О морской блокаде Украины: выбор между сложным и невозможным

3 753 32
О морской блокаде Украины: выбор между сложным и невозможным
Изображение Globallookpress


Итак, в материале «О морской блокаде Украины: морской и воздушный десант или форсирование Днепра?» мы рассмотрели возможность лишения Украины выхода к морю для исключения возможности совершения вооружёнными силами Украины (ВСУ) и Главным управлением разведки Украины (ГУР) террористических атак в отношении российских военных и гражданских судов с помощью безэкипажных катеров (БЭК).



Как мы говорили в предыдущем материале, в настоящее время высадка морского и воздушного десанта для захвата побережья Украины обречена на провал, а попытка её осуществления приведёт к чудовищным потерям ВС РФ. У ВС РФ отсутствуют и в обозримой перспективе не предвидится появление сил и средств, способных эффективно обеспечить проведение такой операции – даже для США это стало бы серьёзным вызовом.

Попытка форсирования Днепра в нижнем течении для создания и последующего расширения плацдарма на правом берегу также несёт в себе высокие риски и, скорее всего, обречена на провал при высочайших сопутствующих потерях.

Для обеспечения возможности форсирования Днепра и последующего развития успеха необходимо полностью сломить сопротивление ВСУ на территории левобережной Украины, но обеспечить это в относительно короткие сроки можно только путём разрушения основных транспортных сооружений через Днепр, обеспечивающих снабжение ВСУ.

Также значительное снижение производственных, логистических и мобилизационных возможностей противника может быть обеспечено уничтожением электроподстанций 750 кВ, что приведёт к необходимости остановки украинских АЭС и обесточиванию большей части территории Украины. Более того, при таком развитии событий можно ожидать не только развала обороны ВСУ на территории левобережной Украины, но и возникновения системных проблем у Украины как государства в целом.

Как справедливо отметили в комментариях, рассмотренные варианты не являются морской блокадой в прямом смысле этого слова, но, тем не менее, это способы решения той проблемы, которая у нас имеется, к сожалению, на текущий момент полный захват украинского побережья входит скорее в категорию «невозможное».

С момента публикации предыдущего материала были совершены новые атаки – нанесён удар по военно-морской базе в Новороссийске, был атакован очередной танкер, только теперь уже в Средиземном море. Это подтверждает ранее озвученные предположения о том, что ВСУ запускают БЭК с гражданских судов, хотя существует вероятность и того, что это было сделано и с территории какой-либо из стран НАТО.

Справедливо и то, о чём мы неоднократно говорили ранее: удары БЭК-камикадзе могут быть нанесены ВСУ и ГУР Украины в любой точке мира, где есть покрытие Starlink или OneWeb. Одна радость, что до Северного флота Starlink вроде как пока не дотягивается (но это не точно), а то «завалили» бы нам ТАРКР «Адмирал Нахимов» прямо на испытаниях, то-то была бы оплеуха...


Предполагаемая зона покрытия спутников Starlink

А вот Тихоокеанскому флоту ВМФ России уже надо быть настороже, не говоря уже о Балтийском флоте ВМФ России, ведь атака БЭК на наши корабли на Балтике – это, скорее всего, лишь вопрос времени.

Кстати, уже после сдачи статьи, но за пару дней до публикации предыдущего материала, появились видео ударов по украинскому мосту в Затоке Одесской области, в результате мост хоть и не разрушен, но движение грузовых автомобилей по нему приостановлено, что подтверждает изложенный в предыдущем материале тезис о том, что мосты даже не обязательно уничтожать, достаточно поддерживать их в непригодном для эксплуатации состоянии, периодически «взбадривая» противника.

Впрочем, вернёмся к морской блокаде Украины – сегодня мы поговорим уже не о захвате прибрежной полосы, а именно о блокаде, и эту задачу можно разбить на две составляющие – «классическая» блокада в части запрета прохода крупных «экипажных» судов и блокада в части исключения выхода БЭК в открытое море.

Сегодня мы поговорим о «классической» морской блокаде, и для того, чтобы её реализовать, у России есть все возможности, но, судя по всему, нет желания. А может, это помешает бизнесу «уважаемых» людей?

Разумеется, во всех сценариях БЭК нам из уравнения не исключить, то есть если ранее мы могли просто останавливать / досматривать / захватывать / уничтожать суда, следующие в украинские порты и из них силами надводных кораблей Черноморского флота ВМФ России, то теперь наши корабли сами, скорее всего, станут целью для БЭК-камикадзе противника.

Да, защищённость надводных кораблей, в том числе и гражданских, от атак БЭК-камикадзе можно значительно повысить, например, мы ранее говорили об этом в материале Черноморскому флоту ВМФ РФ нужна «Кольчуга»: или защита на кораблях, или корабли на дне (кстати, ничего подобного пока на наших судах не делается – терпим), но, это сработает только в том случае, если даже защищённые корабли не будут лезть в «осиное гнездо», где их смогут одновременно атаковать десятки БЭК противника.


В сочетании модифицированные противоторпедные сети, водомёты, огневые пулемётные точки с тепловизорами и FPV-дроны могут значительно повысить выживаемость больших надводных кораблей

Как можно минимизировать необходимость участия в морской блокаде крупных надводных кораблей, которые сами могут стать целью для БЭК-камикадзе?

Минирование акватории и вертолётный десант


Разумеется, первое, что можно предложить, — это минирование акватории, о чём мы говорили уже неоднократно, тем более что ВСУ и без нас работали в этом направлении, так что, если рассуждать цинично, любые последствия можно «спихнуть» на них. Скрытое минирование могут осуществлять ДЭПЛ проекта 636 из состава ЧФ ВМФ РФ — надо же им чем-то заниматься, пока их все у пирсов не разобрали на запчасти.

Опасаться в данной ситуации необходимо только украинских/британских АНПА (автономных необитаемых подводных аппаратов), а также того, что украинское побережье уже утыкано умными морскими минами производства стран НАТО, предназначенными для работы исключительно по подводным лодкам.

Также доставку морских мин могут осуществлять наши БЭК – когда-то они у нас ведь появятся в «товарных» количествах? Для постановки мин чего-то особенного не требуется.

Возможно, что может это делать и авиация, но здесь есть риски потерь от украинской авиации или зенитных ракетных комплексов (ЗРК) – это если подойти к побережью Украины слишком близко, также существуют риски применения доработанных ракет «воздух-воздух» или зенитных управляемых ракет (ЗУР) с БЭК противника.


Тем не менее морские мины — это вполне реально. Конечно, ВСУ будут осуществлять разминирование с помощью АНПА, но всё это время и ресурсы. Кроме того, пара-тройка крупных транспортов противника, подорвавшихся на минах (или торпедированных), и количество желающих шляться в украинские порты резко сократится.

Минирование прибрежных вод может сочетаться с захватом судов с помощью вертолётных десантов, правда, здесь имеются серьёзные риски уничтожения вертолётов с десантом авиацией противника, ЗРК или зенитными средствами с БЭК. Да и на гражданских кораблях страны НАТО, в отличие от нас, не постесняются посадить бойцов частных военных компаний (ЧВК) с переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК), противотанковыми ракетными комплексами (ПТР) и пулемётами.

Если от авиации противника можно организовать истребительное прикрытие, от ЗРК просто держаться подальше, вынуждая суда, идущие на Украину, держаться подальше от берега путём постановки минных заграждений, о чём мы говорили выше, то защитить вертолёты от БЭК, ПЗРК и ПТРК будет значительно сложнее. Проще уничтожить. Да и нагляднее.


Так что более радикальный и эффективный вариант, сторонником которого является автор, – это уничтожение самих украинских портов. Всех.

Уничтожение портовой инфраструктуры и кораблей в порту


Нет портов – нет возможности нормальной разгрузки/погрузки судов, а то и вовсе возможности причалить к берегу.

Сделать это можно двумя способами, первый – это использование судов-брандеров, замаскированных под гражданские суда, с несколькими тысячами тонн взрывчатки.

Их детонация в порту или вблизи него превратит сам порт, прибрежную инфраструктуру и пришвартованные корабли в груду обломков – о такой возможности мы говорили ещё в августе 2022 года в материале «Операция «Балтийский балет», причём применительно к военно-морским базам (ВМБ) Польши, безнаказанно поставляющей на Украину оружие. Очень эффектно и демонстративно – переговорный фон сразу улучшится, можно сразу начинать торговаться за всю левобережную Украину.


Последствия взрыва парохода в порту Галифакса. Груз парохода составляли 2300 тонн мокрой и сухой пикриновой кислоты, 500 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках. Взрывом и последовавшими за ним пожарами было полностью уничтожено 1630 домов, ещё 12 000 существенно повреждено

Сейчас это сделать сложнее, чем пару лет назад, но всё ещё вполне реально, например, загрузив такой корабль взрывчаткой где-нибудь в третьей стране, проведя его в Чёрное море по подложным документам и загнав в какой-либо из портов Украины под видом одного из судов с грузом.

Ещё один вариант уничтожения портовой инфраструктуры и кораблей в портах – это массированное применение БПЛА-камикадзе, о чём в августе 2023 года говорили в материале «БПЛА-шторм» над военно-морскими базами.

Массированное применение нескольких сотен БПЛА-камикадзе с осколочно-фугасными, кумулятивными и зажигательными боевыми частями, скорее всего, приведёт к уничтожению большей части кораблей в портах, а также значительной части портовой инфраструктуры. То, что не удастся поразить БПЛА-камикадзе, можно добить ударами «Кинжалов» и «Калибров».


Если такое натворила одна единственная «Герань», то что произойдёт, если их будут сотни?

Учитывая то, что порты расположены на побережье (капитан очевидность подтверждает), возможность прикрытия их авиацией у противника будет минимальной, а это значит, что большинство БПЛА-камикадзе и крылатых ракет доберутся до своих целей.

В идеале оба способа лучше сочетать, чтобы наверняка.

Выводы


Вариант блокады Украины с моря, по крайней мере в части остановки судоходства в Украину и из неё, можно признать вполне реалистичным, хотя и достаточно сложным в реализации, но, разумеется, блокада с моря потребует от нас максимально жёстких мер как по отношению к Украине, так и к её союзникам – здесь «воскресные перемирия» не прокатят.

Для организации блокады Украины с моря необходимо обеспечить:

1. Уничтожение всех морских портов, а также портов, расположенных на Дунае и на Днепре, способных принимать мало-мальски крупные суда.

2. Уничтожение любых судов, следующих к побережью Украины или от него, например, путём постановки минных заграждений или прямых атак торпедным вооружением ДЭПЛ проекта 636 из состава ЧФ ВМФ России, а также с помощью БЭК-камикадзе или БПЛА-камикадзе.

3. Досмотр любых подозрительных судов в Чёрном море силами ЧФ ВМФ России, без оглядки на мифические нормы международного права, исходя только из национальных интересов России, а при необходимости захват или уничтожение указанных судов – если кого-то мучают сомнения относительно совершаемого в контексте упомянутого «международного права» или «общечеловеческих ценностей», то им стоит внимательно посмотреть на то, как действуют такие оплоты демократии, как США и Израиль.

Если же прибегать к жёстким и решительным мерам мы не планируем, то о морской блокаде Украины не стоит и говорить.

Но рассмотренные выше меры проблемы БЭК-камикадзе не решают, и в дальнейшем мы вернёмся к рассмотрению морской блокады Украины уже в части противодействия БЭК.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    Сегодня, 04:21
    Автор, вот по-правдешному, без иронии, спасибо, что что-то пытаетесь. Насколько я понял, решить задачу Верховного: "Отрезать от моря" "подсвинков". Способов решения задачи много. Более того, некоторые в ходе СВО применялись. Способ первый, комбинированный, в 2022 году. Смотрим на карту Украины. Сверху, блестящая вертолетный мощный десант. Завоевание и удержание Гостомеля с готовностью к наращиванию группировки и угроза захвата Киева. Противник начал эвакуацию. Но предлагаю подумать. А почему Фомин, даже не улетев из Стамбула заявил о жесте доброй воли и нашем отходе с завоеванных рубежей? Что было внизу? Правильно. Стремительный захват побережья с опорой на Крым и развитием наступления на Херсон. Херсон наш! Что творил в это время ЧФ? Под руководством флотоводца Осипова три месяца десантный отряд маневрировал при поддержке КОП. В это время "подсвинки" взяв в ручки бутылки с зажигательной смесью сели на пляже и сосали пиво. Что было дальше? Херсон на правом берегу оставили, Суровикин создал мощную оборону на левом берегу Днепра, отказавшись от развития наступления на Николаев с дальнейшим захватом Одессы. В конце концов, бригада морпехов разгрузилась на берегу и стала решать задачи другие. Вот отличный стратегический замысел был! Чего не реализовали?
    Но по нашей с Вами теме, уже основываясь на опыте захват Черноморского побережья Украины с моря и наступлением вдоль моря пока не представляется возможным. Второй способ. Морская и воздушная блокада. (поверьте вариантов реализации этого способа несколько). Мне кажется, что он очень публичный. И оглядываясь на опыт войн, описанные ужасы, плохо отразится на международных воплях, которые будут опровергать наши "хирургические методы" боевых действий против "братьев". Третий способ. Последние несколько дней можно наблюдать его реализацию. Вы о нем упомянули. Ну пока так. Это гуманнее, чем по всему побережью разбросать "лепестки".
    1. 0
      Сегодня, 04:40
      Уничтожение портовой инфраструктуры и кораблей в порту
      И уничтожение всего командования ГУР, ВСУ, ГШ, СБУ - шобы некому было команды отдавать ! angry
      1. -3
        Сегодня, 06:34
        Это где?В лондонах да пАрижах?Нет.Хотя,в Киеве-согласен.Ради не некой блокаде,а ради мести справедливой.Но командуют не от туда
  2. +6
    Сегодня, 04:38
    Была бы возможность блокады она бы уже была. А так это писать вилами по воде. Создание "Галифакской катастрофы" было бы возможным в условиях войны, в существующих реалиях будет выглядеть мягко говоря странно. Ведь когда атакуются наши объекты мы не говорим про войну, мы говорим про террор, и называем противника террористами. Но при Галифакской катастрофе погибло много мирных людей, при подобном сценарии у противника будет также, и так как войны у нас вроде бы и нет, то это будет актом войны, или таким же терроризмом? Какие то двойные стандарты белых перчаток получаются... Топить и захватывать всех без разбора тоже не выход, уже были несколько любителей фортуны и различных морских блокад, и закончили они не очень хорошо, и это приводило скорее к втягиванию новых сторон в конфликт. Кроме того зоной боевых действий мы эти морские пути не называли, даже сами активно разрешали различными сделками, а даже если объявим то нужно это и силой продемонстрировать, а то какой то пук в лужу выходит. Лучше заняться защитой своих портов, и быть готовыми ко всему и особенно к обороне....
  3. +4
    Сегодня, 05:42
    СВО и Война - совершенно разные смыслы, понятия, планы и их реализация. Впереди ставится лошадь - а уж за ней телега...
  4. +7
    Сегодня, 06:13
    В теории неплохо. Даже превосходно. Но в сложивщихся условиях невозможно... Забыли про "овраги "... Но кошмарить порты прилётами можно, давить психологически, чтобы потенциальные перевозчики боялись заходить...
    1. +2
      Сегодня, 06:38
      Мы можем сколь угодно ломать тут копья.Но!Это не будет от слова совсем.Было бы желание,правильное планирование средства и прочее,то уже бы провели.А так..Метание туда -сюда..Со скальпелем,не с шашкой.Даже шут местный подтвердит.
  5. -3
    Сегодня, 06:43
    Я больше чем уверен,что многие действия ВСУ и СБУ не обходятся без наводки иностранных разведок.Как говорил наш израильский визави-"Разведка,разведка и еще раз разведка".Это и наводки из космоса. И аналитическая работа западных служб.Недавно была совершена диверсия,в результате которой погиб генерал-майор Гнев- не самый лучший советчик.Неужели мы никогда не научимся использовать самые элементарные процедуры безопасности.ПЕред каждой поездкой производить осмотр автомобиля.Все сложное начинается с самого простого..
  6. -2
    Сегодня, 07:10
    Думаю сейчас уже "блокада" и не возможна. И проблема не в Армии России, ее материальном и техническом обеспечении.
    Как говорится, нет "политической воли", а вот почему не было и нет этой пресловутой "политической воли" совсем другой вопрос...
  7. +9
    Сегодня, 07:35
    Надоела уже эта говорильня о морской блокаде о русской Одессе.. Были бы возможности, давно бы Одесса была в России. Нет у нас таких возможностей. Хватит этого словоблудия!
    1. 0
      Сегодня, 12:38
      Цитата: Андрей Николаевич
      Нет у нас таких возможностей.

      Более того, остатки ЧФ РФ изгнаны из Крыма и Севастополя, загнаны в закрытые бухты Новороссийска и нос оттуда высунуть не могут. Да и даже там прилетает/приплывает. На днях вон, по Варшавянке был удар подводным беспилотником с неизвестной ширнармассам результативностью..
      А тут о блокаде песни, ага..
  8. 0
    Сегодня, 07:42
    Как не раз и не два, даже не знаю сколько раз тут было озвучено, чтобы что то сделать, надо иметь желание и волю это сделать. У нас похоже есть только первое и полное отсутствие второго. Хотя некоторые до сих пор называют это "многоходовой шахматной партией", но и их все меньше, остались уж совсем упоротые...
    1. -8
      Сегодня, 08:14
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: Алексей 1970
      чтобы что то сделать, надо иметь желание и волю это сделать.

      А разве мы этого не делаем?

      "Мы медленно медленно спускаемся с горы" (не так уж и медленно), а что будет после - большие мальчики знают.

      С самого начала СВО верховный сказал, что он "академиев ген.штаба не кончал" и в этом вопросе целиком и полностью полагается на генштаб - Герасимова.

      Почему нет блокады Одесских портов и др.? Это не входит в задачи СВО.
      1. +3
        Сегодня, 08:23
        Это как понимать ,Борис?Снова идол ни при чем? belayА по сути происходящего бодания,то оперативим так,как можем.Умом в ГШ,желанием ВВП,возможностями промышленности,финансов,да и ВС России.И да,Борис-в задачи СВО не входит ПОБЕДА
        1. -6
          Сегодня, 08:29
          Большевизм – есть суть Русской цивилизации.

          Цитата: dmi.pris1
          Это как понимать ,Борис?Снова идол ни при чем?

          Он это по ТВ сказал. Вы этого не слышали? Или вы хотите сказать, не важно, что он юрист, раз верховный, то и шашкой ему махать?
          1. +1
            Сегодня, 08:51
            Я живу своим умом,а не тем,что по ТВ скажут.Ага? smile
            1. -6
              Сегодня, 08:56
              Большевизм – есть суть Русской цивилизации.

              Цитата: dmi.pris1
              Я живу своим умом,а не тем,что по ТВ скажут.

              "...Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
              А сапоги тачать пирожник,
              И дело не пойдёт на лад."
              1. -2
                Сегодня, 11:30
                Пример семинариста?Не? yes
                1. -2
                  Сегодня, 11:46
                  Суть Русской цивилизации есть большевизм.

                  Цитата: dmi.pris1
                  Пример семинариста?Не?

                  За спиной семинариста - гражданская война
                  (Сталинград - с 10 апреля 1925 года).
                  За спиной Путина - только СВР.

                  Так что все вопросы по ходу СВО на земле - это к Герасимову.
                  Путин решает вопросы на более высоком уровне (6 приоритетов управления).
                  1. -1
                    Сегодня, 11:50
                    Вы хорошо на подиуме демонстрируете свое невежество.Не будьте посмешищем.Вот совет
                  2. 0
                    Сегодня, 12:43
                    Цитата: Boris55
                    Путин решает вопросы на более высоком уровне

                    Это когда он на прямой линии бабушкам трубы в домах ремонтирует или котят с деревьев снимает? )))
      2. +7
        Сегодня, 08:41
        Ну да, о начале СВО трансляция на всю планету была, а теперь по вашему, он вообще не при делах. Это даже не то о чем я написал, тут вообще про божью росу и всё остальное можно вспомнить. Вы зачем такое пишите? Я подозреваю Вы просто так развлекаетесь, если всерьёз, то это печально печальная.
        1. -6
          Сегодня, 08:53
          Суть Русской цивилизации есть большевизм.

          Цитата: Алексей 1970
          а теперь по вашему, он вообще не при делах.

          Как же не при делах. А Минск 1-2, Анкоридж? Он занимается тем, в чём больше компетентен. Решает вопрос окончания СВО на наших условиях переговорами.

          Результаты видны - Зе согласился на проведение выборов.... Я в искренность Запада не верю, освобождение наших территорий будет достигнуто всё таки военным путём.

          Войны начинают и заканчивают политики.
  9. -1
    Сегодня, 08:49
    БПЛА и ПКР , но то же в ответ будет... Трудная задача.
  10. +4
    Сегодня, 09:33
    ИМХО, технически осуществить полную блокаду украинских портов несложно. Но для этого как минимум её нужно объявить. Но у нас со времён той самой пресловутой "зерновой сделки" это действие табу.
    А дальше как всегда "тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали..." (с)
  11. 0
    Сегодня, 09:53
    А что блокада даст?
    Есть возможность проверять по полной каждое судно? или заниматься перегрузом?
    Думаю что это - пустая трата времени и денег. Плюс претензии на уровни МИДа и скандалы.
    Ла и кажется, что перед руководством этот вопрос не стоит.
    Если бы стоял - то уже что то решали. Еу например - "Операция Одесса город Русский"...... Но ни как не блокада.
    ИМХО
  12. 0
    Сегодня, 10:53
    В сложившейся ситуации эффект даст продолжение атак по портам и минные постановки.
    Для минных постановок в данной акватории удобны специально приспособленные БЭКи. Большого количества мин не потребуется, т.к. блокаде способствует сам факт минной опасности.
  13. BAI
    -1
    Сегодня, 11:13
    Морская блокада в принципе невозможна, т.к. корабли на Украину могут идти в территориальных водах государств-членов НАТО: Турция, Болгария, Румыния. Туда мы не полезем. А в территориальных водах Украины (или рядом с ними) ЧФ будет утоплен. (Крейсер Москва - наглядное тому подтверждение).
  14. 0
    Сегодня, 12:32
    Автор находится в розовых мечтах. После того, как бравый ЧФ перестал быть действующей боевой единицей, будучи частично потопленным, частично запертым в бухтах, какую блокаду и чем автор собирается предпринимать. Про корабль начинённый взрывчаткой и "прошедший по подложным документам", автор отдаёт себе отчёт о побочных эффектах такого шага? После этого укры обязательно попытаются провернуть такой фокус с нашими портами, а турки после этого могут ввести ограничения по своим проливам. Либо их заставят ввести такие ограничения.
  15. +1
    Сегодня, 12:35
    Вариант блокады Украины с моря, по крайней мере в части остановки судоходства в Украину и из неё, можно признать вполне реалистичным, хотя и достаточно сложным в реализации, но, разумеется, блокада с моря потребует от нас максимально жёстких мер как по отношению к Украине, так и к её союзникам – здесь «воскресные перемирия» не прокатят.

    Начиная опоздавшее на 8 лет СВО, за эти 8 лет и надо было подготовится, даже не к морской блокаде, а захвату с моря Одессы и Николаева. Но, у нас даже занятый остров Змеиный отдали, как "жест доброй воли". Харьков и Одесса, были в планах, но у наших капиталистов, война и торговля, как "мухи" и "котлеты", разные понятия в шкурных интересах "элиты", и интересов страны и народа в целом. Беда в том, что не наши военные заказывают "музыку", и с тем же Херсоном, непонятно, что ловил Роман Абрамович, да и не только он, надо понимать. Во всяком случае, Абрамовичу 7 миллиардов Запад разморозил, за добрые дела....
    Интересно почитать Андрея Митрофанова, к сожалению, у нас иная реальность.
    1. +1
      Сегодня, 13:14
      Но, у нас даже занятый остров Змеиный отдали, как "жест доброй воли".

      Интересно. У меня сложилось впечатление, что вы отказались от остров из-за периодических обстрелов, которым подвергались отправленные туда люди и транспортние корабли ....
      1. 0
        Сегодня, 13:27
        Цитата: stoqn477
        отказались от остров из-за периодических обстрелов
        Если ничего не делать дальше, то и получилось, что пошли постоянные обстрелы. За почти 4 года "СВО", у нас ни только не прекратили обстрелы Донбасса, но теперь заполучили обстрелы ближних и даже дальних российских областей. Что уж про "лысый" остров говорить, ценность которого только при общей инициативе в войне. Мы и крейсер "Москва" глупо потеряли. Со Змеиного можно много что контролировать в тех же грузопотоках.