Ядерная дубинка американского флота (часть 9)

44
Согласно информации, опубликованной в 2009 году в журнале Bulletin of The Atomic Scientists (англ. Бюлютень атомных учёных), с 1945 года в США было собрано приблизительно 66,5 тыс. атомных и термоядерных зарядов. В государственных лабораториях сконструировано около 100 различных типов ядерных боеприпасов и их модификаций. Хотя окончание «холодной войны» привело к снижению градуса международной напряженности и сокращению ядерных арсеналов, запасы ядерного оружия в США остаются весьма значительными. Согласно официальным американским данным производство новых материалов для сборки ядерного оружия прекращено в 1990 году (в тот момент на вооружении состояло около 22000 боезарядов), но в США в избытке имеются все необходимые компоненты, которые могут быть получены при переработке «ядерного сырья» из утилизируемых боеголовок. В то же время в ядерных лабораториях не прекращаются исследования по созданию новых типов ядерных боеприпасов и совершенствованию имеющихся.

По состоянию на конец 2010 года в распоряжении американских военных имелось более 5100 ядерных боеголовок, развёрнутых на носителях и находящихся на хранении (в этом списке не учитываются несколько сотен зарядов, снятых с вооружения и ожидающих переработки). В 2011 году на вооружении состояло 450 наземных межконтинентальных баллистических ракет, 14 атомных подлодок с 240 баллистическими ракетами и около 200 стратегических бомбардировщиков. В рамках выполнения Договора СНВ-3 число бомбардировщиков уменьшится до 60, а общее количество ядерных боезарядов сократится более чем в 3 раза. Согласно официальной информации, опубликованной Государственным департаментом США, по состоянию на 1 октября 2016 года в составе стратегических ядерных сил США находилось 1367 ядерных боезарядов на 681 развёрнутых стратегических носителях, всего имеется 848 развёрнутых и неразвёрнутых носителей. Еще примерно 2500 боеголовок, подлежащих утилизации, хранятся на складах. Согласно самым свежим данным, опубликованным 5 февраля 2018 года, в американских СЯС имеется 1350 развернутых стратегических боеголовок. Сокращение зарядов произошло в основном благодаря списанию части стратегических бомбардировщиков В-52Н, которые согласно Договору СНВ-3, считаются носителями одного ядерного заряда на самолёт, уменьшению числа развёрнутых МБР шахтного базирования, а также сокращению числа боеголовок, установленных на ракетах «Трайдент – 2».



Как известно, до определённого момента основные функции «ядерного сдерживания» несло Стратегическое авиационное командование, и большая часть ядерных зарядов была развёрнута на стратегических бомбардировщиках и межконтинентальных баллистических ракетах шахтного базирования. В конце 70-х в США число боеголовок, развёрнутых на баллистических ракетах подводных лодок, сравнялось с носителями Стратегического авиационного командования. Уже в начале 80-х основой американских СЯС стали ПЛАРБ оснащенные ракетами с термоядерными боеголовками индивидуального наведения. После принятия на вооружение в 1990 году БРПЛ «Трайдент – 2» с межконтинентальной дальностью пуска, подводные лодки типа «Огайо» получили возможность вести боевое патрулирование в территориальных водах США, что многократно повысило их неуязвимость. Данное обстоятельство способствовало тому, что в 21 веке перекос в сторону морских стратегических носителей стал ещё больше и в настоящее время именно баллистические ракеты, развёрнутые на ПЛАРБ, составляют основу стратегического ядерного потенциала США. Высокая эффективность, неуязвимость к внезапному нападению и сравнительно невысокая стоимость содержания ПЛАРБ, вооружённых БРПЛ «Трайдент-2», привели к тому, что морские стратегические силы занимают лидирующие позиции в ядерной триаде США.

Согласно информации, опубликованной на сайте американского Госдепартамента, в составе СЯС находится 60 стратегических бомбардировщиков (18 В-2А и 42 В-52Н) – носителей свободнопадающих бомб В-61, ещё 33 В-52Н и все имеющиеся В-1В после списания крылатых ракет воздушного базирования AGM-129A и AGM-86B получили «неядерный» статус. Тот же источник указывает 416 развернутых и 38 неразвёрнутых шахтных МБР LGM-30G Minuteman III с моноблочными боевыми блоками Mk.21, оснащёнными термоядерными боеголовками W87 мощностью 450 кт. В ВМС США имеется 320 ракет UGM-133A Trident II. Постоянно развернуто 209 ракет, каждая из которых, по американским данным, несёт 4 боеголовки.


Открытые крышки ракетных шахт на ПЛАРБ типа «Огайо»


Всего для «Трайдент – 2» предназначено около 900 боевых блоков Mk.5A с боеголовками W88 и Mk.4А с боеголовками W76-1. В ряде источников говорится, что в рамках договора СНВ-3 в 2017 году, на американских ПЛАРБ количество шахт с загруженными БРПЛ ограниченно 20 единицами. Таким образом, на ракетах, находящихся в шахтах лодки типа «Огайо», имеется как минимум 80 термоядерных боеголовок.


