Всадники в Императорском арсенале Вены

…ибо явился им конь со страшным всадником.
Вторая книга Маккавейская 3:25


Военные музеи Европы. В прошлый раз мы посмотрели на муляжи всадников в доспехах и верхом на конях, выставленных в самых различных музеях. И, наверное, история каждого такого «экспоната» (если в ней покопаться, конечно!) будет очень интересной. Беда лишь в том, что копаться нет времени, да и информации по экспонату подчас просто нет. Не все доспехи даже взвешены и измерены, а толщина металла не определена. Но есть и приятные исключения. Например, Венская императорская оружейная палата (или Арсенал), с коллекциями которой мы с вами уже некоторым образом знакомились. Однако они так обширны, что рассказывать о них можно долго. Кроме того, Арсенал от других музеев выгодно отличается тем, что конских фигур в нем очень много. Вряд ли будет преувеличением считать, что их тут больше, чем во всех остальных, вместе взятых, включая и Метрополитен-музей в Нью-Йорке! А ведь, кроме коней в самом арсенале, есть еще и кони со всадниками в замке Амбрас, его филиале.


Всадники в Императорском арсенале Вены

Всадники в доспехах из замка Амбрас, филиала Венского императорского арсенала


Понятно, что до наших дней дошли в основном всаднические доспехи XVI – XVII веков, потому, что тогда их уже стали беречь по-настоящему, то есть, каталогизировать и правильно хранить. И тем не менее, даже столь поздние, на наш взгляд, доспехи безумно интересны, как с точки зрения истории, так и своими художественными особенностями.


Гарнитур для всадника и его коня Александра Фарнезе (Венский императорский арсенал)



Этот же гарнитур, снятый в зале Арсенала


Начнем мы, пожалуй, вот с этого доспеха, который интересен прежде всего тем, что выполнен в античном стиле, мода на который в Европе распространилась под влиянием идей эпохи Возрождения. Это сложный рыцарский гарнитур для всадника и его коня, причем очень любопытный тем, что может использоваться и в качестве парадного, и турнирного для конного поединка (имеется грангарда для левого плеча), и также для турнира пешего. Щит (он виден сзади у седла) использовался для представительных выездов и парадов. На овальном медальоне щита изображена передача ключей от города Вавилона Александру Великому. Эту сцену окружают четыре медальона с изображениями Артемиды Эфесской.


Этот же гарнитур, вид справа. Обратите внимание на исключительно пышный декор его лат


Владельцем доспехов являлся герцог Алессандро (Александр) Фарнезе, герцог Пармы и Пьяченцы (1545—1592), причем это подтверждает и изображение Артемиды Эфесской, знаменитая римская копия которой была украшением антикварной коллекции герцога Фарнезе. После смерти дона Хуана Австрийкого в 1578 году именно Алессандро Фарнезе, сын незаконнорожденной дочери императора Карла V, стал губернатором и верховным главнокомандующим испанскими войсками в Нидерландах. В том же году эрцгерцог Фердинанд попытался купить у него доспехи и портрет для своего знаменитого «арсенала героев», и, видимо, сделка эта благополучно совершилась. Гарнитур был изготовлен в 1575 году миланским мастером Лусио Пиччинино. При этом для его изготовления использовались ковка, воронение, полировка, золочение, серебрение, инкрустация золотом и серебром, а их подкладка была выполнена из кожи, шелка и бархата.


