Испанский взгляд на колёсный бронетранспортёр. БТР BMR-600

33

BMR M1 испанской армии

Боевые автобусы. На сегодняшний день Испания обладает достаточно крупным арсеналом бронетехники в сравнении с другими европейскими странами. На вооружении испанской армии находится более 330 танков «Леопард 2», это больше, чем у самой Германии, 84 колесных танка «Centauro», почти 400 БМП и около тысячи БТР, из которых несколько сотен приходятся на колесные бронетранспортёры BMR-600. Этот бронетранспортёр с колесной формулой 6х6 был разработан в Испании еще в 1970-е годы, но после проведенных модернизаций по-прежнему остается на вооружении, составляя внушительную часть парка испанской колесной бронетехники.

История создания бронетранспортёра BMR


Требования к новой колесной боевой машине были разработаны испанскими военными в начале 1970-х годов. Полностью технические и тактические требования были готовы в 1972 году. Тогда же военные обратились к представителям испанской промышленности с заказом на создание бронированного вооруженного колесного транспортного средства, предназначенного для перевозки пехотного отделения к зоне ведения боевых действий, а также действий непосредственно в боевой обстановке. Проект нового бронетранспортёра, который изначально рассматривался как база для бронетехники различного назначения, был совместно разработан Комиссией по разработке вооружений, армией и крупной промышленной компанией ENASA.



Стоит отметить, что компании ENASA была основана еще в 1946 году и являлась на тот момент крупным производителем автомобильной техники. Во многом компания была наследницей автомобильных активов испанского отделения компании Hispano-Suiza. К началу 1970-х годов компания производила достаточно большую линейку грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, а также бронетехники для испанской армии под собственной маркой Pegaso. Процесс разработки нового бронетранспортёра затянулся на четыре года, все это время испанские конструкторы работали над прототипами и проводили их испытания.

Испанский взгляд на колёсный бронетранспортёр. БТР BMR-600
Бронетранспортёр BMR-600

Известно, что во время испытаний испанский БТР соперничал с иностранными аналогами: французским бронетранспортёром Renault VAB и швейцарским MOWAG Piranha. Все машины рассматривались в варианте с колесной формулой 6х6. Разработка компании ENASA убедительно выглядела на фоне конкурентов и оставила у испанских военных благоприятное впечатление. Достаточно быстро военным была представлена целая линейка колесной бронетехники: сам бронетранспортёр: модель Pegaso 3560/1; самоходный 81-мм миномет Pegaso 3560/3; командно-штабная машина Pegaso 3560/5; а также машина огневой поддержки Pegaso 3564, на которую можно было установить различные башни с артиллерийским вооружением, в том числе французскую двухместную башню TS-90 с расположенным внутри 90-мм орудием.

В результате новый БТР под обозначением BMR-600 и линейка машин на его базе были приняты на вооружение. Серийное производство бронетранспортёров, известных также как Pegaso 3560 BMR, началось в 1979 году. Потребность испанской армии в подобной технике изначально оценивалась примерно в 500 штук. Всего за время серийного производства в Испании было собрано более 1200 боевых машин на данном шасси, половина из которых отправилась на экспорт. БТР приобрели армии Египта, Саудовской Аравии, Марокко, а также Мексики и Перу, правда, две последних страны ограничились очень небольшими партиями. В настоящее время на вооружении испанской армии все еще остаются 312 бронетранспортёров BMR-600 и модернизированных машин BMR M1, без учета техники остающейся на хранении. Предполагается, что они будут оставаться на службе до тех пор, пока не будут полностью заменены новым четырехосным бронетранспортёром Dragon, базирующимся на шасси бронетранспортёра Piranha 5.

Технические особенности бронетранспортёра BMR


Для своего колесного бронетранспортёра испанские конструкторы выбрали следующую компоновку. В передней части с левой стороны находится место механика-водителя, сразу за ним находится место стрелка/радиста. Справа от них находится моторно-трансмиссионное отделение, в котором располагается дизельный двигатель, выхлопная труба выведена на правую сторону корпуса. В кормовой части боевой машины находится десантное отделение. Экипаж машины состоит из двух человек. В десантном отделении располагаются места для 10 пехотинцев.


Корпус бронетранспортёра изготавливался из алюминиевых бронелистов методом сварки. Все бронелисты расположены под рациональными углами наклона. Верхняя лобовая деталь обеспечивала защиту от пуль калибра до 12,7-мм включительно, а также 7,62-мм бронебойных пуль. Круговое бронирование защищало БТР от огня стрелкового оружия калибром до 7,62-мм и осколков снарядов и мин. Помимо этого бронетранспортёр должен был выдерживать подрыв мины, содержащей до 3 кг взрывчатых веществ. На тот момент времени такая бронезащита считалась достаточной, но в ходе последующих модернизаций бронирование значительно усилили. Для посадки и высадки из бронетранспортёра десантники могли воспользоваться двумя крупными люками, расположенными в крыше корпуса, но основным способом высадки была кормовая аппарель. Дополнительным способом эвакуации из боевой машины впоследствии стала боковая дверца, расположенная с левой стороны в кормовой части корпуса. Воспользоваться ей можно было в том случае, если бы задняя рампа по какой-то причине не открылась.

Основным оружием бронетранспортёров BRM-600 был крупнокалиберный 12,7-мм пулемет M2 HB, который устанавливался снаружи поворачивающейся на 360 градусов башенки ТС-3 разработки компании Santa Barbara Sistemas. Перезаряжать пулемет и управлять им можно было, не покидая боевой машины. Пулемет имел хорошие углы вертикальной наводки от -15 до +60 градусов, что позволяло использовать его и для ведения огня по воздушным целям. Возимый боезапас к пулемету составлял 2500 патронов.

Новый испанский колесный бронетранспортёр, который использовался в армии наряду с гусеничным американским M113, получил трехосную схему с колесной формулой 6х6 и двумя передними управляемыми мостами. Боевая машина получила независимую гидропневматическую подвеску, которая в состоянии изменять клиренс бронетранспортёра в зависимости от условий местности, по которым машине приходится двигаться. Максимальный дорожный просвет составлял 400 мм. Длина БТР – 6150 мм, ширина – 2500 мм, высота – 2360 мм. Бронетранспортёр изначально разрабатывался, как амфибийный, поэтому ему не страшны водные препятствия. Для преодоления водных преград вплавь на БТР опционально могли устанавливаться два водометных движителя, с которыми его скорость на воде составляла 10 км/ч, при использовании одних лишь колес скорость падала до 4,5 км/ч.

Фото: TECH. SGT. HEIMER

Сердцем боевой машины был 8-цилиндровый дизельный двигатель Pegasus 9157/8, выдававший максимальную мощность 305 л.с. Мощности двигателя было достаточно, чтобы разогнать БТР боевой массой около 14 тонн до скорости 100 км/ч при движении по шоссе. Запас хода при этом составлял 1000 км, очень достойные показатели для колесной боевой техники. Бронетранспортёр неплохо чувствовал себя и на пересеченной местности, отличаясь хорошей проходимостью. Он мог преодолевать подъемы до 60 градусов, рвы и траншеи шириной до 1,2 метра и вертикальные стенки высотой до 0,8 метра.

Вариант модернизации до BMR M1


С 1996 года практически все машины, остающиеся на вооружении испанской армии, прошли модернизацию до версии BMR M1. За модернизацию боевых машин отвечала компания Santa Barbara Sistemas, которая сегодня является одной из крупнейших испанских оборонных компаний, специализирующихся на производстве разнообразной бронетехники. С 2001 года компания является подразделением European Land Systems of General Dynamics. В ходе модернизации машины получили облегченный и более компактный 6-цилиндровый дизельный двигатель Scania DS9 мощностью 310 л.с и новый топливный бак объемом 365 литров (вместо 300-литрового).


Фото: Master Sgt. Scott Wagers, Бронетранспортёры BMR M1 в Боснии

Защита БТР была серьезно усилена за счет размещения навесной стальной брони, что привело к повышению боевой массы машины до 15,4 тонны, при этом максимальная скорость снизилась до 95 км/ч. Помимо этого обновленные бронетранспортёры получили новые системы кондиционирования воздуха и отопления, модернизированную систему пожаротушения двигателя, приборы ночного видения для водителя, систему GPS позиционирования, регулируемый по высоте руль, вентилируемые тормоза. Также изменения претерпела конфигурация десантного отделения, количество принимаемых пехотинцев сократилось до 8 человек. Обновленная версия бронетранспортёра широко использовалась испанскими военными во время миротворческих миссий на Балканах, в Афганистане и Ираке. Также машина использовалась в боевых действиях армиями Египта и Саудовской Аравии.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    5 января 2020 06:15
    фигасе, это кто такой умный колючкой бтр обмотал на фото., а если вылезать через верхние люки придется, а вообще конструкции всех подобных бтр слизаны с нашей 60ки
    1. +13
      5 января 2020 07:02
      Цитата: Грац
      конструкции всех подобных бтр слизаны с нашей 60ки

      Ага , особенно расположение МТО, глупость какую то написали.
  2. +11
    5 января 2020 06:56
    Как по мне - для 70х годов очень даже рациональная машина. Для нашей "70 Ки" некоторые данные стали актуальны гораздо позже. А по некоторым данным, мы и теперь отстаём ( компоновка с задним расположением). Мое высказывание не ода испанскому бэтэру, скорее констатация факта консерватизма нашего взгляда на БТР в течении нескольких десятков лет.
  3. +5
    5 января 2020 07:04
    В сравнении и 70кой и 80й весьма современный бтр. Только версия 8х8 , на мой взгляд, добавила бы модификаций. Зря не сделали. Опередили бы Патрию.
    1. +10
      5 января 2020 08:05
      Неа вы не понимаете основную суть такого БТР, его ГЛАВНАЯ задача: перемещаться по дорогам общего пользования в общем потоке с гражданской техникой Наши БТР на это неспособны, они слишком широкие, слишком длинные и с слишком большим радиусом поворота. Если последнее для РФ не критично то вот первое очень даже, ибо дорожный стандарт 2,5м, а бтр-80 шириной 2,9м, как итог наши военные не могут ездить по дорогам без вывода их из статуса "общего пользования" а наши полицейские и ФСБшники вынуждены делать шайтан мобили и мечтать о мрапах, а получив их жалеть о том что они не плавают.
      1. +5
        5 января 2020 08:30
        Ну и это не МРАП...но с вашей мыслью согласен.
      2. -1
        5 января 2020 10:35
        Дорожный стандарт, вроде 3,2 метра.
        1. +1
          5 января 2020 23:09
          3.2 это максимальный габарит не требующий сопровождения машиной с оранжевым маячком, а так все транспортные средства с шириной 2,55-3,2 требуют разрешение для движения по дорогам общего пользования
          1. 0
            6 января 2020 00:07
            Всё верно собственно это самое разрешение частично или полностью выводит дорогу из статуса "общего пользования". Например на автостраде наши военные могут перемещаться колонной, тогда дорога под этой колонной выводится из статуса "общего пользования", нюанс и гемморой в том что такое разрешение получить легко только на многополосных федеральных трассах, а вот в городе\ПГТ\селе такое разрешение получить практически нереально за отведённое время(отведённое на переброску). Тут есть правда исключения в виде объявления ЧП или особого статуса. В общем в основном это головная боль для полиции, военной полиции, МВД, ФСБ, МЧС и тому подобных организаций использующих негабарит.
            1. +1
              6 января 2020 01:01
              Разрешение в населенных пунктах делается в службе заказчика очень быстро, а вот по дорогам вне населенных пунктов в управлении дорожного движения, что гораздо сложней, Другая проблема то, что двигаться можно только по разрешённым улицам и дорогам. Так что конечно лучше иметь габарит 2.55, но я думаю гаишники не смогут остановить автомобиль с военными номерами и тем более оштрафовать мехвода.
              1. 0
                8 января 2020 02:36
                Цитата: Pivot
                но я думаю гаишники не смогут остановить автомобиль с военными номерами и тем более оштрафовать мехвода.

                Тут дело не в этом, тут дело в том что в соответствующих ведомствах широкий БТР физически не примут на учёт, они бы и рады это сделать для своего усиления, но из-за ширины и сопутствующего геморроя этого сделать не могут. Вот вы можете себе представить что бы полицейский омон ездил на бтр-82 по центру города? А ведь если бы такой узкий БТР был бы то всякие чечни, майданы и т.п. можно было бы купировать в зародыше за счёт преимущества в силе "на местах".
                1. 0
                  8 января 2020 09:03
                  Не спорю, но у нас не полицейское государство а для армии чем больше заброневое пространство тем лучше, да и единство колеи тоже важно.
                  1. 0
                    8 января 2020 10:54
                    У нас многонациональное и многоконфессиональное государство, и один из главных способов нашего уничтожения это создание вражды между отдельными группами населения. А вот для купирования и нужны подобные БТР, а вот на войне и КТО более мелкие БТР не так критичны, ибо или их заменяют обычные грузовики или заменяют более многочисленные БТР, то-есть уменьшение БТРов не критично ухудшит военные ТТХ, зато критично усилит правоохранительные структуры в предвоенный и послевоенный период.
          2. 0
            6 января 2020 01:49
            Я про дорожную разметку. Честно, не гуглил, но запомнил, когда товарищ - прораб дорожник рассказывал.
      3. -1
        12 февраля 2020 16:30
        Тигры и Тайфуны на что? В БТР обзор плохой, скорость низкая.
  4. +3
    5 января 2020 07:06
    Для фактически дебютной работы очень недурно получилось. Был удивлён что БТР создан плавающим, однако сомневаюсь что после модернизаций эта способность сохранилась, ни на одной фото нет волноотбойного щитка.
  5. +4
    5 января 2020 07:54
    Система кондиционирования,система позиционирования...,как там у нас с этим?
  6. +6
    5 января 2020 08:43
    Интересная машинка. Внешне похожа на наши БТРы, но явно меньше. Что то среднее между нашими БРДМ-2 и БТР-70, но вот явно с большей удельной мощностью и аппарелью...
    1. -1
      5 января 2020 10:36
      Скорее на VAB...
  7. +6
    5 января 2020 08:49
    Он мог преодолевать подъемы до 60 градусов,

    Вот бы посмотреть, как он это делает. Если только как эта НИВА.
    1. +2
      5 января 2020 10:40
      Цитата: Svarog51
      Вот бы посмотреть, как он это делает.

      При его размерах и удельной мощности это вполне возможно, но посмотреть действительно хотелось бы
      1. +4
        5 января 2020 14:27
        Цитата: svp67
        Цитата: Svarog51
        Вот бы посмотреть, как он это делает.

        При его размерах и удельной мощности это вполне возможно, но посмотреть действительно хотелось бы


        Пожалуйста. hi

        Можно передом


        А можно и "задом"
        1. 0
          5 января 2020 15:00
          Цитата: Вольнопёр
          Пожалуйста.

          Спасибо. Но тут не 60 градусов, от силы 45. Но все равно это много. И на видео лучше видно на сколько ж он мал. Он чуть больше нашего БРДМ. И имея такую мощность двигателя, не удивляет его тяговооруженность. Имей наш БРДМ двигатель хотя бы в 250 лошадок, лазил бы в горки не хуже.
        2. 0
          5 января 2020 21:10
          Ну что сказать.. красава! Тянет прямо зверем! Реально хорошая машинка.
  8. +1
    5 января 2020 09:54
    Чтой-то он подозрительно похож на "Пиранью". wink
    1. +1
      6 января 2020 09:14
      Вообще ничем не похож. Абсолютно другая машина.
  9. +2
    5 января 2020 10:31
    Интересно почему СССР и Россия не строили трёхосные бтр ? В мире очень много стран производили и сейчас производят трёхосные модели. Моё мнение -у нас двигатели огромного размера, прожорливые. Под них и топливо увеличивали длинну бтр , ну а лишняя ось для устойчивости длинной машины. Может другая причина ?
    1. 0
      6 января 2020 22:09
      БТР-152 - ТРЁХосный. Можно уточнить вопрос и получить БТР-Э152В... но в серию он не пошёл, все вопросы к заказчику МО СССР.
  10. +3
    5 января 2020 10:52
    Вместо колючки на фотках- поставить решетки, сделать вариации с ПТРК, ЗРК, 20-30 мм пушками, БРДМ, машины тех. помощи, мед. службы, рхбз и т.п. и можно за Гиблартар поговорить с наглосаксами. Эх, мечты, мечты)
    1. 0
      5 января 2020 14:08
      Цитата: Александр Алексеев_2
      Вместо колючки на фотках- поставить решетки, сделать вариации с ПТРК, ЗРК, 20-30 мм пушками, БРДМ, машины тех. помощи, мед. службы, рхбз и т.п. и можно за Гиблартар поговорить с наглосаксами. Эх, мечты, мечты)


      В базовой версии, почти всё перечисленное вами, имелось.
      Пушки 20,25 и 90 мм. Тех. помощь и комплекс птрк.

      Рекламный фильм компании ENASA



      ЗЫ. Можно включить субтитры на испанском ( значок "плитка" ) и включить перевод на русский ( значок "шестерёнка" ).
      1. +1
        6 января 2020 09:25
        Это совсем другая машина-двигатель и трансмиссия в кормовой части,усиленная подвеска,конструкция корпуса-не ужели не видно?
  11. +2
    5 января 2020 11:57
    А ишо щёб сержант орал- "вытряхивайтесь ..." Тада точно "Гибралтарская весна" наступит...)
  12. +1
    5 января 2020 21:13
    Статья удачная, автору спасибо!

    Машинка реально тяговитая и компактная. Единственно, сразу хочется посоветовать люки справа-слева вделать, как у БТР-80 :) Практика антипартизанской борьбы подсказывает что аппарель не всегда хороший способ при фланговом обстреле.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»