Первая атака «сухопутных броненосцев»

100 лет назад, 15 сентября 1916 года, состоялась первая в истории мировых войн танковая атака. Танки использовали в ходе крупномасштабной наступательной операции англо-французских войск (битва на Сомме) против германской армии на Французском фронте. Союзники применили 49 боевых машин модели Mk.1 (Mark I).

Правда, из-за низкой технической надёжности этих танков в атаке участвовало только 18 боевых машин, остальные вышли из строя из-за неполадок или застряли в болотистой местности. Однако в целом опыт был удачным и стал поводом для дальнейшего развития танковой отрасли. В будущем танки станут неотъемлемой частью вооруженных сил развитых стран, её ударной частью.

Предыстория. Первые танки


Главной проблемой в истории развития танкостроения до Первой мировой войны было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки ещё в XV столетии Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». Однако на практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Британии.

В конце 1914 — начале 1915 года Первая мировая война перешла в позиционную стадию. Враждующие стороны закопались в землю и закрылись километрами колючей проволоки. Активно строились и долговременные укрепления. Каждая пядь земли простреливалась артиллерией и пулеметами. Поэтому маневренная война начала войны была закончена. Продвижение на пару километров оплачивалось тысячами жизней. Один пулеметчик мог положить сотни и даже тысячи человек. Чтобы прорвать мощную оборону врага, необходимо было сосредоточить большое количество артиллерии, стянуть войска. Разведка противника обычно вскрывала такую подготовку. И обороняющаяся сторона успела подготовиться, перебросить дополнительные силы и средства, накопить резервы. Пока наступающие прорывали первую линию обороны, обороняющаяся сторона успевала подтянуть резервы к опасному месту и сильными контратаками восстановить положение. Таким образом, попытки прорвать такую оборону вели к массовым жертвам и минимальным результатам (как во время Верденской мясорубки).

В результате появилась необходимость создания средства, которое сможет преодолеть вражескую оборону, прикрыть пехоту броней и поддержать огнем. Таким подвижным бронированным средством был бронепоезд. Но использование бронепоездов было ограничено необходимостью использовать железнодорожные пути. Следующим этапом стало использование обычных автомобилей, на которые устанавливали пулеметы и легкие пушки. На фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать лучшего. Кроме того, они были слабо вооружены и бронированы. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Поэтому военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное. Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту. Трактора с гусеничным движителем к тому времени уже активно производились в различных странах (лидером были США), и их технологии в целом были отработаны.

Во французской и английской армиях практически одновременно зародилась идея создания специальной машины для прорыва проволочных заграждений. Считается, что первенство в этом вопросе принадлежит безвестным французским солдатам, которые взяли трактор, приварили к его носовой части под углом что-то вроде заточенного рельса и с помощью таким образом оборудованной и при этом даже не бронированной машины прорвали проволочные заграждения и заняли вражеское укрепление.

В Англии в то же время разрабатывались «мостовой трактор» для преодоления проволочных заграждений и «гусеничный броневой щит для пехоты». Так, ещё в ноябре 1914 года управляющий пороховой компании в Чильворте капитан Туллок направил в Комитет имперской обороны предложение о постройке «сухопутного крейсера». В декабре того же года адмирал Бэкон разработал «мостовой трактор для преодоления заграждений», а ещё чуть позже коммодор Мюррей Суэттер попытался продвинуть самоходный пехотный броневой щит на гусеничной платформе. Однако эти разработки были признаны бесперспективными, но натолкнули британских военных на мысль о создании полностью бронированной вооружённой гусеничной машины. Во французском Генштабе также пришли к выводу, что трактор для таких целей лучше закрыть броней.

Военные обратились во французскую компанию Schneider, которая производила различное оружие. Однако для бронированной машины, способной проламывать вражеские укрепления, необходима была надежная ходовая часть. Самые лучшие трактора в то время, считалось, производила американская Holt Manufacturing Company. Французы послали двух своих лучших инженеров Брилье и Дюамеля в Англию, вооруженные силы которой как раз закупили американские «Холты». Эжен Брилье, блестящий инженер, присмотревшись к американским тракторам, сделал вывод, что эти мощные машины можно и нужно не только бронировать, но и оснастить артиллерийским вооружением. Сначала было решено использовать в качестве базы шасси модель Holt Baby. Трактор закрыли двумя броневыми листами по боками и двумя сходящимися под острым углом спереди. Верх оставили открытым.

9 декабря 1915 году на испытаниях в Суене опытный образец бронированного танка на шасси Holt был продемонстрирован представителям французской армии. Среди зрителей был генерал Филипп Петен и артиллерист и инженер, полковник Жан-Батист Эжен Эстиенн. Результаты испытаний танка были хорошими. Машина показала замечательную подвижность в затрудненном ландшафте. Однако длина машины была недостаточна для преодоления вражеских траншей, что потребовало создания более длинных гусениц для французского проекта танка. Поэтому французы решили использовать шасси не Baby Holt, а более длинные 75 л. с. тракторы Холта.

12 декабря Эстиенн представил французскому верховному командованию план сформировать бронетанковую часть, вооруженную гусеничными машинами. Этот план встретили с одобрением и главнокомандующий Жоффр поддержал производство 400 танков. Фактический заказ на 400 танков СА1 Шнайдер был сделан 25 февраля 1916 года, по цене 56 тыс. французских франков за изделие. Французы решили использовать шасси не Baby Holt, а более длинные 75 л. с. тракторы Холта. Однако с поставками достаточного числа новых тракторов и запчастей к ним из США могли возникнуть трудности, поэтому в дальнейшем производстве вернулись всё-таки к шасси Baby.

Производили новый танк Schneider так: уже готовый трактор помещался в стальную конструкцию 6,32 метра длиной, 2,05 метра шириной и 2,3 метра высотой. «Танк» был защищён 11-мм бронелистами и весил более 14 т. Такой бронетрактор Schneider нёс в себе 220 литров топлива, 75-миллиметровую пушку системы «Блокхаус-Шнайдер», два 7,92-миллиметровых пулемёта «Гочкиса», 90 снарядов, 3840 патронов, шесть человек экипажа и клетку с почтовыми голубями для связи. Двигатель мощностью всего 60 л. с. обеспечивал максимальную скорость в 8 км/ч. Неуклюжей особенностью «Шнейдера» был выступ на лобовой детали корпуса, который изначально был разработан для смятия колючей проволоки, но на практике часто приводил к опрокидыванию танка.

Первая атака «сухопутных броненосцев»

Первая атака «сухопутных броненосцев»

Французский танк CA-1 Шнейдер

В Великобритании создание бронированной машины курировалось Адмиралтейством, а точнее — специально сформированным в феврале 1915 года для этой цели «Комитетом сухопутных кораблей». Его создал морской министр У. Черчилль. Комитет состоял, в основном, из морских офицеров и инженеров. Создание этого института также курировала Военно-морская авиационная служба, которая была весьма заинтересована в бронированных боевых машинах для охраны своих береговых баз. Главой комитета стал директор Управления морского строительства Юстас Теннисон Д’Энкур. Комитет рассматривал предложение создать бронированную машину для прорыва траншей. Многое было основано на идеях «военного автомобиля» предвоенных лет. В Британии уже были бронированные автомобили. Другим источником идей был рассказ Герберта Уэллса «Сухопутные броненосцы» 1903 года.

С начала в 1915 году был разработан опытный танк Little Willie — «Малыш Вилли» («Маленький Вилли»), на базе гусеничного трактора. Машина оборудована двигателем Даймлер мощностью в 105 л. с., подвеска с двумя топливными баками расположена сзади, что оставляет достаточно места под предполагаемой башней с двухфунтовым орудием «Виккерс». В корпусе могли быть установлены до шести пулемётов: первоначально предполагались пулемёты Мадсена, затем остановились на двух 7,7-мм пулемётах «Виккерс». Главное орудие имело большой боезапас — до 800 выстрелов. Опытная машина не имела полноценной стальной брони, лишь своеобразный «колпак» из пластин, однако проект предполагал 6-мм броневое покрытие. Экипаж состоял из 4-6 человек. Вес машины составлял более 18 т. Основным недостатком этого танка была малая ширина преодолеваемого рва, что делало его непригодным для использования на покрытых воронками, окопами и различными рвами полях сражений Первой мировой войны. Поэтому решили придать корпусу танка ромбовидную форму и гусеничные ленты разместить сверху по контуру корпуса.

Первая атака «сухопутных броненосцев»

«Маленький Вилли»

Таким образом, в дальнейшем англичане не стали использовать для своих «сухопутных броненосцев» готовое тракторное шасси, а разработали полностью оригинальную конструкцию с восьмиметровым ромбовидным бронированным корпусом. Такая конструкция должна была дать наибольшую длину гусеницы, что позволяло преодолевать широкие окопы. Применения этой схемы делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой высоты). Поэтому основное вооружение было размещено в внутри корпуса, в спонсонах (в боковых выступах) по бокам танка. Двигатель — 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения, марки Daimler/Knight, — проходил через большую часть длины танка, занимая основную часть внутреннего пространства. Двигатель развивал максимальную мощность в 105 л. с. Бензин из подвешенных под потолком танка топливных баков подавался в двигатель самотёком. При сильном наклоне корпуса подача бензина прекращалась, и тогда один из членов экипажа должен был переливать топливо бутылкой из бака в карбюратор. Температура в корпусе поднималась до 50 градусов. Люди теряли сознание от выхлопных газов и порохового дыма. Поэтому противогаз, или респиратор входили в стандартное снаряжение экипажа. Вес танка составлял 27-28 т.

По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемёта и порой — помощника водителя и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на «самцах») или два пулемётчика (на «самках»), а в проходах в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя. Иногда в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка, у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты противника.

Новый танк был назван Mark I (иногда его называли «Большой Вилли»). Танк выпускался в двух модификациях — «Female» (только с пулемётным вооружением) и «Male» (с пулемётом и двумя 57-мм пушками). Планировали, что «самцы» в основном будут бороться с пулеметными гнёздами, а «самки» — с живой силой противника. Позднее признали, что это деление неудачно, и стали устанавливать на всех танках единое пулеметно-пушечное вооружение — 2 пушки и 4 пулемета.

Но на первом этапе на танках-«самцах» основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube — разработанный в 1915 году сухопутный вариант скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 году. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела. Позади пушек в спонсонах «самцов» размещались два 7,7-мм пулемёта «Гочкис» M1909. Кроме этого, на танках обоих вариантов один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и иногда ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Все пулемёты «Гочкис» были съёмными и вели огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками. На танках варианта «самка» место 57-мм пушек и пулемётов «Гочкис» в спонсонах занимали четыре 7,7-мм пулемёта «Виккерс». Эти пулемёты размещались на тумбовых установках с поворотными щитами, схожих с установками 57-мм орудий. Боекомплект пулемётов составлял 5760 патронов для «самцов» или 30 080 патронов для «самок». Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которых в различных частях танка имелись закрывавшиеся броневыми крышками порты. Из-за малой подвижности танка и ограниченных секторов обстрела его основного вооружения, личному оружию экипажа отводилась важная роль в ближней обороне машины. Лоб, борта и корпус корпуса прикрывала 10-12 мм броня, днище и крышу — 5-6 мм.

В феврале 1915 года прошли успешные испытания танка. Машина без проблем преодолевала рвы шириной 4,5 м. и стенки высотой в 1 м, не являлись для него проблемой и броды глубиной до 1 м. Чтобы танк не опрокидывался назад на крутых подъемах, к его корме прицепили «хвост» — двухколесную опорную тележку. Правда скорость машины была небольшой — всего 6 км в час. Танк поступил на вооружение в августе 1916 года.

Первая атака «сухопутных броненосцев»

Британский танк Mark I («самец»). 1916 год
Первая атака «сухопутных броненосцев»

Mark I в камуфляжной раскраске
Первая атака «сухопутных броненосцев»

Британский танк в битве на Сомме

Первая атака

Крайне неудовлетворительные темпы наступления во время битвы на Сомме побудили союзное командование задействовать принципиально новое средство борьбы — танки. Французские бронированные гусеничные машины прибыли в войска 5 сентября 1916 года. Однако экипажи для них ещё не были готовы, потому боевое использование «Шнейдеров» пришлось отложить. Английские машины, получившие название Mark I, были использованы британской армией в битве на Сомме 15 сентября 1916 года. Это была первая в истории танковая атака.

В 5 час. 30 мин. английские танки пошли в атаку. Утренний туман скрыл их от глаз противника. Незамеченные, они смогли близко подойти к вражеским позициям. Прежде, чем германцы опомнились, стальные «колесницы» атаковали окопы. Ревы моторами, окутанные огнем и дымом, они разрывали колючую проволоку и обрушивали блиндажи. Танки медленно ползли вперёд, сея смятение и панику. Новое оружие деморализовало немцев. Бой продолжался до 10 часов. Несмотря на малое число машин, труднопроходимую местность, несовершенство первых танков и плохое взаимодействие с пехотой, машины показали хороший результат. За 5 часов боя танки прорвали фронт на ширину 5 км и в глубину на 5 км.

В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь вражеской обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных. Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов. Однако прямых попаданий снарядов танки не выдерживали.

Из-за малого количества танков германскую оборону не удалось прорвать окончательно, однако даже такая неуклюжая и имевшая много слабостей боевая машина показала свой большой потенциал, да и психологическое воздействие на германскую пехоту было огромным. Кроме того, в дальнейшем британцы успешно использовали танки в битве при Камбре (ноябрь-декабрь 1917 года). Британцы бросили в бой Королевский танковый корпус (3 бригады с общей численностью 476 танков) и обеспечили за несколько часов продвижение в глубь фронта на 9 км при минимальных потерях. Это заставило замолчать последних скептиков и заставило обе стороны заняться активным формированием бронетанковых войск. Таким образом, стало ясно, что за танками, как видом боевой техники, большое будущее. Так оно и произошло. «Боевые колесницы» стали ведущим видом боевой техники современных армий.

Интересно, что и англичане, и французы для секретности перевозки своих боевых машин по железной дороге использовали в документах для их наименования слово, означающее «бак», «резервуар» (англ. — tank, фр. — char d’assaut). В других армиях закрепились свои названия — «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » ( боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка). Но из-за того, что англичане применили свои «сухопутные броненосцы» первыми, а также из-за того, что это применение было более удачным, в большинстве европейских языков для обозначения бронированной гусеничной боевой машины закрепилось английское слово — «танк». В России также прижилось слово «танк».

Надо сказать, что первое испытание французских танков было менее удачным, чем у британцев. Французы бросили танки в прорыв 16 апреля 1917 года во т. н. «наступления Нивеля». На позиции германских войск двинулись 128 танков. Однако в этот раз германцы успешно применили артиллерию и авиацию. Кроме того, чтобы увеличить запас хода, на французские танки снаружи поместили бидоны с горючим, и малейшее попадание заставляло их воспламеняться как факелы. Германская артиллерия обрушила на бронированные машины французов такой шквал огня, что некоторые шедшие в первых рядах «Шнейдеры» буквально разлетелись на мелкие куски. В первом отряде было подбито 39 танков, его командир был убит. Второй отряд заметила германская авиация и известила командование. Артиллерия также остановила французскую бронетехнику. Из 128 танков с поля боя вернулись только около 10. В целом Наступление Нивеля («Бойня Нивеля» или «Мясорубка Нивеля») стало символом бессмысленных человеческих жертв и произвело тяжелое впечатление на французскую армию и общество. Новому командующему Петену (он сменил Нивеля) даже пришлось давить мятежи в армии (включая волнения в русских экспедиционных частях). Новый командующий отдал приказ о введении смертной казни за отказ повиноваться. На развитие танковой отрасли это не повлияло. Её перспективность была очевидна.

Первая атака «сухопутных броненосцев»

Битва при Камбре. Танковая атака
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Кампания 1916 года

Стратегия Антанты и Центральных держав на 1916 год
«Вооружённые силы Франции истекут кровью в любом случае — сохранит она Верден или нет»
Франция и Англия собирались «воевать до последнего русского солдата»
Русские солдаты во Франции
Блестящая победа русской Кавказской армии под Эрзерумом
Кеприкейское сражение
Штурм Эрзерума
Разгром 3-й турецкой армии
Трапезундская операция
Верденская мясорубка
Верденская мясорубка. Ч. 2
Стратегическое поражение германской армии под Верденом
Нарочская операция
Португалия в Первой мировой войне
Пятая битва при Изонцо
Трентинская операция
Как русская Кавказская армия разгромила 3-ю турецкую армию в Эрзинджанском сражении
Брусиловский прорыв
Луцкий прорыв
Упущенные возможности Брусиловского прорыва
Коломейское сражение. Битва на реке Стоход
Ковельская битва[u][/u]
Как погибли лучшие части Русской императорской армии
Огнот. Как турецкая армия пыталась взять реванш за Эрзерумский разгром
Шестая битва при Изонцо
Как Румыния вступила в войну

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. казак волгский 15 сентября 2016 06:54
    Неплохая статья. факты известные но тут упорядочены что ли......особенно фото Шнейдера порадовали - впервые такие вижу. Спасибо.
  2. parusnik 15 сентября 2016 07:20
    Очень удачная вставка о применении танков французами..Обычно авторы , когда пишут о "заре танкостроения"..обычно упоминают только о битве на Сомме...
  3. AUL 15 сентября 2016 10:52
    Чтобы танк не опрокидывался назад на крутых подъемах, к его корме прицепили «хвост» — двухколесную опорную тележку.

    А разве это не рулевые колеса были?
    AUL
    1. kalibr 15 сентября 2016 12:56
      Это были именно рулевые колеса для поворота с большим радиусом.
  4. Koresh 15 сентября 2016 10:55
    Но на исход битвы на Сомме они не повлияли, британцы понесли огромные потери, хотя танки вселили ужас в немецких солдат, но были уничтожены огнём артиллерии . Статья отличная!
  5. РПК 15 сентября 2016 11:18
    Танкисты надолго получили пороховые газы внутри танка.А Задние колёса действительно для управления
  6. krot_tank 15 сентября 2016 11:24
    Автор спасибо!
    Одно но!
    Подвергайте свою работу рецензированию. Есть лексические и пунктуационные ошибки.
    Например:
    В феврале 1915 года прошли успешные испытания танка. Машина бес проблем преодолевала рвы...
  7. Иван Славянский 16 сентября 2016 10:57
    На последнем снимке вовсе не танковая атака, а испытания немцами захваченного ими британского танка Mk-IV с тактическим номером F-13 и названием Falkon II.
  8. Вини Пух 16 сентября 2016 21:35
    А что это за крыша на Mark I на фото "Британский танк в битве на Сомме"?
    1. askold 18 сентября 2016 05:26
      А, и правда, вопрос интересный...
    2. ArikKhab 21 сентября 2016 19:50
      Маскировка ???

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня