Всадники в Императорском арсенале Вены

121
…ибо явился им конь со страшным всадником.
Вторая книга Маккавейская 3:25


Военные музеи Европы. В прошлый раз мы посмотрели на муляжи всадников в доспехах и верхом на конях, выставленных в самых различных музеях. И, наверное, история каждого такого «экспоната» (если в ней покопаться, конечно!) будет очень интересной. Беда лишь в том, что копаться нет времени, да и информации по экспонату подчас просто нет. Не все доспехи даже взвешены и измерены, а толщина металла не определена. Но есть и приятные исключения. Например, Венская императорская оружейная палата (или Арсенал), с коллекциями которой мы с вами уже некоторым образом знакомились. Однако они так обширны, что рассказывать о них можно долго. Кроме того, Арсенал от других музеев выгодно отличается тем, что конских фигур в нем очень много. Вряд ли будет преувеличением считать, что их тут больше, чем во всех остальных, вместе взятых, включая и Метрополитен-музей в Нью-Йорке! А ведь, кроме коней в самом арсенале, есть еще и кони со всадниками в замке Амбрас, его филиале.



Всадники в Императорском арсенале Вены

Всадники в доспехах из замка Амбрас, филиала Венского императорского арсенала


Понятно, что до наших дней дошли в основном всаднические доспехи XVI – XVII веков, потому, что тогда их уже стали беречь по-настоящему, то есть, каталогизировать и правильно хранить. И тем не менее, даже столь поздние, на наш взгляд, доспехи безумно интересны, как с точки зрения истории, так и своими художественными особенностями.


Гарнитур для всадника и его коня Александра Фарнезе (Венский императорский арсенал)



Этот же гарнитур, снятый в зале Арсенала


Начнем мы, пожалуй, вот с этого доспеха, который интересен прежде всего тем, что выполнен в античном стиле, мода на который в Европе распространилась под влиянием идей эпохи Возрождения. Это сложный рыцарский гарнитур для всадника и его коня, причем очень любопытный тем, что может использоваться и в качестве парадного, и турнирного для конного поединка (имеется грангарда для левого плеча), и также для турнира пешего. Щит (он виден сзади у седла) использовался для представительных выездов и парадов. На овальном медальоне щита изображена передача ключей от города Вавилона Александру Великому. Эту сцену окружают четыре медальона с изображениями Артемиды Эфесской.


Этот же гарнитур, вид справа. Обратите внимание на исключительно пышный декор его лат


Владельцем доспехов являлся герцог Алессандро (Александр) Фарнезе, герцог Пармы и Пьяченцы (1545—1592), причем это подтверждает и изображение Артемиды Эфесской, знаменитая римская копия которой была украшением антикварной коллекции герцога Фарнезе. После смерти дона Хуана Австрийкого в 1578 году именно Алессандро Фарнезе, сын незаконнорожденной дочери императора Карла V, стал губернатором и верховным главнокомандующим испанскими войсками в Нидерландах. В том же году эрцгерцог Фердинанд попытался купить у него доспехи и портрет для своего знаменитого «арсенала героев», и, видимо, сделка эта благополучно совершилась. Гарнитур был изготовлен в 1575 году миланским мастером Лусио Пиччинино. При этом для его изготовления использовались ковка, воронение, полировка, золочение, серебрение, инкрустация золотом и серебром, а их подкладка была выполнена из кожи, шелка и бархата.


Гарнитур императора Фердинанда I (1503 – 1564) работы Кольмана Хельмшмида (1471 — 1532 гг. в Аугсбурге). Выполнен в стиле аугсбургского мастера Даниэля Хопфера


Доспех этот предназначался «и для поля, и для турнира» и был богато украшен. Был изготовлен в 1526 году. Имел синее воронение с позолотой, а также выгравированными мифическими существами, волютами и цветами. Боковые выпуклости конского нагрудника украшают морды львов. Гарнитур интересен тем, что рифленой выполнена даже передняя лука седла. Кираса состоит их двух частей, что для этого времени не типично. Причем верхняя часть рифленая, а нижняя – гладкая. Грангарда с высоким щитком слева съемная, так же, как и остроносый бафф – предличник. Обращает на себя внимание и накрупник из перекрещивающихся металлических полос. Никакой особой защитной роли эта конструкция не играет, но впечатляющим образом смотрится как дань традиции. Гарнитур находился в замке Амбрас, где был выставлен в «зале доспехов героев», где занял место доспехов короля Рупрехта I (1352—1410). Сегодня экспонируется в Венском Арсенале в зале №3. Материалы: рифленый металл, латунь, литье под золото, кожа.


«Римские доспехи» эрцгерцога Фердинанда II Тирольского, сына Фердинанда I (1529 – 1595). Работа мастера Джованни Паоло Негроли (1530—1561, Милан). Изготовлен около 1545-1550 гг.


Оригинальные кольчужные доспехи для всадника и его коня, изготовленные из двух типов колец: железных и желтоватого цвета – из латуни. Эти кольца сплетены в узор и образуют геральдические символы эрцгерцогства Австрии. Наплечники и открытый шлем бургиньот оформлены в виде морд фантастических животных, так же, как и чеканный конский налобник шанфрон. Наколенники выполнены в виде голов льва. Причем забавно, что фантастическая голова шанфрона ест лист, но это не лист обычного растения. Голова пожирает лист аканта, символизирующий древность, что лишь подчеркивает древний характер этой якобы «римской брони» — типичный прием мастеров эпохи маньеризма XVI — первой трети XVII века.


«Миланская броня» эрцгерцога Фердинанда II Тирольского, сына Фердинанда I (1529—1595)


Доспехи под античность играли важную роль в придворной жизни XVI века, что видно из большого количества этого снаряжения, имевшегося в распоряжении эрцгерцога Фердинанда II из Тироля. Дело в том, что доспехи, как и одежда, были подвержены влиянию моды. А мода во второй половине XVI века сильно изменилась. В оформлении доспехов стали модными сцены из мифологии. Поскольку счета на эти доспехи сохранились, мы не только хорошо знаем об их цене в 2400, но и знаем, какие мастера трудились над этим произведением искусства. Сами по себе, если абстрагироваться от их высоких художественных достоинств, эта «броня» не что иное, как доспехи высокопоставленного офицера кавалерии, который имел булаву в качестве знака военачалия (заткнута за седло), меч и слева под седлом еще и «панцерштехера» (меч-кончар), служивший для того, чтобы пробивать вражеские доспехи. И он же использовался в качестве копья против пехотинцев, чтобы уверенно доставать тех, кто падал на землю. Шлем типа бургиньот украшен фигуркой дракона с зазубренными крыльями. Под кирасу надета кольчуга с длинными рукавами и латными перчатками. Большой круглый щит разделен на три зоны двумя концентрическими кругами. В центре острие на розетке из листьев. В средней зоне расположены четыре овальных медальона, внутри которых изображены Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Самсон и Далил, Геракл и Какуса. По внешнему краю находятся «трофеи» и медальоны с изображением Марка Курция, спящего Геркулеса, Манлия Торквата и галла, а также сцена самоубийства Клеопатры. Изготовлен гарнитур был примерно в 1559 году. Мастер: Джованни Баттиста, по прозвищу «Панцери». Художник, нарисовавший все украшающие доспех фигуры - Марко Антонио Фава. Материалы: чеканное железо с синим воронением, полировка, позолота и серебрение. Отделка кожей, светло-синим и черным шелком, красной шерстяной тканью.

По мере распространения огнестрельного оружия возник спрос на легкую конницу, с минимумом доспехов. Почему? Да просто потому, что та же конница пистольеров или рейтаров обходилась казне очень дорого, но вот убивать друг друга им было очень сложно. Часто приходилось стрелять из пистолетов буквально в упор, видя белки глаз противника! «И полковникам, и головам стрелецким надобно крепко знать тое меру как велеть запалить, а что палят в двадцать саженях, и то самая худая боязливая стрельба, по конечной мере пристойно в десять сажень, а прямая мера в пяти и в трех саженях, да стрелять надобно ниско, а не по аеру (по воздуху)» — писал русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим в 1660 году, что было тогда повсеместным явлением. Поскольку в те годы длина сажени составляла 2,16 м, то три сажени – это 6,5 м. Все это с успехом могла проделать, однако, и легкая конница, вот только маневрировала она на поле боя куда быстрее, чем тяжелая рейтарская, была более маневренной, а стоила намного дешевле. Из традиционного вооружение венгерская легкая конница, например, оставила себе лишь короткие кольчуги, шлемы бургиньоты восточного (турецкого образца), щиты типа «венгерский тарч» и довольно длинные легкие копья, одинаково пригодные для метания и для укола. Характерной особенностью конской упряжи турецких и венгерских всадников стала нашейная конская подвеска челенг. В Венском арсенале имеется одна такая подвеска из позолоченного серебра, украшенная кабаньими клыками, с кистью из шести яка. Но… использовали на это украшение и женские волосы, в особенности срезанные с голов европеек-блондинок!


В зале №6 выставлен доспех такого легкого всадника, также принадлежащий эрцгерцогу Фердинанд II, сын Фердинанда I (1529—1595), изготовленный в мастерской Каремоло Модроне (1498—1543, Мантуя)


Считается, что это не что иное, как образец снаряжения венгерского гусара, изготовленный по заказу императора для карнавала 1557 года в Праге. На нем эрцгерцог Фердинанд II устроил турнир, в котором одна партия была одета в костюмы христианских рыцарей и венгров, а другая – мавров и турок. То, что христианские воины использовали украшения турецкого происхождения (тот же челенг, например), не удивительно, поскольку это было время, когда носить оружие такого врага, как турки, включая и конские украшения, было не только модно, но и свидетельствовало о немалой отваге и воинском мастерстве их владельца, так как добыть их можно было лишь в качестве трофея.

С такими «доспехами» использовался специфический щит, получивший название «венгерского». Один такой щит, называвшийся «Констанция», был сделан для свадьбы эрцгерцога Фердинанда II с Анной Катериной Гонзага в 1582 году. В настоящее время он находится в запаснике арсенала. Известно, что изготовлен он был в Инсбруке. Щит деревянный с металлическими оковками, украшения из серебряных нитей, сусального золота, перьев попугая. Рисунок сделан акварелью. Внутри – кожаные ремни.


Щит «Констанция»


Естественно, что чисто рыцарские доспехи в XVI веке больше и больше приобретали функции представительской «одежды», то есть их использовали на поле боя, но, главным образом командиры, и потому они также богато украшались. Затем – функции придворной одежды, демонстрация своего могущества через демонстрацию дорогих и «современных» доспехов, и, наконец, доспехи для участия в турнирах. Вот почему именно в эту эпоху стали так популярны гарнитуры. Получалось, что даже дорогой гарнитур в целом обходился дешевле, чем, скажем, пять отдельных комплектов доспехов.


Доспехи «Лепестки розы». Самое интересное, что это и гарнитур и… не гарнитур одновременно. Гарнитур, потому, что все эти четыре доспеха состоят из взаимозаменяемых деталей с одинаковым оформлением. И не гарнитур, потому, что это четыре разных доспеха, но с одинаковым оформлением


А было так, что 1571 году эрцгерцог Карл II из Внутренней Австрии должен был жениться на баварской принцессе Марии. Этот брак, который представлял своего рода союз двух католических держав в южной Германии против протестантских немецких князей, был очень важным для австрийского двора. Никакие затраты не считались чрезмерными. Главное было отдать дань уважения этому событию, поскольку оно означало сплочение сил контрреформации. Поэтому не надо удивляться, что для императора и князей была создана целая серия церемониальных доспехов, специально под это событие. Празднества и турниры должны были проходить в течение нескольких дней. Сначала они должны были проходить в Вене, а затем в Граце. У Максимилиана II для запланированных турниров, в общем-то, уже был гарнитур, изготовленный мастером Вольфгангом Гросшеделем (1517—1562, Ландсхут). Этот гарнитур состоял из двенадцати различных частей, которые могли быть легко преобразованы по «модульному принципу» в боевые, турнирные и парадные доспехи. Однако, к моменту бракосочетания этот гарнитур уже устарел. И тогда император приказал сыну Вольфганга Францу превратить этот доспешный гарнитур… в четыре разных доспеха! Слева на фото боевой доспех для боя на копьях, следующий доспех турнирный с грангардой для левой стороны груди и усиленный доспех для руки. Следующий доспех – трехчетверной доспех копейщика. Наконец самый последний доспех справа – турнирный с юбкой колоколом для пешего боя.

Набор доспехов получил название «Лепесток розы» поскольку Франц Гросшедель использовал для его оформления изображение розы. Мастерская пользовалась большой известностью, династия Гросшеделей работала в основном для требовательного Мадридского двора, испанского короля Филиппа II, а также для австрийского двора Габсбургов, а также для двора Виттельсбахов в Баварии и курфюрста Саксонии.

Доспехи находятся в зале №7. Принадлежали эрцгерцогу Фердинанду II, сын Фердинанда I (1529—1595) Материалы: полированное железо, на нем гравированные ленты с позолотой и чернением, латунь. Подкладка: кожа, бархат


Интересно, что муляжи коней в Венском Арсенале сделаны в разных и зачастую очень живых позах…


Доспехи в три четверти появились уже в начале XVI века как ответ на распространение огнестрельного оружия среди всадников. Ноги ниже колен теперь защищали сапогами из жесткой кожи. На кирасе копейный крюк чаще всего отсутствовал. И даже если использовалась кираса от старых доспехов, то его просто снимали, оставляя дырки от винтов. Данный доспех появился около 1520 года как более легкий тип доспехов всадника, и в котором поверх закрытого шлема надевался шлем бургиньот. Очень часто их надевали командиры пехоты, которые отдавали свои команды сидя верхом на лошади, но в то же время – это легкое снаряжение позволяло им при необходимости вести своих солдат и пешком. Конрад фон Бемельберг был одним из самых известных командиров ландскнехтов императора Карла V. Интересно оформление кирасы доспеха. На ней справа изображен ландскнехт, молитвенно преклонивший колени, и вполне возможно, что это сам Бемельберг, а слева распятый Христос, к которому коленопреклоненный обращается с молитвой.


Доспех Конрада фон Бемельберга (1494—1567). Изготовлены около 1535—1540 гг.


Поскольку в таких доспехах приходилось сражаться не только верхом, но и в пешем строю, они оснащены металлическим гульфиком – деталью доспехов, которой очень интересуются отдельные посетители нашего сайта. История ее такова: в XV веке кольчужные набедренники имели спереди специальный напуск, называвшийся латц, латы же тогда гульфика не имели, поскольку всадник сидел в окованном металлом седле, и все, что у него выступало между ног, седло же хорошо и защищало! Края набедренников образовывали вырез для большего удобства сидения в седле. В начале XVI века внутри выреза по-прежнему находился «мешочек» из кольчуги, а полностью развитый металлический гульфик появился примерно около 1520 года. В это время он имел вид железного колпака, соединенного с кирасой при помощи заклепок или лент. Доспех находится в зале №3. Мастер-изготовитель: Вольфганг Гросшедель (1517—1562, Ландсхут). Травление выполнил Амброзиус Гемлих (1527—1542, Мюнхен и Ландсхут). Шлем работы Валентина Зибенбюргера (1531—1564). Материал: полированное железо с частичным травлением, позолотой и чернением углублений.

Продолжение следует…
121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 октября 2019 05:32
    Слов нет, одни эмоции!
    Красота одним словом!!!
    Спасибо Вячеслав Олегович, всем доброго дня!
    1. +3
      13 октября 2019 06:05
      Влад, привет! Тоже бессонница или просто встал рано? hi
      1. +5
        13 октября 2019 06:50
        Просто у Влада время: +2 мск.
        1. +5
          13 октября 2019 07:50
          Цитата: Морской Кот
          Влад, привет! Тоже бессонница или просто встал рано? hi

          Прочитал комментарий Константина, возникло желание двинуть умную мыслю про тех кто рано встаёт тем бог подаёт, но! am
          Цитата: 3x3zsave
          Просто у Влада время: +2 мск.

          Антон дружище, я с тобой в разведку не пойду! soldier Лучше когда метнёт меня в северную Пальмиры, буду склонять тебя к распитие спиртных напитков!!! drinks
          Друзья рад Вас читать, +2мск, это и вправду «тайное чудо оружие» на ВО! Хотя, negative долгота по Новосибирску или Владику ещё круче!!!
          П.с. Первый комментарий к статье писал в Европе - г. Нижние Серги, второй в Азии - г. Екатеринбург!
          Тссс это ещё одно мое тайное оружие! Могу в легкую начать про «Мы европейцы...», а закончить «Азиаты мы с раскосыми глазами»!!! bully
          П.с. И всё-таки Россия матушка необъятна, неповторима и многообразна - это греет мою душу!!!
          Ваш Влад!
          1. +3
            13 октября 2019 08:10
            Ездил в субботу в Саратов. От Пензы недалеко. Но... у нас все деревья уже желтые и холодно. А там - половина зеленые и тепло! Вот они... просторы. Был у перекрестка на "мою деревню", где я три года отбухал учителем... Теперь там кафешка и сплошной асфальт... Эх... в мое бы это время.
            1. +3
              13 октября 2019 08:22
              Вячеслав Олегович, в мае ездил в Новый Уренгой. Впечатление как март на Среднем Урале!
              В конце сентября был в Сургуте. У нас деревья только покрывались золотом, а там уже глубокая осень!
              Через неделю опять еду. Теперь Орск, Оренбург- надеюсь погреться! Хотя с Уралом в части погоды шутки ....
            2. +2
              13 октября 2019 12:28
              Вячеслав Олегович, а Вы не заезжал в "своё село",Вас там ещё кто-то помнит?
          2. +3
            13 октября 2019 08:14
            Цитата: Коте пане Коханка
            Цитата: 3x3zsaveПросто у Влада время: +2 мск.Антон дружище, я с тобой в разведку не пойду!

            Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу! laughing
            Цитата: Коте пане Коханка
            буду склонять тебя к распитие спиртных напитков!!!

            Это мы завсегда с удовольствием! drinks Однако, кто ж, в этом случае тебя по Питеру возить будет? request
            1. +3
              13 октября 2019 08:27
              По Питеру лучше ходить пешком, хотя я могу и ошибаться!!!
              Так что от ППСников будем отмахиваться моим, ну ты понял Антон чем. Это не то, что уважаемый Константин (Морской кот) планирует укоротить в пользу Русского дома Оперы и Балета на соседней ветке!!!
              1. +4
                13 октября 2019 08:33
                Это смотря куда передвигаться. Если Кронштадт, Петергоф, Пушкин, Павловск - то лучше на машине.
                1. +1
                  15 октября 2019 09:14
                  Если в Петергоф - лучше Метеором , без проблем с парковкой
                  1. 0
                    15 октября 2019 09:20
                    Скажем так, я знаю когда и где можно запарковаться в Петергофе. hi
              2. 0
                13 октября 2019 10:26
                Чё напраслину-то возводить. Опять кот виноват в каком-то "укороте". Ладно, ладно... придёт время... Будет и на нашей улице праздник.

                Он ярко-рыж, высок и худ, угрюмый кот-бандит.
                Глаза ввалились у него, но в оба он глядит.
                Морщины мысли и забот на лбу его легли,
                Усы нечесаны давно, и воротник в пыли.
                Он так и вьется на ходу змеей среди кустов.
                Вам кажется, что он уснул, а он к прыжку готов!..

                1. +2
                  13 октября 2019 12:32
                  Кот, Вы к дуэли приготовились, а противник кто?
                  1. -1
                    13 октября 2019 12:37
                    Обвинение беспочвенно и ни на чём не основано! hi
                    Макавити, Макавити, единственный Макавити!
                    Его вы не отравите, его вы не удавите!
                    Он двадцать алиби подряд представит на суде,
                    Как доказательство того, что не был он нигде.

    2. +4
      13 октября 2019 07:49
      Да, Владислав, эмоции переполняют. И почему-то именно в Вене. В Париже в музее Армии, переполняет досада.. Такое... а рассмотреть под стеклом - всю голову отверитишь. И так блестит, и так бликует. А тут... легкий полумрак и ярко освещенные всадники. Доспехи блестят из-за чего на некоторых фото кажутся золотыми. Ограждения минимальные и кажется, протяни руки и погладишь коню морду. Что они крашеные даже не сразу замечаешь!
  2. +3
    13 октября 2019 06:04
    Доброе утро и всем привет!

    Вячеславу Олегычу -- и снова здрасьте! Олегыч, Вы это, как бы поточнее сказать... короче мир большой, а земля круглая, чего Вам домой торопиться, вон сколько музеев в Европе. А ещё всякие там Америки с Азиями, а Вы пишИте, снимайте, а мы тут читать будем, просвещаться и вспоминать Вас добрым словом.
    В общем - спасибо! smile
    1. +3
      13 октября 2019 07:42
      Спасибо и Вам, Константин на добром слове! Но... насчет Азии и Америки. В Азии слишком жарко и грязно, а Америка слишком далеко. 13 часов в самолете спина не выдержит... Так что остановимся на Европе. Я и в Испании был далеко не везде, и Англия остается за бортом, даже в Польше, которую проезжаю ежегодно с с 2013 года, не был в Музее войска польского. А еще Скандинавия. В Берлине на Музейном острове был, а в Пергамон не попал. В Вене не был в военно-историческом музее. Не был в Граце... Стамбуле... есть куда отправиться. Вот если бы...было так: 50 тыс. читателей ВО скинулись бы по... рублю! Я бы тут же на три дня туда махнул и потом подробно все отснял и описал!
      1. +3
        13 октября 2019 08:58
        Цитата: kalibr
        Вот если бы...было так: 50 тыс. читателей ВО скинулись бы по... рублю! Я бы тут же на три дня туда махнул и потом подробно все отснял и описал!

        Только до 01.01.20. надо успеть, иначе ФНС Вами сильно заинтересуется.
  3. +3
    13 октября 2019 06:41
    Владельцем доспехов являлся герцог Алессандро (Александр) Фарнезе, герцог Пармы и Пьяченцы (1545—1592)
    Доспехи прославляют и будут прославлять хозяина, без них-давно канувшего бы в безвестность в череде подобных....
    1. +4
      13 октября 2019 07:45
      С чего бы ему кануть безвестность,Уважаемый Андрей?Владелец известен не только доспехами,но и как удачливый полководец.
      1. +1
        13 октября 2019 09:13
        Цитата: Фил77
        С чего бы ему кануть безвестность,Уважаемый Андрей?Владелец известен не только доспехами,но и как удачливый полководец.

        Сколько доспехов полководцев, подобных ему по искусству, представлено в музеях? 2-10? А сколько таких полковдцев? Сотни -тысячи.

        Так что, думаю, сегодня его доспехи делают Алессандро гораздо более узнаваемым , чем его победы.
        имхо, конечно. hi
        1. +2
          13 октября 2019 09:42
          ПС Да, и доспехи представлены в зале "Доспехи", а не в зале "Алессандро Фарнезе "....
          1. +2
            13 октября 2019 18:18
            Ольгович, это один из редчайших случаев,когда Вам ставлю +
            1. +1
              15 октября 2019 09:19
              И в данном случае - напрасно wink . В венском арсенале побывали далеко не все любители истории ( у меня не получилось , хоть и был в Вене) , а остальные и так знают , что А.Фарнезе - один из лучших европейских полководцев 16-го века . Кстати , побивал Анри 4-го , который славный был король .
  4. +5
    13 октября 2019 07:26
    Всем утра доброго!Автору сразу спасибо за красоту и рассказ дивный.Ну и утренняя похабная мысль при виде доспеха фон Бемельберга:а вот ежели со всей дури да по выступающей части мечом? fellow
    1. +4
      13 октября 2019 07:54
      Ну Вы батенька и «добрый человек» laughing
      Утра доброго Сергей!!!
      1. +4
        13 октября 2019 08:00
        Влад!!!Моё почтение!нет,нет.Я добрый и мягкий человек,к тому же друг и товарищ всем котам на свете(исключение-сфинксы,но это чисто издевательство над кошачьей братией).Просто как уже ответил уважаемому Вячеслав Олеговичу, вид у доспеха(владельца) вызывающий. laughing hi
        1. +2
          13 октября 2019 08:13
          По Сфинксам согласен! Брр - лысые кошки.
          Ну а если бить, то надо «чертовкой»!
          (чертовка - кувалда на длинной деревянной рукояти, весом в четверть пуда, немного более 4 кг).
          laughing
          1. +3
            13 октября 2019 08:17
            О,о,о!!!Так кто из нас*добрый человек*?А мечом? wassat *мы тебя небольно зарежем,чик!и ты на небесах.*
            1. +2
              13 октября 2019 08:33
              Зато проверим - соответсвует «выпуклость» заявленному или нет!!!
    2. +2
      13 октября 2019 12:49
      А Вы садист. Как у доблестного рыцаря и " доблесть"укоротить?
      1. +1
        13 октября 2019 15:00
        А скромнее надо быть!А то всё на публику! good
  5. +5
    13 октября 2019 07:45
    Доброе утро, Сергей! Так ведь не получится... с дури-то! Он же ведь живой... отступит маленько и сам - жа-а--х. В битве при Ангиаре погиб всего один рыцарь в таких вот доспехах, упал с коня и мордой в лужу. И задохнулся!
    1. +5
      13 октября 2019 07:53
      И Вам доброго утра Вячеслав Олегович!Это я к тому,что вид больно вызывающий,как будто у этого фона постоянная эрекция!Хотя?Может и правильно? laughing А вот шлем здорово на бейсболку похож!
      1. +5
        13 октября 2019 08:20
        Цитата: Фил77
        А вот шлем здорово на бейсболку похож!

        А мне он больше напомнил немецкие каски (Штальхельм) времен мировых войн.
    2. +4
      13 октября 2019 08:02
      Задохнулся наверное из-за того,что какая-то часть доспехов ему мешала перевернуться? laughing
      1. +5
        13 октября 2019 08:18
        Отказ системы рекупирации и поломка шноркеля laughing
        1. +2
          13 октября 2019 10:28

          Бюст Фридриха I Барбароссы из позолоченной бронзы, 1160 год.
          ФРИДРИХ I БАРБАРОССА
          Когда отряд подошел к реке Гёксу (современная Турция), император решил переправиться вплавь на коне, как это делали другие крестоносцы. Он вошел в воду, соскользнул с седла и мгновенно пошел ко дну, поскольку был в доспехах. Соратники не успели ничем помочь.
          3x3zsave
          Сегодня, 09:18
          ,,,про шноркель good
          1. +2
            13 октября 2019 10:50
            "Купание в состоянии алкогольного опьянения опасно для жизни!"
            1. +3
              13 октября 2019 12:51
              Браво, хорошо сказали
              1. +2
                13 октября 2019 12:54
                Это не я, это "Общество спасения на водах"
                1. +4
                  13 октября 2019 14:55
                  А Вы его председатель
                  1. +2
                    13 октября 2019 15:18
                    Да что ж это такое!?!? Только от "Микасы" отбрыкался, теперь мне "Доброфлот" навязывают! am laughing
                    1. +2
                      13 октября 2019 15:46
                      ,,, а так же гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору. belay
                      1. +2
                        13 октября 2019 15:53
                        "А вот за это, батюшка, и партбилет на стол положить можно!"
                      2. Комментарий был удален.
  6. +3
    13 октября 2019 08:04
    Цитата: Фил77
    Это я к тому,что вид больно вызывающий,как будто у этого фона постоянная эрекция!

    Вот в том-то и фишка была! Показать - ну я мужик! Были еще больше, кстати. Завел эту моду Генрих VIII - ростом 182 см. Ну и представляете...размеры... Вот он и хотел, чтобы все об этом знали -ха-ха!
    1. +2
      13 октября 2019 08:40
      Опять же, не стоит забывать кем был Бемельберг. Жизнь - война, понты - дороже денег!
      Спасибо за статью, Вячеслав Олегович!
    2. +2
      13 октября 2019 09:07
      В каком-то старом французском фильме была такая сцена: парень пришел в кабак на разборку с пистолетом в подмышечной кобуре. Ну его быстренько скрутили, пушку отобрали и один пожилой мужик говорит ему:
      "Мужчина носит своё достоинство между ног, а не подмышкой." wink
      1. +4
        13 октября 2019 11:42
        парень пришел в кабак на разборку с пистолетом в подмышечной
        ,,,читая ваш комент.Константин,вспомнил этот фрагмент belay
        1. +2
          13 октября 2019 11:53
          Ну, Сергей... Ну... Даже не знаю что и сказать... Здесь вообще-то собрались приличные, семейные люди... А Вы прям без "кюпюров" -- в упор. Таки ещё и женщины сюда иногда заглядывают. Вот уж никак не предполагал, что мой коммент навеет такое.

          Может быть Вам стоит вставить на изображённый прибор вот это?
          1. +4
            13 октября 2019 11:57
            ,,,сайт военной направленности? yes оружие в наличии, а что кто подумает request
            и женщины сюда иногда заглядывают

            ,,,значит гульфики на рыцарских доспехах женщин не заинтересуют? lol
            1. +3
              13 октября 2019 12:32
              Как бы это нейтрально ответить... Женщин, если что-то интересует, то скорее не собственно гульфик, а, пожалуй, то, что он прикрывает. Но это только в смысле физиологии, а в остальном... Пусть лучше кто-нибудь из них выскажется.
              Как сказал герой (отрицательный) в одном югославском фильме: "Мадам, уберите руки, я Вам не буду гадать, женская душа для меня всегда была потёмки."
              1. +6
                13 октября 2019 14:54
                Уважаемый кот, мы разные и в этом наш шарм. К примеру я не пуританка и пояс целомудрия не для меня,но я не Мессалина . Категорически не приемлю разнузданность в половых отношениях.
                1. +1
                  13 октября 2019 19:30
                  Да мы, в общем, тоже разные. Меня, например, если исключить пубертатный период, всегда интересовало, что у женщины между ушами.
            2. +5
              13 октября 2019 12:54
              Спросим у них, что толку гадать
              1. +4
                13 октября 2019 13:56
                Цитата: vladcub
                Спросим у них, что толку гадать

                Угу Слава, спроси laughing
                В половине случаев, на один вопрос получишь два взаимоисключающих себя ответа!
                Или ещё проще. Проведите эксперимент и спросите у своей второй половинки, например где валенки? Получите конкретный ответ «на месте»! Беда только в том, где это пресловутое «место»!!!?
                laughing
                1. +3
                  13 октября 2019 19:10
                  "-Где валенки?
                  -На месте.
                  -Милая, на каком конкретно месте?
                  -Ой, все! (шебуршание в кладовке) Блин! Когда ты уже унесешь в гараж свои гантели!(спиннинги, катану, летнюю резину: нужное подставить) На, держи! Что бы ты без меня делал?
                  В подсознании мужчины блуждал потаенный импульс: "Счастливо бы жил!" laughing
                  1. +2
                    13 октября 2019 19:17
                    Женский взгляд на тему:
                    -Милая,где носки?
                    -В ящике в шкафу?
                    -В каком?
                    -Все в том же в котором находились последние 13 лет как этот шкаф купили.Даже обезьяна за 13 лет запомнила бы точное место)
                    1. +3
                      13 октября 2019 19:24
                      В этот момент пёс (предатель!!!) приносит в зубах ваши носки.
                      -Видишь, даже он запомнил!
                      1. +1
                        14 октября 2019 14:10
                        Мой котище на такую подлость никак неспособен, чтобы так друга подставить.
                2. +2
                  14 октября 2019 18:54
                  Тезка, валенки у нас не актуальны. Прошлая зима была теплая: -5+9 около этих показателей большей частью.
            3. +4
              13 октября 2019 14:45
              *Вот оно как Михалыч*-значит мысль-то поутру у меня вовсе не похабная была!Куда наша дискуссия повернула?! laughing wassat
              1. +4
                13 октября 2019 14:48
                значит мысль-то поутру у меня вовсе не похабная была!

                Вызывает антирес
                И такой ишо разрез:
                Как у вас там ходют бабы --
                В панталонах али без?
                lol
  7. +4
    13 октября 2019 08:06
    Цитата: Фил77
    к тому же друг и товарищ всем котам на свете(исключение-сфинксы,но это чисто издевательство над кошачьей братией)

    Полностью одобряю! Сам такой! И... будет и про это с фотографией... испанского кота с которым я там встретился!
    1. +3
      13 октября 2019 09:43
      И где Ваш обещанный испанский мачо?
      1. +3
        13 октября 2019 09:51
        "О, выйди-выйди-выйди, Аграфена!
        Послушай серенаду о любви!" laughing
      2. +3
        13 октября 2019 10:04
        Ого-го!!!Какой красавец Ваш друг!Мой конечно поскромнее будет,он у меня из *дворовых*.Но это ведь не важно,правда?Друг есть друг.
        1. +3
          13 октября 2019 10:08
          Ща Влад опять заклеймит меня предателем.
          Это подруга, зовут - Соня.
          1. +2
            13 октября 2019 10:11
            Чёрт побери!И опять я в лопухах!Значит девочка,значит красавица,значит подруга.По имени-Соня. winked
            1. +3
              13 октября 2019 10:19
              Не смертельно. Просто мы с Владом достаточно давно дружим, а помнить какие-то детали о жизни друзей у меня выходит автоматически.
            2. +1
              13 октября 2019 12:24
              Мда Сергей, я тут амуры и личную жизнь своей кошатки устраиваю love, а Вы laughing
              Впрочем выкладывайте фото, Вашего «дворового» джентельмена, испанский мачо ещё только Вячеславом Олеговичем, только обещан! А так у него есть шанс и опоздать! fellow
              Как там у классика «сердце красавицы склонно к .....» feel
              Если серьёзно, наблюдая за кошками. Не раз и не два убеждался, что в поединке за сердце и лапу дамы одерживает победу победитель! Иногда огорошенный силач покорно наблюдает как его дама уходит с приверженным соперником!
            3. +1
              13 октября 2019 21:06

              Вторая моя протеже! Кошка моей мамы Стеша!!!
              1. +1
                13 октября 2019 21:34
                Ну Влад фото моего Фильки Вы получили,соглашусь,весьма похож по окрасу на Стешу.Чуть-чуть потемнее.
                1. +1
                  14 октября 2019 04:06
                  Нормальный пацан! За версту чую, что кусок мяса у Вас охраняется не хуже чем злодеи в Арканзасе!
                  Так что не успел Вячеслав со своим испанским Мачо!!! laughing
                  С уважением, Влад!
      3. +2
        13 октября 2019 14:47
        В Испании конечно
        1. +2
          13 октября 2019 19:18
          Цитата: Astra wild
          В Испании конечно

          Не факт! В прошлом марте на теплотрассе, у меня под окнами схлестнулись рыжий беспородный котяра и чёрный породистый сибиряк мэра! Откормленный сибиряк одолел рыжика, но дама сердца так на победителя пшикнула, что он остался на поле боя. А поверженный рыжик гордо пошлепал за дамой сердца!
          Так что сердце девушки пускай и с хвостом о четырёх лапах - загадка!
          С уважением!
  8. +3
    13 октября 2019 13:40
    Заезжали дочь и внучка. Дома где мы жили - нет! Нет и соседнего. Но магазин напротив стоит. И первая же женщина вспомнила и меня и мою жену, и саму Светлану - "Так Вы ты девочка, что ездила у него на плечах? Так что помнят... А вот внучка посмотрела на все вокруг и сказала: мне тут страшно, поехали...
  9. +4
    13 октября 2019 14:44
    " срезанные с голов европеек-.блондинок" а разве и тогда парикмахерские закупали:"женские волосы по высокой цене"?
    Вячеслав Олегович, я не специалист по средневековью, но по моему тогда у женщин не было в моде короткие стрижки.
    1. +5
      13 октября 2019 15:14
      Есть интереснейшее исследование.
      Т.Б. Рябова "Женщина в истории европейского Средневековья"
      1. +5
        13 октября 2019 16:23
        Трудно найти период истории более "заваленный" стереотипами,"анекдотами" ,ложью и невежеством чем Средневековье.Самая "оболганная" эра.
        1. +3
          13 октября 2019 16:31
          Совершенно верно! Вот я и пытаюсь разобраться. Надеюсь результаты поисков конвертируются в статьи.
          1. +2
            13 октября 2019 16:35
            Я зачитался/засмотрелся циклом лекций одного историка специалиста по Средневековью-Аlessandro Barbero.Об уровне культуры ,науки,роли женщин,отношение к сексу,мышлении простого человека и тд.Был ошарашен степенью разницы между реальностью и утвердившихся в сознании большинства представлений о том периоде
            1. +3
              13 октября 2019 16:45
              Есть публикации на русском?
              К сожалению, в России очень мало специалистов по микроистории.
              1. +2
                13 октября 2019 17:01
                На русском пока что ничего не нашел.На английском есть
                1. +1
                  13 октября 2019 17:05
                  Значит нет. Хотя и на английском не нашел.
            2. +4
              13 октября 2019 17:43
              Ехал в автобусе с группой наших туристов в замок Каркассон. Предложил гиду рассказать о рыцарях. И гид, Аня, попалась вменяемая и... сама с удовольствием послушала. Правда, меч в 1 кг весом публику не впечатлил, 5,15 кг - вот это знали все. После лекции подошла женщина и сказала, что ездит в туры каждый год и наслушалась от гидов, что рыцари все делали под себя и в таковом виде скакали на лошадях. Ваша, говорит, лекция перевернула мое впечатление о Средних веках с ног на голову. И вот вопрос: где эти гиды такое берут и зачем рассказывают?
              1. +2
                13 октября 2019 18:51
                Цитата: kalibr
                И гид, Аня, попалась вменяемая

                Большая редкость! Браво Анне!
                Цитата: kalibr
                И вот вопрос: где эти гиды такое берут и зачем рассказывают?

                Оттуда же откуда и экскурсанты. Я когда пару лет назад начал ковыряться в бытовых вопросах Средневековья, у меня волосы дыбом встали: насколько же сильны стереотипы!!!
                Жаль, Вячеслав Олегович, что Вы уже не преподаете, можно было бы провести опрос среди студентов: "С чем у вас ассоциируется Средневековье?" Ответ был бы удручающим.
                1. +2
                  13 октября 2019 19:11
                  Профессиональные историки говорят что само Средневековье как исторический период выдуман для удобства написания учебников).А в реальности разница между 7 веком и 14-м настолько огромна ,что абсурдно причислять эти века к одному и тому же историческому периоду
                  1. +2
                    13 октября 2019 19:48
                    Цитата: Ратуш
                    А в реальности разница между 7 веком и 14-м настолько огромна

                    О чем речь-то? Если Париж середины XIII века и конца XIV, это два разных Парижа! Изменилось все!
              2. +2
                13 октября 2019 19:05
                Наверно первая причина что турагенства не берут в гиды профессиональных историков или вообще людей с хорошим образованием.Они "дорого" стоят).Гиды в в турагенствах-обычные люди которые выучили подготовленный текст бог знает кем написанный и повторяют его всем группам.Ну и необходимость увлекать туриста "вау" эффектами.Неинтересно же говорить что право первой ночи или там пояс верности-не более чем выдумки )
                1. +2
                  13 октября 2019 19:53
                  В общем и целом, как-то так. Джанни Родари еще лет 60 назад стебался над экскурсоводами. Однако, порой встречаются исключительные личности. Мне, в этом смысле (хорошем) везет порой
                  1. +1
                    13 октября 2019 19:57
                    В серьезных музеях гиды-профессионалы обычно.Очень часто -проф.историки.Хотя тенденция давно- "аудиогиды".Плеер ,наушники и выбор языка)
                    1. +1
                      13 октября 2019 20:37
                      А что есть "профессиональный историк"?
                      Как по мне, это существо менее реальное, чем " ресторанный критик" ( те, как минимум жрут "на халяву")
            3. +3
              13 октября 2019 17:47
              Он профессор медиевистики в университете Пьемонта. Автор очень интересной книги: "Карл Великий: отец континента".
              1. +2
                13 октября 2019 18:59
                Да.Сильный историк и в плюсе еще что имеет дар рассказывать увлекая слушателей.Поэтому его видеолекции пользуются огромной популярностью и не в академической сфере.Приобщил к этой теме огромное количество людей ,которые иначе вряд ли бы пошли в библиотеку читать "скучные" фолианты по Средневековью)
                1. +2
                  13 октября 2019 19:55
                  Цитата: Ратуш
                  Сильный историк и в плюсе еще что имеет дар рассказывать увлекая слушателей

                  Популяризация науки - редкий дар!
                  1. +1
                    13 октября 2019 20:06
                    Историкам( и учителям тоже) ,если дорога их наука и хотят что бы "обычные" люди увлеклись всерьез историей и знаниями,должны как можно чаще проводить(и выкладывать в интернет) лекции и тд.Самому искать и читать(даже в интернете,не говоря уже о библиотеке) "обыватель" не будет.А послушать хорошо и интересно рассказанную тему-очень даже.Это тот случай когда форма не менее важна чем суть
          2. +2
            13 октября 2019 17:06
            Цитата: 3x3zsave
            Совершенно верно! Вот я и пытаюсь разобраться. Надеюсь результаты поисков конвертируются в статьи.

            Надеюсь на статьи по этим темам тут.Будет много чего обсудить)
            1. +2
              13 октября 2019 17:20
              Как минимум, я нашел человека которому это интересно hi
              1. +2
                13 октября 2019 17:24
                The Athenian Women
                Попробуйте найти это на англ.Хоть и не про средневековье но тоже очень познавательно.Роль женщины в древней Греции
                1. +2
                  13 октября 2019 17:27
                  Спасибо, поищу!
    2. +1
      13 октября 2019 16:31
      Длинные были волосы! Вот их и срезали и пускали на украшения...
  10. +1
    13 октября 2019 14:58
    Красотища. Представляю сколько все это тогда стоило и сколько уходило времени на изготовление таких доспехов.
  11. +2
    13 октября 2019 15:00
    Да здравствуют всадники в сверкающей броне! Какая красота)
    Только сейчас руки дошли прочесть статью-красотку)
    То отвлекают со всех сторон (и цепляются в комментариях), то дела насущные.
    Война с перевернутым фронтом даже в воскресенье)
  12. +1
    13 октября 2019 21:19
    Не так много, как Вам кажется! Были штампы по размерам - матрицы и пуансоны, были готовые листы металла. Вчерне весь доспех могли отштамповать за день! Вот потом начиналось самое грудное. Например, отделка, гравировка... полировка, золочение...
  13. +1
    13 октября 2019 21:24
    Цитата: 3x3zsave
    Ответ был бы удручающим.

    Я как раз проводил перед уходом... Там были вопросы о мечах... ответы 10,15,50 кг! Про доспехи... 50-100 кг. не меньше! Ну и оправлялись в доспехи... а потом на них выливали ведро воды и все уносилось...
    1. +1
      13 октября 2019 21:37
      Абзац (просился другой термин)!!!
      И это информационно раскрепощенное поколение.
      1. +1
        14 октября 2019 14:37
        3x3zsave ( антон) Вчера, 22:37
        ,,,а вы не знали, что belay
        ,,,под рыцарским шлемом, в его свалявшихся грязных волосах и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Бань в средневековой Европе, как известно, не было, и мылись рыцари не чаще, чем три раза в год.
        ,,,во время похода средневековый рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат занимала около часа. По этой причине всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.
        ,,,поскольку зубы в те времена никто не чистил, изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом. Кстати, часто основной закуской рыцарей был чеснок, который они употребляли для дезинфекции. bully
        1. +2
          14 октября 2019 15:35
          Цитата: bubalik
          ,,,под рыцарским шлемом, в его свалявшихся грязных волосах и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

          Вот! Это один из самых распространенных и устойчивых "черных" мифов о Средневековье! На самом деле, вышеуказанные насекомые "копошились" на крысах, которые в огромных количествах обитали под рыцарскими латами.
          В остальном, все верно. Остается только добавить, что не смотря на все санитарные меры, предпринимаемые Святой Инквизицией (как например, массовое сожжение крыс в местах гнездования, без извлечения рыцарей-симбионтов из лат), чумная пандемия все таки накрыла средневековую Европу.
  14. +1
    13 октября 2019 21:26
    Цитата: 3x3zsave
    Надеюсь результаты поисков конвертируются в статьи.

    Мы ВСЕ на это надеемся! Вы хорошо пишите, я знаю... Напишите!!!
    1. +1
      13 октября 2019 21:32
      Извиняюсь.Но хотел спросить.Вы когда пишите ответ на пост,нажимаете прежде чем написать на кнопку Ответить под постом собеседника?
      1. +1
        13 октября 2019 22:25
        Здесь по разному, кто с чего юзает. На полной версии и на мобильной, функционалы разнятся.
    2. +1
      13 октября 2019 21:45
      Спасибо, Вячеслав Олегович! Я постараюсь. Просто, прочитать надо на порядок больше, а перед этим найти, что прочитать.
      Ну и ещё "любимая работа", которая, согласно известному закону Мерфи-Паркинсона, " занимает все отведенное для неё время"
  15. +1
    13 октября 2019 21:33
    Цитата: Ратуш
    Историкам( и учителям тоже) ,если дорога их наука и хотят что бы "обычные" люди увлеклись всерьез историей и знаниями,должны как можно чаще проводить(и выкладывать в интернет) лекции и тд.Самому искать и читать(даже в интернете,не говоря уже о библиотеке) "обыватель" не будет.А послушать хорошо и интересно рассказанную тему-очень даже.Это тот случай когда форма не менее важна чем суть

    ДА! Вы правы на 100% Но... как Вы думаете, почему мои коллеги сюда кроме одной дамы не пишут? Предлагал интересные темы... По которым они специалисты... И знаете какой ответ? "Не хотим, чтобы нас неведомо кто "полоскал". Младшему черпальщику из ассенизационного обоза не объяснишь... Один... может задать больше вопросов, чем сто мудрецов ответить". И еще... "Это Вам плевать, что пишут про Вас в комментариях... а нас это... гнетет!"
    Такие вот чувствительные у меня коллеги. И я их, в общем-то, понимаю. Многие люди придают слишком большое значение словам. Увы!
    1. +1
      13 октября 2019 21:51
      Я не имел в виду эту площадку.Видеолекции тут технически сложно выложить).Да и не та тематика и формат.И аудитория.Видеолекции о которых я говорил-в ютубе.И професора кстати неплохо зарабатывают на них.Много просмотров-много славы и денег).
    2. +1
      15 октября 2019 09:13
      Ну , не знаю . Меня , например , дважды футболили за компьютерную безграмотность (что есть , то есть - меня учили писать на бумаге) . А вот писать комментарии - всего-то и нужно , что немного знать историю .
  16. +1
    13 октября 2019 21:38
    Цитата: 3x3zsave
    И это информационно раскрепощенное поколение.

    Про поколение тоже будет статья... готовится, опрашиваются школьники и студенты.
  17. +1
    14 октября 2019 16:37
    Цитата: Ратуш
    .Много просмотров-много славы и денег).

    Старую собаку трудно выучить новым фокусам.
  18. +1
    14 октября 2019 16:39
    Цитата: bubalik
    ,,,а вы не знали, что
    ,,,под рыцарским шлемом, в его свалявшихся грязных волосах и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Бань в средневековой Европе, как известно, не было, и мылись рыцари не чаще, чем три раза в год.
    ,,,во время похода средневековый рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат занимала около часа. По этой причине всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.
    ,,,поскольку зубы в те времена никто не чистил, изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом. Кстати, часто основной закуской рыцарей был чеснок, который они употребляли для дезинфекции

    Самое смешное, что ВСЕ ПРАВИЛЬНО (кроме нужды!) и НЕПРАВИЛЬНО ОДНОВРЕМЕННО!
  19. 0
    15 октября 2019 10:49
    Цитата: Коте пане Коханка
    Так что не успел Вячеслав со своим испанским Мачо!!!

    Статья на модерации и ждет Вас!