USS Ohio (SSGN-726) в ходе капитального ремонта и переоборудования в носитель крылатых ракет

В настоящее время ВМС США эксплуатируют 18 лодок типа «Огайо». Согласно Программе развития ядерных сил, подготовленной администраций Била Клинтона в 1994 году, из первых восьми подводных ракетоносцев первоначально вооруженных ракетами «Трайдент – 1», четыре переоборудовали в носители крылатых ракет UGM-109 Tomahawk, а оставшиеся перевооружили БРПЛ «Трайдент – 2». Стоимость переоборудования одной лодки в ПЛАРК составила около $800 млн. Перевооружение первых четырёх ПЛАРБ с «Трайдент – 1» в атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) произошло в период с 2002 по 2008 год. На борту каждой американской ПЛАРК может находиться до 154 крылатых ракет.

Ядерная дубинка американского флота (часть 9)

Шахтная пусковая установка с крылатыми ракетами «Томагавк» на борту ПЛАРК типа «Огайо»

В каждой переоборудованной шахте находится 7 КР «Томагавк». Из 24 ракетных шахт 22 были переделаны под крылатые ракеты. Две ближайших к рубке шахты переоборудованы в шлюзовые камеры, для обеспечения выхода боевых пловцов из лодки, находящейся в подводном положении. К шлюзовым камерам стыкуются мини-субмарины ASDS (англ. Advanced SEAL Delivery System – Расширенная система доставки боевых пловцов) или расширенные док-камеры DDS (англ. Dry Deck Shelter – Приют сухой палубы).


ПЛАРК USS Georgia (SSGN-729) с внешней док-камерой DDS


Эти внешние средства могут устанавливаться как вместе, так и по отдельности, но общим количеством не более двух. При этом каждая установленная ASDS блокирует три ракетных шахты, а DDS — две. В общей сложности на борту подводной лодки в длительном походе способны находиться до 66 боевых пловцов или морских пехотинцев с лёгким оружием. В случае краткосрочного нахождения на лодке это количество может быть доведено до 102 человек.


Запуск КР UGM-109 Tomahawk с борта ПЛАРК USS Florida (SSGN 728), находившейся в подводном положении

Представители ВМС США неоднократно заявляли, что все КР UGM-109А с термоядерными боеголовками в данный момент сняты с вооружения. Однако благодаря способности совершать полёт на малой высоте крылатые ракеты типа «Томагавк» являются очень трудными целями даже для современной системы ПВО, и даже будучи оснащёнными конвенционными боевыми частями, они благодаря высокой точности попадания могут использоваться для решения стратегических задач.


ПЛАРК USS Florida (SSGN 728) в окрестностях военно-морской базы Кингс-Бей


В 2001 году во время правления Джорджа Буша (младшего), было осуществлено распределение лодок по флотам: восемь ПЛАРБ должны находиться на Тихом океане (в Бангоре, шт. Вашингтон), шесть - на Атлантическом (Кингс-Бей, шт. Джорджия). Инфраструктура каждой военно-морской базы позволяет обслуживать до 10 лодок. При этом из четырнадцати имеющихся в боевом составе ПЛАРБ, две лодки находятся в плановом капитальном ремонте.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: ПЛАРБ типа «Огайо», возвращающаяся с боевого дежурства на подходе к военно-морской базе Бангор

Морской компонент американской ядерной триады представляет собой наиболее боеспособную её часть, американские лодки находятся в море 60% времени в году (т.е. около 220 суток в год), таким образом, на боевом патрулировании обычно имеется 6-7 американских ПЛАРБ. Ещё 3-4 ракетных лодки могут в течение суток выйти в море. По статистике, подводные стратегические ракетоносцы ВМС США совершают в среднем на три-четыре боевых службы в год. Согласно данным, опубликованным 10 лет назад, в 2008 году ПЛАРБ ВМС США была выполнена 31 боевая служба с продолжительностью от 60 до 90 суток. Рекорд длительности боевого патрулирования в 2014 году поставила USS Pennsylvania (SSBN 735), находившаяся в море 140 суток. Для обеспечения столь интенсивного боевого использования каждый стратегический ракетоносец укомплектован двумя экипажами — «синим» и «золотым», поочерёдно несущими боевое дежурство.

Согласно американским источникам, в настоящее время лодки по большей части патрулируют у своих берегов. Боевое дежурство осуществляется в районах, для которых существуют точные гидрологические карты. Благодаря этому навигационная система ПЛАРБ, находящаяся на боевом патрулировании в подводном положении, получает от бортового гидроакустического комплекса все необходимые данные для корректировки погрешности в отслеживании своих координат.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: американские АПЛ на стоянке у пирса военно-морской базы Гуам, рядом с лодками судно снабжения

Впрочем, примерно 30% от времени, проведённого в море, лодки-носители крылатых и баллистических ракет находятся в отдалённых районах мирового океана. В ходе этих походов ПЛАРБ и ПЛАРК для пополнения запасов свежего продовольствия, мелкого ремонта и краткосрочного отдыха экипажей посещают военно-морские базы Гуам и Пёрл-Харбор.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: американские АПЛ на стоянке военно-морской базы Пёрл-Харбор

До недавнего времени в военно-морской базе Гуам на постоянной основе находилось судно снабжения, в трюмах которого имелся запасной боекомплект ракет и торпед, а также пресная вода, продовольствие и запасы различных расходных материалов. Такие суда были созданы в годы «холодной войны» и могли поддерживать боевую деятельность подводного флота не только в портах, но и в открытом море. Перегрузка ракет на борт лодки производится с помощью крана грузоподъёмностью до 70 т.

По времени, проведённому подводными ракетоносцами в море, ВМС США значительно превосходят российский флот. Первоначально лодки, как правило, эксплуатировались со 100-дневным циклом — 75 дней на патрулировании и 25 дней на базе. Наши РПКС обычно ведут патрулирование не более 25% времени в году (91 сутки в год).


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: ПЛАРБ типа «Огайо» в пункте базирования Кингс-Бей


На этапе проектирования срок службы лодок типа «Огайо» был рассчитан на 20 лет с одной перезарядкой реактора. Однако большой запас прочности и значительный модернизационный потенциал позволили к 1990 году продлить эксплуатационный ресурс до 30 лет. В 1995 году была запущена программа поэтапной модернизации, осуществляемой в ходе двухгодичных капитальных ремонтов, совмещённых с заменой ядерного топлива. В ходе реализации данной программы и обследования лодок, поставленных на капитальный ремонт, специалисты пришли к выводу, что имеющиеся в строю ПЛАРБ могут эксплуатироваться 42-44 года. При этом замена ядерного топлива должна производиться раз в 20 лет.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: ПЛАРБ типа «Огайо» в пункте базирования Бангор


Высокий эксплуатационный ресурс, помимо продуманной конструкции американских ПЛАРБ типа «Огайо», во многом связан с отличной ремонтно-эксплуатационной базой и отработанным до мелочей процессом технического обслуживания и ремонта. В пунктах базирования Кингс-Бей и Бангор имеются пирсы с кранами, крытые крупногабаритные эллинги и сухие доки. С учётом того, что обе американские базы находятся в зонах с гораздо более мягким климатом, чем аналогичные российские объекты в Гаджиево и Вилюченске, это вызывает острую зависть у наших подводников.


Сооружения для ремонта и обслуживания ПЛАРБ в пункте базирования Бангор


Отдельно стоит сказать об американских флотских арсеналах ядерного оружия и пунктах обслуживания ракет. Согласно информации, опубликованной в американских СМИ, программа модернизации и продления сроков эксплуатации ракет Trident II D5 до уровня Trident II D5LE ведётся на территории пункта базирования Бангор. Первые ракеты Trident II D5LE были загружены в ракетные шахты ПЛАРБ в феврале 2017 года. Они постепенно должны заменить все существующие «Tрайдент – 2» на американских и британских лодках.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: ракетный арсенал и пункт хранения ядерного оружия на территории пункта базирования Бангор

В прошлом пункт базирования ПЛАРБ Бангор являлся самостоятельной военно-морской базой. В 2004 году с целью «оптимизации» путём слияния военно-морской базы Бремертон и базы подводных лодок Бангор, располагавшихся на западном и восточном берегах полуострова, была образована база Китсап. Часть территории ВМБ Китсап, известная как Бангор Трайдент Бейс, является крупнейшим действующим арсеналом стратегических ракет ВМС США. Именно здесь проходят диагностику, техобслуживание, ремонт и модернизацию после выгрузки с ПЛАРБ ракеты UGM-133A Trident II. Помимо ангаров с контролируемым микроклиматом, где в ходе регламентных работ, ремонта и модернизации производится разборка ракет, в этой части базы на территории протяженностью приблизительно 1200х500 м имеется около 70 укреплённых бункеров и отдельных подземных хранилищ, где складируются ракеты и термоядерные боеголовки. В хранилищах формируется постоянный обменный фонд ракет и боевых блоков, которые в случае необходимости можно оперативно установить на готовящиеся к выходу на боевое патрулирование лодки.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: ракетный арсенал и пункт хранения ядерного оружия на территории военно-морской базы Кингс-Бей

Аналогичный объект имеется также на территории пункта базирования Кингс-Бей, на Атлантическом побережье США. Однако в отличие от объекта Бангор Трайдент Бейс, здесь не ведут работ по модернизации «Трайдент – 2», а только проводят текущее обслуживание и мелкий ремонт. Ракетный арсенал также имеется в окрестностях военно-морской базы Пёрл-Харбор, но он, судя по всему, используется в гораздо меньших масштабах и только в качестве пункта экстренной замены ракет.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: американская АПЛ пришвартованная неподалёку от торпедно-ракетного арсенала в Пёрл-Харбор

Согласно опубликованным планам вывод первой лодки типа «Огайо» из боевого состава намечен на 2027 год, последняя лодка данного типа должна быть списана в 2040 году. На смену лодкам типа «Огайо» придут ПЛАРБ типа «Колумбия».


Предполагаемый внешний вид ПЛАРБ типа «Колумбия»


Проектирование перспективной ПЛАРБ, известной так же, как SSBN(X), в сотрудничестве с верфью Newport News Shipbuilding осуществляет корпорация Electric Boat (все 18 лодок типа «Огайо» были построены при участии Electric Boat). Всего к постройке планируются 12 лодок, строительство головной ПЛАРБ должно начаться в 2021 году. Хотя подводное водоизмещение лодки типа «Колумбия» станет примерно на 1500 т больше, чем у ПЛАРБ «Огайо», новый ракетоносец будет нести только 16 шахт с БРПЛ Trident- II D5LE, в перспективе её заменит Trident E-6.

Наибольшая длина лодки – 171 м, ширина корпуса – 13,1 м – то есть по габаритам, проектируемая ракетная субмарина близка к лодкам типа «Огайо». Можно предположить, что увеличение подводного водоизмещения связано с тем, что в течение всего жизненного цикла ПЛАРБ типа «Колумбия» не предусмотрена перезарядка реактора. При этом лодка должна служить не менее 40 лет. Считается, что больший объём внутри прочного корпуса должен обеспечить необходимый модернизационный запас во время всего срока службы.


Внутренняя компоновка проектируемой ПЛАРБ SSBN(X)


В конструкции ПЛАРБ типа «Колумбия» предполагается применить ряд передовых технических новшеств:
- Х-образные кормовые рули
- подводные скутеры, установленные в надстройке
- всережимный гребной электродвигатель вместо турбозубчатых агрегатов и электродвигателей экономичного хода
- оборудование, созданное для АПЛ типа «Вирджиния», в том числе водомётный движитель, звукопоглощающие покрытия и носовую ГАС с широкой апертурой
- боевую систему управления, в которой будут объединены: средства связи, сонар, оптические средства наблюдения, оружие и оборонительные системы.

На Морской, воздушной и космической выставке, прошедшей в 2015 году, была представлена модель ПЛАРБ типа «Колумбия» с водомётным движителем, визуально похожим на движитель лодок типа «Вирджиния». Согласно информации, опубликованной компанией-разработчиком ракетного отсека General Dynamics Electric Boat, эта часть лодки также будет использоваться на британской перспективной ПЛАРБ типа «Дредноут» (разрабатывается для замены лодок типа «Вэнгард»). Водомётный движитель, отказ от турбозубчатых агрегатов и использование новых многослойных звукоизолирующих материалов должно повысить скрытность лодки в режиме экономичного хода на боевом патрулировании.

В то же время критики программы ПЛАРБ «Колумбия» указывают на её крайне высокую стоимость. Так, только на проектные работы и создание необходимых технологий выделено более $5 млрд. Стоимость строительства первой лодки в ценах 2018 года оценивается примерно в $9 млрд., без учёта расходов на вооружение, подготовку персонала и обустройство мест базирования. Затраты на поддержание жизненного цикла 12 лодок оценивается в $500 млрд. Завершение строительства первой ПЛАРБ «Колумбия» запланировано на 2030 год, ввод в боевой состав флота — в 2031 году. Постройку серии из 12 лодок должны завершить к 2042 году, их служба запланирована до 2084 года.

По материалам:
https://2009-2017.state.gov/t/avc/rls/2016/266384.htm
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00963402.2018.1438219
http://bastion-karpenko.ru/ohio-ssbn-726/
https://www.globalsecurity.org/wmd/systems/ssbn-x.htm

Статьи из этой серии:
Ядерная дубинка американского флота (часть 1)
Ядерная дубинка американского флота (часть 2)
Ядерная дубинка американского флота (часть 3)
Ядерная дубинка американского флота (часть 4)
Ядерная дубинка американского флота (часть 5)
Ядерная дубинка американского флота (часть 6)
Ядерная дубинка американского флота (часть 7)
Ядерная дубинка американского флота (часть 8)
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 ноября 2018 07:05
    Да,опасный противник.
    1. +2
      21 ноября 2018 12:44
      Нам есть чем ответить, собрать в кулак яхты и фаберже толстосумов, и на мериканский флот:
  2. +14
    21 ноября 2018 07:37
    Ради таких статей я захожу на ВО. good
    1. +9
      21 ноября 2018 08:26
      Цитата: профессор
      Ради таких статей я захожу на ВО.

      Олег, ради тех кто такие статьи читает, Серёжа и пишет. Только такое впечатление, что читателей становиться всё меньше.
      Пару дней назад в разделе "история" была публикация посвященная советской военной помощи в отражении американских авианалётов на Вьетнам. Достоверность информации в данной публикации очень низкая, к тому же куча ошибок технического характера. Серёжа, едва ли в монитор не плевал читая её. Однако "идеологически правильная", несмотря на околонулевую информационную ценность статья вызвала массу восторгов у "патриотов".
      1. +5
        21 ноября 2018 08:46
        Цитата: zyablik.olga
        Олег, ради тех кто такие статьи читает, Серёжа и пишет. Только такое впечатление, что читателей становиться всё меньше.

        Это не впечатление- это суровая реальность.

        Цитата: zyablik.olga
        Пару дней назад в разделе "история" была публикация посвященная советской военной помощи в отражении американских авианалётов на Вьетнам. Достоверность информации в данной публикации очень низкая, к тому же куча ошибок технического характера. Серёжа, едва ли в монитор не плевал читая её. Однако "идеологически правильная", несмотря на околонулевую информационную ценность статья вызвала массу восторгов у "патриотов".

        Зачем далеко ходить? Вот сегодня:
        https://topwar.ru/150024-indijskaja-jadernaja-triada-nazemnaja-i-vozdushnaja-komponenta.html
    2. +2
      21 ноября 2018 17:19
      Очень жаль.потому и не с кем адекватно сто то обсудить в разделе новости hi
      1. +5
        21 ноября 2018 18:12
        Цитата: Korax71
        не с кем адекватно сто то обсудить в разделе новости

        Очень редко заглядываю куда-то, кроме раздела вооружения. И то как на минном поле.
        1. +2
          22 ноября 2018 14:13
          Вот и я про что. С кем можно аргументированно поспорить и узнать что то новое для себя-единицы.и найти их теперь обычно можно в статьях очень ограниченного круга авторов.
  3. +5
    21 ноября 2018 07:41
    Сергей, спасибо. В принципе, ничего не изменилось. Американцы, на новом уровне, отшлифовывают всё то лучшее, в организационном плане, что они начали применять на первых ракетоносцах типа Джорж Вашингтон.Я не говорю о новых технических и технологических решениях на современном уровне, так это и естественно всё движется и развивается по новым виткам времени.
  4. +3
    21 ноября 2018 08:24
    Отличная статья, спасибо! hi
    Случайно нет информации (или я её пропустил?) по томагавкам в неядерном варианте: вроде бы отдельного соглашения нет, но в 90-х Президенты РФ и США обменялись письмами, что ядерное оружие с нестратегических носителей будет снято? И информации о способах взаимного контроля за соблюдением соглашений по СЯС, в частности морским? Американских источников не попадалось, а из наших только юмористические воспоминания, что "приехали американцы боеголовки на ракете считать, и вот в открытой шахте сняли головной обтекатель, а под ним на одной из 4 боеголовок ..й нарисован (просьба не ругать, ибо цитата, хоть и по памяти hi ), ибо тот, кто к ней прикасался до этого руками, тоже об американцах думал, а потом из-за холода на ней иней в необлапанных местах появился".
    1. +4
      21 ноября 2018 08:31
      Цитата: Wildcat
      Случайно нет информации (или я её пропустил?) по томагавкам в неядерном варианте:

      Статья про "Томагавки" уже была.
      1. +2
        21 ноября 2018 15:02
        Да, статью перечитал, но там (и в комментариях) не нашел текста про причины снятия ядерных томагавков (как мне кажется, если это не было предметом письменных договоренностей в рамках СНВ например, то "возвратный потенциал" томагавков может быть весьма значителен). Где-то rudolff писал об этой истории, но я так и не понял картины в целом. hi
        Ура статье про С 75!
        Больше статей и успехов в семейном бизнесе!
        hi
        1. +6
          21 ноября 2018 15:11
          Цитата: Wildcat
          Да, статью перечитал, но там (и в комментариях) не нашел текста про причины снятия ядерных томагавков (как мне кажется, если это не было предметом письменных договоренностей в рамках СНВ например, то "возвратный потенциал" томагавков может быть весьма значителен).

          ЕМНИП договорённость об этом была, хотя КР с ЯБЧ формально считались "тактическими". В данный момент все термоядерные боеголовки W80 со ступенчатой регулировкой мощности взрыва, устанавливаемые ранее на КР BGM-109A(Tomahawk Block I) утилизированы. В ответ с боевых кораблей ВМФ РФ также вывели ядерные крылатые ракеты и торпеды.
          Цитата: Wildcat
          Ура статье про С 75!

          Из двух частей...
          Цитата: Wildcat
          Больше статей и успехов в семейном бизнесе!

          Благодарю! drinks
  5. +5
    21 ноября 2018 08:56
    Как всегда у Сергея, просто СУПЕР!
  6. +5
    21 ноября 2018 09:20
    Плюсую, как обычно
  7. +5
    21 ноября 2018 10:07
    Супер,сижу и гадаю,какую новую тему пишет Сергей,а главное лицемерно и эгоистично наколдовываю,чтоб циклов было побольше,чтоб схем и рисунков красивых,и букв пруд пруди,да простят меня Сергей и Ольга,ещё раз спасибо.
    1. +9
      21 ноября 2018 13:29
      Цитата: merkava-2bet
      Супер,сижу и гадаю,какую новую тему пишет Сергей

      Следующая статья будет про зарубежные копии ЗРК С-75. Ну и немного расскажу чем отличались 10-см СА-75 и 6-см С-75. А то некоторые авторы берущиеся писать про Вьетнамскую войну этого не знают. hi
      1. +2
        22 ноября 2018 23:37
        Цитата: Bongo
        Следующая статья будет про зарубежные копии ЗРК С-75. Ну и немного расскажу чем отличались 10-см СА-75 и 6-см С-75.

        Не,не...
        Давайте всё же часть 10.
        Хотелось бы лясы поточить о перспективах.
        hi
        ==============
        С-75 это всё же старушка...
        Да и вряд ли у чебуреков получилось,что-то лучше ОКР "Волхов-5" (С-75М5)!

        1. +3
          23 ноября 2018 03:14
          Цитата: Айболит
          Не,не...
          Давайте всё же часть 10.

          Не, хватит. Караул устал...
          Цитата: Айболит
          С-75 это всё же старушка...

          Дык, откровенно говоря надоело читать "шедевры" "журналистов" и "аналитиков" о том как во время отражения одного налёта вьетнамские С-75 сбили 31 В-52 wassat И которые не понимают разницы между СА-75, С-75 и НQ-2.
          Цитата: Айболит
          Да и вряд ли у чебуреков получилось,что-то лучше ОКР "Волхов-5" (С-75М5)!

          Не получилось даже лучше чем С-75М4, хотя этих комплексов построили очень немного.
          И ещё у меня к вам вопрос, не Вы ли в прошлом выступали под ником "opus" ?
          1. +2
            23 ноября 2018 11:53
            Цитата: Bongo
            Не, хватит. Караул устал..

            Жаль.
            Хотелось бы позубоскалить про радикальные методы противодействия этой
            Цитата: Bongo
            Ядерная дубинка американского флота

            тут много чего интересного осталось
            Цитата: Bongo
            о том как во время отражения одного налёта вьетнамские С-75 сбили 31 В-52

            слаб я в теме по этому вопросу.
            Цитата: Bongo
            Не получилось даже лучше чем С-75М4, хотя этих комплексов построили очень немного.

            стартовали 80-е...
            А так да С-75М3 ("Волхов-8", с доработкой по п.№103, бюл. БтВл23У,№4603) был хорош:
            ЭОП 0,3м^2 (без линзы Л.) до 835 м/с на 12 км и нижней границе 100м, вероятность 0,55-0,85 (ЗУР 5Я23).
            /В-755, конечно уже ничего не спасало.
            не Вы ли в прошлом выступали под ником "opus" ?

            recourse
            — Квартиру Шпака вы брали?
            — Шпака?
            — Да!
            — Казань брал, Астрахань брал... Ревель брал, Шпака — не брал...

            как зовут его?
            1. +2
              23 ноября 2018 14:16
              Цитата: Айболит
              как зовут его?

              Ну значит не Вы... request
              1. +1
                24 ноября 2018 02:51
                Цитата: Bongo
                Ну значит не Вы.

                А это принципиально?
                чем я то Вам не угодил?
                1. 0
                  24 ноября 2018 04:27
                  Цитата: Айболит
                  А это принципиально?

                  Ну с Антоном, у нас в прошлом было взаимовыгодное сотрудничество, и мне очень не хватает его фундаментальных знаний.
                  Цитата: Айболит
                  чем я то Вам не угодил?

                  Наоборот, я ценю Ваши грамотные комментарии! good
    2. +2
      23 ноября 2018 23:38
      Цитата: merkava-2bet
      Сергей и Ольга,ещё раз спасибо.

      Ребята, огромное спасибо за системно собранный и изложенный материал. Получил истинное удовольствие от прочтения. Почерпнул новое про береговую инфраструктуру обеих ВМБ.
      СПАСИБО! drinks
  8. +4
    21 ноября 2018 10:12
    Как всегда статья на пятерку с плюсом good
    Блин что мешало нашим пару 941ых "Акул" под калибры переделать? Одна лодка контролировала бы всю Европу
  9. -2
    21 ноября 2018 11:38
    Для меня сейчас наступил когнетивный шок... В статье утверждается, что новая Колумбия будет обладать водомётным движителем и приводится её профиль с совершенно обычным винтом внутри цилиндра... Причём, известно, что такая конструкция не спасает от ковитационных шумов на больших скоростях движения ПЛ. Я до сих пор отказывался верить этим картинкам, потому что всегда был уверен в совершенно другой конструкции водомёта. Например, такой:

    Это модель: у неё есть входной и выходной патрубки, т.е. будучи установленной внутри лодки где-то сбоку в боку корпуса должно быть всасывающее воду отверстие (или несколько), а в конце, по оси лодки - выходное отверстие, выталкивающее поток воды. И в этом случае не должно быть посторонних звуков на больших скоростях движения лодки. Именно такой я и видел когда-то чертёж Си Вульфа.
    1. +7
      21 ноября 2018 18:06
      Цитата: Tektor

      Для меня сейчас наступил когнетивный шок... В статье утверждается, что новая Колумбия будет обладать водомётным движителем и приводится её профиль с совершенно обычным винтом внутри цилиндра

      нифигае "обычный"..
      Там будет virginia class propulsion system (United Defense pump jet propulser)

      вполне себе...
      Цитата: Tektor
      Например, такой:

      Это винтовой компрессор (screw compressor), пневмо....
      винтовые компрессоры широко применяются в нефтедобыче, газопереработке, на химических и нефтехимических предприятиях для охлаждения углеводородов, сжатия природного и ряда других газов, в качестве дожимного оборудования.


      Атмосферный воздух поступает через всасывающий клапан и очищается с помощью воздушного фильтра. Посредством встречного вращения ведущего и ведомого ротора всасывается в полость винтовой пары, где смешивается с предварительно очищенным маслом. Далее смесь воздуха с маслом нагнетается в зону сепарации для отделения масла. Поступая в зону специального радиатора, очищенный воздух охлаждается.

      Вы хотите им морскую воду гонять?
      Обеспечите им на валу 29.84MW. И скорость носителя 25kt *
    2. +6
      21 ноября 2018 18:39

      Пропульсивный водомётный движитель ПЛ проекта 877В "Палтус" hi
  10. +3
    21 ноября 2018 11:39
    hi ...Спасибо.
    В каждой переоборудованной шахте находится 7 КР «Томагавк». Из 24 ракетных шахт 22 были переделаны под крылатые ракеты.
    USS Florida SSGN 728
  11. +3
    21 ноября 2018 17:45
    Сергей hi огромное спасибо за очередную отличную статью.тут и комментарии излишни good как всегда наижирнейший плюс.спасибо за ваш труд.
  12. +5
    21 ноября 2018 18:54
    Согласно информации, опубликованной на сайте американского Госдепартамента, в составе СЯС находится 60 стратегических бомбардировщиков (18 В-2А и 42 В-52Н) – носителей свободнопадающих бомб В-61, ещё 33 В-52Н и все имеющиеся В-1В после списания крылатых ракет воздушного базирования AGM-129A и AGM-86B получили «неядерный» статус. Тот же источник указывает 416 развернутых и 38 неразвёрнутых шахтных МБР LGM-30G Minuteman III с моноблочными боевыми блоками Mk.21, оснащёнными термоядерными боеголовками W87 мощностью 450 кт. В ВМС США имеется 320 ракет UGM-133A Trident II. Постоянно развернуто 209 ракет, каждая из которых, по американским данным, несёт 4 боеголовки.

    Сергей, спасибо за статью, точнее за цикл. Дополню несколько более свежими данными обмена за июль 2018 года

    МБР "Минитмен-3"
    = Количество развернутых МБР - 400, количество не развернутых МБР - 278
    = Количество развернутых и не развернутых ШПУ - 454 (400 развернутых, 54 не развернутых)
    = Количество ШПУ, предназначенных для испытаний - 4

    БРПЛ "Трайдент-2"
    = Количество развернутых БРПЛ - 203, количество не развернутых БРПЛ - 231
    = Количество развернутых и не развернутых ШПУ - 280 (203 развернутых, 77 не развернутых)
    = Количество ШПУ, предназначенных для испытаний - 0

    Стратегические бомбардировщики
    = Количество развернутых стратегических бомбардировщиков В-2А - 13, количество не развернутых
    В-2А - 7
    = Количество развернутых стратегических бомбардировщиков В-52Н - 36, количество не развернутых
    В-52Н - 10
    = Количество развернутых "неядерных" бомбардировщиков В-52Н - 41
    = Количество бомбардировщиков, предназначенных для испытаний - В-2А - 1 ед, В-52Н -2 ед.
    1. +1
      21 ноября 2018 20:07
      А что бомбардировщик В-1В Лансер уже все безядерный статус получили,по мне это бред и дёза?
      1. +2
        21 ноября 2018 20:15
        И что самое главное,бомбардировщик В-1В активно и обширно модернизируется.
        В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщиков B-1B[1], средний возраст которых составил 24,1 года[13]. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.

        Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа, начавшаяся в 1993 году, по переоборудованию B-1B для оснащения их обычными вооружениями[14].
        В рамках программы были реализованы следующие модернизации:
        Block B — обновление программного обеспечения бортовых систем.
        Block С — оснащение кластерными бомбами CBU-87/89/97.
        Block D (1993—2003) — оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддержки GPS-навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
        Block E (1996—2004) — модернизация информационных систем для поддержки более широкой номенклатуры вооружений, интеграция с вооружением типа Wind Corrected Munition Dispenser (WCMD), Joint Stand-Off Weapon (JSOW), и Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
        Block F (1997—2008) — оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M.

        Cockpit Upgrade Program (CUP) — программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более продвинутые электронные устройства.
        Link-16 — программа по оснащению самолётов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениваться данными с другими самолётами в режиме реального времени.

        При проведении модернизации B-1B ВВС США планирует сохранить данные самолеты на вооружении до 2038 года[
      2. +2
        22 ноября 2018 04:07
        Цитата: merkava-2bet
        А что бомбардировщик В-1В Лансер уже все безядерный статус получили,по мне это бред и дёза?

        Давно их вывели.
        1. 0
          22 ноября 2018 04:13
          А что мешает их превратить в ядерные носители,вопрос пару часов,установка блока приема и согласования с телекодовой системой,а учитывая что они прошли обширную модернизацию и цифровизацию,то это ещё проще стало,ведь им не зашивали бомбоотсеки и не лишали системы дозаправки в воздухе,а также не резали электрокабели,как в своё время сделал СССР.
          1. 0
            22 ноября 2018 04:17
            Чтобы понять что это бред сивой кобылы,я про статус В-1В <безъядерный>,то я выше выложил программы модернизации В-1В,особенно посмотрите Блок В и Блок Е,и все сразу будет ясно.
            1. +2
              22 ноября 2018 05:17
              Цитата: merkava-2bet
              Чтобы понять что это бред сивой кобылы,я про статус В-1В <безъядерный>,то я выше выложил программы модернизации В-1В,особенно посмотрите Блок В и Блок Е,и все сразу будет ясно.

              Понятно, что вернуть термоядерные бомбы В61 на В-1В недолго. Но как мне представляется, руководство РФ сознательно сделало вид, что не замечает этого. С другой стороны сокращение американских МБР и БРПЛ имеет гораздо большее значение. Шансов прорваться к целям в глубине территории РФ у В-1В в варианте носителей свободнопадающих бомб, при не разрушенных системах управления и ПВО не так много.
              1. +3
                22 ноября 2018 08:57
                Цитата: Bongo
                онятно, что вернуть термоядерные бомбы В61 на В-1В недолго.

                Насколько я информирован, B-61 проходят как ТЯО и в ограничениях СНВ не учитываются.Как и их носители, включая F-16.
                Цитата: merkava-2bet
                А что бомбардировщик В-1В Лансер уже все безядерный статус получили,по мне это бред и дёза?

                Получили, поскольку единственной КР со СпецБЧ на вооружении сейчас является AGM-86B ALCM, НЯЗ. Эта ракета интегрирована только с B-52. Приладить ее к B-1B, вероятно, несложно (как и сделать новую БЧ к AGM-158 JASSM), но как-то незачем.

                С другой стороны, опцию превратить каждый Лансер (в СНВ учитывается как один носитель, независимо от количества КР) в новогоднюю елку, увешанную 36 ЯБЧ (8х3 барабан, 6х2 пилоны) следует иметь в виду.
                1. +2
                  22 ноября 2018 15:53
                  Цитата: Вишневая девятка
                  Насколько я информирован, B-61 проходят как ТЯО и в ограничениях СНВ не учитываются.Как и их носители, включая F-16.

                  Не совсем так. В61 - это целое семейство термоядерных бомб. Они различаются массой, энерговыделением, способом применения и носителем. ЕМНИП В61-4 и В61-7 предназначены только для дальних бомбардировщиков.
                  Цитата: Вишневая девятка
                  Получили, поскольку единственной КР со СпецБЧ на вооружении сейчас является AGM-86B ALCM

                  По американским данным, эти ракеты сняты с вооружения.
                  1. +2
                    22 ноября 2018 19:16
                    Цитата: Bongo
                    ЕМНИП В61-4 и В61-7 предназначены только для дальних бомбардировщиков.

                    Насколько я ориентируюсь в тексте СНВ3, тип бомбы не учитывается, только носитель.
                    Цитата: Bongo
                    По американским данным, эти ракеты сняты с вооружения.

                    Пишут разное
                    Even with the SLEP, the remaining AGM-86s were to reach their end of service by 2020, leaving the B-52 without a nuclear mission. However, in 2012, the USAF announced plans to extend the useful life of the missiles until at least 2030.

                    https://en.wikipedia.org/wiki/AGM-86_ALCM
                    Пардон за источник
                    Впрочем, в самом тексте СНВ3 перечислены все самолеты с дальностью 8К+ км
                    с) существующими типами тяжелых бомбардировщиков являются:

                    i) для Соединенных Штатов Америки – B-52G, В‑52Н, В‑1В и В‑2А;

                    ii) для Российской Федерации – ТУ-95МС и ТУ-160;

                    http://kremlin.ru/supplement/512

                    Что там дальше учитывалось, а что не учитывалось - как я понимаю, запутанная история.
  13. +2
    21 ноября 2018 22:44
    Интересная статья.
  14. +3
    22 ноября 2018 12:39
    Сергей, спасибо огромное за Ваши статьи! ВО запоследние несколько лет откровенно "потускнело". Но пока ещё есть материалы подобные Вашим, буду заходить и читать с удовольствием.
  15. +2
    22 ноября 2018 14:47
    Ну - у сменщиц Огайо уже есть официальное название Columbia (SSBN-826) class.
    Ну и по ценам - автор немного ошибается wink - кмк доклад Конгрессу поточнее будет. Гуглить Ronald O'Rourke - Navy Columbia (SSBN-826) Class Ballistic Missile Submarine Program.
    R&D = 13 млрд долл.
  16. +4
    22 ноября 2018 23:51
    Цитата: merkava-2bet
    А что бомбардировщик В-1В Лансер уже все безядерный статус получили,по мне это бред и дёза?

    Достаточно давно. У нас, разумеется были вопросы в отношении неядерного статуса, но вероятнее всего американцы утрясли этот вопрос...

    Цитата: merkava-2bet
    И что самое главное,бомбардировщик В-1В активно и обширно модернизируется.
    В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщиков B-1B[1], средний возраст которых составил 24,1 года[13]. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.

    Андрей! Вы абсолютно правильно описали варианты модернизации В-1В в хронологическом порядке. Кстати, и В-2А также модернизируется и оснащается каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениваться данными с другими самолётами в режиме реального времени. В этом отношении американцы молодцы.Стараются использовать возможности самолета по максимуму

    Цитата: merkava-2bet
    А что мешает их превратить в ядерные носители,вопрос пару часов,установка блока приема и согласования с телекодовой системой,а учитывая что они прошли обширную модернизацию и цифровизацию,то это ещё проще стало,ведь им не зашивали бомбоотсеки и не лишали системы дозаправки в воздухе,а также не резали электрокабели,как в своё время сделал СССР.

    В принципе ничего не мешает. Просто время, необходимое на эти процедуры намного больше пары часов...
    Бомбоотсеки не "зашивали", но подвижную перегородку, насколько помню устанавливали и фиксировали. В результате он не может использовать AGM

    Цитата: Bongo
    По американским данным, эти ракеты сняты с вооружения.

    Честно говоря такого не слышал. Планируют снять после 2020. Сейчас же количество сокращено ЕМНИП до 528 единиц.

    Цитата: Вишневая девятка
    Насколько я ориентируюсь в тексте СНВ3, тип бомбы не учитывается, только носитель.

    Учитывается носитель. Причем тот, который мог до последнего времени нести КРВБ. В частности В-2А. А вот В-1В в систему зачета не входит