Всадники и доспехи замка Амбрас

62
Там, где горы, убегая,
В светлой тянутся дали,
Пресловутого Дуная
Льются вечные струи.
Месяц слушал, волны пели...
И, навесясь с гор крутых,
Замки рыцарей глядели
С сладким ужасом на них.
Федор Тютчев


Военные музеи Европы. Арсенал замка Ховбург в Вене или Венский императорский арсенал — не единственное место в Австрии, где можно увидеть впечатляющую коллекцию рыцарских доспехов и всадников в доспехах, сидящих на одоспешенных конях. Есть еще и замок Амбрас в Инсбруке, в котором эрцгерцог Фердинанд II (1529–1595) разместил свои всемирно известные обширные коллекции, поместив их в Унтершлоссе (Нижнем замке), большом здании, построенном специально для музейных целей.




Еще одна «турнирная парочка». Бедняга слева получил такой силы удар, что выронил свое копье! (Замок Амбрас)



Панорама замка Амбрас в Инсбруке


«Оружие героев»


Основой коллекции Фердинанда была «Оружейная палата героев». Таким образом, эрцгерцог реализовал самую первую в истории Европы систематическую презентацию артефактов, основанную на его новой идее методического сбора. Он дорожил оригинальными доспехами, которые принадлежали всем известным в его время личностям и прошлых веков, а также оружием и портретами, и тратил на все это огромные деньги. Цель была самая благая: сохранить память об их деяниях и подчеркнуть ведущую историческую роль династии Габсбургов. Причем его коллекция насчитывала более 120 доспехов, в основном военачальников и лицам королевских домов. Восемь оригинальных высоких деревянных шкафов, заказанных по его эскизам, сохранились до сих пор и в них, как и раньше выставлены доспехи. Ну а собрав свою коллекцию, Фердинанд включил в число героев и себя.


Турнирный доспех Фердинанда II, ок.1580-1590 гг. (Замок Амбрас)


В замке Амбрас находится много совершенных турнирных доспехов. Вот этот турнирный доспех, показанный на фотографии, был изготовлен Якобом Топфом, который в период с 1575 по 1597 год был оружейником Фердинанда II. Помимо выполнения заказов эрцгерцога, он также производил серийные доспехи для арсенала. После его смерти мастерской управляла его вдова Анна, то есть, очевидно, что женщина во всем этом неплохо разбиралась! Был у него и брат, но к оружейному делу он был непричастен – довольно удивительное явление при тогдашней семейственности. Топфом была изготовлена из двенадцати доспехов, которые упоминаются в описях Амбраса в 1581/83 и 1596 годах. Согласно этим записям, доспехи производились не одномоментно, а в течение довольно продолжительного времени между 1580 и 1590 годами и в несколько этапов. Вес каждого доспеха был около 30 килограммов; особенно тяжелыми были шлем и кираса. Доспехи Якоба отличаются от доспехов его предшественника Мельхиора Пфайфера более округлыми формами, что особенно заметно на груди, шлеме и спине. Этим они также отличаются от очень стройных доспехов аугсбурской школы, например, мастера Антона Пеффенхаузера. Кроме того, шлем доспеха поразительно высок, а нижняя часть кирасы выкроена мыском. Еще одной особенностью работы Якоба была хорошо продуманное усиление левой стороны шлема и груди, а также перчатки для левой руки и защита ее верхней части. Якоба Топфа можно назвать последним великим придворным доспешником в Инсбруке; а его работы были вполне достойны того, чтобы конкурировать с доспехами таких его великих конкурентов, как тот же Антон Пеффенхаузер. Мастер Якоб Топф (родился в 1573 году в Инсбруке, умер в 1597 году в Инсбруке). Размеры доспеха: высота 170 см, плечи 73 см, талия 38 см.


Еще одно фото доспехов из замка Амбрас…



А это зал, в центре которого стоит конная фигура, облаченная в парадные доспехи эрцгерцога Фердинанда II Тирольского (1529-1595), заказанные по случаю его свадьбы с Анной Катериной Гонзага в 1582 году. Мастер-оружейник: Якоб Топф (1573—1597 гг. Инсбрук). Материалы и технологии: «белое железо», травление, позолота, чернь, медь, подбивка бархатом, атлас, серебряная парча


Всадники и доспехи замка Амбрас

Вот эта конная фигура в удивительно красивых доспехах, вот только к ним нет лат для ног!


Фердинанд принял эстафету коллекционирования доспехов от своих предков эрцгерцога Зигмунда (1427–1496) и императора Максимилиана I (1459–1519), так что зачин у него был более, чем солидный. А дальше… будучи на турнирах он объяснял их участникам, почему он желает купить их доспехи, и где они будут храниться, ну и те чаще всего соглашались. А потом себе на вырученные деньги заказывали новые. Так что интерес к подобным покупкам был обоюдный!


Один из залов Оружейной палаты замка Амбрас. Это уже эпоха Тридцатилетней войны


По сути дела, коллекция в замке Амбрас стала Второй Оружейной палатой Габсбургов, не считая той, что имелась у них в Вене. Да и сегодня – коллекция Вены это одно, а коллекция замка Амбрас – другое. И она, кстати, представляет Фердинанда как рачительного хозяина, умелого организатора и распорядителя придворных праздников и турниров. Он очень увлекался турнирами, которые год от года становились все безопаснее, поэтому-то в его коллекции так много именно турнирных доспехов, которые были шедеврами пражских и инсбрукских оружейников.


Турнирные доспехи из собрания замка Амбрас


На портретах, висящих по стенам, изображены известные командиры XVI века, чьи доспехи были выставлены в Оружейной палате Героев.


Этот всадник на коне хотя и не присутствует в Амбрасе, а находится в Вене, имеет, тем не менее к ее сокровищам самое прямое отношение. Потому, что на нем как раз надеты доспехи императора Максимилиан II (1527 — 1576), сына Фердинанда I. Это остаток еще одного гарнитура, от которого сохранился круглый щит и несколько частей доспеха, которые находятся в коллекции князей Чарторыйских в Национальном музее в Кракове. Тонкий рисунок рифления соответствует вкусам Максимилиана II – любителя тонкой плиссированной одежды. Изготовлен мастером Дизедерием Хельмшмидом (1513 — 1579, Аугсбург) около 1557 года


Зато в Амбрасе есть вот такая необычная экспозиция. Это деревянная скульптура высотой более 2,60 м в оригинальном костюме и доспехах ландскнехта, а также доспехи для мальчиков всегда привлекает внимание посетителей своей театральной постановкой. Фигура изображает фермера Бартоломео Бона из Ривы близ Тренто в Италии, о жизни которого известно только одно: он был телохранителем племянников эрцгерцога Фердинанда II. Считается, что на этом изображении можно увидеть признаки опухоли гипофиза, что, вероятно, и вызвало этот гигантизм. Сами доспехи для него задокументированы в описи за 1581/83 годы. Доспехи для мальчиков были сделаны в 1575 году. Предположительно, эти доспехи — работа пражской придворной мастерской, основанной эрцгерцогом Фердинандом под руководством его придворного мастера Мельхиора Пфайффера. Доспехи для мальчиков принадлежали сыновьям Фердинанда, Андреасу и Карлу и должны были использоваться как для конных турниров, так и для пеших. В настоящее время не экспонируются. Изготовитель: Мельхиор Пфайффер. Изготовитель доспехов для мальчиков: Якоб Топф (1573—1597 гг., Инсбрук)


Первый по счету зал Оружейной палаты замка Амбрас. Но в данном случае внимание нужно обратить не на всадников справа, а на деревянные шкафы слева. Они были сделаны по личным эскизам Фердинанда II и представляют собой немалую ценность



В одном из этих шкафов (в шкафу №5) выставлен и вот этот интересный доспех в три четверти (или дротиковый доспех, как его называли в Англии), который, скорее всего, был сделана доспешником Мельхиором Пфайффером, для венгерской кампании Фердинанда II 1556 года, и работавшим при дворе в Праге. Шлем представляет собой бургиньот, что типично для таких доспехов, а наголенники заменялись кожаными ботфортами. Шарф — современная копия 1984 года. Принадлежал эрцгерцогу Фердинанду II, сыну Фердинанда I (1529 — 1595). Изготовитель: Мельхиор Пфайффер.

«Турецкая палата»


Отметим, что XVI век был эпохой жесточайшего противостояния Европы и Азии, в лице которой выступала османская Турция. Ее войска захватили всю Грецию и территории многих европейских государств севернее Балкан, и угрожали даже самой Вене. Войны с турками шли непрерывно. В ходе боевых столкновений захватывались многочисленные трофеи, так что нет ничего удивительного, что Фердинанд создал у себя в замке еще и специальную Тюркенкаммер («Турецкую палату»), в которой выставил турецкие доспехи и оружие. Коллекция «Turcica», которую собирал Фердинанд, соответствовала «турецкой моде», которую очень любили именно в XVI веке.


Шлем-шишак в турецком стиле императора Фердинанда II из замка Амбрас.



Турецкое оружие в экспозиции замка Амбрас



Турецкий щит из ивовых прутьев. Каждый щит оплетем разноцветными нитками, и сшит с другими. Под оплетенными прутьями находится второй слой, затем кожаная прокладка, обшитая бархатом подушка под руку и два ремешка-гужа. Сверху кованый металлический умбон. Диаметр 65 см


Османская «броня», стрелы и колчаны, сабли, щиты и шлемы, седла и навершия знамен – все это и многое другое попало сюда в качестве дипломатических подарков или как добыча с поля брани. И опять-таки все это было еще и напоминанием о победах над османами, которых тогда очень боялись, и которые распространили свою территорию до самых границ королевства Габсбургов. И опять-таки… боялись, но копировали, наряжались «турками» для участия в костюмированных турнирах, заказывали себе доспехи по образцу турецких. Есть в экспозиции и оружие и доспехи Тридцатилетней войны (1618-1648), но о них мы расскажем как-нибудь в другой раз…


P. S. Закончить тему «всадников и коней» хотелось бы вот этим потрясающим фото совершенно фантастического конского доспеха, принадлежавшего сразу двум монархам – отцу и сыну. Это конский доспех для коня императора Фридриха III (Аугсбург, 1477), дополненный рядом деталей при императоре Максимилиане I (Инсбрук, 1514). Зал II (Венский императорский арсенал). Владельцы: император Фридрих III (1415 — 1493), император Максимилиан I (1459 — 1519). Мастера: Лоренц Хельмшмид (ок. 1445, умер 1515/16, Аугсбург), Конрад Зойзенхофер, (родился в 1504 году — умер в 1517 году, Инсбрук). Материалы: полированное железо, частично вороненое, чернь в гравировке, частичное золочение, золоченая латунь, кожа
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 октября 2019 06:35
    В блеске кольчуг несём острия наших мечей к сиянию Славы...Громобой 1.
    1. +7
      26 октября 2019 07:08
      Хорошо сказано!
      1. +7
        26 октября 2019 07:43
        Спасибо за очередную интересную статью,Вячеслав. hi
  2. +10
    26 октября 2019 07:12
    ,,, hi на первой фото, расцветка "матрасная" lol попоны, они правда такие были или современное оформление?
    1. +6
      26 октября 2019 08:54
      Цитата: bubalik

      Еще одна «турнирная парочка».

      Вот-вот, тоже обратил внимание: страны еще нет, а "матрас"-уже есть! recourse
  3. +8
    26 октября 2019 07:49
    Цитата: bubalik
    они правда такие были или современное оформление?

    Они, конечно, современные. Но все делается по иллюстрациям из турнирных книг. Скоро будет материал, где будут такие иллюстрации. Готовое пособие для реконструкторов.
    1. +4
      26 октября 2019 07:53
      интересно, а как быстро изготавливался такой доспех к случаю ( помолвка, свадьба, посольство - это ведь не костюмчик пошить ) ?
      1. +4
        26 октября 2019 10:05
        Цитата: тлауикол
        это ведь не костюмчик пошить

        " - Рабинович, Господь создал мир за шесть дней, а Вам потребовался месяц, чтобы пошить костюм?
        - Ой вэй! Вы таки посмотрите на этот мир и посмотрите на этот костюм!" laughing
        1. +4
          26 октября 2019 11:09
          И сидит как влитОй. laughing
  4. +4
    26 октября 2019 08:01
    Как всегда всё ярко и замечательно! good Вячеславу спасибо! hi
    Прошу извинить мою безграмотность, но что означает -- "дротиковый доспех"?
    1. +6
      26 октября 2019 08:03
      https://topwar.ru/89276-ekipirovka-i-vooruzhenie-angliyskoy-armii-konca-xvi-pervoy-poloviny-xvii-veka-chast-2.html вот тут было про доспехи "джавелинеров"
      1. +4
        26 октября 2019 08:13
        Спасибо, Иван. hi
  5. +5
    26 октября 2019 08:42
    Цитата: тлауикол
    интересно, а как быстро изготавливался такой доспех к случаю ( помолвка, свадьба, посольство - это ведь не костюмчик пошить ) ?

    Уважаемый Иван, вот-вот будет материал по поддедкам доспехов там должно быть и о времени изготовления. Не будет там (уже не помню где что написал две недели назад), будет об этом в материале про доспехи Максимилиана Первого.
  6. +4
    26 октября 2019 09:21
    От турецкого щита - глаз не оторвать. Не могу себе обьяснить - почему? Из-за симпатии к иве?
    1. +5
      26 октября 2019 10:06
      Очень просто. Вы внимательны, привыкли обращать внимание на мелочи. Поэтому видите, что каждая "ветка" оплетена нитями в определенном порядке. Этот порядок создает узор. Глаз отмечает как много надо было продумать, чтобы рисунки совпали. Видит, что совпали, информация идет в мозг. Мозг отмечает совершенство замысла и мастерство исполнения, "радуется" и выделяет от радости эндоморфины. Хочет еще и еще. А Вы пишите не могу глаз оторвать. На самом деле это Ваш мозг наслаждается совершенством, а Вас заставляет продлить ему удовольствие.
      1. +3
        26 октября 2019 10:15
        «Откупори шампанского бутылку.
        И полюбуйся на турецкий шит» (почти (с)).
  7. +3
    26 октября 2019 10:47
    Вот эта конная фигура в удивительно красивых доспехах, вот только к ним нет лат для ног!
    Извините, Вячеслав Олегович, фото подкачало.
    1. +2
      26 октября 2019 11:27
      Основой коллекции Фердинанда была «Оружейная палата героев». Таким образом, эрцгерцог реализовал самую первую в истории Европы систематическую презентацию артефактов, основанную на его новой идее методического сбора.
      Эрцгерцог был еще и первым, кто к своему собранию издал полноценный каталог - Armamentarium Heroicum.

      Издал каталог известный голландский печатник и гравер Доминик Кустос. Каталог состоит из 125 гравюр, выполненных по рисункам итальянского художника Джованни Баттисты Фонтаны. На гравюрах представлены доспехи из собрания эрцгерцога на их первоначальных владельцах и сопровождаются биографическим текстом о первоначальных владельцах доспехов и написаны секретарем эрцгерцога Якобом Шренком фон Нотцингом.
      1. +2
        26 октября 2019 11:58

        Так в каталоге представлен сам эрцгерцог Фердинанд. Правда сам он каталога не увидел, издание вышло уже после смерти Фердинанда.
        1. +1
          30 октября 2019 13:37
          Так в каталоге представлен сам эрцгерцог Фердинанд. Правда сам он каталога не увидел, издание вышло уже после смерти Фердинанда.

          Виктор Николаевич, а что у него в руке? кусок багета? request или длинный огурец агрофирмы "Выборжец" (на правах рекламы)? wink
        2. +2
          30 октября 2019 14:50
          Скажу Вам честно, после вчерашнего консолидированного минусования моих комментариев, информировать местную злыдоту нет никакого желания.
          1. +2
            30 октября 2019 15:34
            А в руке у него обыкновенная дубинка. Какой смысл вложил художник в этот предмет, надо разбираться.
            1. 0
              31 октября 2019 12:56
              Какой смысл вложил художник в этот предмет, надо разбираться.

              щиколотки у него тоже забавны. Как будто из спортзала вышел. fellow Сразу вспоминаются фитоняшы в активном поиске папика с их "дежурным селфи у зеркала в туалете".... negative
  8. +4
    26 октября 2019 10:47
    Топфом была изготовлена из двенадцати доспехов, которые упоминаются в описях Амбраса в 1581/83 и 1596 годах.

    Похоже, слово пропущено. Серия из двенадцати доспехов?
    Турецкий щит из ивовых прутьев. Каждый щит оплетем разноцветными нитками,

    Каждый прут?
    1. +3
      26 октября 2019 12:43
      Цитата: Старший матрос
      Каждый прут?

      Да Вы правы - "серия" и "прут"
  9. +4
    26 октября 2019 10:58
    Спасибо, как всегда очень интересно. И точно относится к разделу история, в отличии от частых (типа вчерашнего) тут псевдоисторических опусов Самсонова.
  10. +6
    26 октября 2019 12:38
    Зато в Амбрасе есть вот такая необычная экспозиция. Это деревянная скульптура высотой более 2,60 м в оригинальном костюме и доспехах ландскнехта, а также доспехи для мальчиков всегда привлекает внимание посетителей своей театральной постановкой. Фигура изображает фермера Бартоломео Бона из Ривы близ Тренто в Италии, о жизни которого известно только одно: он был телохранителем племянников эрцгерцога Фердинанда II. Считается, что на этом изображении можно увидеть признаки опухоли гипофиза, что, вероятно, и вызвало этот гигантизм.

    Бартоломео Бон родился в городке Рива-дель-Гарда в провинции Тренто, которая сегодня относится к Италии, а его подлинное имя – Джованни Бона. Он считался самым высоким итальянцем XVI века – по свидетельствам современников его рост составлял 2 метра 35 сантиметров.
    Известно, что он не только прислуживал Фердинанду II при дворе в Инсбруке, но и принимал участие в званных обедах, а еще в 1560 году сопровождал племянника эрцгерцога в Вену на рыцарский турнир – именно эти доспехи, которые он носил по этому, выставлены в замке Амбрас.
    На портрете рядом с Бона карлик Цверг Томеле. Его рост был всего 65 сантиметров и в его обязанности входило развлечение монарших особ и самые маленькие доспехи в экспозиции - как раз его. Карлик и великан враждовали, так как карлик пользовался благосклонностью придворных дам, которые одаривали его драгоценностями, что вызывало зависть Бона.
    Однажды во время званного обеда, на котором карлик и великан сидели рядом, Бартоломео нарочно чихнул на Томеле с полным ртом. В отместку Томеле под столом развязал шнурки ботинок гиганта, а когда тот наклонился, чтобы завязать их, Томеле отвесил Бартоломео мощный подзатыльник, воткнув его "лицом в салат".
    1. +2
      26 октября 2019 18:50
      Цитата: Undecim
      по свидетельствам современников его рост составлял 2 метра 35 сантиметров

      По доугим данным-все таки 2.60 рост был
      http://www.televignole.it/mostri-trentini-3/
      1. +4
        26 октября 2019 20:19
        В указанной статье написано. что манекен имеет такой же рост, как и Бона, но это текст 2016 года и там вообще нет ссылок на источник.

        Акварель, на которой Бона изображает дикаря на турнире в Вене.
        Тот портрет, который в моем комментарии, имеет в высоту 265 см. Искусствоведы считают, что и Бона и карлик изображены в натуральную величину, то есть рост Бона максимум - 240 см.
        (https://www.wienerzeitung.at/archiv/museum/823036-Reiz-der-Wildheit.html)
  11. +3
    26 октября 2019 12:44
    Цитата: Undecim
    Однажды во время званного обеда, на котором карлик и великан сидели рядом, Бартоломео нарочно чихнул на Томеле с полным ртом. В отместку Томеле под столом развязал шнурки ботинок гиганта, а когда тот наклонился, чтобы завязать их, Томеле отвесил Бартоломео мощный подзатыльник, воткнув его "лицом в салат".

    Замечательно!
  12. +4
    26 октября 2019 12:54
    Есть в Австрии музей, до которого "галоперы по Европам", как правило, не доезжают, но который по настоящему позволяет проникнуться милитаристским духом суровой эпохи средневековья, в отличие от искусственных музейных экспозиций. Это Landeszeughaus в Граце. Это имперский арсенал, постройка которого завершена в 1647 году. Вот в таком виде, как арсенал, а не музей, он и остался. Впечатление производит сильное.

    2414 мечей.
    1. +6
      26 октября 2019 12:56

      5395 единиц древкового оружия.
      1. +6
        26 октября 2019 12:58

        3840 комплектов доспехов.
        1. +5
          26 октября 2019 13:01

          Это тоже доспехи.
          1. +6
            26 октября 2019 13:03

            4529 единиц стрелкового оружия.
            1. +5
              26 октября 2019 13:05

              3867 единиц артиллерийских систем.
  13. +2
    26 октября 2019 14:55
    Хорошая статья.
  14. +5
    26 октября 2019 15:53
    Цитата: Undecim
    Есть в Австрии музей, до которого "галоперы по Европам", как правило, не доезжают, но который по настоящему позволяет проникнуться милитаристским духом суровой эпохи средневековья, в отличие от искусственных музейных экспозиций. Это Landeszeughaus в Граце.

    Все это так, но оружие там очень однообразное. Зачем видеть 1000 копий, когда все они одинаковые, и 3000 одинаковых кирас тоже... о чем говорят? Лишь о том у жителей Граца они в прошлом были. Конский доспех всего один, и рыцарских доспехов как таковых в нем нет. Там латы пикинеров, аркебузиров, рондашьеров и пистольеров. Съездить туда, конечно, желательно, но интересно там лишь узким специалистам, которые знают, что видят и понимают то, что знают.
    1. +3
      26 октября 2019 16:14
      А я и не говорил, что это разнообразное собрание оружия. Это именно арсенал и оружие там, скажем так, находится в естественной среде хранения, притом оружие не парадное, а боевое. Это как на армейском складе побывать, только четыреста лет назад.
      1. +2
        26 октября 2019 16:26
        и рыцарских доспехов как таковых в нем нет.
        Кое что есть.

        Доспехи эрцгерцога Карла II работы Конрада Рихтера, около 1565 г.
    2. +3
      26 октября 2019 16:44
      Сетования на нищету отечественных экспозиций и "заныканность" по запасникам, сменяют заявления, что музеи, подобные арсеналу Граца, интересны только специалистам. Возникает некий диссонанс, не находите Вячеслав Олегович?
  15. +2
    26 октября 2019 16:23
    Цитата: Undecim
    Это именно арсенал и оружие там, скажем так, находится в естественной среде хранения, притом оружие не парадное, а боевое.

    Да именно так. Поэтому-то неспециалисту там и делать нечего, разве что удивиться количеству железа на душу населения Граца в прошлом. Это же все с 30-летней войны осталось!
    1. +1
      26 октября 2019 18:09
      И опять же, Вячеслав Олегович, откуда бы взяться специалистам, как не из огромной массы любителей? Но у нас они "не допущены к телу". Остаётся с тоской позавидовать европейцам.
      1. 0
        26 октября 2019 20:50
        Да именно так. Поэтому-то неспециалисту там и делать нечего, разве что удивиться количеству железа на душу населения Граца в прошлом.
        Любопытно было бы узнать критерии принадлежности к корпорации "специалистов". Мне, например, было очень интересно, могу ли я претендовать на это высокое звание?
        Кстати, Landeszeughaus - это не городской арсенал, а государственный - герцогства Штирия, так что относительно населения 30 000 предметов вооружения - не так и много.
        1. +1
          26 октября 2019 20:56
          Вряд ли, Виктор Николаевич. Как я уже говорил: профессиональный историк существо более фантастичное, чем ресторанный критик.
          1. +2
            26 октября 2019 21:12
            Не хочу никого обидеть, но как то я встретил определение, что профессиональный историк - это тот, кто не краснеет. Фраза почти забылась, но копаясь уж не помню по какому вопросу в сети, налетел на Лайфлибе на биографию доктора исторических наук, профессора Н.А Ивницкого, 1922 года рождения. Но мое внимание привлек не автор, а его библиография.
            Классовая борьба в деревне и ликвидация кулачества как класса. М., 1972;
            .......
            .......
            ........
            ........
            .........
            Репрессивная политика советской власти в деревне (1928 - 1933 гг.) М.: Институт российской истории РАН, Университет г. Торонто (Канада), 2000.
            Заинтересовавшись, нашел обе книги, они есть в сети.
            Итак.
            1972 год.
            "Одним из выдающихся свершений советского народа, которое по важности и социально-экономическим последствиям можно поставить вслед за Октябрьской революцией 1917 г., является социалистическое преобразование сельского хозяйства и ликвидация на его основе последнего эксплуататорского класса — кулачества. По глубине и размаху, формам и методам, характеру и результатам коллективизация сельского хозяйства относится к числу крупнейших революционных преобразований общества".
            2000 год.
            "Коллективизация советского сельского хозяйства была одной из величайших трагедий XX в. Результатом коллективизации, определенной и деформированной сталинизмом, стали невыразимые страдания и репрессии. Коллективизация и «ликвидация кулачества как класса» (раскулачивание) означали экспроприацию более одного миллиона крестьянских семей (5-6 млн. чел.), насильственную депортацию в отдаленные северные и малонаселенные регионы страны почти двух миллионов крестьян, гибель сотен тысяч людей и в конечном счете разрушение сельского хозяйства".
            Такой вот поворот профессиональный.
            Возникают сомнения в существовании прошлого, независимого от настоящего. Разве что очень далекое.
            1. +2
              26 октября 2019 21:20
              Как показывает опыт, основанный на вчерашнем Втором Пришествии Вени, даже очень далекое прошлое не защищено от подобной экзекуции.
              1. +3
                26 октября 2019 21:26
                Интересен даже момент не экзекуции. Веня ведь никогда правоверным историком не был. Да и вообще историком не был. Сам он никто и имя его никак.
                А тут доктор наук, профессор, разворачивается на 180 градусов. А как быть тем, кто на основе его книг формировал свое мировозрение?
            2. +1
              27 октября 2019 07:57
              "Ходить бывает склизко
              По камешкам иным.
              Итак, о том что близко
              Мы лучше умолчим" (с).
  16. +1
    26 октября 2019 20:58
    Шикарный материал!
    Одно не понятно:
    "Мастер Якоб Топф (родился в 1573 году в Инсбруке, умер в 1597 году в Инсбруке)."
    В 24 года придворный доспешный мастер?! Как бы сомнительно сие...
    1. +3
      26 октября 2019 21:48
      Он мог родиться и раньше. Просто мы не знаем даты рождения. Есть зафиксированные даты. По некоторым выходит, что мастер делал доспехи в 14 лет. В принципе мог, тогда взрослели рано... Сделал что-то, что понравилось королю.... "Отца знал... сын в отца... быть ему придворным мастером!" Вот и все.
  17. +2
    26 октября 2019 21:49
    Цитата: 3x3zsave
    Втором Пришествии Вени

    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  18. +1
    26 октября 2019 21:55
    Цитата: Undecim
    Такой вот поворот профессиональный.

    Человек просто посмотрел на тоже самое под другим углом. Сначала думал, что жертвы не напрасны... Вот же стоит... Потом рассыпалось... увидел, что все напрасно... и пересмотрел. Я же вот тоже с пеной у рта доказывал, что "в США негров вешают"... потом посмотрел архивы..."охо-охо!" Но... стоит! Зарплата идет! Может перемелется и дальше стоять будет? Потом... приходит парторг и говорит: Все распущено. Боле не надобны!" А мы так старались. Но наверху все решили без нас. Мы крепили, крепили... Ну, так почему бы не заработать на разрешении, как раньше зарабатывали на созидании? Рета Батлера из "Унесенных..." вспомните? Его слова!
  19. +5
    26 октября 2019 21:56
    А где пояснения к иллюстрациям?
    Хотя бы?
    1. +3
      26 октября 2019 22:16
      А их разве нет? По-моему под каждой они есть.
  20. +3
    26 октября 2019 21:58
    Цитата: Undecim
    Мне, например, было очень интересно, могу ли я претендовать на это высокое звание?

    В достаточной степени. Любитель высокой пробы. Я думаю, что Вы отличите на взгляд кирасу 15 века от кирасы 16 и уж тем более 17. Если отличите - welcome to the clan of specialists!
  21. +3
    26 октября 2019 22:03
    Цитата: 3x3zsave
    Но у нас они "не допущены к телу". Остаётся с тоской позавидовать европейцам.

    Встретил в партархиве любителя, искавшего... родословную своего дедушки. Вы также можете пойти... написать заявление... конечно, подлинник "Повести времянных лет" Вам не дадут, но для начала Вы многое можете получить. На Западе легче в том плане, что... дешевле это все. Например, в Англии все музеи бесплатные, как и работа с их материалами. А у нас... "невозможно открыть витрину".
  22. +3
    26 октября 2019 22:07
    Цитата: 3x3zsave
    откуда бы взяться специалистам, как не из огромной массы любителей?

    Все верно! Но... есть критерии, как любитель переходит в специалиста. Самые простой и верный - он начинает писать о том, что узнал как любитель и выставляет это на суд специалистов. И если те говорят ОК! значит ты состоялся как специалист. Как видите ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО! Вот почему я так, трепетно, можно сказать, отношусь к тем, кто сюда пишет. Не комментарии... А материалы. Потому, что это попытка заявить о себе как специалисте в определенной области знаний. Это хорошая попытка.Достойная.
  23. +3
    26 октября 2019 22:09
    Цитата: 3x3zsave
    Возникает некий диссонанс, не находите

    Нет не нахожу. Лупу взял, но не вижу. Что толку смотреть на 3000 кирас, если ты не можешь сказать, чем кираса копейщика отличается от кирасы кирасира?
  24. +4
    26 октября 2019 22:12
    Цитата: Undecim
    Кое что есть.

    Кое-что всегда есть и везде. У них и интересный турнирный доспех есть из Инсбрука и конский... Но повторюсь, не специалисту лучше ехать в Вену, в Ховбург. Там красиво, там позолота, там много всего разного... В Амбрасе красиво и много всего разного. В Граце много всего одинакового!
    1. +3
      27 октября 2019 08:45
      Вячеслав Олегович,
      спасибо про Инсбрук!
      Несколько раз был в Австрии, но как то лениво было сюда ехать)))
      Правда всего не охватить: "рыцари" не моя тема)
      1. +1
        3 ноября 2019 20:27
        Мне еще обиднее... Ехал через Инсбрук. Видел замок и... автобус прошел мимо!