Отечественные послевоенные 122 и 125-мм противотанковые самоходные артиллерийские установки

21 613 58
Отечественные послевоенные 122 и 125-мм противотанковые самоходные артиллерийские установки

В послевоенное время высшее советское военное руководство не утратило интереса к специализированным противотанковым самоходным артиллерийским установкам, вооруженным длинноствольными орудиями. Однако с учётом того, что в войсках уже имелось значительное количество СУ-100 и ИСУ-122С, а вновь проектируемые самоходки по противотанковому потенциалу не имели существенных преимуществ перед серийными средними и тяжелыми танками, заметное развитие в 1950-1960-е годы получили только легкие аэромобильные ПТ САУ.

Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54


В конце 1940-х Советская Армия начала массово получать новые средние танки Т-54, которые на тот момент по комплексу характеристик превосходили любой западный танк первого послевоенного поколения. Непрерывно совершенствуясь, эта машина долго оставалась актуальной, а в 1958 году в серию пошла улучшенная модификация Т-55, более приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия.




Танк Т-54 образца 1951 года

Расчёты показали, что на шасси Т-54 можно создать мощную противотанковую самоходную установку рубочного типа, которая за счёт отказа от башни по огневой мощи и защищённости в лобовой проекции будет сравнима с тяжелой установкой ИСУ-122С, превосходя её по скоростным и манёвренным характеристикам, а также по служебно-эксплуатационным характеристикам.

В июне 1948 года вышло постановление Совета Министров, в соответствии с которым конструкторскому бюро Омского завода №174 (руководитель И.С. Бушнев) поручили разработать на базе танка Т-54 самоходную артиллерийскую установку, вооруженную 122-миллиметровой пушкой Д-25. Однако по ряду причин создание ПТ САУ в Омске застопорилось, и в 1950 году наработки по новой самоходке были переданы в КБ завода №183 в Нижнем Тагиле. Дальше созданием СУ-122-54 («Объект 600») занимался коллектив под руководством главного конструктора А. Е. Сулина.

В конструкции СУ-122-54 был учтён опыт боевого применения и эксплуатации отечественных самоходных установок, созданных в годы Второй мировой. Особое внимание разработчики уделили средствам наблюдения, удобству работы экипажа и условиям обитаемости. Эффективность ведения артиллерийского огня планировалось повысить за счёт использования оптического дальномера, электромеханического досылателя и устройства продувки ствола сжатым воздухом. Для поражения легкобронированной техники и противотанковых средств предназначался спаренный с орудием 14,5-мм пулемёт КПВТ. Ещё один такой же турельный пулемёт с зенитным прицелом устанавливался на крыше рубки.


Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 на испытаниях

122-мм нарезное орудие Д-49 с клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором, защищённое литой маской, являлось модернизированным вариантом пушки Д-25Т, устанавливаемым на танки ИС-2 и ИС-3. Пушка Д-49 с длиной ствола 5497 мм по сравнению с танковой Д-25Т имела более высокую скорострельность (до 5 выстр./мин) и, благодаря весьма совершенным по меркам того времени прицельно-дальномерным приспособлениям, могла поражать подвижные бронецели на дальности до 3 000 м. Стрельба прямой наводкой на дистанции до 6 000 м осуществлялась с использованием телескопического прицела ТШ-2-24 с переменным увеличением от 3,5 до 7 крат. При ведении огня с закрытой позиции на дальности до 13 400 м применялся прицел С71-24-1 и орудийная панорама. Сектор горизонтальной наводки составлял 16°, вертикальной – от -4 до +16°. Боекомплект самоходной установки состоял из 35 артиллерийских выстрелов и 600 патронов к пулемётам КПВТ.

Номенклатура артиллерийских выстрелов была полностью совместима с орудиями Д-25С и Д-25Т. Для стрельбы применялись выстрелы раздельного гильзового заряжания с бронебойным (остроголовым БР-471 и тупоголовым БР-471Б) и осколочно-фугасным (ОФ-471Н) снарядами. При проведении учебных практических стрельб прямой наводкой по макетам танков применялись выстрелы с практическим трассирующим снарядом ПБР-471. Использовались собранные в латунных цельнотянутых гильзах метательные заряды Ж-471, ЖД-471 или ЖН-471. Бронебойный снаряд, имевший массу 25 кг и начальную скорость 795 м/с, на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 145 мм.

В 1959 году была принята на вооружение гильза с частично сгорающим корпусом. Ряд источников утверждает, что для стрельбы из орудий семейства Д-25 можно было вести огонь кумулятивными снарядами БК6 и БК6М от 122-мм гаубицы Д-30. Дальность прямого выстрела кумулятивными снарядами составляет 900 м, бронепробиваемость по нормали – 400 мм.


Низкое расположение линии огня (1505 мм) позволило улучшить устойчивость машины во время стрельбы, что положительно сказалось на точности. В то же время снижение высоты по крыше рубки до 2060 мм снизило уязвимость машины на поле боя. Для сравнения, танк ИС-3, вооруженный 122-мм орудием с такими же баллистическими характеристиками, имел высоту 2450 мм.

Механик-водитель и другие четыре члена экипажа располагались в одном обитаемом пространстве, благодаря чему они имели возможность свободно общаться между собой. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части.


Силовую установку, трансмиссию с системой управления и ходовую часть с некоторыми конструктивными изменениями взяли у танка Т-54. Для более равномерного распределения нагрузки из-за сместившегося вперёд центра тяжести в ходовой части изменили взаимное расположение опорных катков и уменьшили угол закрутки торсионных валов. Ходовая часть имела пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках 1-го и 5-го опорных катков.

Новшеством в отечественном танкостроении являлось использование авиационного воздушного компрессора АК-150В, используемого для запуска двигателя, пневматической перезарядки пулемета КПВТ, а также очистки боекомплекта и агрегатов от пыли.

Корпус самоходной установки был выполнен из катаных бронелистов, соединенных сваркой. Верхняя лобовая часть, расположенная под углом 51°, имела толщину 100 мм, нижняя лобовая броня такой же толщины имела угол наклона 55°. Борт корпуса — 80 мм. Корма — 45 мм. Днище и крыша — 20 мм.

12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель В-54 мощностью 520 л.с. мог разогнать машину массой 36,36 т до 48 км/ч. Запас хода достигал 400 км. Самоходка могла преодолевать 30° подъёмы, рвы шириной 2,7 м, стенки высотой 0,73 м, ров глубиной 1,4 м.

Для связи первоначально применялась танковая радиостанция 10РТ-26Э с ТПУ-47, впоследствии заменённая рацией Р-113 с ТПУ Р-120.

Испытания СУ-122-54 длились с конца 1950-го до второй половины 1954 года. Первый опытный образец САУ был вооружен пушкой без эжектора.


После устранения выявленных недостатков и доводки самоходную установку рекомендовали к принятию на вооружение, что произошло согласно постановлению Совета Министров СССР 15 марта 1954 года. Однако серийный выпуск начался только в 1955 году. Производство СУ-122-54 осуществлялось на заводе №174 в Омске с 1955 по 1957 год. Большинство источников сходится в том, что было изготовлено не более 77 машин, которые в основном поступили на вооружение отдельных самоходных противотанковых дивизионов.


Для своего времени СУ-122-54 являлась вполне эффективной самоходной артиллерийской установкой с адекватной бронезащитой и вооружением, обеспечивающим уверенное поражение танков потенциального противника и разрушение полевых оборонительных сооружений. Однако с приходом к власти Н. С. Хрущёва вектор развития советских вооруженных сил сильно изменился, после чего выпуск 122-мм ПТ САУ сочли неоправданным. В условиях, когда повышенное внимание уделялось управляемому ракетному оружию, самоходные артиллерийские установки были объявлены устаревшими.

В конце 1960-х все имевшиеся в войсках СУ-122-54 вывели из состава самоходных артиллерийских дивизионов. Поводом для этого стало распространение ПТРК и «недостаточная» бронепробиваемость орудия Д-49, хотя в то же время тяжелые танки ИС-2М, ИС-3М и Т-10 со схожими 122-мм пушками на вооружении сохранились.

Большую часть ПТ САУ СУ-122-54 переделали в машины технической помощи МТП-3 и тягачи ТОП, использовавшиеся для обеспечения парадов, а также в бронированные машины разминирования БМР-1.


Тягач использовавшийся для обеспечения парадов

В начале 1970-х в советскую армию поступило несколько десятков бронированных машин технической помощи МТП-3.


На МТП-3 было установлено специальное оборудование, позволявшее буксировать неисправные и повреждённые танки или выполнять грузоподъёмные работы. Броневая защита сохранена на уровне базовой машины. Амбразура пушки заварена стальным листом.

С использованием шасси СУ-122-54 в начале 1980-х 38-м НИИ МО (Кубинка) и киевским 482-м конструкторско-технологическим центром для использования в Афганистане была создана бронированная машина разминирования.


Выбор самоходки в качестве базы для создания тральщика обуславливался наличием объемной рубки, что давало возможность поднять экипаж от днища машины, обеспечив хорошую противоминную защиту. Кроме того, готовая рубка существенно сокращала срок и стоимость изготовления машины – ее не требовалось наваривать заново, производя значительный объем корпусных работ. Экипаж машины, состоявший из трёх человек, не имел жесткой связи с днищем машины – сиденья крепились к носовому и бортовому листам корпуса. Также не было связи с корпусом у стеллажа с аккумуляторными батареями.

В боевом отделении имелись специальные полики с увеличенными слоями резины для улучшения амортизационных свойств. С целью повышения защиты экипажа от поражения осколками брони в случае ее пробития, внутри к бортам боевого отделения крепились алюминиевые экраны. На БМР-1 использовались тралы КМТ-7К и КМТ-5М. На крыше рубки монтировалась башня с 14,5-мм и 7,62-мм пулемётами, заимствованная с бронетранспортёра БТР-60ПБ. Вокруг пулемётной башни силами экипажа часто устанавливались дополнительные броневые листы.

Эксплуатация тягачей, созданных на базе СУ-122-54, продолжалась до середины 1990-х. Имеется информация, что несколько тральщиков БМР-1, поднятых с баз хранения, было задействовано в боевых действиях на востоке Украины.

На данный момент известно о трёх сохранившихся самоходках, две из которых дожили до нашего времени в оригинальном виде.


САУ СУ-122-54 в парке Победы, Краснодар

Одна находится в Бронетанковом музее в Кубинке, вторая — в краснодарском Парке Победы, третья — в Выставочном комплексе военной и автомобильной техники в городе Верхняя Пышма.

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка «Спрут-СД»


В 1960-1970-е годы в СССР было создано несколько образцов опытных лёгких плавающих танков, вооруженных 85-100-мм орудиями и предназначенных для захвата плацдармов после форсирования водных преград, ведения разведки, огневой поддержки пехоты и борьбы с вражеской бронетехникой.

Однако руководство МО СССР считало, что для этих целей достаточно БМП-1, а в качестве мобильного противотанкового резерва можно использовать ПТРК, установленные на шасси колёсных БРДМ-1 и БРДМ-2..

В 1970-е годы основными бронированными машинами в советских ВДВ стали авиадесантируемые БМД-1 и БТР-Д. Противотанковые десантные подразделения дивизионного звена комплектовались машинами БТР-РД «Робот» с ПТРК 9М111 «Фагот», а самоходки АСУ-85 постепенно выводились из эксплуатации.

Однако после появления в армиях стран НАТО танков нового поколения M1 Abrams, Leopard 2 и Challenger стало ясно, что имеющиеся на вооружении советских десантников противотанковые средства не гарантируют их уверенного поражения. Кроме того, «крылатая пехота» испытывала потребность в мобильных артиллерийских установках, способных поддержать огнём в наступлении и повысить боевую устойчивость в обороне.

В первой половине 1980-х начались работы по созданию легкобронированной машины с мощной 125-мм танковой пушкой. Так, в 1983 году один из трёх построенных опытных лёгких танков «Объект 934» вооружили 125-мм орудием. В 1984 году на полигоне в Кубинке прошли стрельбы, показавшие, что кучность стрельбы опытной установки была не хуже, чем у танков, а нагрузки, действовавшие на экипаж и корпус, не превышали допустимых величин. Полученные результаты легли в основу опытно-конструкторской разработки под наименованием «Спрут-СД» (индекс ГРАУ — 2С25).


Авиадесантная 125-мм самоходная артиллерийская установка «Спрут-СД»

После анализа возможных вариантов новый авиадесантируемый истребитель танков решили строить на базе БМД-3 с удлинением шасси на два катка. Гидропневматическая система новой конструкции позволяет в течение нескольких секунд изменять клиренс, а конструкция подвески придает машине высокую плавность хода и проходимость.


Десантная самоходка выполнена по классической танковой компоновке. В передней части машины находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, далее идет боевое отделение с орудийной башней, в которой размещены командир и наводчик, моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части. Наводчик располагается слева от механика-водителя, а командир — справа.

В распоряжении каждого члена экипажа имеются индивидуальные приборы наблюдения, функционирующие в режиме «день — ночь». На машине установлена новая система управления огнём, включающая в себя прицельный комплекс наводчика, комбинированный прицел командира, совмещенный с лазерным дальномером, и стабилизированный в двух плоскостях комплект для наведения противотанковых управляемых ракет. Система управления огнём командира обеспечивает круговое наблюдение за местностью, поиск целей и выдачу целеуказания наводчику. На внешней стороне башни смонтированы датчики, обеспечивающие автоматический ввод поправок в баллистический вычислитель при стрельбе.


Гладкоствольная 125-мм пушка 2А75 создана на базе танкового орудия 2А46, используемого в составе вооружения советских и российских основных боевых танков. Пушка самоходной установки «Спрут-СД» стабилизирована в двух плоскостях и способна вести огонь любыми типами штатных танковых боеприпасов калибра 125-мм, с раздельно-гильзовым заряжанием.

Шасси самоходки гораздо легче танкового, и для компенсации отдачи при выстреле используется новое противооткатное устройство, что позволило обойтись без применения дульного тормоза. На орудии установлен новый эжектор и термоизоляционный кожух. Автомат заряжания конвейерного типа обеспечивает скорострельность до 7 выстр./мин. В боеукладке автомата размещено 22 выстрела, полностью готовых к использованию.

Помимо бронебойно-подкалиберных и осколочно-фугасных снарядов в боекомплект входят противотанковые ракеты 9М119М «Инвар-М», запускаемые через ствол. ПТУР с лазерным наведением способны поражать танки противника на дальности до 5000 м. Бронепробиваемость ПТУР «Инвар-М» — до 800 мм гомогенной брони после преодоления динамической защиты. Средняя скорость полёта управляемой по лазеру ракеты составляет более 280 м/с, что позволяет использовать ПТРК для борьбы с вертолётами. Углы наведения орудия по вертикали: от -5 до +15°. С 125-мм орудием спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ — боекомплект 2000 патронов. В задней части башни установлены 8 мортирок системы постановки дымовой завесы 902В «Туча».

Корпус и башня артиллерийской установки выполнены из алюминиевого броневого сплава. Имеется возможность усиления защиты лобовой части стальными накладками. После этого броня способна держать 14,5-мм бронебойные пули. Бортовая броня защищает от пуль винтовочного калибра и лёгких осколков.

Высокая удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечивают хорошую подвижность. Машина массой 18 т, оснащенная двигателем 2В-06-2С мощностью 510 л.с., разгоняется на шоссе до 70 км/ч. По просёлку САУ может двигаться со скоростью до 45 км/ч, скорость на плаву 9 км/ч. Запас хода по шоссе до 500 км, по просёлку – 350 км. Самоходка способна взять подъём в 35°, стенку высотой 0,8 м и ров шириной 2,5 м.


«Спрут» весит больше, чем другие машины десанта, и для самоходки разработали новую систему десантирования П260М, во многом унифицированную с многокупольной парашютной бесплатформенной системой ПБС-950, используемой для БМД-3. Военно-транспортный самолёт Ил-76МД способен взять на борт две САУ. Самоходная 125-мм установка также может транспортироваться на внешней подвеске вертолёта Ми-26.


Погрузка «Спрут-СД» в военно-транспортный самолёт Ил-76

Авиадесантируемая самоходная артиллерийская установка «Спрут-СД» была готова к принятию на вооружение в первой половине 1990-х. Но потребовалось еще примерно 10 лет, чтобы заказчик определился, нужна ли ему лёгкая ПТ САУ, способная эффективно противодействовать основным боевым танкам. Кроме того, задержка с запуском установки в серийное производство во многом была связана с отсутствием финансирования.

Принятие десантной 125-мм САУ на вооружение официально оформили 9 января 2006 года. Но в период «сердюковщины» Минобороны РФ решило отказаться от закупок. По этому поводу первый заместитель министра обороны В.А. Поповкин заявил, что эта машина Российской армии не нужна из-за сложности освоения военнослужащими срочной службы, низкой защищённости и высокой стоимости. При этом журналисты, приближенные к тогдашнему высшему военному руководству, сочиняли статьи негативного содержания, сравнивая «Спрут» с основными боевыми танками. Понятно, что такие сравнения абсолютно некорректны и самоходные установки «Спрут-СД» не могут заменить ОБТ. Однако аэромобильные САУ легкой весовой категории, аналогичные танкам по огневой мощи, необходимы силам быстрого реагирования. Их наличие в боевых порядках парашютистов-десантников и морских пехотинцев повышает ударный потенциал в наступлении и стойкость в обороне.

Согласно информации, опубликованной The Military Balance в 2016 году, в наших вооруженных силах 8 лет назад имелось не менее 36 самоходных артиллерийских установок «Спрут-СД», что намного меньше потребностей ВДВ и морской пехоты.


В 2015 году стало известно о создании модернизированной САУ 2С25М «Спрут-СДМ1». Согласно информации, озвученной администрацией «Волгоградской машиностроительной компании», после модернизации машины ее огневая мощь повышена за счет установки современной цифровой системы управления огнем и введения в боекомплект новых, более эффективных боеприпасов.

В составе СУО имеются: панорамический прицел командира с оптическим, тепловизионным и дальномерным каналами, комбинированный прицел наводчика-оператора с оптическим, тепловизионным, дальномерным каналами и лазерным каналом управления ракетой, а также автоматом сопровождения цели. Модернизированная версия получила аппаратуру управления дистанционным подрывом снарядов на траектории, баллистический вычислитель, а также автоматизированные рабочие места командира и наводчика-оператора. В состав вооружения самоходки введён дистанционно управляемый модуль с 7,62-мм пулемётом, аналогичный используемому на танке Т-90М.


Противотанковая артиллерийская установка «Спрут-СДМ1»

Благодаря внедрению программно-технического комплекса и интеграции САУ в автоматизированную систему тактического звена повышена командная управляемость в бою. Подвижность машины увеличилась за счет заимствования от БМД-4М двигателя, трансмиссии, узлов ходовой части, а также информационно-управляющей системы шасси. По словам представителя Минобороны РФ, поставки серийных самоходных установок «Спрут-СДМ1» должны были начаться в 2020 году.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    7 ноября 2024 08:00
    Не совсем понимаю зачем нам лёгкий танк. Значит французов ругали, смеялись тут над их колёсными танками, и броня не та, и пушки, а типа подвижность уже никому не нужна. А тут сами спрут слепили такой же. Для ВДВ? А часто они прыгали за три года? Часто машины реки переплывали? У танка хоть броня есть, а тут ничего, засадная пушка.
    1. +8
      7 ноября 2024 08:17
      Цитата: Вадим С
      Значит французов ругали, смеялись тут над их колёсными танками, и броня не та, и пушки, а типа подвижность уже никому не нужна. А тут сами спрут слепили такой же.

      Спрут, мягко говоря, не такой, достаточно взглянуть на ходовую, у него гусеничный ход против колесного у макаронников и лягушатников.
      Цитата: Вадим С
      А часто они прыгали за три года?

      А в ВДВ технику еще и перевозят посадочным способом...
      1. +3
        7 ноября 2024 11:13
        Цитата: Альф
        А в ВДВ технику еще и перевозят посадочным способом...

        Подразделения 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии на свою предпоследнюю войну прибыли вообще по железной дороге. smile
        1. +8
          7 ноября 2024 12:35
          Цитата: Alexey RA
          Цитата: Альф
          А в ВДВ технику еще и перевозят посадочным способом...

          Подразделения 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии на свою предпоследнюю войну прибыли вообще по железной дороге. smile

          С самого начала ВДВ и морпехи использовались как элитная пехота. Сейчас, с учетом того, что от первоначального состава частей активно участвующих в БД почти ничего не осталось - это просто хорошая пехота.
          1. +2
            7 ноября 2024 16:46
            Цитата: Bongo
            С самого начала ВДВ и морпехи использовались как элитная пехота.

            ЕМНИП, ВДВ так использовались со времён Халхин-Гола. В Афгане 345-й пдп даже пришлось переформировывать и перевооружать по штатам, приближённым к мотострельцам.
            Цитата: Bongo
            С самого начала ВДВ и морпехи использовались как элитная пехота. Сейчас, с учетом того, что от первоначального состава частей активно участвующих в БД почти ничего не осталось - это просто хорошая пехота.

            Поправка: высокомобильная лёгкая пехота.
            Проблема в том, что для мобильности парашютная десантируемость необязательна - достаточно авиатранспортируемости. А отказ от парашютного десантирования значительно раздвигает прокрустовы рамки МГХ, в которые КБ нынче вынуждены упихивать технику для ВДВ.
            1. +3
              7 ноября 2024 17:09
              Проблема в том, что для мобильности парашютная десантируемость необязательна - достаточно авиатранспортируемости.

              А зачем тогда специальная техника? Может быть отдельные категории, а так обычные БМП/БТР.
              Поправка: высокомобильная лёгкая пехота.

              По идее вертолеты, но тогда подразделения еще "легче" должны быть.
              1. -1
                8 ноября 2024 11:08
                Цитата: strannik1985
                А зачем тогда специальная техника?

                Потому что инерция мышления. ВДВ всё ещё грезят массовыми парашютными десантами - даже несмотря на то, что выбрасывать их практически некому.
                При этом тот же 45-й полк/бригада спокойно пересел на БТР-80.
                Цитата: strannik1985
                По идее вертолеты, но тогда подразделения еще "легче" должны быть.

                Вертолёты - это десантно-штурмовые части, оперативный уровень.
                ВДВ же - это соединения стратегического усиления, способные быстро подпереть армейцев через полстраны. Например, из Пскова - в Моздок.
                Потому что армейцы - это не про скорость переброски. В 08.08.08 20-я дивизия из Волгограда на войну не успела.
                1. 0
                  8 ноября 2024 12:56
                  При этом тот же 45-й полк/бригада спокойно пересел на БТР-80.

                  Разведчики, специфика другая. Скорее всего группы и транспорт отдельно.
                  Вертолёты - это десантно-штурмовые части, оперативный уровень.

                  Относительно, т.е. воздушно - штурмовая дивизия на вертолетах действует на глубину до 150 км, бригада до 100 км, если по советским представлениям, но да, тогда стратегическая мобильность в минус.
                  1. 0
                    8 ноября 2024 16:39
                    Цитата: strannik1985
                    Разведчики, специфика другая. Скорее всего группы и транспорт отдельно.

                    Или же опыт БД.
                    В Афгане в 345-м полку БТР-Д точно так же заменили на армейские БТР (БТР-70).
                    1. 0
                      8 ноября 2024 17:00
                      Или же опыт БД.

                      По Вики на 2009 год 655 человек весь полк, т.е. он по определению не общевойсковой.
                      В Афгане в 345-м полку БТР-Д точно так же заменили на армейские БТР (БТР-70).

                      Более того, в полк добавили дивизион Д-30 и танковую роту Т-62.
          2. 0
            3 февраля 2025 22:37
            Придется, эта пехота полетит. Пусть опытом набираются.
    2. +2
      7 ноября 2024 11:10
      Цитата: Вадим С
      А тут сами спрут слепили такой же. Для ВДВ? А часто они прыгали за три года?

      Хе-хе-хе... Вы ещё спросите - сколько раз ВДВ проводили парашютное десантирование подразделений с техникой в боевых условиях за последние лет 60? wink
      1. -2
        7 ноября 2024 12:44
        Так я и хотел донести, что лучше отказаться от этих авиа и водных фишек и заменить их более нужными вещами, тут уж любой назовет более актуальные модули.
    3. +2
      7 ноября 2024 11:19
      Значит французов ругали, смеялись тут над их колёсными танками, и броня не та, и пушки, а типа подвижность уже никому не нужна. А тут сами спрут слепили такой же. Для ВДВ? А часто они прыгали за три года? Часто машины реки переплывали? У танка хоть броня есть, а тут ничего, засадная пушка.

      так это уже история...
      хотя конечно, многое было достано из закромов сейчас...
      но все равно - это история...
    4. +7
      7 ноября 2024 12:28
      Цитата: Вадим С
      А часто они прыгали за три года?

      Нынешний конфликт - это совсем не то, к чему готовились наши вооруженные силы вообще и ВДВ в частности. В условиях развитой ПВО никто не собирался высаживать десанты в тыл врага, аэромобильные машины нужны для быстрого создания группировки сил быстрого реагирования на нужном направлении.
      Цитата: Вадим С
      Часто машины реки переплывали?

      Не часто, но переплывали.
      Цитата: Вадим С
      У танка хоть броня есть, а тут ничего, засадная пушка.

      Как показывает практика ОБТ почти так же уязвимы от ПТРК Javelin и FPV-дронов как и МТ-ЛБ.
      1. -1
        8 ноября 2024 11:13
        Цитата: Bongo
        Нынешний конфликт - это совсем не то, к чему готовились наши вооруженные силы вообще и ВДВ в частности.

        О как. belay
        ВДВ всё это время гордились, что живут по заветам предков и не поддались всяким там реформам. То есть, они сохранили свою структуру и вооружение со времён подготовки к большой войне в Европе. Но с началом этой войны оказалось, что они к ней не готовились.
        Цитата: Bongo
        В условиях развитой ПВО никто не собирался высаживать десанты в тыл врага, аэромобильные машины нужны для быстрого создания группировки сил быстрого реагирования на нужном направлении.

        А тогда зачем ВДВ с упорством, достойными лучшего применения, заказывают именно парашютно-десантируемые боевые машины? Не аэромобильные с посадочным десантированием, а именно парашютно-десантируемые.
        Вы же должны помнить - как мучились с десантированием того же "Спрута".
    5. +1
      9 ноября 2024 19:20
      Мне вот интересно, почему никто не ругает САУ "Гвоздика" или "Акация" с их противопульной броней и не называют их легкими танками? Что, если танковая пушка - то уже танк? И да, это засадная высокомобильная пушка, не более того. Или такие совсем не нужны?
      1. -1
        11 ноября 2024 10:15
        Цитата: shikin
        Мне вот интересно, почему никто не ругает САУ "Гвоздика" или "Акация" с их противопульной броней и не называют их легкими танками?

        Потому что это артиллерия, работающая с ЗОП. Для 2С3 прямая наводка - это последний шанс.
        Цитата: shikin
        Что, если танковая пушка - то уже танк?

        Да. Потому что это означает работу на ЛБС, прямой наводкой, когда орудие и цель видят друг друга.
        Цитата: shikin
        И да, это засадная высокомобильная пушка, не более того.

        О да... ВДВ с их урезанными до минимума штатами просто необходима специализированная засадная пушка. smile
      2. 0
        3 февраля 2025 22:40
        Почему "засадная" ? Вполне нормальная, сидит в обороне, в боевых порядках.
    6. 0
      27 января 2025 15:02
      Цитата: Вадим С
      Не совсем понимаю зачем нам лёгкий танк.

      Думаю, что он был бы хорошим подспорьем нашим ребятам, что сегодня в Африке.
      Французы создавали свой "колесный танк" тоже, скорее всего, для ТВД Африки. А украинцам передали то, что у них стало ненужным в связи с изгнанием французов из Африки.
  2. +7
    7 ноября 2024 08:11
    Спасибо Сергей за Вашу работу. Все разобрано по полочкам, читать интересно, всегда ждешь продолжения цикла статей. Самое главное нет ненужного "сарказма" а-ля Маша Захарова, или текстовки боевого листка с переливанием из пустого в порожнее ради объема.
    1. +6
      7 ноября 2024 12:37
      Алексей, спасибо за добрые слова! Я пишу в основном для "души" и только о том, что мне самому интересно.
  3. +6
    7 ноября 2024 08:12
    САУ-122-54 в кино. Сам знаю, что короткий.
    1. +3
      7 ноября 2024 12:52
      [quote]. бюро Омского завода №174 (руководитель И.С. Бушнев)
      [/Достаточно продвинутое ОКБ, в своё время разработали ЗСУ-57-2 на базе Т-54. Удивительно, что не справились.
  4. +8
    7 ноября 2024 08:14
    И в деле...Операция Дунай..
  5. +3
    7 ноября 2024 10:42
    Интересно вот кому-то приходила в голову применительно к современным условиям идея некоторой "реинкарнации" если не в полной мере самих САУ, то нарезных орудий на танковой базе? Если уж столь массово танки начали (от безисходности) применять для стрельбы с закрытых позиций, то больше смысла это делать именно из гаубичных стволов, востребованность же ПТ-функции напротив постепенно снижается. В двух словах - Т-90 с орудием от Гвоздики (122-мм 2А31) или его некоей более современной удлиненной версией. По габаритам/массе в башню подойдет, модифицировать автомат заряжания вполне возможно, снарядов (как по количеству, так и по назначению) - в достатке (имеются и управляемые). Из плюсов: нарезные фугасы точнее и мощнее "гладких" 125-мм, наличие штатных приборов для стрельбы как по навесной траектории, так и прямой наводкой. Из минусов - меньшая начальная скорость снарядов, отсутствие ББ-снарядов (отбиваться если что "Китоловом" только придется).
    1. +2
      7 ноября 2024 17:42
      Цитата: CouchExpert
      В двух словах - Т-90 с орудием от Гвоздики (122-мм 2А31)
      А почему не применить саму "Гвоздику ? Тем более, мощная броня Т-90 нужна ему для работы с переднего края, а на закрытых позициях она ему зачем ?
      1. 0
        8 ноября 2024 10:10
        Почему не применить? Применяют и саму Гвоздику. Но работать прямой наводкой на ней чревато (20 мм брони в самом толстом месте), да и вдалеке от ЛБС становится все более небезопасно (дальность-то ее работы тоже уже не особо впечатляет, маневром же со скоростью по паспорту до 60 км/ч спасаться весьма затруднительно). А с ее МТЛБшной базой (скорее подходящей только для ВДВ/морпехов, ведь, как было выше описано в статье, и раньше САУ для поддержки пехоты не даром делали на базе ОБТ) нет никаких запасов на модернизацию. И можно тут долго еще расписывать, если обобщить: универсализация и укрупнение платформ - требования и тенденции времени. И если СУ-122-54 как противотанковую сочли в свое время ненужной, то сейчас гепотетический Т-90-122 мог бы быть весьма полезен в сочетании с обычными ОБТ (возьмут на себя ПТ-функцию), ничем не уступаю им при разрушении структур прямой наводкой и позволяя при необходимости неплохо пострелять навесом километров на 10-15. Да и, в конце концов, что-то новое в этом калибре нужно - Гвоздикам лет по 30 минимум, либо достреливать то что есть и подниматься везде на 152-мм в пехоте, а 120-мм оставить всяким десантникам.
        1. 0
          27 января 2025 15:12
          И если СУ-122-54 как противотанковую сочли в свое время ненужной, то сейчас гепотетический Т-90-122 мог бы быть весьма полезен в сочетании с обычными ОБТ


          Если что и требуется сейчас делать на базе Т-90 /72, так это штурмовое САО с 152-мм пушкой-гаубицей для огневой поддержки штурмовых групп и вскрытия укрепрайонов противника.
    2. 0
      3 февраля 2025 22:43
      Есть такое - Гиацинт-С
      ......................................
  6. +1
    7 ноября 2024 10:58
    Кроме того, «крылатая пехота» испытывала потребность в мобильных артиллерийских установках, способных поддержать огнём в наступлении и повысить боевую устойчивость в обороне.

    Шикарное обоснование придумали ВДВ. То есть, имеющихся 120-мм им было мало, а 125-мм - в самый раз.
    Однако аэромобильные САУ легкой весовой категории, аналогичные танкам по огневой мощи, необходимы силам быстрого реагирования. Их наличие в боевых порядках парашютистов-десантников и морских пехотинцев повышает ударный потенциал в наступлении и стойкость в обороне.

    У ВДВ есть БМД со 100-мм орудием. Есть 120-мм САУ с пушкоминомётом. Но нет, хочется ещё и 125-мм.

    Вместо того, чтобы принять на вооружение СПТРК типа "Хризантемы" на базе БТР-Д, ВДВ упоролись в яичную скорлупу, вооружённую молотком ©. КУВ которой в силу ограничения диаметра ТУР не сможет сравниться по бронепробиваемости с нормальной ПТУР.
    1. +2
      7 ноября 2024 11:21
      Шикарное обоснование придумали ВДВ. То есть, имеющихся 120-мм им было мало, а 125-мм - в самый раз.

      кмк - это всё "финансовые потоки" и не более, т.е. осваивание бюджета
      все это было и раньше, правда в других масштабах...
    2. +8
      7 ноября 2024 12:39
      Цитата: Alexey RA
      У ВДВ есть БМД со 100-мм орудием. Есть 120-мм САУ с пушкоминомётом. Но нет, хочется ещё и 125-мм.

      Баллистика, и как следствие дальность прямого выстрела и бронепробиваемость 125-мм от 100 и 120 несколько отличаются.
      1. -2
        7 ноября 2024 19:27
        Цитата: Bongo
        Баллистика, и как следствие дальность прямого выстрела и бронепробиваемость 125-мм от 100 и 120 несколько отличаются.

        Работа на дальности прямого выстрела работает в обе стороны. То есть, придётся выкатить картонный сарай 2С25 против ОБТ.
        И да, бронепробиваемость и точность 152-мм ПТУР (на низкопрофильном носителе) всяко будет выше.
        1. 0
          3 февраля 2025 22:49
          Никто не выкатывает САУ против танков. Наоборот, они сами обходят их позиции. Где-то за перволинейных батальонов находятся ОП артдивизиона МСП. Если танки прорвутся, они с дивизионом в бой не вступят. Ибо очень чревато, против окопанной артиллерии, на их рубеж, где все пристреляно.
      2. +1
        8 ноября 2024 22:22
        Здравствуйте Сергей,очень интересный цикл статей,есть что почитать и немножко отвлечься от напряжения нашей ситуации.
        Маленькая просьба,Вы будете освещать опытные орудия,такие как 152 мм орудие «Таран» на опытном шасси и другие системы.Большое спасибо.
        1. +1
          10 ноября 2024 03:53
          Андрей, приветствую!
          Проблема с "Тараном" состоит в том, что даже старые тактические системы заточенные на применение "специальных" боеприпасов до сих пор во многом "под грифом" и реально достоверной информации очень мало.
  7. +11
    7 ноября 2024 11:54
    Сергей спасибо за историю противотанковых САУ.
    По вопросу Спрута-СД могу добавить пару строк, сугубо личного мнения.
    На сегодняшний день, в армии имеется потребность машин с условно неограниченным манёвром. Гусеницы позволяют проехать там, где колесной технике делать нечего способность плавать - проплыть. Само наличие подобных «аппаратов» заставляет противника учитывать подобную возможность - приходится растягивать силы вдоль водных преград, которых всегда предостаточно.
    На память приходятся операции израильской и индийских армий, которые используя возможности старичков ПТ-76 ломали более крутого и продвинутого противника.
    Ну где-то, так.
    1. +1
      7 ноября 2024 12:03
      Цитата: Коте пане Коханка
      На сегодняшний день, в армии имеется потребность машин с условно неограниченным манёвром. Гусеницы позволяют проехать там, где колесной технике делать нечего способность плавать - проплыть.

      Проблема в том, что у ВДВ уже были машины с относительно крупнокалиберными орудиями. В отделениях - БМД с "соткой". В батареях - "Ноны" со 120-мм.
      То есть, средств для поддержки пехоты и работы фугасами у ВДВ было достаточно. И новой САУ оставалась только противотанковая роль. И зачем для этого сарай со 125-мм дрыном вместо низкопрофильного СПТРК - тайна великая есть.
      Особенно если вспомнить первоначальные проблемы с десантированием "Спрута" - "не лызе, батько". smile
    2. +5
      7 ноября 2024 12:42
      Цитата: Коте пане Коханка
      Сергей спасибо за историю противотанковых САУ.
      По вопросу Спрута-СД могу добавить пару строк, сугубо личного мнения.
      На сегодняшний день, в армии имеется потребность машин с условно неограниченным манёвром. Гусеницы позволяют проехать там, где колесной технике делать нечего способность плавать - проплыть. Само наличие подобных «аппаратов» заставляет противника учитывать подобную возможность - приходится растягивать силы вдоль водных преград, которых всегда предостаточно.
      На память приходятся операции израильской и индийских армий, которые используя возможности старичков ПТ-76 ломали более крутого и продвинутого противника.
      Ну где-то, так.

      Владислав, здравствуй! И привет от Оли!
      Это тот случай, когда я полностью с тобой согласен! yes
      1. +3
        7 ноября 2024 13:51
        . Владислав, здравствуй! И привет от Оли!

        Взаимно! Рад читать твои работы Сергей!
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    8 ноября 2024 11:08
    Спрут СД - бесполезная труда денег.
    Гораздо полезнее деньги вложить в 120мм "Вену" и для ПТ целей дать ей ПТУРС.
    И телегу БМД нужно менять на БМП
    1. 0
      3 февраля 2025 22:52
      Огневые возможности Спрута к Вене как Корда-а к АКС-у
      1. 0
        4 февраля 2025 11:04
        А у Спрута к Т72Б3 как? Особенно защищенность?
        А если не брать БОПС то 120мм мины, корр мины, ПТУРС смогут поразить все типы целей.
        1. 0
          5 февраля 2025 00:42
          Защищенность Спрута в окопе даже лучшая, поскольку и силует и профиль уже и ниже. По огневым возможностям паритет, посколько пушка одна и та-же.
          1. 0
            5 февраля 2025 09:14
            Концепция легкого танка уже устарела и изменилась. Как и концепция ВДВ.
            Сами ВДВ , скорее всего , превратят в обычные(улучшенные) виды сухопутных войск. И, как минимум, Спрут нужно ставить на телегу БМП( БМП3 или будущей). А как ПТ средство, то от ПТРК типа Корнет толку будет больше, он есть и на шасси БМД и Тигра и Тайфуна и там есть и ОФ и Термобар
            1. 0
              5 февраля 2025 17:52
              Концепция ВДВ не устарела и не устареет. Токаев не дасть соврать. А Спрут ни разу не танк. Самоходное противотанковое орудие. Десантируемое, транспортабельное. Просто замечательное. ВДВ на СВО действительно еще не начинали. Придет и их время. Кстати Гостомеля в 22-м замечательно завладели. Если надо - повторят :)
  10. +1
    8 ноября 2024 11:13
    Интересный цикл статей. Как всегда на высоте! Спасибо!
  11. +1
    8 ноября 2024 11:16
    Лучший легкий танк ВДВ - это БМД-4М. С навесным бронированием, с мобильностью, с возможностью перевезти десант или работать с ЗОП, способная бороться с большей частью брони эта машина в разы эффективнее Спрута. Чем и был вызван, фактический отказ от него.
    1. +1
      8 ноября 2024 11:20
      Даже не так, не БМД, а БМП-3М с обвесом. Она и дешевле раза в два и прочнее БМД. А с идеей бросков с парашютом уже трезвые люди простились.
      1. 0
        8 ноября 2024 11:27
        А еще лучше БМП Манул и ТБМП (эх, жаль их всех до сих нет в серии).
        Да и дело не в парашютах. А в аваитранспортабельности: БМДэшек в Ил влезает 3, а Троечек - 2. А без авиатранспортабельности мы не сможем быстро реагировать на угрозы. В добавок, завод, что клепает БМДшки, быстро на БМПшки не перевести.
        1. +1
          8 ноября 2024 11:39
          Там на один каток больше...но не думаю, что именно это основная проблема.
      2. 0
        2 января 2025 21:01
        Цитата: Zaurbek
        Даже не так, не БМД, а БМП-3М с обвесом.

        Даже не так, БМП3 с обвесом, но без бессмысленной 100м пушки, а БМ Бережок, 30мм пушкой.
  12. +2
    8 ноября 2024 11:19
    СУ-122-54 красивая САУ(она прекрасна) стоит у нас в Краснодаре в парке на Затоне.
    Говорят, что одна из немногих, которая сохранилась.
  13. Комментарий был удален.
  14. +1
    9 ноября 2024 00:47
    Мое глубокое диванное мнение.
    Необходимо оставить 1 ПД дивизию в составе 5 полков. Ивановскую например, потому что там же парашюты шьют и самая близкая к северу)
    Только лишь для того, чтобы не терять компетенций, нк и так, вдруг пригодится. Это соединение укомплектовать бронетехникой исключительно на базе БМД 4М и Тайфун ВДВ. Остальное убрать/не поставлять.
    Остальные дивизии должны быть переучены на штурмовую структуру с соответственным вооружением и техникой.
    Касаемо Спрута. Думаю его нужно сравнивать с противотанковой пушкой МТ 12 Рапира. Т.е. с одной стороны это буксируемая пушка с грузовиком, с большим расчетом. С другой строны пусть легко, но бронированная пушка, калибр как у танка и снаряды от него же,да еще самоходная, на гуслях, еще и в самолет влазит! Т.е. масса преимуществ.
    НО! Нынешние события показывают нам, что сия поделка не нужна от слова совсем. Так как она появиться должна была в 70х годах прошлого века. Нужна дальнобойная арта и БПЛА разных классов.
    1. 0
      3 февраля 2025 22:56
      Где Рапира, 100 мм, где Спрут, 125 мм ... По начальной скорости, АЗ, номенклатура БП. И снаряд ровно в два раза тяжелее. Не сравнить.
      1. 0
        5 февраля 2025 10:13
        сравнивать нужно не технические характеристики, у современной техники они почти всегда лучше, а сам принцип и назначение. Они оба выполняют функцию противотанкового орудия.
        Поэтому ее нужно сделать для дивизии Ивановских десантников ну и хватит.
        А Рапиры нужно поставить на МТЛБ и использовать как САУ, после Победы, то что осталось, провести через капремонт и поставить на качественное хранение.

  15. -1
    27 января 2025 14:59
    В качестве лёгкой САУ батальонного звена давно разработана и прошла испытания САО ВЕНА на шасси БМП-3 , её и нужно принимать на ВООРУЖЕНИЕ и запускать в серию.
    Как показал опыт СВО для борьбы с тяжёлыми танками НАТО нужны
    самоходные ПТРК и ударные БПЛА.