Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»

В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития вооруженных сил. В рамках этого плана в марте 1938 года шведской фирме Landsverk АВ в г.Ландскрона был заказан один экземпляр танка Landsverk L60B. После доставки в Венгрию он подвергся сравнительным испытаниям вместе с немецким Pz.lA. Шведский танк продемонстрировал несравненно лучшие боевые и технические характеристики. Его и решили взять как образец для танка венгерского производства, получившего название 38М Toldi («Толди») — в честь прославленного воина Миклоша Толди, жившего в XIV веке и отличавшегося громадным ростом и необычайной физической силой.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Легкие танки «Толди I» с еще не установленным вооружением. 1941 год


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Опытный образец легкого танка «Толди НА». Обращает на себя внимание отсутствие броневого кожуха спаренного пулемета 34/40АМ. имевшегося на серийных танках



Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала внести ряд изменений в конструкцию машины. С целью изучения возможности внесения этих изменений венгерский Институт военной техники послал в Ландскрону своего специалиста Ш.Бартоломейдеса. Шведы согласились на модернизацию, за исключением системы рулевого управления машиной и стопора башни. В результате корпус танка и ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской существенных изменений, по сравнению со шведским прототипом, практически не претерпели. Незначительным переделкам подверглась башня, в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемета.

Лоб, корма и борта корпуса и башни защищались 13-мм броней, крыша и днище — 6-мм, а маска — 20-мм.

Карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с, сообщавший танку максимальную скорость 50 км/ч, поставлялся из Германии, также как и приборы наблюдения и прицеливания. При емкости топливных баков 253 л запас хода по шоссе составлял 220 км. Трансмиссия «Толди» состояла из главного фрикциона сухого трения, планетарной пятискоростной коробки передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Компоновка танка «Толди I»: 1 — 20-мм самозарядное ружье 36М; 2 — 8-мм пулемет 34/37М; 3 — перископический прицел; 4 — кронштейн крепления зенитного пулемета: 5 — жалюзи; 6 — радиатор; 7 — двигатель; 8 — вентилятор; 9 — выхлопная труба; 10 — сиденье стрелка; 11 — карданный вал; 12 — сиденье механика-водителя; 13 — коробка передач; 14 — рулевое колесо; 15 — фара


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»


В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20-мм автоматической пушкой «Мадсен», в башне «Толди» установили 20-мм самозарядное противотанковое ружье швейцарской фирмы Solothurn, производившееся в Венгрии по лицензии под обозначением 36М. Питание ружья осуществлялось из магазина на пять патронов. Практическая скорострельность равнялась 15 — 20 выстр./мин. С ружьем был спарен 8-мм пулемет 34/37М. Боекомплект — 208 патронов к ружью и 2400 — к пулемету. Кроме того, на крыше башни имелся кронштейн для установки зенитного пулемета.

Экипаж машины включал трех человек. Командир размещался в башне справа, и в его распоряжении имелась командирская башенка с люком и семью смотровыми щелями с триплексами. Стрелок сидел слева и мог вести наблюдение через перископический прицел. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса слева в некоем подобии броневой рубки с люком, закрываемым сдвижной крышкой.

Масса танка достигала 8,5 т, а среднее удельное давление на грунт составляло 0,62 кг/см2. Танк оснащался радиостанцией R/5.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Башня танка «Толди I». Хорошо виден броневой колпак над магазином пулемета, прикрепленный к крыше башни болтами. На фото справа — командирская башенка. На переднем плане — бронеколпак перископического прицела


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Командирская башенка с открытым люком и поднятыми заслонками смотровых щелей


Первый заказ на 80 машин «Толди I», поделенный поровну между фирмами Ganz и MAVAG, был выдан в феврале 1939 года. Весной 1941 года последовал заказ на 200 танков 38М «Толди II» с дополнительной 20-мм броней лобовой части корпуса и по периметру башни. Завод Ganz изготовил 68, a MAVAG — 42 «Толди II». В итоге было выпущено только 110 танков этой модификации. Первые четыре «Толди II» поступили в войска в мае 1941 года, а последние — летом 1942-го.

Танки «Толди» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й кавалерийской бригад. Эти бригады приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так называемого «подвижного корпуса» — против СССР. Первоначально в них насчитывался 81 «Толди», а затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до р.До-нец, и в ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 «Толди», участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 по причине боевых повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии. Вообще же боевая эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 году только 19 «Толди» попали на Восточный фронт, а в феврале 1943 года во время разгрома венгерской армии почти всех их уничтожили.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Toldi НА с броневыми экранами


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Противотанковая САУ на шасси Toldi


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Toldi IIА


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Toldi III


Стремясь повысить боеспособность танка, венгры перевооружили 80 «Толди II» 40-мм пушкой 42М с длиной ствола 45 калибров и дульным тормозом. С орудием был спарен модернизированный 8-мм пулемет 34/40АМ, часть ствола которого, выступавшая за пределы маски, прикрывалась броневым кожухом. Толщина брони маски достигала 35 мм. Масса танка возросла до 9,35 т, скорость снизилась до 47 км/ч, а запас хода — до 190 км. Боекомплект пушки состоял из 55 снарядов, а пулемета — из 3200 патронов. На кормовую стенку башни по образцу немецких танков навешивался ящик для перевозки снаряжения. Эта машина получила обозначение 38М «Толди НА». В опытном порядке «Толди НА» оборудовался навесными 5-мм броневыми экранами, защищавшими борта корпуса и башни. Боевой вес при этом возрос до 9,85 т. Радиостанцию R-5 заменили на модернизированную R/5a.

Была предпринята попытка создания на шасси «Толди» легкой противотанковой САУ, аналогичной немецкой установке «Мардер». Вместо башни в средней части корпуса в открытой сверху и сзади легкобронированной рубке установили немецкую 75-мм противотанковую пушку Рак 40. В специальных ящиках, закрепленных на крыше моторного отделения, размещался боекомплект. Эта боевая машина так и не вышла из опытной стадии.

В конце 1942 года фирма Ganz предложила новый вариант — 43М «Толди III» с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водитепя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Серийный «Толди НА». На снимке пропечатались обозначенные на негативе (вероятнее всего — фотостекле) цифры толщин лобовых броневых листов корпуса, рубки механика-водителя и маски спаренной установки


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Легкий танк «Толди I» из состава 2-й танковой дивизии переправляется через реку. Польша, 1944 год


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Венгерская танковая колонна. Впереди - венгерский легкий танк 38M «Toldi», за ним следует танкетка итальянского производства L3/35 (FIAT-Ansaldo CV 35)


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Подбитый венгерский легкий танк 38М «Толди I» из состава разгромленной в Будапеште 2-й венгерской танковой дивизии. Номер советской трофейной команды «146». Лобовой верхний лист пробит снарядом калибра 57-76мм. На железнодорожной платформе венгерский средний танк 41М "Туран II"


Заказ на этот, самый лучший, вариант «Толди» был выдан, но в 1943 году смогли изготовить всего три танка, а в 1944 году, по неподтвержденным данным, — еще девять. Основные усилия венгерской промышленности в тот период сосредоточились на выпуске среднего танка «Туран», более мощного, но в целом не менее устаревшего, чем «Толди».

С 1943 года «Толди» всех модификаций в большинстве своем находились в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 года Хонведшег располагал еще 66 танками «Толди I» и 63 «Толди II» и «ПА». В ходе кампании 1944 — 1945 годов все они были потеряны.

До настоящего времени сохранились только две машины этого типа — «Толди I» и «Толди НА» (регистрационный номер Н460). Оба они находятся в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Легкий танк Toldi I. 1-я танковая дивизия, район Дона, декабрь 1942 года


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Легкий танк Toldi I. 2-я танковая дивизия, Польша, лето 1944 года


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
M38 «Toldi II» в Бронетанковом музее в Кубинке


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
38M «Toldi I» в Бронетанковом музее в Кубинке

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Нагайбак 5 апреля 2013 10:47
    Спасибо автору! Весьма познавательная статья.
  2. Avenger711 5 апреля 2013 11:40
    В WoT их на 2-3 ур. Я бы их там понагибал на Т-46. laughing
    Avenger711
    1. Snoop 5 апреля 2013 15:56
      Неее..не надо их в wot, будут вопли о том, что танк УГ и вообще зря его заранее понерфили laughing
  3. datur 5 апреля 2013 13:29
    В WoT их на 2-3 ур. Я бы их там понагибал на Т-46. -- да я их и своем чиха отымел бы!!!! laughing
  4. Landwarrior 5 апреля 2013 13:57
    Хм, симпатичная такая машинка lol Довольно оригинальная я бы даже сказал..
    Хотя, как мне кажется есть в ней что-то от дедушки "Виккерса", несмотря на шведское происхождение.
    1. Snoop 5 апреля 2013 15:57
      Согласен..есть фамильные черты Виккерса smile
  5. sdf3wresdgg 5 апреля 2013 16:53
    База МВД всех граждан РФ на этом сайте trunc.it/mll61 и главное сделали вроде как для поиска утерянных родственников, но здесь вся информация о каждом из нас: переписки с друзьями, адреса, телефоны, место работы, и что самое страшное есть даже мои обнажение фото (правда не знаю от куда...). В общем, испугалась очень - но есть такая функция как "скрыть данные" конечно же воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
    sdf3wresdgg
  6. Доктор Зло 5 апреля 2013 19:50
    Познавательная статья.Спасибо автору.Ждём обзора про "Туран".
  7. xomaNN 5 апреля 2013 20:35
    А Кубинке -респект! Смотрел документальный фильм о ней-огромная коллекция . Могем же сделать, когда хотим, и люди с правильным мышление в те даже годы нашлись
    1. Vodrak 7 апреля 2013 18:29
      Ссылочку бы на фильм, будьте любезны
    2. Сомад 8 апреля 2013 09:47
      Что значит
      Цитата: xomaNN
      люди с правильным мышление в те даже годы нашлись
      ?!?
      По вашему "в те годы" были люди в основном с неправильным мышлением?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня