Бронепалубная молния. Крейсер II ранга "Новик". Новый командующий

54
Степан Осипович Макаров прибыл в Порт-Артур утром 24 февраля 1904 г. и поднял свой флаг на бронепалубном крейсере «Аскольд», что совпало с другим радостным событием – в этот же день, наконец, удалось снять с мели эскадренный броненосец «Ретвизан».

Едва ли не первое, чем озаботился С.О. Макаров, приняв командование эскадрой – организация почти ежедневных выходов миноносцев в ночные дозоры. Это было непростое решение, с учетом того, что из 24 имевшихся на тот момент миноносцев полностью исправны были только 6, и еще два, хотя и могли выходить в море, но имели проблемы механизмов. Но…



Проблема заключалась в том, что японцы, если можно так выразиться, обнаглели донельзя. Два сильнейших русских броненосца и, пусть несовершенный, но все-таки перворанговый бронепалубный крейсер выведены из строя: в таком состоянии Тихоокеанская эскадра не могла дать Объединенному флоту генерального сражения с надеждой на успех. Русский флот не мог завоевать господства на море и с этим, скрепя сердце, на какое-то время еще можно было смириться, но вот с тем, что японцы умудрялись хозяйничать на внешнем рейде Порт-Артура по ночам, мириться было нельзя. К чему это привело, мы хорошо знаем – в результате ночной минной постановки японцев погиб «Петропавловск» и С.О. Макаров, а во время командования В.К. Витгефта в первый же выход эскадры в море, во время постановки на якоря на внешнем рейде броненосец «Севастополь» подорвался на мине. Плохо было уже то, что корабли эскадры ушли с внешнего рейда, не сумев отстоять его, теперь выход броненосцев был возможен только в «большую воду» и занимал много времени. Но при В.К. Витгефте внешний рейд Порт-Артура вообще представлял собой, если можно так выразиться, центральную минную позицию японцев. Русские корабли были заперты в собственной гавани, и, несмотря на все усилия трального каравана, любой выход с внутреннего рейда был чреват тяжелейшими потерями.


"Новик" в боевой окраске

Иными словами, борьбу за море никак не следовало откладывать до тех пор, пока не вернутся в строй «Ретвизан», «Цесаревич» и «Паллада». Ее нужно было начинать прямо сейчас, с восстановления контроля над водным районом у Порт-Артура: ни в каком случае нельзя было позволять легким силам японцам регулярно действовать у главной базы флота. Решение подобной задачи было выгодно еще и тем, что, в случае боевых столкновений и получения повреждений у русских кораблей порт и ремонтные мощности находились в непосредственной близости, а вот поврежденным японским кораблям пришлось бы идти до своих баз сотни миль, что для небольших по размерам миноносцев могло оказаться чревато.

Все это Степан Осипович Макаров хорошо понимал. Наверняка он осознавал также и то, что подобные боевые действия могут дать нашим миноносникам бесценный боевой опыт, получать который, воюя в непосредственной близости от собственной базы, было безопаснее и проще, чем каким-либо иным способом. А потому уже 25 февраля, на следующий день после прибытия, он отправил в ночной дозор два миноносца, «Решительный» и «Стерегущий». С.О. Макаров предполагал, что японские миноносцы действуют с какого-то «аэродрома подскока», и потому направил миноносцы на разведку, с целью выявления японской миноносной базы в районе 90 миль от Порт-Артура. При этом «Решительному» и «Стерегущему» предписывалось атаковать крейсера или транспорты японцев, если таковые встретятся, но избегать боя с неприятельскими миноносцами без крайней на то нужды.

Дальнейшие события общеизвестны – «Решительный» и «Стерегущий» увидели крупный корабль неприятеля у Дальнинской бухты и попытались его атаковать, но, будучи демаскированы вырывающимися из труб факелами огня, были обнаружены японскими миноносцами, и, в итоге, не смогли выйти в атаку. Оба русских корабля с рассветом возвращались в Порт-Артур, но были перехвачены 3-им отрядом истребителей – им ничего не оставалось, как только принять бой, в котором «Решительный» сумел все же прорваться под защиту береговых батарей Порт-Артура, а «Стерегущий» героически погиб.

Мы не будем сейчас останавливаться на обстоятельствах последнего боя мужественного экипажа этого корабля: когда С.О. Макаров узнал обстоятельства дела, он немедленно вышел в море на выручку «Стерегущему», держа флаг на «Новике», за ним следовал «Баян». Увы, бой проходил на расстоянии примерно 10 миль от Порт-Артура и русские крейсера не успели – к тому моменту, когда они прибыли к месту действия, они уже ничем не могли помочь героическому миноносцу.


"Новик" под флагом командующего идет на выручку "Стерегущему"


Разумеется, русские крейсера обстреляли японские миноносцы. Но огонь с большой дистанции не был эффективен, и японцы, пользуясь преимуществом в скорости, быстро отступили, а преследовать их было нельзя – на горизонте появились главные силы Х. Того, шедшие бомбардировать Порт-Артур. Так что крейсерам ничего не оставалось, как только вернуться обратно.

Лейтенант Н. Черкасов, находившийся на Золотой горе и наблюдавший за боем «Стерегущего», считал, что японские крейсера едва не отрезали «Новика», выйдя между ним и Порт-Артуром, и последнему удалось уйти только благодаря своей превосходной скорости, но японцы этого не подтверждают. В своей официальной историографии японцы указывают, что направили к месту боя миноносцев 4-ый боевой отряд Сотокичи Уриу в составе «Нанивы», «Такачихо», «Нийтаки» и «Цусимы», причем это было сделано еще до того, как появились русские крейсера. Но 4-ый боевой отряд не успел, и приблизился к месту боя лишь тогда, когда бой уже завершился, и миноносец «Сазанами» пытался буксировать «Стерегущего». Обнаружив, что к японским миноносцам подходят русские крейсера, С. Уриу бросился им на помощь, но увидел, что «Сазанами» бросил тонущий русский миноносец и уходит полным ходом. Теперь японским миноносцам ничего не угрожало, и 4-ый боевой отряд не стал вступать в бой и отвернул, прекратив сближение.

Таким образом, в этот раз «Новик» не добился успеха, но, вне зависимости от фактически достигнутых результатов, выход Степана Осиповича на маленьком крейсере имел огромное моральное значение для всей эскадры. Вспомним описание этого эпизода у Вл. Семенова:

«Как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что в море идет бой между нашими и японскими миноносцами, для прикрытия их вышли из гавани "Аскольд" и "Новик". "Новик" -- впереди.
—- Неужели адмирал сам отправился в эту "авантюру"? -- вопрос, живо всех интересовавший и вполне естественный.
Офицеры, собравшиеся на мостике, усиленно протирали стекла биноклей, напрягали зрение... На "Аскольде" не было флага командующего...
—- Ну, понятно! Нельзя ж так рисковать... На легком крейсере... Мало ли что... -- говорили некоторые...
—- На "Новике"! Флаг -- на "Новике"! -- вдруг, словно захлебываясь от азарта, закричал сигнальщик.
Всё кругом разом всколыхнулось. Команда, бросив завтрак, кинулась к бортам. Офицеры вырывали друг у друга бинокли из рук... Сомнения не было! На мачте "Новика", этого игрушечного крейсера, смело мчавшегося на выручку одинокому миноносцу, развевался флаг командующего флотом!..
Смутный говор пробегал по рядам команды... Офицеры переглядывались с каким-то не то радостным, не то недоумевающим видом...
—- Не утерпел!.. Не дождался "Аскольда" -- пересел на "Новик!.." Черт возьми!.. Это уж чересчур!..
Но это было не "чересчур", а именно то, что требовалось. Это были похороны старого лозунга "не рисковать" и замена его чем-то совсем новым...».


Надо сказать, что в эту ночь в море выходили и другие русские миноносцы – приблизительно в 01.00 были замечены огни в море, и С.О. Макаров санкционировал выход в море отряда из четырех миноносцев для атаки. Последние действительно обнаружили 4 миноносца японцев и атаковали их, но этот бой, как и бой «Стерегущего», вне пределов темы нашего цикла статей.

Что же до «Новика», то он и «Баян» после не увенчавшейся успехом утренней спасательной операции вернулись на внешний рейд и пошли в гавань, однако тут же стали первыми целями для японских броненосцев, начавших перекидную стрельбу через Ляотешань и пытавшихся взять на прицел проход на внутренний рейд, по которым шли крейсера, а затем стрелявших по акватории внутреннего рейда. В ходе этого обстрела «Новик» никаких повреждений не получил, только несколько осколков упали на палубу, никого, впрочем, не задев.

На следующий день, 27 февраля, С.О. Макаров вывел эскадру в море для обучения совместному маневрированию, и конечно, «Новик» выходил с остальными кораблями, но ничего интересного в этот день не случилось, и, произведя различные эволюции на разных ходах, эскадра вечером возвратилась в Порт-Артур.

Затем в боевых действиях наступил перерыв, продолжавшийся до ночи на 9 марта, когда на внешнем рейде опять появились японские миноносцы, но были отогнаны огнем сторожевых судов. Днем появилась японская эскадра, с тем чтобы еще раз обстрелять корабли в гавани Порт-Артура перекидным огнем. Однако в этот раз С.О. Макаров вывел свои главные силы на внешний рейд, «приглашая» командующего Объединенным флотом сблизиться с ними для решительного боя. Имея всего пять броненосцев, С.О. Макаров не имел надежды разгромить японцев в море, но все же считал возможным принять бой под прикрытием береговых батарей.

Данный выход был совершенно беспрецедентным событием для Артурской эскадры, потому что ее тяжелые корабли покинули внутреннюю гавань «малой водой». «Большая вода» в тот день начиналась в 13.30, но уже в 12.10 все пять броненосцев находились на внешнем рейде, в полной готовности к сражению. Конечно, крейсера покинули гавань еще раньше – точное время выхода «Новика» на внешний рейд неизвестно, но он прибыл туда вторым, после «Баяна» (07.05) и до «Аскольда» (07.40). Тем не менее, сражения все же не состоялось – японцы не хотели подставляться под огонь береговых батарей, и даже попытка С.О. Макарова «раззадорить» последних атакой на броненосные крейсера 2-го отряда закончилась ничем – Х. Того соединил свои силы, которые Степан Осипович атаковать уже не мог, и отступил. В итоге все дело свелось к перекидной стрельбе – японцы вновь нанесли огневой удар по гавани, но получили ответ русских артиллеристов, сделавших заранее все необходимые приготовления для ответной перекидной стрельбы. «Новик» 9 марта никак себя не проявил и огня, по всей видимости, не открывал.

Спустя три дня крейсер вновь выходил с внутреннего рейда, встречая возвращавшиеся из дозора миноносцы,, а на следующий день, 13 марта, С.О. Макаров вновь вывел эскадру в море для эволюций, но у «Новика» в этот раз было особое задание. В 05.50 крейсер вышел на внешний рейд третьим после «Баяна» и «Аскольда», но когда эскадра, построившись, выдвинулась в море, «Новик» и три миноносца 1-го отряда, «Внимательный», «Грозовой» и «Боевой» были направлены к островам Мяо-тао для их осмотра. В 07.10 этот небольшой отряд отделился от эскадры и пошел выполнять приказание.

Уже через несколько минут были обнаружены дымы, о чем «Новик» доложил комфлота: это оказались английские транспорты. Однако С.О. Макаров распорядился продолжать выполнение приказа, а обнаруженные транспорты должен был осмотреть «Аскольд». По дороге к островам Мяо-тао на «Новике» были замечены несколько китайских джонок, но отправленный к ним «Внимательный» на обнаружил ничего подозрительного. Но в 09.05 был обнаружен небольшой пароход под японским флагом, шедший со стороны о. То-дзи-дао и имевший на буксире джонку. Он держал курс к «Внимательному», по всей видимости приняв его за японский миноносец. Немедленно весь отряд бросился на перехват японского судна, при этом «Внимательный», уже закончивший досмотр джонок, был к нему ближе всех. Японский пароход, обнаружив свою ошибку, пытался бежать, спустив флаг, но, конечно, ему это не удалось – «Внимательный», приблизившись к нему, сделал два выстрела. Тогда пароход остановился, сдал назад, и начал снимать людей с буксируемой им джонки: но, заметив приближение «Новика» и двух других миноносцев, не закончил своего занятия и вновь попытался бежать. «Внимательный» спустил шлюпку для ареста джонки, а сам пошел в погоню и быстро догнал японское судно – после нескольких выстрелов оно, наконец, остановилось, более уже не пытаясь спастись бегством.


"Новик" на внутреннем рейде Порт-Артура


В ходе осмотра выяснилось, что доставшийся русским кораблям приз – японский пароход «Хань-иен-мару». Впоследствии выяснилось, что он был направлен японцами для того, чтобы нанять китайские джонки для нужд японского флота, но, поскольку те отказывались наниматься, забирал их силой. На борту судна было обнаружено 10 японцев, 11 китайцев, много бумаг и ржавая мина Уайтхеда, по всей видимости, выловленная из воды. Часть японского экипажа, вероятно, состояла из лазутчиков, так как некоторые японцы были опознаны нашими моряками как грузчики и торговцы, до войны работавшие в Порт-Артуре. Интересно описывает этот момент лейтенант А.П. Штер:

«На мостике стоял благообразный китаец, видимо, капитан этого парохода и надменно смотрел на все наши действия; на мое предложение сесть в шлюпку он молча сошел с мостика и с достоинством уселся на кормовом сидении. Каково же было наше изумление, когда боцман «Новика», подозревая в этих китайцах шпионов, стал ощупывать им головы и с торжеством стащил с мнимого капитана китайскую шапочку с париком и косой — перед нами предстал японец, отлично загримированный».


Захваченную джонку утопили сразу, но пароход, залив предварительно топку, решили привести в Порт-Артур на буксире, каковой и был заведен с «Новика». Однако же, когда в 10.00 крейсер дал ход, он развил слишком большую скорость, отчего пароходик начал рыскать, и на нем буксиром вырвало брашпиль, сломало мачту и повредило форштевень. На «Новике» решили, что овчинка не стоит выделки, и потопили его несколькими выстрелами, после чего в 10.35 пошли на соединение с эскадрой, что и было выполнено без дальнейших приключений.

В этот раз, к сожалению, эскадра завершила эволюции досрочно, по причине столкновения «Пересвета» и «Севастополя» — в результате С.О. Макаров приказал вернуться в Порт-Артур, не забыв, впрочем, распорядиться, чтобы на обратном пути корабли проверили девиацию.
В ночь на 14 марта японцы предприняли очередную попытку заграждения выхода с внутреннего рейда Порт-Артура, не увенчавшуюся успехом, но «Новик» в отражении ночной атаки участия не принимал. Не получил он приказа и в 05.02, когда, уже после атаки, к югу от Порт-Артура были замечены миноносцы и береговые батареи открыли по ним огонь. Однако, около 06.00 показались тяжелые корабли японцев, и Степан Осипович немедленно приказал эскадре выходить на внешний рейд. Первыми, как и ожидалось, приказ выполнили крейсера – «Баян», «Аскольд» и «Новик». В 06.30 по неприятелю открыли огонь батареи Тигрового полуострова, и крейсера присоединились к ним, однако дистанция до японцев была слишком велика, так что они вскоре прекратили огонь.

По словам японцев, русские крейсера обстреляли миноносцы, занимающиеся спасением оставшихся в живых после неудачной попытки заграждения, при этом, с их слов, «Аскольд» шел на восток, а «Баян» и «Новик» — на запад. Официальная японская историография прямо не говорит о предельны расстояниях, но отмечает, что русские открывали огонь эпизодически, при этом половина их снарядов падали недолетами.

В 09.15 С.О. Макаров вывел оставшиеся у него корабли на внешний рейд и приготовился к сражению. После повреждения «Пересвета» и «Севастополя», у него оставалось всего три броненосца: флагманский «Петропавловск», «Полтава» и «Пересвет», тем не менее, их выход в море показал Х. Того что попытка закупорить проход брандерами провалилась. Как ни странно, и в этот раз японцы не рискнули принять бой и отступили – в 10.00 главные силы Х. Того скрылись за горизонтом. Сами японцы объясняют свое нежелание сражаться тем, что русская эскадра не отходила далеко от берега. С одной стороны, такое решение выглядит осторожностью на грани трусости, так как японцы располагали 6 броненосцами и 6 броненосными крейсерами против всего 3 броненосных и 1 броненосного крейсера русских. Но, очевидно, Х. Того не хотел подставляться под пушки береговой артиллерии – дело в том, что у японцев, судя по всему, сложилось несколько превратное впечатление о ее эффективности. По некоторым данным, они предполагали, что большая часть попаданий в их корабли в бою 27 января 1904 г являлась результатом стрельбы русских береговых батарей. Это было неверно, так как, изучение попаданий в японские корабли в сопоставлении с калибрами орудий, которые вели по ним огонь наводят на мысль, что наши береговые батареи вообще не смогли попасть во врага ни разу. Даже если это и неверно, и несколько попаданий все-таки было, то во всяком случае, крепостные орудия Порт-Артура не сыграли в том бою значительной роли. Но Х. Того, очевидно, считал по-другому, и не хотел представлять возможности русским упражняться в стрельбе по его броненосцам, тем более, что сравнительно недавно русские продемонстрировали весьма точную перекидную стрельбу на большие расстояния.

В общем, Х. Того предпочел отступить, и у наших крейсеров опять не возникло повода отличиться.

Это было последнее дело, в котором «Новик» участвовал под командованием Н.О. фон Эссена. Уже на следующий день, 15 марта Николая Оттовича пригласил к себе С.О. Макаров и сообщил, что собирается назначить его командиром эскадренного броненосца «Севастополь». Спустя два дня, 17 марта 1904 г., под крики «ура!» команды, Н.О. фон Эссен покинул «Новик», пребывая в весьма двойственных чувствах. Он писал жене: «…хотя это …и повышение, но я не очень ему радуюсь. К «Новику» я привык, и крейсерская служба мне более по душе, да и там каждый меня знал…».

Командование крейсером принял Максимилиан Федорович фон Шульц, про которого Н.О. фон Эссен писал: «Он бравый, энергичный и смелый офицер, и ему не обидно сдать мой блестящий крейсер, зная, что отдаю в хорошие руки».


Максимилиан Федорович фон Шульц (справа) со своим братом Константином на фоне «Новика»


Безусловно, фон Шульц был опытным и инициативным офицером, но не все у него получалось сразу. Так, 29 марта едва не произошел конфуз – в этот день С.О. Макаров в очередной раз вывел Тихоокеанскую эскадру на учения, и в это время был обнаружен небольшой норвежский пароход, который незнамо как занесло в эти воды. По сигналу комфлота, «Новик» отправился на досмотр. Пароход сразу подчинился приказам, но, когда лейтенант А.П. Штер поднялся на борт, фон Шульц принял решение провести досмотр не в море, а привести судно в Порт-Артур, что он и доверил сделать находящемуся на пароходе лейтенанту. В общем, «Новик» забрал шлюпку и ушел, а А.П. Штеру нужно было привести каким-то образом «норвежца» в Порт-Артур. Все бы ничего, но соответствующей лоции на судне не оказалось, а даже если бы и нашлась, на ней во всяком случае не могло быть отмечено минных банок, поставленных русскими кораблями… Дальнейшее А.П. Штер описывал так:

«Чтобы не возбуждать сомнения в капитане, я дал передний ход и пустился в путь, стараясь придерживаться струи, оставленной после себя «Новиком», которую долго видно после его прохода; забыл только, что в этом месте сильное течение и что струю нажимает все ближе и ближе к берегу; в одном месте прошли так близко от камней, что даже капитан вышел из своего удрученного состояния и спросил, хорошо ли это. Пришлось уверить его, что так необходимо, что иначе мы попадем на собственные мины. На мое несчастье при этом присутствовала жена капитана, видимо, очень нервная женщина; как услыхала она про мины, заплакала в три ручья и давай меня умолять не водить их по минам в Артуре, а отпустить на свободу; ухватилась за меня и заливается; досадно и смешно, да и жалко, тем более, что пароход, по моему убеждению, был чист от всяких подозрений.
Как я умудрился благополучно дойти до Артура, сам не понимаю…».


А затем наступил трагический день 31 марта. Как известно, С.О. Макаров приказал провести крупный миноносный рейд к островам Эллиот, где, по имеющимся данным, могли находиться крупные боевые и десантные силы японцев. Миноносцы никого не обнаружили, но на обратном пути «Страшный», отколовшийся от основного отряда, в темноте вступил в кильватер японским миноносцам и, когда стороны опознали друг друга, вынужден был вступить в безнадежный бой.

Ему на помощь выдвинулся броненосный крейсер «Баян», которому С.О. Макаров поручил быть готовым с рассветом к походу и бою как раз на такой случай. Все же «Баян» не успел, к тому моменту, как он прибыл к месту событий, миноносец уже погиб


Гибель миноносца «Страшный»


Однако к этому времени и к японцам подошло подкрепление – 3-ий боевой отряд, «собачки» «Иосино», «Такасаго», «Читосе» и «Касаги», поддержанные броненосными крейсерами «Асама» и «Токива». Несмотря на очевидное неравенство сил и падающие кругом снаряды, «Баян» остановился, спустил шестерку и вельбот, и приступил к спасению выживших членов экипажа «Страшного». Каждая из шлюпок спасла по два человека, и еще одного удалось поднять непосредственно на крейсер, а всего, тем самым, было спасено пять человек, причем в это время «Баян» вел бой. Затем крейсер, несмотря на то, что с него наблюдали еще двух или трех человек, плававших, держась за обломки, вынужден был поднять шлюпки и вернулся в Порт-Артур: людей отнесло слишком далеко, и спасти их, находясь под огнем шести крейсеров, было уже невозможно.

Узнав, что «Баян» вступил в бой, С.О. Макаров в 05.40 приказал дежурившему крейсеру «Диана» идти ему на помощь, а «Аскольду» и «Новику» срочно разводить пары. Вскоре после этого ему сообщили о появлении шести японских крейсеров – предполагая, что за ними наверняка идут и главные силы японцев, Степан Осипович в 06.00 распорядился эскадренным броненосцам поднимать пары и по готовности выходить на внешний рейд.

В 06.40 «Новик» вышел на внешний рейд, при этом на нем находились «Диана» и три миноносца. На крейсере видели «Баян», находящийся примерно в трех милях от «Новика», и сразу пошли к нему: а в 3-4 милях от «Баяна» виднелись уже упомянутая шестерка японских крейсеров. Приблизившись к «Баяну», «Новик», по всей видимости, пошел ему в кильватер, очевидно, к этому времени расстояния до японских крейсеров было уже слишком велико, поэтому комендоры «Новика» не стреляли. Следуя за «Баяном», «Новик» вернулся на внешний рейд и вступил в кильватер отряду крейсеров.

07.00 на внешний рейд вышел «Петропавловск», за ним, спустя четверть часа – «Полтава», но остальные броненосцы задержались, так как сильный ветер не позволил портовым катерам развернуть их быстро носами ко входу, а «Пересвет» в 07.45, снимаясь с якоря, умудрился еще и приткнуться к мели, с которой снялся только через полчаса. В то же время, Степан Осипович, узнав от командира «Баяна», что тому не удалось спасти несколько человек из экипажа «Стерегущего», повел свой отряд в море. При этом строй, судя по всему, был таким – первым, показывая дорогу, шел «Баян», за ним – флагманский «Петропавловск», которому в кильватер шли «Полтава» и отряд крейсеров. Миноносцы находились на траверзе «Полтавы».

Примерно в 08.00, подойдя к месту гибели «Страшного» на «Баяне», который вырвался далеко вперед, обнаружили 6 японских крейсеров, его командир, Роберт Николаевич Вирен, поднял сигнал «Вижу неприятеля». В 08.15 японцы с расстояния 50-60 кабельтов открыли по «Баяну» огонь. С.О. Макаров приказал своему единственному броненосному крейсеру занять свое место в строю крейсеров, что и было исполнено. Затем, как отмечали в своей официальной историографии японцы: «Неприятель, пользующийся преимуществом в силе, принял наступательный образ действий и направился к отряду». В это время строй русских кораблей был такой: «Петропавловск», «Полтава» (ошибочно опознанная японцами как «Севастополь»), «Аскольд», «Баян», «Диана», и «Новик».

Почему С.О. Макаров не использовал «Новик» по его прямому назначению, для разведки неприятеля, а поставил его в самый хвост колонны, откуда крейсер не сделал ни одного выстрела? Точно мы этого знать не можем, но, вероятно, резоны русского командующего были таковы. Выводя эскадру от Порт-Артура он уже знал о том, что где-то рядом находятся шесть японских крейсеров, а горизонт в сторону, где ожидался неприятель был подернут туманом. В этой ситуации любой разведчик рисковал быть обнаруженным превосходящими силами на дистанции, хоть и достаточно большой, но все же допускающей возможность попаданий тяжелыми снарядами. Очевидно, что «Баян», также задумывавшийся его создателями как разведчик при эскадре, в такой ситуации куда лучше годился на эту роль, а кроме того, должен был показать место гибели «Страшного». Присоединение к «Баяну» еще и «Новика», очевидно, ничего не давало в плане разведки, почти не усиливало артиллерийскую мощь «Баяна», но создавало риск тяжелых повреждений «Новика».

Дальнейшее общеизвестно. Вскоре на горизонте показались 9 японских кораблей, которые на русской эскадре были опознаны как 6 броненосцев, 2 броненосных крейсера (это были «Ниссин» и «Касуга», впервые появившиеся под Порт-Артуром) и «судно типа «Чин-Иен»». Разумеется, сражаться с такими силами небольшой русский отряд не мог, и Степан Осипович приказал отступать, причем на обратном пути крейсера и миноносцы пошли вперед, а броненосцы как бы прикрывали их отступление. Затем, вернувшись на внешний рейд, С.О. Макаров решил, как уже было неоднократно ранее, дать бой японцам под прикрытием береговых батарей, но, выходя на позицию, «Петропавловск» взорвался.

После гибели флагманского броненосца, корабли застопорили ход и приступили к спасению выживших. Затем, принявший командование эскадрой младший флагман, князь Ухтомский, повел ее обратно, на внутренний рейд, однако при попытке вступить в строй подорвалась «Победа». Не разобрав, что причиной всего этого стали мины, выставленные ночью с японских миноносцев, на кораблях эскадры решили, что атакованы подводными лодками и открыли огонь по воде, целясь в любую цель, которая могла напоминать перископ подводной лодки. Таким образом «Новик» израсходовал 3*120-мм, 12*47мм и 4*37-мм снаряда. Увы, но в деле 31 марта 1904 г., наш бронепалубный крейсер не произвел ни одного выстрела по настоящим кораблям неприятеля – эскадра вернулась на внутренний рейд, и в 13.20 там же отдал якорь и «Новик».

Продолжение следует…
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 января 2019 10:06
    а горизонт в сторону, где ожидался неприятель был подернут туманом. В этой ситуации любой разведчик рисковал быть обнаруженным превосходящими силами на дистанции, хоть и достаточно большой, но все же допускающей возможность попаданий тяжелыми снарядами.

    what Так разведчики для того и существуют, что бы заранее давать информацию о противнике! Они для этого и строятся! А вдруг под покровом дымки противник сблизится и неожиданно нанесёт удар? Или всё таки лучше всё таки " да ну её,разведку эту, кабы чаво не случилось с кораблём"? request
    По сути все крейсера ПА эскадры (акромя "богинь") являлись разведчиками,призванными обеспечивать действия ЭБР,если действуют в данный момент с броненосцами. Это их функции. Остальное всё от лукавого и можно найти кучу оправданий для любой нестандартной ситуации.
    Твоя задача - до столкновения с противником быть глазами для своего командующего,давать информацию о курсе,составе,действиях противника,что бы твои главные силы на момент столкновения были подготовлены.
    Да, дал Степан Осипович маху recourse ...Хотя это нам со своей колокольни легко рассуждать, а ведь непосредственным участникам было лучше знать мотивы своих действий....
    Статье пять,ждём продолжения good hi
    1. 0
      12 января 2019 10:26
      Цитата: рюрикович
      Так разведчики для того и существуют, что бы заранее давать информацию о противнике! Они для этого и строятся!

      Правильно, вот только в сложившейся ситуации было более уместно использование "Баяна", а не "Новика" - по понятным причинам. Что и было сделано.
    2. +1
      12 января 2019 10:35
      А чтобы дало присутствие еще и "Новика" в данной ситуации?
    3. WW2
      -8
      12 января 2019 12:16
      Цитата: рюрикович
      Так разведчики для того и существуют, что бы заранее давать информацию о противнике!
      Вообще-то крейсера-разведчики никакую информацию никому не давали. Это были корабли охраны водного района вблизи (и не очень) военно-морских баз.
      Цитата: рюрикович
      По сути все крейсера ПА эскадры (акромя "богинь") являлись разведчиками

      А ничего, что Варяг и Боярин были крейсерами-истребителями торговли?
      Цитата: рюрикович
      влялись разведчиками,призванными обеспечивать действия ЭБР,если действуют в данный момент с броненосцами.

      Вообще-то с ЭБР взаиможействовали не крейсера-разведчики, а авизо.
      Крейсера-разведчики, это вообще из другой оперы. С ЭБР нмкак не пересекающейся.
      Цитата: рюрикович
      Твоя задача - до столкновения с противником быть глазами для своего командующего,давать информацию о курсе,составе,действиях противника,что бы твои главные силы на момент столкновения были подготовлены.

      Ну, ясно. Явное непонимание вопроса. И непонимание терминологии. Авизо перепутаны с крейцсерами-разведчиками.
      1. +7
        12 января 2019 13:34
        Николаша,опять вы? laughing
        Цитата: WW2
        Явное непонимание вопроса.

        Николаша, а разве разведка не должна предоставлять нужную информацию? wink
        Цитата: WW2
        Авизо перепутаны с крейцсерами-разведчиками.

        Ави́зо (исп. aviso, итал. avviso «уведомление»), посыльное судно или авизное судно[1] — небольшой военный, сравнительно быстроходный корабль, который использовался для разведки и посыльной службы в XVII—XIX вв[2]. В русском флоте специально авизо не строились, а в этих целях обычно использовались устаревшие суда (корабли).

        Авизо,Николаша, весьма узкоспециализированные суда, предназначены скорее для посыльной службы и связи, нежели для разведки yes
        Хотя в ваших сказочных розово-фиолетовых классификациях всё может случиться lol
        Например,сие
        Цитата: WW2
        А ничего, что Варяг и Боярин были крейсерами-истребителями торговли?

        Повеселили к обеду laughing ,борщ будет кушаться приятно и с настроением wink
  2. +2
    12 января 2019 10:31
    Все же зря Макаров перевел Эссена на "Севастополь". Ну ладно, "Баян" это моя фантазия (которую я частенько реализую в АИ:)), но Бойсман тогда ничуть не меньше Чернышева накосячил...
  3. WW2
    -12
    12 января 2019 11:51
    Цитата: Андрей из Челябинска
    в таком состоянии Тихоокеанская эскадра не могла дать Объединенному флоту генерального сражения

    Мне даже уже автора смотреть не надо. Я его легко угадываю по степени носимой чуши.
    Не планировала 1 ТОЭ давать ЯИФ генерального сражения. И не давала его никогда. Даже в Желтом море было не сражение, а неудачная попытка прорыва во Владивосток.
    Не было у 1ТОЭ сил для того, чтобы это сражение дать. Но данный автор этого никак понять не может.
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Русский флот не мог завоевать господства на море и с этим, скрепя сердце, на какое-то время еще можно было смириться

    Автор, какими силами они должны были это сделать? При помощи волосков из бороды Хаттабыча?
    Цитата: Андрей из Челябинска
    борьбу за море никак не следовало откладывать до тех пор, пока не вернутся в строй «Ретвизан», «Цесаревич» и «Паллада». Ее нужно было начинать прямо сейчас, с восстановления контроля над водным районом у Порт-Артура

    А действительно, давайте восстановим контроль.
    Только непонятно, какими силами и средствами.
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Все это Степан Осипович Макаров хорошо понимал.

    Ничерта он не понимал, похоже на то. Иначе занимался бы делом. А не фигней с миноносцами.
    Возможно это был самый слабый командующий 1ТОЭ за всю историю обороны ПА. Зато самый "деятельный".
    Цитата: Андрей из Челябинска
    когда С.О. Макаров узнал обстоятельства дела, он немедленно вышел в море на выручку «Стерегущему», держа флаг на «Новике», за ним следовал «Баян».

    Замашки лейтенанта-первогодки дорого стоили 1ТОЭ. Петропавловск был потерян почти со всем экипажем. Да и Верещагина жалко.
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Однако в этот раз С.О. Макаров вывел свои главные силы на внешний рейд, «приглашая» командующего Объединенным флотом сблизиться с ними для решительного боя. Имея всего пять броненосцев, С.О. Макаров не имел надежды разгромить японцев в море, но все же считал возможным принять бой под прикрытием береговых батарей.

    С чего это он решил, что японцы дурaки?
    Цитата: Андрей из Челябинска
    3-ий боевой отряд, «собачки» «Иосино», «Такасаго», «Читосе» и «Касаги», поддержанные броненосными крейсерами «Асама» и «Токива». Несмотря на очевидное неравенство сил и падающие кругом снаряды, «Баян» остановился

    Цитата: Андрей из Челябинска
    С.О. Макаров в 05.40 приказал дежурившему крейсеру «Диана» идти ему на помощь, а «Аскольду» и «Новику» срочно разводить пары.

    Диана, Аскольд и Новик с Баяном против Асамы и Токивы.
    Это не боевая деятельность. Это ее иммитация и очковтирательство. Асама и Токива этот "отряд крейсеров" раздавили бы одной левой. За 15 минут.
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Почему С.О. Макаров не использовал «Новик» по его прямому назначению, для разведки неприятеля

    Да потому, что Новик не был предназначен для разведки. Это был крейсер-разведчик. Т.е. корабль охраны водного района. А разведкой для линейных сил флота занимались авизо.
    Автор не знает элементарных вещей.
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Очевидно, что «Баян», также задумывавшийся его создателями как разведчик при эскадре

    Разведчики при эскадре линейных сил назывались авизо. Крейсера-разведчики занимались охраной водного района в районе ВМ баз.
    Автор не знает элементарных вещей.
    Однако "пишет статьи".
    Цитата: Андрей из Челябинска
    С.О. Макаров решил, как уже было неоднократно ранее, дать бой японцам под прикрытием береговых батарей

    Прекрасно зная по прошлым разам, что бой японцы в таких условиях не примут.
    Вот мелкий какой-то этот Макаров. Суета с миноносцами, суета с прибрежными выходами, суета с крейсерами. Не тянет он на флотоводца. И даже на рядового адмирала не тянет. Действий реально нет, одна только "кипучая деятельность".
    Витгефт тоже рейдерскую работу не организовал. Но и приказ у него был другой, привести все стадо разнотипных корыт (эскадрой там и не пахло) во Владик. А так, что мог, сделал. Например минную банку в международном транспортном коридоре, рискнул, поставил.
    А вот Макаров, нет, не поставил. Занят был мелкой суетой потому что.
    1. +4
      12 января 2019 13:35
      О, только вчера вас вспоминал, как ваше здоровье? АИ-классификации продолжаете развивать? А, хотя кому какое дело... laughing

      P.S. Да, крейсер-разведчик не должен разведывать - это сильно!
      P.P.S. Уже 33-й ник в списке Ликов Безумия пошел!
      1. WW2
        -4
        12 января 2019 13:51
        Цитата: arturpraetor
        P.S. Да, крейсер-разведчик не должен разведывать - это сильно!

        Сильно, не сильно, а "крейсер-разведчик" это неудачный перевод на русский английского "Scout cruiser" (крейсер-скаут). Специально для вас, как человека на владеющего английским, уточняю, что "разведка" по-английски, это "intelligence". А "корабль-разведчик", это "intelligence ship".
        Следовательно, если бы англичане имели в виду разведку, они написали бы "intelligence cruiser". Поэтому все дело в кривом переводе.
        Учите английский, пригодится.
        И еще. Уточните типичную дальность действия ЭБР той эпохи. И дальность действия якобы "разведчиков при эскадре". Очень удивитесь. Разведчики-то, оказывается, за эскадрой на буксире должны были идти. А иначе, никак. Угля-то у них (у ближних кресеров-скаутов) было с Гулькин нос. Куда уж им до ЭБР.
        1. +8
          12 января 2019 14:02
          Уровень знания английского поражает wassat Никто бы на английском не стал бы называть крейсер-разведчик "intelligence cruiser", вы как истинный специалист в языках уровня школьника 2-го класса лепите дословный перевод, хотя вам любой переводчик (который человек) укажет, что куда важнее контекстный, так как на других языках некоторые слова могут иметь несколько иное значение, а за дословный перевод текста с английского на русский любого школяра ждет плохая оценка от учителя yes И это не говоря о маленькой детали, с которой вы, как и всегда, обделались по полной - у русского слова "разведка" на английском есть множество аналогов, которые контекстуально как раз и отличаются. Intelligence - это узкий термин, который применяется в основном по отношению к определенным ведомствам и их деятельности, в то время как в армии принят другой термин - reconnaissance, обозначающий тот самый поиск противника, войсковую разведку как процесс. Существует еще один термин, который дословно на русский можно перевести тоже как разведка, только в смысле обследования какой-либо местности - scouting. Вот как раз от него и пошли крейсера-скауты, которые и занимаются этими делами - обследуют водную гладь в интересах больших медленных братишек. Там есть еще несколько терминов, которые тоже означают разведку, но я боюсь перегрузить ваш и без того занятый альт-классификациями кораблей и альтернативными переводами на другие языки ум, так что на этом и закончим.

          Передайте вашему школьному учителю английского, что вас надо записать на дополнительные занятия по английскому, а то вы основ не знаете bully
        2. +3
          12 января 2019 18:27
          Цитата: WW2
          Специально для вас, как человека на владеющего английским, уточняю, что "разведка" по-английски, это "intelligence". А "корабль-разведчик", это "intelligence ship".


          Найдите эту книгу, если Вы достаточной степени владеете английским языком, из неё Вы узнаете для чего использовался в то время термин "intelligence" и "scout" в Английском ВМФ.


          Написал её адмирал Английского Флота.
          1. WW2
            -2
            12 января 2019 18:55
            Цитата: 27091965i
            Найдите эту книгу, если Вы достаточной степени владеете английским языком, из неё Вы узнаете для чего использовался в то время термин "intelligence" и "scout" в Английском ВМФ.

            Цитата: 27091965i
            Написал её адмирал Английского Флота.

            Мождет быть узнаю.
            Может быть не узнаю.
            Одно я знаю точно, что Scout cruisers никакой разведкой при эскадре линейных сил не занимались. Хотя бы потому, что не имели для этого никакой технической возможности.
            Тот же Баян и Новик имели по 3,5 тыс. м.м. дальности хода. При том, что ЭБР в зависимости от класса ходили по 5-7 тыс. м.м. Такие "разведчики при эскадре" были бы обузой для ЭБР, поскольку сковывали бы их действия.
            Это очевидно любому школьнику. И для этого не надо изучать труды британских адмиралов.
            И еще раз, наверное в последний.
            Scout cruisers были кораблями БАЗЫ ФЛОТА. И занимались охраной водного района, прилегающего к этой базе.
            В частности Новик и Баян были Scout cruisers (крейсерами-скаутами) ближнего действия. И Аскольд из этой же компании.
            Были еще дальнего действия (Богатырь).
            А непосредственно на рейде и вокруг него действовала брандвахта. Это в основном конвойные (они же колониальные) крейсера Паллада/Диана.
            Вот как раз в задачу конвойных крейсеров входило прикрытие миноносцев в моменты их вылазок на внешний рейд и чуть дальше. И вовсе это была задача не для Новика и Боярина.
            А второй вообще был крейсером-истребителем торговли. Как и Варяг. Боярин - ближний, Варяг, дальний.
            При этом, стоят в этой базе линейные силы флота или не стоят, никакого значения не имело. Крейсера БАЗЫ ФЛОТА и ЛИНЕЙНЫЕ СИЛЫ, это были РАЗНЫЕ СТРУКТУРЫ.
            В идеале, конечно.
            В русском флоте запросто могли Варяг (крейсер истребитель торговли) отправить вместо стационера (задача максимум для конвойного крейсера) в Чемульпо.
            А на дальнем и большом крейсере-скауте (Богатырь) адмирал мог сгонять в соседнюю бухту поболтать.
            А малый крейсер-истребитель (Боярин) торговли запросто могли использовать для силовой поддержки тех же миноносцев. Хотя крейсера-истребители вообще не предназначены для огневых контактов (Варяга это тоже касается).
            Вот от того, что щи хлебали в основном лаптем, ту войну и про.....рали.
            И здесь, на этом сайте, такие же шпециалисты обсуждают, как бы ловчее "дать японцам генеральное сражение". В то время, что даже в 1ТОЭ тогда понимали, что "генерально сражаться" нечем. Даже после того, как Витгефт уничтожил 2 их ЭБР, все равно, нечем.
            И еще убивает бесконечное обсуждение темы "как Варяг мог бы накостылять японцам при Чемульпо".
            Не мог бы накостылять. Ни при каких раскладах. Поскольку костылять было нечем. Асама при любых раскладах порвала бы его, как Тузик грелку. Причем, очень быстро. Это как вооружиться рогаткой и стоять насмерть перед катком.
            Результат предсказуем заранее. Но для местных шпециалистов он неочевиден.
            1. +3
              12 января 2019 20:40
              Цитата: WW2
              Мождет быть узнаю.
              Может быть не узнаю.

              To be, or not to be, that is the question…

              Цитата: WW2
              Тот же Баян и Новик имели по 3,5 тыс. м.м. дальности хода. При том, что ЭБР в зависимости от класса ходили по 5-7 тыс. м.м. Такие "разведчики при эскадре" были бы обузой для ЭБР, поскольку сковывали бы их действия.

              Гм... Какой "обузой" могли быть "Баян"(3900м.м - вся указанная далее дальность плавания будет на 10уз.) и "Новик"(3500) для эскадры, в составе которой находятся корабли с дальностью плавания 3750м.м(ЭБР типа "Полтава")? request Да, "Цесаревич"(5500),"Ретвизан"(4900) были поновее, "Пересветы"(6200) вообще были
              Гибрид крейсера и броненосца для длительных действий в океане с большой дальностью плавания и отличной мореходностью за счет ослабления вооружения и защиты

              Так что фактически дальность плавания ЭБР не отличалась от таковой для приданных им крейсеров
              Цитата: WW2
              В частности Новик и Баян были Scout cruisers (крейсерами-скаутами) ближнего действия. И Аскольд из этой же компании.

              Ну если "Аскольд" со своими 4300м.м был ближним, а "Богатырь"(4900) дальним, то при других скоростях сии корабли странным образом меняются местами: "Богатырь" с 2760 на 12 уз. становится ближним, а "Аскольд" с 3250 на 13,5 уз. дальним????
              Цитата: WW2
              А непосредственно на рейде и вокруг него действовала брандвахта. Это в основном конвойные (они же колониальные) крейсера Паллада/Диана.

              belay
              Проектировались как "истребители торговли", будучи уменьшенной вдвое (по водоизмещению и вооружению) версией броненосных крейсеров серии "Рюрик"

              Цитата: WW2
              Вот как раз в задачу конвойных крейсеров входило прикрытие миноносцев в моменты их вылазок на внешний рейд и чуть дальше. И вовсе это была задача не для Новика и Боярина.

              what "Истребители торговли" в роли прикрытия миноносцев , а крейсера для прикрытия миноносцев(и такой функцией кроме разведки наградили "Новик" и "Боярин" чиновники из Адмиралстейства при их заказе) должны были быть
              Цитата: WW2
              А малый крейсер-истребитель (Боярин) торговли
              ?
              Николай, я настоятельно вам рекомендую написать статью на сие ресурсе fellow Ведь эти мелочные людишки должны узнать настоящее предназначение описываемых кораблей!!! am wassat
              И если
              Цитата: WW2
              Хотя крейсера-истребители вообще не предназначены для огневых контактов (Варяга это тоже касается).

              То зачем их вообще вооружать? laughing
              Николай, напишите статью по классификации,прошу вас, я ею буду часто перечитывать, когда мне захочется поднять настроение yes У меня уже и сейчас живот болит от смеха... Может быть, когда людишки узнают целиком ваши труды по классификации, они откроют для себя нечто неизведанное и сакральное...
              Хотя бы попробуйте...Пжалста...
              Не для себя прошу, а для всех... feel winked
      2. +1
        12 января 2019 20:43
        Цитата: arturpraetor
        P.P.S. Уже 33-й ник в списке Ликов Безумия пошел!

        Андрей только 20 насчитал, а я уже давно не считаю... laughing wink drinks hi
    2. +3
      12 января 2019 13:49
      Цитата: WW2
      Да потому, что Новик не был предназначен для разведки. Это был крейсер-разведчик. Т.е. корабль охраны водного района. А разведкой для линейных сил флота занимались авизо

      laughing laughing laughing Сказочная мысля.... fool
      Интересно,почему это именуемые 1-й разведочной группой линейные крейсера Хиппера не называются авизо? what request И легкие крейсера Бёдикера 2-й разведгруппы ,которые осуществляли разведку непосредственно для 1-й разведруппы тоже по странному стечению обстоятельств не именуются "авизо"?... Они ж осуществляют разведку, а не охраняют водный район... belay
      Николаша, вы веселите похлеще признанных комиков drinks wassat good laughing laughing laughing
      У меня настроение на день обеспечено fellow
    3. +3
      12 января 2019 14:03
      Интересно, есть на свете такие люди, которые могут воспринять серьезно хоть что-то из этого потока сознания?:) Если - есть, спрашивайте, отвечу:)
    4. +3
      12 января 2019 14:30
      Цитата: WW2
      Крейсера-разведчики занимались охраной водного района в районе ВМ баз.

      В эпоху парового флота канонерка — артиллерийский корабль для действий на реках, в шхерах, в прибрежной зоне. Могли исполнять функции БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ, ОБОРОНЫ ПОРТОВ, эстуариев рек, борьбы с десантом, поддержки своих войск на берегу, поддержки высадки своих десантов и другие вспомогательные задачи (демонстрация флага в колониях, эскорт, перевозка грузов).

      Я специально выделил "береговой обороны" и "обороны портов",дабы "искушейнешему" человеку нашей эпохи в плане классификации кораблей,корифею так сказать, было понятно, что для обороны портов,несения дозорной службы у портов предназначались вполне себе так более специализированные корабли, нежели крейсера-разведчики laughing
    5. +1
      12 января 2019 14:46
      Почему бы Вам,не написать статью,со своим видением происходившего?)) Кроме критиканства,пока, ничего нет..
      1. WW2
        -4
        12 января 2019 15:05
        Цитата: Сибирский цирюльник
        Кроме критиканства,пока, ничего нет..

        И на этом сайте не будет.
        Но на наиболее явные косяки местных шпециалистов я указать могу. Вот, как на кривой перевод с английского термина Scout cruiser.
        Но боюсь и это напрасно, не думаю, что такая публика способна понять что-нибудь помимо "книжек маститых авторов".
        Кстати, на то, что Мельников перепутал индикаторные силы и киловатты я уже указывал. Там вообще ярчайший пример его некомпетентности, киловатт-то от индикатороной силы отличается значительно. И несоответствие просто налицо.
        И тоже не поверили. "Это же Мельников написал". И всё. Неотразимый "аргумент".
        Поэтому ничего писать даже не планирую. Пусть челябинский Андрей пишет. Его сочинения этой публике нравятся, пусть развлекаются и дальше.
        1. +1
          12 января 2019 15:48
          Чем Вам плоха " публика"??)
          Данный ресурс посещают много заслуженных людей, немало сделавших, как специалисты в своем деле,для своей Родины, и просто неравнодушных к тому,что с НЕЙ связано)
          Думаю, что всем,не безинтересно было бы,почитать Ваши мысли.
          Или дайте ссылку,где это возможно
          1. WW2
            -4
            12 января 2019 16:03
            Цитата: Сибирский цирюльник
            Чем Вам плоха " публика"??)

            Вам подробно или кратко?
            Цитата: Сибирский цирюльник
            Данный ресурс посещают много заслуженных людей, немало сделавших, как специалисты в своем деле,для своей Родины, и просто неравнодушных к тому,что с НЕЙ связано)

            Нет, таких здесь, думаю, нет. Вы ошибаетесь.
            Цитата: Сибирский цирюльник
            Думаю, что всем,не безинтересно было бы,почитать Ваши мысли.

            Бросьте. Это никого не интересует. Поскольку я не веду бесед в стиле "это написал Мельников на стр. 236", а "это написал Пупкин на стр. 65".
            А другие варианты получения информации не проходят.
            Цитата: Сибирский цирюльник
            Или дайте ссылку,на ресурс,где это возможно

            А вот над этим я подумаю. Он есть. Но туда я никого не приглашаю и ссылок, как правило, не даю. И комментарии там мною отключены. Т.е. не дискуссионный клуб явно.
            1. +5
              13 января 2019 03:59
              Цитата: WW2
              А вот над этим я подумаю. Он есть. Но туда я никого не приглашаю и ссылок, как правило, не даю. И комментарии там мною отключены. Т.е. не дискуссионный клуб явно

              Ну это понятно, по обыкновению сами с собой дискутируете на досуге..

              Старожилы сайта АИ наверняка помнят, как Вы, имея одновременно два профиля (Прохожий и hotel), в обсуждениях имитировали общение двух пользователей. Сами к себе обращались с вопросами и тут же на них отвечали, сами себя хвалили и сами себе отсылали электронные письма, о чём тут же сами себе сообщали в комментарии.
              А вообще, Николай, искреннее спасибо, что Вы есть ! Придёшь домой вечером, уставший, издёрганный, прочтёшь пару-тройку Ваших комментариев, и всю усталость как рукой сняло. Сидишь, хохочешь, ибо, когда Вы в ударе, Райкин со Жванецким Вам в подмётки не годятся.
              1. WW2
                -1
                13 января 2019 10:37
                Цитата: Сибирский цирюльник
                Чем Вам плоха " публика"??)

                Цитата: Товарищ
                Ну это понятно, по обыкновению сами с собой дискутируете на досуге..

                Цитата: Андрей из Челябинска
                данный персонаж со своими идеями отметился на каждом мало-мальски заметном вмф-ресурсе.

                Цитата: рюрикович
                Николай, я настоятельно вам рекомендую

                Цитата: arturpraetor
                Уже 33-й ник в списке Ликов Безумия пошел!

                Еще вопросы есть? Это же сходняк сумасшедших на самом деле. В самом прямом смысле этого слова.
                Зачем сумасшедшим что-то объяснять? Их лечить надо. В специальных лечебных заведениях.
                1. +2
                  13 января 2019 18:57
                  Цитата: WW2
                  Еще вопросы есть?

                  Только один. Если все тут сумасшедшие, что Вы тут, на "сходняке сумасшедших", делаете ? Вопрос уточню на абстрактном примере. Не являясь гомосексуалистом, я на "гей-парады" не хожу, а вот Вы, явно считая себя нормальным, раз за разом приходите сюда.
                  Ответьте, если сможете, хе-хе..
          2. +1
            12 января 2019 16:39
            Цитата: Сибирский цирюльник
            Думаю, что всем,не безинтересно было бы,почитать Ваши мысли.

            Все их уже давно почитали - данный персонаж со своими идеями отметился на каждом мало-мальски заметном вмф-ресурсе. Разумеется, его "многомудрых" выкладок нигде не оценили, так и ходит одиноким гением под 100500 именами (банят его немилосердно).
            1. WW2
              -3
              12 января 2019 18:14
              Цитата: Андрей из Челябинска
              данный персонаж со своими идеями отметился на каждом мало-мальски заметном вмф-ресурсе.

              Врать-то зачем?
              Ну, не знаете вы матчасть.
              Ну, указали вам на это.
              Зачем пытаетесь выставить того, кто указал в невыгодном свете?
              Что, от этого сразу все поймут, что вы матчасть знаете?
              Странный человек какой-то.
              1. +1
                12 января 2019 18:24
                Цитата: WW2
                Врать-то зачем?

                Коля, ну не надо, а?:)))) Да тебя с одного только этого сайта на моей памяти раз так 20 вышвыривали.
                Цитата: WW2
                Ну, не знаете вы матчасть.
                Ну, указали вам на это.

                Ну, в очередной раз Колину "указявку" под хохот окружающих закатали в асфальт:))))
                Цитата: WW2
                Зачем пытаетесь выставить того, кто указал в невыгодном свете?

                Зачем бы мне это делать, если ты сам с этим справляешься много лучше меня? А я просто объясняю человеку, кто ты есть, чтобы он зря времени не тратил. Он ведь не знает, что ты безнадежен, а я - знаю, благо знаю тебя не первый год
                1. WW2
                  -5
                  12 января 2019 18:26
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Коля, ну не надо, а?:))

                  Ну, как с таким общаться? Я ему аргументы, а он мне какого-то Колю.
                  Нет, этот безнадежен.
        2. 0
          23 января 2019 20:07
          https://en.oxforddictionaries.com/definition/scout

          2A ship or aircraft employed for reconnaissance, especially a small, fast aircraft.

          ...клоун Вы наш. laughing

          Intelligence cruiser. lol lol lol lol
  4. +3
    12 января 2019 14:34
    .... а горизонт в сторону, где ожидался неприятель был подернут туманом. В этой ситуации любой разведчик рисковал быть обнаруженным превосходящими силами на дистанции, хоть и достаточно большой, но все же допускающей возможность попаданий тяжелыми снарядами

    +++ Вот то, что мы обсуждали в предидующей статьи цикла- для "разведки при ескадре" лучше подходят шеститысячники, еще лучше- "бронированые шеститысячники" (Баян). В том смысле Новик- ни рыба, ни мясо, лучшее его назначение (и в Артуре)- чтоб выходил ночью вместе с есминцами, догоняя и топя вражеские.
    1. +1
      12 января 2019 14:42
      Цитата: anzar
      +++ Вот то, что мы обсуждали в предидующей статьи цикла

      Уважаемый коллега, я поэтому так детально и разбираю каждый случай выхода в море. Наработаем статистическую базу, а от нее уже будем судить о возможностях крейсера. Кстати сказать, я с Вами очень во многом согласен
      1. 0
        12 января 2019 15:20
        Наработаем статистическую базу, а от нее уже будем судить...

        Конечно уважаемый коллега, подождем... ее , вроде порядочно (( - Пенсилвания на подходе..))
    2. +1
      12 января 2019 14:44
      Цитата: anzar
      Вот то, что мы обсуждали в предидующей статьи цикла- для "разведки при ескадре" лучше подходят шеститысячники, еще лучше- "бронированые шеститысячники" (Баян).

      Так то оно так, но не стоит забывать и про экономическую составляющую. С этой точки зрения иметь 2 более дешевых крейсера с возможность легко потерять один из них предпочтительнее, чем построить 1 дорогой броненосный крейсер. Экономики держав того времени плохо тянули постройку дорогих и многочисленных кораблей - тут, как говорится, "строим быстро дешево и качественно, выберите любые два пункта" laughing А количество кораблей ничуть не менее важный фактор, чем их качество, если на всю эскадру будет 1-2 разведчика - получится не очень удобно.

      И да, бронепалубные шеститысячники в подобной ситуации немногим лучше, такие же незащищенные от тяжелой артиллерии корабли, только как мишени удобнее, крупнее laughing "Баян" смотрится куда выгоднее, но он и не дешевый, и одна штука всего, и менее универсальный, чем разного рода мелкие бронепалубники... Так что, ИМХО, по меркам конца XIX - начала XX века должны быть несколько броненосных разведчиков, плюс значительное количество бронепалубных II ранга. 1-я ТОЭ к такому шла, да не пришла - "Баян" один в своем роде остался в ее распоряжении, большие бронепалубники использовались ситуативно, а "Новик" быстро оказался, как и "Баян", в гордом одиночестве. Вот если бы (любимый оборот АИшников wassat ) к "Баяну" добавить его систершипа, да "камушки" к началу РЯВ подтянуть на ДВ - был бы совсем другой разговор.
      1. 0
        12 января 2019 15:35
        ..иметь 2 более дешевых крейсера с возможность легко потерять один из них предпочтительнее, чем построить 1 дорогой броненосный крейсер

        Смотря для чего (предназначение) уважаемый коллега. Да и чисто в сражении (как разведчик) потерять оба "дешевых" вероятнее, чем одного бронированого (т.е. Баян выгоднее Новика с Боярином). Но в общем если учесть и всякого рода навигац. аварий, мины... неоднозначно будет.
        ...если на всю эскадру будет 1-2 разведчика - получится не очень удобно.

        Почему? Думаю как разведчиков 2 хватают. А если имеете ввиду охрана линейного флота от вр. миноносцев- да, там надо иметь больше дешевых. Но, как сказал ув. Андрей- ето обсудим потом.
        1. +1
          12 января 2019 15:45
          Цитата: anzar
          Почему? Думаю как разведчиков 2 хватают.

          Если разведчиков всех типов 2 штуки на эскадру - это огромные проблемы. Так как
          - если один из разведчиков получает повреждения, или, не дай бог, гибнет, у нас остается всего 1 корабль;
          - если один из разведчиков нужно отправить в ремонт во время войны, у нас остается всего 1 корабль;
          - в интересах эскадры может понадобится разведка в нескольких направлениях, т.е. состав сил разведки придется делить, т.е. мы отправляем по одному разведчику на каждое направление, и не дай бог один из них нарвется на превосходящие силы, ему сильно не повезет, и он получит тяжелые повреждения или, не дай бог, погибнет;
          - разведка подразумевает бой с разведкой противника. как краткосрочный (установление контакта с силами противника), так и длительный (разгон вражеской разведки), если у нас только 2 боевых корабля, то мы уже можем быть в меньшинстве, и не дай бог один из них во время боя получит повреждения, или, не дай бог, погибнет....
          И так далее. Если все разведывательные силы флота/эскадры (1-ю ТОЭ можно рассматривать как флот) сводятся всего к паре кораблей, то это означает крайне стесненные силы разведки, и большую чувствительность к любым потерям. В идеале, силы разведки должны состоять из костяка тяжелых бронированных кораблей и многочисленных дешевых единиц, как до Цусимы делали японцы со своими БрКр и БпКр, как немцы и англичане с лин. крейсерами и легкими крейсерами, и т.д. Разведка, основанная на одних только эсминцах и бронепалубных крейсерах во времена РЯВ неустойчива. Разведка, основанная на одних только БрКр, из-за их высокой стоимости, малочисленна и ограничена в возможностях. Взаимодействие родов войск, тобишь классов кораблей - наше все. По крайней мере, я так считаю.
          1. +1
            12 января 2019 16:06
            Разведка, основанная на одних только эсминцах и бронепалубных крейсерах во времена РЯВ неустойчива. Разведка, основанная на одних только БрКр, из-за их высокой стоимости, малочисленна и ограничена в возможностях. Взаимодействие родов войск, тобишь классов кораблей...

            Даа, лучше быть богатым и здоровым....)) В реале в Артур для разведки имелось ОДИН БрК, ОДИН БпК 1класса и ОДИН БпК 2 класса (не очень дешевый). Как вы сказали- выбирайте любых двух...))))
            1. 0
              12 января 2019 16:30
              Цитата: anzar
              Даа, лучше быть богатым и здоровым....))

              Нет, просто эффективная разведка только одним классом кораблей обойдется примерно во столько же, во сколько обходятся ассиметричные ответы - т.е. еще дороже. Строить только одни более или менее многочисленные БрКр, или огромное количество разменных БпКр могли позволить себе лишь ведущие экономики мира, и то - Великобритания предпочитала все равно строить и то, и то, просто в космических количествах.
              Цитата: anzar
              В реале в Артур для разведки имелось ОДИН БрК, ОДИН БпК 1класса и ОДИН БпК 2 класса (не очень дешевый)

              Эскадра в Артуре не была до конца сформирована, вот и получилось не очень. К тому же в России системно игнорировалось развитие крейсерского класса, за исключением "истребителей торговли" - что вылилось в 3 огромных и малополезных "Рюриковича" вместе с чуть менее большими и еще более малополезными БпКр 1-го ранга. По сути, акцент на развитие крейсерских сил был сделан лишь после 1898 года, а за 6 лет эти силы склепать затруднительно. И да, на начало войны в составе 1-й ТОЭ были 2 БпКр 2-го ранга, просто один быстро утоп. Ну и "богини" с "Варягом" как разведку можно было использовать - они все равно были быстрее броненосцев, но тут куча оговорок, да и одну "богиню" в начале войны выбили, а "Варяга" и вовсе в Чемульпо тойво, ну тойво, ну вы поняли.

              Это все, кстати, наглядная иллюстрация того, почему малочисленные силы разведки иметь вредно - они очень чувствительны к потерям. При первоначальном составе разведку в интересах 1-й ТОЭ могло осуществлять еще плюс-минус достаточное количество кораблей, но два корабля утопили, один повредили - и все, "Баян" с "Новиком" работают на износ.
              1. 0
                12 января 2019 17:06
                Нет, просто эффективная разведка только одним классом кораблей обойдется примерно во столько же, во сколько обходятся ассиметричные ответы - т.е. еще дороже...

                Етого не понял- то "во столько же, то "еще дороже. Но все равно, не будем теорию гнать, рассмотрим как там в Артуре- а там не разведкой единой живут.
                .
                ..иллюстрация того, почему малочисленные силы разведки иметь вредно - они очень чувствительны к потерям.

                Допустим никого не потеряли- что, лучше бы было? Вообще роль (необходимость) разведки там переоценивается. Мчаться к горизонту и возвращатся с сигналом "вижу неприятеля"? Что с етого, когда у тебя на 3-4 броненосца меньше чем требуются?
                Раз затронули вопрос стоимости, стало интересно. В реале к начало войны там имелось 5 вымпела (Баян, Аскольд, Варяг, Новик, Боярин- богинь не трогаем, они наличные) на 25,5 мил.руб.
                Вот (альт) варианты, как вы говорили "двух из трех")):
                1. 2*Баяна и 3*Новика - 25,3 мил. руб. (не забываем что второй Баян дешевле на 0,2 мил.)
                2. 2*Баяна и 2*Аскольда - 25,2 мил. руб.
                3. 5*Аскольда - 25,9 мил. руб.
                Ваше решение? Отметим только, что если Варяг- типа Баян, уйти (с повреждениями) скорее смог бы. Насчет необходимости близкой охраны ночного минирования)) ничего сказать не могу- утоп бы/не утоп бы бОльший корабль...
                1. 0
                  12 января 2019 17:36
                  Цитата: anzar
                  Етого не понял- то "во столько же, то "еще дороже

                  В смысле, делать упор на один класс кораблей как основу разведки - это что-то вроде ассиметричного ответа, и обойдется это, как и любой ассиметричный ответ, дороже обычного.
                  Цитата: anzar
                  Вообще роль (необходимость) разведки там переоценивается.

                  Роль разведки традиционно недооценивается в славянских государствах, армиях и флотах, я к этому выводу пришел уже очень и очень давно. Без разведки эскадра слепая и глуха, и находится в проигрышном положении, не имея информации о силах и расположении противника заранее, имея мало времени для реакции на его действия. Подобная информация, при ее грамотном использовании - уже львиная доля победы. Только во время продолжительных войск, после больших потерь и ошибок, сделанных на основании паршивой разведки, эту саму разведку доводили до высокого уровня, но после окончания войны все опять шло по одному месту.
                  Цитата: anzar
                  Ваше решение?

                  Вариант номер 1, само собой - в варианте 2 лишь 4 вымпела, что маловато, а в варианте 3 одни лишь бронепалубники, что сразу подразумевает невысокую устойчивость наших разведсил. И, замечу, что к началу РЯВ судостроительную программу выполнить до конца не успели, да и даже не все корабли успели перегнать на ДВ. Так что вариант номер 1 - это 2 "Баяна" и 3 "Новика" к началу войны, и еще примерно столько же в планах. А 3-4 "Баяна" и 5-6 "Новиков" - это уже мощные разведывательные силы, способные и не только в разведку, но и на выполнение других функций. И, главное, потеря 1-2 кораблей не скажется фатальным образом на возможностях этих развед. сил.
                  Цитата: anzar
                  Насчет необходимости близкой охраны ночного минирования)) ничего сказать не могу- утоп бы/не утоп бы бОльший корабль...

                  Если минирование у своей базы - то с охранкой, ЕМНИП, и "богини" справлялись неплохо.
    3. WW2
      -5
      12 января 2019 15:11
      Цитата: anzar
      для "разведки при ескадре" лучше подходят шеститысячники, еще лучше- "бронированые шеститысячники" (Баян).

      Дальность действия Баяна 3400 м.м.
      Дальность действия стандартного (нормально построенного) ЭБР 1 класса 5000-6000 м.м. 2 класса, 6000-7000 м.м.
      Какая нафиг может быть разведка Баяна при эскадре? Где уголь брать?
      Странные вы люди. Очевидные вещи для вас вовсе не очевидны. "Потому что этого Мельников НЕ писал".
      Кто такой вообще этот Мельников? У него, конечно, косяков меньше, чем у челябинского Андрея. Даже гораздо меньше. Но тоже достаточно.
      Цитата: anzar
      В том смысле Новик- ни рыба, ни мясо,

      Хотя бы слегка матчасть изучите. Дальность действия Новика 3500 м.м. Практически, как у Баяна. А скорость, куда больше, чем у Баяна. Если уж сравнивать для целей разведки, то Новик куда лучше - он от всех уйдет (по идее).
      Но как крейсер-скаут (не буду больше никогда писать крейсер-разведчик, чтобы не смущать малоразбирающихся терминами), корабль охраны водного района, Баян, конечно, мощнее.
      1. +3
        12 января 2019 16:35
        Цитата: WW2
        Дальность действия Баяна 3400 м.м.
        Дальность действия стандартного (нормально построенного) ЭБР 1 класса 5000-6000 м.м. 2 класса, 6000-7000 м.м.
        Какая нафиг может быть разведка Баяна при эскадре? Где уголь брать?

        Забавный комментарий.
        Дело в том, что Коле никогда не приходил на ум один простой факт - главные силы во время боевого выхода будут тратить уголь НАМНОГО интенсивнее, чем обеспечивающие их действия крейсера. Во-первых, потому что практически все сражение броненосцы сражаются на скоростях, близких к предельным, то есть при повышенном расходе угля, а вот разведчикам "летать" на полной скорости совсем не надо, это для них, вообще, исключение из правил, когда надо срочно от кого-то удрать. Во-вторых, потому броненосцы в бою получают существенные повреждения, и в том числе - труб, отчего их расход угля колоссально возрастает, а вот разведчики, не предназначенные для длительного боя, вполне могут и обойтись без подобных повреждений. Конечно, если они их таки получат, может выйти неприятно, но это приемлемый риск за то, чтобы не возить на себе мертвый груз угля.
        В общем, разведчик с дальностью в 3 000 миль вполне способен привести с собой в базу после боя угля больше (в процентном отношении) чем броненосец с дальностью в 5 000 миль.
        Коле, конечно, это на ум прийти никак не могло. Ведь для того, чтобы факт пришел на ум, как минимум нужно, чтобы ему было куда приходить...
        1. WW2
          -4
          12 января 2019 18:25
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Дело в том, что Коле никогда

          Кто такой Коля?
          Цитата: Андрей из Челябинска
          главные силы во время боевого выхода будут тратить уголь НАМНОГО интенсивнее, чем обеспечивающие их действия крейсера

          Вы в своем уме?
          Как такое может быть? Наоборот, корабли обеспечения должны наматывать куда больше морских миль, чем главные силы. На то они и корабли обеспечения.
          Ну, вот о чем с вами дискутировать. если вы пишите такие "перлы"?
          Цитата: Андрей из Челябинска
          потому что практически все сражение броненосцы сражаются на скоростях

          Каких "сражениях"?
          Сколько миль пробега уходит на сражения, а сколько на "предварительные ласки"?
          И потом, кто сказал, что разведчики в таких сражениях стоят в сторонке?
          Они находятся при флагмане. В качестве посыльных и репетиточных судов. Т.е. предвигаются с его же скоростью.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          В общем, разведчик с дальностью в 3 000 миль вполне способен привести с собой в базу после боя угля больше (в процентном отношении) чем броненосец с дальностью в 5 000 миль.

          В общем, нифига вы в военно-морском деле не понимаете. А пишите настолько дикую чушь, что читать ее, себя не уважать.
          Ясно тебе, Коля?
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Ведь для того, чтобы факт пришел на ум, как минимум нужно, чтобы ему было куда приходить...

          И тут же, поскольку ппойман за руку на незнании матчасти с поличным, оппонент начинает хамить.
          Вам не надо писать на военно-морские темы. Вы в этом ничего не понимаете, и это заметно. Может быть не всем, но тот, кто в теме понимает, видит это явственно.
          1. 0
            12 января 2019 18:59
            Цитата: WW2
            Кто такой Коля?

            В зеркало посмотри, может и узнаешь. Хотя...
            Цитата: WW2
            Как такое может быть? Наоборот, корабли обеспечения должны наматывать куда больше морских миль, чем главные силы. На то они и корабли обеспечения.

            Чушь феноменальная. В общем случае крейсера-разведчики выдвигаются вперед главных сил и осуществляют поиск противника на пути следования эскадры, в частных случаях возможны варианты, но суть в том, что подавляющую часть времени разведчики идут с той же скоростью, что и главные силы (просто впереди/сбоку от них).
            Цитата: WW2
            Сколько миль пробега уходит на сражения, а сколько на "предварительные ласки"?

            Смотрим бой в ЖМ, в Цусиме, бои в испано-американскую, Ютланд, наконец. Практически нисколько на предварительные ласки.
            Цитата: WW2
            И потом, кто сказал, что разведчики в таких сражениях стоят в сторонке?
            Они находятся при флагмане. В качестве посыльных и репетиточных судов. Т.е. предвигаются с его же скоростью.

            И даже ты мог бы сообразить, что при скорости в те же 14 узлов 18 узловый броненосец будет (в удельном, разумеется, отношении) расходовать уголь куда быстрее, чем 23 узловый крейсер. Просто потому что первый идет со скоростью 78% от максимальной, а второй - только 60%
            То есть если за некоторый промежуток времени крейсер на такой скорости израсходует 10% своего запаса угля, то броненосец - не 10%, а значительно больше.
            Цитата: WW2
            Ясно тебе, Коля?

            Коля, ты опять перепутал зеркало с монитором:)))))))
            1. WW2
              -2
              12 января 2019 19:00
              Цитата: Андрей из Челябинска
              В зеркало посмотри, может и узнаешь.

              Утимил ты меня, хамло, честное слово.
              Даже не хамством своим утомил. А ослиным упрямством.
              Уже всем внезапно стало понятно, что не было у крейсеров-скаутов технической возможности вести разведку при эскадре линейных сил.
              Но этот будет упёрто доказывать, что черное, это белое. Будет сорить цифрами и доставать всех своим словоблудием.
              Сказать, признаком чего является упрямство?
              1. +1
                13 января 2019 10:26
                Цитата: WW2
                Утимил ты меня, хамло, честное слово.

                Так пойди, отдохни от написания комментов космических масштабов, и космической же....
                Цитата: WW2
                Уже всем внезапно стало понятно

                Конечно. Николаю, хотелу, прохожему, WW2 и прочи твоим никам - всем laughing
          2. +2
            12 января 2019 19:15
            Цитата: WW2
            Может быть не всем, но тот, кто в теме понимает, видит это явственно.

            belay

            fellow
          3. +3
            12 января 2019 19:20
            Цитата: WW2
            А пишите настолько дикую чушь, что читать ее, себя не уважать.

            Николай, вы оооочень сильный человек...Это ж сколько силы воли надо иметь, что бы читать то, что тебе не нравиться и что ты совсем не хочешь читать,но читаешь...А потом ещё и и в комментариях читать то, что тебе снова не нравиться, а потом ,через силу, пытаться донести до мелких ,безграмотных людишек великие посылы своей единственно верной и правильной классификации кораблей, данной свыше самому себе...
            вы оооочень сильный человек yes я,например,так не могу... Мне не нравиться - я не читаю. И не комментирую request
            lol hi
          4. +3
            13 января 2019 23:11
            Цитата: WW2
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Дело в том, что Коле никогда

            Кто такой Коля?
            /////
            Вам не надо писать на военно-морские темы. Вы в этом ничего не понимаете, и это заметно. Может быть не всем, но тот, кто в теме понимает, видит это явственно.

            Тема не раскрыта (плюс поставлен hi )!
            Требую немедленной и необычной квалификации и классификации "Новика"!
            "Бронепалубная молния II ранга" - этого недостаточно! Где "среднекалиберный бронированный истребитель торговли прибрежного плавания тирЭ разведчик при броненосце тирЭ авизо репетичное АКА крейсер-скаут-пионер береговой обороны"? Больше ада!!!
            laughing
      2. 0
        14 января 2019 14:19
        Интересная логика.
        А вот как у других. Успешных флотов:
        ЛК "Норт Кэролайн" дальность плавания 13500 м. м.
        ЛК "Айова" - 15000
        КРТ "Балтимор" - 10000 проект. фактически 7800
        КРЛ "Кливленд" - 11000 проект. факт. 8600
        КРЛ "Бруклин" - 10000 проект, факт 7800
        ЭМ "Флетчер" - 4800
        Эти корабли совершенно не могут плавать друг с другом. Тихонько идуший линкор и рыщущие вокруг крейсера и эсминцы никак не могут взаимодействовать в Тихом океане.
  5. 0
    12 января 2019 17:40
    "в эту ночь в море выходили и другие русские миноносцы – приблизительно в 01.00 были замечены огни в море, и С.О. Макаров санкционировал выход в море отряда из четырех миноносцев для атаки. Последние действительно *обнаружили 4 миноносца японцев и атаковали их*, но этот бой, как и бой «Стерегущего», вне пределов темы нашего цикла статей."
    Андрей, если можно о этом бое хотя бы в рамках комментария.
    1. -1
      13 января 2019 10:27
      Андрей, в рамках коммента трудно. Может, позже, отдельной статьей
  6. +5
    13 января 2019 03:14
    На мачте "Новика", этого игрушечного крейсера, смело мчавшегося на выручку одинокому миноносцу, развевался флаг командующего флотом!..

    В часы затишья, на фото Макаров и Эссен играют в настольную игру.
    1. 0
      17 января 2019 09:45
      [/quote]В часы затишья, на фото Макаров и Эссен играют в настольную игру.[quote]

      А хто здесь Макаров, а хто Эссен ?
  7. 0
    14 января 2019 10:56
    Плохо было уже то, что корабли эскадры ушли с внешнего рейда, не сумев отстоять его, теперь выход броненосцев был возможен только в «большую воду» и занимал много времени.


    Оставаться на внешнем рейде - это значило подвергать опасности торпедной атаки более ценные корабли - все равно инициатива выбора времени атаки на внешнем рейде, была за атакующей стороной - за японцами.
    Это вынужденная мера.
    А вот то что не регулярно тралили внешний рейд - возможно от недостатка сил.