентов был меньше, чем в 80-е годы?
        1. -1
          11 декабря 2023 01:19
          про то что не надо идеализировать ссср особенно брежневский. я всю жизнь на заводах.
          в конце 80-х получали гидропрессы в них болты уже были забиты молотком.
          что касается оружия так личное наблюдение автоматы калашникова 80-х годов выпуска заметно хуже по качеству чем аналоги 60-х. годов это было заметно даже визуально + больше процент отказов. естественно что эта тенденция касалась и более сложной техники. уходила сталинская лагерная эпоха и снижался уровень дисциплины и качества в промышленности.
          1. 0
            20 марта 2024 02:47
            болты уже были забиты молотком.

            Вот эта байка гуляет по стране десятилетиями...
            Неужели непонятно, что забить болт молотком (кувалдой) гораздо тяжелее, чем завернуть гайковёртом.
  5. 0
    8 декабря 2023 20:05
    "Заложен в г. Херсон 19 января 1970 г.
    Сдан в эксплуатацию 30 июня 1970 г.
    Списан в июле 1996."
    Народ совсем ополоумел?!. hi
  6. +3
    8 декабря 2023 20:34
    После первичного разбирательства о причинах трагедии «Армении» Воловиков как командир катера эскортирования наказан не был, поскольку его вины в случившемся не было.

    На самом деле Воловиков был арестован еще в ноябре 1941 года, еще до рассмотрения дела о гибели Армении. И его дело проходило отдельного от общего рассмотрения дела, по которому, как известно, никто осужден не был, хотя наказания и были.
    ...в апреле 1942 года главный прокурор ВМФ на основании докладной записки начальника 3-го отдела ЧФ комиссара Кудрявцева обратился к народному комиссару ВМФ адмиралу Н. Г. Кузнецову с замечанием ...
    Результатом этого обращения становится...

    Обращение было в апреле, а Воловиков был осужден еще до него, в марте, так что его осуждение не могло быть результатом обращения прокурора.
    ...приговор Трибунала Туапсинской военно-морской базы № 90 от 25.03.1942 – 10 лет исправительно-трудовых лагерей...

    Складывается ощущение, что автор во многих случаях подтягивает факты под задуманную им версию событий. Это касается не только дела Воловикова, но и других вопросов, например, обстоятельств гибели Армении. Достоверно известно в результате погружений , что на теплоходе есть следы повреждения бомбами, и никаких подтверждений повреждения торпедами, но автор сформировал своё мнение до появления новой информации и учитывать вновь открытые факты не считает нужным :((
    1. 0
      14 декабря 2023 13:56
      Сергей, я как любой человек который что-то делает могу ошибаться. Но "подтягивать факты" это Вы напрасно.
      Я действительно склоняюсь к торпедированию. При этом не утверждаю что это на 100 %. Для меня эта версия более реальна. Для удобства восприятия аргументы я свел в табличную форму.


      При этом. Обращаю Ваше внимание, что в фильмах говорится о заиливании корпуса теплохода по ватерлинию – проектная средняя линия осадки плавсредства. При этом судно может погрузиться как несколько ниже ватерлинии, так и несколько выше, в зависимости от района плавания и сезона. Что определяют грузовые марки.
      Вот фото судна в балласте. Вы конечно это знаете. Но полагаю что найдутся и несведущие.
      Как видно на фото при полной проектной загрузке судна значительная часть оказывается под водой – осадка. По «Армении», я не имею чертежей, но есть основания полагать, что проектная осадка у ней может быть не менее 4,5 метров. Плюс нужно учитывать дополнительную осадку от перегруза.

      Для торпед перед сбросом экипаж торпедоносца устанавливал глубину хода торпеды – глубину поражения борта корабля относительно ватерлинии. Зачем? Далее мои соображения как инженера.
      Полагаю для того чтобы торпеда поразила борт как можно ниже ватерлинии. Поскольку: а) на глубине 4,5 метра имеем дополнительное давление поступающей в корпус корабля 0,45 атм. (10 метров + 1 атмосфера); б) корабль имеет бортовую и вертикальную качки, поэтому в случае попадания торпеды в левый борт в район ватерлинии при левом крене бортовой качки и нижней точке вертикальной качки пробоина в противофазе качек будет находиться в не воды на теоретические 50 %. Поэтому атаковать торпедой нужно в обязательном порядке значительно ниже ватерлинии. Но именно эта нижняя часть борта нам и не видна, она заилена.
      От сюда, то, что мы не видим сейчас повреждений в корпусе «Армении» абсолютно не говорит, что их нет ниже ватерлинии.
  7. -1
    9 декабря 2023 20:02
    Это пустая работа.
    Но..
    Отрицательный результат-тоже результат.
    Чем занимался автор? Ппыль глотал.
    Что шойгу нашел? Несколько лет назад уже.
    В конце 70х - нач 80х помню :дед смотрел районную газету, вздыхал и вставал молча со стула, из-за стола. А что он думал в нач 90х,просмотрев туже газетку, после развала ссср?шансов победить у крестьян не было-но Победили!!!
    1. -1
      14 декабря 2023 14:02
      К сожалению Вы не обратили на мое примечание, что мною текст был набран в конце 2019 года. До начала работы "шойгу" еще более года)))
  8. +2
    11 декабря 2023 11:53
    ВЗЭМ100 (Владимир), голубчик,ни на один конкретный вопрос Вы не ответили...
    Вы на СЕВМАШе когда были, в каких цехах или отделах? Проходили через какую вахту? Или с базы на катере? С Ягров на дежурном буксире "Звёздочки"?
    Я верю, что Вы всю жизнь на заводах, верю. Но, как говорят мои клиенты :"За базар надо отвечать". Вы написали :" при этом брак гнали массово особенно с 70-х. годов." Вы про какой завод СЕВМАШ или "Адмиралтейские верфи"? Статистику брали по ТНП или по тому, что военпреды принимали?
    В конце 80-ых дорогой Михаил Сергеевич рулил СССР, а до него были Черненко и Андропов. Брежнев в 1982 году на День милиции ушёл в лучший из миров.
    Я в 80-е годы 20 века настрелялся из разного советского ручного огнестрельного оружия 40-80 годов выпуска, разницы не замечал, попадал одинаково.