Оружие постъядерного мира: флот

85

Ранее мы рассмотрели последствия глобальной ядерной войны, а также то, как могут выглядеть наземная боевая техника и авиация. В этой статье рассмотрим, каким будет флот постъядерного мира.

Ещё раз вспомним факторы, осложняющие восстановление промышленности после ядерной войны:
— вымирание населения из-за массовой гибели в самом начале конфликта вследствие высочайшей урбанизации и последующей высокой смертности из-за общего ослабления здоровья, плохого питания, отсутствия гигиены, медицинского обслуживания, неблагоприятных климатических и экологических факторов;
— развал промышленности из-за выхода из строя высокотехнологичного автоматизированного оборудования, отсутствия квалифицированной рабочей силы и глобализации техпроцессов;
— сложность добычи ресурсов из-за исчерпания легкодоступных месторождений и невозможность вторичной переработки многих ресурсов из-за их загрязнения радиоактивными веществами;
— уменьшение площади территорий, доступных для проживания и передвижения из-за радиационного заражения местности и негативных изменений климата;
— разрушение государственного устройства в большинстве стран мира.




Производство в первые десятилетия, а то и в первое столетие после ядерного конфликта будет представлять собой кустарные мастерские, оснащённые примитивным оборудованием. В более развитых квазигосударственных образованиях появятся мануфактуры, на которых хоть в какой-то степени будет реализовано конвейерное разделение труда.

Проблемы и потребности


Возникает вопрос: можно ли построить флот в условиях значительного развала промышленности и технологических цепочек?

С одной стороны, современные корабли по сложности используемых технологий не уступают авиации, но, с другой стороны, начальный технологический уровень, необходимый для строительства судов, может быть гораздо ниже: выдолбленная из дерева лодка тоже в какой-то степени корабль. С одной стороны, комплексное развитие флота требует гигантских сил и возможно только при высокой концентрации усилий государства в этом направлении, с другой стороны, даже сильно ограниченные в ресурсах и доступе к технологиям страны могут позволить себе строить корабли: вопрос их технологического совершенства не так критичен, если технологии у всех будут одинаково примитивные.

Иными словами, корабли постъядерная промышленность построить сможет, но возникает вопрос: нужны ли они?

Безусловно, да. Более того, в условиях отсутствия транспортной авиации и железнодорожного сообщения флот может стать наиболее эффективным способом обеспечения грузооборота между будущими центрами цивилизации. Корабли не требуют прокладки дорог и рельсов, для них нужно гораздо меньше топлива в пересчёте на объём перевозимого груза. В качестве топлива для судов могут применяться низкокачественный мазут, уголь и даже дрова. Не исключён возврат и к парусным движителям.

Транспортные корабли необходимо будет защищать от «конкурентов» и пиратов, что потребует оснащения их вооружением, или эскортом из специализированных боевых кораблей.

Как мы рассмотрели в статье «Оружие постъядерного мира: наземные силы», дефицит топлива и превосходство средств обороны перед средствами нападения могут привести к тому, что войны станут во многом позиционными, неманевренными, с преимущественным использованием разведывательно-диверсионных подразделений. При этом задачи, решаемые примитивной постъядерной авиацией, по большей части сведутся к разведке, заброске разведывательно-диверсионных подразделений, доставке срочных грузов и периодическому нанесению ударов по схеме «вдарь и беги».

В постъядерном мире флот длительной время может оставаться единственной силой, способной к ведению маневренной войны.

Наконец, флот обеспечит постъядерной цивилизации доступ к природным ресурсам рек, морей и океанов. Можно предположить, что восстановление океанских и морских природных ресурсов произойдёт гораздо быстрее, нежели на суше. Причиной этого станет сокращение выбросов в океан мусора, промышленных отходов и сточных вод, отсутствие промышленной ловли в существующих объёмах, а также более стабильные климатические условия, обеспечивающие температурной инертностью большой массы воды.


Экологии океана глобальная ядерная война может пойти… только на пользу

Малые суда


Можно предположить, что в прибрежных регионах, напрямую не пострадавших от ядерных ударов, останутся имеющиеся на текущий момент суда. Поскольку дефицит топлива неизбежен, то в первую очередь застынут у пирсов наиболее «прожорливые» суда, а затем и все остальные, оснащённые двигателями внутреннего сгорания. Какое-то время использоваться смогут только простейшие вёсельные лодки, возможно, некоторые суда люди смогут оснастить парусными движителями.

Несмотря на то, что навыки создания парусных судов во многом забыты, восстановить их смогут достаточно быстро.


Малые парусные суда производятся до сих пор и доступны по цене автомобиля B-класса

Конечно, вёсельные и парусные суда вряд ли можно отнести к боевым кораблям, но они станут первым шагом в деле возвращения человечества в океан.

Наследие


Основным преимуществом кораблей перед наземной техникой являются их значительно большие размеры, которые не только позволяют размещать большое количество груза, что делает морские перевозки наиболее дешёвым видом транспортировки, но и позволяет разместить крупногабаритные силовые установки, например, паровые котлы, работающие на низкокачественном жидком и твёрдом топливе – дровах, топливных пеллетах, угле или торфе.

Уголь и торф вообще могут стать основным ископаемым топливом, обеспечивающим энергетические потребности человечества на начальном этапе после глобальной ядерной войны. Угольные ресурсы не настолько исчерпаны, как легкодоступные запасы нефти и газа, и могут добываться как открытым, так и шахтным способом. Ещё более доступным ресурсом может оказаться торф.


Уголь и торф можно добывать открытым способом. На несколько десятилетий, а то и на столетие, они могут стать основным топливом постъядерного мира

По мере восстановления постъядерной промышленности наиболее вероятным может стать переоборудование имеющихся судов под поршневые или турбинные паровые машины. Паровые машины являются достаточно современной, но в то же время относительно простой технологией. Первый пароход был построен в конце XVIII века, а прекратили строить пароходы лишь в 80-х годах XX века.

До середины 70-х годов максимальная мощность корабельных паротурбинных силовых установок превосходила мощность судовых дизелей того времени. Коэффициент полезного действия (КПД) поршневых паровых машин 50-х годов составлял до 25%, у котлотурбинных силовых установок он достигал 35%. Паровые котлы до сих пор используются на боевых кораблях российского Военно-морского флота (ВМФ) – эсминцах проекта 956 и авианесущем крейсере проекта 1143.5, в качестве резервного двигателя паровые котлы установлены на атомных крейсерах проекта 1144.


«Пароходы» российского ВМФ: эскадренный миноносец проекта 956 и авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5

Создание корпуса относительно крупного корабля с нуля — это достаточно сложная техническая задача, требующая соответствующей инфраструктуры и материалов. Поэтому первые крупные постъядерные корабли, скорее, всего будут изготавливаться на базе списанных кораблей. Вероятно, некоторые из заброшенных кораблей можно будет восстановить, залатав и усилив корпус, другие послужат источником элементов для крупноузловой сборки неких корабельных «чудовищ Франкенштейна». Таким способом могут быть созданы достаточно крупные суда — водоизмещением сотни тонн и более.


Списанные корабли могут обрести вторую жизнь в постъядерном мире

Опыт криминального судостроения


В качестве специфичного примера развития кораблестроительной промышленности можно привести опыт строительства кораблей и подводных лодок наркокартелями. По мере того как колумбийские и американские власти перекрывали пути доставки кокаина из Колумбии в США, наркоторговцы изобретали всё новые способы решения этой проблемы.

Одним из таких способов стало создание полупогружных кораблей. Выполненные из стеклопластика, они обладают минимальной заметностью на экране радаров, чему способствуют низкая осадка и оптимизированные для снижения заметности обводы корпуса. В принципе, их техническая простота позволяет реализовать что-то подобное и в постъядерном мире.


Полупогружные суда колумбийских наркоторговцев

Ещё более впечатляющим примером являются создаваемые колумбийскими картелями подводные лодки. Своими очертаниями они уже напоминают подводные лодки времён Второй мировой войны, хотя и уступают им по характеристикам. Подводные лодки наркоторговцев большую часть пути идут под шноркелем, однако последние модификации стали оснащать электродвигателями и аккумуляторными батареями, обеспечивающими им возможность кратковременного погружения на глубину до девяти метров.


Подводные лодки наркокартелей

Строятся вышеописанные полупогруженные корабли и подводные лодки на вервях, затерянных в джунглях и мангровых лесах Колумбии. Отсутствие развитой инфраструктуры, необходимое для постройки таких судов, говорит о том, что их аналоги могут быть воспроизведены в постъядерном мире в условиях жёстких технологических ограничений.

Авиация постъядерного флота


Опыт развития военно-морских флотов ведущих стран мира подтвердил важность авиационной поддержки кораблей. Разумеется, создать полноценный авианосец непросто даже сейчас, и далеко не каждая держава может его себе позволить, что уж тут говорить о постъядерной промышленности. Однако, так или иначе, но авиация во флот вернётся.

Как это было на заре становления авианосного флота, в первую очередь это будут гидропланы, которые мы упоминали в предыдущем материале. Гидроплан может базироваться на корабле, а взлёт и посадку осуществлять с водной поверхности.

Ещё более интересным вариантом являются автожиры из-за своей способности осуществлять короткий взлёт и практически вертикальную посадку. Это расширяет возможности их применения, поскольку взлёт автожира может осуществляться как с воды, так и с палубы корабля, если её длина составит хотя бы 10-20 метров, а посадка и вовсе может осуществляться на малоразмерные площадки.


Автожир-гидроплан


Оружие постъядерного мира: флот

Взлет автожира С-ЗОР с палубы корабля «Дедал» в 1934 году

Корабельные автожиры и гидропланы могут осуществлять разведку в интересах флота, переправку больных или раненых, доставку малогабаритных, критически важных припасов.

Вооружение


Развитие авиации и флота будет отставать от развития наземных сил как из-за большей насущной необходимости последних, так и из-за большей сложности создания кораблей и летательных аппаратов.

Как мы уже говорили ранее, корабли для постъядерного флота могут быть созданы на базе остатков уцелевших и списанных кораблей и даже корпусов новой постройки. Но с их вооружением могут возникнуть затруднения, поскольку воссоздание артиллерийских орудий или противокорабельных ракет требует достаточно высокого уровня технологического развития.

Первым вооружением кораблей станет стрелковое оружие различного типа: крупнокалиберные пулемёты и снайперские винтовки, ручные гранатомёты, закреплённые на вращающихся станках и оборудованные защитными щитками.


В наше время крупнокалиберное стрелковое оружие используется на кораблях для поражения низкоскоростных малоразмерных целей

Основным калибром постъядерного флота на начальном этапе станут реактивные системы залпового огня (РСЗО) различного типа, изготовить которые, как и боеприпасы к ним, гораздо проще, чем артиллерийские орудия и снаряды.


РСЗО может стать наиболее простым способом вооружить постъядерный флот

В перспективе, по мере развития элементной базы, они будут эволюционировать в управляемые боеприпасы, с управлением по проводам или радиокомандным наведением, то есть неуправляемые реактивные снаряды превратятся в классические противокорабельные ракеты (ПКР).

Ещё более простым и распространённым оружием войны на море станут мины. Они относительно просты в изготовлении, но в то же время чрезвычайно эффективны. При отсутствии развитых противоминных средств они могут сорвать высадку десанта, заблокировать вход в акваторию или фарватер, помочь оторваться от преследующего корабля противника.


Морские мины — один из самых простых и недорогих типов вооружения, но при этом являющийся исключительно эффективным и опасным

Никуда не деться и от возвращения торпедного вооружения. Первые торпеды были созданы ещё в конце XIX века, и их эквивалент может быть воссоздан в постъядерном мире, для начала в неуправляемом варианте, а затем и с управлением по проводам. Применяться они будут как с кораблей, так и с подводных лодок, а впоследствии и с авиации.


Эволюция торпедного вооружения в конце XIX — начале XX веков

Решаемые задачи


Как мы говорили ранее, основными задачами, решаемыми постъядерным флотом, будут перевозка грузов и добыча морских ресурсов. Исходя из этого и боевые действия на море в первую очередь будут состоять в захвате или уничтожении транспортных и рыболовных кораблей противника. По сути, это будет некий аналог пиратства или каперства. Основными задачами постъядерного флота станут защита своих кораблей и захват/уничтожение кораблей противника.


С пиратами в постъядерном мире вряд ли будут обходиться гуманно

Более сложной, но решаемой задачей может стать осуществление полномасштабных вторжений с высадкой десанта и атакой наземных целей. Сухопутные операции сравнимого масштаба проводить будет гораздо сложнее из-за дефицита жидкого топлива, тогда как паровым кораблям требуются куда более доступные уголь и торф. Для противника основная угроза такого вторжения будет состоять в непредсказуемости времени атаки и способности кораблей осуществлять перевозку достаточно крупных сил.

По сравнению с войной на суше, которая может выродиться в позиционные конфликты времён Первой мировой войны, сражения на воде могут иметь достаточно высокую интенсивность, поскольку в открытом море невозможно возвести оборонительные рубежи, что даёт простор для реализации различных тактических сценариев ведения боя.

По мере увеличения размеров, мореходности и дальности плавания кораблей они всё больше будут расширять зону влияния создавшего их анклава, обеспечивая поиск ресурсов и товарообмен с другими сохранившимися человеческими анклавами, способствуя образованию новых кооперационных связей и обмену технологиями, а значит, флот может стать одним из наиболее эффективных инструментов становления новых великих держав постъядерного мира.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. nnm
    +3
    14 октября 2020 18:10
    Всё-таки, говоря о постъядерном мире, мне кажется, правильнее обсуждать использование камней и палок.
    1. +8
      14 октября 2020 18:28
      Вам неправильно кажется.
      Останется слишком много материалов и письменных источников, включая готовые справочники.
      Так что дедушкины рассказы о былом величии цивилизации не будут казаться сказками.
      И дальше стартовых позиций уровня технологий середины 19-го века человечество не скатится даже при большом желании.
      Включая с/х, кстати.
      И вот это вот грустно, нынешняя пищевая промышленность - на 90% из генетически модифицированного, а его на коленке не склепаешь.
      Так что фермы и мастерские поселки, но никак не дубина и камень. С этим Эйнштейн загнул.
      1. nnm
        +4
        14 октября 2020 18:29
        Надеюсь, нам не доведётся увидеть кто из нас прав.
        1. +5
          14 октября 2020 18:44
          А что тут гадать?
          После мезолитической революции, например, человечество в своей массе нигде не скатились ниже уровня раннего мезолита.
          После Катастрофы Бронзового - ровно до уровня Ранней Бронзы.
          Каждый раз время до нагона - 2-3 поколения, благо в общих чертах основные технологии и приемы ее утеряны.
          Вообще не вижу причин, по которым в этот раз может скатиться ниже стартового уровня Промышленной революции.
          Т.е уровень машинного производства деталей для машин через 2-3 поколения.
          Это аксиома.
          И примеров - масса.
        2. 0
          14 октября 2020 21:29
          Цитата: nnm
          Надеюсь, нам не доведётся увидеть кто из нас прав.

          Обсудить точно не получится.
      2. +8
        14 октября 2020 19:31
        Улыбнули так улыбнули. Для понимания того что никаких готовых систематизированных источников пригодных для выпуска хотя бы паровой машины и котла доя неё не останется , достаточно зайти в любую обласную библиотеку и попросить книженцию по эксплуатации паровой машины того де паровоза. С вероятностью 99.9% вы такую книденцию не найдёте. То же касается котлов.
        За паровые турбины я просто умалчиваю. Ибо по ним будет легче найти литературу и спецификации только производитб их булет не на чем.
        То что технологии утрачиваются красноречиво показывает любопытный случай по реставрации двигателя АМ-38Ф для восстановления до лётной пригодности реставрируемого самолёта ИЛ-2. И было это с годиков 10ть назад; и потребовалось изготовить для почти неизношенного двигла шевронную шестерню доя редуктора. И не смог ни один завод в России такую шестерню изготовить. Хоть в войну их клепали тысячами и милионами не только на авиадвигатели но и на всякие редуктора.
        Неверующим на сайт фирмы Мезаника, они мотором занимались.
        Так что палки и мечи с остатками стрелковки с резервных складов вот и весь арсенал в постядерном мире
        1. AVM
          +2
          14 октября 2020 19:45
          Цитата: dgonni
          Улыбнули так улыбнули. Для понимания того что никаких готовых систематизированных источников пригодных для выпуска хотя бы паровой машины и котла доя неё не останется , достаточно зайти в любую обласную библиотеку и попросить книженцию по эксплуатации паровой машины того де паровоза. С вероятностью 99.9% вы такую книденцию не найдёте. То же касается котлов.
          За паровые турбины я просто умалчиваю. Ибо по ним будет легче найти литературу и спецификации только производитб их булет не на чем.
          То что технологии утрачиваются красноречиво показывает любопытный случай по реставрации двигателя АМ-38Ф для восстановления до лётной пригодности реставрируемого самолёта ИЛ-2. И было это с годиков 10ть назад; и потребовалось изготовить для почти неизношенного двигла шевронную шестерню доя редуктора. И не смог ни один завод в России такую шестерню изготовить. Хоть в войну их клепали тысячами и милионами не только на авиадвигатели но и на всякие редуктора.
          Неверующим на сайт фирмы Мезаника, они мотором занимались.
          Так что палки и мечи с остатками стрелковки с резервных складов вот и весь арсенал в постядерном мире


          Отчасти Вы правы, но вся штука в том, что человек хитрая, любопытная и изворотливая. Одно дело, воспроизвести что-то конкретное (самолёт Ил-2), другое - решить задачу (создать средство полёта). Я не спроста привёл пример паровой машины конца 19 века. Не 20 века, а именно конца 19 века, т.е. какой-то там 18** год. Неужели Вы думаете, что люди не смогут воспроизвести паровую машину этого времени?

          Второй фактор - даже после ядерной войны людей останется достаточно много, много, пусть разобщённых, но анклавов. Где-то будут самородки изобретатели, где-то оборудование, где-то и то, и другое. А по мере налаживания кооперационных связей возникает синергетический эффект.
          1. +5
            14 октября 2020 20:12
            AVM - У нас и без ядерной войны "откат" по технологиям заметный - Несколько лет назад принято решение возобновить выпуск ТУ-160 и - ни одного, не можем. Да что ТУ-160, простую машину типа "Дугласа" - ИЛ114 - разработка прошлого века, который год не можем наладить выпуск. Пять лет уже собираются новый кукурузник выпускать и сколько ещё лет будут собираться - неизвестно. Ещё с десяток лет будем в том же направлении развиваться, так и бомбить нас не надо будет, без бомбёжки одичаем вовсе wassat
          2. +3
            14 октября 2020 20:23
            Сколько у Вас лично из Ваших знакомых имеют понятие об аэродинамике, щнают что такое аэролинамическмй фокус или срелняч аэродинамическая хорда? Что такое профиль крыла и что такое центровка 29-25% САХ? Сколько из Ваших знакомых помнят хотя бы основы иермодинамики и имеют представление расчёта динамических нагрузок в шатунном мезанизме а также имеют представление об золотниковом распределителе пара? Сколько ищ них знают что такое котёл для пара что такое водотрубный котёл что такое пар и пароперегреватель а также зачем это всё нужно?
            Ответьте честно себе на этот вопрос и поймёте что знания уже утрачены и без спецлитературы эти знания придётся открывать заново!
            Да даже эллементарных кузниц в городах и весях осталось еденици как и мастеров могущих что то выковать и знающих металл.
            Так что палки камни пращи ломики из металлолома ну и остатки стрелковки ессно. Пока не кончатся патроны или не испортится порох в патронах.
            1. +3
              14 октября 2020 22:30
              Цитата: dgonni
              Сколько у Вас лично из Ваших знакомых

              Т.е., по-Вашему в вузах сейчас учат сплошь юриспруденцию и финансы? Отвечаю на Ваши вопросы Автору: у меня таких знакомых (мужчин) - 80%. Исключение - "аэродинамическая хорда", разве что... what
          3. 0
            14 октября 2020 20:27
            Добавлю еще один важный фактор. Мотивация. Когда от эффективности работы мозга зависит выживание напрямую мозг активизируется. А примеров смертности будет достаточно. Те самые Самородки изобретали будут коайне эффективны. Плюс точная информация что раньше нечто подобное работалло. Значит нет повода для сомнения.
        2. +3
          14 октября 2020 20:44
          Цитата: dgonni
          достаточно зайти в любую обласную библиотеку и попросить книженцию по эксплуатации паровой машины того де паровоза.

          А кто сказал что будут работать библиотеки ? Без поставок электроэнергии и газа, а их после суровой войны точно не будет, запаса газет нынче дома нет, так что всё будет идти на растопку костров для приготовления пищи ! Взять для примера истории выживания в блокадном Ленинграде, в квартирах !
          1. 0
            14 октября 2020 20:59
            Я приводил библиотеки как пример архивного источника базы знаний! Работать ессно они не будут и в крупных городах их не станет вместе с городами. Но что то таки и останется вопрос что и в каком виде.
            Знания по программированию на Асемблере на даный момент времени никому не нужны акромясь узкой когорты спецов и хакеров, а лет 40-50 назад на нём писали программы для компов. То же касается Бейсика и Фортрана. Значит после апокалипсиса такие книги будут уничтожены в первую очередь. Хотя данный язык базовый при програмировании.
            То же касается квантовой физики прикладной математики и тьмы других наук которые имеют опосредствовано прикладное значение но требуют огромного времени для понимания глобальных физических и биохимических процессов.
        3. +3
          14 октября 2020 22:45
          Знаете, греческие амфоры покрывали черным лаком, который не тускнеет тысячелетиями. До сих пор как новенькие. И вот не получается ни воссоздать, ни сделать аналог.
          Вот только чёта гляжу по сторонам, и не вижу, что живём на уровне технологий времён греко-персидских войн.
          Это я к тому, что начинать относительно с нуля - это проще, чем текущими технологиями копировать что-то столетней давности. Дороговато выходит.
          Именно поэтому, кстати, американцы не воссоздают "Сатурн", а мы - "Энергию". С нуля и в заданных параметрах будет проще и дешевле.
          Раз уж на то пошло, в роли двигателя внешнего сгорания для деревянных судов небольшого тоннажа сейчас, с позиции постзнания, и по причине доступности материалов, выгоднее смотрится Стирлинг.
        4. 0
          9 декабря 2020 04:14
          Улыбнули так улыбнули. Для понимания того что никаких готовых систематизированных источников пригодных для выпуска хотя бы паровой машины и котла доя неё не останется , достаточно зайти в любую обласную библиотеку и попросить книженцию по эксплуатации паровой машины того де паровоза. С вероятностью 99.9% вы такую книденцию не найдёте. То же касается котлов.
          За паровые турбины я просто умалчиваю. Ибо по ним будет легче найти литературу и спецификации только производитб их булет не на чем.
          То что технологии утрачиваются красноречиво показывает любопытный случай по реставрации двигателя АМ-38Ф для восстановления до лётной пригодности реставрируемого самолёта ИЛ-2. И было это с годиков 10ть назад; и потребовалось изготовить для почти неизношенного двигла шевронную шестерню доя редуктора. И не смог ни один завод в России такую шестерню изготовить. Хоть в войну их клепали тысячами и милионами не только на авиадвигатели но и на всякие редуктора.
          Неверующим на сайт фирмы Мезаника, они мотором занимались.
          Так что палки и мечи с остатками стрелковки с резервных складов вот и весь арсенал в постядерном мире
          _______________
          Улыбнул так улыбнул.
          Просто руки из жопы,а в качестве ИТР мажорбесы вот и все.
          Там ничо сложного делается буквально на коленке в печке из гавна и палок И ТУПО ОТЛИВАЕТСЯ.
          После чего тупо чистится(ым напильником) и закаливается если по техпроцессу нужно.
          Если совсем тупые.
          Тырнет есть,подаете объявление по спецам что их делали и все.
          Они вам с матом и воплями расскажут,но нужно заплатить.
    2. +2
      14 октября 2020 18:35
      Цитата: nnm
      Всё-таки, говоря о постъядерном мире, мне кажется, правильнее обсуждать использование камней и палок.

      Не скажу за весь мир... но на том же Рыбинском водохранилище сотни довольно современных лодок, катеров и катамаранов, находятся в таких "антивандальных бункерах", что ежели Рыбинское водохранилище не будут целенонаправленно бомбить ядрен-батонами - там плавсредств выживет до фига и больше!!! hi
      1. +2
        14 октября 2020 19:33
        Цитата: Корона без вируса
        там плавсредств выживет до фига и больше!!!
        Вопрос - сколько они проживут при эксплуатации. А для полной деградации технологий двух поколений - за глаза.
        1. 0
          14 октября 2020 19:41
          Цитата: Симаргл
          Цитата: Корона без вируса
          там плавсредств выживет до фига и больше!!!
          Вопрос - сколько они проживут при эксплуатации. А для полной деградации технологий двух поколений - за глаза.

          Ну, в статье ведь рассматриваются ближайшие годы/десятилетия после апокалипсиса ведь? feel
          Если не заливать в движок масло - больше часа не протянет по любому ))) А если хотя владеть минимальными познаниями в технике - (поколение ведь считается 20 лет ведь?)) - то и сейчас моторные средства времен СССР рассекают "просторы мирового океана" good так что на полвека хватит точно
          1. +3
            14 октября 2020 20:01
            Цитата: Корона без вируса
            сейчас моторные средства времен СССР рассекают "просторы мирового океана" так что на полвека хватит точно
            При достаточном количестве ГСМ и, что, наверное, важнее - ЗИП
            1. 0
              14 октября 2020 20:10
              Цитата: Симаргл
              Цитата: Корона без вируса
              сейчас моторные средства времен СССР рассекают "просторы мирового океана" так что на полвека хватит точно
              При достаточном количестве ГСМ и, что, наверное, важнее - ЗИП

              Согласен! good Но... если подходить к делу с умом - гсм из нефти научились перегонять в полевых условиях ооочень давно, а принцип из 3 нерабочих сделаем 1 рабочий сколько я себя помню, работает до сих пор! drinks
              1. +2
                14 октября 2020 20:12
                Цитата: Корона без вируса
                принцип из 3 нерабочих сделаем 1 рабочий сколько я себя помню, работает до сих пор!
                Работает, но не долго. Самое простое - расходники: их, может быть не много, но один уникальный и всё. И это я не указал на серьёзные поломки.
                1. 0
                  14 октября 2020 20:33
                  Цитата: Симаргл
                  Цитата: Корона без вируса
                  принцип из 3 нерабочих сделаем 1 рабочий сколько я себя помню, работает до сих пор!
                  Работает, но не долго. Самое простое - расходники: их, может быть не много, но один уникальный и всё. И это я не указал на серьёзные поломки.

                  Хорошо smile давайте рассмотрим постЪядерный мир... на Рыбинском водохранилище... (с учетом, что его целенаправленно не станут бомбить ядерными бомбами)...
                  Начальные условия - сотни разных судов... и всего 10-20-30 выживших... которые вообще умеют ходить по морям-океанам... feel

                  даже если тупо гробить технику, ее на несколько десятилетий хватит за глаза и за уши smile
    3. +1
      15 октября 2020 03:31
      Можно добавить -- когтей и зубов, если зубы не выпадут. wink
    4. +2
      15 октября 2020 08:30
      Цитата: nnm
      правильнее обсуждать использование камней и палок.

      hi
      Вспомнил фильм "Водный мир" (Кевин Костнер)
      Самострелы, луки, палки...
      По сценарию - пресная вода и плодородная земля будут самыми дефицитными ресурсами
  2. +15
    14 октября 2020 18:12
    А тема апокалипсиса у многих очень популярна...
    P. c. Думал, что автор Д. Верхотуров.
  3. 0
    14 октября 2020 18:15
    Дастиш фантастиш!
    Да кто его знает, что после всемирного апокалипсиса уцелеет?
    1. +3
      14 октября 2020 19:05
      Да дофига всего.
      И учитывая плотность населения и размер территорий - РФ точно не окажется в аутсайдерах.
      1. +1
        14 октября 2020 19:15
        Были анекдоты советского периода ... по ним точно выходило, что уцелеет кое что и кое как! Но это всё равно не вдохновляет.
        1. +2
          14 октября 2020 19:28
          Ну, может хотя бы так человечество стартанет с позиций не думать о повышении продаж и прочей ерунде, а вернётся на тропинку, ведущую к звёздам.
          После локальных (да и глобальных) цивилизационных схлопываний психология социума меняется. Не кардинально, но ощутимо. Идёт пересмотр ценностей и учёт ошибок предков.
          Правда, и обратных примеров - когда социум попадает в одну и ту же ловушку раз за разом - тоже предостаточно. И не только на примерах стран, где раз в пять лет - очередная цветная революция.
          Несколько сотен городов в джунглях ЮА были брошены в доиспанский период по одним и тем же причинам, и каждый раз - по итогам гражданской войнушки.
          1. +2
            14 октября 2020 23:05
            Видели короткометражку, мультик с тремя быками/ баранами, на водопое и крокодилом прикинувшымся бревном .... или как у нс в детском строке, про двух баранов на ударом мосту или тропе!!! И не важно, если один попробует пятится, если другой этого ему просто не даст сделать/ закончить.
            Так вот, даже если/когда мы будем пятится, тот напротив, поведет себя как тот баран, на узкой тропе!
            1. +1
              14 октября 2020 23:37
              Аналогия понятна, но - всё-таки человек - это примат, т.е весьма примитивен по своей биологии. В отличие, кстати, от того же барана, он весьма так специализирован.
              Это я к тому, что у человека - по причине примитивности всего - весьма большой запас приспосабливаемости к любым условиям. И, как ни странно, весьма пластичная психика, даже в пределах одного поколения.
              Выкрутимся.
              Радикального поворота постядерной цивилизации непонятно куда - не будет (коллективно-бессознателтное у нас лениво, под стать нам самим), а вот выход до уровня смеси дизель-панка и стим-панка - осуществится крайне быстро.
              1. +1
                15 октября 2020 00:11
                Надеюсь, человечество от опрометчивого шага удержит элементарный .... страх, за целостность своей собственной шкурки, которая ближе к телу как ничто другое!
                1. +1
                  15 октября 2020 10:49
                  Никогда не удерживало, не удержит и сейчас.
                  Человек - это вид-агрессор, весьма специфичный. И другого способа регулировки своей численности, кроме прореживания своей популяции самостоятельно, у него тупо нет.
                  А уж как прореживать - придумал много, и всё ещё придумывает. В диапазоне от войны до навязывания гомосексуализма как социальной доктрины на всю популяцию.
                  1. 0
                    15 октября 2020 11:19
                    Человечество не однородное, по факту и да, находятся те, кто мыслит странными, опасными категориями.
    2. +3
      14 октября 2020 20:55
      Цитата: rocket757
      Дастиш фантастиш!

      Мне видеокассету сейчас втыкать, или подождать? recourse
      1. +2
        14 октября 2020 23:07
        Так то давно уже ничего подобного не смотрю ..... сюжет не меняется, только эффекты более реалистичнее или фантастичнее становятся!
  4. +3
    14 октября 2020 18:15
    Каждый взрослый мужчина, в душе, все тот же пацан, он только постаревший внешностью.
    Пока фантазия жива, скучно по жизни не будет.
    laughing hi
  5. 0
    14 октября 2020 18:21
    Сразу видно, что в "Фоллауте" с кораблями плохо...
    Нет места для фантазии автора. :)
    1. nnm
      +1
      14 октября 2020 18:26
      Может, подсказать автору, что уже есть подобный сюжет - "Последний корабль", аж целых 5 сезонов )))
      Там какая то американская посудина, естественно, успешно с нашим "орланом" вроде-бы, если правильно помню, бьется ..
  6. +1
    14 октября 2020 18:25
    Автору стоит пересмотреть "Водный мир".
    1. +2
      14 октября 2020 19:07
      Угу. И "Власть огня" заодно. Тот же уровень достоверности.
      А ведь исходное произведение "Водного мира" куда как более реалистично, и весьма так мрачное. В фильме от него вообще почти ничего не осталось.
  7. -3
    14 октября 2020 18:31
    Шизофрения заразна! Какая разница, что будут с ...? Если это, не дай Бог, случится, Россия окажется в эпицентре этой войны и нам будет не до этого бреда
    .
  8. -3
    14 октября 2020 18:34
    Ну, ещё можно представить эскадру из тростниковых плотов "РА"!
    А что? Вот уже и морской десант на соседний континент может нарисоваться. С камнями и палками.
    1. +3
      14 октября 2020 19:10
      Ну, чукчи на моржовых байдарах и с пулеметами на соседний материк ещё в конце 40-х высаживались, если верить Нефёдкину. Причём целенаправленно, за негритянками.
      Так что лодки, может, и будут из подручных средств, но уж оружием выступят точно не камни и палки.
  9. +1
    14 октября 2020 18:43
    удивительные лодки у картелей!
  10. 0
    14 октября 2020 19:23
    Вряд ли дойдёт дело до постядерного мира. Скорее инфраструктура останется целой, но некому будет работать. Ковид уже вышел на арену, и это не последнее испытание.
  11. AML
    -2
    14 октября 2020 19:27
    Как все просто. Ну закончилась война, но на складах всего много, 20 лет и цивилизацию восстановим. Ага, счаз. Сразу появится кучка местных царьков, которые добровольно делится не будут, да и зачем? Т.е после большой войны будет еще куча маленьких. А вот, сколько останется на складах, после появления государства с централизованной властью, вот это уже большой вопрос. Мир может погрязнуть в мелких боестолкновениях не на один десяток лет. Кто и что потом сможет прочитать в уцелевших учебниках тоже большой вопрос. И сможет ли читать вообще.
  12. -1
    14 октября 2020 20:38
    Корабль всегда был неким аналогом крепости. Передвижным фортом с хорошим запасом ресурсов. Флот однозначно будет и будет ускоренное развитье портовых городов как центров товарооборота. А контроль за морскими путями будет актуален на уровне конвоев ВМВ. Но с автором кое в чем не согласен. Строить корабли не так уж сложно. Дерево отличный материал. Не нужны сухие доки и прочие излишества. Нужна ровная площадка недалеко от воды.
  13. +13
    14 октября 2020 20:40
    Оружие постъядерного мира: флот

    Малый охотник.

    Большой десантный корабль.
    1. +2
      14 октября 2020 20:53
      Цитата: Undecim
      Большой десантный корабль.

      А и где Ноев ковчег?
      1. +4
        14 октября 2020 21:09
        До таких сложных сооружений еще не дозрели. Чем дальше автор углубляется в тему, тем больше становится понятно, что от какой либо практической деятельности он далек.
        1. +1
          14 октября 2020 21:12
          Цитата: Undecim
          До таких сложных сооружений еще не дозрели.

          А в списке Ллойда он значится.
          1. +3
            14 октября 2020 21:24
            И Лоойда нет списков. У него есть регистр. А ковчега там нет.
            1. +1
              14 октября 2020 21:26
              Цитата: Undecim
              А ковчега там нет.

              Есть, насколько помню.
              1. +2
                14 октября 2020 21:34
                Есть, насколько помню.
                Вы видели когда нибудь Регистр Ллойда?
                1. +1
                  14 октября 2020 21:44
                  Цитата: Undecim
                  Вы видели когда нибудь Регистр Ллойда?

                  Я Читал книгу "SOS, Рассказы о кораблях" Там ясно написано, что ноев ковчег входит в список ллойда.
                  1. +3
                    14 октября 2020 21:58
                    Книга называется "SOS. Рассказы о кораблекрушениях". И про Регистр Лойда там практически ничего нет, эпизодические упоминания. Не подскажете, в каком регистре можно посмотреть, за какой год?
                    1. +1
                      14 октября 2020 22:55
                      Цитата: Undecim
                      Не подскажете, в каком регистре можно посмотреть, за какой год?

                      Не, не знаю. Как там написано, один чел. попросил сведения про ковчег. Ответ : "Ноев ковчег, построен в 2488 до н.э. году, пропитан смолой, длина- 300 локтей, ширина - 50 . Грузовое судно для транспортировки скота. Владелец -Ной и его сын. Последние сведения - наскочил на гору Арарат...
                      1. +2
                        14 октября 2020 23:05
                        У писавшего ответ с чувством юмора было нормально, а вот у читавших - не всегда.
                      2. +1
                        14 октября 2020 23:11
                        Цитата: Undecim
                        а вот у читавших - не всегда.

                        А что не так? Всех тварей по паре перевез? Перевез.
                      3. +2
                        14 октября 2020 23:12
                        Вы про Библию или про Регистр Ллойда? Это разные книги.
                      4. +1
                        14 октября 2020 23:16
                        Цитата: Undecim
                        Это разные книги.

                        А у меня все перепуталось в голове. Наверно ненормально это... recourse
                      5. +3
                        14 октября 2020 23:21
                        Если Вам комфортно с верой в то, что Ноев Ковчег внесен в Регистр Лойда - ну что ж, верьте себе на здоровье. Люди и не в такое верят и ничего, живут себе и здравствуют.
                      6. +1
                        14 октября 2020 23:24
                        Цитата: Undecim
                        Люди и не в такое верят и ничего, живут себе и здравствуют.

                        Во! Пойду я ещё сто грамм употреблю... drinks
                      7. +3
                        14 октября 2020 23:43
                        На здоровье!
                      8. -2
                        15 октября 2020 23:26
                        Цитата: Undecim
                        что Ноев Ковчег внесен в Регистр Ллойда

                        это был юмористический заброс(есть такой анекдот)
                        Но Ноев ковчег не внесен
                        И по нему не бил бой колокола «Лютина»(было бы интересно один удар или два, если кто в курсе что это значит)
                      9. +2
                        15 октября 2020 03:46
                        Вик, доброе утро. smile
  14. +2
    14 октября 2020 20:52
    Про гребца нашего забыли. Или я пропустил?
  15. +4
    14 октября 2020 20:59
    Ну, джентльмены судостроение ко мне- несколько ближе, чем остальные отрасли капиталистического хозяйства.
    Не хочу ни в коем случае никого обидеть...
    Но, статья несколько- поверхностная. В теории- всё красиво, но это- утопия.
    На практике- куча вопросов. Причём именно технологических!
    Я не говорю сейчас о "лодках долблёнках", я говорю о попытках создать металлические суда с приемлемой мореходностью.
    Причём их так много(вопросов) тот час же пронеслось в голове... Что я даже не знаю, с какого начать...
    Это доклад на ста листах писать. Нет ни сил, ни желания, ни времени. request
    1. 0
      14 октября 2020 22:49
      Был такой тип судов на ДВ в 90-е, назывался "Беспредельщик".
      Браконьерские шхуны, доведенные до ума методом проб, ошибок, и на основе личного опыта.
      Само-собой, большинство Кулибиных были без соответствующего образования.
      Так что - что-нибудь придумается, непременно.
    2. 0
      14 октября 2020 23:22
      Металл редкостью не станет но металообработка в больших количествах будет крайне сложным занятием. Суда вернутся к деревянным корпусам. Возможно обшитым листами стали. Движени судов будет вдоль берегов. Этакое каботажное пароходство. Доя дальних переходов основной проблемой будет навигация. Спутников нет. Радиомаяков нет. Секстант в руки. А именно судно в примерно 1000 тонн изготовить задача вполне решаемая.
      1. 0
        14 октября 2020 23:49
        Не соглашусь; радиосвязь уровня столетней давности воссоздадут в случае чего одной из первых. Слишком велик соблазн, и слишком большое преимущество при относительно небольших затратах.
        1. -1
          15 октября 2020 00:51
          Если люди будут активно между собой взаимодействовать. А если отдельные обшества замкнутся? Радио ради связи это одно. А радиомаяк немного другое. Предоставлять информацию о местоположении неизвестным лицам опасно. Вощможно они агрессивны и ищут наживы.
          1. 0
            15 октября 2020 10:51
            Для замыкания социума в себе нужен ряд факторов. Например, достаточное количество восполняемых ресурсов, умение защитить территорию, и достаточное разнообразие популяции.
            Проблема свежей крови никуда не денется, она даже обострится.
            1. -1
              15 октября 2020 10:57
              Для замыкания социума будет веская причина. Недоверие к окружаюшим. Ожидание подвоха.
              1. 0
                15 октября 2020 11:04
                Социум уходит в жёсткую изоляцию всегда по одним и тем же причинам.
                Точнее, по двум.
                Теократия и геронтократия.
                Всё.
                Уже второе поколение будет стремится расширить ареал обитания. Желательно с собой в главной роли.
                Дальше уже детали.
                1. -1
                  15 октября 2020 12:11
                  Ареал расширять можно несколькими способами. В том числе и захватом сопредельных територий или стратегический важных узлов. Подобного поведения будут ждать все от всех. И соответственно не будут облегчать жизнь потенциальным противникам.
  16. 0
    14 октября 2020 23:03
    Малый Ярославец — наше всё!
  17. +1
    14 октября 2020 23:42
    Это чего сейчас было? belay
    Завтра возобновлю тренировки по стрельбе из лука и арбалета, вспомню ножевой бой, запишусь на фехтование ... а ещё про дротики и копья забыл sad
    Может в случае чего, с этими навыками - опять возьмут в Морпехи, на на какую нибудь гребную галеру или ладью! soldier laughing
  18. +1
    14 октября 2020 23:52
    Создание корпуса относительно крупного корабля с нуля — это достаточно сложная техническая задача, требующая соответствующей инфраструктуры и материалов.

    Карандаш, лекала, линейка, знания и бумага. Для полного проекта корабля этого достаточно.
    Для постройки, металл нужного качества и... все. Можно и на заклепках собрать)))
    1. +2
      15 октября 2020 06:50
      what
      Мне данная тема относительно знакома. Текущее состояние современного рыболовного и каботажного флота, во всяком случае приближается к "постядерному".

      Касательно, "самоделок" из браконьерских шхун на Дальнем Востоке в 90-х. Ситуация была следующая:
      Для лова рыбы (ярусный лов на крючки и постановка сетей) в прибрежной зоне использовались мотоботы: катера (проект "Костромич"); КЖ ; спас шлюпки. Данные суда были на учете ГИМС. Уходили на промысел рано утром в сумерках.
      Для лова рыбы в 12 мильной и в экономзонах использовались японские/корейские рыболовные шхуна, аналоги наших МРС, МРТк, РС, СТР, СРТМ.
      Переделки не касались изменений мореходных качеств. Переделки касались установок для лова, переработки краба, или установки морозильного трюма и линии переработки рыбы. Данные суда были "одноразовыми" в росморрегистре не учтены, в роспортах службой регистрации судов не приписаны, системой ГМССБ не снабжены.
      Задача таких судов, выловить максимально ценные ВБР уйти в м/в, выгрузить приемщику.

      Не так просто построить корпус даже небольшого судна из металла.
      Нужен проект. Где взять судовой регистровый металл? Не из обычного металлопроката строить...
      Хотя-бы необходимо наличие рембазы: станковый парк, сварные устройства, бензорезы, и т.д., судовой ЗИП, стапель, кран (ы), склиз/слип.

      Судно оставленное без обслуживания, через пару лет годится на распил.

      В случае боевых действий, прибрежная инфраструктура становится мишенью противника, а это кроме флота (военного/гражданского), порты, судоверфи, склады (оборудование, ЗИПы, ГСМ).
  19. 0
    15 октября 2020 14:44
    Моё скромное ИМХО состоит в том, что цивилизацию имеющимся количеством ядерного оружия уничтожить не получится. По простой причине - сильной системе СПРН и ПРО. Подавляющее большинство ядерных зарядов не взорвутся, т.к. будут уничтожены на подлёте. А если выживет такой цивилизационный центр, как Москва, то и цивилицация никуда не будет отброшена. Но западная цивилизация реально будет низвержена.
  20. +1
    15 октября 2020 18:07
    Будет лишь заунывноепение ветра в безжизнненой пустыни и слушать эту похоронную мелодию будут выжившие выродки-бывшие людиглодающие костии завидующие уже мёртвым тёмное небо будет похоронным саваном над гордыней человечества кругом смерть разрушенияи уничтожающая всёживое радиацияубийства подобных себе за глотокчистой воды за кусок еды какая уж тут авиация и флот-полныйи беспросветный трындец
  21. +2
    15 октября 2020 18:09
    каким будет флот?-гребным галерным,если дерево и инструменты с парусиной найдут. Про двс забудьте. Мертвый цикл статей после первой статьи.
  22. -1
    15 октября 2020 23:29
    и без ядерной войны человечество легко можно вернуть на века ранее.
    Можно дождаться пару вулканов и банального похолодания.
    А то вон как разжирели в короткий период потепления.