«Люфтваффе в 45-м. Последние полёты и проекты». Продолжение. Часть 5

Данный текст представляет собой продолжение сокращённого перевода книги «Luftwaffe’45. Letzte Fluge und Projekte», сделанного коллегой NF68, являющимся автором переводов многих интересных тем, касающихся военно-воздушных сил Германии. Иллюстрации взяты из оригинала книги, литературная обработка перевода с немецкого выполнена автором этих строк.

«Люфтваффе в 45-м. Последние полёты и проекты». Продолжение. Часть 5



Самолёты FW-190 с «Panzerblitz» и «Panzerschreck»

9 апреля 1945 г. командование 6 воздушного флота для снижения потерь от воздействия вражеских истребителей отдало своим пилотам приказ наносить удары по сухопутным войскам противника с минимальной высоты, для чего после взлёта немецким пилотам следовало держаться на минимальной высоте и наносить удары только по легкобронированным или не защищенным бронёй целям, что давало надежду на некоторый успех. Однако командованию флота было известно, что быстро установить на ударные самолёты всех авиационных частей пусковые установки для ракет едва ли удастся ввиду действий противника. Далее предусматривалось передача в штурмовую авиагруппу 1/SG 9 многочисленных эскадрилий, имевших на вооружении самолёты, способные нести ракеты «Panzerblitz» и «Panzerschreck».

Эта концепция, в основе которой были заложены ранее достигнутые успехи, распространялась и на другие эскадрильи. Было намечено оснастить ударные самолёты ракетными пусковыми установками, а также обучение пилотов. Теперь это касалось не только лётчиков-инструкторов, но и наземного персонала на аэродромах в Эрдинге (Erding), Манчинге (Manching) и других городах. 11 апреля 1945 г. в авиационных ударах по противнику приняли участие не только авиагруппы, оснащённые штурмовиками, но и многочисленные авиагруппы истребителей. В частности, 2/JG 3, 3/JG 6, 1/JG 52 и 4/JG 51, самолёты которых должны были наносить по противнику бомбовые удары или сопровождать ударные самолёты. На следующий день высшее командование 6 флота Люфтваффе приказало ударами с воздуха сорвать подготовку наступления советских войск перед Униеном (Unien) .

При этом важная роль отводилось эскадрильям самолётов, вооруженных ракетами «Panzerblitz», которые должны были наносить удары по прорвавшимися в направлении столицы Рейха советским танкам. 14 апреля 1945 г. в распоряжении штурмовой авиационной эскадры 3/SG 4 ещё находились 31 FW-190 F-8 и F-9, из них 21 самолёт были исправны. Из 23 самолётов FW-190 штурмовой эскадры 1/SG 77, 12 самолётов могли нести ракеты «Panzerblitz», из них исправны были 10. Во 2-й авиагруппе этой штурмовой эскадры из 9 самолётов, способных нести ракеты «Panzerblitz», семь были готовы к вылетам. Всего в 9-й эскадрилье штурмовой эскадры SG 77 имелось 13 самолётов типа FW-190 F-8, способных нести ракеты «Panzerblitz». Основной проблемой по-прежнему являлся недостаток топлива, из за чего часто было невозможно выполнять испытательные полёты после произведённого ремонта самолётов. Исправные самолёты долгое время простаивали на окраинах аэродромов, и в основном были уничтожены авиацией союзников, наносившей удары по немецким аэродромам с малых высот.


Большое количество самолётов FW-190 F-8 с противотанковыми ракетами были сбиты зенитной артиллерией противника, во всё большем количестве придававшейся танковым соединениям

Несмотря на тяжёлые потери в условиях подавляющего превосходства противника, бои с использованием немецкой штурмовой авиации велись и далее.


Незадолго до окончания войны для борьбы с танками была готова к применению противотанковая система вооружения SG 113A «Förstersonde»

