Самые дорогие шлемы. Часть девятая. Гъермундбю: самый знаменитый шлем викингов

Среди шлемов о которых шла речь в цикле публикаций «Самые дорогие шлемы» до сих пор не было шлемов викингов. Хотя вот уж они-то самая настоящая редкость и потому, естественно, стоят очень дорого. Причем, множественное число здесь совершенно неуместно. Не стояли бы, а стоит, потому, что шлем точно принадлежавший викингу известен всего лишь один. И хотя археологам знакомы детали и от других шлемов викингов, только лишь один единственный шлем был найден в состоянии достаточном для его реконструкции и экспонирования. Поэтому хотя на нем нет драгоценных камней, да и выглядит он «не очень» это самое настоящее национальное сокровище Швеции и стоит он, разумеется, очень дорого. Только вот никому и в голову не приходит его продавать и покупать. Почему о шлеме викингов речь пошла лишь теперь? А вот почему: планируется книга, материал для которой собирался много лет и который дошел уже до стадии непосредственного написания. Но поскольку никогда не знаешь, когда ты ее закончишь и когда она будет издана, есть смысл познакомить с ее содержанием посетителей ВО заранее, то есть отдельными статьями. И так уж получилось, что по «шлему из Гъермундбю» на сегодня есть все. А раз так, то чего откладывать с публикацией этого материала? В дальнейшем будут опубликованы статьи и по происхождению народов Скандинавии, и будет рассказано о «викингах и кораблях» (ну как без этого?!) и много, о чем еще, дана историография этого интереснейшего вопроса истории и культуры, но пока всем этим материалам будет положено рассказом о самом обычном шлеме…

Самые дорогие шлемы. Часть девятая. Гъермундбю: самый знаменитый шлем викингов

Шлем из Гъермундбю. (Исторический музей Норвегии в Осло)


В одном из предыдущих материалов этой серии уже рассказывалось о «шлемах с рогами» и, в частности, отмечалось, что никаких рогов на шлемах у викингов не было! Но что было, как они точно выглядели судить об этот до определенного времени ученые могли лишь на основании косвенных фактов, находок, которые можно было отнести именно к эпохе викингов в руках у них не было.


Шлем из Гъермундбю. Как видите вся левая половина шлема практически полностью отсутствует. (Исторический музей Норвегии в Осло)

Все изменилось 30 марта 1943 года, когда в Университет Олдсаксамлинга в Осло поступила информацию о том, что фермер по имени Ларс Гъермундбю нашел и раскопал огромную насыпь на своей земле недалеко от своей фермы Гъермундбю, в графстве Бускеруд, в южной Норвегии. Туда отправились опытные археологи и действительно обнаружили там большой курган 25 метров в длину, 1,8 м в высоту, и 8 метров в ширину в самом его широком месте. Большая часть насыпи была образована каменистой почвой; однако внутренняя часть средней части была выложена из крупных камней. Некоторые камни были найдены даже на поверхности насыпи. В средней части, примерно на один метр ниже поверхности и под каменным слоем, была обнаружена первая могила, получившая название Гъермундбю I. В 8 метрах от Гъермундбю I, в западной части насыпи была найдена вторая могила, Гъермундбю II. Обе могилы представляли собой погребения второй половины X века и затем подробно описаны Сигурдом Григом в монографии 1947 года.


Здание музея, где экспонируется этот шлем.

В могиле Гъермундбю I обнаружили несколько десятков артефактов, среди которых наиболее интересными стали такие уникальные предметы, как кольчуга и шлем, которые впоследствии стали очень известными и упоминаются или изображаются едва ли не в каждой соответствующей публикации, посвященной викингам.


Старая реконструкция шлема, сделанная Эрлингом Фэрэстадом, 1947 г. (монография Сигурда Грига «Gjermundbufunnet»)

Найденный шлем нередко называют единственным полным шлемом викингов, известным ученым. Но эта как раз та неточность, которая несколько портит все впечатление от этой уникальной находки. Во-первых, шлем не является полным. Когда его нашли, он состоял из примерно 10 металлических фрагментов в довольно-таки жалком состоянии, что, то есть примерно около трети целого шлема. Во-вторых, есть по меньшей мере пять других опубликованных фрагментов шлемов, найденных в Скандинавии и районах с сильным скандинавским влиянием. Есть фрагмент шлема, найденный в Тьеле, в Дании, которые очень близки к шлему из Гъермундбю. Кроме того, в процессе его восстановления форму исходного шлема реконструировать полностью не удалось. То есть по словам норвежских археологов, сотрудники музея, занимавшиеся его реставрацией, собрали его не совсем правильно. А так как находка тысячелетней давности — предмет очень хрупкий, то переделывать уже собранное впоследствии не стали. То есть шлем представленный сегодня широкой публике не совсем верен. Но что значит «не совсем»? «Не совсем» это насколько? А вот этого-то точно никто и не знает. То есть он верен в общих чертах, но в деталях в нем могут иметь место некоторые неточности. В любом случае мы совершенно точно можем сказать, что шлем из Гъермундбю – это единственный шлем эпохи викингов, на который мы сегодня можем посмотреть и конструкция которого известна нам полностью.


Маска шлема из-за толщины металла из которого она была сделана сохранилась лучше всего. (Исторический музей Норвегии в Осло)

Считается также, что этот шлем произошел от шлемов вендельского периода и является доминирующим типом скандинавских шлемом до 1000 г. н.э., когда популярными стали конические шлемы с носовыми пластинками.



Шлем, кольчуга и прочие находки из погребения в кургане Гъермундбю в экспозиции Исторического музея Норвегии в Осло.

Итак, что же собой представляет это творение древних скандинавских кузнецов? Это изделие овальной формы, такое же, как и обычная человеческая голова. Размеры овала составляют 16,5 на 20 сантиметров. Шлем из Гъермундбю был выкован из железа толщиной полтора миллиметра, однако на полумаске толщина металла достигает трех миллиметров, что не удивительно, ведь и танковая лобовая броня бывает толще, чем в других местах. Варианты конструкции шлема на сегодня таковы: сегменты, образующие его купол, наклепаны под каркас шлема. Вариант: сегменты наклепаны поверх его каркаса. В этом случае становится понятно назначение выпуклого ребра жесткости на венце шлема – это дополнительное усиление креплений сегментов. Но какой из них самый правильный? Неизвестно!


Очень хорошая реконструкция «шлема из Гъермундбю» из кинофильма «И на камнях растут деревья». По сути на сегодня это один из лучших кинофильмов о викингах.

Полумаска, сохранившаяся из-за своей толщины лучше всего, была приклепана на шлем при помощи пяти заклепок, и украшена снаружи неким цветным, а возможно даже и драгоценным металлом. Поскольку это единственный шлем с полумаской из эпохи викингов, то все иные «реконструкции», как бы правдоподобно они не выглядели, будут являться всего лишь творческим вымыслом их авторов, не более. Интересно, что полумаска достигает лишь верхней губы воина и оставляет его рот и зубы открытыми. Никой защиты щек и шеи на шлеме нет. Известно, что в средние века к шлемам для этой цели подвешивали кольчужное полотно – бармицу, которую позже сменили пластинчатые нащечники и назатыльник. Причем нащечники были известны и на вендельских шлемах, но в данном случае следов кольчужной бармицы на шлеме викинга из Гъермундбю обнаружено не было. Нашли только два колечка на расстоянии в 3 сантиметра друг от друга на его ободе и все! Больше никаких следов крепления для остальных колец на шлеме найти не удалось. Ни одного отверстия либо втулки, пригодных для крепления бармицы! Существует, правда, предположение, что к этим кольцам крепились нащечники из кожи, которые, естественно, не сохранились. Но это и все, что можно еще предположить, разглядывая шлем из Гъермундбю в экспозиции Исторического музея Норвегии в Осло.


«Фрагмент из Тьеле». (Исторический музей Норвегии в Осло)

А теперь о фрагменте шлема, который был найден в Тьеле, в Дании, который очень близок к шлему из Гъермундбю. Его так и называют «фрагмент из Тьеле», а был он найден не в земле, не в какой-нибудь древней могиле, а… в коллекции инструментов кузнеца Х века в 1850 году, но его значение не было понято вплоть до 1984 года. Нашел его фермер, высаживавший саженцы в Тьеле-Манор, между Виборгом и Рандерсом, а владелкц усадьбы отправил его в Национальный музей Дании, где он находится и сегодня. В 1858 году были собраны инструменты кузнеца – две наковальни, пять молотков, три пары щипцов, две ножницы для пластин, два файла, долото, два литника, два литейных ковши, точильный камень, набор весов с десятью гирьками, пять серпов, ключ, три железных гвозди, топор, наконечник, бронзовая проволока, фрагменты из бронзы и железа, а также остатки шкатулки, но данную находку атрибутировали как накладку на седло. В течение примерно 130 лет эта деталь, несмотря на то, что была выставлена на всеобщее обозрение, не привлекала к себе внимания, пока наконец ее не признала остатком шлема Элизабет Манксгаард, помощником хранителя в Департаменте предыстории Дании. Описав «находку» в 1984 году, она отметила, что «лучшие находки часто делаются не в поле, а в музеях».


Вождь данов из кинофильма «И на камнях растут деревья» также одет в похожий шлем, но тут дизайнер по костюмам явно немного перестарался. А вот на голове у его братца и вовсе нечто фантастическое, хотя и вполне возможное – кожаная шапка с нашитыми на нее металлическими дисками. Вполне возможная конструкция в эпоху дефицита мастеров и металла, почему нет?

Очевидно, что это хотя сегодня этот фрагмент содержит только «брови и нос от шлема», он, вероятно, когда-то был частью маски для лица, подобной той, что мы видим на шлеме из Гъермундбю, однако, как могла выглядеть остальная часть шлема неизвестно. Фрагмент не содержит следов кольчуги. Однако было найдено восемь фрагментов «тонких железных полос шириной около 1 см и различной длины», которые, возможно, были первоначально использованы для соединения пластин этого шлема. Но это и все, что на сегодня ученые могут сказать, основываясь на этих находках!


Но… не помог этот шлем его обладателю! Вот как Сигурд врубил ему мечом!

П.С. Ну, а образ бородатого викинга в шлеме с рогами закрепилась в общественном сознании, после того, как в 1820-е годы шведский художник Август Мальстрем проиллюстрировал такими их изображениями поэму «Сага о Фритьофе» Есайаса Тегнера, а позже, уже в 1876-м, его коллега Карл Доплер использовал эти рисунки при создании костюмов для оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти