Оружейная палата Дворца дожей. Доспехи и оружие

Подобный лилии гигантской, ты зачат
От моря синего, чья бездна охранила
Твои дома, дворцы, твой храм, твои ветрила,
И солнечную мощь, и рыцарский наряд.

Генри Лонгфелло. Венеция. Перевод В. В. Левика


Военные музеи Европы. В зале №2 Оружейной палаты Дворца дожей есть очень интересный трофей: треугольный штандарт, захваченный в знаменитой битве при Лепанто в 1571 году. По периметру на нем вышиты стихи из Корана, а надпись в центре провозглашает славу Аллаху и пророку его Мухаммеду. Здесь же можно увидеть подлинные доспехи французского короля Генриха IV, которые были подарены Венецианской республике в 1603 году. На груди их кирасы имеется отметина от пули, то есть очевидно, что после изготовления они были подвергнуты своеобразной проверке на прочность. Интересно, что вес большинства из них не превышает 23 кг, то есть не так уж они и тяжелы в носке. Есть в экспозиции и очень редкий средневековый доспех – бригандина, представлявшая панцирь из пластинок, нашитых изнутри на ткань. И почему это такая редкость, понятно: металл может выдержать многое, а вот ткань, увы, его прочностью не обладает. Есть здесь и доспехи адмирала венецианского флота Франческо Дуодо, героически сражавшегося при Лепанто, которые украшают и львы Святого Марка, и арабески в чисто восточном вкусе. В этом же зале выставлены шанфроны XV века – наголовники для защиты голов лошадей; несколько двуручных мечей и две богато украшенные алебарды.


А вот так выглядел «Зал Коллегии» на картине Франческо Гварди (вторая половина XVIII века)



Вот она, эта бригандина!


Зал №3, или «Зал Морозини», получил свое название от бюста Франческо Морозини в нише в конце комнаты. Будучи венецианским адмиралом, он стал верховным главнокомандующим венецианским флотом во время войны с турками в 1684-1688 годах, повторно завоевал Пелопоннес получил титул Пелопоннесиако («покоритель Пелопоннеса»), и был избран дожем в 1688 году. Причем военные победы Морозини были таковы, что он был единственным человеком за всю историю Венецианской республики, который был удостоен памятника от государства, поставленного ему при жизни. В этой комнате можно видеть потрясающее количество мечей в характерном венецианском стиле, алебард, арбалетов и их колчанов, помеченных буквами CX, которые видны также и на дверных косяках, которые обозначают всего лишь их принадлежность… Совету десяти – высшему органу Венецианской республики. X. Еще один заслуживающий внимания экспонат — маленькая изящно украшенная пушка-кулеврина, датируемая серединой XVI века.


Венецианские мечи скъявоны 1480-1490 гг. и шестоперы XVI в. Венеция и Венгрия. Имели горизонтальное перекрестие, изогнутое в форме буквы «S». Традиционное оружие гвардии дожей



Внизу – венецианские мечи скъявоны 1480-1490 гг.; вверху двуручные мечи спадоны наемников-ландскнехтов 1560–1580 гг.; шлемы типа морион-кабассет, вторая половина XVI в., Брешиа



Рукоять под стать мечу!


Зал №4. В этой комнате хранятся различные образцы огнестрельного оружия XVI и XVII веков. Коллекция включает в себя также некоторые инструменты пыток, а также пояс верности и некоторые орудия пыток, но главное это, конечно, всевозможные мушкеты и пистолеты. Коллекция пистолетов и аркебуз — предков современных винтовок — принадлежащая Дворцу Дожей, содержит редкие и ценные экземпляры, в основном сделанные немецкими оружейниками или работавшими на территориях республики в Брешии. Некоторые полностью металлические, другие имеют деревянные рукоятки и очень богато украшены позолотой и вставками из слоновой кости и перламутра. Есть также модели, сделанные на Востоке, такие, например, как семь персидских аркебуз, которые, без сомнения, были подарены дожу Марино Гримани (1595-1605 гг.) послами из этой далекой страны.



На этом фото мы видим немецкий рейтарский пистолет с двумя замками (вверху), но одним стволом, заряжавшийся последовательно 1560 г. Кстати, шарик на его рукояти совсем не предназначен для того, чтобы бить противника по голове, как дубиной. Внутри он пустой и эта емкость предназначалась для хранения запасного пирита, пистолет с колесцовым замком восточной работы и германский пистолет, которым пользовались прежде всего путешественники


Арбалетов в коллекции много и это один из них, но очень необычный: маленький стальной арбалет длиной всего 27 сантиметров, найденный в 1664 году у некоего Джованни Марии Зербинелли, которого повесили после того, как это оружие у него нашли. В Венеции хранить подобное портативное оружие в то время строго запрещалось! Рядом с ними это орудия пытки: ошейник с шипами и «ключ» для пальцев. Их владелец Франческо Новелло да Карраре, правитель Падуи, был задушен в подвалах Дворца дожей в 1405 году вместе с сыновьями, будучи обвинен в том, что он владел этими и другими «жестокими предметами» и использовал их для пыток своих пленников.


Арбалет Джованни Зербинелли и орудия пытки Франческо Новелло


К числу самых удивительных экспонатов, которым вполне можно было бы уделить отдельную статью, относятся образцы гибридного оружия, причем их здесь больше 180 экземпляров! Это стреляющие палицы и гибриды пистолета и топора, гибриды арбалета и аркебуза, пистолет-булава и пистолет-шестопер, пистолет-клевец, пистолет секира и даже… пистолет-рогатина!

Присутствует в экспозиции и впечатляющая коллекция шлемов. Тут и «гранд бацинет, с оплечьем, которого не имел простой бацинет, и салады разных видов, и шлемы барбюты.


Гранд-бацинет



Салад XV в.



Салад с подвижным забралом, ок. 1450 г.



Болонский салад, усиленный налобной пластиной, ок. 1490 г.



Шлем барбют считался итальянским изобретением и в той же Германии назывался «итальянским саладом». Причем его очень часто покрывали тканью. Вот как этот, например, типичный по форме итальянский барбют, ок. 1470 г.



Парадные барбюты – а были и такие, — могли обтягиваться малиновым бархатом и несли на себе чеканные позолоченные украшения из меди



А вот это уже гибрид мориона и кабассета – морион-кабассет, называвшийся также «испанским морионом». Что касается названия, то слово «морион» происходит от испанского слова «морра» — «макушка», и таких шлемов в коллекции Оружейной палаты тоже очень много, да и неудивительно, ведь их до сих пор носит швейцарская гвардия римского Папы. А вот кабассет своей формой походил на бутылочную тыкву-калебасе и именно от нее и получил свое название! И морион, и кабассет, и их гибрид, были весьма удобны прежде всего для аркебузиров, так как загнутые кверху поля не мешали им стрелять по стенам крепостей

В экспозиции множество алебард (завезена в Италию швейцарскими наемниками в начале XV века и, что любопытно, все еще используется швейцарской гвардией Ватикана, безусловно, делает ее едва ли не самым известным средневековым оружием, сохранившемуся до сих пор!). Кроме алебард здесь имеются глефы, корсеки, протазаны, словом древковое оружие на любой вкус. Вот только фотографировать его, да еще через стекло, ну просто очень неудобно.


Кроме шлемов для людей, в экспозиции есть и шанфроны – наголовники для коней!



Даже не знаешь, какой красивее!



Есть в экспозиции и очень красивая, хотя и малокалиберная пушка-кулеврина, подаренная ему в 1576 году наследниками одного из дожей. Выглядит, как образец высокого литейного искусства, а не приспособление для убийства – вот что про нее можно сказать


Здесь же имеются и совсем оригинальные образцы огнестрельного оружия: корабельная пятизарядная револьверная пушка, изготовленная мастером Джованни Биттистой Комином в 1621 году. Вот только перезаряжалась она слишком уж долго!



Еще один прообраз пулемета: двадцатиствольная пушка с поворотным блоком стволов мастера Джованни Марии Бергамин, попавшая сюда, в оружейную комнату дворца, в 1622 году. Она имела механизм вертикальной и горизонтальной наводки и, как считают, могла стрелять со скоростью 500 выстрелов в минуту!



Трофейные корабельные светильники, захваченные на турецких галерах в битве при Лепанто в 1571 году




Переполненные впечатлениями от увиденного мы покидаем залы Оружейной палаты, опять же следует за указателями на стенах и попадаем… внутрь знаменитого «Моста вздохов», ведущего из Дворца дожей в соседнее здание, где находилась тюрьма. Была тюрьма и в самом дворце, причем на самом верху, под свинцовой крышей, где узники зимой замерзали, а летом буквально поджаривались от неимоверного зноя.


Вот так этот мост выглядит снаружи. Никогда раньше не думал, что доведется оказаться у него внутри



Решетка в его окне изнутри



Туристам здесь, конечно, есть, что фотографировать, но вообще-то находиться внутри этого «горбатого моста» немного жутковато. А некоторые начинают плутать в узких подземных переходах и потом, встретив тебя, спрашивают испуганными голосами: «А как отсюда выходят?» Самый лучший ответ: «Никак!» И сардонический смех вдобавок!


Вот все, что мог увидеть несчастный узник, отправлявшийся по этому мосту в темницу, бросив последний взгляд через прорези решетки. И печально вздохнуть… Отсюда и пошло название моста, что люди, шедшие по нему, всегда очень горько вздыхали



Потом за ними захлопывалась вот эта дверь…



«Окном в мир» для них становилось окно вот за этой поистине чудовищной железной решеткой!



В тюремном коридоре. Автор за работой


На этом обычно визит во Дворец дожей и заканчивается. Хотя, стоит не торопиться из него выходить, а закусить настоящей венецианской пиццей прямо там, в подземелье, в кафе, глядя как прямо за его стеклянной дверью мимо тебя проплывают гондолы. Романтика, однако!


Вот эта дверь…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти