Как Энвер-паша пытался создать всемирную тюркскую империю

Самыми знаменитыми лидерами басмачества в Средней Азии были Джунаид-хан и Энвер-паша. Джунаид-хан всю жизнь стремился стать хозяином Каракумов. Энвер-паша, бывший военный вождь Османской империи и величайший военный преступник, по воле которого истребили миллионы людей, лелеял мечту о создании новой всемирной тюркской империи – Турана.


Джунаид-хан

Типичным представителем басмачества был Джунаид-хан (Мухаммед-Курбан Сердар). Это был профессиональный бандит, который в начале 1912 года возглавил отряд разбойников, грабивший караваны в пустыне Каракумы. Его отряд из туркмен совершал набеги и на соседние племена, грабя узбеков и каракалпаков. Власть он ценил выше денег и всю жизнь стремился стать хозяином Каракумов. В 1915 – 1916 гг., объединив несколько туркменских племен, попытался захватить власть в Хивинском ханстве, но был разбит и бежал в пустыню, затем в Персию. В 1917 году вернулся в Хиву с большим отрядом и стал одним из самых влиятельных людей в ханстве. В январе 1918 года правитель Хивы Асфандияр-хан назначает Мухаммеда-Курбана командующим вооружёнными силами ханства. Он громит своих соперников – других туркменских вождей. Устраняет Асфандияр-хана, на престол возводит малолетнего брата убитого Саид Абдулла Тюре. Так, Мухаммед-Курбан фактически становится единовластным правителем Хивинского ханства – оно тогда занимало часть территории современного Узбекистана и Туркмении.

В конце 1918 года Джунаид-хан атаковал Туркестанскую советскую республику. Туркестанский край, присоединенный к России в 1867 году, включал в себя пять областей – Закаспийскую, Самаркандскую, Семиречинскую, Сырдарьинскую, Ферганскую, а также Амударьинский отдел (находился на правом берегу реки Амударьи. Басмачи захватили и разграбили Новоургенч, безуспешно осаждали Петроалександровск. В апреле 1919 года Мухаммед-Курбан, после того неудачи подорвали его положение внутри ханства, подписал мирный договор с Туркестанской республикой. Однако Джунаид-хан не собирался прекращать войну с советским Туркестаном. В июне 1919 года он оказал военную помощь уральским казакам и каракалпакам, поднявшим антисоветское восстание в Амударьинском отделе. Атаман заирских казаков Фильчев, чья сотня при поддержке басмачей заняла всю северную часть Амударьинского отдела, создал правительство, которое тут же было признано Хивой. В сентябре 1919 года Джунаид-хан устанавливает прямую связь с правительством Колчака. Хан начинает готовить совместный с бухарским эмиром и Фильчевым поход с целью полного захвата Амударьинского отдела. В октябре 1919 года в Хиву добралась военная миссия колчаковцев под началом полковника Худякова. На помощь Джунаид-хану прибывает 130 казаков и 8 офицеров, доставившие с собой 1500 трехлинейных винтовок, одно скорострельное орудие, 500 снарядов, 9 пулеметов, свыше 1 млн. патронов.

К ноябрю 1919 года Джунаид-хану удаётся собрать не менее 15 тыс. всадников, к которым должны были присоединиться отряды атамана Фильчева и курбаши Хан-Максума. В ноябре 1919 года отряды Фильчева и Хан-Максума при поддержке хивинцев начали наступление. Однако красные войска в декабре перешли в контрнаступление. Южный отряд войск Амударьинской группы, форсировав под огнём Амударью, занял Новоургенч. После двухдневных боёв войска Джунаид-хана, не сумев отбить город и понеся большие потери, отступили. В это же время Северный отряд начал успешное наступление в районе Нукуса. Успехам красных способствовало восстание части туркменских родов против Джунаид-хана. В январе 1920 года Джунаид-хан терпит поражение. 1 февраля 1920 года Саид-Абдулла-хан отрёкся от престола и сдал Хиву красным. Окончательное поражение Джунаид-хан потерпел 29 февраля в бою под Батыр-Кентом, когда его отряд был частично уничтожен, частично рассеян, сам хан бежал в Каракумы. Хивинское ханство было преобразовано в Хорезмскую народную советскую республику. Она стала одним из оплотов советской власти в Средней Азии.

В сентябре 1920 года Джунаид-хан, собрав отряд численностью более 1 тыс. человек, вторгается на территорию Хорезмской народной советской республики. быстро захватив Кунград и осадив Нукус. В ноябре 1921 года Джунаид-хан заключает с правительством Хорезмской НСР «согласительный договор единения». Уже в апреле 1922 года он вновь начинает войну, захватив город Порсу. Но уже вскоре среди басмачей Джунаид-хана начинается брожение. Часть басмачей складывает оружие. С остатками отряда Джунаид-хан бежит в Иран. В декабре 1923 года Джунаид-хан вновь вторгается на территорию Хорезмской НСР. В январе 1924 года его отряд один за одним захватывает города Ташауз, Мангит, Шават, Газават, Ханки и Хазарасп, после чего начинает осаду Хивы и Новоургенча. В Хиве было 290 красноармейцев, которые стойко отражали атаки врага. Гарнизон усилили партийные, комсомольские, профессиональные организации (около 500 человек) и русское население, которому в случае падение города грозила поголовная гибель. Хива устояла. Потерпев поражение, в апреле Джунаид-хан возвращается в Персию.

В последующие годы Джунаид-хан регулярно совершал налеты на советскую территорию. В 1925 году советская власть простила Мухаммеда-Курбана и разрешила проживать в родном ауле. Однако, сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит. Вскоре вождь басмачей бежал за границу и возобновил борьбу против советской власти. В сентябре 1927 года Джунаид-хан вновь вторгся в пределы СССР, сумев захватить ряд районов близ Ташауза, в ноябре отряд Мухаммед-Курбана разбит и отступил в Персию. В 1931 году он предпринимает последнюю попытку свергнуть советскую власть в Туркмении. Сначала басмачи во главе с сыном Джунаид-хана вторгаются на территорию Туркменской ССР из Афганистана. Затем уже сам Джунаид-хан во главе нескольких басмаческих отрядов вторгается на территорию Красноводского района. Это было последнее крупномасштабное вторжение басмачей в Туркменскую ССР. Одновременно в районе колодца Кизил-Ката начинается басмаческое восстание. К концу июня на территории Туркмении действуют 14 отрядов общей численностью более 2 тыс. басмачей. Оценив угрозу, 28 августа Реввоенсовет Среднеазиатского военного округа решает провести крупномасштабную войсковую операцию по ликвидации басмачества в Туркменской ССР и Хорезмском районе Узбекской ССР. В операции решено было задействовать 4 кавалерийских полка (82-й, 83-й, 84-й и Узбекский), Туркменскую кавалерийскую бригаду, 2 дивизиона войск ОГПУ, 2 эскадрона, 2 авиаотряда, 3 автотранспортные роты, курсантов школы войск ОГПУ им. Ленина, 2 бронепоезда, 1 бронелетучку, 10 бронемашин и 5 танкеток. Басмачи были разгромлены и их остатки бежали за границу.

После провала крупномасштабного вторжения Джунаид-хан до самой своей смерти в 1938 году продолжал руководить басмачеством из Персии и Афганистана. Мухаммед-Курбан смог избежать справедливого наказания за свои преступления. Он организовывал переходы банд и караванов с оружием через границу, засылал в Туркмению своих агентов. В 1933 — 1934 гг. Красная Армия вновь вела упорные бои с басмачами. Они завершились лишь с ликвидацией всех полевых командиров (курбашей), выступавших против советской власти.

Как Энвер-паша пытался создать всемирную тюркскую империю


Мятеж Энвера-паши

Ещё одним знаменитым вождем басмачества был Энвер-паша. Знаменитый турецкий политик, он втянул Турцию в войну на стороне Германии и был одним из трёх лидеров Османской империи в годы мировой войны. Также прославился как один из величайших военных преступников, организаторов геноцида национальных и религиозных меньшинств Турции (армян, греков, курдов и т. д.). После поражения Турции и подписания Мудросского перемирия в 1918 году Энвер вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой бежал в Германию. Послевоенный трибунал в Стамбуле судил Энвера и заочно приговорил его к смертной казни. Дороги назад не было. Тогда Энвер решился на авантюру – предложить свои услуги Москве в деле освобождения народов Востока от ига западных колонизаторов. Среди мусульман он пользовался большим авторитетом, имел обширные связи, поэтому большевики решили принять его услуги. Энвер объявил себя сторонником идей Коминтерна и в 1920 году опубликовал ряд статей, где призывал к борьбе с колонизаторами. Основной стратегической целью было противодействие британцам на Кавказе и в Туркестане.

Энвер базировался в Москве около полутора лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом. Вскоре турецкий авантюрист понял, что сделать новую политическую карьеру в Советской России не выйдет. Была идея вернуться в Турцию: там в это время шла борьба сторонников султана и будущего турецкого диктатора Мустафы Кемаля. Однако въезд в Турцию ему запретили: султана он лишил реальной власти, а Мустафа Кемаль сам планировал занять место вождя страны. Кроме того, Мустафа Кемаль выступал за светское государство, а Энвер был сторонником господства ислама в обществе. С другой стороны, Москва в борьбе за власть в Турции выбрала Мустафу Кемаля.


Энвер-паша

После того как планы вернуться в Турцию провалились, Энвер, видимо, задумал новую авантюру – создать новую Пантюркисткую империю (Туран) на территории Туркестана, Афганистана, мусульманских земель Китая и Сибири. В октябре 1921 года Энвер приехал в Бухару, где проводил сложную политику, представляя интересы Москвы в переговорах с членами правительства Бухарской народной советской республики (БНСР, ранее Бухарское ханство), при этом наводя контакты с эмиром и басмачами. Энвер предложил себя в качестве советника Красной Армии по формированию национальных частей в её составе и взаимодействию с басмачами против эмира. После консультаций с местными властями Бухары и с правительством БНСР он написал в Москву письмо с требованиями уважения независимости БНСР и вывода войск Красной Армии с территории Бухары.

В конце октября 1921 года, имея в руках информацию о составе, численности и дислокации частей Красной Армии на территории Бухарской НСР, он принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Туркестана от большевиков, для чего взял на себя миссию объединения отрядов басмачей в борьбе с советской властью, и возглавил басмачей в этом регионе. Этому способствовал и созданный ещё ранее по его инициативе подпольный антисоветский Комитет национального объединения во главе с Верховным муфтием Ташкента Садретдином-ходжой Шарифходжаевым.

Энвер с группой турецких офицеров двинулся в Восточную Бухару (восточная часть Бухарского эмирата), на переговоры с командирами басмаческих отрядов. Один из вождей басмачей, Ибрагим-бек отнёсся к нему с большим подозрением, разоружил его окружение и продержал под арестом три месяца. Кроме недоверия была ещё и личная неприязнь к возможному сопернику. Ибрагим состоял на службе у бухарского эмира и добился заметных успехов в деле объединения разрозненных басмаческих отрядов. В Энвере он справедливо видел сильного соперника, стремящего занять его место. И это был не единственный враг Энвера-паши, многие в Бухаре не хотели поддерживать его союз с эмиром, мало кто желал возвращаться к прежним порядкам. Также феодалов раздражали попытки Энвера соединить пантюркизм, исламизм и социализм.

Тем временем эмир поддержал Энвера, приказал освободить из заточения и признал «великим визирем» Бухарии и главнокомандующим всеми басмаческими отрядами Бухары и Хивы и части Туркестана. В феврале 1922 года басмачи под его командованием Энвер-паши взяли штурмом Душанбе, учинив дикую расправу над его населением. Затем организовали поход на Бухару. За короткое время бывший военный министр Османской империи смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата. Советские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его власти в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода русских войск из всего Туркестана. Трудно сказать, верил ли он сам в возможность победы и реализации грандиозных планов по созданию новой великой империи. Но скромностью Энвер явно не отличался. Он пользовался титулом «Главнокомандующего Вооруженными силами ислама и наместника эмира Бухарского». На личной печати Энвера-паши была выгравирована надпись: «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета».

В мае 1922 года Красная Армия предприняла контрнаступление, использовав реки Амударью, Пяндж и Вахш для переброски войск. Ибрагим-бек предал «главнокомандующего войсками ислама» и не пришёл ему на помощь. Энвер-паша потерпел несколько тяжёлых поражений, оставил Душанбе. После этого Энвара атаковали и Ибрагим, пытаясь добить соперника. Энвер-паша бежал в окрестности Бальджуана, где был выслежен Красной Армией и принял последний бой. Согласно воспоминаниям одного из участников боя В. И. Уранова: «В июле 1922 года наши 5-й стрелковый и 2 кавалерийский полки настигли Энвера, занявшего оборону у кишлака Кофрун (Таджикистан). Наш разведывательный кавалерийский разъезд первым увидел на окраине кишлака в большом саду зеленое знамя с золотым полумесяцем. У знамени стояли часовые в красных чалмах. Это была ставка Энвера-паши. Рядом располагался отряд из отборных молодчиков – «личная гвардия» Энвера. Перед кишлаком Кофрун в несколько рядов были вырыты окопы, которые занимали пешие басмачи. Подразделения наших стрелковых и кавалерийских частей внезапной ночной атакой выбили басмачей из окопов, стремительно ворвались в кишлак, затем в сад и к дому, где помещался Энвер. «Личная гвардия» Энвера была почти вся перебита. Однако самому ему удалось выскользнуть из наших рук, но как и в каком виде? Захваченные в плен басмачи рассказали, что Энвер был уверен, что находится под надежной охраной и прикрытием своих войск. Услышав первые выстрелы, он даже не встал с постели, но, когда почувствовал свое критическое положение, не стал ждать, пока на него наденут халат и обувь, вскочил на коня и ускакал в одном белье, босой, бросив на произвол судьбы остатки своих войск. Захватив дом, наши бойцы во главе с командиром обнаружили на столе шитый золотом халат Энвера и валявшиеся на полу сапоги этого «полководца».

Энвер-паша был убит 4 августа 1922 года в бою с красной кавалерией в кишлаке Чагана в районе Бальджуана. Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши: «Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран». У убитого были обнаружены письма, которые подтверждали его связи со Стамбулом и Лондоном.

Соперника Энвера – Ибрагима, также не миновала справедливая кара. Он бежал в Афганистан и с его территории организовал несколько рейдов на советскую территорию. В апреле 1931 года отряды Ибрагим-бека последний раз вторглись в Советский Таджикистан, но вскоре были вынуждены отступить. Испытывая всё большие проблемы внутри Афганистана, где воевал с пуштунами и эмиром стал его противник Мухаммед Надир-шах, вынужден был покинуть афганскую территорию. 23 июня 1931 года Ибрагим-бек был пленён специальным отрядом ОГПУ под командованием Мукума Султанова в долине реки Кафирниган. Под конвоем был доставлен в Ташкент, где предстал перед судом и сразу же после суда был расстрелян.

Так бесславно завершилась жизнь великого турецкого авантюриста, пытавшегося создать всемирную тюркскую империю – Туран. После этого восстание было быстро подавлено, хотя басмачество в Таджикистане существовало до 1930-х годов. Мятеж Энвер-паши стал крупнейшим в истории басмачества. Он представлял серьёзную угрозу всей советской власти в Средней Азии. Подавление этого мятежа постепенно привело к полной ликвидации басмачества и фактически завершило гражданскую войну в Туркестане.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Адьютант 15 ноября 2018 08:30 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Пантюркизм - страшная вещь, один из ключевых элементов идеологии младотурок.
    Младотурки начали широко пропагандировать шовинистическую теорию о принадлежности турок к «чистокровной», «высшей» расе. Уже в 1908 - 1913 гг. русскую Среднюю Азию наводнили пантюркистские агенты, пытавшиеся установить связи с антирусскими силами и подготовить их для служения идеям пантюркизма и панисламизма.
    Накануне Первой мировой воины младотурки выдвинули лозунг о подчинении всех тюркоязычных народов Турции и о захвате Кавказа. Исходя из этой концепции, огромные территории на Кавказе, Средней Азии и в Иране предполагалось присоединить к Османской империи. Младотурки мечтали о том, чтобы достичь Алтая, утверждая, что власть Турции должна распространяться до места рождения прародителя турок - Эртогрула.
    В 1911 г. пантюркистский съезд в Салониках принял решение, в соответствии с которым следовало превратить Турцию в исключительно исламскую страну, осуществить османизацию всех турецких подданных, лишить другие народы, проживающие в Турции, прав на создание каких-либо организаций, возможности пользоваться родным языком, повсеместно внедрив турецкий язык.
    Теоретики-пантюркисты предлагали осуществить формирование «Великого Турана» «огнем и мечом». Для реализации этой задачи были разработаны «программа минимум» и «программа максимум». На первом этапе турки должны были завоевать «Малый или Новый Туран» (в границах от Байкала до Константинополя и от Монголии до Казани), на втором этапе - образовать «Великий Туран» (от японских вод до Скандинавских гор и от Ледовитого океана до Тибетского плато).
    Современная Турция (кемалистское дите) – это пантюркистское государство с активными элементами панисламизма.
    А наша страна всегда была и будет активным борцом с пантюркизмом и панисламизмом.
    1. Ратник2015 16 ноября 2018 03:54 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Адьютант
      В 1911 г. пантюркистский съезд в Салониках принял решение, в соответствии с которым следовало превратить Турцию в исключительно исламскую страну, осуществить османизацию всех турецких подданных, лишить другие народы, проживающие в Турции, прав на создание каких-либо организаций, возможности пользоваться родным языком, повсеместно внедрив турецкий язык.

      Не совсем так - речь шла не об исламизации, а именно о туркизации всего населения Османской империи, по крайней мере на территории Малой Азии. Т.е. младотурки были расовыми националистами, а не религиозными экстремистами.

      И собственно турки их политикой были часто недовольны (я общался с одним этническим турком с очень древней родословной, у которого предок пострадал из-за этого) - с тем же языком, который они вели - новый турецкий, на базе латиницы (тогда как при Османах писали на арабском).

      Цитата: Адьютант
      Теоретики-пантюркисты предлагали осуществить формирование «Великого Турана» «огнем и мечом». Для реализации этой задачи были разработаны «программа минимум» и «программа максимум». На первом этапе турки должны были завоевать «Малый или Новый Туран» (в границах от Байкала до Константинополя и от Монголии до Казани),
      Не совсем так снова. Изначально - полная туркизация Малой Азии, а также прилегающих областей (типа Сирии, Армении и т.п.) это и есть "Малый Туран". Потом "Большой Туран" - в целом воссоздающий империю Сельджукидов - от Малой Азии до Прибайкалья, при наличии военных возможностей, а потом - некий гипотетический "Великий Туран" - в границах Тюркского каганата - от Алтая через Среднюю Азию в Поволжье - и вплоть до Половецкой Степи, т.е. до Украины и Венгрии.
  2. BAI
    BAI 15 ноября 2018 10:30 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    1. Первое фото - это переговоры с басмачами в 1921 году. Фото есть (без подписи) а о самих переговорах и факте их события - ни слова.
    2. Приоритетность вождей басмачей странная. Наверное, по принципу - кто на глаза попался, либо на что места в статье хватило.
    Во-первых: в лидерах вооруженного сопротивления Советской власти были местные ханы:
    1. BAI
      BAI 15 ноября 2018 10:32 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      И Хивинский хан
      1. BAI
        BAI 15 ноября 2018 10:38 Новый
        • 1
        • 0
        +1

        Во-вторых, из полевых командиров следует отметить Мадамин-бека. Отряд 30 000 сабель, впоследствии перешел на сторону Советской власти
      2. faterdom 15 ноября 2018 21:48 Новый
        • 0
        • 0
        0
        О-о, ханы-то ерунда, хотя халаты у них роскошные... А вот сделать такую цветную фотографию в то время (до революции) в одной из своих экспедиций смог гениальный мастер-фотограф, изобретатель Прокудин-Горский. И в это время так снимать в цвете не мог никто!
    2. tiaman.76 15 ноября 2018 12:26 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      а сынок то поумней папани был
  3. Tutejszy 15 ноября 2018 12:59 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Ещё одним знаменитым вождем басмачества был Энвер-паша. Знаменитый турецкий политик, он втянул Турцию в войну на стороне Германии и был одним из трёх лидеров Османской империи в годы мировой войны. Также прославился как один из величайших военных преступников, организаторов геноцида национальных и религиозных меньшинств Турции (армян, греков, курдов и т. д.). После поражения Турции и подписания Мудросского перемирия в 1918 году Энвер вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой бежал в Германию.Послевоенный трибунал в Стамбуле судил Энвера и заочно приговорил его к смертной казни.

    Евреи охоте на бывших наци научились у армян, которые после ПМВ организовали операцию "Немезис": Талаат-пашу пришили в Берлине, Джемаль-пашу - в Тифлисе. За Энвером пришлось гоняться немного дольше...
    Энвер базировался в Москве около полутора лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом. (...) Москва в борьбе за власть в Турции выбрала Мустафу Кемаля.

    Но на всякий случай (чтобы иметь инструмент для воздействия на Кемаля), Ленин приказал брать Энвера только живым. Но у Ленина были свои планы, а у армян свои...
    Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши: «Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран».

    Настоящая фамилия этого Агабекова - Арутюнов. А упомянутого им командира дивизиона - Акоп Мелкумян.
    Вот отрывок из воспоминаний Мелкумяна:
    " Легендарный Гаспар Карапетович Восканов в те дни командовал войсками Туркестанского фронта, заменив на этом посту Семена Буденного. Он тоже прислал телеграмму, которая была лаконична: "Мне нужен мертвый Энвер. Прочти. Думай. Немедленно сожги". Спасибо тебе, Гаспар Карапетович, этот приказ мне по душе... (...) В кровавой рукопашной схватке прикончили всю банду “правоверных” убийц. Энвера зарубил лично. По праву победителя оставил себе его личную печать: огромную, серебряную, с надписью — “Верховный главнокомандующий всеми войсками ислама, зять халифа и наместник Магомета”. А вот личный Коран и позолоченный халат Энвера отправил в Москву... Энвер пережил кровавого собрата Джемала всего-то на десять суток. Да, я прикончил Энвера летом 1922 года на окраине кишлака Чаган, недалеко от мечети. Приговор турецкого Военного трибунала приведен в исполнение в Берлине, Тифлисе, в кишлаке Чаган! Возмездие неминуемо!"
    1. рич 16 ноября 2018 14:15 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Как следует из архивных материалов Института военной истории СССР, Энвер паша с остатками своих войск был настигнут кавалеристами 16 полка в кишлаке Чагана, в 25 км от г. Бальджуана (Таджикистан). В перестрелке Энвер был убит. У него были обнаружены секретные письма.
      Тело турецкого генерала, а также документы оказались в распоряжении особого отдела Бухарской группы войск. Среди бумаг оказались документы на турецком, фарси, узбекском, шифры, письма, в том числе от женщины по имени Наджие, а также письма от детей своему отцу на немецком языке из Грюнвальда."
      Личные вещи Энвера паши - позолоченный халат, английские бутовые сапоги, Коран, письма и перстень-печать - попали в руки красноармейцев. Список личных вещей и сами вещи в данный момент хранятся в Москве, в Музее вооруженных сил.
      См. РГВА, ф.110,оп.3, д.1104, л.61.
      Таким образом, согласно историческим документам и материалам того периода, Энвер паша был убит в августе 1922 года в перестрелке, а не зарублен Агабековым - Арутюновым в июне. Об этом свидетельствуют и показания военных врачей, которые изучили тело паши.
      По официальной советской версии, заслуга в уничтожении Энвера паши принадлежала третьему эскадрону 16 полка 8-й Башкирской кавалерийской бригады, правой колонне под командованием М. Никитина.
  4. Тархан 15 ноября 2018 14:00 Новый
    • 2
    • 3
    -1
    Энвер-паша несомненно великий авантюрист и мечтатель оторванный от действительности. Исконные национальные идеи народов в 19 веке трансформировались в наднациональные романтические идеи единения. Это пангерманизм, панславизм и пантюркизм. И несомненно пантюркизм зародился, позже, глядя на пангерманизм и панславизм.

    И ни одно из этих наднациональных идей, по умолчанию, не могло иметь хоть какого нибудь успеха. За тысячелетия ядра славян, германцев, тюрков разошлись во времени и пространстве, образуя народы. И различия в этих народах к 19 веку настолько разошлись, что повернуть время вспять и опять слиться в одно целое было невозможно. Да и что могли знать, да и хотеть простые датчане, немцы, австрийцы, простые русские, хорваты, словаки, простые турки, узбеки, кыргызы. Эти все ПАН гнездились только в головах аристократии и интеллигенции. А крестьянин белорус зорко следил, чтобы межа с русским крестьянином была на месте - какое на фиг ПАН.

    А Энвер-паша, никакой не идеолог пантюркизма, он авантюрист использовавший ПАН. Правительство младотурков пало, в результате поражения в 1 мировой. Энвер бежал к бывшим союзникам в Германию. Там, в 1919 году, он как-то встретился с коммунистом Радеком, членом ЦК РКП(б). Каким-то образом и как-то турк смог забаламутить еврейскую голову. Радек тащит Энвера в Москву и определят на работу в пропагандон большевиков - Общество Единства Революции и Ислама. Надо же, ни один юморист и карикатурист, даже по заказу Маркса или Аллаха, не сможет сочинить подобную абракадабру.
    "Расправившись" с евреем Энвер вынес мозги наркому иностранных дел РСФСР и СССР Чичерину. Тот отсылает Энвера в Среднею Азию для укрепления советской власти на местах. Но для авантюриста, в любом стуле, со временем, проявляется шило. Энвер окунается в басмачество, пудря всем курбаши головы, пантюркизмом. За воду в арыке дехканин узбек может зарезать декханина туркмена и наоборот, и обоим пантюркизм, что то неведомое.

    Энвер конечно знатный авантюрист. Он на одной полке с Калиостро, Казаново и Лжедмитрием.
    1. Ратник2015 16 ноября 2018 03:59 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Тархан
      А Энвер-паша, никакой не идеолог пантюркизма, он авантюрист использовавший ПАН. Правительство младотурков пало, в результате поражения в 1 мировой. Энвер бежал к бывшим союзникам в Германию. Там, в 1919 году, он как-то встретился с коммунистом Радеком, членом ЦК РКП(б). Каким-то образом и как-то турк смог забаламутить еврейскую голову. Радек тащит Энвера в Москву и определят на работу в пропагандон большевиков - Общество Единства Революции и Ислама. Надо же, ни один юморист и карикатурист, даже по заказу Маркса или Аллаха, не сможет сочинить подобную абракадабру.

      Меня конечно тоже порадовало это "Общество Единства Революции и Ислама". Право, смешно. Если бы небыло так грустно - интернациональная камарилья, захватившая тогда власть в Кремле, изголялась как могла - и не только над русскими областями, поверившими её популистским лозунгам, но и над среднеазиатскими, большинство декхан которых точно так же поверило пропаганде...
  5. NordUral 15 ноября 2018 16:05 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Прочел статью, комментарии и понял только одно, Восток - дело очень даже тонкое.
    1. Doliva63 15 ноября 2018 19:10 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: NordUral
      Прочел статью, комментарии и понял только одно, Восток - дело очень даже тонкое.

      Но большевики к нему ключик нашли. И каракалпаки, туркмены, уэбеки наряду с другими народами Союза вносили свой вклад в защиту СССР от фашистов.
  6. Авиатор_ 15 ноября 2018 20:57 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Статья интересная. Досадная мелочь -
    советская власть простила Мухаммеда-Курбана и разрешила проживать в родном ауле

    В Средней Азии сёла называются кишлаками, это не Кавказ
  7. Ратник2015 16 ноября 2018 04:09 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: Самсонов Александр
    феодалов раздражали попытки Энвера соединить пантюркизм, исламизм и социализм.
    да уж, смесь столь же гремучая, как и С14 ! До сих пор в Сирии аукается - вспомним тех же туркоманов, расстрелявших нашего пилота.

    Цитата: Самсонов Александр
    На личной печати Энвера-паши была выгравирована надпись: «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета».
    Хотелось бы увидеть саму печать или арабский вариант надписи, так как чувствуется полнейшая криворукость перевода, ведь именно таких терминов там быть просто не могло.
  8. антивирус 16 ноября 2018 16:21 Новый
    • 0
    • 0
    0
    «Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища

    антивирус 2 Сегодня, 08:52 Новый
    отец учился в Ив Энерго инст и" жили,3 студента на квартире в 52-55 гг, на Рабочем поселке", это рядом. "Хозяин дома был конник- чапаеевец, с Фурмановым пришли, ивановские ткачи"
    В доме было 2 комнаты, в одной хозяева( я запомнил по ассоциации,как у МГорького дед и бабушка- он маленький. щуплый(?) как и положено наезднику-жокею -для лошади легче, бабка - дородная крупная, высокая), 2 сына выросли и жили отдельно уже, их комнату и сдавали. в 55 г построили общежития на Парижской Коммуны , туда переселили.
    Не записал и соответственно через неск лет забыл имена хозяев кв.
    "Он говорил "все правильно сделали. вот и живём сейчас так". я это понимаю как --- доволен жизнью был в 50 е годы и своей жизнью.

    отец показывал
    ЖЕСТ( ВСЯ ВАША( их) НЕНАВИСТЬ И ВЕСЬ РУССКИЙ 20 ВЕК) ------

    !!! кулак от уровня груди вертикально вниз, как шашкой с седла по пешему!!!