14 апреля 1945 г. 42 немецких штурмовика и истребителя нанесли удары по русским танкам, продвигающимся по рейхсавтобану на участке между Бреслау (Breslau) и Линицем (Lienit), добившись при этом попаданий в атакованные цели. 15 апреля эскадрилья 9/SG 4, в составе семи самолётов FW-190 F-8 во время первой же атаки выпустили по танкам Т-34 тридцать шесть ракет «Panzerblitz», в результате чего были подожжены четыре танка. Во время второй атаки были уничтожены ещё три танка Т-34. При последующей атаке, осуществлённой в этот же день, тройка FW-190 F-8 выпустили ещё 16 ракет «Panzerblitz», добившись попаданий в танк Т-34 и самоходное орудие. В трёх последующих атаках были выпущены ещё 32 противотанковые ракеты, уничтожившие четыре танка Т-34. 15 апреля 1945 г., после ответных атак советских истребителей, на свои аэродромы не вернулись пять немецких самолётов. Одним из наиболее удачных мероприятий с использованием ракет «Panzerblitz» была операция против советских войск под Кобервицем (Köberwitz) 16 апреля 1945 г., когда были уничтожены 12 тяжёлых советских танков, ещё один танк был повреждён, атакам также подверглись три артиллерийских позиции. Однако в ходе этой операции шесть немецких самолётов, включая пять FW-190 F-8 с противотанковыми ракетами «Panzerblitz», из-за технических неполадок вынуждены были незадолго до подхода к соединениям противника отказаться от участия в нанесении ударов. Ещё пять самолётов по ряду причин, главным образом из-за неполадок в системах запуска ракет, также были вынуждены прервать участие в операции. Несмотря на это, 12 лётчиков эскадрильи 9/SG 4 сумели нанесли удар ракетами «Panzerblitz» по артиллерийской позиции советских войск и по группе из примерно сорока автомобилей. Ещё четыре немецких самолёта нанесли удары по вражескому железнодорожному составу. Всего в течение 16 апреля 1945 г. в воздушных операциях на Восточном фронте приняли участие 453 немецких самолёта, в т. ч. 51 ракетоносных. Во время этих операций советской зенитной артиллерией были сбиты два самолёта FW-190 F-8 из авиагруппы 3/SG 4, при этом раненые пилоты смогли избежать плена. 17 апреля 8 самолётов FW-190 F-8 нанесли удар в районе прорыва советских войск на участке фронта между Брюнном (Brünn) и Троппау ( Troppau). В ходе данного удара, предположительно, был уничтожен один вражеский тяжелый танк и повреждена одна САУ. Кроме этого, были атакованы 22 небронированных транспортных средства противника. Пилоты из авиагруппы 2/SG 2 во время атак удачно накрыли место скопления танков и автомобилей противника под Вайсвассером (Weißwasser). Бомбы и ракеты «Panzerblitz» поразили большое количество техники противника. На короткое время эти удары привели к прекращению передвижения советских частей на атакованном участке рейхсавтобана.


Кроме ракет «Panzerblitz», в качестве оборонительного вооружения использовались простые в производстве ракеты «Panzerschreck». Пусковая установка справа внизу под крылом

По сообщениям немецких лётчиков-истребителей и лётчиков-штурмовиков, во время удара были сбиты пять советских самолётов. 18 апреля 15 пилотов авиагруппы 3/SG 4, используя ракеты «Panzerblitz», нанесли удар по движущимся советским танкам юго-восточнее Коттбуса (Cottbus) и Шпремберга (Spremberg). 25 самолётов FW-190 F-8 эскадрильи 9/SG 7 под Вайссенбергом (Weißenberg) и южнее Шпремберга (Spremberg) нанесли удар осколочными бомбами и ракетами «Panzerblitz». 15 из имевшихся 72 FW-190 самолётов авиагруппы 2/SG 2 попытались нанести удар по тяжелым танкам противника и тем самым уменьшить натиск на германские части. 18 апреля 59 способных нести ракеты «Panzerblitz» и бомбы немецких самолётов нанесли ракетно-бомбовый удар, поразив 27 танков и 6 САУ противника, причём оберфельфебель Федлер (Fedler) из противотанковой эскадрильи 10 (Pz)/SG 2 последовательно поразил четыре танка и две САУ противника. Однако, из-за сильной ПВО противника на свои аэродромы не вернулись 23 пилота. 19 апреля шесть самолётов FW-190 F-8 и F-9 авиагруппы 3/SG 4 нанесли ощутимый удар по противнику ракетами «Panzerblitz» под Брюнном (Brünn). 20 машин авиагруппы 2/SG 77 нанесли ракетами удар по транспортным средствам противника на участке между Гёрлицем (Görlitz) и Бреслау (Breslau). При этом из-за недостатка авиационного топлива авиагруппы могли использовать только часть своих машин. К 20 апреля оружие нового типа могли нести в общей сложности 320 немецких самолётов. Ракетами «Panzerblitz» были вооружены 12 эскадрилий, ещё две эскадрильи были вооружены ракетами «Panzerschreck».

В конце апреля 1945 г. самолёты противотанковой эскадрильи 1. (Pz)/SG 9 базировалась на аэродромах Виттштока (Wittstock) и в Рехлине (Rechlin). Кровопролитное сражение за столицу Рейха близилось к завершению. Несколько ранее советские танки вышли на линию Фридланд-Нойбранденбург-Нойштрелиц-Райнсберг (Friedland-Neubrandenburg-Neustrelitz-Rheinsberg, оказавшись всего в 20 км. от места базирования авиагруппы 1/SG 9. Так эта авиагруппа ни в коем случае не могла базироваться в Мекленбурге, ей было приказано искать убежище в занятых американцами или британцами областях. Вследствие этого пилоты со своими FW-190 сначала перебазировались в район Шюльте ( Sülte), а после в район Шверинского озера. Соединением командовал кавалер рыцарского креста обер-лейтенант Райнер Носсек (Reiner Nossek) из противотанковой эскадрильи 3. (Pz)/SG 9. Когда машины этой авиагруппы начали садиться на аэродроме Шюльте (Sülte), их внезапно атаковали английские истребители. При этом перед самой посадкой был повреждён самолёт капитана Андреаса Кюффнера (Andreas Kuffner), на земле машина опрокинулась и пилот задохнулся до того, как находившийся рядом наземный персонал сумел освободить пилота от ремней. Одному молодому унтер-офицеру удалось посадить самолёт на брюхо и он сумел спастись, выбравшись из кабины своего горящего FW-190 F-8. Машина фельдфебеля Готтфрида Вагнерса (Gottfried Wagners) взорвалась на овсяном поле. Была сбита и машина командира противотанковой эскадрильи 1. (Pz)/SG 9, обер-лейтенанта Вильгельма Бронена (Wilhelm Bronen), но получивший тяжёлое ранение в голову Бронен сумел покинуть самолёт. Его парашют зацепился за крышу Шверинского замка, и пилота удалось спасти. Лейтенант Богуславски (Boguslawski) сумел уйти от самолётов противника и успешно совершить посадку. Обер-лейтенант Райнер Носсек (Reiner Nossek) не мог получить призыв о помощи лейтенанта Йозефа Райтингера (Josef Raitinger), cамолёт которого был сбит одним из «Спитфайров» 41-й эскадры (41 th Squadron). Эта же судьбу разделили и три унтер-офицера, которые также не смогли уйти от англичан. Ещё за несколько дней до окончания войны 3 мая 1945 г. противотанковая эскадрилья 13. (Pz)/SG 9 проходила переподготовку в Велзе (Welse), и в это же время высшее командование Люфтваффе издало приказ о расформировании этого соединения. Авиагруппа 3/SG 4 базировалась в Костелеце (Kosteletz), а 2/SG 77 – в Швайднице (Schweidnitz). Авиагруппа 1/SG 1 до 3 мая 1945 г. базировалась в Грац-Талендорфе (Graz-Thalendorf). В это время большая часть эскадрилий, имевших на оснащении самолёты с ракетами «Panzerblitz», числились только на бумаге или представляли собой фактически лишь звенья.


Однако вплоть до последнего дня войны немецкие пилоты штурмовиков своими внезапными атаками несли угрозу противнику. Наиболее показательным являлся случай, имевший место в первые майские дни. Тогда поддерживавшие свои пехотные части советские танкисты, считая уже войну законченной, расположили свои танки перед Бранденбургскими воротами в два ряда, словно на параде. Несколько пилотов из противотанковой эскадрильи 10. (Pz)/SG 9, включая лейтенанта Й. Райтингера (Josef Raitinger), нанесли один из последних своих ударов по противнику. Ракеты «Panzerblitz», словно на учениях, были выпущены с расстояния 900 метров, затем при пролёте над целью были дополнительно сброшены бомбы. На последних каплях горючего FW-190 F-9 вернулись на свои аэродромы в Рехлине-Мюрице (Rechlin Müritz). К последним вылетам относились и вылеты ещё остававшихся в строю самолётов штурмовой эскадры SG/3, базировавшейся на аэродроме Фленсберг-Вайше (Flensbeerg-Weiche) в Курляндии.

Испытания «Föstersonde» и «Zellendusche»

Помимо противотанковых ракет, которые несли FW-190, в начале 1945 г. испытывались ещё и другие, разрабатывавшиеся в то время системы вооружений. Специальное устройство SG 113 «Föstersonde», считавшееся противотанковым оружием будущего, было разработано фирмой Rheinmetall-Borsig.


Самолёт Hs 129 B-2 (заводской № 0249), опытный носитель системы вооружения SG 113A «Förstersonde»

Эта система вооружения представляла собой вертикально установленные многочисленные трубчатые пусковые установки, калибр которых в ходе разработки был уменьшен с 5 до 4,5 см.

Сначала пилот самолёта-носителя данной системы вооружения должен был обнаружить цель, затем осуществлялся запуск системы, после чего автоматический запуск пяти ракет в одном залпе осуществлялся при помощи сенсоров при пролёте самолёта над целью.


На самолётах FW-190 F-8 также испытывали систему SG 113A «Förstersonde»

Общее руководство разработкой данной системы вооружений осуществлялись в научно-исследовательском и испытательном центре Graf Zeppelin (FGZ) под руководством дипломированного инженера профессора Г. Маделунга (G. Madelung). В качестве носителей данной системы вооружения 18 января 1945 г. при испытаниях использовали самолёты Hs 129 и FW-190, а в качестве опытных целей – немецкий танк «Пантера» и трофейный танк T-34.

Запуск ракет осуществлялся при пролёте самолётов на высоте девять метров над целью. Толщина горизонтальной брони башни советского танка составляла от 17 до 30 мм. В ходе испытаний, проводившихся в Рехлине, была пробита и броня американского танка М4 А3 «Шерман», имевшая толщину 48 мм. Установленные вертикально пусковые установки имели наклон в 8 градусов назад. Во время испытаний, проводившихся помимо Рехлина ещё и в Фолькенроде (Völkenrode), запуски ракет с минимальных высот постепенно позволили достичь результата в 90 % попаданий. В начале февраля 1945 г. было готово оборудование для пяти опытных самолётов. Первый такой самолёт был подготовлен к испытаниям в Штутгарт-Руите (Stuttgart-Ruit). Второй самолёт был подготовлен к испытаниям 6 февраля 1945 г. За штурвалом этого самолёта находился дипломированный инженер Дитрих (Dietrich), который перегнал самолёт из Лангенхагена (Langenhagen), что под Ганновером (Hannover) в расположенный у Штутгарта Неллинген (Nellingen). Всё необходимое для испытаний оборудование было подготовлено для установки на второй опытный самолёт в середине зимы, и 14 февраля 1945 г. самолёт был готов к испытаниям представителем испытательного центра Люфтваффе доктором Шпенглером (Spengler). Самолёт FW-190 F-8 был готов к испытаниям ещё несколькими днями ранее, однако первый испытательный полёт был выполнен 21 февраля 1945 г. Хотя вторая опытная машина имела больший, чем первый, подготовленный для испытания системы SG 113 самолёт FW-190 F-8, вес, во время проводившихся 27 февраля 1945 г. в Боблингене (Boblingen) испытаний, четырьмя выпущенными ракетами удалось поразить трофейный танк КВ-1. Ракеты запускались с высоты примерно 11 метров над танком. В цель попали три из них, ещё одна ракета взорвалась вблизи от цели. В целом, в ходе испытаний пришли к выводу, что данная установка может использоваться в боях. Однако, возникла необходимость улучшить систему запуска ракет. Крепления сенсоров разработала фирма Wandel & Goltermann, электрическое оборудование – фирма Siemens & Halske, сенсоры производились в научно-исследовательском и испытательном центре Graf Zeppelin (FGZ). Вооружение к 20 марта 1945 г. изготовила фирма Rheinmetall-Borsig вместе с испытательным центром Люфтваффе в Рехлине, а элементы для крепления системы вооружения были разработаны фирмой Focke-Wulf. Тем не менее, от использования данной системы вооружения всё же было решено отказаться, поскольку противотанковые ракеты «Panzerblitz» было проще в изготовлении, и на практике ракеты «Panzerblitz 2» калибра 8,8 см. оказались способны эффективно поражать цели при прямом попадании. В это же время в научно-исследовательском авиационном центре LFA было разработано ещё одно специальное устройство, получившее обозначение SG 116 «Zellendusche». Производить эту систему вооружения, основой которой являлись вертикально установленные 30 мм. пушки МК-103 с автоматическим спуском, также должна быль фирма Rheinmetall-Borsig. Огонь пушек данной системы открывался после подачи сигнала от фотоэлемента, одновременно с выстрелом из ствола пушки назад выбрасывался противовес, компенсировавший отдачу. Система вооружения SG 116 была установлена по меньшей мере на двух самолётах типа FW-190 F-8, принадлежащих истребительной авиагруппе JG/10. Эти две машины должны были использоваться для подготовки экипажей тяжёлых бомбардировщиков. В испытательном центре Люфтваффе ЕК 25 Parchim система SG 116 была установлена на три самолёта FW-190 F-8. Подававшая сигнал на открытие огня спусковая система была разработана в научно-исследовательском и испытательном центре Graf Zeppelin (FGZ). Со слов Ф. Хана (Fritz Han), незадолго до окончания войны он совершил несколько боевых вылетов на самолёте, оснащённом системой SG 116, но подробности применения данной системы на сегодняшний день не известны.


Опытный носитель системы SG 113A «Förstersonde» с подвешенным под фюзеляжем 300-литровым сбрасываемым топливным баком (вид спереди)

После 8 мая 1945 г. союзники изъяли документацию и опытные образцы указанных выше систем вооружений для последующего использования этих новаторских наработок, как и неисчислимое количество прочих перспективных немецких систем вооружений.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти