Советские истребители в ВВС США (часть 1)

Если верить открытым источникам, то первым советским реактивным боевым самолетом, попавшим в США, стал Як-23.

В октябре 1953 г. ЦРУ провело операцию «Проект Альфа» (Project Alpha) по переброске в США для изучения и испытаний истребителя Як-23. Самолет перевозили из «Балканской страны №1» в «Балканскую страну №2». «Балканская страна №1», Югославия, согласилась временно передать американцам Як. За истребителем на аэродром Панчево, что недалеко от Белграда, прилетел транспортный С-124. Истребитель перевезли в США на авиабазу Райт-Паттерсон в разобранном виде. Сборка велась под наблюдением югославских специалистов. Первый в США полет Як-23 выполнил 4 ноября 1953 г. Всего с 4 по 25 ноября летчик-испытатель ВВС США подполковник Фред Вольф выполнил восемь полетов. В США на Як смываемой краской нанесли американские опознавательные знаки и регистрационный номер «FU-599». Перед возвращением самолета «хозяевам» всю символику с него смыли.

К работе привлекли очень ограниченный круг лиц. Случайно увидевшим Як, его представляли как X-5. Экспериментальный Х-5 действительно имел некоторое внешнее сходство с Як-23.


Надо сказать, что Як в то время представлял для США интерес лишь постольку, поскольку он, как полагали тогда в США, в больших количествах состоял на вооружении ВВС Болгарии, Румынии, Чехословакии и Польши. Уже к ноябрю 1953 г. в распоряжении американцев появился более совершенный, чем Як-23, истребитель МиГ-15.

В отчете по испытаниям Яка американцами были сделаны следующие выводы:

«Як-23, подобно своим предшественникам, является одноместным легким истребителем-низкопланом. Самолет оснащен лишь самым необходимым бортовым оборудованием. К достоинствам самолета относятся взлетные качества, хорошие разгонные характеристики, высокая скороподъемность. Недостатки: отсутствие гермокабины, ограничение по скорости М=0,8, плохая путевая устойчивость на приборной скорости выше 600 км/ч.»

В конце ноября или в начале декабря Як-23 на С-124 доставили обратно в Белград.

Эта история о появлении Яка в США была опубликованная в журнале ВВС США «Air Force» (№6/ 2004). Понятно, что эта история не совсем полная. К примеру, американцы так и не объяснили, откуда вообще самолет этого типа появился в самой Югославии и почему югославы оказали янки подобную любезность. Попробуем прояснить эту ситуацию.

Югославия после разрыва отношений с СССР стала получать военную помощь от США. В марте 1953 г. в Батайнице выполнили посадку первые четыре Т-33, а в июне — первый F-84G «Тандерджет». В июле югославские специалисты получили возможность ознакомиться и с реактивным истребителем советского производства: 24 июля на Як-23 в Югославию перелетел летчик ВВС Румынии Михай Дьякону. Истребитель передали для испытаний в Опытный авиационный центр (Ваздухопловни опитни центар). На Яке летали трое югославских летчиков-испытателей: капитаны Водопивец (17 полетов, налет 8 ч 27 мин), Тодорович (три полета, налет 1 ч 14 мин), Пребег (один полет, налет 20 мин). Летчики оценили Як-23 как скоростной самолет с хорошей управляемостью.

На детальные испытания времени не было, так как о Яке узнали представители ЦРУ США. Американцы обратились с просьбой передать Як им. Высшее руководство Югославии в просьбе США не отказало. В Америку Як сопровождали офицеры Опытного центра полковник-инженер Коста Сивчев и подполковник-инженер Милорад Спасич, а также специалист по авиационному вооружению майор Мирослав Борас, специалист по авиационному оборудованию майор Звонимир Кос и инженер Авиационно-технического института Бранислав Иованович.

Так Як попал в США. Это сербская версия, которая выглядит гораздо достовернее американской. О дальнейшей судьбе этого Як-23 в открытой печати сведений не публиковалось. Кстати, о самом перелете румынского летчика в СФРЮ общественности стало известно только 35 лет спустя. В 1956 г. югославы вернули Як Румынии, а Михай Дьякону жил в Белграде, по крайней мере, до середины 1990-х гг.

Советские истребители в ВВС США (часть 1)
Як-23 на югославском аэродроме

Советские истребители в ВВС США (часть 1)
В США на самолет нанесли временные опознавательные знаки и регистрационные номера

Советские истребители в ВВС США (часть 1)
Як-23 осматривает Иосип Броз Тито


Однако гораздо больший интерес в те годы американцы проявляли к истребителю МиГ-15, с которым впервые столкнулись в Корее.

Чтобы заполучить в свои руки пригодный к полетам МиГ-15, американцы провели в Корее операцию «Мулах» (Moolah). Насколько известно, попыток посадить МиГ-15 принудительно янки не предпринимали, ибо являлись реалистами — воздушные бои шли над территорией, контролируемой северокорейцами. Альтернатива принудительной посадке существовала одна: склонить какого-либо летчика к перелету в Южную Корею.

В ночь на 26 апреля 1953 г. в районе реки Ялу над Северной Корей с двух В-29 было сброшено примерно полмиллиона листовок с текстами на русском, корейском и китайском языках. Американцы обещали выплатить отважному летчику, перегнавшему МиГ на сторону «союзников» по ООН (войну в Корее США вели под эгидой ООН вместе с Великобританией и Австралией), 100000 долларов — огромные по тем временам деньги. Веры в то, что листовки «сработают», командование ВВС США не испытывало. Тем не менее 21 сентября 1953 г. на аэродроме Кимпо приземлился МиГ-15бис. К тому времени прошло пять месяцев с момента разбрасывания листовок, боевые действия в Корее завершились — перемирие было подписано 27 июля 1953 г. Об операции «Мулах» успели забыть сами американцы.

Полет Но Кум Сока из Пхеньяна в Кимпо занял всего 13 минут... Посадку МиГа совершенно случайно «обеспечили» четыре находившихся в воздухе «Сейбра». Два сопровождали истребитель до посадки, два ходили чуть выше, готовые МиГ сбить.

Американцы пришли в себя моментально. Корейскому летчику компанию составили офицеры разведки, а МиГ-15 оттащили в хорошо охраняемый ангар.

Причины, по котором Но Кум Сок перегнал МиГ врагу, сегодня уже не установить. Он, если верить американцам, рассказывал о себе как о добром католике, вспоминал как на него, в бытность ребенком, произвели ужасное впечатление пьяные русские солдаты, оккупировавшие Корею. Показывал фото своей девушки, рассказывая, что на время войны летчикам запрещали контакты с женским полом, ибо красивые девушки почти наверняка были южнокорейскими шпионками... Это, так сказать, лирика. Факты куда интереснее. «Добрый католик» стал самым молодым летчиком-коммунистом ВВС КНДР. Первый боевой вылет он сделал в 1951 г. в возрасте 19 лет, всего же выполнил более 100 боевых вылетов, был награжден двумя орденами, хотя побед в воздушных боях не одержал. Вероятной причиной могла быть сыновняя любовь — мать лейтенанта с 1950 г. оставалась на «южной» территории.

К этому времени западные специалисты уже имели возможность изучить МиГ, правда, весьма бегло. 5 марта 1953 г. Летчик ВВС Польши лейтенант Франтишек Яреский взлетел на МиГ-15бис для выполнения очередного учебного задания с авиабазы Слупск, но посадку выполнил в аэропорту Ронне на острове Борнхольм. Истребитель через несколько дней пришлось вернуть в Народную Польшу, а Франтишек Яреский отправился в США — он, как тогда говаривала западная пропаганда, «выбрал Свободу». Кстати, фотографию Яреского напечатали на листовках, которые американцы разбрасывали в Корее.

Дурной пример заразителен: 5 мая 1953 г. на Борнхольм перелетел коллега Яреского по дислоцированной в Слупске 28-й истребительной эскадрилье лейтенант Здислав Язвинский. Поляки еще дважды улетали на МиГ-15бис на Запад: 7 ноября 1955 г. лейтенант Кожуховский из 31-й эскадрильи ВВС ПНР (аэродром Ласк) выполнил аварийную посадку в Швеции, 25 сентября 1956 г. лейтенант Зигмунт Госняк из морской авиации Польши посадил МиГ-15бис с убранным шасси в аэропорту Ронне. Ни один из этих МиГов в полете не испытывался.

Но вернемся к северокорейскому МиГу.

Американцы опасались попытки северокорейцев разбомбить ангар с МиГом и немедленно начали разбирать самолет. Техники пришли в ужас от технического состояния истребителя. Дж. И. Келпер из 6401-й эскадрильи технического обслуживания (6401st Field Maintenance Squadron), принимавший участие в этой работе, вспоминал на страницах журнала «The Air Force Museum Foundation Magazine» (номер за лето 2006 г.): «Все пневматики нуждались в замене... Все трубопроводы в местах изгибов были сплющены. Непонятно каким образом топливо вообще поступало к двигателю и как могла работать система уборки и выпуска шасси... Ни один американский самолет в таком состоянии к полетам бы не допустили».

Советские истребители в ВВС США (часть 1)
МиГ-15 в ангаре авиабазы Кимпо, Южная Корея

Советские истребители в ВВС США (часть 1)
Листовка с призывом к китайским летчикам перелетать в Южную Корею. Листовка «украшена» фотографией лейтенанта ВВС Польши Франтишека Яреского


Келпер предположил, что ужасающее техническое состояние самолета стало следствием поспешной разборки МиГа северокорейскими техниками перед перебазированием из Китая в КНДР в конце июля 1953 г. и последующей не слишком качественной сборки. Согласно Келперу, с 1952 г. пневматики для корейских МиГов поставлялись из Китая, уже тогда славного качеством своих изделий.

На следующий день частично разобранный МиГ загрузили в С-124 и доставили на Окинаву, где американские летчики-испытатели выполнили на нем первые полеты. Первый полет выполнил Х.И. Коллинз. Кампанию Коллинзу составил знаменитый майор Чак Игер, некогда первым в мире преодолевший звуковой барьер. Игер едва не разбил МиГ. При выполнении пикирования с высоты 15000 м самолет потерял управление — известный эффект «затягивания в пикирование». Игер восстановил управление только на высоте 900 м. На пикировании МиГ разогнался до скорости М=0,95.

После нескольких выполненных на Окинаве полетов истребитель вновь разобрали. В таком виде его в декабре 1953 г. перевезли в США на авиабазу Райт-Паттерсон. В Райт-Паттерсоне МиГ испытали «настоящим образом». Особое внимание уделили сравнению с «Сейбром» и пришли к выводу, что один истребитель стоит другого: они примерно равны по летным данным и боевой эффективности.

В 1957 г. самолет был передан в музей ВВС США. Что же касается Но Кум Сока, то свои 100000 долларов он получил сразу. Еще 100000 долларов ему перепали за сведения, которые разведка США получила от него в ходе опросов и бесед, которые велись в течение семи месяцев. Но Кум Сок сменил имя на «Кеннет Роу», вывез в США из Южной Кореи мать, женился, стал гражданином США, окончил университет в Делавере, работал на «Боинге», «Дженерал Дайнемикс», «Дженерал Электрик», стал профессором. В 1996 г. в США вышли воспоминания корейского летчика «A MiG-15 to Fredoom». В 2004 г. гражданин США Кен Роу выполнил совместно с пилотом «Сейбра» времен Кореи Дэйвом Саттоном полет на МиГ-15УТИ. Вот только счастливая для Роу история обернулась трагедией для его друзей. Пять летчиков, друживших с Но Кум Соком, после угона МиГа в Кимпо были расстреляны.

Советские истребители в ВВС США (часть 1)
МиГ-15 и F-86 «Сейбр», взлет парой. Окинава, 1953 г.


Советские истребители в ВВС США (часть 1)
Миг-15 Бис под охраной в ожидании летных испытаний на Окинаве


Советские истребители в ВВС США (часть 1)


Много лет спустя Но Кум Сок, вспоминая войну, откровенно посмеялся в отношении американских листовок: «Когда американцы сбрасывали листовки, в КНДР не базировались ни советские, ни китайские, ни наши МиГ-15. Даже если бы наш летчик прочитал листовку, то что? Мы не имели понятия о стоимости доллара. Получали мы тогда по 500000 китайских вон в месяц (примерно 50 долларов) и не знали, что делать с этими деньгами. Нас все равно не выпускали с базы».

«Фокус» с листовками американцы повторили в 1966 г. во Вьетнаме. За перегон с Севера на Юг истребителя МиГ-21 и вертолета Ми-6 янки предлагали те же 100 000 долларов. Но желающих не нашлось.

Советские истребители в ВВС США (часть 1)
МиГ-15 лейтенанта Но Кум Сока с опознавательными знаками ВВС США


Советские истребители в ВВС США (часть 1)
Миг-15 в ангаре Военно-воздушной Базы США Кимпо


А новые МиГи были американцам ох как нужны.

По официальным американским данным, соотношение побед в воздушных боях в небе Вьетнама за период с 1965 г. до 1968 г. составляло 2,5:1 для ВВС и 2,75:1 для авиации ВМС США, то есть на два сбитых МиГа приходился минимум один «Фантом», «Тандерчиф» или «Крусейдер». Учитывая количественное и качественное превосходство американской авиации над ВВС ДРВ, такое соотношение радовать Пентагон не могло. Еще большие опасения вызывал расклад, так сказать, потерь. В 1966 г. на долю МиГов пришлось 3% потерь американской авиации над Северным Вьетнамом, в 1967 г. — 8%, а за первые три месяца 1968 г. — 22%. Требовалось полностью пересмотреть тактику боевого применения истребительной авиации. Очевидно, что тяжелый, оптимизированный для воздушных боев на больших дистанциях с применением управляемых ракет «Фантом» в «собачье схватке» вчистую проигрывал, казалось бы, устаревшему МиГ-17, вооруженному «всего-навсего» пушками. Между тем, в ближнем бою пушки были оружием куда как более грозным, нежели несовершенные УР «Сайдуиндер» первых модификаций. Вдобавок большинство американских летчиков-истребителей имело довольно смутное представление о маневренном воздушном бое — их учили перехватывать советские бомбардировщики, а не крутить виражи с «летающим антиквариатом». Надо сказать, что в 1968 г. основным противником американских летчиков являлся именно МиГ-17, а не МиГ-21, вклад которого в общую копилку побед ВВС ДРВ был не сильно большим.

Командование ВМС США сформировало на авиабазе Мирамар ныне всемирно известный Центр боевой подготовки летчиков-истребителей «Топ Ган» (Top Gun). Подавляющее большинство экипажей палубной авиации ВМС США, записавших на свой счет сбитые МиГи, прошли через эту «школу». В ВВС США подобного Центра не было. Окончательная американская статистика воздушных боев поэтому неудивительна: 8,3:1 для ВМС и 2,8:1 для ВВС США. Вьетнамские летчики, в свою очередь, предпочитали вести бои с камуфлированными (ВВС), а не с серыми (ВМС) «Фантомами».

О «Топ Ган» написано много, даже кино красивое снято. Тем не менее, секретов в истории данного Центра осталось предостаточно. Летчики в Центре проходили подготовку в рамках программы ВВС США «Констант Пиг». Ей предшествовали проводившиеся под эгидой ЦРУ США оценочные испытания истребителей МиГ-21 по программе «Have Doughnut» и МиГ-17 «Have Drill/Have Ferry».

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 37
  1. Владимирец 19 февраля 2013 09:55
    Порядочно среди поляков предателей было.
    1. Гражданский 19 февраля 2013 10:33
      Да уж... сербы прям такие же братушки как приснопамятные болгары...
      1. Владимирец 19 февраля 2013 10:56
        Цитата: Гражданский
        приснопамятные болгары

        Ну уж с болгарами то никто не сравнится, после 1877-78гг. через небольшое время в двух мировых войнах против нас воевали.
        1. Avenger711 19 февраля 2013 13:06
          Не воевали вообще-то.
          Avenger711
          1. Владимирец 19 февраля 2013 13:56
            Цитата: Avenger711
            Не воевали вообще-то.

            Вы имеете ввиду - не стреляли?
    2. Кадет787 19 февраля 2013 13:59
      Владимирец.
      Ещё в советское время немцы в ГДР говорили, поляк это не национальность, это профессия.
      Кадет787
      1. Vadivak 19 февраля 2013 14:54
        Цитата: Кадет787
        поляк это не национальность, это профессия.

        Точно, торгаши.
        1. Skuto 19 февраля 2013 20:17
          Обидные слова, панове говорите, весьма обидные. Тухачевский, Василевский (только по фамилии) и Рокосовский - кто эти товарищи? Два из них точно поляки, причем один из них "маршал победы". Поэтому не надо поливать народ грязью, чьи предки много раз били наших предков на полях сражений и во многом их страна могла стать собирательницей земель русских, а не Москва. Если у них такое отношения к нам сформировалось, то в этом и наша есть вина.
    3. Geisenberg 19 февраля 2013 20:04
      А сколько теперь, а сколько еще будет ....
      1. 755962 19 февраля 2013 20:20
        Однако гораздо больший интерес в те годы американцы проявляли к истребителю МиГ-15



        Бывший северокорейский МиГ-15 в музее ВВС США
        Непосредственно в ходе войны американцам не удалось захватить ни одного самолёта. Лишь после её окончания, в сентябре 1953 года, северокорейский пилот Но Гымсок, ничего не знавший о предложенном вознаграждении, угнал МиГ-15 в Южную Корею. Этот самолёт был опробован в полёте известным американским лётчиком-испытателем Чаком Йегером. Затем США предложили вернуть МиГ законному владельцу, однако ни одна страна не выразила желания забрать его, и самолёт был отправлен в Национальный музей ВВС США
        755962
    4. Andrey58 19 февраля 2013 20:14
      Цитата: Владимирец
      Порядочно среди поляков предателей было.

      Только среди поляков?
      В 1948г. из Грозненского летного училища в Турцию угнан истребитель Як-11.
      9 октября 1948г. с авиабазы Коломия в Австрию (посадка в районе г. Линц) летчиками П.Пироговым и А.Барсовым угнан самолета Ту-2.
      В 1949г. угон в Швецию истребителя Ла-9.
      В 1956г. по сообщениям западной прессы советский лётчик на истребителе МиГ перелетел на Запад.
      В 1961г. советский лётчик на новом истребителе-перехватчике Су-9 перелетел в иранский город Абадан. Самолёт был разобран и переправлен в США туда же отправился и летчик с которым предварительно были проведены беседы офицерами Отдела иностранных технологий (Foreign Technology Division) Министерства обороны США.
      В 1973г. летчик-инструктор Армавирского летного училища Сафронов перелетел в Иран.
      27 мая 1973г. авиатехник л-т Е.Вронский взлетел на самолете Су-7БМ с авиабазы Гроссенхайн (ГДР). Поскольку «пилот» не имел практических летных навыков (весь его опыт ограничивался «полетами» на тренажере) «мягкая» посадка исключалась. Чтобы не рисковать он катапультировался сразу после пересечения границы ФРГ. Самолет упал на лесной массив у города Брауншвайг. Весь полет проходил на форсажном режиме работы двигателя с неубранным шасси. Обломки самолета возвращены советской стороне, а Вронскому было предоставлено политическое убежище.


      Предатель не имеет национальности.
      Andrey58
    5. rubber_duck 20 февраля 2013 00:21
      А вот вьетнамцы радуют. Зря мы оттуда ушли, ох зря...
      rubber_duck
    6. Samuray 20 февраля 2013 11:32
      Так и среди советских тоже хватало
      Samuray
  2. Vadivak 19 февраля 2013 10:08
    Хорошая стаья спасибо.

    Сталин не зря не любил Тито. Как тот не пыжился в какие шмотки не рядился а до отца народов ему далеко. Вот и компенсировал предательством. А въетнамцы не повелись. Бойцы одно слово.
  3. Сказочник 19 февраля 2013 10:53
    8,3:1 для ВМС и 2,8:1 для ВВС США.

    Не понял! Это на одного сбитого америкоса 8 сбитых МиГов? Это что же, они там наших как Тузик грелку рвали? Сказать "печалька" - это не сказать ничего.
    1. Владимирец 19 февраля 2013 11:01
      Цитата: Сказочник
      Это на одного сбитого америкоса 8 сбитых МиГов? Это что же, они там наших как Тузик грелку рвали?

      Ну так если в наш Т-55 посадить обученный экипаж, а в Абрамс зулусов, то результат будет таким же. Обученный воин это половина успеха.
    2. Vadivak 19 февраля 2013 14:32
      Цитата: Сказочник
      Не понял! Это на одного сбитого америкоса 8 сбитых МиГов? Это что же, они там наших как Тузик грелку рвали?




      За все годы войны истребительной авиацией Вьетнамской народной армии было уничтожено 350 самолетов противника. Вьетнамская же авиация потеряла гораздо меньше - 145

      В Корее полк Пепеляева сбил 100 американцев при потере 10 своих.. Нашим летчикам было засчитано 1.097 побед (собственные потери: 319 самолетов/110 летчиков). Полк, в котором воевал минчанин Лев Щукин, потерял 18 боевых машин (из них 15 - безвозвратно); сбит 101 американский самолет. Потери 1 к 5,6. Погибло 8 летчиков, из них только 2 в бою, остальные – при попытках посадить поврежденные самолеты.
      Список 10 лучших асов Кореи возглавляют: капитан Николай Сутягин – 22 победы, полковник Евгений Пепеляев – 20, капитан Лев Щукин – 17 (две в группе). Далее: один – 15 побед; двое по 14; один – 13; один – 12; и двое - по 11. Победы фиксировались только при подтверждении с земли. Многим летчикам не были зачтены победы, поскольку сбитые самолеты падали в море (за линию фронта) или взрывались в воздухе.

      Американцы фиксировали победы по фотопулемету. Если пилот сбитой машины катапультировался, можно было сделать несколько заходов по «пустому» самолету (что и делалось) и записать на пленку еще несколько «побед». Лучшее достижение американцев (с учетом подобных приписок) – 16 побед (капитан Джозеф Макконнелл). Один пилот заявил о 15 победах (майор Джеймс Джабарра), двое о 14, один - о 13 и пятеро - о 10.

      Позже американцы признали, что потеряли более 2.000 самолетов, однако 55% из них они списали на небоевые потери. Если, к примеру, сбитый в бою самолет падал в море – это «небоевая» потеря.
      1. Larus 19 февраля 2013 19:45
        Ну как всегда у них,а то избиратели не поймут что они там,или ещё где то делают)))
        Larus
  4. demon ada 19 февраля 2013 11:20
    статистика дело сложное
    они поврежденные самолеты тоже учитывали
    часто поврежденный самолет возвращался на свою базу
    и после ремонта продолжал службу
    сколько американских самолетов было сбито во Вьетнаме ???
    и фантом против Миг-15 и Миг-17 это не те потери
    самолеты разных поколений )))
    и воевали вьетнамцы а не советские асы
    demon ada
  5. Rambiaka 19 февраля 2013 12:58
    Цитата: Vadivak
    А въетнамцы не повелись. Бойцы одно слово.

    Они и сегодня не ведутся. Да и к ним больше не суются.
    1. smprofi 19 февраля 2013 13:58
      Цитата: Rambiaka
      Они и сегодня не ведутся




      прибытие флагманского корабля 7-го флота США USS Blue Ridge (LCC-19) вместе с миноносцем УРО USS Chafee (DDG-90) и спасательным кораблем USNS Safeguard (T-ARS-50) во вьетнамский порт Tien Sa. 23.04.2012



      вице-адмирал, командующий 7-м флотом США Скотт Свифт (Scott Swift) с вьетнамскими офицерами



      были и другие визиты. причем не только дружеские, но и с целью проведения совместных учений.

      smprofi
      1. Владимирец 19 февраля 2013 14:22
        У стоящих в строю вьетнамцев лица такие приветливые, когда на командующего 7-м флотом смотрят. laughing
        1. Vadivak 19 февраля 2013 17:27
          Цитата: Владимирец
          У стоящих в строю вьетнамцев лица такие приветливые, когда на командующего 7-м флотом смотрят

          Тоже обратил внимание, наверное узнали гада
  6. smprofi 19 февраля 2013 13:38
    не знаю упомянет ли автор в последующих публикациях, но кроме Центра боевой подготовки летчиков-истребителей Top Gun советские МиГи использовались на исследовательской базе фирмы Lockheed - Area 51 ("Зона 51", она же: Dreamland, McCartan's County, Paradise Ranch, Home Base, Watertown Strip, Groom Lake, The Box, Neverland). если интересно про базу: http://nnm.ru/blogs/smprofi/zona_51_chast_i_baza/



    советские истребители МиГ-17 проходили в документах Пентагона как F-113, а МиГ-21 именовались F-114. МиГи были сведены в эскадрилью Red Hats.



    ведущий конструктор корпорации Lockheed Кларенс Джонсон (Clarence Leonard “Kelly” Johnson) при создании своих самолетов тоже использовал данные, полученные от исследований МиГов
    smprofi
  7. Ralex 19 февраля 2013 14:03
    Воевали вьетнамцы,кстати очень даже неплохо.Мой отец был летчиком-инструктором.Так вот он очень хвалил вьетнамских пилотов.Единственным недостатком был у них почти у всех летчиков дефицит веса,и при выполнении маневров с большими перегрузками они просто теряли сознание.Поэтому прежде чем приступить к полетам их интенсивно откармливали.А воевали вьетнамцы храбро и отчаянно.Большое количество потерь в начальный период объясняется как слабой подготовкой пилотов,так и устаревшей техникой.Но после того как СССР начал поставлять во Вьетнам новые МИГ 21,да и пилоты поднабрались опыта,ситуация поменялась.Вообще американцы не очень любят вспоминать Вьетнам,т.к. огребли там по полной.
    1. smprofi 19 февраля 2013 15:06
      Цитата: Ralex
      у всех летчиков дефицит веса,и при выполнении маневров с большими перегрузками они просто теряли сознание

      сознание они теряли не от дефицита веса, а от низкокалорийного питания. не знаю как летчиков кормили, а вот, например, норма уже в конце 70-х - начале 80-х у солдата была плошка риса и 50 грамм мяса (у монголов, для сравнения в день 2,5 кг мяса в то же время была). "А овощи?" - "А овощи в лесу!" это отец преподавал у иностранцев, в том числе и у вьетнамцев. зато вьетнамские офицеры-пвошники (ветераны войны с американцами, подполковники да полковники с обалденным иконостасом на груди) на полигоне переплюнули всех остальных: быстрее всех из походного положения развернули зенитку С-60 и первыми же снарядами поразили движущуюся цель (на пару км по рельсам на платформе старый танк пускали). вот в теории вьетнамцы были слегка слабоваты.
      smprofi
      1. pavlo 20 февраля 2013 01:06
        не обожрешся каждыый день 2.5 кило мяса хавать?
        pavlo
  8. opkozak 19 февраля 2013 17:02
    Перекличка в вьетнамской эскадрилье.
    -Иванов-ов-ов - Я.
    -Не я, а той.
    - Перов-ов-ов - Той, товарищ майор.
    -Перов-ов-ов. Разговорчики!Мы во Вьетнаме!
    -Синиц-ын-ын.
    -...
    -Синиц-ын-ын!!
    -...
    -Синицын! мать-твою!
    -Я...
    opkozak
  9. Andrey58 19 февраля 2013 20:20
    Бросается в глаза, что бежали пилоты исключительно с Востока на Запад. В обратную сторону побегов не зафиксировано. Этот факт многое говорит о жизни в "социалистическом раю".

    Причины, по котором Но Кум Сок перегнал МиГ врагу, сегодня уже не установить... Факты куда интереснее. «Добрый католик» стал самым молодым летчиком-коммунистом ВВС КНДР.

    Ключевое слово - "коммунистом". Лидер этой шайки - Ульянов-Бланк, продал Родину за три рубля. Чего же вы хотите от последователей.
    Andrey58
    1. pavlo 20 февраля 2013 01:07
      А обратно их просто не пускали-делов то!!!
      pavlo
      1. Andrey58 20 февраля 2013 17:57
        Наших беглецов? Допустим. А их родные пилоты что же не бежали?
        Andrey58
    2. Каа 20 февраля 2013 05:31
      Цитата: Andrey58
      В обратную сторону побегов не зафиксировано

      " в период с 1921 по 1936 годы только в БССР из-за границы перешло 58 тысяч человек. Теперь, читая монографию О. Кена и А. Рупасова "Политбюро ЦК ВКП(б) и отношения СССР с западными соседними странами", нашел данные о том, как бежали в СССР из Финляндии. В 1930 г. финляндско-советскую границу нелегально пересекли 1174 человека, в 1931 г. - 2488, в 1932 г. - 7207 чел. Всего же за период с 1930 по 1934 гг. в СССР перешло от 12 до 15 тысяч финнов.
      И еще один интересный момент: когда в 1931 г. из Польши крестьяне массами побежали в СССР, Политбюро приняло специальное решение "О перебежчиках", в котором предписывалось не устраивать по этому поводу пропагандистскую кампанию в СМИ. Принимать массы перебежчиков из сопредельных стран советское руководство явно не хотело http://a-dyukov.livejournal.com/370693.html
      А зачем нам их авиация, если ВСЮ политическую и военно-техническую информацию получали и от "кэмбриджской пятерки( до сих пор не знают, сколько их было в реале) и от физиков-ядерщиков и еще от ТЫСЯЧ людей, бескорыстно работавших на СССР и в него же потом и переехавших. Про пару Б-29=Ту-4 в курсе? Так американские пилоты предпочли сесть в СССР, а не в Китае или Маньчжоу-Го...это непосредственно о летчиках и самолетах.
      1. Andrey58 20 февраля 2013 18:05
        Цитата: Каа
        " в период с 1921 по 1936 годы только в БССР из-за границы перешло 58 тысяч человек. Теперь, читая монографию О. Кена и А. Рупасова "Политбюро ЦК ВКП(б) и отношения СССР с западными соседними странами", нашел данные о том, как бежали в СССР из Финляндии. В 1930 г. финляндско-советскую границу нелегально пересекли 1174 человека, в 1931 г. - 2488, в 1932 г. - 7207 чел. Всего же за период с 1930 по 1934 гг. в СССР перешло от 12 до 15 тысяч финнов.

        Давайте не сравнивать несравнимое. Я говорил о пилотах. В данном случае не имеет значение нужны нам были образцы западной техники или нет. Важен сам факт: из Союза бежали, в Союз - нет.
        Если сравнивать общее количество эмигрантов,то для СССР картина будет выглядеть ещё печальнее:
        По оценкам демографов А. Вишневского и Ж.Зайончковской 'три волны' эмиграции в советский период с 1917 по 1990 гг. унесли из СССР 12,5-15 млн. человек.
        http://www.irex.ru/press/pub/polemika/09/dol

        Не 12 тысяч и даже не 58, правда?

        Цитата: Каа
        Про пару Б-29=Ту-4 в курсе? Так американские пилоты предпочли сесть в СССР, а не в Китае или Маньчжоу-Го...это непосредственно о летчиках и самолетах.

        Разницу между вынужденной посадкой на территории союзного государства и угоном самолёта на аэродром враждебной державы понимаете?
        Andrey58
    3. Andrey58 20 февраля 2013 18:08
      Я смотрю некоторым очень не нравится вспоминать про "пломбированный вагон". Увы, из песни слов не выкинешь. Было.
      Andrey58
      1. ded-mazai 21 февраля 2013 20:32
        Andrey58
        Я смотрю некоторым очень не нравится вспоминать про "пломбированный вагон"

        А некоторым очень нравится
    4. ded-mazai 21 февраля 2013 20:24
      Andrey58 Лидер этой шайки - Ульянов-Бланк, продал Родину за три рубля.

      Гавно ты вонючее, вот ты кто!
  10. crambol 19 февраля 2013 20:58
    Интересно, а сколько у нас "вражеских" машин?
  11. Маркони41 20 февраля 2013 00:49
    Ну американцы то любят потрепаться о своих мнимых победах! Вспомнился анекдот тех времен:
    Сидят 3 амеровских летчика во вьетнамском плену и общаются.
    Тебя кто сбил? - Русский!
    А тебя? -Тоже русский.
    А тебя? -Вьетнамец!!! -Расскажи!
    Лечу я лечу и тут в шлемофоне слышу: Вань прикрой я Х..йну!
    Ну вот этот Х..ну меня и сбил!
    1. Каа 20 февраля 2013 05:05
      Цитата: Маркони41
      Ну вот этот Х..ну меня и сбил!

      "Пилот -истребитель в бою над Вьетнамом
      Сбивает седьмой самолет
      И веское РУССКОЕ слово вставляет -
      Да падай же, еба..й в рот !" laughing
  12. Evrepid 21 февраля 2013 17:02
    Статья очень понравилась.
  13. Columbus 25 ноября 2013 08:11
    Andrey58,Шакал ты дешёвый не трогай Советский Союз.Таких как ты на кол сажать надо.Праститутка!!!
    Columbus

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня