Европейские корсары исламского Магриба

61
Европейские корсары исламского Магриба

Продолжая рассказ о корсарах Северной Африки и османских адмиралах, поговорим вначале об «особом пути» Марокко.

Среди государств Магриба Марокко всегда стояло особняком, пытаясь отстоять свою независимость не только от католических королевств Пиренейского полуострова, но и от Османской империи.




Государства Магриба и Османская империя

С начала XVI столетия всё большую роль в этой стране стал играть клан Саадитов, представители которого прибыли сюда из Аравии в XII веке. Согласно преданию, они, как потомки пророка Мухаммеда, были приглашены, чтобы своей «благодатью» улучшить климат Марокко, прекратив либо сделав менее продолжительными засухи. Впрочем, враги этой семьи утверждали, что, на самом деле Саадиты происходят не от Мухаммеда, а от его кормилицы.

В 1509 году Саадиты пришли к власти в Южном Марокко, первым правителем из этой династии стал Абу Абдаллах ибн Абд-ар-Рахман (Мухаммед ибн Абд ар-Рахман).

В 1525 г. его сыновья взяли Марракеш, в 1541 – захватили принадлежавший Португалии Агадир, в 1549 – распространили свою власть на всю территорию Марокко.


Карта Марокко, составленная тезкой известного корсара – картографом Яном Янсоном в 1638 году

От подчинения турецким султанам Саадиты отказывались на том основании, что являлись потомками пророка, тогда как османские правители к Мухаммеду никакого отношения не имели.

«Битва трёх королей»


Одним из правителей этой династии, Мухаммед аль-Мутаваккиль, получил у европейцев прозвище Чёрный Король: его матерью была негритянская наложница. Будучи свергнут своими родственниками, он бежал в Испанию, а потом в Португалию, где уговорил короля Себастиана отвоевать для него трон, а для себя – прежние владения в Северной Африке.


Португальские корабли: галеон, нефы (naõ), галера, каравелла, фуста и галиот. Зарисовки Кастро 1540–1541 годов

4 августа 1578 г. у слияния рек Луккос и аль-Махазин 20-тысячная армия, в состав которой, помимо португальцев, входили испанцы, немцы, итальянцы и марокканцы сошлась в бою с 50-тысячным войском Саадитов. В историю это сражение вошло под названием «Битва трёх королей»: португальского и двух марокканских – бывшего и правящего, причём все они тогда умерли.

Португальская армия потеснила было противников, но удар по флангам обратил её в бегство, и многие воины, в том числе Себастиан и Мухаммед аль-Мутаваккиль, утонули, другие попали в плен. Ослабевшая Португалия после этого на 60 лет попала под власть Испании.

Султан Марокко Абд аль-Малик скончался от какой-то болезни ещё до начала битвы, и новым правителем этой страны был провозглашен его брат – Ахмад аль-Мансур (Победитель). В Марокко он получил также прозвище аз-Захаби (Золотой), потому как получил огромный выкуп за знатных португальцев. А поскольку он отличался ещё и высокой образованностью, его называли также «ученым среди халифов и халифом среди ученых».


Ахмад аль-Мансур

Но и о военных делах Ахмад аль-Мансур не забывал: ему удалось распространить свою власть на Сонгай (государство на территории современных Мали, Нигера и Нигерии) и захватить его столицу Тимбукту. Из Сонгая марокканцы на протяжении многих лет получали золото, соль и чернокожих рабов.


Амбиции Ахмад аль-Мансура простирались столь далеко, что после поражения испанской «Непобедимой Армады» в 1588 г. он вступил в переговоры с королевой Англии Елизаветой о разделе Испании, претендуя на Андалусию.


Moorish Ambassador to Elizabeth I. Посол от государств Магриба ко двору английской королевы Елизаветы I. Через год после его визита Шекспир написал свою пьесу «Отелло». Некоторые исследователи полагают, что именно этот посол-мавр вдохновил драматурга на создание этого произведения

Падение Саадитов


Всё рухнуло после смерти султана Ахмад аль-Мансура: многолетняя борьба наследников привела к ослаблению Марокко, потере связи с Сонгийским корпусом и в конечном счёте с этой колонией. В первой половине XVII столетия прежде единая страна превратилась в конгломерат полунезависимых и полностью независимых княжеств и вольных портов. Пришёл тогда конец и династии Саадиотов: в 1627 году пал Фес, где закрепился было Абд ал-Малик III, в 1659 году в Марракеше во время дворцового переворота был убит последний представитель династии – Ахмед III аль-Аббас.

В итоге к власти в Марокко пришла династия Алуитов, которые вели своё происхождение от внука пророка Мухаммеда Хасана. Первым султаном из этой династии стал Мулай Мохаммед аль-Шериф. Его преемник, Мулай Рашид ибн Шериф, в 1666 году захватил Фес, в 1668 – Марракеш. Представители этой династии до сих пор правят Марокко, которое в 1957 году было объявлено королевством.

Пиратская республика Сале


Но вернёмся в первую половину XVII столетия. Особый интерес для нас представляет возникшая тогда на территории Марокко пиратская республика Сале, в которую вошли также города Рабат и Касба. И причастными к её появлению оказались испанские инквизиторы и король Филипп III.


Диего Веласкес. Филипп III, конный портрет, музей Прадо, Мадрид

В статье «Великий инквизитор Торквемада» было рассказано в том числе и об изгнании морисков из Валенсии, Арагона, Каталонии и Андалусии.

Напомним, что морисками в Кастилии называли мавров, вынужденных принять христианство, в отличие от мудехаров, которые не пожелали креститься и покинули страну.

Ещё в 1600 году был издан меморандум, согласно которому чистота крови в Испании теперь значила больше знатности рода. И все мориски стали с тех пор людьми второго, если не третьего сорта. После издания королем Филиппом III 9 апреля 1609 г. эдикта, очень похожего на Гранадский (1492 г.), страну покинули около 300 тысяч человек – в основном из Гранады, Андалусии и Валенсии. Многие из тех, что уехали из Андалузии (до 40 тысяч человек), осели в Марокко у города Сале, где уже существовала колония испанских мавров, перебравшихся туда в начале XVI века. Это были мудехары – мавры, не пожелавшие креститься и потому изгнанные из Испании в 1502 году. Эмигранты «первой волны» были известны как «орначерос» – по названию испанского (андалусийского) города Орначуэлоса. Их языком был арабский, в то время как новоприбывшие говорили на андалусийском диалекте испанского языка.

Орначерос смогли вывезти из Испании всё имущество и средства, а вот новые беглецы оказались практически нищими. Делиться с соплеменниками орначерос, естественно, не собирались, и потому многие мужчины-мориски скоро оказались в рядах берберийских пиратов, уже давно терроризировавших побережья Южной Европы. Вот тогда и взошла звезда корсаров, базой которых стал город-крепость Сале, расположенный на севере атлантического побережья Марокко. И очень многие из пиратов Сале были морисками, которые, ко всему прочему, прекрасно знали испанское побережье и горели желанием отомстить за потерю имущества и перенесенные унижения.


Sale, Morocco

Современная область Рабат – Сале – Кенитра в Марокко. Площадь – 18 385 кв км, численность населения – 4 580 866 человек:


С 1610 по 1627 гг. три города будущей республики (Сале, Рабат и Касба) подчинялись султану Марокко. В 1627 году они избавились от власти марокканских султанов, и образовали своеобразное независимое государство, установившее дипломатические связи с Англией, Францией и Голландией (в Старом квартале города Рабата одна из улиц до сих называется улицей Консулов).

Наибольшим влиянием в Сале пользовался английский консул Джон Харрисон, который в 1630 году даже сумел остановить войну между городами пиратской республики: больше всех от салийцев доставалось Испании, и британцы не хотели, чтобы этот натиск ослабевал. А в 1637 году эскадра адмирала Рейнсборо путём бомбардировок «приводила к покорности центральным властям» Сале город Касбу.

Кроме того, в Сале находились постоянные представительства торговых домов Англии, Франции, Голландии, Австрии, различных итальянских государств, скупавших у «морских охотников» их добычу.

Это не мешало салийским корсарам продолжать охотиться на европейские торговые корабли, и в 1636 году английские судовладельцы обращались к королю с петицией, в которой утверждалось, что за несколько лет пираты захватили 87 кораблей и нанесли им убытков на сумму 96 700 фунтов.

«Республикой» управляли четырнадцать пиратских капитанов. Те, в свою очередь, выбирали из своей среды «великого адмирала», который являлся главой республики – её «президентом». Первым великим адмиралом Сале стал голландский капитан Ян Янсоон Ван Хаарлем (Jan Janszoon van Haarlem). Этот корсар более известен как Мурат-реис Младший. Это имя, вероятно, показалось вам знакомым? Об адмирале Мурат-реисе, жившем в 1534-1609 гг., было рассказано в статье «Османские пираты, адмиралы, путешественники и картографы». Вот именно в его честь после обращения в ислам и взял себе имя Ян Янсоон. И теперь на страницах исторических трудов рассказывается о двух Муратах-реисах – Старшем и Младшем.

Однако Ян Янсоон не был ни первым голландцем, ни первым европейцем, прославившимся на побережье Магриба. В предыдущих статьях было рассказано о некоторых очень успешных ренегатах XVI столетия, например, о калабрийце Джованни Диониджи Галени, более известном как Улудж-Али (Кылыч Али-паша). Добавим, что, примерно в то же время правителями Алжира были принявшие ислам уроженец Сардинии Рамадан (1574–1577 гг.), венецианец Хасан (1577–1580 и 1582–1583), венгр Джафар (1580–1582) и албанец Меми (1583–1586). В 1581 году 14 пиратских алжирских корабля находились под командованием европейцев из разных стран – бывших христиан. А в 1631 году капитанов-ренегатов было уже 24 (из 35). Среди них были албанец Дели Мимми-реис, француз Мурад-реис, генуэзец Феру-реис, испанцы Мурад Мальтрапило-реис и Юсуф-реис, венецианцы Меми-реис и Меми Ганчо-реис, а также выходцы из Корсики, Сицилии и Калабриии. Теперь мы расскажем о самых известных ренегатах, корсарах и адмиралах исламского Магриба.

Симон Симонсзоон де Дансер (Танцор)


Уроженец голландского города Дордрехт (Dordrecht) Симон Симонсзоон был убеждённым протестантом и ненавидел католиков, особенно испанцев, которые неоднократно разоряли его страну в ходе Восьмидесятилетней войны (борьба 17 провинций Нидерландов за независимость). Его первый корабль был «призом», добытым голландскими каперами и честно купленным Симоном, что не помешало бывшим владельцам судна выдвинуть против него обвинение в пиратстве.

Обстоятельства появления Симона в Алжире неизвестны. Оказавшись там около 1600 года, он поступил на службу к местному дею (так называли командира янычарского корпуса Алжира, тамошние янычары как раз в 1600 г. добились права выбирать его самостоятельно). Алжирские деи до 1711 года делили власть с назначаемым султаном пашой, а потом и вовсе стали практически независимы от Константинополя.

Симон занялся реформированием алжирского флота по образцу голландского: курировал строительство крупных кораблей, используя в качестве моделей захваченные европейские суда, а пленных офицеров привлекал для обучения экипажей. Самым поразительным было то, что даже в Алжире Дансер не сменил веру.

Однако на берегу он скоро заскучал и потому через три года вышел в море, очень удачно пиратствуя и наводя ужас на «торговцев» всех стран, причём нападал даже на турецкие корабли. Средиземное море ему показалось тесным, и Симон де Дансер пиратствовал также и за Гибралтаром, где он захватил не менее 40 кораблей.


Корнелис де Валь. «Абордаж». Музей Прадо, Мадрид

Репутация этого корсара была такова, что берберийцы дали ему прозвище Капитан-Дьявол (Dali-Capitan). А прозвище Танцор Симон получил за то, что всегда возвращался с добычей именно в «порт приписки» – такое постоянство тогда называлось «хороводом».

Позже к нему примкнули два английских «джентльмена удачи» – Питер Истон и Джон (в некоторых источниках – Джек) Уорд (Вард). О них будет рассказано чуть позже.

Многие говорили о жестокости Симона де Дансера, однако имеются сведения, что в своём «хороводе» он ничего особенно выделяющего его среди «коллег» не совершал. На борту его корабля всегда был хирург, оказывавший помощь раненым, а увечным пиратам Дансер платил «выходное пособие», чтобы они хотя бы первое время не нищенствовали на берегу. Кроме того, он обычно не нападал на корабли под голландским флагом и даже выкупал из рабства голландских моряков. А однажды он не стал грабить британское судно «Чарити», капитан которого заявил, что всего 6 дней назад был ограблен корсарами Джона Уорда.

Эта его щепетильность не слишком нравилась мавританским пиратам, в том числе и членам его экипажей. В результате, получив от правительства Франции предложение перейти на королевскую морскую службу, Дансер в 1609 году был вынужден практически бежать из Алжира. Он тайно обналичил все имевшиеся у него средства и поместил казну на корабле, в экипаже которого были в основном голландцы, фризы и французы из Дюнкерка. Затем, купив три корабля с товарами, он также укомплектовал их в основном европейцами. Дождавшись момента, когда большинство мавров, состоявших в экипажах этих кораблей, сошли на берег, он отплыл из Алжира в Марсель. Некоторые из мавров всё-таки остались на этих судах: Симон приказал выбросить их за борт.

Решив, что идти к французам с «пустыми руками» невежливо, он заглянул в Кадис, где в устье Гвадалквивира обнаружил испанский Серебряный флот. Неожиданно атаковав его корабли, захватил три судна, на которых оказалось золота и сокровищ на полмиллиона пиастров (песо). Прибыв в Марсель 17 ноября 1609 года, эти деньги он передал представителю властей – герцогу Гизу. Он мог позволить себе такой широкий жест: на тот момент состояние корсара оценивалось в 500 тысяч крон.

В Марселе нашлись люди, пострадавшие от действий этого пирата, поэтому первое время его постоянно охраняли наиболее «представительные» и решительные члены его экипажа, один вид которых отбивал охоту к «выяснению отношений». Любопытно, что власти встали на сторону перебежчика, заявив купцам, что они должны быть очень рады тому обстоятельству, что Дансер находится сейчас в Марселе, а не «гуляет» по морю, поджидая их корабли. Но впоследствии Симон уладил некоторые их этих дел, выплатив «обиженным» кое-какую компенсацию.

1 октября 1610 года по просьбе марсельских купцов он возглавил операцию против алжирских пиратов и захватил несколько кораблей. В Магрибе ему перехода на сторону Франции не простили.

Погиб этот корсар в 1615 году в Тунисе, куда был отправлен для переговоров о возвращении захваченных корсарами судов. Отправляя Симона, представители французских властей строго запретили ему сходить на берег, но встреча, устроенная местными властями, развеяла все его опасения: три французских корабля были встречены пушечным салютом, правитель города Юсуф-бей поднялся на борт и, всячески демонстрируя дружелюбие, пригласил Симона нанести ответный визит. В городе голландец был немедленно схвачен и обезглавлен. Его голова была брошена на виду у французских моряков у стен Туниса.


Французская галера

Сулейман-реис


Дирк де Венбор (Ivan Dirkie De Veenboer) начинал как капитан одного из кораблей Симона Дансера, но скоро стал самостоятельным «адмиралом» – и тогда одним из его капитанов был Ян Янсоон – будущий «младший» Мурат-реис.

Дирк де Венбор был уроженцем голландского города Хорн, в 1607 году он получил каперское свидетельство от правительства Нидерландов, но удача ждала его у побережья Северной Африки. Приняв ислам, он быстро прославился под именем Сулейман-реиса, став одним из самых успешных корсаров Алжира. Численность судов его эскадры достигала 50, и управлял он ими очень толково и умело.


Шебеки берберских пиратов. Гравюра XVII в.

В короткое время Сулейман-реис разбогател настолько, что на некоторое время отошёл от дел, поселившись в Алжире, но не усидел на берегу, снова вышел в море. 10 октября 1620 года во время сражения с французской эскадрой он получил тяжёлое ранение, ставшее роковым.


Аарт ван Антум. «Атака берберийских пиратов на французский корабль»

Джон Уорд (Jack Birdy)


Эндрю Баркер, издавший в 1609 году «Правдивый отчет о пиратствах капитана Уорда», утверждает, что этот корсар родился в 1553 году в небольшом городке Февершеме, что в графстве Кент. Но первую известность и определённый авторитет в соответствующих кругах получил в Плимуте (это уже не восток Англии, а запад – графство Девон).


Графства Кент и Девон на карте Англии

В конце XVI столетия он, в качестве капера, немного повоевал с испанцами на Карибах. Вернувшись в Европу, Уорд в компании с неким Хью Уайтбруком начал охоту на испанские торговые суда в Средиземном море.


Испанский корабль

Но после того как король Яков I в 1604 году подписал мирный договор с испанцами, английские приватиры остались без работы. В Плимуте Уорд был посажен в тюрьму по жалобе какого-то голландского судовладельца. Судьи решили, что арестованный пират вполне пригоден для службы в королевском военном флоте, куда Уорда и определили – разумеется, не поинтересовавшись его мнением по данному поводу. Джон на службе не задержался: с группой «единомышленников» он захватил небольшой барк и вышел в море. Здесь им удалось взять на абордаж небольшое французское судно, на котором они вначале немного «пошалили» в водах Ирландии, а потом пришли к Португалии.

Уже тогда среди морских разбойников шла молва о «гостеприимстве» марокканского города Сале, куда Уорд и направил своё судно. Здесь он встретил еще одного англичанина с криминальной биографией – Ричарда Бишопа, который с радостью примкнул к соотечественникам (этот корсар позже ухитрился получить амнистию английских властей и остаток жизни провёл в графстве Западный Корк, Ирландия).


Западный Корк на карте Ирландии

Свои «призы» Уорд обменял на 22-пушечный голландский флейт «Гифт», экипаж этого корабля составлял 100 человек.


Wenceslaus Hollar. Голландский флейт, 1677 г.

Но пиратствовать, не имея покровителя, – дело неблагодарное. И потому летом 1606 года Уорт перешел под покровительство дея (наместника) Туниса Утман-бея.


Средневековая карта Туниса

В 1607 году Уорд уже командовал эскадрой из 4-х кораблей, флагманским был «Гифт».

По настоянию дея в 1609 году Уорду пришлось принять ислам, но Джон был человеком свободных взглядов, и никаких комплексов по данному поводу не испытывал. Тем более что, по свидетельству бенедектинского монаха Диего Хаедо, уже в 1600 году принявшие ислам европейцы составляли чуть ли не половину населения Алжира. А в Сале до сих пор показывают здание, называемое «мечетью англичан». И в других портах Магриба европейцев-ренегатов тоже было немало.

Новым именем Уорда стало Юсуф-реис. В 1606-1607 гг. его эскадра захватила множество «призов», самым ценным из которых стал венецианский корабль «Реньера э Соде-рина» с грузом индиго, шелка, хлопка и корицы, который был оценён в два миллиона дукатов. Это судно, вооруженное 60 пушками, стало новым флагманом Уорда, но в 1608 году оно затонуло во время шторма.

Оставшийся анонимным британский моряк, который видел Уорда в 1608 году, оставил такое описание этого вождя корсаров:

«Он небольшого роста, с небольшой шевелюрой, совершенно седой, а спереди лысый; смуглолицый и бородатый. Говорит мало, причём почти только одни ругательства. Пьёт с утра до вечера. Очень расточителен и смел. Спит подолгу, часто на борту корабля, когда тот стоит у причала. Все привычки бывалого моряка. Туп и глуп во всём, что не касается его ремесла».

Шотландец Уильям Лайтгоу, встречавшийся с Уордом в 1616 году, уже после его обращения в ислам, описывает его иначе:

«Старый хозяин, Уорд, был благодушным и гостеприимным. Много раз за десять дней моего пребывания там, я обедал и ужинал с ним».

Лайтгоу утверждает, что «король пиратов» в то время пил только воду.

А вот как описывает шотландец дом этого пирата:

«Я увидел дворец Уорда, на который с завистью оглянулся бы любой король…
Настоящий дворец, украшенный дорогим мрамором и алебастровыми камнями. Здесь было 15 человек прислуги, англичан-мусульман».

В своём тунисском дворце Уорд-Юсуф держал множество птиц, по этой причине он получил там прозвище Jack Birdy – Джек-Птичка.

Лайтгоу утверждает, что лично видел этот вольер с птицами. По его словам, он сказал тогда, что понимает теперь, почему Уорда называют Птичкой.

Бывший пират горько усмехнулся:

«Джек Воробей. Какое глупое прозвище. Наверное, это то, как меня запомнят, а?»

Лайтгоу успокоил его:

«Думаю, что нет, капитан. Если вы попадете в историю, про вас определенно не скажут: "Капитан Джек Воробей"».

Как видим, в отличие от киношного Джека Воробья, Уорд вовсе не гордился своим прозвищем. Более приличным ему, видимо, казалось другое, полученное в море – Sharky (Акула).

Имеются сведения, что Уорд хотел вернуться в Англию и через посредников даже предлагал английскому королю Якову I Стюарту «взятку» в 40 тысяч фунтов стерлингов. Но этому воспротивились венецианцы, корабли которых Уорд слишком часто захватывал в Средиземном море.

В последний раз Юсуф-Уорд вышел в море в 1622 году: тогда был захвачен очередной венецианский торговый корабль. В том же году он умер – в Тунисе. Причиной его смерти некоторые называют чуму.

В Британии Уорд стал героем нескольких баллад, в которых он выглядит «морским Робин Гудом». В одной из них рассказывается, как Уорд отпустил на свободу взятого в плен английского шкипера, попросив того передать оставленной им в Англии жене 100 фунтов стерлингов. Шкипер не выполнил своего обещания, и тогда Уорд, снова взяв его в плен, приказал бросить обманщика с верхушки мачты в море. Английский драматург XVII века Роберт Дарборн написал о нём пьесу «Христианин, ставший турком», в которой утверждается, что Уорд принял ислам из-за любви к прекрасной турчанке. Однако на самом деле его женой была дворянка из Палермо, также принявшая ислам.

Питер Истон


Другой соратник Симона де Дансера – Питер Истон, в отличие от некоторых других пиратов, к соотечественникам никакого сочувствия не испытывал и заявлял, что он «бич всех англичан, уважает их не больше, чем турок и евреев».

На пике карьеры под его командой было 25 кораблей. В 1611 году он пожелал получить амнистию от короля Якова I, этот вопрос обсуждался на самом высоком уровне и был решён положительно, но английские бюрократы опоздали: Истон ушёл к Ньюфаундленду, а затем, так и не узнав о прощении короля, вернулся в Средиземное море, где амнистию ему предложил тосканский герцог Козимо II Медичи.


Tiberio di Tito. Портрет Cosimo II de Medici

В Ливорно корсар привёл четыре корабля, экипажи которых насчитывали 900 человек. Здесь он купил себе титул маркиза, женился и до конца жизни вёл размеренную жизнь законопослушного гражданина.

После смерти Сулейман-реиса, Симона де Дансера и Джона Уорда на первый план выдвинулся человек, принявший громкое имя Мурат-реиса.

Мурат-реис Младший


Ян Янсоон, как и Симон де Дансер и Сулейман-реис, родился в Нидерландах во время так называемой Восьмидесятилетней войны (за независимость) с Испанией, которая началась ещё в 60-х годах шестнадцатого столетия.


Герцог Альба вступает в Роттердам в 1567 году

Свою морскую карьеру он начинал как корсар, охотившийся за испанскими судами близ родного города Харлема. Дело это было опасным и не слишком прибыльным, и потому Янсоон отправился к берегам Средиземного моря. Здесь дела пошли лучше, но и конкуренция была чрезвычайно велика. Местные корсары в 1618 году заманили его корабль в засаду близ Канарских островов. Попав в плен, голландец выразил горячее желание стать правоверным мусульманином, после чего его дела пошли ещё лучше. Он активно сотрудничал с другими корсарами-европейцами. Имеются сведения о том, что Мурат-реис старался выкупать соотечественников, взятых в плен другими пиратами. В 1622 году этот корсар посетил Голландию: прибыв в порт Фире на корабле под марокканским флагом, он «сагитировал в пираты» несколько десятков моряков, которые потом служили на его кораблях.

В конце концов, он, как уже сообщалось выше, был избран «великим адмиралом» Сале и женился там.

В 1627 году «младший» Мурат-реис напал на Исландию. У Фарерских островов пиратам удалось захватить датское рыболовное судно, на котором они свободно вошли в Рейкьявик. Основной добычей стали от 200 до 400 (по сведениям разных источников) молодых мужчин, которые были выгодно проданы на невольничьих рынках. Исландский священник Олав Эгилссон, которому удалось вернуться из плена, утверждал, что в экипажах корсарских судов было много европейцев, в основном голландцев.

В 1631 корабли Мурат-реиса атаковали побережье Англии и Ирландии. Городок Балтимор в ирландском графстве Корк (жители которого и сами промышляли пиратством) после этого набега опустел на несколько десятилетий.

Некоторые исследователи считают, что балтиморцы стали жертвой борьбы местных кланов, один из которых и «пригласил» корсаров для «разборок» с противниками. Местных католиков потом обвиняли в том, что по какому-то странному стечению обстоятельств почти все захваченные в плен ирландцы (237 человек) оказались протестантами.

Другие полагают, что «заказчиками» налёта выступили купцы из Уотерфорда, которых постоянно грабили балтиморские пираты. В качестве подтверждения этой версии указывают на сведения о том, что один из уотерфордских купцов (по имени Хакетт) был повешен уцелевшими балтиморцами сразу после атаки салийских корсаров.

Затем пираты Мурат-реиса нападали на Сардинию, Корсику, Сицилию и Балеарские острова, пока он сам в 1635 году не попал в плен к госпитальерам Мальты.


M. Merian. «Бой галер Мальтийского ордена с турецкими галеонами 28 сентября 1644 года» (фрагмент), 1707 год


Захват турецкого военного корабля у Мальты 25 января 1652 года

Ему удалось бежать в 1640 году, когда остров атаковали пираты из Туниса. Последнее упоминание об этом голландце относится к 1641 году: в это время он был комендантом одной из марокканских крепостей. С ним тогда находилась его первая жена, привезённая по его просьбе из Голландии, и дочь Лисбет.

Известно также, что его сыновья от первой жены были в числе голландских колонистов, основавших город Новый Амстердам, который в 1664 году перешел под контроль Британии и получил название Нью-Йорк.


Новый Амстердам, около 1650 года

Завершение истории пиратской республики Сале


В 1641 году Сале подчинил суфийский орден Дилаитов, который в это время уже контролировал почти всю территорию Марокко. Жить под властью суфиев корсарам очень не нравилось, и потому они заключили союз с Мулаем Рашидом ибн Шерифом из клана Алуитов: с его помощью в 1664 году суфии были изгнаны из Сале. Но уже через 4 года тот же самый Мулай Рашид ибн Шериф (с 1666 года — султан) присоединил города пиратской республики к Марокко. Пиратской вольнице пришёл конец, но корсары никуда не делись: теперь они находились в подчинении султана, который владел 8 из 9 кораблей, выходивших на «морской промысел».


Мулай Рашид ибн Шериф

Берберийские корсары Алжира, Туниса и Триполи по-прежнему бороздили просторы Средиземного моря. Продолжение истории пиратов Магриба – в следующей статье.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 марта 2020 07:02
    Более приличным ему, видимо, казалось другое, полученное в море – Sharky (Акула).
    Интересно, не баллады ли о Джеке Уорде, вдохновили Дойла на создание образа капитана Шарки?
    Спасибо за статью, Валерий!
    1. -6
      27 марта 2020 09:02


      да не серьёзно получается,автор статеек говорит одно ,а изображения говорят об обратном.Выходит ,что большие корабли -галеоны у турков были,а значит такие корабли создавались для большого плавания и не средиземному морю.Но зачем скрывать эти факты?
      Официальная история избирательна и работает только с фактами ,которые укладываются в её корзину,а другие отбрасывает.Кто то может ,что то внятное сказать?
      1. +3
        27 марта 2020 11:03
        Спасибо автору
        Для всех времён первичное накопление капитала обязательно через грабёж.
        Гораздо интересней рассмотреть накопление первичного капитала Английскими королями-королевами. Они вроде этакого *пахана* сами не грабили, позволяли грабить при условии что награбленное будут сдавать королю-королеве Англии. Скупали всё и конечно рабов , а потом перепродавали. Последняя партия рабов была отправлена в Австралию в начале прошлого века, вывозили ирландских детей для фермеров.
        Зато сегодня англичане пыжатся в позе моралистов и этаких моральных менторов.
      2. +8
        27 марта 2020 15:00
        Цитата: Бар1
        Выходит ,что большие корабли -галеоны у турков были,а значит такие корабли создавались для большого плавания и не средиземному морю.Но зачем скрывать эти факты?

        Хорошо, давайте я с вами соглашусь. Были у турок большие корабли и историки это скрывают. Допустим.
        Мне интересно, это всё, что вы хотели сказать или вы планировали, исходя из этой посылки развить какое-то более значимое построение?
        И, кстати, скажите, а на фига историкам так несчастных турок обижать? Какой далеко идущий план они вынашивают?
        1. +1
          27 марта 2020 17:27
          "И, кстати, скажите, а на фига историкам так несчастных турок обижать?" Исторически так сложилась,что на просторах Руси главным конкурентом были Тюрки.Даже монгол-татары в большей части были тюрками,нежели монголами.Вспомним Казанское Ханство,Булгарское Ханство,Астар-ханство,бесконечные войны с Османскими тюрками,Крымскими тюрками и.т.д.То есть,по большому счету,европейцы иногда были друзьями,иногда врагами,но для простор Руси они не были конкурентами.А тюрки были именно конкурентами.Исходя из этого,веками,истографы принижали роль,поведения тюркского мира в том или ином историческом отрезке, и в целом. Повторюсь,главной причиной такого отношения была не вражда,или дружба,а чувства конкуренции.Сейчас вся истография продолжает тот многовековой тренд,по инерции.
        2. -2
          27 марта 2020 17:54
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Хорошо, давайте я с вами соглашусь. Были у турок большие корабли и историки это скрывают. Допустим.


          где турецкие походы в америку,в африку? Почему ничего нет?
          1. +4
            27 марта 2020 19:11
            Цитата: Бар1
            где турецкие походы в америку,в африку? Почему ничего нет?

            Может потому, что этих походов не было? А вообще-то, этот вопрос не к историкам, а, скорее к самим туркам.
            А если вы считаете, что такие походы были, то интересно было бы послушать про них. Расскажете?
      3. 0
        27 марта 2020 16:56
        "что большие корабли -галеоны у турков были,а значит такие корабли создавались для большого плавания и не средиземному морю" Конечно были.Иначе как они плыли бы из берегов Турции до Индонезии,и много раз.Малыми кораблями невозможно плыть через океан,вести груз,и что то обратно привезти.
        1. -2
          27 марта 2020 17:53
          Цитата: Oquzyurd
          "что большие корабли -галеоны у турков были,а значит такие корабли создавались для большого плавания и не средиземному морю" Конечно были.Иначе как они плыли бы из берегов Турции до Индонезии,и много раз.Малыми кораблями невозможно плыть через океан,вести груз,и что то обратно привезти.

          а кроме индонезии турки ,что не знали других земель?Почему нет НИЧЕГО про турецкие караваны в америку или в австралию.Если есть приведите ссылки.
          1. 0
            27 марта 2020 18:31
            Знали,больше может быть,чем другие. https://bilimvegelecek.com.tr/index.php/2016/03/01/buyuk-osmanli-denizcisi-ve-haritacisi-piri-reis/ Если не понимаете языка,то можно гугл переводчике перевести.Искажает немного,но понятно все равно.
          2. 0
            27 марта 2020 18:53
            https://vk.com/@thepirateseriesofficial-istoriya-flota-osmanskoi-imperii Здесь интереснее,много информаций.
            1. -1
              28 марта 2020 21:00
              Цитата: Oquzyurd
              https://vk.com/@thepirateseriesofficial-istoriya-flota-osmanskoi-imperii


              ну вот это уже неплохо ,не то что Рыжов тут рассказывает.Но вопросы некоторые конечно остаются.Было мощное и грозное средневековое государство Атамания ,которое просто увяло на глазах.
              Что же случилось?
              1. +1
                28 марта 2020 22:33
                Продолжением Селджукской Империи является Османская Империя,и их другие звали Атаманской Империей. Про другой Атамании у меня нет информации.
          3. +4
            27 марта 2020 19:59
            Цитата: Бар1
            а кроме индонезии турки ,что не знали других земель?Почему нет НИЧЕГО про турецкие караваны в америку или в австралию.Если есть приведите ссылки.

            Собственно турки не знали и сегодняшней Индонезии.
            Но...
            Примерно с 7 века на Средиземном море появились арабы - основная новация - косые паруса и килевые корпуса судов. которые до сих пор называют дау.
            Под их влиянием средиземноморские либурны, триеры ... и пентеры у Византийцев преобразились в сначала в дромоны, а несколько позже в галеры.
            турки по наследству строили подобные корабли с большим арабским уклоном - шебеки.
            Но все это о Средиземном море.
            А в Индийском океане вплоть до 17-го века продолжали господствовать арабы.
            Именно арабы ходили к Яве и Суматре, именно арабы донесли сведения о богатствах Востока.
            И именно арабские сведения выдаются за турецкие.

            А сказки о больших кораблях в Индийском океане - это скорее всего некое воспоминание о китайских кораблях, которые дошли в 15 веке до Мадагаскара. Причем самые крупные корабли имели команду около 1000 человек.
            1. 0
              27 марта 2020 20:41
              Цитата: Сергей С.
              И именно арабские сведения выдаются за турецкие.


              в предыдущих статьях я приводил цитаты из Лукъянова ,а так же сами изображения именно турецких галеонов.Поэтому не арабские галеоны ,а турецкие.
              1. +1
                27 марта 2020 22:06
                Цитата: Бар1
                в предыдущих статьях я приводил цитаты из Лукъянова ,

                А кто это Лукъянов.
                Лично мне такой специалист по истории кораблестроения и флота не известен.
                Шершова знаю, Боголюбова знаю, Лукъянова - не знаю...
                Цитата: Бар1
                а так же сами изображения именно турецких галеонов.

                Вы бы еще изображения из летописей привели.
                Или по впечатляющим гравюрам Рембранта попробовали сконструировать парусную оснастку.
                Пока не появились специалисты, сведения от сторонних очевидцев имели минимум точности, и, часто, изображали не реальный объект. а нечто из головы художника...
                Кстати современные художники, выпускники Академии художеств, но не Военно-морских училищ, грешат тем же - сказочными картинками...
                Цитата: Бар1
                Поэтому не арабские галеоны ,а турецкие.

                Поэтому арабских галеонов не бывает.
                А турецких и подавно. Вообще-то у турок с кораблестроением было очень плохо и всегда.
                То-то они приглашали французов строить флот против России.
                А лучшие турецкие шебеки строили греки и славяне из Долмации.
                1. -1
                  28 марта 2020 00:26
                  Цитата: Сергей С.
                  А кто это Лукъянов.

                  Путешествие на святую землю священника Лукъянова.

                  1. 0
                    28 марта 2020 05:00
                    Цитата: Бар1
                    Путешествие на святую землю священника Лукъянова.

                    Нечто подобное подозревал.
                    Даже про летописи написал...

                    И что же, на основании вот такого текста будем делать выводы о кораблестроении и мореходстве турок?

                    Замечу. что в представленный отрывок относится к петровскому времени. То есть когда более менее большое судно могли построить в разных странах. Но искусством мореплавания в океанах владели еще очень не многие. И турецкие корабли в портах Европы за пределами Средиземного моря лично мне, например, неизвестны.
                    1. -1
                      28 марта 2020 09:21
                      Цитата: Сергей С.
                      И что же, на основании вот такого текста будем делать выводы о кораблестроении и мореходстве турок?


                      если у турок ВЕКАМИ был флот,значит турки делали и большие корабли,а иначе ,как в официальной истории этот народ надо причислить к примитивным и ограниченным типа делали ,но всё плохо делали,а вот европейцы делали хорошее.
                      Факты есть значит мы просто не знаем остальных фактов.Осталось только разыскивать их.Ну а если атаманские корабли ходили по океанам ,то там тоже должны остаться следы.
                      И самое главное ОИ от нас это скрывает ,значит есть почему.
                      Вот Космография универсальная , изображение океанского корабля с полумесяцем на флаге ,который сокрушил корабль без полумесяца возле земли австалийской т.е. неизвестной и это не средиземное море.



                      вот солнечная и полумесячная символика на берегах Флориды -Америка.


                      если турки имели флот ,значит её корабли ходили по всем морям и океанам,а значит эти факты вымарали из истории.
                2. -1
                  28 марта 2020 00:34
                  Цитата: Сергей С.
                  То-то они приглашали французов строить флот против России.

                  ну да итальянцы нам кремль строили,а французы туркам корабли строили,несмотря на то что турки СОТНИ лет в море ходили ,но галеоны строить не научились.
                  Историю пишут победители.
                  1. 0
                    28 марта 2020 05:06
                    Цитата: Бар1
                    ...несмотря на то что турки СОТНИ лет в море ходили

                    Голословно.

                    Ваше
                    Цитата: Бар1
                    Историю пишут победители.

                    Относится именно к туркам, которые себе приписали деяния побежденных народов.
                    1. -1
                      28 марта 2020 08:33
                      Цитата: Сергей С.
                      Голословно.

                      странные вы какие то историки ,истории не знаете.

                      В 1081 году сельджукский эмир Чака Бей завоевал несколько городов на эгейском побережье Анатолии, включая Смирну. В том же году он начал строительство первого анатолийского турецкого флота, состоявшего из 33 парусных судов и 17 вёсельных судов, на верфях Смирны и Эфеса. В


                      https://ru.wikipedia.org/wiki/Османский_флот

                      Цитата: Сергей С.
                      Относится именно к туркам, которые себе приписали деяния побежденных народов


                      нет.Я имел ввиду наших немецких царей ,которые и правили Русью/Россией.
                      1. +1
                        28 марта 2020 09:38
                        В 1081 году сельджукский эмир Чака Бей завоевал несколько городов на эгейском побережье Анатолии, включая Смирну. В том же году он начал строительство первого анатолийского турецкого флота, состоявшего из 33 парусных судов и 17 вёсельных судов, на верфях Смирны и Эфеса. В
                        https://ru.wikipedia.org/wiki/Османский_флот

                        И я о том же - греки строили.
                        А еще египтяне, алжирские и марокканские арабы...

                        Вот только турки сами в средние века не умели строить корабли.
                      2. -1
                        28 марта 2020 09:57
                        Цитата: Сергей С.
                        И я о том же - греки строили.

                        и где там написано,что "греки строили"? Вы не передёргивайте...
                      3. +1
                        28 марта 2020 09:45
                        Цитата: Бар1 (Тимур)
                        Я имел ввиду наших немецких царей ,которые и правили Русью/Россией.

                        Никто и не отрицает, что доля русской крови в династии Романовых сходила к бесконечно малой величине.
                        Впрочем это касалось практически всех европейских монарших домов.
                        То то король английский, как две капли воды с николаем II.

                        Я же о другом.
                        Корабли петровского флота никто русским изобретать не вменяет.
                        В допетровсое время русские совершили Величайшее географическое открытие, вернее. научный подвиг, - описали всю северо-восточную Азию и побережье Северного морского пути.
                        Соответственно, есть и мировой вклад русских в кораблестроение и мореплавание, русскими являются Кочи, карбасы, раньшины...
                      4. -2
                        28 марта 2020 10:05
                        Цитата: Сергей С.
                        Соответственно, есть и мировой вклад русских в кораблестроение и мореплавание, русскими являются Кочи, карбасы, раньшины...


                        ну понятно ,вы тоже из этих.

                        -Корабль-короб по руски
                        -Корабль-каравела
                        -корвет
                        -карбас
                        это руские слова
                        -галеоны-гальские корабли
                        -баркас-барские корабли.
                        -барк
                        -фрегат
                        -бриг
                        -бригантина

                        Цитата: Сергей С.
                        Я же о другом.
                        Корабли петровского флота никто русским изобретать не вменяет.
                        В допетровсое время русские совершили Величайшее географическое открытие, вернее. научный подвиг, - описали всю северо-восточную Азию и побережье Северного морского пути

                        т.е. бабка ты сюда не ходи ,ты сюда ходи... Так что ли? Так не бывает .Вы забыли упомянуть про Острова Россиян в Тихом океане,т.е. руские ходили не только по северным морям-это из ОИ.
                      5. +2
                        28 марта 2020 11:53
                        Цитата: Бар1
                        ну понятно ,вы тоже из этих.

                        ...?
                        Я о том, что русские мореходы по всей истории.
                        С 7-го века без книг примеры на память приходят.
                        А сведения об этом не мы сами придумали, а византийцы и арабы об этом написали.
                        А коч и раньшина в истории кораблестроения уникальны - только наши предки такие суда строили.
                      6. -1
                        28 марта 2020 13:56
                        Цитата: Сергей С.
                        А коч и раньшина в истории кораблестроения уникальны - только наши предки такие суда строили.

                        да но делать кочи и ладьи запретил немец окаянный пётр.
                        Большой удар нанесла царская любовь и по исконному местному судостроению. Петр развернул в Архангельске мощную судостроительную индустрию, положив в её основание иноземные образцы. Одновременно он запретил в этом деле всякую самодеятельность. 28 декабря 1715 года царь направил в Архангельск указ*, которым предписал местному населению впредь строить не лодьи и кочи, а «морские суды галиоты, гукары, каты, флейты…» Однако инерция оказалась велика, и поморы продолжали строить суда так, как их научили отцы и деды. Через четыре года царь ужесточил требования: « Кто станет делать после сего указу новые, тех с наказанием ссылать на каторгу, а суды их изрубать…» Из Архангельского порта было запрещено отправлять с товаром торговые суда «прежнего дела», то есть построенные на основе старинной поморской традиции.


                        https://rummuseum.ru/lib_g/belomor12.php
                      7. +1
                        28 марта 2020 20:26
                        Цитата: Бар1
                        да но делать кочи и ладьи запретил немец окаянный пётр.

                        А еще на Волге велел на галиотах ходить...
                        Пётр тоже человек, ошибался, и не раз.
                        Действовал запрет недого...
                      8. +1
                        28 марта 2020 11:57
                        Цитата: Бар1
                        т.е. руские ходили не только по северным морям-это из ОИ.

                        Да, русские ходили по северным морям, по русскому (Черному) морю... и не только.
                        До Хоккайдо на юг дошли.
                        В конечном итоге Аляску освоили, поселения в Калифорнии организовали, вождь Гавайский под русский протекторат норовил...

                        И что из этого?
                        Кстати ОИ во многом права, если не лениться и читать ее внимательно.
                      9. -1
                        28 марта 2020 14:03
                        Цитата: Сергей С.
                        Да, русские ходили по северным морям, по русскому (Черному) морю... и не только.


                        ходили да и были первые первооткрыватели ,но кому отдали право на название топонимов?
                        -Дежнёв открыл пролив между Азией и америкой,а назвали именем беринга ,который появился там на 80 лет позже.
                        -Аляска -что это? Какая этимология этого слова?ОИ пишет откровенный бред про алеутское название "китобойное место"
                        -Аляска-а/анти л/раска руская -т.е слово РУСКАЯ просто искажено до неузнаваемости.
                        -Баренцево море -изменили название большевики ,отдав название руского Печёрского или Мурманского/Мореманского моря голандцу Баренцу.Зачем это?
                        и такого много,когда не только цари ,но и большевики боролись с руским народом.
                      10. +1
                        28 марта 2020 20:13
                        Цитата: Бар1
                        и такого много,когда не только цари ,но и большевики боролись с руским народом.

                        ... Политический бред начался...
                        Как же. как же... Когда аргументов нет, виноват Ленин или Сталин.
                      11. -1
                        28 марта 2020 20:52
                        Цитата: Сергей С.
                        Политический бред начался...
                        Как же. как же... Когда аргументов нет, виноват Ленин или Сталин.

                        какой же это бред? Это факты...
          4. +7
            27 марта 2020 20:33
            да не серьёзно получается,автор статеек говорит одно ,а изображения говорят об обратном.Выходит ,что большие корабли -галеоны у турков были,а значит такие корабли создавались для большого плавания и не средиземному морю

            "что большие корабли -галеоны у турков были,а значит....

            Ну что «малыши и неофиты от флота», готовьте тапки к показательной порке фильма «Турка в океане» начинается Котище пришёл!
            Разбираем Первую иллюстрация Автора с «галеонами».
            Вопрос в студию из Вас кто-нибудь отличает галеру от скампавеи и шебеки? Так что у мальтийских «галер» считаем пары весел и мачты. Получаем 9 и 1, в итоге - вместо галеры (у которой от 18 до 25 банок и 2-3 мачты), скампавею! Ровно в два раза меньше, чем у «галеры»! Теперь играем пропорциями получаем вместо турецких «галеонов» - нефы второй четверти 17 века.
            Так ради интереса напомню, чтоб «завалить» шведский парм (фрегат гребной) Элефант, шесть галер и три шхер-бота при Гангуте! Нашим понадобилось три атаки более чем тремя десятками скампавей и галер! А парм, это далекое не галеон.
            Теперь второй рисунок, толпа галер (они здесь двух мачтовые и 20-25) баночные рвут на части «турецкий галеон»? Беда только, что это опять не «галеон», а Гото-Предестанцию кто-нибудь видел?
            Переделами друзья классический линейный корабль конца 17 века! Как минимум корпус и парусное вооружение той эпохи. Как вариант корабль французской постройки, однозначно совершеннее, чем наш Лесной и Полтава, постройки начала 18 века. Предположу что картину писал современник нашего Пётра I.
            Ну и последнее! В трофеях у турок и их сателлитах было множество трофеев и отрицать наличия среди них галеонов банально нерационально. Кроме того французы с начала 18 века строили турка современные линейные корабли. Учитывая, Нанья и Пинта Колумба были менее 100 тонн водоизмещения, а Тур Хейердал доплыл до Америки на тростниковом плоту «Ра 2» турки не боялись океанских просторов, но плавали они не на галеонах и галеасах, а совершенно других кораблях.
            С уважением, Коте!
            1. 0
              27 марта 2020 20:44
              Цитата: Коте пане Коханка
              Беда только, что это опять не «галеон»


              ну да вам и беда ,смотрите ,но не видите-это именно галеон с полумесячной символикой.
            2. +1
              27 марта 2020 21:29
              Цитата: Коте пане Коханка
              турки не боялись океанских просторов, но плавали они не на галеонах и галеасах, а совершенно других кораблях.

              ... только никто (из моряков) кроме турок турок в океанах не видел...
              1. +6
                28 марта 2020 04:49
                Цитата: Сергей С.
                Цитата: Коте пане Коханка
                турки не боялись океанских просторов, но плавали они не на галеонах и галеасах, а совершенно других кораблях.

                ... только никто (из моряков) кроме турок турок в океанах не видел...

                Утро доброе!
                Да Вы что за ахенею несёте, как посмели, кто разрешил, турок в океане как минимум видел наш Бар 1!!! wassat
                Правда турки его реальности это тартары (русские)! bully
                Так что русские галеоны в Малайзии и на Суматру, в Америке и Сахаре ....... готовьтесь. lol
                Теперь серьезно, простите за шутку выше, заранее извиняюсь если как-то обидел.
                В реальности поданные Оттоманской Порты могли торговать в Юго-Восточной Азии. Были ли арабами, турками или евреями история умалчивает. Однозначно другое пираты Порты шалили в красном море и индийском океане. Подданые Порты торговали. Только плавали первые в 15-17 веке на шебеках, галерах, галеасах и галеотах, а вторые на Доу (дау).
                С уважением, Коте!
            3. +2
              27 марта 2020 21:55
              "Гото Предестинация" стоит себе в Воронеже, гостей принимает. Поскольку для Азовского моря Ее строили, то и осадка уменьшена была.
              1. +5
                28 марта 2020 04:27
                Утро доброе!
                Божье Проведенье, уникален по конструкции своего корпуса. В целях защиты у него был сделан накладной дубовый киль. Так что корабль построенный в Воронеже, готовился для операций река-море!
                Военные историки до сих пор спорят, чьё это изобретение. Одна из версий, идею накладного киля заимствовали от русских бусов, которые строили на Каспии.
                Но главное другое, корабелы Пётра знали с чем столкнулись волжские Фредерик и Орёл на Волге предвидели это и искали выходы.
        2. +3
          27 марта 2020 20:37
          До 20 века включительно Арабы и Индусы в Малайзию и Индонезию плавали на Доу, размеры которых были сопоставимы с каравеллами Колумба!
  2. +12
    27 марта 2020 07:39
    Отличный получается цикл статей,жду продолжения,спасибо!
  3. +6
    27 марта 2020 08:15
    Интересная статья! Лишний раз убедился в том, что пиратство как профессиональная деятельность и образ жизни не имеет национальности, не признает вероисповедание и т.п. Главное - жажда наживы и поиски приключение на, скажем так, нижние полушария головного мозга. Интересна трансформация Джона Уорда в Джека Воробья - пират всего-то оказался орнитологом-любителем и тем заслужил нелюбимое прозвище! Вполне объяснимо, что почетное прозвище Акула нравилось ему куда больше. А в истории, в т.ч. благодаря Голливуду, он остался Джеком Воробьем. От судьбы не уйдешь.
  4. +3
    27 марта 2020 08:33
    Португальские корабли: галеон, нефы (naõ), галера, каравелла, фуста и галиот. Зарисовки Кастро 1540–1541 годов

    На этом рисунке скорее каррака. Нефть в 14-15 веках уже стали историей кораблестроения. Нао в общем-то почти тоже самое, что каррака
    1. +5
      27 марта 2020 13:11
      Цитата: Толстый
      Нефть в 14-15 веках

      Нефы
      Цитата: Толстый
      Нао в общем-то почти тоже самое, что каррака

      В Португалии в то время каракки обычно называли просто «нау» (порт. nau). В Испании «carraca» или «нао», во Франции «caraque» или «неф». Стоит отметить, что «нау», «нао» или «неф» означает просто «корабль» и этот термин мог относиться как к каракке, так и к каравелле, или к относительно большому судну другой конструкции.
      Неф (фр. nef — корабль) — южноевропейское, в основном характерное для Средиземноморского бассейна, деревянное торговое и военно-транспортное судно X—XVI веков.
      Неф широко использовался в торговле на Средиземном море, во время крестовых походов, для перевозки пилигримов в Святую землю, а также в ходе Столетней войны
      Кара́кка (итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.
      Лично делал Каракку, (модель)
      С каракками связана Гонка Каракк(кто круче)
      Henry Grace à Dieu-как раз из этой Европейской гонки военного судостроения.
      1. +1
        27 марта 2020 13:43
        Ну конечно неф. Это автозамена подводит...)))
      2. +2
        27 марта 2020 20:14
        Цитата: Σελήνη
        Кара́кка (итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.

        Извините, но это объяснение не несет профессиональных признаков.
        Кроме термина "большое"...
        Как принимаю...
        Каракка родом из Испании. Именно по причине, что на таком "большом" корабле было надежнее в дальних плаваниях, каракка стала распространяться в европейских странах.
        Этот термин заменил/вытеснил термин "нао", что означает корабль.
        Кстати, "Корабль" это тоже термин - большой мореходный...
        Эта традиция сохранялась до 18 века, в петровском флоте до введения термина "Линейный" все крупные боевые суда назывались "Корабль", в отличие от фрегатов, галер, галеотов, шняв...

        Считается, сто каравелла отличалась способом нашивания обшивки - вгладь, в отличие от способа внакрой у кораблей более старых.

        так что начиная примерно с Колумба основные корабли великих экспедиций - каравеллы.
        А англичане и голландцы ходили на галеонах (главное отличие развитое парусное вооружение), флейтах, несколько позднее на шлюпах (особые мероприятия по повышению прочности корпуса и надежности рангоута и такеллажа) и фрегатах...
  5. +3
    27 марта 2020 08:37
    Благодарю автора за прекрасный цикл статей, с удовольствием читаю. Прошу автора также уделить внимание технической составляющей: какие именно корабли и как использовались пиратами. Как они противостояли пару нам кораблям великих морских держав и тд
  6. +4
    27 марта 2020 09:36
    Четко прослеживается два типа пиратов: те, что поумнее, накопили средства и остановились, женившись и прожив в достатке жизнь.

    Остальные , вовремя не остановившись-исчезли....
    1. +8
      27 марта 2020 09:46
      Любопытно, что и в России, буквально на наших глазах, произошла такая трансформация. Бандюганы и рэкетиры 90-х тоже разделились на такие группы. Чуть поумнее (и менее жадные) остановились - и теперь изображают из себя добропорядочных буржуа, патриотов и меценатов. "Альтернативно одаренные" и ненасытные - перестреляли друг друга, выжившие - пошли на "царскую каторгу", выйдя из которой оказались у разбитого корыта. В том числе таковых оказались даже "пиратские адмиралы", типа Березовского и Ходорковского, которые думали, что "султан", который и сам из "семьи" (бывший заместитель и Собчака, и Чубайса, официальный наследник Ельцина), все "поймет и простит". А если не поймет - то "из корабельных пушек по дворцу Топкапы" пострелять можно, как в 1993.
      1. +3
        27 марта 2020 10:42
        Цитата: ВлР
        Любопытно, что и в России, буквально на наших глазах, произошла такая трансформация.

        Подобное, думаю, можно сказать и обо всем мире и во все времена....
    2. +2
      27 марта 2020 19:05
      Собственно об этом капитан Сильвер и говорит.
  7. +5
    27 марта 2020 15:13
    Валерий, за статью, как всегда, спасибо. Действительно, колоритные персонажи. Но мне интересно, почему "бёрди" перевели как именно "воробей", а не, например, "синица" или "зяблик". Что за слабость именно к воробьям? smile
    Перевод "птаха" или "пташка" кажется мне более правильным.
    1. +4
      27 марта 2020 15:26
      В общем, да. Воробей, по-английски, "спарроу".
      1. +5
        27 марта 2020 15:41
        А синица - "томтит" или просто "тит". smile
        Если бы Джек Бёрди благодаря произволу переводчиков стал бы не Воробьём, а Синичкой, мы могли бы бурно пофантазировать по поводу значения английского слова "tit", и возможно, в итоге Джек превратился бы в Жаклин... smile
      2. +4
        27 марта 2020 18:36
        Антон, привет! Воробей, оказывается кличка весьма популярная не только у пиратов.
        Корабельная зенитная установка "Си Спарроу". Ну и вертушка с тем же именем.


        Валерию, как и всегда, искренняя благодарность за отличную работу. hi
    2. +4
      27 марта 2020 16:05
      Да, "тонкости перевода": часть авторов называют его "Джек Птичка", часть - "Джек Пташечка", третьи - "Джек Воробей". Причем "старые" авторы, с фильмом явно незнакомые.
      1. +5
        27 марта 2020 16:19
        А можно перевести ещё и имя тогда получится вообще огонь - Яшка Пташка. smile
        В общем, хорошо ещё, что "воробей", а не, например, "петух".
        А вообще, с точки зрения понятий классических уголовников ХХ в. такое погоняло - чистый зашквар. "Птичьи" погремухи привешивают только опущенным. Даже такое слово как "орёл" в классическом блатном понимании - оскорбление, за которое можно и ответить. Правда, после 90-х блатные понятия и законы стали несколько размытыми, уже не столь чётки и допускают многие отступления и послабления, но, насколько мне известно, "пернатая" и "рогатая" тематика до сих пор считается очень и очень рискованной.
        1. +4
          27 марта 2020 16:24
          Кстати, если русский переводчик Лайтгоу перевел все правильно, то получается, что шотландец в начале разговора называет Уорда "Птичкой", но сам Уорд, отвечая ему, называет себя "Воробьем"!
          Значит, это было для него принципиально? Менее обидно?
        2. +2
          28 марта 2020 08:20
          А Финист-Ясный. Сокол может быть признан исключением? smile
          Я вот ещё подумал: Уорд знал, что над ним пусть и за глаза, смеются из-за его увлечения птицами, прозвище "неподходящее" дали, но от птиц не избавился. Что вызывает уважение - человек не предал свою любовь. Быть может, в другое время он бы стал
          не пиратом, а известным зоологомм (орнитологом)?
          1. +2
            28 марта 2020 11:13
            Цитата: ВлР
            Финист-Ясный. Сокол

            Уголовный мир - своего рода искаженная, изуродованная реальность, где все понятия извращены, причем, зачастую, какую-либо привычную нам логику в этих извращениях искать бесполезно.
            Всё, что связано с птицами (клюв, перо, гнездо, крыло) или может быть ассоциировано с ними - оскорбительно, потому, что намекает на петуха. Это же относится к рогам и копытам, поскольку может быть отнесено к чёрту - в блатном мире фигуре также малопочетной, хотя и не столь презираемой, как петух.
            Исключением может быть признано что угодно, если это подтвердит авторитетный вор. При этом, на разных зонах один и тот же вопрос может решаться совершенно по-разному, что неоднократно служило причиной кровавых конфликтов. Так что ответ на ваш вопрос - может. Но вряд ли. smile
  8. +4
    27 марта 2020 19:02
    Традиционно понравилось. Особенно афоризм: "Пиратствовать, не имея покровителя - дело неблагодарное". Не поспоришь.