Гарнитур императора Фердинанда I (1503 – 1564) работы Кольмана Хельмшмида (1471 — 1532 гг. в Аугсбурге). Выполнен в стиле аугсбургского мастера Даниэля Хопфера


Доспех этот предназначался «и для поля, и для турнира» и был богато украшен. Был изготовлен в 1526 году. Имел синее воронение с позолотой, а также выгравированными мифическими существами, волютами и цветами. Боковые выпуклости конского нагрудника украшают морды львов. Гарнитур интересен тем, что рифленой выполнена даже передняя лука седла. Кираса состоит их двух частей, что для этого времени не типично. Причем верхняя часть рифленая, а нижняя – гладкая. Грангарда с высоким щитком слева съемная, так же, как и остроносый бафф – предличник. Обращает на себя внимание и накрупник из перекрещивающихся металлических полос. Никакой особой защитной роли эта конструкция не играет, но впечатляющим образом смотрится как дань традиции. Гарнитур находился в замке Амбрас, где был выставлен в «зале доспехов героев», где занял место доспехов короля Рупрехта I (1352—1410). Сегодня экспонируется в Венском Арсенале в зале №3. Материалы: рифленый металл, латунь, литье под золото, кожа.



«Римские доспехи» эрцгерцога Фердинанда II Тирольского, сына Фердинанда I (1529 – 1595). Работа мастера Джованни Паоло Негроли (1530—1561, Милан). Изготовлен около 1545-1550 гг.


Оригинальные кольчужные доспехи для всадника и его коня, изготовленные из двух типов колец: железных и желтоватого цвета – из латуни. Эти кольца сплетены в узор и образуют геральдические символы эрцгерцогства Австрии. Наплечники и открытый шлем бургиньот оформлены в виде морд фантастических животных, так же, как и чеканный конский налобник шанфрон. Наколенники выполнены в виде голов льва. Причем забавно, что фантастическая голова шанфрона ест лист, но это не лист обычного растения. Голова пожирает лист аканта, символизирующий древность, что лишь подчеркивает древний характер этой якобы «римской брони» — типичный прием мастеров эпохи маньеризма XVI — первой трети XVII века.


«Миланская броня» эрцгерцога Фердинанда II Тирольского, сына Фердинанда I (1529—1595)


Доспехи под античность играли важную роль в придворной жизни XVI века, что видно из большого количества этого снаряжения, имевшегося в распоряжении эрцгерцога Фердинанда II из Тироля. Дело в том, что доспехи, как и одежда, были подвержены влиянию моды. А мода во второй половине XVI века сильно изменилась. В оформлении доспехов стали модными сцены из мифологии. Поскольку счета на эти доспехи сохранились, мы не только хорошо знаем об их цене в 2400, но и знаем, какие мастера трудились над этим произведением искусства. Сами по себе, если абстрагироваться от их высоких художественных достоинств, эта «броня» не что иное, как доспехи высокопоставленного офицера кавалерии, который имел булаву в качестве знака военачалия (заткнута за седло), меч и слева под седлом еще и «панцерштехера» (меч-кончар), служивший для того, чтобы пробивать вражеские доспехи. И он же использовался в качестве копья против пехотинцев, чтобы уверенно доставать тех, кто падал на землю. Шлем типа бургиньот украшен фигуркой дракона с зазубренными крыльями. Под кирасу надета кольчуга с длинными рукавами и латными перчатками. Большой круглый щит разделен на три зоны двумя концентрическими кругами. В центре острие на розетке из листьев. В средней зоне расположены четыре овальных медальона, внутри которых изображены Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Самсон и Далил, Геракл и Какуса. По внешнему краю находятся «трофеи» и медальоны с изображением Марка Курция, спящего Геркулеса, Манлия Торквата и галла, а также сцена самоубийства Клеопатры. Изготовлен гарнитур был примерно в 1559 году. Мастер: Джованни Баттиста, по прозвищу «Панцери». Художник, нарисовавший все украшающие доспех фигуры - Марко Антонио Фава. Материалы: чеканное железо с синим воронением, полировка, позолота и серебрение. Отделка кожей, светло-синим и черным шелком, красной шерстяной тканью.

По мере распространения огнестрельного оружия возник спрос на легкую конницу, с минимумом доспехов. Почему? Да просто потому, что та же конница пистольеров или рейтаров обходилась казне очень дорого, но вот убивать друг друга им было очень сложно. Часто приходилось стрелять из пистолетов буквально в упор, видя белки глаз противника! «И полковникам, и головам стрелецким надобно крепко знать тое меру как велеть запалить, а что палят в двадцать саженях, и то самая худая боязливая стрельба, по конечной мере пристойно в десять сажень, а прямая мера в пяти и в трех саженях, да стрелять надобно ниско, а не по аеру (по воздуху)» — писал русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим в 1660 году, что было тогда повсеместным явлением. Поскольку в те годы длина сажени составляла 2,16 м, то три сажени – это 6,5 м. Все это с успехом могла проделать, однако, и легкая конница, вот только маневрировала она на поле боя куда быстрее, чем тяжелая рейтарская, была более маневренной, а стоила намного дешевле. Из традиционного вооружение венгерская легкая конница, например, оставила себе лишь короткие кольчуги, шлемы бургиньоты восточного (турецкого образца), щиты типа «венгерский тарч» и довольно длинные легкие копья, одинаково пригодные для метания и для укола. Характерной особенностью конской упряжи турецких и венгерских всадников стала нашейная конская подвеска челенг. В Венском арсенале имеется одна такая подвеска из позолоченного серебра, украшенная кабаньими клыками, с кистью из шести яка. Но… использовали на это украшение и женские волосы, в особенности срезанные с голов европеек-блондинок!


В зале №6 выставлен доспех такого легкого всадника, также принадлежащий эрцгерцогу Фердинанд II, сын Фердинанда I (1529—1595), изготовленный в мастерской Каремоло Модроне (1498—1543, Мантуя)


Считается, что это не что иное, как образец снаряжения венгерского гусара, изготовленный по заказу императора для карнавала 1557 года в Праге. На нем эрцгерцог Фердинанд II устроил турнир, в котором одна партия была одета в костюмы христианских рыцарей и венгров, а другая – мавров и турок. То, что христианские воины использовали украшения турецкого происхождения (тот же челенг, например), не удивительно, поскольку это было время, когда носить оружие такого врага, как турки, включая и конские украшения, было не только модно, но и свидетельствовало о немалой отваге и воинском мастерстве их владельца, так как добыть их можно было лишь в качестве трофея.

С такими «доспехами» использовался специфический щит, получивший название «венгерского». Один такой щит, называвшийся «Констанция», был сделан для свадьбы эрцгерцога Фердинанда II с Анной Катериной Гонзага в 1582 году. В настоящее время он находится в запаснике арсенала. Известно, что изготовлен он был в Инсбруке. Щит деревянный с металлическими оковками, украшения из серебряных нитей, сусального золота, перьев попугая. Рисунок сделан акварелью. Внутри – кожаные ремни.


Щит «Констанция»


Естественно, что чисто рыцарские доспехи в XVI веке больше и больше приобретали функции представительской «одежды», то есть их использовали на поле боя, но, главным образом командиры, и потому они также богато украшались. Затем – функции придворной одежды, демонстрация своего могущества через демонстрацию дорогих и «современных» доспехов, и, наконец, доспехи для участия в турнирах. Вот почему именно в эту эпоху стали так популярны гарнитуры. Получалось, что даже дорогой гарнитур в целом обходился дешевле, чем, скажем, пять отдельных комплектов доспехов.


Доспехи «Лепестки розы». Самое интересное, что это и гарнитур и… не гарнитур одновременно. Гарнитур, потому, что все эти четыре доспеха состоят из взаимозаменяемых деталей с одинаковым оформлением. И не гарнитур, потому, что это четыре разных доспеха, но с одинаковым оформлением


А было так, что 1571 году эрцгерцог Карл II из Внутренней Австрии должен был жениться на баварской принцессе Марии. Этот брак, который представлял своего рода союз двух католических держав в южной Германии против протестантских немецких князей, был очень важным для австрийского двора. Никакие затраты не считались чрезмерными. Главное было отдать дань уважения этому событию, поскольку оно означало сплочение сил контрреформации. Поэтому не надо удивляться, что для императора и князей была создана целая серия церемониальных доспехов, специально под это событие. Празднества и турниры должны были проходить в течение нескольких дней. Сначала они должны были проходить в Вене, а затем в Граце. У Максимилиана II для запланированных турниров, в общем-то, уже был гарнитур, изготовленный мастером Вольфгангом Гросшеделем (1517—1562, Ландсхут). Этот гарнитур состоял из двенадцати различных частей, которые могли быть легко преобразованы по «модульному принципу» в боевые, турнирные и парадные доспехи. Однако, к моменту бракосочетания этот гарнитур уже устарел. И тогда император приказал сыну Вольфганга Францу превратить этот доспешный гарнитур… в четыре разных доспеха! Слева на фото боевой доспех для боя на копьях, следующий доспех турнирный с грангардой для левой стороны груди и усиленный доспех для руки. Следующий доспех – трехчетверной доспех копейщика. Наконец самый последний доспех справа – турнирный с юбкой колоколом для пешего боя.

Набор доспехов получил название «Лепесток розы» поскольку Франц Гросшедель использовал для его оформления изображение розы. Мастерская пользовалась большой известностью, династия Гросшеделей работала в основном для требовательного Мадридского двора, испанского короля Филиппа II, а также для австрийского двора Габсбургов, а также для двора Виттельсбахов в Баварии и курфюрста Саксонии.

Доспехи находятся в зале №7. Принадлежали эрцгерцогу Фердинанду II, сын Фердинанда I (1529—1595) Материалы: полированное железо, на нем гравированные ленты с позолотой и чернением, латунь. Подкладка: кожа, бархат


Интересно, что муляжи коней в Венском Арсенале сделаны в разных и зачастую очень живых позах…


Доспехи в три четверти появились уже в начале XVI века как ответ на распространение огнестрельного оружия среди всадников. Ноги ниже колен теперь защищали сапогами из жесткой кожи. На кирасе копейный крюк чаще всего отсутствовал. И даже если использовалась кираса от старых доспехов, то его просто снимали, оставляя дырки от винтов. Данный доспех появился около 1520 года как более легкий тип доспехов всадника, и в котором поверх закрытого шлема надевался шлем бургиньот. Очень часто их надевали командиры пехоты, которые отдавали свои команды сидя верхом на лошади, но в то же время – это легкое снаряжение позволяло им при необходимости вести своих солдат и пешком. Конрад фон Бемельберг был одним из самых известных командиров ландскнехтов императора Карла V. Интересно оформление кирасы доспеха. На ней справа изображен ландскнехт, молитвенно преклонивший колени, и вполне возможно, что это сам Бемельберг, а слева распятый Христос, к которому коленопреклоненный обращается с молитвой.


Доспех Конрада фон Бемельберга (1494—1567). Изготовлены около 1535—1540 гг.


Поскольку в таких доспехах приходилось сражаться не только верхом, но и в пешем строю, они оснащены металлическим гульфиком – деталью доспехов, которой очень интересуются отдельные посетители нашего сайта. История ее такова: в XV веке кольчужные набедренники имели спереди специальный напуск, называвшийся латц, латы же тогда гульфика не имели, поскольку всадник сидел в окованном металлом седле, и все, что у него выступало между ног, седло же хорошо и защищало! Края набедренников образовывали вырез для большего удобства сидения в седле. В начале XVI века внутри выреза по-прежнему находился «мешочек» из кольчуги, а полностью развитый металлический гульфик появился примерно около 1520 года. В это время он имел вид железного колпака, соединенного с кирасой при помощи заклепок или лент. Доспех находится в зале №3. Мастер-изготовитель: Вольфганг Гросшедель (1517—1562, Ландсхут). Травление выполнил Амброзиус Гемлих (1527—1542, Мюнхен и Ландсхут). Шлем работы Валентина Зибенбюргера (1531—1564). Материал: полированное железо с частичным травлением, позолотой и чернением углублений.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти