Military Review

Somme Carnage

11
Battle of attrition


Not only the Russian headquarters, but also the allied command in this war made many mistakes. In July-September, the offensive of the South-Western Front against the Austro-German troops developed on the Russian Front (Brusilov's breakthrough). Germany was forced to allocate additional forces to help Austria-Hungary so that the Austrian front would not collapse. As a result, the ability of the German command to maneuver between the fronts was noticeably limited. In August, the entire German reserve was one division. The German army was no longer able to simultaneously conduct two major operations in the French theater of military operations, and on September 2 of 1916, the offensive near Verdun was stopped.

The Allied command had to immediately stop the attack on the Somme, on this deadly direction, where the best forces of the British army were laid with bones and to shift efforts to another direction. The Germans drove all possible reserves to the Eastern Front. From Germany and from other fronts in the summer and autumn of 1916, the 33 divisions were transferred to the Russian front in the autumn. And to strengthen the defense on the Somme troops were removed from other sectors in France, weakening them. However, the Allied command stubbornly dug in the same place, in the place that the Germans had already further strengthened.

The Allies gathered their forces and on September 3 of the year after a powerful artillery preparation, which involved only over 1916 only heavy guns, again went to storm the German fortifications. Two British and two French armies (1900 divisions) were thrown into battle. However, the Germans were not idle and instead of 58 divisions, the 8 of the German divisions were already waiting for the allies. They received an order not to give a single inch of land, since there was no additional system of fortifications in the rear, so the Germans suffered heavy losses from artillery barrage. But the upcoming allies did not miss. The whole terrain began to resemble the lunar surface, dug up by craters and craters. The masses killed killed the air. As a result, the Somme has become a new "meat grinder", like Verdun. And in the world military stories "Somme" has become synonymous with a protracted and very bloody battle of attrition.

By 12 September 1916 of the year, the Anglo-French troops made their way, finally, to the third line of the defensive line of the German army, and in the French 6-sector they even managed to break through it. It seemed that the allies would still be able to enter the operational space. However, the German military machine again proved its high efficiency. September 13, with powerful concerted counterattacks from the north and south, German troops swiftly closed the gap and restored the integrity of the defensive line.


Somme Carnage


The British applied on the Somme 15 September new weaponTanks. Due to the low technical reliability of these tanks, only 18 combat vehicles took part in the attack, the rest went out of order due to malfunctions or difficult terrain. But the effect of surprise did the trick. A German eyewitness noted: “Everyone stood astounded, as if losing their ability to move. Huge monsters slowly approached us, rattling, limping and swaying, but moving forward all the time. Nothing held them back. Someone in the first line of the trenches said that the devil appeared, and this word spread through the trenches with great speed. " One tank drove to the village of Fleur, which the Allies had stormed for 35 days before. German soldiers fled, the village was taken without loss. Another machine went along the trenches, firing machine guns and "scored" about 300 prisoners.

The tanks were able to advance deeper into enemy defenses on 5 km in 5 hours, while the losses of the Allied infantry were small. Ten days later, the tank attack was repeated. But she was no longer unexpected. German troops found an "antidote" - beating tanks from cannons with direct fire, the machine was blown to shreds. There was a simple method - to dig trenches wider so that the armored car did not pass them. Later, the German gloomy genius came up with another tool - armor-piercing bullets. I must say that the Germans themselves for a long time refused to develop tanks. They thought that these were expensive “toys”, inefficient and not having a future.



It is worth noting that the German military machine showed a very high efficiency on the Somme. As early as July 5 (and the battle began on July 1), the Germans were able to transfer five full-blooded divisions to the Sommu! One division per day - this rate of troop movement until the Second World War remained a peculiar example of the mobility of large military units. By 9 July 1916, the composition of the German 2 th von Belov army has increased by 11 divisions and 42 artillery batteries (of which 27 large-caliber). This immediately radically changed the overall situation in the breakthrough sector: the superiority of the Anglo-French troops was reduced from 3,8 to 1,6 times, which the allies immediately felt. The Allied Command had to throw troops into battle, which were to join in the matter after the Anglo-French forces had broken through to operational space. The English 5-I army of General Gaf and the French 10-I army of General Michelet entered the battle.

For a more flexible operational-tactical command and control of troops, the German command divided the army of General Fritz von Belov into two parts. The northern part, formed of divisions located north of the Somme line, became the 1 army under the command of von Belov. The divisions that were stationed south of the Somme were combined into the 2 Army under the command of experienced General Max von Halwitz. Then the Germans further strengthened their defense potential on this sector of the front by transferring the 6 Army to the Somme line. Field Marshal Ruprecht of Bavaria was appointed commander of Army Group Kronprinz Ruprecht (1, 2 and 6) on the right wing of the German front in the West.

It should also be said that the German troops in this battle showed very high stamina and defended very stubbornly. The town of Comble, for example, German soldiers successfully defended more than a month, and the last two weeks have fought in almost complete surroundings. On the eve of a decisive assault, the French 24 hours bombarded this item with chemical shells. When 25 of September, the French soldiers climbed, finally, on the ruins of Komble, there was practically no one to be taken prisoner - the German soldiers died in the trenches, but they did not retreat and did not hang out the white flag.


German machine gunners

By October 1916 of the year, completing the operation in the Verdun area, the German high command was able to significantly strengthen its heavy caliber artillery on the Somme. Nevertheless, slowly gnawing through the enemy defenses, the Anglo-French troops of 25-27 of October managed to seize the heights dominating the terrain between Somme and Ankrom. However, the Allies no longer remained to further develop the success of the forces - the combat potential of the troops and the fresh reserves were almost exhausted.

In addition, the French again stepped up the "meat grinder" in Verdun. The German command stopped the operation in order to transfer troops to the East. In the 6,5 months of the massacre, the Germans advanced only 7-10 km. The Allied Command did not come up with anything better than throwing troops back the kilometers. In October, the Verdunskiy meat grinder started working again, but in the opposite direction. Now the French were going to their deaths, and the German soldiers, sowing in the ruins of the fortifications, shot them. Two months went bloody battles. The French seized the ruins of the two forts of Vaud and Duomon and declared it a victory. December 18 Allied Command stopped this carnage.

The defeat of the Austro-German forces of the allied Rumania and the capture of Bucharest by General August von Mackensen forced the Allies to continue the attacks on the Somme until mid-November. The Allied Command expected that the continuation of the offensive here would not allow the German General Staff to transfer troops from the Somme to Romania and the Carpathians (against the Russian South-Western Front). True, battles took the form of private attacks with limited targets. Therefore, the German command, knowing full well that the Anglo-French offensive was exhausted, and removed some units from under Verdun and the Somme and sent them to the Eastern Front. In the second half of November, due to the complete exhaustion of the combat resources of the parties and the autumn thaw, all the offensive actions of the Allies on the Somme were stopped. Autumn rains turned plains on the Somme, plowed up by millions of craters and trenches, into an impassable mess. November 18 1916, the operation was stopped.


British positions

Results

The Anglo-French offensive operation on the Somme River was one of the largest in the First World War. For four months 51 British, 48 French, 67 German divisions, up to 10 thousand guns, 1 thousand aircraft participated in it.

In the world military history, the Somme has become synonymous with a long and very bloody battle of attrition. In the battle, more than 1 million people were killed and wounded, making it one of the bloodiest battles in human history. French troops lost more than 200 thousand people, the British - about 420 thousand people (according to other sources - up to 600 thousand people). Particularly heavy losses were incurred by the British troops, some divisions lost up to 80%. German casualties are estimated according to various sources in 465 — 500 thousand people killed, wounded and captured.

Britain, France and Germany suffered serious demographic damage, which, taking into account the future World War II, will have a negative impact on the European civilization and the white race as a whole. The Somme, as well as Verdun, destroyed the color of the German, French and English peoples - the best personnel and conscription contingents of the Great War. The significant demographic losses of the German army at Verdun and Somme, which could not be fully compensated by new mobilization stages, eventually led the German General Staff to begin withdrawing troops to the new frontier, the so-called Hindenburg Line, in 1917. The German army in fierce battles on the French and Russian fronts in the 1916 campaign of the year lost most of its combat potential and best cadres. This most negatively affected the ability of Germany to continue the war and the future of the German Empire itself.

Militarily, the battle ended in a draw. The alleged breakthrough of the German defense and the access of the Allied armies to the operational space, actually resulted in a bloodbath like Verdun on exhaustion of forces and gnawing at the enemy defense. The German defense for 4 and a half months of bloody battles was crushed just on the front of 35 km and in depth to 10 km. Germany eventually had to create a new line of defense. It was the minimum result. In this case, the Allied Command laid hundreds of thousands of soldiers. The allies did not even try to find a weak spot of the enemy in another direction. The British and French obstinately dug in the same place where the Germans were waiting for them.

German troops showed higher fighting qualities in the fight against the much superior enemy forces (especially at the initial stage of the battle). The battle on the Somme most clearly showed the shortcomings of a rigid methodical approach to the breakthrough of the fortified defense that prevailed in the general staffs of France and Great Britain. The British command dealt particularly badly, putting an entire army in the graves. The tactical training of the French units at the beginning of the operation turned out to be more appropriate to the conditions of the offensive than the British. But the mistakes of the command, which did not use the suddenness and impact force for the development of the offensive, were waiting for the “alignment” of the front by the British. The first use of tanks showed their prospects, as well as the need for more massive use and technical improvement.

However, this battle to the exhaustion of all reserves showed that victory would be for the Entente. The German Empire and its allies lost irreplaceable resources and are no longer able to resist the military and economic power of the Entente in the long war of attrition. The Entente also suffered heavy losses, but could make up for them. And the entry into the US war, with its powerful economy, finally predetermined the defeat of the German bloc.

“The struggle against starvation developed at the Somme in conditions that were particularly favorable to the Entente,” noted the Russian general and military theorist A.A. Svechin, double superiority in artillery, superiority in the air force, superiority in the rapid replacement of tired infantry with fresh units — all this allowed the Germans to inflict heavy losses and slowly but steadily push the front line forward. ”

Author:
Articles from this series:
1916 Campaign

The strategy of the Entente and the Central Powers on 1916 year
"The French Armed Forces will bleed to death in any case - will she keep Verdun or not"
France and England were going to "fight to the last Russian soldier"
Russian soldiers in France
Brilliant victory of the Russian Caucasian army under Erzerum
Keprikeyskoe battle
Assault Erzerum
Defeat of the Turkish Army 3
Trapezund operation
Verdun meat grinder
Verdensky meat grinder. H. 2
Strategic defeat of the German army near Verdun
Naroch operation
Portugal in the First World War
The Fifth Battle of the Isonzo
Trentino operation
As the Russian Caucasian army defeated the Turkish army 3 th in Erzincan battle
Brusilovsky breakthrough
Lutsk breakthrough
Missed opportunities Brusilovsky breakthrough
Kolomeya battle. Battle of the Stokhod River
Kovel battle
How did the best parts of the Russian imperial army die?
Ognot. As the Turkish army tried to take revenge for the Erzerum defeat
The Sixth Battle of the Isonzo
How Romania entered the war
The first attack of the "land armadillos"
How died the color of the English nation. Battle of the Somme
11 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Danil Laryon
    Danil Laryon 19 September 2016 06: 36
    +1
    They won thanks to Us. Our leadership put the Allies at the forefront and they didn’t give a damn about ordinary Russian men.
    1. Alf
      Alf 19 September 2016 19: 42
      +1
      They won thanks to Us. Our leadership put the Allies at the forefront and they didn’t give a damn about ordinary Russian men.

      Have you forgotten how to write in Russian? Or is it such a form of front-breaking?
  2. parusnik
    parusnik 19 September 2016 07: 41
    0
    Militarily, the battle ended in a draw. The alleged breakthrough of the German defense and the access of the Allied armies to the operational space, in fact, resulted in a bloody massacre
    ... Well they fertilized the land .. And most importantly for the sake of whom and for the sake of what ... For the sake of whom they remained alive, but for the sake of what ... for the sake of whom it became even more ...
  3. The comment was deleted.
  4. Lord_Bran
    Lord_Bran 19 September 2016 11: 43
    +4
    The worst battle in its stupidity, which ended in nothing. The entire 1 World War was characterized by contemporaries as a meaningless massacre for the redivision of the world. So we fit in for the Serbs and lost the empire.
  5. Evgenijus
    Evgenijus 19 September 2016 12: 13
    +1
    Good stuff, set out simple and clear. But still there are no maps (schemes) of combat actions in the description of this battle.
    But thanks to the author.
  6. Mole
    Mole 19 September 2016 17: 38
    +2
    RI did not tolerate victory a bit: liberalism in wartime is pernicious for the state.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 19 September 2016 19: 40
      +1
      Quote: Moth
      RI did not tolerate victory a bit: liberalism in wartime is pernicious for the state.

      Tightening the screws in wartime would not have saved the Empire anyway. The reasons for the loss are not in the "stab in the back" in February 1917, but in quite objective things that can be felt with your hands. First of all, this is the collapse of the railway system by the end of 1916. If the production of rails is reduced by 30% and the repair of locomotives and cars is reduced so much that after 2 years 50% of the traction and 40% of the cars remain in good working order, then the traffic will slow down, and in some places it will even stop (because for the normal functioning of the country 20 steam locomotives, and there are only 000).
      The number of active locomotives continued to fall. In 1916, there were no more than 16000 of them. In February and March 1917, only 10 healthy steam locomotives from the number of those registered in the state of 215 remained in service, 1916. The mobilization plan (No. 20) stipulated the need for 239 commodity and 19 passenger locomotives, and there were 19 commodity and 856 passenger locomotives on all roads.
      (...)
      In 1914, the country had 539 549 freight and passenger cars, in 1915 - 575 611, in 1916 this number dropped to 434 419 cars, and at the beginning of 1917 only 166 684 healthy cars from 590 remained in service. 000 listed on the balance sheet

      And then what is the use of the same planes, trucks and machine guns bought for gold, if they are in warehouses near Arkhangelsk and will not move. According to the papers, the weapons of the Empire were actually delivered to the Empire - but it does not reach the front. But the Northern Front of the Whites held on to them until the end of the Civil War. However, these stocks also helped the Reds - before the arrival of the interventionists, they successfully removed part of the stockpiled in the warehouses.
      1. Mole
        Mole 19 September 2016 22: 11
        0
        All this could be dealt with (which was done in the USSR later) if there was a desire, but it wasn’t: the close ones did not think about the good for the state, striving with all their might to improve their personal position in the state hierarchy.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 20 September 2016 10: 02
          0
          Quote: Moth
          All this could be dealt with (which was done in the USSR later)

          In wartime, it’s too late to deal with it - late to drink Borjomi ...
          The USSR was establishing the rear for a future war already from the "War Alert" in 1927. And that was a mess in 1941 - the same evacuation of Kharkov or Mariupol.
  7. THE_SEAL
    THE_SEAL 19 September 2016 18: 01
    +1
    England, France and Germany suffered serious demographic damage, which, taking into account the future of World War II, will most negatively affect European civilization and the white race as a whole.
    Sorry. Now these territories are inhabited by Turks and Arabs who are not capable of such heroism.
  8. Jääkorppi
    Jääkorppi 29 September 2016 15: 34
    0
    The German gloomy genius is not capable of anything, only to bleed. PMV was lost in 1914, the second in 1941. The result is already 70 years of occupation!

Бойня на Сомме

Битва на истощение

Не только русская ставка, но и союзное командование в этой войне совершило немало ошибок. В июле-сентябре на Русском фронте развивалось наступление Юго-Западного фронта против австро-германских войск (Брусиловский прорыв). Германия была вынуждена выделить на помощь Австро-Венгрии дополнительные силы, чтобы австрийский фронт не рухнул. В результате возможности германского командования по маневрированию силами между фронтами были заметно ограничены. В августе весь германский резерв составляла одна дивизия. Германская армия уже не могла вести одновременно две крупных операции на французском театре военных действий, и 2 сентября 1916 года было прекращено наступление под Верденом.

Союзному командованию надо было немедленно остановить наступление на Сомме, на этом гиблом направлении, где костями легли лучшие силы английской армии и перенести усилия на другое направление. Все возможные резервы германцы гнали на Восточный фронт. Из Германии и с других фронтов летом и осенью 1916 года на русский фронт перебросили 33 дивизии. А для укрепления обороны на Сомме снимали войска с других участков во Франции, ослабляя их. Однако, союзное командование упорно долбило там же, в том месте, которое германцы уже дополнительно укрепили.


Союзники собрались с силами и 3 сентября 1916 года после мощной артиллерийской подготовки, в которой участвовали только свыше 1900 только тяжелых орудий, снова пошли на штурм германских укреплений. В бой были брошены две британские и две французские армии (58 дивизий). Однако германцы не сидели сложа руки и вместо 8 дивизий, союзников ждали уже 39 германских дивизий. Они получили приказ не отдавать ни пяди земли, так как в тылу не было дополнительной системы укреплений, поэтому немцы понесли большие потери от артподготовки. Но наступающих союзников не пропустили. Вся местность стала напоминать лунную поверхность, изрытую кратерами и воронками. Массы убитых отравляли воздух. В результате Сомма стала новой «мясорубкой», вроде Вердена. А в мировой военной истории «Сомма» стала синонимом затяжного и очень кровопролитного сражения на истощение.

К 12 сентября 1916 года англо-французские войска пробились, наконец-то, до третьей линии оборонительного рубежа германской армии, а в полосе французской 6-й армии сумели даже прорвать её. Казалось, что союзники всё-таки смогут выйти на оперативный простор. Однако германская военная машина снова доказала свою высокую эффективность. 13 сентября мощными согласованными контрударами с севера и юга германские войска стремительно закрыли образовавшуюся брешь и восстановили целостность оборонительного рубежа.

Бойня на Сомме

Бойня на Сомме


Англичане применили на Сомме 15 сентября новое оружие — танки. Из-за низкой технической надёжности этих танков в атаке участвовало только 18 боевых машин, остальные вышли из строя из-за неполадок или труднопроходимой местности. Но эффект неожиданности сделал своё дело. Германский очевидец отмечал: «Все стояли пораженные, как будто потеряв способность двигаться. Огромные чудовища медленно приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь, но всё время продвигаясь вперёд. Ничто их не задерживало. Кто-то в первой линии окопов сказал, что явился дьявол, и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой». Один танк проехал к деревне Флер, которую до этого союзники штурмовали 35 дней. Германские солдаты бежали, деревню взяли без потерь. Другая машина пошли вдоль окопов, стреляя из пулеметов и «набрала» около 300 пленных.

Танки смогли продвинуться вглубь вражеской обороны на 5 км за 5 часов, при этом потери союзной пехоты были небольшими. Через десять дней танковую атаку повторили. Но она уже не была неожиданной. Германские войска нашли «противоядие» — бить танки из пушек прямой наводкой, машины разносило в клочья. Был и простой метод — рыть траншеи пошире, чтобы бронированная машина их не прошла. Позже германский сумрачный гений придумал ещё одно средство — бронебойные пули. Надо сказать, что сами немцы долго отказывались от разработки танков. Думали, что это дорогостоящие «игрушки», неэффективные и не имеющие будущего.

Бойня на Сомме


Стоит отметить, что германская военная машина показала на Сомме очень большую эффективность. Уже к 5 июля (а битва началась 1 июля) германцы сумели перебросить на Сомму пять полнокровных дивизий! Одна дивизия за сутки — этот темп переброски войск вплоть до Второй мировой войны оставался своеобразным образцом мобильности крупных войсковых соединений. К 9 июля 1916 г. состав германской 2-й фон Белова армии возрос еще на 11 дивизий и 42 артиллерийские батареи (из них 27 крупнокалиберных). Это сразу же коренным образом изменило общую ситуацию в секторе прорыва: превосходство англо-французских войск сократилось с 3,8 до 1,6 раз, что тут же почувствовали союзники. Союзному командованию пришлось бросить в бой войска, которые должны были вступить в дело после прорыва англо-французских сил на оперативный простор. В сражение вступили английская 5-я армия генерала Гафа и французская 10-я армия генерала Мишле.

Для более гибкого оперативно-тактического управления войсками германское командование разделило армию генерала Фрица фон Белова на две части. Северная часть, сформированная из дивизий, расположенных севернее линии Сомма, стала 1-й армией под командованием фон Белова. Дивизии, которые дислоцировались южнее Соммы, объединили во 2-ю армию под командованием опытного генерала Макса фон Гальвица. Затем германцы ещё более укрепили свой оборонный потенциал на этом участке фронта, перебросив на рубеж Соммы 6-ю армию. Генерал-фельдмаршал Рупрехт Баварский был назначен главнокомандующим группы армий «Кронпринц Рупрехт» (1-я, 2-я и 6-я армии) на правом крыле германского фронта на Западе.

Стоит также сказать, что германские войска в этой битве показали очень высокую стойкость и оборонялись очень упорно. Местечко Комбль, к примеру, германские солдаты успешно обороняли больше месяца, причем последние две недели сражались практически в полном окружении. Накануне решительного штурма французы 24 часа засыпали этот пункт химическими снарядами. Когда 25 сентября французские солдаты поднялись, наконец-то, на развалины Комбля, брать в плен оказалось практически некого — германские солдаты погибли в траншеях, но не отступили и не вывесили белый флаг.

Бойня на Сомме

Германские пулеметчики

К октябрю 1916 года, завершив операцию в районе Вердена, германское верховное командование смогло значительно усилить на Сомме свою крупнокалиберную артиллерию. Тем не менее, медленно прогрызая вражескую оборону, англо-французские войска 25-27 октября сумели овладеть господствующими над местностью высотами между Соммой и Анкром. Однако на дальнейшее развитие успеха сил у союзников уже не осталось — боевой потенциал войск и свежие резервы были практически исчерпаны.

Кроме того, французы снова активизировали «мясорубку» у Вердена. Германское командование остановило операцию, чтобы перебросить войска на Восток. За 6,5 месяцев побоища германцы продвинулись всего на 7-10 км. Союзное командование не придумало ничего лучше, как бросить войска отбивать эти километры. В октябре Верденская мясорубка снова заработала, но в обратную сторону. Теперь на смерть шли французы, а германские солдаты, засев в развалинах укреплений, расстреливали их. Два месяца шли кровавые бои. Французы захватили развалины двух фортов Во и Дуомон и объявили это победой. 18 декабря союзное командование остановило это побоище.

Разгром австро-германскими войсками союзной Румынии и взятие Бухареста генералом Августом фон Макензеном заставили союзников продолжать атаки на Сомме вплоть до половины ноября. Союзное командование рассчитывало, что продолжение здесь наступательной операции не позволит германскому Генштабу перебрасывать войска с Соммы в Румынию и в Карпаты (против русского Юго-Западного фронта). Правда, бои приняли форму частных атак с ограниченными целями. Поэтому германское командование, хорошо понимая, что англо-французское наступление выдохлось, и снимало из-под Вердена и у Соммы некоторые части и отправляло их на Восточный фронт. Во второй половине ноября из-за полного истощения боевых ресурсов сторон и осенней распутицы все наступательные действия союзников на Сомме были прекращены. Осенние дожди превратили равнины на Сомме, перепаханные миллионами воронок и траншей, в непроходимое месиво. 18 ноября 1916 года операцию остановили.

Бойня на Сомме

Британские позиции

Итоги

Англо-французская наступательная операция на реке Сомме стала одной из крупнейших в Первой мировой войне. В течение четырёх месяцев в ней участвовали 51 британская, 48 французских, 67 германских дивизий, до 10 тыс. орудий, 1 тыс. самолетов.

В мировой военной истории «Сомма» стала синонимом затяжного и очень кровопролитного сражения на истощение. В битве было убито и ранено более 1 млн. человек, что делает её одной из самых кровопролитных битв в истории человечества. Французские войска потеряли более 200 тыс. человек, англичане — около 420 тыс. человек (по другим данным — до 600 тыс. человек). Особенно тяжелые потери понесли английские войска, некоторые дивизии потеряли до 80% состава. Германские потери оцениваются по разным данным в 465—500 тыс. человек убитыми, раненными и пленными.

Англия, Франция и Германия понесли серьёзный демографический урон, который с учётом будущей Второй мировой войны, самым негативным образом скажется на европейской цивилизации и белой расе в целом. Сомма, так же, как и Верден, уничтожала цвет немецкого, французского и английского народов — лучшие кадровые и призывные контингенты Великой войны. Значительные демографические потери германской армии под Верденом и на Сомме, которые не могли быть в полной мере компенсированы новыми этапами мобилизации, в конечном итоге побудили германский Генштаб начать в 1917 году отвод войск на новый рубеж — на так называемую Линию Гинденбурга. Германская армия в жестоких боях на Французском и Русском фронтах в кампании 1916 года потеряла большую часть своего боевого потенциала и лучших кадров. Это самым негативным образом сказалось на возможности Германии продолжать войну и будущем самой Германской империи.

В военном отношении битва завершилась ничьей. Предполагаемый прорыв германской обороны и выход армий союзников на оперативный простор, фактически вылился в кровавую бойню вроде Вердена на истощение сил и прогрызание вражеской обороны. Германская оборона за 4 с половиной месяца кровопролитных боев была продавлена всего на фронте 35 км и в глубину до 10 км. Германии в итоге пришлось создавать новую линию обороны. Это был минимальный результат. При этом союзное командование положило сотни тысяч солдат. Союзники даже не попытались найти слабое место противника на другом направлении. Англичане и французы упрямо долбились в одном месте, где германцы их уже ждали.

Германские войска показали более высокие боевые качества в борьбе против значительно превосходящих сил противника (особенно на начальном этапе битвы). Битва на Сомме наиболее ярко проявила недостатки жёсткого методического подхода к прорыву укрепленной обороны, который господствовал в генеральных штабах Франции и Великобритании. Особенно плохо дело было у британского командования, которое уложило в могилы целую армию. Тактическая подготовка французских частей в начале операции оказалась более соответствующей условиям наступления, чем у англичан. Но сказывались ошибки командования, которое не использовало внезапность и силу удара для развития наступления, ожидая «выравнивания» фронта со стороны британцев. Первое применение танков показало их перспективность, а также необходимость более массового использования и технического совершенствования.

Однако это сражение на истощение всех резервов показало, что победа будет за Антантой. Германская империя и её союзники теряли невосполнимые ресурсы и уже не в состоянии противостоять военно-экономической мощи Антанты в затянувшейся войне на истощение. Антанта также несла тяжёлые потери, но могла их восполнить. А вступление в войну США, с её мощной экономикой, окончательно предопределило поражение германского блока.

«Борьба на измор складывалась на Сомме в особенно выгодных для Антанты условиях, — отмечал русский генерал и военный теоретик А.А. Свечин, — двойное превосходство в артиллерии, превосходство в воздушных силах, превосходство в быстрой смене утомленной пехоты свежими частями — все это позволяло причинять немцам большие потери и медленно, но неуклонно продвигать линию фронта вперед».

Бойня на Сомме
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Кампания 1916 года

Стратегия Антанты и Центральных держав на 1916 год
«Вооружённые силы Франции истекут кровью в любом случае — сохранит она Верден или нет»
Франция и Англия собирались «воевать до последнего русского солдата»
Русские солдаты во Франции
Блестящая победа русской Кавказской армии под Эрзерумом
Кеприкейское сражение
Штурм Эрзерума
Разгром 3-й турецкой армии
Трапезундская операция
Верденская мясорубка
Верденская мясорубка. Ч. 2
Стратегическое поражение германской армии под Верденом
Нарочская операция
Португалия в Первой мировой войне
Пятая битва при Изонцо
Трентинская операция
Как русская Кавказская армия разгромила 3-ю турецкую армию в Эрзинджанском сражении
Брусиловский прорыв
Луцкий прорыв
Упущенные возможности Брусиловского прорыва
Коломейское сражение. Битва на реке Стоход
Ковельская битва
Как погибли лучшие части Русской императорской армии
Огнот. Как турецкая армия пыталась взять реванш за Эрзерумский разгром
Шестая битва при Изонцо
Как Румыния вступила в войну
Первая атака «сухопутных броненосцев»
Как погиб цвет английской нации. Битва на Сомме

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. данил ларионов 19 сентября 2016 06:36
    Победiли благодаря Нам.Наше руководство на первый план ставiло союзниковъ а на простых Русских мужiков им было плевать.
    1. Альф 19 сентября 2016 19:42
      Победiли благодаря Нам.Наше руководство на первый план ставiло союзниковъ а на простых Русских мужiков им было плевать.

      Вы что, по русски писать разучились ? Или это такая форма фрондерства ?
  2. parusnik 19 сентября 2016 07:41
    В военном отношении битва завершилась ничьей. Предполагаемый прорыв германской обороны и выход армий союзников на оперативный простор, фактически вылился в кровавую бойню
    ...Хорошо землю удобрили..А главное ради кого и ради чего...Ради кого остались живы, а ради чего ..у ради кого стало ещё больше...
  3. Комментарий был удален.
  4. Lord_Bran 19 сентября 2016 11:43
    Страшнейшее в своей глупости сражение, которое кончилось ничем. Вся 1 мировая характеризовалась современниками как бессмысленная бойня за передел мира. Вот и мы вписались за сербов и потеряли империю.
  5. Evgenijus 19 сентября 2016 12:13
    Хороший материал, изложен просто и понятно. Но все же карты (схемы) боевых действий в описании этой битвы нет.
    Но автору спасибо.
  6. Моль 19 сентября 2016 17:38
    Немного не дотерпела РИ до победы: либерализм в военное время губетилен для государства.
    1. Alexey RA 19 сентября 2016 19:40
      Цитата: Моль
      Немного не дотерпела РИ до победы: либерализм в военное время губетилен для государства.

      Закручивание гаек в военное время Империю всё равно не спасло бы. Причины проигрыша не в "ударе в спину" в феврале 1917, а во вполне объективных вещах, которые можно пощупать руками. В первую очередь - это коллапс ж/д системы к концу 1916 года. Если сократить на 30% производство рельсов и сократить ремонт паровозов и вагонов настолько, что через 2 года в исправности остаётся 50% тяги и 40% вагонов - то перевозки замедлятся, а кое-где и вообще встанут (ибо для нормального функционирования страны нужно 20 000 паровозов, а есть всего 10 000).
      Число же действующих паровозов продолжало падать. В 1916 г. их стало не более 16000. В феврале—марте 1917 г. в строю оставалось всего 10 215 здоровых паровозов из числившихся по штату 1916 г. 20 239. Транспорт был на грани развала. Мобилизационный план (№ 19) предусматривал потребность в 19 856 товарных и 4 000 пассажирских паровозов, а налицо на всех дорогах состояло 16 234 товарных и 3 823 пассажирских паровоза.
      (...)
      В 1914 г. в стране было 539 549 товарных и пассажирских вагонов, в 1915 г. — 575 611, в 1916 г. это число упало до 434 419 вагонов, и в начале 1917 г. в строю оставалось всего 166 684 здоровых вагона из 590 000 числившихся на балансе

      И что тогда толку от тех же купленных за золото самолётов, грузовиков и пулемётов, если они стоят на складах под Архангельском и с места не двинутся. По бумагам в Империю действительно поставлено вооружения ого-го - но до фронта оно не доходит. Зато Северный фронт Белых держался на них до конца Гражданской. Впрочем, Красным эти запасы тоже помогли - до прихода интервентов они успешно вывезли часть накопленного на складах.
      1. Моль 19 сентября 2016 22:11
        С этим всем можно было разобраться (что и было сделано в СССР позже) было бы желание, а его не было: приближённые не думали о благе для государства, стремясь всеми силами улучшить своё личное положение в государственной иерархии.
        1. Alexey RA 20 сентября 2016 10:02
          Цитата: Моль
          С этим всем можно было разобраться (что и было сделано в СССР позже)

          В военное время с этим разбираться уже поздно - поздно пить Боржоми...
          СССР налаживал тыл для будущей войны аж с "Военной тревоги" 1927 года. И то бардак в 1941 был - та же эвакуация Харькова или Мариуполя.
  7. THE_SEAL 19 сентября 2016 18:01
    Англия, Франция и Германия понесли серьёзный демографический урон, который с учётом будущей Второй мировой войны, самым негативным образом скажется на европейской цивилизации и белой расе в целом.
    Жаль. Теперь эти территории заселяются турками и арабами, которые не способны на подобный героизм.
  8. JääKorppi 29 сентября 2016 15:34
    Немецкий сумрачный гений ни на что не способен, только кровь пускать. ПМВ была проиграна, в 1914, вторая в 1941. Результат уже 70 летняя окупация!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня